Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351)
По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого, царский престол занял сын его Констанций, который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия. Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу на небе явилось изображение честного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение Креста начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш, достигало до самой горы Елеонской, отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. И все, имел ли кто в руках какое-либо дело, находился ли в жилищах, — оставив все свои дела и вышедши из домов, с вниманием и страхом созерцали пречудное знамение. Потом все многочисленные толпы иерусалимлян, исполнившись от этого божественного видения страха и радости, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, — все старцы и юноши, мужи и жены, притом и с грудными младенцами, также и безбрачные девицы, заключившиеся в безмолвии — и те, вышедши из своих жилищ, устремились туда же, и вообще всякого возраста и состояния жители Иерусалима, странники и чужеземцы, православные христиане и иноверные. И все они единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес.
Тогда неверующие еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя в явлении Креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою действительностью удостоверившись в то время в том, что христианская вера есть правая, истинная и благочестивая и предлагает верующему не от человеческой внешней мудрости изученные слова, но утверждается на откровении Духа Святого и благодати, и засвидетельствована небесными знамениями и чудесами. О повествуемом чудесном явлении знамения Креста святейший патриарх Иерусалимский Кирилл известил посланием царя Констанция, увещевая его обратиться к православному учению. Ермий же Созомен свидетельствует, что чрез сие явление на небе святого Креста, весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу. Мы же, исповедуя неисповедимую Его силу, явленную Крестом, превозносим нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего и поклоняемся подножию ног Его, святому Кресту, умоляя милосердие Господне, дабы во второе страшное Свое пришествие Христос сподобил нас узреть имеющее тогда явиться «Знамение Сына человеческого» (Мф.24:30), Крест святой, в радости и надежде спасения и им, как бы ключом, отверз нам двери царства небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай (Лк.23:40-43), и вчинил нас вместе с благословенными Своими овцами во веки (Мф.25:33-34). Аминь.
Примечания
Констанций, сын Константина Великого, по смерти отца получил Восток, Азию и Египет, в 357 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магненция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, запрещающий отправления языческого культа. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени: он преследовал православных епископов, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве. Констанций умер в 361 г., во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам назначил его главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных.
Родоначальником арианской ереси был пресвитер александрийский Арий. Он отрицал единосущие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств, — всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, причем было установлено равенство Сына Божия с Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры, который был составлен отцами I Всел. собора. В V в. арианство почти не имело последователей в Римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и логгобардов, где существовало до VII в.
По нашему счету около 9 часов утра. — Самое событие следует отнести к 351 г. В этом году пасха была 31 марта, след. Пятидесятница 19 мая; 7 мая приходится на вторник последней недели пред Пятидесятницею.
Гора Елеонская и Масличная — горы иудейские, лежат к востоку от Иерусалима (Иез.11:23), Масличная получила свое название благодаря множеству росших на ней маслиничных деревьев. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими (Ин.8:1, 18:2). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предан Иудою (Мф.21:30-50; Лк.14:26-46, 22,39) На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим (Мф.21:21; Лк.14:29). По преданию, с горы Елеонской Господь вознесся на небо (Деян.1:12). B IV в. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.
Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, патриаршествовал с 350 по 387 г. Известен своею борьбою с ересью ариан. Память его празднуется 18 марта.
Созомен — церковный историк V в. Его «Церковная история» обнимает период времени с 323 по 439 г. (но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г.). Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но до нас она, к сожалению, не дошла. — Об описываемом дивном, знамении Созомен упоминает в IV кн. своей «Церковной истории», в главе 5.
Явление Креста на небе предвещало Церкви тяжелые времена — господство арианства. Ровно 10 лет (по 361 г.) арианство держалось на престоле в лице Констанция, затем сменилось богоотступничеством Юлиана (361–363 г.); после Юлиана 14 лет покровительствовал арианству император Валент (364–378 г.).
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Ныне совершается воспоминание знамения Креста Господня в Иерусалиме, явившегося на небе в 351 году. Произошло это чудное явление во дни между Пасхой и Пятидесятницею, 7(20) мая, около третьего часа дня. Крест был из света и протяжен над Голгофой, горою распятия Христова – и до горы Елеонской, откуда вознесся Господь. Около двух километров. Крест был виден всему народу города и продолжительное время дня. Свет его был сильнее света солнечных лучей. Народ толпами спешил в храмы, и все трепетали и молились Господу. Это небесное явление обратило ко Христу многих из иудеев и язычников. Оно предвозвещало тот великий крест, который предстоял Церкви на целые двадцать лет после Константина Великого: от императоров Констанция арианина и Иулиана Отступника.
При размышлении о чудесном явлении на небе Креста Господня, говорит Митрополит Платон Киевский, надо нам не только благодарить Господа за соделанное Им спасение наше, но и молить Его о прощении совершаемых нами грехов. Сын Божий, Владыка неба и земли, Творец Вселенной, Существо во всех отношениях бесконечно великое и совершеннейшее, сошел с небес на землю, принял на Себя бренную плоть человеческую. Подвергся в ней разным нуждам и огорчениям. И наконец умер за нас позорной смертью – распят на кресте, как беззаконник! И все это Он сделал не потому, чтобы имел нужду в нас – как преблаженный, Он ни в чем не нуждается. И не потому, чтобы мы – люди достойны были Его любви и такой жертвы, которую Он принес ради нашего спасения, но единственно по беспредельной Своей благости и неизреченной любви к роду человеческому.
– Так возлюбил Бог мир, говорит евангелист, что отдал на смерть Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную(Ин.3. 16). А мы, любим ли Его, Бога и Спасителя нашего, как должно, всем сердцем и всею душой? Не может ли и к нам относиться то, что Господь сказал некогда об иудеях: Приближаются ко мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их, далеко отстоит от Меня (Ис.29. 13). Кто искренно любит кого-нибудь, тот старается исполнять желания любимого. Опасается оскорблять его и всегда помнит, или, по крайней мере, часто воспоминает о нем. А мы исполняем ли заповеди Божии? Не прогневляем ли Господа делами?
За любовь Его к нам мы платим холодностью к Нему. За величайшее благодеяние, оказанное нам в искуплении от вечной смерти, воздаем Ему неблагодарностью и оскорблением Его святости своими грехами. Не должен ли Он за это гневаться на нас? Не должны ли мы просить у Него прощения? Пусть же каждый усердно взывает к нему: Господи, помилуй! Христос умер за грехи наши, пострадал для очищения нас кровию Своею. А очищая, Он желал, чтобы мы более не делали их. И подлинно, истинно верующий в Него не грешит произвольно. но хранит себя от греха (1Ин.5. 18). Ибо грешить – это значило бы вновь распинать Сына Божия и осуждать себя на вечное мучение.
А мы храним ли себя от грехов, остерегаемся ли их? Многие из нас, по выражению пророка: пьют беззаконие, яко воду. Предаются греху без страха и ненасытно, да и все мы не боимся грехов и не удаляемся их так, как бы следовало. Иные грехи мы даже не считаем грехами по их маловажности. Между тем как всякий грех весьма тяжек, потому что есть преступление закона Божия (1Ин.3. 4). А другие грехи извиняем слабостью природы нашей. Тогда как мы созданы во Христе Иисусе не на грехи, а на добрые дела (Еф.2. 10). И при содействии благодати Божией можем противиться всякому влечению ко греху (2Кор.12. 7).
Есть между нами и такие, которые грешат не по слабости природы, а произвольно и с намерением, сами ищут случаев ко греху. И не только сами грешат, но еще соблазняют и развращают других. Скажите, не тяжко ли мы согрешаем все пред Богом? Не имеем ли поэтому великой нужды в Его милосердии? Пусть же каждый взывает к Нему из глубины души своей: Господи, помилуй! Иисус Христос умер за грехи наши с той великой целью, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и наследовали вечную жизнь в Царстве Небесном (1Пет.2. 24. Евр. 9. 15).А мы, братия, печемся ли исполнить волю Его, ревнуем ли о добродетели, заботимся ли стяжать вечное блаженство?
Проследите свою жизнь от юности до настоящаго дня, рассмотрите хоть один день ее и скажите: что вы сделали для стяжания блаженства во Царствии Небесном? Какую порочную страсть в себе истребили? Какую добродетель усилили? Сколько добра сделали для ближних? Чем пожертвовали Господу? Увы, едва ли не все мы только ели, пили и веселились. А если и трудились: то более для чрева, нежели для Бога и спасения души своей. Более для земли, нежели для неба и вечного в нем блаженства, о котором многие, может быть, и не думают! Видите, какие мы грешники и как нужно нам молить Господа, да простит Он нас за нерадение наше о благоугождении Ему и вечном спасении нашем! Пусть же каждый с искренним покаянием взывает к Нему: Господи, помилуй!
А ты, преблагий Господи, вонми гласу моления нашего и буди милостив к нам грешным! Ты некогда молил Отца небесного простить величайших беззаконников, Тебя распинавших: прости же и нас за великие наши прегрешения! Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Аминь.
Явление Креста в 351 году в Иерусалиме
****
«…В день седьмого мая, в третий час,
в СвЯтом граде Иерусалиме,
в день Пятидесятницы как раз, —
Крест Господень засиял над ними…», —
так историк местный Созомен
хладнокровно записал о Чуде:
«…Дивному знамению взамен –
Ко Христу Любовь открыли люди…»
«…Чрез Явленье нА небе Креста
эллинов и иудеев многих
веровать в Распятого Христа
ставит Бог на избранной дороге…»
«…Крест сиял, свет Солнца перекрыв:
как неизреченное свеченье…,
сподвигая массы на порыв:
Иисуса Бога к прославленью…»
Иерусалимский Патриарх,
сам Кирилл – Констанцию в палаты
шлёт посланье…; в трепетных стихах
и Поэт воспел: «Крестом Распятый…»
«К трём векам – полвека, да годок –
миновало от Христа распятья
за грехи людские…, чтобы Смог,
Сам Воскреснув, Духом Благодати
в каждого, кто верует войти»
и остаться, помогая в жизни:
с Церковью Спасенье обрести,
Превращая страх в желанье тризны…
******
7 /20 мая вспоминается Явление на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году.
В сюжете использованы цитаты из различных источников, рассказывающих об этом явлении, после которого многие, видевшие Крест Господень, уверовали в Бога и крестились…
ТРЕТИЙ ЧАС – по древнему исчислению, сохранённому Православной Церковью, соответствует промежутку «10-12 ЧАСОВ ДНЯ»
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ в 351 году – Патриарх Иерусалима
КОНСТАНЦИЙ – царь Иудеи, во дворец которого – ПАЛАТЫ, Патриарх послал сообщение о Явлении Креста
ТРИЗНА, или ТРИЗНИЩЕ – устаревшее – ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, ведущее начало от языческих времён…, означающее, что надо радоваться за умершего: он взят на Небо…
21.05.2013г, Векшина Л.А.