Содержание
Петр Вельяминов: «Поводов арестовать меня не было никаких…»
Петр Вельяминов, потомок древнего аристократического рода прошел лагеря и там стал актером, а первой ролью в большом кино стала роль сельского коммуниста. По иронии судьбы, актер, осужденный за антисоветскую деятельность, вошел в историю как самый обаятельный большевик отечественного кино.
Шестнадцатилетнего Петра Вельяминова арестовали 31 марта 1943 года, когда часы на московской Манежной площади показывали без двенадцати двенадцать…
Из интервью Петра Вельяминова:
«Арестовали меня 31 марта 1943 года. На Манежной площади. Подошли двое и забрали. Среди бела дня. И привезли на Лубянку. Я шел по «особо важным», и, судя по постановлению Особого совещания, у меня был очень неприятный букет статей, который и определил все дело, которое, как мне сказали потом следователи, реабилитировавшие меня, было сильно раздуто. Главная статья у меня была «измена Родине», которая звучала как «соучастие в деятельности антисоветской организации «Возрождение России». Вроде эти люди печатали листовки, а я как будто был боевиком. Вспоминаю, как меня привезли на Лубянку. В кабинете сидело человек пять в штатском. Я был молодой и неопытный… Наверное, можно было играть под дурачка и расплакаться… Но так как меня воспитывали без страха во всем, я держал себя независимо. Я тут же сказал, что вместо того, чтобы судить одного виновного, они хотят осудить сто невинных… Они сказали, что я из молодых да ранних, что со мной «все ясно».
Поводов арестовать меня не было никаких, кроме, может быть, одного. Я ухаживал за девушкой. Она была на год старше меня, но война сблизила нас. Ее отец был доцентом московского Архитектурного института — известный в своих кругах человек, увлекающийся искусством, у него было прекрасное собрание книг и картин. Я часто бывал в их квартире, где всегда было много людей — коллег, гостей… Вскоре хозяина дома и других преподавателей института арестовали. Кто-то из них, как я понял, не сдал радиоприемник (приемники полагалось сдать) и слушал «заграницу», немецкое радио на русском языке, и естественно, они обменивались мнениями. Восторгов по поводу первых месяцев войны ни у кого не было — я вспоминаю московскую панику 15-16 октября 1941 года. Это были, может быть, и не пораженческие разговоры, но, так или иначе, ваше «вссслышащее ухо» их услышало…
В сентябре 1943 года меня перевели в Бутырку, там был более свободный режим. Все это производило впечатление полубани-полувокзала. Нас вызывали по фамилиям, например, на «В» — «Выходить туда-то с вещами». Тебя пускают по- коридору, и к тебе присоединяется все больше и больше людей.
Вскоре меня перевели в очередную камеру, в церковь, находящуюся внутри Бутырки. Эта церковь называлась «этапной камерой». Там сидели люди, получившие приговор и ожидавшие этапа. Собралось колоссальное количество народу. Люди разные, все взрослые, много фронтовиков. Я не помню, сидели ли там с бытовыми статьями, по-моему, нет. В то время в Москве уже были салюты, мы кричали «ура!», когда освобождали какой-то город…»
Цитата: Вельяминов П.С. Я считаю себя счастливым / Беседу вела Л. Ельникова // Кино: политика и люди (30-е годы): К 100-летию мирового кино / Роскомкино. НИИ киноискусства. – М.: Материк, 1995. – С. 161–174.
Будь в Движении!
«В течении жизни человек сталкивается с массой моральных выборов, от которых во многом будет зависеть его дальнейший путь. Каждый выбор ведет по тому или иному пути, множество переплетений, ситуаций — от которых человек формируется, становится тем, кем он станет. Понятие добра и зла очень размыты, ведь человек может быть добрым по натуре, но трусом, а может быть жестоким, но не оставит в беде товарища. Но трусом или храбрецом он стал, потому что сделал тот или иной выбор. Когда закрываются глаза на несправедливость — это легкий путь, ты ушел и все, сделал вид как будто этого и не было. Сложный же путь заключается в том, чтобы не пройти и сделать максимум, чтобы слабый не был угнетен неправым, несмотря на возможные дальнейшие трудности. Сила в правде и за нее стоит делать трудный выбор. Ведь в конце пути о человеке говорят его былые дела, что он сделал, кому помог, кого спас, когда не прошел равнодушно мимо … Нынешнее время старается сделать из нас послушных дураков, навязывая телевизором ложные истины, цензура в СМИ старается навязать нам свое видение мира, основанное на агрессии и потреблении. Движение Возрождение делает правильный выбор и не пройдет мимо несправедливости. Хочешь ли ты быть с нами?»
Возрождается ли Православие в России?
Ситуация в России все больше напоминает тонущий корабль, капитан которого, вместо того чтобы его спасать или объявить эвакуацию, убеждает экипаж в том, что все в порядке и беспокоится не о чем. Более того, он внушает команде, что судно не только не терпит бедствие, а, наоборот, совершает мировые рекорды. 20 лет власть и церковная иерархия с пеной у рта твердит о том, что Православие в России возрождается. Нам постоянно приводят большие цифры построенных и восстановленных храмов, монастырей, открытых семинарий и воскресных школ. Официальная пропаганда пытается доказать, что чуть ли не вся Россия стала Православной, для этого приводятся цифры верующих, раньше мол атеистами называли себя 56%,а сегодня 84% утверждают, что они православные. «Православие поднялось с колен» — заявляет чиновники с телеэкранов.
В эти сказки российских властей с восторгом верят православные неофиты, а также малодушные верующие, привыкшие воспринимать окружающую действительность через розовые очки.
Да, конечно, времена коммунистического безбожия ушли в прошлое, храмы не разрушают, священнослужителей не расстреливают. Но уместно ли говорить о полном восстановлении религиозного сознания русского народа? Нет. Обманутые официальной пропагандой люди, не понимают, что религиозность общества определяется не количеством построенных храмов или служащих в них священников. Ведь какой толк от этих храмов, если большая часть населения воспринимает их лишь только как красивые постройки, а ходят в эти Церкви люди, как правило, далекие от понимания православной веры. Пускай храмы и часовни будут стоять хоть на каждом углу, общество от этого не изменится, так как желтая пресса и телевидение сегодня определяет его сознание. С таким же успехом, глядя на огромное количество дворцов, автомобилей, яхт российских олигархов, можно прийти к выводу, что русский народ богатеет.
В то время как строятся красивые позолоченные храмы, уровень морально — нравственного разложения общества становится все выше. Средства массовой информации культивируют ложные ценности — насилие, разврат, культ наживы, зависть, корысть, гедонизм и проч. В результате, молодые люди прожигают свою жизнь, распивают спиртные напитки, употребляют наркотики и совершают суициды, так как многие из них не могут найти свое место в этом мире. Разрушается институт семьи, растет число разводов, многие супружеские пары не доживают даже до года совместной жизни. В итоге, мы сталкиваемся с колоссальной демографической проблемой.
На существующие морально — нравственные проблемы общества власти закрывают глаза, а представители малодушной «православной» общественности их стараются упорно не замечать.
Что же касаемо 84% «верующих», о которых нам твердит власть, то давайте разберемся, кто такие эти «верующие». По статистике в США 95% населения тоже считают себя верующими, и, тем не менее, это государство прочно завоевало славу главной цитадели разврата.
На самом деле большинство из этих «верующих» действительно верят в Бога, однако они не имеют ни малейшего представления о сущности христианского вероучения или попросту его отвергают. Их вера является не более, чем смесью деизма(философского учения, признающего Бога, но отрицающего религиозные догматы) и примитивных языческих культов. Бог ими воспринимается как добрый волшебник на небесах, который всех любит и всем помогает в личной жизни. Неудивительно, что когда на них начинают обрушиваться неприятности и беды, эти люди сразу же превращаются в атеистов или богохульников, мол, Бога нет, если он допустил в их жизни такое.
Периодически маловеры посещают храмы. Однако, приход в Храм для них не более, чем языческое жертвоприношение перед Богом. То есть приду я в храм, поставлю свечку за здравие, выпью святой водицы и все у меня будет хорошо. Поэтому их религиозная «вера» спокойно может сочетаться с развратом, пьянством, завистью, злобой, хамством, воровством и прочими богомерзкими поступками. Они не понимают того, что Христианская вера требует еще и живого общения с Господом, выполнения религиозных обрядов, молитв и соблюдения всех его заповедей, не зря Спаситель сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7,21)»
Безусловно, не следует записывать всех этих «верующих» в закоренелых грешников, так как значительная часть из них не творит зло, ведет себя добросовестно. Но при этом и особой добродетели за ними не замечено, а Церковь они почти не посещают. Их можно окрестить как лиц, которые не служат ни Богу и ни дьяволу. Им кажется, что если они ведут примерную жизнь, то для них уже заказан билет в рай.
Иногда маловеры совершают небольшие добродетели — жертвуют на храмы и монастыри, дают деньги нищим, но эти поступки лишены искренности и носят скорее меркантильно — торгашеский характер, нежели осознанное желание совершить доброе дело. Дескать, дам я деньги святой Церкви, помогу таким — то людям, а Бог в ответ должен меня вознаградить. То есть своеобразная попытка задобрить Бога. Некоторые и вовсе совершают добрые дела только лишь с целью самопиара. Поэтому неудивительно, что среди тех лиц, которые в России занимается благотворительностью немало криминальных элементов.
Людей, которые полностью совершают все церковные таинства по установленным канонам и мало — мальски знакомы с сутью христианского вероучения по статистике 12%. Цифра не маленькая. Но не стоит обольщаться, так как всех этих лиц не следует причислять к подлинным христианам. Не менее половины из них обыкновенные фарисеи и обрядоверы. Их религиозность лишена искренности, зачастую используется ими в качестве предмета гордыни и самоутверждения. Внешне эти люди совершают все положенные религиозные обряды, часто делая это демонстративно и осуждая других людей за разные мелочи, но при этом сами они не гнушаются нарушать заповеди Божьи. Яркий пример таких людей мы видим в образе старушек служительниц храмов. Внешне они усердно молятся, бывают на всех службах, исповедуются и причащаются, но при этом по — хамски ведут себя с простыми прихожанами.
Некоторые вообще увлекаются исключительно обрядовой стороной Православия, саму же сущность христианского вероучения они представляют слабо или знакомы с ней в искаженном виде. Поэтому, не приходиться удивляться тому факту, что многие из таких верующих состоят в КПРФ. Среди обрядоверов, кстати, существует немалое количество откровенно психически больных людей, которые готовы буквально на каждом углу истерически кричать о Православии.
И только не более 3 — 4% населения нашей страны можно назвать подлинными православными христианами, которые искренне стремятся жить праведной жизнью, регулярно посещают Церкви и участвуют в христианских таинствах не ради гордыни, а с целью спасения своей души. Но, к сожалению, эти люди разбросаны и неорганизованны. К сожалению, среди этих людей очень мало подвижников, большинство мыслит на уровне своего прихода, семьи или друзей, проблемы общества и государства их мало интересуют. Тех же кто не просто верит, но и доносит истину до других людей, старается изменить общество — сущие единицы.
Вся эта картина свидетельствует лишь о том, что все утверждения властей о возрождении Православия в России являются не более, чем обманом. Наоборот, в пору говорить о его полном упадке. В какой — то степени эта ситуация даже хуже, чем при большевизме, потому что тогда было понятно кто есть кто, а сейчас многие беззакония прикрываются лицемерной религиозностью. Посмотрите хотя бы на праздник Богоявления, где толпы людей, часто в нетрезвом состоянии, без очереди прыгают в Иордань, в надежде «смыть с себя все грехи». Я не говорю уже о байкерах, рокерах, кафе, а также всяких увеселительных заведениях, действующих под словом «православный».
Если все подлинно верующие люди не смогут объединиться, не будут пытаться вести борьбу с беззакониями современного мира, то русский народ обречен на вымирание. Общество будет вырождаться, Церковь приходить в упадок, а малодушные православные будут до конца своих дней восторгаться и рукоплескать властям, как только возведут очередной храм, или откроют новую воскресную школу.
Православное возрождение России в эпоху преп.Сергия Радонежского и в наши дни
1. Духовный вождь русского народа.
В истории России преп. Сергий Радонежский стал особым избранником Божиим, несомненно посланным промыслительно русскому народу в годину смут и испытаний. Он стал духовным вождем для русского народа и подобно пророку Моисею помог нашему народу выйти из монгольского плена и удельной раздробленности.
2. Служитель Святой Троицы и строитель православной Соборности.
В житии преп. Сергия Радонежского говорится, что он «сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы, что и сбылось». И действительно, преп. Сергий стал послушником и тайнозрителем Святой Троицы. Впоследствии его ученик преп. Андрей Рублев написал знаменитую икону Святой Троицы, в «память и похвалу отцу нашему Сергию-игумену Радонежскому». Это икона святой Троицы не только выражала богословие преп. Сергия, но и стала причиной появления на Руси в 15 веке особого литургического праздника Святой Троицы на ряду с днем Святого Духа — Пятидесятницы. В этом празднике, по мнению отца Павла Флоренского, «выразилась русская идея и своеобразные черты русского духа, опять-таки связанные с именем преп. Сергия. Я говорю о Троичном дне, как литургическом творчестве именно русской культуры, писал отец Павел Флоренский, и далее, определеннее, — творчестве преп. Сергия. Напомним, что Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон». В 16 веке на Руси появится еще один духовный последователь преп. Сергия богослов тайнозритель Святой Троицы преп. Александр Свирский. Ему, подобно праотцу Аврааму, явится сама Троица Светоносных Ангелов и благословит на строительство православной соборности на Руси. Продолжая мысль отца Павла Флоренского можно сказать, что богословие, идущее от преп. Сергия стало одним из главных направлений русской мысли. Это относится и к богословию соборности церкви от А.С.Хомякова до свят. Иллариона Троицкого, а также в известной мере и к философии всеединства.
3. Смиренный игумен Земли Русской.
Благодаря своему подвигу пустынножителя и исихаста преп. Сергий стал «игуменом всей Земли Русской», основателем возрождения иночества и монашества на Руси. Кроткий, смиренный и любящий всех игумен Радонежский стал лучшим примером доброты и праведности русской души живущей во Христе. Основанная им обитель Святой Троицы превратилась в духовный и религиозный центр соборного единства русского народа и возрождения Святой Руси. Из его стен вышли многочисленные последователи преп. Сергия, нестяжатели и исихасты, духовные строители Святой Руси. Благодаря этому монастырь на Руси вновь стал главным центром православного просвещения, воспитания и национального сплочения русского народа.
Ученики и последователи игумена Радонежского помнили и несли нашему народу его завет: «Воззрением на Святую Троицу побеждать страх ненавистной розни мира сего».
На протяжении всей истории преп. Сергий Радонежский стал ангелом-хранителем России, он неоднократно являлся и помогал спасению русского народа в годины испытаний, смут и лихолетий. Особенно в эпоху катастрофы и крушения России в эпоху смуты и разорения начала 17 века и в многострадальный 20 век-век русской Голгофы.
4.Православное возрождение России в наши дни.
Сегодня мы живем в эпоху православного возрождения России. Эта духовно переходная эпоха от богоборчества и обретению вновь веры во Христа в православии продолжается уже в течение 25 лет. Она началась в нашей стране с памятной даты, празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси.
Плоды этого возрождения за последние 25 лет очевидны. Это прежде всего победа православной веры и церкви над воинствующим безбожием и гонениями продолжавшимися 70 лет в нашей стране. Исполнились слова Спасителя в Евангелии: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея» (Матф. 16, 18).
«Русская церковь, по словам патр. Алексия II, сумела восстановить тысячи разрушенных и оскверненных храмов… Но, главное, по словам патриарха, совершающееся на наших глазах чудо Божие состоит в обретении веры и обращении ко Христу Спасителю миллионов наших соотечественников, духовную память которых оказались бессильны омрачить все усилия воинствующего государственного атеизма».
Духовной основой православного возрождения нашего народа стал, несомненно, подвиг св. новомучеников и исповедников Российских. «Кровь мучеников — семя христианства», писал еще Тертуллиан. За последние 25 лет в Русской Церкви было прославлено персонально более 2 тысяч св. новомучеников и исповедников. Такого в истории русской церкви еще никогда не было.
За последние годы православная соборность церкви одержала победы над расколами и разделениями. В 2007 году Русская Зарубежная Церковь воссоединилась с Московской Патриархией. И теперь наша церковь имеет приходы и монастыри во многих странах и континентах мира. Но существуют и весьма важные и значительные проблемы на пути православного возрождения нашего народа. Сегодня, как и раньше наш народ крещен, но не просвещен и не воцерковлен. Если крещение в прошедшие годы охватило большинство русского народа, то воцерковление, сознательное исповедование веры затронуло лишь меньшую его часть. Отсутствие катехизации и христианской общины на приходах часто приводят к тому, что православие воспринимается не как новая духовная жизнь во Христе, согласно Евангелию, но как внешнее храмовое обрядоверие. Либо как новая идеология вместо старой. Такое восприятие православия вне Евангелия и вне внутренней духовной жизни не может приблизить новокрещеного человека к Богу, ко Христу. Поэтому сегодня многие крещеные люди остаются вне Церкви, либо сами покидают ее. Другим «камнем преткновения» на пути православного возрождения стали искушения современного «общества потребления», культивирующего грехи и соблазны сладострастия, своеволия. Особенно опасным стало обожествление богатства и безграничная власть денег в нашем обществе. «Мамонократия» — стала новой правящей идеологией в наше время.
Обществу, культивирующему материальное богатство и власть денег, Христос не нужен, также как и церковь и спасение души. Вера и церковь сегодня нужна прежде всего страждущей части нашего общества, «униженным и оскорбленным», «алчущим и жаждущим правды». Поэтому необходима широкая катехизация и воцерковление этих слоев нашего народа. Очень важно создание на приходах подлинно христианских общин, в которых новокрещеные смогли бы влиться в христианскую семью и начать в ней новый духовный образ жизни. «Мы живем в эпоху апостольского служения мирян» — провозгласил в начале 90-х годов патриарх Алексий II. Дальнейшая судьба русского народа и нашей страны во многом будет зависеть от активной миссионерской деятельности мирян и евангелизации широких слоев нашего общества, то есть от нас с вами.
Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа»
В преддверии праздника Богоявления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты» (Федеральный выпуск, N4273 от 19 января 2007 года).
Слава сквозь боль
— Ваше Святейшество, мы сейчас между двумя большими праздниками Рождества и Крещения Господня. Скажите, как вы отмечаете эти дни, какое празднование Рождества в вашей жизни вам больше всего запомнилось?
— Весь христианский мир вновь воспевает вместе с Ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Мы празднуем Рождество Христово — событие, которое возвратило людям усыновление Небесному Отцу, вернуло им надежду, даровало Божию благодать, незримо, но явственно помогающую во всяком добром деле.
Рождество и Крещение Господне — одни из самых светлых и радостных праздников, и главной их составляющей является богослужение. Поэтому многие люди стремятся посетить в эти святые дни храм, прославить родившегося младенца Христа или почерпнуть Иорданскую благодать.
Вспоминая минувшие годы, могу особо выделить 2000 год, когда проходило празднование 2000-летия Рождества Христова. Никогда не забуду богослужение в Вифлееме, на том самом месте, где родился Спаситель мира, и все мы — большинство Предстоятелей Поместных Православных Церквей — собрались там, чтобы вознести Ему хвалу, как некогда пастухи по зову Ангела. По возвращении в Москву нас ждала еще одна, несравнимая ни с чем радость — первое богослужение в возрожденном храме Христа Спасителя, который вновь восстал в своем былом величии в самом сердце нашего Отечества.
— Два этих замечательных праздника омрачены двумя трагедиями — убийством священника Олега Ступичкина в Свердловской области и гибелью семьи священника Андрея Николаева в Тверской области. Первый социальный диагноз, который прозвучал, — невероятная нравственная деградация и виновных в гибели священников, и самого общества. Как Предстоятель Русской Православной Церкви, что вы можете сказать о нравственном состоянии современного российского общества — что у вас вызывает беспокойство, что внушает надежды?
— Секулярная идеология современного общества, претендующая сегодня на господство и универсальность, стремится сделать мораль и этику уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Но даже теоретики этой идеологии начинают с ужасом взирать на чрезвычайно низкий уровень нравственности в обществе. Особенно нас беспокоит распад института семьи. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, вообще развращенность и распущенность, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм в общественном сознании постепенно получают некое одобрение или, по крайней мере, право на существование. Педагогика ограничивается передачей нашим детям определенных знаний, тогда как воспитательные функции школы выхолащиваются.
Молодое поколение вырастает неподготовленным к столкновению с темными сторонами взрослой жизни. Вот почему большинство родителей ратует за введение в школы Основ православной культуры. Наша страна за века своего существования накопила глубокий разносторонний опыт. Достижения российской культуры и мировоззрения изучаются во всем мире, зачем же лишать этого опыта наших детей? Другая проблема, вытекающая из первой, это демографический кризис. Демографическая проблема состоит из разных аспектов, но помимо экономических задач, за решения которых сейчас взялось государство, перед нами стоит задача духовная — помочь разрушить культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства, вернуть в сознание людей стремление к добру и любви, жертвенности и правде, сделать так, чтобы само общество поощряло целомудрие, честность, скромность, терпение, благонамеренность, великодушие.
Но в то же время нельзя не заметить, что последние полтора-два десятилетия стали для многих наших соотечественников временем обретения духовных ориентиров. Отрадно, что и сегодня в душах людей вновь просыпается вера, возрождаются моральные устои и стремление к вечным ценностям, к идеальной полноте бытия. И все глубже мы осознаем, что это бытие неотделимо от религии, от живой связи с Творцом.
Жизнь приносит всем нам новые испытания, преодолеть которые можно, лишь укрепившись нравственной чистотой и облекшись в правду. Часто людские души, по мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского, «разбиты, сломаны по нашей неосторожности, нерадению, легкомыслию — надо их восстановить и сделать целыми; они помрачены, надо их сделать светлыми чрез покаяние, смирение, добрые дела».
Городская и деревенская религия
— Два трагических события, попавших в первые новости, касаются деревенских приходов. Но довольно часто можно услышать от священников, что современная вера в России перемещается в города. Городские храмы переполнены, сюда люди чаще приходят с вопросами, открывают душу. Каково положение в глубинке, как духовно окормляется деревня?
— Действительно, в последнее десятилетие социологи отмечают, что Православие становится все более «городской» религией, что в городские храмы ходит все больше молодежи, что среди православных заметно увеличилось число мужчин. В городах, районных центрах помимо богослужений священнослужители имеют возможность выполнять самые разные миссионерские задачи: одни храмы занимаются просветительской деятельностью, другие — работой с молодежью, третьи — помогают больным, престарелым, детским приютам и так далее.
В деревенских условиях священник — это и учитель, и врач, и социальный работник, и прораб, а иногда и милиционер. У сельского священника больше, чем у городских, попечений о своей семье. Многие деревни в центральной и северной частях России сегодня катастрофически бедны, лишены социальной структуры, культурно обделены, живущие там люди материально не защищены. Все эти невзгоды нынешней деревни разделяют и сельские священнослужители. Для некоторых из них это поистине подвижническое служение.
Но я заметил, что в тех поселках, небольших городках, районных центрах, где храмы не закрывались в годы богоборческой власти, там и нравственные устои сохранились, и пьянство не в чести, и есть многодетные семьи, и людям живется лучше.
В селах, где пастырю все надо начинать с нуля, стоит нелегкая задача восстановления духовной жизни, обращения людей к вере, дарования им надежды в тех условиях, когда жизнь представляется порой бесперспективной. Сельские священники являются, таким образом, теми очагами любви Христовой, которые привлекают людей своим ревностным горением, светом и теплом.
Хотя я бы не стал проводить столь резкое разделение между городским и сельским духовенством. Население наших городов, прихожане городских храмов испытывают те же трудности — житейские, духовные, что и жители деревни, может быть, только в иных формах. И поддерживать, укреплять и наставлять верующих на пути обретения ими религиозного опыта — задача, стоящая перед каждым служителем Церкви. Задача непростая как для деревни, так и для города.
Священник как учитель
— Священник в русской культуре — фигура «учительная»: священника всегда слушали как учителя, авторитетного человека. Соцопросы показывают, что Русская Православная Церковь — один из институтов нашего общества, который пользуется наибольшим доверием населения. Как вы считаете, достаточно ли предоставлена сегодня трибуна священникам для того, чтобы они говорили о самых актуальных проблемах современного общества, в первую очередь — духовных и нравственных? На телевидении, радио, в газетах, в обычной жизни воспринимают ли священника как учителя?
— Интересно, что вы употребили слово «учительный». Именно так Церковь называет тех подвижников, которые обладали даром разъяснения тайн веры, даром проповеди. А самых выдающихся проповедников — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — церковное предание именует «вселенскими великими учителями». Да, действительно, священнослужитель издревле являлся фигурой, на которую были устремлены взгляды окружающих, в прямом и переносном смысле. И эти взгляды всегда выражали внутреннее ожидание — ожидание паствы услышать от своего пастыря слова, которые возвещали бы людям не какие-то политические идеи или научные откровения, но — «глаголы жизни вечной».
Между прочим, среди многочисленных обязанностей священнослужителя — священника и особенно епископа — долг непрестанной проповеди считается одним из главных. Вспомните слова Христа Спасителя, произнесенные Им при Вознесении апостолам: «Идите, научите все народы…» То есть Спаситель заповедал своим ученикам прежде всего проповедь Евангелия, которая затем приводит человека в церковь: священнослужители крестят уверовавших «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
В последние годы, когда Церковь получила возможность восстанавливать порушенные в прошлом святыни и свободно совершать богослужения в наших храмах и монастырях, необходимость проповедовать истины Евангелия ощущается нами особенно остро. Десятилетия безбожной идеологии сделали свое дело: подавляющее большинство наших сограждан, даже пришедших в храм и сердцем принявших православие, знают о нем очень мало.
Это заставляет православное духовенство всеми доступными средствами пытаться донести до своей паствы и тех, кто еще только подходит к церковной ограде, евангельские истины. И поскольку мы живем в XXI веке и пользуемся колоссальными возможностями, которые предоставляет нам современная техника, мы стараемся распространять нашу проповедь с привлечением и печатного слова, и Интернета, и радио, и, разумеется, телевидения.
Церковь развивает и поддерживает свои собственные информационные ресурсы — газеты, журналы, радиокомпании и телевизионные каналы. Однако мы прекрасно осознаем, что их удельный вес в современном информационном пространстве нашей страны невелик. И в этом смысле мы, конечно, рассчитываем на взаимодействие с федеральными телеканалами, общероссийскими газетами, радиокомпаниями, в сюжетах, статьях и передачах которых недостает православно ориентированных материалов.
Церковь — против цензуры
— А как может развиваться это взаимодействие?
— Здесь я обращусь к той части вашего вопроса, которая касалась возможности для священнослужителей доносить до массовой аудитории духовно-нравственную оценку происходящих событий. Эта оценка, этот взгляд на мир с точки зрения вечных религиозных истин и формируют общественный интерес к Церкви. Я считаю, что в настоящее время есть возможность и, главное, необходимость расширить религиозную тематику, увеличить долю передач, программ и статей духовно-нравственного содержания и на телевидении, и на радио, и в печати. Ведь опыт нашего сотрудничества последних лет показал, что среди сотрудников светских СМИ появилось немало прекрасных мирян-журналистов, вполне грамотно и взвешенно освещающих религиозную тематику и жизнь Церкви, в частности. Вот этот путь, по-моему, может принести большую пользу всем — и светским, и церковным журналистам, и, разумеется, аудитории этих СМИ.
Прошедший год показал, что существует огромный пласт отечественной истории, который представляет собой неисчерпаемый материал для творческого осмысления. Я имею в виду историю Русской Православной Церкви. Отчасти интерес к этой теме проявился в том, что силами православной кинотелекомпании «Православная энциклопедия» в сотрудничестве с различными федеральными телеканалами был создан целый ряд документальных фильмов, получивших высокую оценку — как зрительской аудитории, так и профессионалов. Кроме того, как стало известно, в минувшем году на историческом факультете МГУ открылась кафедра церковной истории. Это все весьма показательные факты.
Однако мы далеки от прекраснодушия. Несмотря на множество положительных примеров, по-прежнему у Церкви вызывает озабоченность характер деятельности многих светских СМИ — прежде всего из-за того, что в них пропагандируются (именно пропагандируются, другое слово здесь подобрать трудно) культ потребительства, поверхностное и бездумное отношение к жизни, безнравственность и вседозволенность.
Это особенно беспокоит Церковь потому, что огромное количество низкого качества изданий и программ ориентировано, прежде всего, на молодежную аудиторию. А сегодняшние молодые люди завтра будут призваны встать у руководства государственными, политическими и общественными организациями, им предстоит определять пути развития нашего общества.
К сожалению, многие СМИ ставят во главу угла не общественную пользу и даже не достоверность информации, а извлечение прибылей и дешевую популярность своих изданий. При этом утверждается новое понимание постулата о свободе слова — как неприкасаемость даже самых нечистоплотных дельцов от журналистики, как капитуляция перед их откровенно провокационными нападками, оскорбляющими религиозные чувства верующих. Такое положение дел свидетельствует о том, что нравственные ориентиры, моральный долг еще не стали обязательным и неотъемлемым атрибутом отечественной журналистики. Церковь не имеет ни возможности, ни желания создавать что-либо похожее на цензурирующий орган. Однако мы призываем и будем призывать всех, кому небезразлично будущее нашей страны, к совместным действиям по созданию механизмов воздействия на те СМИ, которые своей деятельностью наносят вред нравственному здоровью наших сограждан.
«Остров» как новая глубина
— Тема церковной жизни актуализирована выходом на экраны и показом по ТВ фильма Павла Лунгина «Остров». Вы встречались с его создателями. Скажите, почему вам понравился фильм? Я слышала от верующих, что замечательные актеры не в состоянии постичь и передать духовный феномен монашества. Почему вы приняли фильм, что оказалось решающим для вас?
— Я не согласен с тем, что актеры не могут постичь феномен монашества. Недаром к монашеству приходят самые разные люди, в том числе и актеры. Монашество как сугубое покаяние способен понять любой верующий человек. «Нет человека, который жив будет и не согрешит», сказано в Библии. Но Господь говорит: «Просите — и обрящете, стучите — и откроется вам». Путь покаяния как особое состояние души есть цель и смысл христианского подвига, и в этом смысле нет большой разницы между мирянином и монахом.
Ценность фильма в том, что его создатели сумели показать глубокое, искреннее покаяние человека. Мне трудно судить, что сыграло решающую роль в том, что картина получилась такой достоверной и внутренне убедительной. Думаю, чистые и искренние побуждения авторов фильма и актеров были необходимым условием, которое повлияло на результат. Здесь проблемы духовной жизни и спасения выдвинуты на первый план, и зрители, которые, может быть, впервые соприкоснулись с этими проблемами, глубоко задумались. Зритель, благодаря создателям фильма, верит правде характеров, а потом уже в то, во что верят эти характеры.
Древний церковный учитель Тертуллиан сказал в свое время: «Душа человека по природе христианка». Я думаю, фильм «Остров» — еще одно подтверждение этой истины. Не случайно картина получила такой широкий резонанс, она заставила даже неверующих людей задуматься о религии и Боге, о грехе и покаянии. Это большое достижение авторов картины. Кроме того, фильм интересен еще и тем, что показал самим кинематографистам: создавать картины на церковные сюжеты возможно, если только подходить к этому с серьезностью и стараться отобразить не только внешнюю сторону церковной жизни, но и внутреннее ее содержание. Хотелось бы, чтобы фильм «Остров» привнес в отечественный кинематограф новую глубину религиозного взгляда на мир и таких картин становилось бы все больше.
Сугубое зло
— Сегодня общество потрясено трагическими событиями — гибелью и убийством священников…
— Трагическая гибель священника Андрея Николаева и его семьи в Тверской епархии болью отозвалась в сердцах многих людей. Телеграммы и письма с соболезнованиями до сих пор приходят в наш адрес, получает их и архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Мне уже приходилось говорить на Московском Епархиальном собрании о случившемся — сразу после того, как эта трагедия совершилась. Но и сейчас точка в официальном расследовании еще не поставлена. Смерть невинных людей еще раз нас толкает на размышления о смысле жизни, о назначении человека, о вечности, о свободе выбора каждого из нас — по какой идти дороге в мире, где бесчинствует зло. У нас есть свидетельства того, что отец Андрей был добрым пастырем, болеющим душой за Церковь, которой он служил, за храм, который был ему поручен Богом, и за народ, среди которого он жил.
Злодейское убийство отца Олега из Екатеринбургской епархии в рождественский вечер говорит о том, что насильственная смерть священнослужителей становится страшной, предупреждающей всех нас закономерностью. Невинная смерть любого человека — это трагедия, убийство священника — это сугубое злодеяние. А что можно сказать об убийстве, совершенном в радостный для всех людей праздник Рождества Христова?! Это свидетельствует о нравственной деградации общества. Само общество должно осознать, что индифферентное отношение к проблемам нравственности, к воспитанию молодого поколения оплачивается дорогой ценой для нации.
Возрастание совести
— Когда церковная жизнь перестанет пониматься большинством комментаторов, любящих подчеркивать, что Церковь отделена от государства, как духовная экзотика? Когда она действительно станет осью нашей общей жизни? Что для этого нужно и можно сделать?
— С одной стороны, ответ на ваш вопрос прост. Поверхностный взгляд на Церковь уйдет тогда, когда религиозное мировоззрение станет органичной частью жизни каждого из нас. С другой стороны, мне сложно сказать, когда именно это произойдет.
Экзотикой церковную жизнь могут считать только те, кто судит о ней извне, кто не имеет опыта общения с Богом, кто не интересуется историей и культурой нашей страны. Для них действительно основным аргументом в рассуждениях о церковной жизни является тот факт, что Церковь в нашей стране отделена от государства. Но они то ли не могут, то ли не хотят понять, что Церковь как некий целостный организм, частью которого все мы, верующие люди, являемся, невозможно отделить от народа, оградить, загнать в рамки гетто — в прямом и переносном смысле. Самое яркое тому свидетельство — история Русской Церкви в XX столетии. Это была история страшных гонений и преследований за веру — с одной стороны, но в то же время — история величайшего подвига исповедничества тысяч и тысяч новомучеников.
Для того чтобы духовные истины заняли свое место в нашей жизни, каждому из нас нужно приложить усилия к этому. А самым верным путеводителем в этом духовном возрастании является совесть, которую Отцы Церкви называли голосом Божиим в душе человека. Если мы сможем согласовать все наши поступки и мысли с голосом совести, если мы не дадим этому голосу замолчать у нас в душе, но будем прислушиваться к нему, то, я уверен, богатейшие духовные традиции нашего народа возродятся. А вместе с ними духовно возродимся и мы сами, и наше Отечество.
Мы вместе
— Что бы вы могли пожелать читателям в праздник Крещения?
— Радость и мир, ниспосланные Господом нашим Иисусом Христом, переполняют наши сердца в эти дни. И я от всей души поздравляю вас, дорогие мои, с радостным праздником Крещения Господня, равно как и с прошедшим Рождеством Христовым.
С нами Бог! Будем помнить об этом, не отчаиваться при виде трудностей, радоваться, что помощь Божия даруется каждому, кто жаждет ее. Этими рождественскими и крещенскими дарами мы должны поделиться с теми, кто испытывает лишения, страдает от одиночества, кто потерял веру, надежду и любовь.
Еще недавно, каких-нибудь пятнадцать лет назад, подобная радость в душе православного человека была бы немыслима. Но сегодня мы — вместе: Церковь и общество — государственное руководство, военачальники и деятели культуры, врачи и учителя, промышленники и предприниматели, политики и журналисты. Дай Бог, чтобы эта общность не ограничивалась праздниками. Ведь духовное возрождение России, служение благу людей конкретными делами — это задача и Церкви, и власти, и всего народа.