Содержание
Воскресенский собор в Вологде
Воскресенский собор в Вологде (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Памятник архитектуры федерального значения Воскресенский собор находится на территории Вологодского кремля. Точнее, на территории «малого» кремля — Архиерейского двора. Когда-то здесь было два собора: традиционно один «тёплый», зимний, другой — «холодный», летний. Этим «другим» был Софийский собор, который стоит совсем рядом с Воскресенским, но при этом совершенно не похож на него в архитектурном плане.
Воскресенский собор был возведён в 70-х гг. 18 века, двумя веками позднее Софийского, и представляет собой в общем и целом барочную постройку. Любопытно то, что тот собор, который мы видим сегодня, — это вторая попытка: первый был выстроен в 50-х гг., но почти сразу же разобран как ненадёжный. Вторично собор строили на месте одной из башен кремля и использовали в строительстве её камень. Финальная постройка стала двухэтажной и пятиглавой, с большим полукруглым куполом по центру. Собор отличают многочисленные колонны в итальянском стиле и ампирный главный вход, который был доделан позднее, когда в Вологду приезжал Александр I. Помимо этой пристройки собор больше никак не видоизменялся и дошёл до наших дней в оригинальном виде.
Сегодня в Воскресенском соборе размещена областная картинная галерея.
Воскресенский собор был возведён в 70-х гг. 18 века, двумя веками позднее Софийского, и представляет собой в общем и целом барочную постройку.
В музее-заповеднике, который занимает Архиерейский двор, можно увидеть деревянную модель собора. Судя по тому, что эта модель выглядит гораздо более изящной и детализированной, в процессе строительства зодчие существенно отошли от плана. Собор стал гораздо проще и «приземлённее», нежели подразумевалось. Современные искусствоведы считают, что конечный результат не вполне характерен для канонического барокко.
Есть основания полагать, что автором проекта собора стал архитектор из Петербурга.
Об оригинальном интерьере собора трудно судить, поскольку он был обновлён в 19 веке практически полностью. Но одну из главных святынь храма можно увидеть и сегодня — правда, не в самом Вознесенском соборе, а в экспозиции музея. Это старинная икона «Троица Зырянская», которая была помещена в трапезной в середине 19 века и пребывала там до 1928 г. Уникальное изображение датируется концом 14 века. Точно автор его неизвестен.
Уникальность этой иконы не только в почтенном возрасте, но и в надписи, которую можно увидеть в нижней части. Надпись сделана на коми-зырянском языке, в котором использовалась древняя пермская азбука, основанная на рунах, кириллическом и греческом алфавитах. После написания икона на несколько веков исчезла, затем обнаружилась в Вологодской области и была перемещена в Софийский собор, а уже оттуда в Воскресенский. Сегодня можно увидеть раритет в отделе древнерусского искусства музея. К сожалению, роспись очень непрочна, и поэтому икона экспонируется не постоянно.
Практическая информация
Адрес: Кремлёвская пл., 3.
Собор находится на территории Архиерейского двора, в Вологодском кремле, в самом центре города. Прямо напротив — церковь Александра Невского на берегу Вологды.
Воскресе́нский собо́р — бывший тёплый кафедральный собор в Вологде (при холодном Софийском соборе), построенный в 1772—1776 годах по велению вологодского архиепископа Иосифа Золотого в стиле барокко. В настоящее время — основное здание Вологодской областной картинной галереи, памятник архитектуры федерального значения.
В июне 2015 года губернатор Олег Кувшинников по итогам встречи с главой Росимущества Ольгой Дергуновой, сообщил, что собор будет передан Вологодской епархии до 1 июля 2016 года.
История
Решение о постройке тёплого (зимнего) кафедрального собора было принято в начале 1750-х годов при епископе Серапионе. Первая попытка построить собор была предпринята в 1757 году уже при Иосифе Золотом, и освящён во имя Сретения Господня. Однако законченное в 1771 году здание было разобрано потому как «найдены были на нём многие на арках, в асщелины», и собор признан «к достройке весьма ненадёжным».
Новый Воскресенский собор построен на месте разобранной юго-восточной башни Вологодского кремля. На постройку шёл камень из развалин его крепостных стен и башен. Считается, что строительство велось местным архитектором Златицким по модели, выполненной столичным мастером. Деревянная модель, характеризующаяся более высоким куполом и тонкой трактовкой деталей, хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике. Строительство было закончено в 1776 году, уже после смерти Иосифа Золотого, при епископе Иринее.
Посвящение
Собор посвящён Воскресению Христа — одному из центральных событий Евангельской истории.
Архитектура
Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками приделов.
Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского ордера) к приезду императора Александра I.
По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён при строительстве. Г. К. Лукомский так описывает архитектуру собора:
…Довольно хаотическое и бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не вылепленными тщательно, наличники и карнизы.
Таким образом, стиль барокко получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не вполне типичное выражение. Приём был хорош — получить самый храм круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной выработки.
Интерьер
О первоначальном внутреннем убранстве собора судить сложно. В 1832—1833 годах интерьер собора подвергся поновлению. По оценке Г. К. Лукомского,
Внутри собор не представляет решительно ничего интересного. Роспись (орнаментальная) изобличает дурной вкус эпохи Александра II и III, а киоты, иконостасы и все предметы носят на себе отпечаток безвкусия, типичного для поры quasi-русского стиля, отдающего холодной ремесленностью и поползновениями к роскоши.
С 1847 по 1928 годы в трапезной собора находилась икона Троицы «Зырянская» XIV века, уникальная своими надписями на коми-зырянском языке, сделанными древнепермским письмом.