Содержание
- Что такое «Воскресение cловущего»?
- Воскресение Словущее
- слывущий
- Значение слова слыть
- Значение слова «Слыть»
- В словаре Даля
- В словаре Ожегова
- В словаре Фасмера Макса
- В словаре Д.Н. Ушакова
- В словаре Синонимов
- В словаре Синонимов 2
- В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
- Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335)
- Воскресение словущее
Что такое «Воскресение cловущего»?
В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1—2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117—138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306—337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313—323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.
Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя — Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41—42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 (26 н.ст.) сентября.
Главная
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО
13 сентября по старому стилю православная церковь вспоминает торжество по случаю обновления и освящения храма Воскресения Христова, сооруженного святыми равноапостольными царем Константином Великим и матерью его царицей Еленой. История храма возводит нас к временам вольных страданий, крестной смерти и воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Эти места, освященные земной жизнью Иисуса Христа, нарочито попирались язычниками. В 70 году Иерусалим был завоеван и разрушен римским императором Титом. Позднее римский император Адриан (117 – 138), ревностный язычник, построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, назвав его в свою честь Елий-Капитолина Публия Элия Андриана и Капитолийской триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы). Местное население было уничтожено или рассеяно, иудеям было запрещено его посещать (кроме как один раз в год), а планировка практически разрушенного города сильно изменилась. Андриан уровнял лощину между Голгофой и Гробом Господним. Над последним он насыпал земляную платформу, на которой поставил святилище Юпитера Капитолийского. А на Голгофе был построен храм Афродиты-Венеры. Иерусалим превратился в один из центров языческого культа. Нечестивый царь все делал для того, чтобы люди забыли о Христе Спасителе и никогда не вспоминали о тех местах, где Он жил, учил, пострадал и со славою воскрес.
Прошло около 200 лет после этих событий, и на царство вступил Константин Великий (306 – 337), первый из римских императоров, признавших христианскую религию. В 313 году он прекратил гонения на христиан, им даровалась свобода вероисповедания. Кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества – церквей, кладбищ и другой недвижимости. Константин Великий вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим, очистив все связанные с памятью Спасителя места от скверных языческих культов и все их освятить. Царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I (313 – 323), в котором просил всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Иерусалимский епископ Макарий, человек весьма энергичный, поставил себе целью истребление языческих культов. Идея поиска гроба Господня на месте, где в его время стоял храм Венеры, принадлежала именно ему. В 325 году на Никейском соборе он добивается от императора разрешения на уничтожение языческих храмов ради поиска гробницы. Снеся языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом еврейское кладбище – ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся каменными плитами входом. Оставалось только установить, которая из них была местом погребения Иисуса. Их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой, остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами. В I веке такая плита была редким новшеством, ее могла себе позволить только очень богатая семья. В Евангелии от Матфея сказано: «И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60). Глагол προδχυλιω имеет значение «прикатывать, приваливать».Вероятно, что именно употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV века.
Святая царица Елена горела желанием отыскать Крест Господень. Рядом с засыпанным Гробом Господним обнаружили лобное место на Голгофе, как об этом свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором никто еще не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19: 41-42). Вблизи было найдено три креста и гвозди. Чтобы определить, который именно из трех крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел по очереди возлагать найденные кресты на мертвеца, которого проносили мимо на место погребения. Как только крест Христов коснулся мертвеца, он тотчас ожил. Царица, с радостью приняв честный Крест, поклонилась ему и облобызала его, также и все бывшие с нею начальники и вельможи воинские и гражданские. Некоторые в то время, по причине тесноты, не имели возможности увидеть и облобызать святой Крест и просили чтобы, по крайней мере, издали показали бы его им. Тогда Макарий, патриарх Иерусалимский, став на возвышеннейшем месте, воздвигая Крест, показывал его народу. А народ восклицал: «Господи помилуй!» Отсюда и получил свое начало праздник Воздвижения честного Креста Господня. По исследованиям агиологов, это было приблизительно в конце мая 326 года. Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленой в Иерусалиме православная церковь празднует 6 марта.
На месте обретения святынь очень быстро было возведено три величественных храма. Главным сооружением являлся возведенный на месте Святого Гроба Господня храм Воскресения или “Анастасис”. Особой красотой отличалась находившаяся внутри храма часовня-кувуклия из белого мрамора, украшенная двенадцатью колоннами с серебряной капителью. Чтобы погребальная пещера могла войти под своды храма, Елена принуждена была отсечь ее от скалы и выступающего из нее притвора. Внутренность пещеры царица оставила без изменений, но снаружи выровняла отсеченные стены, кверху свела их в виде заостренной пирамиды и обложила ее дорогим мрамором, золотом и драгоценными камнями.
На вершине Голгофы был возведен обнесенный балюстрадой цикличный храм, посредине которого возвышался крест. Посетители Святых Мест называли этот храм «Крестом», но в истории он сохранился под названием «Лобный». Невдалеке от храма Воскресения, с восточной стороны возвышался и третий из возведенных святым Константином храмов – базилика «Свидетельства», позже названная базиликой «Святого Константина». Храм был украшен большим количеством обрамленных золотом мраморных колонн.
Здание храма Воскресения строилось 10 лет, и святая царица Елена так и не увидела его оконченным. Возвратившись к сыну, она скончалась в 327 году. Когда храм Воскресения Христова был вполне закончен, царь Константин Великий повелел собраться епископам всех стран в Иерусалим. Святители прибыли из Вифании, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта, из стран Африки и Персии. При большом стечении народа храм был с великим торжеством освящен 13 сентября 335 года, и весь город Иерусалим обновлен и освящен. Собравшиеся святые отцы постановили на все последующие времена праздновать день обновления и освящения Великой Иерусалимской церкви, воздвигнутой на священных местах страдания, крестной смерти и славного Воскресения Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.
Ибо как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище – Святое Святых от осквернения Сирийским идолослужением, узаконил на все времена праздновать его обновление (1 Макк. 4: 36-59), о чем в Евангелии упоминается: «Быша же тогда,- сказал Господь, — обновления во Иерусалимех» (Ин. 10:22); так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив как бы второе Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех церквей.
От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном сооружение эпохи крестовых походов. Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это все одно здание, и нынешний храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен в XI веке на деньги византийских императоров, хотя эта территория была тогда под властью арабов, и там находятся сразу и храм Воскресения, и место на Голгофе, где нашли Крест. Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе. С 335 года, когда было освящение храма Воскресения Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвижение Креста Господня на другой день, 14-го сентября. И первоначально праздник обновления был первым и главным днем общего празднования в честь Креста и Воскресения. Так было в Иерусалиме. Но по мере того, как иерусалимские традиции стали забываться, этот праздник стал понемногу угасать, а праздник Воздвижения Креста становился все более и более значительным.
В России праздник обновления храма в Иерусалиме почему-то назывался Воскресение Словущее. Название не вполне объясненное. Московский митрополит Филарет (Дроздов) полагал, что это не церковное, а народное название праздника. А “словущий” означает “так называемый”, то есть не настоящее воскресение, а слывущее за таковое. В «Словаре русского языка XI-XVII веков» и в словаре В.И. Даля “словущий” означает “прославленный, знаменитый, славный”. При таком словоупотреблении “Воскресение Словущее” может относиться только к Воскресению Христа.
Воскресение Словущее
Галина Храбрая
Воскресение Словущее –
Смяло племя проклятущее,
Удалило, истребило
То, что Господа клеймило!
Знают все – Христос один,
И Великий Константин
Совесть дал нам обрести,
Ты нас, Господи, прости…
Неразумные мы дети,
Но счастливей нет на свете
Нас – запутанных людей,
Нам бы всем Твоих Плетей…
МЫ БЫ ЗНАЛИ, ЧТО, ПОЧЁМ,
Только Вера не бичом,
И не розгами даётся –
Вера сердцем признаётся!!!
«Воскресение словущее» – по смыслу определяет Православный Праздник,
приходящийся на 26.09 (13.09 до 1917года). Установлен Праздник в 335 году,
когда состоялось освящение Храма Гроба Господня, возведённого на месте казни
Иисуса Христа в граде Иерусалиме.
Официальное название праздника – обновление храма.
Воскресение Словущее — Праздник в честь освящения храма,
построенного св. равноапостольным Константином Великим на горе Голгофа
в память Преславного Воскресения Христова. Событие это было 13 сентября 335г.
То есть, Праздник Воскресения Словущего — это день, называемый в народе
Воскресением, но это не сам Праздник Пасхи – Воскресения Христова.
Полное название праздника — память обновления (освящения) Храма
в честь Воскресения Христова.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА «ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО»
26 сентября Православная Церковь вспоминает Торжество по случаю обновления
и освящения храма Воскресения Христова, сооружённого святыми равноапостольными
царём Константином Великим и матерью его царицей Еленой.
История храма возводит нас к временам вольных страданий, крестной смерти
и воскресению Господа нашего Иисуса Христа.
Эти места, освящённые земной жизнью Иисуса Христа, нарочито попирались
язычниками. В 70 году Иерусалим был завоёван и разрушен римским императором
Титом.
Позднее римский император Адриан (117 – 138), ревностный язычник, построил
на месте разорённого Титом Иерусалима новый город, назвав его в честь
триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы).
Местное население было уничтожено или рассеяно, иудеям было запрещено его
посещать (кроме, как один раз в год), а планировка практически разрушенного
города сильно изменилась.
Андриан уровнял лощину между Голгофой и Гробом Господним. Над последним
он насыпал земляную платформу, на которой поставил святилище Юпитера
Капитолийского. А на Голгофе был построен храм Афродиты-Венеры.
Иерусалим превратился в один из центров языческого культа. Нечестивый царь
всё делал для того, чтобы люди забыли о Христе Спасителе и никогда не вспоминали
о тех местах, где Он жил, учил, пострадал и со славою воскрес.
Прошло около 200-х лет после этих событий, и на царство вступил Константин
Великий (306 – 337), первый из римских императоров, признавших христианскую
религию.
В 313 году он прекратил гонения на христиан, им даровалась полная свобода
вероисповедания. Кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение
конфискованного у них имущества – церквей, кладбищ и другой недвижимости.
Константин Великий вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой
решил обновить город Иерусалим, очистив все связанные с памятью Спасителя
места от скверных языческих культов и все их освятить.
Царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота,
а Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I (313 – 323), в котором
просил всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь.
Иерусалимский епископ Макарий, человек весьма энергичный, поставил себе целью
истребление языческих культов. Идея поиска гроба Господня на месте,
где в его время стоял храм Венеры, принадлежала именно ему.
В 325 году на Никейском соборе он добивается от императора разрешения
на уничтожение языческих храмов ради поиска гробницы.
Снеся языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом
еврейское кладбище – ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся
каменными плитами входом. Оставалось только установить, которая из них
была местом погребения Иисуса?
Их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой,
остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами. В I веке такая плита
была редким новшеством, её могла себе позволить только очень богатая семья.
В Евангелии от Матфея сказано: «И положил его в новом своем гробе, который высек
он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60).
Глагол ;;;;;;;;; имеет значение «прикатывать, приваливать». Вероятно, что именно
употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV века.
Святая царица Елена горела желанием отыскать Крест Господень. Рядом с засыпанным
Гробом Господним обнаружили лобное место на Голгофе, как об этом свидетельствует
святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:
«На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором никто
ещё не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб
был близко» (Ин. 19: 41-42).
Вблизи было найдено три креста и гвозди. Чтобы определить, который именно из трёх
крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел по очереди возлагать
найденные кресты на мертвеца, которого проносили мимо на место погребения.
Как только крест Христов коснулся мертвеца, он тотчас ожил. Царица, с радостью
приняв Честный Крест, поклонилась ему и облобызала его, также и все,
бывшие с нею начальники, и вельможи воинские и гражданские.
Некоторые в то время, по причине тесноты, не имели возможности увидеть
и облобызать Святой Крест, и просили чтобы, по крайней мере, издали показали бы
его им. Тогда Макарий, патриарх Иерусалимский, став на возвышеннейшем месте,
воздвигая Крест, показывал его народу. А народ восклицал: «Господи помилуй!»
Отсюда и получил своё начало Праздник Воздвижения Честного Креста Господня.
По исследованиям агиологов, это было приблизительно в конце мая 326 года.
Обретение Честного Креста и Гвоздей святой царицею Еленой в Иерусалиме
Православная Церковь празднует 6 марта по старому стилю.
На месте обретения святынь очень быстро было возведено три величественных храма.
Главным сооружением являлся возведённый на месте Святого Гроба Господня
Храм Воскресения или «Анастасис».
Особой красотой отличалась, находившаяся внутри храма, часовня-кувуклия
из белого мрамора, украшенная двенадцатью колоннами с серебряной капителью.
Чтобы погребальная пещера могла войти под своды храма, Елена принуждена была
отсечь её от скалы и выступающего из неё притвора. Внутренность пещеры царица
оставила без изменений, но снаружи выровняла отсеченные стены, кверху свела их
в виде заострённой пирамиды и обложила её дорогим мрамором, золотом
и драгоценными камнями.
На вершине Голгофы был возведён обнесённый балюстрадой цикличный храм,
посредине которого возвышался Крест. Посетители Святых Мест называли этот храм
«Крестом», но в истории он сохранился под названием «Лобный».
Невдалеке от храма Воскресения, с восточной стороны возвышался и третий
из возведённых святым Константином храмов – базилика «Свидетельства»,
позже названная базиликой «Святого Константина». Храм был украшен
большим количеством обрамлённых золотом мраморных колонн.
Здание храма Воскресения строилось 10 лет, и святая царица Елена, так и
не увидела его оконченным. Возвратившись к сыну, она скончалась в 327 году.
Когда Храм Воскресения Христова был вполне закончен, царь Константин Великий
повелел собраться епископам всех стран в Иерусалим.
Святители прибыли из Вифании, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии,
Финикии, Аравии, Палестины, Египта, из стран Африки и Персии.
При большом стечении народа храм был с великим торжеством освящён
26 сентября 335 года, и весь город Иерусалим обновлён и освящён.
Собравшиеся святые отцы постановили на все последующие времена праздновать
день обновления и освящения Великой Иерусалимской Церкви, воздвигнутой
на свящённых местах страдания, крестной смерти и славного Воскресения Спасителя,
Господа нашего Иисуса Христа.
Ибо, как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище –
Святое Святых от осквернения Сирийским идолослужением, узаконил на все времена
праздновать его обновление (1 Макк. 4: 36-59), о чём в Евангелии упоминается:
«Быша же тогда, – сказал Господь, – обновления во Иерусалимех» (Ин. 10:22);
так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив, как бы второе
Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо
было Обновление Великой Церкви Иерусалимской, которая есть Матерь всех Церквей.
От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время,
мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном
сооружение эпохи крестовых походов.
Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это всё
одно здание, и нынешний храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен
в XI веке на деньги византийских императоров, хотя эта территория была тогда
под властью арабов, и там находятся сразу и храм Воскресения, и место
на Голгофе, где нашли Крест Христов.
Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само
Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе.
С 335 года, когда было освящение храма Воскресения Христова 26 сентября,
положено было праздновать Воздвижение Креста Господня на другой день,
27-го сентября. И первоначально праздник обновления был первым и главным днём
общего празднования в честь Креста и Воскресения.
Так было в Иерусалиме. Но по мере того, как иерусалимские традиции стали
забываться, этот праздник стал понемногу угасать, а Праздник Воздвижения Креста
становился всё более и более значительным.В России праздник обновления храма
в Иерусалиме, почему-то назывался Воскресение Словущее.
Название не вполне объяснённое. Московский митрополит Филарет (Дроздов) полагал,
что это не церковное, а народное название праздника. А «словущий» означает,
«так называемый», то есть, не настоящее воскресение, а слывущее за таковое.
В «Словаре русского языка XI-XVII веков» и в словаре В. И. Даля «словущий»
означает «прославленный, знаменитый, славный». При таком словоупотреблении
«Воскресение Словущее», может относиться только к Воскресению Христа.
И так, ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО в Иерусалиме был создан во имя обновления
КРЕСТНОГО ПОДВИГА СПАСИТЕЛЯ, как святое напоминание и дань священной памяти
всех времён и народов о Христе.
День освящения Иерусалимского Храма стал Праздником.
Отмечается он накануне «Крестовоздвижения». Не забывайте об этом, господа!
слывущий
Смотреть что такое «слывущий» в других словарях:
-
Брюс, граф Яков (Даниель) Вилимович — сын Виллиама Б., род. в 1670 г. Получив отличное по тому времени образование, в особенности по математике и естеств. наукам, Б. вместе с братом Романом в 1683 г. вступил в ряды царских потешных. В 1687 и 1689 гг., в чине прапорщика солдат. строя … Большая биографическая энциклопедия
-
Шенкурск — уездный город Архангельской губернии, на правом возвышенном берегу реки Ваги, при впадении в нее ручья Большого, разделяющего город на 2 части. В 1899 г. жилых строений каменных 7 (из них 3 частных, 4 казенных и городских), нежилых каменных 2,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ. ГЕРОИ — Греки полагали, что всякий человек, достигший успеха, продолжает влиять на других людей и после своей смерти, а потому заслуживает религиозного почитания. В эпоху поздней античности особо почитались некоторые из этих героев, в особенности дети… … Энциклопедия Кольера
-
Елим — название седьмого стана Израильтян по выходе из Египта близ Чермного моря, между Меррою и пустынею Син. Слово Елим означает теревинфы, или пальмовые деревья, и мы знаем, что Израильтяне нашли здесь 70 финиковых деревьев и 12 источников воды… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
ИЗВЕСТНЫЙ — , известная, известное; известен, известна, известно. 1. кому чему и без доп. Такой, о котором знают; знакомый всем. Известное всему свету событие. Это известное в медицине явление. Вошла известная всем женщина. Деревня, известная под именем… … Толковый словарь Ушакова
-
Известный — I прил. 1. Такой, которого знают; знакомый. отт. Слывущий каким либо или кем либо. 2. Пользующийся известностью; знаменитый. отт. Общепризнанный, общеизвестный. II прил. Точно установленный; определённый, данный. III Кое какой, тот или иной. IV… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
Известный — I прил. 1. Такой, которого знают; знакомый. отт. Слывущий каким либо или кем либо. 2. Пользующийся известностью; знаменитый. отт. Общепризнанный, общеизвестный. II прил. Точно установленный; определённый, данный. III Кое какой, тот или иной. IV… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
СЛЫТЬ — СЛЫТЬ, слыву и слову (от слух, слава и слово), быть у людей на каком счету, в хорошей или дурной славе, почитаться, заслужить какое мнение; заменяет дурной оборот: иметь репутацию. Кто как живет, так и слывет. Как жить, так и слыть. Он у нас… … Толковый словарь Даля
-
Тамплиеры — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия
-
Днепр — белор. Дняпро, Днепр укр. Дніпро … Википедия
Значение слова слыть
Примеры употребления слова слыть в литературе.
Такой план мог представлять опасность для плантаторов, которые слыли сторонниками аболиционизма, и в первую очередь — для Джемса Бербанка.
За ними следовали айсорские и ирландские, следом итальянские, самым спокойным слыл Чайна-таун.
Шеф разведки Аккорда никогда не слыл большим дипломатом, а за последние дни стал заметно более несносен.
А в соседнем переулке барабанщицы живут И, конечно, в переулке очень добрыми слывут, И за ними ведь не надо отправляться за моря.
А в соседнем переулке барабанщицы живут и, конечно, в переулке, очень добрыми слывут, и за ними ведь не надо отправляться за моря.
Боярин нагнал на подъячишек страху за бездельные речи, а все же подумал, что нельзя слыть пугалом на всю русскую землю.
Дух должен одарить нас способностью надеяться в условиях, когда не только светские и религиозные институты и корпорации, но и люди, считающиеся авторитетами, неизменно оказываются не на высоте, когда ученые и деятели искусства выделяются лишь на фоне бескультурья, а знаменитости, которые слывут мыслителями и таковыми рисуются в глазах публики, в решающих вопросах предстают пред нами только как заурядные писатели и члены академий.
Пифагор сам подошел к быку и прошептал ему что-то на ухо, после чего тот не только тут же пошел прочь от бобовника, по и более никогда не касался бобов, а жил с тех пор и умер в глубокой старости в Таренте при храме Геры, где слыл священным быком и кормился хлебом, который подавали ему прохожие.
Виклиф слыл еретиком и лодлардизм — ересью, но Виклиф предлагал свою реформу потому, что сам был полон горячей веры и хотел спасти своей реформой колеблющуюся веру своих соотечественников.
И тут келейник его, старец Геронтий, привел ко владыке стрелецкую вдову Соломониду, коя слыла изрядной умелицей, знавшей целительную силу кореньев, трав, листьев, камней и извести.
Он обратился к Попусу, который слыл великим практиком гешефтмахерского дела, и попросил консультацию.
В те времена, когда Рвач торговал в Теннизи, Гикори Джексон слыл настоящим сельским парнем — убил человека на дуэли, наставил фингалов нескольким ребятам, заработал себе имя на том, что всегда держал свое слово.
Иван Грамотин сам слыл человеком находчивым, гибким, но не переставал дивиться умению патриарха всегда вовремя звонить то в басовые колокола дел царства, покоряющие грозной силой, то в заливисто-звонкие, чарующие нежной музыкой посулов.
Да и песни — Григорович всегда слыл в столице, да и во всей стране символом смутно ощущаемых, надвигающихся перемен, главным мастером социальных песен и человеком бесстрашным, рубящим со сцены правду-матку, не боящемся никого и ничего.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Илья Давидович, уверовавший в Бога в тот момент, когда в 1990 году решил репатриироваться на Землю обетованную, слыл в своей ешиве к дате Исхода одним из лучших учеников.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Значение слова «Слыть»
В словаре Даля
слыву и слову (от слух, слава и слово), быть у людей на каком счету, в хорошей или дурной славе, почитаться, заслужить какое мнение; заменяет дурной оборот: иметь репутацию. Кто как живет, так и слывет. Как жить, так и слыть. Он у нас первыми мастером слывет, прослыл. По слобожанам и слободушка слы(о)вет. Слыть, прослыть богачем, скрягой, нищим, плутом. Не слыть, а быть. Где жить, тем и слыть. В городе жить, так по городу и слыть. За кем жить, за тем и слыть. Слывет город Нижним, а стоить на горе. Словутый, словущий, стар. словый, хорошо слывущий, славный, прославленный, знаменитый, известный. Это словутый, пресловутый мастер. Это словущий человек, на честь. Словущее воскресенье, день 13 сентября, память храма на Голгофе. Воевода Тит, везде словый мужством, на ратех и на ловех, летописн. Словутник, -ница новг. твер. человек знатный, известный, богатый; богатый жених, невеста, или знаменитая красавица. Словный, точное подобие, точный, верный, схожий. Так списан, ну словный он, да и только! как живой. Словно, словнехо(ше)нько, точно, будто, ровно, как бы, точь-в-точь. Словно кто стучит? кажись. Словно я тебе кабаленый, нежто, разве. Пришел на чужое, словно на свое. Очи ясные, словно звездочки. Шатается, словно делать нечего.
В словаре Ожегова
В словаре Фасмера Макса
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
казаться, репутация, славиться; считаться, быть на счету, числиться, пользоваться славой, иметь репутацию, пользоваться репутацией, быть известным как, почитаться
В словаре Синонимов 2
гл несовсчитаться, почитаться
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335)
26 сентября – Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Престольный праздник сегодня отмечается в храмах нескольких сел Нижегородской области: Воскресенское, Водоватово (Арзамасский район), Юрьево (Гагинский район) — и кафедральном соборе города Арзамаса.
В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.
Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2). Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.
Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.
В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.
Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.
Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.
Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.
Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.
Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.
Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).
Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.
За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.
На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.
Что такое «Воскресение cловущего»? В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова. История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1—2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117—138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306—337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313—323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу. Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя — Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41—42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета. Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 (26 н.ст.) сентября. #вера #духовность #душа #религия #церковь #храм #православие #молитва #собор #боже #бог #иисус #спасение #mitropolia #kazakhstan #almaty #митрополия #казахстан #алматы #астана https://youtu.be/hgsEIPLuEJM
Воскресение словущее
26 сентября Православная Церковь вспоминает день обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Что такое Воскресение словущее
В русской традиции этот день получил еще одно название – Воскресение словущее. «Словущее» означает — «так называемое», то что «слывет», «известно как» воскресение, то есть этот день не является днем Воскресения Христова — Пасхой, или просто воскресным днем, а посвящен храму Воскресения. Однако богослужение в этот день совершается воскресное, на какой бы день недели не пришлась эта дата.
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова, сейчас более известный как Храм Гроба Господня, был построен в 335 году святыми равноапостольными императорами Константином и Еленой в Иерусалиме на месте распятия, погребения и Воскресения Господа Иисуса Христа.
Храм был заложен в 325 году царицей Еленой и патриархом Макарием I сразу после обретения Животворящего Креста, Голгофы и Гроба Господня и строился 10 лет. Храм Воскресения Христова и весь Иерусалим были торжественно освящены в 335 году 13 сентября по старому стилю и в память об этом событии установлен общецерковный праздник. Храм Гроба Господня несколько раз разрушался и восстанавливался, но сохранился до наших дней и является главным храмом христианства.
На Руси считалось, что храм Воскресения Христова может быть только один – в Иерусалиме, на месте самого воскресения Господа из мертвых, поэтому церкви освящали в честь Воскресения Словущего. В храмах Воскресения Словущего 26 сентября отмечается престольный праздник. Богослужение в этих церквях совершается по пасхальному чину, с песнопениями Святой Пасхи и крестным ходом.
Праздник
Праздник обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) отмечается 26 сентября по новому стилю. На следующий день, 27 сентября, празднуется двунадесятый праздник — Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Эти праздники неразрывно связаны между собой, как историческими событиями, так и смысловым значением. В эти дни вспоминаются распятие и воскресение Господа Иисуса Христа и поклоняются Его Животворящему Кресту.
Узнать больше об истории, значении и традициях этого праздника, а также прочитать проповеди, сказанные в этот день, можно на православном календаре.