Содержание
- Как Церковь относится к искусственному оплодотворению от донора?
- Русская Православная Церковь официально прокомментировала проект закона “О донорстве органов”
- Русская Православная Церковь
- Донорство органов в России
- Как стать донором органов при жизни?
- Как стать донором органов посмертно?
- Сколько стоит донорство?
- Донорство органов в России: 8 особенностей, о которых нужно знать
- Презумпция согласия
- Права родственников умершего донора
- Правила диагностики смерти донора
- Прижизненное донорство
- Возможность покупки органов
- Донорство при ВИЧ
- Неопознанные доноры
- Детское донорство
Как Церковь относится к искусственному оплодотворению от донора?
Здравствуйте! Простите за мой вопрос, как Церковь относится к искусственному оплодотворению от донора? Может ли это быть вариантом для женщины после 35 лет, которая уже отчаялась выйти замуж и родить ребенка в законном браке или это грех? Благодарю за ответ.
Здравствуйте Ирина! Конечно, Церковь не приветствует различные искусственные формы зарождения жизни. Даже современная наука признала, что в каждой клетке есть генная информация об отце и матери человека. И Вы можете не знать о доноре мужских клеток ничего, но ребёнок будет носителем его генов, и это обязательно проявится в его жизни. Может донор был преступником-убийцей, может алкоголиком, или носителем наследственных заболеваний. А может психически больным, или даже одержимым бесами! И эта наследственность на генном уровне переходит к ребёнку. Вам не страшно вынашивать будущего калеку или убийцу? Мы забыли о том, что наши дети это плод ЛЮБВИ между мужем и женой. Плод, освящённый Богом в законном браке, а не в сурогатном соитии. Для создания будущего ребёнка нужно просить Бога о замужестве, и вместе с мужем молиться о даровании дитя. И Бог по вашим молитвам дарует вам счастье материнства даже в зрелом возрасте. Примеров этому много и в библейской истории, и в современной жизни. Вам нужно лишь обратиться к Богу за помощью, и как можно скорее, пока не натворили глупостей. Помогай Вам Господь!
Вернуться к списку вопросов
Русская Православная Церковь официально прокомментировала проект закона “О донорстве органов”
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодальный отдел по церковной благотворительности сделали совместное официальное заявление относительно законопроекта «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)», представленного на общественное обсуждение Министерством здравоохранения, сообщает пресс-служба СИНФО.
“Русская Православная Церковь уже давно сформулировала свое отношение к прижизненному и посмертному изъятию органов для трансплантации.
В 2000 году Архиерейским Собором были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
В этом документе четко указано, что использование органов человека без его согласия – это нарушение человеческой свободы.
Православная Церковь не поддерживает так называемую презумпцию согласия на посмертное изъятие органов, которая закреплена как в действующем законе, так и в представленном законопроекте.
Господь создал человека свободным. И в таких вопросах, как изъятие органов после смерти, эта свобода нарушаться не может.
Принцип жертвы не должен быть принудительным. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной.
Вместе с тем Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего.
Это подлинно христианский поступок – он совершается по примеру Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы добровольно принести Себя в жертву, отдать Свою плоть и кровь для спасения мира.
Все христиане призваны жить по примеру Спасителя и жертвовать собой ради других.
Донорские органы, изъятые у умерших, могут спасти жизни других людей.
Особенно острая необходимость в органах для пересадки наблюдается в нашей стране.
Поэтому мы обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой выразить свое согласие на посмертное изъятие органов для пересадки.
Процедура оформления этого согласия прописана в новом законопроекте, хотя представлялось бы желательным сделать ее более доступной.
Так же, как и в действующем законодательстве, в законопроекте содержится запрет на куплю-продажу органов, на прижизненное донорство детей и недееспособных взрослых.
Законопроектом предусмотрен ряд новых положительных моментов.
Так, более четко регулируется организация процесса трансплантации, предусмотрен федеральный регистр доноров и реципиентов. Все это говорит о том, что по сравнению с действующим законом о трансплантации новый законопроект – это определенный шаг вперед.
Однако многие положения нового законопроекта вызывают сомнения.
Например, допускаются изъятие органов и их трансплантация не только в государственных, но и в частных учреждениях здравоохранения.
Здесь очевидны возможности злоупотреблений в ущерб здоровью потенциальных доноров органов.
Законопроект разрешает детское донорство органов. Авторы законопроекта указывают на то, что изъятие органов у умерших детей совершается только с согласия родителей.
Однако в самом тексте закона эта норма выражена иначе. В случае, если ребенок умирает в больнице, одному из родителей сразу же сообщают о смерти и спрашивают согласие на изъятие органов.
Очевидно, что известие о смерти ребенка повергает родителей в шок, и в этом состоянии сложно требовать от человека взвешенных и продуманных решений.
Но если в течение двух часов после смерти ребенка родитель не сказал, что он не согласен на изъятие органов, врачи начинают процедуру трансплантации.
При этом в законе написано, что достаточно спросить согласие на изъятие органов только у одного родителя. Непонятно, что делать, если один родитель согласен, а другой нет.
Таким образом, в данном случае заложена возможность для возникновения конфликтных ситуаций.
Многие люди не заявляют при жизни, согласны они или нет на изъятие органов после смерти. Если такой человек умирает, в течение часа врачи должны сообщить о смерти родственникам.
Однако, если врачи им не дозвонились, человек становится донором.
Кроме того, врачи не обязаны говорить родственнику, например, жене, о том, что у нее есть право выразить свое несогласие на изъятие органов у мужа. Но даже если жена захочет выразить свое несогласие, в законе эта процедура прописана довольно расплывчато.
Жена должна позвонить по телефону в больницу или в письменной форме оформить свой отказ на изъятие органов мужа. Однако неясно, что делать, если телефон в больнице не отвечает, а жена находится так далеко, что добраться до больницы за 2 часа физически невозможно.
Если же она находится в больнице, то непонятно, где искать нотариуса или руководителя медицинского учреждения ночью, если потребуется заверить документ о несогласии.
Большинство этих проблем снимается, если будет введена презумпция несогласия на посмертное изъятие органов.
Такой подход в наибольшей степени защищает интересы и здоровье потенциальных доноров органов, а также способствует развитию сознательности и солидарности гражданского общества.
Таким образом, для спасения людей, нуждающихся в пересадке органов, государственные власти должны не только создавать соответствующую медицинскую инфраструктуру, но и проводить информационно-разъяснительную работу, которая будет направлена на увеличение числа потенциальных доноров, и сделать процедуру волеизъявления максимально облегченной.
Этот принцип требует больше сил и времени. Но только в том случае, если каждый член общества будет понимать свою личную ответственность за жизнь других людей, это сделает его жертву искренней и осмысленной.
Особую роль в данном вопросе должны сыграть религиозные организации. От лица Русской Православной Церкви обращаемся ко всем гражданам России и просим выразить добровольное согласие на посмертное изъятие органов для трансплантации.
От вашего решения может зависеть чья-то жизнь”.
Русская Православная Церковь
В совместном заявлении Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата содержится оценка положений законопроекта «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)», представленного на общественное обсуждение Министерством здравоохранения.
Русская Православная Церковь уже давно сформулировала свое отношение к прижизненному и посмертному изъятию органов для трансплантации. В 2000 году Архиерейским Собором были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе четко указано, что использование органов человека без его согласия — это нарушение человеческой свободы. Православная Церковь не поддерживает так называемую презумпцию согласия на посмертное изъятие органов, которая закреплена как в действующем законе, так и в представленном законопроекте.
Господь создал человека свободным. И в таких вопросах, как изъятие органов после смерти, эта свобода нарушаться не может. Принцип жертвы не должен быть принудительным. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной.
Вместе с тем Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего. Это подлинно христианский поступок — он совершается по примеру Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы добровольно принести Себя в жертву, отдать Свою плоть и кровь для спасения мира. Все христиане призваны жить по примеру Спасителя и жертвовать собой ради других.
Донорские органы, изъятые у умерших, могут спасти жизни других людей. Особенно острая необходимость в органах для пересадки наблюдается в нашей стране. Поэтому мы обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой выразить свое согласие на посмертное изъятие органов для пересадки. Процедура оформления этого согласия прописана в новом законопроекте, хотя представлялось бы желательным сделать ее более доступной.
Так же, как и в действующем законодательстве, в законопроекте содержится запрет на куплю-продажу органов, на прижизненное донорство детей и недееспособных взрослых. Законопроектом предусмотрен ряд новых положительных моментов. Так, более четко регулируется организация процесса трансплантации, предусмотрен федеральный регистр доноров и реципиентов. Все это говорит о том, что по сравнению с действующим законом о трансплантации новый законопроект — это определенный шаг вперед.
Однако многие положения нового законопроекта вызывают сомнения. Например, допускаются изъятие органов и их трансплантация не только в государственных, но и в частных учреждениях здравоохранения. Здесь очевидны возможности злоупотреблений в ущерб здоровью потенциальных доноров органов.
Законопроект разрешает детское донорство органов. Авторы законопроекта указывают на то, что изъятие органов у умерших детей совершается только с согласия родителей. Однако в самом тексте закона эта норма выражена иначе. В случае, если ребенок умирает в больнице, одному из родителей сразу же сообщают о смерти и спрашивают согласие на изъятие органов. Очевидно, что известие о смерти ребенка повергает родителей в шок, и в этом состоянии сложно требовать от человека взвешенных и продуманных решений. Но если в течение двух часов после смерти ребенка родитель не сказал, что он не согласен на изъятие органов, врачи начинают процедуру трансплантации. При этом в законе написано, что достаточно спросить согласие на изъятие органов только у одного родителя. Непонятно, что делать, если один родитель согласен, а другой нет. Таким образом, в данном случае заложена возможность для возникновения конфликтных ситуаций.
Многие люди не заявляют при жизни, согласны они или нет на изъятие органов после смерти. Если такой человек умирает, в течение часа врачи должны сообщить о смерти родственникам. Однако, если врачи им не дозвонились, человек становится донором. Кроме того, врачи не обязаны говорить родственнику, например, жене, о том, что у нее есть право выразить свое несогласие на изъятие органов у мужа. Но даже если жена захочет выразить свое несогласие, в законе эта процедура прописана довольно расплывчато. Жена должна позвонить по телефону в больницу или в письменной форме оформить свой отказ на изъятие органов мужа. Однако неясно, что делать, если телефон в больнице не отвечает, а жена находится так далеко, что добраться до больницы за 2 часа физически невозможно. Если же она находится в больнице, то непонятно, где искать нотариуса или руководителя медицинского учреждения ночью, если потребуется заверить документ о несогласии.
Большинство этих проблем снимается, если будет введена презумпция несогласия на посмертное изъятие органов. Такой подход в наибольшей степени защищает интересы и здоровье потенциальных доноров органов, а также способствует развитию сознательности и солидарности гражданского общества. Таким образом, для спасения людей, нуждающихся в пересадке органов, государственные власти должны не только создавать соответствующую медицинскую инфраструктуру, но и проводить информационно-разъяснительную работу, которая будет направлена на увеличение числа потенциальных доноров, и сделать процедуру волеизъявления максимально облегченной. Этот принцип требует больше сил и времени. Но только в том случае, если каждый член общества будет понимать свою личную ответственность за жизнь других людей, это сделает его жертву искренней и осмысленной.
Особую роль в данном вопросе должны сыграть религиозные организации. От лица Русской Православной Церкви обращаемся ко всем гражданам России и просим выразить добровольное согласие на посмертное изъятие органов для трансплантации. От вашего решения может зависеть чья-то жизнь.
Выдержка из Основ социальной концепции РПЦ МП (Москва, 13—16 августа 2000 г.).
Так оформлены наши комментарии, не входящие в текст исходного документа
XII. Проблемы биоэтики
XII.7. Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей) позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества.
Утверждение о том, что развитие трансплантологии может представлять опасность для общества, скорее представляет собой неудачную формулировку, чем основополагающий тезис. Далее по тексту не раз будут смешиваться развитие трансплантологии как таковой и возможные злоупотребления в этой сфере
Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей.
Не во всех странах мира или регионах РФ такая практика является наиболее распространенной
В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого.
На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека.
Речь идёт в том числе и о Российском законодательстве, так как презумпция согласия узаконена в РФ ст. 8 Федерального закона о трансплантации органов и/или тканей человека и в отличие от некоторых стран, где она узаконена и не применяется реально (Франция), применяется у нас широко.
Донорские органы и ткани усвояются воспринимающему их человеку (реципиенту), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправдана такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода. Об этом условии особенно важно помнить при решении вопросов, связанных с пересадкой тканей и органов животного происхождения.
Безусловно недопустимым Церковь считает употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер.
Раздел о фетальной терапии необоснованно включен в текст раздела о трансплантации органов, так как фетальная терапия и связанная с ней практика манипуляций с эмбриональными тканями к клинической трансплантологии не относятся. Также отсутствует четкое отграничение легальной трансплантологии и потенциальных преступлений в этой сфере
ХII.8. Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти.
Такая постановка вопроса видится не вполне этичной, так как любые вопросы об органном донорстве поднимаются ПОСЛЕ констатации смерти. Если не вести речь об, опять таки, нарушениях, практика изъятия органов для трансплантации никак не может касаться правильной констатации момента смерти.
Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность.
В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс. 145. 4; Лк. 12. 20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины.
Здесь неявно ведется речь о смерти мозга, при которой организм утрачивает интегративную целостность, функционировать продолжают некоторые органы, но не целое
Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную» кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью.
К сожалению, в этом разделе без чёткого разграничения рассматриваются несколько разнородных проблем — правильности констатации смерти, приемлемости понятия смерти мозга (очень неявно), излишней терапевтической настойчивости, эвтаназии (идет по тексту далее, здесь выпущено). Эти понятия не могут смешиваться, так как являются разнородными
Необходимо дать самую положительную оценку тому, что вопросы трансплантации органов находят рассмотрение в основополагающем документе по социальной концепции Православной Церкви. Несмотря на это, нельзя не отметить, что многие вопросы рассмотрены поверхностно и бессистемно. По тексту явно отмечается влияние зарубежных этических нормативов, процитированных частично и переиначенных «на свой лад». Так, смешиваются в одно как практика трансплантации, так и потенциальные нарушения и преступления в этой сфере. Нет чёткого разделения этических вопросов правильности констатации смерти, приемлемости понятия смерти мозга (очень неявно), излишней терапевтической настойчивости, эвтаназии, которые к трансплантологии не относятся. Очевидно, что вопросы медицинской этики, за которыми стоят судьбы реальных людей, требуют более серьёзного подхода, систематизации и более подробного, систематического рассмотрения.
Донорство органов в России
Донорство – это предоставление донорами своих органов и тканей для трансплантации другому человеку, а крови – для переливания.
Наиболее распространено по всему миру именно донорство крови и ее компонентов, и проблем с ним обычно не возникает, ведь кровь можно сдавать на протяжении длительного периода жизни. Вредно ли сдавать кровь на донорство? – Нет, это совершенно безопасно, если количество взятой крови не критично для дальнейшей работы организма.
С донорством органов ситуация посложнее, ведь некоторые органы можно получить для трансплантации только после смерти человека.
В России существует Закон , который определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения. Трансплантация или пересадка органов и тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья человека и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманитарными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны стоять выше над интересами общества и науки.
Как стать донором органов при жизни?
Законодательством нашей страны предусмотрено прижизненное донорство парных органов, например, почек и частей органов или тканей, потеря которых не представляет опасности для жизни и здоровья, например, часть печени, часть тонкой кишки, доля легкого, часть поджелудочной железы, костный мозг. Многие задаются вопросом: какие последствия пересадки костного мозга для донора? – Костный мозг у донора для трансплантации отбирают обычно с бедренной кости. Это совершенно не опасно, потому что большое количество костного мозга остается в плоских костях донора, и недостатков компонентов крови он испытывать не будет.
Также можно стать донором печени: от живого человека пересаживают одну или две доли печени, которые разрастаются до нормальных размеров в теле реципиента, точно также происходит полное восстановление печени донора.
Процесс прижизненного донорства органов и тканей технически включает в себя следующие этапы:
- — донор проходит медицинское обследование на предмет отсутствия противопоказаний к донорству;
- — если донорство осуществляется в пользу конкретного лица, то проводится проверка биологической совместимости донора и реципиента;
- — донора (а также реципиента, если он уже есть) готовят к хирургическому вмешательству по трансплантации органа; изучаются возможные последствия трансплантации для донора и реципиента; оформляются необходимые документы и получается окончательное согласие на трансплантацию;
- — проводится хирургическое вмешательство по трансплантации.
Прижизненной донорство в нашей стране осуществляется безвозмездно и только по отношении к родственникам, продажа и подобные средства распространения органов запрещены. Но некоторые органы можно изъять для трансплантации только посмертно.
Как стать донором органов посмертно?
Донорство — это очень благородно, и польза донорства – неоспорима. Особенно важно посмертное донорство органов, когда жизнеспособные органы и ткани от уже погибшего человека способны спасти еще живых тяжело больных. В нашей стране действует презумпция согласия на посмертное донорство. Это значит, что после смерти каждый человек становится потенциальным донором, если при жизни он не успел оформить письменный отказ от донорства органов. Такой же отказ могут оформить близкие родственники или законный представитель человека, если его волеизъявление не может быть осуществлено. Наиболее правильным является донорство от молодых и здоровых людей, чья смерть была преждевременной. Это прекрасная возможность продолжить жизнь после смерти, подарив надежду на выздоровление угасающим пациентам, ожидающим донорских органов. Посмертное донорство особенно важно, потому что только после смерти можно стать донором сердца, тканей глаза, легких.
Опасаться неправомерных действий медицинских работников не стоит, ведь изъятие органов осуществляется только после констатации смерти и только с разрешения главного врача больницы. Если человек хочет стать донором органов посмертно, то ему не нужно предпринимать никаких действий, просто следить за своим здоровьем, соблюдать здоровый образ жизни. И тогда даже после смерти он сможет совершить благородный поступок. Для изъятия органов у погибшего ребенка требуется обязательное согласие его родителей — в этом случае применяется презумпция несогласия. Ни при каких обстоятельствах не могут использоваться органы умерших детей-сирот и детей из неблагополучных семей. Запрещается рассматривать в качестве потенциальных доноров и умерших людей, личность которых не установлена. За изъятие их органов устанавливается уголовная ответственность.
Сколько стоит донорство?
Интернет пестрит объявлениями: «продам почку», «стану донором почки». Однако стоит знать, что официально продать свои внутренние органы, в том числе и почки, не получится. Не получится это сделать не только в России, но и во всех развитых странах, за исключением Ирана. Там продажа разрешена на государственном уровне при тотальном контроле со стороны представителей медицинских ведомств.
Кроме того, с 2013 года вступил в силу закон, который отменил денежное вознаграждение и за сдачу крови донорам. Компетентные эксперты подчеркнули, что безвозмездная сдача крови — мировая общепринятая практика.
Исторически система донорства начиналась в США. И в этой стране, где уже более 40 лет действует система испрошенного согласия, около 65% граждан являются добровольными донорами органов. Этот факт отражен в национальном регистре, а также в личных документах граждан. По данным российских социологов, среди россиян согласных на посмертное донорство не более 5%. Еще меньше граждан готовы дать разрешение на изъятие органов своих близких.
Как признался заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Московского психоаналитического общества Александр Тхостов, он является добровольным донором в США, но «не факт, что сделал бы такой же документ в России». Чисто по психологическим причинам. «Добровольное донорство не развивается в России не потому, что у нас неграмотное население, — считает эксперт. — В России существует глобальное недоверие между населением и всеми ветвями власти. И к медицине это имеет прямое отношение. Мы постоянно опасаемся, что нас обманут. И единственный путь для нахождения консенсуса, хотя бы по части каких-то отдельных проблем, — максимальная открытость» .
Донорство органов в России: 8 особенностей, о которых нужно знать
Ежегодно в России производится около полутора тысяч операций по пересадке донорских органов. Это в разы меньше, чем в США, Великобритании, Бразилии и многих других странах. Развитию лечения методом трансплантации препятствуют не только устаревшие законодательные акты, но и слабая информированность граждан в этой области.
Мы ознакомим читателей с данными, которые представляются наиболее важными для понимания особенностей трансплантологии в России.
Презумпция согласия
Законодательство РФ в отношении донорства основано на презумпции согласия. Это означает, что любой скончавшийся дееспособный гражданин является кандидатом в доноры. В то же время у каждого россиянина есть право сообщить о своем желании или нежелании отдать на пользу людям свои органы и ткани после смерти. Данное заявление может быть устным (высказанным в присутствии двух свидетелей) или письменным. В последнем случае оно должно быть заверено нотариусом или главным врачом больницы.
Нужно отметить, что россияне очень редко оглашают свою волю по поводу посмертного донорства. Кроме того, в стране пока не создан федеральный регистр подобных заявлений, так что эту систему сложно назвать эффективной.
Права родственников умершего донора
Это один из наиболее проблемных аспектов посмертного донорства. По действующему законодательству, родственники покойного при отсутствии его прижизненного согласия имеют право воспротивиться изъятию органов с целью трансплантации. Однако закон никак не регламентирует действия врача в такой ситуации. Доктор должен сообщить людям о смерти или предсмертном состоянии близкого человека, но беседу о возможности посмертного донорства он проводить не обязан. Получается, что родственники умершего (умирающего) человека должны поднимать данный вопрос по собственной инициативе. Стоит ли говорить о том, что в большинстве случаев они не способны это сделать (из-за недостаточной информированности или вследствие тяжелого эмоционального состояния). Кроме того, родственники покойного могут иметь разные взгляды на посмертное донорство, а закон не объясняет, мнение кого из них должно быть решающим для врача. В такой ситуации неизбежны конфликты, которые наносят вред и медицинскому персоналу, и родным усопшего.
Правила диагностики смерти донора
Этот момент прописан в законе наиболее четко: органы могут быть изъяты только в том случае, если у человека констатирована смерть мозга или биологическая смерть, то есть остановка дыхания и сердцебиения. Дело в том, что смерть мозга не всегда означает прекращение всех жизненных функций организма: в условиях реанимации сердцебиение и дыхание можно поддерживать с помощью аппаратуры несколько дней.
Время начала процедуры констатации смерти мозга зависит от диагноза и лечения, которое получал больной (в частности, от лекарственных препаратов, которые ему вводили). Для диагностики смерти мозга должен собраться специальный консилиум. Его члены изучают историю болезни и проводят исследования, призванные установить наличие или отсутствие мозговой активности (компьютерную томографию головного мозга, проверку возможности самостоятельного дыхания и т. д.). Решение о смерти мозга не может быть принято раньше чем через 6 часов наблюдений за пациентом.
Впрочем, многие трансплантологи утверждают, что и данная часть законодательства несовершенна. Достаточно того, что для больных, которым водили седативные препараты (а к указанной категории относятся практически все пациенты реанимационных отделений), процедура диагностики смерти мозга должна быть отложена минимум на 20 часов. По мнению врачей, за это время в организме начинаются процессы распада, и к моменту принятия решения о возможности изъятия органы уже становятся непригодными для пересадки.
Прижизненное донорство
Российское законодательство предполагает возможность прижизненного родственного донорства. Не возбраняется пересадка органа или ткани ребенку, родному брату или сестре, одному из родителей (но не мужу или жене).
Исключение составляет донорство костного мозга: им можно поделиться с любым человеком, которому материал подойдет по показателям тканевой совместимости. Существует общероссийская база данных доноров костного мозга. Чтобы зарегистрироваться в ней, достаточно сдать анализ крови на типирование. Лаборатории, делающие такие исследования, есть во многих городах.
Возможность покупки органов
Платное донорство органов в России полностью запрещено. Все предложения подобного рода являются криминальными.
Донорство при ВИЧ
Лица, инфицированные вирусом иммунодефицита человека, не имеют права становиться донорами. Этот запрет распространяется на больных вирусными гепатитами B и C, а также на пациентов со злокачественными новообразованиями.
Неопознанные доноры
Запрещено изъятие органов у людей, которых не удалось опознать после смерти. Причины запрета не связаны ни с медицинскими, ни с морально-этическими соображениями. Юристы ссылаются на законодательную норму, согласно которой донорами могут становиться только россияне, а определить гражданство человека, который скончался неопознанным, не представляется возможным.
Детское донорство
До недавнего времени маленькие россияне, нуждавшиеся в пересадке донорских органов, могли рассчитывать лишь на помощь зарубежных клиник. Изъятие органов у умерших детей не было запрещено, но практически не осуществлялось, поскольку процедура диагностики смерти мозга у таких пациентов не была законодательно регламентирована. В 2015 году это упущение было исправлено, и врачи получили возможность изымать органы пациентов, умерших в возрасте от 1 года до 18 лет. Разумеется, данные процедуры можно проводить только с информированного и письменно оформленного согласия родителей покойного.
Отношение большинства россиян к посмертному донорству можно охарактеризовать как негативное. Согласно результатам социологических опросов, около 20% наших сограждан не желают завещать свои органы для трансплантации по религиозным соображениям, хотя ни одна из официальных религий донорство не осуждает. Особенно тревожным представляется тот факт, что почти 40% респондентов не решаются дать согласие на посмертное изъятие органов из опасения, что их волеизъявление станет причиной недобросовестного оказания медицинских услуг или вообще спровоцирует криминальные действия врачей.
Очевидно, что причиной подобного отношения к чрезвычайно важной проблеме является несовершенство законодательства. С 2015 года существует законопроект «О донорстве органов человека и их трансплантации», подготовленный Минздравом, но до сих пор не рассмотренный Госдумой РФ. Этот документ отчасти восполняет пробелы в законодательстве. Например, он содержит положения об организации федерального регистра волеизъявлений потенциальных доноров, отсутствие которого препятствует использованию даже тех ограниченных возможностей, которые сейчас имеются у отечественных трансплантологов. Ожидается и создание общероссийского регистра реципиентов (сегодня медики располагают только региональными листами ожидания). Впрочем, по мнению специалистов, данный законопроект содержит и нормы, которые будут не столько облегчать, сколько усложнять положение пациентов, нуждающихся в трансплантации. В частности, в список органов, разрешенных для изъятия, опять не включена почка, а именно ее пересадка показана огромному количеству больных.
Число людей, нуждающихся в трансплантации органов, всегда будет превышать количество потенциальных доноров. В нашей стране эта проблема стоит особенно остро, и ее решение, к сожалению, – дело весьма отдаленного будущего.
Видео с YouTube по теме статьи:
В России многократно нарастает натиск лоббистов так называемого «посмертного» донорства…
Современная реальность зачастую такова, что открытыми глазами взглянуть на неё страшно. В информационную эпоху человек оказался не готов к этим вызовам, ему уже становится не по силам не только разобраться в происходящем, но даже порой просто зафиксировать изменения, скорости которых запредельно высоки.
Одной из самых острых проблем последнего времени является т.н. «посмертное» донорство. К сожалению, настоящую правду о нём многие узнают, лишь столкнувшись с ним в своей личной ситуации.
При этом важно подчеркнуть, что речь не идёт обо всей трансплантологии, которая даёт возможность помочь тяжёлому больному, пересадив трупную или родственную почку или костный мозг — здесь всё открыто, и все понимают, что именно происходит. «Посмертное» донорство — иная сфера, в которой изначально заложены ложные посылы и извращённые основания.
Когда нам говорят о том, при этом процессе органы жертвуются тогда, когда, по определению, они уже не нужны, и даже ссылаются на «одобрение Церкви», правда, католической — мол, в Испании на дверях церквей размещались таблички с надписью: «Не берите свои органы на небо. Оставьте их здесь, они пригодятся на земле», — то осуществляют громадную мистификацию, потому что в реальности никакого посмертного донорства не существует.
Создаваемое на наших глазах ложное понятие о т.н. «посмертном» донорстве базируется на двух принципах — «смерть мозга равна смерти человека» и «презумпция неиспрошенного согласия».
Это — принципиальное отличие от наших прежних представлений о смерти человека: если прежде он считался мёртвым, когда у него не было дыхания, сердцебиения, отсутствовали рефлексы, зрачок не реагировал на свет, присутствовало трупное окоченение и трупные пятна, то с принятием новых критериев, для «зачисления в покойники» стало достаточно быть без сознания, хотя и дышать при этом.
Причиной «смерти мозга» (комы) может стать авария, травма головы, инсульт, отравление токсическими веществами, эндокринный криз; при этом постепенно из зоны внимания врачей исчезло представление об обратимом или необратимом характере комы.
Ещё не мёртвый, но уже и не живой
В сфере медицины вдруг неожиданно образовалась новая «форма жизни»: человек ещё жив, но врачами уже сочтён мёртвым — он переходит в разряд потенциальных доноров; а если его некому защитить, то он становится донором реальным, и тогда у него можно совершенно законно забирать его органы.
У мёртвого в прежнем, традиционном понимании, человека можно было забрать для пересадки только почку, поскольку это единственный орган, который выдерживает отсутствие кровоснабжения в течение 15 минут; применение критерия «смерти мозга» позволило создать «мультиорганное донорство».
В навязываемом цивилизации «посмертном» донорстве человек принципиально должен быть жив — только тогда его органы пригодны для пересадки.
Изменение цивилизационного кода началось относительно недавно: в 1968 году в США были приняты «Гарвардские диагностические критерии смерти мозга», в 1968 и 1983 гг. появилась и была дополнена «Сиднейская декларация относительно смерти», в 1983 г. — «Венецианская декларация о терминальном состоянии», а в 1972 году Американская неврологическая ассоциация признала базовой концепцию смерти мозга, устанавливающую смерть человека единственно по факту смерти мозга.
В 1991 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла «Руководящие принципы трансплантации человеческих клеток, тканей и органов», определившие последующую практику трансплантологии и соответствующее законодательство во всем мире.
В 2008 г. была принята «Стамбульская декларация о трансплантационном туризме», в которой трансплантологи заявили, в частности, что мир находится в состоянии «глобального дефицита донорских органов», и что «каждая страна должна гарантировать осуществление программ, предупреждающих этот дефицит».
В России нормы «посмертного» донорства были законодательно закреплены в законе №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.) и №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011 г.).
«Посмертное» донорство в России
Если по прежним нормам в России из человека можно было «получить» всего шесть органов, то в 2015 г. согласно совместному Приказу Минздрава России и РАН № 367/3 «Об утверждении перечня объектов трансплантации», этот список увеличился до 50 позиций: амниотическая оболочка; белочная оболочка яичка; васкуляризированный комплекс мягких тканей, включающий дермальный слой кожи, подкожную жировую клетчатку и мышцы; верхняя конечность и её фрагменты; височная фасция; глазное яблоко (роговица, склера, хрусталик, сетчатка, конъюнктива); кишечник и его фрагменты; комплекс сердце-лёгкое; кости свода черепа, костный мозг; лёгкое, нижняя конечность и её фрагменты; нижняя челюсть; печень; поджелудочная железа с 12-перстной кишкой; подкожно-жировая клетчатка подошвенной области стопы; почка; селезенка; сердце; серозная капсула печени; сосуды (участки сосудистого русла); трахея; фиброзная капсула почки; эндокринные железы (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, паращитовидная железа, слюнная железа, яичко).
Тогда же появился «Приказ Минздрава РФ, Российской академии наук от 4 июня 2015 г. N 307н/4 г. «Об утверждении перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека», определивший 65 медучреждений страны (против прежних 20), которые отныне могут забирать органы, и 34 учреждения, в которых эти органы будут пересаживать.
В июне 2015 г. был принят «закон Калашникова» о создании баз данных потенциальных доноров и их органов.
Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге существуют Координационные центры органного донорства, на базе которых созданы бригады трансплантологов; полным ходом идёт подготовка к открытию такого Центра в Сургуте.
По первому сигналу о поступившем потенциальном доноре, бригады трансплантологов выезжают из Центра в больницы, осуществляют кондиционирование (реанимацию) органов, подлежащих пересадке (но не человека), за что, в отличие от реаниматологов, получают надбавку, и в нужный момент изымают их.
В прошлом году в России произошло несколько резонансных случаев, связанных с посмертным донорством: в отделении реанимации, практически на глазах у родственников, людей «разобрали на органы», и виновных не оказалось, потому что «всё было по закону».
В «Руководящем принципе ВОЗ» №5 предусмотрен запрет на продажу органов и тканей, но по факту во всём мире «посмертное» донорство стало весьма криминализированной сферой бизнеса, что проявляется, в первую очередь, в зонах вооруженных конфликтов, например, в Югославии, на Украине; в России в 2003 г. много шума наделал скандал с забором почек у живого человека специалистами Координационного центра в московской больнице №20.
Согласно Приказу от 25 декабря 2014 г. N 908-н «О порядке установления диагноза смерти мозга человека», с 1 января 2016 г. в России посмертными донорами стали дети с 1 года.
Зачем трупу наркоз?
В 2005 г. в Германии было создано общественное движение КАО, объединяющее родителей, давших согласие на изъятие органов у своих детей, попавших в аварию или иную ситуацию, повлекшую кому.
Движение основали родители, поверившие врачам, что их попавший в автокатастрофу 15-летний сын уже не жилец, и давшие согласие на изъятие у него органов. Когда на похоронах они увидели по лицу сына, что он страшно страдал перед смертью, они не могли себе простить этого своего согласия. Дальнейшую жизнь они посвятили тому, чтобы оповещать родителей, как на самом деле выглядит «посмертное» донорство. Среди прочего они добиваются того, чтобы общество «признало смертность человека» и «отказалось от медицины, которая использует смерть одного пациента для лечения другого».
При «посмертном» донорстве 97% организма по-прежнему живо, и вот этого ещё живого человека рассекают сверху донизу продольным движением или крестообразно, и достают из него ещё работающие органы, бьющееся сердце, дышащие лёгкие. Человек при этом ещё чувствует боль, у него продолжают функционировать органы, железы выделяют секрет, сохраняются рефлексы.
В Германии некоторые врачи, не желая сталкиваться с попытками отбиться, с судорогами так называемого «трупа» во время изъятия у него его органов, всё-таки дают ему наркоз или вводят обезболивающие. Закономерный вопрос: если это труп, то зачем ему наркоз, а если дают наркоз, то труп ли это?
Все «заранее согласны»
Второй базовый принцип «посмертного» донорства предполагает согласие потенциальных доноров на изъятие у них органов. В мире приняты две формы такого согласия — презумпция «испрошенного согласия» (как в Великобритании), когда человек сам пишет заявление о желании стать донором, и презумпция «неиспрошенного согласия», когда человек не только ничего не пишет, но зачастую даже и не подозревает о чьём-то намерении забрать его органы.
В России с 1992 г. действует презумпция «неиспрошенного согласия», и мы все являемся потенциальными «посмертными» донорами «по умолчанию».
По этому поводу в «Основах социальной концепции Русской Православной церкви» сказано: «Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого. (…)
Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека.
Донорские органы и ткани усвояются воспринимающему их человеку (реципиенту), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства». XII.7.
К сожалению, Конституционный суд РФ дважды (2003 и 2016 гг.) пренебрёг нравственной нормой и мнением граждан и поддержал законность ст. 8 «Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей» Закона РФ от 22 декабря 1992 года № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
Возможность отказа от перспективы стать «посмертным» донором весьма невнятно прописана в законе №-ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: это может быть нотариально заверенный отказ или отметка, внесённая в медицинскую карту за подписью главврача.
Как это поможет в ситуации аварии, катастрофы, а также инсульта, тяжёлой травмы, в том числе, во время нахождения на пляже, в бане и проч.? Возможно, самым действенным средством стала бы только татуировка на лбу…
Между тем, по мнению известного исследователя Сэма Парнии, на основании наблюдения за 2060 пациентами, перенесшими остановку сердца в 15 больницах в Великобритании, США и Австралии, «смерть — не момент, а процесс, и его сроки и окончание – не в нашей власти».
Блицкриг «посмертного» донорства в России
Итак, в 2015 г. в России произошёл блицкриг по продавливанию новых псевдо-норм в нашу жизнь. Были приняты законы о создании баз данных доноров (регистров), о снятии с доноров возрастных ограничений, о расширении списка изымаемых органов, об увеличении количества больниц, в которых эти органы могут забирать.
На подходе законопроект Минздрава о донорстве, который введёт новую профессию — трансплантационного координатора; создание сети трансплантационных координаторов позволит создавать логистику для изымаемых органов и регулировать их потоки.
Также своего часа в Госдуме ждёт законопроект №717040-6 «О биомедицинских клеточных продуктах», предполагающий использование тканей эмбрионов для изготовления лекарств.
При этом обществу не перестают внушать, что «посмертное донорство» — процесс, осуществляемый с телом после наступившей смерти, и что это очень благородно — дать своё согласие на передачу собственных органов другому человеку. Не зная истинной картины того, как выглядит «посмертное» донорство, человек хочет верить, что это благое дело. Мол, я умер, мне уже это не надо — ну, пусть хоть другому послужит.
Моменты рождения и смерти человека — это сакральные моменты в сознании любого человека, в сознании общества, которые всегда были таинством, и их суть знает один Творец. Но теперь в этом месте вдруг возникает некто в белом халате и говорит: «Спасать человека слишком затратно, а пустить в дело то, что ещё от него может пригодиться — наоборот, рентабельно».
Вот это как раз и есть зримые признаки расчеловечивания: общество теряет человеческие основания, свои традиционные ценности; на смену им приходит т.н. «экономическая целесообразность», когда «всё — на продажу».
Цивилизация подошла к этапу, когда те, кто сильней, режут живых людей, которые не могут за себя постоять, не могут дать сдачи, не могут отбиться, не могут защититься. При таком подходе вырождение человечества — это реальная и неминуемая перспектива.
Подводя итог, нужно подчеркнуть, что донорство от живого донора, родственное донорство, явления, сами по себе, действительно, благородные и не могут быть источником тревоги: человек сам определяет свою готовность послужить ближнему и контролирует все связанные с этим решением риски и обстоятельства.
Но в ситуации продвижения т.н. «посмертного» донорства общество цинично и беззастенчиво обманывают, и никакие высокие слова при этом не могут служить оправданием.
Нужно отказаться от презумпции согласия, рассказать людям правду о т.н. «посмертном» донорстве, раскрыть детали и описать механизмы этого процесса, и только после этого предложить каждому сделать свой осознанный выбор.
И, конечно же, нужно отменить понятие «смерть мозга» как эквивалент окончания жизни человека.