Содержание
Глава 2
1–11. Поглощение пророка Ионы китом и молитва Ионы.
Ион.2:1. И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
Факт трехдневного пребывания пророка Ионы во чреве кита является средоточным пунктом его книги, около которого группируется вое остальное ее содержание, вместе с тем по своему характеру это событие представляется как бы выходящим за всякие пределы веры. Встречаемое недоумением или яростными нападками, оно подвергалось разного рода перетолкованиям и искажениям едва ли не более всякого другого места в Библии. Ввиду сказанного, мы остановимся на нем подробнее.
Главные усилия критики направляются на то, чтобы представить невозможность факта трехдневного пребывания Ионы во чрева кита, как действительно исторического события и доказать, что его необходимо считать вымыслом. Чтобы достигнуть последней цели, стараются всю книгу представить вымышленным произведением с тою или другою нравоучительною целью и приравнивают ее по литературной форме то к притче, то к апологу (басне), то к аллегории. Не останавливаясь на вопросе о том, насколько книга пророка Ионы может быть отождествляема с указанными выше и встречающимися в Библии формами творческого вымысла (об этом см. в введении), мы укажем прежде всего на то, что назвать рассказ о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита вымыслом, не значит решить вопрос. Нужно сказать еще, откуда этот вымысел явился. Ведь вымысел является же из ничего; самая богатая фантазия свои образы и картины, лучше сказать – элементы вымысла, берет все же из действительности; выдумать что-либо там, что бы в действительности не встречалось совершенно ни в каком виде и подобии нельзя. Означенное положение трудно оспаривать, поэтому теория чистого вымысла за последнее время встречает уже мало защитников. Начинает преобладать другой взгляд, по которому считается необходимым поставить содержание книги в то или другое отношение к действительности, и вот, делая эту уступку, рассказ книги Ионы объявляют легендой или мифом. В таком случае предполагается, что в основе его лежит нечто действительно историческое, какое-либо событие или явление, но оно, сохраняясь долгое время в устном предании, до такой степени изукрашено и извращено народной фантазий, что об этой исторической основе сказания только с трудом можно догадываться. Чтобы не быть голословными, защитники указанного взгляда делают попытки освободить содержание книги Ионы от позднейших наслоений фантазии и найти ее историческое зерно, причем историческую основу одни указывают в жизни пророка Ионы или вообще в еврейской истории, а другие обращаются за этим даже к сказаниям языческим. По мнению, высказанному ещё иудейскими раввинами и затем протестантскими экзегетами, стоит только освободить книгу Ионы от чудесных подробностей, как пред нами предстает подлинная история. Иона, действительно, говорят был послан с проповедью в Ниневию, но ослушался Бога и поплыл в Фарсис; во время плавания, действительно, случилась буря, но чуда при этом никакого не произошло, а просто корабль потерпел крушение, а Иона неожиданно для него спасся. Это кораблекрушение и спасение понято было Ионой как предостережение свыше, и он направился в Ниневию. Чтобы самый способ спасения Ионы представить ближе напоминающим рассказ его книги, говорят, что Иону спас другой корабль, который назывался «Кит», на нем (внутри его) Иона пробыл трое суток, а затем был высажен на берег и отправился в Ниневию, или что после кораблекрушения Иона ухватился за случайно плававшего на поверхности мертвого кита и их вместе потом выбросило волнами на берег. Другие толковники очищают книгу Ионы от чудесных элементов тем, что относят их к области сновидений: Иона, говорят, плывя в Фарсис на корабле, заснул (Ион.1:5), случилась буря. Как часто во сне мы реагируем на впечатления окружающей нас действительности, так и Иона от шума волн и качки стал и во сне видеть тоже бурю. Чувствуя себя виновным перед Богом, он и во сне видит, что ищут виновника бури, бросают жребий, жребий падает на него, его бросают в воду, и вот страшное чудовище будто его проглатывает, но к удивлению своему, он живет и в этом чудовище и в отчаянном вопле молит Бога о спасении, тогда чудовище его выбрасывает на берег. Тут Иона просыпается. На море продолжалась еще свирепствовать буря, на корабле было смятение; это усиливало впечатление страшного сна Ионы, и он раскаялся в своем неповиновении Богу. Кроме указанных, существуют и другие попытки просто и естественно представить сюжет книги Ионы. Нам нет надобности приводить их все, мы можем ограничиться двумя изложенными, как наиболее удачными. Какова их ценность в качестве опытов объяснений книги Ионы? Несомненно, они могут подкупать своею простотою и естественностью, но этого недостаточно: упрощенное представление факта часто бывает его искажением. Нужно, чтобы эти упрощения имели для себя какое-нибудь основание, кроме простого нежелания чудесности. А между тем, защитники легендарного характера книги Ионы, отвергая ее в качестве исторического свидетеля, никаких других оснований в подтверждение своих слов не указывают. Таким образом, их опыты по-своему представить дело являются простыми предположениями, которые им нравятся. Таких предположений сделано уже много, их можно сделать и еще сколько угодно, но приблизить нас к истине, которая едина, они не могут.
Неудовлетворительность попыток найти историческую основу для книги пророка Ионы в обстоятельствах его жизни заставляет многих толковников за источниками для нее обращаться даже к языческой мифологии. В этом случае чаще всего указывают на греческий миф о Геркулесе и Гезионе, финикийский о Персее и Андромеде и вавилонский об Оаннесе. Говорят, что книга пророка Ионы, в особенности же рассказ о трехдневном пребывании во чреве кита, есть переделка того или другого из них. Однако, если мы будем сравнивать содержание кн. Ионы с указанными мифами, то между ними найдем весьма мало общего. В частности в мифе о Геркулесе, как он передается древнейшими языческими писателями: Аполлодором, Овидием, Диодором Сицилийским, Гомером (Илиада, XX)) нет никаких подробностей, которые могли бы дать основание для рассказа о поглощении Ионы китом: борьба Геркулеса с морским чудовищем представляется наружною, поединком; затем, с греческими мифами евреи могли познакомиться не ранее времени Александра Македонского, а книга пророка Ионы более ста лет до этого времени вошла уже в канон священных книг. Однако самое главное возражение против всех попыток указать для кн. Ионы мифологическую основу заключается не в том, что между указываемыми мифами и содержанием книги пророка Ионы оказывается мало сходства и не в том, что некоторые из указываемых мифов оказываются более позднего сравнительно с кн. Ионы происхождения, а в нравственной невозможности для еврея-писателя пользоваться языческими мифами для переработки их в сказание о пророке Иеговы. Хотя евреи и увлекались язычеством, но это было увлечение формами языческого культа и легкими языческими нравами, идейной же противоположности между языческим многобожием и верой в Единого Бога они никогда не забывали. В частности писатель книги пророка Ионы твердо верует в единого Бога, Творца вселенной (Ион.1:9), а языческих богов считает суетными и ложными (Ион.2:9); как же такой человек, с идеями и чувствами противоположными всему языческому, мог взять рассказ о языческих богах и переработать его для целей своей религии.
После того, как попытки указать источники для рассказа о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита в народном предании, изукрасившем будто бы простое событие чудесными подробностями, и в языческой мифологии оказались несостоятельными; мы утверждаемся в мысли, что его необходимо считать за повествование о действительном событии и постараемся, насколько возможно, уяснить его себе.
«И повелел Господь большому киту поглотить Иону». Морское животное, которому Бог повелел поглотить Иону, названо в еврейском тексте dag gadol, что значит большая рыба. Для обозначения морских млекопитающихся животных, не рыб, в еврейском языке употребляются слова: levijatan, tanijm (Иов. 40:20, 7:12; Пс. 103:26; Быт. 1:21), но не употребляется слово dag, поэтому в данном случае нельзя думать, что Иона был поглощен китом. Таким образом, падает возражение, что чудо поглощения Ионы противоестественно, так как у кита очень узкое горло.
Что касается греческого и славянского переводов, то они употребляют слово κητος, кит, потому, что тогда с этим словом не соединялось понятие об определенном виде млекопитающихся животных, и разумели вообще морское чудовище, включая сюда и огромную морскую рыбу («чудо рыба-кит»). Какая рыба поглотила Иону, текст не указывает, но можно думать, что это была акула. Порода акул, называемая squalus carcharias – акула людоед, которая водится в Средиземном море, достигает 32 футов длины и вполне может проглотить человека целиком.
«И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи». Выражение «три дня и три ночи» на библейском языке не означает непременно трех полных суток (1Цар. 30:12–13: Есф. 4:16, 5:1), а может означать период времени даже в 26–28 часов (Мф. 27:46; Мк. 15:34), если он граничит с концом первого и началом третьего дня. Однако, если мы время пребывания пророка Ионы во чреве кита ограничим 26–28 часами, то и в таком виде этот факт продолжает оставаться чудом, т. е. событием, необъяснимым действием одних только естественных сил в обычном порядке. Поэтому Спаситель называет это событие «знамением», подобным чуду воскресения Его после трехдневной смерти, причем пребывание Ионы во чреве кита сравнивается с пребыванием Спасителя во гробе в аде. Значит, во чреве кита Иона был как бы погребенным, естественные условия, в которых он оказался, неизбежно должны были вести его к смерти, и если он остался жить, то только по чрезвычайному действию Всемогущества Божия. «Идеже хочет Бог, побеждается естества чин». Каким способом Бог сохранил жизнь Ионы во чреве кита, нам знать не дано; понять, как действует Бог в чудесном мы не можем, однако разум человеческий не отказывается совершенно от попыток представить себе возможность того или другого чуда, подыскать для него аналоги в естественных явлениях и таким образом в своем знании найти опору для веры. Такими, уясняющими чудо пребывания в чреве кита, аналогиями могут быть возвращение к жизни человека после пребывания под водою, случаи мнимой смерти (летаргии) и, наконец, девятимесячное пребывание младенца в утробе матери. Из приведенных фактов следует, прежде всего, что смерть может наступать не сразу, как человек лишится притока воздуха. Правда, отсрочка смерти для человека под водой бывает на короткий срок, но важно то, что подобное явление уже не становится абсолютно невозможным; а что возможно при естественных условиях хотя бы на момент, то легко себе представить продолжающимся по действию Всемогущества Божия на более продолжительное время. Такое действие будет уже для нас не противоестественным, а только сверхъестественным, законы природы им не нарушаются, а Бог пользуется ими для своих промыслительных целей. Случаи летаргии, когда мнимоумершего зарывают в землю и он продолжает после некоторое время жить, говорят о том, что человек при пониженной жизнедеятельности может сравнительно долгое уже время обходиться без нормального количества воздуха. Если это возможно в естественном порядке, то тем легче подобное событие представить себе в порядке чудесном. Наконец, естественные законы, которыми сохраняется жизнь младенца во чреве матери, по существу своему для нас не менее непостижимы и чудесны, чем пребывание Ионы во чреве кита. Если Творец создал такие законы, по которым жизнь одного существа сохраняется во чреве другого целые месяцы, то не в Его ли власти направить и сочетать эти законы так, чтобы жизнь человека во чреве рыбы сохранить три дня.
Ион.2:2. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита
Ион.2:3. и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.
Ион.2:4. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.
Ион.2:5. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.
Ион.2:6. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя
Ион.2:7. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада
Ион.2:8. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего.
Ион.2:9. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего,
Ион.2:10. а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!
Молитва пророка Ионы из чрева кита дает весьма много поводов для возражений против ее подлинности. Обращают внимание на то, что она по частям сходна с различными местам из псалмов и отсюда заключают о ее компилятивном характере и на этом основании относят ее происхождение ко времени упадка еврейской письменности. Действительно, сходство молитвы Ионы с псалмами несомненно: 3 ст. напоминает Пс. 17и Пс. 119:1; Пс. 684 ст., Пс.30:5–23, 176 ст.; Пс 68.15–16; Пс 17.7, 16–17; Пс. 1427, 8 ст. Но можно ли из этого вывести, что молитва Ионы – позднейшая компиляция? Не более ли естественно думать, что Иона во чреве кита выражал свои чувства знакомыми ему образами псалмов, ибо переживаемое им состояние не позволят ему предаться творчеству. Он брал из псалмов не фразы и слова, как это делал бы компилятор, а образы и картины, причем такие, которые к его состоянию подходили даже более, чем к состоянию псалмопевца (таковы все картины водных опасностей).
Затем указывают на то, что молитва Ионы по своему содержанию будто не подходит к переживаемому Ионою душевному состоянию; главный её мотив – благодарение за спасение, между тем Иона из чрева кита должен был не благодарить, а молить Бога об избавлении от смертной опасности. Объясняют это тем, что она так неудачно была составлена каким-то позднейшим лицом. Но ведь, кроме благодарения, в молитве Ионы есть и изображение водных опасностей (4, 6–7 ст.) и вопль к Богу о спасении в переживаемом бедствии (3, 5, 8 ст.), словом, все то, что считается необходимым для молитвы, чтобы быть ей естественной в устах Ионы; только все это в молитве изображено как моменты уже прошедшие. Пророк главный трепет за свою жизнь пережил тогда, когда брошенный в море все более и более погружался в бездну, сходил к основанию гор, точно во ад, чувствовал, как морская трава обвивала его полову, а вода стала доходить как бы до души его, и тут он молил Бога об избавлении от смерти. Когда же его проглотила рыба и он продолжал жить в ней по действию всемогущества Божия, он начинал чувствовать себя уже спасенным Богом; где и как его Бог хранил, он этого, вероятнее всего, не знал тогда, а только чувствовал, что он жив, спасен от смерти, надеялся, что Бог до конца его избавит («я опять увижу святой храм Твой»), и поэтому в молитве уже благодарил Его. Таким образом, мы видим, что молитва Ионы по своему содержанию вполне подходила к переживаемому пророком Ионою душевному состоянию. Главный ее предмет – изображение пребывания Ионы в тесноте скорби и его спасение. Этот предмет развивается в молитве в строгой последовательности. Сначала в ней правильно чередуются картины внешних опасностей пророка (4, 6, 7) и описании пережитого им в это время душевного состояния (3, 5, 7–8), а заканчивается она (9–10) благодарением за спасение, которое пророк почувствовал еще во чреве кита. Она делится на четыре строфы по 2 ст. в каждой и построена по законам стихотворного параллелизма, причем стихи, в которых описывается внешнее положение пророка, написаны параллелизмом синтетическим, а изображающие его душевное состояние параллелизмом антитетическим. Отсюда видно, что молитва Ионы по своему логическому построению и литературной форме представляет собою стройное и органически связное целое. Своим картинным языком она, как поэтическое произведение, существенно отличается от остальных частей книги, содержащих исторический рассказ.
Ион.2:11. И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
Место, где был выброшен Иона, в тексте не указывается, но по связи этого стиха с началом III-ей главы ближе всего здесь нужно разуметь палестинский берег Средиземного моря.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Пророк Иона – один из самых древних еврейских пророков, чьё писание со множеством пророчеств вошло в книгу Ветхого Завета. Но более всего в истории христианства он запомнился как Иона, который жил в чреве кита. Подробнее о том, какой кит проглотил пророка Иону и как сложилась его дальнейшая судьба, далее.
Библия: Иона и кит
Иона был преемником пророка Елисея. Его мать Ионы была той вдовой, которая с пророком Илией во время голода по велению Господа насытила маслом и мукой огромное количество людей.
Во время тяжёлой болезни мать будущего пророка обратилась к Богу через Илию с просьбой не забирать жизнь сына – и Он возвратил душу юноши.
Позже Всевышний велел Ионе идти с проповедями к покаянию нечестивым жителям города Ниневии. Но тот не стал этого делать, и тогда Бог, желая вразумить отрока, во время его нахождения на корабле в море поднял сильную бурю. Увидев страх корабельщиков, Иона сам велел выбросить его в открытое – и тогда буря прекратилась. А пророка по просьбе Господа проглотил кит.
Во чреве кита пророк Иона провёл три дня и три ночи. Он неустанно молился Богу и искренне каялся в своём непослушании. Узрев это, Великий простил его и повелел киту отпустить пророка на сушу. После этого Иона всегда исполнял волю Господа точно и беспрекословно.
Интересно, но в середине огромного кита пророк не утратил присутствия духа, ведь он уповал на Бога, дабы ещё раз увидеть свет. Молитвы, произносимые во чреве кита,стали основой шестой песни канонов.
Толкование легенды
В церковной литературе трёхдневное пребывание Ионы во чреве морского монстра описывают как символ – предысторию 3-дневного пребывания Иисуса в земле.
История библейского пророка Ионы – это прообраз смерти, вознесения и проповеди Христа. Пророк добровольно кинулся в бушующее море так, как Иисус добровольно взошёл на Голгофу. Жертвенность во имя людей, их жизни и спасения.И таким же образом спустя три дня каждый оказался невредим и воскрешён.
Касаемо научных мнений о правдивости данной истории, их условно можно разделить на три группы:
- некая огромная рыба действительно проглотил пророка;
- на самом деле не было никакого кита: аллегория, и не более того;
- большинство из представителей данного вида питаются планктоном, а поэтому физически не способны проглотить человека (теоретически это можно принять лишь исходя из вида кита).
Имел ли место данный факт, до сегодня точно неизвестно и не доказуемо, но Книга пророка Ионы является частью Библии и содержит множество весомых пророчеств, главными из которых есть истинные слова о воскрешении Христа.
Историю о пророке Ионе, которого проглотил кит, можно истолковать глубоко – и близка она абсолютно каждому человеку. Ибо корабль – это символ души, что постоянно мечется в море жизненных страстей. И только придя к Богу может обрести спокойную гавань, где умиротворение и благодать подарят ей вечную жизнь.
Святой Иона и кит– это не просто вымысел, это, прежде всего, поучительная история о силе Господа, Его деяниях на Земле, о вере, для которой нет границ, ибо она правит человеком, даря Ему дух Божий, что озаряет его вечно.
Пусть хранит Вас Господь!
Все библейские и другие писания не нужно понимать буквально, так как пишутся они на Божьем языке, а не на Человеческом. А Божий язык разделён на две части: язык Бого-Матери и язык Бога-Отца. Поэтому, например, в Исламе (Коран) Бог часто говорит о себе во множественном числе («МЫ»). Бого-Матерь учит своих чад начальным представлениям о Боге и всём Мироустройстве, поэтому делает это через образы, символы, ассоциации, обряды и праздники, скрытый смысл которых понимал далеко на каждый. То есть, скажем так, «приземлёнными» понятиями, доступными для понимания земного Человека (пока ещё не космического). А Бога-Отца мы ещё не знаем, так как все мы до нулевого года (Эры Рыб) проходили матриархат во Времени, где были под опекой Бого-Матери (Мать Земля Русская, Русь-Матушка). Поэтому информацию о Боге-Отце мы так же получали сквозь призму Бого-Матери, то есть на её языке. Образном языке. Что и учитывал Иисус Христос, рассказывая о Боге-Отце притчами и образами.
Короче говоря, чтобы попасть в школу Бога-Отца, нужно сначала пройти школу Бого-Матери. Это касается как всей планеты целиком, где школа очень долгая (тысячи лет), так и отдельной личности в масштабе короткой жизни этой личности (годы, десятки лет). Когда личность (ребёнок) сначала проходит женские циклы в своей жизни, а потом мужские.
С чего начинается книга пророка Ионы?
«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий», — Иона 1:1-2.
Иона встал и пошёл. А где он очутился на пути в Ниневию?
«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи», — Иона 2:1.
То есть, Иона очутился в утробе кита. А утробой может обладать только Женщина. Поэтому, можно сказать, что путь в Ниневию лежит через женскую утробу. А если ещё точнее — то через период матриархата во Времени, где происходит начальное формирование личности (как в утробе матери происходит формирование тела младенца). Если этот период длится три дня и три ночи, то сколько это в реальности? День — это, скажем, 12 часов (и ночь столько же). Но с учётом масштаба жизни, нужно брать циклы побольше. То есть, 1 день — это не 12 часов, а 12 лет.
Если этот день относится к женскому циклу, то нужно учитывать, что полный мужской цикл — это 24 часа/месяца/года; а женский — 12. То есть, в два раза короче. Поэтому женский день — это 6 лет, и женская ночь — это тоже 6 лет. Значит 3 женских дня и 3 женские ночи равняются 36 годам. А если учесть, что женский цикл начинается из загробного мира, то выход из чрева кита происходит в 33-летнем возрасте. После чего: «сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу», — Иона 2:11.
«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе», — Иона 3:1-2.
Вторичный призыв происходит уже непосредственно перед входом в Ниневию, город великий. То есть, когда заканчивается женский (матриархальный) цикл и начинается мужской. Сам этот период затрагивает возраст 27-33 лет, когда Человек переходит во взрослую жизнь. То есть, имея женский фундамент, готов приступить к мужским делам. Мужское крещение имеет такую же продолжительность как и женское, только крестится этим крещением уже взрослый Человек, подготовленный Бого-Матерью.
«Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы», — Иона 3:3.
Как сказал, мужской цикл в два раза длинее женского, поэтому мужской день — это 12 часов/лет. Значит «три дня хотьбы» — это 36 лет лет жизни.
То есть, во «чреве кита» молодой ещё Человек пребывает до 33-летнего возраста (с учётом периода в утробе Матери и загробного мира — это 36 лет). А «ходит по Ниневии» уже зрелый Человек, что затрагивает другие 36 лет (3 дня) его жизни: период 27-63 лет. Первый период (женский) — подготовительный для серьёзных дел. Второй (мужской) — это серьёзные дела. Что и проходил по жизни своей Иона. Сначала готовился (созревал), проходя через жизненный «шторм» («Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря», — Иона 1:4), потом осуществлял то, к чему готовился, идя по жизни.
Само хождение по Ниневии — это блуждание по нулевому циклу (Эра Рыб), где чтобы познать Высший Закон — необходимо минимум 3 дня ходить по Ниневии (нулевому циклу). Не просто ходить, а жить духовной и осознанной жизнью. Если сумеешь правильно пройти 3 дня — выйдешь из Ниневии, обретя долгую и хорошую жизнь; не сумеешь — будешь и дальше страдать в хаосе нулевого цикла, продолжая ходить по Ниневии, либо умрёшь. То есть, будешь как бы в плену нулевого цикла, откуда не выйдешь пока не сдашь все «экзамены»: «Когда я отведён был в плен в Ниневию…», — Товит 1:10. ВНЕ нулевого цикла «плена» никакого нет. Там разумной личности трёх дней хватает для прохождения крещения, что и открывает путь в Вечность.
Для размышления:
В докладе ВОЗ говорится, что в среднем российский мужчина не доживает до 63 лет. То есть, не может пройти мужское крещение, которое ещё, на самом деле, не является истинным крещением, так как мы проходили нулевой цикл во Времени. Истинное крещение придёт только после 2023 года. До 2023 года — всё это только цветочки, ягодки — впереди. Что только сильнее может сократить жизни мужчин, что и предсказывает Ислам. Если только не произойдёт «духовный бум».
Один из признаков приближения конца света (Ёумуль-Кыяма) по Исламу: «Соотношение количества женщин по сравнению с количеством мужчин увеличится настолько, что на одного ответственного мужчину будет приходиться около 50 женщин».
Пенсионный возраст в России с 2018 года у мужчин с 65 лет. До этого был с 60-ти. То есть, в 60-65 лет мужчины в России уже являются недееспособными. Выход на пенсию у них означает приближение смерти. Хотя мужское крещение Духом Святым подразумевает, что пройдя это крещение, мужчина должен выйти на пик своих сил и возможностей. По сути — только начать жить по настоящему, сдавая очередные экзамены во Времени. А у нас получается, что пройдя «3 дня по Ниневии» (27-63 лет), Мужчины умирают. Где 63 года – это итог и проверка прошлого; 64 года – планирование будущего; 65 лет – пенсия и смерть (если раньше не умер).
То есть, Мужчины не могут сдать даже этот экзамен, так как подходят к нему изначально неправильно, с полностью искажённым пониманием. Значит прав был пророк Иона: «Ниневия будет разрушена!» — Иона 3:4. То есть, Мужчины напрочь всё забыли, разрушая собственные жизни за 3 дня хождения по нулевому циклу в Эре Рыб. Который и должен «разрушиться» в наше время, так как мы выходим из этого цикла, переходя в совершенно другое измерение, где нет никаких нулей. А значит не должно быть и коротких жизней.
Если во времена Ионы народ сумел восстановить в себе Завет Бого-Матери и начальное понимание о Боге-Отце, что и спасло ситуацию (благодаря Ионе пророку): «пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл», — Иона 3:10, — то в наше время ситуация стала ещё хуже, отчего спасение уже под вопросом. На кого надеяться теперь? Кто восстановит Завет Бого-Матери и даст Законы Бога-Отца? Кто сумеет вывести Русских Мужчин далеко за пределы трёх «ниневийских» дней (пенсионного возраста)? То есть, из «нулевых» людей, сделать людей «почасовой системы», которые за 3 дня мужского крещение не увядают, а наоборот — только расцветают.
На переходном периоде нашего Времени два эти крещения затрагивают промежуток во Времени 1957-2023 гг. Это выход из Эры Рыб и вход в Эру Водолей (см. календарь Времени Эры Водолей в разделе «скачать»). Значит жизнь Мессии должна строго вписаться в этот промежуток. Где 1957-1959 — это начало женского цикла, берущего начало ещё до рождения (женские циклы содержат ноль). 1960 год — рождение, начало жизни.
1960-1993 (33 года) — это «чрево кита», подготовка к мужскому крещению.
«Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи», — Матфей 12:40.
1987-1993 — финал женского крещения и старт мужского. До 33 лет (лучше до 27) Человек должен создать фундамент, сдав экзамены Бого-Матери. Фундамент должен базироваться на здоровом образе жизни, наработке внутри себя доброты, терпимости и тд. Человек должен научиться не впадать ни в какие эмоциональные крайности, выработать устойчивость перед различными соблазнами и пороками. Продемонстрировать делами желание созидать и развиваться творчески и духовно. Если к 33 годам (лучше к 27) всё это есть, закрепилось в Душе, значит мужское крещение будет проходить не сверхжёстким образом, а нормальным, обычным. Если этого нет, то Человека начнёт разрывать как физически (тело), так и психологически. Через Человека начнёт проходить, скажем, очень мощный «Святой Дух», переводящий Душу Человека на более высокий духовно-энергетический уровень. Поэтому неподготовленному Человеку придётся трудиться сразу на двух «линиях»: усиленно нагонять по женской, и пытаться успевать соображать по мужской. Что крайне тяжело. Вообще, если проблемы, к примеру, со здоровьем начались с детства (в период до 9 лет) – значит, они пришли из прошлой жизни. А если что-то обострилось, например, в 27-33 – значит это в большей степени результат нынешней жизни, где проблемы со здоровьем были «вписаны» в жизненный сценарий Матерью в период до 9 лет (малый матриархат во Времени).
1987-2017 — 30 лет, после которых происходит «второе пришествие Иисуса Христа».
2017-2023 — Иисус выходит на пик своих возможностей (а не на пенсию), завершая основной цикл мужского крещения (3 дня = 36 лет). Где 2023 год – проверяет весь пройденный путь. А 2024 год – планирует будущее.
1987-2023 — три дня, где «воскресение» происходит на 3-й день, 2011-2023 («Христос воскрес» — вышел из нулевого цикла (Ниневии), крестясь Духом Святым за 3 дня).
«Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной», — Матфей 12:41.
То есть, Иисус прошёл этот период не для того, чтобы тихо и спокойно выйти на пенсию в свои 60-65 лет (2020-2025 гг). А чтобы совершить дело мирового масштаба. А если точнее — устроить Суд Божий, на который придётся идти каждому из нас. Легче всего будет пройти этот Суд Славянам, о которых говорится: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». То есть, Иисус придёт к Славянам и вместе с ними пойдёт в новую Эру (Водолей). А те, кто не захотят идти с ними (с Иисусом и Славянами), будут осуждены по полной программе. Что больнее всего заденет евреев. За то, что присвоили себе чужую историю, сильно её при этом исказив. А вместе с евреями сильно пострадает и вся западная цивилизация.
Кстати, выйти из Ниневии, пройдя мужское крещение, Мужчина может только с Женщиной. Что и описано в книге Товита (Ветхий Завет), где Товия сумел выйти из Ниневии только тогда, когда обрёл Жену, получив от неё знания Бого-Матери: «Итак, сын , выйди из Ниневии», — Товит 14:8. Что сделал по научению своего отца Товита, который проходил по жизни то же самое:
«Достигнув мужеского возраста, я взял жену Анну из отеческого нашего рода и родил от неё Товию. Когда я отведён был в плен в Ниневию, все братья мои и одноплеменники мои ели от снедей языческих», — Товит 1:9-10.
Сдав один экзамен (как тот же Иона), Товит пошёл дальше. Где столкнулся с новыми трудностями: «и сделались на глазах моих бельма. И ходил я к врачам, но они не помогли мне», — Товит 2:10. Поэтому и говорится, что Товит «отведён был в плен в Ниневию». То есть, не всё ещё усвоил, не очень хорошо прошёл «три ниневийских дня». А значит его крещение будет идти дольше, пока всё не поймёт и не изменит себя.
А когда Товия уже со своей женой благополучно подобрался к Ниневии, тогда выздоровел и его отец Товит, сдав очередной экзамен во Времени. Пройдя сам крещение, помог пройти и своему сыну с его женой: «И вышел Товит навстречу невестке своей к воротам Ниневии , радуясь и благословляя Бога. Видевшие, что он идёт, удивлялись, как он прозрел», — Товит 11:15.
И не просто прозрел, а очень долго жил: «было же ему сто пятьдесят восемь лет», — Товит 14:11. Что сейчас нам кажется просто нереальным, хотя Ной, например, жил вообще 950 лет. Что по нашим меркам просто фантастика. А всё из-за духовной слепоты, то есть, абсолютного непонимания священных писаний. Что искажает наше мышление, отчего ломается судьба и укорачивается жизнь.
Алексей Уривский. Последнее обновление: 23.01.2020.
Пророк Ио́на
Пророк Иона, преемник пророка Елисея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской, к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло.
Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил.
Однажды Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии. Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой.
Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима. Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12,40), т. е. тридневной смерти и последующего Воскресения Господа.
См. также: «Житие святого пророка Ионы» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Книга пророка Ионы,
Глава 1
1 И было (vajehij) — так начинаются многие книги Ветхого Завета (Нав 1:1; Руфь 1:1; Суд 1:1; 1 Цар 1:1 и др.) и на основании такого начала неправильно делают предположение, будто книга пророка Ионы представляет собою не цельное произведение, а отрывок.
Слово Господне — обычное обозначение в Библии божественного откровения, сообщаемого именно пророкам (Ис 2:1, 51:16; Иер 1:1; 2:1; 7:1; Иез 1:3; Ос 1:1; Соф 1:1; Мих 1:1; Агг 1:3; Зах 1:9; 7:7 и др.). Что касается формы этого откровения, то на нее в данном случае нет никаких указаний. По аналогии с другими местами Библии, в которых употребляется это выражение, можно представлять это слово простым внутренним влечением, которое человек сознает не как свое собственное, а как приходящее к нему извне, от высшей силы, именно от Бога. Если, таким образом, бывшее пророку Ионе откровение не сопровождалось никакими чрезвычайными знамениями, а происходило всецело внутри его, то станет удобопонятным, каким образом пророк решился ослушаться «слова Господня».
К Ионе, сыну Амитая (слав. Амафии). Имя пророка — «Иона» (от глагола janah в страдат. значении — быть угнетаемым) по объяснению блаженного Иеронима означает существо угнетенное, стенящее, а затем стонущего голубя. Сыном Амитая он, несомненно, называется по отцу, а не в нарицательном смысле — «сын истины» (amitai с евр. знач. истина), как это объясняется раввинами (Д. Кимхи, И. Абарбанелем), чтобы подтвердить иудейское предание, отождествляющее Иону с сыном сарептской вдовы, воскрешенным пророком Илией (3 Цар 17:17-23).
2 Встань, иди в Ниневию. Посольство еврейского пророка с проповедью в языческую Ниневию многим кажется событием беспримерным в истории еврейского профетизма, противоречащим самому назначению пророческого служения, учрежденного для охранения истинной религиозной жизни в одном еврейском народе, а потому даже невероятным. Нельзя отрицать, конечно, что ближайшая задача ветхозаветных пророков состояла в том, чтобы «быть стражами дома Израилева» (Иез 3:17), но в соответствии с тем, что еврейский народ имел мировое назначение, и пророческое служение должно было осуществлять не национальные только, а и универсальные задачи. И мы можем указать немало примеров того, что слово пророческое было обращено прямо к языческим народам и призывало их к исправлению и участию в спасении (Ис 13-24; Иер 46-51; Иез 25-32; Ам 1:3-2:3). Если так, то в посольстве Ионы в Ниневии нет ничего странного, когда другие пророки пророчествовали об Египте, Едоме, Моаве, Сирии, Вавилоне и даже о той же самой Ниневии (Наум 1-3 гл.; Соф 2:13-15).
Проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. Еврейское ki, переведенное в этом стихе через «ибо» (слав.: яко, лат.: quia), чаще означает не причинную связь, а союз дополнительного предложения — «что». Переводя так в данном месте, мы получаем указание на содержание проповеди Ионы в Ниневии: проповедуй, что злодеяния дошли до Меня. Таким образом, проповедь Ионы в Ниневии должна была заключать в себе не одно только предсказание ее скорой гибели, как может показаться на основании 3:4, а и обличение их злых дел, несомненно сопровождаемое призывом к покаянию, а следовательно, и спасению. Так свою миссию понял сам пророк Иона, почему и бежал от нее, чтобы не быть вестником спасения язычникам; равным образом и Иисус Христос указывает на покаяние и спасение ниневитян, как на плод слова Ионы (Мф 12:42). Данное понимание подтверждает и употребленный здесь еврейский глагол kara, означающий не предсказывать будущее, а проповедовать в широком смысле этого слова, провозглашать, обнародовать то, что повелел Бог.
3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня. Под Фарсисом, куда бежал Иона, нужно разуметь страну, населенную потомками Фарсиса, сына Иована (Быт 10:11). Первоначально потомки Фарсиса поселились в Киликии, где построили город Тарс; однако в данном случае нужно разуметь не близкий к Палестине Тарс, а скорее далекую Испанию, главное место морской торговли финикиян (Ис 23:1-14; Иер 10:9), от имени которого корабли далекого плавания назывались фарсийскими (Пс 71:10; 3 Цар 10:22). Побуждением для Ионы бежать в Фарсис было несомненно то, что он хотел этим отклонить от себя посольство в Ниневию. Пример попытки уклониться от божественного посольства в истории ветхозаветных пророков — не единственный (Исх 3:11; 4:10-13; Иер 1:6), но он является особенным по своим мотивам и отчасти по форме (бегство). Пророк решил не идти в Ниневию потому, что не хотел ее спасения, не хотел, чтобы это спасение совершилось через него. «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благий и милосердый» (4:2), говорил он в раздражении, тогда увидел, что Ниневия не погибла. Такие мысли и чувства достойны ли ветхозаветного пророка и мыслимы ли они, как черты характера посланника Божия? Чтобы правильно решить себе этот вопрос, нужно отрешиться от того предвзятого взгляда, по которому библейские священные лица для сохранения за ними ореола святости представляются нам в какой то духовной неподвижности. Нужно помнить, что библейские святые — «подобострастные нам человецы», потому своей нравственной высоты они достигали не сразу, не без борьбы и мучений, не без зависимости от окружавших влияний времени и среды. И пророк Иона был человек своего времени и своего народа. Евреи же тогда вообще думали, что все язычники — враги Иеговы и заслуживают только Его гнева и наказания. Такое отношение к язычникам воспитывал в них отчасти сам закон в целях отвращения их от всего языческого. Вполне естественно, что и пророк Иона до своего призвания думал о язычниках так, как думали его соотечественники. Теперь, когда голос Божий внутри его призывал пророка идти с проповедью покаяния и спасения к ниневитянам, в душе его происходит глубокая борьба. Он должен был побороть в себе впитанный с рождения узкий религиозный национализм, по которому только евреи считались народом Божиим и усвоить противоположное воззрение, что у Бога милость для всех, что и язычники призваны и способны усвоить спасение Божие. Без проникновения этим убеждением пророк не мог идти на проповедь в Ниневию, его послушание Иегове не могло быть автоматическим. И вот пророк не скрывает от нас той человеческой слабости, какую он обнаруживает в этой душевной борьбе: без чрезвычайных знамений Божиих он не мог перевоспитать себя и потому решил бежать в Фарсис от лица Господня. Такой способ уклонения от посольства Иона избрал вероятно потому, что полагал, что за пределами обетованной земли как места особенного присутствия Божия («лица Божия» ср. Быт 4:14,16), он уже не будет слышать в себе призывающий его на проповедь язычникам голос.
Православная церковь в своем песнопении дополняет сделанное замечание о мотивах бегства пророка Ионы тем, что пророк бежал «дабы пророчеству не солгатися» (канон Андрея Критского). Значит, пророк Иона не надеялся на искренность и прочность раскаяния язычников и думал, что, получит, спасение за мимолетное раскаяние, а затем, вернувшись снова к своим грехам, они будут смеяться над не исполнившимся над ними пророчеством, глумиться над бессилием еврейского Бога и оскорблять Его. Таким образом, бегство пророка было не сознательным противлением воле Божией, а обнаружение особой ревности о славе Иеговы перед язычниками.
Пришел в Иоппию — единственную у евреев гавань со времен Соломона. (О ней см. 3 Цар 5:23; 2 Пар 2:16; 1 Езд 3:32; 1 Макк 10:76, 14:5.)
4 Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря. Буря на Средиземном море и особенно у берегов иоппийской гавани — обыкновенное явление. По свидетельству Иосифа Флавия (Иудейская война III, 9, §3) и новых путешественников (де Сольси, Норова) рейд иоппийской гавани и вообще юго-восточный берег Средиземного моря подвержены действию ветров, поэтому здесь часто наблюдается волнение. Ввиду сказанного книги пророка Ионы часто делают упрек в избытке чудесности. Говорят, что самые естественные явления, как поднятие бури на море и ее прекращение (1:4,15), поглощение человека большой рыбой (2:1), полуденный зной, жгучий ветер, червь, подтачивающий растения (4:6-8), происходящие по естественным силам и законам природы, в ней представляются, как особенные действия Божии, совершающиеся по непосредственному велению Божию. Таким образом, для полной естественности явления необходимым считается устранить всякую мысль об участии в жизни природы Бога. Таково, несомненно, распространенное воззрение нашего времени, но не таково религиозное воззрение на мир. По нему все совершающееся в мире, по так называемым законам природы и ее силам, представляется вместе с тем делом Бога, правящего миром. Самые законы природы составляют не что-либо совершенно отдельное от воли Божией, а рассматриваются, как выражение воли Творца о природе. При таком понимании, нет ничего странного, что человек и естественные явления представляет совершающимися по воле Божией и умалчивает о законах природы, как причинах только посредствующих. В книге Ионы, как произведении имеющем религиозно-нравственное назначение, такое упоминание более чем уместно (хотя в ней упоминаются и естественные факторы естественных явлений: ветер, производящий бурю, червь, подтачивающий растения). На основании этого можно только отметить религиозность ее автора, а не упревать в избытке чудесности и будто невероятности рассказа.
5 И устрашились корабельщики и взывали каждый к своему Богу. Корабельщики — не случайные пассажиры корабля, а люди, у которых мореходство было промыслом, с евр. malahijm — гребцы, весельники. Они несомненно были язычники и происходили, вероятно, из финикийских приморских городов. В религии всех вообще приморских жителей видное место занимали боги моря и воды, к ним-то, естественно, корабельщики обращались с молитвой о спасении от бушующих волн. Наряду с этим, они не пренебрегали и естественными и средствами спасения: стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее.
Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. Странным представляется поведение пророка: в то время, когда другие на корабле в страхе за свою жизнь молятся о спасении, он идет в трюм и спокойно засыпает. Это произошло оттого, что автор книги в данном месте о последующем моменте сказал раньше предшествующего, употребил оборот ὕστερον πρὸτερον, как и в 10 ст. и 4:5. В действительности пророк Иона для отдыха пошел несомненно раньше, чем случилась буря. Утомленный происходившей в нем внутренней борьбой и, может быть, спешным путешествием в Иоппию, успокоившись принятым наконец решением, Иона «крепко заснул». Весь дальнейший рассказ книги до 2 гл. включительно некоторые толковники понимают, как бывшее пророку сновидение. Однако в тексте нет решительно никаких оснований для этого предположения и историческая достоверность рассказа 2-й гл. засвидетельствована не менее других частей книги. (См. об этом во Введении: «О книге пророка Ионы».)
6 В этом стихе не должно смущать то обстоятельство, что кормчий — язычник обращается к иноверцу еврею с просьбой, чтобы он молился своему Богу, причем выражает надежду получить от Него спасение. Язычник-политеист наряду со своими богами признавал действительное существование и богов других народов. В частности, о случаях признания язычниками Иеговы, как Бога еврейского, Библия говорит не однократно (4 Цар 18:25,33-35; Езд 1:2-3), то же самое мы имеем в данном месте.
7 И сказали друг другу: «пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда». В древнее время было распространенным мнением, что особенные чрезвычайные бедствия подвигают людей за какие-нибудь великие грехи (Иов 4:8-11; 18:5-21). Разделяя это воззрение, корабельщики и решили, что великая буря постигла их за какой-либо чрезвычайный грех кого-либо из присутствовавших на корабле. Узнавать виновника бедствия они стали посредством жребия. Этот обычай существовал у многих народов древности, как языческих, так и у евреев, при этом те и другие верили, что не слепой случай решает дело, а Бог (или боги) владеет жребием (Нав 7:14; 1 Цар 10:20-3; Деян 1:26; Цицерон. De natura deorum, III, 36).
И бросили жребий, и жребий пал на Иону. Таким образом, книга пророка Ионы дает понять, что не только бросавшие верили, что жребием руководит Бог, но и в действительности было так.
8 Содержит в себе ряд вопросов, с которыми корабельщики обратились к Ионе, после того как жребий указал в нем виновника бедствия. Эти вопросы задавались вероятно с разных сторон и людьми взволнованными, поэтому в них нет строгой последовательности. Первого вопроса: «за кого беда сия?» в некоторых кодексах нет (Cod. 115), а в других (384) он стоит на поле; его следует понимать не как вопрос Ионе о каком-либо третьем лице, а в отношении к нему самому: кто ты такой, скажи? Следующие вопросы касаются происхождения пророка Ионы, его рода занятий и ближайших намерений (последнее ясно из добавления славянского текста: камо идеши?) Во всем этом корабельщики думали найти что-либо позорящее Иону и объясняющее им, почему жребий пал на него.
9 Я еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. Нужно думать, что приведенные слова составляют только начало речи пророка на корабле, затем Иона чистосердечно рассказал о посольстве его в Ниневию и о бегстве от лица Иеговы, как это видно из 2-ой половины 10-го ст. Случившаяся буря и павший на него жребий должны были поразить пророка более, чем остальных на корабле, в них он видел знамения бесконечного величия Божия и своей неправоты; то и другое он искренно исповедует перед язычниками, для этих последних он прежде всего выясняет, что Бог евреев — есть Бог вселенной (небес, моря и суши), только усвоив эту идею, язычники могли понять и все остальное в его речи: какое касательство Иеговы до Ниневии и почему страшно ослушаться такого Бога.
10 Передается впечатление корабельщиков от речи пророка. Они устрашились страхом великим… ибо узнали… что он бежит от лица Господня — значит, их страх был религиозным, перед Иеговою, они устрашились Его величия и могущества. Несомненно, корабельщики почувствовали также, что пред ними стоит не обыкновенный человек, а избранный Богом для получения откровения от Него, хотя и тяжко виновный перед Ним; это видно из всего дальнейшего отношения их к пророку Ионе (12-14 ст.).
11 И сказали ему, что сделать нам с тобой, чтобы море утихло для нас? В обычном случае корабельщики, конечно, знали, как надо поступить с человеком, который вызвал гнев богов и навлек великое бедствие, но здесь случай был особенный. Перед ними стоял не великий грешник, а избранник Божий, правда возводивший на себя тяжкую вину пред Богом, но они ее едва ли ясно понимали (см. 14 ст.); наказавший их Бог Иегова так не похож на их языческих богов, что умилостивлять Его обычными в язычестве способами они не решались. Поэтому они обратились к пророку, чтобы он сам произнес суд над собою и указал способ умилостивления Иеговы.
12 Возьмите меня и бросьте меня в море… ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. В этом ответе Ионы прежде всего видно глубокое сознание им своей вины перед Богом. В силу сознания своей чрезвычайной виновности он и хочет быть наказанным чрезвычайным образом, на какой указывали буря и жребий: «бросьте меня в море». Здесь нет ни малейшего бравирования своей жизнью, ни чрезвычайной гордости и самолюбия, по которым пророк будто бы хочет скорее умереть, чем идти против убеждения на проповедь к язычникам, и таким образом продолжает препираться с Иеговою «даже до смерти». Смерть в волнах моря представляется пророку Ионе единственным выходом, чтобы спасти ни в чем неповинных спутников по кораблю, за которых он, несомненно, страдал: «бросьте меня в море, и море утихнет для вас». В этом случае пророком совершался подвиг высшей любви к людям (Ин 15:13) и его личность предстала пред нами во всей своей неизмеримой высоте.
13-15 Корабельщики не сразу исполнили приговор Ионы над собою. Сначала они старались использовать все средства, чтобы спасти пророка, высадив его на берег. Когда это не удалось, они, прежде чем бросить его в море, обратились с горячей молитвой к Иегове, чтобы Он не вменил им «невинной крови». Здесь обращает на себя внимание сочувствие бывших на корабле Ионе и их глубокая религиозность. Говорят, что в данном месте, как и далее в речи о ниневитянах (3:5-9), язычники в книге Ионы идеализированы. Что рассказывается о них и само по себе невероятно, и невероятно, чтобы это написал Иона или кто-нибудь из близких к нему по времени людей, ибо отрицательное отношение их к язычникам хорошо известно. Так на малом фундаменте строится большой вывод о неподлинности книги, ее позднейшем происхождении и не историческом, а легендарном характере ее содержания. Правда, что невероятного в том, что язычники на корабле оказались не худыми людьми, способными выразить сочувствие человеку, который для спасения их решил пострадать один. Что невероятного и в том, что плавание по морю среди опасностей научило их молиться? Но вот указывают, что молились то они не только своим богам, а и Иегове, Богу еврейскому (14 ст.). Действительно, в употреблении имен божиих писатель книги Ионы весьма точен: когда речь идет о Боге вообще, как Всемогущем Творце и Владыки всего, он употребляет имя Божие Элохим (1:5,6; 3:5,8,10; 4:7,8,9), а когда говорится о Боге в Его отношении к пророку Ионе, как Бога еврейского народа, он именуется Иеговою (1:1,3,4,9; 2:1,3; 3:1,3; 4:4,6,10). Поэтому в 14 ст., где стоит Иегова, нужно так и понимать, что корабельные люди молились Богу еврейскому, Богу Иониному, потому что просили не вменить им смерти Ионы, пророка Иеговы, и странно если бы они об этом просили своих богов. Если же в рассматриваемом месте нет невероятной идеализации, а только правда о язычниках, то такую правду Иона вполне мог написать, ибо он не боялся говорить ее даже в виду смерти (12 ст.)
16 И принесли Господу жертвы, и дали обеты. Предание иудейское говорит, что бывшие на корабле стали потом прозелитами иудейства. В этом нет ничего невероятного. Могущество Иеговы они видели воочию и исповедали его в своей молитве: «Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе» (14 ст.); спасенные Им (а не своими богами) от явной смерти, они чувствовали себя обязанными Ему, поэтому и «дали обеты». Впрочем, текст говорит только о том, что бывших на корабле охватило религиозное воодушевление; это после всего происшедшего не может подлежать сомнению.
Иона, неправильный пророк
Сергей Павлович 15 декабря, 2014 2:06
Разгадка кажущегося странным поведения пророка видится достаточно простой и вполне очевидной, но совершенно не соответствует существующим сегодня толкованиям на этот поступок Ионы. Удивительно, но большинство толкователей ошибочно приписывают Ионе немыслимое для израильского пророка поведение, а именно – преобладание его собственных политических и моральных предпочтений над волей Бога. Такие толкователи предлагают нам верить, например, в следующую несуразицу: «Не желая доставить ниневитянам, как язычникам и врагам своего отечества, помилования от Бога, Иона сел на корабль и отплыл в противоположную сторону». Очевидно, что такая трактовка наивна и весьма уязвима для критики, ибо Бог избирает себе в пророки только самых достойных из народа, а не тех, кто способен ставить свое мнение выше Его слова.
Для отвергающих слово Бога дорога в пророки заказана. Да и не был Иона настолько наивным (как упомянутые толкователи), чтобы не понимать, что от его упрямства в истории Ниневии ничего не изменится. Никогда в среде сынов Израиля не было случая, чтобы пророк сбежал от выполнения воли Бога, ибо возможность быть Его пророком великая честь и награда для любого верующего и во все времена (Числ. 11.29 и 1Кор. 14.1) *(1). Нам же пора прекратить «бросать камни» в пророка, а постараться понять, какими истинными мотивами руководствовался поставленный на служение Иона, в момент, когда отказался повиноваться воле Бога.
История побега Ионы.
У Ионы, к моменту начала его истории с Ниневией, уже была репутация пророка Божьего, ведь ранее Господь Бог именно через Иону изрек слово для Иеровоама об обещании ему скорого восстановления ранее утраченных северных и восточных пределов Израиля. И то, что нам мало известно об Ионе, как пророке Бога, совершенно не значит, что он был мало известен в свое время, как в Израиле, так и за его пределами. Пророки – особые люди и их жизнь, как правило, привлекает к себе повышенное внимание окружающих. А если учесть развитые торговые связи, которые проходили через Израиль и соединяли крупнейшие торговые центры древнего мира – Ассирию и Египет, то можно предположить, что и в Ниневии были люди, которые хорошо знали Иону.
Понятно, что Иона дорожил и совсем не хотел разрушать: ни полученную им репутацию пророка Божьего, ни тем более потерять своего Божьего избрания. Нетрудно предположить, что у Ионы были самые благочестивые планы на будущее. Как пророк он должен был понимать свою избранность и ощущал ответственность за беспрекословное соблюдение воли Бога и даже, как это свойственно многим людям, вероятно, мечтал о большем, а именно, желал достичь уровня ставших легендарными в Израиле самых знаменитых еврейских пророков ( таких как Самуил, Илия, Елисей).
Но так как во все времена в среде народов, одновременно с пророками Бога, существуют многочисленные лжепророки, то Бог научил Свой народ их различать. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей » (Втор. 18:22).
Исходя из того, что Иона заранее знал результат своей будущей проповеди, возвещающей о гибели Ниневии ( 4.2), очевидно, что именно страх перед перспективой оказаться лжепророком и остановил его от немедленного похода в Ниневию с порученной ему миссией. Можно понять Иону, ведь любой пророк на его месте был бы также разочарован и обескуражен таким результатом своей проповеди, именно поэтому, находясь в отчаянии Иона и совершил попытку скрыться от лица Господня. Из повествования 1 главы, видно, что Иона даже был готов погибнуть в море (1.12), так как позорная участь оказаться лжепророком была для него страшнее смерти *(2). Это же отчаяние Ионы позже вновь проявилось в его молитве, последовавшей за покаянием ниневитян, в которой Иона выпрашивал смерти уже лично у Господа Бога (4.3).
Еще одна распространенная ошибка толкователей книги Ионы это утверждение, что пророк, выполняя миссию Бога, мог быть многословен и волен пускаться в разъяснительные разговоры за рамки порученной ему проповеди. Вероятно, учитывая возможность подобного поведения некоторых пророков, Бог дополнительно уточняет для них, что следует говорить (3.2) (аналогичные предостережения получал также Валаам – Чис. 22.20 и 35 ).
Очевидно, что Иона не мог призывать к покаянию жителей Ниневии, не только потому, что такие полномочия ему не давались (3.2-4), но и потому, что он был абсолютно не заинтересован в покаянии ниневитян. Впрочем, в призыве к покаянию и не было необходимости, ибо после настойчивой и уверенной проповеди Ионы: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена», в городе начались панические настроения ( а часть жителей, возможно, уже начала готовиться к бегству из города), о чем тут же было доложено царю. При этом, в любом развитом и сильном государстве (обществе) всегда присутствуют влиятельные люди, которые чутко улавливают опасную связь между сложившейся ситуацией и ее возможными последствиями. Было бы удивительно, если бы царь Ниневии, в такой нестандартной для него ситуации, тут же не собрал на совет своих самых лучших мудрецов и книжников, которые в достатке должны были быть в его распоряжении. А мудрецы и местные пророки, признав основательность причин для гнева еврейского Бога и всю серьезность опасности обещанной гибели Ниневии, предложили самый надежный способ покаяния (3.7-9).
Не потому ли раскаявшихся ниневитян Христос приводит в пример заблудшим в своих грехах лицемерным книжникам и фарисеям ? ( Матф. 12.41). Ибо даже жители Ниневии (чужие народы, поклоняющиеся другим богам), оказавшись перед лицом смертельной опасности, самостоятельно осознали, что надежда на милость Бога (3.9) и спасение возможна лишь через раскаяние и отвращение каждым от злых дел своих.
Если бы историю Ионы написал не он сам, а некто, кто не смог бы отразить в повествовании все важные нюансы событий, то Иона, вероятно, предстал перед нами обычным лжепророком. Но текст книги составлен таким образом, что мы не только понимаем поступки пророка и его переживания, но делаем правильные морально-религиозные выводы и не считаем Иону лжепророком*(3).
История Ионы – выглядит для нас парадоксальной. С одной стороны, Бог предупреждает о лжепророках и дает метод их определения, а с др стороны, посылает Своего пророка проповедовать о гибели Ниневии, намереваясь спасти ее после раскаяния. Фактически Бог таким способом прекратил дальнейшую пророческую карьеру Ионы. Ведь после «промашки» с гибелью Ниневии о пророческой деятельности в Израиле, Ионе можно было забыть. Чтобы разрешить парадоксальность ситуации, можно предположить, что история была спровоцирована самим Ионой. Мы знаем принцип Бога: кому много дано, с того много и спросится. Вероятно, позже Иона смог разобраться и понять, за что Бог приготовил ему такую судьбу – стать в глазах народа ( а что еще хуже, и в глазах самого Ионы) лжепророком. Нам же остается только предполагать то, что, сохраняя Иону от некой большей беды, например, начинающейся в нем гордыни от своей избранности, Бог поступил с Ионой таким образом – отправил его в Ниневию. Такое понимание истории Ионы может быть небесполезным примером и для нас (1 Пет. 2, 9).
Примечания:
*(1) – Известно, что робкие попытки отказаться от выполнения почетной миссии Бога были у Моисея и Иеремии в тот момент, когда Бог впервые призывал их на служение. Но те осторожные сомнения в собственных возможностях, которые будущие пророки выражали Богу, выглядят скорее как их достоинство, но не дерзость противления.
*(2) – Есть интересная деталь, которая говорит о спокойной и уверенной силе духа Ионы. Кто как пассажир переживал морской шторм на утлом суденышке, тот поймет, о чем речь. То, что Иона сделал – было самое верное, что может сделать человек, оказавшись на корабле в сильный шторм – спустился в трюм и лег спать. Это единственный верный способ избежать морской болезни. И то, что Иона крепко заснул, говорит не только о его мужестве и уверенности в своем предназначении, но и об имеющемся опыте морских путешествий.
*(3) – Намного позже по времени, в книге Иеремии, Господь Бог более подробно разъясняет нам Свои мотивы разрешения ситуаций, подобных истории Ионы – (Иеремия 18.7–10)
Тема: Иона убегает от Бога.
Истина: Бог видит нас везде.
Цель: Учить детей не огорчать Бога плохими поступками.
Догматика: Бог всевидящий и вездесущий.
Христианская этика: Не делаем плохие поступки.
Заинтересованность:
Игра «Умеете ли вы слушать».
— Я включаю магнитофон (кассета с шумами), вы должны угадать, что это за звук. Условия: кто угадал, поднимает руку.
Молодцы, слушать умеете, а теперь посмотрим, умеете ли вы слушаться.
Игра «Слушай-делай».
Я говорю каждому из вас, что нужно делать, а вы показываете, как это делать. Например (показывает):
Света, помой, пожалуйста, посуду.
Коля, ложись спать.
…., убирай игрушки.
…., вытри со стола,
…., встань в угол,
…., покачай малыша,
…., сядь, полистай книжку с картинками,
…., не разговаривай на уроке в воскресной школе,
…., садись, порисуй и т.д.
Молодцы, ребята, какие вы послушные. А также ли вы дома слушаетесь родителей? Если мы не слушаемся родителей, значит, мы не слушаемся Бога.
Библейская история.
- Бог посылает Иону в Ниневию.
- Иона не слушается.
- Иона на корабле.
- Буря на море. (Разминка «Корабль тонет».)
- Иона во чреве кита.
- Покаяние Ионы, берег.
Разминка «Корабль тонет». Говорит учитель: «Буря на море» — дети взмахивают ручками. «Корабль тонет» — дети садятся на корточки.
Вопросы:
Дети по очереди вынимают по одному вопросу из шапки (вопросы лежат по порядку стопочкой).
- Куда должен был пойти Иона по слову Божию?
- Что сделал Иона вместо того, чтобы подчиниться Богу?
- Что началось на море?
- Каким оно стало, когда Иону бросили в море?
- Что случилось с Ионой в море?
- Что делал Иона во чреве кита?
- Как он чувствовал себя во чреве кита?
- Почему Иона туда попал?
- Что понял Иона?
- Как Бог спас Иону?
- Почему нельзя скрыться от Бога?
- О чем молился Иона? (просил прощения за непослушание)
— А как мы можем не слушаться Бога?
Поделка «Иона во чреве кита».
Золотой стих.
«Слушайтесь гласа Моего, чтобы вам было хорошо» Иер. 7:23.
Заучиваем с движениями:
«слушайтесь» — приставить руку к уху;
«гласа моего» — поднять руку вверх;
«чтобы вам» — показать на других детей;
«было хорошо» — обнять себя руками.
Все вместе говорят ссылку.
Применение
- Беседа.
Видит ли нас Бог, когда мы:
- убегаем от папы и мамы?
- Пролили воду на стол, а сказали, что это сделали сестричка или братик?
- Когда ушли далеко от дома, никому ничего не сказав?
- Когда идем в ВШ?
- Помогаем маме накрывать на стол?
- Играем с сестрой или братиком?
2. Игра «Иона во чреве кита»
Цель: В нашей жизни мы часто делаем то, что неугодно Богу, т.е. мы не подчиняемся тому, что говорит Господь.
- Что произошло с Ионой, когда он не подчинился Господу? (был наказан, ему стало плохо)
- А если мы слушаемся Господа, подчиняемся Его воле, как своим родителям, то нам будет хорошо.
Оковы греха так окутывают нас, что порой тяжело снять их. И только с Божьей помощью возможно освобождение от греха. В данной игре дети практически смогут ощутить, как тяжело порой бывает справиться с оковами греха.
Правила игры: Дети делятся на две команды. Каждому игроку первой команды связывают ноги в области голени на бант (ни в коем случае на узел). Для безопасности детей можно усадить на стулья. Игроки этой команды стараются освободиться от завязанной ленты, в то время как игроки другой команды говорят вслух:
Кит Иону проглотил.
Он внутри там долго был.
Весь морской травой обвит,
Кто его освободит?
Ой, как страшно,
Ой, как жутко
У кита сидеть в желудке.
За неверие пророк
Получил такой урок.
Игроки первой команды должны освободиться к тому времени, как закончится стих. Несправившиеся игроки выбывают из игры. Потом команды меняются местами.
- Бывает, грех опутывает нас. Справиться мы можем только с Божьей помощью. Скажите, как можно разорвать эти оковы. (В скобках даны места Писания для учителя, дети могут их сказать своими словами.)
- Мама просит сходить в магазин, а тебе не хочется./Дети, будьте послушны родителям/. Колоссянам 3:20.
- Ты пришёл в гости друг к другу. Тебе понравилась игрушка, и ты захотел ее взять./Не кради/. Исход 20:15.
- Разбил нечаянно чашку и сказал, что это сделал не ты./Признавайтесь друг другу в проступках/. Иакова 5:16.
- Съел конфеты и сказал, что это сделал младший брат./Участь лжецов в озере, горящим огнем и серою/. Откровение 21:8.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
В Библии рассказывается о том, что пророк Иона был во чреве кита три дня и три ночи. Пророк жил в VIII в. до Р.Х. И вот ныне нам ясно, что то, о чем повествует Библия, не противоречит ни данным науки, ни известным фактам. Человека действительно может проглотить кит – таким образом, чтобы через три дня и три ночи этот человек живым был извергнут на сушу.
Известны разнообразные породы китов. Распространены киты, имеющие 44 зуба в нижней челюсти и достигающие 18-20 м длины. Но у этих китов очень маленькая глотка. Вероятно, это и послужило поводом утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом. Есть другой вид кита под названием «бутылочно-носовой» или «с клювом». Это кит длиной в девять метров и с большой глоткой, – достаточной по размеру, чтобы проглотить человека. Но такой кит имеет зубы и пережевывает пищу; он, скорее, сжевал бы Иону, а не стал бы его глотать.
Есть и киты без зубов, и среди них – кит под названием Финвал. Такие киты бывают до 26 м в длину, а желудок у них имеет от четырех до шести отделений такого размера, что в каждом из них могла бы поместиться группа людей. Эти киты дышат воздухом. В голове у них имеется воздушная запасная камера, являющаяся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит финвал проталкивает его в эту камеру. А если большой предмет оказывается у кита в голове, он часто, подплыв к ближайшей мели, ложится на дно и выбрасывает мешающую ношу.
Известен случай, когда собака, упавшая за борт китоловного судна, через шесть дней была найдена в голове кита живой. Ясно, что пророк Иона мог пробыть в воздушной камере такого кита три дня и три ночи и остаться живым.
В свое время в иностранной прессе появилось сообщение, что один моряк был поглощен так называемым китом-акулой. Через 48 часов акула была убита. Когда тушу вскрыли, то в ней нашли моряка живым, только в бессознательном состоянии. Когда моряк пришел в себя, он рассказал, что страх находиться во чреве морского «зверя» был так силен, что как только он приходил в себя, то снова ввергался в обморок.
В том, что пророк Иона мог быть проглочен китом соответствующего вида, нарушения законов природы нет. Но для верующих очевидно, что все же событие это было чудом: в нем явно действовала сила Божия.
Господь – Творец и самих законов природы. Он может управлять ими по Своей воле.
Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ О ПРОРОКЕ ИОНЕ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИСАИЯ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИЕРЕМИЯ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИЕЗЕКИЛЬ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ЗАХАРИЯ. 14
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА СЛОВА ЛЖИВЫЕ
ПОСЛАНИЕ ИЗ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРОВ
О ЧУДЕСАХ
ЧУДЕСА ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ. БАРНАУЛЬСКОЕ ЧУДО
ЧУДЕСА ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ. ЧУДЕСНЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ И ВИДЕНИЯ
ВИДЕНИЯ И ЧУДЕСА БЛАЖЕННОЙ МАТУШКИ МАТРОНЫ
ЧУДЕСА ДАВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
ЧУДЕСА ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА
ПОМОЩЬ И ЧУДЕСА САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ МИЛОСТИВЫЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Каждый христианин относится к Библии, как к святыне, безоговорочно веря в каждое ее слово. И это правильно, однако, чего, греха таить, есть некоторые события, описанные в Святом писании, действия которых не вмещаются в наш разум. Как мог ожить Лазарь, который уже начал разлагаться? Как воскрес Иисус в человеческом теле? Чем дышал трое суток во чреве кита пророк Иона?
Именно книга пророка Ионы вызывает более всего споров, миф или правда то, что человека проглотила рыба, и он выжил после этого.
История Ионы
Это случилось в восьмом веке до нашей эры. Ниневия была городом в Ассирийском государства, «слава» о распутных, жестоких людях которого была известна всем. Мерзкие поступки ниневитян вызывали негодование Бога, но Его любовь к людям была выше Его суда.
Столица Ассирии — Ниневия
Творец выбрал пророка Иону с миссией посланиям злым жителям Ниневии о том, что, если они не прекратят бесчинствовать, Бог уничтожит город.
Страх овладел посланником Божьим, и он решил бежать в другую страну, сев на корабль. Во время путешествия огромный шторм накрыл корабль, моряки поняли, что это гнев Бога и начали искать виновника, Иона признался, что это он и был выброшен за борт.
По проведению Божьему пророка проглотил кит, подержал его там 3 дня и выплюнул. (Матв.12:40)
Кит выбросил Иону на берег Ниневии
Звучит, как сказка или миф. Иона во чреве кита молился, безусловно, за это время он осознал, как опасно не выполнять велений Всевышнего.
Как часто мы, люди, читаем слово Божье, понимаем, что идем не тем путем, но упрямо делаем неугодные Богу дела, а потом, попадая в проблемы, кричим и взываем к Создателю.
Внимание! История Ионы призвана научить христиан слушать с первого раза повеления Господа, следовать Его Промыслу.
Пророк дошел до Ниневии, со страхом передал послание Бога, ожидая смерти за плохую весть. Его удивлению не было конца, когда весь город оделся в рубища, на три дня был объявлен пост, когда даже воду не пили, люди посыпали волосы пеплом и молили Создателя о помиловании.
Эти дни Иона сидел под стенами города, в тени густого дерева и ждал Божьего наказания. Любящий Господь увидел искреннее покаяние ниневитян и даровал им жизни. Ниневия простояла еще 100 лет, после чего она была разрушена.
Милость Господня вызвала недоумение у пророка. Его возмутило и то, что дерево, дававшее тень, по слову Божьему засохло в одно мгновение, на что Бог дал ответ. Творец сказал пророку, что он пожалел дерево, которое не сажал. Господь же создал людей города, это Его творения, как же Он мог их уничтожить, видя раскаяние.
Важно! Чудесное знамение для всех живущих на земле — Бог всегда отвечает на искренние молитвы, забывает грех после искреннего раскаяния.
О духовной жизни:
- Что такое милосердие
- Что такое смирение
- Как освятить икону
Действительность или сказка
Позиция православной церкви в этом вопросе однозначна, она делает акцент не на чудо, а на милость Бога, который спас Иону и Ниневию.
Пророк Иона
Почему-то все верят, что огромное дерево, дававшее тень взрослому человеку, может засохнуть в один день, а вот выжить во чреве кита невозможно. Мир ученых ничего не берет на веру, ему нужны доказательства и примеры.
На еврейском языке ничего не сказано о том, что Иону проглотил кит, там написано, что это было живое чудовище. Древние картинки начали изображать в качестве морского чудища голубого кита, возможно, этому поспособствовали огромные размеры кита.
Тогда еще люди не знали, что горло кита не способно проглотить даже большой апельсин. Голубой кит питается маленькими креветками и крилем, отсюда возникло и недоверие к посланию пророка Ионы. Не мог проглотить пророка и кашалот с огромным ртом, который тщательно пережевывает пищу, так что Ионе в этом случае не оставалось никакого шанса на жизнь.
Особый интерес у ученых вызвал кит-финвал. Эта громадина порой достигает 25 метров по длине, но самое интересное, его желудок разделен на 6 камер, а в голове находится камера с воздухом, через которую огромное морское чудовище дышит. Процесс улова выглядит таким образом, что вначале заглатываемая пища поступает в воздушную камеру, а оттуда в желудок.
Финвал — родственник синего кита и второе по величине животное планеты
Кстати, размер камеры равняется почти 200 кубическим метрам, так что Иона спокойно мог пробыть там трое суток.
В записках английского доктора Рансона Гарвея описано, как его друг решил проверить правдивость истории, и залез в воздушную область мертвого кита, подтвердив, что воздуха, наполняющего камеру, вполне достаточно для поддержания жизни человека в течение трех суток.
Еще о чудесах в православии:
- Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной
- Чудеса в православии
- Чудеса и помощь Божьей Матери
Реальные случаи из жизни рыбаков
О моряке из английского судна «Звезда Востока» в 1891 году писали все газеты мира. Матросы китобойного судна заметили кита, спустили шлюпки на воду и даже ранили морского великана. Вдруг раненый кит наносит сокрушительный удар по лодкам, в предсмертных судорогах круша все вокруг.
Моряки добили морское животное, но при этом обнаружили, что среди них нет двух товарищей. Все решили, что они утонули во время битвы с великаном. Целый день и ночь китобойцы разделывали китовую тушу.
Когда очередь дошла до желудка, который постоянно шевелился, никто не удивился, ибо часто из чрева кита вытаскивали полуживых кальмаров и даже акул. Каково же изумление всей команды, когда после нескольких ударов ножа под ноги морякам вывалилось покрытое слизью тело Джеймса Бартли, который был в обмороке.
Через три недели моряк пришел в полное сознание, описал «свое путешествие» по желудку в кромешной тьме и слизи.
Важно! Современный Иона-Бартли доказал правдивость истории Ионы, еще подтвердив ценность посланий Святого писания. Видео о пророке Ионе и ките