Содержание
Т. В. Княжицкая. Витражи в православных храмах России XIX — начала XX вв.: цветное стекло в окнах и иконостасах.
В XIX – начале XX века витражи получили широкое распространение в русской архитектуре. Орнаменты и фигуры украшали окна особняков, частных домов, общественных зданий Для применения витражей в них не существовало никаких жестких правил и ограничений: по прихоти заказчика самое причудливое произведение из цветного стекла могло появиться в любом помещении.
Расцвеченные стекла устанавливались и в окнах храмов. Неожиданным открытием стали факты о том, что среди храмов, украшенных витражами, были не только католические, но и большое количество православных. Когда и по каким причинам витражи, изначально элемент католического храма, «проникли» в русские православные церкви и стало темой этой статьи. Общеизвестно, что в древнерусском культовом зодчестве витражей не было. Их появление относится к XIX столетию. В это время в русской архитектуре господствовал стиль, получивший название эклектика или историзм. Для отделки здания или интерьера выбирался «стиль» определенной эпохи из исторического прошлого, например, барокко, средневековой готики или Ренессанса. Выбор стиля и предметов, его формировавших, зависел от многих причин, среди которых на первом месте стояли пожелания заказчика и состояние историко-архитектурной науки, «снабжавшей“ архитекторов и художников набором предметов, свойственных, как тогда считалось, той или иной исторической эпохе.
В XIX столетии выбор архитектурного стиля для церковного здания делался в первую очередь в связи с его конфессиональной принадлежностью. Иноверческие храмы в России с 1830-х годов и до начала XX века строились, как правило, в духе романского или, чаще, готического зодчества. В средневековой Европе витражи были неразрывно связаны с архитектурой романских и, позже, готических храмов. И в католических и в лютеранских церквях XIX века в России они по праву заняли свое место. Ассоциативная связь «готика – витраж» в первой половине XIX столетия была неразрывной, и в тех редких православных церквях, которые были построены в «готическом» стиле, неизбежно появились разноцветные стекла. Так, церковь Св. Александра Невского в петергофском парке Александрия, известная также как «готическая капелла», была первой постройкой в России, где в большом объеме было применено декоративное полихромное остекление, подражающее многоцветным окнам-розам средневековых храмов Европы. Практически все окна здания были украшены витражами. На протяжении XIX столетия остекление неоднократно менялось и отразило эволюцию русского витражного искусства.
С течением времени витражи «проникли» и в постройки других стилей, например, в здания, оформленных в духе византийского зодчества. Историко-архитектурная наука XIX века располагала фактами о витражах византийской архитектуре. Так, было известно, что цветные стекла в древности украшали церковь Св. Софии в Константинополе — главный храм восточно-христианского мира. Магическую игру солнечных лучей, проходивших сквозь цветные стекла в окнах этого здания, описал в VI веке Прокопий Кессарийский. Вероятно, в то время были известны и сохранившиеся цветные стекла в некоторых византийских церквях XII века. На основе имевшихся фактов и исторических свидетельств в XIX в. сформировалось суждение о том, что в Византии «искусство письма красками по стеклу было доведено до совершенства; применялось оно большей частью к церковным работам и весьма многие иконы в храме Софии в Царь-граде были писаны по стеклу». В соответствии с этим многие «византийские» храмы в России украшались витражными окнами. Разноцветные стекла предполагались в соборе Св. Александра Невского в Тифлисе (арх. В. А. Шретер, А. Л. Гун, 1866 г.), витражи с изображением фигур святых находились в церкви Воскресения в Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге (1880-е, арх. А. А. Парланд). Наука ХХ века опровергла исторические представления ученых предшествующего столетия, установив, что витражи не были распространены в византийской храмовой архитектуре: не разноцветные окна, а мозаики, едва мерцавшие отраженным светом в полутемном интерьере, были характерным элементом убранства церквей Византии.
Древнерусское архитектурное наследие, активно изучавшееся в XIX столетии, практически не давало фактов для использования витражей в православных храмах. Разноцветное остекление в Древней Руси было настолько редким, что даже сегодня по материалам многочисленных археологических исследований известны лишь единицы памятников с разноцветными стеклами в окнах. В распоряжении архитекторов XIX века находилось единственное сведение о витражах в древнерусской архитектуре: под 1240 годом волынский летописец сообщал, что князь Даниил Галицкий основал близ древнего Червена небольшой городок Холм и построил там превосходные здания и храмы, из которых церковь св. Иоанна имела три окна со «стеклами римскими» (то есть витражами), блестевшими как зеркало. По мнению авторов ХIХ века, эти стекла были привезены из Венеции. Этот факт и, возможно, какие-то уникальные случаи из сохранившегося до XIX столетия декоративного остекления храмов XVII века не вызывали иллюзии, что витражи были характерны для русской средневековой архитектуры, так как представлялось, что история русского стеклоделия началась в 1630-е годы, а до того все стекло привозилось из других стран.
Несмотря на это разноцветные окна очень часто использовали в церквях в «русском стиле». Наиболее интересный пример — церковь в селе Высоком Смоленской губернии (арх. Н. Л. Бенуа, 1867–1871 гг.), в имении графов Шереметевых. Окна здесь были расписаны по мотивам древнерусских фресок. Рисунки для стеклянных картин подготовили сам архитектор и известный витражист В. Д. Сверчков, в мюнхенской мастерской которого эти произведения и создавались. Вероятно, отсутствие реальных прототипов витражей в русской храмовой архитектуре заставило авторов обратиться к фресковым изображениям, соответствовавшим образному строю православных церквей. Приведенный пример — скорее исключение. В большинстве случаев изображения на витражах не соотносились со стилистикой и иконографией древнерусского искусства.
Интересно, что в произведениях живописи XIX века встречались изображения церквей с расцвеченными окнами. Так, А. П. Рябушкин, тщательно изучавший русскую старину, изобразил на картине «Русские женщины XVII века в церкви» (1899 г.) окно с разноцветным узором. Видимо яркая многоцветная культура XVII столетия «спровоцировала» его на разукрашивание не только стен, но и окон в изображенном интерьере.
Имеющиеся в распоряжении современных исследователей немногочисленные факты свидетельствуют, что витражи были скорее исключением из общепринятой строительной практики Древней Руси. Развитию этого вида искусства на русской почве препятствовали не только природно-климатические условия, , но и пространственная организация храма, обстановка православного богослужения, отличные от католических, а также слабое по сравнению с западноевропейским развитие стеклоделия.
Кроме того, в христианстве любое живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых является иконой независимо от того, написано изображение на стене, выложено из кусочков смальты или украшает книгу в виде миниатюры. С этой точки зрения фигуративный витраж в церкви – не что иное, как икона, написанная на стекле. В восточно-христианской традиции они были запрещены: «Писати святые иконы и воображати, якоже и на седмом соборе святии и богоносные отцы повелеша, на всяком древе, и камени, и на столпех, и на стенах, и на сосудах церковных, иже суть крепцы существом, сиречь вещию. А на сткле святых икон не писати и не воображати, понеже сия сокрушителна есть вещь“ (Максим Грек. О святых иконах»). Причина запрета — хрупкость и недолговечность стекла.
В XVIII веке постепенно изменяется отношение к иконе, которая воспринимается уже не только как предмет поклонения и почитания, как это было в древности, но и становится произведением искусства, которое ценится тем больше, чем искуснее техника его исполнения. В конце XVIII – начале XIX века в иконостасах и киотах православных храмов находились иконы, выполненные разными способами: образа тканые, вышитые шелком по канве, собранные из кубиков смальты, написанные на яшмовых досках, фарфоровых пластах, и др. Были среди них и стеклянные иконы. В 1839 году в ризнице церкви Рождества Иоанна Предтечи в Пажеском корпусе (Петербург) находились две живописные иконы на стекле с изображением Михаила Малеина и Анны Пророчицы; стеклянный «Образ Рождества Христова» хранился в церкви Императорского Фарфорового завода. Развитие иконописания на стекле на протяжении XIX столетия привело не только к утверждению витражей с изображением фигур в окнах храмов, но к совершенно неожиданному результату: к появлению в начале ХХ века целых «иконостасов из стекольной живописи». Их предлагал С. М. Линднер — представитель «королевско-баварского придворного заведения живописи на стекле Ф. Цетлера в Мюнхене». Иконостас — традиционный элемент убранства русского православного храма — приобрел новый облик благодаря исполнению всех его деталей в нетрадиционном материале. Сегодня известно о двух витражных иконостасах в России: один находился в церкви Лейб-гвардии Кирасирского полка в Царском Селе (не сохранился), второй — в Иоанно-Усекновенской церкви в Харькове. Изображения фигур на стеклянных иконах, просвечивающие от солнечных лучей, приобретали кажущуюся подвижность благодаря постоянно изменчивой игре света и тени. Витражные иконостасы, несмотря на уникальную технику исполнения, стоят в одном ряду с иконостасами из фаянса, изготовлением которых занималось «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», из металла, мозаики и других материалов. Эти дорогостоящие и искусные изделия составляли предмет гордости фабрикантов-изготовителей и были результатом стремительного развития художественной промышленности в последней трети XIX столетия.
Определенный вклад в распространение витражей в православных храмах внесли, как это ни парадоксально, постройки эпохи классицизма. Купольные окна-люминарии стали своеобразными «проводниками» для витражей в православные храмы. Люминарии имеют древнюю историю, связанную с символикой света в христианской религии. Известно, что в подземных храмах первых христиан в куполе средней части крипты вырезался колодец, выходивший на поверхность, через который в помещение проникал дневной свет. В центре гигантского купола римского Пантеона также устроен открытый люминарий. Интересно, что и в петербургских храмах эпохи классицизма появились люминарии, как правило закрытые стеклом желтого цвета, иногда с гравированным изображением на нем Всевидящего Ока. В Европе в это время витражные окна не были популярны и в целом противоречили эстетике XVIII столетия. Применение желтых стекол в храмах русского классицизма имитировало яркий солнечный свет; золотистые лучи, падающие сверху, кардинально не меняли атмосферу в храме, не влияли на восприятие строгих, колористически выдержанных интерьеров и религиозных картин. Эти круглые желтые окна с гравировками ничем не напоминали разноцветные готические витражи и воспринимались как элемент декоративного оформления интерьера. Однако прецедент был: цветное стекло с изображением получило определенные «права» в православном храме.
Алтарное окно имеет в церкви не меньшее значение, чем люминарии в куполе. Освещению алтарного пространства всегда придавалось особое значение. Даже в XVII столетии, когда в Европе безжалостно уничтожались прекрасные средневековые и ренессансные витражи, в соборе св. Петра в Риме в овальном алтарном окне сиял великолепный золотисто-желтый витраж с изображением голубя — символа Святого Духа.
В русской православной церкви за престолом обычно устанавливают икону, посвященную Спасителю. Ее называют заалтарной, алтарной или запрестольной. В XIX столетии икона в храме представала как религиозная картина, для восприятия которой необходимо достаточное освещение. Именно поэтому К. П. Брюллов в 1837 году предложил пробить стену в алтаре петербургского Казанского собора, чтобы установить в проеме картину на стекле. Как аргумент он приводил слабое освещение собора, из-за чего обыкновенную картину не будет видно. Его идея не была оригинальной. Так, в 1841 году О. Монферран и Л. фон Кленце буквально сражались за первенство предложения об установке витражного образа в алтаре Исаакиевского собора. Но спор их был напрасен: идея буквально «витала в воздухе». Видимо, не последнюю роль в ее популярности в 1830–1840-е годы сыграло пожелание императора Николая I иметь в русских церквах стеклянные образа и окна с живописью.
Так, слияние элементов обстановки восточно- и западноевропейских храмов, а именно православных запрестольных икон и фигуративных витражей католических церквей, привело к появлению в русских православных храмах стеклянных запрестольных икон. Первым примером тому в истории русского искусства стал витраж в Исаакиевском соборе с изображением сюжета «Воскресение». Установка его в кафедральном соборе столицы Российской Империи узаконила витражи в обстановке православных храмов страны.
В XIX столетии стеклянные картины устанавливали как в строящиеся, так и уже давно существовавшие церкви. Витражи можно было видеть в соборных, монастырских, приходских и домовых церквах, в храмах государственных учреждений и учебных заведений, заводских предприятий. Часто такие стеклянные картины носили орнаментальный характер, иногда встречались изображения святых, значительно реже окна украшали сюжетные композиции.
Витражи в православных церквях стали применять в разных городах России, хотя и в меньшем, чем в столице, масштабе: сказывался более патриархальный быт. Из-за дефицита витражей в нашей стране и их дороговизны во многих старинных храмах обычное бесцветное оконное стекло XIX в. заменяли на дешевое цветное, часто в оконной раме из разноцветных стеклышек выкладывали изображение креста.
Таким образом, ко второй половине XIX столетия витражи прочно «укоренились» в обстановке православных храмов в России и за ее пределами. К сожалению, до наших дней сохранились лишь десятки из сотен окон, наполнявших разноцветным светом пространство православных церквей.
Российские религиозные витражи — совершенно неизвестный материал как для исследователей, так и для художников-витражистов. Если в городе, где Вы живете, в храмах есть витражи, если Вы видели декоративное остекление церквей во время путешествия — сообщите нам об этом, и Вы окажете существенную помощь в изучении русского витражного искусства. Без знания памятников прошлого нет традиции. Изучение витражей XIX-XX вв., их иконографии, изобразительных приемов, техники исполнения, дает понимание особенностей именно русского витражного искусства, тех отличительных признаков, которые придают ему национальный колорит. Эти особенности могут остаться лишь фактом исторического развития, а могут быть продолжены в творчестве современных мастеров. И тогда не «фасадные иконы из витражного стекла в стиле тиффани», одно название которых нестерпимо режет слух в одном из современных рекламных объявлений, а монументальные витражи, выполненные в традициях русского религиозного искусства, будут украшать православные храмы страны.
LiveInternetLiveInternet
Традиция использовать витражи как архитектурное решение остекления храмов Западной Европы берет начало с конца Х века. Большие окна готических храмов позволяли наиболее эффектно использовать стекло как носитель изображений Иисуса Христа или иных религиозных сюжетов. С тех пор витражи в католических храмах Европы занимают центральное место.
Однако на Руси, а позже в России до середины ХIХ века практика использовать витражи, как средство религиозного оформления храмов, не имела места. Причин тому, как мне кажется несколько. Первое: отсутствие производства цветного стекла; второе: холодный климат, а также относительно малое количество солнечного света по сравнению со странами Западной Европы, что не позволяло использовать в храмах высокие и большие окна; и наконец, третье: предубеждение православных церковных авторитетов, что почитаемые лики святых, не могут быть нанесены на такой хрупкий материал как стекло. Оформление православных храмов религиозными сюжетами осуществлялось росписью стен и потолков, деревянными иконами, реже мозаиками.
Но «стеклянная икона» имеет одно существенное преимущество перед изображением на непрозрачной основе (фреска, мозаика). Солнечный или искусственный свет, проникая сквозь стекло, придает изображенному образу святого особое, неповторимое другими средствами «сияние». Таким образом, идея использовать стекло, как средство религиозного оформления в России, должно было рано или поздно состояться, и это произошло в середине ХIХ века. К этому времени, большое количество россиян уже путешествовало по Европе и были поражены красотой витражей местных храмов, в стране появились мануфактуры по производству цветного стела, церкви стали отапливать.
В 1847 году при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге в алтарном окне был установлен образ Воскресения Христова, сделанный из цветного стекла. Витраж-икона произвел на всех огромное впечатление. После подобные стеклянные картины с изображением Иисуса Христа и других святых стали появились во многих храмах нашей страны. С приходом Советской власти большинство витражей в храмах были уничтожены. Использование витражей-икон как украшение храмов фактически было под запретом.
С возрождением православной культуры России, Украины и других стран, восстановлением церквей и строительством новых, в конце ХХ века состоялось и возвращение стекла в храм. В настоящее время, большое число художественных мастерских трудятся над созданием витражей-икон для той или иной церквушки.
Среди множества работ выделяется витраж-икона храма «Всех Святых Черниговских» г. Чернигов, Украина. Витраж с изображением иконы Воскресшего Христа украшает центральный фасад нововыстроенного храма в честь всех святых, которые просияли на Черниговской земле. Витраж был изготовлен в 2005 году http://www.vit-rage.ru/vitrage-icona.html «Студией витража Светланы Михайловой» по заказу Черниговской Епархии Украинской Православной церкви и торжественно освящен 14 июля 2007 г. Площадь витража составляет 70 кв.м., высота 13,5 м, ширина 5 м. Такой церковный витраж — икона не имеет аналогов в СНГ и является уникальным.
Витражи в соборах
Соборное витражное искусство
Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Изготавливается изделие из бесцветных стекол, цветных, либо с росписью по стеклу специальными красками, либо без них. Вариантов много, как и много техник работ по созданию витражей.
Зачем нужен витраж? Это прелестное украшение и художественное яркое решение для любого интерьера, это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность, не упускать солнечного света, оставаясь спрятанным от чужого внимания.
История витражей начинается глубоко в древности, и,как бы случайно. Но ее дальнейшее развитие показало, что эта оригинальная находка таит в себе бездну потенциальных открытий и применений. Сначала витражное искусство используется в церквях, храмах, дворцовых зданиях. Но позднее интерес к витражам проявляется и со стороны светского общества.
Изначально стекла вставлялись в проемы, затем появляются первые мозаичные картины. Вырезались куски цветного стекла, которые вставлялись в оправу из металла, а уже саму оправу водружали на место предполагаемого витража. Оправа представляла собой некий узор, как правило, это был геометрический орнамент или изображения растений. Для больших окон или проемов выбирались краски более темных и насыщенных окрасок, нежели для небольших оконцев.
Когда витраж стал популярен, начались эксперименты мастеров с красками, в процессе которых выяснилось, что стекла могут быть окрашены и интенсивнее. В период 9-10 веков нашли новый способ окрашивания стекол обжигом, что в свою очередь положило начало живописи по стеклу.
Прелесть витражей и мозаичных панно заключается не только в том, что это сделано из стекла, но и в том, что картина, созданная таким образом, никогда не изменить своих ярких красок и очертаний. А игра льющегося или затухающего света и бликов на такой картине всегда будут будоражить воображение.
Витраж возник в эпоху христианского храмового строительства. До этого древние римляне и греки выкладывали мозаики стен и полов из непрозрачного стекла. Основой христианского храма стал базилик – тип общественного здания, у храма были оконные проемы, этим он отличался от античного, их закрывали витражами.
Во второй половине пятнадцатого века придумали технологию создания прозрачного стекла в Венеции. С тех пор витраж стал полноправной частью интерьеров. На витражах изображались сцены из Библии, он стал олицетворять христианскую мифологию.
Важными ступенями в развитии искусства витража была цветовая палитра, и каждый новые цвет, оттенок и эксперимент, который удачно заканчивался, становился еще одним маленьким завоеванием мастеров витражей и мозаичистов. Все это происходило на фоне относительно небольших успехов в стекловарении, которое долго добивалось успехов и не дотягивало до намеченных целей.
Палитра, которой пользовались мастера еще с времен средневековья, поражала своим богатством и разнообразием. Шесть цветов, основных, и их оттенки: синий, желтый, красный, белый, зеленый и пурпурный. Кроме шести вышеназванных основных существовали и многие оттенки каждого из них. Самым популярным, любимым художниками цветом, был пурпурный. Чаще всего оттенки пурпурного использовались для передачи цвета тел на сюжетных рисунках – это пурпурный неяркий оттенок. Само стекло в его бесцветном состоянии содержало некоторый оттенок. Например, не слишком яркий, но заметный желтый оттенок, отдававший голубизной, «морской» оттенок, перламутровый и немного зеленоватый.
Витражи и история их развития очень тесно связаны со стилем готики, развитым в средние века во множестве стран. Готика преимущественно коснулась храмовой архитектуры и дворцовых построек. Готика – это строгие религиозные храмы со шпилями, уходящими стрелой в голубое небо, с вытянутыми и аскетичными формами. Затем получила распространение аристократическая и рыцарская готика. Именно в готическом стиле развилось искусство витражей: строгий стиль прекрасно гармонировал с яркими и светящимися на фоне песчаника витражными окнами, достигавших огромных размеров.
Усложнялась живопись по стеклу, развитие «колористики» для витражей давало прекрасные результаты и позволяло утоньшать и детализировать рисунки. Большие, а иногда просто огромнейшие, пространства окон позволили не использовать свинцовую арматуру. Ведущая роль отдается главному архитектору, который вместе с мастером витража или живописцем должен был согласовать до деталей сочетание стилей, чтобы вся композиция витража соответствовала и органично вписывалась в ансамбль. Это был один из лучших периодов «жизни» витражей.
Чуть позже появляется момент соперничества между настенной живописью и живописью по стеклу. Некоторые наиболее выдающиеся работы великих мастеров-художников, выполненные на холстах, специально переносятся и дублируются на стеклах.
Живопись на стекле развилась из первых, совершенно произвольных сюжетных плоскостных рисунков и простых орнаментов до намного более сложных и усовершенствованных с помощью различных методов картин. В период расцвета этого искусства стали создавать не просто витражи, расписанные сюжетами, а целые циклы. Орнамент и сюжетная живопись пересекаются: орнаментальные узоры дополняют и продолжают сюжет. Рисунки максимально усложнились, проявилось богатство оттенков в передаваемых картинах.
Еще одним видом существовавшего популярного применения витражного искусства была так называемая кабинетная живопись. Бедные люди не могли себе позволить в доме или в малюсеньком оконце ставить витраж, а вот аристократы – вполне. В кабинетах делалось бесцветное стекло, на фоне которого и вставлялся для украшения цветной витраж. Таким образом, украшалась обстановка и был сделан акцент в кабинетном интерьере. Эпоха Возрождения изменила отношение к витражам, они пережили всплеск в истории и отошли на второй план.
Ренессанс принес с собой новые правила и образцы в архитектуре, одно из которых было увеличение света в храме, что означало сокращение популярности для искусства витражей и мозаик. Но это не означало конца или затухания мастерства.
Развитие в областях науки, в частности в химии позволили достичь новых высот в науке стекловарения и красящих веществ. Кроме того, общие для живописи достижения в качестве изображения человеческого тела и пропорциональных фигур дали необходимые знания и для живописцев по стеклу.
Итак, что же происходит с витражами в эпохе Ренессанса? Во-первых, новый шаг в стекловарении – создаются стекла большого размера, бесцветные стекла хорошего качества. Немного меняются приоритеты: собственно витражи и мозаики не так популярны, как расписанные стекла. Во-вторых, продолжает использоваться стиль гризайль. В-третьих, чтобы увеличить спектр возможных оттенков, художники начинают использовать эффект наложения цветных стекол.
Художниками Возрождения создаются очень сложные мнокомпонентные изображения с выраженными объемностью и перспективой. Круглые медальоны, украшенные фигурными ансамблями, вставленных в витраж, отдают свое место пейзажам, изображающих архитектуру готики с балдахинами, прорисованными драпировками, ярко прописанными фигурами, исторические сюжеты на все полотно витража.
Утащено отсюда, спасибо Galina_Res
История витражного искусства. Часть 1
Витра́ж (фр. Vitre — оконное стекло, от лат. Vitrum — стекло) — вид Монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение, и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. По одним данным оно зародилось еще до нашей эры — мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н.э. начало н.э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н.э., были застеклены цветными стеклами.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
Один из самых первых известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись прозрачными тончайшими пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.
В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры.
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания. Позднее, примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились, так называемые, Аравийские стеклянные окна. Отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.
Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. Особенности средневекового процесса были изложены в трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году.
В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
Активно проникать это увлечение стало в первой половине XIX века вместе с появлением здесь неоготических построек. Русские заказчики, в первую очередь аристократия, путешествовали по Европе, и вдохновившись увиденными во Франции и Германии витражами, хотели видеть нечто подобное и у себя дома. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). Однако, в силу ряда объективных факторов, изготавливать витражи не могли. И в подавляющем большинстве привозили из-за границы старинные средневековые произведения.
Спрос на витражи постепенно рос. Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века.
До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М.Э.Айнмиллером. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним, из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века.
Первые в Петербурге опыты по росписи стекла делались на Императорском стеклянном заводе. Там обжигали расписные стекла большого формата. Это были еще не классические свинцово-паечные витражи, собранные из кусочков разноцветных стекол — данные образцы представляли собой фигуративные композиции, расписанные полупрозрачными силикатными красками на цельном стекле, копии картин, исполненные в технике масляной живописи. Часть их экспонировалась на Петербургской промышленной выставке 1858 года, Петербургской мануфактурной выставке 1861 года, Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году.
В 1860-е годы ситуация чем-то напоминала сегодняшнюю. Были художники, которые только рисовали эскизы, а были те, которые и рисовали, и принимали участие в изготовлении. Важным событием стало открытие в 1899 году класса живописи по стеклу в ЦУТР барона Штиглица. Для России витражное искусство не было традиционным. Например, известный мастер Владимир Дмитриевич Сверчков изготавливал витражи в Мюнхене, где были все необходимые стекла и краски, а заодно и опытные мастера. У нас подобные условия для работы и производственный опыт стали возможны на отдельных крупных стекольных производствах только в начале XX века.
Владимир Сверчков. Королева Катарина Монсдоттер и её дети: Сигрид и Густав, Кафедральный собор Турку.
Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж».
Даже несмотря на то, что основателями российских стекольных и витражных фирм были иностранцы, например, Адольф и Макс Франк, отечественная промышленность того времени так и не смогла полностью обеспечить их производства необходимыми материалами — пигментами для окраски стекол, красками для росписи. Промышленное оборудование также приходилось закупать за границей.
Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящён античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».
«Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру.
Витражи в Торговом Доме Елисеевых на Невском проспекте. Установлены в 1900-х, утрачены в 1930-х. Это был один из самых больших по площади витражей в Петербурге.. Ниже — то, что сохранилось.
Ресторан гостиницы «Европейская».
В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Они произвели настоящую революцию в сфере изготовления. До изобретенного им метода стекла в витражах соединялись при помощи свинцовых профилей, что не позволяло изготавливать тонкие и изящные работы, соединить таким способом кусочки стекла маленькой или витиеватой формы было практически невозможно. Изобретенный Тиффани способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, открыли новую страницу в истории художественного стеклоделия. А техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла. Витражи созданные по данной технологии широко применяются по сей день.
Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.
Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.
Спад в производстве витражей наметился вместе с угасанием стиля модерн с его растительной орнаментикой и богатым декором. Первая мировая война и последовавшая за ней революция окончательно прервали традиции в производстве витража, которые начали складываться в России. После 1917 года витраж стал официально восприниматься как элемент чуждой буржуазной культуры, и до 1960-х годов не получал широкого распространения в отечественной практике оформления интерьеров.
20-30-е годы ХХ века в СССР прошли под знаменем конструктивизма и рационализма.
Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и посёлки.
Однако, витражи не вписывались в новое направление. Более того, они считались излишними, и даже вредными.
В первый послевоенный период архитекторы активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города, архитекторы старались исправлять их старые недостатки.
Колоссальное внимание было уделено новым генеральным планам стертых с лица земли крупных городов.
Как писали советские критики 1970-х годов: «в сложном процессе выработки архитектуры восстановления городов, в целом безусловно положительном, назревала тем не менее опасность некоторой мании грандиозности, „принявшей эстафету“ от черт гигантомании, свойственной ряду произведений довоенной архитектуры. Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как украшательство».
Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развёртывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начинают появляться кварталы, застраиваемые домами из крупных бетонных блоков, внедряются индустриальные методы строительства, которые удешевляют. Однако усугублялись и отрицательные тенденции: в их число входит отделка фасада с незавершенностью дворов и внутриквартальных пространств. Последующая эпоха активно осуждала «фасадный» принцип стиля — обильное применение колоннад, лепнины, украшательство. И именно в этот период начался постепенный возврат интереса к витражному искусству. Безусловно, речь идет только о монументальном направлении. Первые витражи стали появляться в наиболее значимых зданиях. И по своему виду полностью соответствовали общей «грандиозности» того времени.
Конец этому роскошному стилю положило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (4 ноября 1955). На смену сталинскому ампиру после кончины вождя пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства. Парадокс заключается в том, что как раз тогда монументальное искусство достигло своего расцвета.
С середины 50-х годов в архитектуре начался новый этап «эра блочного строительства». Важнейшее место занимает типовое жилищное строительство из крупнопанельных блоков. Архитекторы стремятся найти наиболее конструктивные решения, покончить не только с практикой украшательства, но и со скукой однообразных плоскостей, в результате чего здание, будь то общественное или жилое, органически бы вливалось в ансамбль города.
В искусстве в 60-е годы художники разрабатывают так называемый «суровый стиль». (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому). Представители этого направления стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать «правду жизни». Расширился диапазон тем — в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни» геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны. В поисках «правды жизни» эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения «сурового стиля» с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста.
Естественен интерес художников «сурового стиля» к жанру историческому и историко-революционному. Художникам иногда трудно выразить мысль с помощью только одной картины, они прибегают к многочастным произведениям-диптихам, триптихам.
Эти же тенденции монументализации образа, которые прослеживаются в искусстве этих лет, воплощаются и в монументальной живописи. Данный жанр в этот период широко распространился — благодаря развитию строительства и возможностям самой монументальной живописи.
Панно на торцах больших корпусов, росписи стен в фойе театров, рельефы на фасадах, скульптурные указатели, рельефы на решетках. Все это объединено единым стилем — лапидарным, условным, тяготеющим к знаковому выражению, к символике, эмблематике, преодолевающим описательность.
Начиная с 70-х годов, уделяется особое внимание декору общественных интерьеров. Ушли в прошлое росписи стены, лепные узоры, покрывающие своды потолков, капители колонн, портал, весь скульптурный декор – декоративные фризы, кессонные потолки с розетками и росписью, массивные карнизы. Возрос интерес к различного рода декоративным панно – мозаика, чеканка, ковка, витраж, гобелен — это своего рода связующая ниточка традиций в использовании декора и современной лаконичностью.
В этот период принципу «искусство принадлежит народу» подчинились и витражи, которые во все времена считались признаком роскоши. Они заполнили окна школ, всевозможных домов пионеров и научно-исследовательских институтов.
С конца 70-х годов активно развивается монументальный стиль, так как при строительстве общественных зданий было обязательным выделять средства на «художественную отделку». Сюжетами для создания мозаичных и витражных панно стали темы, вторившие идеологии того периода – космос, труд, советские достижения и другие. Грандиозные размашистые произведения, которым и всей стены мало – вот символ тех лет.
В Минске работали несколько витражных мастерских при художественном комбинате. Не было проблем с покупкой листового цветного стекла. Художники заказывали его в Брянске. Если нужны были какие-то особые оттенки, ехали в Ригу. На стеклозаводе «Нёман» была богатая палитра цветов, хорошие условия для отжига. Это давало возможность делать толстые стекла, до 5 сантиметров, — рассказывает художник Вероника Витковская. — Популярности витражей способствовала архитектура 1970-1980-х. Огромные окна в холлах и лестничных пролетах требовали особого оформления.
Национальные школы Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Закавказья в создании подобных панно использовали национальные традиции, производили эксперименты с формообразованием.
Пока всё. Продолжение во второй части.
Спасибо за прочтение! До новых встреч. Ваш, советский коллекционер.
Компания «ВС-Витраж» предлагает услуги по изготовлению витражей в Екатеринбурге по современной технологии Creative Resins International (CRI). Применение новейших технологий и материалов для изготовления витражей обеспечивает высокое качество и доступную цену изделий, открывает неограниченные возможности для творчества, позволяет создать выразительное художественное произведение, полностью соответствующее пожеланиям и замыслам заказчика.
В настоящее время художественные витражи являются наиболее интересным и оригинальным решением при оформлении мебели и интерьера помещения. Они с успехом применяются при декорировании шкафов-купе, книжных шкафов, кухонной мебели и фартуков, дверей, окон, потолков, зеркал, душевых кабин и разнообразных ниш. Прекрасно смотрятся в качестве межкомнатных перегородок, цельностеклянных дверей из закаленного стекла, и многих других изделий из стекла или зеркала. Органично будет смотреться витраж так же и в кафе, ночных клубах, ресторанах, салонах красоты, магазинах, придавая им неповторимый стиль и красоту.
- Витражи могут быть изготовлены на прозрачном, тонированном, крашеном или матовом стекле, а также на любом зеркале.
- Контур витража: прозрачный, черный, белый, золото, серебро, медь, антик.
- Цветовая палитра более 100 оттенков.
- Большой выбор готовых рисунков (более 2000 эскизов) и возможность изготовления витражей по Вашим эскизам.
- Сроки изготовления заливных (контурных) витражей от 5 рабочих дней.
Мы приглашаем к сотрудничеству:
- производителей мебели, кухонь, дверей, окон,
- дизайнерские студии,
- художественные салоны,
- архитектурные бюро,
а так же всех, кто ценит великолепие и красоту витражей.
Художники скупили все стекло для уникальных витражей главного храма ВС РФ
Строительство главного храма Вооруженных сил РФ задало немало творческих задач российским скульпторам, дизайнерам, художникам и мастерам. Для создания уникальных витражей Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки пришлось мобилизовать всех своих преподавателей, мастеров работ по стеклу и студентов и скупить все подходящее стекло на российских и зарубежных фабриках. Первые готовые элементы витражей с изображением военных наград и орденов увидел корреспондент Федерального агентства новостей.
«Такой огромный заказ — 40 орденов в витражном исполнении — это, конечно, возможность получить бесценный опыт и задействовать все наши ресурсы, всех наших художников, мастеров и технологов, — рассказывает глава Академии Сергей Андрияка. — Это и для студентов импульс получить новые знания и научиться работать в команде. С самого начала, когда задумывалась академия, мы предусматривали возможность коллективного опыта и выполнения подобного заказа совместно со студентами».
Но только своими силами с заказом Минобороны не справились бы, признается Сергей Андрияка — сроки исполнения он называет «не просто олимпийскими, а сверхолимпийскими», поэтому к созданию витражей привлекли сторонних мастеров. Работа началась летом, а в феврале уже предстоит монтировать их под куполом будущего храма.
Проект огромных витражей с 40 орденами и наградами потребовал стекла специфического качества — оно должно выдерживать температуру до 700 градусов для «спечения» и иметь особое мерцание. В России только фабрика в Брянске делает подходящее стекло, и то без мерцания, поэтому русским художникам пришлось потрудиться, чтобы заполучить нужное количество разных оттенков стекла для работы. Материал привезли из Италии, США, Китая и других стран, все это стекло соединяется и сплавляется с помощью всех техник, которые на сегодняшний день используют в витражном искусстве.
«Храм будет в основном выполнен в зеленых тонах защитной формы военных, — рассказывает Лев Лифшиц, художник по декоративно-прикладному искусству Академии. — Поэтому и у нас в стеклянном оформлении много зеленого, но ордены выполнены в разнообразной гамме – там есть и красные эмали, и золото, так что им в поддержку мы используем все оттенки. Все соединение цветов будет неразличимо на расстоянии 20 метров, и сверху будет давать эффект перламутрового свечения. Мы подбираем разные техники работы со стеклом так, чтобы на большой высоте свет играл, проходя через стекла, по-разному преломлялся через фактуру. В солнечные дни, когда солнце будут напрямик проходить через витражи, ордена будут цветной матрицей читаться на полу и стенах, а во время церковных служб дым от кадил будет попадать в столпы света, и они будут окрашиваться цветами».
У российских витражистов есть шанс поэкспериментировать в одном проекте сразу со многими техниками работы по стеклу. Гидроабразивная резка стекла позволяет на специальном станке сделать сложнейшие ажурные элементы, где не должна дрогнуть рука мастера. Остальные элементы нарезаются вручную — например, дубовые и лавровые листья на Ордене Победы. Стекло режется на полоски, крошечные кубики, красится специальными красками, чтобы потом слиться при высочайших температурах.
«У нас есть возможность показать вообще все, на что сегодня способны художники-витражисты, — говорит руководитель учебно-производственных мастерских Евгения Лебедева. — Мы соединяем материалы, цвета, способы нарезку, технику — так получаются самые красивые витражные ордена. У каждой фирмы свои палитры, свое звучание стекла, так что мы задействовали все вместе. Мы расписываем витражными красками под спекание, проводим фьюзинговое спекание стекла, а потом собираем элементам канву в технике тиффани».
Под вдохновением от работы над витражами все — от художников до технологов, рассказывает Евгения Лебедева. Наконец-то в Академии на полную мощность работают огромные фьюзинговые печи, а технологи рассчитывают разные варианты запекания стекла, подбирают температурные режимы и размеры объектов.
Первые готовые элементы витражей уже висят под прозрачным куполом Академии, где уже можно оценить игру света. И хотя непрофессиональным взглядом кажется, что и так достаточно хорошо, Сергей Андрияка настаивает на том, чтобы добавить в них живопись по стеклу и буквально вжечь краски в стекло под 600-градусным теплом.
Витражи будут монтироваться в купол и стены храма в специальных защитных стеклах — игре света это никак не повредит, но так за ними будет проще ухаживать. Ведь стоять им — по замыслу архитектора — века.