«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Христианство богато различными символами. Среди которых можно увидеть и восьмиконечную звезду или как ее еще называют октограммой. Многие задумывались о том, что означает восьмиконечная звезда, так как ее изображение можно часто увидеть не только в религии.
Содержание
- Восьмиконечная звезда в православии
- Значение символов
- Что называют звездой Богородицы
- Описание артефакта
- История возникновения
- Что значит?
- Где еще используется?
- Применение
- Как сделать амулет самостоятельно?
-
LiveInternetLiveInternet
- Реально ли существование Вифлеемской звезды?
- Мнение Церкви.
- Мнение историков и астрономов
- Вифлеемская звезда — мифологический вымысел?
- Вифлеемская Звезда как символ рождения Иисуса Христа
- Вифлеемская звезда и христианские традиции.
- Как своими руками сделать Вифлеемскую звезду — замечательное украшение
- Откуда взялась Вифлеемская звезда?
- Поклонение волхвов (Мф. 2:1–12)
Восьмиконечная звезда в православии
Ее принято называть Рождественской или Вифлеемской. Она означает рождение Иисуса Христа. Именно после его появления на свет она зажглась на небе. Она показывала дорогу мудрецам, которые хотели поклонится Сыну Божьему и принести дары.
По своей сути данный символ в религии означает гармоничное соединение материи и духа. Если хорошо присмотреться, то в ней можно увидеть два совмещенных креста по центру. А крест означает равенство элементов.
Значение символов
В нумерологии число 8 трактуют как символ бесконечности или беспрестанно творения мироздания. То есть это говорит о постоянном круговороте энергии. Ее также часто можно увидеть на изображениях икон и прочей церковной утвари. Также в современном мире есть много примеров ее использования.
Некто говорит о том, что первоначально была основной пятиконечная звезда. Но во временем ее толкование немного поменялось. Особенно это качалось перевернутой звезды или пентаграммы. Далее последовала шестиконечная звезда и только после нее распространение получила восьмиконечная. Она подразумевала символ появления на свет Мессии.
Что называют звездой Богородицы
Изображение октограммы и принято называть восьмиконечной звездой Богородицы. Ее можно увидеть на всех иконах, где изображена Божья Матерь. Значение данного символа очень важно в православии. Об этом можно говорить, если посмотреть на то, где он расположен:
- на голове,
- на плечах.
А на иконе Богородицы Неопалимая купина образ Богоматери вообще вписан в восьмиконечную звезду. Священники говорят о том, что данный символ тесно связан с образом Богородицы, а также хранит ее тайну.
По традиции символ восьмиконечной звезды трактовали как выход за пределы этого мира, вечность, а также непоколебимую устойчивость. Кроме того – это знак Небесного Иерусалима, Рая и конечного Преображения.
Сколько бы лучей не имела Вифлеемская звезда, она всегда будет иметь огромное значение в истории христианства. Сегодня она является символом пути для верующих, а также напоминает им о том, что духовное и материальное неразрывно связано. Только необходимо помнить о том, что одно проходит бесследно, а второе – вечное и нетленно.
Важно также и то, что путеводной звездой можно стать в этом мире для кого-то. Своими добрыми делами и поступками мы можем сами приближаться к Господу и тем самым подталкивая других к такому же. Может быть именно в этом и заключается истинный смысл данного символа.
Господь всегда с Вами!
У православных христиан, как и у других религиозных общин, своя атрибутика. Вифлеемская звезда — один из них. Значение этого символа наиболее удачно классифицирует Православие. Звезда также называется октограммой — символ рождения Иисуса Христа в Христианстве. В библейском писании изложено, что она засияла на небесах во время рождения на свет Великого Мессии.
Описание артефакта
Вифлеемская звезда — святыня, которая помещена в скале, расположенной под Базиликой Рождения Христова в Израиле, где по преданиям родился Иисус. Выглядит, как серебряная четырнадцитилучевая звездочка, что вмонтирована в мраморный пол, в месте, где отмечено появление на свет сына Господа Бога. Сам символ 8-конечной звезды, используемый в разных целях, также именуют октограммой.
История возникновения
В Евангелии это необъяснимое явление на небесах, принятое пророками за «звездочку» при ее мерцании на восходе. Посчитав, что рожден царь иудеев, волхвы решили пойти в Иерусалим, дабы принести подарки и удостоить своим поклоном Спасителя. Звезда указывала направление, пока не остановилась над тем местом, где родился Иисус. Изначально она имела 5 лучиков соответственно количеству нанесенных ран Иисусу. Она являлась символом здоровья. Но все же главным ее смыслом было то, что она олицетворяла человеческую сущность Христа. Во времена эпохи Возрождения ее связывали с оккультными науками и перевернутый вид считался символом Дьявола, но христиане отождествляли этот вариант с перерождением Сына Божьего.
Что значит?
Значение символа трактуется, как бесконечность и непрерывное течение энергии в природе.
Нумерологи относят цифру 8 к бесконечному либо беспрестанному произведению мироздания. Это напоминает о непрерывном круговороте энергии в природе. Часто изображение артефакта можно лицезреть на иконках и другой церковной атрибутике. Основное значение символа — появление на свет Сына Божьего. В Православии его связывают с Богородицей и именуют ее звездой. А также обозначение трактуют как знаки эдема и окончательного воссоздания, бесконечность, несгибаемость и выход за пределы этого мира. На этот момент октограмма считается напоминанием о неразрывном союзе между духовными и материальными оболочками, может стать связью между людьми и богом за счет благородных дел и поступков.
Где еще используется?
Восьмиконечная звезда найдена в разных религиях и культурах и является отождествлением баланса, творения и устоев. В Латвии и Финляндии олицетворяет все светлое, славное и перерожденное. В древнем Египте символ считали божественным знаком. А также его можно повстречать на гербах Карелии, Колумбийском и Перуанском. У флагов Великобритании и Филлипин тоже есть подобная символика. В Европе и России она выступает, как орденский знак.
Октограмму в различных учениях считают отображением гармонии материи и духа.
Значение в религии
После появления на свет Сына Божьего на небе зажглась Рождественская звезда, указывая путь к его месту нахождения.
В религиозном понятии такая звездочка именуется Вифлеемской или Рождественской, и означает произведение на свет Сына Божьего. Священное писание говорит, что именно она зажглась на небе после рождения Иисуса Христа, показывая волхвам, желающим преподнести ему подарки и поклон, путь к его местонахождению. В религиозных кругах артефакт означает гармонию соединения духа с материей. И если к ней приглядеться, то получится увидеть два объединенных креста внутри, что олицетворяет равенство и единство элементов.
Значимость знака на Руси
Октограмма известна у славян издавна. Еще во времена язычества восьмиконечная звезда означала пребывание самого главного божества. Ее изображали на воинских флагах, одежде и разных бытовых предметах и считали символом богини Лады. Она являлась знаком небесного и солнечного света. Позже в православной древней Руси ее стали рисовать на иконках и других церковных принадлежностях, а также использовать как атрибут, с которым отмечают Рождество Христово.
Применение
Вифлеемская звезда применяется как:
- Орден Андрея Первозванного в России.
- Атрибут празднования Рождества. Ее надевают на верхушку ели. А несколькими веками ранее ее преподносили детям в качестве подарка, как оберег, символизирующий здоровье и успех.
- Феминная и маскулинная подвеска. Знак родовой кармы и символ женского счастья.
- Оберег для женщин.
- Атрибут Рождественских праздников на улице и в жилом интерьере.
Как сделать амулет самостоятельно?
Сделать амулет собственноручно можно с любого материала, начертив на нем две окружности и линии – основания для лучей.
Изготовить Вифлеемскую звездочку собственноручно довольно легко. Для этого понадобятся вещи, находящиеся в любом жилье. Можно вырезать из пенопласта — на листе начертить две окружности размером 20 и 40 см и провести на равном от центра расстоянии 7 линий, разделив их пополам. Так получатся основания лучей. Затем прямыми линиями соединить концы лучиков и вырезать заготовку звезды. Украшается как угодно в зависимости фантазии и желаний.
Возможно изготовление амулета из плотной бумаги. Для этого вырезаются 2 пятиконечные звездочки. На первой по прямой делается надрез сверху до центра, а на второй снизу, и соединяется по надрезам. Восхитительно смотрится, если взять для поделки разноцветную бумагу, либо раскрасить октограмму самостоятельно.
LiveInternetLiveInternet
Вифлеемская звезда — небесное тело, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу.
Вифлеемская Звезда упоминается в Евангелие , как благая весть о рождении Иисуса Христа.
Согласно Писанию , в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Звезда. Двигаясь на запад, Звезда остановилась над Пещерой Рождества, указывая на святое место рождения Иисуса . Увидев в небе засиявшую над Вифлеемом Звезду волхвы -древние персидские мудрецы и маги узнали , что родился долгожданный Спаситель человечества и поспешили в Иерусалим поклониться Сыну Божьему – Мессии.
Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда». В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы.
— Иосиф Флавий сообщал, что перед падением Иерусалима в течение всего года над городом блистала звезда в виде меча.
— Смерти Императора Константина Великого также предшествовало появление кометы.
— После кончины преподобного Даниила Столпника явились на небе три крестообразных звезды, которые ярко светились даже при сиянии солнца и пр.
Однако может показаться странным, что восточные мудрецы-звездочеты, увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски Царя именно в Иерусалим.
Дело в том, что по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время, причем именно в Иудее должен родиться Спаситель мира, Которому будут поклоняться все народы.
Считается, что о грядущем Рождестве Спасителя и о предшествующей Ему звезде говорится в «звездном пророчестве» Валаама в Книге Чисел Ветхого Завета: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовы». (Чис.24:17)
Евангелие от Матфея свидетельствует: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.»
Слухи о рождении нового Царя сильно встревожили иудейского царя Ирода. Он испугался, что этот Младенец, когда вырастет, станет его соперником и отнимет у него власть. Знатоки Закона и первосвященники поведали ему, что Младенец родился в Вифлееме. «Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды» (Матф. 2:7)
Так как Ирод был коварным и жестоким человеком, то он решил погубить Иисуса Христа во что бы то ни стало. Он сказал волхвам: «Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Интересно, что когда волхвы пришли в Иерусалим, звезда скрылась, дабы, как тогда решили, не стать путеводной для Ирода и его приближенных, хотевших найти и уничтожить Святого Младенца. Когда же волхвы оставили Иерусалим, звезда снова явилась на небе и вела их до тех пор, пока не пришли они в Вифлееме к тому месту, где родился Младенец Иисус. Поэтому часто Вифлеемскую звезду называют ещё и Путеводной звездой.
«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»
(Мф.2:9-11)
Волхвы поклонились Новорождённому Спасителю и преподнесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, а смирну — благовонное масло — как Человеку, который должен умереть.
Во сне Ангел Господень открыл мудрецам намерения злого Ирода, и они не вернулись к нему, а пошли в свою страну другим путём.
Вскоре и Иосифу во сне явился Божий ангел. Он велел Иосифу вместе с Марией и маленьким Иисусом бежать в Египет – Иисусу угрожала смертельная опасность. Ведь когда царь Ирод узнал, что волхвы обманули его, он очень разгневался. Полный решимости избавиться от новоявленного Иудейского Царя, Ирод отдал страшное приказание – истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола: «тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» Иосиф и его семья бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода.
Реально ли существование Вифлеемской звезды?
Мнение Церкви.
Церковь считает, что Вифлеемская звезда была не обязательно естественным астрономическим телом, а скорее чудесным явлением: исполнив свое назначение, она затем исчезла с неба, а когда волхвы пришли в Иерусалим, она скрылась, чтобы ее не мог увидеть Ирод, потом снова вернувшись
Возможно, эта звезда существовала только в воображении мудрецов, а сам термин позже был употреблен в качестве метафоры. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. Они считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды:
«Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком… А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» (Феофилакт Болгарский)
Мнение историков и астрономов
Что же представляло собой данное небесное тело, если оно существовало в действительности? Историчность сообщений Нового Завета и реальность существования Вифлеемской звезды не доказана.
Историки и астрономы не могут найти ответ на этот спорный вопрос. Вифлеемская звезда вела волхвов не один день, а на протяжении всего путешествия с Востока в земли Иудеи. То есть это не мог быть, к примеру, метеорит, промелькнувший в небе. Скорее всего, это была комета или одна из планет Солнечной системы. Хотя некоторые исследователи говорят о рождении новой звезды ( Новая звезда, вспыхнувшая близ созвездия Козерога — наблюдалась в течение 70 дней весной 5 года до н. э. или Новая звезда в созвездии Ориона — известны по китайским и корейским летописям) и даже об НЛО.
У последних гипотез есть один очень крупный недостаток: они не могут ответить на вопрос, а как эта звезда (или планета) могла «идти перед ними»? Звезды, как известно, по небу не перемещаются. Планеты же, хотя и перемещаются, но со скоростью, достаточно медленной для того, чтобы глаз наблюдателя с Земли мог такое перемещение визуально зафиксировать.
Существует только два вида природных небесных тел, передвижение которых по небосводу может быть заметным на глаз — это метеориты — так называемые «падающие звезды» и кометы. Из евангельского описания видно, что Вифлеемская звезда отнюдь никуда не падала и падать не собиралась. Следовательно, логично предположить — эта «звезда» была ни чем иным, как кометой.
В Евангелии от Матфея для обозначения Вифлеемской звезды употребляется греческий термин «aster», который может толковаться как «комета». Кометы, особенно яркие и заметные, на небосклоне появляются не так уж часто. Поэтому на нее должны были обратить внимание современники волхвов. Известно, что комета Галлея пролетала в пределах видимости с Земли в 12 веке до н.э. Так как современные ученые датируют рождение Иисуса примерно 14—12 гг. до н.э., комета Галлея вполне подходит на роль Вифлеемской звезды. Приближаясь к поверхности нашей планеты, комета была заметна в предрассветные часы. Затем она на некоторое время стала не видна, и вновь появилась только в зените, в той точке своей траектории, которая находилась ближе всего к Земле. Именно тогда волхвы могли увидеть ее во второй раз, в конце своего путешествия. Единственный минус данной теории состоит в том, что планета, все же, внешне имеет значительные отличия от звезды, даже если смотреть на нее с Земли невооруженным глазом. Однако, когда комета удаляется от светила, ее хвост совсем не виден, и потому рассмотреть можно только яркое небесное тело, движущееся с определенной скоростью.
Что касается версии о планете, то на эту роль подходит Юпитер. В 7 г. до н.э. произошло редкое явление — Юпитер встретился с Сатурном в зодиакальном знаке Рыб, что породило видимость новой яркой звезды. Астрологами это событие могло быть воспринято как символ. Дело в том, что Юпитер традиционно считался царской планетой, а Сатурн ассоциировался с еврейским народом. Знак Рыб соответствовал Ближнему Востоку. Волхвы могли прочесть небесные знаки и истолковать их как пророчество. По мнению одного из немецких астрономов, Юргена Хамеля, волхвы пришли из Месопотамии, заинтересовавшись необычными знакам, которые явило им небо. Сведения об этом постепенно стерлись из истории, так церковь не хотела лишний раз упоминать, что о рождении Спасителя первыми узнали не священники, а астрономы.
Похожей теории придерживался и знаменитый астроном Иоганн Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса. Наблюдая такое сочетание планет в 1603 году, Кеплер вычислил, что подобное «соединение планет» должно было происходить и в 747-748 годах от основания Рима. Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы нашего столетия посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа с яркой звездой.
Так как, согласно Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления, существует мнение, что предпочтение стоит отдать гипотезе о соединении, а не о комете или вспышке новой звезды
Какая бы версия ни была верной (а Церковь не отрицает возможности существования различных объяснений этого удивительного факта), не нужно забывать, что Библия — не учебник по астрономии, а Евангельская история Рождества не является описанием атласа звездного неба над Вифлеемом и Иерусалимом. Евангелие , вобщем-то, не является хронологией происходивших 2000 лет назад событий.
Евангелие — Благая Весть (именно так слово евангелие переводится с греческого) всему человечеству о Спасении его от вечной смерти Богом Иисусом Христом. Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни.
Вифлеемская звезда — мифологический вымысел?
Поскольку сообщение евангелиста Матфея о Вифлеемской звезде имеет лишь косвенное подтверждение, ряд историков считают данный евангельский сюжет, а также связанные с ним другие сюжеты (поклонении волхвов и избиение младенцев царем Иродом) полностью вымышленными:
«… из описания звезды, данного Матфеем, мы узнаем, что маги (волхвы) увидали ее на востоке и, решив (неведомо почему), что это — звезда новорожденного царя иудейского, то есть Мессии, отправились в Иерусалим. Из евангелия не видно, имели ли они во время путешествия перед собой звезду; но когда они по указанию Ирода отправились в Вифлеем, звезда вдруг снова появляется и уж не только ведет за собою волхвов, но, дойдя до Вифлеема, останавливается столь явственно над жилищем родителей Иисуса, что волхвы тут же заходят в дом с дарами. Какая то была звезда, мы не знаем, но во всяком случае естественная звезда не могла бы совершить то, что совершила эта мессианская звезда по свидетельству Матфея. Но если то была сверхъестественная, самим Богом посланная и руководимая звезда, то она должна была бы совершить нечто большее — отвести волхвов прямо в Вифлеем, минуя Иерусалим, чтобы напрасно не подводить под нож Ирода-злодея бедных младенцев вифлеемских. Поэтому все то, что в звезде этой было сверхъестественного, например ее поступательное движение и остановка, мы в любом случае должны отбросить как сказочную подробность» (Штраус Д. Жизнь Иисуса.)
В связи с этим некоторые верующие считают, что Вифлеемская звезда была не от Бога, а от дьявола, который использовал ее, чтобы убить Иисуса руками царя Ирода.
Вифлеемская Звезда как символ рождения Иисуса Христа
Тем не менее, Вифлеемская Звезда — общеризнаный символ рождения Иисуса Христа. И находится она в Храме Рождества Христова в Вифлееме.
В Гроте Рождества Христова сохранилось отверстие древнего колодца , на дно которого по преданию , и упала Вифлеемская Звезда . Считается , что если долго смотреть вглубь этого колодца , то можно увидеть мерцающий свет Вифлеемской Звезды.
Над Пещерой Рождества в 4 веке был построен Храм Рождества Христова — один из древнейших храмов на Святой Земле. В Пещере Рождества серебряная Звезда Вифлеема была установлена францискианцами – монахами католического нищенствуещего ордена в 1717 году .
Место рождения Иисуса обозначено серебряной Вифлеемской Звездой с 14 лучами , которые символизируют 14 остановок Виа Долороса –Крестного пути Христа в Иерусалиме на место казни на горе Голгофа.
Надпись по латыни «HicdeVirginiaMarieJesusCristosnatusest– 1717» — «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» указывает на место , где родился Сын Божий и на дату установки Вифлеемской Звезды в Храме Рождества Христова монахами ордена францискианцев.
В 1847 году из Храма Рождества Христова турками была похищена серебрянная Звезда Вифлеема ,что послужило причиной Крымской войны 1853-1856 гг. Заново изготовленную серебряную Вифлиемскую Звезду турецкий султан принес в дар монахам — францискианцам в 1853 году.
Вифлеемская звезда и христианские традиции.
- Восьмиконечная Вифлеемская Звезда , как знак Бога и символ Рождения Иисуса Христа , устанавливалась на куполах первых христианских церквей .
- В православии изображение восьмиконечной Вифлеемской Звезды встречается на всех русских иконах Богородицы – покровительницы России . Восьмиконечную Звезду Вифлеема еще называют Звездой Богородицы , Звездой России или Русской Звездой.
- Высшая государственная награда в царской России — орден Андрея Первозванного , имела форму восьмиконечной Вифлеемской Звезды. Согласно церковному преданию , апостол Христа Адрей Первозванный первым принес правозвестие христианской веры на русскую землю . Высокий статус награде — ордену Андрея Первозванного , был возвращен указом президента России от 1 июля 1998 года.
- Восьмиконечную Вифлеемскую Звезду , символ рождения Христа , дарили детям на счастье и благополучие . Ею украшали верхушки елок на Рождество . В советское время восьмиконечная звезда была замена на пятиконечную.
- Звездица — звезда, которую в церквях ставят в память о Вифлеемской на дискосе — блюде на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — младенца Иисуса Христа
- Символ Вифлеемской звезды используется как элемент орнамента в декорировании иконостасов, церковной утвари и архитектурных деталей храмовых сооружений
- Звезда-навершие — ёлочное украшение, которое ставят на верхушку рождественской ёлки.
- Вифлеемская звезда — украшение Рождественских праздников, как на улице, так и в интерьере.
На сайте www.u-mama.ru я нашла замечательный мастер-класс
Как своими руками сделать Вифлеемскую звезду — замечательное украшение
для потолка в дни празднования Рождества Христова.
Для её изготовления требуется:
- бумага А4 формата 50 листов (мы взяли белую, но может быть и цветная и золотая, главное — не глянцевая, т.к. она плохо клеится),
- степлер,
- суровая нитка,
- ножницы,
- клей ПВА
- и трудолюбивые руки! Ибо процесс изготовления снежинки достаточно долгий и однообразный — но зато какой результат!
Бумагу разрезаем напополам по высоте. Каждую половинку нам необходимо скрутить «кулёчком» — но длинным и тонким (а не как для семечек ). Край тщательно смазываем клеем и скручиваем поплотнее, чтоб лучи нашей звезды не ракрутились!
И так — 100 раз.
Когда вам покажется, что 100 лучей сделать совершенно нереально, бумага вдруг заканчивается… И наступает процесс собирания их в ЗВЕЗДУ! Для этого берем по три луча и скрепляем их степлером в виде небольшого веера.
Самый ответственный момент — собрать звезду. Нанизываем наши скромные вееры на одну очень крепкую нитку (как бусины). Крепко-накрепко стягиваем. В этом случае получается звезда, которая выглядит, как шар, и ее можно подвесить на нитке. Наша нитка оказалась не очень прочной и пришлось собрать звезду, НЕ СИЛЬНО стягивая. Завязываем концы нитки.
Поскольку мы взяли белую бумагу, то решили нанести на нее некий «налет таинственности» с помощью аэрозольной краски золотой и серебристой.
Теперь прикрепляем нашу звезду к потолку. И приглашаем всех полюбоваться на результат!
Откуда взялась Вифлеемская звезда?
В Евангелии от Матфея сказано, как именно шли волхвы, чтобы поклониться Богомладенцу-Христу, и в этом рассказе есть определенная загадка. Дело в том, что ко Христу их вела… звезда. Именно так: они увидели в небе очень яркую, ни на что не похожую звезду и пошли за ней. Волхвы знали из преданий, что это небесное явление приведет их к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. Они с радостью поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Христу дары — золото как Царю, ладан — как Богу, и смирну — как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Далее волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. Они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.
Поклонение волхвов. Джорджоне, 1504
Но вот вопрос: могла ли какая-то звезда действительно вести волхвов? Не выдумка ли это? Некоторые критики Евангелия утверждали, что эта история – позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы «разукрасить» событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. И действительно, все это похоже на сказку… Так как же относиться к рассказу о звезде? И неужели современная Церковь действительно верит, что по небу двигалось некое тело, указывая путь волхвам?
Начнем с «позднейших вставок». Эту версию вполне можно было бы допустить, но… Текст Евангелия много раз анализировали на предмет авторского стиля и исторической достоверности. Доказано, что события, описанные в Евангелии, не противоречат другим историческим источникам, а манера их изложения, скорее, свидетельствует о том, что авторы ничего не придумали от себя, иначе целый ряд эпизодов выглядел бы принципиально иначе. Ведь если уж выдумывать какие-то истории, чтобы Евангелие казалось более достоверным, то зачем описывать то, что может вызвать недоумение? Вряд ли какому-то заинтересованному в «продвижении» Евангелия лицу пришло бы в голову нарочно упоминать про эпизод со звездой. Логичнее было бы написать, что волхвов вел небесный ангел – для сознания верующих людей это выглядело бы более логично.
А бесхитростное упоминание о звезде как раз наводит на противоположную мысль – о том, что автор ничего не придумал, а записал все, как случилось на самом деле. Так была звезда или нет?
Справедливости ради надо сказать, что вопрос этот возник не сегодня. В разные времена люди пытались найти на него ответ, и каждая эпоха предлагала какое-то свое толкование. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. В Средневековье ее считали разумной силой, как раз-таки ангелом, который явился в образе звезды.
Иоганн Кеплер (1571–1630)
Интересное объяснение этого явления предложил в XVII веке знаменитый астроном Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета – Марс. По астрономическим вычислениям Кеплера, такое же совпадение (Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб) должно было происходить и в 747 году от основания Рима, а в следующем, 748 году (то есть примерно в то время, когда родился Иисус Христос), к этим двум планетам должен был присоединиться Марс. Из Евангелия понятно, что явившаяся волхвам звезда вела их не весь путь. Она перестала быть видима, когда они пошли в Иерусалим, и вновь показалась, когда из Иерусалима они вышли в Вифлеем. Так что присоединение Марса в 748 году вполне согласуется с евангельским повествованием. Это небесное явление известно в астрономии под названием «парад планет». Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы ХХ века посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа, и яркой звезде там было уделено особое внимание.
Было и другое предположение: Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея. О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Рождества Христова, то есть слишком рано для евангельских событий. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды, в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова. Эта теория кажется интересной и вполне вероятной.
Однако стоит ли привязываться к одной из этих теорий? Скажем, тот же Кеплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом: Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».
Действительно, Библия – это не учебник астрономии. И если кто-то из учителей Церкви настаивает на сверхъестественной природе звезды, он имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой.
Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о звезде.
Поэтому, какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…
Поклонение волхвов (Мф. 2:1–12)
Никто не забыт у Отца Небесного в Его великом семействе; Он – Бог не Иудеев только, но и язычников; Он – Бог и Спаситель всех сынов Адамовых. От одной крови Он произвел весь род человеческий, – говорит святой апостол Павел (Деян. 17:26–27), – для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли. И хотя люди забыли Бога и стали поклоняться идолам, но в их сердцах, в их совести, хотя и смутно, все же слышался голос Божий, и лучшие из язычников не переставали искать Божией правды, следуя внушениям своей совести. Сократ говорил: «не надейтесь исправить человеческие нравы, доколе Сам Бог не благоволит послать особенного Мужа для наставления нас самих». «Не быть на земле порядка, – говорил Платон, – если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснит нам и наши отношения к Нему, и наши взаимные обязанности друг к другу». Поэтому перед временем Рождества Христова не одни Иудеи ожидали пришествия желанного и обетованного Мессии – Христа: весь мир, исполненный грехом, смутно ожидал Избавителя.
Это ожидание особенно было распространено на Востоке: там, среди Персов, больше, чем у других народов, сохранилось библейских преданий; там, после плена вавилонского много осталось Евреев, которые распространяли среди жителей Востока свои верования, свои надежды и ожидания. Евреи, а за ними и другие народы ожидали появления великого Царя, Который должен был родиться в Иудее и покорить Себе весь мир. И вот, как только Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, – среди тьмы идолопоклонства, в стране неверия, – нашлись люди, которые так усердно чаяли Утехи Израилевой, Христа, что при первом знамении с неба, при появлении необыкновенной звезды, пошли издалека на поклонение родившемуся Спасителю. КОГДА ЖЕ ИИСУС РОДИЛСЯ, – повествует евангелист Матфей, – В ВИФЛЕЕМЕ ИУДЕЙСКОМ (был еще другой Вифлеем – Галилейский) ВО ДНИ ЦАРЯ ИРОДА (евангелист упоминает об Ироде, дабы показать, что у Иудеев в то время уже не было царя от колена Иудина, а царствовал иноплеменник Ирод, и значит настало время пришествия Христова, согласно пророчеству праотца Иакова, – и называет Ирода царем в отличие от другого Ирода, который был сыном первого и титула царского не имел), ПРИШЛИ В ИЕРУСАЛИМ ВОЛХВЫ С ВОСТОКА. Волхвы, направлявшиеся в Иерусалим из дальней страны, могли прийти прежде события, могли прийти и после него; но они пришли именно в то время, когда родился Сын Божий, дабы это чрезвычайное событие не осталось надолго неизвестным для Иерусалима. Такое соответствие пришествия волхвов и времени рождения Спасителя показывает, что в их путешествии все было предопределено свыше и что это путешествие началось за немалое время до рождения Господа (Ис. 60:3). Что же это были за люди – волхвы? Это были люди мудрые, ученые, и притом благочестивые, усердные к вере и предметам святым. За свою доброту и чистосердечие они и удостоились стать первыми, призванными в Вифлеем на поклонение Спасителю мира. Предание называет их даже царями и сохранило их имена: Мелхиор, Гаспар и Валтасар. Мелхиор – седовласый старец с длинной бородой; он принес Господу золото. Гаспар – безбородый, румяный юноша принес ливан (ладан), а Валтасар – смуглый лицом муж средних лет принес смирну. По тому же преданию, родом они были из Персии или древней Вавилонии, где за пятьсот лет до них жил святой пророк Даниил. Этот великий пророк в свое время был начальником над всеми вавилонскими мудрецами; он, конечно, передал своим подчиненным истинные понятия о Боге; очень вероятно, что он показал волхвам пророчество древнего их предка, волхва Валаама, который еще во времена Моисея изрек о Спасителе такое слово: Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:17).
Можно думать, что и книга пророчеств Данииловых была известна волхвам, а потому они могли знать и исчисление седмин Данииловых. Так от времен пророка Даниила до самого времени Рождества Христова у восточных мудрецов хранилось предание о грядущем в мир великом Царе Израильском. В то время люди верили, что рождение и смерть великих мужей сопровождается появлением и исчезновением на небе звезд. Внимательные к путям Промысла Божия волхвы ждали явления такой звезды перед рождением ожидаемого Царя Израильского, и вот, увидев ее, они признали несомненным, что этот Царь уже родился, пришли в Иерусалим, как в столицу Иудейского Царства, и здесь начали расспрашивать всех о новорожденном Царе, И ГОВОРЯТ: ГДЕ РОДИВШИЙСЯ ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ? Каково же было их удивление, когда оказалось, что там еще никто не знал о совершившемся великом событии, и Иудеи изумленно спрашивали волхвов о том, как они узнали о рождении Царя Иудейского. На это волхвы как бы так говорили: «Странно, что вы, Иудеи, ничего не знаете о Нем; нас привело сюда не праздное любопытство, а знамение небесное: ИБО МЫ ВИДЕЛИ ЗВЕЗДУ ЕГО НА ВОСТОКЕ. Как же нам было не прийти сюда? Итак, где же ваш новый Царь? Нас влечет к Нему не выгода, не политика какая-нибудь, а глубокое душевное уважение к Нему и вера: И ПРИШЛИ ПОКЛОНИТЬСЯ ЕМУ, воздать Ему честь, какая подобает такому великому и священному Лицу». «Эта звезда, – говорит святой Игнатий Богоносец, – воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела во всех изумление: все прочие звезды, вместе с солнцем и луной, составляли как бы хор около этой звезды и она разливала свет свой на все другие светила». Что же это была за звезда, которую они видели? По объяснению свт. Иоанна Златоуста, это была невидимая сила Ангельская, принявшая вид звезды. В самом деле, смотрите, что делается с этой чудесной звездой! Все звезды имеют путь с востока на запад, а эта – с севера, из Персии, на юг, в Иерусалим; все видны только ночью, а эта – и днем, при сиянии солнца; она то появляется, то скрывается; когда волхвы пришли в Иерусалим, ее не стало видно, а когда вышли из Иерусалима – она опять явилась; притом, подобно столпу облачному, водившему Евреев по пустыне, и она шла впереди волхвов, когда они шли, и останавливалась, когда они стояли; наконец, показав им самое место, где был Богомладенец, она совсем стала невидима. Ясно, что простая звезда не могла быть таким путеводителем для волхвов: это была сила Ангельская. «Почему Бог привел ко Христу волхвов звездой, а не другим средством? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст и отвечает, – по Своему особенному снисхождению к немощи человеческой. Бог употребил для их призвания то, что было им больше знакомо. Они наблюдали за звездами, вот Бог и призвал их звездой».
Так, по словам песни церковной, звездам служащие звездою учахуся кланятися Солнцу правды – Христу. Как же они узнали, что звезда возвещает им рождение именно Царя Иудейского, а не другого кого? «Мне кажется, – говорит святитель Златоуст, – что это было делом не одной звезды, но Сам Бог подвиг их сердце, подобно тому, как расположил Он царя Персидского Кира отпустить Иудеев из вавилонского плена» (1Езд. 1:1). Они ждали великого Царя Иудейского, – вот благодать Божия, всегда пребывающая в чистых душах, и внушила им оставить все и идти в Иудею. Когда же появилась эта звезда? Святитель Златоуст говорит, что волхвы увидели ее задолго до Рождества Христова, по крайней мере за столько времени, сколько нужно было волхвам для путешествия в Иудею. А наш святитель Димитрий Ростовский говорит, что, придерживаясь мнения святителя Златоуста, благопристойно думать, что эта звезда явилась за девять месяцев до Рождества Христова, в тот благословенный день и час, когда благовестием Архангела и наитием Духа Святаго зачат был во чреве Матери Господь наш Иисус Христос. Но почему же звезда не повела их прямо в Вифлеем? Если бы они не заходили в Иерусалим, то была бы устранена всякая опасность для них, даже для Самого Отрочати – от Ирода… Богу угодно было именно через них возвестить о рождении Христа самому Иерусалиму, самим первосвященникам и книжникам Иудейским и тем обличить их духовную леность и нерадение. Итак, волхвы в Иерусалиме благовествуют о рождении всеми ожидаемого Спасителя. Что же производит там эта радостная весть? УСЛЫШАВ ЭТО, ИРОД ЦАРЬ ВСТРЕВОЖИЛСЯ, И ВЕСЬ ИЕРУСАЛИМ С НИМ, особенно же, конечно, смутились приверженцы Ирода. И как было не смутиться при этой вести подозрительному Ироду, который стерег все входы и исходы своего царства? Он был царь незаконный, иноплеменник, самозванец, воцаренный Римлянами; он был ненавистен своему народу за свою жестокость, которая простиралась до того, что по одному подозрению он предавал казни даже своих собственных детей. Ирод незадолго перед этим учинил кровавую расправу с заговорщиками, которые в самом дворце покушались убить его; удрученный летами и омерзительной болезнью, которая потом свела его в могилу, тиран испугался, когда ему доложили, что именно теперь, когда уже оставляли его силы, теперь-то и родился Мессия, истинный Сын Давидов, законный Царь, Который, как думал он, отнимет у него царство… Как же было не смущаться этому тирану при таком известии?
Но чего же боялся Иерусалим? Ведь пророки еще задолго предсказали, что Христос придет спасти Свой народ, что Он будет его Благодетелем и Освободителем? Что же смущало теперь Иудеев? Им надо было радоваться, что у них родился такой Царь, Который, будучи еще Младенцем, уже привлек к Себе на поклонение мудрецов персидских, а впоследствии покорит Себе все народы земные! Если бы они любили Христа, то обрадовались бы и вести о Его рождении, как и действительно радовались немногие избранники Божии, например, Симеон и Анна; но Иудеи больше любили самих себя, чем Христа; вероятно, каждый теперь подумал, что Ирод, как только узнает о рождении Царя Христа, страшно ожесточится и будет преследовать всех, кто решится поклониться Христу. И вот, каждый берег только самого себя и боялся громко говорить о Христе… А Ирод, между тем, решал вопрос: что ему делать? Убить волхвов? Но какая ему польза от этого, если Сам новорожденный Царь уцелеет? Ведь он еще не знает, где этот Младенец и кто Он? И вот в мрачной душе Ирода составился ужасный план: через самих же волхвов все разведать о Царственном Младенце, а потом – убить Его, а если нужно, то с Ним и волхвов – за то, что они взволновали его народ. И, СОБРАВ ВСЕХ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ (всех членов синедриона, а их было семьдесят два) И КНИЖНИКОВ НАРОДНЫХ (всех ученых знатоков Писания), СПРАШИВАЛ У НИХ: ГДЕ ДОЛЖНО РОДИТЬСЯ ХРИСТУ? Где Ему должно родиться согласно древним пророчествам и обетованиям? Хотя волхвы и не говорили, что Царь, Которого они ищут, есть Христос, но Ирод сразу понял, о каком Царе идет речь. И вот он спрашивает, лукаво притворяясь усердным почитателем Бога Израилева и обетованного Христа, а потому и ответ получает прямой и ясный – ОНИ ЖЕ СКАЗАЛИ ЕМУ: В ВИФЛЕЕМЕ ИУДЕЙСКОМ. «Они прекрасно разрешают ученый вопрос: где Христос рождается? – замечает святитель Филарет. – И так довольны своим решением, что не находят нужным далее узнать, не рождается ли Он действительно?» Впрочем, и нельзя было не сказать истины: она была известна каждому Иудею (Ин. 7:42), потому что весьма ясно изображена в Священном Писании: ИБО ТАК НАПИСАНО ЧЕРЕЗ ПРОРОКА Михея, за семьсот лет до времени Ирода: И ТЫ, ВИФЛЕЕМ, ЗЕМЛЯ ИУДИНА, хотя ты и мал, и малолюден среди других городов, однако же ты имеешь великое преимущество, по коему НИЧЕМ НЕ МЕНЬШЕ ВОЕВОДСТВ (среди воеводств и городов) ИУДИНЫХ, ИБО ИЗ ТЕБЯ ПРОИЗОЙДЕТ ВОЖДЬ, всемогущий Владыка вселенной, КОТОРЫЙ УПАСЕТ, как пастырь добрый, НАРОД МОЙ, ИЗРАИЛЯ, всех верующих в Бога, ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля (Рим. 9:6).
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Смотри, какие чудные и необычайные совершаются дела! Язычники и Иудеи научают друг друга чему-то великому. Иудеи слышат от волхвов, что и в Персидской стране звезда проповедует Христа, а волхвы узнают от Иудеев, что Тот, Кого им возвестила звезда, задолго предвозвещен пророками». Итак, Иудейский синедрион торжественно засвидетельствовал, что Христос рождается в Вифлееме Иудейском; весь Иерусалим узнал о его рождении и взволновался; вифлеемские пастыри рассказывают о дивном явлении им Ангелов небесных и о поклонении их Христу; волхвы издалека пришли, руководимые звездой, теперь Иудеи не могут сказать: «Не знаем, когда и где родился Христос»… Все первосвященники и книжники, после прилежного сличения пророчеств, громко и твердо сказали то же, что теперь сбылось на деле: Христос действительно родился в Вифлееме Иудейском. И это свидетельство мы имеем потому, что оно потребовалось для коварного Ирода: так Промысл Божий самое коварство злых обращает к славе имени Божия, уловляя мудрых в лукавстве их. (1Кор. 3:19). Лучшего и еще более полного засвидетельствования истины в этом случае нельзя и представить. «Заметь точность пророчества, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не сказал Михей: будет жить в Вифлееме, но только – произойдет из Вифлеема, значит, только родится в Вифлееме. Напрасно Иудеи говорят теперь, будто это пророчество относится к Зоровавелю. Зоровавель родился не в Вифлееме, а в Вавилоне. Да и можно ли отнести к нему дальнейшие слова пророка, которые, из лести Ироду, книжники умолчали: и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Его происхождение из начала, от вечности?.. Впрочем, Иудеи стали относить это пророчество к Зоровавелю уже после Рождества Христова; а тогда, как это видно из ответа синедриона Ироду, все согласно относили его ко Христу. Достойно еще замечания, что само название Вифлеем в переводе с еврейского означает: дом хлеба, а Христос Спаситель Сам говорит о Себе: Я есмь хлеб жизни (Ин. 6:35). Что же делает Ирод? ТОГДА ИРОД, ТАЙНО ПРИЗВАВ ВОЛХВОВ, сказал им, где надобно искать Христа, и ВЫВЕДАЛ ОТ НИХ ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВЕЗДЫ. Он думал, что Иудеи скроют от него Младенца, постараются спасти Его, как будущего своего Царя Избавителя, и потому призвал волхвов тайно; он не хотел прямо спрашивать их о времени рождения Младенца, опасаясь, что волхвы поймут его тайные намерения, и хитро выведал у них время появления звезды, полагая, что Христос родился тогда, когда появилась звезда. Сколько во всем этом хитрости и лукавства! Но сколько и безумия!
На его глазах совершаются чудеса: звезда небесная проповедует Христа, пророчества указывают место Его рождения, – ему ли, Ироду, идти против Бога?.. Если он верил пророчествам, то задумывал невозможное; если не верил, то чего же он боялся? Ради чего столько лукавил?.. Вот до чего может дойти человек, ослепленный гордостью и упорством во зле? Между тем, все это могло казаться добрым прямодушным волхвам, делом благоразумия, тем более, что Ирод не только не отговаривал их от путешествия, но и обласкал по-царски, И, ПОСЛАВ ИХ В ВИФЛЕЕМ, СКАЗАЛ: ПОЙДИТЕ, ТЩАТЕЛЬНО РАЗВЕДАЙТЕ, разведайте как можно тщательнее О МЛАДЕНЦЕ (тут только не смог он скрыть своей злобы, не смог принудить себя сказать: о Царе, так ненавистно было ему самое имя Царя Младенца), разведайте, говорит, о Младенце; сами видите, что в этом деле есть какая-то тайна; вам на Востоке о Нем сказано, а мы здесь ничего не знали, необходимо соблюдать осторожность. Вас само Небо звездой зовет к Новорожденному, поэтому идите пока одни, дабы не произвести безвременно шума и толков в народе, узнайте все точнее И, КОГДА НАЙДЕТЕ, ИЗВЕСТИТЕ МЕНЯ, ЧТОБЫ И МНЕ (и я тогда первый поспешу явиться для воздавания чести, Ему принадлежащей) ПОЙТИ (пойду пеший, без всякой пышности царской, без колесниц и телохранителей, без всякой свиты, в виде простого странника и богомольца) ПОКЛОНИТЬСЯ ЕМУ. Ирод знал уже теперь, где родился Христос; догадывался, судя по явлению звезды, когда Он родился; но чтобы не ошибиться в своих расчетах, он хотел увериться во всем этом с помощью самих же волхвов. А волхвы, в простоте доброго сердца, ничего этого и не подозревали и поверили Ироду. ОНИ, ВЫСЛУШАВ ЦАРЯ, и нимало не подозревая о его кровожадных намерениях, обещали исполнить его желание и – ПОШЛИ в Вифлеем. Но Промысл Божий все предвидел. Могло случиться, что подозрительный тиран вдруг передумает: не будет долго ждать, пока вернутся к нему волхвы, и его жестокость обрушится на Вифлеем, когда в этом благословенном граде еще будет находиться Младенец, Спаситель мира… Нельзя было терять времени; да пора было уже наградить и терпение волхвов путешествующих, и вот перед ними опять небесный вождь: СЕ, ЗВЕЗДА, КОТОРУЮ ВИДЕЛИ ОНИ НА ВОСТОКЕ, ШЛА ПЕРЕД НИМИ… Можно представить себе радость святых путешественников, когда они опять увидели свою знакомую путеводительницу небесную, которая теперь уже прямо и непосредственно вела их как бы за руку среди дня!.. Вифлеем расположен в двух часах пути на юг от Иерусалима, на горе, покрытой роскошными садами. Недолго им пришлось искать новорожденного Царя.
Не нужно было расспрашивать о Нем: звезда-путеводительница теперь шла перед ними, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ НАД МЕСТОМ, и как бы перстом указала место, ГДЕ БЫЛ Божественный МЛАДЕНЕЦ. Вероятно, она так опустилась с высоты, что можно было по падающим вниз лучам ее без труда узнать место, где обретается Младенец. УВИДЕВ ЖЕ ЗВЕЗДУ, как и где она опустилась, ОНИ ВОЗРАДОВАЛИСЬ РАДОСТЬЮ ВЕСЬМА ВЕЛИКОЮ. И как было не радоваться, когда еще несколько минут, – и они будут у цели своего долгого и трудного путешествия! И, ВОЙДЯ В ДОМ, – вероятно, в дом, где святой старец Иосиф нашел, наконец, убежище, вместо вертепа, для юной Матери с новорожденным Младенцем (Лк. 2:16) – УВИДЕЛИ МЛАДЕНЦА, увидели столь желанного, столь усердно разыскиваемого Младенца Царя в бедной хижине, в яслях, в простоте и уединении (Пс. 83:4), только С МАРИЕЮ, Пречистой МАТЕРЬЮ ЕГО, даже об Иосифе евангелист не упоминает: вероятно, он в это время отлучился по домашней надобности, за пропитанием для Святого Семейства. И, несмотря на эту бедность, окружавшую Отроча и Мать, святые волхвы, как только увидели Его, тотчас же, ПАВ (в трепетном благоговении пали перед Ним на землю), и ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ, поклонились как Лицу Божественному. Их чистое сердце одним чувством постигло тайну, для их ума еще непостижимую – тайну Божества Христова, постигло ее подобно тому, как Предтеча Иоанн (Лк. 1:41), еще во чреве матери своей, радостным взыгранием приветствовал приближение к нему Богомладенца, находившегося тоже во чреве Своей Матери (Пс. 71:10, 15). И, ОТКРЫВ СОКРОВИЩА СВОИ, ПРИНЕСЛИ ЕМУ ДАРЫ: ЗОЛОТО, ЛАДАН И СМИРНУ, оказали Ему в Его убогой колыбели такие почести, каких не оказали и самому Ироду в его роскошных палатах. Три дара принесли Единому от Троицы как бы в честь Святой Троицы: золото, как дань Царю царей; ливан или ладан, как чистую, благоухающую, безкровную жертву Богу и в то же время – вечному Архиерею Небесному, а смирну – как будущему Мертвецу (Ин. 19:39), Который Своей смертью разрушит царство смерти; известно, что смирной, т.е. благовонным составом, который добывался из дерева, Иудеи намащали тела умерших. Золото, ливан и смирна – лучшее из всего, чем славилась родина волхвов – отдаленный Восток. И как эти дары не похожи на кровавые жертвы иудейские из тельцов и овнов, как они напоминают дары христианские! Не напрасно святитель Иоанн Златоуст называет волхвов первенцами Церкви Христовой, начатком (все первое, первые плоды) верующих из язычников: в лице их языческая неплодящая Церковь узнала Надежду народов – Христа, и преклонилась пред дивным Младенцем, Который вскоре соберет воедино рассеянных детей Божиих.
Явиться к новому царю с дарами требовало и усердие и обычаи восточных стран (Быт. 32:14, 43:11), а между тем никогда ранее Святому Семейству не были так нужны дары, как теперь. Если что и было у них в Назарете, то они не могли взять многого, надеясь скоро возвратиться, а теперь предстояло трудное и поспешное путешествие – бегство в Египет. С чем бы отправились они в чужую страну без помощи, полученной от волхвов? Их дары были даром свыше, на дальний путь. Кому же дар? Тому, Кто пришел обогатить нас всех Своей нищетой, Кто всем дает дыхание и жизнь и все!.. Как велико Его Божественное к нам снисхождение!.. Впрочем, святитель Димитрий Ростовский замечает, что Матерь Божия и из того золота, которое принесли волхвы, почти все раздала таким же бедным как Сама, малое нечто на путь в Египет удержавши… Но обратимся к повествованию о волхвах. Исполнив свое заветное желание и поклонившись Господу, они хотели уже возвратиться в Иерусалим, чтобы сдержать слово, данное Ироду, чтобы поделиться с ним и со всеми Иерусалимлянами той святой радостью, которой была полна душа их. Но в том-то и была великая опасность… И вот Господь снова вразумляет их, и притом уже не через звезду, а во сне, подобно тому, как вразумлял Он не раз и святого Иосифа: И, ПОЛУЧИВ ВО СНЕ ОТКРОВЕНИЕ НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ИРОДУ, они не стали изыскивать причины, почему не велено возвращаться к Ироду, а в простоте верующей души покорились велению Божию и ИНЫМ ПУТЕМ (другой дорогой, вероятно на Хеврон, вокруг Мертвого моря), ОТОШЛИ В СТРАНУ СВОЮ. Церковное предание говорит, что святые волхвы и в своей стране возвещали всем, что видели и слышали о Христе Спасителе и были первыми проповедниками Христа среди языческого мира. Дивны пути Промысла Божия! Кто бы мог подумать, что где-нибудь в Персии или Аравии ожидали так прилежно пришествия Того, о рождении Которого не знали в самом Иерусалиме! Между тем вот – язычники волхвы не только узнали об этом, но и пришли издалека на поклонение новорожденному Спасителю мира. Видно, эти язычники были достойны такой милости Божией. Они не читали пророчеств, только по преданиям предков своих знали, что в Иудее должен родиться славный Царь, и однако же, лишь только увидели Его звезду, как пошли в Иерусалим, смело искали Его, хотя и слышали, что в Иудейской земле уже есть царь, давно царствующий, гордый, жестокий, что, спрашивая о другом Царе, они себя подвергают опасности… Не смутил их вид бедности, убогие пелены, бедная Мать…
И в убожестве они узнают Спасителя и поклоняются Ему как Богу… Сколько трудов, лишений и опасностей – и ради чего? Чтобы только прийти, поклониться новорожденному Царю, Который, казалось, еще не мог и награждать поклоняющихся Ему, и – уйти восвояси… Это ли не вера, достойная отца верующих – Авраама? За эту-то веру они и оказались достойнее самих Иудеев. Первоверховный апостол Христов не напрасно возвестил, что во всяком народе боящийся Его (Бога) и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10:35): пример волхвов показывает, что такие люди действительно могут быть во всяком народе. А Иудеи почивали на Законе, знали все пророчества о Христе, и волхвам же указали, где Христос рождается, и никому из них не пришла мысль, хотя бы из простого любопытства, дойти с волхвами до Вифлеема и увидеть Младенца, Которого те искали… Какое нерадение! Какое духовное ослепление!.. За это и лишились они великого счастья, которое досталось на долю язычников-волхвов! Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф. 12:42), восстанут на суд и эти мудрецы язычники и осудят нерадение Иудейское! Святитель Иоанн Златоуст в истории поклонения волхвов видит указание на будущую историю Церкви: как волхвы ранее Иудеев поклонились Христу, так и язычники ранее Иудеев войдут в Церковь Христову.