Содержание
- Что означает «Озеро огненное» в Библии?
- Какова участь грешников?
- И что означает Озеро огненное, в котором должны мучиться все нечестивые?
- Как Иоанн описывает «Озеро огненное»?
- Что такое «Геенна огненная»
- Библия. Озеро огненное
- Что такое огненное озеро?
- Икона Спасителя «Ветхий денми»
- Иисус Христос Ветхий Деньми
- Ветхий денми
- Велемудр. Мир тесен.
- Анна Марианис: Ванга. Огненная Библия
Что означает «Озеро огненное» в Библии?
Многие задают вопрос, что означает «Озеро огненное» в Библии? Так ли это на самом деле страшно, или здесь скрыт какой то смысл? Пусть Библия ответит на этот вопрос.
Все комментарии носят консультативный характер, и не должны восприниматься наравне с Писанием!
Грешники будут мучиться в озере огненном постоянно или все-таки будут уничтожены полностью?
Какова участь грешников?
(Быт 2:16 -17) И заповедал Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Господь не говорит, что за преступления Адама будут вечные муки, Он говорит, что наказание за грех — смерть. Жизнь постоянно противопоставляется смерти.
(Втор 30:19) Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…
(Рим 6:23) Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Итак, мы видим, что нигде не говорится о том, что наказание грешника или нечестивого — вечные муки. Везде написано, что наказание — это смерть.
Господь Иисус Христос искупил нас от смерти, точнее от вечной смерти.
(Пс 114:8) Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
Почему же в книге Откровение написано о вечных муках?
И что означает Озеро огненное, в котором должны мучиться все нечестивые?
Книга Откровение — это книга символов. И в данном случае Иоанн использует это.
(2 Пет 2:6) и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
Тут Апостол Петр сравнивает разрушение этих городов с последующим наказанием, которое будет ожидать всех нечестивых людей.
Итак можно подвести некоторые итоги:
- Библия нигде не говорит, что наказанием нечестивых будут вечные муки, кроме книги Откровение.
- Содом и Гоморра для Иоанна были прообразом последнего наказания всех нечестивых.
Как Иоанн описывает «Озеро огненное»?
Там дьявол и лжепророк и зверь будут мучиться день и ночь во веки веков, то есть вечно. В Библии слово «вечный», не всегда означает бесконечность, но оно может указывать и на нечто другое. В книге Исход говорится о рабе, который хочет остаться навсегда у своего хозяина.
(Исх 21: 6) … то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
Здесь имеется ввиду до конца своей жизни. И подобное выражение указывает на последствие, а не продолжительный процесс.
(Иуда 7 — 8) Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
Здесь сказано, что они подвержены казни огня вечного. Но мы знаем, что эти города не горят вечно, они были сожжены в одночасье и остался только дым, который восходил от них.
Таким образом, наказание этих городов было вечным, а не их мучение или огонь, который сжигал их вечно.
Каким образом будет наказана блудница?
(Отк 19: 3) Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков.
Иоанн говорит о том, что когда была осуждена блудница — это город Вавилон, а она была уничтожена. И дым восходит во веки веков. Данная фраза опять же не говорит о мучениях, которые длятся вечно, а наказание это имеет последствие, которое будет длиться вечно.
(Отк 18:21) И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город и уже не будет его.
Пастор Христианин с 1995 года Задать вопрос Каждый раз, когда Библия говорит о вечных наказаниях, имеется ввиду, что не сами наказания, а последствия этих наказаний будут вечны.
(Мар 9: 43) И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый…
Здесь Иисус использует метафору для того, чтобы описать последствие этого наказания.
Что такое «Геенна огненная»
Геенна — долина сынов Инномовых. Данная долина упоминается в нескольких местах ветхого завета. Это место, где Израильтяне приносили жертвоприношения идолам и совершали разные другие мерзости. В связи с этим пророк Иеремия произносит проклятие на эту долину и говорит, что она в последствии превратится в мерзость для Бога.
(Иер 7:31) и устроили высоты Тофета в долине сынов Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. За то, вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.
Действительно, после плена, когда Израильтяне вернулись из Вавилона, то данное место стало свалкой мусора и он постоянно горел.
Эта история и стала прообразом наказания и неугасимом огне.
Грешники будут наказаны не вечными муками, но последствие этих наказаний будут вечны.
(Отк 20:14-15) И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Все это действие названо — второй смертью. Это является иллюстрацией или примером того, как будут уничтожены все нечестивые. И в конце концов, это будет смерть, а не вечные муки.
(2Фес 1: 8-9) в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его.
Нечестивые подвергнутся вечной погибели и будут мучиться вечно.
Христиане страдают, болеют и умирают, точно так же, как нечестивые. Но есть между ними принципиальное отличие — Господь обещает, что верующие в Него не потерпят вреда от смерти второй. И эта та награда, ради которой стоит претерпеть до конца. Выводы делать только вам.
Мне нравитсяНе нравится
Библия. Озеро огненное
Это смерть вторая
7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Евр 8, 10.
8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою (ἐν τῇ λίμνῃ τῇ καιομένῃ πυρὶ καὶ θείῳ). Это смерть вторая (ὅ ἐστιν δεύτερος θάνατος). 1 Кор 6, 9. Гал 5, 19-21. 7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Иез 38, 2. Иез 39, 1. Откр 16, 14.
8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9 И ниспал огонь с неба от Бога (κατέβη πῦρ ἀπὸ τοῦ Θεοῦ ἐκ τοῦ οὐρανοῦ) и пожрал их; Ис 66, 24. Откр 14, 10.
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное (εἰς τὴν λίμνην τοῦ πυρὸς καὶ θείου), где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Дан 7, 11. Откр 19, 20. 11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. 2 Пет 3, 10.
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Откр 2, 23. Откр 3, 5. Откр 13, 8. Откр 21, 27.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное (καὶ ὁ θάνατος καὶ ὁ ᾅδης ἐβλήθησαν εἰς τὴν λίμνην τοῦ πυρός). Это смерть вторая (οὗτος ἐστιν ὁ δεύτερός θάνατος). 1 Кор 15, 26. Откр 2, 11.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (εἰς τὴν λίμνην τοῦ πυρός).
См. также
- Библия. Грядущий гнев Божий
- Библия. Гнев Божий
- Библия. Наказание за грехи наши
- Библия. Ненаказанным не останется
- Библия. Смерть вторая
- Библия. Ярость Господа
- Википедия: Геенна
- Википедия: Инверсии магнитного поля Земли
- Википедия: Христианская эсхатология
- Blue Letter Bible: מָוֶת — death, dying, Death — смерть
- Blue Letter Bible: θάνατος — death — смерть
- Blue Letter Bible: θεῖον — (brimstone; divine incense, because burning brimstone was regarded as having power to purify, and to ward off disease;) — сера; божественный ладан, потому что горящая сера считалась способной очищать и отгонять болезни
- ΑΠΟΚΑΛΥΨΙΣ ΙΩΑΝΝΟΥ 19
- ΑΠΟΚΑΛΥΨΙΣ ΙΩΑΝΝΟΥ 20
Литература
- Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов на русский язык
- Русский синодальный перевод
- Перевод еп. Кассиана
- Библия Онлайн
- Библия (Russian Bible Home Page)
- Blue Letter Bible
- Vatican: New American Bible
- Библия на Google Books
- Далласская Богословская Семинария: Толкование Библии
- Симфонии
- Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов на русский язык
- Симфония номеров Иакова Стронга
- Греческо-русская симфония
- Русско-греческая симфония
- Симфония греческих словарных форм
Категории: Библия
Что такое огненное озеро?
Библейский ответ
Огненное озеро — это символ вечного уничтожения. Оно означает то же, что геенна, но отличается от ада, под которым подразумевается общая могила человечества.
Не буквальное озеро
Пять библейских стихов, в которых упоминается «огненное озеро», показывают, что это не буквальное, а символическое место (Откровение 19:20; 20:10, 14, 15; 21:8). В огненное озеро будут брошены:
~Дьявол (Откровение 20:10). Поскольку Дьявол — духовное создание, ему не может причинить вреда буквальный огонь (Исход 3:2; Судей 13:20).
~Смерть (Откровение 20:14). Ее невозможно взять и куда-то бросить, это состояние бездействия, отсутствие жизни (Экклезиаст 9:10). Смерть не может быть сожжена буквально.
~»Зверь, а с ним и лжепророк» (Откровение 19:20).
Поскольку это символы, не кажется ли разумным заключить, что озеро, в которое они будут брошены,— это тоже символ? (Откровение 13:11, 12; 16:13).
Символ вечного уничтожения
В Библии говорится о двух видах смерти. Огненное озеро «означает вторую смерть» (Откровение 20:14; 21:8). Первый вид смерти, который упоминается в Библии,— это смерть в результате греха Адама. Тот, кто умер такой смертью, может быть воскрешен. Со временем эта смерть будет уничтожена Богом (1 Коринфянам 15:21, 22, 26).
Из символического огненного озера нет освобождения
Огненное озеро представляет «вторую смерть». Хотя она тоже означает состояние полного бездействия, в Библии ничего не говорится о том, что те, кто умер такой смертью, воскреснут. Например, когда в Библии говорится, что у Иисуса есть «ключи ада и смерти», это показывает, что он обладает властью освободить людей от смерти, к которой привел грех Адама (Откровение 1:18; 20:13, Синодальный перевод). Однако ни у Иисуса, ни у кого-то другого нет ключа от огненного озера. Это символическое озеро представляет вечное наказание в виде полного и окончательного уничтожения (2 Фессалоникийцам 1:9).
То же, что геенна, долина Еннома
Слово «геенна» (греч. геенна) встречается в Библии 12 раз. Так же как огненное озеро, это символ вечного уничтожения. Хотя некоторые переводчики передают это слово как «ад», геенна отличается от ада (евр. шеол, греч. хадес).
Слово «геенна» буквально означает «долина Еннома». Так называлась долина за стенами Иерусалима. В библейские времена жители города использовали ее как мусорную свалку. Для уничтожения отходов там постоянно поддерживался огонь, а то, до чего огонь не добирался, пожирали черви.
Иисус использовал слово «геенна» как символ вечного уничтожения (Матфея 23:33). Он сказал, что в геенне «черви не умирают и огонь не угасает» (Марка 9:47, 48). Говоря это, он ссылался на то, что происходило в долине Еннома, а также на пророчество из Исаии 66:24, где сказано: «Они выйдут и увидят трупы людей, совершавших преступления против меня; черви на них не умрут; их огонь не погаснет». Иисус говорил не о мучениях, а о полном уничтожении. Черви и огонь пожирали трупы, а не живых людей.
В Библии нигде не говорится о том, что из геенны можно выйти. «Огненное озеро» и «огненная геенна» символизируют полное и окончательное уничтожение (Откровение 20:14, 15; 21:8; Матфея 18:9).
Как понимать слова: «Они будут мучиться день и ночь во веки веков»?
Если огненное озеро символизирует уничтожение, почему тогда в Библии говорится, что Дьявол, зверь и лжепророк «будут мучиться день и ночь во веки веков»? (Откровение 20:10). Рассмотрим четыре причины, почему здесь не может идти речь о буквальных мучениях:
•Чтобы Дьявол мучился вечно, он должен жить вечно. Однако в Библии говорится, что с ним будет покончено, то есть он будет уничтожен (Евреям 2:14).
•Вечная жизнь — это Божий дар, а не наказание (Римлянам 6:23).
•Зверь и лжепророк — это символы. Поэтому они не могут испытывать буквальные мучения.
•Библейский контекст указывает, что мучения Дьявола — это вечное ограничение или уничтожение.
Слово, переведенное в Библии как «мучение», может также означать «состояние ограничения». Например, греческое слово «мучители», которое встречается в Матфея 18:34, передается во многих переводах как «тюремщики», что указывает на связь между словами «мучение» и «ограничение».
Подобным образом, в параллельных сообщениях из Матфея 8:29 и Луки 8:30, 31 ставится знак равенства между «мучением» и «пребыванием в бездне», символическом месте полного бездействия, или состоянии смерти (Римлянам 10:7; Откровение 20:1, 3). В книге Откровение слово «мучение» несколько раз используется в символическом смысле (Откровение 9:5; 11:10; 18:7, 10).
Священная история приобретала в глазах верующего стройную «христологическую» структуру. Ветхий завет – это откровение Христа как Бога, Новый завет – Христа как человека; Апокалипсис – откровение Христа в единстве двух его природ. Именно так Он «представляется» Иоанну в Откровении:
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Откр. 22:13), «корень и потомок Давида» (Откр. 22:16)
– корень, как Бог и потомок – как человек. Если Исус Христос есть Яхве, ставший также и человеком, тогда становятся понятными изречения Христа, приводившие иудеев в ярость; «прежде нежели был Авраам, Аз есмь» (Ин. 8: 58). Но не только иудеев: мысль о личностном тождестве Яхве с Исусом не меньшее негодование вызывала у гностиков, манихеев и богомилов.
Однако причины негодования были прямо противоположными. Иудеи усматривали в этом отождествлении либо кощунственное «унижение» Яхве, приравненного к человеку, либо не менее кощунственное идолопоклонство, обожествление человека. Напротив, для манихеев это означало попытку «оклеветать» Исуса, как носителя доброго начала, поскольку Яхве в их представлении был всего лишь «еврейским богом», жестоким и злым.
Вопрос о единстве Ветхого и Нового заветов тесно переплетается с темой единства лиц св.Троицы. Один из великих учителей церкви Григорий Богослов (IV в.) развивал идею о Ветхом завете как эпохе «преимущественного ведения Отца»; Новый завет связан с Богом Сыном; апокалиптическая эпоха – с Богом Духом Святым. Учение святого Григория не было поддержано вселенскими соборами: вопреки его настояниям, в Никео-Цареградском крещальном символе веры Дух Святой даже не назван Богом – всего лишь «Господом». Это учение св. Григория нужно признать противоречащим тринитарному догмату, поскольку предполагает возможность раздельного действия и раздельного постижения Лиц Св.Троицы.
Тем не менее, это учение, освященное авторитетным именем св. Григория Богослова, неоднократно возрождалось на протяжении последующей церковной истории. Вероятно, именно в русле этих представлений возникла тенденция понимать «Ветхого днями» из пророчества Даниила как Бога-Отца. Такая тенденция закрепилась на западе в особенности после официального отвержения паламизма Римско-Католической церковью. Оттуда она проникла и на Русь.
Вернемся к нашей новгородской иконе: как же в ней могло возникнуть такое противоречие в надписаниях имен?
Византийский прообраз иконы «Отечество» имел ясное богословское содержание. Надписание «Отец, Сын и Святой Дух» на ней отсутствовало, а над фигурой старца обычно писали «Ветхий Днями» или «Исус Христос» (IС ХС).
На одном из самых ранних изображений (1050 г.) написаны первые буквы слов «Альфа и Омега»: так Исус называет Себя в Апокалипсисе Иоанна (Откр. 1:8). Интересно отметить, что Сидящий на престоле здесь вовсе не старец, но муж среднего возраста.
Это следовало понимать так, что Исус Христос изображен в двух своих природах, в двух телах: божественном (муж или старец) и человеческом (младенец). Голубь служил образом Божественной Энергии: символ голубя взят из евангельского описания крещения Исуса Иоанном Предтечей (Мф. 3:13-17).
Сам Дух Святой, как третье лицо святой Троицы, разумеется, также считался неизобразимым, как и Бог Отец.
Изменение надписаний в новгородском варианте иконы приводит к полной перестановке богословских акцентов. В связи с этим икона не случайно дополнена фигурой апостола в правом углу. В. Н. Лазарев предполагает, что апостол изображен по желанию богатого заказчика, носившего имя Филипп. Апостол Филипп изображен здесь потому, что именно в его уста евангелие вкладывает настойчивую просьбу:
Развивая эту мысль, послание апостола Павла утверждает о Христе:
«В Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9).
Надписанием «Отец, Сын и св. Дух» новгородский мастер превращает икону в аллегорическое изображение св. Троицы. Аллегория позволяет изображать и то, чего видеть в принципе нельзя, что служит лишь условной иллюстрацией абстрактных идей, в данном случае – иллюстрацией приведенных новозаветных текстов. Надписанием «IС ХС» иконописец пытается сохранить формальную верность византийскому канону; но сам он уже понимает «старца» как аллегорию невидимого Бога Отца.
Аллегории такого рода были несвойственны восточному православию с его своеобразным «мистическим реализмом», но зато очень характерны для католической церкви. Автор новгородской иконы «Отечество», несомненно, испытал определенное влияние католицизма. Это вполне правдоподобно ввиду развитых связей торгового Новгорода с католической Европой. Наметившийся в новгородской иконе отрыв от восточно-православной традиции был первым шагом на пути дальнейшей трансформации этого иконографического типа, которая давно началась на западе и постепенно начала внедряться также и в православных церквах. Надо сказать, что это внедрение встретило на Руси длительное и упорное сопротивление, особенно со стороны московской иконописной школы.
После длительной борьбы возобладала западная традиция. Противоречивые абстракции рассмотренной новгородской иконы оказались лишь переходной ступенью к окончательному «превращению» Ветхого днями а Бога Отца. В более поздних русских иконах типа «Отечество» надписание «IС ХС» исчезает, уже не оставляя у верующих сомнения, что старец на троне означает Бога Отца. Это подготовило почву для внедрения другого варианта иконы «Отечество», так называемой «Троицы новозаветной», где Сын изображен сидящим «одесную» Отца, а Дух Святой в виде голубя помещен между ними.
Впервые изображение «Троица Новозаветная» появляется в Москве в 1499 году. Его вышила на пелене, подаренной Троице-Сергиевому монастырю, София Палеолог – вторая жена Ивана III, происходившая из рода последних византийских императоров, но воспитанная в Италии в католическом духе.
Характерно, что София поместила на пелене сразу два изображения – «Троицу новозаветную» и Троицу рублевского типа, получившую название «ветхозаветной». Те же два изображения повторены на пелене, подаренной Троице-Сергиевому монастырю в 1525 году Соломонией Сабуровой, женой Василия III. С середины XVI века главный вход Троице — Сергиевого монастыря украшали помещенные рядом два изображения Троицы – католического и рублевского типов. Четырехчастная икона XVI века, писавшаяся для Благовещенского собора Московского Кремля под личным наблюдением митрополита Макария, содержала в своем составе сюжет «Троицы новозаветной».
Сохранилось свидетельство об энергичном протесте дьяка И. М. Висковатого против этого сюжета. Влиятельный и образованный деятель своей эпохи, Висковатый обвинял митрополита Макария в следовании «суемудрому латинскому преданию» и в том, что тот допустил «невидимое изображать видимым». Однако выступления Висковатого не имели успеха и были осуждены на соборе 1554 года. Московский собор 1667 года пытался восстановить православную традицию и запретил изображение Бога Отца, но запрещение не возымело силы. Католический тип иконы «Троица» продолжал распространяться.
Судьба этого иконографического сюжета в Московской Руси XVI века, как и в Новгороде на полтора века раньше, снова оказалась вплетенной в духовно-политическую борьбу своего времени. Противники изображения Бога Отца были связаны с церковной партией «нестяжателей», продолжавших традицию Григория Паламы и Сергия Радонежского. Поскольку «нестяжатели» выступали против применения жестких насильственных мер для искоренения ересей, их ложно обвинили в духовной близости к еретикам, (которых они всего лишь спасали от преследований, вовсе не разделяя их мнений). Разгром «нестяжателей» положил конец эпохе творческого взлета самобытной русской духовности, погрузил русское православие в состояние застоя и консерватизма и в то же время зависимости от западных влияний. Это, в свою очередь, подготовило почву для национальной трагедии старообрядческого раскола. Вот какие исторические реалии стояли за богословской полемикой по поводу иконографических сюжетов.
Скажем несколько слов и по поводу реалий духовно-психологических. Католические богословы отвергали учение Паламы из опасения рецидивов языческого многобожия. Действительно, Палама учил о «единой энергии Святой Троицы», которая, однако, разделяется на множество энергий. Здесь он опирался на явление божественных энергий апостолам в праздник Пятидесятницы:
«И явились им языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Деян.2:3.
Не воспринимая фундаментального различия между Богом по существу и Богом в энергиях, католические богословы полагали, что паламитское учение позволяет каждую энергию считать как бы «отдельным богом».
Однако, отвергнув учение о божественных энергиях из опасения впасть в язычество, они добились прямо противоположного эффекта. Начав, хотя и аллегорически, изображать невидимого Бога Отца, они тем самым реанимировали языческое представление о Зевсе-Юпитере, постижимом человеческим умом и созерцаемом человеческими глазами.
Как следствие, представление о Боге теряло атрибуты трансцендентности и непостижимости (а значит и неисчерпаемости), в результате чего верующий человек той эпохи лишался надежды на перспективу вечного возрастания. Расти ему становилось просто некуда: Бог стал постижим и понятен, тайна и глубина исчезли. Вечная жизнь, которую обещала церковь после воскресения из мертвых, превращалась в католическом богословии в простое «созерцание» Бога, интеллектуальное и эстетическое. Именно таким настроением проникнута, например, знаменитая «Божественная комедия» Данте. Дух оптимизма, светлой надежды на лучшую жизнь, столь характерный для раннехристианского сознания, с потерей чувства бесконечной перспективы возрастания уступал место негативному мотиву: стремлению избежать вечного наказания. В результате жизнь верующих стала насыщаться эмоциями страха, прониклась экзальтацией, аскетизмом и законничеством. Это нашло отражение и в способе изображения божества: новгородская икона «Отечество» была одним из первых предвестий грядущего духовного кризиса. Не случайно лик «Бога Отца» этой иконы суров и грозен; лишен человеческой теплоты лик Христа, мрачны лики серафимов, замерли в каменной неподвижности фигуры аскетов-столпников.
Потребности внутреннего духовного развития, конкретная задача борьбы с антитринитарной ересью требовали от русских иконописцев углубления представлений о святой Троице, совершенствования способов ее зримого отображения. Путь, на который вступил автор новгородской иконы «Отечество», не был единственным. Принципиально иное решение той же духовно-исторической задачи предложил в своей иконе святой Троицы Андрей Рублев. Но это уже – новая тема.
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
(Дан. 7: 13).
Ветхим денми (пророк) называет здесь не иного кого, как Самого Владыку, Господа и Бога всяческих и Отца Самого Христа, Который изветшевает дни, но Сам не стареет ни от влияния дней, ни от влияния времени, и о Котором сказано выше: «престоли поставишася, и ветхий денми седе, и одежда его бела аки снег, и власи главы его аки волна чиста, престол его пламень огнен, колеса его огнь палящь: река огненна течаше исходящи пред ним: тысящя тысящ служаху ему, и тмы тем предстояху ему: судище седе, и книги отверзошася».
(Толкования святого Ипполита, епископа Римского, на Книгу пророка Даниила).
Я смотрел, доколе не были поставлены престолы и воссел Ветхий днями. Одеяние Его бело как снег, и волосы главы Его — как чистая волна, престол Его — пламя огня, колеса Его — огонь пылающий; река огненная и быстрая исходила от Него. Подобное этому читаем и в Откровении Иоанна: и тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола, и на двадцати четырех престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, облеченных в белые одежды и имевших венцы золотые на головах своих, И от престола, исходили громы и молнии, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу (4: 2 — 6). Таким образом, многие престолы, виденные Даниилом, по моему мнению, те же, которые Иоанн называет двадцатью четырьмя престолами. Ветхий же днями — Тот, Который, по Иоанну, один сидит на престоле. Также Сын человеческий, приходящий к Ветхому днями, — Тот Самый, Который у Иоанна называется львом от колена Иудина, корнем Давидовым (Откр. 5: 5) и прочим, подобным этому.
(Блаженный Иероним. Толкование на Книгу пророка Даниила).
Зрях, и престоли поставишася, и Ветхий деньми седе. Престолы поставляются как бы для суда; и именно: поставляются для суда над Греками, но предъизображают тайну Сына, Который будет судить живых и мертвых. Ветхим же деньми называет Его Пророк, давая сим разуметь вечное рождение Его от Отца.
(Ефрем Сирин. Толкование на Книгу пророка Даниила).
Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. Конечно, смущало его то, что он созерцал. Он первый и один видел Отца и Сына, как бы в видении.
(Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Даниила).
Сей Отец и Сын и Святый Дух удостоивал от века являться святым Своим в видениях, насколько каждый мог вмещать по сообщенному ему от Бога дарованию, какое даровал Он каждому из удостоиваемых, как например созерцать Отца, насколько каждый мог слышать глас Его и вмещать. Так устами Исаии Он говорил: «се уразумеет Отрок Мой возлюбленный» (Ис. 52: 13). Это глас Отца. Так и Даниил видел «Ветхаго денми» (Дан. 7: 9). Это видение Отца.
(Епифаний Кипрский. Панарий).
Видел он Отца, явившегося как бы в старческом возрасте, покрытого седыми волосами и блистающего одеждами, подобными снегу: и книги отверзошася и судище седе и видех во сне нощию, и се, на облацех небесных яко Сын Человечь идый бяше и даже до Ветхаго денми дойде и пред него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство (Дан. 7: 10, 13 – 14). Итак, когда Единородный явился в подобном нам образе, тогда и Отец раскрыл книги, перестал судить повинных греху и предоставил, наконец, людям мужественным быть внесенными в перепись, зачислиться в небесные лики и содержаться в памяти Божией.
(Кирилл Александрийский. О поклонении и служении в Духе и истине).
Как ясно называет Его Сыном человеческим по воспринятому Им естеству, так говорит, что грядет на облаках по собственному Своему обетованию, чтобы показать власть и принять честь, власть и царство от Ветхого днями, как человек. Это и во втором псалме от лица Самого Господа говорит блаженный Давид: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (Пс. 2: 7 — 8).
(Феодорит Кирский. Толкование на видения пророка Даниила).
Посему-то (сказано): царствию Его не будет конца, как говорит и Даниил (Дан. 7: 13 – 14), видевший Его, «Сына человеческаго, грядущего на облацех…, дошедшего даже до Ветхаго денми», собственного Отца, и приявшаго, даже по человечеству, всякую власть, то есть, начальство над всем, (начальство), которое Он, как Слово, имеет вечно со Отцем; тогда все исповедают Его Господом, и «всяко колено поклонится, …и всяк язык исповест, – по слову Павла, – яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2: 10 – 11) и не будет тогда противляющихся (Ему).
(Симеон Солунский. Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской).
Таков ли Отец как изображается на иконах: старик и с бородой? – Никоим образом; если и ум, присущий душе нашей, не может быть изображен, то тем более Бог, создавший нас, не может быть изображен красками в видимом образе; но так как Он является в таком виде пророкам и назван был ими «Ветхим денми» (Дан. 7: 9), то Святая Церковь с общего согласия узаконила на святых Соборах изображать Его так, почитать и признавать в виде старца Ветхого денми, то есть предвечного и безначального, не имеющего ни начала, ни конца дней Своих.
(Димитрий Ростовский. Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания).
Икона Спасителя «Ветхий денми»
Христос Ветхий денми (Ветхий днями) — изображение Иисуса Христа в облике Седовласого Старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый. Первые изображения Христа Ветхого денми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).
В основе иконографии — текст Книги пророка Даниила, описывающий видение Ветхого денми, одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан.7:9), и Откровения ап. Иоанна Богослова: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр.1:14). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиеп. Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее — Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы».
Иисус Христос Ветхий Деньми
ИИСУС ХРИСТОС ВЕТХИЙ ДЕНМИ
Иисус Христос Ветхий Денми — чрезвычайно редкий иконографический тип, изображающий Второе Лицо Троицы в образе седовласого старца. Источник иконографии — пророчество Даниила (Дан. VII, 9) — нашел более широкое распространение в спорных иконах т. н. «Новозаветной Троицы» Заглянуть в Словарик («Отечество» Заглянуть в Словарик, «Сопрестолие» Заглянуть в Словарик) и пр., где понимается как образ Первого Лица Троицы — Бога Отца, Господа Саваофа Заглянуть в Словарик. Подобное понимание входит в противоречие с концепцией неизобразимости Бога Отца. Существует трактовка, согласно которой Ветхий Денми есть Сын Божий. Моленных икон с образом Иисуса Христа Ветхого Деньми, видимо, не существует, а встречается только в храмовых росписях.
В алтарной росписи храма Спаса на Нередице находилось изображение Ветхого Деньми. То, что изображен Иисус Христос, подчерктнуто традиционным кресчатым нимбом Заглянуть в Словарик и подписью, включающей в себя сокращенное написание имени Иисуса Христа: IС ХС. Спаситель изображен огрудно в круглом медальоне Заглянуть в Словарик в традиционных одеждах, присваиваемых Спасителю. Правая рука в благословляющем жесте, в левой — свиток.
Росписи церкви утрачены во время Великой Отечественной войны и известны сейчас только по описаниям, черно-белым фотографиям начала XX в. и сохранившимся копиям.
Ветхий денми
«Ветхий денми» («Ветхий днями», старец) — иконографический образ Господа Исуса Христа в виде седовласого старца, основанный на видении пророка Даниила, который со временем стал интерпретироваться как образ Бога Отца.
Образ основан на видении пророка Даниила: «Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колёса Его – пылающий огонь» (Даниил 7:9). Наиболее ранняя икона с изображением Господа Исуса Христа Ветхого днями известна с VII в. в монастыре св. Екатерины на Синае.
С XI в. образ Ветхого денми стал использоваться для изображения Бога Отца. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (1730—1733) содержится указание — «изображаем и Безначального Отца, как Ветхого деньми, согласно с видением Даниила». Надписание «Ветхий деньми» Дионисий относит к числу надписей для икон Святой Троицы. К ранним примерам таких изображений относятся:
— композиция «Отечество» из рукописи Евангельских чтений (монастырь Дионисиат,Афон, XI в.);
— образ на иконе Устюжское Благовещение (Ветхий денми изображён в небесном сегменте сидящим на херувимах, от него исходит луч в сторону Богородицы). Несмотря на эти детали, дающие ассоциации с Богом Отцом, изображение сопровождает надпись «IC ХС тресвяты ветъхы денеми»;
— фреска «Крещение Господне» в церкви Панагия Халкеон (Салоники, 1028 г.). В руках Ветхого денми находится свиток с цитатой из Евангелия от Матфея — «Сейесть сын мой возлюбленный» (Мф. 3:17).
Причиной превращения Ветхого денми в иконографию Бога Отца являетсянеоднозначность текста видения пророка Даниила, который после описания Ветхого денми как седовласого старца пишет — «вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий,дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7:13). Исходя из того, что Сын человеческий (Исус Христос) подводится к Ветхому денми, последний стал пониматься именно как Бог Отец.
Св. Иоанн Златоуст в «Толковании на книгу пророка Даниила» прямо называетВетхого днями Богом Отцом, говоря о пророке Данииле: «Конечно, смущало его то,что он созерцал. Он первый и один видел Отца и Сына, как бы в видении». В своем труде «Против аномеев. Слово четвертое» св. Иоанн Златоуст примиряет слова Евангелия о том, что «Бога не видел никто никогда» с ветхозаветными описаниями явлений Бога Моисею, Михею, Исайе, Иезекиилю, Даниилу и Амосу тем, что раз Бог бестелесен, то и то, что никто «не видел» Его в понимании Евангелиста означает, что никто Его «не познал по существу, во всей точности», ветхозаветные же пророки видели Его таким, каким Он Сам захотел перед ними предстать.
Того же мнения придерживается св. Ипполит Римский: «Ветхим денми (пророк)называет здесь не иного кого, как Самого Владыку, Господа и Бога всяческих и Отца Самого Христа» («Толкование на книгу пророка Даниила»).
Это же мнение содержится у св. Кирилла Александрийского: «Видел он Отца,явившегося как бы в старческом возрасте, покрытого седыми волосами иблистающего одеждами, подобными снегу: и книги отверзошася и судище седе и видех во сне нощию, и се, на облацех небесных яко Сын Человечь идый бяше и дажедо Ветхаго денми дойде и пред него приведеся: и тому дадеся власть и честь ицарство (Дан. 7: 10, 13 – 14). Итак, когда Единородный явился в подобном нам образе, тогда и Отец раскрыл книги, перестал судить повинных греху и предоставил, наконец, людям мужественным быть внесенными в перепись,зачислиться в небесные лики и содержаться в памяти Божией» («О поклонении и служении в Духе и истине»).
То же мнение высказывает св. Епифаний Кипрский в своем труде «На восемьдесят ересей Панарий, или ковчег», глава 14: «Сей Отец и Сын и Святый Дух удостоивал от века являться святым Своим в видениях, насколько каждый мог вмещать по сообщенному ему от Бога дарованию, какое даровал Он каждому из удостоиваемых, как например созерцать Отца, насколько каждый мог слышать глас Его и вмещать. Так устами Исаии Он говорил: се уразумеет Отрок Мой возлюбленный (Ис. 52, 13). Это глас Отца. Так и Даниил видел Ветхаго денми (Дан. 7, 9). Это видение Отца. Так и еще у пророка сказано: Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12, 10). Это глас Сына. А у Иезекииля сказано: и взя мя Дух и вывел меня на поле (Иез. 3, 12. 22). Это относится к Святому Духу».
Св. Симеон Фессалоникийский придерживался того же мнения в своем труде «Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочнойнашей веры христианской»: «Царствию Его не будет конца, как говорит и Даниил (7, 13-14), видевший Его, Сына Человеческаго, грядущаго на облацех, дошедшаго даже до Ветхаго денми, собственного Отца, и приявшаго, даже по человечеству, всякую власть, то есть, начальство над всем, (начальство),которое Он, как Слово, имеет вечно со Отцем; тогда все исповедают Его Господом,и всяко колено поклонится, и всяк язык исповесть, по слову Павла, яко Господь Исус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10); и не будет тогда противляющихся (Ему)».
В русской иконописи под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией в XVI в. изображение Ветхого денми получило нимб в виде пересекающихся синего и красного ромбов и стало образом Господа Саваофа.
Московский собор 1554 г. во главе со св. Макарием осудил дьяка Ивана Висковатого, который пытался обосновать недопустимость написания икон с образом Бога Отца.
Изображение Бога Отца в виде старца было запрещено Большим Московским собором 1666-1667 гг., решения которого о запрещении старых русских церковных обрядов, однако, впоследствии были отменены, и который противоречил сам себе, разрешая изображать «Отца в седине» в сценах Апокалипсиса. Уже после проведения собора св. Дмитрий Ростовский в «Повествовании о Святых Вселенских соборах и их правилах» писал: «Таков ли Отец, как изображается на иконах: старик и с бородой? – Никоим образом; если и ум,присущий душе нашей, не может быть изображен, то тем более Бог, создавший нас,не может быть изображен красками в видимом образе; но так как Он является в таком виде пророкам и назван был ими «Ветхим денми» (Дан.7:9), то Святая Церковь с общего согласия узаконила на святых Соборах изображать Его так,почитать и признавать в виде старца Ветхого денми, то есть предвечного и безначального, не имеющего ни начала, ни конца дней Своих».
В XIX в. в ходе споров о богословско-дидактических иконах возник спор и о возможности изображения Бога Отца. Возможность такого изображения отстаивали И.Н. Богословский и протоиерей С.Н. Булгаков, исходя из того, что раз человек сотворен по образу и подобию Божьему, то и Бог может быть изображен в антропоморфном виде. С богословско-дидактической точки зрения изображение Бога Отца на иконе является продолжением молитвы Богу Отцу св. Макария Великого. Важным в богословско-дидактическом отношении было изменение, произошедшее со временем в сюжете композиции «Отечество»: Голубь (символ Бога Святого Духа) стал не находиться в сфере в руках Спаса Эммануила (символ Бога Сына), а нисходить от Ветхого днями (символ Бога Отца), что подчеркивало различие в православной и католической версиях Символа Веры.
В русских иконописных школах начала XX в. преподавали изображение на иконах новозаветной Троицы (так называемое «Отечество») — «Господа Саваофа по указанию Слова Божия и явлениям Его некоторым избранникам ветхозаветным» («Иконописный сборник», СПб, 1907, выпуск 1-й, с .84—85).
В учебнике «Закон Божий. Для народных школ и приготовительных классов средних учебных заведений» (СПб, 1916) митрофорный протоиерей А.П. Введенский пишет: «Пресвятую Троицу мы изображаем так: Бога Отца — в виде старца. По правую сторону от Него — Сына Божия с крестом в руках, на котором Он совершил спасение мира».
Бог Отец в виде Ветхого днями изображен в композиции «Отечество» в барабане главного купола кафедрального храма Христа Спасителя в Москве.
7 мая 2008 г. после молебна в Благовещенском соборе Московского Кремля по случаю вступления в должность Президента России Дмитрия Медведева Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II принял от в дар от четы Дмитрия и Светланы Медведевых икону «Отечество», на которой Бог Отец изображается как Ветхий днями.
Отвечая на вопросы посетителей сайта «Ikonu.ру» в 2013 г., преподаватель канонического права протоиерей Аркадий (Маковецкий), заявил, что, по его мнению, «Бога Саваофа в виде «старца ветхого деньми» изображать можно, и что существуют подобные иконы, являющиеся чудотворными.
Велемудр. Мир тесен.
Глава 9. Будущее России
Мировые катаклизмы и Россия. Небесный покровитель России. «…Он держит Русь на ладони»
Воплощения Махатмы М . «Новое Учение придет из России»
***
Глава 9. Будущее России
Мировые катаклизмы и Россия
Прогнозируя на Земле беды и катаклизмы, Ванга тем не менее сказала, что всех сразу катаклизмы не коснутся, на планете будут отдельные очаги бедствий.
То же самое утверждал в своих пророчествах об Апокалипсисе Эдгар Кейси. Он говорил, что страшные апокалипсические разрушения затронут не все страны.
Согласно Учению Жизни, Россия станет одним из самых безопасных мест в мире в период апокалипсических перемен на планете. То же самое касается центра Азии.
Как писала Е.И. Рерих:
«Центр Азии никогда не был затронут ни одним катаклизмом и потому всегда существовал и будет существовать до самого конца нашей Манвантары».
Рерих Е. И. Из письма от 27.08.38
Эдгар Кейси говорил, что материковая плита, на которой стоит большая часть России, будет самой устойчивой, и сейсмические катаклизмы практически не коснутся ее. Центром будущей цивилизации американский ясновидящий считал Западную Сибирь. Про эти «заповедные» места много говорится и в учении Агни Йоги. Сибирь и Алтай Рерихи считали самой сокровенной частью нашей страны, центром будущего духовного возрождения России.
О будущем России Ванга говорила:
«Нет силы, которая смогла бы сломить Россию. Россия будет развиваться, расти и крепнуть. (…) Слишком многое принесено в жертву. Никто не сможет остановить Россию. Все сметет она со своего пути и не только сохранится, но и станет властелином мира».
Сидоров В.М. «Людмила и Вангелия»
Ту же мысль она повторила и в беседе с вице-президентом Российского союза предпринимателей Ю. Сахановым, который встречался с ней в апреле 1996 года:
«Россия — праматерь всех славянских держав. Те, что отвернулись от нее, возвратятся в новом обличье. Россия не свернет с пути реформ, которые в конце концов приведут к росту ее силы и мощи».
О великой духовной миссии России догадывались многие великие духовные подвижники, пророки и ясновидящие прежних эпох.
Живший в XIX веке выдающийся общественный деятель и духовный учитель Индии Вивека-нанда говорил, что Россия станет духовным лидером мира. В будущем именно ей суждено вести за собой к духовному совершенству все человечество. Но дорогу ей укажет Индия!
Учитель Вивекананды, великий индийский подвижник и святой Рамакришна, перед самой своей смертью сказал ученикам, что в своей следующей жизни он родится именно в России. Предвидя великую духовную миссию, сужденную нашей стране, Рамакришна хотел послужить этой миссии.
По поводу будущего нашей страны Ванга сообщила В. Сидорову очень интересное пророчество:
«Сейчас вы называетесь Союз. Но вернется старая Россия и будет называться так же, как при
Святом Сергии(1). Все признают ее духовное превосходство, и Америка тоже. Случится это через 60 лет.
До этого три страны сблизятся — Китай, Индия и Россия»
Сидоров В.М. «Людмила и Вангелия»
Первая часть этого пророчества уже осуществилась — СССР распался, вернулась прежняя Россия. Это предсказание В. Сидоров услышал от Ванги в 1979 году. Следовательно, по пророчествам Ванги, расцвет в нашей стране должен быть (1979 + 60) примерно в 2039-2040 годах.
Интересно, что расцвет России, причем практически в то же время, прогнозировал и великий врач и ученый Средневековья Парацельс, оставивший миру не только медицинские, философские и естественно-научные трактаты, но и интересные пророчества о будущем.
О России Парацельс писал, что настанут времена, когда «воссияет божественный свет с горы гипербореев, и его увидят все жители Земли». Ги-пербореей во времена Парацельса европейцы называли Россию. Парацельс считал, что это может произойти через 500 лет после его смерти.
Парацельс умер в 1541 г. 1541 + 500 лет = 2041 г.
1 Речь идет о преподобном Сергии Радонежском. — Прим. авт.
НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ РОССИИ «…Он держит Русь на ладони»
И Ванга, и Рерихи утверждали, что у России есть свои Небесные покровители и заступники. В письмах Е.И. Рерих говорится, что главный духовный покровитель России — преподобный Сергий Радонежский — не оставил любимую им страну и после своего ухода с земного плана бытия.
Рерихи свято чтили память этого святого и считали его величайшим подвижником не только России, но и всего мира.
В 1938 году Е.И. Рерих писала:
«Все те русские, которые очистили свое сердце и расширили сознание за эти годы страданий, должны готовиться к скорому несению подвига в своей стране. Вы знаете, что во главе нашей родины стоит самый мощный Покровитель, именно, ее Строитель и Воспитатель духа народа, Преподобный Сергий Радонежский. Семена, заложенные Им, не умерли и живут в глуби народной. В сужден-ные сроки они взойдут чудесными ростками. Вот и Троице-Сергиева лавра уже восстанавливается, и народу напоминают о чудесной защите родины ее Основателем против татар и поляков. Примечательно и то, что, видимо, никто не смущается тем обстоятельством, что помощь против поляков проявлена была Преподобным уже в тонком(1) теле. Все эти вехи, которые даются, чтобы понять грядущее великое время».
1 Речь идет о видениях Сергия различным историческим деятелям России уже после его смерти.
Из письма от 08.03.38
Интересно, что болгарская провидица в беседе с В.М. Сидоровым тоже назвала Сергия «самым большим святым», который сейчас больше всех помогает всему миру, и особенно — России.
Вот как передает свою беседу с Вангой о Святом Сергии В.М. Сидоров в своей работе «Людмила и Вангелия»(1):
«Ванга:
— Почитают ли в России святца Сергея?
— Мало, — отвечаю я. — Главным образом в церкви2.
Ванга:
— Вижу монастырь. (Я подтверждаю, что в Троице-Сергиевой лавре находятся мощи преподобного Сергия.) Это — сердце России. Он — большой пророк. Он не простой святой, а главный русский святой.
О видениях говорится в книге Е.И. Рерих «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». Согласно Живой Этике, после смерти сознание-душа человека перемещается в тонкое тело и продолжает разумное бытие в Тонком мире. — Прим. ред.
1 Недавно эта работа В.М. Сидорова была переиздана под названием: «Ванга. Россия. 2010, 2012, 2029, 2041». М.: ЭКСМО, 2010. — Прим. ред.
2 Беседа В.Сидорова с Вангой происходила в 1979 году, т.е. во времена господства коммунистической идеологии, когда церковь играла отнюдь не столь значительную роль в жизни общества, как сейчас. — Прим. ред.
С неожиданной энергией:
— Нет такой силы, которая могла бы сломить Россию. Россия будет развиваться, расти, крепнуть.
И добавляет, что это не ее слова, а слова Святого Сергия.
— Вижу, — продолжает Ванга, — он держит Русь на ладони. Вижу церковь, парящую в воздухе. Вижу людей с копьями и в шлемах.
— Ванга, — прерываю я ее, — ты даешь точное описание одной картины Рериха.
— Что за картина? — спрашивает Ванга.
— Она малоизвестна, потому что ее не выставляют. На ней изображен Святой Сергий, который держит в руках собор, олицетворяющий собой Русь, Россию. Он благословляет воинов — они видны в глубине картины, — идущих на Куликовскую битву. Подпись к картине гласит: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй раз при Минине. Третий» — следует многоточие.
— Почему не выставляют?
— Из-за пророческой надписи.
Ванга как бы всматривается в даль. Сообщает:
— Картину рисовали четыре души, которые пришли из иного мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали многие, чтоб знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это большой документ, это самое большое богатство России. Не посылайте ее в другие страны. Она предназначена лишь для России.
И, как бы заключая сказанное, восклицает:
— Тот, кто был Святым Сергеем, сейчас является самым большим святым. Он водитель всего человечества. О, как он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, его тело из света».
Сидоров В.М. «Людмила и Вангелия»
Загадочные слова Ванги о том, что картину с изображением Святого Сергия «рисовали четыре души», полны особого смысла. Автором картины, конечно, является великий русский художник Николай Константинович Рерих. Но семья Рерихов представляла собой как бы духовный монолит, направленный в мир Учителями Шамбалы для исполнения великой духовно-просветительской миссии. Наверное, поэтому Ванге и показалось, что картину создавали четыре души — вся семья Рерихов, члены которой были необыкновенно талантливыми людьми.
Своим удивительным духовным зрением Ванга «увидела» и образ Николая Рериха. Как пишет В.М. Сидоров:
«Однажды она мне сообщила, что ощущает присутствие Николая Рериха. Я не удержался от соблазна лишний раз проверить ясновидческий дар Ванги. Спросил:
— А какого цвета глаза у Рериха?
Дело в том, что многие — я это знал — почему-то считают, что глаза у него карие или черные. Но Ванга незамедлительно и безошибочно отвечала:
— Синие-синие.
После небольшой паузы добавила: — Точнее: небесные. Как у Христа…»
В.М. Сидоров
Святославу Рериху, младшему сыну Н.К. Рериха, Ванга сказала нечто интересное о его отце, Николае Рерихе, и его творчестве. Святослав Николаевич Рерих приехал в Болгарию с официальным визитом по линии культурных связей между Болгарией и Индией в 1978 г.
Зная о том, что Ванга очень трепетно относится к памяти Рерихов и к Учению Жизни, распространенному семьей Рерихов во всем мире, знаменитый художник посетил болгарскую ясновидящую. Во время встречи Ванга сказала ему:
«Вижу Тибет и Гималаи. Там, в тех местах, началась древнейшая история человечества…
Твой отец был неземным человеком. Не только художником, но и пророком. Все его картины — прозрения. Ты должен продолжать его дело».
Во время той беседы Ванга говорила Святославу Рериху и о том, что хорошо знали все члены семьи Рерихов: картины Николая Рериха—это не просто произведения искусства. Они несут в себе скрытые духовные знания, высший смысл, понять который могут лишь духовно утонченные люди.
Собственно, это понимали и многие современники Рериха, особенно представители творческой элиты России. Так, Михаил Бабенчиков в своем
очерке о Рерихе писал: «Слепы те, кто видит в Рерихе только живопись. Мудры видящие в нем одного из величайших духовных вождей нашей эпохи».
Но вернемся к тому, как Ванга воспринимала духовного Учителя Рерихов, который в одном из своих прошлых воплощений как раз и был «святцем Сергеем», как называла болгарская пророчица преподобного Сергия Радонежского.
По свидетельству В. Сидорова, на Вангу огромное впечатление произвел портрет Махатмы Мории.
Как писал В.М. Сидоров:
«Существует портрет Учителя Блаватской, ставшего впоследствии и Учителем Рериха, воспроизведенный в одном из первых изданий ее книги «Из пещер и дебрей Индостана». По ее свидетельству, портрет сделан необычным способом. Необычно лицо, притягивающее к себе, как магнит, в особенности — глаза. Силу их взгляда на себе испытали многие. Я — тоже.
Людмила(1) рассказывала, что впервые увидела этот портрет после катастрофы. «Лицо показалось мне до боли знакомым. Я сразу почувствовала, что это Учитель, что это — мой Учитель».
Мы решили — в порядке своеобразного эксперимента — показать фотографию портрета бабе Ванге. То, что она незрячая, в данном случае не имело значения. Мы не раз имели возможность наблюдать, как фотография служила для нее точкой опоры. Она возлагала руки на изображение человека и как бы вступала в контакт с его мыслями.
1 Речь идет о Людмиле Живковой, благодаря которой В. Сидоров дважды встречался с Вангой для продолжительных бесед. — Прим. ред.
В результате — давала точное описание не только внешних примет человека, но и его биографии, особенностей его характера и т.п.
Так мы и поступили. Боже! Что произошло с Вангой! Она вздрогнула, словно прикоснулась к оголенному электрическому проводу. Никогда не видел ее в таком состоянии духа.
— Почему раньше не дал фотографию? — возбужденно воскликнула она. — Он здесь. Он с вами. Почему-то передо мною встает Сибирь. Он русский, он был в России?
— Нет. Он индус. Это Махатма Мория. Ванга:
— Он — покровитель Москвы, вернее, он — покровитель России. Я его видела и раньше, только не знала, кто он.
Чтобы сделать приятное бабе Ванге, я предложил:
— Возьми в подарок этот портрет.
— Нет, — испуганно отвечала она. Даже отодвинула фотографию в сторону. — Он будет мне мешать.
Немного успокоившись, сказала:
— Ко мне в дом приходят духи, много-много духов. Но этот дух — самый сильный из всех, какие я знаю, — никогда не переступает порога комнаты. Он всегда остается за дверью. На него трудно смотреть, потому что он сверкает как солнце. Иногда я вижу его на белом коне и с такими глазами, от которых становится страшно.
От фотографии она отказалась, а вот нам рекомендовала всегда иметь этот снимок с собою.
— Обязательно держите его в левом кармане. Он должен взаимодействовать (особенно когда вы задумали или совершаете что-то важное) с токами вашего сердца».
Сидоров В.М. «Людмила и Вангелия»
Воплощения Махатмы М.
Как уже говорилось, своим ясновидческим даром Ванга без труда могла проникать не только в прошлую жизнь приходящих к ней людей, но и в их прошлые воплощения. «Увидела» она однажды и прежнее воплощение духовного Учителя Рерихов, Махатмы М.
По словам В. Сидорова,
«Но вот что в высшей степени было любопытным. Ванга, держа в руках фотографию Махатмы Мории, почему-то спросила:
— Это портрет Святого Сергея?
— Нет, — отвечал я.
Ванга в задумчивости продолжала:
— Да, на снимке не святой Сергей. Однако вижу два лица, два тела, а душа одна.
Конечно, Ванга и не подозревала, насколько точно схватила она суть рериховской концепции, по которой Святой Сергий является одним из воплощений Учителя Мории.
Я сказал ей об этом. Но такая трактовка ни в малейшей мере не смутила бабу Вангу. Она лишь добавила:
— Пусть знают, что у него было два тела. И опять:
— Этот дух всегда был покровителем России».
Сидоров В.М. «Людмила и Вангелия»
«Новое Учение придет из России»
Именно духовный Учитель Рерихов, Махатма М., был автором нового философского учения, о котором так много говорила Ванга и в великое будущее которого она так свято верила.
«Новое Учение придет из России, — промочила Ванга. — Будет чистой Россия, будет Белое Братство в России. Отсюда Учение начнет свое шествие по всему миру».
В. М. Сидоров
Ванга считала, что именно с этим учением должна быть связана великая духовная миссия, которая суждена России в грядущем. Особую роль России в будущем духовном возрождении всей цивилизации предвидели и другие великие пророки.
Великий американский ясновидящий Эдгар Кейси говорил, что России Свыше суждена мировая по своему значению духовная миссия.
«Миссия славянских народов состоит в том, чтобы изменить сущность человеческих взаимоотношений, освободить их от эгоизма и грубых материальных пристрастий, восстановить их на новой основе — на любви, доверии и мудрости», — утверждал ясновидящий.
Кейси также предсказывал:
«Из России в мир придет надежда — не от коммунистов, не от большевиков, а из свободной России! Пройдут годы, прежде чем это случится, но именно духовное развитие России даст миру надежду».
Обобщенное понятие «духовного развития России» в устах Кейси явно означало духовный расцвет страны. Но духовный расцвет страны происходит не благодаря возвышению официальной религии, а именно благодаря изменению сознания самих людей, достижению ими духовного прозрения.
Елена Ивановна Рерих связывала будущее духовное возрождение всего мира прежде всего с возрождением России:
«Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать. Хотя еще недавно все думали обратное, именно, что гибель России есть спасение мира. (…) Россия проходит великое испытание, и урок свой она выучит раньше многих других».
Из письма от 17.12.35
В письмах Е.И. Рерих есть немало строк, посвященных будущему России.
Обладавшая пророческим даром, Елена Рерих утверждала, что, несмотря на все трудности наступления новой эпохи, наша страна будет охранена Высшими Силами и станет «победной страной»!
«Наша страна будет охранена, будет победной страной: так заповедано и начертано в звездных рунах. Все, кто с нею, разделят ее победу. Итак, вехи еще раз поставлены и утверждены. Помните всегда
0 Великом Щите. Светлые дни после мрака особенно ярки. И они близки».
Из письма от 26.08.50
«События сложатся неожиданно, не так, как мы ожидаем, но, как всегда, на пользу лучшей страны. Страшное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причину и смысл совершаемого на всей планете. Новые сознания должны полюбить волну нового строительства. Новое строительство должно раскрепостить мышление, отсюда произойдут благие перемены. Накопившаяся злоба в мире разрешится потрясениями. Но не опасайтесь! Щит Света над новыми сознаниями, отказавшимися от злобы, зависти и понявшими, куда устремляется поток эволюции. Распространение зла будет остановлено. Космическая справедливость приведет в действие новые рычаги, и новая карма начнет утверждаться».
Из письма от 18.02.55
А Ванга связывала духовный расцвет России с утверждением в ней Нового Учения. Под «Белым Братством»(1) в России («Будет чистой Россия, будет Белое Братство в России») ясновидящая, конечно, имела в виду подлинных последователей Нового Учения — носителей нового, более духовного сознания, которые, собственно, и сделают Россию лидером всего мира в духовном возрождении нашей цивилизации.
Видимо, эта роль будет суждена новым поколениям россиян.
Будем надеяться, что пророчества Ванги о светлом будущем нашей страны осуществятся!
1 Понятие Белого Братства не имеет ничего общего с присвоившей себе такое же название тоталитарной сектой, действовавшей в 80-х годах XX в. в основном на территории Украины. — Прим. авт.
Марианис Анна – «Ванга. Огненная Библия. Тайна последних пророчеств»
Анна Марианис: Ванга. Огненная Библия
Анна Марианис
Ванга. Огненная Библия
Автор выражает сердечную благодарность
Диане Симеоновой
за перевод с болгарского языка
изречений Ванги.
Предисловие
Ванга известная и неизвестная
Феномен Ванги не перестает удивлять миллионы людей, поневоле заставляя их задуматься над самой главной загадкой жизни – загадкой будущего.
Если некто способен предсказать будущее, значит, оно уже где-то существует в виде сложившейся судьбы конкретного человека, целой страны или всего мира? Если это так, то можно ли его изменить? Можно ли самому научиться предвидеть то, что ждет в будущем? Эти и многие другие вопросы порождает в сознании обычного человека существование таких людей-феноменов, как Ванга…
Но Ванга рассказывала людям не только о событиях будущего, она раскрывала им многое такое, что существует и в настоящем, но закрыто от обычных людей пеленой тайны и неведения. Ванга не просто информировала о чем-либо – она советовала, наставляла, делилась с современниками той мудростью, которая была получена ею из таинственного источника Свыше. Это уже не просто дар – это миссия, которой человека наделяют Высшие силы. Не случайно пророческий дар появился у 13-летней слепой девочки после того, как в чудесном сне, или скорее видении, ей явился изумительный по красоте Всадник в ореоле божественного сияния, в блистающих, как cолнце, доспехах и сказал ей: «Недалек час, когда мир перевернется и множество людей погибнет. Ты будешь предсказывать жизнь и смерть. Не бойся, я всегда буду рядом, и ты станешь передавать людям мои слова…»
Ясновидящих в любой стране мира во все времена было немало. Почему же именно Ванга прославилась своей способностью предсказания почти на весь мир?
Феномен Ванги уникален тем, что она могла пророчествовать о судьбах не только конкретных людей, приходивших к ней за помощью и советом. Она предсказывала судьбы целых стран и всего мира. А такие пророчества были доступны не столь уж многим ясновидящим на протяжении всей истории человечества. Кассандра, Иоанн Богослов, Реньо Неро, Нострадамус, Авель, Мессинг, Эдгар Кейси, сама Ванга… возможно, все они были не просто ясновидящими, а некими посланниками, через которых людям сообщали тайну будущего Высшие силы.
Тем интереснее понять, что говорила о будущем всего мира и нашей страны Ванга, что она советовала, чему учила. Благодаря воспоминаниям людей, лично встречавшихся с Вангой, мы можем узнать много интересного о внутреннем духовном мире болгарской пророчицы.
Очень интересные воспоминания о Ванге оставил в небольшой по объему работе «Людмила и Вангелия» советский писатель и поэт Валентин Митрофанович Сидоров.
Кто бы, например, мог подумать, что Ванга еще в 1979 году высказала пророчество, тесно связанной с Россией и с… эзотерическим знанием как таковым. А точнее, с учением, принесенном в Россию Николаем и Еленой Рерихами. Это учение передали им духовные Учителя Шамбалы, назвав его Агни Йогой. Впоследствии его стали называть также Живой Этикой или Учением Жизни.
Ванга же называла это учение Огненной Библией. Откуда болгарская ясновидящая могла знать о существовании этого учения? Скорее всего, пророчице рассказала о нем большая поклонница и последовательница этого учения Людмила Живкова – дочь руководителя социалистической Болгарии Тодора Живкова. Людмила занимала в руководстве Болгарии пост, аналогичный посту министра культуры в России. Как известно, Людмила Живкова была очень дружна с Вангой, провидица даже называла ее своей доченькой.
Но Ванга не просто знала о существовании Учения Жизни, она высоко ценила его и предсказывала ему великое будущее не только в России, но и во всем мире!
Это подтверждают и болгарские последователи учения Рерихов, члены болгарских рериховских обществ, которые были знакомы с Вангой.
Вспомним, как Ванга отзывалась об учении Шамбалы:
…
«Как Белый цветок, покроет оно Землю, и благодаря этому люди спасутся»;
«Новое Учение придет из России (…). Будет чистой Россия, будет Белое Братство в России. Отсюда Учение начнет свое шествие по всему миру».
Сидоров В.М. «Людмила и Вангелия»
Почему Ванга придавала Огненной Библии такое значение?
Может быть, увлеченность Людмилы Живковой оказала такое воздействие на Вангу, что она стала считать Агни Йогу учением, способным спасти весь мир?