Чудеса на дорогах войны
Война действительно отрезвила многих — от простых солдат до верховного командования.
Постепенно стало приходить осознание того, что только Божья и ничья другая Воля способна даровать победу Русскому оружию. Кто-то понял это сразу, кто-то по прошествии многих лет, уже после войны, а кто-то, возможно, и не задумывался об этом.
Но свершилось главное — выстояла Церковь, выстоял русский народ, через страдания начавший обращаться к духовным основам своих предков. И хотя впереди еще были долгие годы государственного атеизма, но кровавые расправы над Церковью были остановлены.
На войне атеистов нет — говорят фронтовики. В трудный час, на пороге близкой смерти миллионы русских сердец горели молитвой к Богу. И Господь отзывался на каждый искренний призыв.
Отзывался зачастую невидимо, прикровенно, но эти встречи с Богом совершили поворот в сознании и судьбах многих заблудших сынов нашего Отечества.
ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА КУРСКОЙ ДУГЕ
В книге «Православные чудеса XX века» этому дивному чуду посвящено всего лишь несколько строк, но они воскрешают в памяти каждого русского человека переломный момент в ходе Великой Отечественной войны.
«Мой дядя, — вспоминает наш современник, — видел во время войны Матерь Божию, — это было на Курской дуге. Она явилась на небе, указала рукой в сторону немцев, как бы обозначая направление нашего наступления. Вся рота это видела — и все упали на колени, все уверовали и сердечно молились Пресвятой Богородице. А война с того дня потекла, действительно, в другом направлении — русские стали наступать. Так мой дядя-фронтовик стал верующим…»
И ВЫВЕЛА ПО ТРОПОЧКЕ К СВОИМ…
Среди наших известнейших священнослужителей было немало ветеранов Великой Отечественной войны, оставивших потомству свои воспоминания о боевом прошлом, о чудесных встречах на дорогах войны. Вот что рассказал о себе наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов).
В молодости он был неверующим человеком. Когда началась Великая Отечественная война, его, офицера, призвали на фронт. На прощание мать дала ему иконку Божией Матери и завещала: «Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице — Она тебе поможет!» Материнское напутствие не изгладилось из памяти: согревало, вселяло надежду.
Однажды с группой своих солдат он попал в окружение в лесу, был ранен. С трех сторон немцы, с четвертой — вязкое болото. Тут-то и вспомнил он материнский наказ. Поотстал немного от своих, достал иконку и, как мог, стал молиться: «Богородица Дева, если Ты есть — помоги!» Помолился и возвращается к своим, а рядом с ними стоит старушка, обращается к ним: «Что, заплутали, сынки? Пойдемте, я вам тропочку покажу!» И вывела всех по тропочке к своим.
Отец Алипий отстал опять и говорит старушке: «Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!» А «старушка» ему отвечает: «А ты Мне еще всю жизнь свою служить будешь!» — и пропала, как будто и не было. Тут-то и вспомнил он прощальное материнское напутствие, тут только и понял он, что это была за «старушка»!
И слова те оказались неложными: действительно, и служил он потом всю жизнь Божией Матери — долгие годы был наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
В оккупированных южных областях религиозную жизнь на первых порах возглавили два уцелевших к 1941 г . и живших на покое архиерея — архиепископ Ростовский Николай (Амасийский) и епископ Таганрогский Иосиф (Чернов). Архиепископ Иосиф вновь возглавил епархию и даже въехал в свой прежний архиерейский дом. Владыка Иосиф вновь стал открыто служить в Таганроге.
Но с немцами у него сразу возникли трудности. Они не могли простить ему его верности Московской Патриархии и поминовения им на богослужениях имени Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского). Он безбоязненно поминал его даже тогда, когда тот стал Патриархом и осудил всех епископов-коллаборационистов. В дальнейшем на допросах и беседах, проводимых в Ростове, Таганроге и Умани, немецкое командование неоднократно предлагало владыке Иосифу сотрудничество в целях фашистской пропаганды, грозя арестом и расстрелом. Епископ Иосиф отвечал отказом.
«В гестаповской тюрьме я находился с 6 ноября 1943 г . по 12 января 1944 г . Меня допрашивал следователь Винницкой СД на русском языке, вначале по вопросам автобиографии, а затем о моей якобы проводимой работе через Патриарха Сергия в пользу СССР. Также меня подозревали в принадлежности к английской разведке.
Я давал отрицательные ответы. Меня допрашивали три раза, пугали, что применят ко мне меры физического воздействия.
Примерно через семь дней, до ухода немцев из Умани, мне Иван Скляров через старшего надзирателя тюрьмы Кучера Ивана передал письмо, в котором сообщал, что он делает все возможное для моего освобождения из тюрьмы…
Через два дня после этого в мою камеру арестованные тюрьмы стали носить койки из других камер. Заставили камеру койками, оставив только проход .
«И вот под Рождество до трех часов ночи вызывали заключенных на расстрел. Возили все время в Красный яр… Приезжали три раза. Раскрывали большую книгу и по ней выкрикивали: «Иии-ва-нов!» — «Есть».— «С вещами». В три часа все смолкло. Приходит ко мне фольксдойч (помощник начальника гестапо, русский немец из г. Энгельса, помогавший владыке) и говорит: «Вы уже расстреляны». Говорит по-немецки: «Вы в большой книге уже помечены как расстрелянный»…
На второй день Рождества он ко мне раненько приходит и приносит Святые Дары от протоиерея Симеона Таборанского. Вторая ночь — та же самая выкличка. Но Чернова не было, и я поверил фольксдойчу. Он пришел поздно вечером, поцеловал меня и сказал: «На рассвете мы уходим. К Вам придут и Вас возьмут отсюда». Рано утром ушли немецкие войска и с ними позавчерашняя комиссия, решавшая, кого расстрелять. Таких было 500 или 600 человек».Из воспоминаний митр. Иосифа (Чернова)
Из воспоминаний Раисы Таборанской, дочери протоиерея Симеона Таборанского: «Это было накануне Рождества Христова. Владыка просидел 66 дней в гестаповской тюрьме. Окна в камере были без рам и без стекол. На улице стояли морозы. Владыка был в легкой одежде. Мама сшила из ветоши на вате теплые брюки, и через дежурных немцев мы передали владыке. Передали также одеяло, чтобы закрыть от ветра выбитое окно. Владыка был очень благодарен.
Нам с сестрой удавалось через дежурных немцев передавать передачи. Окно тюрьмы было со стороны улицы, и после получения передачи владыка выглядывал в окно и благословлял нас. Передачи носили владыке его иподиаконы. Святые Дары по просьбе владыки передал отец в маленькой баночке — сахарной торбочке. В Рождественскую ночь заключенных три раза выводили на расстрел. Владыка ждал, когда и его вызовут.
Он причастился Святых Даров, которые передавал ему отец. Владыка просил папу передать молитвы на исход души. Папа передал, но не те молитвы, а после владыка сказал: «Хорошо, что В ы эти молитвы прислали, я всем расстрелянным их прочел». В день Рождества Христова мы пришли к тюрьме. В окне камеры показался владыка, благословил нас, и мы ушли. Вскоре наши войска стали приближаться к Умани, и немцы готовились к отступлению.
Мы с сестрой Валентиной и двумя иподиаконами каждый день дежурили на краю города возле тюрьмы и следили, как немцы эвакуировали оставшихся в живых заключенных. Но владыки среди них не было, и мы не знали, где он.
А Владыка оставался закрытым в последней камере наверху тюрьмы. Он умирал от голода и холода, но сильнее всего страдал от жажды. В коридоре капала вода, но дверь была закрыта, и никто не заходил к нему.
Он молился Богу: «Питоньки, питоньки пошли, Боже!». И Господь однажды чудесно посетил его. Невидимая рука открыла камеру, владыка вышел, попил воды, и дверь снова закрылась невидимой силой.
В тот день, когда немцы уходили из города, я с передачей пошла к тюрьме, но из окна никто не показывался. Я пошла на кладбище, где жили иподиаконы, и говорю им: «Владыки, очевидно, нет». Они мне ответили: «Мы подкупили дежурного немца, он открыл камеру и владыку выпустил». Владыка, когда его выпустили, сразу пошел на кладбище, а с кладбища пошел к нам домой. Это было 30 декабря (ст. ст.), в день Ангела нашей мамы (мученицы Аниси и ). Зашел и говорит: «Питоньки».
Мама его напоила. Я прибежала с кладбища, увидела живого владыку, и радости нашей не было конца. Потом владыка попросил лист бумаги и написал о награждении моего отца митрой за его заслуги (митру сшили из сатина и украсили ее иконами и простыми брошками). И владыка дал папе напрестольный крест с накладным распятием, а с обратной стороны его открывается стеночка, где хранятся мощи. В крест вложены часть древа Господня и святые мощи: мучеников Меркурия, Мардария и Ореста, священномученика архидиакона Евпла, апостола и евангелиста Матфея, великомученика Пантелеимона, преподобной Пелагеи и преподобного Сергия Радонежского. Эту святыню владыка велел хранить и святых угодников прославлять».
ПЛАЧ БОГОРОДИЦЫ
РАССКАЗ ФРОНТОВИКА.
Место, где мы сидели в окопах, казалось каким-то особенным. Словно кто-то помогал нам: немцы атаковали нас превосходящими силами, а мы их отбрасывали, и потери у нас были на удивление небольшими.
А в тот день бой был особенно жестоким. Вся ничейная полоса покрылась телами убитых — и наших, и немцев. Бой стих только к вечеру.
Мы занялись, кто, чем в ожидании, когда нам ужин привезут. Я достал кисет, закурил, а земляк мой, Иван Божков, отошел в сторону.
Вдруг вижу: Божков высунул голову над бруствером.
— Иван, — кричу, — ты что делаешь? Снайпера дожидаешься?
Божков опустился в окоп — сам не свой. И говорит мне тихо:
— Петя, там женщина плачет…
— Тебе показалось, откуда тут женщине взяться?
Но когда со стороны немцев стихла «музыка», мы услышали, что где-то и вправду плачет женщина. Божков надел на голову каску и вылез на бруствер.
— Там туман клубится, — говорит он нам. — А в тумане по ничейной полосе в нашу сторону идет женщина…
Наклоняется над убитыми и плачет.
Господи!
Она похожа на Богородицу…
Братцы!
Ведь нас Господь избрал для этой памятной минуты, на наших глазах чудо совершается!
Перед нами святое видение!..
Мы осторожно выглянули из окопа.
По ничейной полосе в клубах тумана шла женщина в темной и длинной одежде.
Она склонялась к земле и громко плакала.
Тут кто-то говорит:
— А немцы тоже на видение смотрят.
Вон их каски над окопами торчат…
Да, тут что-то не так.
Смотри, какая Она высокая, раза в два выше обычной женщины…
Господи, как же Она плакала, прямо в душе все переворачивалось!
Пока мы смотрели на видение, странный туман покрыл большую часть ничейной полосы.
Мне подумалось:
«Надо же, будто саваном погибших укрывает…»
А Женщина, так похожая на Богородицу, вдруг перестала плакать, повернулась в сторону наших окопов и поклонилась.
— Богородица в нашу сторону поклонилась!
Победа за нами! — громко сказал Божков.
Казанская икона Божией Матери в истории Великой Отечественной войны
Протоиерей Василий Швец в «ЧУДЕСАХ ОТ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ» пишет:
«Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:
1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».
2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: «Я не оставлю Россию».
3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним». Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню…».
Старец, которому было видение, почил в Псково-Печерском монастыре, прожив около ста лет.
Началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли самое понятие – Россия. Тогда произошло событие, имеющее огромное значение для судеб России, а может быть, и для всего мира. Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были в прошлом, но они совершаются постоянно, только нужно быть в молитве. Не часто такое было в истории народов и потому они должны оставаться в памяти людей для нашего укрепления, утверждения в вере и надежде, что не оставлены Промыслом Божиим. Речь будет идти об иконе Божией Матери.
Стояла зима 1941 г. Немцы рвались к Москве. Страна стояла на грани катастрофы. В те дни почти никто не верил в победу; не знали, что делать, видели только погибель, повсюду были паника, страх, уныние.
Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России.
Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги.
Но как и в 1612 г. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа.
После обращения Александра III Митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского.
Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери.
Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг.
Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить.
Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю.
Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рас-сказать о том, как она была спасена».
Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.
Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано.
Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен.
Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее, город выстоял.
Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона в городе, и есть молящиеся, враг не может войти в город.
Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время, от основания города была Заступницей его, да и всей России. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери, Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву.
Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги. и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так наз. «Малая земля»).
Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Как умиленно и радостно многие принимали все это!
Пришло время славной древности Российской!
Какие были молитвенники на Русской земле!
И Божия Матерь по их молитвам отгоняла врагов, вселяя в них ужас. Рассказы о чудесных случаях приходилось слышать и от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Божией Матери.
Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 г.
Вот, что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой.
Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют!
От немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря.
Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела.
Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!».
И еще один факт. Киев – матерь городов русских – был освобожден нашими войсками 22 октября – в день празднования Казанской иконы Божией Матери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля).
И это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась Русь наша; здесь произошло Крещение нашего народа, который избрал навсегда Христианство, Православную Веру! Вся истинная сила и все истинное счастье Русского народа – в Православной Вере!
20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства). Б.М. Шапошников, царский генерал, не скрывавший своих религиозных убеждений, часами беседовал со Сталиным и все его советы (в том числе одеть войска в старую форму царской армии с погонами) были приняты. А.В. Василевский, по рекомендации Б. М. Шапошникова назначенный на смену ему начальником Генштаба, был сыном священника и отец его еще был жив.
Церковь благословила Отечественную войну Русского народа и Благословение это было утверждено на Небе. От Престола Всевышнего и возгорелся дух России!..
Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем! Многие командиры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: «С Богом!». Один офицер, сидевший на связи с летчиками во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушниках, как пилоты горящих самолетов кричали: «Господи! Прими с миром дух мой!..».
Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри .
Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор, где стояла всю войну та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая была с ополчением 1612 г. Наступило время возвращения Веры на Русской земле, как и предсказывали наши святые.
О заступничестве святителя Николая в годы Великой Отечественной войны.
«Дело было в конце войны, когда наши войска стояли перед укрепленным районом Восточной Пруссии. Тогда явился святитель Николай и повелел отслужить молебен перед началом штурма, предупредив, что иначе многие воины погибнут из-за неверия, а город так и не возьмут.
Но начальники наши не послушались вразумления, повели войска в наступление, И полегло там наших воинов многие тысячи, а укрепления так и не были взяты. Лишь когда подошли поляки и, узнав о явлении святителя, попросили священников отслужить молебен, укрепленный район был взят нашими войсками совместно с Войском Польским.
Об этом случае я слышал.
А вот моя встреча со святителем произошла при таких обстоятельствах.
Весной 1945 года кто-то из начальства додумался напоить солдат перед наступлением. Целый танковый корпус пошел вперед, пьяные танкисты давили гусеницами немцев-беженцев на дорогах.
Наш минометный дивизион двигался по следам танкового корпуса, и все мы ужасались такой жестокости.
К ночи мы подошли к какому-то селению, расставили часовых. Я пошел проверять посты, после чего отошел в сторону от дороги, взглянул на небо — и остановился , как вкопанный. На небе явились славянские буквы, которые не мог тогда прочесть, так как не знал славянского языка, разобрал только слово «БОГ». Это было какое-то озарение, я задумался о смысле бытия, о том, доживу ли до конца войны, о том, что меня ожидает — и так простоял всю ночь, не замечая времени.
Утром зашел в немецкий дом, недавно покинутый хозяевами. Печь была натоплена, кровати чисто застелены. Мне стало очень жалко хозяев дома, наверное, они где-то недалеко спрятались.
Очень захотелось спать, и я решил устроиться на диване, чтобы не мять постель. Снял сапоги и только прилег, как в комнату вошел старичок . Русский с виду, благообразный, в простой одежде.
Я решил, что это один из русских пленных или вывезенных на работу в Германию и удивился, неужели таких старых увозили на работы?
Спросил его: «Ты откуда, дедушка, и как сюда попал?» Старичок ответил так: «Ты задумался о смысле жизни и о смерти — завтра встретишься с ней лицом к лицу, но не умрешь, а впоследствии послужишь мне. Тебя до конца войны ни одна пуля не тронет, даже ноготь не зацепит — по молитвам твоей матери». Обличал он и русских солдат за безобразия, предсказал, что они будут наказаны.
(Это предсказание вскоре исполнилось — немцы устроили засаду — и весь танковый корпус, который шел перед нами, был разгромлен — сотни танков сгорели и погибло наших солдат около 200 тысяч. После этого случая я дал обет — не брать в рот спиртного до конца жизни).
Затем старичок начал обличать меня в грехах, вспомнил всю мою жизнь. Упрекнул меня, что не исполнил обещания, данного матери, не причастился, а только поисповедовался, уходя на фронт. «За это ты долго еще не увидишь ее», — сказал старец.
Старец стоял передо мной во время беседы, а я сидел на диване.
В конце беседы я спросил: «Как тебя зовут, дедушка»? и наклонился, чтобы одеть сапоги. Когда поднял голову , никого в доме не было. Пошел по дому, заглянул за шкаф, затем спросил часового, не входил ли кто в дом и не выходил ли только что? Часовой ответил, что никого не видел.
Содержание
- Агностик — кто это? В чем разница между агностиками и атеистами
- В чем суть агностицизма
- Агностик и атеист: в чем разница
- Известные агностики: Иммануил Кант, Герберт Спенсер, Нил Деграсс Тайсон
- я ничему не верю
- Беседы с батюшкой. Почему не все верят в Бога
- Как поверить в Бога и почему люди не верят в Бога?
- Почему люди не верят в Бога?
- Как поверить в Бога?
- Что меняется, если ты осознаешь себя, как вечную душу, как часть духа самого Творца.
- Духовное развитие делает человека сильнее.
- Я — Жизнь и Истина, Я — Путь и Свет…
- Храм Пророка Илии, г.Торжок
Агностик — кто это? В чем разница между агностиками и атеистами
Агностик — это человек, отрицающий возможность полного объективного познания мира и его закономерностей. По мнению агностиков, некоторые истины невозможно постичь из-за ограниченности человеческого восприятия.
В частности, агностики полагают, что человек не может знать, существует ли бог, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и прочие сверхъестественные явления. Чаще всего слово «агностик» употребляют именно в религиозном смысле, противопоставляя агностиков верующим и атеистам.
В чем суть агностицизма
Термин «агностик» ввел в научный оборот английский биолог и естествоиспытатель Томас Гексли в 1869 году. Слова «агностик» и «агностицизм» происходят от греческого «агностос» (ἄγνωστος) — «непознаваемый».
Агностицизм «просто значит, что человек не должен говорить, будто знает что-то, или верить во что-то, если для знания или веры у него нет научных оснований», объяснял Гексли. Ученый не может верить или не верить — он должен сосредоточиться на фактах и доказательствах.
«Агностицизм отрицает и отвергает как аморальную противоположную доктрину: о том, что есть утверждения, которым люди обязаны верить без логических доказательств», — добавлял Томас Гексли. Агностицизм — это не кредо, а метод ученого, указывал он: любая гипотеза должна давать возможность доказать или опровергнуть ее с помощью фактов, иначе это не научная гипотеза.
Томас Гексли — ученый, который ввел в научный оборот термин «агностик». Фото: Cambridge University Library
Агностик и атеист: в чем разница
Иногда агностиков путают с атеистами. Это не всегда верно.
Атеист — это человек, не верящий в бога или богов. Атеисты отвергают возможность существования высших сил. Синонимы к слову атеист — безбожник, неверующий.
В отличие от атеистов, агностики не утверждают, что бога нет. Агностики же указывают, что доказательств существования бога нет и отрицают возможность узнать, существует ли он на самом деле.
Тем не менее, агностики могут быть одновременно атеистами — такие люди не верят в высшие силы, но не утверждают, что это им доподлинно известно, что бога нет.
Знаменитый афоризм в духе агностицизма принадлежит французскому астроному Пьеру-Симону Лапласу. Как рассказывают, Наполеон Бонапарт поздравил его с выходом книги «Небесная механика», но спросил, почему в этом сочинении ни разу не упоминается бог. «Это потому, — ответил Лаплас, — что я в этой гипотезе не нуждался».
Известные агностики: Иммануил Кант, Герберт Спенсер, Нил Деграсс Тайсон
Агностицизм — это философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Агностицизм существовал еще до появления этого термина: похожие взгляды высказывали, например, античные софисты. Главные представители агностицизма в Новое время — Дэвид Юм, Иммануил Кант, Огюст Конт, Бертран Рассел.
Иммануил Кант полагал, что независимо от нас существует внешний мир, где существуют подлинные «вещи в себе». Этот мир воздействует на наши органы чувств, и мы лишь опосредованно знаем об устройстве этого мира (мы видим и чувствуем «вещи для нас»). При этом мы не можем сказать, насколько «вещь для нас» похожа на «вещь в себе». Ведь человек не может изучить предмет, не используя свои органы чувств.
Дэвид Юм также отмечал, что человеческое познание имеет дело с чувственным опытом, а потому не может судить о том, какова реальность «на самом деле».
Ученым-агностиком также являлся английский философ и социолог Герберт Спенсер. В работе «Основные начала» Спенсер указывал, что мы ничего не можем знать о «последней реальности» — есть непознаваемые вещи, которые выходят за пределы научного исследования, и именно их религия пытается объяснить с помощью метафор.
В XX веке философ-агностик Карл Поппер сформулировал принцип фальсификации. Человек не способен напрямую обнаружить истину, объяснял Поппер, но может обнаружить ложь и отбросить ее, тем самым приблизившись к истине. Таким образом, прогресс — это разоблачение иллюзий и заблуждений. А критерий научности — возможность опровергнуть гипотезу или теорию фактами.
Из современных ученых агностиком себя называет Нил Деграсс Тайсон — американский астрофизик и популяризатор науки. Сам он объясняет так: «Меня часто спрашивают — иногд в обвинительной манере: «Вы атеист?» Я ученый… я думаю своей головой. Когда вас причисляют к какой-то философии или движению, то навешивают на вас весь багаж и все остальное, что связано с этой философией… Я бы сказал, что наиболее подходящее слово — это агностик… Кто-то, кто не знает, не видел доказательств, но готов принять доказательства, если они есть…»
Нил Деграсс Тайсон. Кадр YouTube / Big Think
я ничему не верю
См. также в других словарях:
-
Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия
-
Нежданов, Алексей Дмитрич («Новь») — Смотри также Студент Петербургского университета, 23 лет, сын, князя Г., богача генерал адъютанта и гувернантки его дочерей, хорошенькой институтки . Все в нем изобличало породу: маленькие уши, руки, ноги, несколько мелкие, но тонкие черты лица,… … Словарь литературных типов
-
Masterforex-V — (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора
-
Станислав Ежи Лец — (1909 1966 гг.) поэт и афорист А может быть, твой Бог хотел бы, чтобы ты хвалил его перед другими Богами? Актриса X сложена так чудесно, что, в каких бы туалетах она ни была, платья на ней не видно. Апологеты Ночи Длинных Ножей всегда имели… … Сводная энциклопедия афоризмов
-
Жуковский, Василий Андреевич — — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия
-
Кампанелла Томмазо — Натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы Жизнь и творчество Фигура Томмазо Кампанеллы появляется на закате эпохи Возрождения. Томмазо Кампанелла родился в 1568 г. в г. Стило, в Калабрии, пятнадцати лет он вступил в орден… … Западная философия от истоков до наших дней
-
ДУША — , вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия
-
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия
-
Бальмонт, Константин Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт … Википедия
-
же круа парске же круа! — * je crois parce que je crois! Я верю, потому что верю! Нелепин верит и всему, и без понятия, и слепо! Недум, не веря ничему, Опровергает слепо! Полежаев Глаза (в эпиграфе). БИШ … Исторический словарь галлицизмов русского языка
-
ни — частица. I. 1. (в отрицат. предл. при сущ. со сл. один, единый, которые могут опускаться во всех падежах, кроме им.). Усиливает отрицание или подчёркивает полное отсутствие кого , чего л., полную невозможность чего л. Не встретился ни один… … Энциклопедический словарь
Беседы с батюшкой. Почему не все верят в Бога
Аудио
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в поселке Детскосельский священник Сергий Ситников.
– Сегодняшняя тема обсуждения звучит так: «Почему не все верят в Бога?»
Отец Сергий, тема сложная и, наверное, волнует очень многих людей, потому что не в каждой семье все члены семьи верующие. Может быть, было бы счастьем, если бы люди приходили в храм целыми семьями, но часто мы видим обратную ситуацию: мать семейства верующая или, наоборот, только отец верующий. Или бывает, что только ребенок ходит в храм и потихонечку приводит к вере своих родителей. Всякие истории бывают. Возникает вопрос: почему же не все верят в Бога? Сталкиваетесь ли Вы на приходе с такими проблемами?
– Вопрос очень необычный, сложный, и в какой-то степени я сейчас чувствую себя ответственным за весь человеческий род, отвечая, почему не все люди верующие. На этот вопрос я однозначно, конкретно и определенно сказать за всех людей не могу. С такими проблемами на приходах, несомненно, сталкиваемся; они были, есть и будут. Ответ я нахожу для себя в Евангелии, что солнце восходит над всеми, солнечный свет падает как на тех, так на других; дождь Господь Бог посылает как тем, так и другим. Неверующие люди были, есть и будут, и они не лишены каких-то земных и духовных благ от Бога.
Самая главная проповедь Евангелия – личная жизнь. Ну и что, что у тебя супруг (или супруга) неверующий? Ну и что, что твои дети пока в храм не ходят? Ты сам делай свое дело, сам показывай пример, сам проявляй любовь и милосердие, сам показывай какие-то христианские ценности своей жизнью, а дальше – будь как будет.
– Неверующие люди, когда задаются вопросом существования Бога, говорят: «Я не верю, потому что Гагарин в космос летал, но Бога не видал». Или более сложные вопросы. Ведь человек хочет не просто чуда. Люди сейчас, слава Богу, образованные, умные, и очень часто задаются не только вопросом, в чем же доказательство бытия Божия, но и таким, зачем им необходима вера, если не чувствуешь в ней не просто потребности, но и необходимости. Что можно им ответить в этом случае?
– Если человек не чувствует потребности до каких-то пор, значит, он просто еще не дошел до этой потребности. Может быть так. Понимаете, ведь очень многие вещи зависят от формирования, воспитания, от того образования, которое человек получал, от тех книг, которые он читал, от того, какое влияние на него оказывала окружающая среда. Собственные думы на этот счет, собственные мысли, жизненные обстоятельства, скорби, печали или, наоборот, радости – все это накладывает определенный отпечаток на жизнь человека, который потом уже делает определенные выводы: верить ему или не верить. Вопрос веры всегда будет глубоко личный. По большому счету даже религиозная жизнь – это область частной жизни.
– Вопрос телезрителя из Москвы: «Можно ли сказать, что люди, которые не верят в Бога, считают, что так легче жить, потому что нет никакой ответственности за свои поступки и грехи?»
– Знаете, я верующий человек, и мне трудно говорить с позиции неверующего. Но мне кажется, что жить так далеко не легче, потому что человек полностью, всецело и абсолютно сам берет ответственность за себя и свою жизнь. Если человек верующий, это не значит, что он уходит от этой ответственности; верующему человеку просто легче переносить те невзгоды, обстоятельства, трудности, испытания, которые выпадают на его долю. Но от ответственности верующий человек не уходит.
Неверующий человек как бы объявляет себе и обществу, что он сам отвечает за свою жизнь и никто больше пусть в нее не вмешивается; на этом он ставит точку, закрывает дверь. Скажу по-другому, он не поручает свою жизнь и свои проблемы кому-то другому, какому-то высшему существу или Богу.
– И в этой системе поступков, получается, отсутствует всяческая помощь. Человек на нее не рассчитывает, а рассчитывает только на свои собственные силы.
– Да, конечно.
– Очень сложно, наверное, в этом случае жить. Я пришел к вере сам, меня крестили не младенцем. До этого был очень сложный период, мне пришлось пройти очень непростую жизнь. Не скажу, что когда я принял крещение, вдруг чудесным образом все стало очень хорошо, замечательно; понадобилось еще много времени для того, чтобы понять весь смысл, вернее часть смысла веры православной. Наши дети выросли в вере, когда уже не было гонений, когда уже никто не говорил о том, что хождение в церковь – это предосудительный поступок. При этом мы встречаем такую позицию, когда наша вера превращается в некий обряд. Может ли быть такое, что человек, который считает себя верующим, на самом деле не верит в Бога?
– Вполне может быть, и мы это в первую очередь черпаем из Евангелия. Это общество, которое окружало Иисуса Христа, фарисеи, саддукеи. Казалось бы, все они находились под единым религиозным законом, у них была одна вера, одни обряды, одни жертвоприношения, но Христос их обличал в том, что веры нет: «Устами Меня чтут, но сердце их далеко отстоит». Все то же самое, бывает, формируется и сейчас, ничем наша эпоха от эпохи двухтысячелетней давности может не отличаться.
– То есть можно сказать, что человек, в принципе, всегда один и тот же.
– Конечно.
– Человек один и тот же, но эпохи, времена разные. Вспомним расцвет православия на территории России – время благодатное. Потом время гонений, когда было очень тяжело не только прийти в церковь, но и узнать о вере было очень сложно, потому что практически не было проповеди вообще. И даже не одно, а, получается, три поколения выросли в этом обществе. Вдруг в 90-е годы началось возрождение веры, очень много взрослых людей пришло в церковь, чтобы принять крещение. Но оказалось, что люди, получив крещение, получив первый опыт посещения церкви, потом пропали из церкви, их внесли туда, как говорится, вперед ногами. И эта история, наверное, повторяется регулярно. Общество и состояние общества влияет на веру человеческую?
– Я думаю, однозначно. Видите ли, наше сознание так или иначе подвержено влиянию информационному или того окружения, в котором мы находимся. Важно другое. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Стефанов дом крестил, ту семью крестил, а кого еще крестил – не знаю. Но я пришел не крестить вас, а благовествовать, и хорошо, что я некоторых еще не крестил».
Крещение было, церкви отрыты, и крещение до сих пор происходит, а вот как такового оглашения, катехизации общества не происходит или происходит очень мало: в храмах, на приходах, в церквях. По большому счету я не думаю, что Новый Завет, Священное Писание, Евангелие должны цеплять очень многих людей. Вспомним, Христос исцеляет десятерых, а один из них приходит Его поблагодарить. Вот в этом и заключается вся соль
Евангелия. Это не значит, что массы должны обращаться. Сколько людей стояло на Голгофе? Миллионы разве были? Тысячи? Да нет, конечно. Это как в притче о сеятеле, которую Христос рассказывает: зерна падают на каменистую почву, при дороге, в терние, но принесло плод лишь то, которое упало на благодатную почву. Зерна падают, но сколько из них прорастет и сколько у нас действительно настоящей веры – мы не знаем…
– Меня (и не только меня) давно волнует такой вопрос. Мне всегда казалось, что когда человек приходит к вере от несчастий, невзгод, беды, он понимает: со мной случилось столько всего, что я не могу с этим справиться, поэтому прибегаю к помощи Божией, потому что эта помощь реально есть. Были ли в Вашей практике случаи, когда человек приходил к вере в Господа от радости? То есть у человека все хорошо, а он приходит к пониманию, что это не его заслуга, а заслуга Господа и вообще все благодаря Господу.
– Я помню только одного такого человека, и то это был не церковный человек. У него все в жизни было хорошо, и он тоже задавался таким вопросом: почему в церковь приходят от скорбей и печалей, а не могут прийти с благодарностью? Я ему говорил: «Ты радуешься жизни – приходи и благодари Бога». Так что был такой человек, интересная личность, но, повторюсь, он не был церковным человеком, просто задавался таким вопросом.
– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Абсолютных богоборцев, думаю, сейчас нет или их единицы. Вся проблема в чем? Христос сказал апостолам в Евангелии: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а остальным, внешним, достаточно притч, ибо они глазами смотрят и не видят, ушами слушают и не слышат». Мне кажется, в этом главная проблема».
– Цитата, которую Вы привели, если не ошибаюсь, встречается в Евангелии от Марка, но оно очень трудно для понимания, для толкования. Здесь действительно как будто Сам Господь разграничивает: одни поймут, другие нет; одним дано знать что-то в притчах, а апостолам (как будто апостолы избранный род) дано знать тайны Царствия Божия. Дело в том, что апостолы были приближенными ко Христу, поэтому они могли больше слышать. Скорее всего здесь только такое толкование и понимание этого места. В основном Христос рассказывал притчами, а ученики могли спросить у Него больше, и Он им больше мог объяснить.
Конечно, так и будет: глазами смотрят, но не видят, ушами слушают, но не слышат. Почему так? В какой-то степени, наверное, это тайна мироздания, почему для одних открывается, а для других нет.
Мы ранее говорили о том, что в храм люди приходят больше от безысходности, скорби, печали, от того, что жизнь становится невыносимой. Это происходит, когда человек чувствует, что он уже не может самостоятельно отвечать за свою жизнь, как говорят неверующие или атеисты, что ему нужна помощь. Представим себе такую ситуацию, что человек находится в замкнутом пространстве и на него начинают надвигаться стены. А наверху выход. Хочешь не хочешь, но полезешь на стенку, чтобы спастись. Здесь происходит примерно то же самое.
– У меня есть довольно сложный вопрос. Наверное, я не погрешу против истины, если скажу, что мы привыкли осуждать неверующих людей. Может быть, мы привыкли, что неверующие люди, как правило, очень агрессивно относятся к вере или живут не по тем законам, которые нам кажутся правильными. Как верующему человеку относиться к людям, которые отрицают существование Бога?
– Очень важно выстраивать диалог. Мы все находимся под одним небом, и, как я уже сказал вначале, солнце восходит и над теми, и над другими. Нам важно с этими людьми учиться взаимодействовать; это самая важная задача и миссия, которая стоит перед нами, священниками, и перед Церковью в целом. Потому что этого диалога не происходит. В связи с этим мы как будто просто существуем в разной системе координат. И в силу того, что мы вращаемся в разной системе координат, у нас разные подходы к жизни, разные картины мира, поэтому мы можем не взаимодействовать. Это ошибка. Мы можем взаимодействовать и можем искать выход друг к другу. Соответственно, у нас могут быть общие темы. Например, тема нравственности, нравственных ценностей, тема морали, тема этики – это все общие темы.
– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Мне кажется, что человек сам к Богу не придет. Господь находит, кому к Нему прийти. Мне 70 лет, как говорится, я уже прошла большую жизнь, и мне вспоминается, что ни бабушки, ни дедушки, никто мне не говорил о Боге. В 90-е годы из литературы была Блаватская, и я ее читала, но о Христе пропускала, не могла вообще читать о Нем. Хотя я о Нем ничего не знала, знала, что это Иисус Христос, а что Он – Спаситель, не знала. Мне кажется, меня Бог Сам нашел, но не я Его нашла. И постепенно я входила в веру. Дети мои относятся к Богу нормально, но в церковь не идут, говорят: «Мама, мы верим, верим». Пока Он их не привел. И у меня не было каких-то сильных бед, чтобы меня рвануло к Богу пожаловаться. Это сейчас я с Ним много разговариваю, а до этого я просто Его, так сказать, уважала, любила, но как-то тихо. Я считаю, что это Он меня нашел, но не я Его нашла».
– Это очень знакомо, и это мнение человека, который уже обрел веру. Это позиция христианства по большому счету, что не мы находим Бога, а Бог нас находит; позиция христианской веры, христианской души. Но вопрос синергии – насколько это от Бога, а насколько от меня – остается открытым. Мы не можем узнать, на сколько процентов это зависит от человека, а на сколько – от Бога. Ясно, что от Бога все зависит. И, как поется в песне, немного от нас. От нас все равно что-то должно зависеть: откроемся мы Богу или нет.
Так или иначе, но каждый человек задумывается над этим, потому что впереди смерть (это факт, от этого не уйдешь) и вопрос каких-то вечных истин и ценностей все равно в душе поднимается, рано или поздно человек задается этим вопросом. Но в какой период жизни это произойдет? У всех по-разному. Может быть, в 15-16 лет об этом рановато думать. Но пройдет еще лет пятнадцать, и потом человек все равно делает выбор. Всякий раз мы становимся перед этим выбором: верить или не верить. Антоний Сурожский очень хорошо сказал о том, что мы все время говорим о вере в Бога, но не говорим о том, что и Бог тоже верит в человека. Соответственно, Бог ждет. Это несколько антропоморфно звучит, но так нам легче понять, что Бог тоже ожидает от человека отклика.
– Есть ли в этом некое предопределение? Кого-то Господь создал для спасения, а кого-то для погибели…
– Это было бы страшно. Если бы мы наверняка знали, что есть предопределение, судьба, рок, что все мы находимся в какой-то системе Божественного детерминизма (назовем это так), это было бы страшно. Это значит, что у нас нет выбора.
– … и что мы несвободные люди.
– Мы говорим о предопределении, о том, все ли подчинено необходимости и есть ли у человека выбор, но ведь философия давно задавалась этими вопросами. И древняя философия, и философия Нового времени. Но если все это резюмировать, то мне помогает вторая часть фильма «Матрица». Там есть сюжет, когда пророчица Пифия, которая все знает наперед каждый шаг, каждую минуту, общается с главным героем Нео. У них был очень интересный вопрос: все ли подчинено закону необходимости, детерминизму или есть свобода выбора? И главному герою нужно было понять, избранный он или нет, предопределено это кем-то или нет; и если предопределено, то кем? В процессе этого разговора Пифия предлагает ему леденец: «Хочешь леденец?» Он говорит: «Ты знаешь, возьму я его или нет?» Она говорит: «Да, я знаю». Он спрашивает: «Тогда как я могу выбирать? Если ты уже знаешь, то будет ли это мой выбор?» И она ему отвечает: «Ты не выбирать ко мне пришел. Выбор тобой давно сделан. А теперь ты хочешь понять и осознать, для чего ты его сделал».
– Для чего нам нужен этот выбор? Для чего мы созданы, то есть какая моя роль? Вот мы все христиане, мы ходим в храм и за каждой литургией все вместе молимся. Вопрос такой: я один молюсь Богу в обществе других людей или мы все единое, общее? Это я спасаюсь, это вопрос моего спасения или есть такое понятие, как общее спасение?
– Скажу так. Когда у меня есть вера, я пытаюсь найти единомышленников и нахожу их в церкви; это логично. Когда у тебя есть проблема, ты ищешь тех людей, которые с этой проблемой, и находишь это общество. Когда у тебя болезнь, ты приходишь к больным людям, и вы делитесь своими переживаниями. Поэтому когда мы говорим о том, что человек приходит в церковь, – он просто обретает единомышленников. А где двое или трое собраны – там и Бог, там и Христос.
– Если человек приходят в общество неверующих людей, получается, он приходит для того, чтобы просто поговорить о науке или чтобы еще убедиться в том, что не только один он не верит в Бога?
– Люди могут объединяться по-разному. Возможно, чтобы подискутировать на предмет отсутствия Бога с точки зрения каких-то научных знаний; еще, конечно, это своеобразная взаимопомощь и поддержка в общих взглядах. Кто-то из святых говорил: если хочешь себе испортить настроение, пообщайся с человеком, который не является с тобой единомыслящим. Ведь по большому счету все наши конфликты (которых мы не хотим, но они есть) возникают в области мышления; не в эмоциональной сфере, не в области чувств, а в области мышления. Когда моя картина мира не совпадает с картиной мира другого человека, тогда я считаю нужным с ним вступить в какое-то противоречие, поконфликтовать.
Дело в том, что если человек действительно уверен в существовании Бога и для него этот вопрос вообще не стоит, он не считает нужным конфликтовать; все эти конфликты в его сознании, в его мышлении снимаются… Сейчас атеизм уже немножко другой; не хватает именно научного атеизма, обоснованного, когда человек осознанно подходит к своему выбору не верить и понимает, почему он не верит. В большей степени это встречается у молодежи. Они делают свой выбор, потому что в церкви какой-то непорядок, потому что церковь не отвечает или не ответила на какие-то жизненно важные вопросы (или какой-то отдельный священник не мог ответить на эти вопросы). Или потому, что кто-то из церковной среды живет в роскоши, а кто-то бедствует. И так далее. Такого атеизма, который сейчас есть на Западе, у нас нет. У нас атеизм не вполне бывает обоснован, не вполне осознан. Бывает, молодые люди в пользу атеизма делают не совсем осознанный выбор.
– Что вижу, то оцениваю и не погружаюсь в размышления об этом. Возникает следующий вопрос: насколько сомнение и размышление способны человека обратить к вере в Бога?
– Знаете, сомнение – это обратная сторона веры; они должны быть рядом, это обратная сторона медали. Это, можно сказать, опора. Когда есть сомнения, это хорошо, это значит, что человек живой, что он не закоснел, у него нет духовной стагнации.
– И фанатизма.
– В том числе.
– Вопрос телезрительницы из Тольятти: «Меня интересует вопрос о вере. В главе шестой Евангелия от Иоанна сказано: Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Как это понять: никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего?»
– Хороший вопрос и, как всегда, сложный для понимания и толкования. Я скажу здесь об открытости сердец. Конечно, и Иисуса окружали люди с закрытыми сердцами. Нам какие-то вещи трудно понять (например, когда мы читаем в Ветхом Завете места о том, как Господь Бог покарал или ожесточил сердце фараона, а потом последовали египетские казни). Как эти места понять?..
И здесь то же самое. Я думаю, что здесь в большей степени речь идет об открытости сердца. Люди тогда не смогли воспринять то, что говорил Христос, не могли прийти к словам Христа, потому что веры в Отца, которая должна была быть до веры во Христа, у людей не было. Я бы предложил такое понимание, толкование.
– Я с Вами абсолютно согласен. Опять мы возвращаемся к человеку, у которого есть и сомнения, и узнавание чего-то. Каждый раз, когда мы в храме читаем Евангелие, это узнавание уже знакомого текста, но каждый раз это открывается по-новому. Поэтому и сомнения, и радость нового понимания, узнавания моей же собственной веры очень помогает в открытости. Если открытости нет, то мы ничего не слышим, мы не способны ни к какому обновлению.
Кстати, об обновлении. Долгое время было поверье, что если начать говорить в церкви на более понятном языке, то людей неверующих станет меньше. И сейчас мы встречаем такую позицию: говорить с людьми и читать Священное Писание не на церковнославянском языке, а на новом русском языке. Это же касается богослужения, литургии, литургического языка. Ваш комментарий по этому поводу.
– Я думаю, что богослужебная часть не является языковым барьером для диалога с людьми, потому что после богослужения мы говорим на обычном родном языке. Но приблизить богослужение (я сейчас даже не о языке говорю, а вообще о богослужении) к пониманию того, что происходит, думаю, нужно. Для этого должны быть так называемые миссионерские литургии с объяснениями, комментариями того, что происходит. Язык славянский достаточно прост, я не вижу в этом большой трудности. Если когда-то в Церкви встанет вопрос о том, чтобы переводить богослужение на русский язык, это будет замечательно. Просто язык, на котором сейчас мы служим, надо объяснять; проблем в этом нет никаких.
– В храмах очень много маленьких детей от 6 до 10 лет. Но мы видим очень мало молодых людей в возрасте 15, 16, 17, 18 лет. Где они?
– Не знаю.
– Они ходили в церковь и вдруг перестали ходить. Есть на вашем приходе такая проблема?
– Есть. Часто родители приходят и говорят о том, что когда-то они ходили в храм с ребенком, а теперь ребенок перестал ходить или находится в поиске. Понимаете, это хорошо. Каким бы страшным это ни казалось для родителей, это не страшно, это нормальное становление. Ведь вера тоже должна иметь этапы становления. Так, как человек верил в младенчестве, в детском возрасте, он не будет верить уже в зрелом возрасте. Даже больше того скажу: вы и человек, который стоит в двух шагах от вас в храме, верите по-разному, как бы странно это ни звучало. Потому что, как мы говорили, накладывает отпечаток среда, то, какое ты получал образование, что тебе говорили о вере другие люди. Мы верим в Единого Бога Троицу, но у нас взгляд на Троицу может быть разным: один верит в Бога – Судью карающего, а другой верит в милосердного, любящего Отца, Который прощает грехи и милует грешников. Один верит в справедливость, а другой говорит, что если бы у Бога была справедливость, он бы давно уже погиб. Поэтому Церковь представляет собой единство в многообразии; и это хорошо.
– Очень хороший ответ. Я не предполагал, что все так просто.
Вопрос телезрительницы из Саратовской области: «Как поспособствовать тому, чтобы человек неверующий пришел в храм?»
– Знаете, я никогда не находил другого ответа на этот вопрос, как только в примере личной христианской жизни. Другого варианта предложить не смогу. Конечно, бывает какая-то аргументация, которая от нас исходит неверующим людям, но по большому счету что может происходить? Общаясь с другим человеком, я обязательно хочу его забрать в свой внутренний мир, в свои представления, в свои знания, поставить его на свое место и сказать: «Видишь, как я вижу? Давай ты будешь точно так же видеть, как я, а не так, как ты что-то себе надумал». И порой это выливается в такое патетическое желание ввести человека в свой внутренний мир, что это заканчивается плачевно: ссорами, конфликтами и так далее.
Поэтому вы можете раз, два что-то предложить человеку, а потом как по Евангелию: если человек один раз отвернулся, второй раз отвернулся – оставь и живи своей жизнью; это будет намного лучше, чем наши какие-то доказательства. Французский философ-экзистенциалист Габриэль Марсель сказал очень просто (он говорил о молодом поколении): молодые люди потому не принимают логику и доказательства бытия Бога, что они заставляют человека поверить. Логика и доказательства заставляют верить – и срабатывает неприятие. А Бога не навяжешь, Его навязать невозможно. Как возможно, например, навязать любовь? Это абсурдно. «Я люблю и эту любовь буду навязывать». Нет. Как говорится, вера в Бога не доказуется, а показуется.
– Очень интересно. Я, честно говоря, привык к тому, что в нашем церковном сообществе очень много именно навязывания личной точки зрения. Опять думаю о том, что сомнения, размышления и вообще процесс, который мы называем словом «думать», очень полезны. Ведь в нашем обществе долгое время были люди не просто недалекие, наивные, а с хорошим образованием, умеющие думать, и вдруг на каком-то этапе возникла целая среда интеллигенции, которая стала задумываться о том, что не все правильно в утверждении о том, что Бога нет. И целый ряд наших архиереев вышел из этой интеллигентной среды, в том числе митрополит Тихон (Шевкунов), и он об этом много говорил.
Последний вопрос в нашей сегодняшней беседе. Для того чтобы встретить Бога, достаточно ли только знания? Или нужно сделать что-то еще для того, чтобы моя встреча с Богом состоялась полноценно?
– Мне сразу приходит на память такая цитата: многознание уму не научает. Тем не менее знания нужны. Я думаю, в большей степени Бог для нас тайна. Когда к одному мудрецу пришли какие-то ученые люди и стали его расспрашивать о вере в Бога, вернее о доказательствах бытия Бога, он ответил: «Я не знаю, что вам сказать». Потом ученики подошли к нему и говорят: «Ты же такой мудрый, ты нас учишь, а этим ученым не нашел что сказать?» Он говорит: «Понимаете, дело в том, что верующие люди пытаются доказать то, чего не знают. А неверующие люди пытаются опровергнуть то, чего не знают. Я же предпочитаю о Боге молчать».
Бог для нас – непостижимая тайна, об этом говорит и Священное Писание. Бог не открыл имя Моисею на горе Синай, когда тот увидел Его в неопалимой купине. Он сказал: «Аз есмь Сый (Яхве)». Это ничто не сказать. Поэтому, думаю, в большей степени мы, верующие люди, должны понимать, что Бог – это тайна. И узнать эту тайну невозможно теоретически, это возможно только чувствовать сознанием, сердцем, душой, но выразить это понимание языком не сможешь точно. И неверующие должны понимать, что если верующий человек верит, то он верит в тайну, которую выразить словом не может (если это настоящий верующий, конечно).
– Удивительно! Мне казалось, что между обществом верующих и неверующих людей всегда была какая-то военная ситуация. Но, может быть, этой войны уже и не будет, если все время думать о том, что об этой тайне мы можем говорить вместе.
– Дай Бог. Я думаю, мы можем проложить мосты, а не строить стены.
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Нина Кирсанова
Как поверить в Бога и почему люди не верят в Бога?
Сегодня нас учат верить в себя и свои силы. Нужно быть уверенным в себе, делать деньги, строить бизнес. С этим сложно спорить. А когда спросишь: А Бог? В Бога верите? Ответ: А где он, Бог? Где находится Бог, когда мне плохо, когда ничего не получается. Как поверить в Бога, когда наваливаются проблемы одна за другой, Бог будет за меня их решать? Пока я сам не пойду и не сделаю, что задумал, оно само не получится.
- Есть ли Бог?
Ну, если глубоко не вникать, то все эти слова не лишены правды. Если дальше не думать, не пытаться задаться другими вопросами, то можно на этом и остановиться.
Почему люди не верят в Бога?
Вот я — есть, меня можно потрогать руками, увидеть глазами и услышать мои слова ушами. Это укладывается в нашу логику и миропонимание. А Бог? Как поверить в Бога, если я его не вижу, не слышу, не могу потрогать. Значит Его нет. А если и есть, то какая мне от этого польза?
Так мыслят очень многие. На мой субъективный взгляд, таких абсолютное большинство из нас. Это практичное мышление, основанное на выгоде, пользе, смысле. Атеистов очень много и даже больше, чем мы думаем. Есть твердые атеисты, которые четко говорят, что в Бога не верят, Бога нет. Это мнение, которое, так же, как и все остальные, имеет право на жизнь.
Но есть и те, кто не считает себя атеистом и в Бога верит. Но так, на всякий случай. Ну вот, а вдруг Бог есть, и ад есть, а я не верил. Как бы в голову все это не укладывается до конца, но обязательно нужно отметить главные праздники, выполнить основные ритуалы и традиции, но не понимая ни смысла этих действий, ни их цели и предназначения. Это называется религиозное лицемерие. Но только здесь лицемерие не прокатывает. Себя эти люди боятся считать атеистами, но на мой взгляд, они ими являются. Неявные атеисты.
Хотя, конечно, речь не обо всех. Немногие люди действительно стремятся познать себя, веру. И то, что они ходят в церковь и соблюдают обряды, то это не от невежества, а как раз для устранения невежества, ради стремления осознать и понять.
Но атеистов много. (В чем истинная вера?)
Это оттого, что мы смотрим только на внешний мир и в него верим.
А думать, о том, что не видно и не слышно, у нас ни времени, ни желания нет.
Как поверить в Бога?
Иисус Христос говорил: «Царство Божие внутри вас»
Также в Евангелии написано: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете». Почему? Потому что не видели и не слышали.
Ни Библию, ни любые другие священные тексты нет смысла читать, если ваш взор направлен только во внешний мир. Все, что вы будете там читать, будет видеться некой сказкой, мифом, бредом, не имеющим ничего общего с вами и вашей жизнью. Потому, что в голове нет логичных объяснений.
Смотря только перед собой, вы никогда не сможете поверить ни в Бога, ни в искреннюю доброту, любовь, сострадание. Это будет вызывать легкий смех, а человек, говорящий об этом, — недоверие и антипатию.
«Пока и сколько человек занят внешними образами и входит в них, невозможно, чтобы достиг он этой глубины, и пока он не верит, что она в нем есть. Но кто к этому стремится и кто хочет стать внутри себя, тот должен отказаться от множественности внешних образов и целиком обратиться к внутренним, и, наконец, должен перешагнуть через созерцание образов дальше, в отсутствие всяких образов – и тем стать одним с Единым.»
Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!
Как поверить в Бога?
Чтобы поверить в Бога, нужно обратить взор внутрь себя.
Если вы сможете посадить хотя бы маленькое зернышко веры в то, что у вас внутри есть нечто большее, чем просто органы и кости, у вас есть шанс открыть новую жизнь. Если вы не смотрите внутрь себя хотя бы иногда, вы не увидите ничего. Вы ждете, что Господь должен проявить себя в мире вещей, должен сотворить некое чудо, которое бы доказало вам Его существование. Но то, что Он дал вам жизнь, недостаточно для вас.
Может, вам кажется, что вам дали жизнь родители?
Но, на мой взгляд, ваши родители просто занялись любовью. Но какое они имели отношение к тому, что это занятие сделало возможным сотворить вас. И к тому, что дух жизни с разумом и чувствами, вошел в маленький эмбрион в утробе матери, они тоже не имеют никакого отношения. Они лишь проводники проявления невероятного чуда сотворения жизни. Но не сами ее творцы.
Вы не увидите чуда, вы не увидите Бога в зданиях, монументах, в столбах, дорогах, автомобилях, профессиях и должностях. Любое, даже самое невероятное, со сложнейшей формой и конструкцией здание, это лишь сухой расчет человека или группы людей. Это их тяжелый, кропотливый труд, но его все равно можно разложить на составляющие и объяснить, как у них это получилось.
Но вам не удастся сделать это с явлением жизни, разума, с тончайшим равновесием в природе и внутри каждого живого организма со сложнейшими системами нейронных связей. Вам не удастся этого и с Космосом и Вселенной.
Если сможете усомниться в том, что вы лишь просто кусок мяса и костей, что живете совсем короткий период времени на Земле и исчезаете в никуда, а от этого жизнь в принципе теряет всякий смысл, то есть надежда, что вы сможете открыть себя заново.
Вернемся к вопросам.
Что отвечает человек неверующий на вопросы: Как поверить в Бога, Почему люди не верят в Бога?
Он скажет: А где он, Бог? Кто за меня решит проблемы, Бог? Его не видно, не слышно, какой мне от него прок? От веры в него.
Человек видит жизнь внешнюю в постоянном преодолении проблем, а их решение — через приложение собственных усилий.
Что меняется, если ты осознаешь себя, как вечную душу, как часть духа самого Творца.
Во-первых, ты понимаешь, что ничего твоего в этом мире нет. Все принадлежит Богу. Ты лишь временно всем пользуешься.
Во-вторых, в своих действиях ты руководствуешься не личной выгодой, а в первую очередь пользой для своей души. А такие действия принесут радость и удовлетворение не только тебе, но и всем тем, для кого ты все это будешь делать. Такие поступки делают вас лучше по-настоящему, когда растет и крепнет душа, а не тело, которое сегодня есть, а завтра — неизвестно.
В-третьих, ты успокаиваешься. Ты перестаешь стремиться изменить этот мир под себя, изменить людей. Что хорошо, то хорошо, что плохо, пускай будет так. Ты учишься отпускать и не привязываться ни к вещам, ни к людям, ни к событиям.
Я не говорю о безответственности, о том, что вы должны бросать дела, плевать на семью и детей. Я говорю о внутреннем спокойствии, об отсутствии внутреннего страха и беспокойства, неуверенности и постоянных сомнений.
И если столкнетесь с проблемой, которая когда-то могла бы сильно подкосить вас, сегодня не окажет на вас такого влияния. Главное — это состояние, в котором находится ваша душа. А для нее эта проблема вообще ничего не значит, поэтому вы не привязываетесь к ней. Вы сделали, все, что могли и так, как было лучше для вашей души и не ценой причинения боли и страданий другому человеку.
Оказывается, что 90% процентов всего, что происходит с нами вообще не важно. Но мы сами раздуваем значимость этих событий и сами же от этого страдаем.
Утренние продышки
Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.
Духовное развитие делает человека сильнее.
Ошибочно считать, что осознание своей духовной природы, делает человека слабее, что якобы он теряет интерес к материальной жизни, ему ничего не нужно. Глубоко религиозные люди действительно могут отказаться от внешнего мира, проводя всю жизнь в молитвах или медитациях и живя на подаяния.
Но человек цивилизации не способен настолько глубоко понять и принять свой духовный мир, свою душу. Одной жизни для этого мало. Хотя, если есть твердое решение, можно добиваться иногда невозможных целей. И я думаю, примеров каждый знает немало.
Нужно вести свою обычную жизнь: есть, пить, спать, ходить на работу, отдыхать, любить свою семью, наслаждаться жизнью. Но при этом осознавать свою истинную природу и свое божественное происхождение и получать от этого удовольствие.
Духовная опора делает обычного человека не слабее, а сильнее. И это не мешает ставить твердые цели и достигать их. Разве что эти цели могут быть несколько другие и будут учитывать нравственные, духовные аспекты. Но также на пути к ним, вы обретаете настоящего, самого преданного Союзника. Бога. И многие трудности вы можете переложить на Его плечи. (Что делать если опускаются руки?)
Оставьте неразрешимые, тяжелые решения на усмотрение Господа, не пытайтесь в срочном порядке все решить, иногда это не идет на пользу. И вы будете неожиданно удивлены тем, насколько же иногда жизнь (Бог) расставляет все по местам в лучшем для вас виде. Как поверить в Бога? Просто полюбите Его, полюбите Его в своей душе и Господь всегда ответит Вам взаимностью. Всегда. Без исключений.
Повернитесь к самому себе, отвлекитесь от мерцающих огней внешнего мира хотя бы на несколько минут. Послушайте себя, в тишине.
И если будете слушать внимательно, то обязательно что-то услышите, но совсем не обязательно ушами.
ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ
Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте
ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!
Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.
Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!
Я — Жизнь и Истина, Я — Путь и Свет…
Среди песчаных Дюн во Фландрии высится большой деревянный крест с образом Спасителя в центре. На самом кресте чётко выдолблены почерневшие, но не исчезнувшие от времени следующие слова:
» Я – Свет, а вы не видите Меня.
Я – Путь, а вы не следуете за Мной.
Я – Истина, а вы не верите Мне.
Я – Жизнь, а вы не ищите Меня.
Я – Учитель, а вы не слушаете Меня.
Я – Господь, а Вы не повинуетесь Мне.
Я – ваш Бог, а вы не молитесь мне.
Я – ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.
Если Вы несчастны, то не вините Меня».
Я — Свет ваш, вы не видите меня,
Ваш взор направлен в темноту и бездну.
И сколько б не светил Вам, безполезно,
Темно в Душе – нет Света без меня.
Я – Путь ваш, он ведь труден и не прост.
Я вас веду, за Мною не идёте.
Протягиваю руки, вы всё ждёте,
Богатства на земле, забыв о небесах.
Я Ваша Истина, однако вы не верите в меня,
Вся ваша жизнь погрязла в суетных пороках.
И нет в Душе желания понять, что истина одна,
Присутствует в самом начале лишь у Бога.
Господь, с ним Жизнь, подарок каждому из Вас.
Не принимаете в Рожденьи наслажденья.
Где проще, без сует, там ближе к небесам,
Но как Вы далеки все от Свершенья.
Я ваш Учитель, вы не слышите меня,
Молюсь за каждого из Вас в рыданьях плача.
Но Вы совсем глухи в потоках бурных дня,
Вам просто недосуг и в этом неудача.
Я – Ваш Господь. У Вас другие господа.
Огнями ослепив, и мишурой затмив Ваш разум,
Душа ослепла средь безумства зла, одна,
Растеряна в потоке дерзких безобразий.
Я – Бог, другим вы поклоняетесь богам.
Ничтожному богатству и деньгам.
Вы все несчастны, но вините в том себя,
Во мраке жизнь проходит без Меня.
Я лучший друг Вам, ближе нет друзей,
Но Вы не любите Друзей надёжных,
Вращают деньги Вас среди людей
С Душою, как и Вы по существу ничтожных.
Несчастны вы, помочь не в силах Я
ДУША пропала — с ней Любовь Моя.
Изгнали вы из сердца тот исток,
Любви чарующий и нежный лепесток.
Ушла Любовь, оставив беды на пути,
О Господи дай силы этот путь пройти
Услышь и помоги, кто просит и прости,
Тому, кто слеп, кого уж не спасти.
Несчастны те, которые не понимают,
Слепцы, не ведают, чего они творят.
Открой же им глаза и пусть слеза скупая,
Над ними завершит божественный обряд.
Орлова – Зуева И.В. 2005г. 21 декабря.
Храм Пророка Илии, г.Торжок
«Если вы несчастны, то не вините меня…»
В одном из храмов города Соликамска (Пермская обл.) на стене написана икона Спасителя — «Спас Нерукотворный», и при ней — замечательная надпись:
Я — СВЕТ, а вы не видите Меня;
Я — ИСТИНА, а вы не верите Мне;
Я — УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня;
Я — ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне;
Я — ПУТЬ, а вы не следуете за Мной;Я — ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня;
Я — ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.
Я — ваш БОГ, а вы не молитесь Мне;
ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ — ТО НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.
Многие люди думают, что, если они хорошо устроились в жизни, то благоденствие им гарантировано. Хотя бы в этой жизни. Но мы знаем, как часто бывают катастрофы, аварии, болезни; злоба и глупость человеческие тоже приводят к печальным последствиям. Так не лучше ли надеяться на Бога, в Нем полагать основу своей надежды, уверенности в дне сегодняшнем и завтрашнем?..
«Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!» (Лк. 12, 24-28).
Какие утешительные слова. Вся надежда на Него! И Сам Христос об этом же: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам».
…Господи, научи меня во всем на Тебя полагаться и никогда не допускать даже самого малого колебания в этом. Сколько раз Ты давал нам какие-то испытания, а потом, чуть замедлив (чтобы проявилась наша вера), замедлив, как когда-то к Лазарю (Ин. 11, 6), приходил и властно решал все наши проблемы… Помоги ни во что ставить житейские вопросы, зная, что Ты все устроишь, а наше дело — лишь с самоотдачей исполнять дела, на которые Ты нас поставил!