Содержание
Вечный Иерусалим: история города мира
В Иерусалиме, древней столице Израиля, никогда не было полезных ископаемых, выращивать урожай там было негде, да и питьевой воды не всегда хватало.
Почему же вот уже более 30 столетий армии разных народов борются за этот город? И как Иерусалим стал центром трёх религий, привлекая миллионы туристов и паломников со всего мира?
Давайте вернёмся в прошлое на несколько тысячелетий.
Первые упоминания о Иерусалиме относятся к 18-19 вв. до н.э., когда он упоминался под именем Русалимум в «египетских надписях проклятий» – надписи, сделанные на глиняных сосудах или фигурках, содержащие проклятия, которые должны были пасть на тех людей, которые предпримут враждебные действия против Египта.
В списках из Тель Амарны (14 в. до н.э.) упоминается как Урусалим, в надписях фараона Санхерива (конец 8 века до н.э.) — Урусалимму. До завоевания царем Давидом носил название Иевус. В книге Бытия упоминается как Шалем (полный, совершенный). На древнееврейском языке слово «Иерусалим» звучит как «Ерушалаим», что означает «Город мира». Но мирной судьбу Иерусалима назвать нельзя: ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на его долю.
Он менял хозяев более 80 раз, за время его существования его 16 раз разрушали и 17 раз восстанавливали!
Ханнаанеи и филистимляне, ассирийцы и иудеи, греки и персы, вавилоняне, римляне, египтяне, византийцы, арабы, мамлюки, крестоносцы, турки — все они сражались за право обладать Иерусалимом. Его разрушали десятки раз, но он снова и снова восставал из праха и пепла.
Точно не известно, кем и когда был основан Иерусалим.
Около 1000 г. до н.э. он был захвачен иудейским царем Давидом у евусеев и провозглашен столицей. Давид перенес туда и Ковчег Завета, где хранились каменные таблички с высеченными на них Десятью Заповедями, главная святыня для иудеев. Царь Давид начал подготовку к возведению Иерусалимского Храма на горе Мория.
Но Первый Храм был построен только сыном царя Давида – Соломоном – около 960 года до н.э. Соломон расширил и укрепил город, а также перенес в Храм Скрижали с Десятью Заповедями и Менору – золотой светильник, в котором непрерывно должно было гореть чистейшее оливковое масло.
Над постройкой Храма целых семь лет трудились 70 тысяч носильщиков, 80 тысяч каменотёсов и почти 4 тысячи надзирателей. Самое удивительное, что за всё это время не заболел и не умер ни один из строителей. Мало того, рассказывают, что даже ни один инструмент не сломался.
После смерти Соломона его царство распалось на два: Северное — Израиль и Южное — Иудея. Иерусалим стал столицей Иудеи.
В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. И после неудачных восстаний иудеев в 586 г. до н.э. полностью разрушил Иерусалим и сжег Храм Соломона. Большинство населения города было либо уничтожено, либо уведено в рабство в Вавилон.
Но уже в 538 году персидский царь Кир разрешает частичное возвращение изгнанников. Проводятся работы по восстановлению города и Храма. И в 516 г. до н.э. происходит освящение Второго Храма.
Второй Иерусалимский Храм не был столь внушителен и великолепен, как Первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором Храме уже не было Ковчега Завета. По легенде он был увезен в Вавилон после разрушения Храма, а на его месте находилась лишь мраморная плита.
В 332 г. до н.э. Иудея и Иерусалим практически без боя сдались Александру Македонскому.
164\5 год до н.э. народные повстанцы под предводительством Иуды Маккавея овладевают Иерусалимом и очищают Храм от принадлежности к языческому культу.
Спустя 100 лет Иерусалим попадает под власть Рима. Рим назначает правителем Иудеи царя Ирода, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим. Во времена его правления Иудейское государство достигло большого расцвета. Ирод сильно перестроил город, восстановил, по свидетельству Иосифа Флавия, Храм в том великолепии, в котором он был при царе Соломоне, проложил новые дороги и перестроил систему водоснабжения.
Правление сына Ирода не было удачным, и римляне поставили сюда своего правителя – прокуратора.
Роковую роль в истории израильского народа сыграла Иудейская война 66-73 годов.
Весной 70-го года римский военачальник Тит, сын императора Веспасиана, подошел со своим войском к городу и осадил его. Этот год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Иерусалимского Храма.
В тот же день (9 ава), когда был разрушен Храм Соломона, запылал и Второй Храм. Весь Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая Гора была распахана.
В 135 году, после подавления очередного восстания, в Иерусалим приезжает римский император Адриан. Чтобы уничтожить всё, напоминающее об историческом прошлом евреев, Иудею называют «Сирия-Палестина», а Иерусалим получает новое название — «Элия Капитолина».
На развалинах древнего Храма по императорскому повелению было сооружено святилище Юпитера Капитолийского, а евреям под страхом смерти запрещалось входить в Иерусалим.
В городе строится много церквей, и он становится центром христианства.
335 год — освящение Храма Гроба Господня.
В 638 году Халиф Омар ибн аль-Хаттаб завоёвывает Иерусалим — и город оказывается под властью ислама.
На территории Храма, (которая до этого времени была превращена в свалку мусора), строится мечеть Аль-Акса, святыня мусульман. При мусульманах Иерусалим стал называться Аль-Кудс — Святой, место, с которого, как считается, Магомет вознесся на небо, чтобы получить Коран.
Следующими правителями была египетская династия Фатимидов, которую сменили в 1077 году турки-сельджуки. Их жестокость по отношению к христианам, была одной из причин Крестовых войн.
В 1095 году папа римский Урбан II призвал католиков Европы освободить из рук неверных главную святыню христианского мира — Гроб Господень.
На целый век Иерусалим стал центром царства крестоносцев (1098-1187).
Правление крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию Иерусалима. Многие мусульманские святыни были превращены в церкви (например, мечеть Купол скалы — в церковь Храма Господня, мечеть Аль-Акса в церковь Соломона, главную резиденцию ордена тамплиеров).
Крестоносцев сменил знаменитый завоеватель Востока Салладин, затем мамлюки.
При мамлюках Иерусалим становится центром мусульманского богословия и множество паломников устремляются в город. Мамлюки всячески подчеркивали значение Иерусалима для ислама, поощряя строительство мечетей и заезжих дворов для паломников.
С 13-14 вв. Иерусалим становится одним из центров мусульманской учености.
Христианам не запрещалось посещать Святые Места, но, например, за вход в храм Воскресения паломник должен был вносить определенную плату.
Мамлюки мало заботились об экономическом развитии Иерусалима и поэтому, несмотря на превращение города в религиозный центр, экономическое положение его населения, которое к концу 15 в. вряд ли превышало десять тысяч человек, было весьма тяжелым.
В 1517 году город завоевывает турецкий султан Селим, и начинается 400-летняя эпоха владычества Османской империи.
При султане Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима была возведена новая стена, сохранившаяся до наших дней. Шесть из современных ворот в Старый город тоже были сооружены в царствование Сулеймана.
Но вскоре годы бурного строительства сменились периодом застоя. В глазах турецких властей Иерусалим перестал быть стратегически значимым и стал всего лишь фортом для отражения набегов, кочевавших по пустыне, бедуинов.
Император Наполеон также предпринимал попытку завоевать Иерусалим. В то время он командовал армией, но еще не был главой государства. В самом начале его карьеры Наполеону пришла в голову мысль завоевать для евреев Иерусалим и, таким образом, «исполнить пророчество». Наполеоновская авантюра закончилась так быстро, что история почти ничего не говорит о ней. Ему не удалось дойти до Иерусалима, его армия была остановлена у города Акко.
Конец турецкому владычеству положил в 1917 году английский генерал Алленби. Британский фельдмаршал, лорд Алленби (в составе его армии находился еврейский легион), вступает в Иерусалим без боя, пешком, в знак уважения к Святому Городу.
На Ближнем Востоке был установлен режим управления Великобритании по мандату Лиги Наций. Не увенчавшиеся успехом попытки английского правительства «примирить» арабских и еврейских жителей Палестины, вынудили Англию передать этот вопрос на рассмотрение в ООН.
В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации британского мандата и разделении Палестины.
А 14 мая 1948 года Бен Гурион провозглашает Израиль независимым государством. Правда, свою независимость израильтянам пришлось завоевывать в последовавшей на следующий же день войне Израиля со всем арабским миром.
Результатом этой войны было разделение Иерусалима на арабскую (впоследствии Иорданскую) и Израильскую части. К Иордании отнеслись также Западный берег реки Иордан и значительная часть Галилеи, к Сирии — Голанские высоты.
13 декабря 1949 г. правительство Израиля официально провозгласило Иерусалим столицей государства Израиль и перевело Кнессет и правительственные учреждения из Тель-Авива в Иерусалим.
Но с тех пор история города не прерывается.
Этот город знает войны и мир, победы и поражения, любовь и ненависть, богатство и бедность, радость и боль своего народа. И сегодня сюда приезжают миллионы людей со всего мира с надеждой и верой. Потому, что Иерусалим — это город веры, город откровения, где всё кажется выстраданным и выстроенным самим Творцом.
История Иерусалима
В XI в. до н. э. Иерусалим, принадлежавший до того хананейскому племени иевусеев, был завоёван царём Израиля Давидом. Его сын, царь Соломон, расширил крепостные стены, и построил на горе Мориа Первый Храм.
После смерти Соломона в 928 г. до н. э. еврейское государство раскалывается на государство Израиль на севере, объединяющее 10 из 12 колен израилевых, и государство Иудея (объединявшее колена Иуды и Вениамина) с центром в Иерусалиме на юге.
Северное царство к 716 г. до н. э. было завоёвано царём Ассирии Саргоном II.
В результате проводимой Ассирийской империей политики принудительных депортаций населения покорённых стран, десять северных колен полностью растворились среди других семитских народов Ближнего Востока.
В 586 г. до н. э. Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором II.
Последующее ослабление Вавилонии, и возвышение Персидской империи сделало возможным возвращение евреев из вавилонского пленения, и основание в 516 г. до н. э. Второго Храма.
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э. приводят к образованию на развалинах Персидской империи ряда эллинистических государств. Иудея подпадает под влияние греко-сирийского царства Селевкидов.
Постепенно нарастает раскол евреев на эллинизированных и традиционно настроенных.
В 168 г. до н. э. царь Антиох IV Епифан оскверняет Второй Храм, посвятив его языческому богу Зевсу, и заклав на алтаре в Святая Святых свинью.
В 165 г. до н. э. евреи восстали против греческого господства, восстание протекало под предлогом защиты религии. Ослабевшее к тому времени царство Селевкидов не смогло подавить восстание, принявшее характер войны за независимость.
Иуда Маккавей очищает Храм, осквернённый греками. С 152 г. до н. э. власть в Иудее переходит к священническому роду Хасмонеев.
Начиная с 20 г. до н. э., вассал Римской империи, иудейский царь Ирод I Великий начинает амбициозную реконструкцию Храма, продолжавшуюся фактически до уничтожения города римлянами в 70 г. н. э.
В 66 г. н. э. в римской провинции Иудея вспыхивает восстание евреев против римского господства. Император Тит подавил восстание к 71 г. н. э.
В ходе борьбы с восставшими, римляне в 70 г. н. э. разрушают Храм, и подвергают значительным разрушениям сам Иерусалим, уничтожив, в том числе, его крепостные стены.
В ходе восстания погибают до 600 тыс. евреев, более миллиона проданы в рабство. В честь разрушения Иерусалима в Риме воздвигнута триумфальная арка.
В 130 г. римляне основывают на развалинах Иерусалима военное поселение Элия Капитолина, от которого до нашего времени сохранились участки главных дорог — кардо (шедшей с севера на юг), и декуманус (шедшей с востока на запад).
Новый город был посвящён Юпитеру Капитолийскому, чей храм был расположен на святой для евреев Храмовой горе (гора Мориа), где располагался Соломонов Храм.
Это становится одним из поводов для второго большого восстания евреев против римлян — восстания Симона бар Кохбы (132—136).
Подавление восстания привело к гибели до 580 тыс. евреев, уничтожению 50 городов и 985 деревень. Стремясь уничтожить почву для новых восстаний, римский император Адриан запретил уцелевшим евреям появляться в Иерусалиме, а страну переименовал из Иудеи в «Сирия Палестина», в честь древнего племени филистимлян.
После распада Римской империи Иерусалим входит в состав Византии. После того, как император Константин Великий дал христианству статус государственной религии, Святую землю посещает его мать, императрица Елена.
Она устанавливает принятые в настоящее время места событий Евангелий. На месте Голгофы, и на месте погребения Иисуса основан Храм Гроба Господня.
В 361 г. римский император Флавий Юлиан разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 г. строительство полностью прекращено из-за пожара; местное население к тому времени было преимущественно христианским, и относилось к строительству враждебно.
В 614 г. персы завоёвывают Иерусалим; в 625 г. контроль над городом возвращается к Византии.
В 637 г. Иерусалим был завоёван мусульманами, вытеснившими из региона Византийскую империю. Завоеватель, арабский халиф Омар, в исламской традиции считается вторым из первых четырёх праведных халифов.
Заняв Иерусалим, он гарантировал его обитателям жизнь, и посетил Храм Гроба Господня, но, однако, помолился в его дворе, не заходя внутрь самого храма.
В VII в. мусульмане строят на Храмовой горе мечеть Аль-Акса, и монумент Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы).
В 1099 г. крестоносцы занимают Иерусалим в ходе Первого крестового похода, перестраивают ряд ключевых христианских храмов.
В 1187 г. султан Саладин отбивает Иерусалим у крестоносцев. Ключи от Храма Гроба Господня передаются Саладином мусульманской семье, и до настоящего времени переходят в ней по наследству, от отца к старшему сыну.
В 1191—1192 гг. в во время Третьего крестового похода христиане под командованием английского короля Ричарда I Львиное Сердце безуспешно пытались отвоевать Иерусалим у мусульман.
В 1219 г. крепостные стены уничтожаются султаном Дамаска Муаззимом.
В 1229 г. Иерусалим снова оказывается под властью крестоносцев, начавших восстаналивать крепостные стены, вскоре разрушенные эмиром Керака Даудом.
В 1243 г. христианам удалось вновь занять Иерусалим, однако уже в 1244 г. был захвачен хорезмийцами, разрушившими крепостные стены. Город остался беззащитным перед нападением.
В 1247 г. Иерусалим занимают египетские мамелюки.
С 1517 г., Иерусалим входит в состав Османской империи, правившей городом вплоть до поражения в Первой мировой войне. Основная часть современного Старого города была построена именно в этот период.
В 1917 г. город занят войсками Великобритании, получившей контроль над Палестиной в 1922 г. согласно мандату Лиги Наций.
В ходе первой арабо-израильской войны 1948 г. Старый город занят войсками Иордании, выбитыми из города в ходе Шестидневной войны 1967 г.
Израильские десантники входят в Старый город через Львиные ворота, и занимают Храмовую гору. Через 36 часов руководство Израиля приняло решение о возвращении контроля над поверхностью Храмовой горы исламской организации ВАКФ.
На сегодняшний день население Старого города остаётся преимущественно арабским.
Статус Иерусалима как «вечной и неделимой столицы Израиля» оспаривается палестинской стороной.
Карта мира по версии Страбона (Изображение: Paolo Porsia/flickr)
Более 2000 лет назад, когда родился Иисус из Назарета, второй Святой Храм ещё стоял в Иерусалиме. Великой пирамиде в Гизе было уже 2500 лет, а Александрийская библиотека ещё не была разрушена. Но Колизей в Риме ещё не был построен.
Немного жутко представлять политическую географию того времени, и контексте событий, которые пришлись на «сюжетную линию» жизни Иисуса Христа.
Вместе с тем, та часть континента, в которой жил Иисус в географическом плане была описана заметно лучше, чем периферия. Тем более на картах того времени Средиземное море было центром мира.
Об этом пишет Аtlasobscura.com.
Реклама
Лучший географический научный путеводитель о мире, где родился Иисус, составлен человеком по имени Страбон. Он родился в городе Амасья (север современной Турции).
Одним из великих произведений его жизни были 17 книг «Географии», в котором он подробно (насколько возможно для того времени) описал контуры городов и культур мира, и, собственно, географию.
Страбо́н (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н.э.) — древнегреческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.
Амасья располагалась на краю Римской империи. Когда Страбон родился, город лишь пару лет, как стал частью провинций империи. Но Страбон был частью элитной семьи, и был воспитан в греческой академической традиции.Страбон в представлении художника времён эпохи Великих географических открытий. Изображение: WikimediaСтрабон постигал риторику, грамматику, философию — наиболее часто изучаемые дисциплины того времени, читал Аристотеля и изучал математику.
Вероятно, он бы и остался жить на окраине империи, если бы не был нетерпеливым путешественником. Он провёл несколько лет в Египте, отправился на юг — в Эфиопию. Самая западная точка его путешествий — Италия, самая восточная — Армения. То есть он был одним из самых активных путешественников своего времени.
По версии Страбона и его современников мир выглядел так: земной шар был разделен на пять секций, с двумя холодными полюсами на обоих концах, двумя умеренными поясами и одним жарким в самом центре.
Обитаемый мир, словно огромный остров, был прикован к северной четверти земного шара и был окружён океаном. По крайней мере, так предполагалось, ведь никто в те времена не мог обойти известный мир.
К югу от Средиземного моря был континент (Африка, которую иногда называли Ливия), на востоке — Азия, к северу — Европа.
Географы того времени знали, что Индия была на Дальнем Востоке, Эфиопия — далеко на юге, Иберия (современные Испания и Португалия) — на западе, и Скифия — на севере.
Великобритания уже была достаточно известна. Ещё средиземноморские учёные имели представление, что есть Скандинавия, но не представляли её размеров.Карта мира по версии Страбона (Изображение: Paolo Porsia/flickr)Помимо таких континентов, как Северная и Южная Америка, крупнейшим недостающим элементом их знаний был Китай. Вместе с тем, во втором году нашей эры перепись династии Хань показала, что на подвластных ей территориях проживало около 57,5 млн. человек.
В Римской империи, которая насчитывала около 45 миллионов жителей, в те времена, казалось, даже не имели представления, что Китай существовал.
Собирая информацию о дальних странах, в своих собственных путешествиях Страбон в основном полагался на рассказы и схемы моряков, которые путешествовали, держа в поле зрения побережья. А его информация об Индии была добыта из трудов историков, описывавших военную кампанию Александра Великого, достигшего Индию за 300 лет до того.Древняя Галилея. Изображение: WikimediaИ вот в этом мире земля между Средиземным морем и рекой Иордан (современные Израиль и Палестина) с географической точки зрения была не очень интересной. Эта область не была особенно богата и доступна. Но согласно греческому и римскому взглядам на мир, этот район был стратегически важным для обеспечения прохода по суше в Египет.
Труды Страбона включают в себя небольшое описание истории еврейского народа. Он объясняет, как «египтянин по имени Моисей» возглавил группу последователей, полагавших, что Бог «одна вещь, которая охватывает всех нас». И Моисей повёл их к месту, где в настоящее время стоит Иерусалим.
Страбон продолжает: «Эти территории он легко получил во владение, так как здесь земли не были способны возбудить зависть или стать поводом для конкуренции. Ибо эта каменистая земля хоть и хорошо снабжается водой, но была окружена бесплодной и безводной территорией».
Незадолго до рождения Иисуса эта область управлялась царём Иродом Великим, которого Рим назначил в качестве правителя всего еврейского народа.
После его смерти царство было разделено между его тремя сыновьями, но в итоге их правление было, мягко говоря, неудачным.
С тех пор, как пишет Страбон, порядок в Иудее «выродился». Был краткий период (пришедшийся на жизнь Иисуса) относительного мира.
Но спокойствие не будет длиться долго. В 70 году нашей эры, было восстание против римского управления, а Второй Храм был разрушен.
По сути, Иисус из Назарета жил в неустойчивом месте, далёком от центра той Вселенной. Месте, где люди могли быть особенно заинтересованы в новом религиозном видении того, как ориентироваться в смятенном мире.
Реклама
Приехав на экскурсию в Иерусалим, не забудьте взять с собой туристическую карту. Старый город имеет очень сложную и запутанную сеть узких улочек, заблудиться здесь довольно просто.
Туристическая карта Иерусалима с реконструкцией зданий. Желтым маркером отмечен основной пешеходный маршрут по городу
Прежде чем ехать, предварительно изучите карту Иерусалима. Понимая общую структуру города и его деление на кварталы, в дальнейшем Вам гулять по городу будет удобно и просто. Нам нравится карта города с исторической реконструкцией зданий, но можно взять с собой и обычную. Желтым маркером на карте отмечены основные маршруты, по которым Вам придется ходить по городу.
Карта старого города Иерусалима с указанием улиц и основных достопримечательностей
Как правило, Все туристы попадают в Иерусалим через Яффские ворота. Зайдя через них в город, слева будет находится Христианский квартал, а справа — армянский. Идите просто прямо и через некоторое время Вы дойдете до перекрестка с улицей Кардо (древнеримская главная улица города). Здесь, повернув направо, Вы попадете в еврейский квартал. Пройдя через этот квартал, можно попасть к Храмовой горе, синагоге Хурва и Стене плача. Повернув же налево, можно будет пройти к Храму гроба Господня (находится в христианском квартале), улице крестного пути Виа Долороза и Дамасским воротам (находятся в мусульманском квартале).
Купить экскурсию у местных жителей:
Улицы мусульманского квартала, по которым будете идти, представляют собой сплошной рынок. Здесь всегда толпится много людей. Так же много людей будет в районе Стены Плача и Храма гроба Господня (он, кстати, находится немного в глубине, а не на одной из центральных улиц старого города). Остальные улицы более пустынны. Нам понравилось просто гулять по старым улочкам армянского или мусульманского кварталов, где мало людей и можно спокойно рассмотреть старинные здания.
Общая карта центра города. На ней видна автобусная станция и улица Яфо
Для того, что бы добраться до старого города, Вам еще может понадобится более общая карта Иерусалима, так как центральная автобусная станция находится немного в стороне от исторической части города, в конце главной улицы Иерусалима Яфо (Яффа). Пешком от автобусной станции до Старого города идти довольно долго, лучше подъехать несколько остановок на трамвае (который как раз по улице Яфо и идет). Остановка трамвая находится в 5 минутах ходьбы от Яффских ворот Старого города.
Точное время в Иерусалиме
Иерусалимская легенда – часы «Тали Такуми»
Мало на планете часов с такой долгой историей. Жил недалеко от Иерусалима богач Яир, дом – полная чаша, дочка-невеста подросла. Сосватали, стол накрыли, готовятся праздновать. И вдруг – о горе! – находит богач дочку мертвой. Но среди пришедших на праздник оказался Иисус. Вошел он с отцом в комнату невесты и тихо сказал: «ТаалИ! ТакУми!» («Поднимись! Встань!») – девушка открыла глаза, встала, отправила нарядное платье и с улыбкой вышла навстречу жениху.
Участок земли за воротами Иерусалима, в удобном месте в начале 19 века выкупили монахи-францисканцы и построили для местных девочек, прошедших крещение, школу. На ее фасаде над входной дверью можно было видеть большие часы и название школы.
Здание школы со временем облицевали местным известняком – иерусалимским камнем, по приказу властей. Справа и слева от входа находились мозаичные окна. Мозаика не сохранилась, но зарешеченные окна уцелели.
Город рос и расширялся. Муниципалитет выкупил здание школы и землю, на которой та стояла. Но когда стали разбирать школу по кирпичику, решили переднюю стенку оставить как память. Старинные часы смазали, заново собрали и запустили.
Если войти в дверной проём, можно увидеть, что для удобства горожан оставили несколько оснований колонн – на них в жару так хорошо отдохнуть в тени деревьев, в прохладе старинных камней!
Экскурсанты любят посмотреть надписи и план школы, прикрепленные на табличках к оставленной для этой цели небольшой колонне, убегающей в иерусалимское небо.
Уцелело и окно часовни, с вырезанным в верхней его части необычным крестом – именно такую форму имели купели первых христиан, найденные при раскопках в Эммаусе, Вифлееме и других городах. Дерево мира, маслина, льнёт к древним стенам, но не разрушает их.
А для мальчиков и девочек, парней и девушек «Тали Такуми» — излюбленное место встреч. Говорят, что каждое третье любовное свидание и каждая четвертая дружеская встреча назначаются именно здесь.
Много десятилетий отсчитывают время старинные часы, ставшие одним из символов Иерусалима.