Содержание
- Человек — венец творения
- Сотворение мира и наука. Человек как венец творения
- Человек как венец творения
- Венец творения
- Венец Творения
- Венец творения (fb2)
- венец творения
- венец
- Русский
- ве́нец
- Болгарский
- Значение слова «Венец»
- В словаре Даля
- В словаре Ожегова
- В словаре Ефремовой
- В словаре Фасмера Макса
- В словаре Д.Н. Ушакова
- В словаре Синонимов
- В словаре Энциклопедии
- В словаре Синонимов 2
- В словаре Синонимы 4
- В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
- ЕЭБЕ/Венец
Человек — венец творения
В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам, он «Не много ты умалил его пред Ангелами» (Пс. 8:6). Пророк Моисей так изображает его происхождение. После того, как созданы были все земные твари, «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными… и над всею землею… И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1:26—27). Уже сам по себе совет Божий, какого не указывается при создании прочих земных тварей, ясно говорит о том, что человек должен быть творением особым, отличным от других, высшим, совершеннейшим на земле, имеющим и высшее назначение в мире. Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его «по образу Божию и подобию» и что он действительно создан по образу Божию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом, следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе самих свойств Божиих. Наконец, даваемые во второй главе Бытия некоторые подробности касательно творения человека подчеркивают еще раз особые преимущества творения человека. Именно здесь сказано: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь различаются два действия или две стороны действия, которые можно понимать как одновременные: создание тела и оживотворение его. Преп. Иоанн Дамаскин замечает: «Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» (Точное изложение веры, кн.2, гл. 12, о человеке). По изображению книги Бытия, Бог творит тело человека из готовых уже земных и стихийных начал; притом творит особеннейшим образом, не одним Своим повелением или словом, как это было при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это показывает, что и по телесной организации своей человек от начала своего бытия есть существо превосходящее всех тварей. Бог — сказано далее — вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Как получивший дыхание жизни, по образному выражению, из уст Самого Бога, человек таким образом, представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.
Отсюда вытекает возвышенное воззрение на значение человеческого тела, проводимое вообще в Священном Писании. Тело должно служить спутником, органом и даже сотрудником души. От самой души зависит — унизиться ли ей до того, чтобы стать рабой тела, или же, руководясь просвещенным духом, сделать тело своим послушным исполнителем и сотрудником. В зависимости от души тело может представить из себя сосуд греховной нечистоты и скверны, но может сделаться и храмом Божиим, и совместно с душой участвовать в прославлении Бога. Так учит Священное Писание (Рим. 12:14; Гал. 3:3; Кор. 9:27; Гал. 5:24; Иуд. 7—8; 1 Кор. 3:16—17; 1 Кор. 6:20). «И с телесной смертью человека не навсегда прекращается связь души с телом. Настанет некогда время, когда тела человеческие восстанут в обновленном виде и опять соединятся навсегда со своими душами, чтобы получить участие в вечном блаженстве или мучении, соответственно тому, что при участии тел совершено было людьми доброго или худого в течение земной жизни» (2 Кор. 5:10).
Тем более возвышенный взгляд внушается нам словом Божиим на природу души. При создании души Бог ничего не взял для нее от земли, а наделил ею человека одним Своим творческим дуновением. Это ясно показывает, что, по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собой сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного, имеет природу не земную, а премирную, небесную. Высокое преимущество души человеческой сравнительно со всем земным выразил Господь Иисус Христос в словах: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Господь наставлял учеников: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28).
Об этом высоком достоинстве души св. Григорий Богослов выражается так: «Душа есть Божие дыхание, и будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый… Рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни; потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества» (Сл. 7, о душе).
Нельзя, однако, из подобных возвышенных святоотеческих образных выражении делать основание для учения, что душа «божественна», в полном смысле слова, и, следовательно, имела свое бытие вечное до воплощения своего в земном человеке, в Адаме (такой взгляд встречается в одном из современных Богословско-философских течений, идущем за В. С. Соловьевым). Само по себе выражение: Душа — происхождения небесного, — не значит, что душа божественна по существу. «Вдунул дыхание жизни» есть выражение человекообразное, и нет основания понимать его, как — дал от Своей Божественной субстанции: ведь и дыхание человека не является выдыханием элементов собственного человеческого, хотя бы и физического существа; так и из библейского выражения нельзя делать вывод, что душа произошла из существа — или есть элемент — Божества. Златоуст пишет: «Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля Богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражении (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О неистовство! О безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение, «вдунул», говорят, что души происходят из существа Божия; другие, наоборот, утверждают, что они превращаются даже в сущность самых низких бессловесных животных. Что может быть хуже такого безумия?» (Златоуст, Толкование на книгу Бытия).
Как понимать человекообразные выражения о Боге, об этом была речь в главе о свойствах Божиих, о Боге как Духе. Здесь воспользуемся рассуждением блажен. Феодорита. «Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека, и отыскиваем смысл сего изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение, великий Пророк замечает, что других тварей всяческих Бог создал словом, а человека создал Своими руками. Но как там под словом, мы разумеем не повеление, но одну волю, так и здесь, при образовании тела, не действие рук, но величайшую внимательность к сему делу. Ибо, каким путем ныне по Его воле зарождается плод в утробе материнской, а природа следует законам, которые Он с самого начала предписал ей, — так и тогда, человеческое тело по Его же воле составилось из земли и персть стала плотью». В другом месте блаж. Феодорит, выражается в общей форме: «мы не говорим, будто Божество имеет руки…; но утверждаем, что каждое из таких выражений показывает только большее, чем о других тварях, попечение Божие о человеке» (Догм. Бог. Макария, т.1, стр. 430—431).
Душа как самостоятельная субстанция, отличная от тела
Древние отцы и учителя Церкви, строго следуя Священному Писанию в учении о самостоятельности и само ценности души, разъясняли и раскрывали отличие души от тела, чтобы опровергнуть материалистическое мнение, что душа есть лишь выражение гармонии членов тела или результат физической деятельности тела, и что она не имеет своей особой духовной субстанции, или природы, Обращаясь к простому наблюдению, отцы Церкви указывают:
- что душе свойственно управлять телесными стремлениями, а телу — принимать управление (Афинагор и др.);
- что тело есть как бы орудие или инструмент художника, а душа — художник (Ириней, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др.);
- что во время сна душа способна отрешаться от тела как бы забывать о теле, продолжая работать, создавать образы, мечтать и мыслить (Тертуллиан);
- что душа не, безусловно, подчиняется побуждениям телесным, способна даже вступать в борьбу со стремлениями тела, как с чем-то ей чуждым и враждебным, одерживать над ним победу, свидетельствуя этим, что она не то же, что тело, но что она есть существо невидимое, иной природы, превосходящей всякую натуру телесную (Ориген);
- что она неосязаема и неуловима, не есть ни кровь, ни воздух, ни огонь, но самодвижущее начало (Лактаций);
- что душа представляет собой силу, приводящую в полное согласие и в полное единство все члены организма (Афанасий Вел., Василий Вел.);
- что душе принадлежит разум, она обладает самосознанием, она имеет свободную волю (Ориген и др.);
- Человек, находясь телом на земле, умом мыслит о небесном и его созерцает; будучи смертен по телу, рассуждает о бессмертии, и нередко, из любви к добродетели, сам на себя навлекает страдания и смерть; имея тело временное, умом представляет себе вечное и устремляется к вечному, пренебрегая тем, что у него под ногами: само тело не помыслило бы о себе ничего подобного (Афанасий Вел.).
- Говоря о самой природе души, отцы и учители Церкви указывают на простоту и невещественность души, в противоположность сложности и материальной грубости тела, на ее безвинность и полное отсутствие формы и вообще на то, что она не подлежит всем тем измерениям (пространства, веса и пр.), каким подлежит тело (Ориген и др.).
По поводу факта, что состояния тела отражаются на душевной деятельности, могут ослаблять и даже извращаться, напр., при болезни, старости или опьянении. Отцы Церкви пользуются часто сравнением тела с орудием, находящимся в управлении. Различная степень проявления души в теле свидетельствует лишь о превратности орудия — тела. Неблагоприятные для проявления души состояния тела можно сравнить с внезапной бурей на море, которая мешает кормчему проявить свое искусство, но не доказывает его отсутствия; примером может также служить расстроенная лира, из которой и самый искусный музыкант не извлечет стройных звуков (Лактаций); так и плохие кони не дают возможности наезднику показать свое умение (блаж. Феодорит).
Некоторые из древних (Амвросий, папа Григорий Вел., Иоанн Дамаскин), признавая духовность души в отличие от тела, в то же время приписывали ей некоторую относительную телесность или вещественность. Этим предполагаемым свойством души они имели в виду отличить духовность человеческой души, как равно и духовность ангелов, от чистейшей духовности Божией, в сравнении с которой все должно казаться вещественным и грубым.
О происхождении душ отдельных людей
Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым Вселенским собором.
Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.
Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.
О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя». Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).
Дополнительные мысли о времени творения души из «Догматического Богословия» митр. Макария (Булгакова)
Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телами? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению православной Церкви, «в то время, когда тело образуется уже и сделается способным к принятию оной» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 28).
Так учили и древние учители Церкви: Кирилл александрийский, Августин, Феодорит, Геннадий и другие, и в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея: Исх. 21:22—24. Вот как; например; раскрывает мысль свою блаж. Феодорит:
«Тот же пророк (Моисей) в законах своих еще яснее учит; что сперва образуется тело, а потом вливается душа. Ибо говоря о том, кто поразит беременную женщину, он дает такой закон: „Когда кто ударит беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда (младенец ее неизображен), то взять с виновного пеню… а если будет вред (если же изображен будет), то отдай душу за душу, око за око“ и проч. (Исх. 21:22—24). Этим самым он дает разуметь, что неизображенный или необразовавшийся младенец еще не имеет души, а образовавшийся имеет душу» (кратк. Излож. Божест. Догмат. Гл. 9, в Хр. Чт. 1844, VI. 221—222).
Бессмертие души
Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.
Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете» — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3). Ту же мысль выражает Псалмопевец словами Господа: «Я сказал: вы — Боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81:6—7). Несомненность идеи бессмертия в Ветхом Завете приходится подчеркивать потому, что существует взгляд, отрицающий существование у евреев веры в бессмертие души. В повествованиях Моисеевых есть указание на веру в бессмертие души. Относительно Эноха Моисей замечает, что «не стало его, потому что Бог взял его», т. е. Он переселился к Богу, не испытав смерти (Быт. 5:24). Библейские выражения о смерти Авраама (Быт. 25:8), Аарона и Моисея (Втор. 32:50): «и приложился к народу своему» — нелогично понимать в смысле положения в одной гробнице или месте, даже в одной земле со своим народом, так как каждый из этих ветхозаветных праведников умирал не в земле своих предков, а в новой области переселения (Авраам) или странствования (Аарон, Моисей). Патриарх Иаков, получив весть о растерзании своего сына зверями, говорит: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37:35) — ад, очевидно, не в смысле гробницы, а в смысле пребывания души. Это состояние души по смерти изображалось в Ветхом Завете, как схождение в преисподнюю, т. е. как безрадостное состояние в области, где не слышно даже хвалы Господу, как это выражено в ряде мест книги Иова и в псалмах.
Но уже в Ветхом Завете, особенно, ближе к пришествию Спасителя, слышится надежда на то, что избегнут этого безрадостного состояния души людей праведных. Напр., в книге Премудрости Соломоновой: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их…; а праведники живут в веки, награда их — в Господе» (паремии кн. Прем. Сол. 3:1; 5:15). Яснее и отчетливее выражается надежда на будущее некогда избавление душ праведных из ада в словах псалма: «даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому твоему увидеть тление» (Пс. 15:9—10; также Пс. 48:16).
Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли», «плен пленил» (Ефес. 4:8—9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2—3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).
В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21—23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1—2).
Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).
Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.
Можно сделать и обратное заключение: в тех исповеданиях и мировоззрениях, хотя бы и христианских, где меркнет сила веры в живое, загробное бытие души, где нет молитвенной памяти об умерших, сама вера христианская находится в упадочном состоянии. Верующий в Бога и сознающий любовь Божию не допускает мысли, что его Небесный Отец захотел бы совершенно пресечь его жизнь и лишить его связи с Собой, подобно тому, как и дитя, любящее мать и любимое матерью, не поверит тому, чтобы мать не хотела его жизни.
По праву должно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.
Душа и дух
В Священном Писании духовное начало в человеке, противоположное телу, обозначается двумя почти равнозначащими терминами: «дух» и «душа». Употребление слова «дух» вместо «душа» или обоих терминов в одном и том же значении встречаем, в частности, у ап. Павла. Это видно, напр., из сопоставления следующих двух текстов: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20) и — «очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7:1). Между тем в писаниях этого Апостола есть два места, где рядом с душой поминается еще и дух; это дает повод поставить вопрос: не указывает ли Апостол в человеческой природе, кроме души, еще и дух как составную часть этой природы? Также и в писаниях некоторых святых Отцов, в особенности в аскетических творениях, есть различие души и духа. У ап. Павла первое место находится в послании к Евреем и читается так: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Другое место у того же Апостола — в послании к Солунянам: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся» (1 Сол. 5:23). Нетрудно, однако, видеть, что в первом месте разумеется под духом не отдельная и не зависимая от души субстанция, а только внутренняя, сокровеннейшая сторона души. Здесь отношение души и духа ставится в параллель отношения составов (членов) и мозгов; что как последние составляют внутреннюю часть того же телесного существа, или содержимое по отношению к содержащему, — так, очевидно, и дух мыслится Апостолом, как сокровенная часть душевного существа человека. Что касается второго места, то здесь, по-видимому, под духом разумеется тот особенный высокий строй сокровенной части души, который созидается под влиянием благодати Духа Святого в христианине, — тот дух, о коем в других местах Апостол говорит: «духа не угашайте» (1 Сол. 5:19), «духом пламенейте» (Рим. 12:11).
Таким образом, Апостол имеет здесь в виду не всех вообще людей, а одних только христиан, или верующих. В этом смысле встречаем у апостола противопоставление человека «духовного» человеку «душевному», или плотскому (напр. 1 Кор. 2:14—15). Духовный человек обладает душой, но, будучи возрожденным, взращивая в себе семена благодати, он возрастает и приносит плоды духа. Чрез небрежение же к своей духовной жизни может и духовный человек низойти на степень человека плотского, или душевного («так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» — пишет тот же Апостол, Гал. 3:3). Поэтому нет оснований считать, что мысли ап. Павла не согласны с учением о двухсоставной природе человека.
Ту же мысль о духе как о высшей, благодатной форме душевной жизни человека имели, очевидно, те из христианских учителей и Отцов Церкви первых веков, которые отличали в человеке, кроме души, еще и дух (такое различение находим у св. Иустина Мученика, Татиана, Иринея, Тертуллиана, Климента Александрийского, Григория Нисского, Ефрема Сирина, а равно и у позднейших писателей-подвижников); значительное же большинство Отцов и учителей Церкви прямо признает двучастность природы человека — тело и душу (свв. Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин, Иоанн Дамаскин). Блаженный Феодорит пишет: «По учению Аполлинариеву (еретика Аполлинария), в человеке три составные части: тело, душа животная и душа разумная, которую он называет умом. Но Божественное Писание признает только одну душу, а не две, что ясно показывает история сотворения первого человека. Бог, образовав из персти тело и вдунув в него душу, показал сим, что в человеке два естества, а не три».
Сотворение мира и наука. Человек как венец творения
Какое отношение к человеку могут иметь все эти бесчисленные звезды, рассыпанные по бесконечным далям внеземного пространства?
Человек как венец творения
КНИГА БЫТИЯ, ГЛАВА 1
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам cue будет в пищу.
ВОПРОСЫ
В конце шестого дня творения, как он описан в Книге Бытия 1: 27—29, содержится явное указание на то, что вся Вселенная существует исключительно ради человека. Эта же идея развивается и в Талмуде, где она проиллюстрирована следующим сравнением:
Адам был создан накануне Субботы; почему же? Это может быть уподоблено тому, как земной царь из плоти и крови строит дворец, и обставляет его, и готовит трапезу, а затем приводит в него своих гостей.1
Чтобы убедиться, насколько абсурдно такое утверждение, достаточно взглянуть на далекие звезды. Во Вселенной миллиарды звезд. Какое отношение к человеку могут иметь все эти бесчисленные звезды, рассыпанные по бесконечным далям внеземного пространства? До недавнего времени, до того, как были изобретены мощные телескопы, никто даже и не знал, что существует так много звезд. Вера в то, что существует связь между человеком и далекими звездами, является предрассудком или предметом астрологии.
Таков распространенный взгляд на вещи. А теперь рассмотрим научные данные, которые дают объяснение библейскому тексту.
ОТДАЛЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ
Новейшие достижения астрономии сделали очевидной поразительную связь между жизнью на Земле и отдаленными звездами. Не будет, в сущности, преувеличением сказать, что без звезд жизнь на Земле была бы невозможна.
Тела всех живых организмов содержат такие химические элементы, как углерод, водород, кислород и азот, с небольшой, но жизненно-необходимой добавкой других элементов. Откуда взялись эти элементы?
Согласно хорошо обоснованной современной космологической теории,2 через несколько мгновений после возникновения Вселенной в ней существовали лишь два элемента: водород и гелий. Не было ни углерода, ни кислорода, ни всех прочих необходимых для жизни элементов. Эти элементы образовались лишь значительно позже, в раскаленных внутренних сферах гигантских звезд. Вот как объясняет это профессор университета в Нью-Мексико Майкл Зейлик:
Продолжительность жизни больших звезд насчитывает всего несколько миллионов или десятков миллионов лет, после чего наступает катастрофа: они взрываются. На протяжении их короткой жизни термоядерная «печь» в недрах этих звезд производит такие тяжелые элементы как углерод и железо; при их гибели чудовищная сила взрыва сверхновой звезды создает еще более тяжелые элементы и выбрасывает до 90% звездного материала в межзвездное пространство. Из этих звездных отходов со временем образуются новые звезды и планеты, такие, как наше Солнце и наша Земля. Скажем более: жизнь на нашей планете возникла благодаря тому, что некогда существовали и погибли гигантские звезды; не произойди взрыва сверхновых звезд, в межзвездном пространстве не распространился бы углерод, ключевой элемент для жизни в той форме, в какой мы ее знаем.3
Таковы результаты новейших исследований. А вот что говорится в Кембриджской Астрономической Энциклопедии:
Прежде считалось, что состав Вселенной всегда был таким же, каким мы его наблюдаем сегодня… Не все, возможно, отдают себе отчет в том, что все атомы Земли образовались внутри звезд, существовавших до рождения Солнца и планет. Уяснив себе, как создавались и создаются элементы в космической среде, физическая наука совершила одно из величайших завоеваний двадцатого века… Каждый атом нашего тела «сплавился» в предыдущих периодах фантастической галактической истории. Поистине, мы — дети Вселенной.4
Еще один важный фактор в наших взаимоотношениях со звездами — это огромные расстояния между нами. Как выяснилось, эти расстояния играют критическую роль в нашем существовании. Звездные взрывы выбрасывают в пространство не только химические элементы, без которых жизни быть не может — они рассеивают также «космическую радиацию», которая губительна для этой жизни. От космической радиации нас спасает только огромная отдаленность звезд от нашей планеты. Проходя сквозь эти неизмеримые пространства, космическая радиация теряет свою силу и, к тому времени как она достигает Земли, перестает быть вредной. Как пишет профессор Принстонского Института Новейших Исследований Фримен Дж. Дайсон,
Огромность межзвездных пространств ослабляет концентрацию космических лучей настолько, что они не могут изжарить нас заживо или, по меньшей мере, стерилизовать. Не будь этих гигантских пространств, изолирующих спокойные области Вселенной от неспокойных, никакая система не могла бы существовать.5
БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ
Ознакомившись с некоторыми из новейших астрономических открытий, касающихся человека, мы можем теперь сопоставить библейский текст с данными современной науки. Рассмотрим вопрос, поднятый в начале данной главы.
Все виднейшие талмудисты придерживаются основного принципа, гласящего: человек есть венец творения; все, что только существует во Вселенной, создано для его пользы. Этот принцип как нельзя лучше подтверждается недавними научными открытиями, показавшими, что даже отдаленные звезды сыграли жизненно-важную роль в создании условий для существования человека. («Жизнь на нашей планете возникла благодаря тому, что некогда существовали и погибли гигантские звезды.»6) Стало известно, что все необходимые для жизни элементы (кроме водорода) образовались первоначально в глубочайших недрах звезд. Позже, когда звезда взрывалась, превращаясь в сверхновую, эти элементы выбрасывались в пространство. В конце концов, эти вещества достигли нашей Солнечной системы, где из них образовались живые ткани растений, животных и человека. («Поистине, мы — дети Вселенной.»7)
Это — лишь один пример из длинного перечня различных событий, которые должны были свершиться ради существования и благополучия человека. Вообще, многочисленные «стечения природных обстоятельств», произошедшие словно специально для нашей пользы, представляют собой удивительный феномен, отмеченный многими учеными. Особенно выразительно говорит об этом профессор Ф.Дж. Дайсон:
Когда мы вглядываемся во Вселенную, изучая многочисленные стечения обстоятельств в области физики и астрономии, в совокупности своей пошедшие нам на пользу, начинает казаться, что Вселенная словно бы знала заранее о нашем предстоящем появлении.8
Обратите внимание, как полно слова знаменитого ученого гармонируют с высказываниями мудрецов-талмудистов.
ЧЕЛОВЕК ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ
В предыдущей главе мы говорили о том, что в библейском описании человека, сотворенного «по образу Божию» (1: 27), подразумеваются уникальные умственные и творческие способности, которыми наделил его Творец. В заключение этой темы, поговорим о трех аспектах человеческой исключительности.
Общение
Последние несколько тысячелетий были свидетелями грандиозного прогресса человека во всех областях умственной деятельности. Существенным элементом этого прогресса является уникальная способность членов рода человеческого общаться друг с другом. Она помогает человеку пользоваться плодами достижений его предшественников. Исаак Ньютон как-то заметил: «Мне удалось заглянуть дальше потому, что я стоял на плечах гигантов».
Важность общения трудно переоценить. По мнению многих комментаторов Библии, именно способность человека пользоваться речью и делает его уникальным. Онкелос, переводивший во втором веке Библию на арамейский язык, в своей версии Бытия 2: 7 называет человека «говорящим существом». Комментируя те же строки, и Раши, и Саадия Гаон, и Сфорно, и Рамбан отмечают, что превосходство человека над животными заключается в его речевых и умственных способностях.
Технические нововведения, которые революционизировали человеческое общество, были результатом совместных усилий множества одаренных людей. Поскольку люди могут общаться между собой, ученому нет нужды «заново изобретать колесо», прежде чем он внесет свой вклад в науку. Возможность строить на основе уже построенного другими привела к быстрому технологическому прогрессу, который и является отличительным признаком цивилизации.
Способность человека общаться с себе подобными является первым аспектом уникальности человека, созданного «по образу Божию».
Жажда знания
Человек — единственное живое существо, проявляющее интеллектуальный интерес к вещам, которые не повышают непосредственно его шансы на выживание. Все другие виды заботятся исключительно о пище, об укрытии от непогоды, о том, чтобы избежать опасности, найти себе пару и т.п. — каждый для себя, а также для своего семейства, племени или колонии. В отличие от них, люди с огромным интересом и с большой затратой времени отдаются накоплению знаний и искусствам, не влекущим за собой никаких практических последствий.
Отличной иллюстрацией к этому феномену является книга, которую вы держите сейчас в руках. От чтения этой книги ни заработок ваш не увеличится, ни еда на вашем столе не улучшится, ни здоровье не поправится. Тем не менее, несмотря на отсутствие какой-либо ощутимой выгоды, вы продолжаете ее читать, удовлетворяя свое интеллектуальное любопытство. Интеллектуальное любопытство является вторым аспектом уникальности человека, созданного «по образу Божию».
Совесть
Самая поразительная форма проявления уникальности человека относится к нравственной области. Человек — и только человек — способен принимать решения, исходя из абстрактных принципов добра и зла. Человек в состоянии пожертвовать своим личным благополучием и даже жизнью из нравственных соображений.
Бедственное положение миллионов людей, умирающих с голода в Северной Африке, вызвало волну помощи во всем мире. Ничто не объединяет этих африканцев со средним американцем или европейцем — ни раса, ни религия, ни язык, ни идеология, ни образ жизни. Тем не менее, зрелище голодных детей на экране телевизора затрагивает душу зрителя, и его совесть «требует», чтобы и он помог страдающим людям.
Человек — единственный представитель животного мира, которого волнуют моральные проблемы. И только человек обладает духовными способностями, позволяющими ему выносить нравственные суждения. Эта божественная привилегия и связанная с ней ответственность даны только нам, ибо человек был сотворен «по образу Божию».
«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь…» (Второзаконие 30: 15, 19).
1. Талмуд, Синедрион, 38а.
2. Подробное описание космологической теории «большого взрыва» дается в главе, относящейся к первому дню творения.
3. М. Zeilik, Scientific American, т. 238, апрель 1978, стр. 110.
Венец творения
Человек – венец творения. Это, вроде бы, известно любому человеку, пусть даже не читавшему Библию, но хотя бы поверхностно знакомому, скажем, с европейской культурой. Венец творения… А вот о чем это? Какая реальность стоит за этими словами? Я искал для себя ответ у святых отцов. И нашел его у преподобного Иустина Поповича. Но буду честным – окончательную ясность в этот вопрос внес для меня не преподобный Иустин, а подыхающий пес моего друга Володи. Впрочем, лучше обо всем этом рассказать по порядку.
У преподобного Иустина Поповича я прочел слова, которых давно ждало мое сердце:
«Всю совокупную тварь Адам ощущает как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое всеединящей благодатью».
Речь тут, как я понимаю, о том, что мир органичен и целостен и взаимосвязан во всех своих проявлениях, а самое главное — неразрывно соединен со своим Творцом через животворящее действие Его благодатных энергий. Человек же в этом мире занимает исключительное положение, поскольку Бог вложил в него начатки всего сотворенного естества, сделав его венцом Своего творения.
Венец это ведь не просто знак почета, и не только то, что на самом верху. Это еще и то, что там, наверху, как бы собирает воедино и скрепляет собою все, что ниже. Такое значение слова «венец» сохранилось в строительной терминологии, где венцами называют ряды бревен в деревянном срубе. А еще более точно оно употреблялось когда-то у бондарей – мастеров по изготовлению бочек. Там венцом назывался обруч, который насаживался на дубовые или липовые дощечки, собирая их воедино, из набора заготовок превращая в готовое изделие – бочку.
Так и человек оказался венцом творения не только в значении максимальной славы сотворенного мира, но и вот в этом, если можно так выразиться – конструктивно-техническом смысле. Именно поэтому человек, по слову Иустина Поповича «…всю совокупную тварь ощущает как свое тело, как свое естество, расширенное до крайних пределов Вселенной».
Но это все – теория. А вот на деле я увидал эту святоотеческую истину при следующих обстоятельствах.
Фото Compfight
Однажды у моего друга сотрудники санитарной службы подстрелили пса. Отстреливали по городу пневматикой со шприцами, ну и… приполз Жук на крыльцо и начал подыхать. Вовке его стало жалко: даже не то, что подыхает хороший пес, а то – что… ну, буквально как собака подыхает, в коридоре, рядом с ботинками. И он его взял, положил к себе на кровать, обнял. У пса дыхание было рваное, прерывистое. Вовка прижал его к себе и начал медленно ритмично дышать. Постепенно, дыхание собаки стало выравниваться, и через пару минут Жук дышал уже ровно, в том же ритме, что и Вовка. А потом произошла совсем странная вещь. Он позвонил знакомой врачихе, и спросил: «Что нужно делать в таких случаях?». Та сказала, что она не ветеринар, а рентгенолог, поэтому что делать с подыхающей собакой она не знает. Но слыхала от кого-то, что нужно дать собаке сырое яйцо вперемешку с водкой. Яиц в доме не оказалось. И Вовка влил в пса полстакана водки с молоком. Жук покорно проглотил это пойло. И… уснул. А утром уже бегал по двору, и гонял кота.
Вот такая, совсем несвятоотеческая история. Но для меня после нее как-то все окончательно встало на свои места. И не в том дело, что отравили Жука, скорее всего, метанолом, а водка сыграла роль антидота. Просто, если уж человек способен своим дыханием восстановить дыхание умирающей собаки, значит, действительно, мир вокруг нас не чужой нам, не внешний. Он – часть нас самих, наше продолжение, наше естество. А животные и впрямь братья наши меньшие. Которых мы вольны либо пнуть сапогом, или даже пристрелить; либо поделиться с ними жизнью, прижав умирающую собаку к своей груди.
Другие истории про домашних животных и отношение к ним читайте в рубрике сайта журнала “Фома” Домашние животные
Венец Творения
Здравствуй уважаемый читатель. Книга «Венец Творения» Навроцкая Елена относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. С помощью описания событий с разных сторон, множества точек зрения, автор постепенно развивает сюжет, что в свою очередь увлекает читателя не позволяя скучать. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. Глубоко цепляет непредвиденная, сложнопрогнозируемая последняя сцена и последующая проблематика, оставляя место для самостоятельного домысливания будущего. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. «Венец Творения» Навроцкая Елена читать бесплатно онлайн можно с восхищением, можно с негодованием, но невозможно с равнодушием.
Венец творения (fb2)
— Венец творения (а.с. Высшая ценность-2) (и.с. Фантастический боевик-127) 620 Кб, 315с. — Александр Александрович Лоскутов
Настройки текста:
- » первая
- 121
- 122
- 123
крылья, ангел медленно воспарил в небо. Красиво… Словно большая белая птица, ровными кругами поднимающаяся все выше и выше. Клубящиеся в вышине тучи расступились, давая ему проход. На мгновение мне померещилось, что там, в небесах, блеснули далекие звезды. Потом все исчезло. Остался только дождь.
С волос под ворот, пропитывая рубашку и охлаждая разгоряченное тело, стекали струйки воды. Молчаливые улицы старого города затянула сплошная пелена ливня. Бесчисленные капли барабанили по асфальту. Кое-где уже появились первые лужи. В одну из них я забросил свой пистолет.
Дождь омывал редкие уцелевшие стекла, сквозь прорехи крыш проникал в пыльные комнаты и коридоры, каплями оседал на старых, облупившихся стенах. Он смывал все то темное, мрачное и жестокое, что копилось на этих улицах за последний год. Я чувствовал, как медленно тает холодное колючее облако и откатывается назад повисшая над городом Тьма.
Ирина доверчиво прижималась к моему плечу. Я обнял ее здоровой рукой и спросил:
— Пойдем домой?
Она вскинула глаза:
— А как же?..
— Что как же?.. Инквизиция? Церковь? Армия? — Я улыбнулся. — Да что они нам сделают?.. Простят. В конце концов, мы с тобой все-таки спасли мир. Во второй раз уже, между прочим. Положены же спасителям человечества некоторые привилегии?
— Да… Наверное.
— Не бойся, все будет хорошо… — Я повторил эти слова еще раз, мне нравилось, как они звучат: — Теперь все будет хорошо.
— Ну а ты? Что ты будешь делать дальше, бывший чистильщик?
— Не знаю, — рассеянно отозвался я, подняв голову и подставив лицо каплям дождя. — Завтра придумаю… Может быть, уйду в монастырь. Уверен, мать Ефросиния посодействует.
Ирина нахмурилась.
— В какой еще монастырь?
— Как в какой? В женский, конечно. — Я притворно-восторженно округлил глаза.
— Дурачок, — Ира взяла меня за руку, — так я тебя и отпустила. Пойдем лучше домой.
И мы пошли. Под скрадывающим все звуки дождем, в старом городе, ночью. Без оружия. Но я знал, что оно нам не понадобится, — мы дойдем спокойно, и никто нас сегодня не потревожит, ни Свет, ни Тьма.
Мы дойдем.
Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para — одинаковый , onyma — имя.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.
Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.
Абонемент — абонент
Артистический — артистичный
Бедный — бедственный
Безответный — безответственный
Болотистый — болотный
Благодарный — благодарственный
Благотворительный — благотворный
Бывший — былой
Вдох — вздох
Вековой — вечный
Великий — величественный
Восполнить — дополнить — заполнить — наполнить — переполнить — пополнить
Враждебный — вражеский
Выбирая — избирая
Выгода — выгодность
Выдача — отдача — передача — раздача
Выплата — оплата — плата — уплата
Выплатить — заплатить — оплатить — отплатить — уплатить
Вырастить — нарастить — отрастить
Выращивание — наращивание — отращивание
Высокий — высотный
Гарантийный — гарантированный
Гармонический — гармоничный
Глинистый — глиняный
Годичный — годовалый — годовой
Гордость — гордыня
Гуманизм — гуманность
Гуманистический — гуманитарный — гуманный
Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный
Действенный — действительный — действующий
Деловитый — деловой — дельный — деляческий
Демократичный — демократический
Диктант — диктат
Дипломант — дипломат
Дипломатический — дипломатичный
Длинный — длительный
Добротный — добрый
Доверительный — доверчивый
Дождевой — дождливый
Драматический — драматичный
Дружеский — дружественный — дружный
Единичный — единственный
Желанный — желательный
Жестокий — жёсткий
Жизненный — житейский
Жилищный — жилой
Загородить — огородить — оградить — отгородить — перегородить
Занизить — понизить — снизить
Заплатить — оплатить
Заполнить — наполнить — переполнить
Заполнен — наполнен — переполнен
Зачинатель — зачинщик
Звериный — зверский
Звуковой — звучный
Зрительный — зрительский
Изобретательный — изобретательский
Информативный — информационный — информация —информированность
Иронический — ироничный
Искусный — искусственный
Исполнительный — исполнительский
Исходный — исходящий
Каменистый — каменный
Комфортабельный — комфортный
Конный — конский
Коренастый — коренной — корневой
Костный — костяной
Красочный — красящий — крашеный
Лакированный — лаковый
Ледовый — ледяной
Лесистый — лесной
Личностный — личный
Микроскопический — микроскопичный
Мороженый — морозильный — морозный
Надеть — одеть
Наличие — наличность
Напоминание — упоминание
Невежа — невежда
Нестерпимый — нетерпеливый — нетерпимый
Неудачный — неудачливый
Обвинённый — обвинительный
Обрывок — отрывок
Обхватить — охватить
Ограничить — отграничить — разграничить
Оклик — отклик
Органический — органичный
Отборный — отборочный
Отклонение — уклонение
Отклоняться — уклоняться
Отличать(-ся) — различать(-ся)
Отличие — различие
Памятливый — памятный
Перетерпеть — претерпеть
Покупательный — покупательский — покупной
Популистский — популярный
Почтенный — почтительный — почётный
Практический — практичный
Предоставить — представить
Представительный — представительский
Признанный — признательный
Продуктивный — продуктовый
Производительный — производственный — производительность
Просветительский — просвещённый
Публицистический — публицистичный
Пугливый — пуганый
Раздражение — раздражительность
Ритмический — ритмичный
Романтический — романтичный
Скрытный — скрытый
Словарный — словесный
Сопротивление — сопротивляемость
Соседний — соседский
Сравнимый — сравнительный
Сценический — сценичный
Технический — техничный
Удачливый — удачный
Униженный — унизительный
Фактический — фактичный
Хищнический — хищный
Царский — царственный — царствующий
Целый — цельный — целостный
Экономический — экономичный — экономный
Эстетический — эстетичный
Этический — этичный
Эффективный — эффектный
Эффективность — эффектность
венец творения
Смотреть что такое «венец творения» в других словарях:
-
Венец творения — Тип блюда: Категория: Продукты: Рецепт приготовления: В текущей категории (Картофель): | | | | | | | … Энциклопедия кулинарных рецептов
-
вице-венец творения — сущ., кол во синонимов: 1 • женщина (107) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
венец — нца/, мн. нцо/в, нцо/м, м. 1) Драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха. Царский венец. И бросает она свой алмазный венец, оставляет чертог золотой… (Соловьев). 2) только ед., высок. Венок (обычно как символ страдания,… … Популярный словарь русского языка
-
венец — нца; м. 1. только ед. Высок. Венок (обычно как символ страдания, мученичества). Терновый в. (символ мученичества, страданий). Принять мученический в. (сознательно обречь себя на мучения, страдания). ● По евангельскому рассказу, перед казнью… … Энциклопедический словарь
-
венец — нца/; м. см. тж. венечный, венчик 1) только ед.; высок. Венок (обычно как символ страдания, мученичества) Терновый вене/ц. (символ мученичества, страданий) Принять мученический вене/ц. (с … Словарь многих выражений
-
перл творения — сущ., кол во синонимов: 5 • венец творения (13) • верх совершенства (5) • идеал (28) … Словарь синонимов
-
Адам — У этого термина существуют и другие значения, см. Адам (значения). Адам (ивр. אָדָם) … Википедия
-
идеал — Совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание. См. цель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. идеал совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание, цель;… … Словарь синонимов
-
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия
-
Еврейская философия — Еврейская философия философия, опирающаяся на еврейскую традицию, коллективный опыт еврейского народа. Нередко еврейскую философию определяют более узко как философию иудаизма, то есть как рациональное обоснование иудейской теологии,… … Википедия
венец
В Википедии есть страница «венец». |
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | вене́ц | венцы́ |
Р. | венца́ | венцо́в |
Д. | венцу́ | венца́м |
В. | вене́ц | венцы́ |
Тв. | венцо́м | венца́ми |
Пр. | венце́ | венца́х |
ве-не́ц (дореформ. вѣнецъ)
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 5*b по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -вен-; суффикс: -ец .
Произношение
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
Семантические свойства
Значение
Общее прототипическое значение — высшая, самая верхняя часть и украшение чего-либо.
- устар. то же, что венок ◆ Сие не дивно, что тогда древо креста, венец терновый и гвозди страдания Христова в Греции подлинные или для воспоминания зделанные были, но в римской церкви о́наго так намножилось, что их 10 раз более собраться может, нежели истинных было, а все за правдивые показывают. В. Н. Татищев, «История российская в семи томах. Том второй», 1750 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- поэт. то же, что корона ◆ И помазал митрополит царя Иоаса и корону, сотворив крестное знамение, и водрузил венец на главу его. ◆ Из латинскаго, вместо венец, решение, воевода, снаряд, крепость, запас имянуем корона, резолюция, генерал, артилерия, фортеция, провиант, аммуниция и пр. В. Н. Татищев, «Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах», 1733 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- нимб, ореол, светящееся окружение чего-либо ◆ Венец луны окружностью туманной, // Короновал холодный лик зимы. Владимир Лапчевский, «Вы все любимы мной»
- перен. расположение по кругу, вокруг чего-либо ◆ Кольцо коралловой суши заключает внутри зеленовато-лазурную лагуну в венце пальм и белого кораллового песка.
- архит. звено из четырёх скреплённых брёвен, образующих один ярус деревянного сруба ◆ Стена будет надёжнее, если первый венец собрать из дуба или лиственницы.
- перен. успешное завершение какого-либо дела, процесса ◆ Конец — делу венец.
- перен. наивысшее достижение ◆ Человек — венец творения природы. ◆ Это дело было венцом его карьеры следователя.
- техн. элемент шестерённой передачи ◆ Предлагается конструкция барабана бетономешалки, исключающая возможность приставания цементного раствора к стенкам и их коррозию. Барабан состоит из стального кольца с зубчатым венцом. «Реферативный журнал/Институт научной информации (Академия наук СССР)», 1961 г.
Синонимы
- венок
- —
- —
- обрамление
- ярус
- —
- апогей, зенит, вершина
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- уменьш.-ласк. формы: венчик
- пр. существительные: венок, венчание; антивенец
- прилагательные: венечный, венценосный, венчающий, венчающийся, подвенечный
- глаголы: венчать, венчаться, увенчать, увенчаться, увенчивать, увенчиваться
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- венец безбрачия
- венец творения
- венец эволюции
- идти к венцу
- свадебный венец
- терновый венец
Пословицы и поговорки
- конец — делу венец
Перевод
венок
- Болгарскийbg: венец
- Испанскийes: diadema, aureola
корона
- Болгарскийbg: венец
- Испанскийes: corona
Омофоны
Образует омофоны с сущ. винцо.
ве́нец
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | ве́нец | ве́нцы |
Р. | ве́нца | ве́нцев |
Д. | ве́нцу | ве́нцам |
В. | ве́нца | ве́нцев |
Тв. | ве́нцем | ве́нцами |
Пр. | ве́нце | ве́нцах |
ве́-нец
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 5*a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -вен-; суффикс: -ец.
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
- житель или уроженец Вены ◆ В газету глаза: молодцы ве́нцы. // Буржуя́м под зад наддают коленцем. В. В. Маяковский, «Хорошо!»
- австриец, европеец, житель, уроженец
Ближайшее родство
- имена собственные: Вена (топоним)
- пр. существительные: венка
- прилагательные: венский
Происходит от названия города Вена в Австрии.
Список переводов
- Английскийen: Viennese (en)
- Испанскийes: vienés (es)
- Немецкийde: Wiener (de) м.
Метаграммы
- йенец, ненец
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Болгарский
Ед. | венец |
Ед. об. | венеца |
Ед. суб. | венецът |
Мн. | венци |
Мн. сов. | венците |
Числ. | венеца |
Зв. | — |
ве·нец
Существительное, мужской род, склонение 8.
- венец (II)
- ореол, лаври, слава; бандаж, скоба, опорен, пръстен; венче; диадема, корона
Аналогично русскому слову.
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Значение слова «Венец»
В словаре Даля
м. кольцо, обод, обруч, окружность, полоса кружком, со знач. возвышенного положения или почетного значения вещи. | Очертание сияния, блеска вкруг головы святого на иконах; | царское головное украшенье, корона; | девичья головная лента, повязка; | убор в виде нижнего отруба сахарной головы твер., с поднизью, рясами или жемчужною сеткою на лбу; | возлагаемый во время бракосочетания, венчанья, на голову жениха и невесты, брачный знак, в виде короны; | *самое бракосочетание, свадьба. | Чета, муж и жена, тягло. У нас руга хлебом идет с венца по мере. | Венок, плетеница кольцом из ветвей, зелени, цветов. | Украшенье в виде венка вокруг столба, сосудов и пр. | Ряд бревен в срубе, связь четырех бревен в избной рубке, ярус бревен. В крестной избе венцов всегда нечет, от 19 до 21. | Тягло, семья, двор, дым, хозяйство; | чета, муж с женою, влад. ниж. (от этого вьюнец?). | Горный хребет кругом, полукругом; степной кряж, уваль, вост. | уступ плоской возвышенности, окружающий низменности, разделы рек, поречье, урему. Венец, у лошади, место сроста копыта с кожей. Коли лошадь засечет подковой венец, то копыто навсегда станет расти уродливое. | *Честь, слава, почет, украшенье, почетное повершенье дела; награда, славное возмездие. Венец лета, церк. круг, круглый год. Конец делу венец. Муж жене отец, жена мужу венец. Венец приять, обрачиться; приять мученический венец, стяжать славу мученика. Каменец венец: кругом вода, а в середине беда; р. Смотрич обтекает вкруг скалы, на которой К-Подольский. Добрый конец всему делу венец. К лавке лицом, по заду дубцом, вот тебе и под венцом! Венцом грех прикрыть. Была под венцом, и дело с концом. Детки хороши, отцу матери венец; худы — отцу матери конец. Разорить до конца, не будет венца. Кто венец надевает, тот и снимает. Береги дочь до венца. Под венцом невеста крестится покрытой рукой, чтобы жить богато. Венчпк, умалит. венец, ободок, кольцо, кружок, гайка у разных машин и снарядов. | Атласная или бумажная лента с изображением спасителя, Богоматери и Иоанна Богослова, полагаемая на чело усопших, при погребении. | Верхняя часть цветка, лепестковый обручик, раструб лепестков. | Сиб. игра в венчики, род фантов. Венчик зуба, верхняя часть его: средняя, бабка; исподняя, корень. Венцовый, до венца относящийся, | или венцевидный, венцеобразный, имеющий вид, образ, подобие венца, или составленный из венцов. Венцовый бур, горн., снабженный четырьмя остроконечными венцамн. Венцовая крепь, рудник, одетый срубом, бревенчатыми венцамн. Венечный, относящийся к венцу, в разн. знач. Венечная пошлина, стар. собиравшаяся с новобрачных. Венечная память, стар. приказ благочинного о повенчании; | брачное свидетельство. Венечник, растение Anthericum. Венцедавец, венцедатель м. дарующий венец, обладание, славу, силу и власть и пр. Венценосный, коронованная особа, государь и государыня. Венценосец м. векценосица ж. то же, а также | святой, сподобившийся венца славы духовной. Венценошение ср. действ. и состояние венценосца. Венчать кого, увенчать, возлагать на кого почетно венец; | возводить на царство, короновать; | удостаивать, сподобить, возлагать на кого высшую почетную награду. Тас венчан лавровым венком. Венчать дело, благополучно, желанно оканчивать, вершить Повенчать, обвенчать. свенчать, совершить над кем таинство брака. Так венчали, что и дома не знали, о краденой свадьбе. Где венчают, тут и погребают (отепвают). Сегодня венчался, а завтра скончался. Худой поп свенчает, хороший не развенчает. Венчать вкруг ели, вкруг куста, говор. шуточн. о невенчаной чете (простая ли шутка, или память язычества?). Помер, так не венчать, а отпевать надо. Трижды венчан, а жена одна? поп. -ся, возвр. и страдат. Венчевати, церк. увенчевать, венчать. Венчанье ср. действ. и состояние по знач. глаг. на ть и ся. Венчательство, то же. Венчательный или венчальный, до венчания относящ., к обряду венчания принадлежащий, подвенечный. Венчальное полотенце, посылаемое невестой жениху, через сватов или чрез отца его. Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе. | Венчальное сущ. повенечное,повенчальное, плата за венчанье. Венчатель м. -ница ж. венчающий, венчавший.
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
Ударение: вене́ц м.
- устар. Венок.
- Драгоценный головной убор в виде венка или короны, надеваемый – как символ власти монарха – при совершении обряда возведения на престол.
- перен. Царская власть, престол.
- Корона, возлагаемая на жениха и невесту при церковном обряде венчания.
- перен. Венчание, бракосочетание.
4)
- Вершина гор, верхняя часть строения.
- перен. Высший предел, вершина чего-л.
5)
- Светлое радужное кольцо вокруг Солнца, Луны и других небесных светил.
- перен. Светлый ободок вокруг головы на иконах; нимб, ореол.
- Женская прическа в виде кос, уложенных вокруг головы.
- Старинный девичий головной убор, головная повязка.
- Ряд бревен в срубе.
В словаре Фасмера Макса
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
В словаре Энциклопедии
1) старинный головной убор, часто имеет церемониальное значение (см. Венчание). 2) В деревянном строительстве — бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба связываются путем врубки — с выступающими концами («в обло») или без них («в лапу», «в шип»).
В словаре Синонимов 2
сущ1. венок2. верх, вершина, апогей, зенит, кульминациявысшая степень чего-либо3. корона, шапка Мономаха
В словаре Синонимы 4
апогей, венок, верх, вершина, звено, зенит, корона, кульминация, нимб, ореол, предел, сияние
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
ЕЭБЕ/Венец
Венец — В Библии слово, употребляющееся для перевода пяти различных еврейских слов в Библии. Оно служит, во-первых, для передачи «zer», זר — технического термина, употребляемого часто в священнических частях кн. Исход для обозначения золотых бордюров, которыми были украшены Ковчег завета (25, 11), стол (25, 24), его стенки (25, 25) и жертвенник для воскурения (30, 3). Такое словоупотребление редко; гораздо чаще слово В. употребляется для передачи другого еврейского слова — «nezer», נזר, обозначавшего особую головную повязку, которую носили еврейские цари как символ своей монаршей власти (II Сам., 1, 10; II Цар., 11, 12) или первосвященники (Исх., 29, 6, 39, 30). Слово זר употребляется поэтому в переносном смысле для обозначения власти царя (Притч., 27, 24). Как в прямом (II Сам., 12,30; Иезек., 21, 31), так и в переносном смысле (Иов, 19, 9, 31, 36) употребляется еще третье слово, «atarah», עטרה, равным образом обозначающее В. Оно, впрочем, служило также для обозначения венков, которые возлагали себе на голову на пиршествах как украшение (Ис., 28, 1) или как награду на играх (Притч., 4, 9). В книге Эсфири для обозначения царского В. приводится еще другое слово — «keter», כתר. В библейских текстах слово В. служит обыкновенно символом блеска и величия (Притч., 12,4,16, 31). В. употреблялся также как символ торжества, Пс., 142, 8.
В Талмуде. — Обычай обвивать венками голову на пирах сделался, по-видимому, очень распространенным среди евреев еще перед разрушением второго храма. Иудифь и все жены израильские устроили благодарственное празднество после победы над войском Олоферна «и возложили на себя масличные венки»; то же сделали, вероятно, и мужчины (Иудифь, 15, 16). Александрийские евреи после одного чудесного избавления от опасности устроили благодарственное празднество «и увенчали себя всякими благоуханными цветами» (III Мак., VII, 16; ib., IV, 8 и Иос. Флав., «Древн.», XIX, 9, 81). В эпоху Маккавеев евреи обыкновенно справляли праздник Кущей, сидя в своем шалаше «с венками на головах» (ср. книгу Юбил., XIV, 30). Очевидно, благодаря этому обычаю возникло убеждение, что праздник Кущей был вакхическим празднеством (Plutarch, Symposium, IV, 5; ср. II кн. Макк., VI, 7). Язычники возлагали В. на головы своих идолов (Посл. Иер., 8; Деян., XIV, 13). Пользоваться такими венками из пшеничных колосьев или роз было воспрещено евреям (Иер. Аб. Зара, III, 42с, 43d). Евреи, однако, сами придерживались указанного обычая и возлагали золотые В. на передний фасад храма в праздник обновления (I Макк., 4, 55). Они украшали также масличными венками праздничного тельца, который шел впереди ежегодной благодарственной процессии, и корзины с первыми плодами (Биккур., III, 3. 8—9). Сам Бог изображается всегда как венценосец. Архангел Сандальфон обвивает венцами своего Творца (Хагига, 13б), a ангел Акатриил (אכתריאל — «увенчивающий ангел») получил свое имя от обязанности держать венцы славы над Всевышним (ср. Бер., 7а). Согласно славянской кн. Эноха (XIV, 2—3), каждый вечер четыреста ангелов снимают венец с головы солнца и кладут его перед Господом Богом, и каждое утро они снова возлагают В. на голову солнца перед тем, как оно отправляется в свое дневное путешествие. Двадцать четыре небесных старца также носят на головах «золотые венцы», и, когда падают ниц перед Господом, они «полагают В. свои перед престолом». (Откров., IV, 4, 10). У талмудистов слово עטרה употребляется вместо библейского זר в значении «бордюр» или «кайма» (Келим, V, 3; Агалот XIV, 1). В таргумах термин זר иногда передается словом כליל, также означающим В. Для обозначения символа царствования служит позднейшее библейское «Keter», и рядом с этим вводится новое слово нееврейского происхождения, «tagah» (תגא), для обозначения царского В. и для всякого украшения вообще. Праведные будут носить венцы в будущем мире (Бер., 17а; ср. Мегилла, 15б); молитва сплетается в В. и возлагается на голову Господа Бога (Schemoth rab., XXI). «Существует три В.: В. Торы, В. священства и венец царский, но венец доброго имени выше всех их» (Абот, IV, 13). Термин «В.» употребляется также как метафора для обозначения «власти», напр. в параболе ο зависти Луны Солнцу Луна спрашивает: «Подобает ли двум царям пользоваться одинаковыми В.?», и Бог, приняв во внимание это замечание, уменьшил ее свет и поставил ее на второе место (Хулин, 60б). В том же смысле и выразился р. Цадок: «Не делай твоих познаний В., чтобы возвеличиться ими» (Абот, IV, 5). Очень выдающиеся люди назывались «В. своих товарищей» (Тосеф. Сота, ХV). «Со смертью р. Элеазара бен-Азария исчез В. мудрецов» (Сота, 49б). Невеста и жених носили В. — венки или гирлянды — на свадебном торжестве, каковой обычай был временно запрещен в период войны с римлянами (Сота, IX, 14). Эти брачные венки нельзя было плести из мирт или из роз и даже из соломы. Основанием для этого ограничения служило то обстоятельство, что В. из роз употреблялись идолопоклонниками (Иер. Аб. Зара, IV, 43d; Сота, 49б). Позднейшие раввины смотрели на обычай возложения венка на голову жениха как на знак печали ο разрушении Иерусалима, «так как масличные ветви горьки» («Ateret Zekenim» к «Or ha-Chajim», 560; Toc. Пес., 36).
Венец Торы — коронка с колокольчиками, которая обыкновенно изготовляется из позолоченного серебра, с надписью כתר תורה. Она помещается на верхнем конце ручек свитка Торы. Подобная же эмблема, часто помещаемая между двумя львами, как символами силы, украшает покров свитка и покрывало Ковчега. Трудно сказать, когда возник этот обычай. В эпоху гаонов на голову того, который читал последнюю главу Торы в Симхат-Тору, возлагали В. из серебра или золота или миртовый венок, как на голову жениха, откуда, вероятно, и получилось название «жених Торы», חתן תורה. Отсюда возник обычай, чтобы В. был постоянно на свитке Торы, так как изготовление В. или плетение венков в праздничные дни было бы нарушением закона (см. Schulchan Aruch, Orach Chajim, 154, 10). Первоначально, вероятно, украшались В. Торы главы школы, называвшиеся «царями» (Гит., 62а). Это предположение отчасти подтверждается и изречением Гиллеля: «Кто злоупотребляет венцом (תגא), гибнет» (Абот, I, 13). Ha В. Торы, вероятно, указывает следующая агада: «Когда израильтяне до получения Торы на горе Синае сказали: «Исполним и будем слушаться», тогда пришли шестьдесят мириад ангелов с двумя В. для каждого — по одному В. за каждое обещание, когда же они согрешили с золотым тельцом, то явилось вдвое более демонов, чтобы отнять y них эти В. (Исх., 33, 6, Шаб., 88а; ср. Песик., 21 ; Песик. де р. К., ХIV, 124б; Тан., Тецаве, изд. Бубера, 5а). Венец праведности — блаженство праведных в будущей жизни — описано Равом в Бер., 17а: «В будущей жизни нет ни еды и питья, ни браков, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соперничества, только праведники будут сидеть с В. на голове и будут наслаждаться блеском Шехины, как сказано об избранных из сынов Израилевых: «Они видели Бога, и это было их едой и питьем» (Исх., 24, 11, Таргум). В Санг., 111б и Мег., 15б, р. Ханина говорит: «Сам Бог будет В. славы на голове каждого праведного», ибо написано: «В тот день Господь Саваоф будет венцом славы и диадемой красоты для остатка народа Своего» (Ис., 28, 5). Зогар (Ваиехи, крак. изд., 290) повествует об окруженных венцами престолах, уготованных в раю для праведных за тридцать дней до их рождения в то самое время, когда возвещается ο предстоящем переходе их души в дальний мир. Так говорит и поэт, автор «Akdamuth»: «Под балдахином из хрустальных облаков, нося на голове венец красоты, каждый в соответствии со своими делами, на престоле с семью золотыми ступенями. .