Содержание
- Икона Иисуса Христа
- Лики Богоматери
- О чем молится перед ликом Богоматери
- Успение, Феофан Грек, 1392
- Содержание и композиция иконы
- О чем молятся перед иконой Успения Пресвятой Богородицы
- Молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы»
- Икона «Успение Пресвятой Богородицы»: в чем помогает верующим
- Композиция иконы
- О чём молиться перед образом
- Икона «Успение Пресвятой Богородицы»
- Иконография Успения: От Иоанна Дамаскина до Караваджо
- Различные варианты икон
- Общие детали образа
- Молитвы Пресвятой Богородице
Икона Иисуса Христа
Святые образы нашего Всевышнего присутствуют практически во всех христианских домах, ведь эти иконы являются главной православной реликвией, которая занимает одно из основных мест в домашнем иконостасе и в церквях. Эта икона одна из самых дорогих и боготворимых среди христианских святынь, потому как это лик нашего Спасителя. Икон Господа Иисуса существует огромное множество. Многие божественные образы со святым изображением обладают целебными свойствами. Все святые лики Всевышнего в основном характеризуются тем, что несут в себе гармонию и благословение Божье.
Предназначение икон
Святые образы Всевышнего Иисуса Христа выступают в роли посредника между Небесным Царством и земным человеческим светом. Пред Образом возносят молитвы об излечении серьезных недугов, молятся о ниспослании поддержке во всяком горе, просят Всевышнего направить их на путь истинный и указать на верное решение судьбоносного вопроса. Верующие верят, что если произносить молитвы перед иконой Спасителя, то такая просьба быстрее дойдет до небесного покровителя.
В наше время иконописцы делят все лики на несколько видов:
• Икона Христа Всеповелителя и Небесного Судьи.
• Лик Господа образе проповедника среди мирских людей.
• Кроме вышеперечисленных изображений Иисуса, существуют святые образы Христа, где он изображается в образе мальчика либо малыша (такие образы Всевышнего не образуют отдельный вид).
На большинстве образов Спаситель изображается с крeстчaтым нимбом на голове. Этот нимб является символом Божественного света, который Господь показал своим последователям на холме Фaвoр. Путем изображения такого символа обозначается две сущности Иисуса Христа – Небесное естество и земное, людское.
Практически на всех образах он изображается держащий в руках книгу: Открытую либо закрытую – Библию, священное послание о спасении, которое Всевышний принес людям.
• Святой образ Господа Вседержителя – икона, которая, обязательно есть любой христианской церкви, обычно, она расположена в центре церкви. На этой иконе он изображен во время своей проповеднической деятельности: волосы гладкие, которые ниспадают на плечи, маленькая борода и усы, правая рука изображается в благословляющем жесте, а в левой руке он держит Библию.
• Образ в терновом венце — это страдальческая икона. Потому как это символизирует страдания и грехи людей, которые Иисус, согласно воле своего Отца взял на себя.
Когда обращаются к иконе
Считается одним из главных и необходимых предметов мирского бытия православных верующих. Надо знать то, что этот святой лик обладает своим предназначением и у него есть определенные условия. Это все нужно иметь ввиду для того чтоб понять атрибутику иконы Всевышнего. Выбирая святые лики для своей квартиры вы должны основываться на том чего хочет ваше сердце. Икона воплощения Господа Бога считается главным и необходимым элементом праведного жития верующих людей. Можно выбрать, как и истинное божественное изображение, так и то, которое насыщенное атрибутикой.
По-гречески Вседержитель, переводится как Пантократор. Что обозначает способность делать чудесное явление, которое и считается привилегией Всевышнего.
Как изображается лик
Всевышнего могут изображать сидя на престоле, во весь рост либо же бюст. В одной руке у него находиться пергамент либо же библия. Другая же рука изображается в напутствующим знаке. Библию же изображают раскрытую либо же наоборот закрытую. Если же Евангелие раскрытое, то там рисуют два знака: название первой и последней букв в греческом алфавите. Это означает рассвет и закат.
На этой иконе Наш Господь изображается в тот период мирской жизни, вовремя которого Иисус проводил миссионерские беседы. Вокруг головы находится круглый нимб с вписанным в него крестом. На нем одеты синяя накидка поверх красного древнегреческого мужского платья. Верхняя накидка обозначает исток небо, а рубашка- людскую суть, страдание, и величавость. Этой одеждой показывают равноденствие мирского, религиозного и небесного.
Значение иконы
Эта икона очень известна людям, потому как над ликом Иисуса парит венец с крестом. Этот венец показывает на божественное начало, а также на второй мирской лик Всевышнего. Крест означает борьбы над кончиной и греховным деянием, смирение, которое показал наш Спаситель во время страданий.
Выделяют из огромного количества святых образов лик Всевышнего. Он представлен шестью главными видами, которые в свою очередь представлены двадцатью подтипами.
«Спаситель Небесный», «Всевышний Вседержитель» и «Иисус Христос на троне» — это самые популярные и почитаемые иконы, которые знает всякий православный верующий.
Роль иконы в православии
Предназначение этой иконы крайне важное. В нем собрано предупреждение о Высшем суде, через который должны пройти все люди, а также такие качества как: сердечность и сострадание. С помощью этой иконы православные люди справляются со всеми преградами и бедами на своем пути ведущему к высокой благой цели. Данный святой лик Господа символизирует о гармонии мирского и религиозного бытия, и еще о тех мучениях, которые вытерпел Иисус ради всего человечества.
Святой лик дарует верующим сострадание в печалях, спокойствие, и силы для выдержки всех препятствий, терпение. Вознося мольбы пред этой иконой, верующие выражают признание за содействие и подмогу, и еще молят о послании напутствия в достижении цели.
В чем помогает
Это божественное изображение несет помощь и сострадание. Произнося молитву к этому лику православные верующие получит избавление от:
• нечистых мыслей,
• душевных, телесных ран.
Молить у иконы Всевышнего нужно о:
• спасении от гибели и несчастий,
• ограждении лжи и огорчения,
• спасение от бесчестности и бессердечия.
Нужно возносить не только молитвенные прошение к Всевышнему, но и благодарственные молитвы. Необходимо наносить визит в церковь и в моменты радости, чтобы поблагодарить Господа за все. Мольбы надо произносить искренне от всей души и добрыми мыслями. Можно возносить молитвенные просьбы не лишь о себе, но и за своих родных.
Икона поможет обрести:
• единство;
• помогает обрести покой;
• скрепляет семью;
• единодушие.
Огромную роль играет эта икона в семейных отношениях. Она оберегает семью. При помощи этой иконы возможно оградить своих чад от недугов и несчастий. Считается, что не существует таких болезней, которые не может исцелить Небесный Целитель души и тела.
К этому божественному лику возносят молитвы о исцелении самых тяжелых болезней. И если верование верующего твердое, настоящее и чистое, то эта икона исцелит от всяких недугов. Пред этой иконой молят о здравии и любви для друзей и ближних. Эта икона создает Венчальный образ. Очень часто родные молодого именно этой иконой и напутствуют его на добрую, взаимную любовь и вечный брак.
Необходимо так же не забывать о признательных мольбах, потому как случаи в нашем мирском бытие иногда оказываются на самом деле небесной помощью нашего Спасителя. Данная икона есть в любой церкви. Для этого святого лика нет какой -либо определенной даты памяти. Все говорят, что Тот, Кто изображается на этом лике, и считается Счастьем, Благословением и Миром.
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Дева Мария является матерью Иисуса Христа. Поэтому икона Божией Матери с младенцем Иисусом является главным женским образом в православии. Ее лик несет в себе особое значение. Она символизирует целомудрие и праведные деяние. Лик святой почитается во всем мире. Богослужения, посвященные Деве Марии, проходят во все ее праздники.
Лики Богоматери
В православии существует достаточно большое количество ликов Богоматери. На некоторых из них святая изображается одна, а на других с младенцем – Божьим Сыном. Все разнообразие икон Богоматери делится на три типа:
- Елеуса. В переводе на греческий язык «елеус» означает «умиление». На них она изображается с младенцем на руках. Образа соприкасаются, а их нимбы соприкасаются. Такой лик является неразрывным символом единства всего Земного и Небесного, бесконечной любви к Всевышнему.
- Одигрия. На иконах данного типа Божья Матерь также изображается с младенцем на руках. Но от предыдущего типа она отличается необычайной строгостью. Ребенок на ней изображен на левой руке. При этом он немного отстраняется от нее. Его левая рука находится в поднятом положении, как будто благословляет верующих, поклонявшихся перед ликом. Правая рука святой Девы направлена в сторону ребенка. Такое изображение является символом указания праведного пути. Именно от этого иконы Божией Матери с Иисусом на руках является символом путеводителя. Перед ней преклоняются верующие, которые много путешествуют.
- Оранта. Это единственный вид образа на которой она изображается без младенца. Чаще всего на ней она представлена в полный рост со сложенными руками, как в молитве.
Вышеописанные вилы икон — это лишь часть образов, которые существуют в православии. На самом деле святых ликов намного больше. Им преклоняются все и женщины, и мужчины. Они помогают справиться с многими житейскими проблемами.
БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read moreО чем молится перед ликом Богоматери
Перед иконой Божией Матери и Иисуса Христа преклоняется много православных христиан произнося молитвенные прошения с просьбами о помощи в исцелении от недугов, просят помощи пережить тяжкие испытания. Также перед ликом незамужние девушки просят помощи в поиске достойной пары, а молодые семьи возносят прошения о детях. Каждая молитва будет услышана если ее произнести искренне от всей души и с глубокой верой в сердце.
Текст молитвы:
От скверных моих уст приимй моление, о нескверная, чистая и пречистая Дево Богородице! И не возгнушайся моих словес, о, Радосте моя! Но призри на мя и помилуй мя, о Мати Зиждителя моего! Во время жития моего не остави мене: веси бо, Владычице, яко на Тя всю мою надежду возлагаю, и все упование мое о Тебе есть. Темже и во время смерти моея предстани ми, Помощнице моя, радосте и утешение мое: не остави мене тогда, надеждо моя, и не посрами мене тогда. Вем бо, вем, Дево, яко о многих гресех повинен есмь окаянный, и трепещу помышляя час оный: но, Радосте моя, яви ми тогда лице Твое, удиви на мне милость Твою, Ходатаице спасения моего, изми мя, Владычице, от лютости бесовския и страшнаго и грознаго испытания воздушных духов; и от злобы их избави, и всю скорбь дне того на радость преложи Твоим посещением, и сподоби безбедно прейтй ми от начал и властей тьмы и достигнута поклонитися на Престоле славы седящему Христу и Богу нашему, со Безначальным его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Смотрите еще видео о иконах Спасителя и Богоматери:
Икона Божией Матери и Иисуса Христа: значение и ее помощь
Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read moreМетки:Богородица икона молитва
Успение, Феофан Грек, 1392
Успение — Феофан Грек. 1392. Дерево, яичная темпера. 86×68
Выдающийся живописец XIV века Феофан Грек был глубоким психологом, «философом», как называли его современники, художником неудержимого темперамента. Его произведения поражают силой чувств, страстной взволнованностью образов. Феофан Грек — выходец из Византии. Будучи уже зрелым, сложившимся художником, он оказал огромное влияние на развитие русского искусства.
Начало его деятельности на Руси связано с Новгородом. Здесь Феофан Грек, один из величайших мастеров монументальной живописи, выполнил великолепные фрески, например в Спасо-Преображенском соборе на Ильинской улице.
В Москву Феофан Грек переехал в конце XIV века — в период сложения города как общерусского центра. Здесь он работал над росписями кремлевских храмов, писал иконы.
Кисти Феофана принадлежит замечательная двусторонняя икона. На одной ее стороне изображена «Донская богоматерь», на другой — «Успение».
В «Успении» запечатлена смерть Марии. В исполнении Феофана Грека сцена из легенды приобретает необычайную значительность и многоплановость. Со свойственной художнику способностью философски постигать смысл свершающегося строит он эту традиционную композицию.
Лежащая на светлом ложе Богоматерь в темно-вишневой одежде олицетворяет величие и строгость смерти, ее вечный покой. Четкой, непрерывной линией очерчивает художник фигуру умершей. В энергичном движении, словно устремленный вверх, возникает над Марией огромный Христос, божество, принявшее ее душу и возносящее ее на небо. Он изображен на фоне темно-синего ореола — небесной сферы, которую венчает ярко-красный серафим с распростертыми крылами. По контрасту с могучей, исполненной внутренней силы фигурой Христа апостолы у ложа Марии кажутся маленькими и слабыми. Их лица и жесты выражают смятение, испуг, жалость, ощущение бессилия человека перед лицом смерти и даже непонимание ее. Группа апостолов поражает жизненностью типов. Трепетность и живость изображению придают световые блики, быстрыми движениями нанесенные художником на лица и на ткани одежд.
«Успение» Феофана Грека — произведение высокого драматизма, глубины мысли и подлинной человечности.
Равно как многие святые люди Дева Мария знала заранее о собственной кончине. За три дня до этого ей явился архангел Гавриил, тот самый, который когда-то принес благую весть, и сказал Богородице о предстоящем успении и вознесении в Царство Небесное.
Икона Успение Пресвятой Богородицы рассказывает именно об этом событии и описывает не его всесторонне, предлагая зрителям возможность увидеть не только мир явный, но и скрытые детали.
Содержание и композиция иконы
Хотя по содержанию разные варианты могут немного отличаться, есть возможность привести описание самых основных элементов данного святого образа и объяснить значение и иконы в целом и некоторых составляющих изображение элементов.
Итак, по центру икона Успение всегда имеет Пречистую Деву, которая располагается на одре. Лицо с закрытыми глазами, выражение спокойное и безмятежное. Также чаще всего само тело изображается немного эфемерным, как бы слегка прозрачным и данный художественный прием намекает на Воскресение Богородицы, которое случилось на третий день после успения.
У изголовья располагаются апостолы, которых Богородица захотела видеть и которые волею Святого духа оказались там. Всегда присутствует Иоанн Богослов ведь именно ему Христос с креста сказал: «Се мать твоя», указав на Пречистую Деву. Также и своей матери он сказал: «Се сын твой».
Эти фразы имеют и практический и символический смысл. На практическом уровне Спаситель заповедовал им заботиться друг о друге и действительно Богородица в дальнейшем отправилась в Эфес, где проживала в доме родителей Иоанна Богослова. На уровне символическом таким образом Христос принял в собственную семью не только Иоанна, но и каждого человека в его лице, то есть даровал каждому возможность на спасение и обретение святости.
Помимо этого у одра изображаются Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец, которые являются святителями. Они оставили письменные свидетельства об этом событии, поэтому практически каждая икона Успение Богородицы изображает этих людей со свитками.
Сверху и по центру располагается Христос, как правило, в синей сфере, которая символизирует Небесной Царство. В сфере располагаются херувимы, а сверху – огненный серафим. В руке Христос держит небольшого младенца с нимбом и этот символ указывает на душу Богоматери.
Спаситель появился для того, чтобы перенести душу Девы Марии в Царство Небесное.
Символическое изображение этого акта в свою очередь интересным образом перекликается с композицией иконы Божьей матери с младенцем.
Многих из тех, кто смотрит на икону, Успения Пресвятой Богородицы интересует значение двух фигур, которые часто изображаются под одром Пречистой Девы. Там изображается ангел с мечом и человек возносящий руки в позе наподобие молитвенной. На самом деле этот символ более чем интересен, он сочетает в себе описание событий мира земного и небесного.
Один из иудейских священников, который участвовал в обряде погребения, хотел перевернуть одр Богородицы, но явился ангел с мечом, который отсек тому руки. После этого священник впал в ужас и устыдился себя и ангел исцелил его. Тогда священник присоединился к похоронной процессии и уверовал.
Тем не менее, этот сюжет не всегда фиксируется, к примеру икона Успение Богородицы Феофана Грека написана в так называемом сжатом варианте. Композиция включает в себя только основные фигуры, главный акцент сделан на Христе и Богоматери.
Таково краткое описание иконы Успения Пресвятой Богородицы и трактовка основных символов и фигур на изображении. Теперь следует понять, как использовать данную икону для молитвы и созерцания.
О чем молятся перед иконой Успения Пресвятой Богородицы
Согласно православной традиции, Пречистая Дева сумела достигнуть на земле высшего предела святости. В апокрифических свидетельствах осталось немало упоминаний о чудесах связанных с ней, но, главное, об огромной вере, которой она обладала. Теперь Царица Небесная молится о каждом на Небесах и помогает людям на земле, ходатайствуя за каждого от грешника до подвижника.
Именно поэтому следует молиться перед иконой Успение Пресвятой Богородицы по разным поводам, верующий сразу поймет в чем помогает такая молитва, а остальные смогут в свою очередь укрепиться в вере и получить духовную помощь.
Молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы»
Тропарь, глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание
Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы»: в чем помогает верующим
Православная иконография необычайно многогранна. Особое место среди святынь занимают образы, посвящённые церковным событиям и праздникам. Практически каждому важному в христианской истории факту посвящена определенная икона.
Православные иконописцы не могли обойти вниманием праздник Успения Пресвятой Богородицы. Ему посвящена удивительно красивая икона, несомненно заслуживающая внимания как со стороны искусствоведов, так и среди верующих.
Как выглядит икона «Успение Пресвятой Богородицы»? В чем помогает святыня? Кому стоит её приобрести? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в публикации ниже.
Композиция иконы
Об Успении Пречистой Девы не рассказывается в Библии. Мы знаем об этом празднике из Предания и апокрифов. В связи с отсутствием документальных свидетельств в Священном Писании, отделить истину ото лжи было сложно.
В связи с этим фактом и обилием ересей в ранней христианской истории, своё начало каноническая иконография Успения Девы Марии по церковным меркам берет довольно-таки поздно: лишь в начале IX века. Именно тогда сформировалось чёткое понимание события Успения, которое и было впоследствии отражено на образе.
Итак, композиция включает в себя следующие элементы:
- В центре: ложе, укрытое тканью, на котором расположено тело Божией Матери.
- Перед ложем: скорбящие апостолы.
- За ложем: Иисус Христос склонившейся над телом Своей Матери, и держащий в руках Её душу (изображена в виде новорождённого, завернутого в ткани).
- Над Господом и душой Богоматери летают ангелы.
Все эти элементы обязательно включает в себя каждая икона «Успение Пресвятой Богородицы».О чем молятся перед этим образом вы узнаете в следующей части статьи.
Также отметим, что существует несколько разных иконографических типов изображения Успения Девы Марии. Некоторые из них значительно обогащены другими элементами, другие – более скромны. Вид изображения Успения Пречистой Девы на иконе зависит от личных предпочтений иконописца, от эпохи, в которой он жил и многих других факторов. Однако несомненно каждая из икон Успения Богородицы заслуживает внимания.
О чём молиться перед образом
Во многих православных храмах и на домашних иконостасах расположена икона Успения Пресвятой Богородицы. О чем молятся верующие, стоя перед этой святыней? Ограничений для прошений нет (кроме, разумеется,греховных просьб). Однако известно, что традиционно православные верующие просят перед этой святыней помощи в таких ситуациях:
- Исцеление болезней (душевных и телесных).
- Укрепление веры.
- Дарование добродетелей и избавление от грехов, пагубных пристрастий и так далее.
- Оправдание в случае оклеветания, обличение неправды.
- Напутствие умирающих.
Если вы не нашли в этом списке своего прошения, не переживайте. В любом случае вы можете попросить молитвенного заступничества Богородицы. Сделать это можно как в православном храме, так и находясь у себя дома.
Напоминаем вам: молиться необходимо не только находясь в трудной жизненной ситуации или имея проблемы. Не забывайте благодарить Пречистую Деву за её небесное заступничество и в радостные жизненные моменты. Обязательно стоит прочесть благодарственную молитву, если ваше прошение, высказанное в молитвенном чтении, было выполнено. Также можно последовать благочестивой традиции и заказать молебен перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы». В чем помогает молитва перед образом? Подведем итог: любая благочестивая просьба, если на то угодно Господу, будет выполнена.
Впрочем, многое ещё зависит и от искренности, и от веры молящегося. Молитесь с душой и усердно, тогда Пречистая Дева обязательно вас услышит.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы»
В православном мире есть множество икон Богородицы, которые обладают исключительными особенностями в исцелении и помощи всем обратившимся. Икона «Успения Пресвятой Богородицы» не является исключением, и особо почитается среди христиан.
Успение, или переход Богородицы из мира живых к нашему Господу и своему сыну, описано в Библии. Согласно преданиям, Дева Мария неустанно молила Господа об окончании своей земной жизни. Во время одной из молитв ее посетил архангел Гавриил и сообщил, что ее земная жизнь закончена и через три дня она обретет покой.
История иконы
Неустанные молитвы Богородицы возвеличили ее. Ее святость и искренняя забота обо всех живущих на земле помогли ей вознестись в Божье Царство и остаться покровительницей людей, утешительницей их печалей и опорой в трудные минуты жизни. В час ее успения дом был озарен божественным светом, озиравшим смертный одр Богородицы. В этом свете за Богоматерью явился сам Иисус, окруженный поющими ангелами.
Окончание земной жизни Богоматери называют успением потому, что ее смерть не была обычной. Душа Девы Марии вознеслась подобно Иисусу в Царствие Небесное, и ее дух по-прежнему взирает на род людской со смирением и желанием помочь.
Где находится образ Богородицы
Образ можно найти практически в каждом православном храме. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» находится в одноименных храмах в городах: Владимир, Ростов, Ярославль, Смоленск, Рязань, Муром, Астрахань, Москва. Значимость и чудодейственные свойства иконы невозможно недооценить, поэтому каждый год 28 августа верующие воздают молитвы Богородице с различными просьбами.
Описание иконы
На иконе изображено успение (смерть) Богоматери. Она располагается на смертном одре и окружена скорбящими апостолами. В верхней части иконы мы видим Иисуса, который держит на руках душу своей Матери, и окружен ликующими ангелами. Они возвещают переход Богоматери от земной жизни к бессмертной.
В чем помогает чудотворный образ
Молитвы перед образом вселяют в верующих уверенность, искореняют страх перед окончанием земной жизни. Каждый православный обращается с молитвами к образу, чтобы в конце пути обрести вечную жизнь и попасть в Царствие Небесное. Вознесение молитв помогает исцелить душу и тело от всевозможных недугов и болезней, укрепиться в истинной православной вере, обрести твердую опору под ногами и не поддаваться всевозможным искушениям.
Молитва перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы»
«Пресвятая Богородица, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Огради от искушений на пути жизненном, убереги, Мати, от корысти да укрепи веру мою в Иисуса Христа, великодушного и всепрощающего. Укрой меня своим покровом от ненавистников и недоброжелателей, да прости им их злобу. Дай силы бороться с искушениями да не допусти происков дьявольских, меня от веры православной отворачивающих. Яви милость свою на меня и семью мою, убереги да защити нас. Аминь».
Дни празднования
Празднование совершается 28 (15) августа. В православной церкви этот праздник считается одним из главных двунадесятых, а предшествует ему двухнедельный строгий Успенский пост. Во время поста каждый православный отмаливает свои грехи и укрепляется в вере, освобождая душу и мысли от негатива. В этот день каждый может посетить церковь или помолиться дома у иконостаса, славя переход Богоматери от жизни земной к Царствию Небесному.
Каждая икона Богоматери помогает в укреплении веры, и дает силы справиться со всеми жизненными трудностями. Священнослужители призывают верующих обращаться с ежедневными молитвами к Высшим Силам, чтобы не только укрепиться в вере, но и побороть страх смерти, помня о вознесении Богородицы. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и
Иконография Успения: От Иоанна Дамаскина до Караваджо
Иконография Успения Пресвятой Богородицы поражает своей сложностью и разнообразием. Столь богатая традиция сложилась в силу особого отношения к этому событию: Успение, пожалуй, самый почитаемый из Богородичных праздников и один из самых важных в системе христианской литургики в целом.
Еще одной причиной можно считать богатый корпус источников, который использовался в искусстве. Как известно, художник, берущийся за тему Успения Богородицы, может опираться только на апокрифическую литературу либо на тексты великих святых, которые по содержанию тоже похожи на апокрифы. Но этого материала так много, и он представляет события так ярко и подробно, что образы текстов буквально «просятся» быть изображенными в красках.
Наиболее ранние примеры иконографии Успения относятся к Х веку (плакетки из слоновой кости из музея Метрополитен в Нью-Йорке), хотя праздник окончательно утверждается на Востоке в VI, а на Западе – в VII столетиях.
Основные апокрифические источники изображений датируются IV–V веками («Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, IV век, «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, V век, «Слово Иоанна архиепископа Солунского» Псевдо-Дионисия Ареопагита, V век). Но главным текстом, ставшим основой иконографической традиции, все же следует считать «Второе похвальное слово на Успение Богоматери» святого Иоанна Дамаскина (VIII век). В разное время и в восточном, и в западном искусстве делался акцент на те или иные фрагменты этого описания.
«Во время Ее славного Успения все святые апостолы, которые были рассеяны по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим, и когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших сил. Так с Божественной и небесной славой Пресвятая Богородица предала Свою святую душу в руки Божии неким неизреченным образом.
Богоприемное Ее тело, вынесенное и погребенное с ангельским и апостольским пением было положено во гробе в Гефсимании. И на этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение. Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться богоприемному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись исходящего от них несказанного благоухания, они закрыли гроб.
Пораженные чудом таинства апостолы только и могли подумать, что Бог Слово и Господь славы, благоволивший воплотиться по ипостаси и вочеловечиться от Нее и родиться по плоти, а после Рождества сохранивший невредимым Ее девство, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Ее чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения».
В соответствии со словами святого Иоанна Дамаскина у ложа Богородицы всегда изображались апостолы. В XI веке возникает так называемый «облачный тип» иконы Успения, в котором, помимо сцены прощания апостолов с Марией у Ее ложа, в верхней части композиции показано, как ангелы переносят их по небу к месту Успения. Согласно Преданию, Фомы среди них не было, а апостолы Андрей, Филипп и Иуда Фаддей, уже погибшие к тому времени, были чудесным образом воскрешены на время прощания с матерью своего Учителя. Именно к такому типу относится замечательная по художественным качествам икона XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде (ГТГ, Москва).
Центральное место в православной иконографии Успения принадлежит образу Христа. Его фигура располагается обычно по оси симметрии, образуя в сочетании с фигурой возлежащей на ложе Марии крестообразную композицию. На руках Он держит спеленутого младенца, олицетворяющего непорочную душу Марии.
В древнерусских памятниках XVI–XVII веков (как, например, на новгородской иконе XVI века из Русского музея в Петербурге) Иисус может держать младенца только на левой руке, а правой благословлять Марию. В начале XVIII века святитель Димитрий Ростовский в проповеди «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» дал описание чудесного явления Христа, явно руководствуясь более древними апокрифами:
«Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы была открыта, и слава Господня нисходит с небес. Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».
«Несказанный свет Божественной славы» в живописи олицетворяет мандорла (лат. «миндалина») – миндалевидное обрамление фигуры Христа. Интересно, что на иконах псковской школы XIV–XV веков (одна из них представлена в собрании Третьяковской галереи) мандорла часто писалась темно-синими, а порой и черными красками. То же самое мы видим и у Феофана Грека в сцене Успения на оборотной стороне иконы «Богоматерь Донская (ГТГ, Москва).
Мастера стремились изобразить свет, согласно учению исихазма, как «пресветлый мрак», т.е. темное пятно, каким горний свет видится несовершенному земному зрению человека. Это придавало всему образу не только дополнительный духовный смысл, но и живописную экспрессию цвета, драматичность, которой нельзя избежать при изображении ухода человека из земной жизни – даже если в духовном плане это и не смерть, а вхождение в истинную жизнь.
Православная иконография Успения постоянно усложнялась и дополнялась новыми персонажами и деталями. Так уже с конца XI века помимо апостолов у ложа Богородицы стали показывать четырех епископов, по преданию также присутствовавших при кончине Марии: апостола Иакова Алфеева, Иерофея, Тимофея Эфесского и Дионисия Ареопагита. Позже (главным образом на Руси) к ним присоединились жены иерусалимские, оплакивающие расставание с Богородицей. К числу характерных символических деталей можно отнести:
- Красные туфельки у ложа Марии (помимо уже надетой на Нее обуви) – символ окончания Ее земного пути.
- Свеча, горящая перед Ее ложем. По одному из апокрифических рассказов, Мария сама просила зажечь в помещении свечу как знак Ее молитвы к Сыну, которую Она творила до последней минуты. Свеча в то же время и символ Христа, Его жертвы и сокровенного присутствия.
- Поставленный вместо свечи греческий кувшин-стамнос с чашей-подставкой. Это символ, взятый из византийской гимнографии, где Мария часто сравнивается со стамносом, наполненным манной небесной и хранившимся в Скинии Завета.
С XV века в русских иконах на переднем плане появилось изображение отсечения рук иудею Афонии. По одному из преданий, во время торжественного перенесения тела Марии на погребение в Гефсиманию Афония, не признававший Христа, хотел опрокинуть гроб на землю из рук апостолов. Но чудесно появившийся ангел с мечом отсек ему руки (Афония, разумеется, тут же покаялся и обратился).
Внедрение этого сюжета показывает, что в позднем русском средневековье иконография Успения испытывала сильное влияние традиции дидактических икон, обрастая дополнительными символами и сюжетными линиями, морализаторством, литургическим и эсхатологическим содержанием.
Каждый персонаж и предмет получали сложное богословское истолкование, которое связывало сцену Успения с Евхаристической тайной. Так ложе ассоциировалось с алтарным престолом, фигуры апостолов – с моментом причащения на Тайной Вечере, четыре епископа напоминали о чине причащения духовенства в литургии, а ангелы в верхней части иконного поля часто изображались с покрытыми руками, словно дьяконы.
Эсхатологическое измерение Успения в православной традиции также очень много значило. В XIII веке в сербских храмах Рашской школы Успение стали размещать на западной стене вместо сцены Страшного Суда, причем композиции были гигантскими и занимали всю плоскость стены. Особенно знаменита фреска в храме монастыря Святой Троицы в Сопочанах (1265), в которой действие разворачивается на фоне мощных архитектурных кулис с арками и колоннами.
Фреска в храме монастыря Святой Троицы в Сопочанах
Не менее масштабна и очень яркая по колориту фреска греческих мастеров Михаила и Евтихия из храма Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), где показано, пожалуй, самое большое число фигур. В Архангельском соборе Московского кремля фреска «Успение» размещена над алтарной нишей-апсидой, что тоже придает ей эсхатологический оттенок.
Богородица Перивлепта в Охриде. 1294, Мих и Евтихий
Наконец, в XVII веке возникает композиция Успения с клеймами, устроенная наподобие житийной иконы. В клеймах вокруг главной сцены изображаются так называемое «Второе Благовещение» – повторное явление Марии архангела Гавриила, сообщающего Ей о скорой встрече с Сыном – подробности прибытия апостолов с разных концов земли, их последняя беседа и прощание с Марией, погребальное шествие с отсечением рук Афонии.
Может также быть сцена явления Марии во славе апостолу Фоме, который не был при Ее Успении. В знак утешения Мария дарит ему свой пояс – на эту тему может быть написана и отдельная икона. В таких произведениях большое внимание уделяется символике Рая. Так на иконе 1658 года из Успенского собора Московского кремля в среднике рядом с апостолами и плачущими женами находятся и благоразумный разбойник, и праотцы Ветхого Завета – таким образом, действие словно происходит одновременно на небе и на земле.
В европейском католическом искусстве создана не менее богатая традиция изображения Успения. Для ее точного понимания необходимо учитывать один богословский нюанс: в католичестве Успение понимается прежде всего как триумфальное восхождение Марии на небеса душой и телом, то самое «нетление и перемещение прежде общего для всех воскресения», о котором писал святой Иоанн Дамаскин.
Мария рассматривается как первый человек, чей опыт вхождения в жизнь вечную будет повторен всеми праведниками при воскресении плоти во время второго пришествия Христа. Догмат о телесном вознесении Марии был провозглашен только в 1950 году папой Пием XII, но духовные представления об этом развивались в церковной традиции веками и очень четко просматриваются в произведениях искусства. Именно поэтому собственно сцена Успения редко существует в одиночестве; она сочетается с изображением либо Вознесения, либо Коронования Марии – как в готических соборах Франции или базилике Санта Мария Маджоре в Риме (хотя в станковом искусстве Успение в чистом виде тоже существует).
В изображении Успения, наряду с чисто византийской иконографией (особенно популярной в Италии XIII века), есть и очень самобытные собственные варианты. На рельефе из собора в Страсбурге (1230) Иисус по-византийски держит в левой руке младенца, а правой благословляет Марию, но на переднем плане находится плачущая Магдалина. Ее присутствие сближает Успение с иконографией «Положение во гроб» и создает тонкий, но очень важный для западной духовности нюанс: сквозь специфические сцены из жизни Марии просматривается жизнь, смерть и Воскресение Христа.
На портале Коронования Марии в соборе Парижской Богоматери Иисус в сцене Успения показан протягивающим руки к лежащей Марии, словно Он хочет взять Ее тело с ложа. Это явный намек на Ее телесное вознесение, тем более что чуть выше следует сцена Коронования. Еще более необычно изображение на рельефе Фейта Штосса из алтаря Мариацкого костела в Кракове (1477–1489). Мария в окружении апостолов представлена не лежащей, а коленопреклоненной в молитве, словно между Ее земной жизнью и небесным триумфом не было физической смерти.
Настоящий расцвет иконография Успения как телесного вознесения Марии пережила в станковой живописи эпохи Ренессанса. В это время разрабатывается устойчивая композиция, поделенная на две зоны, земную и небесную. На земле апостолы, как правило, стоят перед открытым гробом в то время как на небесах видна возносящаяся Мария, либо уже происходит Ее коронование.
Такого рода картин очень много, и самая грандиозная по масштабу и художественному содержанию – Assunta Тициана (1518, церковь Санта Мария Глориоза Деи Фрари, Венеция). Это алтарная композиция, в которой фигура возносящейся Марии по своей духовной и живописной динамике сопоставима с другим великим алтарным образом – «Сикстинской Мадонной» Рафаэля.
Не менее выразительны и апостолы, бурно реагирующие на видение уходящей в небеса Богородицы. Они стоят в разнообразных ракурсах, вскидывают руки. В их движениях и удивленных лицах показаны и сильные эмоции, и особое внутреннее озарение, мистический порыв духа, не уступающий по своей силе знаменитым духовным произведениям эпохи барокко.
Тициан. Ассунта
В XVI веке иконография, сочетающая в одном изобразительном поле Успение и небесный триумф Марии, проникает… на Русь. Такой ход мысли вообще-то никогда не был чужд православным представлениям. Еще святой Андрей Критский, описывая Успение, упоминал о том, что
«Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в царском величии в Небесное Царство Пренебесную Дверь Божию. В белом одеянии примите Ее, ангелы! Хвалите, небеса!…Скачи, земля, возвести славу Девы, чудеса погребения, как Она перенесена, чтобы был в чести пустой гроб» («Слово в день Успения Божией Матери»).
Но острая потребность в изображении Вознесения как продолжения сцены Успения возникла в православной Руси и на католическом Западе практически одновременно. В результате в русской иконописи конца XV–XVI веков появляется немало первоклассных масштабных икон, устроенных так же, как и Assunta Тициана. Среди них хотелось бы выделить икону 1479 года из Успенского собора Московского кремля. На ней фигура восходящей на небеса Марии показана в мандорле с необычным рисунком: на ее внутренней стороне ясно видна сеть лучей. Это позволяет говорить о тонком намеке на апокалиптический образ «Жены, облеченной в солнце» (Откр. 12, 1). Так возникает один из самых ранних образцов иконографии, которой предстоит сыграть огромную роль в европейском христианском искусстве позднего Возрождения и барокко.
В Европе «Жена, облеченная в солнце» станет главным изводом иконографии Непорочного Зачатия. Но и в православном мире потребность в этом образе тоже была, хотя его богословский контекст несколько отличается. Добавим также, что именно Богородичная тематика в XVI–XVII веках станет одним из основных «каналов», по которому в русскую иконопись пойдет мощная волна западных влияний.
Вернемся снова к католической традиции изображения Успения. В эпоху Ренессанса возникает еще один очень важный тип иконографии, в котором нет мистического видения Христа, и вся сцена представлена как прощание апостолов с уже усопшей Марией. Это трагическая сцена оплакивания, напоминающая о том, что, независимо от силы веры в небесный триумф Богоматери, апостолы не могут не пройти через страдание от физической разлуки с горячо любимым родным им человеком.
В лучших образцах такого типа привлекает именно человеческая глубина их переживаний, в которых заложен великий духовный рассказ о сакральной ценности земных эмоциональных связей между людьми. Хотелось бы вспомнить о двух великих примерах. Один из них – «Успение» Андреа Мантеньи (1462, галерея Прадо, Мадрид). Как и во многих других работах
этого мастера, в ней немало трагической экспрессии. Яркие красные пятна – ложе Марии и одежды некоторых апостолов – прекрасно дают ощутить психологический нерв события, апостолы глубоко скорбят, некоторые из них даже кричат. Ощущение страдания усиливает и облик Марии, которую художник, вопреки всем традициям, сделал уже немолодой. Только пейзаж в большом окне, написанный в серо-голубых и мягких охристых тонах, вносит умиротворяющее ощущения покоя и просветления.
Безусловный шедевр иконографии Успения-оплакивания – картина Караваджо (1606, Лувр). Ее заказчики, духовенство римского храма Санта Мария дела скала, шокированные нестандартным решением темы, отказались взять картину в храм. От полного исчезновения ее спас Питер Пауль Рубенс, который уговорил своего покровителя, мантуанского герцога Гонзаго купить ее. Впоследствии, потомки герцога, решая свои финансовые проблемы, продали ее во Францию.
Главным «скандальным элементом» произведения оказался образ Марии, которому было отказано в том, без чего его вообще нельзя себе представить – в эстетическом совершенстве. При жизни автора был даже пущен слух, что Караваджо, работавший только с натуры, посмел написать Божью Матерь с утопленницы-проститутки, найденной на берегу Тибра в трущобах. Документальных подтверждений этого факта нет, но даже если это и неправда, зрителю и сегодня есть чего испугаться.
Мария – женщина крестьянского типа, с одутловатым лицом и вздутым животом (действительно похожая на утопленницу), шершавыми пятками и главным «ноухау» Караваджо – грязными ногтями на руках. Увидев такое, легко тут же бросить камень осуждения в художника, тем более что Караваджо по своему образу жизни на канонизацию явно не претендовал.
Но, вопреки всем своим человеческим слабостям, этот мастер искренне любил Марию. И в контексте всех посвященных Ей картин мы видим, что в сцене Успения он дал своей Марии уподобиться Сыну в тайне Голгофы. Она измучена и внешне некрасива, как Он – Раб Божий, описанный еще пророком Исайей: «Как много изумлялись, смотря на Тебя – столько был обезображен паче всякого человека лик Его… Нет в Нем ни вида, ни величия» (Ис. 52, 14 – 53, 2). Как Он, Она проходит через ужас смерти и через «темную ночь духа», о чем свидетельствует выбранная художником «темная манера».
И при всей кричащей дерзости такого подхода в картине чувствуется огромное благоговение перед тайной Ее ухода – это ощущение создает глубокая скорбь апостолов и плачущей Магдалины. Они рыдают и, как дети, трут глаза кулаками. Они смотрят на Нее с огромной любовью – для них эта лишенная «вида и величия» женщина дороже и прекрасней всех на свете.
Сквозь Ее дерзостную «неканоничность» в нашу жизнь врывается память о крестной муке Ее Сына, и это по-настоящему потрясает и трогает. При всей внешней нестандартности, картина оказывается глубоко соответствующей духовной традиции, в которой был воспитан автор, и по сути является глубоко церковным произведением.
К ней обращаются с молитвами о помощи, просьбами об исцелении или заступничестве. Говорят спасибо за оказанную помощь, в тяжелых жизненных ситуациях. Ее считают символом наивысшей доброты, кротости, целомудрия и мудрости. Она – Божья Матерь, иконы которой есть в каждом православном храме, а все образы трудно перечислить и обозреть. Также она присутствует и в домах людей, которые верят в Бога, соблюдают его заповеди.
Различные варианты икон
Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.
Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:
- Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
- Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
- Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
- Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.
Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:
- Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
- Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
- Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
- Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.
Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону
Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.
Общие детали образа
На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.
Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.
Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.
Рекомендуем прочитать: В чем помогает Андрониковская икона Божией Матери?
Молитвы Пресвятой Богородице
На самом деле молитв огромное количество, также как икон. Разные образы могут прославляться в разные дни церковного календаря.
Молитва 1
Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!
Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!
Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!
Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Молитва 2
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Молитва 3
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.