Содержание
ГОСПОДЬ
(господин, государь).
Наименование «господин» обозначает у людей высшее, в сравнении с другими, положение того, кто приказывает и распоряжается.
Бог, как Творец неба и земли, есть господин над всем; поэтому должно чтить Его превыше всего и, соответственно, повиноваться Ему.
Бог – Властелин над всем: Втор. 10, 17; 1Тим. 6, 15; Нав. 3, 11; Мих. 4, 13.
Ему должно оказывать послушание и воздавать честь превыше всех и всего. Мал. 1, 6. Псал. 8, 2. Мф. 11, 25.
По возвращении из Вавилонского плена вошло в обычай избегать произнесения имени Божия «Иагве», чтобы не преступить заповеди в Исх. 20, 7; положено было вообще не произносить его: поэтому в Ветхом Завете всюду, где встречается это имя, с согласными слова «Иагве» соединены были гласные слова «Господь» (Adonai) в знак того, что читать нужно это последнее. В русском переводе наименованию «Иагве» или «Агве» соответствует наименование «Господь» или «Господь Бог» Исх. 2, 4; Ис. 28, 16.
Значение слова «Иагве» явствует из того места книги «Исход» (Исх. 3, 14), где Бог из огненного куста говорит Моисею Свое имя: «Я есмь Сущий», и повелевает сказать сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам». – Слово «Иагве» употреблено в 3-м лице, следовательно – «Он есть» Господь
Употребительное у нас слово «Иегова» составилось из соединения согласных слова «Иагве» и гласных слова «Адонаи».
Особенно часто встречается у пророков наименование Бога «Господом Саваофом», т. е. Господом сил и воинств. Подразумеваются, конечно, небесные воинства; по крайней мере, слово «zeba» (единств. число множественного – «Zebaoth») прилагается и к сонму Ангелов, напр. 1Цар. 22, 19 и к мириадом звезд, напр. Ис. 40, 26. Быть может при этом должно думать о безконечных и безграничных возможностях творческого могущества Божия, созидающего все в необъятном количестве, – не только Ангелов и звезды, но и людей, животных и растения, и господствующем над всем мирозданием.
Наименование «Господь» приличествует по достоинству и Тому, Кого Бог послал в мир, как Своего Сына, и опять возвысил, по совершении Его дела.
Ученики назвали Иисуса «Господом» уже во время Его земной жизни, и Он подтвердил им, что это наименование Ему принадлежит по праву; указал также и фарисеям на то, что в псалме 109 Давид называет Мессию своим Господом, несмотря на то, что Мессия – Его сын (потомок). Мф. 22, 43 и т. д. Лк. 5:8, 12:41. Иоан. 13, 13.
По воскресении и вознесении Иисуса это Его наименование, «Господь», приобретает свое полное значение лишь в Его Церкви. С того времени оно означает царственную власть Христа и становится связующим звеном для членов Его Церкви, звеном внешним н внутренним, указывающим на то, что Иисус Христос – их Господин и Владыка. Фил. 2, 9–11. Мф. 28, 18. Деян. 2, 36. Рим. 1:7, 10:9, 14:9.
«В Господе» Его верные имеют основание для своей внутренней и внешней жизни; все, что с ними случается, что они делают и что переживают – все происходит «в Господе», т. е, человек действует, взирая на Него, в связи с Ним, под Его водительством, в Его силе; и «в Нем» все верные слиты в одно целое – Его Церковь. Кол. 2:6, 7. Иоан. 15, 5. Рим. 8, 1.
Говорится о хождении в Господе Кол. 2:6, 7; о труде в Господе 1Фес. 5, 12. Рим. 16, 12; о речи и свидетельствовании в Господе 2Кор. 11, 17. Ефес. 4, 17; о радости в Господе Филип. 4, 4; об упокоении в Господе 1Кор. 15, 18. Павел называет Тихика возлюбленным братом и верным служителем и сотрудником в Господе Кол. 4, 7; себя самого – узником в Господе Ефес. 4, 1, а церковь в Ефесе – светом в Господе. Христиане же суть братья в Господе Филип. 4, 1; единомысленны в Господе Филип. 4, 2 и возрастают в святой храм в Господе Ефес. 2, 21.
Нас ведет Господь
15 февраля 2019 года исполняется 25 лет возрождения монашеской жизни в Сретенском монастыре. Вдохновителем и организатором трудов по восстановлению обители, духовным воспитателем братии, семинаристов и прихожан был все эти годы владыка Тихон (Шевкунов), тогда архимандрит, а ныне митрополит Псковский и Порховский, – наместник монастыря в 1994–2018 годах. И сейчас владыка Тихон не оставляет нас своим молитвенным попечением, советами и помощью, за что мы ему признательны от всей души. Мы благодарим владыку за его служение и творческое горение, воодушевляющее и нас.
К знаменательной дате мы сделали небольшую подборку высказываний владыки Тихона как некий наказ нам, те духовные ориентиры, по которым необходимо строить жизнь христианам сегодня.
Церковь – самое главное творение Божие
Если мы зададим себе вопрос: «Какое из творений Божиих самое прекрасное, самое величественное, самое главное?» – то, наверное, многие из нас ответят, что это – человек. И будут неправы. Потому что самое главное, самое прекрасное и величественное творение Божие – это Его Церковь. Церковь – это мы с вами и продолжение Боговоплощения в истории человечества.
«Каждый день – Литургия!»
Глубоко убежден: ни Церковь во всей своей полноте, ни какая-либо Поместная Церковь без монашества существовать не могут.
***
Когда мы начинали в Сретенском монастырскую жизнь, отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Каждый день – Литургия!» Каждый день. Я тогда был один. Мне такое благословение поначалу показалось даже перебором. Зачем каждый день-то? Народ не соберется, вполне можно два-три раза в неделю послужить, тем более надо постоянно бегать по разным хозяйственным вопросам и делам. Но ослушаться не посмел – и очень рад, что не дерзнул воспротивиться благословению батюшки.
Это очень важно для монастыря – ежедневное совершение Божественной Литургии. Для прихода, наверное, – многократно в неделю. Литургия – основа основ духовной жизни и общины, и священника.
***
Есть старинная русская поговорка: «Две самые тяжелые на свете вещи – выхаживать старых родителей и Богу молиться». Как говорил один подвижник: «Богу молиться – это кровь проливать».
Труды и дни монастырские
Потребность в уединении, внутреннем и внешнем, есть у каждого монаха. Если бы с самого начала мне кто-нибудь сказал, что, убежав из столицы, придя в монастырь, я снова окажусь не просто в Москве, а в ее центре, я бы, наверное, ужаснулся. Думаю, точно так же все, кто мечтает о монашестве, даже не предполагают, где им придется оказаться со временем и какие нести послушания. Но Господь очень милосердно ведет нас Своими путями к тому, что нам необходимо исполнить.
***
Жизнь священника, жизнь монаха – это постоянный труд
Жизнь священника – это постоянный труд. В монастыре каждый монах плотно занят с понедельника по субботу: постоянные службы плюс послушания, а зачастую таких послушаний по два-три. В субботу вечером всенощная. В воскресенье одна или две Литургии. Выходных не существует.
***
Для монастыря считаю правильным и полезным – в том числе, не побоюсь этого слова, и духовно полезным, – когда насельники в большой степени или полностью сами содержат свою обитель.
***
Хотя Сретенский монастырь и расположен в центре города и вокруг нас мало жилых домов, к нам на службы приезжают люди со всей Москвы, тянутся из Подмосковья. Мы, конечно, очень этому рады, но в то же время это и огромная ответственность.
Главная задача монастыря – помочь монаху оставить мир и все, что в мире, для служения Богу и людям во спасение своей души.
Если монастырь Промыслом Божиим расположился в центре большого города и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает.
Современный монастырь в городе, в поселке обязан нести христианскую просветительскую миссию. И она тесно связана с тем путем личного спасения, который проходит здесь каждый насельник, – так же, как путь спасения священника, духовника неразрывно связан с теми людьми, которые к нему приходят: Се, аз и дети, яже ми даде Бог(Ис. 8: 18).
Господь призывает нас строить Церковь Христову
К чему Господь призывает всех нас, собравшихся здесь для начала труда на Божией ниве, подготовке к служению Богу? Что делают в этом мире разные люди? – Ученые строят науку, строители строят здания, политики строят государство, врачи выстраивают здоровье людей.
А к чему призваны мы с вами? – Только к одному: Господь призывает нас строить Церковь Христову. Никто другой в мире, кроме епископов, священников и диаконов, не поставлен Богом для этих дел.
Приводить людей к Богу – дело для всех без исключения поколений христиан
Приводить людей к Богу – это дело на всю историю человечества, для всех без исключения поколений христиан. Говорить, свидетельствовать своей жизнью, благовествовать о Боге, Который является Отцом всех людей, воскресит каждого человека, уготовал для каждого Царствие Свое Бесконечное.
Как говорить об этом? Это вопрос, который стоит перед каждым христианином. И каждый должен и жизнью своей, и словом на него ответить, потому что это – заповедь Христова. Это то, что Он заповедал всем нам перед Своим исшествием из мира.
Священство – великое благословение Божие
Дай, Господь, чтобы предстоящее служение, предстоящая жизнь христианина и священника Бога Вышнего были бы для вас радостным осознанием, что все это – великое благословение Божие, что все это не что иное, как особый путь, путь Божественного познания, с которым никакое познание в мире не может сравниться. Дай, Господь, чтобы этот путь для вас был путем Жизни, путем в Царствие Небесное, которое предназначено Господом Богом для каждого идущего за Ним.
***
В деле предстоящего вам служения Церкви Божией все зависит только от каждого из вас. Сможете ли вы понять, что такое полное доверие Промыслу Божию? Сможете ли вы понять, что такое послушание, понять всю высоту его, понять, что такое самоотречение, что такое смирение? Если вы сможете стяжать это понимание, то охотник за человеческими душами – диавол – никогда не сумеет так коснуться нашего сердца, чтобы завладеть им. Диавол подойдет к каждому без исключения, но мы предупреждены об этом грядущем испытании. А посему, уповая на силу Божию, смело вступайте на этот прекрасный путь. И помните: немногих Господь призвал на служение Себе. И помня это, благодарите Бога. Повторю еще раз слова Евангелия: Он «призвал тех, кого хотел», апостолов и вас, их будущих преемников. Он шаг за шагом будет открывать вам красоту восхождения к Богу и разумение, как вести к этой Божественной высоте людей, которых Он вам вверит.
Употреби свои силы на стяжание смирения. А Господь пошлет тебе любовь истинную и непреходящую
Один молодой человек, готовящийся стать священником, подошел ко мне и сказал, что хочет изо всех сил, всей своей душой подвизаться в стяжании любви к Богу и ближнему, все свои силы хочет положить именно на это. Он спросил, правильно ли он делает. Я ответил ему: «Лучше употреби свои силы на стяжание смирения. А Господь пошлет тебе любовь истинную и непреходящую, не подверженную никаким изменениям, за то, что ты посвятишь свои труды стяжанию смирения, узнаешь, что это такое».
Найти волю Божию
У священника, у духовника одна задача: вместе с человеком, пришедшим к священнику как к духовнику, искать и найти волю Божию о нем. Не поспешно сказать: «Вот, воля Божия такова», а постепенно отыскать ее в тех или иных обстоятельствах жизни человека. Самонадеянно и глупо, когда человек утверждает: «Мне открыта воля Божия». Отец Иоанн (Крестьянкин), старец, которому, по моему глубокому убеждению, Господь действительно открывал волю Божию о людях, только один раз мне сказал: «Вот воля Божия о тебе».
В каких-то обстоятельствах жизни найти волю Божию совсем несложно, потому что в Евангелии она выражена самым прямым образом. Но порой эти обстоятельства так запутаны, что очень сложно понять, как должен человек поступать.
Да, духовнику порой очень непросто подвести человека к пониманию воли Божией. Недаром святые отцы писали, что пастырское служение – это «искусство из искусств и наука из наук».
Сила веры
Есть самая великая, самая всемогущая сила в человеке. Это не сила власти, это не сила убеждения, это не сила ума, это не сила денег. Это – сила веры. Никакой другой большей силы в человечестве не существует. Но это – особая вера. Вера, которая подвигает Самого Господа совершать то, о чем просит человек.
Нас ведет Господь
Вся наша жизнь – это учение и урок, «наказание» по-славянски, потому что уроки эти иногда бывают совсем не безмятежными, а наоборот, иногда болезненными, жесткими, сложными. Но всегда надо помнить, что уроки нашей жизни преподает нам, каждому человеку, Своему творению, Своему чаду, – Сам Господь Бог.
***
Нонконформизм, где нет никакого соглашательства с тем, что противоположно нашим убеждениям, – вот это и составляет наш крест
Путь христианина в Царствие Небесное всегда входит в противоречие, всегда противоположен пути в мире сем. И это и составляет крест – путь в Царствие Небесное и путь мира сего. Это и есть наш крест. Это и есть те неизбежные трудности, наш неизбежный нонконформизм, то есть принципиальный такой взгляд, где нет никакого соглашательства с тем, с чем ты не согласен, что противоположно твоим убеждениям, – вот это и составляет наш крест. Заповеди Божии и наши страсти и жизнь по законам мира сего – это ежедневный и ежечасный наш крест.
***
Нас, немощных и расслабленных, поддерживают, нас ведут. Господь Промыслом Своим и через Своих верных учеников – святых устрояет по жизни все так, чтобы вести нас ко спасению. Лишь бы мы не испортили этот свой собственный путь.
***
Господь проводит падшее человеческое существо, проводит каждого из нас через испытания, утверждающие в нас веру, истину и духовную свободу. Но выше сил искушений не попускает. Он знает, как любящий Отец, когда пришло время посрамить наши греховные человеческие надежды и слабые, немощные мечты. И знает, когда мы становимся готовы к раскрытию перед нами истины Божественной любви, чтобы увидеть бесконечное изобилие того, что Бог уготовал каждому любящему Его.
***
Матерь Божия – особый, бесконечно святой и великий дар христианскому миру. Опытом жизни поколений и поколений христиан, всех христианских народов было осознано особое место Пресвятой Богородицы в жизни христиан и отдельных людей – учеников Христовых. Поэтому мы так особо молимся Ей, поэтому мы так с доверием, с упованием относимся к молитвам Пресвятой Богородице.
***
Что такое чудо? Чудо – это когда Господь поступает неправильно. Вместо того чтобы тонуть в водах, Он идет по ним. Вместо того чтобы дать женщине спокойно умереть от кровотечения, Он исцеляет ее. С точки зрения мира сего, то, что делает Бог, – это неправильно. С точки зрения мира, надо не подставлять другую щеку своим личным врагам, а жестоко им отомстить, и так далее. Но мы видим, как прекрасно, справедливо, совершенно то, что Господь делает с точки зрения этого мира неправильно.
Пусть любовь Божия отзовется и в наших сердцах
Что может связывать человека с Богом? Только одно – Любовь. Только ее Он ждет от нас.
Если мы – ученики Христовы, то должны помнить, что все наши искушения – ничто перед благодатью и силой, всемогуществом, милосердием и любовью Божией.
Дай Бог, чтобы здесь, в Сретенском монастыре, среди братии, студентов, сотрудников, прихожан царили бы заповеданная Христом любовь, горячая вера, искренняя и охотная забота друг о друге. Чтобы всегда царили мир и радость о Христе. А для этого нужно лишь одно: чтобы Господь Иисус Христос, верность Ему, исполнение Его заповедей были бы главной целью жизни и братии, и прихожан. Тогда всё наносное, всё завистливое, злое и искусительное, встающее на пути человеческой жизни, отойдет в сторону, не будет иметь никакого существенного значения, превратится в ничто – в пар, в туман рядом с Иисусом Христом, Господом и Богом нашим.
Знать одного лишь Бога Господа Иисуса Христа, стремиться лишь к Нему. И только тогда все без исключения проблемы, беды, сложности, все испытания будут легко преодолимы.
Мы живем в других ценностях, других измерениях, мы живем особой единой семьей. Далеко не совершенной, земной семьей. Чтобы, пройдя через испытания, через осознание и покаяние в грехах, стать семьей совершенно иной, семьей святых, семьей, в которой есть одно только чувство – любви, благодарности, радости о Боге, а все чувства эгоистические, все чувства заблуждений уже далеко позади.
***
Бог показывает Свою любовь в надежде на то, что эта любовь отзовется и в наших сердцах. Любовь к человеческому роду до страданий и самой смерти.
Прощать надо легко
Прощать надо легко и с радостью. С таким душевным расположением, чтобы у нас на душе осталось светлое чувство, что мы, по милости Божией, наконец-то совершили что-то действительно очень необходимое, важное и для нас самих, и для нашего ближнего. Да так оно и есть! Мы отпустили, сколько это от нас зависело, человека на свободу от вечной смерти. Мы исцелили, по мере наших немощных возможностей, человека от вечной смерти и от ада.
Родители, воспитывайте в детях благодарность. Это самое главное, что вы можете в них взрастить
Бойтесь неблагодарных людей! Родители, воспитывайте в детях благодарность. Это самое главное, что вы можете в них взрастить. Я не говорю о внешних знаниях. Но духовно воспитайте в своих детях веру и благодарность, и все остальное – приложится. Но если в силу каких-то обстоятельств вы смущаетесь и считаете, что благодарность сама по себе должна произрасти в сердце вашего ребенка, – вы жестоко ошибаетесь: диавол не будет сидеть сложа руки и станет насаждать подобную ему самому, диаволу, неблагодарность в сердца ваших чад. А вы пожнете плоды вашего бездействия и самого страшного человеческого порока – неблагодарности, от которой и сами будете в ужасе и смятении.
Все христиане – удивительно творческие люди
Художник украшает холст и приносит его в дар людям. Композитор создает музыкальное произведение. А христианин пытается очистить, преобразить свою душу и принести ее Богу. Это самое потрясающее, самое интересное творчество из тех, что есть на земле. Поэтому мне кажется, что все христиане – удивительно творческие люди.
***
Тот, который взял пять талантов, и тот, который взял два таланта у Господина своего, умножили Ему эти таланты в два раза. Но Господин ведь их не взял. Ему эти таланты не нужны, Он отдал их опять… А что же Ему нужно? Ему нужно творчество, какое бы оно ни было, потому что эти рабы созданы по Его образу и подобию.
Моему поколению, по-светски говоря, повезло. А если сказать с нашей, церковной позиции, то нам выпала великая милость Божия: мы, священники, монахи, епископы, сподобились возрождать епархии, монастыри, храмы. Мы счастливые люди.
Уроки старцев
В первую очередь свои наставления нам давал отец Иоанн (Крестьянкин), который благословил создание московского подворья. Я вот недавно был в Печорах, поехал к нему на могилу, на один денечек. Потом мы с архимандритом Таврионом, нынешним монастырским духовником, стояли вместе в храме на службе, и во время кафизмы он вдруг говорит: «Слушай, ты помнишь, какой сегодня день?» – «Какой?» – «Иверской иконы Божией Матери. В 1993 году отец Иоанн именно в этот день благословил создавать подворье Псково-Печерского монастыря». И от этого знаменательного совпадения, от этих слов стало мне очень тепло и радостно. Действительно, именно семнадцать лет назад отец Иоанн совершенно неожиданно для меня, да и для всех, вдруг сказал: «Ты будешь создавать подворье Псково-Печерского монастыря в Москве. Ничего не бойся!» Когда подворье стало расти, отец Иоанн благословил создавать монастырь, который все равно останется связанным с Псково-Печерским монастырем. Здесь у нас останавливаются братия из Печор, и мы часто туда ездим, и по-прежнему Псково-Печерский монастырь, его богослужебные традиции, духовные заветы его старцев во многом определяют нашу жизнь.
Отец Иоанн очень много писал об устройстве монастырской жизни, следил, особенно в первые годы, за тем, как монастырь развивается, следил за той непростой ситуацией, которая разворачивалась вокруг подворья в связи с известными событиями 1994–1995 годов в церковной жизни города Москвы. И для нас его внимание, конечно, было просто бесценным. Отец Иоанн не говорил нам ничего принципиально отличавшегося от того, что написано в его письмах о монашестве. Но это были его сокровенные мысли, выстраданные и опытом проверенные пути устроения монашеской жизни.
В книге «Несвятые святые» документально рассказывается о мире, которой находится рядом. Совсем поблизости от нашего обыденного и привычного. Только мы среди важных и суетных дел этот мир не замечаем. Пока не выясняется, что проживаем жизнь, не замечая главного.
Самое главное, о чем сказано в «Несвятых святых», – об общении человека и Бога и как удивительно и прекрасно это происходит.
***
Как слабый человек, я часто нуждаюсь в утешении, в том числе и в борьбе с помыслами сомнения, маловерия, уныния… Книгу «Несвятые святые» я написал в том числе и для самого себя, чтобы перечитывать и говорить себе: «Слушай, дружок, а ты помнишь, какие были события, какие события Господь посылал тебе в твоей жизни? И ты еще смеешь что-то хрюкать?!»
Это победа святых новомучеников
Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан – иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.
***
Вся земля на Большой Лубянке – единый большой антиминс
На территории Сретенского монастыря, который был закрыт в 1920-е годы, тоже располагались подразделения ЧК, НКВД. Здесь тоже были казематы, здесь тоже пытали. Мы говорим, что земля Сретенского монастыря – это антиминс.
В антиминс, на котором служится Божественная Литургия, – особый плат, благословленный архиереем, который кладется на престоле в алтаре, – вшиваются мощи святых мучеников. А земля на Большой Лубянке – единый большой антиминс.
***
Что может быть лучше для осмысления трагических событий нашей истории, как не храм Божий? Словами-то не осмыслишь. Ну, скажут правильные слова, выразят правильные мысли, дадут правильные оценки. Но здесь нечто большее. Должен быть храм-памятник нашим новомученикам – удивительно светлый. Храм, идеей которого будет переход от страданий к радости, от тьмы к свету, от тленного к нетлению, от нашего времени к тому состоянию, когда, как Господь сказал, времени больше не будет, – в Царствие Небесное.
Разве не светло и радостно это событие? Победа святых новомучеников!
Эпиграфом можно было привести слова отца Иоанна (Крестьянкина), который говорил, что дни, проведенные им в лагере, были самыми счастливыми его в жизни годами, когда Христос был рядом.
Новый храм Сретенского монастыря назван в честь всепобеждающего Воскресения Христова и в честь верных учеников Господа Иисуса Христа – Его святых новомучеников и исповедников. Мы осмысливаем путь, пройденный нашей страной, народом, мы прислушиваемся к урокам, которые должны извлечь, и понимаем главное: все – только в руках Божиих. Господь низводит во ад и возводит. Это и случилось с нашим Отечеством, низведенным во ад и возведенным вновь к Воскресению Христову, к воскресению жизни о Боге для многих миллионов наших соотечественников.
Надо помнить: мы живем в Святой Руси
Верую, что молитвами новомучеников, под покровом Божией Матери Россия воспрянет!
Конечно, только очень предвзятый и злобный ум может утверждать, что в России ничего не происходит к лучшему, что тщетны молитвы новомучеников. Я вспоминаю покойного насельника Донского монастыря отца Даниила, который часто удивлялся: «Как вы можете не верить в возрождение России? А молитвы сонма новомучеников?! Тех, которые кровь пролили за Христа, которые молятся теперь у Престола Божия за нас, за нашу Россию, за нашу Церковь?!» Он говорил: «Верую, что молитвами новомучеников, под покровом Божией Матери Россия воспрянет!»
Повторюсь, только очень пристрастный и не любящий Россию ум может утверждать, что в России положительного ничего не происходит. Конечно же, происходит. Мы видим в храмах уже новое поколение молодежи, которая воспитана в Православии. Таких молодых людей очень и очень немало. Мы видим множество людей, пришедших к вере, спасающихся, кающихся. Мы видим и внешнее возрождение.
Если бы только золотили купола, а Православная Церковь духовно умирала – это было бы ужасно. Но, к счастью, Церковь не изменяет своему Учителю, Господу Иисусу Христу. Она идет за Ним, она ведет множество людей в Царствие Небесное.
Главная задача Православной Церкви – препровождать своих граждан в Царствие Небесное.
Один из святителей, почивших в XX веке, сказал: «Не нужно искать святую Русь, надо жить в ней». И мы, по милости Божией, живем в ней, в святой Православной Церкви, которая одна может даровать нам мир, утешение, смысл этой жизни и вечное спасение.
Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме.
Мученики 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенные
Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.
Молитвы
Тропарь 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 1
Кондак 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 6
В Вифлее́ме ро́ждшуся Царю́, волсви́ от Перси́ды с да́ры прихо́дят,/ звездо́ю свы́ше наставля́еми,/ но И́род смуща́ется и пожина́ет младе́нцы, я́ко пшени́цу,/ и рыда́ет себе́,// я́ко держа́ва его́ вско́ре разори́тся.
Авторство: Чащихин Устин
Библия одобряет садистские преступления — жертвоприношения детей
07.03.2016 Статьи/Библия
Сейчас многие СМИ говорят о том, что мусульманка из Узбекистана Гюльчихра Бобокулова устроилась няней в Москве, затем 29 февраля 2016 года совершила жестокое убийство — отрубила голову русской 4-летней девочке, подожгла квартиру ее родителей и разгуливала по Москве у станции метро Октябрьское поле с отрезанной головой ребенка и выкриками «Аллах акбар».
Затем в столице у станции метро Октябрьское поле состоялся стихийный митинг. Участники акции, среди которых было немало националистов, критиковали миграционную политику РФ:
С осуждением миграционной политик РФ выступила и КПРФ:
Эта мусульманка говорила полиции, что отрубить голову ребенку ей повелел Аллах.
Здесь уместно напомнить, что, в отличие от научного атеизма и светской этики, Библия одобряет эти дикарские жертвоприношения детей, например, согласно Библии, именно бог повелел Аврааму сжечь на костре своего сына:
“Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение… и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.”
(Библия, Бытие 22:2, 9-10)
Обратите внимание, что к такому садизму призывал менно бог, а не противник бога — сатана.
При этом беспрекословная покорность Авраама и его готовность совершить садистское убийство ребенка ВОСХВАЛЯЮТСЯ и в Ветхом и в Новом Заветах Библии:
“теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.” (Бытие 22:12)
“Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного” (Библия, Послание к евреям 11:17)
Затем ангел отменил решение еврейского бога о сожжении Исаака и похвалил Авраама за беспрекословную покорность и повелелвместо Исаака сжечь барана (Бытие 22:12-18).
Мусульманка Бобокулова поступила почти также, как библейские святые Авраам, Иеффай и Елисей. С той лишь разницей, что Авраам и Иеффай приносили в жертву своих детей, а пророк Елисей и мусульманка Бобокулова убили чужих детей.
Однако все равно надо понимать, что:
1. именно бог приказал Аврааму УБИТЬ своего сына. Не сам Авраам так решил, даже не сатана его так надоумил, а именно бог!
2. причем бог приказал Аврааму убить ребенка именно ЖЕСТОКО — заколоть и сжечь на костре.
3. Авраам безропотно пошел выполнять этот приказ бога — “и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.” (Библия, Бытие 22:2, 9-10)
4. Именно готовность Авраама сжечь сына так сильно одобряется и восхваляется в Библии, причем и в Ветхом Завете (Бытие 22:12) и в Новом Завете (Евреям 11:17). Желание сжечь ребенка — религиозный подвиг в Библии! Ведь даже далеко не каждый маньяк на такое решится!
5. Именно беспрекословное выполнение садистских приказов об уничтожении женщин и детей одобряется в Библии и считается высшей добродетелью (1Царств 15:22).
Но разумный человек не станет выполнять такие садистские приказы, даже если бы такой бог и был и отдал бы их. Потому что нормальным людям разума и инстинктов вполне достаточно для различения добра и зла. Религия не нужна для морали.
И судья Израиля Иеффай сжег на костре свою дочь в качестве жертвоприношения еврейскому богу и Иеффая никто не казнил за это садистское изуверство (Библия, книга Судей 11:1-40). Более того, даже ангел тоже не вступился за дочь Иеффая.
А еврейский “пророк” Елисей отдал на растерзание медведям 42 ребенка (4Царств 2:23-24)! СОРОК ДВА РЕБЕНКА! ОТДАЛ НА РАСТЕРЗАНИЕ МЕДВЕДЯМ! И за этих несчастных детишек никакой ангел тоже не вступился. И не нашлось богатыря, который бы воздал Елисею по делам его.
Как видим, эта мусульманка Бобокулова поступила почти также, как библейские «святые» Авраам, Иеффай и Елисей. С той лишь разницей, что Авраам и Иеффай приносили в жертву своих детей, а “пророк” Елисей и мусульманка Бобокулова убили чужих детей.
Каждое учение определяется центральной личностью. Авраам — основатель и центральная личность трех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, разница между которыми по данному вопросу заключается в том, что в иудаизме и христианстве — в Библии — бог приказал Аврааму сжечь Исаака, а в исламе аллах приказал Ибрагиму сжечь Исмаила. Но суть одна — ЭТИ РЕЛИГИИ ПООЩРЯЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗА СЖЕЧЬ РЕБЕНКА! Кстати, жертвоприношение Ибрагима — мусульманский праздник Курбан-байрам, а сам Ибрагим (Авраам) считается в исламе одним из пророков. Вообще, многие библейские пророки признаются пророками в Коране. В том числе и библейский пророк Елисей, отдавший 42 ребенка на растерзание медведям (4Царств 2:23-24), тоже считается пророком в исламе — под именем Альяса. А какие пророки — такие и последователи.
А для чего же тогда была дана заповедь “не убий”? Для СМИ, для показухи, для “неверных” “гоев”? Для заклинаний наивным доверчивым народам о том, что “иудаизм, христианство и ислам — мирные религии”? На самом деле Библия призывает убивать женщин и детей и одобряет это:
“идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин и детей” (книга Судей 21:10)
“и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых” (Второзаконие 2:34)
“теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, ОТ ОТРОКА ДО ГРУДНОГО МЛАДЕНЦА, от вола до овцы, от верблюда до осла.” (1 Царств 15:3)
“и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? … УБЕЙТЕ ВСЕХ ДЕТЕЙ мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя” (Числа 31:15-18)
Да, тот самый Моисей, который получил от бога скрижали с 10 заповедями, среди которых и “не убей”, призывал убивать и мужчин и женщин и детей (Числа 31:15-18). А еще Моисей убил 3000 евреев, отказавшихся принимать его религию:
“И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.” (Исход 32:27-28)
Подчеркну, что именно беспрекословное выполнение садистских приказов бога об уничтожении целых народов, женщин и детей одобряется в Библии как наивысшая добродетель (1 Царств 15:22).
Библейская книга Иисуса Навина — рассказ о геноциде нескольких народов, которые не делали евреям никакого зла. Дело в том, что именно еврейский бог приказал евреям уничтожить эти народы для завоевания “земли обетованной” (Второзаконие 4:22; 11:23; 11:31; 12:2). Кстати, весь этот ветхозаветный геноцид невинных народов одобряется и в Новом Завете (Деяния апостолов 13:19), который признают все христиане. Между прочим, запрещенный в РФ “Правый сектор” декларирует себя именно как радикальное христианское движение. Бандеровцы мыслят теми же религиозными шаблонами и считают, что им надо завоевать “землю обетованную” — Донбасс и Крым, “истребив там всех мужчин, женщин и детей от отрока до грудного младенца, как повелел Господь Бог Израилев”. Помните историю про мальчика, распятого бандеровцами в Славянске, про уничтожение детсадов Донбасса ракетами? А ведь в атеистических Канаде и Бельгии есть по 2 государственных языка и в обеих странах мирно живут по два атеистических народа. И Гитлер тоже считал себя христианином и говорил “наше учение христианское” и папа римский Пий XII благословил Гитлера именно на Крестовый поход против безбожных коммунистов, против Сталина. И русская православная церковь тогда тоже воевала на стороне Гитлера (http://ateism.ru/article.htm?no=1402). А Маркс и Ленин назвали религию “опиумом для народа”, а Сталин решил покончить с религией раз и навсегда, расстреливал попов за религиозную пропаганду, взрывал храмы и церкви и заставлял людей учить науку.
А вот другой случай из Библии — один еврейский священник (!) отдал свою любовницу на растерзание садистам-маньякам и затем сам разрезал её на куски (Книга Судей 19:24-29). А еще Библия одобряет похищение и изнасилование женщин (Книга Судей 21:20-21; Числа 31:15-18).
Напоследок процитирую Иисуса Христа: “есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (Матфея 19:12). Интересно, кто из христиан внял учению Христа и кастрировал себя “для Царства Небесного”? Кто вырывал себе глаза и отрубал себе руки после взгляда на красивую женщину (Матфея 5:28-30)? Значит, все-таки христиане в глубине мозга частично осознают, что учение Христа неприемлемо. Осталось только это честно и открыто признать и начать изучать научный атеизм. Просто большинство христиан даже не читали Библию.
Некоторые СМИ уже предполагают, что мусульманка Бобокулова, совершившая жестокое убийство девочки, больна шизофренией. Также заявляется, что убийцу отправят на психиатрическую экспертизу. Но в таком случае напрашиваются закономерные вопросы: “А библейские персонажи Авраам, Иеффай, Моисей, Елисей, Иисус Навин, Саул и Давид — тоже шизофреники? А если да, то Библия — бред шизофреников?”. Ведь им тоже бог повелел убивать женщин и детей — о чем написано в Библии. Тогда надо провести и психиатрическую экспертизу всех библейских персонажей. И еще мне интересно — какой диагноз поставят психиатры Иисусу Христу за его учение о том, что кастрация нужна “для Царства Небесного” (Матфея 19:12)?
Здравомыслящие люди понимают, что резать голову детям — в высшей степени аморально и поэтому религия, оправдывающая такую садитскую жестокость, как жертвоприношения детей, не нужна здравомыслящим людям в свободной стране. Поэтому религия не нужна для морали. Для морали вполне хватает разума и инстинктов. Это понимали Маркс, Ленин и Сталин. Поэтому умные люди с критическим мышлением, даже читая Библию и шокируясь ее дикостями, становятся атеистами. Поэтому мой совет: христиане, читайте Библию критически и станете атеистами!
Нам нужен СССР с научным атеизмом и светской этикой. Для атеиста главное — разум, а не вера. Нам надо во всех школах и вузах и во всех СМИ ежедневно пропагандировать научный атеизм. И плевать надо на то, что о нас где подумают.
Также следует напомнить, что в русских и европейских легендах подобных дикостей нет. Наоборот — наши легенды издревле проповедуют диаметрально противоположную мораль — освободить угнетенных и убить того, кто требует жертвоприношений детей.
Например, в греческих мифах Минотавр требовал человеческих жертвоприношений. А герои Тесей и Ариадна поступили совсем не так как Авраам — вместо рабской покорности они обманули и убили злобного людоеда Минотавра. Мудрая Ариадна дала бесстрашному Тесею клубок ниток, Тесей его распутал при входе в лабиринт, затем убил жестокого Минотавра и через нить Ариадны вышел из лабиринта и спас юношей и девушек от жертвоприношения чудищу Минотавру. Оттуда пошло крылатое выражение “нить Ариадны”. Также и в другом греческом мифе — Андромеду принесли в жертву, а Персей освободил Андромеду.
И в русских сказках тоже самое — тот, кто требует приносить детей в жертву, считался злодеем, а не богом, и должен был быть убит. А раздобыть иглу чахнущего над златом Кащея Бессмертного и убить его — это подвиг в русских сказках! Так что русская традиция и мораль — не поклониться злобным Минотавру, Кащею и Тугарину Змею, а убить их, чтобы освободить угнетенных людей.
Поэтому не надо говорить, что православное христианство — традиция русских и греков. И у русских и у греков и у иных европейских народов есть гораздо более древняя традиция — не поклониться Минотавру, Кащею Бессмертному, Змею Горынычу и Соловью Разбойнику, а убить их и освободить угнетенных людей, принесенных в жертву жестоким извергам.
И именно эту традицию освобождения угнетенных и продолжили великие гении и герои — Маркс, Ленин и Сталин, создавшие СССР.
Поэтому для защиты в обществе светской этики необходимо установить следующие законы:
* расстрел за убийство человека,
* виновный должен нести наказание независимо от того, вменяем он или нет — этого требует справедливость, разумная мораль и интересы общества,
* визовый режим со всеми странами мира.
Но подобные инициативы в России блокирует капиталистическая партия Единая Россия. Потому что капиталистам выгодны безработица и дешевая рабочая сила, потому что для капиталистов главное — прибыль, а не интересы народа. Следовательно, массовая иммиграция — порождение капитализма. И поэтому массовая иммиграция есть во всех капиталистических странах — и в США и в Европе и в РФ. В XIX веке в США была принудительная массовая иммиграция — капиталисты завозили рабов из Африки и кстати оправдывали рабство все той же Библией, которая признает рабство даже в Новом Завете (Ефес. 6:5; 1Петра 2:18).
Даже национализм не способен остановить массовую иммиграцию — ведь в фашистской Германии, также как и в США, тоже была принудительная массовая иммиграция — фашисты завозили рабов из Восточной Европы. И слово “гастарбайтер” произошло от немецкого “ост-арбайтер”, что значит “работник с Востока”. И к 1941 году Третий Рейх был уже весьма многонациональной империей с миллионами рабов-остарбайтеров. И тоже там рабство оправдывали Библией (Ефес. 6:5; 1Петра 2:18).
Более того, именно капиталистам выгодно такое порождение рабовладельческого строя, как религия — чтобы отучить людей от критического мышления и держать в рабской покорности. Чтобы люди даже не пытались бороться за свободу, искать иглу Кащея и нить Ариадны, а чтобы были покорными и боязливыми, как Авраам, и покорно кормили минотавров, казнокрадов, беспрекословно отдавая своих дочерей им в шлюхи, а сыновей в рабы.
Именно поэтому капиталисты всегда защищали и будут защищать религию, особенно авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам.
А поскольку капиталистам нужны покорные трусливые глупые исполнители, то научно-технический прогресс, развитие производительных сил неизбежно рано или поздно похоронит капитализм. Потому что уже сейчас развитие робототехники, автоматики, кибернетики достаточно для построения автоматизированной роботизированной компьютеризованной промышленности с электромобилями и солнечными батареями, при которой можно будет отменить деньги и построить коммунизм. А без денег будет физически невозможно воровать миллиардами и пугать увольнением и будут бессмысленны блат, кумовство и подхалимство.
Поэтому единственный и проверенный способ покончить с массовой иммиграцией — переход на интеллектуальный социализм с умными людьми на всех постах, плановую экономику и научный атеизм, а затем и на коммунизм с полностью роботизированной промышленностью. Ведь при социализме главное — удовлетворение потребностей народа, а не прибыль олигархов и казнокрадов. Ведь умные люди понимают, что прибыль в ущерб интересам народа — это поведение раковых клеток, а с раковыми клетками у здоровой иммунной системы организма разговор простой — расстрел с конфискацией. Сталинизм. Поэтому только социализм, способен пресечь экономию на оплате труда и как следствие — массовый завоз дешевой рабсилы. Поэтому в СССР при социализме не было массовой иммиграции и мы все помним то прекрасное время.
Но многие спрашивают — почему же рухнул СССР? Если использовать современные методы научного исследования, например, критическое мышление, аналитическое мышление, причинно-следственный анализ, сравнительный анализ, то можно обнаружить следующие причины развала СССР:
1. Невыполнение указа Ленина о вооружении трудящихся
Как и предсказал Ленин в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в 1918 году, отказ от вооружения трудящихся привел к неизбежному возврату капитализма, что и сбылось в 1991 г. Потому что невооруженные трудящиеся не смогли противостоять партийной бюрократии, рэкетирам и рейдерам и без оружия из хозяев превратились в товар и рабов. Право на оружие для самообороны, вооружение народа — фундамент любого свободного общества. В Англии этот закон был принят в 1689 году и именно право на оружие для самобороны вывело Англию из средневекового мракобесия. Право на оружие есть и в США и в Швейцарии и было в царской России и везде оно защищало людей от преступности на улице и самодуров у власти. Например, Николай II получил по заслугам в феврале 1917 года. Только через право на оружие для самообороны американцы смогли побороть свой Дикий Запад, наполненный бежавшими преступниками.
2. Причины хронической отсталости экономики России при любом строе — блат, кумовство, подхалимство и дискриминация “умников” и “инициативников”.
Не удивительно ли то, что Россия — страна с большим числом образованных людей и богатейшими ресурсами — хронически отстает от Запада при ЛЮБОМ строе — феодализме, социализме и капитализме и до сих пор не может слезть с нефтяной иглы и наладить даже импортозамещение техники? Потому что в России на протяжении веков берут на работу по блату, а не по уму. А неучи, взятые на руководящие посты по блату и презирающие остальных людей, называя “быдлом”, конечно же, не могут и не хотят произвести конкурентоспособную продукцию по причине своих глупости и высокомерия. Ведь в хороших конкурентоспособных товарах все продумано до мелочей и сделано для потребителя. А чтобы продумать товар до мелочей, надо:
* во-первых, как следует изучить потребности народа через маркетинговые исследования,
* во-вторых, обработать эти данные по законам математической статистики, чтобы выявить главное и отбросить незначительное,
* а в-третьих, как следует продумать варианты удовлеворения главных потребностей.
Но для всего этого нужны мозги и желание работать на благо народа. А для этого надо быть умником-инициативником с математическим мышлением, а не наглым блатным дураком без мозгов. Эти вековые пороки русского народа тянутся еще с феодализма и их обличали еще Грибоедов в “Горе от ума” и Гоголь в “Мертвых душах”.
Поэтому в России никогда не будут проведены ни модернизация, ни инновации, ни импортозамещение в высокотехнологичных областях (сыры на пальмовом масле не в счет) до тех пор пока русские не покончат с блатом и кумовством. Поэтому для преодоления хронической отсталости экономики России надо ввести расстрел с конфискацией за блат, кумовство, коррупцию и казнокрадство и на все руководящие посты вместо блатных расставить умников-инициативников — участников школьных олимпиад по математике, физике или химии с развитым аналитическим складом ума, с высшим естественно-научным образованием и как следует их вооружить для защиты от дискриминации со стороны блатных. Эти умники уже за первую пятилетку создадут инновационную конкурентоспособную экономику, способную не только снять Россию с нефтяной иглы, но и догнать и обогнать Америку. А при дискриминации умников блатными тупицами в России всегда будут застой, отсталость и кризисы.
3. Догматизм, бюрократизм и вождизм КПСС и запрет на критику партии.
Догматизм и вождизм в рядах КПСС привел к власти стариков-маразматиков, неспособных принимать никакие разумные решения.
Например, и народ и даже партия поверили в бредовую клевету Хрущева и СоЛЖЕницына против Сталина о ста миллионах репрессированных. А ведь разумный человек с критическим мышлением может сравнить переписи населения СССР 1926, 1959 и 1989 гг и учесть погибших на войне, чтобы понять, что население СССР при Сталине ВЫРОСЛО на 90 миллионов человек, а всего с 1926 по 1989 население СССР выросло на 170 миллионов человек, следовательно, Хрущев и СоЛЖЕницын — наглый клеветники, а Сталин — герой. И для понимания этого не нужны сложные расчеты с поверхностными интегралами, копмлексными числами и гиперболическими синусами — достаточно знания математики за 1 класс и критическое мышление. И беда партии была в том, что у нее не было критического мышления к вождю.
Брежнев после инсульта трижды просился на пенсию и старики-бюрократы его не отпускали, потому что боялись, что новый генсек их уволит и поставит других. А им нужна была эта стабильность, о которой любят болтать бюрократы. Их шкурные интересы были для них дороже интересов Родины.
Критическое мышление, сомнение, скептицизм — азы науки, азы диалектического материализма, который исторически начался со свободомыслия. Все люди ошибаются, даже великие. Даже у механики великого Ньютона со временем открылись две границы применимости — квантовый и релятивистский. Но это нисколько не умаляет величие Ньютона. Поэтому настоящий коммунист не должен быть догматиком ни в коем случае. Да, Маркс, Энгельс и Ленин могли ошибиться в мелочах. Поэтому термин “верный ленинец” — уже антинучен априори. Догматизм КПСС вызван, возможно, единственной ошибкой великого и мудрого Ленина — тем, что в компартию стали брать всех подряд, в том числе и верующих. А у верующих развит догматизм, они привыкли мыслить догматами, канонами, решениями соборов, шаблонами, но не анализом, экспериментом, скептицизмом и проверкой. Исправить эту ошибку можно так: надо брать в члены компартии через серьезные экзамены по научному атеизму и исключать из партии за догматизм, отсутствие критического или аналитического мышления. А ставить на высокие посты надо только людей с высшим естественно-научным образованием, а ни в коем случае не подхалимов-жополизов, лояльных начальству. Тогда это будет подлинно научная партия, а не секта стариков-догматиков.
4. Смешаная сталинская экономика.
При Сталине помимо Госплана были также частники-кустари и артели — малые предприятия без эксплуатации трудящихся. Эти люди работали сами на себя. Они производили около 16% всего ВВП СССР, но при этом они были защитой от дефицита. Малому предприятияю легче реагировать на колебания спроса и моды. Сталин прекрасно понимал, что эти предприниматели не являются капиталистами — эксплуататорами трудящихся. Но уже скудоумный Хрущев этого не понимал и уничтожил их. Это было глупо — так Хрущев положил начало теневой экономике, которая имела эксплуатацию и уже ненавидела социализм.
Так что если вернуть социализм, плановую экономику, научный атеизм и право на оружие для самообороны и на все посты расставить умников-инициативников с научным мышлением, уничтожив блат и кумовство, то почти за пятилетку можно догнать и обогнать Америку по многим параметрам, прежде всего, по качеству жизни.
Но для этого, как я уже сказал, надо преодолеть доверчивость и шаблонно-догматическое мышление и научиться мыслить критически и аналитически. Так что все в руках народа.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 2428
Избиение младенцев: христианская легенда или исторический факт?
В христианской традиции
Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.
«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года
Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.
Иудейский царь Ирод Великий
Историчность
Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев.
«Иудейские древности» Иосифа Флавия
Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.
«Избиение младенцев». Гвидо Рени. 1611—1612. Национальная пинакотека Болоньи
Как бы то ни было, это христианское предание оказало значительное влияние на культуру и нашло отражение в искусстве, особенно в живописи. Убитые младенцы почитаются христианами как мученики: в православии их вспоминают 29 декабря, а католицизме 28 декабря.