Содержание
- Церковно-археологический кабинет
- История собрания ЦАКа
- Возрождение музея (ЦАКа)
- Коллекция музея (ЦАКа)
- Заведующие ЦАКом
- Реквизиты ЦАКа
- Примечания
- Ссылки
- Церковный «Эрмитаж»: музей, в котором обязательно стоит побывать
- Что такое ЦАК?
- История создания
- Экспозиция музея условно делится на 7 зон
- Откуда пополняется экспозиция
- Главная святыня музея
- Церковь и космос
- Церковный «Эрмитаж»: музей, в котором обязательно стоит побывать
- Режим работы
- Когда вход в Эрмитаж бесплатный
- Стоимость билетов
- Где покупать билеты в Эрмитаж
- Где вход в Эрмитаж
- Как посмотреть Эрмитаж
- Вход в Эрмитаж
- Как добраться до Эрмитажа
- Как попасть в Эрмитаж
- Где купить билеты в музей
- Режим работы Эрмитажа
- Как попасть без очереди, когда вход бесплатный
- Посещение музея самостоятельно
- Государственный Эрмитаж, Петербург 27 120
Церковно-археологический кабинет
Сергиев Посад,
Московская духовная академия
Михайлов Игорь, протодиакон
Церковно-археологический кабинет на Викискладе
Церко́вно-археологи́ческий кабине́т — церковный музей при Московской православной духовной академии, носящий имя в честь Патриарха Алексия I (Симанского) и имеющий в своём собрании коллекцию предметов церковной старины, иконописи, религиозной живописи, графики, нумизматики, рукописных и старопечатных книг.
С 1880 по 1917 годы назывался — Церковно-археологический музей.
История собрания ЦАКа
Возникновение Церковно-археологического музея при Императорской Московской духовной Академии профессор церковной археологии и литургики А. П. Голубцов относит к 1814 г., когда в собственность Академии поступили два портрета императриц Елизаветы и Екатерины II. К середине XIX в. Академия имела неплохую нумизматическую коллекцию. Новую жизнь в дело собирания церковных древностей вдохнул выдающийся историк и археограф, ректор Академии протоиерей Александр Васильевич Горский, который поддержал идею создания академического музея, впервые высказанную известным церковным историком Е. Е. Голубинским. 8 октября 1871 г., по распоражению ректора протоиерея Александра Горского одно из помещений библиотеки Академии было приспособлено для экспонирования небольшой коллекции монет, древних икон, картин, а также книг, поступивших из собрания библиотеки Святейшего Синода. 12 сентября 1880 г. Святейший Правительствующий Синод утвердил учреждение Церковно-археологического музея при Московской Академии. В 1892 г. по ходатайству заведующего музеем преподавателя Церковной археологии и литургики проф. А. П. Голубцова музей был переведён в помещение бывших Царских чертогов.
В 1917 г. в связи с закрытием Московской Духовной Академии прекратило своё существование и собрание Церковно-археологического музея. На основании декрета от 5 декабря 1918 г. коллекция церковных древностей была реквизирована и в феврале 1919 г. поступила в ведение Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению, а позднее вошла в состав организованного в апреле 1920 г. Сергиево-Посадского историко-художественного музея, но документальных сведений об этом не сохранилось.
Возрождение музея (ЦАКа)
Воссоздание академического музея связано с возобновлением деятельности Московской духовной Академии и Семинарии и возвращением их в 1948 г. в Троице-Сергиеву Лавру. В первом полугодии 1948 г. работу по созданию музея возглавил студент IV курса Константин Нечаев (позднее митрополит Питирим (Нечаев)) и воспитанник II класса Семинарии Алексей Остапов (позднее протоиерей). Работы находились лишь в начальной стадии, о чём свидетельствует запись помощника инспектора от 2 марта 1949 г.:
В комнате-музее существенных изменений нет. Это пока выставка фотографий, размещенных довольно неумело, не по темам, без текстов. Даже в текст об открытии музея, адресованный Святейшему, вкралось несколько ошибок.
В 1951 г. Патриарх Алексий I (Симанский) благословил иеромонаха Сергия (Голубцова) возглавить работы по формированию коллекции Церковно-археологического кабинета (ЦАКа).
Над пополнением собрания ЦАКа и экспонирования его коллекции в течение 20 лет трудился его заведующий, профессор МДА, протоиерей Алексий Остапов. При нём была сформирована основная часть фондов музея, куда вошли предметы из личного собрания Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), а также пожертвования известных иерархов, священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. С 1956 г. музей занимает всю верхнюю амфиладу помещений б. Царских чертогов. С 1957 г. музей стал открытым для широкой аудитории. Ежегодно его посещают до 30 тыс. человек. В 1970 г. завершены работы по составлению уточненной описи фондов музея. Ныне сотрудники ЦАКа вносят свой вклад в процесс воссоздания Церковно-археологических музеев при духовных учебных заведениях и епархиях. В открывшийся при Санкт-Петербургской духовной академии Церковно-археологический музей было передано 24 предмета, оказывается методическая помощь Церковно-историческому музею Новосибирска и других городов
Со второй половины 1990-х гг. проводятся совместные выставки с Государственным музеем-заповедником «Московский Кремль», Государственным Историческим музеем, Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. преп. Андрея Рублева, Центральным музеем Российской армии и др.
Коллекция музея (ЦАКа)
В настоящее время экспозиция Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии занимает двенадцать залов бывших Царских чертогов и насчитывает более 20 тыс. единиц хранения. В церковном музее представлены византийские и русские иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и старопечатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью православных подвижников благочестия, иерархов и церковных деятелей.
Византийская иконопись
Икона Введения во храм Божией Матери
Русская иконопись
Икона избранных русских святых
Западно-европейское искусство
Декоративно-прикладное искусство
Рукописные и старопечатные книги
Заведующие ЦАКом
- 1891—1911Голубцов, Александр Петрович, профессор
- 1911—1919 Протесов, Николай
- 1951—1955 Сергий (Голубцов), иеромонах
- 1955—1975 Остапов Алексей, протоиерей
- 1975—1982 Александр (Тимофеев), архимандрит
- 1983—1985 Елеферий (Диденко), архимандрит
- 1985—1987 Венедикт (Князев), архимандрит
- 1987—1989 Георгий (Грязнов), архимандрит
- 1989—1990 Димитрий (Капалин), архимандрит
- 1990—1995 Резухин, Николай, протоиерей
- 1995—1995 Никон (Смирнов), игумен
- 1995—2002 Антоний (Паканич), игумен
- 2002- н/вр. Михайлов Игорь, протодиакон
Реквизиты ЦАКа
Часы работы
- вторник — суббота: 10.30 — 16.30 вход на экспозицию до 15:30
- воскресенье: 11.00 — 16.30 вход на экспозицию до 15:30
- выходной день — понедельник
- Предварительный заказ экскурсий по телефону: +7 (496) 541-55-01
Экспозиция закрыта для посещения
- первые три дня Пасхальной Светлой седмицы;
- Первая и Страстная седмицы Великого поста;
- дни торжественных актов МПДА и научных конференций;
- 1 сентября, 1 и 2 января, 7 января
- дни памяти преподобного Сергия Радонежского (8 октября и 18 июля)
Информацию о днях, когда музей закрыт для посещения, уточняйте по телефону: +7 (496) 541-55-01
Правила для посетителей
Верхнюю одежду посетители сдают в гардероб. В музей запрещается проносить крупногабаритные вещи: сумки, портфели, рюкзаки, зонты, жидкости в любой таре, включая напитки (вышеуказанные предметы сдаются в гардероб музея). Не разрешается употреблять еду и напитки в залах музея. На территории Московских Духовных Школ и Церковно-археологического кабинета запрещается курение. Просьба не разговаривать по мобильным телефонам на экспозициях музея.
Фотографирование и видеосъемка
Любая видео- и фотосъемка, тиражирование и публикация фотографий экспонатов Церковно-археологического кабинета возможны только с разрешения администрации музея. Информацию о правилах получения разрешения на воспроизведение изображений экспонатов Церковно-археологического кабинета можно получить по тел.: (496) 547-23-88
Экскурсии
Экскурсии проводятся для всех категорий посетителей — школьников, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, взрослых посетителей, паломнических и туристических групп.
Сборные экскурсии для одиночных посетителей проводятся по сеансам: 12:30, 13:30, 14:30
Для гостей из зарубежных стран проводятся экскурсии на иностранных языках — английском, французском, немецком, греческом (только по предварительному заказу).
Порядок приема заявок на экскурсии
- Приём групп осуществляется только по предварительной записи.
- Для заказа экскурсии следует в любой день, кроме праздничного, с 10.00 до 16.30 позвонить в кабинет Помощника Ректора по представительской работе по телефону: 8 (496) 541-55-01
- Минимальный состав группы — 10 человек (максимальный — 40 человек).
- Продолжительность экскурсии — 30 мин. — 60 мин.
- Экскурсии проводят студенты Московской Православной Духовной Академии и Семинарии.
Примечания
- Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания 1944—2004. — Троице-Сергиева Лавра. — 2005. — С.67
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Церковно-археологический кабинет
- Сайт Церковно-археологического кабинета
Церковный «Эрмитаж»: музей, в котором обязательно стоит побывать
Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку знаменитой пинакотеки Ватикана. Но мало кто знает, что у Русской Православной Церкви есть аналогичный музей — церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.
Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны. (Читайте также: 12 чудес главного церковного музея)
Что такое ЦАК?
ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.
Сергиев Посад. Интерьер Елизаветинской залы Царских Чертогов Московской Духовной Академии. Время создания фотографии: 1911 – 1917 гг. (?) Автор фотографии неизвестен. Издательство неизвестно. Размер листа и изображения: 139х89. Собрание открыток ЦАК
Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.
ЦАК, 2016 г.
История создания
Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая коллекция рождалась еще до официального создания ЦАКа — в 1814 году ректор академии протоиерей Александр Горский (1812–1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.
В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего две работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.
Луи Каравак (1684–1754) — французский живописец, в 1716 году переехал в Россию и стал придворным художником при императоре Петре I.
В 1922 году все собранное бесследно исчезает. Большевики принимают декрет об изъятии церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. К настоящему моменту найдено только несколько экспонатов. Всем казалось, что на этом история ЦАКа окончена.
А дальше произошло чудо. В 1943 году в церковно-государственных отношениях наступило потепление, а в 1950 году началось восстановление музея. И если раньше главными жертвователями были представители царских фамилий, то теперь самым главным частным жертвователем стал сам Патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея большая и лучшая часть собрания получена от него. Именно поэтому Церковно-археологический кабинет сейчас носит его имя.
В книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал:
«Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет… Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство».
Экспозиция музея условно делится на 7 зон
Сейчас музей открыт не только для студентов, но и для всех желающих.
ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов.
- Церковное прикладное искусство
Облачения иерархов Русской Православной Церкви, богослужебная утварь, мозаики XIX века, художественное шитье, старинные рукописные и печатные книги, церковные и государственные ордена и награды, точные макеты храмов и монастырей.
- Западно-Европейское декоративно-прикладное искусство
Облачения католических священнослужителей, скульптуры и иконы западного христианского мира, богослужебная утварь.
Зал Западно-Европейского декоративно-прикладного искусства
- Русская религиозная живопись
Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа.
- Зал иконографии
700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон.
- Церковная фототека
Собрание фотографий, которые показывают жизнь Русской Православной Церкви через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX века, которые считаются антиквариатом.
- Церковная фонотека
Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны.
- Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I
Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни.
Откуда пополняется экспозиция
В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели Русской Православной Церкви поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов.
Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) святителя Иоанна Шанхайского (1896–1966). Это уникальный святой XX века, который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.
Главная святыня музея
По словам заведующего протодиакона Игоря Михайлова, главная святыня музея — сандалии преподобного Сергия Радонежского, в которых он был погребен. Обувь святого передали музею в 1946 году из Лавры, где хранились святыни, которые остались от создателя обители. Рядом с сандалиями лежит камень из гробницы Преподобного, который был найден вместе с мощами и оставлен как реликвия. Позже на нем изобразили Сергия Радонежского и священномученика Панкратия, в день памяти которого были обретены мощи.
Камень из гробницы преподобного Сергия Радонежского
Сандалии из кожи сделал сам преподобный Сергий — как и многое другое, что требовалось для жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где рассчитывать на чужую помощь не приходилось. Будучи настоятелем, он трудился физически наравне со всеми: строил храм и кельи, рубил дрова, делал из дерева богослужебные сосуды и шил одежду.
Сандалии преподобного Сергия Радонежского
Рядом с сандалиями выставлены деревянные богослужебные сосуды и нательный крест преподобного Сергия, а сзади на стене висит обширная иконография, посвященная игумену Радонежскому. Все вместе это составляет коллекцию, посвященную 700-летию со дня рождения Преподобного. Торжества проходили 18 июля 2014 года в день обретения мощей святого, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна.
Церковь и космос
Один из экспонатов с уникальной судьбой — макет Храма Христа Спасителя, собранный в 1920-х годах. Его при посещении ЦАКа увидел первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и услышал историю постройки храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 года. Когда космонавт поинтересовался, где сейчас находится собор, он узнал, что Храм Христа Спасителя взорван в 1931 году и на его месте находится бассейн «Москва». Через некоторое время космонавт выступил с шокирующей речью на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военному подвигу: в частности, он упомянул о Храме Христа Спасителя и Триумфальной Арке, которая также была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. До 1936 года она стояла на площади Тверская Застава (с 1932 года до 1990 года – площадь Белорусского Вокзала) и была разобрана большевиками согласно генплану реконструкции Москвы.
Макет Храма Христа Спасителя
Добиться восстановления Храма Христа Спасителя Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальную арку воссоздали на Кутузовском проспекте к 1968 году. В конце 1990-х годов макет ХХС использовали для восстановления главного собора Москвы, постройка которого завершилась в 2000 году.
Экспозиция Церковно-археологического музея доступна круглый год. Его популярность растет, с каждым годом количество посетителей увеличивается, поэтому посетить ЦАК можно по предварительной записи, чтобы каждый желающий мог рассмотреть интересующие экспонаты.
Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Академия.
+7 496 541-55-01
Посмотреть точное расписание работы музея и записаться на экскурсию можно
Сайт академического музея www.AcMus.ru Московской Духовной Академии (ЦАК МДА) создан для популяризации христианского искусства в среде интернет. В коллекции ЦАКа собрано множество работ великих мастеров. Церковное искусство представленное в иконах, живописи, облачениях, церковной утвари и многом другом является отражением веры и христианского учения. Задача музея — евангельская проповедь, миссионерство через искусство.
ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.
Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.
«Сохранять. Приумножать. Просвещать.»
Воссоздание Церковно-археологического кабинета (который был создан в 1871 году, а после Октябрьской революции был полностью разграблен) связано с возрождением Московских Духовных школ и возвращением их в Троице-Сергиеву Лавру в 1948 г. В 1950 г. Святейший Патриарх Алексий I благословил организовать Церковно-археологический кабинет иеромонаха Сергия (Голубцова).
Над возрождением ЦАКа в течение 20 лет трудился его заведующий, профессор МДА, протоиерей Алексий Остапов. При нём была сформирована основная часть коллекции, куда вошли многочисленные дары Святейшего Патриарха Алексия I, а также пожертвования известных иерархов, священнослужителей и простых мирян Русской Православной Церкви.
В настоящее время экспозиция ЦАКа расположена в 12 залах бывших Царских чертогов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.
Церковно-археологический кабинет, являясь с момента своего воссоздания единственным негосударственным музеем, с самого начала вел активную общественно-просветительскую деятельность.
Уже в 1957 году ЦАК включен в программу посещений участников Всемирного фестиваля молодежи.
С этого момента академический музей получает широкую международную известность. Многие иностранцы, посещающие Россию, будь то простые туристы или официальные лица, стараются ознакомиться с собранием Кабинета.
С деятельностью Церковно-археологического кабинета связаны активизация и рост научных работ в Академии по искусствоведческой тематике.
Проведение встреч с учащимися, частая организация сменных тематических выставок, написание научных докладов, статей, курсовых сочинений и кандидатских диссертаций по церковно-археологической тематике – все это достаточно быстро поставило ЦАК в средоточие академической жизни. С конца 50-х годов началось периодическое издание сборников «Материалы ЦАКа», ставшее впоследствии регулярным.
ЦАК привлекал посетителей не только разнообразием экспонатов. В нем устраивались многочисленные выставки, к которым готовились специальные доклады. Нередко посетители охотно устраивали небольшие концерты, с особенной радостью это делали детские коллективы, впервые посещавшие музей.
Возможность проведения подобных и нижеизложенных мероприятий обусловлена тем, что в ЦАКе располагается актовый зал, который на данный момент является малым залом наряду с большим, в котором проходят особенно многолюдные мероприятия.
Одним из самых знаменательных был традиционный ежегодный вечер, посвященный памяти митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867). Его память благоговейно чтил Святейший Патриарх Алексий I. Он всегда лично посещал эти торжества, которые прочно вошли в жизнь Московских Духовных Школ.
Устраивались в ЦАКе и вечера отдыха, на которых учащиеся могли не только отдохнуть, но и прочитать стихи и послушать музыкальные произведения, исполняемые на фортепиано, скрипке, виолончели или других музыкальных инструментах. Все это развивало кругозор студентов и прививало в них любовь к истинному искусству.
К числу традиционных мероприятий в ЦАКе относились и рождественские елки для детей.
На Масленице в малом актовом зале в ЦАКе проходили вечера «вопросов и ответов», на которых обсуждались различные, самые актуальные на текущий момент проблемы.
Организаторы этих встреч стремились помочь всем, кто посещал ЦАК, пережить радость от общения друг с другом и встречи с прекрасным.
Малый актовый зал, расположенный в музее, также служит местом проведения научных конференций, лекций, защиты диссертаций и заседаний профессорско-преподавательского состава Академии.
В конце 50-х годов, в связи с восстановлением Церковно-археологического кабинета при Московской Духовной Академии и необходимостью воссоздания во множестве поступающих в него экспонатов, была создана художественно-реставрационная мастерская.
У истоков деятельности мастерской стояли старейшие сотрудники ЦАКа — монахиня Иулиания (Соколова) († 1981) и Е. С. Чуракова († 2007) — художник-реставратор высшей категории.
Некоторые реставраторы ЦАКа прошли стажировку во Всероссийском художественно-научном центре имени академика И. Э. Грабаря.
За время существования реставрационной мастерской ее специалистами восстановлено множество памятников церковного искусства и культуры, которые ныне находятся не только в Церковно-археологическом кабинете, но и в различных музейных собраниях, действующих храмах и монастырях Русской Православной Церкви.
После пожара 1986 года художники-реставраторы ЦАКа трудились над воссозданием интерьера Покровского академического храма. Была проделана огромная по масштабу и высокая по качеству работа, в процессе которой от копоти были расчищены иконостас и настенные росписи.
Художественно-реставрационная мастерская ЦАКа своей деятельностью не только обеспечивает необходимый уровень сохранности самых разных памятников искусства, но и создаёт новые иконографические образы. Кроме того, плодом её деятельности являются многие отдельные творческие работы.
Уже с самого дня своего основания Церковно-археологический кабинет стал фактически единственным церковным музеем в нашей стране, каковым он и оставался в течение многих лет. Люди, приходившие в ЦАК, знакомились с образцами церковного искусства и во многом по-новому открывали для себя истоки нравственности и культуры Православной Руси.
Имеющиеся в коллекции музея раритеты, постоянное пополнение музейного собрания, регулярные тематические выставки обусловили неуклонно, год от года, растущий интерес к Церковно-археологическому кабинету со стороны как отдельных лиц, так и делегаций самого различного ранга. Об это красноречиво свидетельствуют цифры: если в 1952-1953 учебном году ЦАК посетило всего 9 групп (общее количество посетителей — 129 человек), то в 1969-1970 учебном году уже 290 групп при общем количестве посетителей 3921 человек.
Наряду с количественными показателями посещаемости музея, в указанный период также росло и широкое общественное значение ЦАКа, особенно после включения его в число экскурсионных объектов во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.
В 1990-е годы значительно ускорились процессы, направленные на возрождение церковной жизни в России. Не остался в стороне и Церковно-археологический кабинет. В связи с массовым увеличением числа православных общин, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 1 апреля 1996 года в запасниках ЦАКа работала специальная комиссия, в результате деятельности которой было отобрано 460 икон для их последующей передачи новооткрытым храмам и монастырям. ЦАК осуществляет помощь также церковным музеям, открывающимся в других епархиях (например, в Санкт-Петербурге и Новосибирске).
Налаживается плодотворное сотрудничество и с целым рядом светских музейных структур: ЦМиАР, ГММК, ГИМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, РГБ, ГосНИИР и др. Наиболее тесные контакты установлены с сотрудниками Центрального Музея имени преподобного Андрея Рублева, которые помогали составлять профессиональные каталожные описания и осуществлять научную систематизацию коллекции ЦАКа.
За 60 лет с момента возрождения ЦАКа, музей достиг поистине мирового уровня. Его посетителями были не только Первоиерархи Православных Поместных Церквей и различные церковные делегации, но также главы отдельных государств и высокопоставленные официальные лица самых разных стран мира. С 1992 года ведется книга почетных гостей в которой они оставляют свои отзывы о посещении музея.
С 1997 года осуществлялся ремонт некоторых помещений и обновлялась экспозиция.
В 2000 году ЦАК встречает свой 50-ти летний юбилей со дня возрождения, будучи крупным церковно-художественным и историческим музеем. К этому времени экспозиция насчитывает более 5 000 предметов.
В 2008 году установлена система видеонаблюдения и пожарно-охранная сигнализация.
25 ноября 2010 года Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии отметил своё 130-летие со дня указа Святейшего Синода об учреждении Церковно-археологического музея при МДА.
В наши дни ЦАК ежегодно принимает свыше 1200 групп и около 30 тысяч посетителей из более чем 50 стран мира. Данная статистика является ярким показателем необычайно возросшего значения ЦАКа как в культурно-просветительской, так и миссионерской деятельности РПЦ.
Несмотря на то, что музей существует на правах частной коллекции, его значение, бесспорно, переросло рамки Московской Духовной Академии, в результате чего он стал подлинно общецерковным достоянием.
Но Церковно-археологический кабинет служит, кроме всего прочего, и учебно-практическим нуждам самой Академии. Он, именно как Кабинет, относится к кафедре Церковной археологии, в нем студенты имеют возможность непосредственно ознакомиться с древними литургическими памятниками и образцами церковного искусства.
Экспонаты музея также используются для практических занятий учащимися Иконописной школы. Коллекция древних икон ЦАКа представляет для студентов-иконописцев особенный интерес.
В настоящее время в музее осуществляется научный проект по созданию базы данных музейного собрания, повышается профессиональный уровень проведения экскурсий, ведется научная работа, делаются доклады, регулярно проводятся выставки.
В 2012 году в ЦАКе началась работа по инвентаризации всех экспонатов. Осенью 2012 г. при финансовой поддержке ФП «МЕТА» и технической поддержке «ИТЕРАНЕТ» в музее был установлен сервер для создания единой электронной базы данных музейных предметов. В декабре было проведено обучение сотрудников музея работе в программе КАМИС, с помощью которой создается такая база данных. Для ЦАКа была индивидуально разработана специальная модификация этой программы с учетом особенностей нашего музея.
12 июля 2013 г. в Международный день фотографа в ЦАКе МДА открылся новый выставочный зал «Миссия Церкви через объектив фотоаппарата», посвященный искусству фотографии и фотоснимкам из церковной жизни.
28 февраля 2014 г. на встрече с учредителями ФП «МЕТА» был представлен сайт www.acmus.ru и отчет о ходе заполнения базы данных КАМИС, в которую внесено более 8000 единиц хранения.
(Информация на сайте Церковно-Археологического Кабинета)
Виртуальный тур по музею:
- 1 зал
- 2 зал
- 3 зал
- 4 зал
- 5 зал
- 6 зал
- Храм
- Светопись
- Русская изба
- Фойе
- Кабинет
Об истории Церковно-археологического кабинета МДА
Посмотреть точное расписание работы музея и записаться на экскурсию можно .
Церковный «Эрмитаж»: музей, в котором обязательно стоит побывать
Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку пинакотеки Ватикана, которая обычно закрыта для туристических глаз. Но мало кто знает, что у Русской Православной Церкви есть аналогичный музей — церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.
Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны.
Что такое ЦАК?
ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.
Сергиев Посад. Интерьер Елизаветинской залы Царских Чертогов Московской Духовной Академии. Время создания фотографии: 1911 – 1917 гг. (?) Автор фотографии неизвестен. Издательство неизвестно. Размер листа и изображения: 139х89. Собрание открыток ЦАК
Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.
История создания
Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая коллекция рождалась еще до официального создания ЦАКа — в 1814 году ректор академии протоиерей Александр Горский (1812–1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.
В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего две работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.
Луи Каравак (1684–1754) — французский живописец, в 1716 году переехал в Россию и стал придворным художником при императоре Петре I.
В 1922 году все собранное бесследно исчезает. Большевики принимают декрет об изъятии церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. К настоящему моменту найдено только несколько экспонатов. Всем казалось, что на этом история ЦАКа окончена.
А дальше произошло чудо. В 1943 году в церковно-государственных отношениях наступило потепление, а в 1950 году началось восстановление музея. И если раньше главными жертвователями были представители царских фамилий, то теперь самым главным частным жертвователем стал сам Патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея большая и лучшая часть собрания получена от него. Именно поэтому Церковно-археологический кабинет сейчас носит его имя.
Портрет Святейшего Патриарха Алексия I
Облачение и личные вещи Святейшего Патриарха Алексия I
В книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал:
«Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет… Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство».
Экспозиция музея условно делится на 7 зон
Сейчас музей открыт не только для студентов, но и для всех желающих.
ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов.
1. Церковное прикладное искусство
Облачения иерархов Русской Православной Церкви, богослужебная утварь, мозаики XIX века, художественное шитье, старинные рукописные и печатные книги, церковные и государственные ордена и награды, точные макеты храмов и монастырей.
Митра святителя Дмитрия Ростовского
Монеты 235-238 гг.
2. Западно-Европейское декоративно-прикладное искусство
Облачения католических священнослужителей, скульптуры и иконы западного христианского мира, богослужебная утварь.
Зал Западно-Европейского декоративно-прикладного искусства
3. Русская религиозная живопись
Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа.
В. М. Васнецов, Исцеление слепорожденного, 1888
В. Д. Поленов. Христос Спаситель. Эскиз к картине
4. Зал иконографии
700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон.
Походный иконостас царской армии
Неканоническая икона Святой Троицы
5. Церковная фототека
Собрание фотографий, которые показывают жизнь Русской Православной Церкви через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX века, которые считаются антиквариатом.
Николай II на прославлении преподобного Серафима Саровского. Крестный ход. Оригинал фотографии
Отечественные и зарубежные фотоаппараты конца XIX и начала XX века
6. Церковная фонотека
Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны.
Заведующий музеем протодиакон Игорь Михайлов
Фисгармония Сергея Рахманинова
7. Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I
Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни.
Святейший Патриарх Алексий I с отцом
Иерей Артемий Головчанский в мемориальной келье Святейшего
Откуда пополняется экспозиция
В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели Русской Православной Церкви поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов.
Облачение святителя Тихона Белавина
История облачения
Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) святителя Иоанна Шанхайского (1896–1966). Это уникальный святой XX века, который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.
Главная святыня музея
По словам заведующего протодиакона Игоря Михайлова, главная святыня музея — сандалии преподобного Сергия Радонежского, в которых он был погребен. Обувь святого передали музею в 1946 году из Лавры, где хранились святыни, которые остались от создателя обители. Рядом с сандалиями лежит камень из гробницы Преподобного, который был найден вместе с мощами и оставлен как реликвия. Позже на нем изобразили Сергия Радонежского и священномученика Панкратия, в день памяти которого были обретены мощи.
Камень из гробницы преподобного Сергия Радонежского
Сандалии из кожи сделал сам преподобный Сергий — как и многое другое, что требовалось для жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где рассчитывать на чужую помощь не приходилось. Будучи настоятелем, он трудился физически наравне со всеми: строил храм и кельи, рубил дрова, делал из дерева богослужебные сосуды и шил одежду.
Сандалии преподобного Сергия Радонежского
Рядом с сандалиями выставлены деревянные богослужебные сосуды и нательный крест преподобного Сергия, а сзади на стене висит обширная иконография, посвященная игумену Радонежскому. Все вместе это составляет коллекцию, посвященную 700-летию со дня рождения Преподобного. Торжества проходили 18 июля 2014 года в день обретения мощей святого, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна.
Церковь и космос
Один из экспонатов с уникальной судьбой — макет Храма Христа Спасителя, собранный в 1920-х годах. Его при посещении ЦАКа увидел первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и услышал историю постройки храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 года. Когда космонавт поинтересовался, где сейчас находится собор, он узнал, что Храм Христа Спасителя взорван в 1931 году и на его месте находится бассейн «Москва». Через некоторое время космонавт выступил с шокирующей речью на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военному подвигу: в частности, он упомянул о Храме Христа Спасителя и Триумфальной Арке, которая также была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. До 1936 года она стояла на площади Тверская Застава (с 1932 года до 1990 года — площадь Белорусского Вокзала) и была разобрана большевиками согласно генплану реконструкции Москвы.
Макет Храма Христа Спасителя
Добиться восстановления Храма Христа Спасителя Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальную арку воссоздали на Кутузовском проспекте к 1968 году. В конце 1990-х годов макет ХХС использовали для восстановления главного собора Москвы, постройка которого завершилась в 2000 году.
Экспозиция Церковно-археологического музея доступна круглый год. Его популярность растет, с каждым годом количество посетителей увеличивается, поэтому посетить ЦАК можно по предварительной записи, чтобы каждый желающий мог рассмотреть интересующие экспонаты.
Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Академия.
Положение о Церковно-археологическом кабинете Тульской Духовной семинарии было принято ее Учёным советом 12 февраля 2006 г., но формирование фондов ЦАК началось еще в 2001 году, сразу после восстановления семинарии.
В 2002 г. из фонда семинарской библиотеки были выделены и переведены для хранения в особом помещении церковно-археологического кабинета все книги, изданные до 1917 г. В настоящее время книгохранилище ЦАК пополняется за счёт дарений. В первую очередь следует сказать о передаче из библиотеки архиерейского дома на хранение в ЦАК более 400 изданий. Передача была осуществлена по инициативе архиепископа (в настоящее время митрополита) Тульского и Ефремовского Алексия. Около 130 книг передано в ЦАК Государственным архивом Тульской области. Более 20 книг поступило из Тульского областного краеведческого музея. Жертвователями книгохранилища стали многие священнослужители Тульской епархии. Немало дарителей среди жителей Тульской области, которые, посетив ЦАК, решились расстаться с семейными реликвиями, в том числе книгами, для того, чтобы они стали доступны другим.
Помимо книгохранилища в ЦАКе имеются следующие постоянно действующие экспозиции, также составленные из дарений:
1. Мемориальный кабинет митрополита СЕРАПИОНА (Фадеева). Здесь в режиме открытого хранения находятся документы, фотографии, облачения, личные вещи владыки.
2. Гостиная, которая даёт представление об интерьере XIX века (мебель, музыкальные инструменты, предметы обихода).
3. Комната церковно-прикладного искусства. В режиме открытого хранения находятся предметы богослужебного назначения и церковно-прикладного искусства (антиминсы, облачения, иконы, церковная утварь и т.д.).
4. Выставочный зал ЦАК, где постоянно экспонируются картины современных художников (сменяемость выставок – каждые полтора-два месяца).
На первом и втором этажах семинарии имеются, кроме того, 29 выставочных витрин, в которых размещаются тематические выставки. Сменяемость выставок – каждые два месяца.
Экспозиции ЦАК ТДС открыты для осмотра во все дни недели, кроме воскресенья и двунадесятых праздников, с 10.00 до 17.30.
Посещение выставок групповое: предварительно необходимо направить от организации письмо имя Ректора семинариина адрес info@tulds.ru . Для желающих по дополнительной договорённости проводятся интерактивные занятия.
Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца Гоцковского.
Сегодня государственный музей Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В нее входит живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки.
За целый день осмотреть все экспозиции музея можно только очень беглым шагом. Рекомендуем разбить визит в Эрмитаж на 2 дня, а если приехали в Петербург на несколько дней, то продолжить изучение музея в следующий визит.
Делимся полезной информацией, чтобы посещение Эрмитажа прошло максимально просто и интересно.
- Петергоф: как поехать самостоятельно и с экскурсией
- Едем в Царское село
- ТОП лучших самостоятельных прогулок по Петербургу
Режим работы
Музей открыт для посетителей:
- вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10.30 – 18.00 (кассы работают до 17.00)
- среда, пятница: 10.30 – 21.00 (кассы работают ДО 20.00)
Музей закрыт: по понедельникам, 1 января, 9 мая
Когда вход в Эрмитаж бесплатный
Бесплатное посещение для всех категорий посетителей: третий четверг каждого месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря.
В Эрмитаж на вход всегда есть очередь. В музей запускают партиями. В обычные дни очередь где-то на час-полтора. Но в дни бесплатного посещения очередь на вход может стоять от Александровской колонны в центре Дворцовой площади. Если хотите сэкономить на билете, приходите пораньше и будьте готовы простоять 2-3 часа.
Стоимость билетов
Билет дает право на однократное посещение музея в один день. Нельзя выйти из музея, погулять по городу и вернуться обратно.
Есть несколько типов билетов, ознакомьтесь с ними, чтобы не растеряться возле кассы.
- 400 рублей – комплексный входной билет для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь.
Скорее всего, если вы не иностранец, вам нужен этот билет. Включает в себя посещение Главного музейного комплекса, а также Главного штаба и Зимнего дворца Петра I. Но еще раз хотим предупредить, что за один день посмотреть все нереально. Мало кто доходит до выставок в Главном штабе и наша редакция не знает никого, кто был в один день в трех местах сразу.
- 300 рублей – входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа: Главный штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода.
Вот это тот случай, когда в Главном музейном комплексе уже побывали и хотите сходить в Главный штаб.
При покупке билетов необходимо предъявить паспорт. Это обязательно, потому что для граждан других государств, стоимость билетов уже выше.
- 800 рублей – комплексный входной билет для всех, кроме граждан РФ и Республики Беларусь.
- Бесплатные билеты — пенсионеры (только граждане России), дети дошкольного и школьного возраста (вне зависимости от гражданства), студенты (вне зависимости от гражданства), аспиранты, курсанты, инвалиды I и II гр.
Чтобы пройти бесплатно в музей, все равно необходимо стоять в очереди на вход, а затем в очереди в кассу. В кассе при предъявлении документа, дающего право на льготу, вам выдадут бесплатный билет.
Где покупать билеты в Эрмитаж
Билеты в Эрмитаж можно купить: в кассе, в электронном киоске, онлайн.
Билеты в кассе Эрмитажа
Отстояв очередь и зайдя в здание музея, вы сразу оказываетесь перед еще одной очередью — в кассу. Не бойтесь, она движется очень быстро. Потратите минут 10-30, не больше. К оплате принимают карты и наличные.
Билеты в электронном киоске
Во дворе Эрмитажа, там где стоят очереди есть несколько киосков в которых можно самостоятельно купить билет, но только за полную стоимость. Поэтому там покупают только пара иностранцев, которые потом все равно встают в очередь в музей.
Электронные билеты и вход без очереди
Только на официальном сайте Эрмитажа можно купить электронный билет без комиссии, который дает право на вход в Музей без очереди! В остальных местах вам продадут тот же билет, но с комиссией. Например, вот хороший ресурс с экскурсиями по Петербургу, где в том числе есть ваучеры в Эрмитаж.
Как понимаете, за вход без очереди надо платить. Поэтому электронный билет стоит дороже обычного и у Эрмитажа есть 2 предложения:
- 730 рублей — бесплатный вход в Эрмитаж на 1 день,
- 1020 рублей — исследуйте Эрмитаж 2 дня.
Льготы для пенсионеров и детей сохраняются. Купленный билет (ваучер) действителен в течение 180 дней с момента покупки, поэтому можете приобрести его заранее.
Где вход в Эрмитаж
Если купили электронный билет, который дает право на вход без очереди, то вам в отдельный вход — через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной – между зданиями Малого Эрмитажа и Нового Эрмитажа).
Для всех остальных: напротив Александровской колонны находятся ворота, через которые попадаем в Большой двор Зимнего дворца. Стоят две очереди. Можете становиться туда, где больше нравится.
Для тех, кто хочет посмотреть экспозиции, расположенные в Главном штабе, необходимо выйти из Большого двора и пройти в противоположном направлении. Если стоять лицом к арке Главного штаба, то в 100 метрах слева будет практически неприметный вход в музей.
Как посмотреть Эрмитаж
После покупки билета, можете оставить личные вещи в гардеробе. Верхнюю одежду обязательно. Не поверите, но там скорее всего тоже будет очередь. Есть камеры автоматические камеры хранения, их мало и они всегда заняты. После этого билетный контроль. Жидкости проносить нельзя.
После контроля можете взять аудиогид и схему Эрмитажа. Схема бесплатная, а аудиогид стоит 350 рублей на русском языке и 500 на иностранном. Залог 2000 рублей или документ (кроме паспорта!).
Схему возьмите обязательно! Иначе будет не понятно куда идти. В каждом зале есть свои смотрители. Они следят за порядком и помогают сориентироваться в музее. Это не гиды или экскурсоводы. Смотрители могут только подсказать — как пройти в зал с фламандцами или где находятся часы «Павлин».
Можете скачать официальный аудиогид для смартфона от Эрмитажа. Правда там только несколько экскурсий по залам бесплатные, остальные необходимо купить.
Лучший вариант для первого раза — в компании с искусствоведом.
По Эрмитажу можно ходить очень долго. Чтобы посмотреть все экспонаты, которые есть в коллекции Эрмитажа, уделяя каждому не больше 1 минуты, понадобится 8 лет. Но вы рассчитывайте на 3-5 часов. И весь день ходить тяжело. Делайте небольшие перерывы — на первом этаже, недалеко от Иорданской лестницы, есть кафе.
Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой.
В Эрмитаже 305 залов, но их число может меняться в зависимости от временных выставок. Если ограничены по времени, вот вам самые красивые залы и жемчужины Эрмитажа:
1. Иорданская лестница.
Именно отсюда начнется знакомство с Эрмитажем.
2. Лоджии Рафаэля.
Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески. Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому.
3. Гербовый зал Зимнего дворца.
Один из самых роскошных залов.
4. Александровский зал.
Просторный зал, сочетающий элементы готики и неоклассицизма.
5. Малахитовая гостиная.
Из-за отделки интерьеров драгоценными камнями — это самое ценное помещение в корпусе.
6. Золотая гостиная Марии Александровны.
Парадная комната императрицы Марии Александровны. Атмосфера полностью соответствует названию — все блистает.
7. Концертный зал.
8. Белый зал.
9. Залы Древнего Египта.
Скульптуры, саркофаги, мумии, тексты из Книги мертвых, древние амулеты, статуя Аменемхета Третьего, скульптура богини Сехмет. Пропустить нельзя.
10. Залы Древнего Рима и Древней Греции.
Культура античности в огромном количестве помещений.
11. Павильонный зал.
Самый драгоценный экспонат этого зала — механические часы «Павлин».
12. Зал Леонардо Да Винчи.
13. Нидерландская живопись.
14. Зал Рембрандта.
Мимо этого зала вы не сможете пройти. Возле картины «Блудный сын» всегда стоит огромнейшая толпа, не меньше, чем перед Джокондой в Лувре.
Кстати, Эрмитаж обладает второй коллекцией полотен Рембрандта. Соперничает с ним только Рейксмузеум в Амстердаме.
Вход в Эрмитаж
Государственный Эрмитаж – один из самых крупных культурно-исторических музеев мира. Он расположен в городе Санкт-Петербург и покоряет туристов своим культурным наследием из года в год. Поэтому, оказавшись в северной столице, обязательно следует посетить данный музей, который насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников культуры.
Как добраться до Эрмитажа
Эрмитаж — музей достаточно обширный и охватывает большую территорию вдоль набережной Невы. Адрес достопримечательности: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2.
Добраться до него можно несколькими способами. Самый простой способ — воспользоваться услугами метрополитена. Станций метро рядом с Эрмитажем несколько. Ближайшая к музею «Эрмитаж» станция метро — «Адмиралтейская» (700 м). Чтобы попасть в Эрмитаж, метро можно также доехать до станций «Невский проспект»(900 м) и «Гостиный двор» (1,3 км).
Теперь по порядку, как от каждой станции метро пройти к Эрмитажу в Санкт-Петербурге:
- От подземки «Адмиралтейская» следует пройти до улицы Малая Морская, затем повернуть направо и пройти ещё несколько метров.
- От станций «Невский проспект» и «Гостиный двор» следует выйти на Невский проспект, далее идти в сторону Адмиралтейства до улицы Большая Морская. Выходя на станции «Гостиный двор», следует повернуть в сторону набережной канала Грибоедова.
Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Туристы, предпочитающие наземный транспорт, обычно хотят знать, как доехать до Эрмитажа автобусом или троллейбусом. На данный момент они могут воспользоваться автобусами 7, 10, 24, 191, троллейбусами 1, 7, 10, 11. Выйти следует на остановке «Дворцовая площадь» и пройти до главного комплекса Эрмитаж 300 метров.
Как попасть в Эрмитаж
Всего в Эрмитаже два входа, через которые можно пройти в музей:
- вход со стороны дворцовой площади, через Большой двор Зимнего сада — для посетителей, оплачивающих билеты на кассах;
- отдельный вход в Эрмитаж через Шуваловский проезд. Он открыт для посетителей с интернет-билетами или подарочными сертификатами, членов различных творческих союзов РФ при предъявлении необходимого документа, членов ICOM.
Обратите внимание! С 1 мая по 30 сентября 2018 года для тех, кто приобрёл билет в терминалах, расположенных в Большом дворе Зимнего дворца, вход доступен через Салтыковский подъезд (по левой стороне Большого двора).
Наличие очередей зависит от сезона и дня недели посещения. Летом очереди на кассы самые большие, так как школьники и иностранные туристы покупают билеты на целые группы, что значительно продлевает время пребывания в очереди. Не стоит забывать, что у школьников также длинные каникулы зимой, в этот период толпа также оккупирует кассы музеев. Более того, большое скопление людей будет после выходного дня (понедельника), то есть во вторник.
Эрмитаж на карте
Где купить билеты в музей
Билет покупается на кассе или на сайте музея. Стоимость билетов зависит от того, что конкретно человек хочет посетить. Входной билет даёт право посещения Главного музейного комплекса и дополнительных объектов. Стоимость экскурсии по музею оплачивается отдельно.
Обратите внимание! Билеты нужно сохранять до конца вашего визита.
Входной билет может быть:
- комплексный. В него входит посещение Главного музейного комплекса, дворца Меньшиков, Главного Штаба, Музея императорского фарфорового завода, Зимнего дворца. Стоимость — 700 рублей.*
- дающий право посетить дополнительные объекты. Стоимость посещения каждого дополнительного объекта составляет 300 рублей.*
Интересное предложение! Для граждан РФ и Республики Беларусь действует акция, которая позволяет купить комплексный билет за 400 рублей* при предъявлении необходимого документа (в данном случае паспорта). В него входит посещение Главного музейного комплекса, Главного штаба, Зимнего дворца.
Определенные категории граждан могут получить бесплатный билет при предъявлении соответствующего документа. К ним относятся:
- обучающиеся в высших учебных заведениях вне зависимости от гражданства( при предъявлении студенческого билета);
- дети до 18 лет (предъявление документа не нужно);
- пенсионеры РФ (при предъявлении пенсионного удостоверения);
- лица, являющееся курсантами образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России;
- инвалиды 1 и 2 группы, ребёнок инвалид с одним сопровождающим (только граждане Российской Федерации и республики Беларусь);
- Герои Советского Союза;
- Герои РФ;
- полные кавалеры ордена Славы, Трудового ордена Славы;
- ветераны и инвалиды ВОВ;
- лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» или «Житель блокадного Ленинграда»;
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами во времена Второй Мировой войны;
- многодетные семьи (только для граждан РФ);
- сотрудники музеев Российской Федерации;
- лица, которые состоят в творческих союзах;
- члены ICOM.
Очереди
Важная информация! Каждый желающий может бесплатно посетить музей в первый четверг месяца, 18 мая и 7 декабря
Режим работы Эрмитажа
Музей работает по будням и выходным за исключением понедельника, 1 января и 9 мая.
Часы работы:
- Понедельник, Четверг, Суббота, Воскресенье: 10:30-18:00;
- Среда, Пятница: 10:30-21:00.
Обратите внимание! Кассы закрываются за один час до закрытия музея.
Как попасть без очереди, когда вход бесплатный
Несмотря на то, что список «льготников», которые имеют право посещать музей бесплатно, достаточно большой в дни, когда музей открывает свои двери на безвозмездной основе, очереди могут протянуться вдоль набережной канала Грибоедова. Как же попасть в Эрмитаж без очереди в такие бонусные дни?
- турист, пребывающий в Питере ограниченное время, должен придти в день бесплатного посещения до открытия музея и ни в коем случае не откладывать поход в музей на вторую половину дня;
- если же человек не ограничен сроками и сезоном пребывания, то музей следует посещать осенью или весной. Именно в это время наплыв туристов невысокий.
Второй этаж Эрмитажа
Посещение музея самостоятельно
В самостоятельном посещение свои преимущества:
- нет ограничения по времени, а следовательно можно уделить посещению столько времени, сколько нужно;
- можно выбрать экспонаты по интересам и не идти на поводу у экскурсовода.
Но как же выбрать, что посмотреть сначала среди такого обилия экспонатов, посетив музей впервые?
- так как ограничения во времени нет, то можно спокойно дойти до музея и посетить красивые парки рядом с Эрмитажем: сад Зимнего дворца, Александровский сад, Исаакиевский сквер;
- можно сделать пару красивых фото у театра Эрмитажа и при желании купить билет на какой-нибудь спектакль.
В самом Эрмитаже легче ориентироваться если схематично разделить экспонаты на три этажа:
- на первом этаже представлены экспонаты народного этноса и тематики Древней Греции. Также здесь можно увидеть различные экспонаты, которые повествуют о той или иной культуре Востока и Азии;
- на втором этаже расположены залы в роскошном дворцовом стиле. Высокие потолки, могущественные колоннады, висячие люстры огромных размеров — все это заставляет почувствовать себя особой королевских кровей;
- для любителей живописи подойдёт третий этаж музея. Здесь представлены коллекции картин художников разных стран и эпох.
На заметку! На входе есть брошюра музея. Ее следует взять, чтобы отмечать то, что уже удалось посмотреть.
Так выглядит Эрмитаж в ночное время
Правила посещения музея
- На территории музея запрещено курить.
- Нельзя проносить жидкости в музей.
- Нельзя проносить большие сумки.
- Братьев наших меньших придётся оставить дома, так как музей с животными посещать запрещается.
- В залах нельзя принимать пищу, на территории музея есть кафе, где можно перекусить после познавательной экскурсии.
- Фотографировать на телефон разрешено бесплатно без вспышки, а вот за качественные фото на фотоаппарат придётся заплатить.
- В музей разрешается входить только без верхней одежды, для неё в музее работает гардероб.
Эрмитаж — музей, который непременно стоит посетить. Новые знания, эстетическое наслаждение — малая часть того, что даст этот визит.
*Цены актуальны на август 2018 года.
Государственный Эрмитаж, Петербург
27 120
«При Дворе российских императоров», выставка в Эрмитаже, СПб
Выставка Паруса Эллады
День Эрмитажного Кота 2012 в СПб
«Легенды и мифы Древнего Рима» — занятие для детей 5-10 лет в Эрмитаже от компании «Стимул»
«В гости к золотому павлину», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от «Школы юных музейчат», СПб
«Вдохновение и воображение: креативный музей», образовательная программа для детей от 5 лет в Эрмитаже от «Школы Юных Музейчат», СПб
«Во дворец за Золушкой», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от «Школы юных музейчат», СПб
«Волшебная палитра», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от «Школы юных музейчат», СПб
«Волшебный клубок», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от «Школы юных музейчат», СПб
«Галерея 1812», экскурсия для детей от 8 до 12 лет в Эрмитаже от центра «Стимул», СПб
«Давным-давно», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от Школы юных Музейчат, СПб
«Деревянная страна», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от «Школы юных музейчат», СПб
«Дикие лебеди», выставка декупажей-иллюстраций к сказке Андерсена в Эрмитаже в рамках Недели Северных Стран 2012, СПб
«Как стать рыцарем», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от «Школы юных музейчат», СПб
«Картон», фестиваль культуры и настольных игр в Главном штабе Государственного Эрмитажа, СПб
«Мир камня», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от «Школы юных музейчат», СПб
«Мифы и легенды Древнего Египта», интерактивное занятие для детей 5-10 лет в Эрмитаже от центра «Стимул»
«Мифы и легенды Древней Греции», занятие для детей в Эрмитаже
«Ограбление века — шедевры Эрмитажа», квест для школьников 9-15 лет в Зимнем дворце, СПб
«Оружие в коллекции Эрмитажа», экскурсия в Эрмитаж для детей от 8 до 14 лет от центра «Стимул», СПб
«Первобытный мир», экскурсия для детей 7-10 лет по залам Эрмитажа, СПб
«Песня, застывшая в камне», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от Школы юных Музейчат, СПб
«Рыцарский зал», экскурсия для детей 7-10 лет в Эрмитаже, СПб
«Сантьяго Калатрава. В поисках движения», выставка в Зимнем Дворце для детей от 7 лет, СПб
«Тайны египетских гробниц», экскурсия для детей 7-10 лет в Эрмитаже, СПб
«Узнай МИР: Западная Европа», игровая программа для школьников, посещение рыцарского зала Эрмитажа, СПб
«Христианские сюжеты в искусстве», экскурсия для детей 7-10 лет в Эрмитаже, СПб
«Царство глины», экскурсия в Эрмитаже и творческий мастер-класс для детей 4-7 лет от Школы юных Музейчат, СПб
Бесплатная игра-квест в Эрмитаже для детей от 7 лет и родителей в рамках Дней Европы 2012
Игра-квест на фестивале «Дни Европы 2013» для подростков и взрослых в Эрмитаже, СПб
Квест для детей от 7 лет и экскурсия в Эрмитаж, Тренинг-центр Альбины Манзуллиной, СПб
Набор на курс интерактивных экскурсий «Прогулки с Эрмитажным котом» для детей 4-7 лет от «Школы юных Музейчат», СПб
Набор на творческий курс «Парадный Эрмитаж. Новый, старый, малый. Зарисовки» для детей 6-10 лет от «Школы юных Музейчат», СПб
Посещение Рыцарского зала Эрмитажа и самостоятельное изготовление щита и герба, программа для детей от 7 лет, СПб
Экскурсия в Рыцарский зал в Эрмитаже для детей 7-10 лет от центра «Стимул»