Содержание
- Интервью : Лариса Жибрик редактор журнала «Надежда для тебя»
- Надежда
- Почему надежда считается одной из высочайших христианских добродетелей?
- Надежда на Господа
- Десять слов афонских старцев о надежде на Бога
- О ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЕ
- Имя Надежда в православном календаре (Святцах)
- Святая мученица Надежда Римская, дата памяти 30 сентября
- Надежда христианская
- Что Библия говорит о надежде?
Интервью : Лариса Жибрик редактор журнала «Надежда для тебя»
2008-08-30 14:19:26: Белорусские христианские новости
Лариса Жибрик.Жена пастора,мать двоих сыновей. Директор женского служения при Союзе ХВЕ в Беларуси, редактор женского христианского журнала «Надежда для тебя», вице-президент общественной благотворительной организации «Спасение младенцев».Лариса,а не много ли это для представительницы слабого пола?
Ж.Л-Дело в том, что это все пришло не в один момент.34 года назад я стала женой, выйдя замуж за человека, которого с каждым годом ценю и люблю все больше. Были в нашей прежней жизни без Бога сложные периоды, и к своим 36 годам мы практически подошли к разводу. Но наш брак, как и нашу жизнь, спас Господь. С Владимиром мы познакомились, когда учились на последнем курсе в политехническом институте. В 1975 году, через год после женитьбы, у нас родился сын Александр. Сейчас он уже сам женат 10 лет и является отцом троих детей. Через три года после Александра Бог подарил нам второго сына Сергея, ему в этом году исполняется 30 лет, он тоже женат. Даже не верится, что они уже взрослые, кажется, совсем недавно носила их на руках.
Мы пришли к Богу, когда нам с мужем было 37 лет. Я в то время была серьезно больна. Однажды пришлось с помощью подручных средств поднимать нашу машину, застрявшую в лесу. Из-за непомерной нагрузки у меня в позвоночнике образовались трещинки, в которых стали накапливаться соли, в результате чего я теряла подвижность. Доходило до того, что невозможно было взять в руки нож, чтобы почистить картошку. Ели каши и макароны. Вдобавок ко всему – отложение солей пошло на ребра, начались приступы аритмии. Я боялась умереть во сне.
Перепробовали всевозможные виды лечения — ничего не помогало. Тогда обратилась к экстрасенсам, к бабкам, заговаривавшим воду, соль, еще что-то. Выстаивала служения в православном храме. Меня возили на грязи Мацесты, в санаторий в Юрмалу – безрезультатно.
Помню, мама приходила, садилась около меня на кровать и причитала (она родом с Поволжья): «Вот умрешь, муж женится, что с детьми будет?»
Но Господь распорядился иначе. В 1989 году мы пришли, по приглашению одной нашей знакомой, в евангельскую церковь – посмотреть фильм » Иисус Христос». За 8 лет до этого мы отдыхали на турбазе, где она работала администратором. И с тех пор она, приезжая в Минск распространять путевки, заходила к нам домой. Рассказывала о Живом Боге, подарила нашим детям Библию. Все эти годы она молилась за нашу семью.
Мы стали по воскресеньям приводить в церковь нашего младшего сына, и через два часа приходили его забирать. Сами в церковь даже не заходили. Через некоторое время мы увидели, как изменился наш младший сын – он покаялся, стал молиться за нас.
Через полгода мы все же стали заходить в церковь, но исключительно для того, чтобы послушать, как поет сын. Он стал солистом детского хора. Но находясь в церкви, мы волей-неволей слушали и проповедь. Это подтолкнуло к тому, что мы стали задумываться над своей жизнью. В то время в церковь приезжало много гостей. И мой муж сказал: » Посмотри, сколько людей верят в Бога и живут совершенно другой жизнью и здесь, и в других странах. А наша атеистическая страна разваливается.» И это было действительно так.
Вскоре мы покаялись, сначала я, потом и муж. Мне очень помогло то, что в это время я прочитала книгу, написанную основоположником ракетостроения, Циолковским. Он был глубоко верующим человеком, только от нас это скрывали. И там я прочитала такие строки: «Дух и душа человека после его смерти, как фотон света, идут к своему Создателю»! Это было очень понятно нам, людям с техническим образованием. Мой муж в то время работал ведущим конструктором.
Состояние моего здоровья оставалось критическим, в церковь меня привозили только на машине, спала сидя, обложившись подушками, принимала громадное количество лекарств. Я слышала, как рядом, на служении, молились люди, а я так не умела. Они просто говорили Богу о своих насущных проблемах, благодарили Его за помощь. Однажды я тоже рискнула помолиться. Это была зима, прошел уже почти год, как мы переступили порог церкви. Я попросила Бога: «Господь, помоги мне – избавь от этой боли! Исцели, пожалуйста». В этот момент я почувствовала, как будто мне за воротник вылили стакан холодной воды, и она потекла по моему позвоночнику. Я подумала: «Домолилась!» В церкви было душно от множества людей, и я подумала, что вспотела, а когда выйду на улицу, то замерзну, и мне будет еще хуже. Это был февраль месяц. Но прошло три дня, и я заметила, что спокойно сплю, не пью лекарств, нет никаких приступов. Тут я поняла, что Бог исцелил меня. В августе 1990 года мы с мужем заключили завет с Богом.
Через два года было принято решение об открытии еще одной церкви, здание для которой построили недалеко от нашего дома. Нам было удобнее посещать эту церковь .
Мой муж к тому времени уже начинал проповедовать Слово Божье. Однажды дьякон церкви дал мне пригласительный билет на семинар с участием жены известного американского миссионера. На этом семинаре мы узнали, в каких направлениях работают женщины в церквях Ассамблеи Божьей.
После этого мы с одной сестрой пошли к пастору церкви Сергею Хомичу и к епископу нашего братства Федору Марчуку и рассказали о нашем желании начать подобную работу в нашей церкви. Они нас благословили, но попросили рассказывать о наших планах, и чтобы на каждой встрече присутствовали служители церкви.
Мы очень много молились, готовились к той первой беседе. Я так волновалась, что когда пришла моя очередь излагать подготовленную тему, не могла стоять – ноги дрожали . Как память, осталась фотография –мы все сидим за столом, я читаю записи в ученической тетрадке. Так начался мой путь в женском служении.
Через год я стала директором женского служения в нашем братстве. Это чудо, так как к тому времени я была всего четыре года как верующая.
Еще через год я впервые увидела фильмы «Внутриутробное развитие ребенка» и «Тяжелая правда», — где был показан аборт на 12- недельном сроке. Просмотрев этот фильм с женщинами из нашей церкви «Благодать», мы поняли, что не сможем молчать о том, что увидели и узнали. Так началась работа, связанная с социальными программами. Мы посещали женские консультации, школы. Проводили обучающие семинары, подготовили к тому времени более 250 лекторов. Разработали и выпустили 7 видов буклетов, отпечатали несколько тысяч плакатов, направленных против абортов. Пастора евангельских церквей отвозили их в гинекологические кабинеты в сотнях больших и малых городов Беларуси. Мы пытались зарегистрироваться как общественная организация, но что-то у нас не получилось. Тогда Федор Кондратьевич успокоил: «Сколько сегодня зарегистрированных организаций – и они существуют только на бумаге. А вы работаете. Бог видит ваш труд».
Как стала редактором журнала » Надежда для тебя»? Тоже не сразу. Этому предшествовало 5 лет работы выпускающим редактором газеты «Благодать», помогала мужу – Владимир был редактором.
Начать работу над изданием конфессиональной газеты ему предложил наш пастор. Муж на то время был директором библейской школы. На его отказ, что он не литератор, а инженер–механик, Сергей Хомич сказал: «Зато у тебя высшее образование». Спорить было бесполезно. Через полгода пастор попросил меня помочь мужу в этой работе. Я согласилась, но с одним условием: — печатать в газете и статьи для женщин. Опыта не было никакого – мне исполнилось тогда 43 года, и я не умела печатать даже на печатной машинке, а компьютер терпеть не могла, т. к. сыновья все свободное время отдавали этому техническому новшеству.
Но Бог все знает наперед, где и кем Он нас хочет видеть, у Него есть план для каждого. В том же году нас пригласили на первый обучающий издательский семинар, и с тех пор мы посещаем их постоянно. Организует их замечательная женщина –Шерон Мампер, директор института публицистики МТI , которая всю свою жизнь посвятила тому, чтобы помочь состояться христианским издательствам в разных странах. Господь учит нас через тех, кто на этом поприще оказался раньше нас и рад поделиться своим опытом.
6 февраля 2000 года муж стал пастором церкви, кстати, той самой, в которой мы покаялись. И мы оставили работу в газете «Благодать», которая сейчас преобразовалась в журнал. Так я стала женой пастора.
А через год, по Божьей милости, я начала работать над женским христианским журналом, о котором мы долго молились с женщинами на конференциях. Мне всегда хотелось делать журнал, который бы объединял женщин и вел их к Богу, к познанию Его истин. И Господь ответил на наши молитвы. Журналу «Надежда для тебя» уже 7 лет. Первый номер за этот год мы издали тиражом 7000 экз., на 56 страницах, в нем есть цветной вкладыш с кулинарными рецептами.
Женскому служению в прошлом году исполнилось 14 лет. За это время проведены сотни семинаров и конференций различного уровня в Беларуси, Украине, России, Германии, Америке.
Что касается работы по социальным программам – мы стали соучредителями общественной благотворительной организации » Спасение младенцев», меня избрали заместителем председателя. За эти годы на обучающих семинарах подготовлено около 600 лекторов, которые проводят беседы о нравственности в учебных заведениях, женских консультациях. Тематика очень широкая. И есть уже результат — из 3000 врачей гинекологов, делающих аборт, 1000 отказались от этой практики. Такие данные предоставил нам Селява Владимир Леонтьевич, ранее занимавший пост главного гинеколога Беларуси. А в этом году официально объявлено, что по сравнению с 1990 годом число абортов сократилось в 5 раз! И в этом есть доля труда наших лекторов, членов евангельских церквей. Кто бы еще мог годами трудиться безвозмездно, распространяя сделанные за свой счет ксерокопии буклетов, направленных против ВИЧ, наркотиков, абортов, даря видеокассеты с сюжетами на эти темы в школы и женские консультации. Многие наши материалы публиковались в районных и областных газетах. Слава Богу, что Он дал возможность совершать этот труд.
Много ли это? Оглядываясь назад, на прошедшие годы, понимаю, что немало. Но я никогда не смогла бы сделать столько, не будь на то воли Бога, Его поддержки — ведь мне приходилось заниматься тем, о чем я не имела ранее ни малейшего понятия, люди учатся для такой работы годами. Сколько поддержки я видела от мужа, детей — сыновья тоже были лекторами. А также эта работа была бы невозможна без тех, кто молился и благословлял этот труд – служителей наших церквей, сотен женщин и мужчин Беларуси из евангельских церквей, кто непосредственно принимал в ней участие.
Но не все постоянно в этом мире. Идет время
Два года назад я сложила с себя обязанности заместителя председателя ОБО «Спасение младенцев», а прошлым летом — и директора женского служения. За эти годы Бог подготовил достойную смену в моем прежнем служении, а мне приготовил новые пути. Но я по-прежнему участвую в обучающих семинарах, вместе с другими женщинами, пишущими для нашего журнала, сотрудницами по женскому служению, готовим и проводим конференции. В августе прошлого года, по приглашению Александра Шевченко, я была спикером на конференции «Для всей семьи» в г.Сакраменто, США. В октябре мы втроем проводили две конференции в г.Екатеринбурге, в России. Недавно были в г.Ровно, на Украине. Сейчас готовим ежегодную республиканскую женскую конференцию в Минске, в церкви Благодать».В прошлом году ее посетило 1400 женщин.
Сейчас я больше помогаю мужу. Мы проводим с ним занятия с молодыми супружескими парами в нашей церкви по курсам «Отцовская мудрость» и » Мудрость матери» , авторы Дэвид и Дениз Гленн. С женщинами среднего возраста провожу занятия по библейскому курсу » Освобождение», по книге пророка Исайи, автор Бэт Мур. Давно пришла к выводу, что нужно действительно исследовать Писания, только Слово Божье и Дух Святой могут изменить нас.
Что будет в моей жизни дальше? Мне самой интересно. Знаю одно — хочу исполнить волю Божью и дальше. Верю, что Дух Святой мне подскажет как, где и в чем Он меня видит в дальнейшем.
М.Е-Когда не нашлось в Израиле мужчин лидеров, Бог призвал Девору. Сегодня среди женщин немало руководителей государств, министров, директоров фирм, пасторов… Может, наступило «время Девор» ?
Ж.Л-Не думаю. Девора — исключение из правил. Не нашлось на то время мужчины. Когда Бог не находит мужчину – Он поручает работу женщине. Но в Библии написано, что основное предназначение женщины – быть рядом с мужчиной. В этом будет наибольший успех. Даже само слово «замужем» говорит о многом. В последнем номере журнала за 2007 год я как раз писала об этом в статье «Девора».
Хотя иногда бывают обстоятельства, когда видно явное водительство Божие, когда понимаешь – да, Бог хочет, чтобы именно ты, слабая женщина, взялась за этот труд. У меня самой сейчас такая же ситуация – несколько месяцев назад мы зарегистрировали некоммерческое издательское учреждение «ЖИЗНЬ» и я являюсь его директором. У меня в прошлом году три сотрудницы ушли в декретный отпуск. Еще одна сотрудница вышла замуж (в 43 года). Все знакомые шутят: » У тебя как инкубатор — никто не засиживается!» Но это нормально – женщины выполняют свое предназначение и счастливы этим. И я сейчас пригласила на работу мужчину – моего младшего сына Сергея, он профессиональный переводчик. Если со временем он возьмет бразды правления в свои руки в издательстве, я буду рада. Смогу уделять больше времени написанию статей и женскому служению.
М.Е-Кто она — современная белорусская женщина?
Ж.Л-Сложный вопрос. Помню, еще в юности приехал знакомый из-за рубежа и говорит: «Как красивы и элегантны белоруски, с каким достоинством держат себя».Я вижу, что это все осталось. Наши женщины умудряются одеваться и выглядеть как и в других столицах Европы, а ведь с белорусскими зарплатами это похоже на фантастику.
А в остальном? Наверное, те же проблемы, что и у женщин всего мира: гражданские браки, пьянство мужей, наркотическая зависимость у детей, две-три работы. Разводы, одиночество. Однажды пришла в школу проводить беседу со старшеклассниками. Разговорились с директором школы, женщиной. Она и четыре завуча в этой школе – в разводе.
М.Е-Уделяется ли в белорусском обществе достаточно внимания проблемам женщин? Какие вопросы стоят наиболее остро?
Ж.Л-Да, в последнее время радуют постановления, принятые нашим правительством. Есть перемены к лучшему – все больше вижу на улицах Минска женщин с колясками, рождаются дети. Сыграл свою роль декрет Президента о льготах на получение жилья для многодетных семей. Многодетные семьи получают льготные кредиты на приобретение жилья, а те, у кого 5 детей, получают его практически бесплатно.
Закрываются круглосуточно работающие магазины, продающие алкоголь. Я вообще не понимаю, зачем существуют ночные магазины – ночью спать надо. За рубежом магазины, причем все – и промтоварные и продуктовые – не работают уже в субботу после 12 дня. Люди отдыхают. Ведь поход на рынок в выходной день – это все равно, что день у станка отстоять. Воскресный день надо отдать Богу, общению с детьми, женой. А ведь раньше, лет 20 назад, так и было — все магазины в воскресный день были закрыты. И ничего, с голода никто не умирал.
М.Е-Какими проектами вы занимаетесь сейчас, что планируете в будущем?
Ж.Л-Вторая половина прошлого года принесла в мою жизнь много перемен. В апреле я стала пенсионеркой по возрасту. Даже не верится, что мне в этом году будет 56 лет. Но у Бога пенсионеров нет! Но я как-то по-новому посмотрела на свою жизнь. Сколько мне осталось активных лет жизни? На что их употребить?
В июне мы зарегистрировали некоммерческое издательское учреждение » ЖИЗНЬ», которое теперь издает журнал «Надежда для тебя». Мы увеличили количество страниц в нем до 56.
В наших планах издавать журнал 6 раз в год, и хотелось бы в будущем видеть его полноцветным. Это мечта нашего дизайнера.
Также у нас почти готовы макеты нескольких книг: сборник рассказов Марины Тихоновой «Я буду жить!», «Непридуманные истории» -о чудесах, которые сделал Бог в жизни женщин, «…а судьба от Господа!» -сборник лучших статей , «Неизвестное об известных», «Спаси его!» -истории женщин, которые сделали аборт и тех, кто несмотря на то, что им прогнозировали врачи оставили своих детей, уповая на милость Бога. Наша художница, Лариса Бунина, нарисовала прекрасную обложку к этой книге, мы думаем издать на основе этого рисунка плакат в защиту нерожденных детей.
И, конечно, сборник кулинарных советов, опубликованных за эти годы в нашем журнале.
Мечтаю издавать газету, где будет рассказываться о женщинах, которые при самых неблагоприятных ситуациях во время беременности, когда была угроза для жизни ребенка и их самих, возлагали все надежды на Бога. Они отказывались прерывать беременность и сейчас имеют прекрасных детей. Также к месту там были бы свидетельства врачей, которые отказались от практики абортов, пришли к Богу.
Еще хочу издавать буклеты для молодежи – рассказывая о том, как их сверстники, приходя к Богу, получали освобождение от курения, алкоголя, наркотиков.
Самая большая мечта – иметь христианский центр кризисных ситуаций для женщин, куда они могли бы обратиться в сложный момент своей жизни. Получить помощь христианского душепопечителя, побыть там какое-то время. Иногда достаточно нескольких дней, чтобы родители, парень осознали свою неправоту, толкая молодую женщину на аборт.
Сейчас наше издательство выступило с инициативой – осуществить проект, который мы назвали «Путь к жизни». На базе нескольких школ, совместно с лекторами общественных организаций «Спасение младенцев», «Матери против наркотиков», «АСЕТ» (директор — наш старший сын, он начинал лектором) провести беседы по волнующим вопросам. Собрать неравнодушных ребят и подготовить их к волонтерской работе среди учащихся 7-9 классов их же школ. Ведь одни лекторы не справятся – нужно, чтобы сама молодежь была способна противостоять тому, что происходит рядом с ними.
Наше издательство собирается поддержать этот проект буклетами, плакатами о ВИЧ, методическими пособиями «Уроки жизни», используя которые, волонтеры сами смогут впоследствии проводить беседы в молодежных аудиториях. Мы сделали карточки, на которых предложим написать обещание: «Настоящая любовь ждет».
Ваши читатели также могут стать участниками этого проекта. Мы сейчас открываем благотворительный расчетный счет — и кто хочет, может перечислить пожертвования, предварительно сообщив нам об этом. Мы сообщим, на что пойдут эти средства.
М.Е-Что бы вы хотели пожелать белорусским женщинам?
Ж.Л-Я отвечу словами из своей статьи о Деворе: «Вы может спросить: а что я могу сделать, я мать, у меня дети, забота о семье, работа. Женщины, готовы ли вы стать позади ваших мужей и сказать: «Мужья, Бог призывает вас, идите и делайте то, что Он говорит вам». Сколько греха сейчас в жизни! Господь призывает мужчин, которые будут молиться о будущем своих детей. Мужчин, которые не позволят, чтобы по телевидению транслировались передачи и фильмы, разжигающие похоть и ведущие нацию к растлению. Мужчин, которые очистят наши страны от наркотиков и алкоголя. Я верю, что если мы, дорогие женщины, будем молиться, Бог даст нам таких мужчин, и пусть ими будут наши мужья и сыновья. Господь призывает и нас быть как Девора, благочестивыми женщинами, ищущими Бога. Не стесняйтесь, пусть все знают, что вы с Богом и ищете Его руководства в жизни. Не надо этой ложной скромности – слишком дорого время и жизнь наших детей, мужей, наших народов».
А еще так хочется, чтобы в глазах моих современниц можно было видеть радость, безмятежность, уверенность в будущем. Я молюсь, чтобы женщины Беларуссии возложили свою надежду на Того, Кто действительно сможет им помочь сохранить семьи, воспитать детей, дать мир и радость.
Мильто Евгений/belarusnews.ru/
Надежда
А теперь пребывают сии три:
вера, надежда, любовь;
но любовь из них больше.
(1Кор.13:13)
- Надежда христианская Библейская энциклопедия
- Надежда Энциклопедия изречений
- О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви прп. Иоанн
- Надежда на Бога проф. И.М. Андреевский
- Надежда Н.Е. Пестов
- Вера и надежда: этическое содержание прот. Владислав Свешников
Наде́жда – одна из главных христианских добродетелей, есть успокоение сердца в Боге с уверением, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Христианская надежда есть непоколебимое, спокойное и радостное ожидание будущего блаженства.
Надежда имеет своим основанием веру.
«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8:24-25).
Главным предметом христианской надежды является вечное спасение. Надежда ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.
Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.
О надежде в Новом Завете говорится в разных местах. Приведем некоторые из них: надежда от опытности, а опытность от терпения (Рим. 5:4), сохранять надежду должно через терпение и утешение из Писаний (Рим. 15:4), Иисус Христос является надеждой для христиан (1Тим. 1:1), вся тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим.8:19).
Почему надежда считается одной из высочайших христианских добродетелей?
В качестве добродетели, наряду с верой и любовью, признаётся далеко не всякая надежда, равно как и не всякая вера (ведь и демоны веруют (Иак.2:19)), и не всякая «любовь», но только богоугодная. По сути христианская надежда немыслима без искренней, подлинной веры, а истинная вера — без жертвенной любви к Богу и ближним (Мф.22:37-39). Именно вера, надежда и любовь выражают общее и личное отношение христианина к Богу.
В рамках Православного вероучения очерчиваются и раскрываются важнейшие религиозные истины, знание которых необходимо для формирования правильного представления о Боге, Его отношении к миру, о самом мире, призвании и предназначении человека. По действию любви христианин стремится к теснейшему духовному единению с Богом и ближними. Надежда же служит важнейшим мотивирующим фактором, стимулом жить в соответствии с верой, в любви.
Если бы вера не сопровождалась надеждой, а представляла собой только знание догматов, она воспринималась бы человеком на уровне (хотя и высшей, но только) философии. Что бы в этом случае стимулировало его молиться, участвовать в церковных Таинствах, в жизни Церкви вообще? Исключительно чувство долга, обязанности? А разве мог бы он полноценно, свободно, желанно стремиться к тем высшим благам, о которых обещано в Божественном Откровении, не имей он надежды?
Надежда на Промысл Божий помогает человеку бороться с текущими трудностями, преодолевать страдания, скорби. Надежа на воскресение умягчает один из сильнейших человеческих страхов — страх перед физической смертью, облегчает скорбь при потери родных. Надежда на наследование Царства Небесного служила христианам отрадой во время тягчайших испытаний, перенесении пыток и мук.
Крайняя степень утраты надежды — состояние безнадежности — чревато отчаянием. При отчаянии у человека опускаются руки, помрачаются разум и воля. Он становится легкой добычей лукавых демонических сил. Отчаяние нередко служит причиной развития суицидального настроения.
Надежда на Господа
Сегодняшняя проповедь должна помочь многим из вас вновь обрести надежду. Основное призвание пастора не в том, чтобы решать нужды, потому что взамен одним нуждам, которые решились, появляются другие. Основное призвание пастора заключается в том, чтобы привести всю церковь и вас лично к вашему призванию, помочь вам найти свое призвание в Боге, исполнить его и получить награду от Бога. Привести всю церковь к тому видению, которое Бог вложил в мое сердце. Все церкви отличаются друг от друга видением. Пастор получает откровение от Господа, посвящает этому свою жизнь и ведет. Вам не стоит особо напрягаться в отношении нужд и проблем, которые не решаются. Видение поможет вам больше, чем проповеди о решении ваших насущных проблем. Важно суметь переключиться со своей личности и своих проблем на нужды других людей. В этом проявляется любовь Божья через нас. Когда вы будете больше думать о других, вы увидите, как в процессе все ваши нужды решатся. Наш Бог такой: ты делаешь Его дела, а Он – твои. И делает лучше, чем ты сделал бы сам. Слава Иисусу!
Сегодня я буду говорить о надежде. Молясь, я чувствую, что для кого-то это очень важно. Один-единственный раз я проповедовал на тему о самоубийстве, и оказалось, что это было актуально для человека, который в ту ночь пытался покончить жизнь самоубийством, его сняли из петли и привели в церковь. Он сидел в церкви, слушал эту проповедь и удивлялся, говоря своей сестре: «Ты, наверное, все рассказала обо мне пастору». Но никто не настраивает меня специально, я не основываю свои проповеди на том, что я услышал или увидел. Нет. Я молюсь до тех пор, пока не загорится огонь в моем сердце, пока не придет мысль – и тогда я знаю, что Бог хочет, чтобы я об этом сказал. Тот человек покаялся и до сих пор живет, его семья здравствует и процветает. Слава Иисусу! Ради одного человека Бог побудил меня в тот день говорить об этом.
Римлянам 5:5:
«…а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».
В других переводах написано: «Надежда не подведет», «Надежда не разочаровывает».
Ефесянам 1:18:
«…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».
Иногда апостол Павел писал так, что даже апостол Петр называл это «неудобовразумительным». И мы тоже иногда думаем: «Что же он имел в виду?» В таких случаях полезно обращаться к другим переводам, в которых сказано проще. Апостол Павел молился о том, чтобы Бог «просветил наши духовные очи, и чтобы мы узнали, какова та надежда, к которой Он нас призвал».
В другом переводе сказано так: «Что это за надежда такая, к которой вы все призваны?» Там написано о прекрасной жизни, о богатстве и наследии для святых. Все это касается надежды.
Я хочу, чтобы каждый из вас понял, что Бог, в Которого мы верим, – это Бог надежды. Что это значит? Объяснение находим во многих местах Писания. Например, есть в Библии история о великом голоде в Самарии (4 Царств, 6 и 7 главы). Голод был настолько страшным, что матери ели своих детей. Такой кризис постиг эту страну, что сам царь послал человека к пророку Елисею, а потом следом пошел за ним. Царь обвинил Елисея, пророка Божия, во всех бедствиях и даже хотел убить его. Но пророки Божьи дружат с Богом, а Он – Бог надежды. И вот какое пророчество прозвучало из уст Елисея: «…выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии» (4 Царств 7:1).
Какой интересный Бог! В самый разгар кризиса, в самых тяжелых ситуациях твоей жизни у Него всегда есть для тебя хорошее пророчество. У Него всегда есть надежда для тебя. А раз наш Бог – Бог надежды, то и пророки, и пасторы, и учителя Божьи, и люди Божьи – это люди надежды. Это люди, которые несут надежду. Надежда – это неожиданное Божье послание, которое приходит к тебе в самый тяжелый момент твоей жизни. Послание, в котором есть обещание, что у тебя все изменится, станет намного лучше, чем сейчас.
Так произошло и в Самарии: был голод – и вдруг пришло изобилие.
Давайте на библейских примерах рассмотрим, что такое надежда.
1 Царств 23:16-17:
«И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога, и сказал ему: не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает это».
Нести надежду значит позитивно говорить о будущем человека. Иногда пастор подходит к вам и говорит: «Не бойся, все будет у тебя хорошо». А вам кажется, что это пустые надежды, пустые ожидания. Нет, это не обман! Это правда. Если вы верите в Бога надежды, то вам нужно ухватиться за эту надежду и поверить в это.
Что такое надежда? Это пришедшее к вам позитивное слово подкрепления: «Не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем». И все будет у тебя хорошо!
Надежда – это слова о хорошем будущем. Если вы сейчас находитесь в какой-то проблеме, если что-то не решается в вашей жизни (например, нет работы), то надежда для вас в такой ситуации – обращенные к вам слова: «У тебя будет работа! Не переживай, не плачь! У тебя будет хорошо оплачиваемая работа». Может быть, у вас нет образования – но вы выучитесь, и у вас будет хорошее образование. И многие еще будут удивляться тому, как вы продвинулись в жизни. У вас нет автомобиля? Он будет у вас! Нет квартиры? Будет квартира! Нет дома? Вы построите дом. Нет денег? Будут деньги! Церковь – это самое позитивное место во вселенной, потому что мы верим в самого позитивного Бога.
Кто-то из сестер говорит: «Я не замужем». Будет у тебя муж! Ты скажешь: «Я это уже слышала». Слушай еще! Муж будет, не переживай. У кого-то из братьев нет жены? Ты никак не можешь жениться? Ты женишься, брат. У кого-то нет детей? Бог даст вам детей! Вот что такое надежда!
Также нужно иметь в виду, что есть тонкая грань между просто надеждой и надеждой на Бога. Многие люди просто надеются. Но надеяться на Бога – это не то же самое. Библия учит нас, чтобы мы не просто надеялись, а надеялись на Бога. Как надеяться на Бога? Помните, как надеялась на Бога Анна? Проходили годы, а у нее все не было детей. Из года в год она приходила в храм и молилась, не будучи уверенной в том, что у нее родятся дети. Она просто приходила и молилась.
Вера – это уже уверенность, которая возникла после того, как в молитве ты получил откровение, после того, как пришло слово. Когда приходит ответ Божий – это значит, что все уже есть, и об этом не надо молиться, надо просто благодарить Бога. Но когда у тебя нет откровения – тогда нет и уверенности. Тогда ты находишься в пограничном состоянии и не знаешь, какое принять решение. Ты не знаешь, что будет завтра. Вот в этот самый момент работает надежда: тебе нужно надеяться на Бога, уповать на Него.
Анна приходила в храм и выражала свое упование в слезах и молитве. Она просила Господа, уста ее шевелились, но голоса не было слышно, и священник Илий принял ее за пьяную. «И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом» (1Царств 1:15).
Я хочу сказать вам всем: если у вас есть неразрешенные ситуации – то ваше место в храме, в молитвенной комнате. По понедельникам мы встречаемся в нашей церкви для молитвы, и там должно быть ваше место. Иногда ты просишь, чтобы кто-то молился за тебя. Делай это, но пойми, что тебе самому нужно быть на молитвенном собрании.
Пастор Йонгги Чо рассказывает о том, как решают проблемы верующие в его церкви: «Мы решаем вопросы очень просто. Если есть проблемы – иди на молитвенную гору, будь там неделю или две, излей душу перед Богом. Иди – и Бог даст тебе ответ». На эту гору люди восходят грустными, в депрессии, а через некоторое время возвращаются сияющими, потому что вера начинает заменять надежду. Там они слышат от Бога: «Все будет хорошо. Твоя жизнь изменится. Все будет в порядке с твоими детьми, с твоим здоровьем, с твоим мужем».
«Все будет в порядке» – вот это слово от Бога стоит того, чтобы надеяться, молиться и поститься. Одно слово от Бога может изменить всю твою жизнь. Мы строим свою жизнь на Слове Божьем, на откровении, которое Бог нам посылает. Это самое драгоценное сокровище нашей жизни. Если Бог скажет тебе, то так оно и будет. Слово Бога никогда не возвращается тщетным, оно приходит, чтобы все изменить. Небо и земля могут исчезнуть, но Слово Бога никогда не исчезнет. Оно исполнится и сделает то, для чего оно было послано.
Стань человеком молитвы. Стань перед Богом, покажи Ему свою надежду – и ты увидишь, что сбудется это слово о надежде, которая не разочаровывает, не подводит, не постыжает. Для тебя откроется сила этой надежды – славное наследие, которое Бог обещал дать всем святым.
Иакова 5:13:
«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы».
Когда подкрадывается отчаяние – вспоминай эти слова. Нужно надеяться и ожидать. Во время страданий, иногда приходящих в нашу жизнь, Бог ожидает, что мы будем молиться и надеяться на Него. В нашем сердце должно быть это ожидание, эта надежда, эта мечта, что благодаря Богу все изменится к лучшему. Молитва надежды – это твои слова: «Господь, я ожидаю, что Ты поможешь мне. Я ожидаю, что Ты усмотришь решение этого вопроса». Надежда на Бога – это твоя способность сказать, как Авраам: «Бог усмотрит». Авраам не знал, что произойдет. Он просто поверил Богу, что нужно пойти и сделать это. Он верил, что Бог может воскресить из мертвых его сына, даже если он принесет его в жертву. Бог усмотрит все. Бог поможет.
«Я верю, Господь, что Ты видишь меня, видишь мое сердце, видишь мое упование. И я ожидаю, что Ты поможешь мне. Я ожидаю, что Ты исцелишь меня, восстановишь меня, восстановишь мир в моей семье». Иногда мы думаем, что если ничего не будем делать, то ничего и не произойдет; если не будем шевелиться, двигаться вперед, то и Бог нам не поможет. Это неполная истина. Вы слышали такое выражение: «На Бога надейся, а сам не плошай»? Это неправда. В Библии есть много мест Писания, где говорится о том, что Господь видит как надежду в сердце человека, так и безнадежность.
Притчи 3:5:
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой».
Это не значит, что мы должны отключить свои мозги. Но это значит, что мы не должны полагаться на свои знания, на свою мудрость, на способности, эрудицию, образование и дипломы. Один мой друг рассказал: «Я был первоклассным пилотом, гражданским и военным. У меня высшая школа пилотажа. Я мог поднять и посадить любой самолет. Но живя без Бога, при наличии всех моих дипломов, я объездил пол-Америки и нигде не мог устроиться на работу. Я просто пришел к краху и банкротству».
В жизни бывают такие моменты, когда у тебя есть все предпосылки, чтобы процветать, но в придачу к ним нужна еще надежда на Господа. Это очень серьезная школа, и кто сдаст ее на отлично, тот будет победителем. Без Бога мы не можем ничего. Нужно научиться надеяться на Господа и не полагаться на плоть.
Бог видит, когда мы надеемся на плоть. В истории Израиля было немало царей, которым приходилось встречать полчища врагов у ворот Иерусалима. Однажды сотни тысяч людей пришли, чтобы разрушить Иерусалим. Царь дрогнул и сказал: «Срочно пошлите в Египет за помощью!» Когда Бог видит, что наше сердце дрожит и мы начинаем искать себе подпорки, тогда Дух Святой наполняет кого-нибудь из пророков и говорит через него: «Ты понадеялся на эту трость надломленную? Ты думаешь, она тебе поможет? Если Я, Господь всякой плоти, не помогу тебе, то никто не поможет. Отрезвись».
Но были и цари, подобные Езекии. Увидев полчище ассирийского царя, он все равно продолжал уповать на Господа.
4 Царств 18:19:
«И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?»
4 Царств 18:33-35:
«Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?»
Наш Бог лучше всех этих богов! У нас есть лучшее упование. У нас есть надежда и упование, которые не подводят. У нас есть лучшая надежда. Иисус Христос есть упование наше и надежда наша.
И вот что сделал Езекия – человек, который имел надежду на Бога. Он пошел в храм, разодрал одежды свои, плакал и рыдал, взывая к Богу: «Господь, если Ты нам не поможешь, то никто не поможет!» Действительно, грозная армия ассирийского царя разорила многие народы. Но Дух Святой наполнил пророка, который сказал Езекии: «Не бойся! Я вложу крюк в ноздри его: как пришел – так и уйдет». Почитайте эту историю в 19 главе 4-й Книги Царств – и вы увидите, какой великий Господь есть у всех, надеющихся на Него.
Один пастор рассказал потрясающую историю, которая меня очень коснулась. Он человек Божий, ездит по всему миру и проповедует Евангелие. Однажды к нему в офис приехала целая делегация из посольства США. Они сказали: «Ты очень важный человек, приезжаешь в Америку, служишь людям. Правительство Америки решило выдать тебе американский паспорт. Больше не надо открывать визы, ты можешь смело приезжать, для тебя все двери открыты». Когда ему вручали этот паспорт, он посмотрел на паспорт, а потом в духе посмотрел на небеса и увидел Господа, Который говорил ему: «Я хочу, чтобы ты надеялся на Меня, а не на американский паспорт». Он открыл свои глаза и сказал: «Спасибо, господа, но я отказываюсь от паспорта».
Услышав эту историю, я подумал, что у этого человека есть откровение о том, что такое надежда. Что значит надежда на Бога? Это значит уповать на Него, имея смелость отказаться от американского паспорта. Не искать жизни полегче, а видеть в духе лицо своего Спасителя, Который никогда не сводит с тебя Своих святых глаз и видит в твоем сердце надежду или безнадежность. Знай, Бог хочет видеть надежду в твоем сердце. Такую надежду, которая помогает тебе полностью полагаться на Него. Не подводит лишь такая надежда, которую имеет человек, полностью полагающийся на Господа. Вот такая надежда работает. Когда ты с Господом на коленях решаешь свои проблемы, тогда ответы приходят от Бога. Не тогда, когда твоим человеческим усилием решается вопрос, но тогда, когда Бог действует. Это совсем другая категория чудес.
Бог видит надежду на Него. Также Он видит надежду на плоть, на богатство, на связи, на врачей, на собственный разум.
Ездра 8:21:
«И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего…»
Евреи перебирались в Иерусалим. Им нужно было пройти через вражескую территорию, где бродило множество бандитов, где грабили караваны. Ездра провозгласил пост, чтобы Бог дал им благополучный путь. И далее мы читаем очень интересные слова: «…так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его!» (Ездра 8:22). Беседуя с царем, Ездра проронил такую фразу: «…рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая». Другими словами, он сказал: «Царь, ты знаешь, мы же верующие. Мы надеемся на Бога. Спасибо за твою охрану, но не надо». Он сказал это, но потом, когда уже вышел, плоть взяла верх, пришли мысли: «Что ты наделал? Ты знаешь, сколько бандитов по пустыне бродит? Разграбят твои караваны! Что ты натворил?» Но они просто провозгласили пост у реки Агавы – и Бог благословил их путь. И ни один волос не упал с головы.
Когда ты все везде решаешь сам – это не всегда правильно. Люди часто говорят: «Если я не заработаю – вы будете с голоду умирать». Но никто не умрет с голоду, даже если ты не заработаешь. Или говорят: «Если я не крутанусь, то вы будете сидеть в дыре». Но не переживай, никто не будет сидеть в дыре. Бог видит сердца, которые надеются на Него. Он может послать изобилие, как во время голода в Самарии. Он есть Бог надежды.
Помните, что есть много обетований для тех, кто надеется на Господа. В 90-м псалме – потрясающий перечень обетований: «У тебя будет победа, не приключится зло – из-за того, что ты сказал: Господь – упование мое». Главное – сказать так: «Господь – упование мое! Бог – мой обеспечитель. Он даст мне процветание! Бог даст мне работу».
Во время учебы в автошколе моя жена попала в группу атеистов и безбожников. Она начала рассказывать им о Боге, а они напали на нее, как коршуны. Тогда она им сказала: «Вот посмотрите, я, верующая, сдам с первого раза». Над ней только посмеялись. А когда пришло время сдавать экзамены, она одна из группы сдала с первого раза и теорию, и вождение. Главное – обронить слово: «Я верующий, у меня есть упование». Бог может послать Своих ангелов в эту ситуацию и все изменить.
Иеремия 17:7:
«Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь».
Человек, который надеется на Господа, будет благословен. Наша надежда на Господа Иисуса Христа не подведет нас. Мы имеем такую надежду, которая не подводит. В надежде на Господа мы не будем разочарованы. Иисус может изменить не только твои обстоятельства. Он может изменить всю страну. Сколько стран было изменено силой Божьей! Одна Корея чего стоит. Когда я приехал в Сеул ночью, тысячи красных неоновых крестов виднелись повсюду на домах, на высотках, их невозможно было сосчитать. Корейцы возложили свою надежду на Иисуса Христа, молясь пред Ним – и Бог вывел эту страну из тьмы. Сегодня по уровню экономического развития Южная Корея занимает седьмое место среди всех стран мира.
Надежда на Господа изменит и нашу страну. Полмиллиона человек Бог спасет только через нашу церковь. Мы увидим великие чудеса и знамения. Наша нация изменится: люди перестанут употреблять алкоголь и наркотики, перестанут делать аборты. Наша нация будет без сирот. У нас будет евангельская страна, евангельская Беларусь. Это не просто крылатые фразы – это надежда в моем сердце. Мартин Лютер Кинг однажды сказал свою знаменательную речь. Перед тысячами людей он заявил: «У меня есть мечта!» И через сорок лет его мечта сбылась: установилось равенство между черными и белыми.
Когда в твоем сердце есть мечта – это и есть надежда. У меня есть надежда о нашей стране, о нашей церкви. Мы будем строить здание, и дом сей будет велик, как велик Господь Бог наш. У меня есть надежда о каждом из вас, что вы не вечно будете пребывать в младенческом состоянии, но возрастете, станете помазанными служителями Божьими. Вы перейдете на новый уровень, многие из вас станут лидерами домашних групп, пасторами тысячных церквей в этом городе. Наша церковь повлияет на многие страны Евангелием. Бог поднимет настоящих миссионеров, которые понесут Евангелие. Я надеюсь, что наша молодежь будет возрастать, становясь сильной в Боге. Я надеюсь, что молодые люди оставят пустоту и будут служить Иисусу Христу, станут людьми Библии, людьми молитвы, людьми страсти, огня и помазания. Они станут людьми, которых Бог будет называть с большой буквы. Вот какая у меня надежда, друзья мои.
Мы верим в Бога надежды. Слава Иисусу! Знай, твое будущее в руках Господа. Держись за него, надейся на Него всем сердцем – и ты увидишь, что эта надежда никогда не постыдит тебя.
Десять слов афонских старцев о надежде на Бога
В четвертую неделю после Пасхи Церковь прославляет чудо исцеления Господом Иисусом Христом при Овчей купели в Иерусалиме тяжелобольного, расслабленного человека, 38 лет страдающего от болезни. Несмотря на продолжительность своих мучений, человек этот не отчаялся и не потерял надежды на милосердие Божие и выздоровление. Господь исцелил страдальца, заповедав больше не грешить.
Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских святых и старцев о надежде на Бога.
1. Надежда на Бога – рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нём святой оптимизм.
Преподобный Паисий Святогорец
2. – Геронда, как растёт выносливость души?
– Через надежду и доверие к Богу. Они наделяют человека большой силой. Нужно полностью довериться Богу и на каждое испытание смотреть как на дар, посланный любовью Божией. Человек, имеющий великое доверие к Богу, радуется всему. Будь он болен, или голоден, или несправедливо обижен, или… или… он всегда верит, что это попущено Богом, надеется на Бога и всегда пребывает в безопасности, находясь в пристани надежды на Бога.
Преподобный Паисий Святогорец
3. Который за скорби благодарит Бога, у того они малы бывают, потому что душа предалась воле Божией и Дух Божий веселит душу упованием на Бога. Все люди, которые возложили упование на Бога, они покойны в Боге на всяком месте, потому что внутри души веселит их Благодать. Но если кто потерял Ее, то опять ее ищет покаянием, и Господь опять дает.
Преподобный Силуан Афонский
4. Нужно еще водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную уверенность в Нем, то есть нужно полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного. Только от Него мы можем ожидать всякого добра, помощи и победы.
Преподобный Никодим Святогорец
5. Утвердиться в надежде и ради нее получить всякую помощь нам помогут следующие размышления: 1. Мы ищем помощи у Всемогущего Бога, который может сделать все, что захочет… 2. Ищем ее у Всеведущего и Премудрого Бога, который знает все совершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что нужнее для спасения каждого из нас. 3. Ищем помощи у бесконечно Благого Бога, который предстоит нам с неизреченной любовью, всегда готовый… подать всякую помощь… как только мы притечем в Его объятия с твердым упованием. 4. Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть воспоминание обо всех случаях скорой помощи от Бога, изображенных в Божественном Писании. Опыты эти, столь многочисленные, безусловно убеждают нас, что никогда не был постыжен… никто из уповавших на Бога.
Преподобный Никодим Святогорец
6. Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями — невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, — броситься к Богу с безнадежной надеждой.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
7. Только не будь малодушен! Малодушие – от лукавого. Оно разоружает нас и делает пленниками. Возложи свои надежды на Того, Кто сказал: не оставлю тебя и не покину тебя. Он не попустит нам впасть в искушение, превосходящее наши силы.
Архимандрит Ефрем Филофейский
8. А если … и при малейшей опасности ты теряешься и отчаиваешься, знай, что тебе еще недостает веры и, следовательно, ты еще не возлагаешь на Бога всю свою надежду, что Он может тебя спасти от всякого зла.
Старец Иосиф Исихаст
9. Где бы ни находился человек, пусть не теряет надежды, не унывает, не смущается. Господь знает и по известным Ему причинам испытывает тебя.
Старец Ефрем Катунакский
10. Испытания не должны нас ужасать, мы всегда должны иметь надежду на Бога.
Старец Иосиф Ватопедский
О ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЕ
Уже в XVIII веке передовым умам было ясно, что просвещение и прогресс покончат с религией — причем очень быстро, однако ничего подобного не произошло. У нас есть наука, чтобы отвечать на вопросы о происхождении; психотерапевты и транквилизаторы, чтобы бороться с душевной болью; психологи, чтобы избавлять нас от чувства вины; торговые центры, чтобы предаваться современному культу — культу потребления; мощная индустрия развлечений, чтобы снабжать нас эмоциями, — но религия и не думает умирать. Почему? Потому, что мы по природе своей — существа, ищущие смысла.
Знает ли кто-нибудь, зачем мы живем?
Мне доводилось читать о том, что религия — продукт страха перед смертью. Когда в глубинах эволюции в обезьянах пробудилось сознание, они сделались способными предвидеть свою смерть и пришли от этого в столь глубокое огорчение, что не могли ни нормально добывать еду, ни плодиться и размножаться, отчего и вымерли. Точнее, вымерли обезьяны, преданные плоскому материализму; благочестивые же обезьяны, придумавшие чаять воскресения мертвых и жизни будущего века, благодаря этому научились справляться со стрессом своей смертности и передали свои «религиозные гены» потомству, почему человек и оказался существом религиозным. Эта история отчасти верна в том смысле, что атеизм — это тупиковая ветвь эволюции. Однако в человеке есть и более глубокая потребность, чем потребность избежать личного уничтожения.
Пушкин спрашивает:
«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?»
Фредди Меркьюри, вероятно, не знакомый с Пушкиным, тоскливо вопрошает: «Знает ли кто-нибудь, зачем мы живем?», а вокалист Iron Maiden ревет в голос: «Скажи мне: почему мы существуем?» В самом деле — зачем все это? Яростный безбожник Фридрих Ницше говорит: «Тот, у кого есть зачем жить, может вынести любое как», а психолог Виктор Франкл, переживший нацистский концлагерь, рассказывает, что выжить в невыносимых условиях могли только те, кому было зачем выживать. Одновременно он же рассказывает о людях богатых, превосходно устроенных в жизни, пресыщенных всеми удовольствиями, которые можно купить за деньги, но при этом борются они с мучительным искушением совершить самоубийство — потому что им незачем жить.
Эта потребность в смысле значительно сильнее, чем страх перед уничтожением: камикадзе, шедшие на заведомую смерть ради императора и Японии, ни в какую загробную жизнь, как правило, не верили, как и коммунисты, умиравшие за дело, которое представлялось им достойным и правым. Потребность в смысле — хотя они и утоляли ее на очевидно ложных путях — была сильнее, чем потребность в выживании. Мы можем предполагать, что подобная потребность в смысле — это какой-то сбой, психологический «глюк», которому ничто не соответствует в реальности мироздания. Некоторые люди, похоже, обретают смысл жизни именно в том, чтобы всячески уверять себя и других, что никакого объективного смысла в жизни нет, и если уж он вам так нужен — придумайте его сами.
Но апостолы говорят о том, что у вселенной определенно есть цель, смысл и предназначение, что история движется от начала к исполнению, к тому времени, когда совершится замысел Создателя и все небесное и земное соединится под главою — Христом (см. Еф 1:10), а мертвые воскреснут, чтобы принять участие в торжественном пире за Его столом и войти в блаженную жизнь преображенного мироздания. То предчувствие Радости, которое иногда посещает нас, осуществится — и, как обещает Спаситель: и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин 16:22).
Самый важный вопрос, который стоит перед нами, — это вопрос о смысле и надежде. О надежде на то, что мироздание не бессмысленно, что наша жизнь имеет предназначение и цель, что нас ждет что-то более достойное, чем вечное небытие. Английский писатель Джон Толкин, автор знаменитой трилогии «Властелин колец», называет эту надежду — «эстэль»:
«— Что такое надежда? Когда ждешь чего-то хорошего, и знаешь, что оно может не сбыться, но может и сбыться, ибо есть основания тому? Нет у нас такой надежды.
— Есть две надежды, — ответил Финрод. — То, что зовут «надеждой» люди, мы называем «амдир», «взгляд вперед» (букв. «взгляд вверх». — С. Х.). Но есть еще другая надежда, ее основания — глубже. «Эстэль», «вера», зовем мы ее. Никакие события в мире не могут поколебать ее, ибо она зиждется не на опыте, но на нашем естестве и изначальном бытии. Ибо если мы воистину Эрухини, дети Единого, Он не позволит лишить Себя Своего достояния — не позволит ни Врагу, ни даже нам самим. Вот первооснова эстэль, и мы не теряем ее даже в предвидении Конца: что все Его замыслы неизменно ведут к радости Его детей».
«Амдир» может быть обоснованной надеждой (например, освоить специальность и получить работу) или необоснованной (выиграть в лотерею или что наша команда станет чемпионом). Или еще какими-то надеждами, относящимися к веку сему — обоснованными или нет, добрыми или дурными. Но когда поезд отходит, все эти надежды остаются на перроне — а с нами остается только «эстэль», упование на Бога. И когда мы обретаем эту надежду здесь, на земле, она меняет всю нашу жизнь — и мы становимся гражданами небесного Отечества, которых с любовью примут дома, когда наша миссия здесь закончится.
Нам скажут, что люди придумали все это себе в утешение; что бессмыслица, отчаяние и смерть — реальны, а вот смысл, надежда и воскресение — сомнительны. Но почему мы должны с этим соглашаться? Почему это уныние имеет больше прав, чем надежда? Обе позиции требуют веры. Можно полагать человеческий поиск смысла и надежды никуда не ведущим, иллюзорным, каким-то побочным эффектом бесконечной эволюционной грызни за еду и самок, но считать так — есть акт веры, а никоим образом не достоверного знания. Это акт личного выбора: человек полагает, что мироздание бессмысленно, а любой опыт, который говорит об обратном, — иллюзорен. Почему именно этот выбор мы должны по умолчанию принимать? Почему проповедники бессмыслицы и отчаяния претендуют на большее доверие, чем проповедники веры и надежды? Есть ли у них какие-то серьезные аргументы? Есть. Как говорит Калигула в пьесе Альбера Камю: «Люди умирают, и они несчастны». Мир полон тоски и боли. Иногда — ноющей, иногда — острой. Если считать «надеждой» розовый оптимизм, то реальная жизнь очень скоро не оставит от него камня на камне. Евангельская надежда не игнорирует реальность боли и скорби; напротив, она спускается на самое дно человеческого горя и превращает символ предельного ужаса и отчаяния в знамение спасения. Все видели этот символ — это знак Креста.
Знамение спасения
Сейчас мы смотрим на Крест как на символ нашей веры. За советские годы многими он стал восприниматься как кладбищенский символ, но до революции — как это видно из надписей на старых могилах — крест был символом надежды воскресения и жизни вечной. Изображение Креста и Распятого на Нем находится в каждом православном храме, он венчает каждую церковь, крестом украшены богослужебные предметы и облачения.
Однако время от времени насмешливые скептики напоминают христианам, что крест есть орудие мучительной и позорной казни и что делать его почитаемым религиозным символом как-то странно. Как бы мы отнеслись к религии, главным символом которой была бы виселица, дыба или электрический стул? Те, кто задают этот вопрос, обычно не догадываются, насколько он серьезен. Еще апостол Павел говорит: А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор 1:23). Нам не совсем понятен смысл его слов — какой еще Христос может быть, как не распятый? Но для современников апостола, для тех, кто впервые услышал Благую Весть, она действительно звучала как богохульство или безумие. Чтобы понять почему — нам надо будет вспомнить, что из себя представлял римский крест.
Крест не был почитаемым религиозным символом, и уж точно он не был символом надежды. Он был символом ужаса, отвращения, бесчестья и полного, окончательного отчаяния. Когда человека прибивали к деревянному кресту или к столбу в виде буквы «Т» — и оставляли его висеть, медленно, очень медленно умирая в невыносимых муках, то это не было просто актом садизма. Это была тщательно разработанная, достигшая совершенства технология уничтожения всякого достоинства и всякой надежды. Она складывалась веками. На ассирийских барельефах мы видим пленников, насаженных на колья — так, чтобы кол, вонзенный в живот и вышедший из спины, не задевал жизненно важных органов и человек долго умирал на глазах тех, кто когда-нибудь мог осмелиться, или помечтать, или в мыслях иметь поставить под вопрос ассирийское владычество.
В Персидской империи осужденных стали прибивать к столбам; потом такой обычай переняли греки и карфагеняне; этот способ казни широко применял и Александр Македонский, однажды распявший две тысячи пленных.
Могущественные империи — Карфагенская, Македонская и, наконец, Римская — постепенно превратили практику демонстративного и мучительного умерщвления в эффективный инструмент утверждения своей власти. Везде, где раздавалась поступь римских легионов, римляне были готовы показать, что ожидает тех, кто оспаривает их владычество. Эта казнь была настолько чудовищной, что римский закон запрещал предавать ей римских граждан, поскольку подобная смерть римлянина, хотя бы и преступника, наносила бесчестье Риму. Так казнили мятежников и разбойников, и их смерть стремились сделать как можно более наглядной.
Сначала человека привязывали к низкому столбику так, что он стоял согнувшись, и долго избивали так называемыми флагрумами, особыми бичами, которые делали из нескольких ремней твердой кожи и вплетали в них свинчатки и острые кусочки кости или камня, раздиравшие тело до костей. Делалось это с вполне обдуманной целью: люди должны были увидеть на кресте не гордого героя, но сочащийся кровью, обезображенный кусок плоти. Затем человека заставляли нести — на разодранной бичами спине — к месту казни горизонтальную перекладину того самого креста, на котором он должен был быть распят. Потом человека прибивали за руки и за ноги таким образом, чтобы гвозди проходили через разветвления нервов и человек все время испытывал невыносимую боль — особенно невыносимую оттого, что его грудная клетка вытягивалась, а для каждого вдоха он должен был приподниматься на пробитых конечностях.
Те, кто выступал против римлян, надеялись на свою доблесть, на друзей и союзников, на своих богов — и послание, которое передавал крест с умиравшим на нем человеком, было совершенно ясным. Никакие друзья и союзники, никакие боги не приходили спасти обреченного от мучительной агонии. Никакая доблесть не могла помочь: сильный, гордый человек превращался во что-то, чему нет названия.
Но в Иерусалиме, находившемся под властью римлян, поклонялись одному, истинному Богу — и надеялись на Него. На то, что Бог наконец воздвигнет Мессию (по-гречески — «Христа»), праведного Царя, Который, согласно ожиданиям людей того времени, изгонит ненавистных язычников и утвердит Царство мира и изобилия. Пророчества указывали на то, что времена Мессии уже вот-вот должны были наступить, и народные вожди, охваченные отчасти религиозным, отчасти патриотическим энтузиазмом, пытались поднять людей против римлян. Однако в результате восставшие оказывались на крестах, а их разочарованные последователи рассеивались. В самом деле, что могло быть убедительнее смерти на кресте: Бог Израилев допустил, чтобы этот человек потерпел полное поражение, оказался в руках язычников, умер худшей из смертей. Значит, это кто угодно, но не Мессия!
Иисус, Которого духовные и мирские власти сочли опасным смутьяном, принял именно такую смерть. Как задолго до этих событий предвещал псалмопевец: Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс 21:15–19).
Он умер под язвительные насмешки: И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого (Лк 23:35–37). В самом деле, никакого Царства, никаких легионов ангелов, спешащих на помощь, — только грубая очевидность безнадежности и смерти. Та самая грубая очевидность, с которой сталкивается каждый, кому приходилось хоронить близких и любимых людей, каждый, кто слышал собственный диагноз, кто сталкивался с болью, жестокостью, предательством и чудовищной бессмысленностью жизни.
Христианство должно было умереть не родившись. Но произошло нечто, чему скептики до сих пор не находят внятного объяснения. Ученики, совершенно раздавленные смертью Иисуса, люди, у которых не могло остаться ничего, кроме отчаяния, вдруг преобразились, преисполнились радости, уверенности и надежды и вышли навстречу народу и тем самым властям, которые предали Его смерти, с неслыханным возвещением — Иисус воскрес, они видели Его живым. Он есть предреченный пророками Мессия, Господь, Спаситель, Тот, в Ком Бог дарует прощение грехов и вечную жизнь каждому верующему. Это возвещение: «Христос воскресе из мертвых!» — с тех пор звучит по всему миру как гимн победы. Мы знаем, что смерть побеждена, Господь воскрес — и мы воскреснем, смертная тень обратится в ясное утро, мы возрадуемся, и радости нашей никто не отнимет у нас.
Добродетель надежды
Возвещение апостолов ставит нас перед выбором — мы можем поверить ему и открыться навстречу надежде, надежде, которая преобразит нашу жизнь, или спрятаться, отвернуться, запереться в нашем мирке — да, душном, да, унылом, да, обреченном, но зато нашем. Как поступить? Что нам делать перед лицом колебаний и сомнений?
Есть простой совет: когда не знаете, как поступать, поступайте правильно. Правильно — это выбирать смысл, а не бессмыслицу, надежду, а не отчаяние, то есть — выбирать веру. В наше время люди с трудом воспринимают мысль, что надежда — это то, что мы выбираем. Многим кажется, что надежда — просто такое теплое чувство, которое приходит (или не приходит) само собой. Но христианская надежда — это нечто совсем другое.
Надежда активна, даже воинственна: человек выбирает надеяться, он присягает известной стороне, становится под определенное знамя. Надежда — как стяг, поднятый посреди битвы, как боевой клич, который выкрикивают в лицо смерти. Как в сказке К.-С. Льюиса «Серебряное кресло», где герои оказываются во власти колдуньи, правительницы подземного мира. Она пытается заставить их забыть о надземном мире и поверить, что подземелье — единственная реальность. Один из героев, Лужехмур, шагает босыми ногами в горящий камин и, когда одуряющие чары спадают от резкой боли, говорит: «Может, и правда все, что вы тут говорили. Не удивлюсь. Лично я из тех, кто всегда готов к худшему. Так что не стану с вами спорить. Но все-таки одну вещь я должен сказать. Допустим, мы и впрямь увидели во сне или придумали деревья, траву, солнце, луну, и звезды и даже самого Аслана. Допустим. В таком случае вынужден заявить, что наши придуманные вещи куда важнее настоящих. Предположим, что эта мрачная дыра — ваше королевство — и есть единственный мир. В таком случае он поразительно жалкий! Смешно. И если подумать, выходит очень забавно. Мы, может быть, и дети, затеявшие игру, но, выходит, мы, играя, придумали мир, который по всем статьям лучше вашего, настоящего. И потому я за этот придуманный мир. Я на стороне Аслана, даже если настоящего Аслана не существует. Я буду стараться жить как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии. Так что спасибо за ужин, но если эти двое джентльменов и юная леди готовы, то мы немедленно покидаем ваш двор и побредем через тьму в поисках Надземья. Этому мы и посвятим свою жизнь. И даже если она будет не очень долгой, то потеря невелика, если мир — такое скучное место, каким вы его описали».
Человек, который говорит: Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю (Пс 129:5), принимает решение и твердо его держится — особенно когда это нелегко. Пророк говорит: Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего (Авв 3:17–18).
Мы приходим в Церковь, чтобы засвидетельствовать перед Богом, друг перед другом и перед всем миром нашу веру и надежду: Распятый — воскрес, и мы — воскреснем. Последнее слово не за распинателями, а за Богом. И, как возвещает пророк: Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис 25:8–9).
Имя Надежда в православном календаре (Святцах)
Святая мученица Надежда Римская, дата памяти 30 сентября
Она была средней дочерью благочестивой матери Софии, которая, овдовев, одна воспитывала своих девочек, прививая им любовь к христианству.
Клеветники донесли язычнику-императору Андриану об этой дивной семье, и тот повелел привести святую Софию и ее дочерей Веру, Надежду и Любовь к себе во дворец. Когда христианки предстали пред ним, он стал предлагать им отречься от своей веры, но они твердо стояли на своем.
Тогда правитель приказал подвергнуть пыткам дочерей на глазах у матери, чтобы пошатнуть их веру. Мучение начали с двенадцатилетней Веры. Отроковица смиренно преклонила свою голову перед палачом, и после долгих истязаний отошла ко Господу.
Святая Надежда, которой в то время было всего 10 лет и ее сестра святая Любовь, девяти лет отроду, укрепляемые мужеством мученицы Веры, также стойко переносили все пытки, после чего сестренок обезглавили.
Их мать, святая София, на глазах у которой происходили эти мучения, укрепляла своих девочек. Ее не пытали телесно, но видеть то, что происходило с ее детьми, пожалуй, сильнее, чем любые истязания тела. Она похоронила дочек и три дня не отходила от их могилы. Так и отошла ко Господу святая София.
Надежда христианская
Смотреть что такое «Надежда христианская» в других словарях:
-
Надежда Христианская — одна из главных Христианских добродетелей, есть успокоение сердца в Боге с уверением, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Христианская надежда основывается на Господе Иисусе Христе, который, по слову ап … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Надежда христианская — ♦ (ENG hope, Christian) христианское предвосхищение будущего как исполнения Божественных целей, основанных на верности Бога договору и на воскресении Иисуса Христа, известных благодаря деятельности Святого Духа в церкви (Рим. 8:18 25; 1 Пет.… … Вестминстерский словарь теологических терминов
-
Христианская символика — Христианская символика совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами. Содержание 1 Появление христианских символов 2 Хара … Википедия
-
НАДЕЖДА — парусное судно первой российской кругосветной экспедиции (1803 06, совместное Невой ) И. Ф. Крузенштерна. Построено в 1802, водоизмещение 450 т. Источник: Энциклопедия Отечество христианская добродетель; вера, упование, уверенность в исполнении … Русская история
-
Надежда — Христианская надежда это уверенный взгляд вперед, в обещанное Богом будущее, которое наступит вслед за концом мира. Надежда помогает христианину сохранить радость среди испытаний. Верующий убедился, что Божьи обетования заслуживают доверия, и… … Подробный словарь библейских имен
-
НАДЕЖДА Римская — НАДЕЖДА (Елпис) Римская (ум. ок. 137) 10 летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана, одна из трех дочерей (вместе с Верой и Любовью) святой Софии Римской. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в… … Большой Энциклопедический словарь
-
НАДЕЖДА — (1) эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения; (2) общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая данное состоящие в качестве ценности. В европейской… … Новейший философский словарь
-
НАДЕЖДА Римская — НАДЕЖДА (Елпис) Римская (ум. ок. 137), 10 летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана, одна из трех дочерей (вместе с Верой (см. ВЕРА Римская) и Любовью (см. ЛЮБОВЬ Римская)) святой Софии (см. СОФИЯ… … Энциклопедический словарь
-
Христианская этика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
-
Христианская любовь — Жизнь христианина Христианский Портал Христианин Крещение Спасение · Покаяние Благодать Церковь · Таинства Церковный брак Церковные взыскания Грех Христианские добродетели Благочестие Любовь · Ми … Википедия
Что Библия говорит о надежде?
Множество стихов в Библии дают нам понять то, что надежда жизненно важна для каждого из нас. Опубликовано на веб-портале imbf.org
Подумайте о том, что Библия говорит о надежде
Источник надежды
«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Римлянам 15:13).
«Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» (Псалтырь 61:6).
«и на имя Его будут уповать народы» (Матфея 12:21).
Надежда, ожидание благого будущего
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11).
Вечная надежда
«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Римлянам 8: 24-25).
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Петра 1:3).
Причины для надежды
«…а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Исаия 40:31).
«надежда, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евреям 6:19).
Надежда, чтобы пройти через трудные времена
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Римлянам 5:2).
«будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евреям 10:23).
Подумайте о том, что Библия говорит о надежде. Следующие места Священного Писания представляют собой выборку по многим аспектам надежды.
Источник надежды
«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Послание к Римлянам 15:13).
«Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» (Псалтирь 61:6).
«На имя Его будут уповать народы» (Св. Евангелие от Матфея 12:21).
Надежда, как ожидание хорошего в будущем
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11).
Вечная надежда
«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Послание к Римлянам 8:24,25).
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (Первое послание Петра 1:3).
Причины для надежды
«А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Исаия 40:31).
» для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Послание к Евреям 6:19).
Надежда, которая помогает пройти через трудные времена
«Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Послание к Римлянам 5:2-5).
«Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Послание к Евреям 10:23).
Бог восхищается теми, кто уповает на Него
«Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, — благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Псалтирь 146:10,11).
Экспресс-надежда для других
«И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении» (Второе послание к Коринфянам 1:7)
Контраст для безнадежности
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (Первое послание к Фессалоникийцам 4:13).
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (Первое послание к Тимофею 6:17).