В православном религиозном мире одно из главных мест занимает монастырь Сергия Радонежского, который выстроен в городе Сергиев Посад. Его многовековая история, святыни и богатая архитектура привлекают миллионы паломников ежегодно.
Содержание
- Месторасположение монастыря
- История монастыря
- Архитектор и внешняя отделка монастыря
- Архитектурный ансамбль монастыря
- Внутреннее убранство
- Святыни и мощи монастыря
- Наставники
- Расписание служб, режим работы
- Правила посещения монастыря
- Престольные праздники
- Интересные факты про монастырь
- Информация для посетителей
- Видео о монастыре Сергия Радонежского
- Спасо-Вифанский мужской монастырь
Месторасположение монастыря
Монастырь Сергия Радонежского Сергиев Посад считает своей достопримечательностью, которая ныне носит название Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Ее официальный адрес: Сергиев Посад, Московская обл., 141300.
Как добраться на машине
В 70 км от Москвы находится крупный и привилегированный монастырь, за свои большие габариты получивший статус Лавры. Если путь до него проделывать на личном автомобиле, то лучше двигаться по Старому Ярославскому шоссе. Монастырь находится в самом центре города, поэтому путь следует держать по проспекту Красной Армии.
Проехать святое место невозможно — его видно за счет множества золотых и голубых куполов. Личный транспорт можно оставить на любой из 3-х автостоянок, расположенных близ Лавры. Все они охраняемые. От привокзальной площади города, где находятся железнодорожный и автобусный вокзалы, удобнее добраться пешком по ул. Сергиевская.
История монастыря
Основателями монастыря считаются Сергий Радонежский и его брат Стефан. В 1337 г. монахи возвели церковь и иные сопутствующие здания. Вплоть до XVII в. монастырь являлся крупным культурным и православным центром Руси. Монастырь стал местом жительства и создания известных работ писателей, живописцев, ремесленников.
Немаловажную роль монастырь играл в политической жизни Руси: был совещательным местом великих князей, способствовал организации народных ополчений.
Постепенно монастырь расстраивался и к современному времени вмещает в себя более 50 построек разного назначения, включая:
- храмы и соборы;
- усадьбы с постройками;
- кельи монахов;
- гостиницы и иные помещения для хозяйственных дел.
С 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны Лавра не использовалась по назначению. С 1946 г. началось возрождение обители. В современное время Троице-Сергиева Лавра занимает лидирующее место в жизни русской православной церкви, является крупным культурным и религиозным центром, занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектор и внешняя отделка монастыря
Первый архитектор, начавший закладку главного колокола в 1741 г., считается московский Иван Мичурин. Строительство под его контролем затянулось на 30 лет.
Ныне монастырь выглядит в традиционно белых тонах стен, высота которых достигает на некоторых зданиях до 15 м, с разноцветными и золотыми куполами.
На музее, трапезных, кельях можно увидеть преобладание красного, зеленого и синего цветов. Заметное смешение стилей во внешней отделке, но все постройки органично вписаны и создают единое целое.
Архитектурный ансамбль монастыря
Свято-Троицкая Сергиева Лавра представляет собой религиозный ансамбль построек, накопившихся за многие века:
- Главный атрибут монастыря — 88-метровая колокольня. Пятиярусное сооружение имеет более 50 колоколов различных размеров и тональности. За изящный силуэт и декорированный вид здание звонницы приравнено к памятникам.
- Троицкий собор (XV в.). Белого цвета каменная постройка, которой предшествовал деревянный храм.
- Успенский собор (XVI в.). Пятикупольное величественное сооружение, поражает и внутренней отделкой. Внешний вид собора создан на основе одноименного московского комплекса в Кремле.
- Церковь Пр. Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.)
- Храм в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи (XVII в.), воздвигнут на месте Надвратной церкви. Аристократично и парадно стилизованны Царские Чертоги.
- Церковь во имя Пр. Михея Радонежского, Смоленской иконы Богоматери, здание Митрополичьих покоев (XVIII в.).
По периметру окружавшей стены (XIV в.) встроены 11 башен, которые образовали вокруг монастыря изломанную четырехгранную геометрическую фигуру. Дополняют слаженный комплекс Водяная башня и Пафнутьев сад, расположенные за стенами Лавры.
Здесь же на территории находится Московская духовная семинария, корпус построен в конце XIX в. в качестве богомольной больницы при храме Прп. Иоанна Лествичника.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.
Внутреннее убранство
Монастырь Сергия Радонежского Сергиев Посад преображает своей величественностью и статностью. Роскошь соборов видна не только снаружи, но и во внутреннем убранстве. Все здания Лавры созданы в разное время и, соответственно, разнопланово стилизованы. Однако каждый храм, церковь, усыпальня завораживают красотой отделки. Троицкий собор является центром Лавры.
Цветовое оформление его в золотых тонах. От пола до куполообразного потолка по кругу в 5 ярусов изображены иконы, которые идут сплошным рядом и не разделены присущими им рамками. Росписью Свято-Троицкого собора занимались известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Однако подлинники изделий не дошли до наших дней, но спустя 2 века были восстановлены и приближены к оригиналу.
В центре собора в позолоченной раке покоятся нетленные мощи Сергия Радонежского.
Трапезная церковь, служившая для богослужений и торжественных обедов царей, как снаружи, так и внутри представляет стиль русского барокко. Внутреннее убранство поражает роскошью отделки: от лепнины до росписи. Иконостас и религиозная атрибутика традиционно выполнены в цвете золота, купольный потолок и плиточный пол — в комфортных пастельных тонах.
Святыни и мощи монастыря
Монастырь Сергия Радонежского (Сергиев Посад) хранит в своих зданиях для богослужения и открытых для прихожан мощи 9 святых:
Имя святого и вид хранения мощей | Собор (церковь)
хранения |
Рака с мощами пр. Сергия Радонежского | Троицкий собор |
Рака с мощами пр. Максима Грека | Духовская церковь |
Рака с мощами пр. Антония (Медведева) | Духовская церковь |
Рака с мощами св. Иннокентия Московского | Успенский собор |
Рака с мощами св. Макария (Невского) | Успенский собор |
Мощи св. Серапиона Новгородского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви | Никоновская церковь |
Мощи св. Иоасафа Московского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви | Никоновская церковь |
Мощи пр. Дионисия Радонежского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви | Никоновская церковь |
Мощи пр. Михея Радонежского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви | Михеевская церковь |
Наставники
Учителем, наставником, а позже и основателем монастыря считается Сергий Радонежский. Смиренный и кроткий еще с подросткового времени, Сергий изо дня в день познавал библейские заветы, науку и грамотность, и считался очень образованным человеком.
Первый, кто основал и возглавил монастырь Сергия Радонежского стал сам Сергий.
Позже его приравняют к святым в помощь всем учащимся. Несмотря на его отшельничество, он был гуманным человеком. Его примеры человеколюбия дошли до наших дней и стали традицией для служителей Лавры. Ученики и последователи его наставлений открыли много монастырей по стране.
Расписание служб, режим работы
В монастырь можно попасть на любое богослужение. Каждый собор, храм и церковь имеет свое расписание служб. Самая ранняя литургия читается с 05.00 ч., начало вечерних молебен — в 18.30 ч.
Расписание богослужений составляется на неделю (Седмица) с учетом православных праздников и постов, его можно узнать в самой Лавре либо на официальном сайте, с указанием храма, в котором будет проходить служба. Для экскурсий, свободного посещения и молитвенной процессии монастырь открыт с 5.00 до 21.00 ч., в православные праздничные дни — круглосуточно.
Правила посещения монастыря
Сергиевопосадский монастырь Сергия Радонежского, известный далеко за пределами России, в первую очередь — место для проведения молитв и религиозных обрядов, и только потом музей и памятник культуры и многовекового искусства. Служители настоятельно рекомендуют паломникам придерживаться традиционных церковных правил, чтобы сохранить атмосферу и суть православного верования.
Они такие:
- внешний вид посетителя — закрытая одежда (исключить шорты, короткие юбки, глубокий вырез на груди), по возможности спокойные тона в цветовом исполнении, без головных уборов. Для женщин дополнительные условия: покрытая голова, низ одежды должен исключить брючные варианты, спокойный макияж;
- на территории Лавры запрещены телефонные звонки и разговоры;
- не фотографировать внутреннее убранство храмов, так как фотовспышка наносит невосполнимый вред старинным фрескам, а также процессию богослужений, так как это создает помехи для монахов при проведении службы;
- посетителей с детьми просят не оставлять чад без присмотра во избежания травматизма, нанесению вреда.
Престольные праздники
Ежегодно в праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в обители проводится благотворительный обед для гостей Лавры. Трапеза начинается после последней утренней службы в 11.00 ч. и продолжается до 17.00 ч. Обед проводится за длинными столами под открытым небом. Готовка угощений — также на улице, всегда трудятся около 4 полевых кухонь.
Такую традицию зародил в монастыре его основатель Сергий Радонежский, он прославлял совместную трапезу монахов и гостей Молитвенных домов, как единение с Богом. Вот уже 7 столетий его традиция бережно передается от поколения к поколению.
Интересные факты про монастырь
Старинные богомольные места обрастают слухами и таинствами. Некоторые — вполне правдивые и имеют достоверные источники подтверждения этому. Не исключением стал и монастырь Сергия Радонежского. Известно, что огромное количество паломников в любое время года шли к святому месту. Среди них были и русские цари.
Так, религиозная Елизавета Петровна решила преодолеть расстояние в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру пешком от Москвы. Однако такой путь проделала она не сразу. По мере сил проходила около 3 километров в день, далее отправлялась обратно во дворец в карете. На следующий день извозчик привозил императрицу в карете на то место, где она накануне закончила путь.
И таким образом Елизавета Петровна добралась до Лавры за несколько месяцев. Во все времена колокольне Лавры принадлежал самый большой колокол. Ныне восстановленный после разрушений звонарь массой более 70 т находится на самой вершине колокольни и действует до сих пор. За свою масштабность и тяжеловесность получил имя Царь-колокол.
Однако в советские годы во время религиозных гонений все колокола монастыря, в том числе и Царь-колокол, были разрушены. Аналог звонаря создан в 2004 г. на Балтийском судостроительном заводе. Месторасположение монастыря, наличие в его покоях богатых и ценных украшений и предметов искусства искушали кочевников и разорителей.
Поэтому в подземном пространстве Лавры проделаны различные ходы, которые соединяют храмы, церкви и скиты между собой. Доподлинно учеными не подсчитан километраж подземных путей, также не проводилась проверка их эксплуатационного состояния. Однако подтверждающие источники говорят о том, что ходами пользовались во вторую мировую войну.
В апреле 1931 г. городские власти Сергиева Посада (в то время город именовался Загорском) своим решением запрещали колокольный звон в пасхальные дни. Звонари настолько громко трезвонили, что заглушали работу в учреждениях, предприятиях и школах, которые находились рядом с церквями.
Информация для посетителей
Для иногородних посетителей паломническая поездка может продлиться более одного дня. Для знакомства с культурой и историей страны и совершения религиозных обрядов организаторы предлагают остановиться на ночлег близ Лавры: гостиницы Вознесенская и Старая.
Условия не отличаются роскошью, однако все необходимое для проживания имеется: новая и комфортная мебель, чистые санузлы, комнаты рассчитаны на 2-8 человек. Немаловажный фактор выбора пансионатов — шаговая доступность до обители. Для организованных групп предусмотрены комплексные завтраки и обеды в трапезной, с учетом расписания ранних литургий и иных богослужений.
Так, время начала литургии в храмах:
- в Троицком соборе — в 6:30 ч.;
- в Трапезном храме и Успенском соборе — в 6:00 ч. и 8:30 ч.
Всенощное бдение в молитвенных домах — с 17:00 ч. Исповедь начинается в 6.00 ч. и в 9.00 ч. в зависимости от начала литургии и проводится в Надвратном храме в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи (2 этаж).
Монастырь Сергия Радонежского является достопримечательностью не только Сергиев Посада, но и столицы. За масштабность построек и количество служителей церкви получил статус Лавры — самой крупной в России. Возможно, лучше один раз увидеть и прикоснуться к его величию, чем много раз услышать.
Анна Данина
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о монастыре Сергия Радонежского
Экскурсия по Троице Сергиевой Лавре:
Свято-Троицкая Сергиева ЛавраСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ставропигиальные монастыри
Наместник— архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков).
Богослужение
Успенский собор (зимой — храм в честь прп. Сергия с трапезной): будние дни: вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр., 1-й час) — 16.45, ранняя Литургия — 6.15, поздняя Литургия 9.30; воскр. и празд. дни: всенощное бдение — 17.00, ранняя Литургия — 5.30, поздняя Литургия — 9.30. После каждой Литургии служатся панихиды.
В крипте под собором в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны в 9.00 с водосвятием и в 13.00 без водосвятия, а также раздается освященное масло с 9.00 до 12.30.
Троицкий собор: будние дни — братский молебен у мощей прп. Сергия и полунощница — 5.30-6.30, средняя Литургия — 6.30. Воскресенье и праздничные дни: молебен с акафистом прп. Сергию — 5.00-6.15, средняя Литургия — 6.20, молебны с акафистом прп. Сергию — 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30. Воскресенье: соборный молебен с акафистом прп. Сергию — 17.00. В пятницу соборный молебен с акафистом Божией Матери — 17.00 (если нет всенощного бдения). Накануне воскресений, двунадесятых и некоторых великих праздников сразу после всенощного бдения с литией (ок. 21.00) совершается исповедь в том же храме, а в сам день праздника две дополнительные средние Литургии в Духовском храме (в 7.30) и в Смоленской церкви (в 8.30).
Храм в честь Покрова Божией Матери в Академии: будние дни — вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр. с 1-м часом) — 16.45, исповедь в исповедальне Академии — 6.00, Литургия — 6.20; воскресные и праздничные дни: всенощное бдение — 17.00, исповедь — 7.00, Литургия — 7.45. По средам соборный акафист Покрову Божией Матери (кроме дней попразднств) — 18.20.
Святыни (краткий перечень)
- Св. мощи преподобного Сергия Радонежского,
- Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (в Троицком соборе),
- св. мощи преподобных Максима Грека и Антония Радонежского (в Духовской церкви),
- чтимая икона свт. Николая (в храме прп. Сергия).
Храмы и часовни
- Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена Земли Русской прп. Сергия Радонежского. В иконостасе храма иконы письма прп. Андрея Рублева.Свято-Троицкая Сергиева лавра
- Успенский собор (1559-1585 гг. построен по повелению царя Иоанна Грозного), возле собора — усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи.
- Храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г., псковские мастера).
- Надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.).
- Шатровый храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-1637 гг.).
- Храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1687-1692 гг.).
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-1753 гг.).
- Храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию (Михеевская церковь)
- Храм в честь Покрова Божией Матери (в Духовной академии).
- Храм в честь прп. Иоанна Лествичника (в Духовной семинарии).
- Надкладезная часовня.
Подворья
- Подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе и храм преподобного Сергия в Сергиевском подворье. Наст. — игумен Дионисий (Колесник);
- Храм свв. апп. Петра и Павла (г. Сергиев-Посад). Наст. — архим. Герман (Чесноков);
- Пятницкое подворье на Подоле, храм во имя св. мц. Параскевы Пятницы. Расположено с юго-восточной стороны Лавры (При подворье действуют три церковные школы: церковного пения, вышивания (для девочек), воскресная школа. Наст. — игумен Гедеон (Губка);
- Храм Преображения Господня. Подворье оказывает духовную помощь больным наркоманией и алкоголизмом. Построен двухэтажный дом для больных и приема паломников. Наст. — игумен Севастиан (Терентьев);
- Подворье в Санкт-Петербурге;
- Варницкое подворье в г. Ростове Великом (Ярославская обл.). Наст. — игумен Захария;
- Храм в честь св. Марии Магдалины. Наст. — иеромон. Георгий (Бестаев);
- Скит Параклит. Начальник — иеромонах Галактион;
- Владимирское подворье (Владимирская обл., Селивановский р-н, с. Тучково). Начальник — иерей Димитрий Болтрукевич;
- Покровский скит (Московская обл., с. Сабурово). Начальник — архимандрит Ефрем (Елифанов);
- Геленджикское подворье (Краснодарский край, г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Кирова, 10). Начальник — иеромонах Феоктист;
- Спасо-Вифанское подворье. Начальник — иеромонах Даниил (Михайлов);
- Черниговский скит. Начальник — игумен Дамиан (Швецов).
answer@lavra.ru +7 (496) 540-59-42, канцелярия: тел./факс +7 (496) 547-70-35 (с 08.00 до 17.00 мск. времени). Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно). http://www.stsl.ru Адрес: г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева ЛавраИдет
История
Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни.В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).За алтарем Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.
Спасо-Вифанский мужской монастырь
С Божией помощью в год 80-летия со дня расстрела священномученика Германа (Ряшенцева) я приняла участие в дне памяти владыки Германа, который каждый год 15 сентября проходит в московском храме святителей Афанасия и Кирилла. Но это событие для меня стало только началом большого путешествия по местам памяти, связанным с деятельностью епископа Вязниковского. Одним из них оказалась Вифания – местность в Сергиевом Посаде, в которой в 1783-м году митрополит Московский Платон (Левшин) основал монастырь и семинарию. Ректором Вифанской семинарии с 1912-го по 1917 годы был священномученик Герман. Но, как выяснилось, не оставляет святой и сегодня эти места без своего попечения: в настоящее время идет активное восстановление старинного Спасо-Вифанского мужского монастыря. О помощи владыки Германа в нелегком деле возрождения обители я и поговорила с ее настоятелем, отцом Аверкием (Лопатюком).
Спасо-Вифанский монастырь со скульптурой митрополита Платона (Левшина)
Монастырь начинается… с трапезной
В Спасо-Вифанский монастырь вместе с родственницей владыки Германа, Иоанной Казанской, мы прибыли хмурым холодным утром. Моросил дождь, но и он не в силах был омрачить нашей радости – ярким пятном на фоне неуютного осеннего дня стала сама обитель. Святые врата и колокольня, окрашенные в теплые тона, казалось, излучали свет и тепло. У входа в обитель вижу скульптуру основателя Вифанских монастыря и семинарии – митрополита Московского Платона (Левшина). Мои спутники издалека кланяются ему и просят его молитв. Несмотря на то, что богослужение и трапеза в монастыре уже завершились, настоятель, отец Аверкий, снова приглашает нас на монастырскую кухню. Все мои сетования по поводу того, что у меня нет времени, сразу отклоняются. Через несколько минут передо мной появляется тарелка с кашей, мед и постное масло.
– Извините, у нас как братии подавали, так мы и вам предлагаем, – предупреждает батюшка.
Кондитер Валентина
И пока отец Аверкий знакомится с моими спутниками, я успеваю пообщаться с монастырским кондитером Валентиной. Как выяснилось, женщина трудится в обители уже третий год.
– Вообще-то я кондитер с 40-летним стажем, много лет проработала в кафе «Шоколадница» в Москве, – улыбается хозяюшка. – В монастыре занимаюсь выпечкой. Ассортимент у нас очень широкий.
Лишь позже я действительно смогла убедиться в этом, когда посетила монастырское кафе – там к традиционным чаю и кофе предлагались также кексы, бублики с кунжутом, рулеты с маком, пончики, пряники.
Отец Аверкий в монастырской трапезной
– А кормим мы так, – продолжает Валентина, – по средам, пятницам – у нас постные дни. А в обычные дни подается рыба. Но наш повар готовит изысканные блюда: и селедку под шубой, и оливье делает, словом, как дома. Мы кормим ежедневно по 15-20 человек, – рассказала Валентина.
Батюшкина история
За трапезой знакомлюсь с отцом Аверкием. Батюшка оказался родом из Одессы. Когда он был послушником в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре, с ним произошло событие удивительное:
– Я по милости Божией участвовал в обретении мощей известного старца Кукши Одесского, – делится отец Аверкий. – Его могила находилась на братском кладбище, справа от постамента «Воскресение Христово», и была средоточием духовной жизни – здесь постоянно читались акафисты, братия часто сюда для молитвы приходили и получали от старца помощь. Однажды нас разбудили около часа ночи, и благочинный объяснил, что нам предстоит поучаствовать в обретении мощей схиигумена Кукши.
– А почему в такой поздний час происходило это знаменательное событие? – спрашиваю у отца Аверкия.
– Потому что старца хоронили ночью, чтобы избежать большого стечения народа, ведь ко Господу архимандрит Кукша отошел в 1964-м году, в безбожные советские времена, и атеистические власти даже требовали погребение старца совершить на его родине. И вот, в час его смерти и было решено обретать его мощи. Мы долго копали и достаточно глубоко, и вдруг стали проваливаться – так выяснилось, что могила старца располагалась не там, где был установлен ему памятник, а чуть в стороне, получалось, что прямо на проходе между могилами. Гроб преподобного Кукши находился в воде и был сколочен из разных досок. Но меня, грешного, что поразило – в такой, казалось бы, неблагоприятной среде сохранились и мантия, и темная с проседью борода, и кожные покровы, а ведь тогда с момента погребения старца прошло уже 30 лет!
Он ничего особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим
В 1999-м году отец Аверкий принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Бесценным воспоминанием для настоятеля Вифанской обители этого периода стало его общение с архимандритом Кириллом (Павловым), духовным чадом которого отец Аверкий был.
– Старец Кирилл – для меня святой человек, один из тех, кто стяжал благодать Духа Святого, духоносный старец. Он имел необыкновенное влияние на братию. Когда он в лавру приезжал, братия менялась на глазах: враждующие между собой примирялись, все становились кроткими, добрыми, причем он ничего особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим. Старец Кирилл был одновременно любвеобильным и очень строгим духовником. Хотя он наставлений каких-то особенных не давал. В основном рекомендовал нам читать Евангелие и апостольские послания, – вспоминает отец Аверкий счастливое время общения с батюшкой.
В 2001-м году состоялась иерейская хиротония отца Аверкия, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в храме святителя Николая в Хамовниках. На память об этом событии хранит теперь батюшка служебник, подаренный Святейшим, с его автографом. А три года назад иеромонах Аверкий был назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря, расположенного в четырех километрах от Троице-Сергиевой лавры.
Знакомство с владыкой Германом
Архимандрит Герман (Ряшенцев) — ректор Вифанской семинарии. Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова)
Про священномученика Германа (Ряшенцева), последнего ректора Вифанской духовной семинарии, отец Аверкий, конечно, знал. Но вот что он в какой-то момент обратится к изучению духовного наследия священномученика и в нелегком деле восстановления Вифанской обители будет постоянно обращаться к владыке Герману – сегодня рассматривает как Промысл Божий. Год назад в Спасо-Вифанский монастырь приехала правнучатая племянница священномученика Германа (Ряшенцева), Иоанна Казанская. Но тогда, не застав отца Аверкия на месте, женщина передала для него через братию книгу «Письма владыки Германа. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа, епископа Вязниковского», которая небольшим тиражом вышла в издательстве Православного Свято-Тихоновского богословского института.
– Для меня что ценного было в письмах владыки – в них он раскрывал свое отношение к Вифании и ее основателю, митрополиту Платону, – делится отец Аверкий. – Уже находясь в ссылке в Коми, владыка Герман писал Вере Тимофеевне и Наталье Александровне Верховцевым в день памяти Платона и Романа:
Отец Аверкий и Иоанна Казанская читают письма владыки Германа в монастырском кафе
«Вспоминаю сегодня и Вифанию, и еще больше сегодняшнего ее основателя и именинника. Его облик духовный очень много говорит моему сердцу, и в его уменье все небесное и вечное облечь в самые изящные и изысканные формы земной действительности, онебесивая тем земное и небесное доводя до реального ощущения «душевного» человека, как непререкаемую эстетическую и моральную ценность, я всегда слышал невысказанные потребности моей собственной природы».
Митрополит Платон и владыка Герман
– Владыка Герман, когда говорил о Вифании и ее основателе, то раскрывался как человек, который успел проникнуться духом митрополита Платона, его взглядов, – продолжаем беседовать с отцом Аверкием. – И как Платон пытался воздействовать на души, особенно простых людей, посредством красоты – это была основа его воззрений, – так и владыка Герман. Вот как о красоте он пишет в письме к семинаристам: «Я люблю все красивое, в какой бы области эта красота не проявлялась… Это не нажитое. Не искусственно культивированное чувство красоты, а данное мне самой природой…».
– Во время своего управления Вифанской семинарией владыка Герман занимался ее переустройством, чтобы вернуть ей былые красоту и изящество, которые были при митрополите Платоне, – рассказывает батюшка и тотчас в подтверждение своих слов находит фрагмент письма владыки Германа: «Вместо прежней, мрачной мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое. Ваш курс знал прежнюю семинарию, и, думаю, когда вы приехали в нее после окончательного ремонта, вы должны были почувствовать всю глубокую разницу между старой и новой. Я знал, что внешняя изящная простота непосредственно влияет на душу и пролагает в ней путь к влиянию или, по крайней мере, помогает влиянию другой, более совершенной красоты – красоты духовной».
Далее, углубляясь в изучение эпистолярного наследия владыки Германа, отец Аверкий все больше убеждался в удивительном сходстве митрополита Платона и владыки Германа.
Памятник митрополиту Московскому Платону — основателю Вифанских монастыря и семинарии
Так, исследователь Андрей Андреевич Беляев, когда описывал митрополита Платона, говорил, что основатель Вифании был в первую очередь отцом для своих семинаристов, поэтому он и сумел воспитать таких талантливых проповедников и церковных деятелей – он прививал любовь к знаниям, к просвещению, к монашеству без какого-либо насилия.
– И владыка Герман с отеческой заботой относился к своим ученикам! – в доказательство своих слов отец Аверкий зачитывает нам отрывок из письма семинаристов ректору Вифанской семинарии архимандриту Герману: «Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь, не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем просить Ваших советов, Ваших молитв».
Прогулка в окрестностях бывшей Вифанской семинарии
– В лице владыки Германа я увидел последователя митрополита Платона, воплотителя его идей, за короткое время ему удалось постигнуть «тайну души Платона» – есть такое выражение у Беляева, – потому что владыка Герман сам был сердцем тонок, деликатен, чуток. Если начало семинарии для меня связано с митрополитом Платоном, то ее управление в тяжелые революционные годы и закат эпохи Вифании совпал со временем трудов здесь священномученика Германа, – подводит итог нашей беседе настоятель Спасо-Вифанского монастыря.
В Интернете отец Аверкий стал искать дополнительные сведения о священномученике Германе и прочел статью об обнаружении предполагаемого места захоронения владыки Германа в Сыктывкаре, на старом Тентюковском кладбище.
– Первый порыв мой был поехать на могилу священномученика, – вспоминает отец Аверкий. – Потому что владыка Герман мне помог как настоятелю, как вифанцу ответить на многие вопросы, а обращаясь к нему с молитвой, мы скоро получаем помощь. У нас идет активное возрождение обители, и мы, ее насельники, на таком подъеме находимся и такой прилив сил ощущаем – и наше состояние, и восстановление обители я связываю с помощью священномученика Германа.
По молитве священномученика
Преображенский храм необычной архитектурной формы
О возрождении Вифанской обители по молитвам владыки Германа я прошу батюшку рассказать подробнее.
– Идемте! – приглашает настоятель на экскурсию по монастырю. – Мы сейчас воссоздаем Вифанию из руин. Она очень отдаленно напоминает ту дивную обитель, которая была при митрополите Платоне. О ее былых красоте и величии сегодня мы можем судить по старым фотографиям.
Так, на одной из них я увидела храм необыкновенной архитектурной формы, Преображенский. Небольшой по размерам собор был построен «овальной фигурой». Но больше всего поражало внутреннее убранство церкви – престол нижнего храма в честь Воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, стена которого представляла вид искусственной пещеры в память о том, что именно в пещере и был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь Преображения, имевший вид евангельской горы Фавор. Для большего правдоподобия он был устлан мхом, украшен цветами, кустарниками.
Место, где стояла колонна в храме Сошествия Святого Духа
В 1950-е годы XX столетия храм взорвали. Только в октябре 2007-го года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была совершена торжественная закладка Преображенского собора на месте разрушенного.
За это время удалось по старинным фото полностью воссоздать жемчужину Вифанской обители. Подробнее об этом я рассказала в статье «Житием и смертию образ верным показавший».
– В год 80-летия со дня мученической кончины владыки Германа нам осталось доделать только алтарь верхнего храма, – рассказывает батюшка.
Но уже сегодня удивительный Преображенский храм привлекает паломников.
В домовой церкви митрополита Платона
Далее батюшка приглашает меня войти в храм Сошествия Святого Духа, который был построен в 1860-х годах, когда лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский Филарет (Дроздов).
В июле нынешнего года Министерство культуры Московской области в соответствии с федеральной программой «Культура России (2012-2018 годы) начало ремонтно-реставрационные работы этого памятника истории. И пока идут восстановительные работы, мы смогли увидеть некоторые особенности этого храма – во-первых, церковь была огромной, а перегородка, разделившая ее на две части, появилась уже в советские времена.
– А эти стены еще помнят владыку Германа! – замечает батюшка, указывая на фрагменты кирпичной кладки.
Сохранились и места, где стояли старые колонны, и даже старинная лестница – это немые свидетели трудов здесь российского святого, пережившие века.
Иконостас храма Преображения
Завершены были уже ремонтно-восстановительные работы в домовой церкви митрополита Платона, шатровый иконостас которой так в свое время понравился императору Павлу, и он даже пожелал устроить такой же у себя, в Санкт-Петербурге. На старинном фото отец Аверкий показал нам, как выглядела домовая церковь при митрополите Платоне. С удивлением мы обнаружили, что в отремонтированной в наши дни церкви сохранилась даже пономарская ниша.
Новомученики Вифанской семинарии
Конечно, меня очень интересовала судьба Вифанской семинарии. О ее современном состоянии я рассказывала читателям портала «Православие.ру».
– Что же будет с этим большим комплексом зданий? – интересуюсь у отца Аверкия.
– Нужно, чтобы вновь на вифанской земле появились такие люди, как митрополит Платон или владыка Герман, – объясняет батюшка. – Пока же мы подали заявку в Министерство культуры на восстановление Вифанской семинарии. Но с погружения в эпистолярное наследие владыки Германа началось наше изучение семинарской истории.
50 выпускников и преподавателей Вифанской семинарии пострадали за веру Христову в годы репрессий
И уже в начале исследования мы обнаружили около 50 выпускников и преподавателей Вифанской семинарии – новомучеников и исповедников российских, которые пострадали за веру Христову в годы репрессий.
Среди святых Вифании я встретила имена священномучеников Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, который преподавал в Вифанской семинарии в 1909-1912 годах Церковную историю, и Александра Зверева, который предположительно в 1917-м году некоторое время являлся ректором Вифанской семинарии. В 1937-м году он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и 16 ноября того же года расстрелян на Бутовском полигоне.
Выпускники Вифанской семинарии 1913 года
Из числа бывших семинаристов Вифании в лике новомучеников был прославлен Дмитрий Лебедев (выпускник 1892-го года), впоследствии церковный историк, профессор Московской Духовной академии, протоиерей. Был расстрелян 27 ноября 1937-го года на полигоне Бутово. В этот же день мученическую кончину на Бутовском полигоне принял и другой выпускник Вифанской семинарии 1894-го года, священномученик Василий Лихарев.
Изучая список выпускников Вифанской семинарии, пострадавших в годы гонения на Церковь, отметила и такую деталь – больше всех святых мучеников среди выпускников 1890-х годов, все они были расстреляны на Бутовском полигоне. Незадолго до этого лаврой и Вифанией управлял митрополит Московский Филарет (Дроздов) – воспитанник Платона. Ректорами семинарии в этот период являлись архимандрит Иаков (Пятницкий) – изображен на иконе Русской Зарубежной церкви в лике новомучеников и исповедников российских; архимандрит Трифон (князь Туркестанов) – известен еще как духовный поэт и гимнограф. В эти годы преподавал в семинарии и будущий священномученик Иоанн Артоболевский.
Вифанская семинария в наши дни
Среди выпускников этих лет в лике новомучеников были прославлены: иереи Алексий Никольский и Парфений Грузинов. Они окончили Московскую духовную академию и были расстреляны в 1938-м году; протоиерей Александр Воздвиженский был расстрелян 13 ноября 1937-го года; иерей Виктор Моригеровский расстрелян 7 марта 1938-го года; протоиерей Григорий Воинов расстрелян 8 декабря 1937-го года.
Среди учеников времени ректорства в Вифанской семинарии владыки Германа (Ряшенцева) в лике новомучеников прославлены: протоиерей Василий Крылов, расстрелянный 1 июля 1938-го года на Бутовском полигоне; иерей Василий Никитский, расстрелян 14 марта 1938-го года .
На могилах святых вифанцев
Могильный холм на месте одного из бутовских расстрельных рвов
Так получилось, что и я благодаря владыке Герману узнала о сонме вифанских новомучеников, почтить память которых отправилась на Бутовский полигон. Во время этой скорбной прогулки среди могильных холмов, выросших над расстрельными рвами, вспомнились мне слова отца Аверкия, сказанные на прощание:
– Столько уже в Вифании по молитве священномученика Германа сделано – и обитель восстанавливается, и история Вифании изучается. Мы бы очень хотели, чтобы наш помощник и молитвенник вернулся в Вифанию своими святыми мощами. Хотя говорить об этом еще рано, и одного нашего желания мало: нужно благоговейно почтить память праведника, обустроить место его захоронения, а Господь укажет нам Свою волю!