Содержание
- Бог не дурак, любит пятак
- Святая Троица
- Святая Троица в православии
- Краткая история догмата о Пресвятой Троице
- Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
- Как может Бог быть един в трех лицах?
- Три как один, и один как три — что это значит?
- Что такое значит Святая Троица в православии: ответ священника
- История и значение праздника Пресвятой Троицы
- Кто такая Святая Троица для нас?
- Святая Троица — кто входит в Святую Троицу и какие молитвы читать перед иконой?
- Что такое Святая Троица в православии?
- Значение, в чем помогает икона «Святая Троица»?
- Когда и кому впервые явилась Святая Троица?
- Святая Троица в Библии
- Православные молитвы Святой Троице
- Тринитарные споры
- Догмат о Троице
- Аналогии Троицы
- Послесловие
Бог не дурак, любит пятак
Смотреть что такое «Бог не дурак, любит пятак» в других словарях:
-
бог не дурак, любит пятак — см.: пятак … Словарь русского арго
-
пятак — ПЯТАК, а, ПЯТАЧОК1, чка, м. 1. Что л. количеством пять, пятьдесят, пятьсот и т. д., напр. пять рублей, пять баллов (оценка), пять лет тюремного за ключения, пять километров (дистанция) и т. п. 2. Нос, лицо. Дать в пятак (ударить). Получить в… … Словарь русского арго
-
БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ. — Бог не дурак, любит пятак (Бог не нищий, любит тыщу) диал., погов. перед.: Бог любит троицу. Говорящий оправдывается, почему он(она) пользуется чьими то услугами неоднократно … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий
-
пятачок — ПЯТАК, а, ПЯТАЧОК1, чка, м. 1. Что л. количеством пять, пятьдесят, пятьсот и т. д., напр. пять рублей, пять баллов (оценка), пять лет тюремного за ключения, пять километров (дистанция) и т. п. 2. Нос, лицо. Дать в пятак (ударить). Получить в… … Словарь русского арго
-
На дне (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. На дне. На дне Максим Горький Язык оригинала: русский Год написания: 1901 1902 «На дне» вероятно, самая известная пьеса Максима … Википедия
-
ПЬЯНСТВО — Для почину выпить по чину. Чай, кофей не по нутру; была бы водка поутру. Он не пьет, однако не проливает (наземь не льет). Винцо не пшеничка: прольешь не подклюешь. Пить не пьет, а и мимо не льет. Он не пьет, а только за ухо (за ворот) льет. Как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Вешают на Иванушку – Дурачка убийство и опускают в ШИЗО.
Русская народная сказка.
Ум человеческий извращен, неустойчив, и изменчив как флюгер!
Есть и такая суета на земле: Праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. Еккл 8,14
Согрешил: неверием, маловерием, надеждой не на Бога а на людей и на собственные силы…
Без сокрушенного духа служить Богу немыслимо. Пользоваться гордым человеком Господь не может.
Трудно постичь эту истину, тем более молодому, уверенному в себе человеку. А между тем гордыня – то есть превознесение себя любимого есть тягчайшее из зол не только пред Богом. Много горя и позора имеет от собственного самомнения сам человек.
Без произволения Божьего не можем мы ничего совершить! Включая собственную славу и собственную смерть! Бессмысленно противиться промыслу Божьему.
Вот послушайте какая история приключилась в достославном городе Белгороде с одной влюбленной парочкой. И всё потому, что решили они быть выше Бога, круче яиц и тем более святее Ромео и Джульетты. Много сейчас молодых людей мечтают о славном конце недолгой бесславной жизни. О славе и почете пусть даже и посмертных. Кидаются парами с крыш, Обстреливают ненавистных серых обывателей из дробовика и отстреливаются от ОМОНа, транслируя всё, включая собственное самоубийство в сети интернета. Смотри:
Понос как божий дар.
Философические теории о смысле жизни. Что в силах человека, а что в воле Бога. И есть ли Бог? Или это просто вселенский разум, Что такое вселенная: Это квартира, город, Губерния?
Как обычно куча мнений в диапазоне от: Всё в руках человека (надо только почаще мыть их) до Всё в руках Господа! Господа и случая!
Но ведь случай тоже в руках господа? Случай может быть и не в руках Бога, когда он попускает происки дьявола. Дьявол, выходит тоже слуга Божий, только провокатор, чекист, засланный казачек. Промежуточные варианты : треть случай, треть Бог, треть сам человек!
Гена, друг автора этих строк утверждает: все сто процентов зависит от человека! И не надо валить с больной головы на здоровую. Случай это сегодня здесь – завтра там! Бог? Почему он не приходит, когда его просят? На Бога опереться нельзя! И только на себя человек может надеяться а остальное приложится.
Шпала в ответ всегда всем подобным мудрецам приводил один и тот же аргумент: (наверное, от скудости ума или недостатка практического опыта по жизни) Вот он сидит в зоне. Сидит да сидит себе. В зоне всего предусмотреть нельзя. Возьмут вдруг да и расстреляют без суда и следствии «При попытке к бегству» Или ночью менты удавят в карцере! И при чем тут человек берущий всю ответственность на себя? Вот у него личный пример: последний год срока распечатал. «На одной ноге простоять, на параше отсидеть можно» и вдруг вызывает кум в штаб…
Это конечно в подлиннике прочитать лучше! Смотри: Под раскруткой за убийство. proza.ru/2013/07/22/1269
А так вкратце вешают на него убийство и опускают в ШИЗО. Я же вам говорю, что в зоне всего предусмотреть нельзя. И на нож налететь можно и топор на калган поймать, И на цыркулярке раздвоиться…
Короче, катит судьба по вытканному жизненному пути. Принимай!
Но и тут ведь не без юмора! Всё бывает. Умер человек на зоне, погиб в лагерных разборках, пошел под раскрутку на долгую пятнашку за групповое убийство, пошел под расстрел… Это Гене объяснять бесполезно! Дескать, человек сам себе неосознанно такую дорожку выбрал, а она его привела, завела!
А когда тебе сегодня предъявляют за убийство, а через десять дней сообщают: Ну погорячились, мол, пятнадцать суток в карцере отсидишь да выйдешь… А чего ты за эти десять дней в камере о себе и о судьбе не передумаешь. От то самый цымус! Тут уже как не вертись, на всевластие человека над Богом и случаем не спихнешь.
Так что 100% процентов в руках человека ну никак не получается! И опять дроби пошли? Что же делать? А жизнь идет! Может Гене и дано самому своей судьбой распорядиться. Только сумлеваюсь я, что ума у него на все это хватит! Стремно как то верить Гене больше чем Богу!!! А у самого вывод однозначный: жизнь комедия! И нужно делать в ней то, что от тебя зависит, а дальше будь оно как будет. И еще Бога любить и славить! Ибо он нам этот мир подарил на некоторое мгновение. С кем же, если не с ним? Лучше с умным потерять, чем с дураком найти!!!
Святая Троица
Святая Троица в православии
Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».
Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».
Краткая история догмата о Пресвятой Троице
В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.
В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.
Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.
Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
О Святой Троице на «Правмире»:
- Святая Троица в Православной Церкви
- Троица, 10 икон Святой Троицы
- Об изображении Святой Троицы
- День Святой Троицы. Пятидесятница
- Троица – исполнение всех ожиданий
- “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
- Троица и икона Воскресения Христова
- Святая Троица — парадигма человеческой личности
- Художественный образ Пресвятой Троицы
- Троица: Фундамент христианства
- Троица: единство и святость
- День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
- День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
- День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
- День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
- «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
- День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
- Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
- Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
- Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
- «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
- Троица в Давыдово (+ФОТО)
Как может Бог быть един в трех лицах?
Автор Юрий Носовский Обновлено: 14.06.2019 15:20 Опубликовано: 07.06.2012 11:00
Сейчас, когда все православное богослужение проходит под знаком праздника Троицы (Пятидесятницы) уместно поговорить о том, а что же Церковь вообще подразумевает под этим словом? Пожалуй, во всем богословии нет ничего более простого по формулировке — но неизмеримо сложного по сути. Итак, формулировка Троичного Догмата звучит следующим образом: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная». Впрочем, не менее важны следствия этого утверждения.
Единые по существу (природе) Лица в Боге равны между собой и единосущны: и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, но не три бога, а один Бог. Три Лица различны между собой по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.
Святые Отцы не зря говорят, что любые образы видимого мира и даже отвлеченные умозрительные понятия не в силах адекватно описать суть Бога — ведь Он неизмеримо выше всех наших земных представлений. Обычно для минимального сходства применяют, скажем, пример солнца — которое одновременно воспринимается как находящийся на небе шар, тепло и свет. И все эти вещи хотя и различные — но не могут существовать по отдельности друг от друга.
Однако на пути к пусть неполному осознанию этой истины Церковь прошла нелегкий путь проб и ошибок. Последние возникали тогда, когда отдельные богословы пытались понять рациональным умом и исчерпывающе сформулировать тайну Троичной жизни, которую итак интуитивно знали простые верующие, основываясь на Священном Писании, и познающие Бога не холодным разумом, а чистым сердцем, исполненным любви.
Однако, когда в Церковь стало приходить все больше образованных язычников (да и в самой Церкви, в периоды между гонениями, развивались богословские школы и учебные заведения) вопрос понимания Троицы обострился. Одни богословы предпочитали акцентировать внимание на единстве Божьем — и потому доходили до отрицания Лиц Троицы как полноценных Личностей. Например, представители так называемого «динамического монархианства», зародившегося в III веке в Александрии, считали что Лица — всего лишь божественные силы (сила — по-гречески «динамис»). Единая Божественная сущность — это Отец, Сын — это «ум» («Логос) этой сущности, а Дух — действия Бога в нашем мире.
Стремиться к жизни, памятуя о смерти
Другие еретики, «модалисты», берущие начало в среде Римской Церкви, вообще не различали Лица даже формалльно — они считали, что и Отец, и Сын, и Св. Дух — это один и тот же Бог, который показывал Себя в разных проявлениях («модусах») в разные эпохи. Отцом — в Ветхом Завете, Сыном — в Завете Новом, а Духом — после Пятидесятницы и до скончания мира.
Обе эти группы ересей были осуждены на церковных Соборах, кстати, происшедших задолго до принятия христианства Римской империей — что полностью снимает с них обвинения в какой-то ангажированности мнением тех или иных императоров. Однако, с приходом к власти Константина Великого, споры вокруг Троицы вспыхнули с новой силой. «Отцом» одной из самых влиятельных ересей стал александрийский пресвитер Арий. Ему однажды показалось, что его патриарх Александр мыслит о Боге с позиций строгого, но неправославного монотеизма — то есть вообще не различает в Нем божественных Лиц. После чего и придумал собственную систему, которая и получила название по его имени — арианство.
Согласно ей, Бог настолько более совершенен, чем созданный Им мир, что войти в последний для Творца попросту невозможно. Поэтому Он сообщил свою силу самому совершенному сотворенному Им же созданию, которое и стало Сыном. Хоть и сравнимым по возможностям с Отцом — но отличающийся от Христа в православном понимании так же, как усыновленный ребенок — от родного. Ну, а уже «усыновленный» Сын стал родоначальником Духа, которого Арий называл «Внуком».
Почти единой реакцией Церкви стало возмущение против такого понижения статуса Спасителя Мира и Святого Духа. На I Вселенском Соборе Арий был осужден как еретик, но потом верующие столкнулись с другой сложностью. Ведь на тот момент в христианском богословии просто не существовало адекватных понятий, способных хотя бы приблизительно описать Троицу в рациональных категориях. Поэтому те епископы, кого больше вдохновляло единство Существа Бога, подозревали тех, кто утверждал равенство Лиц в «многобожии» — а последние подозревали оппонентов в «ветхозаветном уклоне», с его строгим монотеизмом Иеговы.
Геологи отвечают: Христа распяли в пятницу
Потребовалось больше 50 лет ожесточенных споров (нередко заканчивающихся кровопролитием — когда в дело вмешивались императоры), пока Великие Каппадокийцы святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский не сформулировали в христианской мысли адекватную терминологию, способную выразить правильное отношение между единой и общей Божественной природой — и нераздельными, но и несливаемыми самоценными Личностями-Ипостасями, под Которыми и понимается Троица.
Можно, конечно, спросить: а стоили ли вообще все эти споры затраченного времени и сил? Какая, собственно, разница — является ли Христос единосущным Отцу или «усыновленным» Им же («подобносущным» — как говорил Арий)? Обычный ответ на этот вопрос основывается на важности этой «детали» в механизме нашего спасения.
Вообще, под спасением подразумевается возвращение падшего после грехопадения человечества к полноте и радости жизни с Богом. То есть фактически «обожению», становлению «богами по благодати» и Божьей Любви. Но возможность такого обожения появилась тогда, когда Сын, воплотившись в человеческом теле, соединил в нем божественную и человеческую природу, одержал победу на грехом и смертью. Однако, если Сын изначально был «богом второго сорта», то и спасение посредством Его превращается в несколько сомнительную затею.
Однако, помимо этой, существует, пожалуй, еще более важная причина необходимости придерживаться православного понимания Троицы. Хотя о ней и говорят намного меньше. Причина тому — не всегда здоровое пристрастие к монархии (в смысле формы государственного устройства) среди многих православных верующих. С нескрываемым удовольствием повторяющими слова святого Иоанна Кронштадского: «Демократия — в аду, а на Небе — Царство». При этом мало кто вдумывается, что Царство Небесное отличается от царств земных приблизительно так же, как свет от тьмы.
Поскольку Бог, «не требуя служения рук человеческих», сам служит людям, вплоть до добровольной крестной смерти — а земные властители, кто в большей, кто в меньшей мере, держатся у власти благодаря насилию, стяжанию и банальной тирании.
Но дело даже не в этом. Главное, что Догмат о Троице как о трех равноценных и свободных Личностях, пребывающих между собой вне всякого соподчинения — но в единстве Любви — как раз и учит христиан такому образу жизни как идеальному. Но, конечно, те, кому более по сердцу «кротко-смиренные» ответы Сына перед Отцом «да, Отче», «нет, Отче», без малейшего проявления собственной инициативы и воли, лучше предпочтут в качестве идеала «послушание, которое превыше поста и молитвы». Из которого, при небольшом усилии, возникает банальный тоталитаризм, не имеющий ничего общего с христианской любовью и свободой.
А ведь утверждение о каком-то «соподчинении» между Лицами Троицы — это ересь субординационализма, как раз и являющаяся важным элементом арианства. Отец возвышается над Сыном, Сын — над Святым Духом — ну, чем не пример для подражания любителям земных «иерархических лестниц», которые всерьез надеются, что те будут сохранены в Царстве Любви. И говорить о какой-то «православности» таких воззрений — просто неприлично.
В конце этого краткого обзора «троических» ересей можно было бы упомянуть и о «Филиокве» — католическом учении на исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Но как-то не хочется. Хотя бы потому, что для объявления какого-то мнения «ересью», кроме формальных умозаключений даже самых авторитетных богословов, необходимо еще и общецерковное заключение. Для осуждения Рима — минимум, на Вселенском соборе, последний из которых состоялся в 787 году, и совсем по другому поводу (осуждению иконоборчества).
А так, до Великого Раскола 1054 года Рим и Восточные Церкви благополучно поддерживали взаимное общение (за исключением небольших перерывов) на протяжении добрых пятисот лет с момента возникновения среди католиков упомянутой «ереси». Что лишний раз доказывает, что значение последней не стоит выеденного яйца, а не то что тысячелетнего разъединения миллиарда с лишним верующих во Христа.
Пожалуй, все знают, что такое Святая Троица. Под этим понятием имеют в виду триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа (ее иногда обозначают Св. Троица). Но что же это означает – иными словами, как может единый Бог проявляться сразу в трех лицах?
Подробный ответ на этот вопрос, комментарий представителя церкви из первых уст – все это можно найти в материале.
Три как один, и один как три — что это значит?
Триединство – это основное представление христианской религии о Боге. Оно означает, что Бог имеет три лица (иногда их еще называют ипостаси):
- Бог Отец;
- Бог Сын (Иисус Христос);
- Бог Святой Дух.
Эти лица появляются в истории человечества последовательно, одно за другим – сначала Отец сотворил небо и землю и все, что на них. Затем Сын пришел спасти грешное человечество. А на пятидесятый день после его физической смерти на землю сошел Дух Святой. Это означает наступление благодатного времени, когда каждый человек может получить прощение и спасение путем искреннего раскаяния в молитве.
При этом в действительности все три лица имеют единую природу и существуют без начала и без конца. Интересно, что определенный намек на это можно увидеть на самой первой странице Библии.
В книге Бытие (глава 1) поэтапно описывается процесс сотворения мира. Всем известна фраза «И сказал Бог… и стало так». Сначала появился свет, затем суша, океаны, растительность, животные. Наконец, наступил день шестой – дошла очередь до человека.
И на этом месте внимательный читатель легко заметит своеобразный сюрприз:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Как же так? До этого момента Бог ни к кому не обращался, он просто отдавал приказы и создавал небо и землю, а также живых существ. Когда же речь пошла о сотворении человека, Бог явно к кому-то обращается.
Вот оно – первое упоминание о Троице Библии: даже на основе этого места, можно понять, что она означает (как в православии, так и вообще в христианском вероучении).
Пресвятая Троица – это и есть Бог, который существует без начала и без конца. Однако многим людям до сих пор трудно понять, что такое Троица в православии и в христианстве вообще.
Иными словами – как может быть такое, что три лица представляют единого Бога? В этом нет никакой вины человека – голос разума зачастую доминирует над верой и желает получать только конкретные, четкие ответы: 1 день, 2 килограмма, 3 километра и т.п.
Представление о триединстве Бога никак не укладывается в логические рамки. Ведь математика – точная наука, которая говорит о том, что один – это один, а три – это три. Но в том и дело, что вера – это не математика.
Более того – природа Бога и его силы во многом остаются великой тайной для человека. К слову сказать, в науке есть и собственные «большие» загадки – например, откуда произошло человечество, для какой цели оно появилось на земле. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то откроем один любопытный факт: вопросов в ней куда больше, чем ответов.
Причем речь идет не только о важных задачах, но даже о бытовых, повседневных делах. Порой даже самое простое действие наводит на человека некоторую оторопь. Что же говорить о загадках Вселенной, а тем более – о тайнах, связанных с ее Создателем?
Да, Бог един, но в то же время он проявляется в трех лицах. Впрочем, даже на нашей планете мы можем найти немало примеров, которые по крайней мере хорошо иллюстрируют эту аналогию. Например, вода может быть и паром, и льдом, и жидкостью – причем это единственное вещество, которое в земных условиях способно находиться сразу в 3 состояниях. И в то же время вода остается водой, природа ее едина.
А вот другой пример – радуга с ее бесконечным количеством тонов и полутонов. «Разобрать» ее на части до сих пор не удавалось никому, но ведь это и не требуется: только сочетание цветов можно признать радугой. А по отдельности каждый из них – не более, чем оттенок того или иного тона.
И таких примеров можно приводить еще очень много. Но суть их одинаковая: единая природа вещей, и в то же время – разное их проявление. Значит, Святая Троица – это единый Бог, проявляющийся в трех лицах.
Поэтому на вопрос о том, что такое Святая Троица в православии или вообще в христианстве, можно ответить очень коротко: это и есть Бог.
Что такое значит Святая Троица в православии: ответ священника
Подробный видеокомментарий священника о том, кто такая Святая Троица, и что такое означает Пресвятая Троица в христианстве, можно увидеть здесь.
История и значение праздника Пресвятой Троицы
В честь Святой Троицы отмечается одноименный праздник. Его традиционно встречают на 50 день после Пасхи (т.е. он тоже всегда выпадает на воскресенье).
Интересно, что само слово «Троица» появилось после написания Библии и даже после земной жизни Христа – оно было введено в оборот древнегреческим священнослужителем Феофилом Антиохийским еще в 2 веке нашей эры. А представление о триединстве Бога зародилось еще раньше – ему положило начало история, случившаяся ровно через 50 дней после воскресения Иисуса.
Еще при жизни Спаситель обещал, что после его смерти на землю обязательно сойдет Святой Дух. Скорее всего, тогда люди не вполне поняли его слова. Затем прошло довольно много событий – драматичных и праздничных. Сначала, как известно, Господь вошел в Иерусалим (в этот день мы празднуем Вербное воскресенье), затем умер и воскрес (праздник Пасхи), а спустя 40 дней ушел на небо (Вознесение).
И вот на пятидесятый день несколько апостолов, учеников Иисуса собираются вместе в одном доме в Иерусалиме. В Библии на этот счет написано довольно красиво (Деяния 1:14):
Все они были единодушно вместе.
Эти люди собрались потому, что они последовали за Христом. Ждали ли они исполнения пророчества о Святом Духе или нет – но в этот момент случилось настоящее чудо.
В небе послышался очень сильный шум, как будто гром или, как мы сказали бы сегодня, гул низко летящего самолета. Однако никто не испугался этого. И вдруг в какой-то момент над головой каждого апостола загорелся язычок пламени. Одновременно с этим собравшиеся начали говорить на разных языках, которые действительно использовали многие окрестные народы того времени.
Это чудо повергло всех жителей Иерусалима в шок, и они даже посчитали, что ученики Христа просто пьяны. Однако на самом деле последователи Иисуса исполнились Духа Святого. Они сразу пошли проповедовать его слово и учить все народы, как, впрочем, и повелевал Господь.
Вот и получается, что в день Пятидесятницы на землю сошел учитель, покровитель людей и одновременно помощник Бога, а вместе с тем – его третье лицо. И все это – Святой Дух.
Вот почему Троицу нередко называют Духов день (хотя на самом деле он отмечается не в воскресенье Пятидесятницы, а на следующий день – в понедельник). Интересно, что Троица отмечается все три дня (воскресенье, понедельник и вторник, причем основные торжества проходят в первые два из них).
Кто такая Святая Троица для нас?
Что же значит сошествие Духа Святого для нас? Иными словами – что же такое входит в понятие Святая Троица?
Безусловно, это и есть сам триединый Бог. Человеку, возможно, будет непросто осознать это чистой логикой, но поверить в эту истину вполне возможно, если правильно настроить свое сердце. Троица – это проявление Бога во всей его полноте, а также определенный образ, который символизирует исполнение божественного замысла для человечества.
Очень коротко его можно описать так: Отец сотворил небо и землю, Сын спас всех людей от греха и даровал спасение, а Святой Дух положил начало времени божественной благодати.
Вот почему именно в день появления Святого Духа отмечается Святая Троица, что означает проявление Бога во всех трех его лицах. Каждый верующий теперь может обращаться к нему напрямую и просить в молитве о прощении, успокоении и восполнении своих нужд. Интересно, что до этого момента люди обращались к своим богам только через жертвоприношения животных и специальные обряды, сопровождавшие это мероприятие.
Вот почему Пресвятая Троица олицетворяет отношение Бога, его любовь и милость к каждому человеку. Несмотря на грешную природу, каждый из нас вправе не только взывать о прощении, но и о спасении. В той же книге Деяний написано (2:21):
Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Вот он – вечный и бесценный дар спасения, который приходит с небес. Благодаря исполненной миссии каждого члена Святой Троицы этот дар сегодня может получить любой из нас. Достаточно только желания и хотя бы немного веры.
Святая Троица — кто входит в Святую Троицу и какие молитвы читать перед иконой?
Многие люди веруют в Бога, но при этом обширные знания, касающиеся религии, имеют не все. Христианство основано на веровании в единого Господа, но при этом часто используется термин «триединство» и что он на самом деле означает, знают немногие.
Что такое Святая Троица в православии?
Многие религиозные течения основаны на многобожии, но христианство в эту группу не входит. Святой Троицей принято называть три ипостаси единого Бога, но это не три разных существа, а только лики, сливающие воедино. Многих интересует, кто входит в Святую Троицу, так вот единство Господа описывает Святой Дух, Отец и Сын. Между этими тремя ипостасями нет расстояния, поскольку они неделимы.
Выясняя, что означает Святая Троица, следует указать, что эти три существа имеют разное происхождение. Дух не имеет начала, поскольку он исходит, а не рождается. Сын олицетворяет собой рождение, а Отец является извечным существованием. Три ветви христианства воспринимают каждую из ипостасей по-разному. Есть символ Святой Троицы – трикветр, вплетенный в круг. Есть еще один древний знак – равносторонний треугольник, вписанный в круг, что означает не только триединство, но и вечность Господа.
Значение, в чем помогает икона «Святая Троица»?
Христианская вера указывает, что не может существовать точного изображения Троицы, поскольку она непостижима и велика, да и Господа, если судить по библейскому утверждению, никто не видел. Святая Троица может изображаться символически: в обличии ангелов, праздничная икона Богоявления и Преображение Господне. Верующие считают, что все это Троица.
Самой известной является икона Святой Троицы, которую создал Рублев. Называют ее еще «Гостеприимство Авраама», а связано это с тем, что на полотне представлен конкретный ветхозаветный сюжет. Главные герои представлены за столом в безмолвном общении. За внешними видами ангелов, спрятаны три личности Господа:
- Отец – центральная фигура, благословляющая чашу.
- Сын – ангел, который находится справа и одетый в зеленую накидку. Он склонил голову, что олицетворяет его соглашение на роль Спасителя.
- Святой Дух – ангел, изображенный с левой стороны. Он поднимает руку, тем самым благословляя Сына на его подвиги.
Есть еще другое название иконы – «Предвечный совет», что олицетворяет общение Троицы по поводу спасения народа. Не менее важна представленная композиция, в которой большое значение имеет круг, указывающий на единство и равенство трех ипостасей. Чаша, находящая в центре стола – символ жертвы Иисуса во имя спасения народа. У каждого ангела в руках находится скипетр, обозначающий символ власти.
Огромное количество людей молятся перед иконой Святой Троицы, которая является чудотворной. Лучше всего она подходят для чтения исповедующих молитв, поскольку они сразу дойдут до Всевышнего. Обращаться к лику можно с разными проблемами:
- Искренние молитвенные обращения помогают человеку вернуться на праведный путь, справиться с разными испытаниями и прийти к Богу.
- Молятся перед иконой, чтобы исполнить свое заветное желание, например, привлечь любовь или достичь желаемого. Главное, чтобы прошение не имело злого умысла, поскольку можно накликать на себя гнев Божий.
- В сложных жизненных обстоятельствах помогает Троица не терять веры и дает силы для дальнейшей борьбы.
- Перед ликом можно очиститься от грехов и возможного негатива, но здесь большое значение имеет непоколебимая вера в Господа.
Когда и кому впервые явилась Святая Троица?
Один из самых важных праздников для христиан является Крещение Господня и считается, что во время этого действа было первое явление Троицы. Согласно преданию Иоанн Креститель в реке Иордан крестил людей, которые покаялись и решили прийти к Господу. Среди всех желающих был и Иисус Христос, считавший, что Сын Божий должен исполнить человеческий закон. В момент, когда Иоанн Креститель совершал крещение Христа, явилась Святая Троица: голос Господа с небес, сам Иисус и Святой Дух, который спустился в виде голубя к реке.
Значимым является явление Святой Троицы Аврааму, которому Господь обещал, что его потомки станут великим народом, но тот уже был в возрасте, а детей у него так и не было. Однажды он с женой, находясь в дубраве Мамвре, разбили шатер, куда к нему пришли трое путников. В одном из них Авраам узнал Господа, который сказал, что у него в следующем году уже будет сын, так и случилось. Считается, что эти путники и были Троицей.
Святая Троица в Библии
Многие удивятся, что в Библии не используется термин «Троица» или «триединство», но важны не слова, а смысл. Святая Троица в Ветхом Завете просматривается в нескольких словах, например, в первом стихе используется слово «Элох’и́м», которая дословно переводится, как Боги. Ярким проявлением триединства является появление трех мужей у Авраама. В Новом Завете большое значение имеет свидетельство Христа, который указывает на свое богосыновство.
Православные молитвы Святой Троице
Есть несколько молитвенных текстов, которые можно использовать для обращения к Святой Троице. Произносить их необходимо перед иконой, которую можно найти в храмах или купить в церковной лавке и молиться дома. Стоит заметить, что можно читать не только специальные тексты, но и обращаться отдельно к Господу, Святому Духу и Иисусу Христу. Молитва Святой Троице помогает в решении разных проблем, исполнении желании и исцелении. Читать ее нужно каждый день, перед иконой, держа в руках зажженную свечу.
Молитва Святой Троице на исполнение желания
Обращаться к Высшим силам можно для исполнения заветного желания, но важно учитывать, что это не должны быть банальные вещи, например, новый телефон или другие блага. Молитва иконе «Святая Троица» помогает только, если требуется исполнение душевных желаний, например, нужна помощь в достижении поставленных целей, оказание поддержки близкому человеку и так далее. Молиться можно и утром, и вечером.
Молитва о детях Святой Троице
Родительская любовь к своим детям самая сильная, поскольку она бескорыстная и идет от чистого сердца, поэтому и молитвы, произнесенные родителями, обладают огромными способностями. Поклонение Святой Троице и произнесение молитвы поможет уберечь ребенка от дурной компании, неправильных решений в жизни, исцелиться от заболеваний и справиться с разными проблемами.
Молитва Святой Троице о маме
Специального молитвенного текста, предназначенного для детей, чтобы те молились за свою мать, нет, но при этом можно читать универсальную простую молитву, которая помогает передать Высшим силам свои искренние прошения. Выясняя, какую молитву читать Святой Троице, стоит заметить, что представленный ниже текст нужно повторять три раза, обязательно после каждого креститься и совершать поясной поклон. После прочтения молитвы, необходимо обратиться к Святой Троице своими словами, прося за свою мать, например, о защите и исцелении.
Молитвы Святой Троице во исцеление болезней
Многие люди приходят к Богу в период, когда они или кто-то из близких людей серьезно больны. Существует огромное количество подтверждений, что Святая Троица в православии помогла людям справиться с разными заболеваниями, и даже тогда, когда медицина не давала шансов на выздоровление. Читать молитву необходимо перед образом, который следует поставить возле кровати больного и зажечь рядом свечу. Обращаться к Высшим силам следует ежедневно. Можно наговаривать молитву на святую воду, а затем, давать ее больному.
Первым ввел понятие Троицы в христианство Тертуллиан. Произошло это около 200 года. Как упоминается в Каноне Священной Книги, многие отцы церкви, включая Савеллия, противоречили ему тогда. Однако в 4 веке, после обращения в христианство императора Константина, Троица одержала верх над Единобожием. До Тертуллиана не было никаких упоминаний о Троице.
Догмат о Троице стал главной составляющей христианства и официально признанной основой христианского вероучения после двух вселенских соборов. На первом была признана и закреплена Божественность Иисуса, а на втором — Божественность Святого Духа.
Никейский собор
Никейский собор состоялся в 325 году по приказу императора-язычника Константина, который за несколько лет до указанного события объявил о введении религиозной терпимости на территории Империи.
Увидев, что противоречия и противостояния между христианскими церквями оказывают негативное влияние на народ и сотрясают опоры государства, Константин решил организовать Собор, на который были созваны представители различных христианских церквей. Собор проходил под личным руководством Константина. Он лично открыл его. В Соборе участвовали 2048 христианских священнослужителей. Прения и дебаты продолжались три месяца, однако согласие так и не было достигнуто. Собравшиеся не смогли прийти к единому мнению об основах христианского вероучения.
Участников Собора можно условно разделить на три группы:
1) Приверженцы Единобожия, отрицающие Божественность Иисуса. Их возглавлял Арий Александрийский и Евсевий Никомедийский.
Их взгляды разделяло около тысячи священнослужителей.
2) Утверждающие, что Иисус существует изначально вместе с Отцом и что они составляют единую сущность, хотя Иисус и представляет собой отдельную ипостась. Они говорили, что если бы Иисус не был таковым, его нельзя было бы назвать Спасителем. К этой группе относился Римский Папа Александр и молодой язычник, объявивший о принятии им христианства, по имени Афанасий.
В книге «Христианское религиозное воспитание» об Афанасии говорится следующее: «Все мы знаем о том прекрасном положении, которое занимал святой Афанасий Посланник в святой церкви на протяжении веков. Вместе с Папой Александром присутствовал на Никейском соборе. Святой Афанасий был одним из праведных и верных воинов Иисуса Христа. К его заслугам относится и то, что он принимал участие в создании Символа веры. В 329 году он стал патриархом и преемником Папы Александра».
3) Желающие согласовать и объединить два упомянутых мнения. К ним относится епископ Евсевий Кесарийский. Он сказал, что Иисус не был сотворен из ничего, а рожден от Отца в извечности, изначально, поэтому в нем присутствуют элементы, схожие с природой Отца.
Очевидно, что это мнение, которое якобы должно было согласовать два предыдущих, мало чем отличается от мнения Афанасия. Константин склонился именно к этому мнению, которого придерживались 318 священнослужителей. Остальные, в том числе, разумеется, сторонники Ария и немногочисленные сторонники других малораспространенных мнений, вроде утверждений о Божественности Марии, были против этого решения.
Упомянутые 318 священнослужителей издали постановления Никейского собора, главным из которых был догмат о Божественности Иисуса. Одновременно был издан приказ сжечь все книги и Евангелия, которые противоречили этому постановлению.
Арий и его сторонники были отлучены от церкви. Было также издано постановление о разрушении идолов и казни всех идолопоклонников, а также о том, что в канцелярии должны быть только христиане.
Ария и его последователей постигло предсказанное Иисусом: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (От Иоанна, 16:2-3).
Если бы они оценили могущество и величие Бога должным образом, они ни за что не осмелились бы приписать Ему сына и объявить Богом распятого на кресте человека, рожденного женщиной.
На Никейском соборе не обсуждался вопрос о Божественности Святого Духа, и споры относительно его сущности продолжались вплоть до Константинопольского собора, поставившего точку в этом вопросе.
Константинопольский собор
В 381 году император Феодосии созвал Константинопольский собор, чтобы обсудить слова епископа Константинополя Македония, который был приверженцем арианства. Он отрицал Божественность Святого Духа и говорил о нем то, что говорится о нем в Библии: «Святой Дух — это Божественное действие, распространенное во вселенной, а не ипостась, отличная от Отца и Сына». Он говорил о Святом Духе: «Он подобен остальным творениям Бога, и он служил Сыну как служили ангелы».
На Собор прибыли сто пятьдесят епископов. Они решили предать Македония анафеме, лишить его всех церковных званий, а его последователей подвергнуть жестоким наказаниям.
Тогда же они приняли одно из важнейших постановлений вселенских соборов церкви, закрепив догмат о Божественности святого Духа и объявив его третьей ипостасью в Святой Троице, дополняющей Отца и Сына.
Были также приняты некоторые постановления, касающиеся устройства церкви и ее политики
«Неслитность трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества. Сын не Отец; потому что Отец один; но то же, что Отец. Дух не Сын, хотя и от Бога; потому что Единородный один; но то же, что Сын. И Три – едино по Божеству; и Единое – три по личным свойствам…» – свт. Григорий Богослов
Тринитарные споры
«Царство Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают его», – говорит Спаситель в 11 главе Евангелия по Матфею. Это усилие не всегда стоит трактовать только лишь как волевое. В человеческой душе помимо волевой есть также разумная и чувственная части. Таким образом, лишь только тот, кто трудится над богопознанием не только волей, но также сердцем и разумом, способен достигнуть Царства Небесного. И сегодняшняя статья будет посвящена как раз труду нашего разума.
Новгородская икона, конец XIV в.
Первые семь веков христианства Церковь провела… в спорах. Господь Иисус Христос своим ученикам открыл столько великих тайн о Себе Самом и созданном Им мире, что к правильному их словесному выражению даже созданная им Церковь пришла не сразу. Долгие столетия лучшие Её богословы спорили как с языческими философами, так и между собою о том, в чём состоит суть нашей веры в Бога и какими словами её можно выразить наиболее верно. Эти же споры между собою увлечённо и весьма серьёзно вели также и простые христиане, не имевшие хорошего образования, но имевшие живую и глубокую веру.
Один из «Великих каппадокийцев», святитель Григорий Назианзин по прозвищу Богослов, так описал эти времена: «стоит прийти на рынок и спросить – есть ли сегодня баня, а мне отвечают, что Сын меньше Отца; или спрашиваю – почем сегодня хлеб, а мне отвечают – Сын есть тварь».
Нередко богословские споры приводили к болезненным разделениям внутри церковного тела. Но всё же доверие Бога к своим детям было оправдано! К окончанию эпохи Вселенских Соборов Церковь сумела окончательно выработать догматы христианской веры, первым из которых был догмат о Пресвятой Троице.
Догмат о Троице
Догмат о триипостасности Божества, также известный как догмат о Пресвятой Троице звучит так: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная».
Впервые слово «Троица» (греч, «Τριάς»), которого не встретить в Библии, было введено в богословский оборот во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Но само учение о Троице построено строго на божественном откровении, данном нам в Священном Писании.
Художник Бернардино Пинтуриккио
В полноте проникнуть в тайну Пресвятой Троицы человеческий разум не способен, что хорошо объясняется в предании из жизни святителя Августина Иппонского («блаженного Августина»): «Когда Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил: – Я хочу вычерпать все море в эту ямку! Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал: – А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню? И тут же мальчик исчез».
Тайна Пресвятой Троицы постигается людьми только в опыте духовной жизни и лишь отчасти. Ровно настолько, насколько Богу угодно приоткрыть для человека её завесу. И всё же каждый христианин должен уметь «дать отчёт в своём уповании» перед самим собою и перед другими людьми. Поэтому даже наше скудное умственное понимание догмата о Пресвятой Троицы так важно для нас.
Понимая это, а также то, что большая часть христиан, в силу объективных причин, не может получить богословского образования, Святые Отцы и проповедники разных веков искали примеры и аналогии тварного мира, на которых могли бы, хотя и крайне приблизительно, ознакомить свою паству с догматом о триипостасности Божества. Давайте рассмотрим самые известные из них.
Аналогии Троицы
Солнце, свет и тепло – такой пример использовал для иллюстрации тайны Святой Троицы священномученик Дионисий Александрийский в III веке от Рождества Христова. Солнце несёт благо всему живому так же, как несёт его Бог. Солнечный диск порождает лучи, которые несут свет земным обитателям. При этом, тепло и свет действуют на мир по-разному, как по-разному рождается от Отца Сын и исходит от Отца Святой Дух. Но и свет и тепло солнца своей причиной имеют одно и то же светило, как Сын и Дух Святой источником своим имеют Отца.
Сопрестолие. Икона нач. XVIII в. Москва.
Вода, пар и лёд – другая троичная аналогия, более отражающая не существенные отличия Лиц Святой Троицы, а их сущностное тождество. Подобно тому, как вода при определённых внешних условиях может обращаться в пар или затвердевать, как массив льда, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой в мире проявляют себя по разному, но имеют одну и ту же Божественную природу. И ни одно из Лиц Святой Троицы не является низшим по отношению к остальным.
Дерево – тринитарный пример, подчёркивающий различие ипостасей Пресвятой Троицы при единстве сущности, использованный святителем Августином Иппонским в IV столетии.
«В Божественной Троице, не может быть так, что Отец в один момент есть Сын, а в другой – Святой Дух. Это скорее похоже на то, как мы можем сказать, что в дереве корень есть не что иное как корень, ствол есть не что иное как ствол, а ветви – не что иное как ветви. … однако они называются не тремя, а одной древесиной», – писал святитель.
Ум, слово и дух – ещё одна троичная аналогия блаженного Августина. В своих трудах он отмечал, что человек умеет посредством слов передать и настроение своего ума, дух своих мыслей своему слушателю. Подобным же образом и Бог Отец через Бога Сына научает своё творение и принимающие эти слова сердцем исполняются Духа Святого.
Кирпич – знаменитый образ святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского, который он явил отцам Первого Вселенского собора. Святой совершил чудо, сжав в руках кирпич. Вверх мгновенно метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в его руках. «Вот три стихии, а кирпич один,— сказал святитель Спиридон.— Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Радуга – образ, подобранный для объяснения догмата о Пресвятой Троице святителем Василием Великим в V веке. «Великий каппадокиец» пояснял его так: «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен. В многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».
Исток, тело и устье реки – тот пример, который использовал в своих проповедях друг святителя Василия Великого святитель Григорий Богослов. Единство природы Пресвятой Троицы подобно единству текущей реки, сущностно одинаковой на всём своём протяжении. И всё же при этом каждая река имеет три хорошо различимых части: исток, тело реки и её устье. Подобно этому и в едином по природе Боге сосуществуют три Ипостаси.
Триединство в человеке – это аналогия, использованная святителем Игнатием (Брянчаниновым) в XIX столетии. Святитель писал, что наш ум – это образ Отца, словесная способность – образ Бога Сына, а сила, которой живет наше тело – отпечаток Святого Духа.
Человеческое существо в целом – это ещё один пример тринитарных аналогий. Многие Святые отцы и церковные писатели на протяжении истории говорили о том, что человек трёхсоставен. Трихотомия человеческого существа заключается в наличии у него имеющих разные свойства: тела, души и духа. Человеком нельзя назвать только одна из этих составляющих (например, высшую – дух), но только все три в комплексе.
В человеческой душе также выделяют тройственность её основных сил – разума, чувств и воли, которые также можно уподобить Пресвятой Троице.
Треугольник человеческого самосознания – это тринитарный образ, предложенный в начале XX века профессором протоиереем Сергием Булгаковым. Он рассуждал примерно так: «Как я могу самоопределиться? Как могу осознать свою индивидуальность? Только в отношении к чему-то иному, к тому, что не «я», к другому «я». Я могу осознать самого себя только по отношению к «Ты» или «Он». Во взаимном общении этого треугольника – Я, Ты и Он и выявляется моя идентичность как личности». Этот образ показывает нам триипостасность Божества.
Пространство – в богословском измерении предложил осмыслить советский ученый Борис Раушенбах, когда изучал свойства вектора. Троичность простанства заключается в том, что для нас оно имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Вместе с тем, мы говорим об одном и том же пространстве.
Время. Время также имеет свои три измерения – прошлое, настоящее и будущее. При этом оно является непрерывно и то, что было совершено в прошлом, влияет на настоящее, а знания об этом позволяют нам попытаться изменить будущее. Лица Святой Троицы также всегда находятся в общении между собою.
Трилистник (клевер) – богословский пример Пресвятой Троицы, использованный святым равноапостольным Патриком, просветителем Ирландии в IV-V столетиях, при обращении в христианство «изумрудного острова». Однажды он не побоялся посетить с вестью о Спасителе Христе кельтских языческих жрецов (друидов), которые попросили его пояснить им триединство проповедуемого им Бога.Святой Патрик немного помолился, а затем склонился к земле и сорвал трилистник клевера: «Разве вы не видите, что это и один листок, и три листка? Так и в Троице Одна Сущность и Три Личности».
Послесловие
Конечно же, любая из тварных аналогий Пресвятой Троицы груба, несовершенна и в чём-то погрешает против православного представления о Боге. Кроме того, и Спаситель открыл нам о Себе не всё, а лишь то, что способен, хотя и с усилием, вместить человеческий разум.
Однако удачный пример всё же помогает в некоторой степени понять, как совмещается троичность Лиц Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого с Их единоприродностью. В каком внутреннем согласии Они находятся между собою и с какой любовью и мудростью Ими созданы мы сами и весь окружающий нас тварный мир.
Христианство – это богатая сокровищница, в которую Сам Бог поместил свои «десять тысяч талантов», а потом и несколько десятков поколений Святых Отцов продолжали досыпать и досыпать туда священные лепты. Она поистине непостижима для жизни одного человека и сможет полностью занять разум, сердце и волю того, кто желает вступить на путь обожения. А изучение догматов Православной Церкви должно стать первым шагом на этом поприще.
Андрей Сегеда