Содержание
Почему продают и покупают в Церкви?
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Мне не понятно, почему продают и покупают в церкви? В Евангелии рассказывается, как Спаситель прогонял продающих и меняющих из храма. У нас же продают и при этом совершено не выдают чеков, а значит, никто не учитывает сколько кто продал, значит, могут обманывать и не платить налогов. Но самое страшное, что так могут и обналичивать деньги, а это вообще бандитизм. Ответьте, вы совсем Бога не боитесь?
Игорь Алексеевич
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Уважаемый Игорь Алексеевич!
Да, Господь изгнал из Иерусалимского храма «торгующих». Но чем занимались люди, которых Он изгнал? Они либо продавали животных, которых приносили в жертву, либо меняли деньги, беря за это себе процент. То есть, по сути, занимались жертвоприношением и ростовщичеством. И то, и другое Господь запретил.
По поводу того, что в храмах, а точнее, в притворах храмов, в церковных лавках и магазинах, что-то продают, даю ссылку также на ответ моего собрата священника на вопрос, который примыкает к Вашему: “Почему в храме все за деньги? “
Церковь платит налоги. Чтобы в церковной типографии напечатать, например, любую книгу, которая есть в церковной лавке, надо приобрести бумагу, краску, заплатить автору гонорар. Купить клей, нитки, чтобы сшить и склеить книгу. За покупку всех этих материалов церковная типография, как и все остальные типографии у нас в стране, платят НДС, который автоматически включён в стоимость покупаемых товаров. Типография оплачивает свет, тепло, аренду помещений, платит зарплату работникам. За всё это так же платятся налоги.
А вот продавать своим прихожанам и заставлять их, прихожан, платить НДС ещё раз, при покупке напечатанной в церковной типографии книги, церковь считает не справедливым, ростовщичеством, за которое Господь и изгнал «торговцев» из храма. Поэтому в церкви любая книга или что либо другое даётся прихожанину исключительно за пожертвования, а не продаётся. Отсюда нет и чеков, нет и НДС, которые, приходя в магазин и покупая, например, хлеб, люди платят, по сути, во второй раз! Ведь испёкшая этот хлеб хлебопекарня уже заплатила НДС за муку, молоко, масло, соль, сахар, электроэнергию, газ… За зарплату людей, которые хлеб выпекли, хлебопекарня уже тоже заплатила налог, и включила все эти затраты в стоимость хлеба, который Вы покупаете, и за покупку которого Вы платите ЕЩЁ 20% НДС. Так что «бандитизм» Вы, Игорь Алексеевич, ищете не там. Его надо искать не в Церкви Христовой, а в других местах.
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке: фрагмент картины Джованни Панини “Изгнание торгующих из храма”/Wikimedia Commons/СС BY 2.0
«Нам не свойственны торги, бывающие в местах,
где чествуются мученики. Ибо не для иного чего
обязаны христиане приходить в мученические храмы,
или на места близ оных лежащие, как для молитвы,
и для того, чтобы, воспоминая твёрдость святых,
подвизавшихся за благочестие до смерти, сами
возбуждались к подобной ревности».
Свт. Василий Великий
«Тревожным признаком обмирщения православного сознания,
умаления церковности, духовного ослепления является
всё усиливающаяся коммерциализация многих сторон
приходской жизни. Материальная заинтересованность всё чаще
выходит на первое место, заслоняя и убивая всё живое и духовное».
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий Второй
Среди множества проблем нашей церковной жизни есть одна, на которую обращается совсем мало внимания. Между тем, проблема эта является ярким проявлением обмирщения в Церкви и требует решения. Речь идёт о продаже продуктов питания внутри храмов и на прихрамовой территории.
Согласно 76-му правилу Шестого Вселенского Собора (VII в.), «никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Иоан. 2:15–16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».
Таким образом, под угрозой отлучения от Церкви святые отцы запретили торговлю в храмах и возле них, особо оговорив это для «снедей», то есть продуктов питания.
Священноисповедник Никодим (Милаш) в толковании на указанное правило указывает, что цель его – «сохранить св. храм и всё вокруг храма от профанации, в частности же от корчемничества и торговли, согласно учению Христа, что дома Отца Его не должно делать домом торговли (Ин. 2:16), так как это – дом молитвы (Мф. 21:18)». Отметим, что правило распространяется не только на сам храм, но на пространство «внутри священных оград», то есть на прихрамовую территорию, как это указывается и в толкованиях авторитетных канонистов – Вальсамона и Зонары. Священноисповедник Никодим пишет: «священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, всё, что окружает св. храмы (αί των θείων ναών ά᾿πασαι περιοχαί, omnia sanctorum templorum septa), и на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое προπύλαιον или προαύλιον (паперть. atrium), где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись».
Воистину, нет ничего нового под солнцем! Сегодня у нас объекты торговли располагаются в основном как раз со стороны паперти. Нередка ситуация, когда при входе на церковную территорию первыми встречают человека торговые (в т. ч. продуктовые) лавки… Здесь, выражаясь в маркетинговых терминах, наибольшая «проходимость торговой точки».
Относительно «снедей» наиболее вопиющее нарушение – это продажа продуктов непосредственно в стенах храма. Если в отношении реализации товаров, имеющих значение для церковной жизни (православная литература, свечи и пр.), ещё может быть какое-то снисхождение, то чем извинить продажу прямо в храмах разнообразных шоколадочек, конфеток и т. п.? Мы в храмах должны на шоколадки глядеть и покупать их? Не горька ли духовно эта плотская сладость? «Сне́ди сла́дкия виде́нием сме́рть исхода́таих, и стра́нен ея́ ра́ди Бо́жия сла́вы и жи́зни яви́хся»…
Свято-елисаветинских «ангелочков» из Белоруссии можно встретить и в храмах Москвы.
Не менее постыдна торговля непостными продуктами (в том числе в монастырях) во время однодневных и многодневных постов. В продуктовых лавках возле храмов можно во время поста запросто приобрести, например, мороженое. Автор этих строк неоднократно наблюдал это, например, возле храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (г. Москва). Как Церковь может говорить миру о значении поста, как мы можем быть, по выражению Евангелия, «солью земли» и «светом миру», позволяя такое?..
Торговый кураж доходит до того, что во время Божественной литургии у храма продолжается торговля, в том числе съестным. Продавцы церковных лавок не идут на литургию, а «захожане» чётко видят приоритеты: богослужение идёт, торговля не прекращается. Наши благочестивые предки этого бы не поняли. Традиционное для Руси отношение к этим вопросам выражено в указе императора Павла Петровича, в котором запрещена всякая торговля во время литургии: «В праздничные дни, так называемые двунадесятые, в торжественные императорской высочайшей фамилии и в воскресные никаких торгов и продаж не производилось, кроме съестных припасов, кои дозволить в помянутые дни продавать с утра до начатия обедни и потом продолжать с окончания оной до позволенных часов вечера». Впрочем, ещё за четырнадцать веков до императора Павла святитель Василий Великий строго учил: «Если другие прежде нас нарушили обычай, имевший силу у святых, и вместо того, чтобы молиться друг за друга, вместе со многими покланяться Богу, проливать пред Ним слезы, умилостивлять Его за содеянные нами грехи, благодарить за Его благодеяния и назидаться словом утешения, что, как известно, и в наше время еще соблюдалось, если в замен этого и место, и время обращают в торг, игрища и общий рынок, то не прилично нам следовать сим людям и участием в деле утверждать нелепое нововведение. Напротив того, должны мы подражать собраниям, какие описывают в евангелиях, при Господе нашем Иисусе Христе, и исполнять, что предписано Апостолом, как близко подходящее к такому примеру. Пишет же так: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию» (1Кор. 14, 26)»…
Притом, что продажа продуктов питания «внутри священных оград» стала совершенно обычной, в некоторых приходах и монастырях она осуществляется в особом масштабе – сразу в нескольких торговых точках. Так, после перевода архиепископа Алексия (Фролова) в Кострому в 2010 году территория московского Новоспасского монастыря, в котором он был наместником, стала порой напоминать продуктовый базар: открылась «трапезная», а также киоски. Отметим, что владыка Алексий, молитвенник и аскет, с Божией помощью без продуктового базара восстановил и содержал Новоспасскую обитель…
«Трапезная паломника» и киоски в Новоспасском монастыре (г. Москва).
Ещё одна проблема, связанная с реализацией продуктов при храмах, — использование на упаковке изображений сакральной реальности. Это не только мультяшные «ангелочки» свято-елисаветинских грильяжей из Белоруссии, но и, например, образ прп. Сергия Радонежского на подарочных наборах сладостей в Троице-Сергиевой лавре…
О чём думал человек, размещавший образ прп. Сергия и ангелов Божиих на металлической крышке от подарочного набора сладостей?
Закономерно, что в нашу коммерческую эпоху происходит постмодернистская утрата смысла. Слово «трапезная», всегда в русском языке означавшее место для приёма пищи в монастыре, сегодня всё чаще используется в значении «церковное кафе», как элемент брендинга… Философ Людвиг Витгенштейн замечательно писал, что «значение слова есть способ его употребления. Ибо этот способ есть то, что мы усваиваем, когда данное слово впервые входит в наш язык». В язык наших современников «трапезная» всё больше входит как кафе. Между тем, трезвенное отношение к родному церковнославянскому слову напомнит нам о том, что помимо стола и пищи «трапезой» называется святой престол в храме и антиминс…
Табличка у Богоявленского собора в центре Москвы (Богоявленский пер.) куда более чётко считывается на иностранном языке.
На изложенные доводы есть то возражение, что, дескать, будет трудно или вовсе невозможно содержать храмы, если отказаться от торговли. Но, братия и сёстры, если мы согласимся с этим доводом, то разве это не будет нашим церковным банкротством (притом гораздо более страшным, чем невозможность уплатить епархиальный налог)? Разве мы не выкажем презрение и непослушание самому Господу нашему Иисусу Христу, изгнавшему торговцев из храма?.. Добавим, что указанный довод замечательно опровергнут протоиереем Михаилом Питницким в сочинении «Торговля в храме».
В лавке при храме вмч. Георгия Победоносца (г. Долгопрудный) мёд и иконы — видимо, предметы схожего «ранга».
И ещё: если у нас приходская община и приходское собрание станут действительностью (включая братские трапезы настоятеля с прихожанами), а не безжизненным словосочетанием из главы XVII Устава РПЦ, то вопрос содержания храмов в целом будет решён. Но это отдельная большая тема…
В завершение мы предлагаем следующие решения проблемы:
1. Полный запрет продажи продуктов питания внутри храмов.
2. Полный запрет продажи продуктов питания на прихрамовой территории. При невозможности этого по каким-либо причинам необходимо:
— Ограничить количество пунктов продажи продуктов одним местом.
— Запретить продажу непостной продукции в постные дни.
— Запретить торговлю продуктами с западной стороны храма (в пространстве рядом с папертью). По возможности выносить торговый пункт за пределы храмовой территории.
— Запретить торговлю продуктами во время Божественной литургии.
— При размещении для продажи продуктов питания – располагать их обособленно, не смешивая с другими товарами, особенно святыми иконами.
3. В случае наличия торговли продуктами питания – обязать приход (монастырь) в обязательном порядке осуществлять бесплатную раздачу продуктов или кормление малоимущих людей, в качестве милостыни, покрывающей вольное или невольное нарушение 76-го правила VI Вселенского Собора. При этом на продуктовых лавках и «трапезных» полезно разместить объявление, что малоимущий человек может получить пищу бесплатно.
4. Запретить называть словом «трапезная» места сбыта продуктов питания и приёма пищи, приобретаемой за деньги.
Конечно же, христиане, не дожидаясь принятия мер священноначалием и настоятелями, могут сами добровольно отказываться от покупки продуктов питания «внутри священных оград», чтобы хотя бы самим не соделывать дом молитвы «вертепом разбойников».
Примечание:
Данная статья не направлена на осуждение священноначалия, настоятелей, приходских старост и других христиан. Статья направлена на поиск решения проблемы.
Данная статья подготовлена в качестве доклада для круглого стола «Священные изображения в современном дискурсе: противоречия, проблемы, достижения» (27 ноября 2019 г., Москва), проведённого Аналитическим центром свт. Василия Великого при поддержке кафедры теологии Московского педагогического государственного университета.
Святитель Василий Великий. Том 1. Правила пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 40. О торговле при церковных собраниях
Слово на епархиальном собрании в 2004 г.
См.: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/227
Любопытно, в частности, упоминание Вальсамона о том, что «разные святейшие патриархи предписывали из Августеона и из ближайших к преддверию святейшей Великой церкви Божией частей изгнать менял, торгующих съестными припасами и плодами и прочих торговцев». Под Великой церковью имеется в виду храм св. Софии в Константинополе.
См.: Минея общая. Слу́жба о́бща по вся́ дни́ ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Перевод прот. Григория Дьяченко: «Воззрением на сладкую пищу я стяжал себе смерть, и чрез неё (пищу) сделался чуждым Божией славы и жизни». Полный текст из Минеи: «Кто́ о мне́ не пла́чет преступи́вшем за́поведь Вы́шняго, невоздержа́ния ра́ди, во а́д всели́хся вме́сто рая́: сне́ди сла́дкия виде́нием сме́рть исхода́таих, и стра́нен ея́ ра́ди Бо́жия сла́вы и жи́зни яви́хся: но приими́ мя ка́ющагося, Го́споди, я́ко ми́лостив и человеколю́бец, вели́кия ра́ди Твоея́ ми́лости».
См.: https://memoirs.ru/texts/PavelPU_RS83T40N10.htm
😉 Приветствую вас, дорогие читатели! Многие люди задают вопрос: почему торгуют в храмах? Ведь всем известен поступок Иисуса Христа, когда он прогнал торговцев из Иерусалимского храма.
Два взгляда на вещи
Мы с мужем очень любим путешествовать. Это наше хобби. За несколько лет мы побывали во многих странах:
- Франция
- Англия
- Шотландия
- Израиль
- Италия
- Испания
- Чехия
- Черногория
- Египет
- Греция
- Ватикан
- Турция
- Тунис
- ОАЭ
- Латвия
Посещая перечисленные страны, мы бывали в роскошных соборах и скромных церквушках. И нигде не видели, чтобы внутри храма продавали свечи или иконы. Удивительно, но за свечи там платить не надо!
Зажигай свечу и молись… В каждом храме или церкви стоит ящик для добровольных пожертвований на нужды храма. Требования для посещения святых мест везде одинаковы. Для женщин закрытая одежда и головной убор (платок, шарфик). Для мужчин запрет на шорты.
Торговля в церкви
А что в России? Здесь все иначе, особенно в церковные праздники. В святом месте можно купить: свечи, иконы, крестики (даже серебряные или золотые), платки, косынки, молитвословы, библии, кулоны, шкатулки и мед.
А как же призыв Иисуса не торговать в храмах?! Видимо не один Иуда предал Христа за тридцать сребреников. Миллионы «Иуд» его предают ежедневно: одной рукой крестятся, другой – берут деньги…
Объявление в церкви
Священники так объясняют это явление: если все церкви прекратят торговлю, они перестанут существовать. Каждая церковь имеет свой бюджет, который формируется из пожертвований и доходов от церковных товаров. Нужно платить за тепло, за свет, за вывоз мусора, оплачивать труд священников и приходских сотрудников.
С этим объяснением я полностью согласна. Но как же найти компромисс в нашем вопросе?
На мой взгляд, есть простой выход: продавать церковные товары рядом с храмом. В пристройке, магазинчике, лавке. Здесь будет более разнообразный ассортимент и больше прибыли. Например, лечебный чай из трав, ангелочки, статуэтки на религиозную тему, сувениры или картины с изображением данного храма. А в храме торговать не надо.
Но священникам это снова невыгодно! Нужно платить налоги, а расставаться с деньгами желающих нет.
Все станет на свои места, когда на чаше весов честность священника перевесит церковный бизнес.
Интересная беседа ↓ по нашей теме
Грех ли — продавать иконы?
Главная — Сегодня в продаже —
Многие верят, что продавать иконы нельзя. Якобы в результате такой сделки, человека, который продал священный образ, ожидают неприятности, болезни, его настигнет Божья кара. Но если разобраться, то продажа икон не несет ничего плохого.
Все, что имеет цену, можно продать. Это касается и божественных образов, и антикварных картин, и семейных реликвий. Иногда икона несколько столетий передается по наследству. В другом случае образ может быть подарен или куплен. Одни выставляют свою ценность на показ, выделяют специальное место для размещения, любуются ею, произносят молитвы возле нее. Это глубоко верующие люди, священнослужители или коллекционеры.
Другие берегут иконы от чужих взоров, хранят в шкафах, чуланах, на чердаках. Вот так делать точно нельзя. Во-первых, теряется весь смысл. Ведь для многих икона — символ веры. Хранение таким образом изображений — это как стыдиться своей веры или не признавать ее вообще. Напрашивается вопрос» А зачем хранить икону?» Если ее можно подарить или продать тому, кто в ней больше нуждается. Во-вторых, если икона старинная, она является ценным достоянием прошлого, которое надо беречь. При неправильном хранении икона может повредиться, краски могут осыпаться, поблекнуть и передать следующему поколению частичку истории станет просто невозможно.
Назад в прошлое
Икона — это результат труда иконописца. А каждый труд должен оплачиваться. Во все времена за свои работы изографы получали деньги. Исключением были иконописцы-монахи, они все делали бесплатно во славу Господа, в том числе и писали его изображения.
Иконописец мог сам продавать образы на ярмарках или пользовался услугами посредников, а сам тем временем продолжал работу. Зачастую изографы работали в деревнях, а посредниками оказывались проезжие люди. Неудивительно, что некоторые иконы находятся далеко от места их создания. Когда в городах появились магазины церковной утвари, в провинции купить иконы можно было у бродячих торговцев, которых называли «офени». Они предлагали различные мануфактурные мелочи, книги, картины и прочее.
Примерно в XVIII веке начал формироваться интерес к иконе как культурной ценности. Высшие слои общества принялись собирать коллекции, а, значит, процесс купли-продажи был неизбежен. Божественные образы покупали (и покупают до ныне) не только коллекционеры, а и священнослужители. Они весьма доброжелательно относятся, как к торговле иконами, так и к антикварам, которые эту торговлю продвигают.
Продажа икон в Москве или любом другом городе никогда не считалась чем-то криминальным. Единственное время, когда покупка или приобретение божественных образов были проблемой — это советский период. Но в то время все, что относилось к церкви, предавалось гонению. Сейчас купить иконы можно в церковных лавках, антикварных магазинах, монастырях, у коллекционеров и просто с рук на рынке.
Назад в будущее
С течением времени в человеческой жизни происходят изменения, в том числе и в религиозной сфере. Интернет становится неотъемлемой частью повседневности. И даже у многих служителей церкви есть свои сайты или странички в соцсетях. Потому что так можно охватить большую аудиторию, донести больше информации, ответить на вопросы прихожан, приобрести необходимую утварь.
Хорошо тому, кто живет в мегаполисе, где можно найти в продаже все, что душе угодно. А что делать тем, кто живет далеко от городов? Конечно же, заказать необходимые вещи в интернете. С помощью всемирной сети покупают все — от настенного календаря с изображением котиков до путевок в места паломничества.
Коллекционер, который занимается созданием уникальной коллекции, всего за несколько кликов может купить икону в Москве или любой другой интересующий его предмет, живя за тысячи километров от столицы. Это удобно. Это экономит время и деньги. Единственное, надо знать, где можно купить иконы, чтобы товар оказался качественным, а продавец честным.
Нужно ли благословение на продажу иконы?
Если человек убежденный атеист, то, чтобы продать икону, нужно только найти покупателя. Однако иногда даже у неверующих людей возникают сомнения. Особенно в случае, когда икона старинная и имеет свою историю. Но если не интересуют церковные каноны, многолетние традиции, то спрашивать разрешения о продаже иконы нет смысла.
Если человек верующий, но в церковной жизни не принимает участия, благословения можно попросить у батюшки любого храма. Не все священнослужители будут потакать решению продать икону, но и запретить не должны. Это не грех.
Нередко люди боятся продавать фамильное наследие или подаренные образы. Благословение в этой ситуации поможет психологически. Ответственность за продажу как бы исчезнет. Но если есть твердое решение или обстоятельства вынуждают продать икону, не надо сомневаться — ничего плохого не произойдет.
Как правильно продавать иконы?
Божественный образ в нарядном окладе или без него — не просто потребительский предмет, о котором можно сказать, что он красивый и полезный. Икона, все-таки, требует к себе особого внимания и отношения. Не в каждом антикварном магазине можно найти старинные иконы.
Чтобы выгодно что-то продать, нужно знать рыночные цены и найти достойного покупателя. Можно продать икону самостоятельно. Найти коллекционера и сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться. Но чаще всего продавец получает отказ, потому что коллекционеры могут просто не доверять неизвестному человеку. Лучше будет обратиться к специалистам, которые прекрасно знают ситуацию на рынке икон. Они быстрее найдут покупателя и помогут не продешевить.
Как вывод — продавать иконы и другие уникальные предметы в интернете можно и нужно, потому что в этом есть потребность. Главное, делать это грамотно и соблюдая уважение.
Оценить и продать икону
Антикварный магазин «Золотой Совет» на протяжении многоих лет занимается скупкой икон в Москве. Мы готовы предложить лучшую рыночную стоимость по выкупу вашей иконы. Для предварительной оценки вам необходимо:
- Отправить фотографии изделия удобным для вас способом (на электронную почту, в WhatsApp или Viber)
- Эксперт связывается с вами и говорит за сколько мы готовы купить икону;
- Договариваемся о встрече в офисе на Старом Арбате в Москве;
- Производим визуальный осмотр иконы в вашем присутствии;
- Вы получаете моментальную выплату денежных средств.
Если вы не в Москве?
- Вы присылаете нам качественные фотографии иконы на почту goldsovet@bk.ru в WhatsApp или Viber по номеру +7(903)790-05-06.
- Мы проводим онлайн оценку и связываемся с Вами.
- Если вас устраивает цена, то договариваемся о выкупе иконы у Вас в городе.
antiqtrade
Постоянный читатель этого блога kordelas написал настолько качественный комментарий на тему «Антиквар и бизнес — этика поведения на рынке», что я счел необходимым опубликовать его отдельным постом. К сожалению сам автор не ведет своей страницы в ЖЖ, поэтому я считаю необходимым опубликовать его мнение от своего имени: во-первых, потому я его полностью разделяю и поддерживаю, а во-вторых, потому что сам бы так хорошо написать не смог.
Весьма распространенное суеверие о том, что иконы и утварь для церкви нельзя продавать.
Особенно забавно слышать его из уст людей, на совести которых висит не одна жизнь, не говоря о мелких грехах, совершаемых ежедневно. Кинуть человека и их понимании это нормально, а в от иконку продать грех великий.
Такое мнение бытует, по всей видимости, из за того, что люди в принципе не понимают суть христианской религии и что такое икона в частности. Для них — икона некий идол, а с идолом и обитающим в нём духами, как известно из суеверий, лучше не шутить. Продал икону, заработал копеечку, а за эту копеечку божество взяло и отомстило. Какой то это не христианский Бог получается.
Как такового запрета на продажу икон в христианстве и в православии в частности не существует, другое дело в мотивации, по какой причине совершается её продажа. Как говорит апостол Павел (1 Кор. 6:12) «Все мне позволительно, но не все полезно». С моральной точки зрения сам факт продажи освященного культового предмета грехом не является. Другое дело, с какой целью он продаётся: чтобы потратить вырученные деньги на спиртное и наркотики, или чтобы достроить дом и купить еду для семьи.
В описании чудес св. Николая Чудотворца, есть рассказ об одном человеке оказавшемся в сложной финансовой ситуации. Этот человек обратился в молитве к св. Николаю, и он явившись к во сне к молившемуся, рассказал что нужно сделать. В этом сне, св. Николай указал храм, в котором находилась его икона в драгоценной ризе, этому человеку было указано на то, что он ночью должен туда проникнуть и выкрасть драгоценную ризу. Он так и сделал, продал ризу и решил свои проблемы, а когда его финансовое положение выправилось, то этот человек заказал для иконы новый драгоценный оклад и вернул его, обнародовав свою историю.
Относительно «вор у вора дубинку украл»: для того, кто делает такие подарки для церкви из нечестных денег — то они Богу не нужны, Он взяток не берет. Здесь логика — ограбил, убил, выпил, поел, а оставшееся отнёс Богу в качестве взятки, или типа «на загробный общак» — не работает. Что толку с таких подарков, когда их дарители завтра опять будут заниматься тёмными делами.
Но всё таки определённая польза от таких подарков есть. Не секрет, что епископат живёт не только за счёт денег спонсоров, но и с поборов по настоятелям приходов. Хочешь не хочешь, а определенную сумму по первому требованию отдай. Вот такие вещи и несут батюшки потом в антикварные магазины, даже если деньги от продажи пойдут не на храм, а на полный холодильник священника, не вижу в этом ничего такого, потому что, повторюсь, подобные жертвы Богу не нужны. Согласно христианскому вероучению Бог сам дал «взятку» сатане, в виде своих страданий и смерти, чтобы выкупить души согрешившего человечества.
Поэтому, на мой скромный взгляд, продажа и зарабатывание денег на иконах и церковной утвари грехом не является. Важен образ жизни который ведет человек.
Хорошо бы, что бы сами служители церкви высказались на эту тему. Может кто из читателей их спросит и расскажет нам об их отношении к торговле иконами и церковной утварью вне храма. Ведь это же все таки «их корова, и они ее доят».