Содержание
- Апостол от 70-ти Стефа́н, первомученик, архидиакон
- Первомученик и архидиакон Стефан
- Православная молитва — Православная книга
- Имя Степан в православном календаре (Святцах)
- Святой первомученик Стефан, дата памяти 17 января, 15 августа, 9 января, 28 сентября
- Святой Стефан слепой, князь Сербский, дата памяти 22 октября
- Православные святые с именем Стефан
- 26-го декабря – второй праздник Рождества в Чехии, или день св. Степана
- 9 самых известных мучеников за Христа в истории Церкви
- Стефан
- Ян Гус
- Феликс Манц
- Дирк Вильямс
- Иван Воронаев
- Дитрих Бонхёффер
- Джим Эллиот
- Вочман Ни
- Ваня Моисеев
- Первомученик Стефан
- Святой первомученик и архидиакон СТЕФАН (†ок.34)
- Стефан Первомученик
- СТЕФАН ПЕРВОМУЧЕНИК
- Мощи и почитание
- Молитвы
- Использованные материалы
Апостол от 70-ти Стефа́н, первомученик, архидиакон
Кондак 1
Избранный от множества ученик Господа и Спаса нашего, яко исполненный веры, Духа Свята и премудрости, на служение вдовицам молитвою и возложением рук апостольских, явился еси первый во диаконех, и тако в сем чину Господу даже до смерти мученическия послужил еси, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас смертоносных бед и скорбей свобождай, да с любовию зовем ти:
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Икос 1
Ангелоподобная чистота твоя, серафимская любовь и вера в Господа Вседержителя соделаша тя, святе Стефане, сосудом избранным и жилищем Духа Всесвятаго; сего ради вси в Господа Иисуса Христа верующии дивляхуся святому житию твоему и возглашаху тебе со умилением сицевая:
Радуйся, истинный учениче Христов.
Радуйся, апостолом единонравный.
Радуйся, Духа Святаго исполненный.
Радуйся, благодатными дарованиями сияющий.
Радуйся, паче всего мирскаго Господа возлюбивый.
Радуйся, вся красная мира сего ради Господа оставивый.
Радуйся, Небесное Отечество взыскавый.
Радуйся, Ангелом собеседниче.
Радуйся, добрый воине Царя Небеснаго.
Радуйся, не обязавыйся куплями житейскими.
Радуйся, истинный Христов служителю.
Радуйся, от юности добрый и верный рабе Христов.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 2
Видел еси архиереев Анну и Каиафу, Иоанна и Александра, и прочия, елицы быша от рода архиерейскаго, на свой нечестивый суд апостолы Христовы позвавшия, и озлобление их на вся ученики Христа Господа ведал еси, Стефане; сего ради в сердце твоем готовился еси стопами апостолов шествовати, всякое безчестие за Господа приимати, и Тому во веки взывати: Аллилуиа.
Икос 2
Разум богопросвещен имея, о, дивный первомучениче, светло уразумел еси, яко вера во Христа Господа зовет вся за имя Его безчестие и раны всякия от владык и князей мира сего носити, позор на сонмищах и соборищах терпети, и тако был еси предуготовлен всякое поношение за Христа радостно приимати. Сего ради восхваляем тя, глаголюще:
Радуйся, юным и чистым сердцем твоим Христа возлюбивый.
Радуйся, Того Единаго в житии твоем возжелавый.
Радуйся, ангельскую непорочность стяжавый.
Радуйся, скверн мира сего не приобщивыйся.
Радуйся, в молитве пламенный.
Радуйся, в скорбех терпеливый.
Радуйся, за имя Христово всякое гонение прияти себе уготовавый.
Радуйся, скорбьми многими путь в Царствие Небесное себе устроивый.
Радуйся, и нам в скорбех помогаяй.
Радуйся, от тяжких искушений нас свобождаяй.
Радуйся, престолу Господню предстояй.
Радуйся, молитвы о нас грешных Господеви приносяй.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 3
Силою свыше облечен, подвигом добрым подвизался еси во имя Господа, славный воине Христов Стефане, уготовляя себе быти мучеником за Христа Спасителя, Емуже из глубины сердца твоего выну взывал еси: Аллилуиа.
Икос 3
Имея богатство Божиих дарований, святе Стефане, всеми дарами Господу Христу работати восхотел еси, и всем верным ведом был еси, яко добрый ученик Христа и Его славных апостолов. За сие твое благое изволение ублажаем тя сице:
Радуйся, добрая лоза винограда Христова.
Радуйся, силою Христовою воистинну плодоносен явившийся.
Радуйся, Господа Христа путем шествовати восхотевый.
Радуйся, истине Христовой всего себе поработивый.
Радуйся, житию Христову подражавый.
Радуйся, глаголы Христовы в сердце твоем запечатлевый.
Радуйся, Духа Святаго жилище.
Радуйся, кладезю мудрости Божественныя.
Радуйся, яко из чрева твоего реки воды живы истекоша.
Радуйся, яко струи воды сия мнозем во спасение послужиша.
Радуйся, Божественныя премудрости исполненный.
Радуйся, устами твоими Бога во Святей Троице прославивый.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 4
Буря смущений порази юную Церковь Христову, егда бысть роптание еллинов ко евреем, яко презираеми бываху во вседневном служении вдовицы их. Ты же, святче Божий, веруя мудрости апостолов, усердно взывал еси к Богу чистыми устами своими: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша святии апостолы роптание еллинов, созвавша множество ученик, реша: «Не удобно есть нам, оставльше слово Божие, служити трапезам.» Верни же, зряще твою верность и любовь ко апостолом святым, единодушно возглашаху тебе, святее Стефане, сице:
Радуйся, добрый послушателю апостольских вещаний.
Радуйся, любовию ко апостольской проповеди дух твой окрыливый.
Радуйся, всякому слову апостольскому всеусердно внимавый.
Радуйся, апостолы, устроители Церкви Христовы, почитавый.
Радуйся, устами Христовыми апостолов именовавый.
Радуйся, таин Божиих строителей в них видевый.
Радуйся, яко самовидцы Слова и слуги Христовы тех быти веруяй.
Радуйся, никакоже противу апостольских вещаний глаголати дерзавый.
Радуйся, яко в руце апостолов Церковь Христова предана, вещавый.
Радуйся, Апостольскою сию именовавый.
Радуйся, столпе церковный.
Радуйся, церковная красото.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 5
Боготечныя звезды, святии апостоли, верующим во Христа рекоша: «Усмотрите, братие, мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, их же поставим над службою сею: мы же в молитве и служении слова пребудем». Сия слышав святый Стефан, всем сердцем радующеся, возопи премудрому Господу: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша во Христа верующии Стефана – мужа исполнена премудрости, веры и Духа Святаго, перваго его нарекоша быти достойна службу диаконскую пред лицем апостолов исправляти, и возгласиша ему сицевая:
Радуйся, добрый сотрудниче духоносных апостолов.
Радуйся, житию их подражателю прилежный.
Радуйся, и еллинов и евреев единою и тоюжде любовию питавый.
Радуйся, о вдовицах мудре пекийся.
Радуйся, нищих кормителю.
Радуйся, любве Христовы живый проповедниче.
Радуйся, по слову Господа всем служити восхотевый.
Радуйся, нозе святых омывый.
Радуйся, сирых отец чадолюбивый.
Радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, в печалех утешителю.
Радуйся, от напрасныя смерти избавителю.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 6
Проповедник словом и делом истины Христовы явился еси, святый первомучениче Стефане, егда святии апостолы помолившеся, возложиша руце свои на тя и на соизбранных с тобою, и слово Божие ростяше и умножашеся число ученик во Иерусалиме зело: мног же народ священников послушаху веры. Ты же с прочими диаконы радостно взывал еси Господу Христу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия паче солнца светлейше слово твоея проповеди, святый архидиаконе Стефане, ты бо, исполнь веры и силы, творил еси знамения и чудеса велия в людех, иже познавше тобою Христа распятаго возглашаху тебе благодарными усты со умилением похвалы сицевая:
Радуйся, огненный проповедниче Евангелия Христова.
Радуйся, чудес великих дивный совершителю.
Радуйся, иудейскаго зловерия обличителю.
Радуйся, таин Божиих мудрый изъяснителю.
Радуйся, Троице Пресвятей покланятися научивый.
Радуйся, серафимскую песнь во славу Святыя Троицы во уме, в сердце и устах твоих имевый.
Радуйся, Духа Святаго светильниче пресветлый.
Радуйся, тогожде Духа Святаго благодати новыя люди причастники сотворивый.
Радуйся, златословесный учителю.
Радуйся, неустанный проповедниче.
Радуйся, Царствия Божия достойный наследниче.
Радуйся, и нам молитвою твоею врата райская отверзающий.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 7
Хотя Христову истину явити всем иудеом, яко избранником Божиим от всея земли, имже и словеса Божия вверена быша, стязался еси, святый апостоле, с мужами от сонма Либертинска, и Киринейска, и Александрска, и от Киликии и Асии, побеждая их глаголами Духа и премудрости, вопиял еси источнику разума и премудрости, Спасителю мира победную песнь: Аллилуиа.
Икос 7
Новую благодать и силу в твоих премудрых словесах узреша и невозмогше противостати Христовой истине, великий первомучениче, врази твои подучиша мужи, глаголющия, яко слышаша от тебе глаголы хульныя на Моисея и на Бога изрекающа. Сподвигоша же на тя люди, и старцы и книжники и, нападше на тя, восхитиша и приведоша тя на сонмище свое нечестивое. Мы же, зряще тя на беззаконное судилище влекома, со слезами в похвалу сице тебе глаголем:
Радуйся, неустрашимый проведниче Христовой веры.
Радуйся, народ твой весь ко Христу привлещи желавый.
Радуйся, всякая лживая учения в народе израильском обличивый.
Радуйся, противящихся Божией истине к молчанию приведый.
Радуйся, яко ложная противу тебе свидетели обличивый.
Радуйся, яко влеком на судилище, радостно за Христа позор приимал еси.
Радуйся, яко за Господа Иисуса Христа безчестие терпел еси.
Радуйся, яко за имя Его пресвятое хулы, и клеветы, и всяк зол глагол приял еси.
Радуйся, мучениче Христов неодоленный.
Радуйся, врага спасения нашего низложивый.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 8
Странно бысть неверующим во Христа, злобы сатанинския служителем, юнаго и святаго Стефана на сонмище своем лукавом видети: вси бо сидящии в сонмищи узреша лице его, яко лице Ангела. Мы же верующе в Господа, достойне прославляющаго святыя Своя и, восхваляюще великаго апостола и первомученика, ангельским светом светло озареннаго, радостно вопием нашему Спасителю песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Весь любовию ко Христу Господу горя, не убоялся еси, первомучениче, лукаваго сонмища иудейскаго, словеса же Господа и Спасителя своего: «Егда приведут вы на соборища, и власти, и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи», – памятуя, безбоязненно ожидал еси беззаконнаго судии злаго вопрошения. Сего ради и мы, созерцая лице твое, яко лице Ангела, своими нечистыми устами дерзаем тебе глаголати:
Радуйся, ангельским сиянием осиянный.
Радуйся, огнь благодати Божественныя яве восприявый.
Радуйся, мудрый исповедниче святаго Евангелия Христова.
Радуйся, провозвестниче несказанныя Божественныя благодати.
Радуйся, яко кроткий агнец волком на съедение отданный.
Радуйся, на сем судилище беззаконном безгрешному Агнцу Божию уподобивыйся.
Радуйся, сиянием лица твоего вся сидящия в сонмище осиявый.
Радуйся, ожесточение сердец их яве уразумевый.
Радуйся, мужественный рабе Христов.
Радуйся, похвало и главизно мучеников добропобедных.
Радуйся, крепкая надеждо к тебе прибегающих.
Радуйся, непостыдное упование правды ради гонимых.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 9
Всякое естество ангельское обрадовал еси, святый первомучениче, егда на лукавое вопрошание первосвященника не токмо не умолчал еси, но Духом Святым водимый, пламенное исповедание любве твоея к закону Божественному, в Ветхом Завете данному, изъяснил еси, пророка Моисея, закон и храм Иерусалимский восхваляя и вся верныя научая единому во обоих заветах Законодавцу Господу во веки воспевати: Аллилуиа.
Икос 9
Витий суемудренных суетным преданиям и злым измышлениям старцев, паче нежели закону Божию и Моисею веровавших, посрамил еси, святый апостоле, архидиаконе и мучениче Христов Стефане, вси бо сущии в сонмищи ясно уразумеша лжу глаголавших о тебе, яко ты словесы хульными Бога, Моисея, Закон и храм поносил еси: изрек бо еси в сонмищи словеса похвальныя и Божию закону в Ветхом Завете данному, и праведником, ради Господа в законе сени и писаний подвизавшимся. Научаемии тобою почитати словеса Завета Ветхаго, яко воистинну словеса Божия, а нечестия иудейскаго отвращатися, сице в похвалу тебе глаголем:
Радуйся, всех словес Завета Ветхаго почитателю.
Радуйся, яко сей завет ко Христу детоводящий мудре изъяснил еси.
Радуйся, доблести веры патриархов Авраама, Исаака и Иакова, яко рабов Божиих послушливых, показавый.
Радуйся, скорби Иосифа и мудрость его в Египте прославивый.
Радуйся, тяжкия и горькия работы фараоновы народа твоего в Египте живо описавый.
Радуйся, молитвы, труды и скорби пророка Моисея во избавление народа израильскаго достойно возвеличивый.
Радуйся, пророчество Моисея о Христе Господе лукавому сонмишу изъяснивый.
Радуйся, егоже восхождение на гору Синайскую и явления ему Господа красно возвестивый.
Радуйся, Моисеево послушание Господу в созидании скинии добре указавый.
Радуйся, Иисуса Навина и Давида труды честне изобразивый.
Радуйся, мудрость Соломонову воспевый.
Радуйся, добрый и послушный рабе Христов.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 10
Спасения всем сыновом Израилевым желая, ясно учил еси, святый первомучениче, всех сидящих в сонмищи, яко вси пророцы и праведницы словом и делом в Ветхом Завете о Христе Господе прорекоша и к вере во Христа Спасителя вся вел еси, да и вси израильтяне, и вси людие из глубины сердца своего возопиют ко Господу, нас ради на кресте распятому: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною крепкою во исповедании Христова Евангелия был еси, святый первомучениче и архидиаконе Стефане. Сего ради и в лукавом сонмищи тогожде Христа, яко Праведника, злонравными иудеями убиеннаго, безбоязненно проповедал еси и всех беззаконных убийц Господа – нечестие обличил еси. Таковому твоему великому дерзновению дивящеся, вси христианстии роди велегласно вохваляют тя:
Радуйся, беззаконнаго соборища иудейскаго явное обличение.
Радуйся, Христа Господа сему сонмищу проповедниче неустрашимый.
Радуйся, яко конец почитания храма Иерусалимскаго яве предрекл еси.
Радуйся, яко всех иудеев, во Христа неверующих, жестоковыйными именовал еси.
Радуйся, яко у тех же неверующих необрезанное сердце и необрезанная ушеса узрел еси.
Радуйся, и отцев их, и их самех, яко Духу Святому противящихся, гневно обличивый.
Радуйся, оных убийцами пророков наименовавый.
Радуйся, яко самех первых убийц Господа, Анну и Каиафу, на сем сонмищи явно обличил еси.
Радуйся, яко весь синедрион убийцами и предателями Господа дерзновенно наименовал еси.
Радуйся, грехов людских обличителю.
Радуйся, покаяния проповедниче.
Радуйся, братолюбия наставниче.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 11
Песни хвалебныя приими от убогих сердец наших и уст наших, дивный мучениче и апостоле Христов Стефане, исполнь бо Духа Святаго, воззрев на небо, видел еси славу Божию и Иисуса одесную Отца Своего стояща, и рекл еси: «Се вижу небеса отверста и Сына Человеча одесную стояща Бога». Таковому видению и гласу твоему дивящеся, радостно восписуем Господу, дающему сладость лицезрения Своего святым Своим: Аллилуиа.
Икос 11
Светоноснаго зрака твоего, небеснаго видения и гласа радостнаго, исповедающаго славу Господа, с небес сшедшаго во спасение рода человеческаго, не возмогше понести обличаемии тобою иудее, сердцами своими зле распыхахуся, зубы своими скрежетаху и устремившеся единодушно на тя, и извлекоша тя, блаженне Стефане, из сонмища вне же града поставивше, камением побиваху тя, злонравнии. Мы же, мучениче Христов преславный, с любовию провождающе тя на место блаженныя кончины твоея, прославляем мужество твое, велегласно глаголя:
Радуйся, первый в мученицех, кровию своею веру во Христа распятаго запечатлевый.
Радуйся, своею кровию землю освятивый.
Радуйся, яко и самих апостолов подвигом мученическим предварил еси.
Радуйся, яко за собою тысящи и тьмы тем мученик и мучениц за славное имя Христово привел еси.
Радуйся, яко за Господом Иисусом Христом безбоязненно шествовал еси и поношение Его славно понесл еси.
Радуйся, светом страданий твоих блистаяйся.
Радуйся, темже светом и нам путь ко Христу верно показующий.
Радуйся, светильниче пресветлый, Божиим несозданным светом озаренный.
Радуйся, тьму неверия и всякия нечистоты светом веры твоея разгоняющий.
Радуйся, светлых селений райских обитателю.
Радуйся, потемненныя и спящия совести нашея добрый пробудителю.
Радуйся, яко тобою благочестно имя Христово прославляется.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 12
Благодать Божия воистину спребываше тебе, славный апостоле и первомучениче Христов Стефане, крестную бо смерть на Голгофе Спаса Господа, в руце Отца Своего дух Свой предавшаго, воспоминая, молился и глаголал еси, камением от рук беззаконных побиваемь: «Господи Иисусе, приими дух мой». Молитву же Спасителя о распинателях своих в сердце своем нося, преклонь колена возопил еси гласом велиим: «Господи, не постави им греха сего». И с сею молитвою славное земное поприще твое скончал еси. Мы же, восхваляя таковое светлое успение твое, Господу Богу, давшему тебе благодать Сыну Божию в кончине твоей уподобитися, из глубины души вопием: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще славное житие твое, восхваляюще апостольския труды твоя, умильно воспоминающе блаженную во Христе кончину твою, доблестный первомучениче Христов и архидиаконе Стефане, молим тя: дух непоколебимой веры правыя испроси нам от Господа и Спаса нашего, сердце чистое и сокрушенное да пребудет в нас выну, апостольскую ревность в проповеди Евангелия возгревай в нас, да тако будем готовы всякия скорби за Сладчайшаго Иисуса терпети, и тебе, славнаго первомученика, восхваляти сице:
Радуйся, великий Христов апостоле.
Радуйся, пастырем Церкви Христовы светлый образе.
Радуйся, верный Христов свидетелю.
Радуйся, славы Божия пламенный ревнителю.
Радуйся, добрый вдовиц питателю.
Радуйся, нещадный лицемерия искоренителю.
Радуйся, истины Христовы крепкий исповедниче.
Радуйся, в тяжких обидах наш твердый заступниче.
Радуйся, Христу Господу всего себе посвятивый.
Радуйся, в кончине твоей вседушно Христов ученик явивыйся.
Радуйся, страстотерпче незлобивый.
Радуйся, убийцам твоим милости Божией и прощения дивный ходатаю.
Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.
Кондак 13
О, великий апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане! Приими сие малое, в похвалу тебе составленное, моление наше и, яко велий ученик Сладчайшаго Сына Человеческаго, Спасителя нашего, святыми твоими молитвами споспешествуй и нам добрыми учениками Господа быти, да о Его вечной славе помышляюще, всякаго зла и в сей, и будущей жизни избегнем, и выну хвалебную песнь Ему да воспеваем: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О, великий первомучениче Христов, апостоле и архидиаконе Стефане! Тебе, яко верному Христову подражателю, приносим мы грешнии молитвы своя недостойныя, твоему милостивому предстательству о нас пред престолом Божиим тепле верующе. Ты, еще жив, печать Господа Иисуса Христа в себе всегда имел еси, не токмо своими добродетельми, знаменьми и чудесами, изобильно тобою совершаемыми, сию показуя, но явно на лице твоем, сияющем, яко лице Ангела, печать благодати Божия носил еси. Славу Божию и Сладчайшаго Иисуса, стояща одесную Бога, твоима телесныма очима узрел еси, Духом Святым осияваемый. Еще же печать Божества, в тебе пребывающую, явно показал еси всей вселенней, егда в смертный мученический час твой не токмо о всех людех, но и о вразех усердно молился еси, молитву Сына Божия на Кресте воспоминая. Сию печать Божества в себе богатоносиши, и скорбьми прибегающих к тебе видеши, и к престолу Божию молитву о сих усердно приносиши. Подаждь и нам, Боговидче преславный, Христа Спасителя нашего всем сердцем любити, волю Его вседушно исполняти, во имя Христово вся скорби с терпением носити, и не токмо о присных, но и о всех людех, и о вразех своих уседно молитися, да и наши грехи покрыет Господь твоими теплыми молитвами, наипаче же благодатию и человеколюбием и милосердием Своим: яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Первомученик и архидиакон Стефан
Церковь вспоминает первомученика Стефана несколько раз в году, в том числе и 28 сентября, в день перенесения мощей святого из Иерусалима в Константинополь. Первомученик Стефан относится к числу 70-ти апостолов, однако, по словам святителя Астерия Амасийского, это был «муж, по времени второй после апостолов, а по славным делам первый». Церковь особенно чтит этого святого потому, что он стал первым в истории христианства человеком, пострадавшим за Христа и прославленным как мученик.
После того как Святой Дух сошел на апостолов, Церковь стала быстро разрастаться, и возникла необходимость заботиться о бедных, сиротах, вдовах, принявших Крещение. Тогда апостолы избрали семерых человек, посвятив их в диаконы и сделав своими ближайшими помощниками не только в опеке бедных, но и в молитвах и богослужениях.
Архидиаконом, т. е. первым диаконом, был назван молодой Стефан, выделявшийся своей крепкой верой и даром слова. Он стал известным проповедником христианства в Иерусалиме и побеждал иудейских законоучителей в спорах. Во время его речей нередко происходили чудеса и знамения.
Успех Стефана возбудил ненависть иудеев. Представив ложных свидетелей, они обвинили его перед синедрионом в том, что Стефан оскорбляет Бога и Моисея. А Стефан в ответ произнес пламенную речь, смело обличая иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа.
Члены синедриона пришли в великую ярость. Они бросились на Стефана и повлекли его за город, забрасывая камнями. Святой мученик молился за своих убийц. Падая под камнями, перед самой смертью он воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой!». Так в 34 году после Рождества Христова скончался первый христианский мученик.
На казни святого присутствовал и молодой гонитель христиан Савл. В момент, когда Стефана закидывали камнями, он держал одежды кидающих. Но вскоре после этого Савл покаялся в содеянном: я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его (Деян 22:19-20). Он уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа — апостолом Павлом.
Православная молитва — Православная книга
После сошествия на апостолов Святого Духа Церковь Христова стала быстро расти. Для заботы о вдовах и других нуждающихся в помощи христиане избрали семь достойных мужей, а апостолы посвятили их во диаконы. Первым диаконом (архидиаконом) был Стефан, человек, исполненный веры и Духа Святого (см.: Деян. 6, 3–6). Он проповедовал в Иерусалиме, совершая великие чудеса и знамения благодатью Божией. Это вызвало ненависть к нему со стороны фарисеев и книжников, и они схватили его, выдвинув обвинение в том, что Стефан якобы оскорбляет Бога и обычаи, введенные пророком Моисеем.
На суде Стефан произнес яркую речь, в которой изложил перед синедрионом историю еврейского народа. Он показал, как иудеи на протяжении веков противились Богу и убивали посланных Им пророков. Это вызвало еще больший гнев людей, осуждавших Стефана. Он же, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса Христа, стоящего справа от Бога, и сказал об этом своим судьям. Но они, крича, затыкали уши свои, а потом набросились на Стефана и, выведя его за город, стали побивать мученика камнями. Святой молился о своих убийцах, просил Господа простить им этот грех и с молитвой на устах почил (см.: Деян. 7, 55–60). Так архидиакон Стефан ок. 33–36 г. по Р.Х. стал первым мучеником за Христа (первомучеником).
Святого архидиакона Стефана молят испросить у Господа прощение грехов, искреннее покаяние, крепкую веру, любовь к ближним, обращение неверующих и заблуждающихся.
Молитва
первомученику архидиакону Стефану
Первый во диаконех, первый и в мученицех показался еси святый Стефане апостоле. Исполнь бо веры и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко лице Ангела. Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси отверстое небо и Славу Божию и Сына человеча, Господа нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его, побиваем, преклонь колена, возопил еси гласом велиим: Господи, не постави им греха сего! И тако дух твой Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради молитвенника и предстателя тя стяжахом и, колена души и сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко Господу, и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. Аминь.
Имя Степан в православном календаре (Святцах)
Имя Стефан (Степан) при Святом Крещении дается тем мальчикам, которых родители нарекли Степанами. С древнегреческого Стефан переводится, как «венок» или «корона».
Святой первомученик Стефан, дата памяти 17 января, 15 августа, 9 января, 28 сентябряНебесным покровителем ребенка с именем Стефан может стать святой первомученик Стефан. Он родился за границей Святой Земли, а потому считался эллинистом, т.е. человеком, который подвержен влиянию греческой культуры. После того, как Дух Святой сошел на апостолов, Церковь стала расширяться, и требовались люди, которые будут заботиться о нуждающихся христианах. Тогда апостолы выступили с предложением выбрать семь благочестивых мужей. Именно они и будут опекать всех, кто в нужде. Их посвятили в диаконы, среди них особой верой выделялся молодой диакон Стефан. Он проповедовал в Иерусалиме, очень много творил чудес, совершал знамения. Фарисеи обозлились на архидиакона Стефана. Они схватили его и отправили в судилище всех евреев — синедрион, где представили лжесвидетелей, которые подтвердили, что святой Стефан клеветал на Бога и пророка Моисея. Мученик на это ответил проповедью о противлении еврейского народа Богу, что вызвало дополнительный гнев со стороны фарисеев. Но в этот момент святой Стефан сподобился увидеть, как над его головой раскрылось Небо. Услышав это, члены синедриона впали в ярость, они схватили мученика и потащили его за пределы города и стали избивать его камнями. Падая под грудой камней, святой Стефан просил Господа не вменить им это злодейство во грех. Это событие было описано Евангелистом Лукой в Книге Деяний Апостолов. При этом событии находился некий человек, по имени Савл, которому было поручено стеречь одежды избивавших святого Стефана людей. В скором времени после такой мученической смерти архидиакона Стефана, Савл крестился с именем Павел и стал одним из проповедников Евангелия. |
Икона Святого первомученика Стефана |
Святой Стефан слепой, князь Сербский, дата памяти 22 октябряЕще один святой, нареченный именем Стефан — это святой Стефан слепой, князь Сербский. Он родился около 1417 года. Вместе с младшим братом Григорием его взяли в заложники к султану Мурамеду Второму. В Пасхальный день 1441 года их ослепили и выслали в Анатолию. Через несколько лет своих ослепших детей выкупил их отец. Они вместе вернулись в Сербию. После смерти отца и брата, святой Стефан правил страной в течение года. После чего был свергнут из-за заговора против него. Сосланный в Албанию, святой Стефан встречает там дочь деспота Эльбасана Арианита Комнина, Ангелину. В 1461 году они сыграли свадьбу. Через некоторое время в их семье родилось трое деток. Он мужественно хранил преданность православной вере, несмотря на давление католиков. В скором времени он отошел ко Господу, над его могилой появилось сияние. Мощи святого Стефана оказались нетленны. |
Икона Святого Стефана слепого, князя Сербского |
Православные святые с именем Стефан
Даты указаны по новому стилю.
- Стефан, прп. 25 августа
- Стефан, прп. 12 марта
- Стефан (Митюшкин), мч. 8 февраля, 17 сентября
- Стефан (Наливайко), мч. 8 февраля, 12 февраля
- Стефан 24 января
- Стефан 25 ноября
- Стефан, мч. 21 февраля
- Стефан, мч. 13 ноября
- Стефан, прп., древодел 8 апреля
- Стефан, прп., князь 13 августа
- Стефан, первомученик, архидиакон 17 января, 15 августа, 9 января, 28 сентября
- Стефан, епископ, Ефесский 23 октября
- Стефан, сщмч., епископ, Регийский 18 июля
- Стефан (Семенченко), сщмч., иерей 8 февраля
- Стефан (Преображенский), сщмч., иерей 8 февраля, 20 июня, 5 апреля
- Стефан (Немков), сщмч., иерей 8 февраля, 9 сентября
- Стефан (Ярошевич), сщмч., иерей 8 февраля, 15 сентября
- Стефан (Крейдич), сщмч., иерей 8 февраля, 20 сентября
- Стефан (Костогрыз), сщмч., иерей 8 февраля, 26 сентября
- Стефан (Луканин), сщмч., иерей 8 февраля, 23 июля
- Стефан (Хитров), сщмч., иерей 8 февраля, 29 августа
- Стефан (Грачев), сщмч., иерей 8 февраля, 7 февраля
- Стефан (Ермолин), сщмч., иерей 8 февраля, 15 сентября
- Стефан (Кусков), сщмч., иером 8 февраля, 17 сентября
- Стефан, прмч., инок 8 февраля, 10 сентября
- Стефан, прп., пресвитер 20 июня
- Стефан (Пономарев), сщмч., прот. 8 февраля, 17 января
- Стефан (Франтов), мч., псаломщик 8 февраля, 7 марта
- Стефан I Венгерский, король 2 сентября
- Стефан I Римский, сщмч., папа 15 августа
- Стефан Амасийский, патриарх, Константинопольский 31 июля
- Стефан Византийский, мч. 11 декабря
- Стефан Вифинский (Халкидонский), прп. 27 января (основатель обители Хинолаккской)
- Стефан Галатийский, мч. 6 июня
- Стефан Грузинский 17 ноября
- Стефан Казанский, мч. 15 октября
- Стефан Казанский, мч. 6 апреля
- Стефан Константинопольский, патриарх 30 мая
- Стефан Лазаревич Новый (Высокий), Сербский, король 1 августа
- Стефан Махрищский, иеросхимонах 27 июля
- Стефан Милютин, Сербский, король 12 ноября
- Стефан Нивертский см.:
- Даниил (в сxиме Стефан) Нивертский, Египетский, исповедник 30 декабря
- Стефан Новосиятель, Константинопольский, прп. 22 декабря
- Стефан Новый, Константинопольский, прмч. 11 декабря
- Стефан Озерский, Комельский, прп. 25 июня
- Стефан Пермский (Великопермский), епископ 9 мая
- Стефан Печерский, Владимиро-Волынский, епископ 10 мая
- Стефан Савваит, прп. 26 июля (племянник прп. Иоанна Дамаскина)
- Стефан Савваит, прп. 10 ноября (творец канонов)
- Стефан Сербский (Неманя) см.: Симеон (в миру Стефан Неманя, царь Сербский) Мироточивый, Хилендарский, Афонский 12 сентября, 26 февраля
- Стефан Сербский, король 12 сентября, 7 октября
- Стефан Сербский (Бранкович), король 12 сентября, 23 декабря
- Стефан Слепой, Бранкович, Сербский, деспот 22 октября
- Стефан Сурожский, исповедник, архиепископ 28 декабря
- Стефан Триглийский, исповедник, игумен 10 апреля
- Стефан Урош II Милутин, король Сербский 12 сентября
- Стефан Урош III, Дечанский, Сербский, вмч., король 12 сентября, 13 июля, 24 ноября
- Стефан Урош V, Сербский, король 15 декабря
- Стефан Хирский, прп. 20 мая (один из основателей грузинского монашества)
- Стефан Щилянович, Сербский, король 12 сентября, 17 октября
26-го декабря – второй праздник Рождества в Чехии, или день св. Степана
Праздником святого Степана завершается трехдневное рождественское торжество: Сочельник (Štědrý den) – Рождество Христово (Boží hod) – Степан (Štěpán). Возможно, поэтому имя святого Степана до сих пор не забыто, как имена многих других святых.
Кем был святой Степан?
Святой Степан жил при Христе в Иерусалиме и умер в 40-м году н.э. Он стал первым мучеником в христианстве, поэтому его называют первомучеником. Кроме того, святой Степан считается покровителем лошадей и винограда. Праздник святого Степана такой же древний, как и Рождество.
По одной из версий, Степан был одним из семи служащих у апостолов Христа, которые должны были помогать им в распространении учения. С самого начала Степан проявил себя исключительным проповедником, притягивая к себе многих слушателей своей харизмой. Он прославился как прекрасный ритор, рассказчик и толкователь учения Христа.
Во время одной из пламенных проповедей несколько евреев начали спорить со Степаном и обвинили его в обличительных речах против храмов и законов. Степана отправили под суд. Там он произнес выразительную защитную речь, во время которой его лицо засветилось, как у ангела, и судьям пришлось закрыть глаза, чтобы не ослепнуть. Святого осудили на смерть от забрасывания камнями. Разъяренная толпа исполнила приговор.
На Востоке почитание святого Степана началось еще в 4 веке, на Западе – в 5 веке. Активнее всего культ начал распространяться тогда, когда мощи Степана после нахождения его гроба в Иерусалиме попали в разные места мира. Во многих городах были построены костелы, посвященные Степану. Праздник св. Степана веками был одним из самых любимых народом, его отмечали 26-го декабря. Этот день еще больше раскрывал значение Рождества.
Празднование дня святого Степана в Чехии
В народной чешской традиции значение второго рождественского праздника, обычно называемого «коляда», было очень велико. Раньше этот праздник был неразрывно связан с колядованием. Теперь же старых обычаев продолжают придерживаться только в некоторых местностях Чехии (например, в Студенце).
В старину этот день предназначался для отдыха, веселья, походов в гости и исполнения колядных песен. Празднование посвящалось святому Степану. С пожеланиями по деревням ходили обычные рабочие, а также священник, который должен был посетить каждый дом.
Колядовать ходили и взрослые, и дети, но, прежде всего, бедные люди. Так, малоимущие семьи могли с помощью колядования обеспечить себе жизнь на несколько зимних недель. Дело в том, что в то время было принято обязательно что-нибудь дарить исполнителям коляд. Для них пекли особые булочки большого размера, рождественские сдобные плетенки, также дарили орехи, яблоки и другие сладости, давали и деньги.
Праздник святого Степана в наше время
В настоящее время 26-декабря в Чехии известно как Второй рождественский праздник в память св. Степану. Это государственный выходной. Католическая церковь во всем мире чтит святого Степана как одного из главных мучеников за его отвагу и стремление к справедливости.
В этот день в Чехии закрыто большинство магазинов, люди продолжают отдыхать и проводить время в кругу семьи. Как правило, чехи посвящают день святого Степана встречам с родственниками, а также посещают костелы, в которых любуются декоративными яслями, символизирующими рождение Христа. День проходит в атмосфере семейного единения и осознания глубокого духовного значения рождественских праздников.
9 самых известных мучеников за Христа в истории Церкви
Каждый год за веру в Иисуса Христа умирают 10 000 человек. По информации сайта BBC 10 лет назад эта цифра была 100 000! На сегодняшний день христианство является самой преследуемой религией в мире…
Гонения на христиан не являются чем-то новым. С самого основания церкви верующих в Христа людей преследовали, гнали и убивали. Интересно отметить, что первый этап церкви, с 33 по 312 годы, так и называется веком мучеников (Age of Martyrs).
В разные периоды преследования имели разные формы: верующих распинали на крестах, побивали камнями, скармливали диким животным, топили в воде, сжигали на кострах и, в последние времена, расстреливали.
Сегодня я хотел бы привести список 9 самых известных мучеников за веру в Бога. Библия говорит, что людей, которые отдали свою жизнь за Иисуса Христа, ожидает самая великая награда на небесах!
Стефан
Первым мучеником в истории Церкви был диакон Стефан. За проповедь Евангелия его связали, осудили и побили камнями. Во время мучений, когда камни, один за другим, летели ему в голову, Стефан поднял глаза и увидел Иисуса, стоящего одесную Отца. Из Библии мы знаем, что Иисус не стоит, а сидит возле Отца. Но когда Стефан умирал, то Иисус встал для того, чтобы встречать мученика, отдавшего жизнь за Него.
Ян Гус
Ян Гус родился в 1369 году в Богемии. Он получил хорошее образование и начал работать преподавателем в Пражском университете. В 1401 году Ян Гус поменял свой профиль и стал священником. В своих проповедях он призывал реформировать церковь и вернуться к истокам Библии.
Узнав о его деятельности, папа с высшим духовенством послали Яну письмо, в котором приказали прекратить проповедовать «ересь», но Ян Гус отказался.
В 1414 г. Гус был вызван на церковный собор в город Констанц для дебатов. В течении целого года Яна Гуса пытались переубедить в его учении и давали ему «шанс» на помилование.
Но 6 июля 1415 года после того, как Ян Гус в очередной раз отказался отречься от своих убеждений, его вывели прямо из зала дебатов и повели на центральную площадь для казни. Во время пути Ян Гус все время пел псалмы и убеждал идущих рядом людей в том, что он — не еретик. Во время того, как его привязывали ко столбу, к нему ещё раз подошёл королевский чиновник и предложил прилюдно покаяться за оскорбление христианства, на что Гус ответил: «Я не могу отречься от того, чего я не делал. Главной целью моей жизни является то, чтобы проповедовать учение Иисуса Христа и отвращать людей от греха. И в этой истине я сегодня с радостью хочу умереть…»
Феликс Манц
5 января 1527 года, на десятую годовщину протестантской реформации, анабаптист Феликс Манц стал первым мучеником, который пал от рук реформаторской церкви.
Феликс являлся пастором и ревнителем идеи принятия крещения в зрелом возрасте. За свои убеждения Феликс Манц был арестован и посажен в тюрьму. Его обвинили в организации незаконных собраний. После суда Феликса вывели из тюрьмы и, в сопровождении чиновника, стражи и пастора, повели к месту казни — Цюрихскому озеру.
По дороге Манц громко проповедовал о важности возрождения и необходимости принятия водного крещения в зрелом возрасте. Идущий рядом реформаторский пастор все время пытался заставить его замолчать, а также давал ему последний шанс покаяться в «ереси». Когда они дошли до пристани, Манца встретила мама и брат. «Будь верен до смерти», выкрикнула она из толпы… «Буду, мама!», крикнул ей Манц обратно и прослезился.
Когда Феликса садили в лодку для того, чтобы отвезти на место казни, мама смогла подбежать к нему и пасть ему на шею. «Будь твёрд и мужествен, мой сынок», шептала она ему. Брат стоял в стороне и также вдохновлял его оставаться верным Богу.
Когда лодка отплыла, палачи начали привязывать Манцу камень на шею, а он начал громко славить Бога и благодарить Его за то, что Он удостоил его умереть за истину.
Когда палачи подняли Феликса для того, чтобы бросить в воду, он прокричал: «В руки Твои, о, Боже, предаю дух мой!» Едва он выкрикнул это, как вода накрыла его, и на одного мученика за Христа стало больше…
Дирк Вильямс
Пастор из Нидерландов Дирк Вильямс был одним из первых анабаптистов, которые придерживались учения, что верующие должны принимать крещение в зрелом возрасте.
За свои убеждения Дирк был приговорен к смертой казни и ожидал свой приговор в тюрьме. Здание тюрьмы прилегало к большому озеру. Когда наступила зима, и озеро начало замерзать, Дирку удалось выпрыгнуть из окна и бежать из тюрьмы. Историки говорят, что из-за долгого пребывания в тюрьме он весил всего 40-50 кг. Поэтому, не смотря на то, что лед был непрочным, Вильямс смог аккуратно его перейти. Увидев это, один из стражей начал преследовать Дирка, но имея на себе металическую тяжелую кольчугу, страж провалился под лед и начал тонуть. Дирк услышал призывы о помощи тонувшего стража. Обернувшись, он увидел, как преследовавший его страж, барахтаясь, уходил под воду. Дирк принял решение вернуться и помочь тонувшему преследователю… Пока Вильямс его вытаскивал, на помощь подошла гвардия, в результате чего он был схвачен и снова брошен в тюрьму. Через несколько дней, 16 мая 1569 года, над Дирком Вильямсом был совершен суд, в котором его объявили еретиком и потом сожгли на костре…
Иван Воронаев
Одним из самых известных мучеников за Христа в советском союзе являлся Иван Воронаев. Будучи пионером пятидесятнического движения в СССР, в 1930 году Иван Воронаев был арестован и сослан на каторгу в Сибирь. 8 лет он тяжело работал на крайнем севере. Когда и где оборвалась жизнь Ивана Воронаева точно никто не знает. По одной из версий человека, который назвался его сокамерником, примерно на восьмом году своего срока Иван Воронаев отстал от колоны заключённых из-за сильной усталости. Конвоиры же, не желая тратить на него своё время, спустили на него сторожевых собак. Он так сильно был искусан, что через пару часов умер… Иван Воронаев стал одним из первых мучеников за Христа в наше время.
Дитрих Бонхёффер
Лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер был убит нацистами 5 июня 1945 года в концентрационном лагере Флоссенбюрг. Дитрих не был преследуем за веру в Бога или за проповедь Евангелия, но его казнили за то, что он в своих проповедях публично критиковал политику Гитлера и геноцид еврейского народа. Ему много раз угрожали и предлагали замолчать в обмен на жизнь, но Дитрих все время отказывался. Пастор Дитрих был повешен всего за две недели до того, как американские войска освободили концлагерь Флоссенбюрг, в котором он находился.
Джим Эллиот
В январе 1956 года в джунглях Латинской Америки был зверски убит миссионер Джим Эллиот и его команда.
Джим и его друзья прилетели на своём маленьком самолёте в Эквадор для того, чтобы евангелизировать дикое племя Auca. Как-то встретив двух местных женщин, они попросили их познакомить со всем племенем. Те пообещали встречу 2 января.
Джим с друзьями прилетели в условленный день на условное место и начали ждать. Вскоре из джунглей показались те самые женщины, с которыми они общались раньше. Но, подойдя ближе, миссионеры заметили, что их лица не были приветливыми… Внезапно, с другой стороны выскочила целая группа людей с копьями в руках… В считаные секунды все 5 миссионеров были убиты…
Когда на место проишествия прибыли американские спасатели, они обнаружили в самолете оружие, которые миссионеры отказались использовать….
Вочман Ни
Вочман Ни был известным китайским пастором, писателем и евангелистом. В тридцатых годах прошлого века Вочман Ни организовал движение церквей Little Flock, в которое входили сотни церквей со всего Китая.
В 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты, в результате чего на христиан обрушились большие гонения. В марте 1952 года Вочман Ни был арестован коммунистами и обвинён в антиреволюционной деятельности и шпионаже. По решению народного суда Вочману Ни дали 15 лет исправительных работ в трудовом лагере. После истечения срока Вочмана просто не выпустили из тюрьмы, где он продолжал каждый день тяжело работать. Вочман Ни отдал свою жизнь за Иисуса, так и не выйдя на свободу.
Ваня Моисеев
16 июля 1972 года в г. Керчь на втором году службы, в армии, за свидетельство о живом всемогущем Боге был замучен до смерти молодой христианин Иван Моисеев.
На протяжении всей службы в армии коммунисты пытались переубедить Ваню о вере в Бога и заставить принять присягу. После того, как он отказался в очередной раз, его подвергли нечеловеческим пыткам, а потом утопили в Чёрном Море. 19 июля Ваню привезли домой в цинковом гробу, который нельзя было вскрывать, и отдали родителям. При отдаче родителям тела сына, очевидцы казни Вани, «выражая сочувствие» сказали: «Моисеев умирал трудно, он боролся со смертью, но умер христианином…»
Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Можно ли христианам праздновать День святого Валентина? Шокирующая правда и Она не была красивой. Муж её недолюбливал. Она творила историю…
Поделись Роман СавочкаСледовать
Первомученик Стефан
Дни памяти: 4 января (70 ап.), 2 августа (Перенесение мощей), 15 сентября (Обретение мощей), 27 декабря
Первомученик и архидиакон Стефан
Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6–8.
Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).
Святой первомученик и архидиакон СТЕФАН (†ок.34)
Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан особенно выделялся среди других; он с дерзновением проповедовал Христа и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Все это возбуждало против архидиакона злобу и ярость фанатичных иудеев. Они искали случая посрамить его и при всяком удобном случае вступали с ним в публичные состязания о предметах веры. Но сами терпели при этом поражение: просвещаемый Духом Святым, Стефан говорил неотразимо убедительно, так что иудеи со стыдом прекращали спор.
Проповедь святого Стефана перед воротами Иерусалима (Витторе Карпаччо, 1514, Лувр)
Тогда в озлоблении они возбудили против него народ, схватили и привели на суд архиереев и старейшин; при этом представили лжесвидетелей, которые упрекали Стефана в хулении закона Моисеева и храма Иерусалимского. Обвинение было тяжкое. Взоры всех невольно обратились в сторону подсудимого. Благодать Божия, которою полна была душа Стефана, в эту минуту отразилась на лице его небесным светом; он смотрел, как ангел. Первосвященник потребовал объяснений. Стефан отвечал вдохновенной речью, в которой с силою обличал неверующих иудеев. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили».
Первомученик Стефан. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады от озлобленных иудеев. Они рвались сердцами от злобы, слушая его, и скрежетали на него зубами. Тогда Господь благоволил подкрепить мужество апостола небесным видением. «Вот, — громко воскликнул Стефан пред свирепевшими злобою врагами, — я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громкими голосами, затыкая уши, они единодушно устремились на него. Как бы богохульника, его привели за город, в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, и начали побивать каменьями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменья в первомученика Христова, убийцы сняли ее и отдали стеречь юноше Савлу. Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя ветхому закону, всей душой ненавидел христиан и поощрял убийц на казнь своего родственника, архидиакона Стефана.
В отдалении на горе Елеонской стояла на камне Пречистая Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего — Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпаемый градом каменьев, Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа и предал себя воле Божией. Наконец пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, Стефан произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление об убийцах: «Господи! не вмени им греха сего!» С этими словами на устах он предал святую душу свою Богу. Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.
Апостол и архидиакон Стефан в 34 году после Р. X. первый принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником. Ему было около 30 лет.
После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19).
После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Честное тело его лежало без погребения сутки и день: но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его.
Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. V, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. III, 1-21; VII, 50-52; XIX, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.
В афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.
Ссылки по теме:
Первый Христов мученик
Стефан Первомученик
В Википедии есть статьи о других людях с именем Стефан.
греч. Πρωτομάρτυρας Στέφανος
болгарская икона XVII века
прибл. 1
около 33—36 года
- Иерусалим, Иудея, Римская империя, Древний Рим
православие, католичество
первомученика, Апостола от семидесяти, архидиакона
в Православной церкви — 27 декабря (9 января); в Католической церкви — 26 декабря
Медиафайлы на Викискладе
Запрос «Святой Стефан» перенаправлятся сюда; о православном святителе см. Стефан Пермский, о венгерском короле см. Иштван I Святой
Стефа́н Первому́ченик (греч. Πρωτομάρτυρας Στέφανος) — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года. Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана — книга Деяний святых Апостолов.
Почитается христианской церковью как святой, архидиакон и апостол от семидесяти. Память в православии — 27 декабря (9 января); в западной традиции — 26 декабря.
Художественно-символически изображается с камнем на голове, иногда и на плечах, и с пальмовой ветвью в руке, символом победы над смертью.
Энциклопедичный YouTube
- 1/3 Просмотров:1 079 658 3 257
- ✪ Первомученик архидиакон Стефан.О всепобеждающей силе Любви. Священник Игорь Сильченков.
- ✪ 📅 «Святые дня» ◆ Стефан Первомученик
- ✪ Архидиакон Стефан: за что его убили?
Субтитры
- 1 Служение и мученичество
- 1.1 Параллели со Страстями Христовыми
- 1.2 Интерпретации
- 1.2.1 Конфликт »евреев» и »эллинистов»
- 1.2.2 Самарянское влияние
- 2 Церковное почитание св. Стефана
- 2.1 День памяти
- 2.2 Почитание мощей
- 2.2.1 Обретение мощей
- 2.2.2 Распространение культа мощей святого Стефана
- 2.2.2.1 Армянская апостольская церковь
- 2.2.2.2 Православные церкви
- 2.3 Некоторые храмы, посвящённые св. Стефану
- 3 Св. Стефан в христианской литературе
- 4 Св. Стефан в искусстве
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Литература
СТЕФАН ПЕРВОМУЧЕНИК
Первомученик и архидиакон Стефан
Стефан (ок. 4 — ок. 34), апостол от 70-ти, архидиакон, первомученик
Память 4 января в Соборе семидесяти апостолов, 2 августа в день перенесения мощей, 15 сентября в день обретения мощей, 27 декабря.
Святой Стефан, апостол от семидесяти, происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы VI-VIII.
После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Двенадцать апостолов предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Святые Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Филипп и Николай были посвящены во диаконов (что значит «помощники», «служители»), став ближайшими помощниками апостолов от двенадцати. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
Мученичество перводиакона Стефана
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой».
Так архидиакон Стефан в возрасте около 30 лет стал первым мучеником за Христа около 34 года. По выражению мученика III века Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».
Часть главы первомученика и архидиакона Стефана. Монастырь Ватопед. Афон
Мощи и почитание
После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19) .
Десница святого первомученика и архидиакона Стефана. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Серапионова палата
После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, его святое тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; Ин. 7, 50-52; Ин. 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана Киево-Печерская Лавра. Свято-Успенский собор. центральный придел
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским . С того времени от мощей начали совершаться исцеления. В церквях Святой Земли это перенесение мощей поминается 2 августа.
Около 428 года, при благоверном императоре Феодосии II Младшем, мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви во имя святого диакона Лаврентия, а по создании храма во имя первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.
На начало XXI века значительная часть мощей святого Стефана пребывала в Греции, особенно в обителях Святой Горы Афон. В монастыре Ватопед находились части честной главы и плеча первомученика. Части десницы апостола — дар императора Феодосия Младшего — хранились в монастыре Констамонит, посвященном первомученику . Другие небольшие частицы его мощей находились в афонских монастырях Зограф и Ставроникита . Также в Греции, в Метеорском женском монастыре первомученика Стефана, находилась другая часть главы первомученика подаренная монастырю одним из представителей правящих домов Дунайских княжеств .
В Русской Православной Церкви также сохраняются части мощей святого. Частица десницы пребывается в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, а перст — в Киево-Печерской Лавре, в раке с изображением святого .
Среди чтимых икон святого известна чудотворная икона в Констамонитском монастыре датируемая VIII веком.
Молитвы
Величание
Величаем тя,/ страстотерпче святый Стефане,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа претерпел еси.
Тропарь, глас 4
Царским венцем венчася / твой верх от страданий, / яже претерпел еси по Христе Бозе, / мучеников первострадальче Стефане, / ты бо иудейское обличивый неистовство. / видел бо твоего Спаса одесную Отца, / Того убо моли о душах наших.
Ин тропарь, глас 3
Апостолом совсельник / и страдальцем первострадалец, / Христов служитель, прехвальне Стефане, / первее бо совершив мучения течение, / безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. / Темже яко апостола и страдальца верховнаго / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога / даровати нам велию милость.
Ин тропарь, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов и апостоле, и архидиаконе Стефане, / и мучителей обличил еси нечестие. / Камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, / и к Богу взывал еси вопия: / Господи, не постави им греха сего.
Кондак, глас 6
Первый сеялся еси на земли небесным Делателем, / всехвальне Стефане, / первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, / первый от него победы венцем увязлся еси на небесех, / страдальцев начало, / венечниче мучеников, первострадальне.
Ин кондак, глас 1
Владыка вчера нам плотию прихождаше, / и раб днесь от плоти исхождаше; / вчера Царствуяй плотию родися, / днесь раб камением побивается: / Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан.
Использованные материалы
- Статья энциклопедии Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land:
- Полный Тропарион. — Издательство «Троица», 2006. Т. 1. С. 43-44.
Свт. Амвросий Медиоланский видит в обращении Павла действие молитвы св. Стефана. См. его О покаянии две книги, кн. I, гл. 10,
В энциклопедии Мертенса они названы Евсфон (Eusthonus) Севастийский и Елевфер (Eleutherus) Иерихонский, см. Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land, . На оба епископа названы именем Елевферий.
«Ватопед», Православная энциклопедия, т. 7, с. 307-331,
«Ватопедский, Монастырь, Святая Гора, Афон», сайт сервиса Go-Athos,
«Кастамонит», Православная энциклопедия, т. 31, с. 585-594,
В источнике указан «родственник румынского правителя Драгомита по имени Влахия Владислав». См. «Монастырь св. Первомученика Стефана», сайт Православные молитвы, 27 октября 2011,
«Перст первомученика и архидиакона Стефана — среди особо почитаемых святынь Киево-Печерской Лавры», Православная жизнь, 14 декабря 2017,