Содержание
- Праведная Тавифа — покровительница швей.
- Праведная Тавифа: жизнь по Богу
- Церковь празднует память святой праведной Тавифы
- Отец Игорь Пчелинцев о гробнице святой Тавифы в Яффо
- 4-я Неделя по Пасхе
- Особенности повседневной жизни православных на Святой Земле: к 150-летию подворья святой Тавифы в Яффе
- Святая, которую воскресил апостол Петр
- «Иду к больным детям из России»
- «Мы помогаем людям здесь держаться друг за друга»
Праведная Тавифа — покровительница швей.
Праведная Тавифа — покровительница швей.
Еще один живой апологет труда.
7 ноября/25 октября
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях…» (Иак. 1,27).
В Иопии находилась одна ученица именем Тавифа, что означает «серна». Она была скромной, незаметной ученицей. Ее служение состояло в том, чтобы шить для бедных в общине. Тавифа имела все основания думать: «Я не пророчица, как Мариамь, и не могу управлять страной, как Девора. Я не являюсь женщиной, которая могла бы сыграть большую роль в истории своего народа. Я не принадлежу к числу одаренных». Супружество и материнство не выпали на ее долю. Но Тавифа была названа ученицей Христа. Настоящая вера всегда желает проявить себя в делах. Это и меня обличает. Первое время я шила для других бесплатно, а потом поняла что люди не ценят и пользуются моим временем без уважения и… перестала шить даром.
Иоппия, порт Средиземного моря, вероятно приютила множество вдов. В суровое время года рыбаки часто терпели кораблекрушение и тонули. Это не только лишало их доходов, но часто делало их жен вдовами.
В то время еще не было социальных организаций, которые нам известны теперь. В них и не было нужды, потому что Бог снова и снова повелевал Своему народу заботиться о сиротах и вдовах (Исх. 22,22-24; Втор. 10,17-18). Когда народ следовал повелению Божию, то вдовы не терпели нужды, а сам народ пользовался всеми теми благословениями, которые Бог обещал в награду (Втор. 14,29; 24,19). Вдовам же Господь дал обетование, что Он Сам как Творец будет их супругом (Ис. 54,4-5). Они стояли под Его особой защитой.
Как ученица Христа, Тавифа знала, чем она может обрадовать своего Господа, а именно — заботой о группе людей, которых Он особенно любил. Она работает не просто для времяпровождения, но старательно, целеустремленно, от всего сердца.
Встреча с Иисусом сделала Тавифу свободной женщиной, Иисус, который Сам Себя назвал Истиной (Исаия. 14,6), сказал, что истина делает свободными и все, которых Сын Божий освободит, будут истинно свободны (Иоан. 8,32,36).
В этой свободе и живет Тавифа. Библия допускает возможность, что можно оставаться и незамужней. Но для нее, кажется, это не было поводом предаваться чувствам неполноценности, У нее не было надобности соперничать с замужними женщинами за равное положение, Она не завидует матерям с детьми.
Кто свободен, тот может развиваться согласно своему собственному нраву, Внутренне свободный человек счастлив и других может сделать счастливыми. Он является незаменимым членом общества, Такой женщине не нужно бороться за свои права или за какую-либо роль. Ей не нужно применять все усилия, чтобы стать кем-либо, Она уже является личностью.
Тавифа живет для других. Своим шитьем она помогает тем, кто в нужде. У Тавифы мало своих личных желаний, и потому она всегда счастлива и довольна. В Иоппии возрастает число благодарных Тавифе вдов, которые носят сшитые ею платья.
Вдруг случается непредвиденное. Тавифа занемогла и умирает. Зная, что ап. Петр, находящийся поблизости от Иоппии, обладает сверхъестественными дарами, вдовы посылают двух мужчин, чтобы привести его. Разве не было больных, которые исцелялись, как только тень Петра осеняла их? (Деян.5,15) Не исцелил ли он с Иоанном одного хромого? (Деян, 3,1-10). Петр, на которого возложены все надежды, приходит, В горнице, где лежит Тавифа, его окружают плачущие женщины. Они показывают платья, которые Тавифа сшила для них и объясняют, какую потерю означает для них ее смерть.
Об умерших часто говорят только хорошее. Но здесь видно, что эта потеря была для оставшихся действительно большим лишением, Любовь Тавифы пробудила во многих сердцах взаимную любовь, и это не могло быть иначе.
Петр делает то, что в подобных ситуациях делал Господь. Он высылает людей, молится и воскрешает Тавифу через силу Божию. Весть о воскрешении вытеснила все другие новости в Иоппии, Тавифа становится темой разговоров. «Вы слышали, — обращаются люди один к другому. — Тавифа опять живет. Петр воскресил ее!» Затем случается нечто удивительное. Люди начинают понимать: это чудо совершил Бог. Они прославляют не Тавифу или Петра, они славят Бога.
Многие люди благодаря этому событию познают пустоту своей собственной жизни. Они также желают верить в Иисуса Христа. Они начинают нечто понимать в настоящей ценности жизни. Они желают, как Тавифа, принадлежать Иисусу и становятся христианами, новыми людьми, рожденными для Царства Небесного.
«Что это в руке у тебя?» — спросил Бог Моисея в давние времена (Исх. 4,2-5).
Он ответил: «Жезл». Бог сказал: «Действуй этим жезлом, ты должен быть Моим слугой».
Если бы Бог спросил Тавифу: «Тавифа, что у тебя в руке?» — она бы вероятно ответила: «Иголка и нитки, Господи».
Бог показал бы ей тогда, что именно они являются ее орудием, чтобы служить Ему. Работа простой иглой и ниткой должна была дать ее жизни неограниченное, неизвестное дотоле богатое содержание.
В наши дни по всему миру имеются много объединений под названием «Тавифа», среди них большая интернациональная организация. Сегодня миллионы нуждающихся получают одежду и поддержку.
А кто может сосчитать женщин, которые были побуждены примером Тавифы, которые так же, как она, хотят делами доказать сущность Евангелия?
Достойный пример Тавифы будет всегда вдохновлять последователей Христа.
Чего более может желать ученица?
Сегодня опять был сон! Хотя и не связанный со св. Тавифой, я все-таки расскажу, тк поучительно весьма. Мне снится, что началась война. Страх, смятение, все куда-то бегут, собирают вещи, паника… и я в этой панике, в это мсовершенно не свойственном моему духу состоянии. И душа этому противится, а ум говорит: давай тоже беги, как все. И вот в какой-то момент, когда опасность уже близка, меня вдруг озаряет: НАДО МОЛИТЬСЯ! Я молюсь «Отче наш» много раз подряд… и все внутри а потом и вокруг затихает, вся суета, беготня, мнимая такая важная опасность… рай и тишина внутри! И тут я себя выкупаю, что это сон, и мысль: Ух, это сон! Ну можно прекратить молиться.
А лучше бы не прекращать…
Праведная Тавифа: жизнь по Богу
Праведная Тавифа Добродетельная и милосердная женщина из христианской общины в Иоппии, праведная Тавифа шила одежду и своими руками зарабатывала себе на пропитание, а также «творила милостыню»: шила для бедных сирот и вдовиц. Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о жизни святой. Кажется, искусная рука Промысла Божия преднамеренно оставила нам лишь эти тонкие очертания образа исторической Тавифы. Всего лишь несколько строк из «Деяний святых апостолов» (9: 36–42). Но и этого оказалось достаточно, чтобы Церковь прославляла святую как «небесномудрую ученицу и благоутробия Божия одушевленную икону». Достаточно, чтобы по ее смерти вопль отягченных горем вдовиц заставил апостола Петра войти к умершей и силой Божией возвратить ее к жизни, сказав: «Тавифа, встань!» (Деян. 9: 40)…
Мужество мучеников, крепость подвижников – всё это близко каждому христианину в силе терпения и молчания
А святая молчала. Она не дерзала брать на себя бремя учительства, не решалась на апостольские труды, только «во смирении глубоце дела милосердия творила, от самых лишь близких знаемая». Служила тем, что имела, что дал Бог. Не тяготилась обществом, не печалилась скромностью своих трудов, просто была благодарной. И это то, что более всего поражает в жизни любого святого, – удивительное умение молчать в ответ на самые неблагоприятные обстоятельства, на самые неудобные случайности. Смиренное принятие происходящего как должного и благодарение за всё посылаемое от Бога – ответ сильных не мира сего. И здесь главная сила – не судить, не пытаться вместо Бога решать, что мне в жизни более полезно, где я могу принести больше пользы. В конечном итоге именно это молчание придает смысл всем подвигам и трудам праведника. Оказывается, высота апостольской проповеди, мужество мучеников, крепость подвижников пустыни – всё это совершенно близко каждому христианину в силе терпения и молчания, в силе признания Бога Хозяином нашей жизни.
Праведная жизнь святой Тавифы в этом смысле являет для нас особо вдохновенный пример. «Радуйся, жено небесномудрая и богоприятная… Радуйся, ангельским ревнующая чином… Радуйся, яко тебе ради процвела Иоппия древняя… Радуйся, небесных добродетелей богосиянный столпе…» – восклицает церковный песнописец. Стоит только задуматься, что эти слова сказаны в честь простой женщины, смиренно помогавшей ближним своим рукоделием! «Печальных сострадание тихое…» – так обращается Святая Церковь к праведной Тавифе. И в одной этой фразе отображено величие подвига святой. Не придавая особого значения своим трудам, не дерзая учить и наставлять, она кротко исполняла заповеди Спасителя по отношению к тем, кто был рядом. И этим «непорочным житием, закона исполнением евангельскаго, благоплодная явилася в доме Божии маслина» и «содейственница учеником Спасовым»! Велико молчание праведника!
В конце времен одни будут говорить о величии своих дел …и в ответ неожиданно услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Другие же будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога будет поразительным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»
Здесь мы встречаемся с удивительной закономерностью духовной жизни. Оказывается, что в конце времен одни с уверенностью будут говорить о величии своих дел, совершаемых «именем Христовым», вопрошая Создателя: «Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но в ответ неожиданно услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Другие же, напротив, стыдясь ничтожности своей жизни, будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога на их молчание будет поразительным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).
В жизни праведной Тавифы величие подвига христианской жизни по Богу проявляется с особой ясностью. «Радуйся, Тавифо, сосуде, благодати исполненный!» – обращаются чтущие память святой. Тем самым снова и снова подтверждается самый существенный закон жизни: рядом с Богом нет ничего худого, ничего незаметного, бесполезного, но всё, принятое от Него с простотой сердца и смирением, достойно самого высокого звания – участника вечности, сына Всевышнего! Напротив же, каким бы благовидным и добродетельным ни казался подвиг, как бы ни превозносило общество тот или иной геройский поступок, авторитет – всё это без Бога не стоит ровным счетом ничего, потому что для вечности оно бесполезно!
Церковь празднует память святой праведной Тавифы
7 ноября Церковь чтит память святой Тавифы Иоппийской — праведной женщины и апостольской ученицы, жившей в I веке н.э.
Тавифа (что в переводе с еврейского означает «газель, серна») жила в Иоппии, современной Яффе. Она шила одежду для продажи, чтобы иметь небольшой заработок, и «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян 9:36), то есть жертвовала то, что сделала своими руками, нищим и обездоленным.
Святой Петр, исцеляющий калеку и воскрешающий Тавифу
Мазолино и Мазаччо, Капелла Бранкаччи, 1424
Однажды Тавифа заболела и умерла. В то же время недалеко, в Лидде, находился апостол Петр. Когда об этом узнали жители Иоппии, к нему были посланы два человека, чтобы умолить Петра приехать к Тавифе и помочь.
Когда апостол прибыл в город, его ввели в горницу, где находилось омытое тело усопшей праведницы. Вдовы, которые любили Тавифу за ее доброту и милосердие, со слезами на глазах показывали Петру одежды: рубашки и платья — которые она сделала для них своими руками.
Апостол приказал всем выйти и, опустившись на колени, начал горячо молиться Богу о даровании жизни умершей. «Тавифа, встань!» — сказал он, обращаясь к мертвому телу. В ту же секунду женщина открыла глаза и, увидев перед собой апостола, села. Жизнь вернулась к праведной, которую воскресил Петр. Он протянул ей руку и помог встать на ноги, что увидели многие жители Иоппии. Вскоре чудо, совершенное учеником Христовым, стало известно всему городу, и многие уверовали в Бога.
Считается, что святая праведная Тавифа является покровительницей рукоделия.
Сейчас на месте, где произошло чудесное воскрешение, находится подворье святой праведной Тавифы, которое в этот день отмечает свой престольный праздник.
Отец Игорь Пчелинцев о гробнице святой Тавифы в Яффо
Видеосъемка: Юлия Маковейчук. Монтаж: Екатерина Черкасова.
Самой высокой точкой Яффы, пригорода Тель -Авива, является колокольня храма, освященного во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы.
Праведная Тавифа — воскрешенная к жизни
Её история — одна из самых невероятных в Священном Писании.
Праведная Тавифа, как и четырехдневный Лазарь, была поднята Господом из гроба к земной жизни, но уже не Богочеловеком во плоти, а через святого апостола Петра. Её возвращение из мира мертвых — это еще и свидетельство о деятельной силе новозаветной Церкви. Церкви, основанной Самим Христом.
Вот как описано это событие в Деянии Святых Апостолов:
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника». (Деяния 9,36-43).
Путь Тавифы — еще и прекрасный ответ на спорный ныне вопрос, каким должно быть служение Богу.
Она прославилась тем, что шила одежду и раздавала затем эту одежду нищим и вдовам. Её очень любили и уважали. Когда женщина тяжело заболела, люди, узнав, что рядом с землями Иоппии проповедует святой апостол Петр, попросили о помощи.
Но гонцы с убедительной просьбой опоздали. Когда апостол пришел в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Он зашел в комнату, где лежало бездыханное тело Тавифы, то увидел как велика скорбь любивших ее — вдовицы, все бедные женщины, которым помогала умершая, окружили апостола и плакали, показывая ему рубашки и платья, которые она шила для них.
Они молили апостола Петра совершить чудо. Они верили всем сердцем в то, что Тавифа достойна такого чуда.
И по молитве святого апостола Петра Господь такое чудо совершил!
Чудо воскресения имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие уверовали в Иисуса Христа.
Уроки праведной Тавифы
Иногда достаточно с любовью сшитой для близкого человека рубашки, доброго слова и простой искренней поддержки. В этом как раз и есть жизненное, практическое понимание того, о чем писали все отцы.
Творить много милостынь по мере сил, помня о том, что Господь невозможного не требует, — казалось бы, это проще всего.
Но слово «милостыня», этимологически происходящее от «милость», подразумевает не только добровольное расставание с какой-либо материальной ценностью — оно не должно быть связано ни с гордыней, ни с желанием показать себя как великого благодетеля. И это не просто разовое оказание безвозмездной услуги, за которую наверняка и спасибо-то не скажут.
Милостыня — это, в первую очередь, готовность постоянно дарить горящий в тебе Божий свет каждому, не ожидая от него отдачи.
Тавифа и другие подвижницы христианства ранних веков умели это — без оглядки на то, как относились к «этим странным нищим» (а именно нищими называли себя братья и сестры первых общин) на просторах Римской империи…
Это тяжелый вопрос для тех, кто предпочитает «верить в душе», не веря на деле. Ведь жить по-христиански на самом деле всегда было очень трудно, особенно в языческие времена, когда выпало родиться этой святой.
Не зря святой апостол Павел во многих своих посланиях просто-таки умоляет первых христиан жить в мире друг с другом и по-хорошему удивлять язычников своим благочестием, этим же обращая их в истинную веру. И праведных, то есть угодников, подвизавшихся в миру, в святках гораздо меньше, чем мучеников и даже преподобных.
Никто не дерзает утверждать наверняка, какой путь к Богу тяжелее — стеснять себя в пустынничестве и тесной келье, или в миру с его соблазнами, живя семейной жизнью, пытаться подражать Безгрешному.
Но, возможно, человек гораздо слабее, когда вокруг правят бал страсти. Поэтому пример святой праведной Тавифы настолько важен для мирян. Особенно во времена, когда язычество снова пытается взять верх. Пусть не в виде поклонения идолам, но как культ доллара и прочих удовольствий — точно…
Поэтому в православных церквях и поют: «Днесь вера Христова утверждается камнем веры, и ликовствует в веселии Иоппия, псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии, видяще совершаемо велие чудо: первоверховный апостол глаголет, и умершая востает от гроба, юже Низложитель смерти дарует Церкви, да украшаются во образ ея добродетельми люди».
Она была обычным человеком, простой иоппийской женщиной, но сумела стать образом для многих поколений верующих. Она, казалось бы, не делала в своей жизни ничего чудесного и особенного, но превзошла очень многих своим подвижничеством.
Апостолом сотаиннице, милостивая Тавифо, /
обители женския начало положила еси /
и бедным одеяние была еси, /
послушнице смиренная, /
слову апостола Петра повинувшися, /
из мертвых силою Христовою возстала еси /
и ныне на Небесех светло празднуеши. /
Темже моли Христа Бога /
всем, поминающим тя, даровати живот вечный.
А самое главное — святая Тавифа молится о том, чтобы наши земли так же ликовали о всех нас…
Церковь была построена на участке, приобретённом при участии архимандрита Антонина в 1868 году. Еще до строительства церкви на купленной земле был построен странноприимный дом для православных паломников, прибывавших в Палестину через порт Яффа, выкопан колодец, посажены плодовые (апельсины, лимоны, маслины, гранаты, смоквы) и декоративные (кипарисы, эвкалипты, сосны) деревья
При раскопках в саду архимандриту Антонину и иерусалимскому архитектору Конраду Шику удалось найти гробницу праведной Тавифы с хорошо сохранившейся мозаикой византийской эпохи V—VI веков. Позже над гробницей была сооружена часовня:
4-я Неделя по Пасхе
Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев)
Проповедь
4-я Неделя по Пасхе, 18 мая 2008 г.
(Деян 9,32-42)
Русский перевод архимандрита Ианнуария:
32 И случилось так, что Петр, проходя все эти церкви, спустился и к святым, живущим в Лидде. 33 И там он нашел одного человека по имени Эней, уже восемь лет не встававшего с постели, так как был парализован. 34 И сказал ему Петр: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос! встань и убери свою постель». И он тотчас встал. 35 И увидели его все жители Лидды и Сарона, и все обратились к Господу.
36 А в Иоппии была некая ученица по имени Тавифа, что в переводе значит «Серна». Она была богата добрыми делами и щедро творила милостыню. 37 И в те дни случилось так, что она заболела и умерла. Ее омыли и положили в верхней комнате. 38 А так как недалеко от Иоппии была Лидда, ученики, услышав, что в Лидде Петр, послали к нему двух человек с просьбой: «Скорее иди к нам, не задерживайся!» 39 И Петр, встав, пошел с ними. Когда он прибыл на место, его повели в комнату, что наверху. И обступили его все вдовы, плача и показывая рубашки и плащи, которые делала Серна, когда еще была с ними. 40 Петр же, выслав всех вон и преклонив колени, помолился и, обратившись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» И тогда она открыла глаза и, увидев Петра, села. 41 Он же ей подал руку, помог встать и, позвав святых и вдов, представил им её живою. 42 И стало об этом известно во всей Иоппии, и многие поверили в Господа.
На первый взгляд сегодняшнее апостольское чтение из Книги Деяний рассказывает две истории, которые просты и понятны в каждом своем слове. Эти истории –замечательные свидетельства миссионерской деятельности святого Петра. Но более внимательный взгляд обнаруживает в этих простых историях более глубокий богословский подтекст.
Давно замечено, что многие евангельские рассказы, а также сообщения Книги Деяний больше похожи на иконы, чем на фотографии или зарисовки реалистической живописи. Икона, отбрасывая все случайное и несущественное, являет зрителю суть изображаемого. При этом иконописец использует некоторые известные каноны и символы. Так же и многие рассказы об Иисусе Христе и Его первых учениках, отбрасывая случайные элементы и развлекательную орнаментальность, изображают для читателя самую суть сообщаемого. И здесь евангелисты тоже используют определенные сложившиеся каноны с их легко узнаваемой символикой.
Евангелист Лука, автор Евангелия и Книги Деяний, преследует цель показать миссионерскую деятельность святых Апостолов как продолжение служения Господа Иисуса Христа. История Церкви Христовой в изображении Евангелиста – история действия Святого Духа, посланного вознесшимся Господом и наделившего Апостолов Своими благодатными дарами, в том числе «знамениями, чудесами и силами» (2 Кор 12,12). Чтобы подчеркнуть преемственную связь деятельности Апостолов с деяниями Иисуса Христа, Лука в качестве образцового канона своих повествований берет давно сложившиеся предания об Иисусе Христе.
Вот перед нами расслабленный Эней из города Лидда, расположенного недалеко от побережья Средиземного моря, куда с гористой местности спустился Апостол Петр. Апостол исцеляет расслабленного и приказывает ему: «Встань и убери свою постель» (Деян 9,34). Не напоминает ли нам это одно из первых чудес, совершенных Иисусом Христом, когда Он приказал исцеленному Им расслабленному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк 2,11)? Вот Петр спешно приходит в прибрежную Иоппию, которая недалеко от Лидды. Там он возвращает к жизни недавно умершую добрую женщину Тавифу, которая названа ученицей, то есть христианкой. Отдельные черты рассказа об этом чуде напоминают нам евангельскую историю об исцелении Иисусом Христом дочери Иаира, начальника синагоги. Громкий плач скорбящих по усопшей, приказ Иисуса Христа всем выйти вон, сам процесс воскрешения – все это повторено в рассказе о воскрешении Апостолом Петром Тавифы. Знаменательно, что переданные по-арамейски слова Господа «Талифа куми», что значит «Девица, встань!» (Мк 5,40-41) очень похожи на слова Петра «Тавифа, встань!». Различие всего лишь в одной букве. Разумеется, логично было бы предположить, что сам Апостол впоследствии рассказывал, каким образом он воскрешал Тавифу, и что он при этом произносил. (Ведь свидетелей события он выслал вон). Но разумнее предположить другое: Евангелист, наподобие иконописца, ставил перед собой не цель подробного бытописания, но богословскую цель наглядно, насколько это было возможно, показать, что Апостол продолжает деятельность Иисуса Христа, ибо он – уполномоченный посланник Господа и член Церкви как Тела Христова.
Важен еще один богословский акцент рассказов Евангелиста Луки. Апостол Петр в его изображении не только берет за образец действия Иисуса Христа, но и совершает чудеса силою Иисуса Христа. Он не говорит Энею: «Я исцеляю тебя!». Но говорит : «Исцеляет тебя Иисус Христос!». А перед воскрешением Тавифы он, «преклонив колени, помолился» (Деян 9,40). Не сила Апостола, но сила Победителя смерти могла исцелить расслабленного Энея и вернуть к жизни умершую Тавифу. Коленопреклоненная молитва Петра тоже происходила без свидетелей. Поэтому здесь мы снова можем предполагать «богословско-иконописное» творчество Евангелиста. Так было, ибо так должно было быть!
Наконец, – и это особенно примечательно, хотя далеко не всеми замечается, – очень важен в богословском отношении один глагол, который использует в своем рассказах Дееписатель Лука. При исцелении разбитого параличом Энея Апостол Петр приказывает ему: «Эней, встань!». И он тотчас встал с постели. При воскрешении Тавифы Петр приказывает ей: «Тавифа, встань!». И она тотчас села на постель. Вот этот глагол: «встань!». Каждому не знающему греческого языка прихожанину православных храмов известно по меньшей мере одно греческое слово, которое часто звучит в пасхальные дни именно по-гречески: «Христос анeсти!», то есть «Христос воскресе!», буквально же «Христос встал!», или более приподнято «Христос восстал!». Но тот же самый глагол звучит и в повелениях Апостола Петра: «Эней, анaстифи! Тавифа, анaстифи! Встань! Воскресни!». Это очень знаменательно. Разумеется, исцеление от паралича или возвращение к земной жизни, за которой рано или поздно все равно неизбежно последует смерть, по своей сути несопоставимы с Воскресением Христовым. Однако уже чудеса исцелений и воскрешений, совершенных Господом, Им же объяснялись как благие знамения грядущего спасения, начало которому было положено Воскресением Христовым. Эти знамения продолжают и воплощают в действиях Апостолы Христовы и другие последователи Иисуса Христа. Чудеса исцелений и сами по себе имеют очень большое значение для страдающих людей. Они также были и остаются одним из мощных средств евангельской проповеди и приведения многих людей к вере. Но, как справедливо указывал Апостол Павел, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15,14). Только в свете воскресения Христова чудесные исцеления обретают свой глубокий смысл знамений, указывающих на грядущее спасение. Эта мысль и подчеркнута в рассказах об Энее и Тавифе: возвращение здоровья и жизни в этом мире должны пониматься как радостные знаки того, что Бог, Который «воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор 6,14).
Однако мы знаем, что чудесные исцеления, – как встарь, так и ныне, – лишь капля в море исцелений, происходящих без непосредственного воздействия Церкви. Более того: чудесно исцеленные – лишь капля в океане неисцеленных, страдающих и умирающих людей. Мы знаем также слова Апостола Павла: «Дары различны, но Дух один и тот же … Каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор 12,4-7). Дары исцелений и чудотворений – лишь небольшая часть даров Святого Духа, дарованных Церкви. Разумеется, благие дела любви и помощи страдающим людям неотъемлемая черта жизни христианина в этом мире, ибо вера действует любовью (Гал 5,6). Но мы не должны также забывать, что задача Церкви – не благие дела сами по себе, не исцеления сами по себе, и не изобретение элексира земного бессмертия. Церковь – свидетельница и посредница Спасения. И в каждую эпоху истории Бог посылает Церкви такие дары Духа, которые наиболее действенны в пробуждении спасительной веры в людях. Рассказы о чудесных деяниях Апостола Петра – образцы того, как мы должны использовать те дары Святого Духа, которые даются каждому крещеному христианину, – пусть даже эти дары не столь яркие и наглядные, как в случаях, описанных в сегодняшнем апостольском чтении.
Особенности повседневной жизни православных на Святой Земле: к 150-летию подворья святой Тавифы в Яффе
«Никто здесь столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде, и в самом убежище, как поклонники русские», — писал императору Александру I в 1816 настоятель московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений. Чтобы исправить положение и была создана Русская духовная миссия. Одно из ее подворий — в честь святой праведной Тавифы — вот уже 150 лет находится в Яффе, и многие паломники из России именно отсюда начинают свое путешествие по Святой Земле. Как это место связано с новозаветной историей, чем оно поражает и какие проблемы приходится сегодня решать представителям миссии?
Святая, которую воскресил апостол Петр
Освящение Поклонного креста на празднование святой Тавифы –
день 150-летия прихода.
Колокольня храма святого апостола Петра и праведной Тавифы — самая высокая точка южного Тель-Авива. Полторы сотни лет назад, в 1869 году, начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел два соседних участка земли. Здесь был выкопан колодец, построен дом для паломников, которые прибывали на Святую Землю через порт Яффы, и разбит чудесный сад, в котором посадили столько фруктовых деревьев, что впоследствии доходы от продажи урожая практически покрывали все расходы на содержание подворья.
Лимоны в саду храма
Древнеримский писатель Плиний Старший, современник земной жизни Спасителя, в своей «Естественной истории» сообщает, что Иоппия Финикийская существовала еще до потопа. С этим городом связаны имена многих святых как Ветхого, так и Нового Завета: Ноя, Иафета, Ионы, апостола Петра и праведной Тавифы, римского центуриона (сотника) Корнилия. А еще российской великой княгини, преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. На иврите «яфа» значит «красивая». А еще в имени города слышится отзвук имени одного из младших сыновей Ноя — Иафета (Яфета).
Десница святой Тавифы
В Деяниях святых апостолов евангелист Лука рассказывает сразу о двух событиях, произошедших на этом месте, и одно из них — воскрешение апостолом Петром праведной Тавифы (Деян 9:36–43):
Мраморная скульптура в виде книги перед пещеркой святой Тавифы.
Надписи на нескольких языках: “Святая Тафива, моли Бога о нас!”
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.
Прихожанки и алтарники с иконами и хоругвями перед Крестным ходом
Другой рассказ — о чуде Сошествия Святого Духа в доме сотника Корнилия (Деян 10:11–16).
Прихожанки и алтарники с иконами и хоругвями перед Крестным ходом
В 1874 году, купив для подворья «обширный пустырь, когда-то холмистый, потом совершенно ровный, имевший фигуру параллелограмма» на месте древнего кладбища «Дарбатейн Табида» («Два переулка Тавифы»), архимандрит Антонин начал раскопки.
Крестных ход проходил из храма к пещерке святой Тавифы
и далее через цитрусовый сад к Поклонному Кресту
«Самое замечательное и ценное в этом владении — это раскопанный о. Антонином и Шиком подземный некрополь в одном из углов сада с массой интересных найденных там вещей, мозаиками и т. д., — писал архимандрит Киприан (Керн). — Это только подтвердило местное предание о том, что наш сад, или по-арабски «Дарбатейн Табита» есть не что иное, как место погребения праведной Тавифы, воскрешенной ап. Петром. Ежегодно в третье воскресенье по Пасхе, когда и читается этот отрывок из апостольских деяний, тут после богослужения арабы устраивают свою процессию к пещере Тавифы и так называемую фантазию, т.е. просто народное веселие».
Дорога от храма к пещере святой Тафивы. Слева вдоль стены – захоронения особо отличившихся прихожан и благотворителей.
Но вопрос о строительстве храма на участке решался мучительно долго — архимандрит Антонин подробно рассказывает об этом в своих дневниках. Нужно было получить разрешение турецких властей и благословение Иерусалимского патриарха.
Вход в пещеру святой Тавифы
Кстати, последний поставил несколько условий: в новом храме должны были получить антиминс (лежащий в алтаре на престоле плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, на котором совершается литургия. — Прим. ред.) именно от него, поминать его за литургией и обещать, что там не будет ни прихода, ни монастыря.
Пещера святой Тавифы
Закладной камень в основание храма был положен 19 октября 1888 года в присутствии великого князя Сергея Александровича Романова с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной, и великого князя Павла Александровича. В 1894 году церковь освятили. А два месяца спустя архимандрит Антонин, создатель Русской Палестины, отошел ко Господу.
«Иду к больным детям из России»
Ключарь подворья протоиерей Игорь Пчелинцев обозревает сад с колокольни
В наши дни пришедший в запустение сад на подворье пришлось буквально за ночь разбить заново, поскольку по израильским законам участок земли, не использующийся религиозной организацией по своему прямому назначению, может быть конфискован, а сообщать об этом местные власти имеют обыкновение в последний день.
Ключарь подворья протоиерей Игорь Пчелинцев под крики павлинов рассказывает, чем занимается его приход:
Ручной павлин – житель сада
— До 2011 года здесь не было никакого сотрудничества с больницами, никакого общения с больными детьми. Да, кто-то приходил в храм, исповедовался, причащался, но выхода вовне у нашей миссии не было. Правда батюшки из миссии в Иерусалиме дважды в год — на Рождество Христово и на Пасху — приезжали в одну из главных здешних больниц, причащали деток, дарили подарки. В России я часто ходил и в больницы, и в тюрьмы — куда угодно. А тут просто никто не ходил. Я поначалу думал: израильские больницы — как там будут относиться к православному священнику? Но потом понял, что народ там очень позитивно настроен. Обычно в любой больнице на входе охрана смотрит сумки, спрашивает, куда идешь. «Иду к больным детям из России». «Как здорово, что вы к ним ходите!» — говорит израильтянин-охранник. Хотя, казалось бы, ему-то какое дело…
Детское отделение больницы
Подворье праведной Тавифы давно дружит с благотворительным фондом Chance for Life, практически в одиночку занимающимся помощью детям из России, из СНГ, приезжающим в Израиль с неизлечимыми заболеваниями, преимущественно онкологическими. Каждую неделю подворье выделяет подопечным фонда продуктовые наборы, прихожане — в большинстве своем совсем не богатые по израильским меркам люди — стараются по возможности жертвовать и деньги. А денег нужно очень много — стоимость только нескольких курсов химиотерапии в израильских клиниках доходит до сотен тысяч долларов.
Волонтеры фонда возят детей из воскресной школы подворья в больницы к своим подопечным — показывают, что такое помощь ближнему, а детей из клиник — к отцу Игорю, причащаться и учить английский. А еще община храма святой Тавифы добилась, чтобы муниципальные власти Тель-Авива выделили социальное жилье бездомной семейной паре, нашедшей себе пристанище неподалеку от храма.
Отец Игорь причащает маленькую Дашу в больнице
— Вообще-то в еврейском сообществе очень высоко ценятся дела милосердия. Может, они больше ориентированы внутрь своей общины, но иногда перепадает и посторонним — заповедь-то помогать людям распространяется на всех. Поэтому там, где они видят, что наши дела несут добро, мир, мы получаем поддержку. Вот и нашим деткам помогают некоторые еврейские фонды: бесплатно выделяют лекарства, — говорит отец Игорь.
Он с удивлением рассказывает, что у него просят благословения мусульманки — сотрудницы израильской полиции, врачи-терапевты и не говорящие по-русски охранники госпиталей. И только уборщицы, смеется священник, здесь совсем такие же как у нас, дома:
— «Ходят тут всякие, вчера католики, сегодня православные — убирай за вами!» Чем-то таким родным повеяло. И ведь наверняка же сами — православные.
Дети после “Отче наш” ждут Причастия
На последнюю Пасхальную службу волонтеры по традиции привезли детей к причастию, а вместе с ними приехали в гости три мусульманские семьи. Их хотели потом отвезти в Яффу, даже договорились с духовенством мечети, но они не захотели.
— Они сказали: не надо, нам тут так хорошо, все так замечательно… И, когда все закончилось, вернулись обратно в больницу, — вспоминает Инна Бахарева, руководитель фонда Шанс на жизнь (Chance4life), которые занимается помощью больным детям-неизраильтянам.
«Мы помогаем людям здесь держаться друг за друга»
Постоянный шум машин, уличные попрошайки-арабы, выклянчивающие пару шекелей, множество вооруженных до зубов военных — вряд ли Святая Земля вызывает у оказавшегося здесь чужеземца ощущение, что его здесь ждут с распростертыми объятиями. И многие наши соотечественники, живущие в Израиле, зачастую остаются один на один со своей бедой.
На площадке перед храмом после службы: отец Игорь доступен любому, если надо поговорить и спросить совета, просто выслушать
— Что мы здесь сейчас, в XXI веке, делаем для людей? У тех, кто сюда приезжают, есть какой-то запас средств, какие-то планы, и в случае какого-то материального кризиса они скорее обратятся за помощью к государству. А вот что касается каких-то трудных жизненных, эмоциональных ситуаций, — тут уже идут за помощью к нам. Но в целом Израиль — совершенно нехристианская страна: здесь и культура отличается, и религия доминирует другая, и отношение к христианам, мягко говоря, прохладное.
Трудницы храма приготовили прихожанам чай и угощение после службы
Поэтому те, кто приезжают сюда, — особенно женщины, которые выходят здесь замуж — вынуждены либо ассимилироваться, либо, если они этого делать не хотят, терпеть уколы окружающих. И уколы эти бывают весьма болезненными, — делится глава пресс-службы Русской духовной миссии игумен Никон (Головко).
Игумен Никон (Головко)
— Хранить здесь православную веру иногда даже небезопасно, поэтому многие стараются ее не афишировать, даже дома завешивают иконы занавеской, чтобы не провоцировать соседей и гостей из местных.
Крестный ход к пещере святой Тавифы во время Всенощной
И для русских здесь наши храмы — островки, где они могут повидаться, поддержать друг друга и на исповеди высказать все, что обычно приходится держать глубоко в себе. У нас есть воскресная школа для взрослых. Собственно, это не совсем школа: прихожане после богослужения приходят сюда, мы устраиваем чаепитие, общаемся, отвечаем на вопросы. В общем, помогаем людям держаться друг за друга. Это большая нагрузка, и здесь она больше, чем в России.
Еще фотографии:
Тропарь праведной Тавифе Иоппийской глас 4 Днесь ве́ра Христо́ва утвержда́ется ка́менем ве́ры,/ и ликовству́ет в весе́лии Иоппи́я,/ псало́мски славосло́вят Жизнода́вца Сы́на Бо́жия ве́рнии,/ ви́дяще соверша́емо ве́лие чу́до:/ первоверхо́вный апо́стол глаго́лет,/ и уме́ршая востае́т от гро́ба,/ ю́же Низложи́тель сме́рти да́рует Це́ркви,/ да украша́ются во о́браз ея́ доброде́тельми лю́ди./ Прииди́те у́бо, христиа́не,/ принесе́м ко святе́й моле́ния на́ша:/ блаже́нная Тави́фо и милосе́рдная,/ вознеси́ на́ша воздыха́ния Пресвяте́й Тро́ице,/ и моли́ся со дерзнове́нием,/ да сы́нове све́та Преве́чнаго бу́дем,/ да сподо́бимся Бо́жия ми́лости,/ да пребыва́ем в любви́ Боже́ственней,// и да ца́рствует мир во вселе́нней. Перевод: Сегодня вера во Христа утверждается Камнем веры (Мф.16:18) и радостно торжествует Иоппия, псалмопением славят верующие Подателя Жизни Сына Божия, видя как совершается великое чудо: первенствующий апостол повелевает и умершая встает из гроба, ее же Низвергнувший смерть дарует Церкви, чтобы по ее примеру люди украшали себя добродетелями. Придите христиане, принесем ко святой молитвы наши: блаженная Тавифа и милосердная, вознеси наши скорби ко Пресвятой Троице и молись с дерзновением о том, чтобы мы стали сынами Всевечного света, удостоились Божией милости, пребывали в Божественной любви и во вселенной царствовал мир. Тропарь праведной Тавифе Иоппийской в Неделю о расслабленном глас 4 Апо́столом сотаи́ннице, ми́лостивая Тави́фо,/ оби́тели же́нския нача́ло положи́ла еси́/ и бе́дным одея́ние была́ еси́,/ послу́шнице смире́нная,/ сло́ву апо́стола Петра́ повину́вшися,/ из ме́ртвых си́лою Христо́вою возста́ла еси́/ и ны́не на Небесе́х све́тло пра́зднуеши./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га// всем, помина́ющим тя, дарова́ти живо́т ве́чный. Перевод: Ты участвовала в Таинствах вместе с Апостолами, милостивая Тавифа, положила начало женской обители, была защитой для бедных, смиренная послушница, повиновавшаяся слову апостола Петра, ты воскресла из мертвых силой Христа и сейчас на Небесах радостно празднуешь. Потому моли Христа Бога даровать жизнь вечную всем, вспоминающим тебя. Кондак праведной Тавифе Иоппийской глас 4 Ужаса́хуся Иоппи́йстии лю́дие, и дивля́хуся А́нгели Бо́жии,/ егда́ Исцели́вый Енне́я воззва́ от ме́ртвых се́рну нарица́емую, милосе́рдием преукра́шенную,/ о не́йже к нему́ взыва́ху вдови́цы неиму́щия./ И ны́не, Тави́фо блаже́нная, услы́ши моли́твы на́ша, к тебе́ приноси́мыя,/ и испроси́ у вся́ческих благ Пода́теля ми́лости и щедро́ты ве́рным Его́,/ да блажа́ще тя, вопие́м ти:// ра́дуйся, доброде́тели нас науча́ющая. Перевод: Ужасались люди в Иоппии и удивлялись Ангелы Божии, когда Исцеливший Энея (Деян.9:32-34) призвал из мертвых зовущуюся серной (Деян.9:36), украшенную милосердием, о ней же взывали к нему (Петру) бедные вдовы. И сейчас, Тавифа блаженная, услышь молитвы наши, к тебе приносимые, и испроси у Подателя всяческих благ милости и сострадания верующим Его, да прославляя тебя взываем: «Радуйся, научающая нас добродетели». Ин кондак праведной Тавифе Иоппийской глас 8 Первонача́льная Це́рковь ликовству́ет,/ Иоппи́я тобо́ю, Тави́фо, просвеща́ется,/ из ме́ртвых твоему́ воскресе́нию ра́дующися,/ и мы, па́мять твою́ ны́не пра́зднующе,/ сла́вим Победи́теля сме́рти – Христа́ Бо́га,// о́бщаго свята́го Воскресе́ния ча́юще. Перевод: Первохристианская Церковь радуется, Иоппия тобой, Тавифа, просвещается, твоему воскресению из мертвых радуясь, и мы, память твою сегодня празднующие, славим Победителя смерти — Христа Бога, ожидая всеобщего святого Воскресения. Молитва праведной Тавифе Иоппийской О, пресла́вная учени́це Христо́ва, све́тлая звездо́ Иоппи́йская, свята́я пра́ведная Тави́фо! К тебе́, ны́не на Небесе́х су́щей, с ве́рою притека́ем в моли́тве, ты же, я́ко ми́лостивая в жи́зни свое́й бы́вша, не лиши́ и нас, смире́нных, милосе́рдия твоего́. Принеси́ усе́рдныя моле́ния твоя́ Спаси́телю всех, Христу́ Бо́гу, да да́рует нам, хла́дным, любо́вь, малове́рным – те́плую ве́ру, леня́щимся – ре́вностное трудолю́бие, гордя́щимся – ти́хое смире́ние, иноки́ням – свято́е послуша́ние, нача́льствующим – ра́зум и милосе́рдие, боля́щим – здра́вие и облегче́ние, бе́дным – по́мощь и заступле́ние, уныва́ющим – Бо́жие упова́ние, оби́телям – мир и спасе́ние, лю́дем – во благо́м поспеше́ние, всем в ско́рбех – утеше́ние. Наипа́че моли́ Го́спода на́шего, апо́столом Петро́м тя воскреси́вшаго, да и мы сподо́бимся по о́бщем всех Воскресе́нии ста́ти в Це́ркви Его́ одесну́ю и с тобо́ю сла́вити Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь. https://azbyka.ru/days/sv-tavifa-ioppijskaja #ЖитияСвятых