Содержание
- Что значит «нести свой крест» и обязательно ли страдать?
- До радости надо дорасти
- «Тебе легко рассуждать!»
- Кто виноват
- Распятие — римский способ применения смертельной казни
- Нести крест — это напрямую связано с проповедью Евангелия
- Нести крест означает постоянно удаляться от страха смерти
- Нести крест означает решительно проповедовать
- Нести крест означает полное послушание Христу ради Евангелия
- Не можешь быть спасен, если не хочешь нести крест
- Различная жертва
- Одинаковое отношение
- Когда приходит время взять свой крест?
- Умирал ли Бог на кресте?
-
КРЕСТЫ НАПЕРСНЫЕ. Выбираем подарок для священнослужителя правильно.
- Подарки, в большинстве случаев, тема очень деликатная. Особенно, когда хочешь поздравлять священнослужителя, тема подарка становится не только деликатной, но и весьма сложной. Есть масса праздников, на которые принято поздравлять священнослужителей. И их необходимо знать, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Итак, в какие праздничные дни можно дарить подарки священнослужителю?
- День рождения, именины (или день Ангела, в православии называется – день тезоименитства). Это день, в который Церковью почитается память святого, в честь которого крещен священник. Если священник монах (иеромонах, игумен, архимандрит), то это день памяти святого, в честь которого он принял постриг.
- День рукоположения. Дата, когда семинарист (или монах) становиться служителем Церкви Господа Нашего.
- Престольный день храма или монастыря — день, когда Церковью чтиться память события, связанные с Господом, Богородицей или святыми. Таких дней может быть несколько. Если это монастырь, то в нем может быть несколько храмов. Дат тоже может быть несколько, если храм назван в честь одной из почитаемых икон Богородицы.
- Основные праздники года: Пасха и Рождество.
- Наперсный крест всегда желанный и дорогой сердцу подарок для священнослужителя, независимо от того, в каком сане он служит. Но для того, чтобы точно понимать можно или нельзя дарить священнику тот или иной крест, необходимо знать, что есть крест наперсный?
- Нательные или наперсные, носимые поверх одежды кресты – енколпии, изготовленные из меди, латуни, серебра или золота, с использованием драгоценных камней или эмали.
- Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста – знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни.
- Наперсные кресты для священников в Русской Православной Церкви появились сравнительно недавно. До XVIII века наперсные кресты имели право носить только епископы. Поскольку одежда священников практически не отличается от одежд диаконов и монахов, отличием священников от других духовных лиц становится крест. Кресты священники носят поверх риз за богослужением, но могут носить и в повседневной обстановке поверх рясы.
- Отличительным нагрудным знаком епископа является панагия. Панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями. В повседневной обстановке епископы носят только панагию, а за богослужением панагию и крест наперсный. Это знаки высшей власти в церкви.
- Православное духовенство имеет свои знаки отличия, по которым их можно различать по чинам и званиям.
- Крест Иерейский
- Этот крест, возлагаемый при иерейской хиротонии.
- Крест иерейский восьмиконечный, может быть изготовлен из серебра или латуни, без позолоты, белого цвета или покрытый чернением с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»); в концах широкой перекладины «IС, ХC» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной – «Ника» (греч. – победа). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим. 4:12). Лета 1896, мая 14 дня». Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части.
- Кресты наперсные без украшений носят священнослужители двух санов — Иереи и Протоиереи.
- Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Иерей получает благодать совершать все таинства (т.е. без них совершение таинств Церковью невозможно), кроме таинства рукоположения ,так как рукоположение во иереи может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время Литургии.
- Таинство священства, как и другие таинства, установлено Христом. Апостол Павел свидетельствует, что Спаситель «поставил …иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», то есть Церкви (Еф.4.11-12). Апостолы рукоположили первых епископов, пресвитеров и диаконов.
- Крест Протоиерейский
- С в ХIХ века протоиереям стали воздаваться, как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам. Наперсный четырехконечный крест с цепью. Такие кресты могут быть украшены позолотой, либо быть полностью позолоченными, но без драгоценных камней, без короны (оглавия) и подвески (капли).
- Протоиерей (греч., священник, первосвященник) – правительственная степень, даруемая пресвитеру (священнику, иерею) белого духовенства в качестве награды за особые заслуги. Посвящение в протоиерея производится через рукоположение, или хиротесию. В таинстве священства иерею, через возложение на него рук епископом, подается особая благодать – на священнослужение. Как правило, протоиерей является настоятелем храма (старшим священником).
- Кресты с украшениями
- Крест с украшениями отличает, главным образом наличием оглавия и подвески, а также использование в декоре разнообразных камней, позолоты и эмали. Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи – перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину.
- Кресты наперсные украшают камнями или эмалью разных цветов. Это зависит от того, в честь какого праздника или события идет Литургия. Каждый цвет несет в себе определенную символику, о которой необходимо знать при выборе наперсного креста в подарок священнослужителю.
- Голубой цвет — цвет неба, цвет Божией Матери в знак того, что Она носила в Себе Небожителя Иисуса Христа. На все праздники, связанные с Ее святым именем, а также праздники, когда чтится та или иная икона Богородицы, нужен крест с небесно-голубым цветом.
- Фиолетовый цвет — в таком цвете служат в дни памяти Креста Господня и некоторые Великопостные службы.
- Красный цвет — символ любви Божией к человеческому роду. Поэтому в красном служат Пасхальную Литургию и всю Светлую Седмицу. Красный – это еще и цвет крови, в таком облачении служат в дни памяти мучеников, всех, кто пострадал за веру в Христа.
- Зеленый цвет — символ животворящего соединения человека с Христом через богоугодную жизнь. Такой цвет облачения и крестов принят на Троицу, в Вербное воскресение, в день Святого Духа и во все дни памяти преподобных святых.
- Оранжевый, желтый цвета — символизирует Царскую Славу Христа, величие и достоинство. В желтом облачении служат Литургию в воскресные дни, в дни памяти святых Апостолов и Святителей.
- Черный и белый цвета. Черный — символ отречения от пышности, мирской суеты, цвет покаяния и плача о грехах, поэтому в черном служат в дни Великого поста. Белый — символ Божественного Света. Священники облачаются в белое на Преображение Господне, Рождество Христово, Крещение Господне, Вознесение Господне, в начале Пасхальной утренней, а также на все праздники, связанные с Небесными силами (Архангелами). В белом служат также при Таинствах Крещения и на погребении.
- Наперсные кресты-мощевики
- Наперсный крест – мощевик (энколпион) нужен для хранения мощей и других святынь, внутри он полый. Современные мастера изготавливают его из серебра, золота, украшают драгоценными камнями. Мощи, находящиеся внутри, передают свою огромную энергию и поддерживают человека в каждую секунду его жизни.
- Кресты наперсные кабинетные
- В начале ХIХ века священников стали награждать, в особых случаях, крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Иногда, они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.
- Кабинетный наперсный крест, в отличие от обычного, удобен в ношении, так как высота его не превышает 10 сантиметров. Такой крест может быть украшен как позолотой, так и камнями с эмалью. Носить кабинетный наперсный крест могут священники, находящие в сане, от протоиерея и выше.
- Священник – посредник между Богом и человеком, восстанавливающий прерванный союз людей с Богом. Он имеет «благодать и силу всемогущего ходатайства единственного Ходатая Бога и человеков – Иисуса Христа, то есть Сам Христос через него ходатайствует».
- Служение для священника – это не просто значительная часть его жизнь, это образ и смысл жизни. Это не просто работа, а нечто гораздо большее.
- Подобно тому, как священник свершает Таинство, то есть свершает по всем правилам, так и подарок для него следует выбирать по правилам, со смыслом и любовью.
- Высшая награда священника
Что значит «нести свой крест» и обязательно ли страдать?
Любой православный человек назовет свои или чужие испытания крестом, без запинки скажет, что Господь никому не дает крест выше его сил. Но многие не выдерживают испытаний, и даже у верующих это часто вызывает чувство протеста. Почему это происходит? Что такое жизненный крест, обязательно ли он связан со страданиями? На эти вопросы «Нескучному саду» отвечает настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь ГАГАРИН.
До радости надо дорасти
— Отец Игорь, если у каждого, как учит Церковь, свой крест, значит ли это, что христианин обязательно должен страдать?
— Об этом Сам Господь говорит: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал: ибо кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 34-35). А вспомните, чем был крест в то время. Символом позора — на кресте распинали бунтовщиков, беглых рабов и разбойников. Римских граждан не распинали (поэтому и апостола Павла не распяли, а Петра распяли), смерть на кресте считалась самой унизительной. То, что Господь пошел на это унижение, говорит о величии Божией любви к нам. Тогда даже апостолы не могли понять этот высший смысл креста, он открылся людям только после Воскресения. Но гонения на Христа начались до Голгофы, когда Его изгоняли из городов. И говоря о кресте, Он призывает быть верными Ему, идти за Ним даже в страданиях.
Это не значит, что к страданиям надо стремиться. Опять же Господь Сам подает нам пример правильного отношения к ним: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39). И мы по Его примеру за каждой Литургией молимся: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды…» Но при этом в молитве Оптинских старцев, которую многие из нас включают в утреннее правило, мы читаем: «Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя святая воля». Думаю, смысл этих слов и в том, что мы просим Господа дать нам силы принять свою скорбь как крест. Принять с верой и смирением и достойно понести.
— Всегда ли крест — скорбь? Разве супруги друг для друга не крест? Или дети для родителей? При этом у кого-то семейная жизнь складывается счастливо, дети радуют.
— Думаю, когда в семье все хорошо, ни муж про жену, ни жена про мужа не скажет, что это его или ее крест. Такие сравнения приходят в голову, когда во взаимоотношениях возникают проблемы. Понимание, что эти испытания попущены Богом, поможет достойно нести их, с Божией помощью наладить отношения, сохранить семью (заметьте, неверующие люди в большинстве таких случаев разводятся). Тяжелая болезнь одного из супругов для другого тоже, конечно, крест. Но я считаю, что и тогда ни в коем случае не надо говорить в лицо: «Ты мой крест». Никого эти слова не вдохновят.
Я слышал разные объяснения понятия «жизненный крест». Одно из них такое: крест — некоторый Божий замысел о конкретном человеке, который может очень сильно отличаться от его собственного замысла о себе, его жизненных планов. Если человек покорится Божьему замыслу и пойдет путем, который уготовал для него Господь, он понесет свой крест. Не могу сказать, что такое объяснение креста неверно. Но я понимаю крест именно как горькую составляющую нашей жизни, которую принимаю с благодарностью, понимая, что эта горечь в конечном счете обращается в сладость. Не на смену горечи придет сладость, но она уже присутствует в горечи. Чем глубже вера, тем лучше человек это понимает. Выражение «нести свой крест» стало крылатым, его часто употребляют и неверующие люди. Умом и они понимают смысл креста. Но понять сердцем и принять его можно только во Христе. У священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) есть удивительные слова: «Я полюбил страдание». Это, на мой взгляд, уже высочайший духовный уровень, когда страдание перестает быть чем-то удручающим, а приносит, наоборот, радость во Христе.
— Но есть люди, прожившие долгую жизнь без серьезных страданий.
— Слава Богу! Но все же мы видим только внешнюю сторону их жизни, не знаем, что в душе происходило. Я убежден, что скорби в жизни каждого человека неизбежны — так устроен наш мир. Об этом Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16: 33). И апостол Павел учил, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Земная жизнь — подготовка к жизни вечной. Невозможно сформироваться для вечности без опыта скорби и страданий. Но надо выстраивать отношения с Богом в семье, на работе, с соседями, меняя свое сердце, отношение к ближнему. Многие же неофиты надеются приблизиться к Богу через внешние перемены. Отец Иоанн (Крестьянкин) называл это поиском самодельного креста. И искусственное стремление к страданиям — тоже самодельный крест. Страдания сами нас найдут. Преподобный Парфений Киевский, аскет и молитвенник (кстати, очень жизнерадостный человек), переживал, что в его жизни нет страданий. И однажды даже спросил митрополита Филарета (Дроздова), спасется ли он. Ведь никто не преследует, не гонит его, напротив, все любят! Святитель ответил: какие еще скорби и гонения нужны тебе, когда ты сам так себя гонишь и утесняешь.
А зачем искать крест как произвольные страдания? Ведь если человек просто решит жить по совести и ни при каких обстоятельствах от ее требований не уклоняться, у него в нашем мире уже столько проблем возникнет, что никаких дополнительных крестов не потребуется. Вообще, жить по Евангелию и избежать при этом трудностей и скорбей едва ли возможно.
Любой отказ ради Христа от чего-то такого, от чего предпочел бы не отказываться, это тоже — крест. И в то же время — радость. Вот Великий пост… Неверующим он представляется мучением, они во время поста искренне сочувствуют нам: «Бедные, как вы себя мучаете!» А мы знаем, какой радостью оборачивается для души это некоторое ущемление тела.
Но и до понимания радости поста надо дорасти. Человеку ведь свойственно бросаться в крайности. Например, у одной моей прихожанки заболел ребенок, и она просила благословения целую неделю вкушать только хлеб и воду. Желание благое, но я спросил ее, всегда ли она соблюдает среду и пятницу. «Нет, ну что вы!» — ответила она. Я и предложил ей начать с того, чтобы всегда, а не только на время болезни ребенка, соблюдать среду и пятницу. А такими неразумными рывками себя можно и до истощения довести, и до нервного срыва. Не нужно сразу подражать древним подвижникам, начните с малого. И это тоже будет крестом.
«Тебе легко рассуждать!»
— Говорят, что Господь не посылает испытаний выше человеческих сил. Почему же тогда некоторые люди не выдерживают своего креста, отчаиваются, ропщут, даже кончают жизнь самоубийством?
— Очень сложный вопрос. Мне часто приходится исповедовать и причащать болящих. Страдания их, действительно, кажутся порой невыносимыми. Если я начну говорить о смысле и ценности креста, такой человек скорее всего подумает про себя: «Тебе легко рассуждать, ты-то не страдаешь. Сейчас причастишь меня и побежишь дальше по своим делам — здоровый и молодой. А мне тут еще неизвестно сколько мучиться». И ведь будет прав! Рассуждать о страданиях может только тот, кто сам в данный момент страдает, только его слово может убедить. То есть по сути ответить на ваш вопрос может только Сам Христос. И когда я прихожу к больному человеку, то стараюсь помочь ему встретиться с Христом. Не говорю от имени Христа, что надо претерпеть, а стараюсь, чтобы он лично встретил Христа, услышал Его. Только человеческими силами тут не поможешь, гораздо больше надежды на Божию благодать, которую мы получаем в Таинствах. А если перед причастием прочитать тяжелобольному назидательную проповедь с прозрачным намеком на его маловерие, велика вероятность, что причастится он отнюдь не с сокрушенным и смиренным сердцем. По моей вине! Не нравоучение нужно страдающему, а утешение, сочувствие. Тогда есть надежда, что таинство он примет с верой, и благодать Божия коснется его сердца, он сам почувствует, что крест, данный ему Господом, не превышает его сил. Мой же долг перед причастием выслушать его исповедь и, как бы он ни роптал, с любовью сказать ему: «Я понимаю, как тебе тяжело, но постарайся, если веришь мне, лично встретиться с Христом».
— Вы считаете, священник никогда не должен говорить человеку, что его страдания — это его крест?
— Я это иногда говорю людям, но ни в коем случае не категорично. Например, болеет человек, я предлагаю ему молиться об исцелении и сам обещаю помолиться (и молюсь), но иногда добавляю: «Мы не знаем, но, возможно, это ваш крест, тогда придется смириться и нести его». Не каждому можно это сказать, кого-то и такие осторожные слова травмируют, а наша задача — поддержать человека морально, помочь ему не отчаяться. Того, кто укреплен в православной вере, может поддержать напоминание о том, что воля Божия о нас часто не совпадает с нашими желаниями. Но не надо понимать крест как что-то постоянное, неизменное. Бог есть Любовь, Он вовсе не хочет, чтобы мы мучились, а попускает страдания в надежде, что они помогут нам переосмыслить свою жизнь, измениться, выйти на другой духовный уровень. Я бы сравнил крест с хирургической операцией. Хирург делает пациенту больно, чтобы вернуть ему здоровье, насколько это возможно. Крест — тоже операция, но на душе. Больной душе! Если человек перенес ее правильно, под влиянием болезни произошла переоценка ценностей, возможно, он больше не нуждается в этом кресте, и Господь от него избавляет. Приходят другие кресты, например, болезнь близких. Значит, сегодня для духовного роста человек должен научиться состраданию, жертвенной любви к ближнему. В этом смысл креста — в нашем духовном возрастании.
Многим людям страдания помогли прийти к Богу в зрелом возрасте. А кто-то, наоборот, из-за этого еще больше озлобился. Мне кажется, что страдания высвечивают суть человека. Бог любит всех, стучится в каждое сердце, но уважает свободу выбора.
Кто виноват
— А как понять, попущены страдания Богом или ты сам виноват в них?
— Они в любом случае попущены Богом, но это не отнимает элемента нашей вины. Несколько лет назад я причащал мужчину, умиравшего от цирроза печени. Ему еще не было пятидесяти, до болезни он много пил. В таких случаях причина болезни очевидна. И он признал, что сам виноват, сам довел себя до смертельной болезни, покаялся, причастился и вскоре мирно отошел ко Господу. А не будь у него цирроза, возможно, прожил бы еще несколько лет, но продолжал пить и закончил бы свою жизнь где-нибудь под забором, без покаяния. Безусловно, он сам довел себя до болезни, но болезнь эта стала для него благом.
Это, конечно, исключительный пример. Но в любом случае болезнь, скорбь — повод для осмысления своей жизни, анализа, поиска ошибок и, главное, для покаяния. Об этом прекрасно говорит апостол Иаков: «С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1: 2-4). И в этой же главе он указывает причину наших скорбей: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 13-15).
Но речь, конечно, идет о греховности падшей человеческой природы. Утверждение, что любая болезнь послана человеку за его конкретные грехи, мне кажется примитивным. А ведь и в некоторых современных православных книжках такое можно прочитать. Интересно, как авторы объяснят болезни преподобных Амвросия Оптинского, Серафима Саровского, многих других святых? Один батюшка остроумно заметил, что если бы все праведники были здоровыми и крепкими, а грешники — хилыми и больными, то любой человек в здравом уме без раздумий присоединился бы к верующим. А в жизни, как мы знаем, часто бывает совсем не так.
— Борьба с трудностями, сопротивление обстоятельствам — это не отказ от жизненного креста? Например, Церковь всегда благословляла обращаться к врачам. Но известны случаи, когда праведные люди отказывались от необходимой операции, целиком полагаясь на волю Божию.
— Да, некоторые святые отказывались от помощи врачей. Честно скажу, мне это самому непонятно. Наверное, им были какие-то откровения от Бога. И даже у святых такие случаи единичны — большинство, заболев, лечились. Тем более недопустимо отказываться от лечения мирянам, семейным людям. Это не смирение, а безответственность перед близкими, самодельный крест. И я бы даже сказал, что медленное самоубийство. Как и вообще пренебрежительное отношение к своему здоровью, которое тоже Божий дар.
Если отец семейства, потеряв работу, не ищет новую, а «смиряется», он тоже придумывает себе самодельный крест. Смирение, принятие креста — отнюдь не бездействие, но правильное отношение к испытаниям, скорбям. Например, у одной знакомой бабушки несколько лет назад дочь заболела раком. Она молилась о ее исцелении, не жалела денег на лечение, ухаживала за ней, поддерживала морально, но по ее настроению я чувствовал, что она полностью полагается на волю Божию. И когда дочь умерла, она, конечно, переживала, но у нее не было и тени ропота на Бога. Вот так и нужно относиться к скорбям. По возможности сопротивляться, молить Господа об избавлении, но, как бы ни сложились обстоятельства, принять их с верой в мудрость Божьего Промысла.
— Миссионеры обычно говорят о радости, а священники в проповедях — о страдании. Некоторых новоначальных это разочаровывает. Мол, как же так, обещали радость, а теперь призываете страдать?
— Большинство в Церковь приводят скорби. На исповеди примерно три четверти людей делится со мной чем-то очень тяжелым и страшным из своей жизни. И я обязан отзываться на вопросы прихожан в своих проповедях. Когда я говорю о необходимости терпеть скорби, я не призываю искать страдания тех, кто пришел в Церковь в радости, от любви к Богу. Но таких меньшинство. А большинство я призываю не отчаиваться, через страдания пересмотреть свою систему ценностей и поскорее выйти на новый уровень понимания — духовный. Конечно, искать страдания ненормально, противоестественно, противно человеческой природе и здравому смыслу. Христианство — религия радости. Когда мы крестим человека — помазываем его елеем радования. А что такое Евангелие? По-гречески — благая, то есть радостная, весть, информация, ознакомившись с которой, человек должен обрести радость. Но не искусственную радость, которую рекламирует глянец. Искусственную потому, что при малейшей неурядице такая «радость» обращается в скорбь, уныние, раздражительность. А радость во Христе — подлинная, ее не могут отнять у нас никакие скорби и испытания.
СПРАВКА
Протоиерей Игорь ГАГАРИН родился в 1959 году в Харькове. В 1981-м окончил факультет русского языка и литературы Орехово-Зуевского педагогического института, в 1984-м заочно — факультет английского языка МОПИ. Десять лет преподавал в школе русский язык и литературу, работал завучем школы. В 1991 году рукоположен в диакона и священника, назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области. Заочно окончил Коломенскую духовную семинарию. Преподает православную педагогику в Коломенской духовной семинарии и Закон Божий в православной гимназии им. священномученика Константина Богородского в Ногинске. Автор книг «Любить, а не искать любви», «Восстань, душа, что спишь!», «Гореть, а не тлеть».
Распятие — римский способ применения смертельной казни
Вопрос:
Пожалуйста, дайте объяснение, что значит для христианина нести крест, согласно словам Иисуса Христа, который говорит, что кто не берет крест и следует за Ним, тот не достоин называться Его учеником.
Я слышал, что это относится к исполнению заповеди о распространении Евангелия, но все же, в Библии есть больше текстов, которые отображают различные аспекты того, что значит взять крест и следовать за Иисусом, относительно отношения к нашей жизни, к нашим родственникам и к богатству, материальному состоянию.
Перед тем как затронуть эту тему, очень важно вспомнить еще раз одну очень хорошо известную истину, что распятие на кресте было римским способом смертельной казни и этот ужасный способ был широко применяем и известен. Почти за 100 лет до распятия Иисуса Христа, римляне распяли всех участников восстания Спартака, которые были пойманы и таким образом, дорога из Сицилии в Рим была заполнена по обоим сторонам распятыми — ужасная картина, с помощью которой они пытались внушить страх всем рабам империи, чтобы даже мысли не было о попытке восстания против существующей системы того времени. Во времена Иисуса Христа, был широко известен этот жестокий способ наказания, который использовали римляне. Важной деталью для нашей темы является тот факт, что после того, как человека приговаривали к смертной казни через распятие, после вынесения приговора, осужденный должен был сам нести крест до места казни, как и повествует Библия об Иисусе, с которым римляне поступили так же, как и с любым другим осужденным на смерть.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.
(Евангелие от Иоанна 19:14-17)
Крест нес человек, осужденный на смерть, и нес с места объявления приговора до места исполнения приговора. Нести крест означает идти по дороге где ты был осужден на смерть до места где ты будешь казнен. Перед своим распятием, Господь Иисус говорил много раз Своим ученикам, что они должны нести крест. Давайте посмотрим некоторые случаи, где Иисус Христос говорил это, чтобы понять смысл, который Спаситель вкладывал в это выражение.
Нести крест — это напрямую связано с проповедью Евангелия
Первый раз в Новом Завете эти слова Иисуса упомянуты в 10 главе Евангелия от Матфея, когда Спаситель призвал 12 апостолов и послал их проповедовать Евангелие, но сначала Он говорил о проблемах, которые придут во время их проповеди. Сначала Он говорил о том, как необходимо вести себя с людьми и как относится к ним, затем как относиться к материальным нуждам и начиная с 16 стиха Он уже говорит о том, как будут преследовать тех, кто проповедует Евангелие и как вести себя во время этих преследований. Вот что произойдет с истинными учениками Христа, по той причине, что они будут проповедовать Евангелие:
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
(Евангелие от Матфея 10:21-22)
Нести крест означает постоянно удаляться от страха смерти
Когда кто-то принимает решение следовать за Иисусом Христом и идти к людям с Евангельской вестью, он должен полностью осознавать, что это решение включает в себя опасность быть убитым, только за проповедь Евангелия. Другими словами, человек, решивший быть учеником Христа и проповедовать Евангелие, должен сам себе вынести смертный приговор и оставшуюся жизнь жить как так, как будто он умер для себя и живет полностью для Христа, будучи готов быть убитым в любой момент за Евангелие. Господь Иисус, когда посылал учеников на служение, сказал им:
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
(Евангелие от Матфея 10:27-28)
Нести крест означает решительно проповедовать
Евангелие под давлением преследований
Некоторые люди думают, что с того момента, как они стали христианами, они будут жить очень тихо и мирно. Частично это верно, потому что Господь Иисус дает в сердца мир, который превыше всякого человеческого разумения. Но что касается отношений с людьми, с обществом, даже близко не жди тихой и стабильной жизни. Жизнь со Христом требует цены, как сказал Иисус:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его.
(Евангелие от Матфея 10:34-36)
Может ты уже испытал это. Поскольку ты стал христианином, братья или родители, или невестка, или свекровь, или кто-то другой из твоего дома сказал тебе, что не хочет больше знать тебя, и что ты стал врагом для них. Прилепись покрепче к Господу, не оставляй сразу же проповедовать истину Евангелия, благодаря которой ты был спасен от вечного наказания. Не оставляй Иисуса Христа и не прекращай говорить людям Евангелие по причине преследования со стороны домашних, родственников и близких людей. Господь Иисус сказал:
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.
(Евангелие от Матфея 10:37)
Нести крест означает полное послушание Христу ради Евангелия
Как я уже говорил ранее, после объявления приговора, осужденный на смерть брал свой крест и нес его до места казни. Христианин, заключая завет с Иисусом Христом, должен подписать себе смертный приговор. Это не значит, что он должен искать смерти, но значит, что он должен быть постоянно готов умереть ради Христа и Евангелия, как и сказал далее Иисус:
Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
(Евангелие от Матфея 10:38-39)
Не можешь быть спасен, если не хочешь нести крест
Библия описывает следующий случай:
Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
(Евангелие от Марка 10:17-22)
Как видим отсюда, этот человек хотел наследовать жизнь вечную и правильно жил. Но этого не было достаточно. Господь Иисус не имел нужды в его имении, но Он увидел, что имение было идолом для него, который и остался привязан к нему. Любовь к имуществу не позволяла ему взять крест и последовать за Иисусом.
Нет ли в твоей жизни чего-то, какого-то человека, или какой-то цели, к которой бы ты настолько привязан, что не можешь полностью посвятить жизнь Христу и не можешь взять и нести свой крест. Не позволяй быть обманутым и огорченным. Возьми крест и иди по следам Иисуса Христа, Царя Царей и Господа Господствующих, Который понес Свой крест, чтобы принести вечное спасение.
Какая разница между крестом Христа и крестом, который должен нести христианин?
Различная жертва
Жертва Господа Иисуса Христа была принесена на Голгофском кресте и никакая другая жертва никакого человека в мире не может сравниться с этой совершенной жертвой, благодаря которой мы спасены.
Одинаковое отношение
Когда еще при жизни Господь Иисус говорил Своим ученикам брать свой крест, Он говорил об отношениях, которые необходимо иметь каждому из них и без которых не возможно следовать за Ним. Отношение учеников должно быть таким же, как и у Иисуса:
Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.
(Евангелие от Матфея 16:24-25)
Это отношение, которое было у Иисуса и которое Он требует от нас, подразумевает самоотречение и пожертвование жизнью ради Христа и Евангелия.
Когда приходит время взять свой крест?
Когда вы принимаете решение умереть для себя и жить только для Христа и Евангелия. Когда вы навсегда отлепляетесь от себя. Когда вы по вере и через покаяние входите в Новый Завет Иисуса Христа. Апостол Павел так сказал о себе:
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
(Галатам 6:14)
Умирал ли Бог на кресте?
Знаменитый христианский гимн «Может ли это быть?» (“And Can it Be?”) написанный Чарльзом Уэсли содержит строчку, которая задаёт вопрос: «Как может это быть, чтоб Ты, мой Бог, смерть принял за меня?» Возникает вопрос: как это возможно и можем ли сказать, что в тот день сам Бог умер на кресте?
Для того, чтобы понять эту сложную но наиважнейшую истину, давайте посмотрим на три стороны из догматического богословия о Богочеловечности Иисуса .
Первая сторона это — соединения двух природ Божественной и человеческой во Христе
Еще в первых веках выковывая богословие в горниле противостояния ересям, христиане, исследуя Слово Божие пришли к выводу что существует четыре термина, посредством которых можно объяснить видимое из Писания соединение двух природ Иисуса Христа. Вот эти термины:
Неслитно (ἀσυγχύτως). В результате соединения Божественной и человеческой природы, они не слились между собою так, чтобы составилась из них новая природа, отличная от исходных. Обе пребывают в Лице Спасителя как две различные природы.
Неизменно, или непреложно (ἀτρέπτως). В результате соединения ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая не преложилась в Божескую, но и та и другая остались целыми в Лице Иисуса. Христос не стал после воплощения только человеком, но и не был Богом которому было совсем нетрудно переносить земные и крестные страдания. Каждое из естеств сохранило тождественность своих качественных определений.
Нераздельно (ἀδιαρέτως) . Хотя две природы во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не образуют двух соединенных только нравственно особых лиц, а соединены в единой Ипостаси Бога.
Неразлучно (ἀχωρίστως ). Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Марии, два естества никогда не разлучались, их соединение было непрерывно.
Вторая сторона — это следствие соединения двух природ в Иисусе Христе
В следствии соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому одно и то же Лицо воплотившегося Бога может именоваться и Богом и Человеком и один и тот же Иисус Христос был в одно и тоже время и совершенным Богом, и совершенным человеком:
Человеческие свойства могут приписываться Христу как Богу. Например: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9); Распяли Господа славы (1 Кор.2: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян.20:28); Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1 Кор.15:47); Мы примирились с Богом смертью Сына Его (Рим.5:10).
И наоборот, свойства Божественные приписываются Христу как Человеку. Например: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр 2:17). Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3:13).
Одним из первых о взаимозаменяемости имен во Христе начал говорить известный богослов 3 века Григорий Нисский: «По причине совершенного единения воспринятой плоти и восприемлющего Божества имена взаимно заменяются, так что и человеческое называется Божеским и Божеское — человеческим. Вследствие ипостасного соединения две природы во Христе находятся «в сорастворении», являются «соединенными и взаимно друг друга проникающими. А потому со растворяются как естества, так и наименования и переходят одно в другое по закону теснейшего соединения. Таков способ взаимного сообщения (свойств), когда каждое из обоих естества передает другому свои свойства, по причине тождества ипостаси и взаимного проникновения естеств»
Очень хорошо так же выразил словами состояние соединения двух естеств во Христе во время смерти Иисуса на кресте другой раннехристианский мыслитель -Иоанн Дамаскин
«Итак, хотя Христос и умер как человек, и святая Его душа была разделена от непорочного тела, но Божество осталось неотделенным от той и другого, то есть души и тела, и даже при таких обстоятельствах единая Ипостась не разделилась на две ипостаси, ибо и тело, и душа в одно и то же время – с начала возымели бытие в Ипостаси Слова, и хотя во время смерти были разделены друг от друга, однако каждое из них осталось, имея единую Ипостась»
Мы видим что расторжения и разъединения двух естеств не было даже во время крестных страданий и самой смерти Иисуса. Когда после смерти душа Спасителя сошла в ад, а тело Его находилось во гробе, Божество не было отделено ни от души, ни от тела. И тело, и душа в этот период времени не переставали быть «включенными» в единую Ипостась Бога.
Смерть — это разделение. В этом смысле разделилась человеческая природа. Но поскольку Божественная природа не покинула даже разделённые душу и тело, мы вправе сказать, что Бог умер . Какая потрясающая истина! Бог пролил кровь Свою и приобрёл Церковь Кровью Своею.
И наконец третяя сторона – что было бы если бы за нас умер не Богочеловек а просто человек.
Не произошло бы наше искупление. Именно посредством того что умер Бог мы смогли быть искуплены от клятвы закона. Апостол Павел говорит в своем послании : «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою… Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему» (Гал 3:13,15). Закон Божий не может отменить никто, но когда умирает установивший закон, то сам закон теряет силу. Таким образом, чтобы утвердить завет и дать возможность грешнику жить вопреки закону, Сам Законодатель и Завещатель должен был умереть. Законодателем же и Завещателем был сам Бог!
Если бы за нас умер просто человек то не совершилось бы наше спасение. Никакой, даже самый праведный человек не смог бы исцелить нашу пораженную грехом природу. Это мог сделать только Бог! Только Божественная природа соединившись с человеческой могла победить страшный вирус греха. Посредством именно Его воплощения Его ран и смерти на Голгофе произошло наше исцеление и стало возможным обожение и преображение в Его образ!
КРЕСТЫ НАПЕРСНЫЕ. Выбираем подарок для священнослужителя правильно.
Подарки, в большинстве случаев, тема очень деликатная. Особенно, когда хочешь поздравлять священнослужителя, тема подарка становится не только деликатной, но и весьма сложной. Есть масса праздников, на которые принято поздравлять священнослужителей. И их необходимо знать, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Итак, в какие праздничные дни можно дарить подарки священнослужителю?
-
День рождения, именины (или день Ангела, в православии называется – день тезоименитства). Это день, в который Церковью почитается память святого, в честь которого крещен священник. Если священник монах (иеромонах, игумен, архимандрит), то это день памяти святого, в честь которого он принял постриг.
-
День рукоположения. Дата, когда семинарист (или монах) становиться служителем Церкви Господа Нашего.
-
Престольный день храма или монастыря — день, когда Церковью чтиться память события, связанные с Господом, Богородицей или святыми. Таких дней может быть несколько. Если это монастырь, то в нем может быть несколько храмов. Дат тоже может быть несколько, если храм назван в честь одной из почитаемых икон Богородицы.
-
Основные праздники года: Пасха и Рождество.
Наперсный крест всегда желанный и дорогой сердцу подарок для священнослужителя, независимо от того, в каком сане он служит. Но для того, чтобы точно понимать можно или нельзя дарить священнику тот или иной крест, необходимо знать, что есть крест наперсный?
Нательные или наперсные, носимые поверх одежды кресты – енколпии, изготовленные из меди, латуни, серебра или золота, с использованием драгоценных камней или эмали.
Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста – знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни.
Наперсные кресты для священников в Русской Православной Церкви появились сравнительно недавно. До XVIII века наперсные кресты имели право носить только епископы. Поскольку одежда священников практически не отличается от одежд диаконов и монахов, отличием священников от других духовных лиц становится крест. Кресты священники носят поверх риз за богослужением, но могут носить и в повседневной обстановке поверх рясы.
Отличительным нагрудным знаком епископа является панагия. Панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями. В повседневной обстановке епископы носят только панагию, а за богослужением панагию и крест наперсный. Это знаки высшей власти в церкви.
Православное духовенство имеет свои знаки отличия, по которым их можно различать по чинам и званиям.
Крест Иерейский
Этот крест, возлагаемый при иерейской хиротонии.
Крест иерейский восьмиконечный, может быть изготовлен из серебра или латуни, без позолоты, белого цвета или покрытый чернением с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»); в концах широкой перекладины «IС, ХC» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной – «Ника» (греч. – победа). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим. 4:12). Лета 1896, мая 14 дня». Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части.
Кресты наперсные без украшений носят священнослужители двух санов — Иереи и Протоиереи.
Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Иерей получает благодать совершать все таинства (т.е. без них совершение таинств Церковью невозможно), кроме таинства рукоположения ,так как рукоположение во иереи может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время Литургии.
Таинство священства, как и другие таинства, установлено Христом. Апостол Павел свидетельствует, что Спаситель «поставил …иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», то есть Церкви (Еф.4.11-12). Апостолы рукоположили первых епископов, пресвитеров и диаконов.
Крест Протоиерейский
Крест протоиерейский с цепью для священника
С в ХIХ века протоиереям стали воздаваться, как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам. Наперсный четырехконечный крест с цепью. Такие кресты могут быть украшены позолотой, либо быть полностью позолоченными, но без драгоценных камней, без короны (оглавия) и подвески (капли).
Протоиерей (греч., священник, первосвященник) – правительственная степень, даруемая пресвитеру (священнику, иерею) белого духовенства в качестве награды за особые заслуги. Посвящение в протоиерея производится через рукоположение, или хиротесию. В таинстве священства иерею, через возложение на него рук епископом, подается особая благодать – на священнослужение. Как правило, протоиерей является настоятелем храма (старшим священником).
Кресты с украшениями
Крест наперсный латунный в позолоте c цепью для священнослужителей
Крест с украшениями отличает, главным образом наличием оглавия и подвески, а также использование в декоре разнообразных камней, позолоты и эмали. Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи – перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину.
Кресты наперсные украшают камнями или эмалью разных цветов. Это зависит от того, в честь какого праздника или события идет Литургия. Каждый цвет несет в себе определенную символику, о которой необходимо знать при выборе наперсного креста в подарок священнослужителю.
Голубой цвет — цвет неба, цвет Божией Матери в знак того, что Она носила в Себе Небожителя Иисуса Христа. На все праздники, связанные с Ее святым именем, а также праздники, когда чтится та или иная икона Богородицы, нужен крест с небесно-голубым цветом.
Фиолетовый цвет — в таком цвете служат в дни памяти Креста Господня и некоторые Великопостные службы.
Красный цвет — символ любви Божией к человеческому роду. Поэтому в красном служат Пасхальную Литургию и всю Светлую Седмицу. Красный – это еще и цвет крови, в таком облачении служат в дни памяти мучеников, всех, кто пострадал за веру в Христа.
Зеленый цвет — символ животворящего соединения человека с Христом через богоугодную жизнь. Такой цвет облачения и крестов принят на Троицу, в Вербное воскресение, в день Святого Духа и во все дни памяти преподобных святых.
Оранжевый, желтый цвета — символизирует Царскую Славу Христа, величие и достоинство. В желтом облачении служат Литургию в воскресные дни, в дни памяти святых Апостолов и Святителей.
Черный и белый цвета. Черный — символ отречения от пышности, мирской суеты, цвет покаяния и плача о грехах, поэтому в черном служат в дни Великого поста. Белый — символ Божественного Света. Священники облачаются в белое на Преображение Господне, Рождество Христово, Крещение Господне, Вознесение Господне, в начале Пасхальной утренней, а также на все праздники, связанные с Небесными силами (Архангелами). В белом служат также при Таинствах Крещения и на погребении.
Наперсные кресты-мощевики
Крест-мощевик наперсный с украшениями
Наперсный крест – мощевик (энколпион) нужен для хранения мощей и других святынь, внутри он полый. Современные мастера изготавливают его из серебра, золота, украшают драгоценными камнями. Мощи, находящиеся внутри, передают свою огромную энергию и поддерживают человека в каждую секунду его жизни.
Кресты наперсные кабинетные
В начале ХIХ века священников стали награждать, в особых случаях, крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Иногда, они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.
Кабинетный наперсный крест, в отличие от обычного, удобен в ношении, так как высота его не превышает 10 сантиметров. Такой крест может быть украшен как позолотой, так и камнями с эмалью. Носить кабинетный наперсный крест могут священники, находящие в сане, от протоиерея и выше.
Священник – посредник между Богом и человеком, восстанавливающий прерванный союз людей с Богом. Он имеет «благодать и силу всемогущего ходатайства единственного Ходатая Бога и человеков – Иисуса Христа, то есть Сам Христос через него ходатайствует».
Служение для священника – это не просто значительная часть его жизнь, это образ и смысл жизни. Это не просто работа, а нечто гораздо большее.
Подобно тому, как священник свершает Таинство, то есть свершает по всем правилам, так и подарок для него следует выбирать по правилам, со смыслом и любовью.
Высшая награда священника
4 декабря 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием служения в сане пресвитера Святейший Патриарх Кирилл удостоил настоятеля храма Рождества Христова в Измайлово г. Москвы протоиерея Леонида Ролдугина права ношения Патриаршего креста.
Патриарший крест:
Здесь о. Леонид уже с двумя крестами:
Ранее считалось, что патриарший крест вручается священнику, уже награжденному правом ношения двух крестов, то есть модет носиться как третий.
Однако в современном «Положении о наградах» право ношения двух крестов не упоминается (что не мешает украинским владыкам не обращать на это внимания: http://sv-nikola.church.ua/2015/07/21/vstrecha-mitropolyta/ )
Были времена, когда священник носил на себе три креста сразу. Тут 34-летний о. Алексий Кутепов о трех крестах, включая патриарший:
Иногда он под подбородок подвязывал четвертый крест — орденский знак какого-то восточного патриархата. По идее под подрясником должен быть еще монашеский крест-параман и нательный обычный крестик. В общем — «враг не пройдет!».
Некоторые, правда, когда-то считали что «Христос однажды (единою) пострадал за грехи наши» (1 Петр 3,18).
Рассказ.
Видя толпы народа, Иисус сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Евангелие от Матфея (9:36–38)
Отец Сергий находился на грани уныния. Он сидел в своем стареньком «опельке» в семь часов вечера, специально заехав на пустынную городскую улицу, граничащую с парком, чтобы помолиться и немного придти в себя. Евангелие, Псалтирь и молитвослов стопочкой лежали на боковом переднем сиденье. Батюшка уже давно облюбовал это место. Здесь редко ходили прохожие, еще реже ездили автомобили. Зато висели мощные фонари на столбах, в свете которых можно было спокойно читать даже глубоким осенним вечером. К тому же фонари дивно подсвечивали полыхающие золотом старые платаны, которые казались то ли необычными яркими свечами, то ли колоннами в дивном Божьем храме.
В тишине и одиночестве отец Сергий мог расслабиться и помолиться…
В лобовое стекло начал моросить мелкий дождь. Капли серебряными звездами, подсвеченные фонарями, ложились на лобовое стекло, создавая миниатюрные причудливые галактики.
Перед чтением молитв батюшка откинулся на спинку сиденья и задумался. Настроение у него было, прямо скажем, не очень. Он сильно устал, причем усталость приобретала какие-то хронические формы. Ему удалось сжиться с ней и привыкнуть к ней как к постоянной старой ноющей ране. Превозмогая боль и слабость, надо было трудиться, жить. Службы, семья, престольный праздник, послушания, люди – все это слилось в какой-то грохочущий поезд, идущий прямо по душе. Священнику казалось, что его засунули в какую-то центрифугу и вращают на самой высокой скорости.
Дни сгорали как свечи, ночей было мало для сна. Из дома он уходил в полседьмого утра, приходил в десять-одиннадцать вечера.
Но даже не это исподволь грызло его. Сегодня отец Сергий был в больнице. У него обнаружили тахикардию, повышенное давление и сахарный диабет. Врач сказал, что если не лечиться, то прожить можно максимум до пятидесяти пяти. А ему уже было сорок пять. Угроза надвигающегося конца, диагностированная квалифицированным специалистом, пугала. Пугали даже не боль и не страдания физические. Пугало что-то, чего он так и не уловил, и не понял, не осознал, не соединил в себе со Христом. Впереди в духовной невообразимой вышине его ждал Страшный суд. И его пугала эта встреча со Спасителем. Устрашало именно то, что он что-то очень важное в этой длинной дороге к Богу не понял, не сумел осознать, что его мозаика не сложится в целостную картину. И вот это чувство сильно тревожило, разъедало нервы и, как факт, рождало уныние.
Отец Сергий не имел ответа на вопросы. Он вздохнул и потянулся за молитвословом.
Вскоре ему порекомендовали врача – некую Елизавету Петровну. Рекомендации были очень хорошие. К тому же она была православным верующим человеком. Собравшись с силами и выкроив время, батюшка позвонил. В трубке раздался приятный женский голос:
– Алло.
– Здравствуйте, меня зовут отец Сергий. Я бы хотел записаться к вам на прием.
– Конечно, конечно, – ответила Елизавета Петровна, – вам сегодня в шесть вечера будет удобно?
– Да.
Врач назвала адрес. И отец Сергий, попрощавшись, повесил трубку.
Некоторое время он помнил этот голос – радостный и свежий, как звон маленьких колокольчиков…
Без десяти шесть отец Сергий был уже на месте. Священники вообще в большинстве случаев дисциплинированные люди, что называется, служивые. Ведь на службу, требу или к владыке опаздывать нельзя, вот и вырабатывается рефлекс.
Кабинет Елизаветы Петровны находился в частном доме на первом этаже. Отец Сергий вошел. Его поразила приемная. Уютная, чистенькая со светлыми обоями. Но главное, в ней был красный уголок для икон. Там стояли большая Почаевская икона Божьей Матери и еще несколько образов. Священник, присмотревшись, узнал великомученика Пантелеимона Целителя и преподобного Агапита Печерского. Под иконами горела лампада. Ее яркий тепло-оранжевый огонек отчего-то радовал глаз.
В приемной батюшка был совершенно один. Он перекрестился на иконы и прошел к двери в глубине комнаты. На ней как раз виднелась табличка с фамилией и инициалами Елизаветы Петровны. Отец Сергий хотел было уже постучаться, но услышал за дверью тонкий звонкий, уже знакомый ему «колокольчик», беседовавший с кем-то из пациентов. И не решился. Вместо этого он сел на кресло в приемной и стал ждать.
Честно говоря, ждать пришлось долго. Около двух часов.
За это время священник успел внимательно рассмотреть иконы, особенно пейзаж за спиной преподобного Агапита Печерского: лаврские холмы, покрытые изумрудной травой, небольшая церквушка, видневшаяся на горизонте. Взор его перенесся на юный лик святого Пантелеимона, на его руку, держащую шкатулочку со снадобьями, и вторую руку с лжицей. У преподобного Агапита был глиняный пузырек в одной руке и похожая ложечка – в другой.
«Лжица в евхаристическом наборе – символ милосердия Божия», – вспомнилось ему из семинарских занятий.
– Ой! – из груди отца Сергия послышался тяжелый вздох, и он вдруг неожиданно для самого себя сказал: – Накормите и вы меня, отцы, своими святыми снадобьями… И всех болящих.
Сегодня настроение отца Сергия только ухудшилось. Он узнал о решениях некоторых иерархов Элладской Православной Церкви, сделавших шаг в сторону раскола, о поминовениях имени главы украинских раскольников Александрийским Патриархом, о давлении на другие Церкви со стороны сильных мира сего в попытке легализации раскола. У него было такое ощущение, что вокруг рушился целый мир.
Батюшке вспомнились слова святого апостола Павла: «…Но мы были стеснены отовсюду: отвне – нападения, внутри – страхи» (2 Кор. 7:5). «Так и у меня, – подумалось батюшке. – Изнутри – болезни, а снаружи – войны да расколы». Ему стало еще грустнее, вернее сказать, тревожнее. Вместо мира и покоя тревога поселилась в его сердце и пыталась пробраться в самую сердцевину – во Святое святых его существа.
Он сидел тихо, почти неподвижно, в печальном раздумии. Взгляд блуждал по комнате: он снова остановился на иконах. Что-то в ликах Богомладенца, Пресвятой Богородицы, святых Пантелеимона и Агапита было общего, единого.
Но отец Сергий не мог уловить – что. Потому сидел и, как прикованный, смотрел на иконы, на этот едва уловимый, но все же яркий огонек лампады, который насыщенным бордовым цветом румянил лики образов.
Внезапно дверь в кабинет Елизаветы Петровны резко распахнулась, и голоса, до этого едва уловимые, вырвались наружу, словно в этой тишине и размышлениях отца Сергия что-то взорвалось. Он даже вздрогнул и приподнялся от неожиданности.
Из врачебного кабинета вышла хрупкая женщина с «голосом-колокольчиком», провожавшая молодую посетительницу с мальчиком лет шести. В руках у врача были бумаги, похожие на те, что выдают в больницах с записями анализов.
Женщины смеялись, а Елизавета Петровна, проведя посетителей до двери, сказала им:
– Не переживайте, все будет хорошо.
Отец Сергий привстал, когда мимо него проходили женщины, врач кивнула ему и сказала:
– Я сейчас.
Проведя молодую маму с ребенком, она развернулась к нему и спросила:
– Вы отец Сергий?
Священник ответил:
– Да.
Врач энергично подошла к нему и наклонила голову:
– Батюшка, благословите!
Отец Сергий благословил Елизавету Петровну. И она пригласила его в кабинет. После благословения батюшка расслабился. Ведь каждый священник знает, что всегда к нему, как к служителю Церкви, неоднозначное отношение у людей. Эта печать священства, отблеск Божьей благодати, почивающий на священнослужителе, вызывает самые различные эмоции – от любви и благоговения до ненависти и ярости.
Однажды он шел по улице вместе с матушкой и услышал из-за спины шипение какого-то прохожего: «Не всех вас расстреляли в семнадцатом…».
Здесь он почувствовал уважение к сану и какие-то искренние благоговение и любовь к Церкви, Которую он ежесекундно представлял в мире.
В кабинете у Елизаветы Петровны также горела лампадка перед иконою святителя Луки Крымского. Большие красивые, одновременно любящие и строгие глаза святителя смотрели на него с образа.
Врач пригласила его присесть на стульчик возле стола и спросила:
– Вы принесли анализы?
Отец Сергий кивнул и передал ей папку. Потом они долго говорили о различных болезнях, которыми он болел, о том, на что жалуется теперь.
Наконец, в одной из фраз у него, словно бы дым из задымленной комнаты, вырвалось настоящее состояние его души. Батюшка тяжело вздохнул и сказал, будто камень из руки уронил:
– Может, уже пора умирать…
Он попытался завернуть фразу в шутку. Получилось нелепо.
Какая-то млосная тягучая тишина повисла в комнате.
Вдруг маленький доктор Елизавета Петровна резко вскочила, как воробышек вспорхнул с ветки.
Она крикнула отцу Сергию:
– Не смейте!
Потом сильно ударила ладонью по столу и снова сказала:
– Не смейте! Слышите?!
Она вышла из-за стола, обогнула отца Сергия и начала ходить по кабинету, говоря:
– Вы… Вы… Вы понимаете… Вы – ЖНЕЦ! Вы – жнец! Знаете, как мало сейчас вас, жнецов?! Вы не имеете права так унывать и так думать. Вы – жнец, и вы необходимы нам.
Эти слова походили на свежий ветер, ворвавшийся в затхлую комнату. Они были свежими и сочными, словно зрелый, налитый солнцем виноград. Эти слова изменили его, как некий Божественный глагол, как громогласное пророчество, как звук трубы, от которого упали крепостные стены Иерихона.
Отцу Сергию вспомнилась Пасха двадцатилетней давности. Он тогда впервые осознанно и зрело пришел в храм. Возникло ощущение возвращения в детство: аромат сочной весенней травы на церковном дворе, золото свечей и ощущение огромной и непонятной, необоснованной надмирной радости – радости возвращения домой и обретения целостности с чем-то огромным, святым и вечным, радости сопричастности к нему, радости от того, что ЭТО у тебя никто и никогда не отнимет.
Во время пения пасхальных часов хор многократно пел «Воскресение Христово видевше…». Отец Сергий (тогда еще Сергий) неожиданно услышал незнакомый голос, подпевавший хору. Это был его голос. Он подпевал. Это пела его душа.
Вот и после слов Елизаветы Петровны священник снова почувствовал эту радость. Его душа опять запела.
Устами этой маленькой хрупкой женщины с голосом колокольчика к нему обращалась его Церковь, Его Любовь всей его жизни. И Она призывала к служению. Лабиринты болезней, уныния, всех этих внешних расколов и потрясений превратились в серенькую хрупкую паутинку, которую развеял свежий и радостный ветер.
Внутри отца Сергия снова наступила Пасха. Он воскрес. Его Церковь призывала на служение. И он был готов.
Иерей Андрей Чиженко