Облачения духовенства
Эти одеяния, имеющие общее наименование «ризы», используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории: диаконские, иерейские и архиерейские (одеяния церковнослужителей, не принадлежащих к числу духовенства, в эти категории не попадают). Интересной особенностью является тот факт, что каждая последующая степень священства имеет все богослужебные одеяния предыдущей и плюс к этому те одеяния, которые являются принадлежностью их степени. То есть священник имеет все диаконские одеяния и сверх того присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния (кроме фелони, которая заменяется саккосом) и сверх того – присвоенные его архиерейскому сану.
Диакон в богослужебном облачении
Иерей в богослужебном облачении
Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебными облачениями являются:
1. Для диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь;
2. Для священника – подрясник, ряса (во время Литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;
Церковнослужители прислуживают в стихаре.
Некоторые богослужения священник может совершать без фелони, а архиерей без саккоса. В качестве награды священникам дается право ношения скуфии, камилавки или митры, а также набедренника, палицы, креста с украшениями.
Стиха́рь – богослужебное облачение священно- и церковнослужителей. Различаются стихари церковнослужителя, диакона, священника и архиерея. Отличие богослужебных одежд низшего чина священнослужителей – диаконов – составляет то, что они служат в подряснике, поверх которого надевается стихарь. Стихарь диакона (и церковнослужителя – алтарника, пономаря) – это длинная одежда, состоящая как бы из двух половин, с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленная пуговицами. Стихарь символизирует одежду спасения. Священнический и архиерейский стихарь представляют из себя облачение, именуемое подризник.
Стихарь
Подри́зник – богослужебное облачение священника и архиерея – длинная до пят шелковая (реже из иных материалов) одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета. Архиерейский подризник имеет так называемые гамматы, или источники – ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы символизируют ток крови из прободенных рук Спасителя. Как уже говорилось, подризник заменяет архиерею либо священнику рясу при совершении Литургии.
Подризник
По́ручи – часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой, имеющей иной, чем сами поручи, оттенок. Другое название поручей – нарукавники, означает то, что фиксируется эта часть богослужебного облачения на запястье, на рукаве подрясника. Поручь стягивается шнуром, продеваемым в металлические петли на боковых его краях, а шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится. Поручи символизируют собой Божью силу, крепость и мудрость, даруемую священнослужителям для совершения Божественных Таинств.
Ора́рь – часть богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента, носимая ими на левом плече, причем один конец спускается на грудь, другой – на спину. Орарь является принадлежностью только диаконов и название свое получил от греческого глагола «оро», что значит смотрю, стерегу, наблюдаю. Впрочем, в латинском языке существует глагол абсолютно идентичный по написанию (лат. глагол «oro»), но имеющий значение «молиться». Другое значение слова орарь – полотенце, лентион (от лат. orarium).
Орарь
Архидиакон и протодиакон имеют двойной орарь, который представляет собой два соединенных ораря: один надет аналогично диаконскому, а второй спускается с левого плеча на правое бедро, где и соединяется концами.
Орарь символизирует те благодатные дарования, которые диакон получает при хиротонии. Иподиакон же надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодати священнослужителя. По толкованию святого Иоанна Златоуста орарь символизирует собой невещественные ангельские крылья в соответствии с тем образом ангельского служения в Церкви, который олицетворяют диаконы.
Епитрахи́ль (греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея, представляющая собой длинную ленту (орарь диакона, но как бы удвоенный), охватывающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, приобретает сугубую по сравнению с диаконом благодать, дающую ему право и обязанность быть совершителем Таинств Церкви. Епитрахиль символизирует благодатные дарования священника, получаемые им в Таинстве Священства. Именно поэтому при облачении в епитрахиль читается молитва: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (см.: Пс. 132; 2).
Епитрахиль и поручи
Без епитрахили священник и архиерей не имеют права совершать богослужения. Лишь в крайне тяжких обстоятельствах вместо нее может использоваться любой длинный кусок материи или веревки, особо благословленный.
Пояс – часть богослужебного облачения священника и архиерея, надеваемая поверх подризника и епитрахили, представляет собой плотную, шириной 10–15 см, полосу материи с отделкой в виде полос иного оттенка по краям. В середине пояса нашивается крест, а по его концам – длинные ленты, которыми он фиксируется сзади, на пояснице. Пояс напоминает то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечере. Символически пояс в религиозном обиходе всегда означал силу, крепость, власть, готовность к служению, что ярко отражено в молитве, читаемой при его надевании: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (см.: Пс. 17; 33,34). Такое же значение сохраняется у него и сейчас.
Пояс
Фело́нь – богослужебное облачение священника, представляющее собой длинную до пят (со спины) накидку, которая спереди доходит только до пояса. Имеет прорезь для головы и приподнятое жесткое оплечье, без рукавов. На фелони есть четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы и священники. Также полосы означают Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, даруемые священнослужителю, совершающему Таинства Церкви. На спине в верхней части фелони под плечевой полосой так же, как и на стихаре нашивается знамение креста, а внизу под крестом ближе к подолу – восьмиконечная звезда. Звезда и крест на фелони знаменуют соединение в Православной Церкви благодати священства Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов.
Фелонь
Существует еще короткая, или малая фелонь, закрывающая тело только до пояса (причем спереди меньше, чем сзади). Надевается при посвящении в церковнослужители и не употребляется в других богослужениях.
Фелони в древней Церкви были белого цвета. Симеон, архиепископ Солунский, дает такое объяснение символического значения фелони: «Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние Славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою… Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство иерей. Священная фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа. Эта одежда означает и светлость первейших Горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним».
В древней Церкви принадлежавшие патриархам и митрополитам фелони сплошь были покрыты изображениями крестов и назывались потому полиставриями (греч. многокрестие). Материалом для пошива фелоней является золотая и серебряная парча, а также материи других основных цветов, используемых в богослужении.
Набе́дренник является частью богослужебного облачения некоторых священников и представляет собой прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награды. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия – слова Божьего. Эта мысль выражена и в стихах псалма, которые священник должен читать, одевая набедренник: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Пс. 44; 4,5).
Набедренник
Набедренник отделан по краям нашитой полосой из материи, отличной от той, из которой он сшит сам. В центре набедренника всегда есть крест, а его нижний край обычно украшается бахромой.
Па́лица – часть богослужебного облачения архиерея, архимандрита или священника (священникам дается в качестве награды), представляющая собой матерчатый ромб, привешиваемый за один из острых углов и носимый на ленте у правого бедра.
Палица
Когда в награду за усердную службу право носить палицу получают протоиереи, то они носят ее также с правой стороны, а набедренник в этом случае перемещается на левую. Для архимандритов, как и для архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Символическое значение палицы аналогично тому, что имеет набедренник, то есть оба эти предмета означают духовный меч слова Божия (ромбовидная форма палицы означает Четвероевангелие).
От того какую службу священнослужители совершают в данный момент зависит какие и сколько предметов богослужебного одеяния они будут использовать. Так малое священническое облачение, в котором служатся все вечерние, утренние службы и требы, кроме Литургии составляют: епитрахиль, поручи и фелонь.
Полное облачение используется при служении Литургии и в других случаях, предусмотренных Уставом. Его составляют: подризник, поверх которого надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, набедренник и палица (у кого они есть), а также фелонь. Поскольку набедренник и палица являются наградами духовенству и бывают далеко не у каждого священника, то они не входят в число обязательных предметов облачения.
Епископ в богослужебном облачении
У архиереев круг используемых им облачений гораздо шире. К вышеперечисленным предметам прибавляются еще такие, как саккос, омофор, митра (хотя она может являться наградой очень заслуженному священнику, но в этом случае она не увенчивается крестом), архиерейский жезл и мантия. В число предметов полного архиерейского облачения не входят три из вышеназванных: митра, архиерейский жезл и мантия. Таким образом, полное архиерейское богослужебное облачение в соответствии с семи Таинствами, которые совершает епископ, содержит в себе семь основных предметов: подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу, омофор и саккос.
Саккос
Са́ккос (древнеевр. рубище, вретище) – богослужебное облачение архиерея: длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Саккос по внешнему виду напоминает диаконский стихарь с той разницей, что он разрезан полностью: по нижней стороне рукавов и по бокам до пола. По линии разреза соединяется так называемыми звонцами, которые заменяют выполняющие аналогичные функции пуговицы диаконских стихарей, но в дополнение к этому издают мелодические звуки в те моменты, когда архиерей двигается. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом.
Саккос духовно означает то же самое, что и фелонь. Этим обуславливается тот факт, что при его надевании нет особой молитвы, лишь диакон читает во время облачения епископа: «Архиерее Твои, Господи, облекутся в правду». Са́ккосы, как правило, шьют из дорогой парчи и украшают изображениями крестов.
Передняя половина саккоса символизирует священство Нового Завета, задняя – Ветхого Завета. Их соединение звонцами символически означает нераздельное, но и не смешиваемое преемство этого священства во Христе. Другое символическое значение этого соединения – двоякий характер служения епископа как Богу, так и людям.
Омофо́р (греч. носимый на плечах) – принадлежность богослужебного облачения архиерея. Омофор епископа у концов своих имеет две нашитых поперечных полосы – знак сугубого отречения от всего суетного. Два основных символических значения, усваиваемые омофору следующие: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особая полнота Божественной благодати и силы, даруемая для этого епископу.
Великий омофор
Существуют два вида омофора:
1. Великий омофор представляет собой длинную широкую ленту с изображениями крестов. Он огибает шею епископа и спускается одним концом на грудь, а другим – на его спину. Великий омофор епископ носит с момента начала Литургии до чтения Апостола.
2. Малый омофор представляет собой широкую ленту с изображениями крестов, которая спускается обоими концами на грудь и сшита или закреплена пуговицами спереди.
Надевается поверх саккоса. Символически изображает благодатные дарования архиерея, поэтому без омофора архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме Литургии, которая после прочтения Апостола совершается в малом омофоре. Но малый омофор не заменяет епитрахили.
Архиерейский жезл с сулком
Шьют омофоры из парчи, шелка и других тканей разных цветов, принятых в Церкви.
Архиерейский жезл (посох) – это символ духовной архипастырской власти епископа над церковным народом, данной Христом Своим ученикам, призванным проповедать слово Божье. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, «жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, не-покоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу». Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриаршии, принято украшать драгоценными камнями, накладками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок – два платка, вложенных один в другой и зафиксированные у рукояти. На Руси его появление обуславливалось суровыми погодными условиями: нижний платок должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний – от мороза на улице.
Патриаршая мантия
Епископская мантия
Архиерейская мантия, в отличии от мантии простого монаха, бывает фиолетового (у епископов), голубого (у митрополитов) и зеленого цвета (у Святейшего Патриарха). Кроме того, архиерейская мантия объемнее и длиннее. На ее лицевой стороне, у плечей и у подола нашиваются «скрижали» – прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри плечевых прямоугольников. В нижних могут стоять инициалы епископа. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими.
По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые источниками, или струями. Они символически изображают само учение, как бы «истекающее» из Ветхого и Нового Заветов и проповедь которых является обязанностью епископов, а также учительную благодать епископства. Духовно мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, как бы «заменяя» их, так как носится тогда, когда этих богослужебных облачений (кроме омофора) на архиерее нет. Используется архиерейская мантия во время торжественных процессий, при входе в храм и на богослужениях, в моменты определяемые Уставом. Вообще же при облачении в богослужебные одежды мантия снимается.
Ми́тра (греч. повязка, носимая на голове) – головной убор, являющийся частью архиерейского облачения. Входит также в число предметов богослужебного облачения архимандритов и тех священников, которым право ношения митры дается в качестве награды. Имеет грушевидную форму. Обычно выполняется из бархатных полос на жестком каркасе, украшена жемчугом мелкого и среднего размера в виде растительного орнамента (как один из вариантов); вообще же вариантов украшения митры очень много. По бокам митры помещаются четыре малые иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и какого либо святого или праздника; верхняя часть увенчивается иконой Пресвятой Троицы или Серафима. Вместо иконы на навершии архиерейской митры водружается небольшой крест.
Митра
Пятого декабря в 21.40 на Костомаровской набережной иномарка «Митцубиси-Лансер», пробив отбойник, вылетела за ограждение и, перевернувшись, упала в Яузу. За рулем находилась 33-летняя Настя Полякова. Женщина могла погибнуть в тонущем авто. Но двое мужчин бросились ей на помощь и спасли ее.
ГЕРОЙ! Парень спас девушку из тонущей машины в ледяной воде!.Таджикский мигрант, который изначально присвоил себе все лавры, оказался не при чем! Об этом сама спасенная 33-летняя Настя Полякова рассказала в эфире Радио «Комсомольская правда».
СПАС, ЗАБОЛЕЛ, ПОБИЛИ
Только девушку увезли на скорой и зеваки начали расходиться, как на месте ЧП появились репортеры из НТВ: «Кто спас девушку?! Где герои?!»
Перед камерой появился Собир Хаспалаев. Несколько лет назад он приехал в Москву из Таджикистана. С его слов, увидев аварию, он, не задумываясь, бросился в холодную воду.
Вот как герой рассказывает о случившемся: «Мы спустились вдвоем, вытащили девушку, она вообще не разговаривает. Без сознания была, мы ее в скорую положили и ее увезли».
А вот как об этом написали в одной московской газете: «Собир заметил красную «Мицубиси», которой управляла молодая женщина. И вдруг эту машину занесло. Пробив парапет, она зависла над водой. Собир повис на багажнике, пытаясь по принципу качелей перетянуть машину обратно. «Если бы другие мужчины мне помогли, мы бы справились», — поясняет молодой человек. В какой-то момент Собир обессилел, и машина стала плавно съезжать в реку». Далее написано, что Собир прыгнул в воду «солдатиком», разбил окно и вытащил женщину. Из-за переохлаждения у Собира начались проблемы с почками и печенью. В том же издании решили помочь герою и объявили сбор денег для покупки дорогостоящих лекарств. Сердобольные читатели перечислили 55 тысяч рублей.
Однако через какое-то время земляки Собира решили с ним разобраться. Со слов Собира, они подкараулили его на улице и сказали буквально следующее: «Ты с женщины, которую спас, получил два миллиона рублей, отдавай нам миллион». Журналисты писали, что парня побили и разбили ему машину. Мол, впору снова сбор денег объявлять.
Моя коллега Дина Карпицкая, узнав об этом, встретилась с Собиром и попыталась расспросить о случившемся. Но разговора не вышло. В тот день мужчина сильно нервничал, ругался на то, что в России не работают законы. А про то, как спас он рассказывать не стал, потому что много раз рассказывал другим журналистам. Мы еще тогда заподозрили неладное.
ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ?
— Меня спас не Собир, — заявила мне 33-летняя Настя Полякова. — Я помню своих спасателей, и этого мужчины среди них не было. Я вообще не пойму, откуда он взялся.
По телефону Настя рассказала мне, что в тот день поехала вечером в солярий. Двигалась со скоростью 40 км в час в левом ряду по Костомаровской набережной. Попыталась перестроиться в другой ряд и попала в занос. Дорога была очень скользкой. Авто перелетело через тротуар, резкий хлопок об ограждение и машина словно упала в сугроб.
— Но спустя пару секунд я поняла, что кругом вода, — вспоминает Настя. — Помню, как мне бил в глаза свет от фонаря, а потом он стал гаснуть. Машина погружалась в воду. Я подумала, что сейчас потихоньку открою стекла и вылезу. Но электрику от воды переклинило. Окна были чуть приоткрыты и внутрь уже заливалась вода. Я чувствовала, как намокают ноги, пальто. Вдруг слышу, что мне кричат — открывай окна. Я стала кричать в ответ, что не могу их открыть и заплакала. Потом взяла себя в руки и попыталась разблокировать двери. В салоне я уже плавала. Попыталась открыть дверь, не получилось. Тут я поняла, что смерть близко и надо быть готовым к этому. К тому же я слышала переговоры людей извне и у них явно не получалось добраться до меня. Начала читать «Отче наш». Три раза прочла и вдруг машина накренилась, морда поползла вверх, появился свет в окнах. Дверь открылась и чей-то голос закричал — быстрее, девочка, иди сюда. Меня вытянули из машины, потому что сама я передвигаться почти не могла, ноги не слушались.
С помощью троса Настю подняли на берег и передали в руки подъехавшим спасателям.
— Настя, кто вас спас? — спрашиваю.
— Меня спасали двое мужчин. Я хорошо запомнила их голоса. Когда они меня вытаскивала, я увидела, что один был с бородой, второй без бороды с темными волосами. И это был не Собир. Когда я увидела сюжет с его участием, то по его голосу поняла, что не он меня спас. К тому же моим спасателям скорая тоже оказывала помощь. Только они отказались в больницу ехать.
— А вы знаете имена этих героев?
— Телефон одного из них мой муж взял в полиции. Это Алексей Морозов. Я ему позвонила, когда вышла из больницы. Мы с ним долго общались. И что важно, я сразу узнала его голос по телефону. Того, кто был с бородой, я не знаю. Но точно смогу узнать, потому что видела близко его лицо.
Алексей Морозов
— Настя, а вы читали публикации о Собире? О том, что люди собирали для него деньги?
— В том-то и дело, что читала. Рассказывает то, чего не было. Да еще и людей обдирают ради него. Я, получается, бессердечная, даже не отблагодарила своего спасителя. Полтора месяца о нем пишут, дифирамбы поют, а ведь не он меня спасал! Он лишь воспользовался ситуацией и заработал на этом.
ВЫТАЩИЛИ С ПОМОЩЬЮ ТРОСА
Водитель Алексей Морозов ехал впереди Насти. В зеркало заднего вида увидел, как ее машина бьется левым колесом о бордюр, перепрыгивает его, выбивает ограждение и переворачивается, падая в реку. Алексей остановился, сдал назад. Вытащил трос из багажника. Обвязался им и с помощью зевак спустился вниз. Через пару минут к нему присоединился еще один мужчина.
— Мы попытались разбить боковое стекло, не получилось, — рассказывает Алексей. — Хотели открыть дверь, но из-за давления воды не получилось.
— Глубина большая была?
— Нет. Мой рост — 1,75. Я стоял в воде по грудь. Кто-то сверху кинул трос от КАМАЗа. Обвязали правое переднее колесо и с помощью грузовика приподняли машину. Второй мужчина открыл дверь и вытащил девчонку.
— Алексей, вторым был Собир?
— Нет. Это был не он.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Напоследок я позвонила самому Собиру Хаспалаеву.
— Собир, говорят, не вы спасали женщину, которая попала в ДТП?
— Я спасал. Когда девушку вытащили с помощью КАМАЗа, я поехал за женой. Через 10 минут обратно подъехал. Там уже журналисты были. Они спросили людей, которые там находились, кто спасал, и они на меня показали. Меня спросили — кто еще был с вами? Я сказал был еще один нерусский парень. Но он отказался на телеке общаться.
— В воду вы прыгали?
— Да, я и еще один парень вытащили девушку.
— А что если Настя докажет, что ее спасали не вы, а другие люди?
— Это невозможно доказать, потому что я ее спасал.
— Вам до этого приходилось людей спасать?
— На Кутузовском проспекте горел спортивный БМВ. Я помог вытащить водителя. Он уже не мог ходить. Это было в 2014 году.
ВНИМАНИЕ, РОЗЫСК
Редакция «Комсомольской правды» просит откликнуться второго спасателя Насти Поляковой. С его помощью мы хотели бы разобраться в ситуации и выяснить, кто же на самом деле вытаскивал женщину из тонущей машины.
Известно, что он был одет в серую водолазку или толстовку. Рост около 180 см, спортивного телосложения.