От Иерусалима земного к Небесному. Часть 2
Часть 1
Какой видели Святую Землю Господь и апостолы
– Святые отцы говорят, что нельзя в полноте воспринять Новый Завет, не зная Ветхого. Посещаете ли вы с паломниками и ветхозаветные места?
– Когда в Новом Завете говорится о Писании, речь идет о Завете Ветхом, поскольку Новый Завет еще только составлялся. Когда в Евангелии говорится о храме, речь идет не о храме Гроба Господня, как считают сегодня многие паломники (его не было еще тогда!), а об Иерусалимском храме, который стоял на Храмовой горе.
Иерусалим. Литография Луиса Хаге по рисункам Дэвида Робертса Епископ Порфирий (Успенский) Так что для первых учеников Спасителя Ветхий Завет и всё, что было связано с ним на Святой Земле, – это была та реальность, в которой они жили. Поэтому, когда мы хотим посмотреть на Святую Землю теми глазами, которыми смотрели ученики Господа, мы должны хоть в какой-то мере иметь багаж, который был у них, и в первую очередь знание Священного Писания. Знание Ветхого Завета позволяет нам лучше понять Новый Завет как таковой и то, что с ним связано на Святой Земле.
– Святые места, которые мы посещаем, это действительно в точности те самые места евангельских событий? Как их идентифицируют?
Архимандрит Антонин (Капустин) – Стремиться к точности – свойство человеческой натуры. Если вы откроете протестантские журналы о Святой Земле, там сказано: «Голгофа и место Вознесения находятся не там, где считают православные и католики, но мы вам точно покажем, где». Независимо от конфессии, человеку интересно знать, «где же это было». И архимандрит Порфирий (Успенский), живший на Святой Земле в 40-е годы XIX века, при описании споров между православными и католиками о месте Преображения Господня вопрошает: «Неужели на одном аршине земли была видна слава Спасителя?! Вся Фаворская гора священна!» Так что, с одной стороны, интересно знать, где именно произошло Преображение вплоть до аршина земли, но с другой – в точности мы этого не знаем. И русское духовенство на Святой Земле это ничуть не смущало.
Архимандрит Антонин (Капустин) устраивает Горненский монастырь вблизи Иерусалима на месте града Иудина, где жили родители Иоанна Предтечи, куда пришла Матерь Божия. Его оспаривает его преемник архимандрит Леонид (Сенцов) и покупает на полпути из Иерусалима в Хеврон другой участок, «Бейт-Захар», со временем утерянный (сейчас там устроена израильская военная база).
Кесария Палестинская
Кесария
Кесария
Кесария
Кесария
Мы знаем местонахождение основных городов. Иерусалим находится именно там, где он находился в евангельское время. То же можно сказать о многих больших раскопках, которые проводились в XIX–XX столетиях, например о Кесарии. Это город к северу от нынешнего Тель-Авива, неподалеку от международного израильского аэропорта «Бен-Гурион». Паломники редко посещают Кесарию. А ведь именно отсюда апостолы и Матерь Божия отправлялись в свои путешествия. Здесь находился основной международный порт иродовой, а потом римской и византийской Палестины. Апостол Павел в Кесарии провел два года, будучи заключенным в тюрьму. В Кесарии находился дворец Понтия Пилата. Так что это место было непосредственно связано с евангельскими событиями и с последующей церковной историей на Святой Земле. Первенствующая кафедра на Святой Земле – Иерусалим, Иерусалимский архиерей является патриархом, Иерусалимский Патриархат – один из пяти древнейших в Православной Церкви. Но до Халкидонского собора (V век) главная кафедра находилась в Кесарии, и Иерусалимский епископ подчинялся Кесарийскому митрополиту. Почему? Это был реальный центр области. Немало удивительных людей византийского времени жило в этих местах. Отсюда происходил византийский историк Прокопий, автор «Церковной истории» Евсевий был Кесарийским архиереем.
Как идентифицируют святые места? Есть два способа. Первый – местное предание. Когда это предание восходит ко времени события, можно сказать, что оно надежно. Если оно новое, то есть сомнения. Что значит «новое»? В XII веке на Святой Земле правили крестоносцы, которые расспрашивали местное население о том, где что находилось. Естественно, информация местных жителей, не имеющих отношения к тому, что было в I веке, «отредактирована» их собственной, мусульманской традицией. Францисканские археологи, проводившие раскопки мест ранних иудео-христианских собраний, исходили из того, что если христиане продолжают собираться в Капернауме в первые века, то возможно, это место восходит к апостольскому времени. Нередко бывало, что византийский христианский храм, как в Назарете или Табхе, строился на месте иудео-христианской синагоги евангельской эпохи.
Интерьер базилики в Табхе
Византийская мозаика в базилике в Табхе
Второй способ – научное исследование. Этому методу следовала императрица Елена, мать императора Константина. Но мы знаем, что зачастую у одного ученого одна концепция, у другого – другая, и можно представить, что в IV веке ситуация была не лучше. Поэтому необходимо сочетать живую традицию с научными исследованиями. Тогда понимаешь, что Крестный путь в Иерусалиме имел этот вектор, но расположение улиц и места домов были иными, потому что план нынешнего Иерусалима мало походит на план Иерусалима евангельского.
В 70 году был разрушен Иерусалимский храм. Последняя его перестройка до разрушения относится ко времени Ирода Великого (который называется, как и многие правители, Великим за свою колоссальную строительную деятельность, а вовсе не за моральные качества). От иродовой перестройки сохранилась часть западной стены, в народной традиции – «Стена плача», которая примерно с XVII столетия воспринимается как главная иудейская святыня Иерусалима. Для православных «Стена плача» интересна тем, что это одно из немногих рукотворных мест в Иерусалиме, которые видел Своими глазами Господь.
По сохранившейся стене храма можно судить о масштабах города евангельского времени: если стена построена из таких гигантских многотонных камней, сколь величественным был Иерусалим!
– Действительно, «Стена плача» сегодня представляет интерес и для иудеев, и для христиан. Не вступает ли, на ваш взгляд, в противоречие с нашей верой посещение тех святых мест, которые сейчас принадлежат иудеям или мусульманам?
– Это серьезный вопрос, на который однозначного ответа нет. Для нас было бы замечательно, чтобы вся Святая Земля была исключительно православным местом. Точно так же многие иудеи предпочли бы, чтобы там никого не было, кроме них. И мусульмане – тоже. Вспоминаю слова нашего водителя-мусульманина: «Ты представляешь, что они затеяли?! Синагогу в Старом городе строить!» Переспрашиваю: «Так там же евреи живут?!» А он: «Пусть строят, где хотят, хоть в Америке, но ведь Иерусалим – наше святое мусульманское место!»
Стена плача. Иерусалим. Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru
На Святой Земле всегда жили разные народы, исповедовавшие разные веры. Святая Земля была мостом, который связывал сверхдержавы древности – Египет, Сирию, Месопотамию. Через этот узкий перешеек шли толпы переселенцев, кто-то здесь задерживался. Поэтому невозможны были ни мирная обстановка, ни мононациональное государство. Вот мы и сталкиваемся с ситуацией, что те места, которые для нас важны, нередко принадлежат инославным или представителям других религий, которые их тоже почитают как свои святые места или даже устроили в них свои дома молитвы. Как нам к этому относиться? Пожалуй, самым ярким для меня примером является место, которое я очень люблю, – гробницы праотцев в Хевроне.
Махпела Царь Ирод построил еще в I веке гигантский «τέμενος» над местом погребения праотцев. Именно там похоронены Авраам, Исаак, Иаков, их жены. Рядом археологи раскопали ту часть Хеврона, где был город во времена Авраама: можно подойти к вратам, опереться на камень, на который опирался Авраам, отряхивая пыль со своих сандалий, когда почти четыре тысячелетия назад входил в Хеврон. Это самое начало не просто библейской истории, а единобожия на историческом этапе. В византийское время там стоял храм, при крестоносцах тоже. И в XIX столетии туда заходили русские паломники. Сейчас Хеврон – место радикального исламского города и сурового иудейского поселения. Махпела, гробница праотцев, поделена между иудеями и мусульманами. Стоит ли посещать ее? Несомненно. Но можно ли привести в Хеврон группу паломников? Технически это мало реально.
Место Иерусалимского храма – Храмовая гора – сегодня является важнейшей мусульманской святыней в Иерусалиме. Туда нельзя попасть ни с каким предметом, который используется при общественном христианском или иудейском богослужении. Ты можешь идти туда с нательным крестом, но с большим крестом туда не попасть. Ни иконы, ни Библию, ни Тору туда не пронести, потому что мусульмане боятся, что будет отслужен молебен или совершена иудейская молитва. Значит ли это, что нам туда не нужно идти? Ведь это место храма, где был Господь! Когда мы читаем в Библии о храме, который построил Соломон, то это храм, который стоял на Храмовой горе. Когда мы говорим, что храм был разрушен и древние евреи уведены в вавилонский плен, речь об этом же храме. Когда через 70 лет после вавилонского плена евреи вернулись на Святую Землю и восстановили храм, речь идет снова об этом храме. И Святая святых находилась там, и Введение Божией Матери во храм, и события Сретения тоже происходили там, и храмовая «завеса раздрася» во время Распятия Господа именно в Иерусалимском храме на Храмовой горе. Так что, на мой взгляд, посетить Храмовую гору стоит.
Русские паломники на Храмовой горе. Фото из книги А.А. Дмитриевского «Праздники Святой Земли» (М.; СПб., 2013. С. 63)
Немало святых для нас мест принадлежат католикам. Старые гефсиманские оливковые деревья находятся на католической территории. Тем не менее мы посещаем это место, ведь там молился и был арестован Господь, оттуда Он начал Свой Крестный путь.
Советы паломникам по Святым местам
– Вы много лет водите паломников по Святой Земле. Что бы вы посоветовали посетить из того, что обычно остается за рамками программ паломнических агентств?
– Пока человек живет в Иерусалиме, ему есть смысл посетить то, что находится недалеко от Иерусалима: заехать в лавру Саввы Освященного, посетить монастыри в ущелье Вади-Кельт, раскопки монастыря Евфимия Великого – учителя преподобного Саввы, обители Харитона Исповедника, Григория Хозевита, монастырь Мартирия, патриарха Иерусалимского.
Монастырь прп. Саввы Освященного. Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru
Стоит погулять и по природным заповедникам: Эйн-Геди на берегах Мертвого моря – настоящий оазис в пустыне, связанный с библейскими событиями (там скрывался от царя Саула Давид, бывал Соломон), Неот Кедумим – заповедник библейских растений, Иерусалимский зоопарк библейских животных, природный заповедник Баниас на Голанах (место исповедания апостола Петра, здесь находятся истоки Иордана и можно увидеть зайчиков – «шафанов», которые упоминаются в псалмах).
Баниас
Олени на склоне горы Кармель. Фото: Итамар Гринберг
Природный заповедник Хула (Парк «Агмон а-Хула»)
Посетите и музеи: в самом Иерусалиме «Башню Давида» вблизи Яффских ворот – музей истории Иерусалима, простой, но хорошо сделанный; из него замечательный вид и на весь Старый город, и на западный Иерусалим. Музей Израиля интересен своей археологической экспозицией. Всё, что выкопано на Святой Земле во второй половине XX века, по большей части представлено там, в том числе христианские находки. Археологические находки первой половины XX века выставлены в Музее Рокфеллера вблизи Старого города. За пределами Иерусалима по пути в Иерихон не пропустите Музей мозаик, где собраны мозаики из Иудеи, Самарии и Газы.
Из археологических раскопок я бы советовал посмотреть те, что ведутся израильским христианским археологом Яной Чехановец на парковке Гевати в Иерусалиме, где представлены все пласты истории города от библейских до римских времен, византийского и раннеарабского периода. А из мест, уже раскопанных, – Кесарию, Иерихон, Кумран, Иппос и Скифополь. Иерихон (помните выражение «трубить, как труба иерихонская»?) – древнейший город на Ближнем Востоке, где впервые перешли к земледельческому образу жизни. Он был разрушен древними евреями после перехода через Иордан. В Кумране в середине XX века была найдена древнейшая библиотека евангельского времени, «рукописи Мертвого моря», датируемые II веком до н.э. – I веком н.э. В кодексах представлены тексты ветхозаветные и «кумранские», связанные с общиной ессеев (к которой на каком-то этапе принадлежал Иоанн Креститель). Сегодня «рукописи Мертвого моря» хранятся в одном из иерусалимских музеев, около «Музея Израиля», а пещеры, где рукописи были найдены, доступны для обозрения.
Из галилейских мест значителен византийский город Иппос, на иврите – Сусита, раскопанный в XX столетии. Этот греческий языческий город, один из городов евангельского Десятиградия, находился в стране Гадаринской. Возможно, оттуда происходили люди, державшие свиней, в которых вселились бесы. До нашего времени сохранился акрополь и несколько византийских храмов. Епископ Иппоса Палестинского участвовал в I Вселенском Соборе. Ты входишь в городские ворота, идешь по дороге и видишь то, что видел этот епископ, направляясь на Собор, проходивший в присутствии Константина Великого. Сохранились основания престолов византийских храмов, некоторые из них с ковчежцами для мощей. Несколько лет назад был раскопан античный театр на склоне холма. На закате замечателен вид оттуда на Фаворскую гору и всё Галилейское озеро. Стоит посетить также и Скифополис, или Бейт-Шеан, один из крупнейших археологических парков в Израиле, древнееврейский, а затем языческий античный и, позже, византийский христианский город. На стенах этого города был некогда повешен царь Саул, и Давид приходил его снимать.
Скифополис, или Бейт-Шеан
Галилея
И совершенно замечательно во время паломничества обращать внимание не только на рукотворные места, но и на нерукотворные: когда мы оказываемся в Иудейской пустыне, вблизи места Крещения Господня или на берегу Галилейского озера, мы видим то, что видел Господь и Его ученики. Галилейское озеро не изменилось, две тысячи лет – небольшой срок. Холмы вокруг – это те холмы, которые тогда уже были, и голубое небо – это то небо, которое видели Господь и Его ученики.
Очень удивляет многих паломников и меня потрясло в свое время: Святая Земля –небольшая провинциальная страна, масштаб Святой Земли – масштаб Московской области. При этом все евангельские события произошли именно здесь. Царь мира родился в таких простых, невеликих местах!
– Отец Александр, что Святая Земля, жизнь на Святой Земле для вас?
– Когда я впервые оказался на Святой Земле в 1993 году, меня поразило, что те города, которые я воспринимал по Священному Писанию как места древних, давно минувших событий, – это реальные города, где люди живут и сегодня. Ты едешь по Галилейской дороге в сторону Фавора и видишь указатель на селение Наин. И понимаешь, что вот так же Господь шел по этой дороге и так же под горой находилось селение, через которое пролегал Его путь. Пусть сейчас это селение мусульманское, но всё равно жизнь продолжается. На Святой Земле уживаются самые разные люди. Когда ты спускаешься из Иерусалима в сторону Мертвого моря, едешь через бедуинские деревни, с левой стороны от дороги находится израильское поселение, где половина жителей – франкоязычные евреи. Позади виднеется колокольня русского православного монастыря, рядом с которым высится колокольня лютеранской церкви. А в стороне – Иерусалимский университет, первую лекцию в котором прочел Альберт Эйнштейн. Так что на одном клочке земли соседствуют бедуины, русская церковь, франкоговорящие евреи, немцы, израильские ученые. Все эти люди живут вместе, и удивительно не то, что в такой ситуации есть конфликты, а то, что столь разные общины в принципе могут более-менее мирно жить.
Иерусалим земной
Однажды я ехал в гости к друзьям, которые живут в старом городе, опаздывал и объяснял им по телефону, что сейчас проезжаю мимо Гефсимании, припаркуюсь на Сионской горе и скоро приду. Это действительно было изложением моего маршрута. Потом я положил трубку и подумал: невероятно, здесь Господь молился перед Своими страданиями, здесь возвышались стены Иерусалима… Вот уже более десяти лет я на Святой Земле, но ощущение радости не проходит!
– Что бы вы пожелали паломникам, которые собираются на Святую Землю?
– Пусть паломничество, которое мы совершаем в Иерусалим земной, станет частью паломничества, которое все мы совершаем в Иерусалим Небесный.
Иерусалим Небесный
Пусть оно будет не просто посещением новой страны, замечательной, солнечной и интересной, но частью нашего пути к Господу.
Встретимся у Стены плача… 2000 лет спустя
С. Путилов. Просите мира Иерусалиму. М., Благо, 2006
Знаменитая «Стена плача», протянувшаяся на двести метров — все, что осталось от величественного иерусалимского храма, разрушенного в 70 году н.э. римским императором Титом в наказание за мятеж евреев. Свое необычное название она получила поскольку, здесь иудеи уже две тысячи лет оплакивали гибель своей главной святыни. Причем даже плакать-то на этих руинах им и то разрешалось не всегда. Пол века спустя после гибели Иерусалима и храма, город был обращена в римскую колонию и переименован в «Colonia Aelia Capitolina». Вход иудеям сюда был строго запрещен. На месте иудейской святыни были воздвигнуты языческие капища. Что и вызвало новый взрыв негодования в народе.
Едва император Адриан, направлявшийся в Афины, покинул город, в нем вспыхнуло восстание под предводительством Бар-Кохбы («сына звезды»), почитаемого среди восставших как Мессия. Поначалу восставшим сопутствовала удача, и им даже удалось одержать победу в нескольких столкновениях с римлянами. Однако после убийства Бар-Кохбы их дух сломался, и восстание было подавлено. В наказание иудеи были изгнаны из Иерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основания город римляне вспахали плугом, стирая его, таким образом, с лица земли. С тех пор у евреев при прощании друг с другом вошла в поговорку фраза: «в следующем году в Иерусалиме!». Ждать этой встречи пришлось долго – две тысячи лет.
Гибель храма и Святого Города предсказал еще задолго до этих событий Господь. Как пишет евангелист: «и вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Пророчествовал Христос и о грядущей гибели Иерусалима от руки римлян. Вот что говорится об этом в Евангелии о Луки: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя ото всюду, И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:41-44). Так и получилось в наказание за отвержение Сына Божия, Иерусалим был разрушен, а евреи рассеялись по свету.
Затем на протяжении веков, на этом месте находился мусульманский квартал, что также сильно затрудняло иудеям доступ к своей святыне. Только в 1967 году, после присоединения всего Иерусалима к Израилю арабские постройки перед Стеной были снесены и сейчас на этом месте расположена довольно обширная площадь, по которой гуляют многочисленные туристы и верующие. Придя сюда в пятницу вечером, понимаешь каково значение этого места для религиозных евреев: после захода солнца на площади перед Стеной Плача собираются массы празднично одетых людей, пришедших сюда из расположенного поблизости еврейского квартала и пением встречают наступление «шаббата» – «священной субботы». К ним присоединяются одетые во все черное ортодоксы из Меа Шеарим. Все поют песни и молятся, прося у Бога мира Иерусалиму и благ своим родным.
Эта радость вполне объяснима — процесс собирания евреев не был легким и уже тем более быстрым. Принятие христианства Римской империей в IV веке мало, что изменило в судьбе евреев. На сей раз, народу — «христоубийце» было запрещено посещать Иерусалим по причинам религиозного характера. Только девятого числа месяца ав им дозволялось подниматься на Храмовую гору (превращенную в городскую свалку), чтобы оплакивать гибель своей святыни и города.
Впрочем, однажды иудеи все же добились права от властей на восстановление храма, но закончилось все полным провалом, причем в буквальном смысле слова. Дело было так. Жестокий гонитель христиан император Юлиан Отступник (IVв.) способствовал возрождению не только язычества, но и иудейства. Щедро одаривая последних, он даже повелел возвести вновь храм Соломона, дабы опровергнуть Иисусово пророчество о разрушении последнего. Однако успешно начавшееся предприятие вскоре было остановлено из-за сильного землетрясения. Рухнувшие стены заживо погребли множество рабочих, а оставшиеся в живых все до одного приняли христианство. Этим Бог показал, что время для восстановления храма, а значит окончания рассеяния, постигшего евреев за распятие Его Сына — еще не пришло.
В пятом веке, благодаря заступничеству императрицы Евдокии, иудеям было вновь разрешено проживать в Иерусалиме. Но затем гонения на них со стороны властей возобновились. Поэтому, когда в 614 году персидские войска под руководством Хосрова II взяли Иерусалим, вырезали все христианское население и разрушили их святыни, а патриарха увели в плен, евреи увидели в персах избавителей от христианского гнета и поддерживали их. За помощь при взятии города завоеватели вернули Иерусалим сынам Израилевым. Все бы так и было, пока у евреев не появился вождь, известный по имени — Нехемия (буквально «утешил Бог»), возводивший свой род к патриарху Иосифу и возомнивший себя Мессией. Когда обман раскрылся, персы передали власть в городе христианскому большинству, а Нехемию и его приближенных казнили. Тем не менее, когда вскоре византийцы во главе с императором Ираклием вновь овладели Иерусалимом, они учинили беспощадную расправу над евреями и изгнали их из города.
Ничто не ново под солнцем. Нынешняя религиозная вражда в Иерусалиме уходят корнями вглубь веков и соблазн «решать» проблемы путем кровавых столкновений в городе, где пересеклись три мировые религии, всегда был особенно силен. Так, в 938 г. мусульмане, а двадцать лет спустя совместно мусульмане и евреи учинили антихристианские погромы, разграбили и сожгли Церковь Гроба Господня, другие христианские святыни. Во время погрома был убит иерусалимский патриарх, а труп его сожжен. Так зарождалась взаимная ненависть, которая переживет века и через крестовые походы, попытки насильственного крещения, Холокост доживет до наших дней, приобретя с появлением еврейского государства в 1948 году новую форму – антисионизм. При СССР борьба с «империализмом и сионизмом» была даже возведена в ранг государственной политики, Москва слала арабам горы оружия, но те так и не смогли сбросить «народ Божий» в море. Дипломатические отношения между Россией и Израилем были восстановлены только в 1991 году. Сейчас, столкнувшись с угрозой воинственного исламизма, наши страны экстренно наводят мосты в области сотрудничества спецслужб и военно-технического сотрудничества. Но процесс идет тяжело – слишком сильны еще стереотипы десятилетиями отравлявшие отношения между двумя народами.
Стремление евреев припасть к этим древним камням, воткнуть между ними адресованную Господу записочку с сокровенным желанием вполне — не прихоть, а выковавшееся за века стремление. Сначала иудеев хотели лишить святыни вавилоняне, разрушившие первый храм, затем – римляне и крестоносцы. Последняя попытка удалить иудеев от стены – единственного уцелевшего фрагмента храма была предпринята уже в наше время. Как только 14 мая 1948 года была провозглашена Декларация независимости государства Израиль, на территорию страны вторглись армии пяти арабских государств: Сирии, Ливана, Ирака, Трансиордании и Египта. Арабский легион — иорданское воинское формирование под командованием английских офицеров — блокировал Иерусалим с востока, севера и северо-запада. Его солдаты захватили еврейские населенные пункты Атарот и Неве-Яаков и осадили Еврейский квартал Старого города. Подразделения вооруженных сил Египта и иракские федаины подошли к юго-западным окраинам города. Западная, еврейская часть Иерусалима, а также гора Скопус подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу. Несмотря на то, что в ночь с 17 на 18 мая 1948 года еврейским частям удалось прорваться в Старый город, немногочисленные защитники Еврейского квартала, которые несли тяжелые потери в уличных боях с бойцами Арабского легиона, более не могли удерживать позиции. 28 мая Еврейский квартал капитулировал; раненые, женщины, дети и старики были эвакуированы в западную часть города, а защитники квартала взяты в плен.
По условиям первого соглашения о прекращении огня, заключенного при посредничестве ООН 11 июня 1948 года, Восточный Иерусалим, включая весь Старый город, оказался под контролем Трансиордании, а Западный Иерусалим — под контролем государства Израиль.
Но евреи не имели права приближаться к Стене Плача, синагоги в древнем еврейском квартале — некоторым из них много веков — были осквернены и уничтожены. Часть из них иорданцы использовали в качестве конюшен и курятников. Иорданский Арабский Легион осквернил еврейское кладбище на близлежащей Оливковой Горе, насчитывающее 2500 лет. Через кладбище была проложена дорога от гостиницы Интерконтиненталь к шоссе. Надгробные камни с могил раввинов были использованы для строительства мостовых и уборных. Несмотря на условие, оговоренное в мирном договоре между Израилем и Иорданией, гарантировавшее евреям допуск к их священным местам, фактически иорданцы запретили евреям посещать Стену Плача в Старом Городе и древнее еврейское кладбище на Оливковой горе. Так продолжалось до 1967 года, когда в течение недели евреи стремительным ударом нанесли сокрушительное поражение арабским государствам.
При входе в еврейский квартал через Сионские ворота до сих можно видеть следы пуль и осколков на древних камнях, это следы Семидневной войны. Через них-то, преодолевая отчаянное сопротивление арабских войск, и ворвались в Старый город подразделения израильской армии. Завязался бой у Стены плача – последнего остатка Соломонова храма. Наконец 18 мая 1967 генерал Моше Даян ликующе провозгласил: «Храмовая гора взята!» С тех пор этот день празднуется в Израиле как День Иерусалима. Устраивается салют, радостные иерусалимцы с семьями идут через весь город к Котелю (Стене Плача), где собирается многотысячная пляшущая толпа.
Захватив город, евреи не стали мстить арабам. Они просто аннексировали весь Иерусалим, провозгласив его своей столицей. Этот шаг до сих пор не признан большинством государств, включая Россию, поскольку идет вразрез с резолюцией ООН от 1947 города, провозглашающей Иерусалим «открытым городам». Арабы же были потеснены до нынешних границ мусульманского квартала, который все равно продолжает занимать большую часть Старого города. Им даровали израильское гражданство. Но именно с тех пор численное преимущество в Иерусалиме перешло к сынам Израилевым. Сейчас они составляют две трети населения города. Так по данным последней переписи в Иерусалиме проживает 500 тысяч евреев и только 150 тысяч мусульман. Но относительная немного численность палестинцев компенсируется высокой рождаемостью у них, что позволяет делать прогнозы о том, что скоро их будет здесь столько же, сколько и евреев.
Вопрос о статусе Иерусалима остается самой сложной проблемой в арабо-израильских отношениях. Евреи провозгласили его своей «единой и неделимой» столицей, а палестинцы претендуют на придание суверенитета всей «своей» восточной части города. То есть той, где расположены: Гефсиманский сад — место Тайной вечери, древнее еврейское кладбище на Масличной горе, гора Сион, цитадель султана Сулеймана Великолепного и Храмовая гора. Мнения христиан, которых в Старом Городе всего 15 000 и чьи святыни также сосредоточены там, при этом никто даже не спрашивает.
А пока суд да дело Иерусалим, обросший снаружи древних стен современными жилыми кварталами, банками, дискотеками, стал центром притяжения для еврейских репатриантов из различных стран мира. На сегодняшний день наиболее крупными этническими группами среди репатриантов и их потомков являются выходцы из Марокко, Ирака, Ирана, Польши, Румынии, стран Южной и Северной Америки. Много «русских» — выходцев из России и СНГ. Но этот процесс начался не сейчас. Вопреки утверждениям исламских радикалов, отказывающим Израилю в праве на существование, еврейский народ появился в Земле Обетованной не в 1948 году.
В двух тысячелетнюю эпоху рассеяния (галута), последовавшую за распятие Христа, евреи всегда стремились в Иерусалим. И не только стремились, но постоянно жили там. В 438 году, через триста лет после того, как римляне сравняли город с землей, Императрица Евдокия сняла запрет на моление евреев на месте разрушенного Храма. Это событие было воспринято евреями, как важное знамение. Лидеры еврейских общин в Галилее, куда народ бежал после разрушения своей столицы, обратились с призывом к соплеменникам: «Знайте же, что конец нашего изгнания настал!». Они вновь устремились в Иерусалим, и, когда в VII веке персы вторглись в Палестину, евреи в союзе с ними победили византийцев, и в течение последующих трех лет сами правили городом. Но когда в 1267 году знаменитый иудейский богослов Мозес бен Нахман (Рамбан) — приехал жить в Иерусалим, в городе уже оставалось всего два еврея, переживших кошмар монгольского нашествия. Он с учениками вновь возродили еврейскую общину в городе. После этого и до наших дней, еврейское присутствие в Старом Городе Иерусалима не прерывалось ни на один день.
Евреи старались связать свою судьбу с Иерусалимом, несмотря на выпадавшие на их долю неимоверные тяготы и унижения. Отец-иезуит Мишель Науд написал в 1674 году: «Евреи Иерусалима платили большие деньги туркам за свое право находиться там. Они предпочитали быть пленниками в Иерусалиме, возможности наслаждаться свободой, которую могли приобрести где-либо еще. Любовь евреев к своей земле просто неправдоподобна». Только всепоглощающая любовь, которую этот народ испытывал к Иерусалиму, может объяснить их тягу к городу, где само существование их было ужасающим. Английский дипломат Вильям Янг писал в марте 1839 года в своем репортаже, посланном в Лондон: «Еврей в Иерусалиме ценится немногим более собаки — я почти ежедневно слышу о каких либо актах насилия и варварства по отношению к евреям. Дабы продемонстрировать свое полное превосходство над евреями, мусульмане разместили городскую скотобойню на окраине еврейского квартала, тем самым подчеркивая еврейскую неполноценность».
Рассказывают, что Наполеон, на время отбивший Палестину у турок, однажды проходя мимо местной синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался тем, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что те причитают в связи с разрушением в Иерусалиме храма. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость. Тогда кто-то сказал, что эта трагедия произошла 1800 лет назад. Потрясенный император произнес в ответ: «Если народ, может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то без сомнения вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления». Это пророчество начало сбываться в 1948 году, когда было провозглашено государство Израиль. Что это произойдет, впрочем предсказывал не только великий завоеватель, но и за тысячи лет до него – ветхозаветные пророки.