Для наших читателей: священномученик кто это с подробным описанием из различных источников.
Священномученик
Священному́ченик (греч. άγιομάρτυς, лат. sanctus martyr) — мученик из числа рукоположенных в сан священника или епископа, пострадавший за своё исповедание Иисуса Христа.
Содержание
- Описание
- Известные священномученики
- Священномученики среди русских святых
- Примечания
- Источники
- Известные священномученики
- Примечания
- Источники
- Отрывок, характеризующий Священномученик
- Новомученик
- О новомучениках
- Безбожная власть
- Судили быстро, расстреливали сразу
- Урок новых святых
- Соловецкие подвижники
- Кто такие Новомученики и исповедники Российские
- Новомученики России
- День памяти новомучеников и исповедников Российских
- Видео
Описание
Отличие священномученика от мученика состоит в наличии у первого священного сана. Священномученики не составляют особого лика святых и на литургии вспоминаются вместе с другими мучениками. Так же как и за других мучеников, на проскомидии за них вынимается пятая частица из девятичинной просфоры.
Известные священномученики
К известным священномученикам первых веков христианства относятся:
- Василий, пресвитер Анкирской церкви, пострадавший при Юлиане Отступнике в 363 году;
- Власий, епископ Севастийский, пострадавший в IV веке.
- Климент, епископ Анкирский, пострадавший при Максимине в 312 году;
- Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, в 107 году при Траяне брошенный на съедение львам;
- Киприан, епископ Карфагенский, пострадавший в 258 году;
- Климент, папа Римский, по приказу императора Траяна сосланный в Херсонес и утопленный в море.
Священномученики среди русских святых
Из русских святых к священномученикам относятся:
- Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, пострадавший в 1612 году;
- Кукша Печерский, просветитель вятичей, принявший смерть от их рук в начале XII века;
- Макарий Киевский, (западнорусский) митрополит, убитый татарами в 1497 году
и другие.
Примечания
- Священномученик В.Живов. Святость. Краткий словарь агиографических терминов
- В статье Преподобномученик (В.Живов. Святость. Краткий словарь агиографических терминов) он именуется преподобномучеником, однако в официальных изданиях Русской Православной Церкви (см. «Православный церковный календарь» за разные годы) — священномучеником.
Источники
- Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографический терминов. — Москва: Гнозис, 1994.
- Православный церковный календарь. — Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, разные годы.
Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».
Категории:
- Мученики
- Священномученики
Wikimedia Foundation. 2010.
Синонимы :
Смотреть что такое “Священномученик” в других словарях:
-
священномученик — священномученик … Орфографический словарь-справочник
-
священномученик — сущ., кол во синонимов: 1 • мученик (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Священномученик — так называется пресвитер, а еще чаще епископ, положивший жизнь свою за Пастыреначальника своего Иисуса Христа. Таковы, напр., священномученики Климент, папа римский, по поведению Траяна сосланный в Херсонес в утопленный в море; Климент, епископ… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК — священнослужитель, принявший мученичество за Христа. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
-
Священномученик — священник или епископ, положивший жизнь за Христа. Таковы, например, священномумученики Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, убитый в 1918 году; Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, казненный в 1922 году и другие … Православный энциклопедический словарь
-
священномученик — священном ученик, а … Русский орфографический словарь
-
священномученик — священному/ченик, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
-
священномученик — а; м. В христианстве: святой, бывший священником, принявшим мученическую смерть за свою веру … Энциклопедический словарь
-
священномученик — а; м. В христианстве: святой, бывший священником, принявшим мученическую смерть за свою веру … Словарь многих выражений
-
Священномученик — священник или епископ, претерпевший страдания и положивший жизнь свою за исповедание перед людьми учения Господа нашего Иисуса Христа. Таковы, например, сщмчч. Климент, папа Римский, по повелению императора Траяна сосланный в Херсонес и… … Православие. Словарь-справочник
Священному́ченик (др.-греч. Ὁ Ἱερομάρτυρας, лат. sanctus martyr) — мученик из числа рукоположённых в сан епископа, священника или диакона, пострадавший за своё исповедание Иисуса Христа.
Отличие священномученика от мученика состоит в наличии у первого священного сана. Священномученики не составляют особого лика святых и на литургии поминаются вместе с другими мучениками. В православии на проскомидии за них, так же как и за других мучеников, вынимается пятая частица из девятичинной просфоры.
Известные священномученики
К известным священномученикам первых веков христианства относятся:
- Василий, пресвитер Анкирский, пострадавший при Юлиане Отступнике в 362—363 годах;
- Власий, епископ Севастийский, пострадавший в IV веке;
- Климент, епископ Анкирский, пострадавший при Максимине в 312 году;
- Игнатий, епископ Антиохийский, в 107 году при императоре Траяне брошенный на съедение львам;
- Киприан, епископ Карфагенский, пострадавший в 258 году;
- Климент, папа Римский, по приказу Траяна сосланный в Херсонес и утопленный в море;
- Антипа, епископ Пергамский — в наказание за обращение многих язычников в христианство был ввергнут в раскалённого медного быка.
Из русских святых к священномученикам относятся:
- Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, пострадавший в 1612 году;
- Кукша Печерский, просветитель вятичей, принявший смерть от их рук в начале XII века;
- Макарий Киевский, митрополит, убитый татарами в 1497 году;
- Аввакум Петров почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.
Большинство новомучеников и исповедников Церкви Русской были канонизированы именно как священномученики, так как являлись священнослужителями или епископами.
Примечания
- Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографический терминов. — Москва: Гнозис, 1994.
- Православный церковный календарь. — Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, разные годы.
Священному́ченик (др.-греч. Ὁ Ἱερομάρτυρας, лат. sanctus martyr) — мученик из числа рукоположенных в сан епископа, священника или диакона, пострадавший за своё исповедание Иисуса Христа.
Отличие священномученика от мученика состоит в наличии у первого священного сана. Священномученики не составляют особого лика святых и на литургии вспоминаются вместе с другими мучениками. В православии, так же как и за других мучеников, на проскомидии за них вынимается пятая частица из девятичинной просфоры.
К известным священномученикам первых веков христианства относятся:
- Василий, пресвитер Анкирский, пострадавший при Юлиане Отступнике в около 362—363 годах;
- Власий, епископ Севастийский, пострадавший в IV веке.
- Климент, епископ Анкирский, пострадавший при Максимине в 312 году;
- Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, в 107 году при Траяне брошенный на съедение львам;
- Киприан, епископ Карфагенский, пострадавший в 258 году;
- Климент, папа Римский, по приказу императора Траяна сосланный в Херсонес и утопленный в море.
- Антипа, епископ Пергамский — за обращение многих язычников в христианство в наказание был ввергнут в раскалённого медного быка.
Из русских святых к священномученикам относятся:
- Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, пострадавший в 1612 году;
- Кукша Печерский, просветитель вятичей, принявший смерть от их рук в начале XII века;
- Макарий Киевский, митрополит, убитый татарами в 1497 году
- Аввакум Петров почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.
Также большинство новомучеников и исповедников Церкви Русской, были канонизированы именно как священномученики, так как являлись священнослужителями или епископами.
Источники
- Живов В. М. . — Москва: Гнозис, 1994.
- Православный церковный календарь. — Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, разные годы.
Отрывок, характеризующий Священномученик
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l’oreille tiree par l’Empereur считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l’Empereur Alexandre? – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur , кроме его, Наполеона.
Священному́ченик (др.-греч. Ὁ Ἱερομάρτυρας, лат. sanctus martyr) — мученик из числа рукоположённых в сан епископа, священника или диакона, пострадавший за своё исповедание Иисуса Христа.
Отличие священномученика от мученика состоит в наличии у первого священного сана. Священномученики не составляют особого лика святых и на литургии поминаются вместе с другими мучениками. В православии на проскомидии за них, так же как и за других мучеников, вынимается пятая частица из девятичинной просфоры.
Энциклопедичный YouTube
-
Просмотров:
1 185
1 458
5 289
-
Священномученик Серафим (Чичагов)
-
Святые дня / Священномученик Серафим (Чичагов)
-
Жертвенное служение священномученика Илариона
К известным священномученикам первых веков христианства относятся:
- Василий, пресвитер Анкирский, пострадавший при Юлиане Отступнике в 362—363 годах;
- Власий, епископ Севастийский, пострадавший в IV веке;
- Климент, епископ Анкирский, пострадавший при Максимине в 312 году;
- Игнатий, епископ Антиохийский, в 107 году при императоре Траяне брошенный на съедение львам;
- Киприан, епископ Карфагенский, пострадавший в 258 году;
- Климент, папа Римский, по приказу Траяна сосланный в Херсонес и утопленный в море;
- Антипа, епископ Пергамский — в наказание за обращение многих язычников в христианство был ввергнут в раскалённого медного быка.
Из русских святых к священномученикам относятся:
- Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, пострадавший в 1612 году;
- Кукша Печерский, просветитель вятичей, принявший смерть от их рук в начале XII века;
- Макарий Киевский, митрополит, убитый татарами в 1497 году;
- Аввакум Петров почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.
Большинство новомучеников и исповедников Церкви Русской были канонизированы именно как священномученики, так как являлись священнослужителями или епископами.
Новомученик
- Первый российский новомученик
- Алфавитный список новомучеников и исповедников Церкви Русской в церковном календаре
- Настоящие герои ХХ века: новомученики и исповедники российские свящ. Георгий Максимов
- К новомученикам монахиня Варвара (Пыльнева)
- Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века
- Проблемы канонизации новомучеников Российских на примере святителя Афанасия (Сахарова) прот. Георгий (Морохин)
- Воспитание в школе через почитание новомучеников Российских прот. Алексий Уминский
Новому́ченик – христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.
Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершается 7 февраля нового стиля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Причисление к лику новомучеников не означает канонизации литературного, эпистолярного или другого их наследия. Канонизация новомученика не значит, что все, что человек написал в своей жизни, – это творение святого отца. Это канонизация не за жизненный подвиг, а за подвиг в смерти, подвиг, который венчал жизнь человека.
***
Конечно же, и к преподобным Сергию и Серафиму и другим угодникам Божиим мы будем всегда прибегать и получать от них просимое. Но ведь никто из нас совершить такие подвиги, как преподобный Серафим, не может. И как бы мы с вами ни молились и ни пытались тысячу ночей простоять на камне, в лучшем случае мы попадаем в сумасшедший дом – если нас вовремя кто-нибудь не остановит. Потому что у нас нет тех дарований.
Но вот новомученики были такими же людьми, как и мы!
Мне иногда говорят: «Ну, чего такого, ну, служил батя у себя на приходе, ну, совершал там какие-то требы, кадилом, понимаете, махал себе, ну, дети у него какие-то были, воспитывал их, еще неизвестно, как – хорошо он воспитывал их или нет! Что он такого совершил-то?! Почему он вдруг святой, и мы ему должны молиться и поклоняться?! Всех расстреливает – и его расстреляли! Где тут святость-то?» Да в том-то все и дело, что он был, как все. Но многие-то взяли и побежали, или, наоборот, участвовали во всем этом беззаконии. А этот священник из захудалого села понимал, что его долг – ходить в храм и молиться, хотя и знал, что ему за это будет. И он служил, понимая, что в любую минуту за ним придут.
cвященник Кирилл Каледа
***
О новомучениках
Церковь, по слову святителей, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная Литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов.
Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения Литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова. В 20-м веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви.
Однако, ожидаемого почитания Новомучеников в нашей Церкви не произошло. Мы живем в другую эпоху, которая, хотя и недалека от той по времени, но бесконечно далека по содержанию окружающей нас жизни. И потому почитание Новомучеников может состояться, как и вообще почитание святых, только через нарочитое изучение их подвига. Мы плохо осознаем значение подвига мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели, как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени.
По слову Симеона Нового Богослова, «не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми». Ведь если человек не узнает и не принимает святость столь близкую к нему, как он может постичь святость далеко от него отстоящую. Наши Новомученики, может быть, есть единственное безоговорочное наше созидающее достояние, может быть, и единственные последнего времени наши молитвенники и попечители. Предавая забвению их подвиг, мы произвольно лишаемся их помощи и поддержки.
Мученик в понятии Церкви и в переводе значит «свидетель», то есть это человек, который жизнью своей, пролитой кровью свидетельствует об истине христианской веры. К концу не арифметических, а протяженных, конечно, времен, в Русской Православной Церкви, в России наступил период такой же кровавый, такой же жестокий, такой же откровенно демонический, как и в начале христианства и проповеди апостолов, и который продолжался несколько десятилетий и явил – Церкви небесной сначала – может быть тысячи мучеников, которые предстоят Престолу Божию и явил и в земной Церкви, воинствующей, после того, как Новомученики были прославлены Собором 2000 года. Новомученики — не в том смысле, что их подвиг качественно или как-то по-другому отличается от подвига мучеников первых времен христианства, а новые в том смысле, что для нас они новые, они – наши современники, они наши, в каком-то смысле, даже сродники – потому что у многих это были дедушки – если у кого были священники или миряне, которые пострадали.
Время суда, которое наступило в 20 веке – для России во всяком случае – в каком-то виде – это время предварительного суда для тех конкретных людей, которые тогда жили, — Верховного суда. Господь попустил случившемуся – злу вторгнуться – с тем, чтоб вот эти крайние обстоятельства подтолкнули людей к окончательному выбору, который, может быть, был бы иным при более благоприятных условиях. Но тогда – во время гонений – пришлось выбирать уже точно между Христом и неверием во всяком случае, между добром абсолютным и злом также абсолютным.
Глядя на историю России, особенно этого последнего времени гонений, и сравнивая её с современной слабостью и каким-то современным малодушием и расслабленностью нашего времени, можно сказать, что история России 20 века – это результат тысячелетнего бытия её. И на Соборе – если пользоваться словами пушкинской сказки, эти святые – как тридцать три богатыря – вышли, для многих неожиданно было, что они вышли, что они вообще существуют, что в России такое огромное количество святых.
Здесь подвиг мученика вдохновлен только вечностью, только самыми совершенными идеалами. Его ведь, собственно говоря, ничто не поддерживает. Мученики в 20-м веке, — то-то и поразительно, что их смерть была не «на миру» и не в какой-то торжествующей обстановке, как это были смерти в начале христианской эпохи – в цирке где-нибудь, когда были десятки христиан и огромная толпа зрителей. Здесь не было зрителей, здесь были возможности огромные для лукавства, обмана, для сокрытия, для кривизны души, малодушия. И вот то, что это не состоялось, что у нас так мало было в Русской Православной Церкви отступников, что у нас так мало было предателей, было так мало людей малодушных, которые могли просто покривить душой – ведь никто бы не прочёл, что там человек покривил душой, желая как-то облегчить свою участь – таких людей было мало. И надо сказать, что вот за этот 20-й век у нас получилось действительно, то – что называется Русь Святая.
Исторический опыт Новомучеников намного больше, чем опыт частного человека. Ни один человек не может выдумать превосходящих реальность исторических ситуаций и переживаний. В этом смысле судьбы Новомучеников – это само по себе совершенное художественное произведение. Более глубокого духовного опыта трудно представить. Это самый большой опыт за всё тысячелетие: здесь и переживания человека, и его падение, и в то же время самые возвышенные и героические примеры. Это, можно сказать, самое совершенное и идеальное, к чему пришел русский человек.
Теперь каждый из нас может видеть нетленную славу святых мучеников, приобщиться к их духовному опыту, воспользоваться им, обращаться к мученикам с молитвой, а в случае скорбных обстоятельств – утешиться их подвигом. Если мы, конечно, сами хотим увидеть славу мучеников, хотим учиться из опыта святых, почти современников наших. Теперь дело прославления святых мучеников не за Церковью, она прославила их, а за церковными людьми, которые напоминают скорее детей, которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на свирели и они не плясали. Теперь мученики прославлены, и жизнеописания этих мучеников в значительной степени опубликованы, но церковные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития святого, имя которого носят.
Воспользуется русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, тогда мученики станут фундаментом ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского – православным русским народом, мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия.
По материалам статей, интервью, выступлений игумена Дамаскина (Орловского), Секретаря Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
(Составитель — Н. К.)
Кто такие Новомученики и Исповедники Церкви Русской? Почему они стали жертвами коммунистического режима? Каково значение подвига новых святых?
ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения. Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры.
Новомученики и Исповедники Церкви Русской – сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой — патриарх Тихон. Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек.
Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям.
Икона Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
Безбожная власть
Христианство и коммунизм несовместимы. Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор. Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей. А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина. С точки зрения христианина, строили Ад на земле.
Высказывания Ленина о религии всегда атеистичны, но в статьях он старается формулировать свои идеи цивилизованно, тогда как в приказах и письмах, адресованных друзьям и подчинённым, говорит прямо и грубо. Ещё до Революции в письме А. М. Горькому Ленин писал: «…всякий боженька есть труположство. …всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, особенно терпимо встречаемая демократической буржуазией, — именно поэтому это — самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».
Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть.
Взрыв православной церкви, 1918 год
1 мая 1919 года в документе, адресованном Дзержинскому, Ленин требует: «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Расстрелы духовенства Ленин рекомендовал неоднократно.
Деятельность государства была направлена на разрушение Церкви и дискредитацию Православия: льготы и кредиты для сектантов, инспирирование расколов, издание антирелигиозной литературы, создание антирелигиозных организаций – например, «Союз воинствующих безбожников», куда загоняли молодёжь.
Сталин продолжил дело Ленина: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведёт антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религия есть нечто противоположное науке… Подавили ли мы духовенство? Да, подавили. Беда только, что оно не вполне ещё ликвидировано».
В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны».
Разграбление церкви, послереволюционные годы
Игумен Дамаскин (Орловский) в своей работе пишет: «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» («История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации»). Большинство верующих людей были репрессированы в 1918 году и в 1937-38 годы.
Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта. За период 1941-43 г. только одна Московская епархия сдала на нужды обороны 12 млн. рублей. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы.
Судили быстро, расстреливали сразу
Над священнослужителями и монахами не было длительных процессов. Их вина в глазах большевиков была бесспорной – религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее. Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте – там, где молился, там, где призвал Бога. А причину могли найти любую.
Протоиерей Иоанн Кочуров
Самым первым пострадал за веру новомученик протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить. На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире.
Вот как рассказывает о гибели священника очевидец:
«Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной – его таскали за волосы, и кто-то предлагал «прикончить как собаку». Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было».
25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Его похитила и тут же расстреляла группа солдат.
17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна Императорская семья, олицетворявшая Православное царство: Николай Второй, его супруга Александра, царевны и маленький наследник.
Фотография семьи императора Николая II
18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей. Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме управляющего Ф. Ремеза) в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована.
Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара
Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога. Кто-то передал это красноармейцам. Те изрубили мальчика шашками.
Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции. Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам.
Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия:
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»
(Мф. 10:28)
Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы.
В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу.
Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово.
Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года.
Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года.
Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север…
Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её.
Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности.
Фреска в храме с Новомучениками и Исповедниками
Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства. Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная.
Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна. Об этом упоминается в Житиях. Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном.
Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям. Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди Новомучеников и Исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога.
Урок новых святых
Подвиг Новомучеников и Исповедников Церкви Русской имеет глубокий смысл.
Во-первых, он учит верности Христу. Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной.
Во-вторых, призывает не отступать от своих принципов. В деградирующем обществе не предавать высоких моральных убеждений, не быть «как все».
В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам.
В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина.
В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе.
Они призывают нас ко Спасению и помогают его достичь.
Святые Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас!
Соловецкие подвижники
Одной из самых больших тюрем, где несли свой крест многие Новомученики и Исповедники, был Соловецкая тюрьма особого назначения. Здесь, в стенах древнего монастыря, откуда Советская власть изгнала насельников, жили и умирали узники. За 20 лет существования лагеря через каторжные работы прошло более 50 000 заключенных. Среди них архиепископы, архимандриты, иеромонахи и благочестивые миряне. Из этих намоленных стен их души восходили к Богу.
Работы в Соловецком лагере
Зимой мороз за тридцать градусов, от которого в неотапливаемых карцерах замерзали люди. Летом тучи комариного гнуса, на поживу которым оставляли провинившихся зеков.
На каждой перекличке охрана убивала одного-трёх человек для устрашения остальных. От туберкулеза, цинги, истощения каждый год умирали 7-8 тысяч заключённых. В 1929 году за невыполнение трудового плана роту зеков сожгли живьём.
Фреска о страданиях Исповедников на “Соловках”
Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, ибо вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Стоит упомянуть, что сосланные священники даже в условиях лагеря не раз совершали богослужения. Причастием служили хлеб и клюквенный сок. Ценой Таинства могла стать жизнь.
Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, ободряя друга, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко».
Сегодня Соловецкий монастырь возрождён во всей своей духовной силе, здесь проходят богослужения, здесь хранятся мощи основателей монастыря – преподобных старцев Зосимы, Савватия и Германа, здесь совершаются чудеса.
10 февраля 2019 года в Соловецком монастыре состоится праздничная Литургия в честь Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. У вас есть счастливая возможность отправить записку о здравии своём и своих ближних на это богослужение. Испросите помощи и защиты у святых.
Христианская Церковь на протяжении своего двухвекового существования доказывала свою верность Богу. Лучшим доказательством является человеческая жизнь. Ни богословские работы, ни красивые проповеди, ничто не доказывает истинность религии так, как человек, который готов отдать свою жизни ради нее.
Живя в современном мире, где каждый может свободно исповедовать свою веру, высказывать свое мнение, сложно представить, что всего лишь сто лет назад это могло привести к расстрелу. 20 век оставил в истории России и Русской Церкви кровавый след, который никогда не будет забыт и навеки останется примером того, к чему может привести попытка государства получить тотальный контроль над обществом. Тысячи людей были убиты только потому, что их вера была неугодна властям.
Кто такие Новомученики и исповедники Российские
Основная христианская конфессия Российской Империи — православие. После революции 1917 года представители веры были одними из тех, кто подвергся коммунистическим репрессиям. Именно из этих людей и произошел впоследствии сонм святых, который является сокровищем для Православной Церкви.
Происхождение слов
Слово «мученик» имеет древнегреческое происхождение (μάρτυς, μάρτῠρος) и переводится как «свидетель». Мучеников почитали святыми с самого начала христианства. Это люди были тверды в своей вере и не хотели отречься от нее даже ценной собственной жизни. Первый христианский мученик был убит около 33—36 года (Первомученик Стефан).
Исповедники (греч. ὁμολογητής ) — это те люди, которые открыто исповедуют, т. е. свидетельствуют о своей вере даже в самые сложные времена, когда эта вера запрещена государством или не соответствует религиозному убеждению большинства. Они также почитаются святыми.
Значение понятия
Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских.
Мученический чин разделяется на несколько категорий:
- Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа.
- Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно.
- Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть.
- Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть.
- Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения.
Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни.
Новомученики России
После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти (белая армия, народные восстания и пр.), но и людей, не разделяющих их идеологию. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником.
Историческая справка
Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения».
Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века.
Вот только несколько таких примеров:
- епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом;
- епископа Исидора Михайловского посадили на кол;
- епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь.
Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах. Такие могилы обнаруживаются до сих пор.
Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви.
Список
Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. К 2006 году канонизировано 1701 человек.
Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру:
- Священномученик Иван (Кочуров) — первый из убитых священников. Родился 13 июля 1871 года. Служил в США, вел миссионерскую деятельность. В 1907 году переехал обратно в Россию. В 1916 г. назначен на служение в Екатерининском соборе Царского Села. 8 ноября 1917 г. скончался после продолжительных избиений и волочения по шпалам железнодорожных путей.
- Священномученик Владимир (Богоявленский) — первый из убитых архиереев. Родился 1 января 1848. Был митрополитом Киевским. 29 января 1928 г., будучи в своих покоях, был вывезен матросами и убит.
- Священномученик Павел (Фелицын) родился в 1894 г. Служил в селе Леоново Ростокинского района. Был арестован 15 ноября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации. 5 декабря приговорен к 10 годам работы в исправительно-трудовом лагере, где скончался 17 января 1941 г.
- Преподобномеченик Феодосий (Бобков) родился 7 февраля 1874 г. Последнее место служения — храм Рождества Богородицы села Вихорна Михневского района. 29 января 1938 г. арестован и 17 февраля расстрелян.
- Священномученик Алексий (Зиновьев) родился 1 марта 1879 г. 24 августа 1937 года отец Алексий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Был обвинен в том, что проводил службы в домах людей и вел антисоветские беседы. 15 сентября 1937 г. расстрелян.
Надо отметить тот факт, что зачастую на допросах они не признавались в том, чего не делали. Обычно говорили, что никакой антисоветской деятельностью не занимались, но это не имело никакого значения, потому что допросы были чисто формальными.
Говоря о мучениках 20 века нельзя не упомянуть Святителя Тихона, Патриарха Московского (19 января 1865 —23 марта 1925 г.). Он не прославлен в лике мучеников, но жизнь его была мученической потому, что патриаршее служение выпало на его плечи в эти тяжелые и кровавые годы. Его жизнь была полной трудностей и страданий, самое большое из которых — знать, что вверенную тебе Церковь уничтожают.
Семья Императора Николая также не канонизирована как мученики, но за их веру и достойное принятие смерти Церковь почитает их святыми страстотерпцами.
День памяти новомучеников и исповедников Российских
Еще на архиерейском соборе 1817—1818 гг. постановили совершать память всех усопших, пострадавших в гонениях. Но на тот момент канонизировать никого не могли.
Русская Православная Церковь за границей первая сделала шаг на их прославление 1-го ноября 1981 г., и назначила дату празднования 7 февраля, если этот день совпадает с воскресением, если нет — то в ближайшее воскресение. В России их прославление совершилась на Архиерейском Соборе 2000 г.
Традиции празднования
Православная Церковь все свои праздники отмечает Святой Литургией. В день празднования св. Мучеников это особенно символично потому, что за Литургией переживается жертва Христа, и в то же время вспоминается жертва мучеников, отдавших жизнь за Него и за святую православную веру.
В этот день православные христиане вспоминают с горечью о тех трагических событиях, когда русская земля была пропитана кровью. Но утешением для них является то, что 20 век оставил Русской Церкви тысячи святых молитвенников и заступников. А когда их спрашивают, кто такие новомученики, они могут просто показать старые фотографии своих родственников, погибших в гонениях.
Видео
В этом видео представлен слайд из фотографий новомучеников.
«Русская Голгофа» — фильм про подвиг Святых двадцатого века.