Содержание
- Конспект урока «Смутное время»
- Пожарский Д.М. Исторический портрет
- Основные направления деятельности Пожарского Д.М. .и их результаты
- Пояснение
- Эпоха Смутного времени (1598-1613)
- Эпоха правления Михаила Фёдоровича Романова ( 1613-16450
- Смута
- Причины Смуты.
- Начало Смуты.
- Основные события Смуты.
- Избрание Михаила Романова.
- Вопросы для самопроверки
- Дополнительная литература
- Конец света 1910 года
- Александр Дугин: День народного единства — символ преодоления Смуты
Конспект урока «Смутное время»
Открытый урок в 10 классе по теме
«Кризис государства и общества. Смутное время».
Цель: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного периода для истории нашего государства.
Задачи
Образовательные:
1.На основании материала учебника, дополнительного материала определить причины, сущность и итоги Смутного времени;
2. выделить основные периоды, отождествляя с конкретными политическими лидерами;
3. усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени.
Развивающие:
1. Формировать критическое мышление учащихся;
2. развивать навыки выступления и защиты собственной точки зрения;
3. учить рассматривать историческую проблему (личность) с различных позиций;
4. развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательные:
1. Формировать критическое мышление учащихся;
2. учить вырабатывать собственное отношение к рассматриваемой проблеме;
3. работать над понятиями: Смута, династический кризис, гражданская война, Отечество,
патриотизм, национальное самосознание.
Оборудование:
1. Учебник
2. Отрывок из рукописи.
3. Презентация урока на диске.
4. ДВД фильм «Борис Годунов».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-диалогический.
Ход урока:
1. Актуализация. Введение.
За всю историю человечества борьба за власть, стремление избавиться от политических оппонентов, являются неотъемлемой частью жизни общества. Но никогда ранее политическая борьба за власть в государстве не доходила до такого ожесточения. Никогда раньше на историческую сцену не выходило такое количество жестоких, беспринципных и корыстолюбивых людей. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный учитель из Восточной Белоруссии. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, расчленение на отдельные территории. Я говорю о Смутных временах в истории России.
2. Изучение нового материала:
2.1. Изучение нового материала мы начнем с определения самого понятия «Смута». Находим определение в учебнике и на слайде презентации.
2.2. Задание на анализ и сравнение:
— Чтобы определить причины наступления Смутного времени я предлагаю вам познакомиться с высказываниями различных историков (на слайдовой презентации).
Как видите, в этих причинах нет ничего необычного для тех времен, но при этом они привели к тяжелым последствиям. Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, население безропотно и беспрекословно подчинялось своим «природным» государям.
Но когда династия прекратилась, и государство оказалось «ничьим», российская земля растерялась и пришла в брожение.
2.3. Заметно ухудшившееся экономическое положение страны в результате нескольких подряд неурожайных лет и обострение недовольства властью царя Бориса со стороны практически всех слоев населения привело к ситуации, когда было достаточно любого повода для его дискредитации. Таким поводом стала появившаяся версия о том, что младший сын Ивана Грозного не погиб в Угличе 1591 г. Вскоре в Польше появился человек, называвший себя «чудом спасшимся» сыном Ивана Грозного.
Смотрим отрывок из фильма «Борис Годунов».
— Представители, каких социальных слоев пришли на службу к самозванцу?
— Назовите все социальные слои, которыми было представлено российское общество в начале XYI
века (учащиеся называют бояр, дворян, казачество, крестьян, горожан).
Все они – участники тех событий и преследовали свои интересы, часто враждуя друг с другом.
Эти люди могли служить разным лидерам, могли одним и тем же, но именно они продвигали события Смутного времени, следуя путем своих интересов.
В это время на историческую арену вышла целая плеяда выдающихся личностей, которые вели за собой огромные группы людей, Огнем и мечом боролись они за справедливость, совершали подвиги во имя своей страны. Были и откровенные негодяи, преследовавшие свои корыстные цели. Как бы то ни было, сложный и драматический сюжет создавался благодаря ним.
Слайд » Основные события Смутного времени».
— С событиями Смутного времени связана деятельность трех правителей (слайды с портретами)
— Представьте, что в результате перемещения во времени мы оказались в начале XYII века.
И теперь вы стали не школьниками, а казаками, боярами, дворянами и польскими интервентами.
Задание на формулирование собственной оценки исторических фактов:
1. Как же вы, вольные, благородные люди встали оружием и помыслами своими против земли русской и чего желаете, проливая кровь и творя беззаконие?
2. Сможете ли вы прекратить Смуту в земле нашей и что вам для этого нужно?
Остальные учащиеся делятся на три группы.
Задание на систематизацию фактов:
Используя материал учебника и отрывки из работ русских историков (раздается каждой группе) составьте таблицу, в которой должны быть отражены события, произошедшие в правление Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского. В левой части запишите события, которые способствовали стабилизации обстановки в стране, а в правой – события, углубившие процесс Смуты.
После выполнения работы делаем выводы: ни одна группа не могла остановить Смуту из-за сложности и противоречивости интересов противоборствующих сторон.
2.5. Слайд «Основные события Смутного времени». В истории Смутного времени произошло много трагических событий (перечисляем), сложилась ситуация двоевластия, когда одновременно действовало два правительства в Москве и в Тушино.
Как вы считаете, какое событие стало поворотным в истории Смутного времени? (учащиеся называют интервенцию Польши и Швеции) В чем состояла опасность интервенции? (насаждение католичества, утрата русской культуры, потеря национальной независимости)
Угроза утраты национальной независимости вызвала массовые волнения населения России.
В 1611 году в Рязани формируется народное ополчение, в состав которого входят посадские люди, часть казаков и дворян, остатки армии Лжедмитрия II. Возглавили его Князь Трубецкой, дворянин Ляпунов и казак Заруцкий. В марте 1611 года ополчение подошло к Москве и начало его осаду, в разгар которой обострились противоречия между частью дворян и казаками. Гибель Ляпунова привела к распаду ополчения. Осенью 1611 года формируется второе ополчение в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты К.Минина. Военным руководителем стал князь Д.Пожарский. К марту 1612 года ополчение было собрано и направилось в Ярославль. В августе началась осада Москвы. 22 октября состоялось решительное сражение ополченцев с поляками. Накануне сражения Пожарскому была передана икона Казанской богоматери (слайд),
с которой освободители земли русской одержали победу над поляками.
3.Обобщение.
Сражения в октябре 1612 года не были рядовыми столкновениями между поляками и русскими -шла борьба за сохранение исконной веры, культуры, самосознания. Победа второго ополчения в битве за Москву имела историческое значение: она доказывала правоту тех, кто выступал за освобождение земли от чужестранцев, призывала русский народ к единству. Разгром поляков стал важнейшим шагом на пути к становлению российской государственности. Именно в начале XYII века на волне патриотического подъема народ осознал насколько важно научиться жить единой нацией в собственном государстве. Один безвестный летописец сформулировал эту мысль как нравственный приказ, как некую установку на будущее в возрождении России: «Выжить надо, коль Смуте конец».
4. Рефлексия. Составляем синквейн к понятию «Смута».
— Выразите свое отношение к уроку, заканчивая фразу, начало которой я вам предложу:
«На уроке я узнала, что ….»;
«На уроке мне понравилось …»;
«Для меня было новым …»;
«Я вижу пользу в том …»
— Я довольна нашим уроком, его результатами и получила удовлетворение от нашей совместной работы.
Сегодня на уроке активно работали ………., эти ребята получают оценку – . Хочу назвать ребят, чья работа в группах мной также отмечена — …………….
Домашнее задание: п. 24. Подготовка к семинарскому занятию «Смута – трагедия, очищение и возрождение России».
1. Смутное время порождало неординарные личности. Кого из участников данного периода можно считать народными героями?
2. Роль Русской Православной Церкви в период Смуты.
3. Состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчений.
Пожарский Д.М. Исторический портрет
Годы жизни : 1579-1642
Дмитрий Михайлович Пожарский, государственный и военный деятель России, прославившийся как организатор Второго народного ополчения в 1612 году.
Основные направления деятельности Пожарского Д.М. .и их результаты
Одним из направлений деятельности было освобождение страны от иноземных захватчиков.
Интервенция, власть Лжедмитрия I и стремление захватить правление Лжедмитрием II вызывали в нём чувство ненависти к врагам, стремление освободить страну от захватчиков.
В период Первого народного ополчения в 1611 году он был его активным участником, сражался в боях против польско-литовских отрядов в Москве, был ранен.
Д.Пожарский стал, совместно с К.Мининым, инициатором и руководителем Второго народного ополчения в 1612 году, осуществляя военное руководство, где пригодился его опыт военачальника.
В 1612 году было создано временное правительство » Совет всея земли», во главе которого стоял Д.Пожарский и Д.Трубецкой. Талантливый военачальник, он сумел встать во главе ополчения, повести народ на Москву, освободив её от поляков
Результатом данной деятельности стало освобождение Москвы от интервентов, победа второго народного ополчения, начало изгнания врагов с территории России.
Другим направлением была государственная служба. С 1598 года, он занимается государственной деятельностью: сначала – стряпчий ( это чиновник при хлебном, конюшенном и других дворах царя), член Земского собора, а с 1602 года – стольник (обслуживал трапезы царя)
Начало его деятельности пришлось на сложный период Смутного правления, когда у власти стоял избранный Земским собором Борис Годунов. Как военный деятель Пожарский принимал участие в подавлении восстания Болотникова.
Когда к власти пришёл В.Шуйский, Пожарский поддерживал его, так как это был законно избранный правитель. При нём он был воеводой в Зарайске в 1610-1611 годах, вёл борьбу с поляками и литовцами.
Принимал активное участие в освобождении страны от интервентов, имел большой авторитет в народе. Интересен тот факт, что он даже рассматривался как один из претендентов на русский престол.
После избрания Михаил Романова на престол, Пожарский продолжил активную военную и государственную деятельность. Та к в 1615 году он стоял во главе русских войск на юго-западе страны, освобождая страну от поляков. Против войска Владислава он выступил в 1618 году, проявив личную отвагу и мужество.
После обретения Россией независимости Пожарский стоял во главе нескольких приказов: Разбойного, Ямского, Приказных, Судного, проявил прекрасные дипломатические качества, ведя переговоры с Англией в 1617 году, с Польшей в 1635 году, Крымом ( 1630-1640 г).
Результат данной деятельности – активная, плодотворная работа на благо России, высокий авторитет в стране, уважение со стороны царей, которые доверяли ему руководство важнейшими сферами жизни страны.
Таким образом , Д.М.Пожарский- один из ярких государственных и военных деятелей России, патриот своей Родины, многое сделавший для её процветания и развития. Это народный герой, который навсегда остался в памяти народа как руководитель Второго народного ополчения, спасшего страну от порабощения.
В народе чтут память об этом человеке: на постаменте памятника » 1000-летие России» Микешина М. в Новгороде есть его изображение, в Москве на Красной площади ему и К.Минину установлен памятник.
Пояснение
Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) при описании эпохи Смутного времени и правления Михаила Романова.
Эпоха Смутного времени (1598-1613)
События, явления. | Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе. |
Освобождение страны от интервентов. | Деятельность Первого и Второго народного ополчения, роль Пожарского Д.М. в организации ополчения, руководстве его деятельностью, в работе временного правительства «Совет всея Руси»уси». |
Эпоха правления Михаила Фёдоровича Романова ( 1613-16450
События, явления. | Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе. |
Восстановление страны после разрухи, периода Смутного времени.
Активная внешняя политика по борьбе с Польшей, установлению дипломатических отношений со странами запад. |
Михаил Романов опирался в своей деятельности на ярких личностей, которые особо проявили себя в период борьбы с интервентами. Одним из них был Пожарский Д. Ему было доверено руководство несколькими приказам. Как военный деятель он был направлен на борьбу с Польшей, вёл дипломатические переговоры.
Деятельность Пожарского Д.М.- яркий вклад в развитие страны, её укрепление. усиление международного влияния. |
«Клятва князя Пожарского». В.Нестеренко
Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 года — 30 апреля 1642 года) — национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
Опала, постигшая князей Пожарских при Иоанне Грозном, по-видимому, долго тяготела над ними: князь Феодор Иванович Пожарский, родной дед Дмитрия Михайловича был сослан в Казань вскоре после ее взятия. Отец Дмитрия князь Михаил Федорович, по прозванию Глухой, совсем не встречается в разрядах.
Вследствие этого, род князей Пожарских «захудал» с половины XVI-го в., и это привело впоследствии к целому ряду местнических разбирательств между князем Дмитрием Михайловичем и теми князьями, которые считали себя более его «родовитыми». Таким образом, высокое значение, приобретенное князем Пожарским в Смутную эпоху, следует отнести к его личным достоинствам.
Князь Михаил Фёдорович Пожарский в 1571 году женился на Марии (Евфросинии) Фёдоровне Беклемишевой, происходившей из старинного знатного дворянского рода. При рождении Пожарский получил имя Димитрий в честь Димитрия Солунского.После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переехала в Москву, где его мать Мария Федоровна занялась воспитанием детей. В 1593 году в 15 лет Пожарский поступил на дворцовую службу, как это было принято у княжеских и дворянских детей того времени. В начале царствования Бориса Годунова (1598 год) у Пожарского был придворный чин — «стряпчий с платьем». Тогда же Пожарский с матерью неоднократно (до 1602 года) попадали в опалу к царю Борису. Но в 1602 году опала с них была снята. Сам Пожарский был пожалован царём в стольники, а его мать стала боярыней при дочери царя Ксении Борисовне. Под конец царствования Бориса Годунова мать Пожарского была уже верховной боярыней при царице Марии Григорьевне, сменив на этом посту мать боярина Бориса Михайловича Лыкова − Марию Лыкову. В конце 1602 года у Дмитрия Пожарского был местнический спор с Борисом Лыковым за верховенство их матерей при дворе. Данный спор не был разрешён. Но в итоге мать Дмитрия Пожарского всё же стала верховной боярыней Московского двора.
Коронование Борис Годунов , Aндрей AРАПОВ
Мать оказывала Пожарскому большую помощь в течение всей своей жизни. Она сама была высокообразованной женщиной и всем детям своим дала блестящее, по тому времени, образование.Под влиянием матери у Пожарского привились и сохранились до конца его жизни такие замечательные черты, как высокое чувство веры, чести и долга.После смерти царя Б. Ф. Годунова в апреле 1605 года к власти пришёл Лжедмитрий I, которому присягнула и Москва, и боярская дума. Пожарский продолжает находиться при дворе.
В мае 1606 года самозванец был убит, царём стал князь Василий Иванович Шуйский, которому присягнул и Дмитрий Михайлович Пожарский. Весной следующего года появился Лжедмитрий II, а с ним на русские земли вторглись полчища литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, занимались грабежом, разоряли русские города, сёла, деревни, церкви и монастыри. На борьбу против нового самозванца и непрошеных гостей царь Шуйский мобилизовал все имеющиеся у него средства. В числе других приближённых в 1608 году он отрядил на борьбу с захватчиками князя Пожарского в качестве полкового воеводы.
Захар Ляпунов во главе бояр предлагает Василию Шуйскому оставить престол. Н. Неврев. 1886. Национальный музей в Варшаве
За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В. И. Шуйского в 1609 году вотчину из своего старого поместья (отца и деда) в Суздальском уезде село Нижний Ландех c двадцатью деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он «многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всёмъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ въ твёрдости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости».
В феврале 1609 года царь назначил Пожарского воеводой города Зарайск Рязанского уезда.В 1609 г., в трудную пору «московского осадного сиденья» от Тушинского вора, кн. Пожарский не покинул царя Шуйского; между тем, в это самое время не только рядовые служилые люди, но и многие князья, как например Дим. Тим. Трубецкой, Ал. Юрьев. Сицкий, Дим. Черкасский и Вл. Тим. Долгорукой, двинулись в Тушино искать милости и повышений. В Москве терпели недостаток в съестных припасах, вследствие того, что по всем дорогам польские и русские тушинцы грабили обозы с хлебом, шедшие к Москве.
Князь Скопин-Шуйский разрывает грамоту послов Ляпунова о призвании на царство. Гравюра XIX века
В конце 1609 года рязанский воевода Прокопий Ляпунов уговаривал Пожарского провозгласить царём боярина Скопина-Шуйского, но князь был верен присяге Шуйскому и не поддался уговорам.После смерти Скопина-Шуйского в апреле 1610 года, П. Ляпунов обратился к Пожарскому с предложением отомстить царю Шуйскому за смерть князя, но Пожарский снова остался верен присяге. В июле Шуйский был смещён, и власть перешла к боярской думе.Позднее, в январе 1611 года, жители Зарайска, по примеру жителей Коломны и Каширы, пытались склонить Пожарского присягнуть самозванцу, но воевода решительно отказался от их предложения, сказав, что он знает только одного царя, В. И. Шуйского, и своей присяге не изменит. Убеждённость Пожарского оказала большое влияние на умы горожан и они остались верны царю Шуйскому. Узнав об этом, «Коломна опять обратилась к царю Василию Ивановичу».
Междуцарствие
Штурм Смоленска 3 июня 1611 г. Юрий Каштанов
К началу 1609 года, значительное количество городов России признало «царя Димитрия Ивановича». Только Троице-Сергиев монастырь, города Коломна, Смоленск, Переяславль-Рязанский, Нижний Новгород и ряд сибирских городов остались верны Шуйскому. В их числе был и Зарайск, где воеводствовал князь Пожарский. Царь обратился за помощью к шведам, и Карл IX послал в Россию войско под предводительством Якоба Делагарди. Русско-шведское войско М. В. Скопина-Шуйского разбило тушинцев под Дмитровым и подошло к Москве. Одновременно польский король Сигизмунд III вторгся в Россию и осадил Смоленск, потребовав от тушинских поляков оставить Самозванца и перейти на его сторону. В начале 1610 г. Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу. Скопин-Шуйский вступил в Москву, где неожиданно умер; русско-шведское войско под командованием брата царя Дмитрия Шуйского выступило на помощь Смоленску. Однако 24 июня 1610 г. оно было наголову разгромлено гетманом Жолкевским в битве при Клушине. Шуйский был свергнут, во главе Москвы встала Семибоярщина, Жолкевский подошёл к Москве и встал у Хорошева, Самозванец со своей стороны встал в Коломенском. В такой ситуации Семибоярщина из страха перед Самозванцем целовала крест сыну Сигизмунда королевичу Владиславу, на условиях его перехода в православную веру, а затем (в ночь на 21 сентября) тайно впустила в Кремль польский гарнизон.
Первое народное ополчение
Воззвание Кузьмы Минина к нижегорожцам. Алексей Кившенко
В начале января 1611 года патриарх Гермоген начал рассылать по русским городам грамоты с призывом освобождения Москвы от поляков.Горячий отклик грамота патриарха нашла в Рязани, где воевода Прокопий Ляпунов первым из будущих вождей народного ополчения начал собирать патриотов русской земли для похода и освобождения Москвы от интервентов и уже от себя рассылал грамоты, призывая к борьбе против поляков.Поляки, узнав об этом, призвали на помощь для разорения рязанских городов малороссийских казаков, которые заняли ряд городов, в том числе Пронск. Ляпунов отбил у них город, но и сам попал в осаду. На помощь Ляпунову пришёл зарайский воевода князь Д. М. Пожарский, освободив Ляпунова. Прокопий Ляпунов, в свою очередь, направил в Нижний Новгород своих представителей для согласования сроков похода на Москву и просил нижегородцев взять с собой побольше боевых припасов, в частности пороха и свинца.
Воеводы многих городов двинулись к Москве. Неизвестно, шел ли кн. Пожарский впереди всей Рязанской рати, предводительствуемой Ляпуновым, или, по общему совету, отправился независимо от него, как самостоятельный зарайский воевода, но известно, что во время так называемой «московской разрухи» князь Пожарский был уже в Москве.
Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского 1882 г.
Жители Москвы, узнав о приходе ополченцев, стали готовиться к истреблению ненавистных им поляков. 19 марта началось всеобщее восстание. Поляки оказались осаждёнными со всех сторон. Выход был найден в поджоге города. Москва была сожжена практически дотла. Д. М. Пожарский встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего опорный пункт около своего подворья на Лубянке (район нынешнего памятника Воровскому). Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен и вывезен из Москвы соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую вотчину в Мугреево, а затем в родовое имение Юрино Нижегородского уезда. Там Пожарский продолжил своё лечение до возглавления им в октябре 1611 года второго народного ополчения, организация которого началась в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты Кузьмы Минина.
Первое ополчение первоначально одержало победу, захватив Белый город. Однако вражда между дворянами под предводительством Прокопия Ляпунова и казаками (бывшими тушинцами) под предводительством Ивана Заруцкого сыграла в его судьбе роковую роль. После убийства казаками Ляпунова, дворяне стали разбегаться, и ополчение фактически утратило боеспособность и распалось, хотя его остатки под руководством Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого по-прежнему стояли под Москвой.
Второе народное ополчение
Оборона Троице-Сергиевой Лавры. Художник: С.Д. Милорадович, 1894. Фрагмент.
Наиболее стойко и последовательно в это смутное для России время держались лишь Троице-Сергиев монастырь под руководством архимандрита Дионисия да Нижний Новгород под руководством воевод князя Репнина и Алябьева. И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключённый поляками в темницу Чудова монастыря, где он и умер впоследствии 17 февраля 1612 года от голода и болезней.
С июля 1611 года архимандритом Дионисием начали рассылаться грамоты в разные города России, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан к иноземным захватчикам. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, где святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Воевода Алябьев переслал копию грамоты в Казань, казанцы — в Пермь. И неслучайно, что первыми во весь голос заговорили о сопротивлении иноземцам именно в Нижнем Новгороде.
Земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв. При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему в село Юрино делегацию в главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.
Москвитин Филипп. Минин и Пожарский
Второе народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале марта 1612 года. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому, Ярославль и Ростов Великий. По просьбе жителей Суздаля Пожарский послал в город своего родственника, стольника князя Романа Петровича Пожарского, который разбив поляков, освободил город. В Ярославль ополчение пришло в конце марта — начале апреля 1612 года и вынуждено было задержаться до конца июля, чтобы собрать больше войск и лучше подготовить ополченцев к московскому сражению. Перед приходом в Ярославль Пожарский получил известие об измене руководителей казацкого отряда, стоявшего под Москвой, князя Д. Т. Трубецкого и атамана Заруцкого, присягнувших ещё одному Самозванцу, беглому дьякону Исидору (в июне 1612 года князь Трубецкой прислал Пожарскому письмо, в котором отказался от присяги новому Самозванцу). В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных атаманом Заруцким.
28 июля 1612 года второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву и 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевого монастыря, а 20 августа подошло к Москве. 21—24 августа состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа 1612 года ушёл в Польшу. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец 22 октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города.
В.Нестеренко, картина «Избавление от Смуты»
Служба при царе Михаиле Романове
После многочисленных обсуждений на Земском Соборе 1612—1613 гг., вторым лицом на котором после князя Фёдора Ивановича Мстиславского был князь Пожарский (он направлял прения и руководил ими), 21 февраля 1613 года государем российским был избран Михаил Фёдорович Романов. Накануне, 20 февраля 1613 года, Д. М. Пожарский предложил Собору избрать царя из числа претендентов, имеющих царское происхождение, то есть из родственников последнего Рюриковича — Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. Михаил же Фёдорович приходился двоюродным племянником царю Фёдору Ивановичу и был боярского происхождения.
Избрание Михаила Федоровича Романова на царство. Художник А.Д. Кившенко. 1880 г.
На этом Соборе Пожарский «за службу и очищение Москвы» получил сан боярина и вотчины с поместьями в количестве 2500 четей. На грамоте Земского Собора об избрании на российский престол царём М. Ф. Романова его подпись, как боярина, идёт десятой по списку. «Местничество» в то время ещё занимало сильные позиции в российском государстве, несмотря на огромные заслуги перед Отечеством Д. М. Пожарского. При своём венчании на царство 11 июля 1613 года Михаил Романов вновь пожаловал Пожарского саном боярина, подтвердил земельные дачи Пожарскому Земским Собором и наградил его новыми землями в Пурецкой волости Нижегородского уезда в количестве 3500 четей. Во время миропомазания государя царский венец на золотом блюде держал родной дядя царя Иван Никитич Романов, скипетр — князь Д. Т. Трубецкой, а державу — князь Пожарский.
Г. Угрюмов «Призвание Михаила Федоровича на царство
После избрания на российский престол Михаила Федоровича Д. М. Пожарский играет ведущую роль при царском дворе как талантливый военачальник и государственный деятель. Несмотря на победу народного ополчения и избрание царя, война в России всё ещё продолжалась. В 1615—1616 гг. Пожарский по указанию царя был направлен во главе большого войска на борьбу с отрядами польского полковника Лисовского, который осадил город Брянск и взял Карачев. После борьбы с Лисовским, царь поручает Пожарскому весной 1616 года сбор в казну пятой деньги с торговых людей, так как войны не прекращались, а казна истощилась. В 1617 году царь поручил Пожарскому вести дипломатические переговоры с английским послом Джоном Мериком, назначив Пожарского наместником Коломенским. В этом же году в пределы Московского государства пришёл польский королевич Владислав. Жители Калуги и соседних с ней городов обратились к царю с просьбой прислать им для защиты от поляков именно Д. М. Пожарского. Царь исполнил просьбу калужан и дал наказ Пожарскому 18 октября 1617 года о защите Калуги и окрестных городов всеми доступными мерами. Князь Пожарский наказ царя с честью выполнил. Успешно защитив Калугу, Пожарский получил приказ от царя идти на помощь Можайску, а именно — в город Боровск, и стал летучими отрядами тревожить войска королевича Владислава, нанося им значительный урон. Однако в это же время Пожарский сильно заболел и по велению царя возвратился в Москву.
Пожарский, едва оправившись от болезни, принял самое деятельное участие в защите столицы от войск Владислава, за что царь Михаил Фёдорович наградил его новыми вотчинами и поместьями. К концу своей жизни Пожарский имел без малого десять тысяч четей земельных угодий со многими сёлами, деревнями и пустошами.
Присяга народа царю Михаилу Романову. Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича»
В 1619 году царь поручил Пожарскому руководство Ямским приказом. В 1620 году Пожарский был Новгородским воеводой и занимал эту должность до 1624 года. С 1624 по 1628 год Пожарский был начальником Разбойного приказа. В 1624 году, во время своей поездки на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, царь оставил Москву на попечение Ф. И. Шереметьева, помощником у которого был Пожарский. На обеих свадьбах царя в 1624 и в 1626 г. Пожарский был в дружках царя, а жена Пожарского, Прасковья Варфоломеевна, была свахой со стороны царя. Когда Пожарский по своей службе находился в Москве, то наряду с другими именитыми боярами бывал приглашён к праздничным царским и патриаршим столам и, по замечанию И. Е. Забелина, «въ этихъ приглашенияхъ передъ большими боярами онъ меньше не былъ». В августе 1628 года Пожарский был опять назначен воеводой в Новгород Великий с титулом наместника Суздальского, но уже в сентябре 1630 года указом царя он был вызван в Москву и назначен начальником Поместного приказа.
В 1632 году перемирие с Польшей закончилось. Русские войска осадили Смоленск. Русскими войсками под Смоленском командовали Михаил Шеин и Артемий Измайлов. Царь послал Пожарского и князя Черкасского на помощь Шеину, но не по их вине воинские сборы затянулись, и Шеин был окружён и вынужден был принять условия капитуляции в феврале 1634 года. В начале 1635 года с Польшей был заключён Поляновский мир. В переговорах с поляками участвовал и Пожарский.
В 1636—1637 годах князь Пожарский состоял начальником Московского Судного приказа. В 1637 году ему исполнилось 60 лет, возраст по тому времени весьма преклонный. Но царь не отпускал Пожарского от себя. Он был ему нужен как человек, на которого можно положиться в любом ответственном деле. И на случай войны с крымскими татарами царь в апреле 1638 года назначает Пожарского полковым воеводой в Переяславль Рязанский. Но война эта не состоялась. Когда у Михаила Романова в 1639 году умер сначала один сын, Иван, а затем другой, Василий, Пожарский «дневал и ночевал» (то есть был назначен на почётное дежурство) при гробах царевичей. Весной 1640 года Д. М. Пожарский вместе с И. П. Шереметьевым дважды участвовал в переговорах с польскими послами, при этом писался наместником Коломенским. Эти переговоры являются последними службами князя Пожарского, записанными в Разрядной книге. В 1642 г., 20-го апреля, он скончался.
Минин и Пожарский. Освобождение Москвы (правая часть триптиха «За землю Русскую»). Пантюхин Юрий Петрович
Вступление князя Пожарского и Минина в Кремль 25 октября 1612 года. Художник И.Н. Морозов. Мстёра. 1952 г.
Минин и Пожарский въезжают в Москву. Александр Смолин
Борис Чориков. Великий Князь Дмитрий Пожарский освобождает Москву
К.К. Флеров. Минин и Пожарский. 1942 г.
Котарбинский В. А. «Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов», 1882.
Выход народного ополчения Минина и Пожарского из Нижегородского Кремля. Художник П. Краснов.1912 г.
Князь Пожарский в битве под Москвой. Событие 1612 года
Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой. Событие 1612 года
Князь Дмитрий Пожарский был женат дважды. От первой жены Прасковьи Варфоломеевны у него было три сына и три дочери:
Пётр (ум. в 1647 году),
Фёдор (ум. 27 декабря 1632 года),
Иван (ум. 15 февраля 1668 года),
Ксения (ум. 22 августа 1625 года. Была замужем за князем Василием Семёновичем Куракиным)
Анастасия (год смерти неизвестен. Была замужем за князем Иваном Петровичем Пронским)
Елена (год смерти неизвестен. Была замужем за князем Иваном Фёдоровичем Лыковым)
Прасковья Варфоломеевна умерла 28 августа 1635 года, и вскоре князь женился на дочери стольника Андрея Ивановича Голицына княжне Феодоре, которая пережила его на девять лет и умерла в 1651 году бездетной.
Евангелие князя Дмитрия Пожарского, 1605-6 гг. ГИМ
Смута
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Смутное время в Московском государстве, было последствием тиранического правления Ивана Грозного, расшатавшего государственный и общественный строй страны. Захватывает конец XVI в. и начало XVII в., началось с прекращения династии Рюрика борьбой за престол, привело в брожение все слои русского населения, подвергло страну крайней опасности быть захваченной иностранцами. В октябре 1612 нижегородское ополчение (Ляпунов, Минин, Пожарский) освободило Москву от поляков и созвало выборных всей земли для избрания царя.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907-09
КОНЕЦ РОДА КАЛИТЫ
Несмотря на всю неудовлетворительность показаний, содержащихся в следственном деле, патриарх Иов удовлетворился ими и объявил на соборе: «Перед государем Михайлы и Григория Нагих и углицких посадских людей измена явная: царевичу Димитрию смерть учинилась Божиим судом; а Михайла Нагой государевых приказных людей, дьяка Михайлу Битяговского с сыном, Никиту Качалова и других дворян, жильцов и посадских людей, которые стояли за правду, велел побить напрасно, за то, что Михайла Битяговский с Михайлом Нагим часто бранился за государя, зачем он, Нагой, держал у себя ведуна, Андрюшу Мочалова, и много других ведунов. За такое великое изменное дело Михайла Нагой с братьею и мужики угличане, по своим винам, дошли до всякого наказанья. Но это дело земское, градское, то ведает бог да государь, все в его царской руке, и казнь, и опала, и милость, о том государю как Бог известит; а наша должность молить Бога о государе, государыне, о их многолетнем здравии и о тишине междоусобной брани».
Собор обвинил Нагих; но в народе винили Бориса, а народ памятлив и любит с событием, особенно его поразившим, соединять и все другие важные события. Легко понять впечатление, какое должна была произвести смерть Димитрия: и прежде гибли удельные в темницах, но против них было обвинение в крамолах, они наказывались государем; теперь же погиб ребенок невинный, погиб не в усобице, не за вину отца, не по приказу государеву, погиб от подданного. Скоро, в июне месяце, сделался страшный пожар в Москве, выгорел весь Белый город. Годунов расточил милости и льготы погоревшим: но понеслись слухи, что он нарочно велел зажечь Москву, дабы милостями привязать к себе ее жителей и заставить их забыть о Димитрии или, как говорили другие, дабы заставить царя, бывшего у Троицы, возвратиться в Москву, а не ехать в Углич для розыска; народ думал, что царь не оставит такого великого дела без личного исследования, народ ждал правды. Слух был так силен, что Годунов почел нужным опровергнуть его в Литве чрез посланника Исленьева, который получил наказ: «Станут спрашивать про пожары московские, то говорить: мне в то время не случилось быть в Москве; своровали мужики воры, люди Нагих, Афанасья с братьею: это на Москве сыскано. Если же кто молвит, что есть слухи, будто зажигали люди Годуновых, то отвечать: это какой-нибудь вор бездельник сказывал; лихому человеку воля затевать. Годуновы бояре именитые, великие». Пришел хан Казы-Гирей под Москву, и по Украйне понесся слух, что подвел его Борис Годунов, боясь земли за убийство царевича Димитрия; ходил этот слух между простыми людьми; алексинский сын боярский донес на своего крестьянина; крестьянина взяли и пытали в Москве; он оговорил многое множество людей; послали сыскивать по городам, много людей перехватали и пытали, кровь неповинную проливали, много людей с пыток померло, иных казнили и языки резали, иных по темницам поморили, и много мест от того запустело.
Через год после углицкого происшествия у царя родилась дочь Феодосия, но в следующем году ребенок умер; Феодор был долго печален, и в Москве был плач большой; к Ирине патриарх Иов писал утешительное послание, говорил, что она может помочь горю не слезами, не бесполезным изнурением тела, но молитвою, упованием, по вере даст бог чадородие, и приводил в пример св. Анну. В Москве плакало и говорили, что царскую дочь уморил Борис.
Через пять лет по смерти дочери, в самом конце 1597 года, царь Феодор занемог смертельною болезнию и 7 января 1598 года, в час утра, скончался. Мужеское племя Калиты пресеклось; оставалась одна женщина, дочь несчастного двоюродного брата Иоаннова, Владимира Андреевича, вдова титулярного ливонского короля Магнуса, Марфа (Марья) Владимировна, возвратившаяся по смерти мужа в Россию, но и она была мертва для света, была монахинею; пострижение ее, говорят, было невольное; у ней была дочь Евдокия; но и та умерла еще в детстве, говорят, также смертию неестественною. Оставался еще человек, который не только носил название царя и великого князя, но и действительно царствовал одно время в Москве по воле Грозного, крещеный касимовский хан, Симеон Бекбулатович. В начале царствования Феодора он еще упоминается в разрядах под именем царя тверского и первенствует пред боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости; наконец он ослеп, и в этом несчастии летопись прямо обвиняет Годунова. Не пощадили Годунова и от обвинения в смерти самого царя Феодора.
Соловьев С. М. Окончание царствования Федора Иоанновича. История России с древнейших времен
УЖАСЫ ГОЛОДА
Отдадим должное Борису Годунову: он боролся с голодом как мог. Бедным раздавали деньги, организовывали для них платные строительные работы. Но полученные деньги мгновенно обесценивались: ведь хлеба на рынке от этого не прибавлялось. Тогда Борис распорядился раздавать бесплатно хлеб из государственных хранилищ. Он надеялся подать тем добрый пример феодалам, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. А тем временем к бесплатному хлебу со всех сторон в Москву и в крупные города устремились голодающие. А хлеба не хватало на всех, тем более что раздатчики сами спекулировали хлебом. Рассказывали, что некоторые богатые люди не стеснялись переодеваться в лохмотья и получать бесплатный хлеб, чтобы продать его втридорога. Люди, мечтавшие о спасении, умирали в городах прямо на улицах. Только в Москве было похоронено 127 тыс. человек, а хоронить удавалось не всех. Современник говорит, что в те годы самыми сытыми были собаки и воронье: они поедали непохороненные трупы. Пока крестьяне в городах умирали в напрасном ожидании еды, их поля оставались необработанными и незасеянными. Так закладывались основы для продолжения голода.
Кобрин В. Смутное время — утраченные возможности
НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ ВРЕМЕН СМУТЫ
Подъем народных движений в начале XVII века был абсолютно неизбежен в условиях тотального голода. Знаменитое восстание Хлопка в 1603 году было спровоцировано самими владельцами холопов. В условиях голода владельцы изгоняли холопов, ибо им невыгодно было держать холопов у себя. Сам факт гибели воеводы И.Ф. Басманова в кровопролитном сражении конца 1603 года с холопами говорит о весьма значительной воинской организованности восставших (многие холопы, очевидно, тоже относились к разряду «служилых»). Резко снизился авторитет царской власти и лично Бориса Годунова. Служилые люди, особенно южных городов, ждали смены власти и устранения монарха нецарского рода, о чем все чаще начинали напоминать. Начиналась истинная «Смута», в которую немедленно включились и те, кто совсем недавно вынужден был покинуть Центральную Россию и искать счастья в ее пограничных, главным образом южных пределах, а также за пределами России.
Кузьмин А. Начало Смутного времени
МОСКВА ПОСЛЕ УБИЙСТВА ЛЖЕДМИТРИЯ
Между тем, Москва была усеяна трупами, которые несколько дней вывозили за город и там хоронили. Тело самозванца три дня лежало на площади, привлекая любопытных и желающих обругать хотя бы труп. Затем его захоронили за Серпуховскими воротами. Но и на этом преследования убитого не закончились. Неделю с 18 по 25 мая стояли сильные морозы (не так редкие в мае-июне и в наше время), наносившие большой ущерб садам и полям. За самозванцем и раньше следовал шепот о его чародействе. В условиях чрезвычайной неустойчивости бытия, суеверия разливались рекой: что-то страшное видели над могилой Лжедмитрия, и с ним связывали возникшие природные катаклизмы. Могилу раскопали, тело сожгли, а пепел, смешав с порохом, выстрелили из пушки, направив ее в ту сторону, откуда пришел Расстрига. Этот пушечный выстрел, однако, создал Шуйскому и его окружению неожиданные проблемы. В Речи Посполитой и Германии распространялись слухи, что казнен вовсе не «Дмитрий», а какой-то его слуга, «Дмитрий» же спасся и бежал в Путивль или куда-то в польско-литовские земли.
Кузьмин А. Продолжение Смутного времени
ПРОТИВОБОРСТВО С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ
Смутное время не закончилось в одночасье после освобождения Москвы силами Второго ополчения. Помимо борьбы против внутренних «воров», вплоть до заключения в 1618 г. Деулинского перемирия продолжались военные действия между Россией и Речью Посполитой. Ситуацию этих лет можно охарактеризовать, как широкомасштабную пограничную войну, которую вели местные воеводы, опираясь, в основном, только на местные силы. Характерной особенностью военных действий на пограничье в этот период являются глубокие опустошительные рейды на территорию противника. Эти удары были нацелены, как правило, на определенные укрепленные города, уничтожение которых приводило к утрате противником контроля над прилегающей к ним территорией. Задачей руководителей таких набегов было разрушить опорные пункты неприятеля, разорить деревни, угнать как можно больше пленников.
Зорин А. Великий рейд Александра Лисовского (март-декабрь 1615 г.)
Оглавление 16 Россия в правление Ивана Грозного 18 Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. |
СМУТНОЕ ВРЕМЯ (Смута) — события начала 17 века в России. Под Смутой понимают кризис государственности в России, который сопровождался народными выступлениями и мятежами; правлениями самозванцев (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II), польской и шведской интервенциями, разорением страны. Смута тесно связана с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть. Термин «Смута» использовался в обиходной речи 17 века, делопроизводственных документах, публицистических сочинениях. В 19 — начале 20 века он был обычен в исторических исследованиях. В советской исторической науке события начала 17 века классифицировались как период социально-политического кризиса, крестьянской войны под руководством И.И. Болотникова, иностранной интервенции, но обобщающий эти явления термин «Смута» не использовался. В польской исторической науке этот период называют «Димитриадой», так как в центре исторических событий стояли самозванцы Лжедмитрии. (Энциклопедия Кирилла и Мефодия)
Причины Смуты.
В начале ХVII в. в России произошли события, вошедшие в историю под названием Смутного времени. Это был глубочайший кризис, охвативший все стороны жизни общества и поставивший под вопрос само существование Русского государства.
Смута имела многие причины. Среди главных из них историки называют «великое разорение» конца XVI в., ставшее результатом опричнины и многих войн времен Ивана Грозного, прежде всего неудачной Ливонской войны. Последствием кризиса стало начало закрепощения крестьян. Хозяйственное разорение и закрепощение вызвали бегство крестьян, а также представителей других сословий на окраины России, где они становились казаками. Именно казаки стали главной антиправительственной силой, действовавшей в период Смуты.
Недовольны были существующими порядками и дворяне. Они составляли основную часть войска, однако почти не участвовали в управлении государством. Поэтому часть дворянства выступала в период Смуты как враждебная государству сила.
Начало Смуты.
Первые годы царствования Годунова были удачны. Однако в 1601 г. случился страшный неурожай. То же было в 1602 и 1603 гг. Такой беды не знали предыдущие поколения. В Москву толпами стекались нищие, тысячи людей погибали от голода. Ели кошек, собак, сено, солому и даже друг друга. В ряде районов Московского государства хлеб был. Однако зерно из запасов продавалось по высокой цене или зарывалось в землю. Попытки царя Бориса обеспечить нуждающихся провалились. Начались восстания холопов, которые были выгнаны хозяевами и остались без средств к существованию.
Толчком к Смуте стало прекращение правившей в России династии. Таинственная смерть царевича Дмитрия сразу породила слухи о его чудесном спасении. Это привело к появлению самозванцев, которые собирали вокруг себя народ, недовольный государями и их политикой. Наиболее удачливым был первый самозванец. Скорее всего это был Григорий Отрепьев, бывший дворянин, а затем беглый монах.
Этот молодой человек объявился на территории Речи Посполитой, где «открылся» польским магнатам. Лжедмитрий 1 обвенчался с дочерью магната Мариной Мнишек, его поддержали король и католическое духовенство. Самозванец обещал расплатиться русскими землями, богатствами, введением в стране католичества. С отрядом польской шляхты (дворян) и запорожских казаков он в конце 1604 г. перешел границу России.
Основные события Смуты.
Силы самозванца, несмотря на поражения от войск Бориса Годунова, непрерывно увеличивались. Многие города восторженно встречали «царевича», видя в нем будущего доброго царя, защитника народа. Все решилось в 1605 г., после получения из Москвы вести о смерти Бориса Годунова. Царские полки перешли на сторону самозванца. 20 июня 1605 г. он, радостно приветствуемый москвичами, въехал в столицу.
Лжедмитрий 1 был вынужден что-то сделать для низов. Однако в целом крепостнические законы остались прежними. В то же время поддерживавшие его дворяне и польские наемники получили и земли, и деньги. Но произошло ухудшение отношений с Речью Посполитой, ибо самозванец «забыл» о своих обещаниях передать земли и ввести католичество. 3 мая 1606 г. с огромной свитой в Москву въехала невеста царя Марина Мнишек. Поляки вели себя как завоеватели, грабили, творили насилия, издевались над православием, что вызывало возмущение москвичей. Одновременно заговор плели бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. На рассвете 17 мая раздались удары колокола, Шуйский объявил собравшемуся народу, что «Литва собирается убить царя перебить бояр», и призвал их бить иноземцев. Люди ворвались в царский дворец. В это время заговорщики расправились с царем.
Ориг. рис. Р. Штейна, грав. Флюгель.Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря (февраль 1612 г.)
Москвичи на импровизированном земском соборе избрали царем Василия Шуйского. Василий на кресте поклялся править в согласии с боярами, никого не казнить без суда, не отнимать у родственников осужденных их вотчины, а у купцов — их имущество «крестоцеловальная запись». Патриархом избрали казанского митрополита Гермогена, отличавшегося непримиримостью к иноземцам. Для политики «боярского царя» характерен указ о введении 15-летнего срока сыска беглых крестьян.
Многие приверженцы самозванца бежали в южные уезды ил Речь Посполитую и сразу начали искать новую кандидатуру на роль Дмитрия. Один из таких приверженцев выдал себя за «царя» бывшему холопу Ивану Болотникову, который возвращался через Польшу на Русь из турецкого плена, и поручил ему собрать силы для борьбы с Шуйским. Болотников, прибыв в пограничный город Путивль, где воеводой был другой сторонник самозванца, собрал вокруг себя всех недовольных политикой Василия Шуйского. В своих грамотах Болотников призывал бедных бороться с богатыми. 2 декабря 1606 г. войско Болотникова подошло к селу Коломенскому под Москвой. Однако некоторые дворяне из его войска перешли к Шуйскому. Болотниковцев разбили, они ото шли к Калуге, а затем к Туле.
Осенью 1607 г. войска во главе с Василием Шуйским, нанеся повстанцам ряд поражений, осадили Болотникова в Туле. Была насыпана дамба через реку Упу, что привело к наводнению в Туле и последующей сдаче восставших. Шуйский, ранее обещавший Болотникову пощаду, расправился с ним.
Значительная часть войска Болотникова отступила на юг, где появился новый самозванец неизвестного происхождения Лжедмитрий II. К нему стеклось множество людей. Лжедмитрий II нанес поражение войскам Шуйского и дошел до Москвы, где у села Тушино расположился лагерем, отчего получил прозвище Тушинский вор. Армия самозванца увеличивалась за счет поляков и казаков. В Тушино из Москвы приехало много представителей знатных семей, некоторые умудрялись служить обоим царям («тушинские перелеты»). В Тушине оказалась и Марина Мнишек, признавшая «мужа». Отряды тушинцев грабили села, города. Троице-Сергиева лавра была осаждена отрядом Яна Сапеги.
Н. Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III
Все это отвратило население от Лжедмитрия П.
Однако и положение Шуйского оставалось тяжелым. Авторитет его падал. Стремясь освободиться от польско-литовских захватчиков, царь заключил договор о помощи со Швецией, которой обещал за это ряд земель. Племянник царя М. В. Скопин — Шуйский во главе русско-шведского войска двинулся к Москве. Против него Лжедмитрий посылал все новые и новые силы, и все они терпели поражение от молодого полководца. Тогда же отряд рязанцев во главе с Прокопием Ляпуновым очистил от тушинцев рязанские города.
Осенью 1609 г. польский король Сигизмунд III открыто вступил в войну с Россией, осадив Смоленск. Многие поляки покинули Тушинского вора, поспешив под Смоленск. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Некоторые бояре, находившиеся в Тушине, объявили о своем желании иметь царем сына Сигизмунда Владислава.
С крушением лагеря Тушинского вора Москва в 1610 г. освободилась от осады. В нее торжественно въехал М.В.Скопин-Шуйский, народ приветствовал его как освободителя и наследника бездетного царя Василия. М.В.Скопин-Шуйский готовился выступить против поляков, но внезапно умер. Говорили, что его отравили завистливые братья Василия Шуйскorо, мечтавшие о престоле.
Решающее сражение войска Шуйского с войсками Сигизмунда под предводительством гетмана Жолкевского состоялось у деревни Клушино между Москвой и Можайском. Русская армия была разбита. Наемное шведское войско перешло на сторону поляков. Тогда же перешел в наступление на Москву Лжедмитрий П. В этой обстановке заговорщики свергли царя Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи.
Управление перешло к боярскому совету во главе с князем Мстиславским (Семибоярщина). Жолкевский заключил с боярами договор о передаче российского престола Владиславу и с войском вступил в Москву. Большая часть русских городов присягнула Владиславу, кроме тех, кто еще поддерживал самозванца. Но Сигизмунд III решил не сажать на московский трон сына, а завладеть Россией. В декабре 1610 г. был убит своими приближенными Лжедмитрий II, но казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек малолетнего Ивана. Смута продолжалась.
3 июня 1611 г. после двухлетней осады пал Смоленск. Большинство его защитников погибло, а руководитель обороны боярин М. Б. Шеин попал в плен. Почти одновременно пал и Новгород, взятый шведскими войсками. Здесь был провозглашен государем сын шведского короля Карл-Филипп.
В это время П. Ляпунов обратился ко всем русским городам с призывом встать на защиту родной земли и двинуться к Москве, а после ее освобождения всем миром избрать нового царя. Из всех уездов собирали первое ополчение. На сходках в городах, уездах люди приносили клятву стоять за православную веру и Московкое государство. Почти из всех городов стягивалось к Москве ополчение. С Ляпуновым заключили соглашение сторонники убитого самозванца. К началу марта 1611 г. ополчение подошло к Москве.
Однако поляки подожгли город, укрепившись в Китай-городе и Кремле. Ополчению из-за пожара не удалось соединиться с восставшими москвичами. Одним из первых в Москву вошел отряд под командованием князя Дмитрия Пожарского, который был ранен в ходе боев. Все деревянные строения Москвы сгорели. Остававшиеся в Китай-городе москвичи были перебиты поляками.
Ополчение стало под Москвой лагерем и вело бои с интервентами. Был создан «Совет всей Земли» во главе с князем Д. Т. Трубецким, П. П.Ляпуновым и казачьим атаманом И. С. Заруцким. Однако вскоре казаки убили Ляпунова, после чего многие ополченцы начали уходить из подмосковного лагеря.
Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади
Призывы патриарха Гермогена, которого поляки держали в заточении, монахов Троице-Сергиева монастыря продолжать борьбу с оккупантами расходились по всей стране. На сходке в Нижнем Новгороде земский староста купец Кузьма Минин призвал людей не пожалеть своего имущества на освобождение православного отечества. Нижегородцы откликнулись на призыв Минина и избрали его руководителем ополчения. По совету Минина в предводители ополчения был избран князь Д. М. Пожарский, который был известен своим мужеством и ни разу не был замечен в сношениях с самозванцем или польским королем. Было решено не ограничиваться добровольными пожертвованиями, а ввести сбор «пятины» (чрезвычайный государственный налог в размере 1/5 годового дохода). Из Нижнего Новгорода второе ополчение двинулось вверх по Волге. По пути Минин собирал деньги с волжских городов. К войску Пожарского присоединялись ополченцы из других городов. К весне 1612 г. русское войско прибыло в Ярославль, где остановилось на отдых и пополнение. Здесь был создан «Совет всей Земли» во главе с Мининым и Пожарским. В это же время Заруцкий бежал на юг, но большая часть казаков осталась под Москвой с Трубецким.
20 августа 1612 г. второе ополчение подошло к Москве. В сражениях 22 и 24 августа силами обоих ополчений были разбиты польские войска, шедшие на помощь засевшим в Кремле интервентам. Затем началась осада города, в котором захватчики вскоре начали страдать от нехватки продовольствия. 22 октября казаки взяли Китай-город. 24 октября гарнизон Кремля сдался.
Избрание Михаила Романова.
Заседание земского собора 1613 г. Миниатюра из рукописи «Избрание на царство М.Ф. Романова».
21 декабря 1612 г. грамоты, разосланные «Советом всей Земли» по городам, приглашали в Москву выборных людей для избрания государя. На Земском соборе, собравшемся в январе 1613 г., были отвергнуты предложения избрать царем шведского принца, вернуть царский венец Василию Шуйскому. Большая часть дворян, а также горожане и казаки высказывались за избрание царем Михаила Федоровича Романова. Во многом это объяснялось родственными связями Романовых с царем Федором Иоанновичем.
После ожесточенных споров царем избрали Михаила. 11 июля 1613 г. он венчался на царство, став основателем новой династии Романовых.
Избрание на царство Михаила Романова / В.Н. Козляков
Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История. 0000
Вопросы для самопроверки
- Какие причины можно выделить у Смуты?
- Почему произошло ухудшение речи Посполитой?
- Что такое Смутное время?
- Кем был Василий Шуйской?
- Чем известен Д.М. Пожарский?
- Каковы были причины Смутного времени?
- Почему католическое духовенство поддержало Лжедмитрия 1?
- Каковы причины отвращения народа от Лжедмитрия 2?
- Что такое Семибоярщина?
- Зачем рассылали грамоты «Совет всей Земли» 21 декабря 1612 года?
- Сколько продлилось Смутное время?
Над вопросами работали студенты группы 1Т: Грищенко Д. Смирнов Т., Пащенко И., Пелекейкин С., Рользинг А., Марчук А., Фурсов П.
Дополнительная литература
1606 ДНЕВНИК МАРИНЫ МНИШЕК
Опишите, глядя на картину, любое из изображенных событий
СМУТНОЕ ВРЕМЯ: РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
История России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными нестроениями. Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться.
Долгие годы и десятилетия потрясения, поражения и победы той поры, героической и трагической, будоражили современников и потомков. Это время породило большое число откликов в летописных сводах, исторических трудах, литературных произведениях, в музыке и живописи.
Как видели русские художники те события? На этой странице — картины о Смутном времени.
Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862
Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».
Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией. Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились». Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.
Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874
В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.
Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.
Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.
Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862
Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.
«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»
Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.
Сергей Иванов. В Смутное время. 1908
Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I. Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.
Павел Рыженко. Смутное время. 2003
Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так: «В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние. Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».
Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896
Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький: «Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю». Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев. Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».
Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882
Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине – переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.
Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908
Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.
Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век
Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.
Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894
Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.
Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим. На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.
Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу
Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов. Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.
Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.
Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841
Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.
По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».
Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.
Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855
Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.
Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.
Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880
За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.
21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.
См. также:
Русская история в картинах. Смутное время
Конец света 1910 года
Ожидание кометы пользующейся дурной славой в 1910 году посеяло панику во всем мире, что было обусловлено не только суеверным предчувствием очередных трагедий, но и открытиями ученых. Они установили, что комета выделяет газы и другие ядовитые вещества, которые способны убить человечество.
Все от мала до велика начали готовиться к концу света, гадая, какой вариант мучительной смерти более вероятен: задохнуться от кометных газов, корчиться от судорог при массовых эпидемиях или сгореть заживо. Многократно возросло число самоубийц, которые предпочли не дожидаться апокалипсиса, а умереть по собственной воле.
Пока Европа закупала специальные пилюли и антикометные зонтики, способные, по заверениям шарлатанов, спасти от катаклизма, «русские варвары» отнеслись к предзнаменованию более спокойно, следуя, вероятно, старой народной мудрости: двум смертям не бывать, а одной — не миновать.
Газета «Утро России» писала, что среди простого народа не было и намека на то, чем сопровождалось ожидание «конца мира» в других странах — ни самоубийств, ни массовых молебнов, ни забастовок. В феврале 1910 года газета «Голос Вятки» при описании астрономического явления замечала: хотя крестьяне, особенно женщины, считают комету предзнаменованием скорого светопреставления, «грамотеи» констатируют «уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий», но подчеркивают, что «Антихрист еще не народился».
Многочисленные фельетоны и сатирические опусы в русских газетах и общественных лекциях предлагали смотреть на грядущий апокалипсис иронично: «Скоро нас кометный хвост / Бросит на лопатки / Не давайте деньги в рост, / Раздавай остатки!». Пресса фиксировала немало комичных случаев. Так, газета «Русское слово» в феврале 1910 года сообщала о многочисленных звонках читателей, которые утверждали, что в воздухе ощущают «сильный запах спирта». Звонившие беспокоились: не тот ли это ядовитый газ, который убьет землян? На что журналисты издания остроумно отвечали: «спиртной феномен» связан не с приближением кометы Галлея, а с русской традицией усиленно готовиться и отмечать праздники.
Александр Дугин: День народного единства — символ преодоления Смуты
Завтра у нас прекрасный, восхитительный праздник — День народного единства, напоминает философ и политолог Александр Дугин. На государственном уровне его начали отмечать сравнительно недавно — с 2005 года. Но на самом деле мы чествуем его дано, ведь это праздник Казанской иконы Божией Матери, который стал отмечаться по инициативе князя Дмитрия Пожарского.
Ведь именно эта святая икона была излюбленной иконой Патриарха Гермогена, вождя патриотического восстания русских против самозванцев и польско-католических захватчиков. Патриарх составил повесть в честь иконы, и по его благословению она была прислана народному ополчению — вначале Первому, затем Второму. По преданию, Первое ополчение, полное агентов влияния Запада, таких как западенец Заруцкий, непочтительно обратилось с иконой, а вот во Втором — победоносном — ополчении икону чествовали как высшую святыню. И победили.
Это очень важно: мы отмечаем праздник 4 ноября как праздник великой победы, которая была дана нам не только за верность, мужество и подвиг, но и за благочестие. За благочестие — прежде всего, считает философ. Не будет воззваний Патриарха Гермогена, заключенного в Чудов монастырь, не будет стойкого сопротивления монахов Троице-Сергиевой лавры. Не будь твердой уверенности простых русских людей в том, что битва идет не за частные интересы бояр и олигархов, но за сохранение истинной веры, кто знает, была бы победа, была бы сама эта священная освободительная война…
То, что мы сделали праздник Казанской иконы Божией Матери всенародным Днем единства — это прекрасный шаг. За этим стояли Церковь, президент и в целом русская партия, которая — вопреки всем колебаниям и компромиссам — стремится восстановить русскую идентичность и возродить Россию как великую православную суверенную державу, как империю. И символизм этого праздника в высшей степени нагляден, отмечает Дугин.
Вступление русских войск в Кремль 4 ноября 1612 года, констатирует философ, было концом Смутного времени. Оно было чудовищным испытанием, которое едва не уничтожило нашу страну до основания. После смерти в 1605 году Бориса Годунова единство Руси было расшатано, начался распад страны. Появились самозванцы, а прерывание династии после смерти царевича Димитрия лишило Россию главного — монархической точки опоры, без чего наше Отечество существовать не может.
То Смутное время было таким же смутным, как период княжеской раздробленности, как раскол второй половины XVII века, как смятение 1917 года или как недавние 1990-е. Всякий раз, когда единовластие расшатывается и падает, когда начинается калейдоскопическая смена властителей, внутренние склоки элит и обращение к Западу, когда мы утрачиваем свою идентичность и свою традицию, мы теряем порядок, территории и подчас свободу. Свято место пусто не бывает, и всегда находится кто-то, кто нашей Смутой обязательно пользуется, подчеркивает Дугин.
В 1990-е годы, продолжает он, мы пережили самую настоящую либеральную Смуту. Как в начале XVII века была Семибоярщина, так в конце ХХ-го — Семибанкирщина. Олигархи продвигали к власти проходимцев и клоунов, чтобы надежнее защитить свои частные интересы. Запад вторгался внутрь страны. Чужая идеология, вера и культура грозили уничтожить все русское, выжечь русское дотла. И всякий раз Смута означала разрозненность, распыление, войну всех против всех.
И вот Второе народное ополчение Пожарского и Минина под началом Церкви положило русской Смуте конец. А в 2005 году русский президент Владимир Путин по инициативе Русской Православной Церкви учреждает этот праздник — День русского единства. Что это значит в нашей новейшей истории? Это значит, что мы преодолели смуту 1990-х, что Кремль теперь наш и сторонники внешнего управления оттуда изгнаны. Это значит, что распад России закончился, и мы от оборонительной фазы переходим к наступательной. В 2005 году введение этого праздника обещает: мы все вернем назад! Мы восстановим Русский мир.
Ведь Смута кончилась, подчеркивает философ. И… и Крым наш, и скоро нашим будет Алеппо. А потом Свет вернется на русский Запад — и нам предстоит еще один праздник русского народного единства — единства с нашими малороссийскими братьями, с временно отпавшей от нас — а так и бывает в Смутное время — ветвью единого русского народа.
День народного единства, праздник почитания Казанской иконы Божией Матери — это самый безусловный русский праздник. Это праздник восстановленного суверенитета, обретения своей сущности, праздник победы и независимости. И снова и снова как никогда актуальны слова, поднявшие на восстание против оккупации русский народ: «Купно заедино!» Да, мы все вернем назад! Даже не сомневайтесь, заключает Дугин.