Содержание
- День смерти человека не случаен, как и день рождения
- Смерть как часть жизни
- Клиническая смерть или другая жизнь?
- Как бы вы хотели умереть?
- Качество жизни и разрешение на смерть
- Обряд погребения усопшего
- Почему нельзя хоронить с обручальным кольцом и другие приметы
- Почему нельзя хоронить самоубиенных на кладбище
- Когда не проводят захоронения
- Через сколько дней организовывают похороны после смерти?
- На какой день лучше хоронить умершего: историческая справка
- Можно ли хоронить в церковные праздники?
- Церковные требы
- Случаи, когда хоронят человека не на 3 день после смерти
- Почему хоронят на 3 день после смерти: психологические причины
- Почему не рекомендуется посещать траурные церемонии в день рождения
- Порядок действий после похорон в православной традиции
- Третий день после смерти:
- Четвёртый день после смерти:
- Девятый день после смерти:
- Сороковой день после смерти:
- Год после смерти:
- Поминки после похорон
- Дни и праздники, когда принято приходить на могилу
День смерти человека не случаен, как и день рождения
Смерть как часть жизни
В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.
Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.
Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.
Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».
Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.
В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.
Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.
Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.
А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.
Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.
Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.
Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».
Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».
И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.
Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.
И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.
Клиническая смерть или другая жизнь?
Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.
Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.
Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.
Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».
Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».
И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.
Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».
Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.
Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».
Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.
И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.
В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».
Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.
Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»
Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.
Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.
Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.
Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».
Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».
Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»
Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.
Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.
Как бы вы хотели умереть?
Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.
Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».
Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.
Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.
Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».
Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.
Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.
Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!
Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».
Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».
То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?
Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?
Качество жизни и разрешение на смерть
Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.
Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.
Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.
Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.
Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.
Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.
Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.
И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.
Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».
И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.
Текст, фото: Мария Строганова
Впервые опубликовано на «Правмире» в феврале 2015 года
Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти, то книга «Правмира» «От смерти к жизни» — для вас!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Часто задают вопрос о том, почему нельзя хоронить в воскресенье — священники говорят о том, что это больше суеверие, которое связано с тем, что воскресенье у Господа было выходным. Но церковь данного мнения не придерживается. Хоронить можно в любой день, независимо от дня недели или времени суток. А вот в какие дни нельзя проводить захоронение умерших и другие условия погребения — Вы сможете узнать из нашей статьи.
Обряд погребения усопшего
Похорон – это печальное событие для любой семьи и родственников. Оно является одним из основных обрядов в христианстве. Обряд погребения тела умершего человека выражает расставание людей с усопшим. Есть несколько способов проведения данного обряда:
- захоронения тела в землю,
- предание усопшего кремированию.
История возникновения
Данный обряд считают важным для христиан. Церковь рассматривает проведение земной жизни, при которой тело должно вести себя так, чтобы в последствии стать нетленным и бессмертным. Смерть считается лишь рождением в вечность. После смерти тело просто засыпает, а душа направляется на встречу с Господом, а также на частный суд. И к этому процессу стоит тщательно приготовиться. Если подготовка тела к процессу погребения проводится достойно, то этим верующие показывают свою надежду на воскресенье мертвого.
Некоторые обряды погребения человека чем-то очень напоминают таинство крещения. Это объясняют тем, что во время крещения человек возрождается от греховной жизни для богоугодного и святого служения Господу, а вот через смерть он проходит процесс возрождения для лучшей, новой, вечной жизни рядом с Христом.
Первые воспоминания о том, как должен быть проведен обряд погребения, описан еще в Евангелии. Там идет речь о погребении Иисуса Христа. В православных обрядах есть также некоторые правила, которых стоит придерживаться во время приготовления к похоронам, а также при их проведении.
Особенности подготовки к погребению и проведение самого обряда
Перед тем как положить тело в гроб его сначала необходимо омыть, а затем одеть. Только после этого труп стоит вкладывать в гроб. При выборе одежды стоит придерживаться определенных рекомендаций:
- Обычные люди должны быть похоронены в гражданских одеждах, военные, пожарные и полицейские – в форме.
- Одеяние для мужчин должно состоять из: классического костюма сдержанных тонов, рубашки, нижнего белья, носков, туфлей или тапочек и галстука (по желанию).
- Одежда женщин: платок, платье, нижнее белье, туфли или тапочки и колготы или чулки. Преимущество отдается одеянию светлых тонов.
- Одежда незамужних девушек может состоять из: свадебного платья, фаты, туфель, белья.
- Многие говорят о том, что использовать красный цвет на похоронах нельзя. Почему нельзя хоронить в красной одежде и платье? Есть поверье, что этот цвет притянет еще прочие смерти близких усопшего.
- Основное требование к одежде – это удобность. Также предпочтение отдают одежде светлых тонов. Рекомендуют использовать новую одежду, но в связи со сложной экономической ситуацией можно использовать и ту, которую уже носили. Она должна быть чистой, выстиранной и выглаженной. Если в доме, где умер человек нет подходящей одежды, то ни в коем случае не стоит отдавать свою, так как это может привести к некоторым проблемам в будущем.
Почему нельзя хоронить с обручальным кольцом и другие приметы
Многие также говорят о том, что необходимо снимать обручальное кольцо с умершего.Хоронить с обручальным кольцом покойника ни в коем случае нельзя. Есть поверье о том, что супруга или супруг может вскоре умереть. Кроме того, также стоит снять все ювелирные украшения, так как это может привлечь внимание мародеров.
Почему нельзя хоронить с открытыми глазами
После смерти и до момента погребения необходимо смотреть на то, чтобы оба глаза были закрыты. Порой на них накладывают монеты, которые препятствуют спазму мышц. Потом их забирают. Относительно этой приметы есть свое толкование. Говорят, что если у покойника открыт глаз, то таким образом он себе спутника высматривает, который вскоре пойдет за ним. Именно поэтому стоит быть осмотрительными.
Игрушки для умершего ребенка
Есть также примета, что нельзя хоронить ребенка без игрушек. Их кладут или в гроб или привязывают к кресту. Считается, что ребенку они нужны будут для того, чтобы играться с ними в другом мире. На детские похороны принято приносить цветы светлых тонов, предпочтительно белые, особенно если умерла девочка.
Многие также говорят, что стоит разбудить всех в доме в тот момент, когда мимо окон проходит похоронная процессия. Почему нельзя спать когда хоронят человека? Объясняют это тем, что душа умершего может забрать с собой душу того, кто спит. Именно с этой целью необходимо разбудить всех в доме, чтобы избежать потери близких. Не нужно жалеть в такой момент и сна маленького ребенка. Пусть лучше он поплачет от резкого пробуждения, чем с ним станет что-то непоправимое.
Почему нельзя хоронить домашних животных
Однозначного ответа на данный вопрос никто не даст. Считается, что только человеческая душа способна воскреснуть и присоединится к Господу. А души домашних животных не подобны человеческим, поэтому не нуждаются в захоронении. Кроме того есть и мнение о том, что при разложении труп животного может спровоцировать возникновение эпидемии некоторых заболеваний.
Почему нельзя хоронить самоубиенных на кладбище
Данный запрет распространяется на тех, кто самостоятельно свел счеты с жизнью. Суицид считается огромным грехом не только против своей души, но и перед Господом, поэтому самоубийц не хоронят на кладбище. Так как люди, которые похоронены на кладбище, прошли отпевание и находятся под защитой Господа, то самоубийцам там делать нечего. Таких усопших не принято отпевать и поминать.
А хоронят их на специальных кладбищах, вдоль дорог или за пределами общих кладбищ. В наше время немногие придерживаются данного требования и всякими путями стараются скрыть такой факт смерти близкого человека. Но разве данное действие принесет покой душе умершего?
Исключением из данного правила могут быть только некоторые группы людей:
- Люди с психическими заболеваниями. Для этого родственникам необходимо показать справку об учете в психиатрической больнице усопшего.
- Люди, гибель которых вызывает подозрение о совершение над ними насильственной смерти, которую хотели выдать за самоубиство.
- Точно не выясненные причины смерти человека.
Когда не проводят захоронения
Наиболее подходящим днем для погребения считают третий день после смерти. Это связано с соотношением человеческой души и Христом. Именно в этот день обрываются все связи тела и души. Также в этот день душа вместе с ангелом хранителем идет в Царство Небесное.
Считается, что проводить ранее похороны нежелательно, так как душа еще в мире живых, а видеть свои похороны ей не желательно, так как это стресс для недавно почившего.
В какие церковные праздники нельзя хоронить
К таким праздникам относят:
- Рождество Христово,
- Пасху,
- Седьмицу, а также прочие большие праздники.
Хотя относительно Пасхи есть двоякое мнение. Считается, что хоронить на Пасху можно, а умереть – это божья благодать. Таким умершим уготовано Царствие Небесное. Священники говорят о том, что почивших в этот день хоронят и отпевают по особому пасхальному чину. Но все же поминки, которые попадают на Седьмицу, переносят на Радуницу.
А почему нельзя хоронить на Рождество? Данный день принято считать днем рождения Христа. И именно в этот день рождение должно победить над смертью. Так что желательно спросить у священника о возможности переноса или проведения погребения. Он даст Вам совет, как поступить в данной ситуации.
Помните, что похорон – это ответственный момент, во время которого стоит соблюсти все необходимые требования. Ведь самое главное при этом обряде – это дать возможность душе беспрепятственно попасть в Царствие Небесное.
Господь всегда с Вами!
Трагические события часто застают людей врасплох. Согласно обычаям погребение близкого человека после кончины следует провести с соблюдением существующих традиций. На какой день хоронят человека после смерти у православных очень важно, ведь от этого зависит насколько легко произойдет переход души в вечную жизнь души. В своих статьях и проповедях священнослужители подчеркивают, что в загробном мире она находит то место, до которого она доросла во время пребывания на земле. Душа христианина легко вступит в новую форму своего бытия не в последнюю очередь благодаря помощи и участию близких людей.
Через сколько дней организовывают похороны после смерти?
В православии особое значение придается числу «3». Святая Троица состоит из Отца, Сына и Святого Духа, богословские добродетели включают в себя веру, надежду и любовь. Сакральный смысл числа подтверждается присутствием в Евангелии 3 волхвов, такого же количества распятых на Голгофе, воскрешением Иисуса Христа на третий день после смерти.
Православие считает, что обрыв связей с телом душа делает постепенно. В этом были уверены и древние славяне, которые кремировали умершего после чтения жрецом покойному 3 суток подряд напутствия из «Книги мертвых». Наши предки считали, что нематериальная составляющая человека до 40 дней после смерти находится на Земле. Особые обряды — омовение, крода, тризна, ристалище — помогали сделать расставание души с телом максимально безболезненным.
Эту же цель преследуют христианские обычаи. Согласно православной традиции душа покидает тело на 3 день, Третину, и вместе с ангелом-хранителем отправляется в Царствие Небесное. Там с 3 по 6 сутки она наблюдает несказанную красоту райской обители. Согласно обычаям хоронят на 3 день, считать нужно с момента кончины человека, даже если трагическое событие произошло ближе к полуночи. Так, умершего 12 ноября в 23.00 положено придать земле 14, а не 15 числа. Третьи сутки связаны еще и с образом Святой Троицы, с праздником который связан с поминальными обрядами. Именно момент воскрешения Христа явил миру подтверждение цельности триединства — исходящий от Бога Святой Дух оживил Сын Божия.
На какой день лучше хоронить умершего: историческая справка
Придают земле в определенное время и из вполне бытовых соображений. После рассказов о захоронения живых людей появилось понятие тафофобии — панического страха оказаться в могиле на кладбище после того, как человека ошибочно посчитали умершим.
Истории известны случаи, когда родственники в силу неведения предавали земле близких, находящихся в состоянии глубокого обморока или летаргического сна. Легенда гласит о том, что заживо был похоронен писатель Н.В. Гоголь. Итальянский поэт Франческо Петрарка впал на 20 часов в летаргический сон, и только чудо позволило близким не похоронить его в день смерти, как было принято делать согласно итальянским законам XIV века. Из-за наличия тафофобии немецкий философ Артур Шопенгауэр составил завещание, в котором просил посчитать 5 дней с момента его смерти и только после этого придать земле. В Европе отсрочка похорон на трое суток с момента кончины человека была введена указом герцога Ф. Мекленбургского только в конце XVIII века.
В начале нынешнего столетия были зафиксированы несколько «воскрешений» усопших, в отношении которых врачи констатировали смерть. Исключить ошибку современных медицинских работников позволяет в т.ч. наблюдение за появлением на 3 сутки на теле умершего человека трупных пятен.
Можно ли хоронить в церковные праздники?
От того, когда будут проведены похороны, зависит возможность души беспрепятственно попасть в Царствие Небесное. Поэтому православием не разрешается проводить данную церемонию в следующие большие праздники, особенно если они совпали с воскресеньем:
- Рождество Христово;
- Пасхальное Воскресение;
- Троицу;
- Покров Пресвятой Богородицы.
Поминки, которые выпадают на Пасху, положено перенести на Радуницу. Хоронить в воскресение Библия не запрещает. На 3 день после смерти, который попадает на понедельник, принято предавать земле самоубийц, на четверг — умерших от естественных причин. Близким усопших необходимо помнить, что невзирая на день недели, нельзя отпевать и просить о поминании в церкви, а также хоронить на территории кладбища людей, наложивших на себя руки. Исключение делается для некоторых групп:
- людей с установленными психическими заболеваниями;
- при подозрении насильственной смерти, которую преступники рассчитывали выдать за самоубийство;
- когда до конца не выяснены причины кончины человека.
В Страстную Пятницу, на которую приходятся 3 сутки, траурную церемонию не проводят. Если имеются сомнения в том, на какой день хоронят православных, как посчитать и правильно ли назначена дата относительно христианских праздников, родственникам следует посоветоваться со священнослужителем. Необходимо помнить, что в течение 3 суток при соблюдении правил ритуала упокоения завершается первая фаза разделения души и тела.
Церковные требы
На Третину положено заказывать панихиду, специальную заупокойную службу. Поминовения в этот день идут в честь воскресения Иисуса Христа и во славу образа Пресвятой Троицы. Панихида служится как в храме, так и на кладбище во время или после похорон, дома у близких умершего. Молитвословие не только священника, но и любящих людей способно облегчить прохождение мытарств души покойного. Да и самим родственникам и друзьям умершего такое поминовение приносит ощутимую пользу — приносит утешение и притупляет боль от потери родного человека.
В недалеком прошлом христиане после смерти 40 дней читали Псалтирь за умершего и ежедневно брали в церкви на литургии просфоры за усопшего. Сегодня близкие покойного на Третину идут в храм и присутствуют на службе со свечами, символом веры в чистую и светлую будущую жизнь. В конце молитвословия свечной огонь тушится как знак того, что земная жизнь каждого рано или поздно также прекратит свое существование.
Случаи, когда хоронят человека не на 3 день после смерти
Летом в регионах, где стоит сильная жара и в исключительных обстоятельствах (во время войн, эпидемий) церковнослужители разрешают проводить церемонию прощания раньше. Православие допускает погребение и на 4-6 день в зависимости от того, как умер человек. Для установления причин гибели проводится процедура вскрытия трупа, которая длится определенное время, особенно, если это происходит из-за подозрений в насильственной смерти. Иногда родным покойного приходится ждать приезда родственников и близких издалека, поэтому похоронные процедуры откладываются, а тело усопшего бальзамируют. Процедура проводится для сохранения у умершего эстетического внешнего вида и для приостановки процессов разложения останков. Бальзамирование и постмортальную подготовку делают в морге.
Категорически не приветствуется христианством без видимых причин хоронить усопшего в первый или второй день после кончины. Это связано с убеждением, что духовная субстанция человека еще не попрощалась с телом — своим временным телесным пристанищем. Насильный разрыв связи до наступления Третины приведет к тому, что душе некуда будет направиться. Во второй день она должна пребывать в кругу семьи. К тому же созерцание того, как в гробу предают раньше времени земле ее материальное вместилище, может причинить душе невыразимую боль.
С 9 дня после смерти длятся мытарства почившего на том свете — прохождение через сонм собственных грехов и 20 судов небесных. Погребальные ритуалы и связанные с ними поминания, проводимые в это время, могут осложнить и без того трудный загробный путь.
Почему хоронят на 3 день после смерти: психологические причины
Близкие люди, даже ухаживающие долгое время за смертельно больными родственниками, никогда не бывают внутренне в полной мере готовы к их кончине. Нечего и говорить о силе трагедии и скорби, когда этот умирают дети. Невзирая на понятия вечной жизни и освобождения души от земных страданий, потеря становится тяжелым ударом, который можно осознать только спустя время. В первое время после кончины сложно принять факт ухода человека, а тем более заняться приготовлениями к захоронению и проводам в последний путь. Чрезмерная скорбь и стенания осложняют душе процесс расставания с землей, ведь в первый день согласно православным верованиям она и без того испытывает смятение. По истечении некоторого времени у родственников и близких появляется внутренняя готовность отпустить усопшего — определиться с тем, в какой день сделать поминки и как провести похороны.
В силу этих психологических нюансов проведение процедуры захоронения спустя время с момента кончины вполне оправдано. Поэтому на Третину проводят прощание с усопшим и организовывают поминальный обед.
Почему не рекомендуется посещать траурные церемонии в день рождения
Именинники часто задаются вопросом, стоит ли им присутствовать на похоронах, которые совпали с их праздником? Со стороны церкви нет никаких ограничений на посещение кладбища или на предание земле тела человека в день его рождения. Однако в последнем случае обязательно ежегодное посещение могилы усопшего близкими в течение 3 лет.
Согласно альтернативной точке зрения энергетика человека особенно уязвима в день рождения, а также за неделю до и после события. На подсознательном уровне именинник заново переживает травмирующий эпизод жизни — появление на свет. Похороны и другие траурные церемонии, попавшие на эту дату, следует посетить в том случае, если нужно проводить в последний путь близкого родственника. Однако сделать перенос торжества на другое время и помянуть покойного можно и без визита на кладбище.
Рассчитать и узнать верную дату похорон несложно. Этот момент является принципиальным для верующего христианина. Отчет суток идет со дня наступления смерти. Первое время, которое длится вплоть до сороковин, очень важно для прохождения души усопшего всех этапов разобществления с телом. Знание того, на какой день хоронят после смерти и соблюдение родными усопшего традиций, облегчает душе тяготы переходного периода. Одним из ритуалов, связанным с прощанием покойного с бренным миром, является погребение тела, которое по традиции проводят на 3 сутки после смерти.
Порядок действий после похорон в православной традиции
Первые 40 дней после похорон важно выражать скорбь молитвой и трауром, поминать умершего. Внешне это выражается в ношении одежды тёмных тонов и сознательном отказе от увеселительных, развлекательных мероприятиях. Существуют благочестивые обычаи: раздавать вещи и одежду умершего нуждающимся, милостыню, угощать трапезой нищих, стариков и детей.
Третий день после смерти:
После того как кинули последнюю лопату земли, на могилу укладывают венки, цветы и фото умершего. На могиле устанавливают деревянный крест, потом его можно заменить на памятник или плиту.
Можно помянуть умершего непосредственно у могилы. Рабочих, которые помогали закапывать могилу, стоит также угостить ритуальными блюдами. Трапеза, угощения — это форма милостыни, которую мы жертвуем другим людям. И функция этой традиции только в том, чтобы человек, угостивший кого-то, почувствовал умиротворение и вспомнил добрым словом покойного. По этой причине трапеза без молитвы и для соблюдения формы не принесёт пользы покинувшему этот мир человеку.
Четвёртый день после смерти:
Можно прийти на кладбище и помолится за умершего. Но не стоит приносить еду на могилу, ведь это языческая традиция. С точки зрения православной традиции, от такого угощения будет польза только бродячим животным, обитающим на кладбище.
Девятый день после смерти:
На девятый день после смерти важно поминать умершего самостоятельно и в церкви, ведь считается, что в этот день душа предстает перед Всевышним. На девятый день близкие молятся за усопшего и просят Судью Небесного о водворении своего чада со святыми душами.
Сороковой день после смерти:
Сороковой день после смерти считается особо важной датой. В этот день молитва во спасение души умершего должна особенно важна, так как побывав в аду и посмотрев на то, как мучаются нераскаявшиеся грешники, душа умершего предстает перед Господом. На сороковой день она опять видит Господа, и тот решает её судьбу до Страшного суда.
Год после смерти:
Спустя год после смерти человека его близким стоит прийти на кладбище и помянуть покойного всем сердцем. Будет хорошо, если это сделают хотя бы его ближайшие родственники умершего.
Поминки после похорон
Поминки — не церковная традиция, но благословлена ею. Включает в себя поминовение молитвой и трапезой.
Поминки на третий день
Поминают в честь воскрешения Христа и во славу образу Пресвятой Троицы. Первые два дня после смерти считается, что душа вспоминает свои хорошие и плохие дела, парит над Землёй вместе с Ангелом по местам, которые напоминают ей о земном счастье и горе.
На третий день Господь вызывает душу к себе. Душа предстаёт пред лицом Бога, а близкие на земле поминают её молитвой и добрыми словами, тем самым помогая. В этот день после погребения проводят поминальный обед. Стол накрывают либо дома, где жил покойный, либо в нейтральном месте – главное не делать из поминовения и прощания пьяное застолье.
Девятый день
Поминают именно на девятый день во славу девяти ангельских чинов, которые ходатайствуют Богу о помиловании умершего. Шесть предыдущих дней душа вместе с Ангелом находится в раю и созерцает его красоту. В эти дни она думает о прожитой ею на земле жизни. И в этот день душа опять предстаёт перед Богом.
Сороковой день
В сороковой день после похорон определяется, где будет пребывать душа покойного до Страшного Суда: в аду или раю. Также сорок дней – срок, после которого Иисус Христос вознёсся на небо после своего воскресения. 40 суток пророк Моисей постился на горе Синай, после чего получил от Бога Скрижали Завета.
Год
Самый большой литургический цикл длится год. Когда начинается новый год, по новой повторяются неподвижные христианские праздники. Поминают в этот день потому, что дата смерти — это день рождения в вечной жизни.
Дни и праздники, когда принято приходить на могилу
Придя на могилу, принято помолится своими словами за усопшего или совершить литию — краткий чин панихиды. Можно прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Важно не только поправить и подновить памятник и ограду, посадить цветы и небольшие деревья, но и вспомнить близкого человека добрыми словами. Этими действиями живые как будто бы ухаживают за душой умершего и напоминают себе о своей собственной связи с вечностью.
Дни поминовения:
- день рождения усопшего;
- день смерти;
- день ангела.
Вселенские панихиды
- Родительские субботы второй, третей и четвёртой седмиц Великого поста
В эти дни Великого поста, церковь призывает быть в христианской любви и мире и с живыми и с мёртвыми. Необходимо совершать в эти дни молитвы поминовения усопших.
- Суббота мясопустная
Одноимённая неделя посвящена напоминанию о Страшном Суда. Церковь во имя этого просит не только за живых людей, но и за всех от века умерших, живших в благочестии. Особенно молятся за умерших внезапной смертью. Церковь молит Господа о прощении их. Такое церковное поминовение приносит большую пользу душам умерших.
- Суббота Троицкая
Этот праздник установлен в честь события сошествия Святого Духа, которое завершило домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие.
- Радоница или Фомин вторник
Отмечается на второй вторник после Пасхи.
Этот праздник с одной стороны отмечают во славу сошествии Иисуса во ад и его победы над Смертью. В этот день родные и близкие приходят на могилы усопшего с благой вестью о Воскресении Христовом. Во время Пасхальной недели панихиды не служат.
Возможно, вам будет интересно:
- Поминки в Москве
- Поминовение
- Все дни поминовения в православном календаре