Содержание
- Проверьте, как долго вы проживете по дате рождения
- Как узнать, сколько проживешь?
- Сколько я проживу?
- Интересные факты о жизни после смерти
- Рак: примириться с вероятностью смерти
- Что нужно знать о смерти и загробной жизни? Ответы на часто задаваемые вопросы.
- О важности смерти для жизни
- Жизнь после смерти: ученый рассказал, что происходит с человеком, когда он умирает
- Беседы с батюшкой. Как смириться со смертью близкого человека
Проверьте, как долго вы проживете по дате рождения
Тесты
На этот счет есть два противоположных мнения. Многие люди хотели бы знать продолжительность своей жизни. Но не мало и тех, кто ни за что не хотел бы обладать такой информацией.
Длина вашего большого пальца знает все о вашей личной жизни
Несмотря на то, что в реинкарнацию и перерождение верят очень многие, смерти боятся почти все. Большинство из нас испытали бы большой стресс, если бы узнали точную дату своей смерти или смерти кого-то из своих близких.
Более того, некоторые нумерологические гадания могу поведать также и о причине смерти. Некоторые полагают, что отрицательные предсказания сбываются только из-за того, что человек сам себе создает психологическую установку. То есть она настраивается на то, что предсказание сбудется, а мысль, как нам всем известно, материальна.
Как узнать, сколько проживешь?
© MiloszGuzowski
Если человек настроит себя на то, что он умрет в определенном возрасте, то это может случиться. Насколько серьезно относиться к подобным нумерологическим гаданиям – это личное дело каждого из нас. Конечно же, точными их назвать нельзя, потому что они дают только ориентировочную информацию.
Если вы хотите получить точную информацию, то вам необходимо обратиться к астрологическому прогнозу, который включает в себя анализ времени и места рождения, влияния конкретных планет и многие другие факторы.
© Cotimanis Matei / Getty Images
Однако, нельзя говорить, что смерти боятся абсолютно все. Есть и такие, которым было бы интересно узнать продолжительность своей жизни по дате рождения для того, чтобы быть готовым к счастливой старости или, наоборот, попытаться успеть реализовать все задуманное, если вдруг получили нехорошее предсказание.
Сколько я проживу?
Для того, чтобы узнать свою продолжительность жизни, необходимо ваше число, месяц и год рождения просуммировать, а затем привести полученное число к однозначному.
5 мощнейших ключевых слов для достижения любой цели
© Scopio
1
Старушка с косой к вам заявится после вашего 80-летия. У вас насыщенная и яркая жизнь, а смерть будет безболезненной и легкой.
2
Скорее всего, вы расстанетесь с жизнью в результате несчастного случая. Самые опасные годы для вас – это 7,19,29,45 или 67 лет. Конечно же, вы можете прожить и дольше, просто в эти годы вам необходимо быть максимально осторожным.
3
Вы будете жить долго, а умрете от болезни. Самые опасные для вас годы – 44 и 73.
4
Вы – настоящий долгожитель. Вы являетесь одним из тех людей, у кого есть все шансы задуть сто свечей на своем праздничном торте. До самых своих последних дней вы будете вести активный образ жизни, а также отличаться хорошим здоровьем.
5
Смерть постоянно витает над вами, но вы ловко ее избегаете. В вашей жизни очень много опасностей, но в мир иной вы уйдете не по этой причине, причем в очень почтенном возрасте.
6
Опасные годы жизни для вас – 13,22,47 и 68 лет. На продолжительность жизни и причину смерти повлияют кармические долги. Ищите подсказку в нумерологических показателях и числе вашей кармы.
7
У вас самый сильный ангел-хранитель, но вы находитесь в зоне риска погибнуть от различного рода стихийных бедствий. Бойтесь грозы, наводнений и пожаров. У вас будет неожиданная смерть.
8
Вам очень нравится рисковать и играете со смертью. Если вы не остановитесь, то рано или поздно это закончится трагедией. Продолжительность вашей жизни целиком в ваших руках. Если вы будете избегать рисков, то сумеете прожить долгую жизнь.
9
Такой человек, к сожалению, редко доживает даже до 50-летнего юбилея. Ему следует держаться подальше от алкоголя, табака и глупых рисков. Он должен очень тщательно следить за своим здоровьем, чтобы получить шанс подольше задержаться в этом мире.
Интересные факты о жизни после смерти
© geralt /
1. В течение трех суток после смерти начинается разложение тела, которому способствуют накопившиеся в организме ферменты.
2. Тело Авраама Линкольна перезахороняли 17 раз.
3. У мужчин, которые совершили самоубийство через повешение, в большинстве случаев случается посмертная эрекция.
4. После смерти тела голова живет еще 20 секунд.
5. В 1907 году был проведен эксперимент по взвешиванию человека до и после смерти. Оказалось, что сразу после смерти человек теряет в весе.
© Heather Shimmin / Getty Images
6. Реальные факты говорят о том, что люди с серьезными жировыми отложениями после смерти превращаются в мыло.
7. В книге Морица Ролингза «За порогом смерти» приводятся реальные доказательства существования ада и рая.
Энергетика человека по дате рождения: узнай свой тип и потенциал
8. Ученые говорят, что похороненный заживо человек умрет через 5,5 часов.
9. У человека после смерти продолжают расти волосы и ногти.
10. Огромное количество людей, переживших клиническую смерть, побывали в другом мире.
© flyingv43 / Getty Images
11. Когда клиническая смерть случается с ребенком, он видит лишь хорошее, тогда как взрослый человек очень часто видит демонов и чудовищ.
12. На Мадагаскаре есть традиция выкапывать останки близкого человека для того, чтобы потанцевать вместе с ним во время ритуальной церемонии.
13. Майкл Ньютон, американский ученый, умел при помощи гипноза пробуждать у людей воспоминания о прошлых жизнях.
14. После смерти человек перерождается в ином теле.
15. Когда мы умираем, мы в последнюю очередь теряем слух.
© andriano_cz / Getty Images
16. У некоторых мумий, «живущих» в Юго-Восточной Азии, до сих пор растут волосы и ногти.
17. Достоверные источники утверждают, что психолог Раймонд Моуди написал свою книгу «Жизнь после смерти», основываясь на реальных фактах.
18. У многих народов есть странный запрет на произношении имени умершего человека.
19. После смерти хранящаяся в мозгу человека информация не умирает, она хранится. Данный факт подтверждается жизнью после смерти.
20. Жители Китая полагают, что после смерти каждый из них попадет в ад.
© abadonian / Getty Images
21. От удара кокоса погибают больше людей, чем от нападения акулы.
22. Во Франции официально разрешено законом при желании женится или выйти замуж за умершего человека.
Кармическая цель вашего брака по дате свадьбы и причина состоявшегося развода
23. Многие животные в надежде спастись от хищника, притворяются мертвыми.
24. 9 из 10 женщин могут вспомнить свои прошлые жизни.
25. В Норвегии есть город Лонгйир, в котором по закону нельзя умирать. Если вам вздумается умереть здесь, то вас никто не будет хоронить.
© Matthew Gibson
26. Слепой человек может видеть то, что с ним будет после смерти.
27. В Древнем Риме покойников, которые ушли в мир иной и не вернулись в мир живых, называли лемурами.
28. Жители Южной Кореи до сих пор верят в миф, что если человек находится в темной комнате с вентилятором, то он умрет.
29. Для того, чтобы мертвое человеческое тело полностью разложилось, ему необходимо 15 лет.
30. После смерти все качества человека, его разум и способности не меняются.
© Ig0rZh / Getty Images
31. После смерти кора нашего мозга продолжает взаимодействовать с сосудами, потому что они работают до полной биологической смерти.
32. В течение всей своей жизни человек своими руками строит себе ложе, на котором он будет спать после смерти.
33. Когда умирает взрослый человек, он видит себя ребенком, если же умирает ребенок, то он видит себя взрослым.
34. Если при жизни у человека имелись какие-то повреждения или увечья, то после смерти их нет.
35. После биологической смерти наше сознание приобретает полностью другую форму, но при этом оно сохраняет свою суть.
© aetb / Getty Images
36. Ученые полагают, что внутри мира, который мы видим, скрыт другой, загробный мир.
37. Жизнь после смерти говорит о том, что в умершем человеке больше нет человека. На эту философскую тему сказано и написано очень и очень много.
38. Протоиерей Павел говорит о том, что земная жизнь каждого из нас – это подготовка к другой жизни, жизни после смерти. После разрушения тела, душа продолжает жить.
39. Говорят, что после смерти в нашем теле продолжается жизнь, но наше сознание уже не имеет к этому никакого отношения.
40. После смерти в нашем теле сильно увеличивается давление газа.
© elebeZoom / Getty Images
41. Ванга верила в загробную жизнь. Она говорила, что после смерти у человека начинается новая жизнь, а его душа находится среди людей.
42. Сторонники теории жизни после смерти утверждают, что после смерти на землю может вернуться лишь добрая душа.
43. Египтяне были уверены, что загробная жизнь равносильна земной, потому и в гробницу фараонов клали все возможные вещи, которые могли бы пригодиться ему в следующей жизни.
44. После смерти мы не обретаем бездеятельность и скучный покой. Наше состояние превращается в гармоничное и целостное удовлетворение потребностей.
45. Самоубийца, накладывая на себя руки, полагает, что он кончает со всем, но на самом деле в загробном мире для таких людей все только начинается.
Рак: примириться с вероятностью смерти
Рак, конечно, не всегда смертный приговор, и большинство людей считает, что будет полезным держаться за надежду. Но я обнаружил, что многие больные раком, особенно с плохим прогнозом, думают о своей возможной смерти и о том, смогут ли они смириться с ней, когда придет время. Они хотят достигнуть соглашения с ней, прежде чем они окажутся за несколько дней или недель до ухода. В этой статье я расскажу, как пациенты, которых я знаю, стали чувствовать какой-то смысл принятия их смерти, хотя это может длиться несколько месяцев.
Хотя это был процесс, выворачивающий наизнанку, это не было невозможным. Если ты борешься с этой проблемой, пытаясь хоть как-то примириться с тем, что умираешь, то когда придет время, изучение того, как уходили другие онкологические больные, поможет в решении этого вопроса. Если вы утвердились в решении, что это не ваш вариант, потому что чувства умирающего заведомо неприемлемы для вас, изучение того, как другие преодолели этот трудный путь, может вам помочь.
Фраза «примириться со смертью» означает разные вещи для разных людей, часто используются и другие фразы, передающие ту же общую идею. Они включают такие фразы, как «чувство принятия», «чувство примирения», «быть в мире», «чувство самообладания», «чувствовать себя неплохо», «время уйти в отставку», «уступить» и «отпустить». Как вы можете видеть, есть разные нюансы смысла в каждой концепции, и я не могу вспомнить ни одной концептуализации, которая охватывала бы все случаи. Может быть, лучше сказать, что пациенты, которые приходят к соглашению с их смертью, не чувствуют, что они должны продолжать бороться или протестовать против этого. Это может быть долгой, мучительной борьбой, чтобы достичь этой точки.
Еще один аспект того, чтобы смириться со смертью, — перестать бояться этого.
Трудно подойти к смерти с чувством мира или принятия, если вы боитесь процесса умирания. Может помочь то, что вы будете знать — в значительном большинстве случаев боль и страдания умирающих от рака могут эффективно управляться и контролироваться разумным использованием опиоидных препаратов и других стратегий. Когда приходит время, команда хосписа или другие специалисты по паллиативному (направленному на поддержание приемлемого качества жизни пациента) лечению делают все возможное для того, чтобы смерть человека от рака либо по каким-то другим причинам была с тихой и безболезненной. Не сомневайтесь, обращаясь к ним за помощью. Это эссе базируется не только на том, что пациенты в терапии рассказали мне, но также и на интервью, которые я провел как часть исследования с пациентами моложе 50 лет, которые находились в тяжелом состоянии. Они стремились прийти к соглашению с их смертью, поскольку их рак прогрессировал, и нашли, что взгляд в будущее — больше, чем что-либо другое, помог им в этом процессе.
Когда я был в онкологическом центре Калифорнийского университета Сан-Франциско, я встречал много молодых пациентов, которые имели плохой прогноз и которым потребовалось много времени, чтобы прийти к соглашению с той мыслью, что они, вероятно, умрут в течение года или двух. Я хотел лучше понять, как они достигли этой точки понимания для того, чтобы помочь нашей команде в поддержке этих пациентов в той мере, которая была им необходима. В интервью двадцати пяти из этих пациентов было предложено поделиться мыслями, эмоциями, убеждениями и опытом, которые помогли им в этом процессе. Интервью были записаны, а стенограммы впоследствии — проанализированы, чтобы определить общие темы или факторы (то есть определенные мысли, убеждения, опыт), которые помогли этим пациентам перед лицом ранней смерти. Наша исследовательская группа определила шесть факторов, которые имеют отношение по крайней мере к 50 процентов опрошенных пациентов. Это не были первоначальные чувства пациентов при первом узнавании об их прогнозе; чувства развивались с течением времени, поскольку они стремились прийти к соглашению с этим прогнозом.
Благодарность
Этот первый фактор явился поразительным выводом, который свидетельствует о силе благодарности. Чувство благодарности упоминали 84 % онкологических пациентов. Они оглядывались на свою прожитую жизнь и были благодарны за те годы, которые они прожили, и положительный опыт, которым они наслаждались. Большинству из них благодарность помогла компенсировать чувство досады из-за обманутых ожиданий на долгую жизнь. Благодарность является частым чувством для пациентов пожилого — 70–80 лет — возраста, который является достаточным основанием для того, чтобы быть благодарными за долгую жизнь, и для того, чтобы сбалансировать негативные чувства, которые вызывает смерть.
Если вы — молодой человек и имеете плохой прогноз, то вы можете заглянуть в будущее и почувствовать себя обманутыми жизнью, которую вы пропустите. Но вы также можете оглянуться назад на свою жизнь, которую вы уже имели, и поблагодарить за это. Оба подхода полностью оправданы. Один из пациентов сказал, что это был его выбор, смотреть вперед или оглядываться назад, и что он выбирал изо всех сил, чтобы оглянуться назад и подвести итоги того, за что он мог испытывать чувство благодарности. Благодарность обеспечивала ему комфорт и помогла облегчить боль преждевременной смерти. Ему было всего сорок два года.
Люди, которые считают себя вправе иметь хорошую жизнь, возможно, принимая это как должное, и редко испытывают чувство благодарности. Благодарность вырастает из наблюдения вашей удачи в мире, где ничья удача не гарантируется. Благодарность должна происходить, когда вы видите, что удача на вашей стороне, хотя она никому не гарантирована.
Чувство гордости
Этот фактор — чувство гордости за свои достижениях или за внутренние качества, развивавшиеся в течение многих лет, были упомянуты 80 % пациентов. Чувство гордости за себя может прийти, если вы спросите себя: «Что я сделал со своей жизнью?» и «Что я из себя представляю?». Пациенты не хвастают этим; на самом деле, многие не хотели использовать слово «гордиться». Они были более склонны просто сказать, что они чувствовали себя хорошо, думая о некоторых вещах — обычно о том, чего они достигли в работе или в личной жизни, например, долгий брак или были хорошим родителями. Правда, если его спросить, они скажут, что да, это было приятное чувство гордости.
Понятие «смысл жизни» объединяет несколько лет в единое целое. Эта конструкция родила вопрос, что же мы сделали с тем, что называется наша жизнь? Разве мы просто жили изо дня в день, без какого-либо чувства объединяющей цели, которая охватывает все эти годы? И если мы считаем, что мы положили нашу жизнь на осуществление позитивных целей, то мы можем подойти к смерти с заслуженной гордостью. Вместе с благодарностью это чувство может помочь успокоить душевную боль ранней смерти.
Религиозная вера или духовность
Семьдесят два процента пациентов сообщили, что их религиозная вера или духовность помогла им примириться с прогнозом. Для многих это была вера в своего рода загробную жизнь, такую, как рай или реинкарнации. Некоторые упоминали их дух, сущность или душу как аспект их внутреннего существа, которое будет жить в некоторой духовной форме. У некоторых были основное верование в Божью волю или план — план, в котором что-то положительное возникнет из их смерти. Верующие пациенты стремились принять свою болезнь в этом контексте. Один пациент упомянул идею о капитуляции перед Божьей волей, чтобы отпустить и принять все, что может случиться.
Некоторые пациенты сказали, что буддистские верования и принципы были полезны им в мыслях о смерти. В сущности, это представление о мимолетном характере всего, что есть. Следующая аналогия передает эту важную часть учения. Подумайте об океане с бесчисленными отдельными волнами и ряби на ее поверхности. В глубине есть только огромный океан, весь, без каких-либо отдельных частей. Отдельные части — только на поверхности. Эти волны и рябь появляются из океана, но они не то же самое, что океан. Они задерживаются на некоторое время на поверхности и в конечном итоге возвращаются в глубину моря, глубже, где все едино. Вся природа, включая нас самих, участвует в этом грандиозном процессе пришествия в бытие на короткое время, а затем решения вернуться к нашему источнику. Такая концептуализация помогла многим пациентам чувствовать себя хорошо и безопасно уйти.
При копировании материалов активная ссылка на наш сайт обязательна.
Что нужно знать о смерти и загробной жизни? Ответы на часто задаваемые вопросы.
Что делать со страхом смерти нерелигиозному человеку? Смерть — это не то, что может случиться. Смерть — это то, что случится обязательно. Смерть — это наша судьба. Желание жить и страх исчезнуть будут с нами всегда. Этот страх инстинктивен, он встроен в нас на клеточном уровне и ощутимо воздействует на нашу жизнь. За долгие века люди изобрели огромное количество сознательных и бессознательных приемов, чтобы смягчить страх смерти. Возможно, сколько людей — столько разных способов. Некоторые приемы действительно работают, другие — сомнительны и неэффективны.
Жизнь души после смерти. А.И. Осипов Есть и нечто общее, что роднит искания людей всех времен и взглядов. Это непреодолимая психологическая трудность поверить в то, что нет жизни после смерти. Человек не животное! Жизнь есть! И это не просто предположение или ни на чем не основанная вера. Есть огромное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что, оказывается, жизнь личности продолжается и за порогом земного бытия. Поразительные свидетельства мы находим повсюду, где только остались литературные источники. И для всех них по крайней мере один факт был неоспорим: личность после смерти живет. Личность неуничтожима!
Посмертное путешествие души. Станислав Гроф За различными сценариями посмертного путешествия, описанными в разных культурах, кроется нечто общее. Происходящее после смерти, с участием совершенно непохожих (у разных культур) друг на друга персонажей, вызывают похожие эмоциональные состояния людей. Как будто, за различными виртуальными образами стоит одна и та же реальность.
Загробная жизнь. Какая жизнь нас ждет после жизни в этом мире Жизнь за гробом, жизнь будущего века, облечена тайной, и все попытки нашего разума понять смерть и проникнуть в ее царство остаются тщетными. Распахнуть дверь в эту область может только сама смерть. Откровение о жизни за гробом дается иным из нас еще здесь на земле, но мало кому удается поведать об этом другим. Однако душа наша жаждет этого откровения…
Что происходит в первые минуты после смерти Из сопоставления множества рассказов людей, переживших клиническую смерть, вырисовывается следующая картина того, что видит и испытывает душа, разлучаясь с телом. Когда в процессе умирания человек достигает своего предельного изнеможения, он слышит, как доктор объявляет его умершим. Потом он видит своего «двойника» – бездыханное тело – лежащим внизу, а доктора и сестер пытающимися его оживить. Эти неожиданные картины производят в человеке большой шок, потому что он впервые в своей жизни видит себя со стороны. И тут он обнаруживает, что все его обычные способности – видеть, слышать, мыслить, чувствовать и т.д. – продолжают нормально действовать, но теперь совершенно независимо от его внешней оболочки.
Двойственное отношение к смерти в Православии. Смерть слишком велика рядом с тем, что должно бы быть ничтожно даже в масштабе временной жизни.
Душа после смерти. А.И. Осипов Соприкосновение человека с тем миром нередко начинается уже перед смертью, и душа часто приходит в полное недоумение перед открывающейся ей совершенно иной действительностью. Об этом свидетельствуют бесчисленные факты.
Что такое Страшный Суд? Диакон Андрей Кураев Тут есть перечень тех категорий людей, которые входят в Царство Небесное, минуя Страшный Суд. Что общего у всех, перечисленных в этом списке?
Как происходит путешествие души в рай или ад. Подлинное посещение Неба всегда сопровождается явными знамениями Божественной благодати: иногда дивным благоуханием, сопровождаемым чудесным укреплением всех сил человека. Например, благоухание так напитало святого Савелия, что ему более трех дней не требовалось еды и питья, и только когда он рассказал об этом, благоухание исчезло. Глубокий опыт посещения Неба сопровождается чувством благоговения перед величием Божиим и сознанием своего недостоинства. При этом личный опыт Неба недоступен точному описанию, потому что «не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на ум человеку, что приготовил Бог любящим Его» и «теперь мы видим как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же у видим лицом к лицу.» (1 Кор. 2:9 и 13:12).
Что делать после смерти? Интсрукция Священник Даниил Сысоев: Тема смерти, как вы понимаете, актуальна абсолютно для каждого, потому что, хочешь — не хочешь, умирать все равно придется. Со времен Адама и Евы, к сожалению, смерть стала участью всех людей, хотя и печальной, хотя и не нормальной, хотя и противоестественной, хотя и не соответствующей Божьему замыслу о человеке, но, тем не менее, это стало как бы некой нашей второй природой.
Хороший психологический фильм о смерти Первокурсники медицинского университета решили провести опаснейший эксперимент по воссозданию клинической смерти, чтобы попытаться ответить на вопрос жизнь после смерти. Имея клинический опыт возвращения пациентов из состояния клинической смерти, они легко могли проделать это и друг на друге. Поочередно пятеро студентов искусственным путем доводили себя до клинической смерти, а потом возвращались обратно. Эксперименты приносили неплохой результат в виде сверхспособностей. Но были и побочные эффекты, указывающие на то, что не так уж безопасно вторгаться в тайны иного мира. . © Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
О важности смерти для жизни
Сегодня 10 лет, как моя мама умерла.
Эти 10 лет я старалась не говорить слово «смерть».
Все полтора года её болезни мы не говорили о смерти. Она боялась, что у неё рак. У неё был рак, но мы не сказали ей об этом.
Она перенесла 2 операции, которые продлили жизнь. Во время одной из них её сердце остановилось, и врачи «заводили» его вручную. Я очень благодарна им, благодарна её хирургу. Он сказал нам, что нет смысла мучить её химиотерапией и мы и не говорили с ней об этом.
Знала ли она, что умирает?
Знала, чувствовала. Но за все это время мы не говорили о смерти. Мы боялись причинить друг другу боль этими разговорами. Наверное, потому что и мама, и мы с сестрой до того момента так и не смогли принять смерть нашего отца. И даже все разговоры о нем были пронизаны болью.
Но вместо этого мы чувствовали боль недосказанности.
До сих пор осталось это ощущение, что мы не сказали друг другу о чем-то важном, что я не задала ей каких-то важных вопросов, и не получила ответов.
Она очень старалась скрывать свою боль, молча перенося все страдания. А я отводила глаза, понимая, что не могу помочь.
Ей сделали лишь 1 укол морфина, потому её врач был в отпуске, и как я не умоляла, просто некому было выписать этот препарат.
В тот день я знала, видела, чувствовала приближение её смерти. Я уже знала, что она умрет именно сегодня.
Мы говорили мало. После морфина она могла немного поспать.
А я молила Бога, чтобы он облегчил её страдания. И писала стихи, пытаясь отпускать свою боль.
Я позвонила сестре и сказала, чтобы они приехали всей семьей в больницу. Прощаться.
Они говорили о делах, она спрашивала о том, что в школе, как внучка. А потом они уехали.
Я снова увидела её боль, и хотела пойти за медсестрой, но она остановила меня и обняла. На прощанье. И отражение боли на лице сменилось полуулыбкой. С ней она и осталась в моих объятиях…
Время остановилось в 17-20, 26.10.2009.
Я не могла плакать. Я старательно пыталась принять её смерть, и, видя её принятие, думала, что мне это удалось, но во мне еще не было этого принятия.
Я не могла быть с ней долго, счтиая, что нужно что-то делать. Я не знала, что именно. Я пошла к медсестрам на пост и они сказали, что смогут позаботиться обо всем, но нужно было привести её одежду. А мы не готовились к её смерти, к похоронам. Одежду, по обычаям, нужно было новую, а значит, её нужно купить. Но магазины там работают до 18-00, и пока я доберусь, до них, они уже будут закрыты. Это специфика сельской местности, но благодаря ей, тому что все знают друг друга, медсестры договорились с хозяевами и продавцами, и с ритуальной конторой.
Зачем я это пишу?
Потому что осталось чувство вины.
Вина за ту ложь недосказанности, за тот страх говорить о смерти.
Вина за ту нелепую одежду, в которой её пришлось хоронить.
Вина за то, что я не покрасила ей волосы, перед тем, как мы поехали с ней в больницу. Она с сожалением сказала мне об этом, когда мы уже садились в машину. Она уже знала, что не вернется… А я ей сказала, что покрасим по приезду.
И это теперь я знаю, что говорить об этом можно, только приняв смерть, приняв её, как равную жизни, как её итог.
Ведь тогда я уже чувствовала эту энергию смерти, я чувствовала силу и покой в ней, чувствовала, что в ней нет ни боли, ни страха.
Они есть в нас. И пока мы боимся смерти, пока мы не находим смелости принять и признать её неизбежность, мы вынуждены лгать.
Мы лжём себе и другим, что ещё есть время, время на важное, время попросить о чем-то, время на разговоры, время на желания, время сделать то, что хочется.
Мы не живем и мешаем жить тем, кто рядом с нами.
Мы мешаем себе и уходящим в мир иной прожить их последние дни без сожаления.
Эта ложь, это непринятие смерти лишает нас и сил, и возможностей.
Приняв смерть, мы принимаем жизнь!
Я люблю тебя, мама. Прости.
Может, у вас ещё есть время перестать лгать?
P.S. Мы долго выбирали фотографию, с которой можно было сделать гравюру на памятник. Какие-то не нравились, а какие-то не подходили по качеству исполнения. В итоге, та что выбрал мастер, оказалась с совместной семейной фотки, практически единственной. И сейчас я понимаю, что это тоже не случайно. Потому что на этой фотке она живая. Она больше не была такой после смерти отца, потому что частичка её умерла вместе с ним, большая такая частичка…
©Галина Суслина
Вам может быть интересно:
рассказы из цикла «Сказки жизни»
Жизнь после смерти: ученый рассказал, что происходит с человеком, когда он умирает
Всемирно известный врач неожиданно для всех сообщил миру, что процесс умирания человека является вполне себе «мирным» и, в какой-то степени даже «приятным». Речь идет о докторе Сэме Парния, директоре по исследованиям в области интенсивной терапии и реанимации в Медицинской школе Нью-Йорка.
Доктор отметил, что люди, у которых был почти смертельный опыт, иногда описывают встречи с умершими родственниками, но настаивает, что ощущение не является свидетельством загробной жизни. Сообщил он кое что и о физических процессах:
— Salik.biz
«Смерть — это процесс, а не черно-белый момент. Результаты наблюдений за людьми перед смертью указывают на выброс кислорода в мозг, что заставляет наши мозговые цепи отключаться, — мы теряем сознание перед внешним миром».
«Когда же останавливается сердце, все жизненные процессы исчезают, потому что кровь не попадает в мозг, почки и печень, и мы становимся безжизненными и неподвижными, и именно это время врачи описывают как наступление смерти».
При этом доктор, который является автором нескольких исследований и книг на тему смерти, отметил, что существует психический процесс, который заставляет людей, переживших клиническую смерть, снова стремиться к этим ощущениям. Он отметил, что это доказано наблюдениями за тысячами пациентов:
«Процесс умирания не является неприятным для подавляющего большинства людей. Для тех из нас, кто умирает естественным образом, даже если нам было больно до того, как мы умрем, процесс смерти становится очень удобным, он очень блаженный, мирный. Люди описывают ощущение яркого, теплого, гостеприимного света, который привлекает людей».
«Они описывают ощущение встречи со своими умершими родственниками, — как будто они пришли, чтобы поприветствовать их. Они часто говорят, что во многих случаях не хотят возвращаться (к жизни), так как это удобно, и это как магнит притягивает их».
«Многие люди описывают ощущение разлуки с собой и то, как они наблюдали за работой врачей и медсестер. Они могут слышать вещи и запоминать все разговоры, которые происходят вокруг них. Некоторые из них описывают, то что им удалось вновь взглянуть сразу на все, что они когда-либо сделали».
Рекламное видео:
Тем не менее, доктор Парния подчеркивает, что для всех этих реакций есть научные объяснения, а вышеописанные наблюдения не являются свидетельством загробной жизни. По его мнению, происходит контрольное сканирование мозга на способность к выживанию. Более того, доктор уверен, что благодаря современным технологиям и науке «смерть не должна ограничиваться философией и религией, ее вполне можно исследовать с помощью науки».
Дмитрий Мушинский
Беседы с батюшкой. Как смириться со смертью близкого человека
Аудио
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).
– Завтра Димитриевская суббота – особый день поминовения усопших, и мы с отцом Филаретом сегодня поговорим о смерти, о православном отношении к смерти, о поминовении усопших: что нужно и что не нужно делать, о каких-то, может быть, мифах вокруг всего этого. Постараемся утешить тех, кто, может быть, находится в скорби.
Отец Филарет, мне кажется, что есть некоторое противоречие: в Пасхальном тропаре мы поем, что Господь победил смерть, и вообще очень часто говорим о том, что смерти нет, что Бог есть жизнь, что Он есть Бог живых. Но все равно все мы, любой из нас, умрем. Нет ли здесь противоречия?
– Очень часто мы с вами встречаем два понятия смерти. Первое понятие – смерть телесная как следствие нашей греховной природы. Вообще Господь не сотворил смерть. Смерть явилась следствием того, что произошло в раю тогда, когда люди захотели жить без Бога. Вот эта смерть, в принципе, для нас, верующих, не является чем-то страшным, безысходным. Потому что смерть, как говорит апостол Павел, – это приобретение. Не потеря, а приобретение: из худшего мы переходим в лучшее. То есть смерть – это прежде всего переход, если мы понимаем его как материальный, физиологический, когда заканчиваются все жизненные процессы.
А второе понятие смерти – это смерть души, и вот это намного страшнее. Когда человек ведет греховный образ жизни, он, так или иначе, соприкасается с постепенным умиранием своей души, человек становится неспособным видеть эту жизнь так, как нужно ее видеть. Происходит очерствение сердца, сердце становится неспособным на то, чтобы дарить любовь в этом мире, быть добрым, отзывчивым.
То есть когда мы поем, что Господь Своею смертью разрушил смерть, это значит, что мы прославляем Спасителя за надежду, которую Он дал нам: после земного пребывания нас ждет не смерть, не небытие, как часто мы читаем и находим это в других религиях («уйти в небытие», «раствориться и стать ничем»). Все-таки мы имеем божественное начало, поэтому наша душа бессмертна; прекращается один вид бытия человека и начинается другой. Поэтому смерть не страшна для нас. Христос и есть наша жизнь. Будучи Богом, Богочеловеком, Он победил эту безысходность.
Как ведь раньше происходило? Хоронили человека, и не было уже никакой надежды на будущее. А Христос дал нам надежду на воскресение: Он воскрес из мертвых, попрал смерть. Когда апостол Павел проповедовал слово Христа, он пришел в ареопаг, чтобы рассказать о том, чему был свидетелем и чему учил. Его слушали хорошо, благосклонно, но как только он начал говорить, что Христос воскрес из мертвых, попрал все законы мыслимые и немыслимые, его просто освистали и выгнали: «Иди, ты сумасшедший, мы тебя потом послушаем».
Поэтому мы, конечно, смотрим на Христа как на продолжение нашего бытия. Человек не становится ничем, он становится частью вечности. Это очень важно, это основное учение христианства.
– А к чему эти сложности? Нельзя бы так, чтобы мы жили вечно на этой земле, продолжали ходить в храмы, ставить свечи, исповедоваться?..
– Господь является Творцом двух миров: видимого и невидимого. И человек (как говорили древние философы – микрокосмос) также заключает в себе два мира: видимый и невидимый. Видимый мир – это временной отрезок, это та материя, которая не вечна. Но в нас есть то, что принадлежит вечности, то, что принадлежит к иному миру. Поэтому наше земное бытие, наше земное странствие – это некое испытание для вечности. Потому что мы не видим ни рая, ни ада; мы не видим то, что Господь уготовал любящим Его, и не видим мучения грешников, которые, к сожалению, присутствуют в бытии человека. Мы здесь должны определиться, на какой мы стороне: на стороне добра или на стороне зла, со Христом или без Него. Все очень просто. Жизнь – это некая школа, чтобы, подойдя к концу своего земного бытия, к смерти, мы могли пройти экзамен нашей жизни. Смерть – это экзамен нашей жизни, это некая черта, которая будет подведена, и будет сказано: пожалуйста, теперь иди в свой отчий дом. Потому что частица бессмертия внутри нас. Господь вечен, Он не имеет ни начала, ни конца, Он ни имеет каких-то временных ограничений, Он – бессмертное Существо. И мы стремимся к Нему, преобразуя свою жизнь согласно заповедям Христовым.
– Действительно, смерть – это экзамен. А если жизнь – это школа, то как научиться ценить ее? Вот, например, когда учишься в школе ребенком, может быть не очень интересно. Институт – не очень интересно, потому что есть какие-то другие дела. Как самого себя заставить постигать жизненные уроки? Как не совершать ошибок в жизни, чтобы к экзамену достойно подготовиться?
– Чем отличается восточное христианство от иных течений? Здесь свято соблюдается святоотеческое предание. Я всегда представляю Церковь как некую хранилищницу опыта жизни миллионов людей, в том числе людей праведных, святых, которые, так или иначе, писали, оставляли нам какие-то свидетельства. Святые отцы всегда говорили так: помни последний твой день и вовек не согрешишь. Удивительно! Это память смертная, о чем мы просим и у Господа в молитвах: чтобы Господь не дал нам забывать, что мы все-таки в материальном бытии ограниченные существа; мы, конечно, умрем.
Если спросить у человека, сколько он хочет прожить, наверное, лет пятьсот как минимум. На самом деле дано очень и очень мало. Поэтому за этот маленький отрезок времени, что Господь нам дал, мы должны найти и полюбить свое дело в этом мире. Например, стать водителем, учителем и так далее; пройдя обучение, стать именно созидателем, потому что христианин – это созидатель. Все-таки надо учиться любить то место, где ты живешь, учиться любить своих близких, учиться уступать, тем более в семье. Очень непросто быть семейным человеком. Говорят, что монахам труднее, чем семейным. Я бы так не сказал. Семья – это тоже определенные трудности, крест.
Поэтому мы не должны бояться смерти как неизбежности, но быть всегда начеку. Потому что все-таки это встреча с Богом; экзамен жизни, а также встреча с нашим Спасителем. И мы должны к ней быть готовы.
– Если мы не должны бояться смерти, то почему в вечернем правиле, в молитве Иоанна Дамаскина мы вопрошаем: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?..» Если не страшно умирать, если это всего лишь экзамен…
– За каждым богослужением мы просим у Господа, чтобы Он дал нам тихую, мирную кончину нашей жизни. Часто люди, далекие от христианского учения, от Церкви, говорят так: шел, упал, умер – самая хорошая смерть; как говорится, не мучился. Человек боится мучений, и это естественно, потому что мы так сотворены: мы боимся боли, страданий, которые доставляют нам определенные неудобства. Так вот, внезапная смерть не есть хорошая. Святой великомученице Варваре, которая на иконах пишется с Чашей, часто молятся за родственников, чья жизнь оборвалась вот так, внезапно.
Здесь очень важно понимать: «Господи, сейчас я ложусь на свой одр, на свою постель, сделай так, чтобы все-таки это был не последний мой вздох; дай мне возможность и время на покаяние». То есть мы не боимся смерти как факта, но мы боимся быть неготовыми встретиться с Господом. Словами этой молитвы, которые мы произносим каждый вечер (неужели мне одр сей гроб будет), мы говорим: «Господи, дай мне еще время, пожалуйста. Я еще не готов, я еще хочу что-то изменить в своей жизни». Вот в этом ключе надо понимать слова этой молитвы.
– Неужели можно быть готовым к смерти?
– Как Вам сказать?.. Когда Спасителя спрашивали, кто может спастись, Он говорил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Иногда секунда нас отделяет от вечности, иногда какие-то слова, произнесенные от сердца, для человека открывают рай. Я всегда привожу в пример благоразумного разбойника, который вошел в рай: у него руки по локоть были в крови. Но почему Господь простил его? Потому что тот пожалел умирающего на кресте Человека. Верил ли он в Спасителя, в Иисуса, Который умирал рядом, вместе с ним, я не знаю, не хочу в этом разбираться. Но он был прощен: «Сегодня же будешь со Мною в раю». За то только, что он сказал: «Вспомни меня, Господи…» Не «возьми меня к Себе», а сказал, считая себя недостойным: «Вспомни меня, Господи, когда будешь в Твоем Царствии».
Поэтому у Бога все возможно, а мы должны стремиться… У нас не должно быть никакой расхлябанности, расхоложенности, мол, мы же все равно ходим в церковь, причащаемся… Как старушки любят шутить: «Где-то в раю будем дорожки подметать – и хватит с нас».
Конечно, мы никогда не будем достойны и готовы, но стремиться очищать себя от грехов, от пороков должны. Грехи есть у каждого человека, и самое страшное, что после смерти все страсти остаются. Почему говорят «геенна огненная» и мучения всегда сравнивают с огнем? Вспомните какую-то свою страсть: как она вас жгла, когда вы не давали, так сказать, «печи дрова»; страсть жжет человека изнутри. Так же и в том мире страсти будут жечь человека. Поэтому здесь надо стараться избавляться от них, с Божией помощью преодолевать свои греховные наклонности. К этому всем нам надо стремиться.
– Вы сейчас сказали о посмертной участи. Мы, живые, надеемся, что своими действиями здесь, на земле, можем облегчить посмертную участь наших почивших родных, людей, которые нам дороги, наших предков. Откуда появилась традиция поминовения усопших? Откуда появилась надежда, что мы можем что-то изменить в их посмертной участи?
– Я хотел бы прочитать слова Иоанна Златоуста, который пишет так: «Не напрасно узаконено апостолами творить пред Страшными Таинами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние».
На самом деле и Ветхий Завет знает традицию поминовения усопших. Что делал еврейский народ, когда умирал близкий человек? Люди, конечно, налагали на себя пост, мы это читаем в некоторых ветхозаветных книгах. А пост без молитвы не совершался, значит, была и молитва. Во 2-й Маккавейской Книге мы читаем, как Иуда совершает ритуал по усопшим воинам, по своим друзьям, и он приносит жертву умилостивления, чтобы ошибки воинов, так сказать, были изглажены. Это Ветхий Завет. Потом, мы с вами должны понимать, что в Ветхом Завете существовало такое понятие, как милостыня. А в завершение всего были (как наши) поминки, когда всем предлагали вкусить от трапезы в память об усопшем человеке.
Поминовение усопших в Новом Завете тоже обосновано Церковью, потому что молитва за упокой – это прежде всего молитва любви. В жизни мы любили своих близких, заботились о своих знакомых, об отце, матери, детях. Если теряем их в этой жизни, неужели эта любовь прекращается? Конечно же, нет. Апостол Павел ясно нам говорит, что любовь не прекращается, не останавливается, ее никак нельзя ограничить…
В своей жизни я несколько раз служил (в сослужении) литургию Иакова, брата Господня. Эта литургия крайне редко служится: в день памяти Иакова, брата Господня, апостола, и это самый древний чин Божественной литургии, как говорят ученые. И знаете, в этом древнем чине присутствует молитва об упокоении усопших. Уже тогда апостолы молились за своих единоверцев, можно сказать.
Какой смысл молитвы? Часто мы думаем так: Господь был непреклонным, покарал душу усопшего, отправил его в ад, а я сейчас помолюсь, поставлю свечку, сделаю дела милосердия, и Господь подобреет… Господь есть любовь, Господь не может изменяться: сегодня Он злой, завтра – добрый; Господь всегда добрый. Но нам нужно понимать, что через наши дела ради усопшего, через нашу любовь души усопших, связь с которыми мы, несомненно, имеем (есть Церковь земная и Церковь небесная, мы же объединены молитвой святых) и за которых молимся, чувствуют это и становятся лучше.
Почему надо попытаться еще в земной жизни и попросить прощения, и побороть свои грехи? Потому что душа имеет инструмент – тело. Но когда приходит час смерти, к сожалению, уже рук, ног нет, уже ничего не сделаешь. Кто-то из святых отцов писал, что душа, которая уходит отсюда, становится как бы немой, глухой, не способной ничего сделать. Вот здесь пригодятся молитвы верующих. Поэтому мы, конечно, приходим в храм и молимся.
Отпевание – это тоже очень важный момент в цикле поминовения усопших. Молитвы, тринадцать стихир, которые поются на отпевании («Плачу и рыдаю…»; «Приидите, дадим последнее целование…»), составил Иоанн Дамаскин, которого мы сегодня вспоминали; это VIII век. А традиция класть усопшим разрешительную молитву (а также крестик, венчик) появилась с XI века (преподобный Феодосий Печерский). Понимаете, не все так просто, как кажется; все взаимосвязано и несет определенную смысловую нагрузку. В Церкви вообще нет ничего случайного, тем более если это связано с таким важным аспектом, как память о наших близких, которые, я уверен, нас помнят. И мы их помним. И молитва помогает держать эту связь. Почему мы и говорим, что надо прийти в храм, поставить свечу. Свеча – это жертва, это тоже некое доброе благодеяние. Мы приносим какие-то приношения: зачем это надо? Мы делаем дела милосердия за того человека, который не может сейчас предпринять ничего, потому что находится в другом измерении, в другом мире, в другой реальности.
– Вопрос телезрительницы: «Завтра родительская суббота, но сегодня у меня не получилось сходить в храм и завтра вряд ли получится. Насколько это страшно?»
И чем можно утешить тех, кто оказался в такой же ситуации?
– Я бы попросил как-то заранее рассчитывать свою жизнь, потому что можно прийти в храм и заказать поминовение на какой-то день, заранее можно подать записку. Если не получилось прийти сегодня, завтра, вы можете прийти послезавтра, в любой день. Родительские субботы приурочены к какому-то событию. Завтра Димитриевская родительская суббота. Первоначально в этот день поминали воинов, которые погибли на Куликовом поле в 1380 году. Почему Димитриевская? Потому что она совершалась накануне памяти великомученика Димитрия Солунского. Он всегда изображается с копьем; он был военачальником, пострадал за имя Христа в начале четвертого столетия. Так вот, поминали воинов, павших на Куликовом поле.
Но мы, конечно, молимся в этот день не только за вождей и воинов, которые отдали свою жизнь, мы молимся за всех православных христиан. Чтобы все знали и понимали, есть особые дни поминовения – семь Вселенских родительских суббот в течение года: мясопустная, Троицкая и те родительские субботы, которые мы совершаем Великим постом. Но не забывайте, что у нас еще среди недели есть суббота. Если смотреть богослужебный круг, то каждый день седмицы (понедельник, вторник и далее) чему-то посвящен. Так вот, любая суббота посвящена памяти Пресвятой Богородицы, а также и памяти усопших.
Поэтому если не получилось прийти в храм, не расстраивайтесь, обязательно придите тогда, когда есть время. Самое главное, чтобы вы помолились: не просто подали записку, хотя это очень важно, но чтобы вы сами прочитали молитву, задумались о своей жизни. Самое важное, чтобы и с вашей стороны были какие-то стремления измениться, стать лучше; хорошо бы пойти исповедоваться, причаститься. То есть все можно сделать, если хотеть.
– Мы переживаем о загробной жизни близких. А может ли посмертная жизнь человека зависеть от того, в какой день он умер? Например, человек умер на Пасху – значит, сразу в рай. Или это все народом придумано?..
– Существует такое понятие, что если человек умирает на Пасху или даже на Светлой седмице, то ему будет хорошо. Но должно быть одно условие: человек соблюдал пост, исповедовался, причащался, был верующим. Однако в какой день умирать… думаю, здесь не надо искать особого дня.
В моем пастырском опыте был такой интересный случай. Меня пригласили на отпевание бабушки. Бабушка была действительно праведной жизни, всю жизнь в храме. И она очень почитала Смоленскую икону Божией Матери. Так что самое интересное, она умерла в день памяти Смоленской иконы Божией Матери. И когда мы считали третий, девятый, сороковой дни, то они все выпадали на какие-то очень значимые события; по крайней мере, на те, что Церковь празднует.
Что еще важно – Господь видит наше усердие. Самое главное, просить у Него, чтобы наша смерть не была внезапной, чтобы все-таки мы были готовы перейти в иной мир, исповедовавшись, причастившись. Вот к этому надо стремиться. А в какой день умирать – у Бога все дни благословенны, у Бога нет хороших и плохих дней. Люди часто числам придают большое значение, а на самом деле Бог все освятил: и все числа, и число тринадцать, и любой день, и пятница не страшна, потому что Господь всегда с нами пребывает.
– Значит, нет ничего автоматического, что могло бы произойти независимо от твоей жизни…
– Мы, конечно, всегда надеемся на какое-то чудо. Мы должны надеяться на любовь и милосердие нашего Создателя. Я всегда вспоминаю слова Алексея Ильича Осипова (очень уважаю этого человека, как бы то ни было, он очень грамотный). Мне понравилось, как в одной из программ он задает вопрос: «Неужели вы думаете, что Христос воплотился и стал Человеком, чтобы спасти ноль целых, ноль миллиардных? Зачем тогда Он приходил?»
Поэтому мы многого не знаем. И не нужно рыться в том, что там и как будет, надо все оставить на волю Божию, Господь Сам разберется. Самое главное, чтобы мы прошли жизненный путь, не стыдясь за свои поступки, а если какие-то и совершаются в нашей жизни ошибки, нужно приносить в них достойное покаяние.
– Вопрос телезрительницы: «Моего мужа отпевали в храме. Когда он умирал на моих глазах, смотрел в потолок и говорил: “Господи, прости меня грешного”. У меня такой вопрос: прошло тринадцать лет, я в храм хожу постоянно, подаю записки о нем, но он мне все время снится; почему?»
– Вообще снам верить нельзя. В святоотеческой традиции сон воспринимается как волна, которая набежала и ушла. Но, естественно, когда человек думает об этом, при погружении в сон какие-то вещи могут всплывать. Поэтому когда мы видим во сне наших усопших, конечно же, надо молиться. Не надо этого бояться. Потому что часто люди боятся: ой, мне приснился усопший, значит, будет какое-то несчастье. Не бойтесь и не верьте этому. Потому что усопшие, перейдя в иной мир, уже не имеют на нас такого влияния, чтобы как-то влиять на нашу судьбу. Я не говорю о святых, которые молятся Господу, предстательствуют пред Ним. А кто дает силу святым? Господь, Он является источником нашей жизни, и Он, так или иначе, промышляет о нашей судьбе.
Поэтому не надо этого бояться. Если приснился усопший, сходите в храм, попросите у Господа: «Господи, тревожится мое сердце, пожалуйста, помоги моему усопшему». Не бойтесь этого. Еще раз говорю, снам не надо верить, надо жить реальной жизнью. А реальность такова, что, к сожалению, наши близкие, родные, любимые могут уходить вперед нас. Поэтому мы должны набираться мужества, терпения, веры и просить у Господа милости.
Поэтому Вы все делаете правильно, Вы поступаете как настоящий верующий человек, я думаю, что Вашему усопшему близкому там будет только хорошо от этого. Укрепи Вас Господь!
– А как смириться со смертью близкого, если считаешь, что Господь несправедливо забрал жизнь? Например, у ребенка или у слишком молодой матери…
– Знаете, боль от утраты близких будет всегда. А боль утраты самых любимых – родителей, детей – никогда не пройдет. Это естественно, это нормально. Я вспоминаю ситуацию, которая произошла с Господом, когда Он пошел воскресить Лазаря. Когда Ему рассказывали: «Господи, если бы Ты был здесь, он бы не умер», многие заметили, что Иисус прослезился. И начали говорить: «Посмотри, как Он его любил».
Поэтому нам свойственно и плакать, и переживать. Но чего нельзя делать, это добавлять в нотку сожаления некий ропот, отчаяние, говорить: что это? почему это?.. Мы должны быть готовы к этому. Даже когда рождается маленький ребеночек, в нем уже есть жало смерти. Маленькие дети часто умирают, это действительно трагедия. Я как священник всегда очень тяжело совершаю отпевание младенцев. Не поверите, насколько это тяжело… Если тяжело мне, человеку, который видит семью в первый раз, то какой шок и боль испытывают родители…
Самое главное, не надо задавать лишних вопросов, а надо просто просить у Господа мужества и терпения это перенести: «Господи, Ты мне дал это испытание, помоги мне вынести все, дай мне вынести какой-то жизненный урок». Но в этом нет никакой безысходности, потому что пройдет время, мы же опять встретимся. Вот здесь и говорится: смертью смерть поправ. Господь нам, верующим в Него, дает надежду, возможность опять увидеться с теми, кто нам очень дорог. Связь между нами не прерывается.
Иногда надо просто выслушать человека. В апостольских посланиях так и написано: с плачущими плачьте, с радующимися радуйтесь. Так и здесь: иногда надо просто побыть рядом с человеком, не задавая лишних вопросов. Потому что часто родственники начинают говорить: ну как же так?.. И начинают давить на болевую точку от потери. Наоборот: просто посидите, помолчите, успокойте, утешьте, найдите какие-то слова, побудьте с этими людьми. К сожалению, это наша жизнь, так устроено наше бытие.
Недавно в Москве проходило совещание по социальному служению, где Святейший Патриарх так сказал: если священник говорит родителям, что ребенок был отнят по их грехам, такому священнику надо идти на пенсию. Потому что священник не имеет права так говорить. Если родители сами сказали (если мы говорим о детях): «Батюшка, не уберегли, не смогли», – тут тоже надо посочувствовать. Но когда священник берет на себя прерогативу Бога и так говорит, я бы к такому батюшке не пошел. Все-таки священник – это сопереживатель. Понятно, что люди бывают разные, разные жизненные ситуации, но всегда мы должны ориентироваться на любовь. Господь никого от Себя не отталкивал, всем давал утешение. Мы тоже должны людям стараться дать хоть какое-то утешение.
Поэтому потеря близких очень тяжела, и мы все это понимаем и знаем, но будем укрепляться верою в Господа.
– И верить, что рано или поздно мы встретимся.
– Тем более они нас слышат, понимают. Еще раз повторю, мы многого о загробной жизни не знаем, но, как говорят, родственные связи все-таки не теряются.
– Конечно, если даже столько лет проходит, а во снах являются. И мы о них думаем, и, видимо, они о нас.
Тоже сложная тема, одна из наших телезрительниц пишет: «Как рассказать ребенку о смерти? Умерла бабушка, не знаю, как сказать. Брать ли ребенка на похороны? Сыну шесть лет».
– Мой совет как священника, как христианина. Когда я получал теологическое образование, у нас был предмет «психология» (возрастная психология и другая). Я уже привожу пример из науки, потому что психология – это одна из отраслей науки. Там советуют так: ребенок должен знать этот момент, он должен прийти с бабушкой попрощаться. А когда мы ограждаем ребенка от этого, когда говорим, что «бабушка куда-то улетела, ушла», во-первых, мы его обманываем. А ребенок все прекрасно понимает. Но я думаю, что ребенок должен воспитываться с тем чувством, что это неизбежность; к сожалению, так и есть. То есть если мы воспитываем своих детей в вере христианской, то тема перехода из этого мира в мир иной всегда будет.
Конечно, я не знаю эту семью, не знаю, какое там воспитание, что за дети, потому что ведь и дети бывают разные, и родители разные. Но в идеале, как советует нам наша вера, а также православные психологи (если можно так назвать), ребенок должен попрощаться с бабушкой и увидеть это. Но все зависит, конечно, от родителей.
– В такой сложной ситуации, когда происходит смерть близкого, действительно рядом оказывается священник, который может дать какой-то совет.
А чего не стоит делать при поминовении усопших? Какие ошибки мы совершаем?
– Конечно, есть вещи, которые не следует делать. Мы придаем значение тому, закрывать зеркала или не закрывать, ставить рюмку с водой или с водкой, раздавать вещи или не раздавать, и прочее, и прочее. Такие чисто бытовые вопросы, но с этими вопросами люди приходят. И всегда отвечаешь: не надо закрывать зеркала, не надо ставить рюмки. А если вы хотите своему близкому сделать полезное, в течение сорока дней можно отдать вещи тем, кто нуждается. Ведь не случайны третий, девятый, сороковой дни. Сороковой день вообще очень важный, когда человеческой душе ставится точка: где она будет находиться до всеобщего Суда. И конечно, чем больше добрых дел мы сделаем, тем лучше. Многие говорят, что до сорокового дня ничего не нужно отдавать. Я думаю, наоборот, нужно определиться и что-то отдать нуждающимся, что-то – родственникам, сказав: вспоминайте, пожалуйста, молитесь за моего близкого (папу, маму, ребенка).
По поводу хождения на Пасху на кладбище – это же тоже советская выдумка, потому что на Пасху мы радуемся с живыми. А для того, чтобы поздравить наших усопших, есть Радоница – особый день поминовения. Видите, насколько все грамотно сделано. Если мы будем этому следовать, то не будем совершать ошибок. Это много чего касается, тут целая тема для разговора, но в общих чертах я бы так ответил.
– Завтра родительская суббота. Может быть, скажем, что нужно сделать человеку, когда он придет в церковь.
– Еще раз хочу отметить, что церковное поминовение, конечно, очень важно. И слова Иоанна Златоуста нам об этом говорят. Поэтому когда мы завтра придем в храм, мы, конечно, должны вспомнить всех своих близких, написать и подать записку. Конечно, мы планируем и сами побыть на богослужении, а не только подать записочку и уйти (хотя у всех разные ситуации, кто-то работает и не может остаться на богослужение). Постойте, помолитесь, вспомните своих родных, поставьте свечи за них. Можно принести какое-то приношение, чтобы помянули; бывает, приносят какие-то продукты на канун.
То есть это день делания добрых дел за своих усопших – вот об этом я бы хотел напомнить нашим телезрителям. У кого есть возможность, можно и на кладбище съездить; если нет, тоже ничего страшного. Самое главное, именно прийти в храм – это важно для них.
– И надеяться на милость Божию.
– Несомненно. Только этой надеждой верующий человек и должен жить: что смерти нет, что это всего лишь переход из одного состояния в другое. А потеря всегда будет потерей, это естественно для нас. Но еще раз хочу сказать, чтобы мы не налагали на себя слишком большую печаль. Ведь бывает, человек так себя доводит, что психика расстраивается, настолько бывает такая боль… Я понимаю, что тяжело, но надо как-то самоорганизоваться, чем-то отвлечься; бывает, люди уходят в работу или еще что-то. Хотя бы дать немножко передохнуть своей голове. И обязательно нужно молиться: наложить на себя какой-то небольшой подвиг. Например, каждый вечер читать по молитве или акафист. Разная есть практика совершения молитвы по усопшим именно от близких родственников. Тяжело, но что сделаешь… Я думаю, все равно Господь не оставляет человека, а дает некоторое утешение через это.
– Я хотел этим советом о завтрашнем дне уже закончить программу, потому что время заканчивается. Но поступил звонок о том, что были преждевременные роды, скончался ребенок. Папа – верующий, мама – мусульманка. Что делать родителям?
– Знаете, тоже бывают такие вопросы: как молиться за некрещеных младенцев? Мы же за ангелов не молимся. В нашей практике есть такое утверждение, что те младенцы, которые рождаются в таком случае, или когда их убивают, делая аборт, или которые умирают от каких-то болезней в естественной среде, в том мире не будут наказаны (потому что их наказывать не за что), но и не прославлены так, как это могло бы быть. У Бога много обителей.
Поэтому можно приходить в храм, я бы даже сказал, можно ставить и свечечки. Понятно, что записочку мы подаем только за членов Церкви, кто был крещен. Но в этой ситуации никто не мешает помянуть таким образом. Мы, конечно, не молимся о прощении грехов. Когда мы молимся за взрослых усопших, то просим, чтобы Господь ослабил им тяжесть тех грехов, которые они сотворили в жизни. А маленький ни в чем не виноват. Но это естественная наша жизнь. Мы должны просто к этому прийти. Люди не хотят думать о смерти, люди не хотят поворачивать себя к этому вопросу: «давай потом, только не об этом, только не сейчас». А это страшная ошибка. Когда встречается такая ситуация, человек оказывается просто безоружным, не подготовленным к этому.
Поэтому мужества и терпения желаю. И идти дальше по жизни, жизнь продолжается. К сожалению, пришло испытание, которое для чего-то дано этим людям.
– Читал одно интервью, у одной семейной пары в жизни была такая ситуация, что беременность не завершилась родами. Время идет, и когда у них спрашивают: «У вас есть дети?», они отвечают: «Да». А на вопрос, сколько лет ребенку, говорят: «Знаете, он умер». Мне кажется, это пример, что к нашим умершим родным нужно относиться как к живым. Мы продолжаем дальше вместе жить, просто они в другом состоянии.
– Конечно. Я еще раз хочу сказать, что тема смерти очень тяжелая. И когда кто-то умер из близких, люди часто не воспринимают, что ты им говоришь. Можно много чего говорить, но самое главное – просто разделить горе. Почему мы приходим, когда в доме какое-то горе? Мы приходим к близким, которые кого-то потеряли, просто разделить с ними их горе, помолиться, постоять рядышком. Вот в этом и есть высокое призвание быть христианином. Не задавать вопросы, не искать на них ответы, которые мы здесь никогда не получим. Это надо помнить. И благодарить Бога за все; что Господь дает нам возможность и радоваться, и скорбеть. Без этого никак, такова наша жизнь.
– Отец Филарет, большое спасибо за утешения и советы, которые Вы нам сегодня давали.
– Пусть Господь хранит нас всегда!
Ведущий Антон Пепеляев
Записала Нина Кирсанова