Содержание
- Оскопление
- Кастрация животных
- Кастрация людей
- См. также
- Ссылки
- Показания к оскоплению
- Последствия операции
- Осложнения после оскопления
- Кто такие скопцы в Библии?
- Скопцы | Библейская энциклопедия Брокгауза
- Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются
- Хлысты
- Скопцы
- Молокане
- Духоборы
- Субботники
- 12 слов, позволяющих понять культуру Кореи
- Как появились евнухи?
- Евнуха узнают по походке (18+)
- Секта скопцов: как кастраты стали одной из наиболее влиятельных религиозных общин России
Оскопление
Оскопление
Кастра́ция — операция (чаще всего хирургическая), заключающаяся в удалении половых желёз у животных или человека. В результате кастрации резко снижается количество половых гормонов в крови, что приводит к подавлению вторичных половых признаков, а также становится невозможной выработка сперматозоидов или яйцеклеток, что приводит к невозможности иметь потомство. Удаление яичек вместе с пенисом называется оскоплением.
Не следует смешивать кастрацию с вазэктомией — перевязкой семявыводящих протоков, в результате которой теряется способность давать потомство, но не изменяется гормональный фон, и пенэктомией — удалением пениса, которое приводит только к невозможности совершить половой акт.
У женских особей так же проводят операцию «трубная окклюзия». Она заключается в перевязывании маточных труб, вследствие чего зачатие становится невозможным, но гормональный фон не изменяется. Эта операция не является кастрацией.
«Оскопление Урана Кроном». Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI век, Палаццо Веккьо, Флоренция
Кастрация животных
Кастрация сельскохозяйственных животных
Широко применяется для увеличения веса животных и улучшения качества мяса. Производится до начала полового созревания. Кастрированные животные-самцы отличаются не только более спокойным нравом, но к тому же их мясо не имеет специфического запаха, менее жёсткое. Такие животные имеют специальные названия:
- Петух — каплун
- Кабан, хряк — боров
- Бык — вол
- Жеребец — мерин
- Баран — валух (холощеный козел или бык тоже в некоторых диалектах называется валухом)
- Курица — пулярка
Кастрация комнатных животных
Кастрацию мужских особей кошек и собак применяют, в основном, для снижения их агрессивности.
Зачастую также используется для бездомных животных с целью контроля их численности, однако в этом случае кастрация является излишней мерой, достаточно лишь стерилизации.
Кастрация людей
Кастрация, по данным историков, является одной из первых хирургических операций выполняемой как на людях, так и на животных, и первой, при которой стала применяться анестезия. Довольно широко применялась в древности и в средневековье, в том числе в мусульманских странах и Китае — в первую очередь как наказание, ввиду богатой иннервации органов мошонки как чрезвычайно болезненная пытка, для того, чтобы иметь слуг-евнухов в гаремах.
Применялась кастрация также и для подготовки певцов-кастратов с высоким голосом (дискант), для церковного хора, где получила широкое распространение. Только в одной Италии ежегодно кастрировалось до 4-5 тысяч мальчиков в возрасте 7-12 лет. Причём наиболее широко применялся способ травматической кастрации, т.е. тестикулы расплющивались пальцами или с помощью различного рода зажимов, щипцов и прочих приспособлений непосредственно в мошонке. При этом способе, в отличии от хирургического вмешательства отсутствовала вероятность заражения раны, не нужно было оплачивать услуги лекарей-кастраторов, но была большая вероятность смертельного исхода вследствии причинённого болевого шока. В результате травматического разрушения паренхимы яичек достигалось необходимое прекращение функции яичек.
В России ХIХ — XX веке существовали религиозные секты («скопцы»), участие в которых предполагало проведение операции «убеления» (оскопление). Эти секты были запрещены как в царской России, так и в СССР.
Кастрация как наказание
Кастрация в средневековье как наказание
Со времён Римской империи кастрация достаточно широко использовалась, как наказание за широкий круг преступлений, в т.ч. направленных против императора. Также кастрировали детей, если их отец во время беременности жены совершил преступление.
Химическая кастрация
В некоторых странах (США, Чехия и др.) для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, может быть применена так называемая химическая кастрация (добровольно или принудительно), то есть приём препаратов, снижающих половое влечение и исключающих возможность проведения полового акта.
Кастрация по медицинским показаниям
Применяют в случае злокачественных опухолей яичек и предстательной железы, которая растёт под влиянием набирающего активность в яичках тестостерона, а также у женщин при опухолях или некоторых других заболеваниях яичников. Хирургическая кастрация, называемая двухсторонней орхиэктомией у мужчин производится двумя способами: через разрез на мошонке или разрез в паху . Также кастрацию выполняют при травматическом повреждении яичек и при изменении пола у транссексуалов.
Добровольная кастрация
Добровольная кастрация практиковалась некоторыми сектами, например, сектой скопцов.
См. также
- Кастрат
- Евнух
Ссылки
- История кастрации и стерилизации на сайте www.torturesru.com
- Кастрация хорьков
Мужчины нашей страны достаточно редко сталкиваются с термином «оскопление», т. к. многовековые традиции и вероисповедание не предполагают данной процедуры. Поэтому часто можно услышать вопрос «оскопить – что это такое?».
Оскопление – это хирургическая операция, в процессе которой у мужчины удаляются половые железы.
Показания к оскоплению
Когда половые железы удаляются, в организме мужчины начинаются гормональные изменения: мужские гормоны не синтезируются, а их место занимают женские. У пациента исчезают вторичные половые признаки. Теряется способность стать отцом, т. к. семенная жидкость не производится.
Второе название оскопления, более знакомое нашим соотечественникам, – кастрация. Данное хирургическое вмешательство признано негуманным, но иногда оно способно улучшить здоровье пациента и даже спасти ему жизнь.
Оскоплять мужчину рекомендуется в следующих случаях:
- злокачественная опухоль предстательной железы;
- рак семенников;
- тяжелые травмы мошонки и нижней части живота;
- инфекции, разрушающие ткани половых желез.
Оскопление делят на частичное и полное. При частичном одна из функций организма – синтез половых гормонов или сперматозоидов, остается, при полном – блокируются обе.
Последствия операции
Современная медицина предоставляет несколько способов кастрации, выбор которого зависит от состояния здоровья пациента и диагноза, являющегося показанием к оскоплению. Так, хирург может использовать скальпель, лазер, ионизирующее излучение и химические реактивы для удаления яичек или половых желез.
После операции организм мужчины начинает работать иначе – изменяются функции половой и мочевыводящей систем, меняется психологическое восприятие своего тела. Поэтому после операции пациенту показана длительная реабилитация и постоянное наблюдение уролога.
Часто у мужчины после кастрации возникают ожидаемые, но неприятные последствия. Все они связаны с нарушением естественной работы половой системы. К ним относят:
- разрастание жировой ткани и ожирение;
- снижение сексуального влечения;
- атрофия простаты и близлежащих тканей;
- дисфункции эндокринной железы;
- появление волос в «женских местах».
ВАЖНО!!! Самой опасной становится процедура оскопления для детей и подростков, т. к. нарушение работы половой системы в период полового созревания приводит к необратимым изменениям в строении костной ткани, деформации конечностей, черепа и позвоночника.
Осложнения после оскопления
Любая хирургическая операция чревата осложнениями и нарушениями в работе других систем.
Кастрация наносит серьезный удар по работе всех внутренних органов, особенно страдают сердечно-сосудистая и нервная системы. Самыми распространенными осложнениями являются:
- нарушение сердцебиения;
- боль в висках и затылке;
- повышение давления;
- боль в области сердца;
- головокружение, потливость, обмороки;
- боли в суставах;
- повышенная утомляемость.
Дополняют картину ломота и приступы боли в спине и пояснице, нервные расстройства и срывы, часто развивается атеросклероз. Все это становится причиной снижения жизненной активности, потери физической силы, нарушений памяти и утраты концентрации внимания.
После операции пациенты часто впадают в депрессию, замыкаются в себе, теряют интерес к жизни. Не редкость и мысли о суициде среди пациентов, перенесших оскопление.
Поэтому очень важен реабилитационный период. Он длится несколько месяцев и включает в себя наблюдение за состоянием физического и умственного здоровья пациента. Это помогает вовремя обнаружить нарушения здоровья и начать борьбу с ними.
Автор статьи Михаил Новиков
Дерматовенеролог, уролог. Специализируется на лечении цистита, простатита, фоникулита, орхита, сифилиса и других заболеваний мочевыделительной и мужской половой систем.
Написано статей 43 Рейтинг автора 5
Кто такие скопцы в Библии?
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Понимаем ли специфические названия? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто в Библии называется скопцами.
В Синодальном переводе Ветхого завета слово «скопцы» обычно передано как «евнухи». Это мужчины, которые различными способами лишены способности к деторождению. Они служили при дворе, например, стражниками в гаремах (например, Есф 2:3,14; 4:5).
Различные причины оскопления перечислены в Ветхозаветной Книге Левит (22:24 и далее): раздавление, разбитие, вырывание, вырезывание, после чего добавляется: «в земле вашей не делайте сего».
О трех родах скопцов говорит Иисус Христос (Мф: 19:12): «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».
Этот фрагмент святитель Феофилакт Богларский объясняет следующим образом. «Скопцы от чрева матери их» – люди, которые по своему устройству не испытывают влечения к женщинам: целомудрие таковых не имеет ценности. Оскопленные от людей – те, кто «вследствие наставления других людей, удалил, как бы вырезал, разжжение плотской похоти». Те, кто сами сделали себя скопцами для Царства Небесного» – люди, которые склонили себя к целомудрию по собственному расположению. При этом имеется ввиду именно духовное целомудрие, а не физиологическая неполноценность.
На заставке фрагмент картины Обращение евнуха эфиоплянина. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. XIX в.
Скопцы | Библейская энциклопедия Брокгауза
Скопцы
При цар. дворах на Востоке С., т.е. мужчины, различными способами лишенные способности к деторождению (ср. Втор 23:2), использовались как стражники в гаремах (Есф 2:3,14; Есф 4:5, в Синодальном переводе везде – «евнухи») и на других придворных постах. В результате этого еврейское слово сарис, переводимое как → «евнух», приобрело расширенное значение, так что не всегда, когда оно встречается в Библии, под ним подразумевается именно С. Cуд над потомками Езекии, который возвещает Исаия в 4Цар 20:17,18; Ис 39:7, очевидно, подразумевает и физич. оскопление. У израильтян было запрещено оскоплять как людей, так и животных, ни один скопец не мог войти в общество Господне (Лев 22:24; Втор 23:1). С. не допускали к священнич. служению (Лев 21:20). Но когда наступит время спасения Божьего, Господь примет и евнуха (Ис 56:3-5; ср. Иер 38:7 и следующие; Иер 39:15-18); в связи с этим крещение евнуха , вельможи Кандакии (Деян 8:27-39), приобретает особое значение. В Мф 19:12 слово «скопец» используется для обозначения человека, родившегося с соотв. недостатком, а также оскопл. людьми или оскопившего себя ради Царства Небесного (ср. 1Кор 7:7,25-40).
Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются
21 ноября 2016История, Антропология
Почему крестьяне отказались от православия, что общего у российских сектантов и западноевропейских протестантов и как иудаизм стал религией русского человека
Автор Людмила Жукова
Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной религиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.
«Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что только для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже Понеже — потому что. всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писания над церковной традицией, а догматов — над обрядом.
Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно».
Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий между библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европейской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почитания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традиционных религиозных институтах.
Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие.
Хлысты
Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX векаUniversity of Alberta Libraries
Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его костромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сектантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. Последние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкрикивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допускались: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.
Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником особых поручений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли Кораблями назывались хлыстовские общины., рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стереотипам Подобные обвинения довольно распространены: в первые века нашей эры им подвергались христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плотского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с сестрой; неженимые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлысты приписывали Даниилу Филипповичу.
Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Библии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).
Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопческой ереси». 1844 годWikimedia Commons
Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почитанием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, одаривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.
В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлыстами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном голубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева.
В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50–60-х годах ХХ века.
Скопцы
Община скопцов в Якутии. Начало XX векаyakutskhistory.net
Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практиковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом нерушимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распространена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.
Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огненному крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оскоплению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скопческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом паломничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.
1 / 3 Кондратий Селиванов. Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год»Дом антикварной книги в Никитском» 2 / 3 Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год»Дом антикварной книги в Никитском» 3 / 3 Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год»Дом антикварной книги в Никитском»
К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Правительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в Закавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хозяйствовали, всячески процветая.
Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940–50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными.
Молокане
Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губернии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как героический воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустрашимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Библией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демонской власти».
Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).
1 / 4 Молокане на Кавказе. 1870-е годыNew York Public Library 2 / 4 Молоканская деревня. 1870-е годыNew York Public Library 3 / 4 Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 годNew York Public Library 4 / 4 Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX векаLibrary of Congress
Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхозаветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу свинины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не подобает, а есть свинину нелепо и нечисто» «Дух и жизнь», 1975 год..
Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, включает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных песен. Молоканство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духовные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослужения (пророчество, глоссолалия Глоссолалия (с греч. «говорение на языках») — практика говорения на несуществующем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий., прыжки и т. п.) и почитают сочинения одного из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.
К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эмигрировавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Калифорния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобновивший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азербайджане и Турции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.
Духоборы
1 / 7 Духоборы на крыльце дома. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library 2 / 7 Три девушки-духоборки. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library 3 / 7 Духоборы. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library 4 / 7 Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 годBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library 5 / 7 Мужчина и мальчик — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library 6 / 7 Муж и жена — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library 7 / 7 Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 годBritish Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons
Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пытались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако сами сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и стали охотно употреблять.
Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в отличие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.
Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских поселениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали прибывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов правительственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелевский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гонорара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духоборов в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор.
Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.
Субботники
Субботник. Начало XX векаАльманах «Еврейская старина», 1913 год
Члены еще одного религиозного движения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Библию, что отвергли не только православную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.
Сами русские иудействующие называют себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правительство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». Там же предписывалось высылать из регионов распространения секты всех евреев без исключения, возлагая на последних ответственность за «совращение» православных в иудаизм Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми единоверцами. Бывали и случаи, когда столкновение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. .
Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем считают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие традиции иудаизма — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские имена, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигрировали в Израиль. .
В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными организациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах субботники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в других — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.
По самым приблизительным подсчетам, сейчас на всем постсоветском пространстве насчитывается около 10 тысяч субботников — живут они в нескольких регионах России, а также в Армении и Азербайджане.
микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив Антропология
12 слов, позволяющих понять культуру Кореи
Прогулки в горах, умильное поведение, культ образования, а также что значит «доширак»
Как появились евнухи?
С давних времен, как только появились первые могущественные восточные правители, признаком состоятельности настоящего мужчины стало количество женщин, которые ему принадлежат. Так и , часто численность, которых была. В гаремах, как и везде, были свои строгие правила: всегда нужно было поддерживать порядок, соблюдать нравственность, добропорядочность. Кто же следил за порядком в гареме, кому можно было доверить это важное и нелегкое дело? Пустить в гарем мужчину немыслимо, перед соблазном такого количества прекрасных женщин мало кто устоит.
Решение было найдено – евнухи (от греческого eunuchos – «блюститель ложа»), кастрированные мужчины, которым можно доверить самое главное, что есть у падишаха -его прекрасных женщин. В гаремы старались брать евнухов с темным цветом кожи (негров), в надежде на то, что если вдруг кто-то из них по какой-то случайности сможет вступить в половой акт с наложницей при рождении ребенка будет понятно, что была измена.
Три вида кастрации.
Прежде чем стать евнухом, мальчик или мужчина подвергались кастрации. Существовало три вида этой болезненной операции. Первая заключалась в полной кастрации: мужчина лишался и полового члена, и яичек. Вторая состояла в удалении только полового члена. Третья — в лишении яичек. При любой кастрации, когда рана по краям заживала, в образовавшуюся полость вставляли обработанную металлическую или бамбуковую трубочку для мочеиспускания. Позже придумали искусственный член из каучука.
Евнухи, которым сделали полную кастрацию еще в юном возрасте, до полового созревания, часто обладали женскими манерами их голос не ломался и оставался на всю жизнь юным.
Страдания и боль евнухов.
О том, какие страдания испытывали при операции евнухи, подробно рассказал в конце XIX века специалист по Китаю английский ученый Картер Стент. Он писал в 1877 году: «Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение. Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. Пациента, поддерживаемого двумя операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток. На четвертый день снимают повязку, и страдалец наконец-то может облегчиться. Если это, получается, значит, он вне опасности, если нет — он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».
Игры в гареме
Между тем, кастрация, особенно частичная, часто не лишала человека мужских гормонов, и порой евнухи испытывали мучение оттого, что находились в обществе прекрасных женщин.
Вот как описывал свои терзания один страдалец: “Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате. Ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались передо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние… Всякий раз, как я сопровождал женщину к ложу моего господина, всякий раз, как я раздевал ее, я возвращался к себе с яростью в сердце и со страшной безнадежностью в душе… Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился, и я осмелился коснуться рукой некоего места на ее теле… Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания».
Впрочем, отсутствие полового члена отнюдь не мешало евнухам ласкать красавиц, и, пока правители были заняты своими делами, евнухи отнюдь не скучали в обществе их жен. Тем более что среди кастратов ходила легенда – в результате постоянных сексуальных контактов половые органы вырастут снова.
И евнухи ласкали чужих наложниц, впрочем, при этом страшно боясь мести правителя. Китайский евнух Ли Го был неосторожен, и на теле наложниц оставались укусы и синяки. Его хозяин обнаружил эти следы, и поскольку вход в гарем был запрещен всем, кроме императора и евнуха, то вычислить виновника не составило особого труда. Страшная кара обрушилась на Ли Го: он был приговорен к разрезанию на мелкие куски.
Евнух Вэй отвечал за гарем императора Цяньлуна. Вэй настолько уверовал в свое могущество, что поссорился с главным министром и перестал его замечать. В ответ главный министр сообщил императору, что его евнухи резвятся в гаремах. Министр предложил немедленно подвергнуть евнухов повторной операции, и, естественно, в первую очередь подвергли мучительной пытке главного евнуха – Вэя…
Карьера кастрата и кто мог стать евнухом?
Кто же становился евнухом? Как ни странно, многие шли на это дело добровольно – евнухи жили безбедно, в роскошных дворцах, хорошо питались. Некоторых продавали родители, и порой чада потом их благодарили – часто евнухи делали себе карьеру и становились чиновниками, военачальниками или советниками хозяина.
К примеру, евнух Тайцзиян планировал всю систему орошения земель в Китае. Кастрат Гуо Шоуцзин построил для великого хана Хубилая большой канал близ Пекина. Евнух Лю Чин даже правил всей Срединной империей – с 1505 по 1510 год – при малолетнем императоре Ви-Цу.
Самым знаменитым китайским евнухом был адмирал Чэнг Хэ. Он совершал в XV веке морские путешествия в Индию, Шри-Ланку, Аравию, плавал вдоль берегов Восточной Африки. Был близок к открытию Европы. Он командовал огромным флотом, насчитывавшим триста кораблей и тридцать тысяч матросов. В Китае евнухи представляли собой уважаемую и авторитетную часть общества. Они объединялись в особые кланы, порой очень могущественные, и правители были вынуждены с ними считаться.
Евнуха узнают по походке (18+)
Процедура кастрации известна с древнейших времен. Одни мужчины отсекали у других самое драгоценное в качестве наказания. Согласно древнекитайским хроникам, ещё в 2281 году до нашей эры появился закон о лишении мужского достоинства преступников и военнопленных.
Вскоре мужчины, утратившие половую принадлежность, стали незаменимыми слугами при дворах царей и императоров. Евнухам (правда, это греческое слово появилось гораздо позже) можно было доверить уход как за женами и наложницами правителя, так и за его собственной драгоценной персоной. В Китае, где император считался сыном неба и живым богом, простые подданные не могли осквернять его своими прикосновениями, поэтому прислуживали владыке Поднебесной империи исключительно евнухи. Подобный обычай был распространен не только в Китае, но и в других азиатских странах.
Несколько столетий спустя правители осознали, что евнухов можно использовать не только в качестве прислуги. У кастратов было огромное преимущество перед остальными придворными: они физически не могли основать новую династию, следовательно, не имели никаких видов на престол. Поэтому правители стали охотно доверять им высокие государственные должности. К XIX веку до нашей эры относятся сведения о том, что ассирийские цари стали назначать евнухов, прежде служивших лишь телохранителями, правителями и наместниками завоеванных областей. Вскоре некоторых особенно перспективных в деле госуправления царедворцев стали кастрировать добровольно-принудительно. Отсутствие мужского достоинства являлось своеобразным пропуском на высшие государственные должности. У ассирийцев подобную практику переняли персы и другие азиатские народы. В истории Персии известен высокопоставленный евнух Багой, который привел на трон нескольких царей, а затем был казнен за чрезмерное властолюбие Дарием III.
Кастрация была известна и в античном мире. В древнегреческих мифах о сотворении мира рассказывалось, что Уран был чрезвычайно любвеобилен и плодовит. Дабы облегчить постоянные страдания своей матери, богини земли Геи, один из сыновей Урана, бог времени Крон, оскопил отца серпом.
Оскопление Урана Кроном. Источник: wikipedia.org
Отец медицины Гиппократ считал, что кастраты занимают промежуточное положение между мужчинами и женщинами. «Они, так же как и женщины не способны контролировать свои желания в еде, питье и физических удовольствиях». О том, что евнухи скорее женщины, чем мужчины, писали также Аристотель и Гален.
В Риме первые рабы-евнухи появились при роскошном дворе утонченного покровителя искусств Мецената. С его легкой руки они быстро вошли в моду и стали считаться предметами роскоши, уподобляя своих владельцев восточным царям. Римские поэты восхищались и воспевали в стихах вечно молодых кастратов, у которых, в отличие от остальных мужчин, не росла борода.
Кастраты упоминаются и в Новом завете. В своем евангелии Матфей писал: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Первые христиане относились к кастратам без осуждения, считая их заведомо убереженными от греха блуда и распутства.
В конце I века римский император Домициан законодательно запретил кастрацию своих подданных. Но его власть не распространялась на сопредельные с Римом народы, и там возник неплохой бизнес: варвары кастрировали своих пленников, а порой и своих беднейших соплеменников, а затем втридорога продавали получившийся дефицитный живой товар в Рим, где спрос на евнухов, как и цены на них, постоянно росли. В III веке евнухи появились при дворе императора Диоклетиана. Правители Рима точно так же боялись заговоров, как и их восточные коллеги, поэтому не имевшие претензий на трон кастраты и в Вечном Городе быстро заняли роль «прослойки» между императором и остальными придворными. Они часто назначались на высокие должности.
Могущество евнухов особо пышно расцвело в Восточной Римской Империи. Уже при дворе преемника Константина Великого, Констанца II, влияние многочисленных кастратов было столь велико, что главный из них, Евсевий, фактически управлял государством. «Они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство с тайными помыслами Констанция, а потом и управление ими, — писал о евнухах английский историк Гиббон в своем труде «История упадка и разрушения Римской империи». — Отвращение и презрение, с которыми все относились к этому уродливому разряду людей, точно будто развратили их и придали им ту неспособность ко всякому благородному чувству или благородному поступку, которую приписывало им общественное мнение».
Могущество константинопольских «безбородых» не снижалось и в дальнейшем. Евнухи вовсю пользовались своей близостью к первому лицу, отфильтровывали получаемую им информацию, брали взятки за высочайшие аудиенции. Историк Аммиан Марцеллин в конце IV века возмущался тем, как придворные евнухи «своими вкрадчивыми и независимо от возраста вечно детскими голосами нашептывали императору наветы на полководца Урсицина», и с тоской вспоминал законы Домициана, запрещавшего «подобные мерзости».
Похоже, что моралистов, подобных Марцеллину, в Византии было немного. Легкость, с которой поддерживавшие друг дружку евнухи достигали власти и богатства, вызывала общую зависть. Константинопольцы, мечтавшие о государственной карьере для своих детей, принялись калечить собственное потомство. Многие так же кастрировали собственных рабов, перепродавая их после этого втридорога. Процедура была небезопасной: по статистике VI века из 90 пациентов, подвергшихся кастрации, выживало лишь трое.
Император Юстиниан I пытался бороться с подобными практиками, применяя к врачам-кастраторам закон талиона, согласно которому наказание должно соответствовать преступлению. Если же оскопленные по приговору суда врачи выживали, то их навечно ссылали на галеры. Наказание, правда, не распространялось на тех, кто делал операции по медицинским показаниям или по просьбе самого пациента. В случае юного возраста пациента согласие могли дать его родители, то есть превращения в евнухов маленьких византийцев (чаще всего операция делалась, когда мальчикам было 6−12 лет) не прекратились.
Стремление дать своим детям возможность разбогатеть было сильнее, чем страх перед законом или даже смертью. Все знали о том, как высоко взлетают попавшие в императорский дворец евнухи. Почти не было таких должностей, которых за историю Византии ни занимали бы кастраты. Законодательно им запрещалось быть только префектами городов, квесторами и доместиками. Некоторым поручали даже командование армиями и флотами, хотя, за редким исключением, полководческих талантов евнухи не проявляли.
Православная церковь уподобляла мужчин, лишившихся своих достоинств, бесполым ангелам, так что неудивительно, что многие евнухи становились священниками. В Византии существовали даже отдельные монастыри для кастратов. Посторонние мужчины (кроме близких родственников и глубоких старцев) туда не допускались, возможно, во избежание возникновения греховных помыслов при виде вечно юных монахов. Немало евнухов стали патриархами, возглавив Вселенскую православную церковь. В хрониках упоминается, как патриарха Мефодия I (IX век) обвинили в связи с некой женщиной. Тот сперва даже не понял, о чем идет речь, а когда ему растолковали суть обвинений, «немного приподнялся с кресла, закатал на себе одежду и обнажил свой срамной член чудной и не как у людей». При этом он пояснил, что такую свободу от страстей ему подарили усиленные молитвы апостолу Петру.
Император Лев V приказывает оскопить Игнатия. Источник: wikipedia.org
Преемник Мефодия патриарх Игнатий (около 797−877) был сыном императора Михаила I. Когда мальчику было 16 лет, его отец стал жертвой государственного переворота. Новый правитель Византии приказал кастрировать наследника и постричь его в монахи. Игнатий сделал отличную церковную карьеру и становился патриархом даже дважды. Перерыв в патриаршестве был связан с его изгнанием из-за бурной ссоры с родственниками очередного императора. После смерти Игнатий был причислен к лику святых. Кстати, он не единственный оскопленный святой. Историки насчитывают четверых таких же, как он, а в полной комплектации еще нескольких сомневаются.
В мирской жизни евнухи святостью отнюдь не отличались. Надежды императоров, что преданные кастраты будут предотвращать направленные против правителей Византии заговоры, оказались преждевременными. Евнухи действительно сами не претендовали на трон, но они были не прочь посадить на него своих родственников. Например, императрица Зоя (978−1050) по наущению евнуха Иоанна сперва сделала своим любовником его брата Михаила, а потом женилась и короновала милого. Венценосную парочку быстро отодвинули от управления государством, и распоряжаться в нём принялась придворная партия евнухов. Она не была однородной. При дворе одни кастраты яростно интриговали против других, всячески пытаясь добраться до вершин власти и несметных богатств.
Роль и значение евнухов сильно упали во время правления Андроника Комнина, который кастратов недолюбливал. В 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, двадцать тысяч придворных евнухов в ужасе разбежались на окраины империи и в сопредельные страны. Через несколько лет многие из них вернулись и обнаружили, что прежнего влияния при дворе им уже не добиться: представители новой династии Палеологов видели в кастратах прежде всего искалеченных людей, а новые законы о престолонаследовании лишали смысла антизаговорщицкую деятельность евнухов при дворе. После покорения Византии турками евнухи обосновались в гаремах, где охраняли покой и супружескую верность жен и наложниц своих владык. Большинство гаремных кастратов были чернокожими, их присылали в Стамбул из вассальных османам африканских стран.
Евнухи османского султана. Источник: wikipedia.org
Почти одновременно с утратой «безбородыми» власти в Византии евнухи достигли вершин могущества на другом конце Азии — в Китае. Императоры Поднебесной с древнейших пор окружали себя кастратами, но с воцарением династии Мин власть скопцов достигла невиданных высот. До той поры основу чиновничества составляли мандарины, которым при приеме на государственную службу приходилось сдавать сложные экзамены. Эти богатые и образованные люди были приверженцами конфуцианства и могли позволить себе не подчиняться императору и уходить в отставку в случае несогласия с его повелениями. Подавляющее большинство евнухов были неграмотными, зато их жизнь и благосостояние полностью зависели от властелина, что было залогом их личной преданности. Это в глазах императора с лихвой восполняло их неграмотность, и евнухи заняли практически все придворные должности.
Бесполые существа заполонили весь Запретный Город, в центре которого находился императорский дворец. Они не только прислуживали монарху, его женам и наложницам, но и производили всё, что окружало Сына неба: одежду, мебель, здания, ювелирные украшения. Придворные кастраты пекли хлеб и пасли скот, заготавливали дрова и носили воду, словом, обеспечивали всё, на что мог упасть взгляд императора. При его выходе за пределы дворца одни евнухи мели дорогу, по которой другие евнухи несли императорский паланкин.
В XV-XVI веках евнухи вытеснили мандаринов со всех более-менее значимых государственных должностей. Они возглавляли армии и выполняли дипломатические поручения, собирали налоги и карали преступников. Евнух Чжэн Хэ возглавлял китайский флот, отправившийся в 1405 году в Индийский океан. Всеми судами этой огромной флотилии тоже командовали евнухи.
Историю Китая писали ненавидевшие кастратов мандарины, которые изображали евнухов исключительно казнокрадами и взяточниками. Возможно, так оно и было, и простые китайцы действительно не любили евнухов — кто же любит налоговиков и чиновников? Однако, китайцы, несмотря на запреты, массово кастрировали своих детей, надеясь на то, что те сделают карьеру в Запретном Городе. Многие нищие с той же целью оскопляли себя сами. Когда подобное вскрывалось, виновников отправляли в солдаты, и в китайской армии существовало несколько подразделений, полностью укомплектованных кастратами. К моменту падения династии Мин в XVII веке в Китае жили сто тысяч евнухов.
В дальнейшем значение кастратов в китайской иерархии снизилось, но роль обслуживающего персонала при членах императорской фамилии они сохраняли за собой до начала XX века. Последний из воспитателей императора Пу И, евнух Сунь Яоцинь умер в 1996 году, не дожив нескольких дней до 94 лет.
В Западной Европе в течение веков кастрация служила разве что орудием личной мести. Например, французского философа, поэта и священника ХI века Абеляра лишил мужского достоинства дядя его любовницы Элоизы, которую поэт соблазнил без разрешения на то её родственника. Кастрация закрыла Абеляру путь к высоким церковным должностям — католической церкви кастраты не нравились. Своеобразная мода на кастратов вспыхнула в Европе в начале XVII века. Папские капельмейстеры вспомнили, как еще за тысячу лет до того ангельскими голосами кастрированных в юном возрасте певцов наслаждались византийские императоры. Появление кастратов в папской капелле решило проблему исполнения многих вокальных партий, ведь женщины в Ватикан не допускались. Вскоре специально для певцов-кастратов стали писаться партии в первых операх, и в Европе начался настоящий бум.
Некоторые кастраты становились настоящими звездами, самой известной из которых был Фаринелли (1705−1782). Когда умер его отец, придворный неаполитанский композитор, семья оказалась на грани разорения. Гениальным экономическим решением проблемы стала кастрация младшего 12-летнего сына, подававшего вокальные надежды. Риск оправдался: Фаринелли с его голосом, охватывавшим три октавы, быстро начал получать огромные гонорары и спас семью от нищеты. У него, как и у других певцов-кастратов, имелось много фанаток. Те испытывали к объектам своего поклонения далеко не только эстетические чувства, но ответить им взаимностью звезды оперной сцены не имели никакой возможности. Кастрацию мальчиков-певцов запретил папа Лев XIII в 1878 году. С тех пор партии, написанные для кастратов в современных постановках старинных опер, исполняют женщины. До сих пор находятся желающие обойти папский запрет полуторавековой давности.
Сегодня кастрация (химическая или хирургическая) применяется в некоторых странах как наказание для неисправимых сексуальных маньяков. Подвергшиеся этой процедуре субъекты уже и думать не смеют о получении хоть каких-то привилегий, не говоря уже о государственных должностях.
Секта скопцов: как кастраты стали одной из наиболее влиятельных религиозных общин России
Спустя время он жестко обвинил хлыстов в распутстве и стал настаивать на том, что единственный способ совладать с искушением — это добровольное лишение себя физической возможности блудить. Подавая пример другим адептам, он кастрировал себя каленым железом и потребовал, чтобы так поступили и остальные.
Но как оказалось, братья и сестры оказались не готовы к таким самопожертвованиям и отвернулись от Кондратия. В итоге Селиванову пришлось уйти из приютившего его «корабля» и искать свой путь к Богу самостоятельно.
Скопцы. Фото конца XIX века
Селиванов обосновался в Тамбовской губернии, где создал свой «корабль». Несмотря на схожую с хлыстами организацию, его секта разительно отличалась, в первую очередь целомудрием и строгостью к себе и другим. Себя Кондратий стал величать не иначе как «сын божий» и «искупитель», а своей миссией на земле называл спасение человечества от похоти.
Основным способом борьбы новый пророк считал «сокрушение пагубного змия», что можно было понимать как образно, так и дословно. Процесс борьбы со «змием» Селиванов называл «огненным крещением», которое было не чем иным, как варварской кустарной кастрацией.
Оскоплению подвергались все вступавшие в ряды секты. Мужчинам операцию проводил особый мастер, а женщинам — обученная старуха. Так как специалистов было немного, нередко сектанты оскопляли друг друга не дожидаясь прихода в село мастера, а иногда кастрировали себя сами.
Результат оскопления мужчины и женщины
Различали два вида оскопления. Самым простым способом была «первая печать», под которой понимали «отсечение яичек вместе с частью мошонки после предварительного стягивания мошонки, выше захваченных яичек, толстою ниткой, тесемкой или веревкой» (Пеликан Е., «Судебно-медицинские исследования скопчества»).
Но это был не самый большой религиозный подвиг. Подвергшиеся такому оскоплению могли вступать в половые связи и лишь лишались возможности продолжать свой род. Сектант, который решил максимально защитить себя от мирских соблазнов, принимал «вторую печать» или «царскую». В этом случае удалялись не только яички, но и половой член. Иногда скопцы заходили еще дальше и удаляли себе даже соски.
Чтобы избежать непроизвольного мочеиспускания, скопцы прибегали к различным хитростям. Чаще всего они вставляли в отверстие уретры специально изготовленные шпеньки из свинца или олова. Их помещали в мочеиспускательный канал сразу после операции еще и для того, чтобы не допустить его зарощения.
Инструменты, использовавшиеся для оскопления
Женщинам, вступавшим в секту, удаляли клитор и половые губы. Очень редко производили операцию по отсечению грудей. В отличие от мужчин, они не теряли после ритуала детородную функцию. Известны примеры, когда, покинувшие секту женщины, выходили замуж и рожали детей.
В секту старались втягивать богатых крестьян, которые, в свою очередь, могли заставить вступить в секту своих должников, шантажируя их и обещая все простить. Вообще, финансовая составляющая в секте была очень сильна — не имея возможности передать свои капиталы детям, скопцы завещали их братьям и сестрам. В результате община богатела и втягивала в свои сети новых и новых адептов, действуя уговорами и шантажом.
Скопцы охотно помогали друг другу деньгами, так как от роста благосостояния каждого зависела влиятельность всей секты. Поэтому было немало и тех, кто вступал в их ряды из меркантильных побуждений, мечтая такой ценой вырваться из нищеты. Самым ужасным было то, что иногда старшие родственники оскопляли детей из своей семьи, не оставляя им выбора в жизни.
Мужчины-скопцы
Количество скопцов стремительно росло и в их сети все чаще попадали влиятельные люди и их дети. Это не могло оставаться незамеченным и вскоре против сектантов начались гонения. Первый суд над скопцами состоялся в 1772 году. По его решению 300 адептов, вместе с основателем секты Кондратием Селивановым были отправлены в ссылку в Сибирь.
По дороге Селиванову удалось бежать, после чего он спокойно продолжил проповедовать. Личность этого таинственного человека окружена множеством домыслов. Наиболее известным из них является слух о том, что Кондратий — это Петр III, то есть законный император, свергнутый своей супругой Екатериной II.
Расцвет секты пришелся на царствование Александра I. Скопцов перестали преследовать, а в дом Селиванова запретили появляться полиции. Кондратий больше ничего не опасался и лично оскоплял юношей и мужчин прямо у себя дома. Совершенно очевидно, что у секты были могущественные покровители.
Но все закончилось в 1820 году, когда один из царских фаворитов, герой войны 1812 года граф Милорадович узнал, что в секту оказались втянуты два его племянника. Дело довели до суда и Селиванова арестовали. Главного скопца приговорили к ссылке в отдаленный монастырь Суздальской губернии, где он умер в 1832 году, будучи глубоким старцем.
Но со смертью Селиванова секта не исчезла — количество скопцов на территории Российской империи составляло несколько десятков тысяч и их ряды постоянно пополнялись. Место Селиванова занял моршанский купец первой гильдии Максим Плотицын.
В 1869 году новый глава скопцов попался на взятке должностному лицу. Это преступление стало поводом для обыска в доме Плотицына, в ходе которого нашли 30 миллионов рублей — невероятные по меркам того времени деньги.
Дело Плотицына в очередной раз привлекло внимание к скопцам и началась новая волна преследований. При Александре II в Сибирь отправляли не только самих сектантов, но и всех, кто каким-то образом был с ними связан.
Ссыльные скопцы в Якутии
Но ни Александру II, ни его сыну и внуку не удалось искоренить скопцов. Получилось это только у Советской власти, да и то не сразу. Известно, что последний процесс над скопцами в Советской России прошел в 1929 году, после чего о сектантах-кастратах никто больше не слышал.
Смотрите также: Роскошная жизнь наверху «Сторожевой Башни», или О чем молчат Свидетели Иеговы
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Рубрики: история • мир • религия • Российская Федерация Теги: влияние • кастрация • крестьяне • Российская империя • секта • чистота
Начав с Молокан и Хлыстов http://mu-pankratov.livejournal.com/220616.html, плавно переходим к Скопцам. Главное несогласие с Христововерами (хлыстами), ето- «свальный грех» и чуйственный еротизьм, который пронизывает- хлыстовство. Скопческим «мессией» был крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов. Он счел практику свального греха противной целям спасения и чтобы избавиться от нее, нашел способ избавиться от секса как такового. Скопцы на своих собраниях радения так же, как это делали хлысты. Но к той практике работы с телом, которая была существом хлыстовского ритуала, скопцы добавили еще одну, радикальнейшую. Само оскопление назвали- крещением, а по совершении этого, человек победил змия, и получает название- Белого голубя, почитается уже севшим на коня и причисляется к Новому Израилю. (хлыстов называли- «серыми голубями»)
Главной Заповедью, для оправдания членовредительства, они считают- «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.»(Матфей VIII, 8)
Он погиб в заключении в Суздальском монастыре (остроге) в 1832 году. Портреты Селиванова красуются в каждом скопческом доме. Его обычно изображают старцем в темно-синей одежде, петровской моды, с соболиной опушкой и с белым платком, повязанным вокруг шеи. Аскетические глаза строго глядят с худощавого, безбородого лица. Так же любили вешать портрет скопческой «богоматери», Акулины Ивановны, легендарной монахини времен Петра I, изгнанной из своего монастыря и, по слухам, также принадлежавшей к скопчеству, еще изображение апостолов Луки и Иоанна.
Есть такая байка, мол- Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова «Христа скопцов», после которой участь царя была решена:
Наш батюшка искупитель
Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»
Другая байка- На тайной вечери Христос оскопил учеников; оттого они и не могли молиться в Гефсиманском саду, имея дух бодр, но плоть немощну, будучи ослаблены операцией. Иуда же, в то время как апостолы были убелены, женился (так понимают скопцы слово удавился).
Основная молитва скопческих радений начиналась хлыстовским распевцем: «Дай нам, Господи, к нам Исуса Христа», а заканчивалась языческой формулой, знаменитой в русской литературе: «Свет тобою спасен, Государь души пашей, на сырой на земле, на матушке, на кормилице».
Вот описание ,схода в Якутских краях- «Внезапно раздается электризующий всех возглас кого-либо из присутствующих. — О. дух, святой дух! Это восклицание служило призывом к пляске, к «божьей работе». Сначала все прыгали и кружились в общем хороводе, держа друг друга за руки, позже начиналось верчение в одиночку. Движения становились все быстрее и быстрее. В этом безумном верчении лица сливаются, а развевающиеся молитвенные сорочки шуршат, подобно парусам. И снова образуется круг. Присутствующие становятся, глядя друг другу в затылок и, подпрыгивая, движутся по этому кругу. Затем «святые», или «белые голуби», как они себя называют, ставши в круг плечом к плечу, начинают прыгать справа налево. Четыре или восемь человек становятся по углам помещения. Оттуда они прыжками поодиночке или попарно подвигаются к середине зало и таким же образом возвращаются обратно на свои места. Танцы эти длятся до полного изнеможения и. в конце концов, доводят скопцов до состояния безумного экстаза.»
Постились скопцы- произвольно как и хлысты,в зависимости от греха, но общим днём поста являетя — 15 сентября, в память о наказании «Христа Селиванова» кнутом.
Якутия, с.Спасское Олекминского округа. 1897 год.
Первоначально операция оскопления проводилась путем отжигания яичек раскаленным железом. «Оскопление должно совершаться посредством железа, раскаленного до бела, коим отжигали у мужчин ядра, а у женщин соски», — доносили в Министерство внутренних дел. Для этого использовались два раскаленных меча, что ассоциировалось с фигурой креста. Впоследствии скопцы стали прибегать к режущим орудиям — бритве, ножу, косе, — но по-прежнему употребляли раскаленное железо для остановки кровотечения. Так «крещение огнем», то есть оскопление, соотносилось с»крещением духом», то есть состоянием экстаза, которое достигалось во время радений.
Скопили и женщин: целью было не символическое изменение статуса того или другого пола, как при обрезании или подобных операциях, а ампутация пола как такового. Отрезывание грудей «совершенно до костей» производилось до 1830-х годов; потом этот вид оскопления стал производиться реже, хотя и не вышел из употребления. Производилась и клиторэктомия. Все эти повреждения половых частей у женщин не составляют препятствия к коитусу, зачатию и беременности. Известны примеры, когда изуродованные таким образом женщины благополучно рожали. Впрочем, по данным судебно-медицинской экспертизы, в большинстве своем скопчихи были девственны. Среди множества обследованных экспертами скопчих бывали и «очень красивые, румяные, цветущие здоровьем женщины».
Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом. Так как мужики уже не могли плодиться,существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:
-Оскопление малолетних родственников,
-Экономическое закабаление,
-Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления,
-Соблазнение деньгами, (наверное-основной, даже батрак, получал до 100руб. в год!)
-Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества.( не счастливая -первая любов!)))
Гонения на скопцов были всегда,но самые мощные при- Николае I. Основные места ссылки- Якутск, кавказ и по своей воле- бежали в Румынию. Легко было отличить- оскопленных в детстве, у них развивался — высокий рост и не пропорционально маленькая голова к туловищу, длинные ноги и руки. Пищевые запреты как и у хлыстов, но полный отказ от мяса, как у иноков. К бороде относились-не тошто бы по никониански вольно, а она не росла в связи с гормональным сбоем в организме.
«Скопцы в Сибире, выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков), но не брезговали и выращиванием арбузов, тыквы, разведением гусей, кур и уток. Ф. Кон в своих «Намских письмах» в 1890-х годах писал о Мархинском селении следующее: «Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни». Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения (учтем и то, что сектанты не тратились на развлечения). Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно гнездо вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников. Однако в Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью наших людей к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: «Вы не проводите «радений» — мы не отправляем вас в тундру». Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка.»
Из книги «В Сибирь за мамонтом». Е. В. Пфиценмаиер
Поселение скопцов в с.Марха недалеко от Якутска.
В отличие от старообрядцев, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.
» Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы. «
Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:
» О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю! «
Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:
«Дожидайте, что скоро растворится неволя; ждите с часу на час, как бы милосердный батюшка, живой спас, не открылся бы вдруг у вас.»
Так как у городские скопцы в основном были- менялы, у них скапливались большие капиталы. Деньги шли на «покупку» новых членов соопчества. Своего богатства и влияния скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у сестер Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тыс. рублей, у купца Павла Бурцева — 4 млн, у братьев Никифоровых — 1 млн…Но с началом НЭПа многие из разоренных, вернулись в бизнес.Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса, состоявшегося в Ленинграде.Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, ушли в тень… Как сейчас обстоят дела, точно не известно, поговаривают что на Кавказе имеются не большие общинки, но со слов местных властей, они практикуют- «духовное оскопление»… но взятки то ни кто не отменял.)))
Скопцы – кто они?
Предшественниками скопцов была секта хлыстов, считавшая, что Бога нельзя беспокоить по мелочам, замаливая маленькие грехи. Хлысты учили, что чем больше грех, тем больше и искреннее раскаяние, поэтому они, прикрываясь своим учением, предавались всевозможным порокам от пьянства до «свального греха» (группового секса). Скопцы же были противоположностью хлыстов.
Основатель скопчества Кондратий Селиванов отошел от хлыстов и начал проповедовать прямо противоположные идеи: отречение от секса, курения, вина, танцев, игр (даже от шашек с шахматами). Постулат Селиванова гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и потому должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд «крещения» — мужчинам удалялись половые органы, женщинам – соски (некоторые удаляли груди и большие и малые половые губы). В секту принимали целыми семьями — одновременно оскопляли и мужчин, и женщин, и детей. Эти семьи после посвящения не распадались, а образовывали хозяйственные ячейки, которые сами скопцы называли «гнездами». Появившаяся примерно в середине 18 века секта скопцов к началу века 19-го стала постепенно увеличиваться. К 1826 году насчитывалось уже около 10-15 тысяч скопцов, скопчих и скопчат.
Одним из первых бороться с этой сектой начал император Николай I, который велел массово арестовывать и высылать скопцов в Сибирь. Годных по здоровью сектантов зачисляли в солдаты и отправляли воевать на Кавказ. Секта была запрещена и предана проклятию, однако учение существовало еще очень долго. Живучесть секты объяснялась тем, что ее лидеры успешно заменяли скопцам житейские радости так называемыми «радениями». Начинались они с дружеского чаепития, переходящего в хоровое пение и кружение в хороводе в белых рубахах и при свечах. Темп задавался речитативным пением. Постепенно скопцы входили в транс, кружились отдельно, издавали бессвязные вопли, у иных начинались плач или истерика… Все это привлекало своей необычностью не только скопцов, но и просто любопытствующих. «Радения» были своеобразным наркотиком. Сосланные в Западную Сибирь скопцы ухитрялись вербовать своих последователей. Из-за этого правительство решило загнать их подальше — в Якутию и Забайкалье.
Первая партия сектантов в количестве 595 человек прибыла в Якутскую область в 1861 году. Сначала их селили небольшими группами по 10–15 человек среди якутов, но уже спустя год выделили для поселения специальные места. Число скопцов увеличивалось из года в год и в 1881 году достигло 1211 человек. В Якутской области они основали 12 крупных населенных пунктов под Олекминском — Спасское, Троицкое, Усть-Чаринское, под Якутском — Мархинское, Хатын-Аринское, Никольская слобода, Кильдямское, Маганское, Петропавловское и другие мелкие села.