Содержание
Высказывания великих ученых о Вере и религии
Нобелевские лауреаты по физике о Вере
Антуан Беккерель (1852-1908), французский физик. Открыл явление радиоактивности.
Нобелевская премия по физике 1903 г. «за открытие самопроизвольной радиоактивности» (совместно с Кюри).
Его именем названа единица радиоактивности.
«Именно мои работы привели меня к Богу, к Вере».
Джозеф Томсон (1856-1940), английский физик. Открыл электрон.
Нобелевская премия по физике 1906 г. «в знак признания его выдающихся заслуг в области теоретических и экспериментальных исследований проводимости электричества в газах».
«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».
Макс Планк (1858-1947), немецкий физик. Основоположник квантовой физики.
Нобелевская премия по физике 1918 г. «за открытие квантов энергии». Его именем названа фундаментальная постоянная кванта действия.
«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга. Самым непосредственным, веским доказательством тому, что религия и естественная наука не враждебны друг другу, является и тот исторический факт, что даже при основательно-практическом обсуждении этого вопроса именно такие величайшие естествоиспытатели всех времён, мужи как Ньютон, Кеплер, Лейбниц были проникнуты духом этой религии христианства».
Роберт Милликен (1868-1953), американский физик.
Нобелевская премия по физике 1923 г. «за эксперименты по определению элементарного электрического заряда и фотоэлектрическому эффекту».
«Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным.»
Джеймс Джинс (1877-1946), английский астрофизик.
«Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце и Луну, и звёзды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста».
Альберт Эйнштейн (1879-1955) — великий немецко-швейцарско-американский физик (2 раза менял подданство). Автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например, Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Нобелевская премия по физике 1921 г. «за заслуги перед теоретической физикой, и особенно за открытие закона фотоэлектрического эффекта».
«Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».
«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога».
«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления».
«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».
«Я — еврей, но сияющий образ Назарянина произвёл на меня потрясающее впечатление. Никто не выражался так божественно, как Он. Действительно, в этом мире есть только одно место, где нет тьмы. Это личность Иисуса Христа. В Нём Бог нам открылся наиболее постижимо».
«Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон. Люди такого склада черпают силу в космическом религиозном чувстве. Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди».
«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте — большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты».
Макс Борн (1882-1970), немецкий физик. Один из создателей квантовой механики.
Нобелевская премия по физике 1954 г. «за фундаментальные исследования по квантовой механике».
«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».
«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».
Артур Комптон (1892-1962), американский физик.
Нобелевская премия по физике «за открытие эффекта Комптона» (увеличения длины волны рентгеновских лучей при рассеянии на слабосвязанных электронах).
«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума — неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале — Бог».
Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик. Один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля.
Нобелевская премия по физике 1945 «за открытие принципа запрета Паули».
«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».
Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики.
Нобелевская премия по физике 1932 г. «за создание квантовой механики». Высказал гипотезу, согласно которой атомные ядра должны состоять из протонов и нейтронов, удерживаемых силами ядерного обменного взаимодействия.
«Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда — нас ожидает Бог».
Поль Дирак (1902-1984) Английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики.
Нобелевская премия по физике 1933 г. «за разработки новых, перспективных форм атомной теории».
«Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня».
Медики, биологи о Вере
Николай Пирогов (1810-1881), профессор медицины, великий русский хирург.
«Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных».
Луи Пастер (1822-1895), французский микробиолог и химик, основоположник современной микробиологии и иммунологии.
«Ещё настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».
Иван Павлов (1849-1936) великий русский ученый-физиолог, академик.
«Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать — связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто — ни энергия, ни материя — не исчезают бесследно и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера».
Александр Спирин (род. в 1931 г.), российский биолог, академик РАН, ведущий российский специалист в области молекулярной биологии.
«Я глубоко убеждён, что «перебором», путем эволюции невозможно получить сложный прибор… это таинственное, я бы сказал, «божественное» соединение — РНК, центральное звено живой материи, не могло появиться в результате эволюции. Она либо есть, либо её нет. Она настолько совершенна, что должна была быть создана некой системой, способной изобретать».
***
Андрей Сахаров (1921-1989) — русский физик.
«Я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и её законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».
«Мое глубокое ощущение — существование в природе какого-то внутреннего смысла. И это ощущение, может быть, больше всего питается той картиной, которая открылась перед людьми в XX веке».
Хью Росс, современный американский астроном.
«В конце 80-х и начале 90-х годов были успешно измерены несколько других характеристик Вселенной. Каждая из них указывала на существование во Вселенной невероятной гармонии, обеспечивающей поддержание жизни. За последнее время открыты двадцать шесть характеристик, которые должны принимать строго определенные значения, чтобы жизнь была возможна… Список параметров точной настройки продолжает расти… Чем точнее и подробнее измеряют астрономы Вселенную, тем более тонко настроенной она оказывается… По моему мнению, Реальность, давшая жизнь Вселенной, должна быть Личностью, ибо только Личность может создать что-то с подобной степенью точности. Задумайтесь также над тем, что эта Личность, должна быть, по меньшей мере, в сотни триллионов раз более «разумной», чем мы, человеческие существа, даже учитывая наши потенциальные возможности».
Евгений Велихов, род. в 1930 г.
Президент Российского научного центра «Курчатовский институт», академик Российской академии наук. Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации.
«Мне абсолютно ясно, что вся деятельность человека – не просто плесень на поверхности маленького земного шарика, что она в чём-то определяется свыше. Такое понимание и восприятие Бога у меня есть».
Чарльз Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель. Автор теории происхождения видов.
«В состоянии самого крайнего колебания я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога».
«Предположение, что глаз возник в результате эволюции, кажется мне в высшей степени абсурдом».
«Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне кажется главным доказательством существования Бога. Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума — это указание на его Творца».
Виталий Лазаревич Гинзбург (род. в 1916 г.), академик РАН.
Нобелевская премия по физике 2003 г. (за работы, выполненные в 1950-х годах совместно с Львом Ландау и Питаевским).
Получена совместно с советско-американским физиком Алексеем Абрикосовым, который на вопрос журналиста о Гинзбурге ответил: «Хороший популяризатор». Идеей-фикс популяризатора у концу жизни стало убедить всех, что Бога нет, а, соответственно, «водород — газ без цвета и запаха, который при наличии достаточно долгого времени может превратиться в человека» (чья-то цитата, не помню). Приводить богоборческих заявлений академика не будем, все равно до графа Толстого (который, почуяв конец, взял запасные сапоги и потопал из Ясной поляны в Шамординский монастырь ) ему далеко. Но как-то, потеряв бдительность, академик сказал в одном интервью:
«Я, например, даже завидую верующим. Я понимаю, что вера нужна слабым людям. Но я тоже по-своему слаб, может быть, но я не могу верить. Мне было бы гораздо легче. Но мне 90-й год, значит, 89, значит, если доживу до 90, будет 90. У меня жена – далеко не молодая женщина. И ей очень плохо, я с удовольствием верил бы в Бога, где-то встретиться там на том свете и так далее. Я не могу. Это противоречит разуму».
А в другом месте Виталий Лазаревич заявляет:
«Я согласен с папой Иоанном Павлом II, который в своей последней энциклике, опубликованной в 1998 году, написал: «Вера и разум подобны двум крылам, на которых дух человеческий возносится к созерцанию истины». Так что наука и религия вовсе не противостоят друг другу» (В.Л. Гинзбург «Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и разум»).
Запутался, бедняга. Ну, да Бог ему судья.
Закончим цитатой из Виктора Тростникова. Его нельзя поставить в один ряд с теми великими людьми, с мнениями которых мы только-что познакомились (хотя Тростников и кандидат и доцент и автор 20 трудов по математической логике). За книгу «Мысли перед рассветом», которая была издана в Париже в 1980 году Виктор Тростников был изгнан из преподавателей и работал дворником.
«В своем изучении материи мы добрались уже до того рубежа, где предположение о ее субстанциальности (самодостаточности) становится тормозом для дальнейшего продвижения вперед. Перефразируя «Манифест» Маркса, можно сказать, что призрак бродит по всему полю научных исследований — призрак Творца. Новейший материал делает все более очевидным, что никакого «само собой» быть не могло, что Кто-то в определенный момент создал вселенную из ничего («большой взрыв» теоретической космогонии и «реликтовое излучение» наблюдательной астрономии), наделил ее определенными свойствами, содействующими достижению определенных целей («антропный принцип» физики) и направлял ее к этой цели, сообщая ей соответствующие импульсы («креационизм» биологии). И ты воображаешь, что, выбежав на дорогу, по которой пошла масса ученых, и расставив руки, ты остановишь их и повернешь обратно к атеизму?
Несколько лет назад мой (Тростникова) старый знакомый, один из крупнейших математиков современности, попросил меня свозить его в Троице-Сергиеву лавру. Зная о его материалистическом воспитании, я выразил удивление. Понизив голос, академик сказал мне: «Я не настолько глуп, чтобы быть атеистом».
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»
(Книга Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова»)
Верующие-ученые XX и XXI века: физики, математики, химики. Да, есть сила, которой подчинено всё
Ведь вклад этих ученых в науку, является важным моментом в споре о религии и науке. Поэтому в статье будет подробно рассказано об их научных достижениях. Конечно, в одной статье невозможно рассказать обо всех ученых связывающих свою веру в Бога с научной деятельностью. Поэтому, вспомним наиболее известных из них и посмотрим, что каждый из них дал науке. В статье использованы материалы из различных источников.
Чаще всего противники совместимости науки и веры аргументируют свою точку зрения достижениями в космонавтике, астрономии и авиастроении. Но все приводимые ими аргументы по свое сути являются отголоском популярного в хрущевские времена утверждения «Вот Гагарин в космос летал, но Бога там не видел». Как можно воспринимать такие доказательства всерьез, зная, что основатель советской космонавтики Сергей Павлович Королев постоянно жертвовал на содержание православных монастырей? Кстати, среди ученых, работавших в Конструкторском бюро Сергея Павловича, было много верующих людей. Например, заместитель Королева по полетам, сын священника, генерал-полковник Леонид Александрович Воскресенский, даже в Сталинские времена, не прерывал своей дружбы с православными священниками и посещал службы в Православных храмах.
Глубоко верующим человеком был и Борис Викторович Раушенбах (правая рука Королева), академик, член-корреспондент АН СССР выдающийся ученый в области механики и процессов управления, один из основоположников российской космонавтики. Он писал: «Замечу, что все чаще люди задумываются: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной?… я уже говорил, что математика красива, но, с другой стороны, и религия — это логика… Существование логически строгого богословия наряду с глубоко интимным религиозным переживанием и красота сухих математических доказательств, свидетельствуют о том, что на самом деле разрыва (прим. – между наукой и религией) нет, есть целостное восприятие мира».
Известны труды Бориса Викторовича в Богословии. В его работе об иконе был четко сформулирован закон обратной перспективы. По этому закону человек постепенно входя в содержание иконы, начинал смотреть на свою жизнь глазами тех, кто изображен на иконе. Не менее значительной была его работа о Троице. В ней он приблизил догмат Троицы к пониманию современного человека. Содержание этой работы очень важно для людей только вступающих в Церковь.
Известны священники, которые сочетают работу в НИИ и службы в храме
Интересна судьба и сотрудницы конструкторского бюро Королева майора Наталии Владимировны Малышевой (в монашестве матушки Адрианы). Она была единственной женщиной в комиссии по испытанию ракетных комплексов. Наталья Владимировна ушла на фронт студенткой 3 курса. Через две недели после этого в одном из боев погиб ее жених, военный летчик Михаил. Она прошла всю Великую Отечественную войну разведчицей. Служила в штабе К. Рокоссовского, дошла до Берлина. Была награждена боевыми орденами и медалями. Наталья Владимировна всегда вспоминала случай из своей фронтовой жизни, который привел ее к Богу: «Мне кажется, я до сих пор ощущаю то волнение, когда в разведку ушли наши товарищи. Внезапно послышалась стрельба. Потом снова стало тихо. Неожиданно сквозь метель мы разглядели ковыляющего товарища — к нам шел Саша, один из ушедших в разведку. Вид у него был ужасный: без шапки, с искаженным от боли лицом. Он рассказал, что они наткнулись на немцев, и Юра, второй разведчик, тяжело ранен в ногу. У Саши ранение было легче, он все равно не смог вынести товарища. Перетащив его в укрытое место, сам с трудом приковылял к нам для сообщения. Мы оцепенели: как спасти Юру? Ведь добираться до него надо было по снегу без маскировки. Сама не знаю, как случилось, но я стала быстро снимать с себя верхнюю одежду, оставшись только в белом теплом белье. Схватила сумку, в которой был комплект экстренной помощи. Сунула за пазуху гранату (чтобы избежать плена), перетянулась ремнем и бросилась по оставленному Сашей на снегу следу. Остановить меня не успели, хотя и пытались. Когда я нашла Юру, он открыл глаза и прошептал: «Ой, пришла! А я думал, вы меня бросили!». И так он на меня посмотрел, такие у него были глаза, что я поняла — если такое еще раз будет — пойду еще и еще раз, только бы вновь увидеть такую благодарность и счастье в глазах. Нам надо было ползти через место, которое простреливали немцы. Одна я проползла его быстро, а как быть вдвоем? У раненого была разбита одна нога, другая нога и руки были целы. Я перетянула его ногу жгутом, соединила наши ремни и попросила помогать мне руками. Мы двинулись ползком в обратный путь. И вдруг неожиданно пошел густой снег, как по заказу, словно в театре! Снежинки склеились, падали «лапками», и под этим снежным покровом мы проползли самое опасное место… Потом поделилась этой историей с близкими друзьями. Сын одного из них, принявший впоследствии монашество, произнес, ставшие для меня откровением слова: «Неужели вы до сих пор не поняли, что вас все время хранил Господь, и кто-то сильно молился за вас и ваше спасение?».
С этого момента Наталья Владимировна стала задумываться о своей жизни. Вспомнила удивительные случаи своего спасения в ситуациях, в которых вроде бы спасения не могло быть. Она постоянно рисковала жизнью. Когда шла на разведку в деревню, где случилось предательство, и ее ждали, чтобы пытать и убить. Когда во вражеском тылу во время передачи разведданных по рации, ее обнаружил немецкий офицер и неожиданно отпустил. Когда во время самых тяжелых боев в Сталинграде открыто ходила по улицам города с белым флагом и на немецком убеждала фашистов прекратить огонь и сдаться. И ни разу не была ранена. 18 раз переходила линию фронта и всегда удачно. Вспомнила и другие необъяснимые с человеческой точки зрения события. Это заставило Наталью Владимировну многое пересмотреть в своей жизни и прийти к Богу. После войны она успешно закончила МАИ и была принята на работу в конструкторское бюро С.П. Королева. У сотрудников Конструкторского бюро пользовалась заслуженным авторитетом, как специалист и ученый. Много лет проработала в космическом ракетостроении. Но, чтобы принять самое активное участие в восстановлении православного Пюхтицкого подворья в Москве Наталья Владимировна в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана. Скончалась 4 февраля 2012 года.
Люди, рассказывающие о ее жизни, восхищаются тем, как она до последних дней помогала страждущим, отвечала на звонки, давала советы, решала тяжелые проблемы, помогала нуждающимся даже деньгами, отложенными с пенсии.
Много верующих ученых есть и в астрономии. Например, православной была доктор физико-математических наук Елена Ивановна Казимирчак-Полонская, выдающийся ученый-астроном. Елена Ивановна много лет была председателем научной группы по динамике малых тел при Астрономическом совете АН СССР. За разработки в области астрономии стала лауреатом премии Академии наук СССР им. Ф.А. Бредихина. Как признание огромных заслуг в развитии астрономии ее именем назвали одну из малых планет Солнечной системы. Кроме астрономии Елена Ивановна увлекалась философией и была доктором философии Варшавского университета. С 1980 года активно работала в области библиистики (переводила богословские работы, т.к. хорошо владела польским, французским и немецким языками). В 1987 году приняла монашеский постриг с именем Елена.
Здесь же можно вспомнить и об открытиях выдающегося ученого нашего времени Наджипа Хатмулловича Валитова (1939 — 2008), профессора кафедры общей химической технологии и аналитической химии БашГУ, доктора химических наук, академика Нью-Йоркской Академии Наук. Будучи физико-химиком сделал ряд открытий, признанных мировым сообществом ученых, в различных областях науки, в том числе и связанной с космосом.
Наджип Хатмуллович постоянно повторял: «Сначала я доказал бытие Бога формулами. А потом открыл Его в своем сердце». Строгим языком формул Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними. А это подтверждает существование во Вселенной единой Высшей силы. После того, как ученый сделал это открытие, он перечитал Священное Писание и выразил восхищение, насколько точно в текстах Божественного Откровения обозначена суть его научного открытия: «Да. Есть Сила, которой подчинено все. Мы можем называть ее Господом…».
Он же доказал, что «в равновесных обратимых процессах время может превращаться в массу и энергию, а затем претерпевать обратный процесс». Значит воскрешение мертвых, на что указывает Священное Писание, возможно. Профессор предложил проверить свои выводы научным оппонентам из атеистов. И они не смогли ничего в его трудах опровергнуть.
Мы видим верующих людей и среди авиаконструкторов. Из них нам наиболее знакомы Андрей Николаевич Туполев, Роберт Бартини, Михаил Леонтьевич Миль, Павел Владимирович Сухой, Николай Николаевич Поликарпов. Они никогда не скрывали своей веры в Бога.
Одним из подтверждений этого является жизнь Н.Н. Поликарпова. Родился будущий авиаконструктор в семье сельского священника. Учился в семинарии, в дальнейшем поступил в «Политех» Петербурга. Начинал конструкторскую работу в 1916 году, работая на РБВЗ, где совместно с Сикорским создавал самолет «Илья Муромец». Всегда ходил в Церковь и постоянно носил крестик. Внук Поликарпова рассказывал: «То, что дед был верующим, в семье, разумеется, помнили. Рассказывали, как он ездил к образу Иверской Божией Матери, который после разрушения часовни возле Воскресенских ворот Кремля был перенесен в храм Воскресения в Сокольниках. Оставлял машину на значительном расстоянии от церкви и шел туда пешком. Шофер потом с улыбкой говорил: «Будто я не знал, куда Николай Николаевич ходит».
Здесь так же можно вспомнить и Богословские труды Игоря Ивановича Сикорского, ученого авиаконструктора и изобретателя. В 1918 году Сикорский был вынужден эмигрировать из России в США. В начале 40х годов ХХ века стал пионером вертолетостроения. В Америке его Богословские сочинения получили широкую известность. Например, его работа «Oтче Наш. Размышления о Молитве Господней» у православных Америки пользуется заслуженным авторитетом. Игорь Иванович принимал активное участие и в строительстве православного храма Джорданвильского монастыря в Коннектикуте. Ему, единственному, доверили произнести перед другими эмигрантами из России речь в честь 950-летия Крещения Руси.
Возможно, будет интересным и то, что среди современных православных священников много докторов и кандидатов наук. Назову некоторых из наиболее известных. Благодаря доктору медицинских наук иеромонаху Анатолию (Берестову) и доктору медицинских наук, заслуженному врачу РФ, священнику Григорию (Григорьеву) тысячи людей были спасены от наркотической и алкогольной зависимости. А священник Сергий (Вогулкин) — доктор медицинских наук, профессор, одновременно является проректором по науке и развитию Уральского гуманитарного института.
Так же продолжает совмещать служение в Церкви с работой старшего научного сотрудника в институте психологии Российской Академии наук, кандидат психологических наук, священник Владимир (Елисеев).
Многие психологи сегодня пользуются разработками по подростковой и юношеской психологии монахини Нины (Крыгиной), которая до принятия монашества была профессором Магнитогорского университета.
Современные специалисты высоко оценивают научные работы священника Александра (Половинкина) — заслуженного деятеля науки России, профессора, доктора технических наук. В одном ряду с ними замечательный ученый Сергей Кривочев. В двадцать пять лет защитил кандидатскую диссертацию, в двадцать девять — докторскую. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности профессора и заведующего. За выдающийся вклад в развитие науки награжден медалями для молодых ученых Российского минералогического общества, Российской академии наук и Европейского минералогического союза. Состоял стипендиатом Национального научного фонда США и стипендиатом фонда им. Александра фон Гумбольдта. Соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России (в честь него назван новый минерал кривовичевит). В 2004 году Сергей Кривочев был рукоположен в сан диакона. Список православных священников-ученых можно долго продолжать.
В статье рассказано об ученых православного вероисповедания. Но, так же необходимо вспомнить и о том, что более половины лауреатов Нобелевской премии не скрывают своей веры в Бога. Среди них православные, иудеи, католики, мусульмане, лютеране и представители других мировых религий. Пример жизни верующих ученых и есть самое лучшее доказательство того, что наука и вера могут успешно взаимно дополнять друг друга. Ну что здесь еще можно добавить к спору о совместимости науки и веры в Бога?
Об авторе: Чепелев Леонид Анатольевич, педагог-психолог, учитель истории, ГУО «Средняя школа №23 г. Могилева», Беларусь.
«Избери жизнь»
Знаменитые учёные, которые верили в Бога
30 сентября 2011 | Опубликовал: Alena Dorofeeva
Николай Коперник (1473—1543)
Польский астроном, создатель первой математически обоснованной модели гелиоцентрической системы мира. Обучался в нескольких университетах Европы. Николай Коперник не считал, что его система противоречит Библии. В 1533 году с его теорией ознакомился Папа Римский Климент VII, одобрил её и убедил учёного подготовить труд к публикации. Коперник никогда не находился под страхом религиозного преследования, – кроме Папы, издать описание гелиоцентрической модели его просили также католический епископ Тидеман Гизе, кардинал Шонберг и протестантский профессор Георг Ретик.
Сир Френсис Бэкон (1561-1627).
Бэкон — философ, который известен тем, что положил начало научному методу исследования, основанному на экспериментировании и индуктивном рассуждении. В «De Interpretatione Naturae Prooemium» он определил свои цели: познание истины, служение своей стране и служение церкви. Хотя в своих трудах он делал акцент на экспериментальный подход и рассуждение, он отвергал атеизм как явление, возникшее в результате недостаточной глубины философского знания, заявляя: «Это правда, что неглубокие познания в философии наклоняют человеческий ум к атеизму, но глубина в философии подводит его к религии; если человеческий разум обращается к разрозненным вторичным факторам,он может остановиться на них и перестанет двигаться дальше; если же он прослеживает общее между ними, их взаимосвязь, он придёт к необходимости Провидения и Божества» («Об Атеизме»).
Джоаннс Кеплер (1571-1630).
Кеплер — выдающийся математик и астроном. С раннего возраста он занимался светом и установил законы движения планет вокруг солнца. Он также приблизился к выдвижению Ньютоновой концепции всемирного тяготения – задолго до рождения Ньютона! Введённая им идея силы в астрономии радикально изменила её в современном представлении. Кеплер был в высшей степени искренним и набожным лютеранином, чьи труды по астрономии содержали описания того, как космос и небесные тела отображают Триединство. Кеплер не страдал от преследований за своё открытие общепризнанной гелиоцентрической системы, и ему даже позволили остаться профессором (1595-1600) в католическом Граце, когда остальные протестанты были выселены.
Галилео Галилей (1564—1642)
Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, основатель экспериментальной физики и классической механики. О конфликте учёного с Римской Католической Церковью вспоминают довольно часто. Его труд «Диалоги», в котором обсуждается устройство Солнечной системы, был опубликован в 1632 году и наделал много шума. Он не содержал доказательств гелиоцентрической системы мира, но подвергал критике общепринятую в то время систему Птоломея в пользу системы Коперника. Конфликт возник из-за того, что в «Диалогах» Галилей вложил в уста одного из героев, простака Симпличио, аргументы, которыми любил пользоваться сам Папа Римский Урбан VIII, старый друг Галилео. Папа был оскорблён и не простил Галилею такую уловку. После «судебного процесса» и запрета на учение о гелиоцентрической системе, учёный закончил свою давно задуманную книгу о механике, в которой сформулировал все открытия в этой области, сделанные им ранее. Галилей говорил, что Библия не может ошибаться, и расценивал свою систему как альтернативную интерпретацию библейских текстов.
Рене Декарт (1596—1650)
Французский математик, учёный и философ, основоположник принципов современной философии. Изучение ранней философии привело его к разочарованию: будучи католиком, он имел глубокие религиозные убеждения, которые сохранил до конца жизни, наряду с решительным, страстным желанием найти истину. В возрасте двадцати четырёх лет он начал поиск способа, который позволил бы объединить все знания в единую систему взглядов. Его метод берёт начало с вопроса: «Что было бы известно, если подвергнуть сомнению всё остальное?» — подразумевая ставшее знаменитым «я мыслю, следовательно существую». Но часто забывают о том, что после этого Декарт сформулировал практически неопровержимое утверждение о существовании Бога: мы можем доверять нашим чувствам и процессам логического мышления только в том случае, если Бог существует и не желает, чтобы мы были введены в заблуждение собственным опытом. Таким образом, Бог занимает центральное место в философии Декарта. Рене Декарта и Френсиса Бэкона (1561-1626) считают ключевыми фигурами в истории развития научной методологии. Стоит отметить, что в системе каждого из них важное место занимал Бог, и что оба они считались очень набожными.
Исаак Ньютон (1642—1727)
Английский физик, математик, философ и астроном, один из создателей классической физики. В оптике, механике и математике его гениальность и новаторство бесспорны. Ньютон во всех науках, которыми занимался (включая химию), видел математику и цифры. Не очень известен тот факт, что Ньютон был глубоко верующим человеком и считал, что математика вносит большой вклад в понимание Божьего плана. Учёный проделал огромную работу по библейской нумерологии и, хотя его взгляды и не были ортодоксальными, придавал большое значение теологии. В мировоззрении Ньютона Бог неотъемлем от природы и абсолютности пространства. В своём труде «Начала»< он заявил: «Самая прекрасная система солнца, планет и комет могла произойти только посредством премудрости и силы разумного и могущественного Существа».
Роберт Бойль (1627-1691)
Один из создателей и ключевых членов раннего Королевского Общества, Бойль назвал своим именем закон Бойля для газов, а также написал важный труд по химии. Британская Энциклопедия говорит о нём: «По своей инициативе он провёл цикл лекций, или проповедей, Бойля, которые до сих пор проводятся, «чтобы привести аргументы христианской религии отъявленным атеистам…». Как благочестивый протестант, Бойль проявлял особый интерес к распространению христианской религии за границей, жертвуя деньги на перевод и издание Нового завета на ирландском и турецком языках. В 1690 году он изложил свои теологические взгляды в «Христианском Виртуозе», в котором написал, что изучение природы было его основной религиозной обязанностью. В своё время Бойль писал против атеистов (понятие о том, что атеизм является изобретением современности, — миф), безусловно, он был значительно более набожным христианином, чем в среднем люди его эпохи.
Майкл Фарадей (1791-1867)
Майкл Фарадей родился в семье кузнеца и стал одним из величайших учёных 19 века. Его работа по электричеству и магнетизму не только произвела революцию в физике, но и в значительной мере привела к сегодняшнему образу жизни, который зависит от них (в том числе компьютеры, телефонные линии и веб-сайты). Фарадей был членом Сандеманианской общины, что существенно повлияло на его взгляды и в значительной степени отразилось на его подходе к пониманию природы. Происходящие от пресвитерианцев сандеманианцы отвергали идею государственной церкви и стремились к новозаветнему типу христианства.
Грегор Мендель (1822—1884)
Австрийский биолог и ботаник, автор математических законов генетики. Он начал свои исследования в 1856 году (за три года до того, как Ч. Дарвин опубликовал «Происхождение видов») в экспериментальном саду при монастыре, в котором был монахом. В период с 1856 до 1863 гг. ему удалось сформулировать основные законы, объясняющие механизм наследования. Но в 1868 году Мендель был избран настоятелем монастыря и прекратил свои научные занятия. Результаты его работы оставались относительно неизвестными до рубежа веков, когда представители нового поколения учёных-биологов на основе общих результатов своих опытов заново открыли сформулированные им законы. Интересно, что в 1860-е годы образовался т.н. Х-клуб — сообщество, главной целью которого было ослабление религиозных влияний и пропаганда мнимого конфликта между наукой и религией. Одним из членов клуба был Френсис Гальтон, родственник Ч. Дарвина, сторонник выборочного скрещивания людей с целью «улучшения» расы. Пока австрийский монах Мендель в одиночку совершал прорыв в генетике, Гальтон писал, что «священнический разум» только мешает науке. Повторение опытов Менделя осуществилось слишком поздно для того, чтобы иметь возможность изменить представления Гальтона о роли религии в познании мира.
Уильям Томсон Кельвин (1824-1907)
Кельвин был самым выдающимся в небольшой группе британских учёных, которые помогли заложить основы современной физики. Его работа покрывала большинство областей физики, и, говорят, что после его имени стояло больше буквенных знаков, чем после чьего-либо ещё в Содружестве, поскольку он получил множество почётных учёных степеней Европейских университетов, которые признавали ценность его работы. Он был твёрдым христианином, безусловно, более набожным, чем в среднем люди его эпохи. Интересно, что его научные сотрудники, физик Джордж Габриэль Стокс (1819-1903) и Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) также обладали глубокой пламенной верой в то время, когда многие были номинальными, равнодушными или антихристианами. В Британской Энциклопедии о нём сказано так: «Большинство современных физиков считают Максвелла учёным 19 века, который оказал наибольшее влияние на физику 20 века; его ставят в один ряд с Сиром Исааком Ньютоном и Альбертом Эйнштейном за огромный вклад в развитие фундаментальной науки.» Лорд Кельвин был креационистом древней Земли, который оценил возраст Земли промежутком от 20 до 100 миллионов лет с верхним пределом в 500 миллионов лет, основываясь на показателях охлаждения (заниженная оценка из-за отсутствия знаний о радиогенном нагревании).
Макс Планк (1858-1947)
Планк внёс большой вклад в развитие разных областей физики, но больше известен за создание квантовой теории, которая произвела революцию в понимании атомных и субатомных миров. В 1939 году в своей лекции «Религия и естествознание» Планк поделился мнением о том, что Бог присутствует повсюду, а «о святости неведомого Божества говорит святость символов». Он считал, что атеисты придают слишком большое значение тому, что представляет собой всего лишь символамы. Планк был церковным старостой с 1920 года до своей смерти и верил во Всемогущего, Всеведущего, Милостивого Бога (хотя и необязательно личного). Наука и религия ведут «постоянную войну против скептицизма и догматизма, против неверия и суеверия».
Альберт Эйнштейн (1879—1955)
Физик, один из основателей современной теоретической физики. Эйнштейн, пожалуй, самый известный и уважаемый учёный XX века. С его именем связаны основные перевороты представлений о времени, пространстве, энергии и материи. Эйнштейн никогда не подходил к личной вере в Бога, но признавал невозможность возникновения Вселенной без сотворения. Эйнштейн говорил, что верит в «Бога Спинозы, который проявляет себя в гармонии всего сущего, но не в Бога, который заботится о судьбе и действиях людей». Фактически, это и вызывало в нём интерес к науке. Учёный говорил: «Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, всё остальное — это детали». Слова Эйнштейна, сказанные о принципе неопределённости Гейзенберга, стали крылатым выражением: «Бог не играет в кости», — для него это было бесспорной истиной о Боге, в которого он верил. Другим знаменитым высказыванием Эйнштейна является фраза: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа».
Источник: www.godandscience.orgПереводчик: Алёна ДорофееваРедактор: Полина Бурчак, Юра Федоренко
Tags: Бог, наука
Краткий список верующих учёных 20-21 века: МЕДИЦИНА Вернер Арбер / Werner Arber (род. 1929) Микробиолог и генетик. Получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1978 году за «обнаружение рестрикционных ферментов и их применение в молекулярной генетике». Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877 — 1961) Российский и советский хирург, учёный, доктор медицинских наук, профессор, написал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая стала настольной книгой врачей. Ученый также внес вклад и в анестезиологию, своей монографией «Регионарная анестезия», им было впервые описано обезболивание тройничного нерва путём введения этилового спирта непосредственно в стволы его ветвей, а также в гассеров узел. / Прославлен в лике святых (Святитель Лука Крымский) Джозеф Эдвард Мюррей / Joseph Edward Murray (1919 — 2012) Пластический хирург, сооснователь трансплантологии. В 1954 году Мюррей стал первым хирургом, осуществившим успешную пересадку почки. Ученый удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине 1990 года за работу по пересадке органов и клеток. Команда Мюррея также известна открытием препаратов по подавлению иммунитета. БИОЛОГИЯ Сэр Джон Кэрью Экклс / John Carew Eccles (1903 — 1997) Нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по Медицине за 1963 год. За открытия, касающиеся ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных участках нервных клеток. Эрнст Борис Чейн / Ernst Boris Chain (1909 — 1979) Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1945 года за «открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях», считается одним из основателей антибиотической революции. Владимир Аронович Хавкин (1860 — 1930) Иммунолог и бактериолог. Создатель первых вакцин против чумы и холеры. Барух Самуэль Бламберг / Baruch Samuel Blumberg (1925 — 2011) Лауреат Нобелевской премии по Медицине 1976 года за открытие Вакцины от гепатита B, снизившей заболеваемость от болезни для детей в Китае с пятнадцати до одного процента в течении десяти лет. Джонатан Чернов сказал о нем, что «Бламберг предотвратил смертей от рака больше, чем любой из живущих людей на планете» ФИЗИКА Сэр Уильям Брэгг / Sir William Lawrence Bragg (1890 — 1971) Физик, лауреат Нобелевской премии 1915 года за «заслуги в исследовании кристаллов с помощью рентгеновских лучей». Брэгг также создал первый прибор для регистрации дифракционной картины. Вместе с сыном он разработал основы метода определения структуры кристаллов по дифракционной картине рентгеновских лучей. Артур Холли Комптон / Arthur Holly Compton (1892 — 1962) Физик, за открытие «эффекта Комптона» был удостоен Нобелевской премии 1927 года. Изобрел метод демонстрации вращения Земли. Вернер Карл Гейзенберг / Werner Karl Heisenberg (1901 — 1976) Лауреат Нобелевской премии 1932 года за создание квантовой механики. В 1927 году ученый опубликовал свой принцип неопределенности, который принес ему всемирную известность. Сэр Невилл Мотт / Sir Nevill Francis Mott (1905 — 1996) В 1977 году получил Нобелевскую премию по физике за «фундаментальные теоретические исследования электронной структуры магнитных и неупорядоченных систем». Кооментарий учёного: «Я верю в Бога, который может ответить на молитвы, которому мы можем довериться и без которого жизнь на Земле была бы бессмысленной сказкой, рассказанной умалишенным.» Николай Николаевич Боголюбов (1909 — 1992) Доказал теорему «об остроте клина», создал совместно с Н.М. Крыловым теорию нелинейных колебаний. Создал последовательную теорию сверхпроводимости. В теории сверхтекучести вывел кинетические уравнения. Предложил новый синтез теории Бора квазипериодических функций. Артур Леонард Шавлов / Arthur Leonard Schawlow (1921 — 1999) Физик, получил Нобелевскую премию по физике 1981 года за «вклад в развитие лазерной спектроскопии». Помимо оптики, Шавлов также исследовал такие области физики как сверхпроводимость и ядерный магнитный резонанс. арлз Хард Таунс / Charles Hard Townes (род. 1915) Один из создателей квантовой электроники, в 1964 году получил Нобелевскую премию по физике за «фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе». В 1969 году совместно с другими учеными открыл т.н. «мазерный эффект» (излучение космических молекул воды на длине волны 1,35 см.), совместно с коллегой первым посчитал массу черной дыры в центре нашей галактики. Ученый также внес вклад и в нелинейную оптику: обнаружил вынужденное рассеяние Мандельштама Бриллюэна, ввел представление о критической мощности пучка света и явлении самофокусировки, экспериментально наблюдал эффект автоколлимации света. А также: Игорь Ростиславович Шафаревич (род. 1923) Величайший советских и российский ученый, опубликовал более чем 138 научных статей, написал несколько учебников. Докторскую диссертацию Шафаревич защитил в 23 года, в возрасте 35 лет избран членом-корреспондентом АН СССР, 7 декабря 1991 года избран академиком РАН. В свое время был президентом Московского Математического Общества. Нашёл самый общий закон взаимности степенных вычетов в полях алгебраических чисел, что явилось в известной мере завершающим этапом 150-летней истории арифметических законов взаимности, восходящей к Эйлеру и Гауссу. В 1954 году дал решение обратной задачи теории Галуа для разрешимых групп. Совместно со своим учеником Голодом в 1964 году доказал существование бесконечных периодических групп с конечным числом образующих. Ричард Смолли / Richard Errett Smalley (1943 — 2005) Химик и физик, получил Нобелевскую премию по химии 1996 года за «открытие новой формы углерода фуллеренов». Его иногда называют «отцом современных нанотехнологий» Борис Викторович Раушенбах (1915 — 2001) Физик-механик, один из основоположников российской космонавтики. Провел уникальную работу по фотографированию обратной стороны луны. Под его руководством были созданы системы ориентации и коррекции полёта межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком. Реймонд Ваган Дамадьян / Վահան Դամադյան (род. 1936) Является одним из изобретателей магнитно-резонансной томографии. 3 июля 1977 года провел первое сканирование человека, используя МРТ. В Получил первый патент в области магнитно-резонансной томографии для диагностики злокачественных новообразований. В 2001 году получил приз Lemelson-MIT как человек «который изобрел МРТ». Дональд Эрвин Кнут / Donald Ervin Knuth (род. 1938) Программист, написал известный многотомник «Искусство программирования», считается «отцом» анализа алгоритмов. Известен также как создатель издательских систем TeX и METAFONT, используемых учеными всего мира. Ларри Уолл / Larry Wall (род. 1954) Программист, знаменит как создатель высокоуровневого интерпретируемого динамического языка программирования общего назначения (Perl) и клиента Usenet для программы patch. В 1998 году стал лауреатом первой награды Free Software Foundation за продвижение свободного программного обеспечения.
Кто больше всех верит в Бога
Звонок в дверь раздался как всегда неожиданно. Вздохнув, мужчина встал из-за стола и не спеша направился к двери.
— Добрый день! — две пожилые женщины расплылись в масляных улыбках.
— Здрасти, вы к кому?
— Скажите, пожалуйста, вы верите в Бога?
Мужчина обернулся через плечо, и в чем-то удостоверившись, вернулся к разговору.
— В какого Бога?
— Как это — в какого? — опешили женщины и даже как-то осуждающе посмотрели на мужчину, — он один, вообще-то!
— Один Бог? А по-моему, если выстроить всех богов, в которых верят люди, в одну линию, и попросить их рассчитаться на первый-второй, то последний скажет свой номер как раз за секунду до того, как погаснет Солнце.
Лица женщин, сначала удивленные, потихоньку стали приходить в обычное, радостно-печальное состояние.
— Вы ошибаетесь, мужчина! Бог — один и это…
— …и это, конечно же именно тот, в которого верите вы, верно? — закончил фразу мужчина и вопросительно посмотрел на обеих миссионерок.
— Ну, естественно…
— А остальные — дураки? И вы в их глазах тоже дураки, так ведь выходит?
— Почему же дураки? Просто эти заблудшие души еще не пришли к истинному Богу. Это такое испытание, которое должен пройти каждый.
Мужчина протер рукой глаза и усталым взглядом посмотрел на женщин.
— Тогда сразу вопрос: скажите, пожалуйста, как вы определили, что ваш Бог — настоящий, а боги племени папуасов — подделка?
— Ну это же очевидно, — рассмеялась одна из них.
— Для меня — не очень, — вздохнул мужчина, — может быть, поясните?
— Просто нужно в это верить, понимаете?
— Я не верю. Что дальше?
— Тогда нам не о чем с вами говорить.
— Подождите, подождите, — заторопился мужчина, заметив, что женщины собрались уходить, — я выберу другой вариант. Допустим, я верю, но не в вашего, а в другого. Тогда что?
— В какого?
— Нууу… Я верю в Бога Пупырышка. Он очень добрый, не заставляет меня убивать тех, кто в него не верит, не настаивает на посещении храмов и еще говорит, что между ним и мной не должно быть посредников. А все, кто пытается этим посредником стать, тот обманщик и лжец. Вот так вот… Вы, наверное, не слышали еще про такого Бога. К сожалению, он новый и у него еще нет денег на раскрутку своего имени. Мало людей, непродуманная маркетинговая политика и так далее. Ну, вы понимаете, о чем я, правда?
— Мы, между прочим, разговариваем с вами на серьезные темы, а вы тут шутите, — обиженно пробормотала женщина и осуждающе покачала головой, — нет такого Бога.
— Хорошо, следующий вопрос. Вы верите в Дьявола?
— Конечно нет! — в один голос вскрикнули женщины.
— Нет? Странно… То есть, по вашему, его не существует?
— Ну… Существует, но мы… Как бы…
— Я помогу вам, — улыбнулся мужчина, — вы верите, в то, что он существует, но вы ему не поклоняетесь. Так?
— Да.
— То есть, вы все же в него верите?
— Нет!!! Как вы такое можете говорить?
— Но вы же сами сейчас сказали, что… — мужчина почесал затылок и вопросительно посмотрел на гостей.
— Что вы все выворачиваете? Ни в какого Дьявола мы не верим!
— То есть его нет?
— Он может быть… Но это… Да ну вас! Пойдем отсюда, он больной какой-то, — женщина схватила вторую за руку и потащила вниз по лестнице.
— Всего вам доброго, — улыбнулся мужчина и закрыл дверь.
Улыбаясь, он прошел на кухню и сел за стол.
— Слышал? — обратился он ко второму мужчине в белом, сидевшему напротив.
— Ага, — кивнул тот.
— И что скажешь?
Мужчина в белом пожал плечами и развёл руки в стороны.
— А мое мнение не поменялось, — зевнув, сказал Дьявол и откинулся на спинку стула, — помнишь, что я тебе всегда говорил?
— На счет чего? — наморщил лоб Бог, доставая из стола шахматную доску.
— На счет веры в тебя.
— И что ты говорил, я что-то забыл?
— Да то, что люди скорее перегрызут друг другу глотки, чем сойдутся в чем-то. Их хлебом не корми, дай только унизить кого-нибудь, чье мнение на счет религии расходится с их мнением. Причем, аргументами они совсем не оперируют. Все на вере, на вере… Я бы хотел бы посмотреть на мир, если бы ты его создал основываясь только на вере в то, что все, возможно, получится.
— Ну и что ты предлагаешь мне делать?
— Я? — усмехнулся Дьявол, — я вообще ничего не предлагаю. Просто размышляю вслух. Вот смотри, — он протянул руку к подоконнику и взял из, стоящей там вазы, яблоко, — что это?
— Яблоко, — мельком взглянув на него, ответил Бог.
— А какого цвета?
— Желто… Ну, скорее желтое.
— А с моей стороны, скорее красное, а никакое не желтое. Так что ты не прав, ты — еретик. Сжечь на костре.
— Меня? — улыбнулся Бог, — расставляя фигуры на доске.
— А кого? Не меня же, — засмеялся Дьявол, — а вообще, запомни уже навсегда. Я тебе сто раз уже говорил. Кто больше всех в тебя верит? Даже не так. Кто на сто процентов уверен в твоем существовании и его вера в это непоколебима?
— Кто?
— Тот, кто тебе сейчас поставит мат в три хода, — засмеялся Дьявол и потер руки, — а я что, опять черными играю что ли?
— Ну… Как обычно, — улыбнулся Бог и поставил белую пешку на е4, — ходи, главный верующий.
© ЧеширКо
— Меня? — улыбнулся Бог, расставляя фигуры на доске.
— А кого? Не меня же, — засмеялся Дьявол, — а вообще, запомни уже навсегда. Я тебе сто раз уже говорил. Кто больше всех в тебя верит? Даже не так. Кто на сто процентов уверен в твоем существовании и его вера в это непоколебима?
— Кто?
— Тот, кто тебе сейчас поставит мат в три хода, — засмеялся Дьявол и потер руки, — а я что, опять черными играю, что ли?
— Ну… Как обычно, — улыбнулся Бог и поставил белую пешку на е4, — ходи, главный верующий.
© ЧеширКо — Дневники. Онлайн, 2015
Второе пришествие
Мужчина напоследок посмотрел в зеркало, поправил прическу и вышел из квартиры.
— Ты что, правда собрался, что ли? — сосед стоял у своей двери и крутил в руках связку ключей.
— Да, пора уже. И так уже сроки вышли, а я все никак не решусь.
— Ты даже не представляешь, что тебя там ждет, — сосед покачал головой и сочувствующим взглядом посмотрел на мужчину. — Ты, вообще, в голове своей представлял эту встречу?
— А зачем? Как будет, так будет.
— Ты погоди, не торопись. Вот куда ты пойдешь? Что ты им скажешь?
Мужчина, уже успевший шагнуть вниз по лестнице, остановился и задумался.
— Прям вот выйдешь на площадь какую-нибудь и скажешь: «Здрасти, я — бог, сейчас все строимся и организованной колонной идем в суд»? Так, что ли?
— Конечно, нет. Я спущусь с небес, люди увидят меня и поймут, что это второе мое пришествие.
— Ты знаешь, пока тебя там не было, люди уже привыкли к тому, что с небес может спуститься кто угодно и что угодно. Они уже в космос полвека летают. Не в курсе?
— Ну и что? Думаешь, они меня не узнают?
— А что, у них есть твое фото?
Мужчина в нерешительности потер подбородок.
— Тогда я явлю им чудо, и они поймут, кто я.
— Например? — улыбнулся сосед. Судя по всему, этот разговор его очень забавлял.
— Да не нужно даже придумывать ничего нового. Превращу воду в вино, например.
Смех соседа раскатился по подъезду громким эхом.
— Смешно. Они это уже сами умеют. А еще могут ядра атомов расщеплять и разговаривать, находясь за тысячи километров друг от друга.
— Ну, по воде пройдусь.
— О! Кстати, хорошая мысль! Сразу станешь популярным фокусником. Будут по телевизору тебя показывать, слава, деньги… — сосед мечтательно подкатил глаза к потолку.
— Да какие деньги? О чем ты говоришь?
— Большие деньги, большие… Только, по-моему, этим уже кто-то там занимается, поэтому тебе придется придумать что-нибудь новое.
Мужчина серьезно посмотрел в глаза своему собеседнику.
— Ты сейчас шутишь? Я — бог! Я создал этот мир! Как они могут не поверить в это?
— А как ты собираешься им это доказать, а? С чего ты взял, что они будут верить тебе на слово? Они сами себе не верят, не то, что богу… Выросли твои детки.
— Ты меня тут с толку не сбивай! Ты это просто специально говоришь, чтобы битву нашу отложить.
— Битву? — усмехнулся сосед, — ты думаешь, на нее кто-нибудь пойдет? Держи карман шире. Каждый из них запасется попкорном и будет дома у телевизора ждать трансляцию. Битвы и войны для них сейчас интереснее сериалов. Сами, правда, не ходят на них, а поглазеть, как люди друг друга изничтожают — это они завсегда рады. Это ведь эмоции, адреналин, понимаешь? Иногда им это надоедает и тогда они говорят: «Да сколько можно! Не показывайте нам это! Надоело уже! Хватит!» И знаешь, что они делают?
— Что?
— Никогда не угадаешь, — усмехнулся сосед, — когда им это надоедает, они переключают канал. Не пытаются остановить войну, не борются с ней. Они переключают канал, тем самым ставя чужие жизни и смерти в один ряд с комедиями, мультфильмами и кулинарными шоу. Это для них равнозначно. А что? Переключил и всё… Ничего нет. Война исчезла, детишки не гибнут, все сразу наладилось. Хватит адреналина, теперь время варить борщ по новому рецепту от очередной телезвезды… Вот такие у тебя дети. Как ты собираешься им доказать, что ты — это ты?
— Неужели все, что ты говоришь — правда? Что же мне делать тогда? — мужчина задумался. — Может быть, обратиться к их властям? С их помощью и поддержкой люди быстрее поверят в меня.
Сосед снова рассмеялся и, отойдя от двери, присел на первую ступень лестницы.
— Ты меня сегодня веселишь прям! Ты правильно сказал: «к властям». А власть у них — самая любимая игрушка. Ее хотят иметь все. Вот и представь, сидят они себе, играются, а тут приходишь ты, эдакий главный начальник, и говоришь: «Всё! Теперь все равны друг перед другом! С этого момента наступает рай на земле. Теперь все одинаковые, я вас всех люблю…» И так далее, что там ты еще им обычно говоришь… Думаешь, обрадуются они? Ты ж у них игрушку отнимешь! А для ребенка хуже нет, чем лишиться ее. Они тебе быстренько повторение твоей истории устроят.
— Ну вот же! — обрадовался мужчина. — Тогда я пойду к обычным людям и скажу то же самое!
— Ага, — кивнул сосед, — там те же яйца, только в профиль. Только у обычных людей самое дорогое, что есть — это спокойная жизнь. А тут приходишь ты и предлагаешь этот покой у них забрать. И вообще, им, на самом деле, не нужно это твое равенство, понимаешь? Их система ценностей основывается на различии. Они чувствуют себя счастливее, когда становятся в чем-то лучше других.
— Ну… Знаешь, с какой-то стороны, это хорошо.
— Что хорошо?
— Что каждый из них хочет стать лучше, добрее, честнее, искреннее.
Сосед закрыл ладонями лицо и затрясся в беззвучном смехе. Немного отдышавшись, он продолжил разговор.
— Добрее… Какой же ты смешной… Лучше в их понимании — это не добрее. Это богаче, статуснее, круче. Понимаешь, нет? Если одного машина дороже, то он лучше. Если он работает в престижной компании, то он еще лучше. Твои ценности никому не интересны уже давно. А ты хочешь сделать всех равными. Нет, так уже не получится…
— Если это правда, то я очень возмущен! — мужчина скрестил руки на груди и насупился. — Тогда тем более нужно идти к ним.
— Опять двадцать пять… — вздохнул сосед, — возвращаемся к началу. Как ты им докажешь, что ты бог?
— Да ничего я не собираюсь доказывать! Тебя с собой возьму, например. Будешь моим свидетелем.
— Ну конечно. То хоть один душевнобольной в психушку отправится, а то ты и мне предлагаешь с тобой в палате лежать, да? Нетушки, я тут как-нибудь.
— Значит, не пойдешь?
— Нет, конечно, — сосед поднялся на ноги.
— Ну и ладно, я сам тогда справлюсь.
— Да иди на здоровье! Только будь готов к тому, что ты там станешь посмешищем. В лучшем случае, тебя никто не будет слушать, в худшем — покажут по телевизору. В конце выпуска новостей. Там обычно всяких смешных дурачков показывают. Чудесами своими ты никого не удивишь. А если и удивишь, то они быстренько все объяснят с помощью науки. А если не получится объяснить, то скажут, что это все видеомонтаж, и пойдут по своим делам. Если тебе очень повезет, то ты станешь основателем новой секты. Соберешь тысяч десять человек, которые действительно будут верить в то, что ты — это ты. Затем какой-нибудь особо рьяный твой фанатик в споре со своим другом убьет его, и твою секту прикроют. Тебя назовут преступником и будут преследовать. В общем, в твоей жизни это уже было. Хочешь повторения — вперед! Но одно я могу тебе сказать точно — ничего ты там не добьешься. Они не изменились. Они точно так же любят просить тебя о помощи, но терпеть не могут, когда ты суешься в их жизнь и пытаешься кардинально ее изменить.
Сосед закончил свою речь и замолчал.
— То есть, нет смысла? — мужчина разочарованно вздохнул.
— Пока нет. Как наступит нужный момент, я тебе сразу скажу, — сосед похлопал его по плечу.
— А ты куда? — спросил мужчина, уже подходя к двери, из которой он вышел несколько минут назад.
— По делам, — не оборачиваясь, сквозь злорадную ухмылку, ответил сосед и принялся спускаться по лестнице.
Звонок в дверь раздался, как всегда, неожиданно. Вздохнув, мужчина встал из-за стола и неспеша направился к двери.
— Добрый день! — две пожилые женщины расплылись в масляных улыбках.
— Здрасти, вы к кому?
— Скажите, пожалуйста, вы верите в Бога?
Мужчина обернулся через плечо, и в чем-то удостоверившись, вернулся к разговфору.
— В какого Бога?
— Как это — в какого? — опешили женщины и даже как-то осуждающе посмотрели на мужчину, — он один, вообще-то!
— Один Бог? А по-моему, если выстроить всех богов, в которых верят люди, в одну линию, и попросить их расчитаться на первый-второй, то последний скажет свой номер как раз за секунду до того, как погаснет Солнце.- Один Бог? А, по-моему, если выстроить всех богов, в которых верят люди, в одну линию, и попросить их рассчитаться на первый-второй, то последний скажет свой номер как раз за секунду до того, как погаснет Солнце.
Лица женщин, сначала удивленные, потихоньку стали приходить в обычное, радостно-печальное состояние.
— Вы ошибаетесь, мужчина! Бог — один и это…
— …и это, конечно же именно тот, в которого верите вы, верно? — закончил фразу мужчина и вопросительно посмотрел на обеих миссионерок.
— Ну, естественно…
— А остальные — дураки? И вы в их глазах тоже дураки, так ведь выходит?
— Почему же дураки? Просто эти заблудшие души еще не пришли к истинному Богу. Это такое испытание, которое должен пройти каждый.
Мужчина протер рукой глаза и усталым взглядом посмотрел на женщин.
— Тогда сразу вопрос: скажите, пожалуйста, как вы определили, что ваш Бог — настоящий, а боги племени папуасов — подделка?
— Ну это же очевидно, — рассмеялась одна из них.
— Для меня — не очень, — вздохнул мужчина, — может быть, поясните?
— Просто нужно в это верить, понимаете?
— Я не верю. Что дальше?
— Тогда нам не о чем с вами говорить.
— Подождите, подождите, — заторопился мужчина, заметив, что женщины собрались уходить, — я выберу другой вариант. Допустим, я верю, но не в вашего, а в другого. Тогда что?
— В какого?
— Нууу… Я верю в Бога Пупырышка. Он очень добрый, не заставляет меня убивать тех, кто в него не верит, не настаивает на посещении храмов и еще говорит, что между ним и мной не должно быть посредников. А все, кто пытается этим посредником стать, тот обманщик и лжец. Вот так вот… Вы, наверное, не слышали еще про такого Бога. К сожалению, он новый и у него еще нет денег на раскрутку своего имени. Мало людей, непродуманная маркетинговая политика и так далее. Ну, вы понимаете, о чем я, правда?
— Мы, между прочим, разговариваем с вами на серьезные темы, а вы тут шутите, — обиженно пробормотала женщина и осуждающе покачала головой, — нет такого Бога.
— Хорошо, следующий вопрос. Вы верите в Дьявола?
— Конечно нет! — в один голос вскрикнули женщины.
— Нет? Странно… То есть, по вашему, его не существует?
— Ну… Существует, но мы… Как бы…
— Я помогу вам, — улыбнулся мужчина, — вы верите, в то, что он существует, но вы ему не поклоняетесь. Так?
— Да.
— То есть, вы все же в него верите?
— Нет!!! Как вы такое можете говорить?
— Но вы же сами сейчас сказали, что… — мужчина почесал затылок и вопросительно посмотрел на гостей.
— Что вы все выворачиваете? Ни в какого Дьявола мы не верим!
— То есть его нет?
— Он может быть… Но это… Да ну вас! Пойдем отсюда, он больной какой-то, — женщина схватила вторую за руку и потащила вниз по лестнице.
— Всего вам доброго, — улыбнулся мужчина и закрыл дверь.
Улыбаясь, он прошел на кухню и сел за стол.
— Слышал? — обратился он ко второму мужчине в белом, сидевшему напротив.
— Ага, — кивнул тот.
— И что скажешь?
Мужчина в белом пожал плечами и развёл руки в стороны.
— А мое мнение не поменялось, — зевнув, сказал Дьявол и откинулся на спинку стула, — помнишь, что я тебе всегда говорил?
— Насчет чего? — наморщил лоб Бог, доставая из стола шахматную доску.
— Насчет веры в тебя.
— И что ты говорил, я что-то забыл?
— Да то, что люди скорее перегрызут друг другу глотки, чем сойдутся в чем-то. Их хлебом не корми, дай только унизить кого-нибудь, чье мнение насчет религии расходится с их мнением. Причем аргументами они совсем не оперируют. Все на вере, на вере… Я бы хотел бы посмотреть на мир, если бы ты его создал основываясь только на вере в то, что все, возможно, получится.
— Ну и что ты предлагаешь мне делать?
— Я? — усмехнулся Дьявол, — я вообще ничего не предлагаю. Просто размышляю вслух. Вот смотри, — он протянул руку к подоконнику и взял из, стоящей там вазы, яблоко, — что это?
— Яблоко, — мельком взглянув на него, ответил Бог.
— А какого цвета?
— Желто… Ну, скорее желтое.
— А с моей стороны, скорее красное, а никакое не желтое. Так что ты не прав, ты — еретик. Сжечь на костре.
— Меня? — улыбнулся Бог, — расставляя фигуры на доске.
— А кого? Не меня же, — засмеялся Дьявол, — а вообще, запомни уже навсегда. Я тебе сто раз уже говорил. Кто больше всех в тебя верит? Даже не так. Кто на сто процентов уверен в твоем существовании и его вера в это непоколебима?
— Кто?
— Тот, кто тебе сейчас поставит мат в три хода, — засмеялся Дьявол и потер руки, — а я что, опять черными играю что ли?
— Ну… Как обычно, — улыбнулся Бог и поставил белую пешку на е4, — ходи, главный верующий.
ЧеширКо Дневники онлайн