СИМЕОН (ТОМАЧИНСКИЙ)
Иером. Симеон (Томачинский)
Симеон (Томачинский) (род. 1973), архимандрит, ректор Курской духовной семинарии
В миру Владислав Викторович Томачинский , родился 13 июля 1973 года в городе Москве.
В 1990 году окончил среднюю школу № 593.
В 1991 году поступил на филологический факультет Московского государственного университета, который окончил в 1996 году.
С 1995 по 1999 год — главный редактор студенческой православной газеты МГУ «Татьянин День», алтарник храма святой мученицы Татианы при МГУ.
В 1996 году поступил в аспирантуру кафедры русской литературы XIX века филологического факультета МГУ. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «»Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя: Своеобразие поэтики». Кандидат филологических наук.
В 1999 году поступил послушником в Московский Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
С 2000 по 2003 год — ответственный редактор сайта «Православие.ру».
8 апреля 2003 году был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Симеона (Желнина) Псково-Печерского.
30 ноября того же года был рукоположен в сан иеродиакона.
8 сентября 2004 года рукоположен в сан иеромонаха.
С 2003 по 2014 год — директор издательства Сретенского монастыря.
В 2006-2007 годы заочно дистанционно учился на факультете издательского дела и редактирования Московского государственного университета печати.
В 2008 году окончил Сретенскую духовную семинарию.
С 2009 по 2014 год — преподаватель курса зарубежной литературы Сретенской духовной семинарии.
В 2012 году поступил на заочное отделение аспирантуры Московской духовной академии.
В сентябре 2014 года был назначен преподавателем русской и зарубежной литературы в Московской духовной академии.
25 декабря того же года был назначен ректором Курской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита .
6 января 2015 года был возведён в сан архимандрита митрополитом Курским Германом (Моралиным) в Знаменском кафедральном соборе города Курска.
5 марта 2019 года на заседании Диссертационного совета № 2 Московской духовной академии представил диссертацию «Влияние «Божественной комедии» Данте на формирование представления о чистилище в Римо-католическом мире: XIV-XV вв.» (Научный руководитель: профессор протоиерей Максим Козлов, кандидат богословия). Официальными оппонентами работы отца Симеона выступили заведующий кафедрой зарубежной литературы Литературного института им. М. Горького, доктор филологических наук, профессор Б.Н. Тарасов и первый проректор Казанской духовной семинарии, кандидат богословия, доцент игумен Евфимий (Моисеев). Диссертант успешно ответил на замечания оппонентов и вопросы членов Диссертационного совета. По итогам обсуждения Совет принял решение ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Кириллом о присуждении отцу Симеону степени кандидата богословия.
Тезоименитство — 5/18 января.
Награды
- набедренник (2005)
- патриаршая грамота (2010)
- орден Украинской Православной Церкви прп. Нестора Летописца 1-й степени (2010)
- наперсный крест (2011)
Сочинения
- «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя: Своеобразие поэтики», М., 1999, 144 стр.
- «Монашество в истории русской словесности», доклад прочитан 8 ноября 2013 года на Славянских чтениях в Киево-Печерской лавре:
- Публикации на сайте Православие.Ru:
- Публикации на сайте Богослов.Ru:
Видео
Передача «ПРОчтение», выпуск 1, ведущий о. Симеон (Томачинский), 2011 год
Использованные материалы
Электронный каталог Российской государственной библиотеки —
«Назначен новый ректор Курской духовной семинарии», официальный сайт Русской Православной Церкви, 26 декабря 2014,
Слово Первосвятителя
Наверное, нет ни одного учебника истории, где бы говорилось о блаженной Ксении Петербургской, память которой мы сегодня празднуем. Зато в каждом учебнике истории обязательно будет рассказ о Наполеоне и его деяниях. Два этих человека жили примерно в одно время – на рубеже XVIII-XIX веков. Действительно ли их вклад в историю совершенно несоизмерим?
Деяния Наполеона известны: сотни тысяч погибших (некоторые из них были похоронены здесь, в Сретенском монастыре); разоренные ограбленные храмы, причем не только в России, но и, например, в Венеции, да и по всей Европе; разрушенные судьбы многих людей. Огромным было в свое время и духовное влияние Наполеона, о чем свидетельствуют в частности произведения Толстого, Достоевского. Раскольников, терзаемый сомнениями, «тварь ли я дрожащая или право имею», кромсал топором старуху-процентщицу, можно сказать, с именем Наполеона на устах…
Житие блаженной Ксении нам также хорошо известно: в 26 лет, совсем молодой женщиной, она внезапно стала вдовой и приняла на себя подвиг юродства, отказавшись от дома, скитаясь в своих неизменных красной кофте и зеленой юбке или зеленой кофте и красной юбке, подвергаясь постоянным насмешкам и оскорблениям, пребывая в непрестанной молитве. За свой непонятный для мира многолетний подвиг блаженная Ксения получила от Бога благодать скорой и действенной помощи людям – ее участие в тысячах судеб проявлялось ярко и торжествующе.
Ее особый дар состоял в устройстве семейной жизни многих людей. Так, однажды, придя к семье Голубевых, блаженная Ксения объявила 17-летней девушке: «Ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!» Смущенная девица не знала, что и ответить на столь странные слова, но блаженная Ксения буквально палкой заставила ее отправиться на Охтинское кладбище Санкт-Петербурга. Там хоронил свою молодую жену, скончавшуюся при родах, один доктор, безутешно рыдавший и наконец лишившийся чувств. Голубевы, как могли, пытались утешить его. Так состоялось их знакомство. Через некоторое время оно продолжилось, а год спустя доктор сделал дочери Голубевой предложение, и брак их оказался в высшей степени счастливым. Такие случаи помощи блаженной Ксении в устроении семьи бесчисленны – она поистине стала созидателем человеческих судеб.
Наполеон похоронен в центре Парижа, в соборе Дома инвалидов, и туристы охотно приходят поглазеть на его саркофаг из красного порфира, установленный на зеленом гранитном пьедестале. Никто не приходит помолиться или попросить его о чем-то; для современного человека Наполеон – это просто музейный экспонат, заспиртованное прошлое. Его влияние сегодня ничтожно – в лучшем случае заезженный материал для кинематографа или псевдоисторических упражнений начинающего графомана.
Могила блаженной Ксении вот уже более 200 лет является источником исцелений, действенной помощью в трудных обстоятельствах, разрешением неразрешимых проблем. Так, одному человеку, страдавшему винопитием, явилась блаженная Ксения и грозно сказала: «Брось пить! Слезы матери и жены твоей затопили могилу мою». Надо ли говорить, что этот человек больше не притрагивался к бутылке?
Ежедневно у могилы блаженной Ксении собирались (и продолжают собираться) тысячи людей и просили ее о помощи, оставляли записочки с криком о помощи, и этими записками, как гирляндами, была постоянно увешена часовня святой. Сотни, тысячи, миллионы записок призывали ее имя – а была ли хоть одна подобная записка у могилы Наполеона из красного порфира на зеленом пьедестале?
В современной исторической науке все большее распространение получает термин «социальная история». Это весьма перспективное направление, говорящее о важности простых человеческих судеб, о значении «малых дел» в жизни общества, об определяющей роли рядовых людей в историческом процессе.
Не нужно думать, будто история вершится сильными мира сего, на политическом Олимпе; история – это совсем не то, что нам показывают по телевидению. Подлинная история происходит в человеческом сердце, и если человек очищает себя молитвой, покаянием, смирением, терпением скорбей, то его участие в своей судьбе, а значит в судьбе окружающих, а значит – и во всей человеческой истории – неизмеримо возрастает.
Блаженная Ксения не руководила государством, не собирала многотысячных армий, не вела их в завоевательные походы; она просто молилась, постилась, смиряла свою душу и терпела все обиды – но ее влияние на человеческую историю оказалось неизмеримо большим, чем влияние любого наполеона. Хотя об этом и не говорят учебники истории…
Об этом, впрочем, говорит нам Христос в Евангелии: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» На примере Наполеона и блаженной Ксении эти слова получают еще большую убедительность.
История вершится не в Кремле и не в Белом Доме, не в Брюсселе и не в Страсбурге, а здесь и сейчас – в нашем сердце, если оно открывается Богу и людям.
Православие.ru