Содержание
- Шедевры итальянского Возрождения в Пушкинском музее
- Новости
- Пушкинский музей представил шедевры венецианского Возрождения
- Коллекционирование в Европе в эпоху Возрождения и Просвещения
- Музей Ренессанса
- Музей эпохи Возрождения — Галерея Уффици
- 1. Джотто (1267—1337 гг.)
- 2. Мазаччо (1401—1428 гг.)
- 3. Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.)
- 4. Микеланджело (1475—1564 гг.)
- 5. Рафаэль (1483—1520 гг.)
- 6. Тициан (1488-1576 гг).
- В чем загадка 10 известных картин эпохи Ренессанса, которыми любуются на протяжении веков
- 1. Весна
- 2. Поцелуй Иуды
- 3. Афинская школа
- 4. Тайная вечеря
- 5. Рождение Венеры
- 6. Сотворение Адама
- 7. Страшный суд
- 8. Мона Лиза
- 9. Успение Богородицы
- 10. Сикстинская Мадонна
- Выставка в Пушкинском музее работ венецианских художников XVIII века
- Работы Вима Дельвуа покажут на выставке «Тату» в Пушкинском музее
- Какой предстает Венеция на выставке «От Тьеполо до Каналетто и Гварди»
- Искусство Венеции на выставке в Пушкинском
- В маске
- Три источника
Шедевры итальянского Возрождения в Пушкинском музее
Эпоху Возрождения часто сравнивают с мрачным тысячелетием Средневековья (от падения Западной Римской империи во второй половине V века, до итальянского Ренессанса). Тысячу лет человечество якобы не могло преодолеть застой и регресс, а после Возрождения начался расцвет культуры. следуя этой логике, во времена Средневековья наблюдался сплошной застой и даже регресс, а вот в эпоху Ренессанса начался несомненный прогресс, обращение к человеку…
На самом деле все далеко не так просто и однозначно. У европейского Средневековья были свои взлеты и падения, а знаменитый французский медиевист Жак ле Гофф говорил о «долгом Средневековье», которое завершилось лишь к началу XIX века.
Впрочем, эпоха Возрождения подарила миру образцы высокого искусства Убедиться в этом можно на выставке, которая проходит в ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Академии Каррара, одного из известных музеев Италии, который находится в городе Бергамо.
На выставке представлено 58 произведений живописи художников эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других. Эти произведения позволят зрителю проследить развитие искусства Италии в XV – XVI веках.
В отличие от средневекового искусства, для эпохи Возрождения характерен антропоцентризм, когда центром мироздания считается человек, его тело, чувства и разум. Но художники того времени были далеки от неверия в Бога и обращались в своих работах к религиозным сюжетам.
Посетители выставки смогут увидеть, как события Священной истории осмыслялись живописцами эпохи Возрождения.
Кстати, на некоторых из итальянских мастеров повлияла византийская традиция: после падения Византии в 1453 году многие художники переехали в Италию.
Предлагаем читателям небольшую «прогулку» по выставке, с остановками у некоторых работ.
Беноццо Гоццоли «Мадонна Смирение» (около 1449 – 1450).
Совсем маленькая работа живописца эпохи Раннего Возрождения притягивает зрителя своей красочностью и декоративностью. Золотое покрывало, роскошные одеяния, земля, напоминающая богатый яркий ковер. Кажется, что перед нами сказочный сад. И на фоне это красоты –смиренный лик Девы Марии. То есть это не просто сад, а символ целомудрия. Как в Песне песней Соломона «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4:12).
Витторе Карпаччо «Рождество Богоматери»
Витторе Карпаччо «Рождество Богоматери» (1502 – 1504)
Работа из цикла, написанного для Скуолы дельи Альбанези в Венеции – религиозно-благотворительного братства, объединявшего беженцев из Даллации, которые спасались от турок. События картины развиваются в венецианском палаццо. Тщательно выписанные детали интерьера, спокойные жесты многочисленных персонажей: перед зрителем – целая Вселенная, не ограничивающаяся домом, ведь анфилада комнат уводит взгляд и дальше – во двор.
«Воскресение Христово»
Работа практически не известного в России автора Джованни Бонконсильо (Марескалько). (Между 1525-1530 годом). В руке Христа, возвышающегося на фоне закатного неба, флаг, который говорит о Его победе над смертью, о Его триумфе. Триумфе, который не видят уснувшие в нелепых позах странники. Наверное, поэтому, следы страданий и истязаний практически не заметны, даются лишь намеком.
«Благословляющий Спаситель».
Совсем иначе выглядит Христос в работе Сандро Боттичелли (1495-1500) В сознании многих людей Боттичелли – создатель изящных, полных гармонии женских образов. В этой работе речи о гармонии быть не может. Ведь перед зрителем – благословение страдающего Христа.
Картина написана уже после того, как Боттичелли услышал проповеди Савонаролы. Пламенный проповедник изменил взгляды художника. Боттичелли постепенно осознал трагичность мира.
«Положение во гроб»
«Положение во гроб»
Ужас смерти можно увидеть в работе Лоренцо Лотто (1513 – 1517). Богоматерь с постаревшим, искаженным от внутренней боли лицом. Мужчины – участники погребального трагического действа – заняты, кто поправляет плащаницу, кто пытается положить тело Учителя в место Его последнего упокоения. Один из героев даже поставил ногу на гроб, чтобы было удобнее. Художник внимателен к деталям: на переднем плане – гвозди, терновый венец, чуть дальше от них – молоток, свернутая веревка, инструмент для вытаскивания гвоздей. Произведение очень эмоционально, кажется, что можно услышать звуки того горя, которое испытывают герои.
«Рождество Христово»
Работа Пьетро Перуджино (около 1504 года) наполнена спокойствием, ясностью и чистотой. Зрители словно включаются в молитвенное благоговейное предстояние перед Младенцем, вместе с Девой Марией, святым Иосифом, пастухами…
«Портрет девочки из семейства Редетти»
«Портрет девочки из семейства Редетти»
Не очень знаком широкому кругу российских зрителей один из крупнейших портретистов XVI века Джованни Баттиста Морони. На выставке в пушкинском не отпускает от себя маленькая работа (около 1570) – проникновенный трогательный детский портрет.
«Мадонна с Младенцем»
Работа, которую начал Антонелла да Мессина, а потом в 1480 году закончил Якопо ди Антонелло Младенец сидит на подушке и держит в руках две вишни.
На выставке можно увидеть, как художник по-разному подходит к раскрытию одного и того же сюжета. «Мадонна с младенцем» (1476) Джованни Беллини, которого называют реформатором венецианской живописи, наполнена скорбным предчувствием.
Дева Мария словно пытается защитить, удержать Младенца, понимая, что сделать этого невозможно. Особую сдержанную трагичность подчеркивает и синиее одеяние Девы Марии, и темный фон.
В работе Беллини под таким же названием, написанной в 1485 – 1487 году, трагизм смягчен, но взгляд Девы Мари остается грустным. В целом здесь больше гармонии, спокойствия.
Очень интересны работы миланских живописцев Винченцо Фоппы («Голгофа», 1450) и Амброджо Бергоньоне (две створки полиптиха «Мадонна делла Роза», 1515), а также знаменитого феррарского художника Козимо Туры («Мадонна с младенцем», 1460-1465).
Выставка в Пушкинском музее продлится до конца июля.
Работы, представленные в Пушкинском музее, дают возможность посетителям задуматься, почему Алексей Федорович Лосев в своем труде «Эстетика Возрождения» писал: «У теоретиков возрожденческой эстетики встречается, например, такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска вдруг спадает и перед нами оголяется творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения тоже понимали как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпренимательским духом восходящей буржуазии».
Далее Лосев пишет: «…все гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутврежденной человеческой личности чрезвычайно остро, глубоко и вплоть до настоящего трагизма ощущают ограниченность и беспомощность человеческого субъекта». Как-то не очень сочетается с привычным энегельсовским, вроде безоговорочным и радостным: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов…» ?
Новости
У кого учился Тициан и другие прославленные художники? Ответ на этот вопрос дает новая экспозиция в музее изобразительных искусств имени Пушкина. В Год туризма Италии в России в Москву привезли более полусотни произведений живописи мастеров эпохи Возрождения. Выставка дарит знатокам и любителям редкий шанс проследить развитие искусства Италии в один из самых интересных моментов истории. Рассказывают «Новости культуры».
Это объявление в Пушкинском музее означает, что скоро здесь откроется новая выставка. Экспозиция, которую сейчас готовят в этом зале, особенная. За последние годы постоянные посетители музея уже привыкли, что по личной инициативе предыдущего посла Италии в России Антонио Дзанарди Ланди пару раз в году сюда привозили шедевры из лучших музеев страны. После того, как глава дипмиссии поменялся, возникла пауза. И вот – не один шедевр, а сразу 58 полотен из академии Каррара в Бергамо. Этот музей, расположенный на севере Италии, по числу хранящихся в нем шедевров превосходит многие прославленные музейные коллекции.
«И вот мы получаем из этого замечательного музея совершенно отборные, самые важные вещи из этого собрания, о которых можно только мечтать, – рассказывает директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Марина Лошак. – Учитывая добрые отношения этого музея с нашим музеем, мы получили вещи, которые никогда не уезжали из Бергамо».
Вот лишь немногие имена, одно перечисление которых заставляет учащенно биться сердца российских кураторов: Пизанелло, Беллини, Боттичелли, Перуджино, Карпаччо, Лотто. О каждой картине, извлекаемой из специальных контейнеров для перевозки, куратор Виктория Маркова готова рассказывать часами.
«Если говорить о великих именах в абсолютном измерении истории искусства, то есть великих на все времена, то это, конечно, Джованни Беллини, – считает Виктория Маркова. – Тициан был его учеником, другие прославленные художники, вот он был первым. В России произведений этого художника нет».
Пушкинский музей неоднократно предпринимал попытки получить работы Беллини на выставку, но каждый раз получал отказ итальянских музеев. Академия Каррара предоставила сразу две картины Беллини. Вторая, также образ Богоматери с Младенцем, центральное полотно всей экспозиции. Такая щедрость имеет свое объяснение. С 2008 года Академия Каррара закрылась на реконструкцию, с того времени собрание путешествует по миру, уже побывало в Америке, Канаде, Австралии.
«До сих пор мы делали по одной выставке в год, каждая длится примерно три месяца, – говорит директор Академии Каррара Джованни Валагусса. – Картины для выставок в разных странах менялись. Не было такого, чтобы одно произведение перманентно путешествовало по миру. Выставка в Москве – финал этого турне, поскольку в декабре наш музей снова откроет свои двери».
Академия Каррара возникла в конце XVIII века. Ее создателем был страстный коллекционер граф Джакомо Каррара. В 1793-м году он подарил свою коллекцию городу Бергамо. Многие имена, широко известные на Западе, российскому зрителю практически не знакомы. По словам куратора, это объясняется причудливостью формирования российских собраний западной живописи.
«Очень часто так складывается, что в нашей стране возникают свои приоритеты в области искусства, что-то известно, а что-то нет, – рассказывает куратор выставки Людмила Маркова. – И мы часто думаем, что так, как мы думаем – так оно и есть. И часто это зависит от того, какими произведениями располагают наши коллекции».
В Пушкинском музее все-таки есть как минимум одна картина, которая может составить серьезную конкуренцию итальянцам. Якопо Пальма-старший, «Святое собеседование». Работа, очень похожая на ту, что привезли из Бергамо. Только российский Пальма, по словам куратора, гораздо лучше. Но Джованни Валагусса об этом не знает. Пока он тщательно фиксирует каждый момент. Снимки, сделанные на выставке в Москве, войдут в фотолетопись академии Каррара.
Новости культуры
Пушкинский музей представил шедевры венецианского Возрождения
ГМИИ имени Пушкина открыл одну из самых ожидаемых выставок года: «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России». 23 полотна, в том числе из церквей и частных собраний, демонстрируют различные жанры в творчестве трех мастеров XVI века и дают зрителю наглядное представление о различиях и общих чертах их стилей.
Одна из главных фигур итальянского Возрождения, Тициан, представлен всего четырьмя работами. Но каждая из них — жемчужина. Центральное место отведено «Саломее» (1515) — удивительному по красоте и в то же время внутренне противоречивому раннему полотну живописца. Падчерица царя Ирода, потребовавшая в награду за танец обезглавить Иоанна Крестителя, изображена кроткой девушкой с едва заметной полуулыбкой. И если бы не блюдо с головой святого у нее в руках, она вполне могла бы показаться зрителю Мадонной. Острый конфликт у Тициана уходит на второй план, и даже такой драматичный сюжет художник наполняет гармонией.
Еще один экспонат — «Венера и Адонис» — претендует на статус главной сенсации выставки. До недавнего времени полотно, принадлежащее российскому фонду «Классика» и публично не экспонировавшееся, считалось поздней копией тициановского шедевра из Прадо. Но главный научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина Виктория Маркова атрибутировала картину как собственноручную работу Тициана, причем более раннюю и служившую для мадридского варианта образцом. Западные коллеги поддержали нашего ученого.
— Музей Прадо провел целый комплекс исследований своего полотна, в процессе которых под красочным слоем был обнаружен подготовительный рисунок, переведенный по методу калькирования с картины, принадлежащей фонду «Классика», — рассказала Виктория Маркова. — Таким образом, именно ее следует считать первой версией знаменитой композиции, послужившей образцом для многочисленных повторений. К такому выводу пришли сотрудники Прадо.
Два других полотна Тициана на выставке — алтарный образ «Святой Иоанн Милостивый» из венецианской церкви Сан Джованни Элемозинарио и портрет кардинала Алессандро Фарнезе, предоставленный Национальным музеем Неаполя, — демонстрируют мастерство создания психологического образа, что не отменяет впечатляющих колористических находок, за которые этого живописца особенно ценили современники.
Пушкинский не впервые привозит в Москву Тициана (в собрании самого ГМИИ отсутствующего). На выставке 2013 года можно было увидеть 11 работ гения. Жаль, что на этот раз его полотен так мало. Зато в отношении двух других мастеров — Веронезе и Тинторетто — итальянцы оказались щедрее. Младшие современники Тициана, авторы росписей основных церквей Венеции и Дворца дожей представлены на выставке преимущественно живописью на религиозные и мифологические сюжеты.
Прежде всего стоит отметить огромную «Тайную вечерю» Тинторетто, занимающую целую стену одного из залов музея и поражающую внутренним напряжением многофигурной композиции. Драматизм и динамика характерны и для других полотен Тинторетто, включенных в экспозицию, — «Снятие с креста», «Христос и грешница», «Святой Георгий, убивающий дракона», «Пирам и Фисба».
В свою очередь, Веронезе восхищает пластичностью, порой даже лиризмом образов. Достаточно упомянуть прибывшую из городского музея Виченцы «Мадонну с младенцем и святыми Петром и Екатериной Александрийской» — пример раннего творчества мастера, а также небольшую по размерам, но прелестную, полную игривого эротизма картину «Венера и Марс с Амуром и лошадью». Работа из Савойской галереи Турина разбавляет серьезность и пафос большинства экспонатов.
Для Пушкинского музея «Венеция Ренессанса» — продолжение предыдущего, осеннего «блокбастера» — выставки Рафаэля. В обоих случаях экспозиции составлены из шедевров итальянского Возрождения и демонстрируют столичной публике работы мастеров, до обидного скудно представленных в российских собраниях. Неудивительно, что очереди перед зданием на Волхонке выстроились снова. Но это как раз тот случай, когда долгое ожидание — и приезда картин в Россию, и возможности их увидеть — стоит того.
Коллекционирование в Европе в эпоху Возрождения и
Просвещения
Страница 1
Распространение в эпоху Возрождения художественного коллекционирования было связано с открытием специфической ценности произведений искусства, с большей, чем прежде, заинтересованностью собирателей в создании художественных коллекций. В течении художественного коллекционирования происходила «эмансипация от религиозных, политических, экономических потребностей культурно-эстетической потребности в собственно художественном общении. Такая эмансипация была обусловлена разрывом функциональных связей произведений искусства с нехудожественными сферами человеческой деятельности». Этот разрыв случился поначалу в восприятии искусства прошлого, чему способствовало коллекционирование, прежде всего, античных произведений, а затем постепенно и в самом современном искусстве. Все это привело к эмансипации искусства, которая является одним из важнейших для европейской культуры следствий ренессансных процессов.
Начало коллекционирования в средневековой Европе связано преимущественно с королевскими фамилиями, в чем проявилось определенное влияние, через Византию, наследия культуры античного Рима. Но нигде оно не достигло такого расцвета, как в Италии. В XII веке Венеция поддерживала морское первенство в Средиземном море, что повлияло на приток антикварных ценностей в метрополию.
Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV-XV вв. Многие состоятельные торговые дворы флорентийских купцов и аристократы увлекались составлением коллекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV-XVI вв. относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV-XV вв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткамеры», «кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пинакотеки». В XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии.
В Англии XVI-XVII веков в отличие от Франции, Испании, Австрии, проявлялся повышенный интерес к естественнонаучному и научно-техническому собирательству, коллекционированием занимались не только дворяне, но и ученые, садовники и врачи (коллекции Трейдескантов, Р.Мида, Дж.Кемпа). В этот период все коллекции в Англии носили комплексный характер, поэтому произведения изобразительного искусства имели значение и для зоологических, геологических, медицинских коллекций (рисунки растений, животных и т.п.).
В это время начинают создаваться те коллекции, которые легли в основу большинства европейских музеев.
Далее, в середине шестнадцатого века, возникают княжеские кунсткамеры. Они считались камерами чудес: в них было все — кокосовые орехи, страусиные яйца, китовый ус, рогозубы, кости мамонта, чучела крокодилов и уродцев, морские раковины, руды, каменные штуфы, бриллианты, алмазы, утварь и сосуды из серебра, золота и хрусталя, которые считались равноценными наряду с оружием и снаряжением, чертежами, графикой и печатными книгами, научными инструментами, манекенами, монетами, медалями, мелкой пластикой, молитвенными изображениями, статуями и всеми видами живописи.
Одну из самых известных кунсткамер устроил в 1560 году в Дрездене Август I Саксонский. Этот курфюрст собирал, покупая по случаю и заказывая, специальные приборы. Все вещи размещались в семи комнатах его дворца. После его смерти в 1587 году был заведен список, из которого следует, что эта кунсткамера была известна своими математическими и астрономическими инструментами, часами, астролябиями, письменными принадлежностями, весами и циркулями, зеркалами, не считая изображений римских императоров, портретов князей и картин на библейские темы или памятных изображений и таких, которые относились к выдающимся событиям. Там были ландкарты, носовые украшения кораблей и морские раковины, рога меч-рыбы, точеные пули, табакерки и кубки из дерева, слоновой кости, мрамора и серпентина, орудия всевозможных ремесел и художеств, баллистические инструменты, многочисленные книги, деревянные и медные гравюры с видами городов и античных руин или с изображениями родословных древ, кавалькад и турниров.
XVIII век ознаменовался появлением в странах Западной Европы множества научных коллекций. Немало стимулов к этому давало общее направление развития наук, где наряду с продолжением линии рационализма в математике и механике шли процессы накопления фактических данных и их эмпирического описания. Это. к примеру, выражалось в создании описаний и классификаций видов животных и растений (К. Линней. Ж. Бюффон) и в сос-тавлении географии растений (В. Гумбольдт). Многие ученые под влиянием веяний времени становились увлеченными коллекционерами, например. М.В.Ломоносов и И.В.Гете, известный не только как гениальный поэт и писатель, но и как естествоиспытатель и один из основоположников сравнительной анатомии. Уже в XIX веке Ч. Дарвин начинал свой путь в науку с составления коллекций минералов и насекомых. Следовательно, систематизаторская деятельность ученых XVIII века создала базу для появления в XIX веке эволюционных теорий.
Страницы: 1 2
Рекомендуем также:
Предметы, связанные с изготовлением тканей
При самом беглом обзоре русской крестьянской утвари, связанной с обработкой льна, прядением и ткачеством, нас может поразить изобилие орнаментики не только на таких заметных и в известной мере парадных предметах, как прялки и гребни, демо …
Искусство видеть
Зорко лишь сердце, самого главного глазами не увидишь . Как это не парадоксально звучит, но эта известная цитата удивительно точно характеризует искусство фотографии. Ведь чтобы понять, о чем говорит фото нужно активизировать не только з …
Значение Владимирского собора в истории страны и Церкви
Нестеров писал А. Бенуа 17 сентября 1896 года «В минувшем августе нам пришлось пережить памятные дни киевских праздников. 20 августа совершилось освящение Владимирского собора. Накануне была первая всенощная в соборе, всенощная, о которой …
Музей Ренессанса
Musée national de la Renaissance
Музей Ренессанса с богатейшей коллекцией художественных предметов быта владельцев дворцов и замков находится в 20 км севернее Парижа в городке Экуан.
Факты из истории
Ядро коллекции произведений искусства музея Ренессанса составило личное собрание Александра дю Сомерера. В 1843 году оно было приобретено государством у наследников археолога и первоначально стала основой художественного музея в бывшем аббатстве Клюни.
Его музейные фонды быстро пополнялись благодаря успешному комплектованию за счёт покупок коллекций и даров коллекционеров. Через 100 лет недостаток экспозиционных площадей стал одной из главных проблем музея Клюни.
Дебаты о создании в Париже самостоятельного музея искусства Ренессанса продолжались несколько десятилетий. Впервые мысль о необходимости в нём была высказана вскоре после окончания Второй мировой войны в 1948 году. Поиск подходящего здания растянулся более чем на 20 лет.
Окончательное решение разместить музей в замке Экуан было принято по предложению министра культуры Франции А. Мальро в 1969 году. Прежде чем он принял первых посетителей потребовалось провести реставрацию усадьбы и другие подготовительные работы. Открытие музея состоялось осенью 1977 года в присутствии президента Франции В. Жискар д’Эстена.
В залах музея
После принятие принципиального решения о создании музея Ренессанса в замке Экуан для него были отобраны произведения, созданные после 1400 года и до окончания XVII в. Они представляют весь спектр художественного творчества этой эпохи и распределены по музейным залам в соответствии с основными видами искусства.
Коллекция витражей музекя Ренессанса сформировалась из работ художников, доставленных сюда из пострадавших во время революции XVIII в. храмов. Среди самых заметных работ — портрет молящегося короля Франциска I из Сен-Шапель де Венсен и сцена из жизни апостола Павла из разрушенной в 1797 году парижской церкви св. Павла.
Жемчужиной собрания гобеленов замка считается бельгийский цикл «Давид и Вирсавия» начала XVI в. Он состоит из 10 произведений, общая длина которых составляет 75 м. и дает подробное представление о жизни при королевском дворе. К замечательным образцам этого искусства также относятся гобелены из брюссельской мастерской Ж. Бодуэна, созданные по эскизам Д. Романо и итальянский гобелен Б. Сквилли «Жизнь человека».
Собрание живописных полотен музея включает работы художника-маньериста Т. Дюбре с мифологическими сюжетами. Очень любопытна и написанная на дереве картина Г. Козарелли «Путешествие Улисса», созданная по «Одиссее» Гомера.
Значительное место в музее занимает коллекция старинной мебели и резных деревянных панелей. Сундуки, комоды, столы и стулья этой эпохи обильно украшены медальонами и гротескными фигурками. Широко представлены в замке Экуан и произведения резчиков из различных регионов страны: Шампани, Лотарингии, Бургундии, Иль-де-Франса.
Раздел экспозиции, посвященный декоративной керамике состоит из образцов дворцовой утвари. Также в значительном количестве здесь представлены фрагменты вымощенных керамической плиткой полов. выполненные по эскизам художников М. Абакеном, С. Серлио они украшали замок Палисси, дворец Тюильри и шато Экуан.
Хорошо представлена в музее эмалевая роспись, особенно лиможской школы. Л. Лимозен, П. Курте, С. де Корт создавали свои произведения для дворцов Франциска I и Генриха II. Их цветные эмали на медных пластинах изображают персонажей мифов и портреты религиозных деятелей.
В ювелирной коллекции большую ценность представляют изделия мастера немецкого происхождения В. Ямницера. Статуэтка Дафны, фигурка наутилуса, кубки и сосуды из золота и серебра украшают витрины этой части экспозиции.
Завершается посещение музея в отделе научных приборов и механизмов времен Ренессанса. Астролябии, часы, кадраны и первые автоматы составляют основу экспозиции. Особенно великолепна сделанная Г. Шлотхаймом механическая модель парусного корабля с движущимися фигурками и стреляющими пушками.
Как добраться
Музей эпохи Возрождения — Галерея Уффици
-
- Туризм в Флоренции
- Отели Флоренции
- B&B/мини-отели в Флоренции
- Турпакеты в Флоренцию
- Авиабилеты в Флоренцию
- Рестораны Флоренции
- Развлечения Флоренции
- Флоренция: магазины
- Форум путешественников о Флоренции
- Фото Флоренции
- Карта Флоренции
-
- Все отели Флоренции
- Спецпредложения отелей в Флоренции
- Горящие туры в Флоренции
- По типу отеля
- Флоренция: кемпинги
- Хостелы: Флоренция
- Флоренция: отели бизнес-класса
- Лучшие семейные отели Флоренции
- Романтические отели Флоренции
- Отели класса «люкс» в Флоренции
- Флоренция: спа-курорты
- Флоренция: эко отели
- Курорты: Флоренция
- По классу отеля
- Флоренция: 5-звездочные отели
- Флоренция: 4-звездочные отели
- Флоренция: 3-звездочные отели
- По сети отелей
- Отели UNA в Флоренции
- Отели Small Luxury Hotels of the World в Флоренции
- Отели Preferred Hotels & Resorts в Флоренции
- Отели The Leading Hotels Of The World в Флоренции
- Отели NH Hotels в Флоренции
- Отели B&B Hotels в Флоренции
- Отели Starhotels в Флоренции
- Отели Lungarno Collection в Флоренции
- Отели C-Hotels в Флоренции
- Отели Accor в Флоренции
- Отели Best Western в Флоренции
- Отели Hilton Hotels в Флоренции
- Популярные удобства
- Отели в Флоренции, где разрешено проживание домашних животных
- Oтели с бассейном в Флоренции
- Отели с бесплатной парковкой в Флоренции
- Популярные районы
- Отели Florence Historic Center
- Отели Santa Maria Novella
- Отели San Lorenzo
- Отели San Giovanni
- Отели Duomo
- Отели Uffizi
- Отели Piazza dell’Indipendenza
- Отели Piazza della Repubblica
- Отели Oltrarno
- Отели Santa Croce
- Популярные категории в Флоренции
- Отели В Центре Города в Флоренции
- Апарт-Отели в Флоренции
- Отели Со Скидкой в Флоренции
- Дизайнерские Отели в Флоренции
- Отели С Трансфером в Флоренции
- Отели с гидромассажной ванной в Флоренции
- Уникальные Отели в Флоренции
- Отели Для Медового Месяца в Флоренции
- Гольф-Отели в Флоренции
- Отели Флоренции с номерами для курящих
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Галерея Уффици
- Отели рядом — Площадь Микеланджело
- Отели рядом — Академия изящных искусств
- Отели рядом — Дуомо — Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
- Отели рядом — Piazza del Duomo
- Отели рядом — Ponte Vecchio
- Ж/д вокзалы поблизости
- Отели рядом — Siena Station
- Отели рядом — Firenze Santa Maria Novella Station
- Отели рядом — Станция Alamanni-Stazione Santa Maria Novella
- Отели рядом — Станция Porta al Prato-Leopolda Parco della musica
- Отели рядом — Firenze Campo di Marte Station
- Отели рядом — Станция Arcipressi Ronco corto
- Отели рядом — Станция Nenni-Torregalli Lupi di Toscana
- Отели рядом — Firenze Porta al Prato Station
- Отели рядом — Станция Cascine Olmi
- Отели рядом — Станция Federiga Foggini
- Аэропорты поблизости
- (PSA) Аэропорт Галилео Галилеи: отели поблизости
- (FLR) Аэропорт Перетола: отели поблизости
- Университеты поблизости
- Отели рядом — University of Florence
- Отели рядом — Istituto Universitario Europeo
- Отели рядом — European University Institute
-
- Флоренция: все рестораны
- Рестораны поблизости Галерея Уффици
- Популярные блюда
- Флоренция: Кебаб лучшего качества
- Флоренция: Мидии лучшего качества
- Флоренция: Профитроли лучшего качества
- Флоренция: Каннеллони лучшего качества
- Флоренция: Оссобуко лучшего качества
- Флоренция: Ризотто лучшего качества
- Флоренция: Кростини лучшего качества
- Флоренция: Триппа лучшего качества
- Флоренция: Минестроне лучшего качества
- Флоренция: Фокачча лучшего качества
- Флоренция: Вафли лучшего качества
- Флоренция: Макароны с сыром лучшего качества
- Флоренция: Эклеры лучшего качества
- Флоренция: Ребрышки лучшего качества
- Флоренция: Рыба-меч лучшего качества
-
- Флоренция: все развлечения
- Галерея Уффици: развлечения поблизости.
- Галерея Уффици: развлечения поблизости.
- Lungarno Annamaria Luisa de’ Medici
- Sonia Sanchez Guia Oficial Florencia
- Guidedflorence
- Ponte Vecchio
- City Wonders
- Loggia dei Lanzi
- Площадь Синьории
- City Florence Tours
- White Iris Beauty SPA by Lungarno Collection
- Museo Galileo — Institute and Museum of the History of Science
- Wilma Firenze
- Signature Italy Tours
- Corridoio Vasariano
- La Terrazza Rooftop Bar
- Walkabout Дневные туры по Флоренции
- Флоренция: Музеи
- Флоренция: Художественные галереи
- Флоренция: Музеи искусств
- Флоренция: Детские музеи
- Флоренция: Исторические музеи
- Флоренция: Музеи естествознания
- Флоренция: Научные музеи
- Флоренция: Обсерватории и планетарии
- Флоренция: Специализированные музеи
- Популярные категории в Флоренции
- Флоренция: Туры
- Флоренция: Аренда лодок
- Флоренция: Прогулки на гондоле
- Флоренция: Сплав на каяках и каноэ
- Флоренция: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Флоренция: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Флоренция: Пивные дегустации и туры
- Флоренция: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
- Флоренция: Рыболовные туры и чартеры
- Флоренция: Туры по местам с привидениями и вампирами
- Флоренция: Обзорные городские туры с остановками
- Флоренция: Туры по местам съемок кино- и телефильмов
- Флоренция: Частные туры
- Флоренция: Шопинг-туры
- Флоренция: Прогулки на лошадиной повозке
- Флоренция: Однодневные поездки
- Флоренция: Покупки
- Флоренция: Художественные галереи
- Флоренция: Антикварные магазины
- Флоренция: Универмаги
- Флоренция: Аутлеты
- Флоренция: Блошиные и уличные рынки
- Флоренция: Торговые центры
- Флоренция: Магазины сувениров и деликатесов
- Флоренция: Фермерские рынки
- Флоренция: Показы мод и фэшн-туры
- Флоренция: Шопинг-туры
- Флоренция: Достопримечательности и культурные объекты
- Флоренция: Архитектурные достопримечательности
- Флоренция: Мосты
- Флоренция: Кладбища
- Флоренция: Священные места и религиозные достопримечательности
- Флоренция: Образовательные объекты
- Флоренция: Правительственные здания
- Флоренция: Исторические достопримечательности
- Флоренция: Исторические места для прогулок
- Флоренция: Военные базы и объекты
- Флоренция: Памятники и статуи
- Флоренция: Смотровые площадки и башни
- Флоренция: Ранчо
- Флоренция: Культурные объекты и достопримечательности
- Флоренция: Обзорные площадки
- Флоренция: Университеты и школы
- Флоренция: Еда и напитки
- Флоренция: Винодельни и виноградники
- Флоренция: Пивоварни
- Флоренция: Пивные дегустации и туры
- Флоренция: Кофейные и чайные туры
- Флоренция: Кулинарные мастер-классы
- Флоренция: Гастрономические туры
- Флоренция: Винные туры и дегустации
- Флоренция: Винные бары
- Флоренция: Фермерские рынки
- Флоренция: Еда и напитки – другое
- Флоренция: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
- Флоренция: Активный отдых на открытом воздухе
- Флоренция: Пляжи
- Флоренция: Поля для гольфа
- Флоренция: Аренда снаряжения
- Флоренция: Аренда лодок
- Флоренция: Прогулки на гондоле
- Флоренция: Сплав на каяках и каноэ
- Флоренция: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Флоренция: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Флоренция: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
- Флоренция: Экстремальный туризм
- Флоренция: Велотуры
- Флоренция: Рыболовные туры и чартеры
- Флоренция: Другие виды активного отдыха на открытом воздухе
- Флоренция: Прогулки на лошадиной повозке
- Флоренция: Стоячий серфинг с веслом
- Флоренция: Ночная жизнь
- Флоренция: Бары и клубы
- Флоренция: Гей-клубы и бары
- Флоренция: Джаз-клубы и бары
- Флоренция: Караоке-бары
- Флоренция: Танцевальные клубы и дискотеки
- Флоренция: Кофейни
- Флоренция: Винные бары
- Флоренция: Туры с посещением баров, клубов и пабов
- Флоренция: Мастер-классы и семинары
- Флоренция: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Флоренция: Уроки и мастер-классы
- Флоренция: Кулинарные мастер-классы
- Флоренция: Художественные студии и гончарные мастерские
- Флоренция: Транспорт
- Флоренция: Трамваи
- Флоренция: Системы общественного транспорта
- Флоренция: Такси и маршрутные автобусы
- Флоренция: Автобусные перевозки
- Флоренция: Развлечения и игры
- Флоренция: Игровые площадки
- Флоренция: Кинотеатры
- Флоренция: Казино
- Флоренция: Игровые и развлекательные центры
- Флоренция: Дорожки для верховой езды
- Флоренция: Боулинг
- Флоренция: Спортивные комплексы
- Флоренция: Эскейп-квесты
- Флоренция: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
- Флоренция: Другие виды игр и развлечений
- Флоренция: Художественные студии и гончарные мастерские
- Флоренция: Спа и оздоровление
- Флоренция: Спа
- Флоренция: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
- Флоренция: Хаммамы и турецкие бани
- Флоренция: Термальные спа-центры
- Флоренция: Йога и пилатес
- Флоренция: Природа и парки
- Флоренция: Игровые площадки
- Флоренция: Пляжи
- Флоренция: Сады
- Флоренция: Парки
- Флоренция: Маршруты для верховой езды
- Флоренция: Водоемы
- Флоренция: Концерты и представления
- Флоренция: Джаз-клубы и бары
- Флоренция: Представления
- Флоренция: Концерты
- Флоренция: Опера
- Флоренция: Симфонические оркестры
- Флоренция: Театры
- Флоренция: Театр и ужин
- Флоренция: Кабаре
- Флоренция: Ресурсы для путешественников
- Флоренция: Конференц-центры
- Флоренция: Библиотеки
- Флоренция: Туристические центры
- Флоренция: Лодочные туры и водные виды спорта
- Флоренция: Лодочные туры
- Флоренция: Аренда лодок
- Флоренция: Прогулки на гондоле
- Флоренция: Сплав на каяках и каноэ
- Флоренция: Сплав на плотах и тюбах по реке
- Флоренция: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Флоренция: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Флоренция: Рыболовные туры и чартеры
- Флоренция: Стоячий серфинг с веслом
- Флоренция: Мероприятия
- Флоренция: Спортивные мероприятия
- Флоренция: Культурные мероприятия
- Флоренция: Туры
- Что обычно ищут в Флоренции
- Приключения
- Подходит для любителей адреналина
- Скрытые жемчужины
- Место для медового месяца
- Подходит для детей
- Подходит для больших групп
- Недорого
- Бесплатный вход
- Подходит для пар
- Подходит для дождливого дня
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры
Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV—XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.
Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.
Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность — человек (не считая рабов, конечно).
Возрождение — это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.
Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет ! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.
Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.
Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до импрессионистов.
Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…
Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.
Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.
1. Джотто (1267—1337 гг.)
Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.
XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.
До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.
Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.
И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.
Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.
Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.
Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.
Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.
О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.
Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.
Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.
2. Мазаччо (1401—1428 гг.)
Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425—1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.
Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.
Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.
Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425—1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.
Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.
Вместо глыбообразных персонажей Джотто — прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.
Мазаччо. Крещение неофитов. 1426—1427 гг. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.
Также Мазаччо добавил выразительности не только лицам, но и телам. Эмоции людей мы уже читаем по позам и жестам. Как, например, мужское отчаяние Адама и женскую пристыженность Евы на самой знаменитой его фреске.
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426—1427 гг. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.
Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.
Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.
Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.
3. Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.)
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия.
Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.
Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.
Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.
Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490 гг. Музей Черторыйских, Краков.
Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.
До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.
Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519 гг. Лувр, Париж.
Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.
Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.
Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.
О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.
4. Микеланджело (1475—1564 гг.)
Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.
Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.
Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.
Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.
Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.
Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан.
Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.
Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.
В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.
Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.
Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.
5. Рафаэль (1483—1520 гг.)
Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.
Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.
Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.
Однако чувственные образы — это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.
Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511 гг. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.
Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.
О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.
6. Тициан (1488-1576 гг).
Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562 г. Музей Прадо, Мадрид.
Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.
За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.
Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.
Тициан. Вознесение Марии. 1515—1518 гг. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.
К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.
Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571 г. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.
Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.
О знаменитом шедевре мастера читайте в статье “Венера Урбинская Тициана. 5 необычных фактов”.
***
Художники эпохи Возрождения — это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.
Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?
Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.
Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.
Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.
В чем загадка 10 известных картин эпохи Ренессанса, которыми любуются на протяжении веков
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли и многие другие художники эпохи Ренессанс, вошедшие в историю культурного движения в период с XIV по XVII век, покорили сердца не только знатоков искусства, но и простых людей, мало что понимающих в технике и манере исполнения. А ведь не спроста эти воодушевляющие картины и по сей день производят неизгладимое впечатление даже на современное поколение, что с интересом рассматривает красочные полотна с невероятно одухотворёнными лицами и захватывающими сюжетами, вокруг которых ходят сотни тысяч различных историй, подтолкнувших художников их созданию.
1. Весна
Весна (1482 г.) — Боттичелли.
«Primavera» означает «весенний сезон», а данное полотно иногда называют «аллегорией весны». Также существовали различные интерпретации картины, но в целом бытует мнение, что на каком-то уровне это произведение представляет собой сложную мифологическую аллегорию растущего плодородия мира. Соответственно, «Весна» является одной из самых сложных и противоречивых работ в мире, сделавшей её ярким и изящным примером раннего искусства Возрождения.
2. Поцелуй Иуды
Поцелуй Иуды (1306 г.) — Джотто.
Многие критики считают Джотто первым гением современной живописи, а некоторые утверждают, что ни один художник не превзошёл его, за исключением лишь немногих живописцев. Его цикл фресок в часовне Скровеньи — один из самых важных шедевров западного искусства, а «Поцелуй Иуды» — самая известная картина цикла, на которой запечатлён момент предательства, когда Иуда отождествляет Иисуса с солдатами, целуя его. Джотто мастерски улавливая драму и замешательство во время ареста Христа, ловко передал выражение лиц Иисуса и Иуды в тот самый момент, когда они смотрят друг на друга, всё ещё не особо веря в происходящее.
3. Афинская школа
Афинская школа (1509 г.) — Рафаэль.
«Афинская школа» — это поистине шедевральная картина, авторство которой принадлежит всемирно известному Рафаэлю. Она входит в состав фресок Stanze di Raffaello, что выставлены в Ватикане, в одном из крупнейших дворцов, а именно – в Апостольском. Принято считать, что эта картина является самым ярким представителем эпохи Высокого Возрождения. Несколько фресок, размещенных во дворце, представляют собой воплощение основных наук, а именно – философии, поэзии, теологии и, конечно же, права. Сама же «Афинская школа» — это глубокая философия в чистом виде. Мировые искусствоведы и критики предполагают, что двадцать одна изображенная фигура – это самые выдающиеся философы всех времён и народов, а посему, если присмотреться, то можно отыскать там знакомые очертания. Правда, это всего лишь теория, поскольку на сегодняшний день официально подтверждены только Платон с Аристотелем, что и являются центральной частью этого исторического шедевра.
4. Тайная вечеря
Тайная вечеря (1498 г.) — Леонардо да Винчи.
В «Тайной вечере» Леонардо мастерски изображает недоумение и растерянность, которые возникают среди учеников Иисуса, когда он объявляет, что один из них предаст его. Детальное знание да Винчи анатомии, света, тонкой градации тона, ботаники и геологии, а также его безудержный интерес к тому, как люди проявляют свои эмоции в выражениях и жестах, мастерски изображённых на полотне, сделали эту картину одной из самых знаменитых и почитаемых работ всех времён и народов, о которой говорят по сей день.
5. Рождение Венеры
Рождение Венеры (1486) — Боттичелли.
«Рождение Венеры» — миф о прекрасной богине, чьё имя звучит практически у всех на устах вот уже долгое время. На картине запечатлена достаточно зрелая женщина, находящаяся на берегу моря. И несмотря на то, что большинство учёных по-разному трактуют эту картину, тем не менее, есть те, кто сходится к единому мнению, поговаривая о том, что именно таким образом Боттичелли представлял и изображал неоплатоническую идею божественной любви в виде обнажённой Венеры, рождённой из ракушки. И совсем неудивительно, что именно это произведение остаётся одним из самых ценных произведений эпохи Возрождения, вдохновляя современников на некий плагиат и подражание, став любимым прообразом у художников и фотографов, желающих заполучить в свои сети прекрасную Венеру.
6. Сотворение Адама
Сотворение Адама (1512 г.) — Микеланджело.
«Сотворение Адама» — самая известная фресковая панель шедевра, выполненного на потолке Сикстинской капеллы. По популярности эта картина уступает лишь только «Моне Лизе» и наряду с «Тайной вечерей» считается одной из самых тиражируемых религиозных картин всех времён. Образ почти соприкасающихся рук Бога и Адама стал символом человечества, который имитировали и пародировали на протяжении многих веков.
7. Страшный суд
Страшный суд (1541 г.) — Микеланджело Буонарроти.
«Страшный суд» — одно из самых влиятельных произведений фрески в истории западного искусства. На стене алтаря Сикстинской капеллы в Ватикане изображено Второе пришествие Христа (будущее возвращение Иисуса на землю) и окончательный вечный суд Бога всего человечества. Иисус показан в центре картины и окружён выдающимися святыми, в то время как Воскресение мёртвых и Сошествие Проклятых в Ад показаны в зоне ниже, тем самым как бы разделяя и отделяя мир мёртвых от мира живых тонкой гранью.
8. Мона Лиза
Мона Лиза (1517 г.) — Леонардо да Винчи.
«Мона Лиза» была признана самой популярной и самой пародируемой работой в мире. Её всемирная известность, в частности, основана на неуловимой улыбке на лице загадочной женщины, поэтому данная картина также известна как «Джоконда», или смеющаяся. Данное произведение было для художника неким вызовом, с которым он «состязался» практически на протяжении всей своей жизни. Ко всему прочему, стоит отметить тот факт, что в Книге рекордов Гиннесса «Мона Лиза» отмечена как самая дорогая картина в мире за всю историю человечества.
9. Успение Богородицы
Успение Богородицы (1518 г.) — Тициан.
На картине изображено «Успение Богородицы», которое отмечается каждый год 15 августа и ознаменовывает восхождение Марии на небеса до распада её тела. Дева Мария поднимается к небесам в сопровождении херувимов. Стоя на облаке, она смотрит вверх, раскинув руки в благоговейном жесте. Это произведение считается величайшим шедевром Тициана, одного из самых универсальных и популярных художников в истории эпохи Ренессанса, которое даже в современном мире представляет огромную культурно-историческую ценность.
10. Сикстинская Мадонна
Сикстинская Мадонна (1512 г.) — Рафаэль.
«Сикстинская Мадонна» изображает Мадонну с младенцем Христом в окружении святого Сикста и святой Варвары. Также под Марией есть два крылатых херувима, которые, пожалуй, самые известные, узнаваемые и присутствующие практически на любой картине. Ко всему прочему, существует множество различных легенд о том, как именно Рафаэль их нарисовал. А ещё «Сикстинская Мадонна» признана одной из самых лучших картин многими известными критиками, знающими толк в искусстве, обретшей наибольшую популярность в Германии, где она была названа наилучшей среди картин, получив эпитет «божественная».
Как бы забавно это не звучало, но среди современных художников полным-полно талантливых людей, которые в настоящее время способны создать что угодно, при чём так, что «копия» зачастую выглядит не хуже (а то и лучше) оригинала. Отличным примером служат работы мексиканского пенсионера, которому удалось воссоздать Сикстинскую капеллу. И стоит отдать ему должное, ведь его фрески и в самом деле получились не хуже шедевра Микеланджело.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Выставка в Пушкинском музее работ венецианских художников XVIII века
В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 1
В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди», на которой представляют работы венецианских мастеров XVIII века. Более половины из пятидесяти семи картин экспозиции приехали в Москву из двух выдающихся музейных коллекций города Виченцы.
На выставке в Пушкинском музее можно увидеть произведения важнейших итальянских художников: Джованни Баттиста Тьеполо, Джамбаттиста Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги. Из пятидесяти семи представленных работ двадцать три произведения — из собрания Городского музея Палаццо Кьерикати, девять произведений из Галереи Италии — Палаццо Леони Монтанари, двадцать пять произведений — из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работы из собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые показаны вместе в едином пространстве, что позволяет зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи XVIII века.
В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 2
Фото: Светлана Мишина
В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 3
Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке пережила новый период блестящего расцвета.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто) — Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей, 1730
Венеция в этот период становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров. Таковы работы на выставке, и собрать вместе такое количество представительных картин венецианцев — большая удача.
На открытии выставки директор музея Марина Лошак сказала: «ГМИИ им. А. С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня. Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний».
Экспозиция после показа в Москве поедет в Виченцу.
В залах выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» — 4
На выставке в Пушкинском музее произведения итальянских художников из разных собраний дополняют друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты — на выставку привезли одну из лучших работ этого художника «Экстаз святого Франциска».
Джамбаттиста Питтони — Диана и нимфы, 1720-е годы
Картина из музея Палаццо Кьерикати под названием «Диана и нимфы» — шедевр итальянского мастера Джованни Баттиста Питтони и одно из самых значительных произведений на мифологическую тему в венецианской живописи XVIII века. В истории Дианы и Актеона художник в большей мере сосредотачивает внимание на чувственном, нежели драматическом аспекте повествования. В правой части произведения нимфы, будто слившиеся в золотое облако, окружают Диану, помогая ей снять одеяния перед купанием. На дальний план отодвинут другой сюжет: расплата Актеона за свое любопытство и плотские желания. Это мрачная сцена гибели растерзанного собственными собаками персонажа, написанная художником в легкой и звонкой цветовой гамме. «Диана и нимфы» — классический пример венецианской живописи стиля рококо, что особенно проявляется в манере изображения утонченных обнаженных фигур.
Показывая картины мастеров, составители экспозиции стремятся подать характерные черты в творчестве каждого, подчеркнуть нюансы. Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) — крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве.
Джованни Баттиста Тьеполо — Время, открывающее Истину, 1745
Одно из самых масштабных произведений на выставке — работа Джамбаттиста Тьеполо «Время, открывающее Истину» из городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце. Устало-поникшая фигуру крылатого старца, изображённого на картине, олицетворяет Время. Его полная противоположность — возлежащая рядом молодая девушка, которая символизирует Истину. Другой канонический герой этой сцены, Неведение, расположен в правой части картины, откуда он устремляется вниз.
Аллегорическая тема произведения Тьеполо раскрывается в остроумной и живой форме: Время, рядом с которым лежит большая коса, приказывает одному из маленьких амуров перевернуть песочные часы, тогда как девушка остается безразличной и к старцу, и к зеркалу, в котором она отражается.
Джованни Баттиста Тьеполо — Смерть Дидоны
Фото: www. italian-art.ru
В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663-1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697-1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто) — Вид на церковь острова Лагуны и церковь Санта Мария делле Вирджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло, XVIII век
В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712-1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».
Франческо Гварди — Архитектурная фантазия с двориком, XVIII век
Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702-1785): тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий стали основными темами работ художника.
Пьетро Лонги — Игра кастрюлями
Пьетро Лонги — Слон — 1774
Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
работает до 14 октября 2018 года.
Тьеполо, Каналетто и другие: картины венецианских мастеров показывают в Пушкинском музее
Работы Вима Дельвуа покажут на выставке «Тату» в Пушкинском музее
3 марта в ГМИИ имени Пушкина откроется выставка, посвященная искусству татуировки. Экспозицию можно будет увидеть в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков до 31 мая. В ней представят 12 работ бельгийского художника Вима Дельвуа, известного по проекту арт-фермы, в рамках которого он делал татуировки на свиньях.
Всего в экспозицию войдет около 200 произведений, охватывающих татуировки разных регионов и эпох. Выставка расскажет историю этого феномена от предметов традиционного искусства до произведений современных художников, среди которых Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин и другие мастера.
Также в Пушкинском музее представят работы итальянского скульптора Фабио Виале. Он работает воспроизводит античные скульптуры из каррарского мрамора и наносит на них русские криминальные татуировки и татуировки в японском стиле.
Напомним, что работы Вима Дельвуа уже выставлялись в Пушкинском музее. Тогда в рамках проекта «Мимикрия» они были разбросаны на фоне постоянной экспозиции в главном здании. Какие новые выставки можно будет увидеть в ГМИИ в 2020 году, мы рассказывали .
Какой предстает Венеция на выставке «От Тьеполо до Каналетто и Гварди»
- Чтобы сохранить этот материал в
избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
- Чтобы сохранить этот материал в
избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
Люди на венецианских картинах эпохи Просвещения выглядят элементами декораций, а палаццо, каналы и мосты – одушевленными героями Максим Стулов / Ведомости
Вспоминая о золотом веке Венеции, оглядываются обычно не на время Гольдони и Казановы, а на куда более раннюю эпоху. Среди титульных героев называют мастеров Возрождения – Тициана, Тинторетто, Веронезе, Карпаччо, обоих Беллини. Первым трем и был посвящен прошлогодний выставочный проект Пушкинского музея, в котором он участвовал единичными произведениями, а итальянские музеи предоставили тогда основной корпус работ.
Теперь работ из Италии и России почти поровну, и видим мы живописцев XVIII столетия – свидетелей заката Светлейшей (титул La Serenissima, которым называли Венецианскую республику, отсылает напрямую к Византии).
Венеция перестала быть владычицей морскою, уступив сначала османам, а потом, окончательно, Наполеону. Республика, прекратившая свое существование в 1797 г., утратила земли и могущество, но одержала множество новых, уже на ниве искусств и литературы, побед.
Искусство Венеции на выставке в Пушкинском
Максим Стулов / Ведомости В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди», где собраны работы выдающихся венецианских мастеров XVIII века 1/10 Максим Стулов / Ведомости В экспозиции представлено 57 работ: 23 произведения из городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце, 25 произведений из собрания Пушкинского, 9 картин из Галереи Италии и Палаццо Леони Монтанари 2/10 Максим Стулов / Ведомости Работы из этих собраний впервые показаны вместе в едином пространстве 3/10 Максим Стулов / Ведомости На выставке можно увидеть работы Джованни Баттиста Тьеполо, Джованни Баттиста Питтони, Луки Карлевариса, Джованни Баттиста Пьяццетты, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги 4/10 Максим Стулов / Ведомости Одна из центральных работ – «Время, открывающее Истину» Джамбаттисты Тьеполо 5/10 Максим Стулов / Ведомости «Возвращение Бучинторо к молу у дворца дожей» работы Джованни Каналя (Каналетто). В XVIII веке такие картины венецианцы ценили невысоко, поэтому подобные пейзажи представлены в основном в коллекциях за пределами Италии 6/10 Максим Стулов / Ведомости Сразу после экспонирования в Москве выставка отправится в Виченцу 7/10 Максим Стулов / Ведомости «Александр Македонский у тела персидского царя Дария», Джанантонио Гварди 8/10 Максим Стулов / Ведомости Это вторая за недолгое время выставка венецианской живописи в Пушкинском. В прошлом году в музее были представлены шедевры Тициана, Тинторетто и Веронезе 9/10 Максим Стулов / Ведомости Выставка будет открыта до 14 октября 2018 г. 10/10
В маске
«По какому-то историческому возмездию этот век неустанного «Просвещения» и веры в разум хранил в себе зерна, из которых выросли потом причудливые и необыкновенные деревья, – целый заколдованный романтический лес, полный чудес и теней», – писал об этом времени Павел Муратов, подразумевая Европу XVIII в. в целом, но прежде всего Италию. А в Италии выделял Венецию, «фантастичнейший из городов».
Тогда уже Венеция начала становиться тем, чем застали ее мы – объектом поклонения, приютом авантюристов и путешественников всех мастей, среди которых уже появлялись и русские: если Екатерина Великая своих «итальянцев» покупала из вторых и третьих рук готовыми коллекциями, то Юсупов картины Джамбаттисты Тьеполо приобретал непосредственно в его мастерской, и в Архангельском до сих пор существует зал Тьеполо. Город предстает на холстах того времени прекраснейшей витриной, театральной декорацией, местом обманов и соблазнов, где за приросшей намертво баутой скрывается драматизм настоящих мыслей и чувств.
Высокий стиль сменился романтическим барокко, и, словно усугубляя легкость и декоративность стиля, венецианскую выставку в Москве открывают гигантские цветочные натюрморты Элизабетты Маркиони – художницы, о которой не то что в России, но и в Италии мало что известно кроме того, что была она, судя по всему, женой ювелира и жила в Ровиго, на полпути от Падуи к Ферраре, на рубеже XVII–XVIII вв.
Здесь снова легко поверить Муратову: «У Венеции было то преимущество, что в ней не было резонеров, лицемерных моралистов, деловых людей и скучных насмешников». Искусство веселой эпохи кажется здесь особенно несерьезным еще потому, возможно, что почти нет портретов. А на единственном включенном в выставку автопортрете его автор, творивший в Венето француз Луи Дориньи, в богатейшем, чуть не до локтей, парике выглядит не художником, а персонажем комедий Гольдони. По ним, как и по сказкам Гоцци и скрипичным пассажам Вивальди, мы опознаем Венецию XVIII в. скорее, чем по живописи, уступившей в тот момент первенство соседним видам искусств.
Мертвое и живое поменялись местами в этом непрерывном карнавальном пиршестве – персонажи мифов и библейских историй, от святого Франциска (в «Экстазе святого Франциска» Пьяццетты – художника, чьих работ совсем нет в России) до фигур с полотна «Эней, Анхиз и Асканий» (около 1773) младшего Тьеполо, Джандоменико, выглядят элементами декораций, а палаццо, каналы, мосты, крылатые львы, глядящие на нас с холстов, и есть одушевленные герои. Место в Венеции важнее людей. И потому самым ярким жанром оказались ведуты – подробнейшим образом выписанные городские пейзажи Франческо Гварди, огромные холсты Каналетто и Мариески – взгляд из лагуны на город, который почти не изменился с тех пор. Не плафон «Время, открывающее истину», написанный около 1745 г. старшим Тьеполо, не его «Непорочное зачатие» (1760-е), не созданное через 20 лет его сыном «Возвращение блудного сына» производят главное впечатление, а висящие в соседнем зале ведуты, написанные примерно в те же годы Пьетро Фалька, прозванным Лонги. Слон на улице, сплетничающие венецианки и их мрачные обольстители, ящик с картинками, явный предшественник волшебного фонаря, – вот что для нас действительно ново: работ Лонги в ГМИИ им. А. С. Пушкина совсем нет.
Три источника
Весь Каналетто, три из пяти работ Джамбаттисты Тьеполо и многие другие вещи на выставке – из московского музея. Джандоменико Тьеполо, Пьетро Лонги, Керкховен etc – из Виченцы: Светлейшую представляет не собственно Венеция, а один из красивейших городов «террафермы» – твердой земли, как называли расположенные на материке территории республики. От города Палладио до столицы Венето меньше часа пути.
Кураторы нынешней экспозиции – хранитель итальянской живописи Пушкинского музея Виктория Маркова и директор Музея Кьерикати в Виченце Джованни Карло Федерико Вилла собрали ее из трех мест: 25 произведений предоставил ГМИИ, 23 – Музей Кьерикати в Виченце, девять полотен – коллекция банка «Интеза Санпаоло». Джованни К. Ф. Вилла был инициатором выставки: обнаружив в Пушкинском музее впечатляющую коллекцию венецианского XVIII века, он предложил соединить пазл – и после Москвы выставка поедет в Виченцу, где среди раскинувшихся на холмах палладианских вилл (палаццо Кьерикати, в котором работает вичентинский музей, – одна из них) щедрому барокко самое место.
В Москве же это искусство рождает другие эмоции. «Туалет Вирсавии» (1730-е) Якопо Амигони – эскиз к большому полотну, написанный в нарочито небрежной манере, висит напротив ведут Лонги, но кажется видением из будущего, а дебелая Андромеда на фреске (1675–1700) Луи Дориньи – единственный сохранившийся фрагмент росписи палаццо Капра Клементи Барбьери в Виченце – выглядит не венецианкой, а Брунгильдой. Внедренные в постоянную экспозицию ГМИИ два выставочных зала заставляют задуматься о том, что было в Венеции до романтичного сеттеченто, что случилось после и сколь разные персонажи нашли здесь приют.