Слушать онлайн молитву:
//pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/Tropar-kondak-i-velichanie-Prepodobnomu-Serafimu-Sarovskomu.mp3
В середине 18 века в семье Мошниных родился мальчик, которого нарекли Прохором. Уже с детства было понятно, что он находится под особым покровительством Господа. Отец мальчика рано умер, и его воспитанием занималась мать.
Содержание
- Путь Серафима Саровского к Господу
- Монашеский путь Серафима Саровского
- Духовные подвиги Серафима
- В каких случаях просят о помощи Серафима Саровского
- Молитвы Серафиму Саровскому
- Жизнь и чудеса Серафима Саровского: что здесь правда, а в чем есть сомнения
- «У меня не было цели разоблачать житие святого»
- «Оказалось, что жизнь святого была длиннее»
- «Серафим Саровский помог моей семье в трудную минуту»
- Преподобный Серафим Саровский
- Серафим и медведь
- Чем знаменит Серафим Саровский
- Архивный номер № 29 (511) от 20 июля 2004 — Новости
- Вверх ▲ — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати
- Ребят помогите! Срочно! Чем прославился Серафим Саровский??
Путь Серафима Саровского к Господу
Чудеса с Прохором начали происходить с раннего детства. Как то, маленький мальчик увязался за матерью, чтобы посмотреть, как идет строительство нового храма, начатого его отцом. Ребенок, движимый любопытством, взобрался на колокольню и сорвался с нее. Однако мальчик не получил ни единой травмы. Это многие посчитали знаком особой милости Божьей.
Прохор усердно учился, любил посещать службы в церкви и молиться. Когда ему исполнилось десять лет, он тяжело заболел. Ему явилась сама Богородица и пообещала, что в скором времени он поправится. Спустя какое-то время мимо дома вдовы крестным ходом проносили икону Богородицы «Знамение». Мать приложила мальчика к ней, и тот пошел на поправку. Это событие предопределило судьбу ребенка — он решил посвятить свою жизнь служению Господу.
Монашеский путь Серафима Саровского
В 17 лет юноша решил принять монашество и отправился в Киево-Печерскую лавру. В святой обители жил прозорливый затворник Досифей, который разглядел в юноше слугу Христа. Спустя два года затворник благословляет послушника идти в Саровский монастырь.
С 19 лет парень несет послушание в Саровской обители у настоятеля, старца Пахомия. Все свободное время он посвящает чтению псалтыря, духовных книг и молитве. Однако душа подвижника жаждала уединения. И он, получив разрешение братии, начал уходить в лес, где подолгу молился.
Спал он всего несколько часов в сутки, болезни переносил на ногах и отказывался от любой помощи, уповая лишь на Господа. Когда Серафим Саровский заболел настолько, что его жизнь оказалась под угрозой, вновь явилась Богородица и исцелила его.
В 28 лет Прохор был пострижен в иноки и наречен Серафимом. Спустя год он был посвящен в иеродиаконы. В 35 лет подвижник оставляет обитель и уходит жить в глухой лес.
Духовные подвиги Серафима
Всю свою жизнь преподобный Серафим жил уединенно в келье, которая находилась в непроходимом лесу. Только раз в неделю он приходил в обитель, чтобы принять участие в Литургии.
- Подвижник возле своей кельи посадил огород, развел пчел, с чего и питался. Кушал он крайне мало и исключительно растительную пищу.
- Круглый год носил одну и ту же одежду.
- Евангелие и духовную литературу читал ежедневно.
- Серафим Саровский, подражая великим монахам-столпникам, тысячу дней молился на камне. Именно так подвижник чаще всего изображен на иконах.
Духовные подвиги праведника вызвали озлобление у Дьявола. Он послал к нему разбойников, которые хотели нажиться, думая, что у Серафима есть богатства. Не найдя ничего, они жестоко избили святого. И только благодаря заступничеству Богородицы, он остался жив и вскоре выздоровел. После этого случая старец имел сгорбленную фигуру.
Преподобный основал Дивеевский монастырь и духовно опекал сестер, приходивших к нему за советом. Богородица указала ему поселить отдельно вдов и молодых девиц, что он и сделал. Именно в этом монастыре хранятся нетленные мощи святого и икона Богородицы «Умиление», принадлежащая ему.
В 1810 г. преподобный вернулся в обитель, однако продолжал хранить обет молчания и жил в затворе. И только когда Царица Небесная, явившись, к нему разрешила снять обет молчания и завершить затвор, он начал принимать верующих.
В каких случаях просят о помощи Серафима Саровского
- Во время душевных страданий. Просят, чтобы Святой Дух посетил сердце и даровал мир душе. Первым признаком Его присутствия считается состояние смирения и раскаяния. Только через них можно ощутить радость духовную.
- Если человек заблудился, оступился и начал вести неподобающий образ жизни, по молитвам к святому, он может направить христианина на истинный путь.
- Святому молятся с просьбой об избавлении от гордыни и отчаяния. Иногда человек не может самостоятельно справиться с этими смертными грехами, поэтому нужно просить помощи у святых и Господа.
- Молитва к праведнику может помочь получить хорошую должность, либо найти работу. Бог благословляет тех, кто стремится обеспечить свою семью, зарабатывая на пропитание честным трудом.
- В молитвах к святому просят исцеления от тяжелых заболеваний. Существуют свидетельства, что Серафим Саровский еще при жизни совершал много чудес, исцеляя даже от смертных болезней с помощью молитвы и воды из источника. Однако человек должен понять, за что Господь попустил ему ту или иную болезнь. Особенно святой помогает при заболевании внутренних органов и ног.
- Молодые люди могут молиться праведнику о том, чтобы он помог им найти супруга или супругу и создать крепкую православную семью. Венчанные верующие просят об укреплении любви между супругами, а также, чтобы в семье был мир и достаток.
- Часто святой помогает в бизнесе или торговле, но только в случае, если деньги зарабатываются честно, и часть средств будет потрачена на благие дела.
Преподобный учил, как нужно правильно молиться. Следует внимательно вслушиваться в каждое слово, вникая в их смысл. Во время молитвы необходимо соединить разум и душу. Со временем, Господь отогреет душу, и молитва принесет радость. Не стоит брать на себя молитвенный труд, который вам не по силам. Для мирян святой составил небольшое молитвенное правило, которое есть в каждом молитвослове.
На старый Новый год, накануне праздника в честь святого Серафима Саровского, в Дивеево собираются паломники, чтобы ночью, вместе с сестрами пройти крестным ходом по канавке Богородицы. Верующие идут, читая 150 раз молитву «Богородице Дево радуйся!»
Христиане верят, что именно в этот момент молитва, обращенная к святому наиболее сильная и способна излечить самые тяжелые заболевания и получить помощь в любом прошении.
Святому можно молиться в любой жизненной ситуации, либо когда вам нужна духовная поддержка или защита.
Молитвы Серафиму Саровскому
Молитва Серафиму Саровскому об исцелении и удачи на торговлю
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.
Молитва о любви и замужестве
О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме!
Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру Православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойным быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства
Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления; ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския
На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый, буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поём со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!
Молитва Серафиму Саровскому о помощи
О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.
Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак преподобному Серафиму Саровскому, глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Жизнь и чудеса Серафима Саровского: что здесь правда, а в чем есть сомнения
Падение с колокольни в детстве, дружба с медведем, нападение разбойников, тысячедневное моление на камне — нередко от скептиков можно услышать, что все эти сюжеты из истории Серафима Саровского слишком уж похожи на красивые древние сказания. Действительно, один из самых известных святых Русской Церкви окружен аурой чуть ли не мифологического героя. Так что в его истории правда, а что — предание?
Недавно в серии «Жизнь замечательных людей» вышло огромное исследование, посвященное детальному анализу жизни саровского подвижника. За этой книгой стоит многолетний и кропотливый труд, и ее публикация закономерно стала самой настоящей сенсацией. Накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского «Фома» решил поговорить с автором этой книги, историком Валентином Степашкиным, о том, что же известно о жизни и подвиге одного из самых таинственных святых в истории нашей Церкви.
— Валентин Александрович, сегодня некоторые знаковые сюжеты в жизни Серафима Саровского — например, падение с колокольни или его дружба с медведем — многим кажутся красивой выдумкой. А к какому выводу пришли лично Вы в своем исследовании?
— Пройдя путь многолетних исследований и перебрав множество документов, я могу сказать со всей ответственностью, что у нас нет никаких оснований оценивать эти сюжеты как выдуманные. Все события, присутствующие в традиционных жизнеописаниях преподобного, подтверждаются документально. Однако, конечно, есть еще и целое пространство различных преданий, ряд устоявшихся в народном сознании сюжетов, о котором, видимо, вы и говорите. Некоторые из них иногда не совсем или совсем не соответствуют действительности.
Дело в том, что основными источниками сведений о жизни преподобного Серафима Саровского, как известно, послужили воспоминания монашествующих Саровской пустыни. Сами же паломники дополнили их новыми подробностями. Естественно, случалось, что эти дополнения были некорректными. Например, я этот случай привожу в своей книге, падение с колокольни произошло в Курске, а жители Сарова впоследствии переместили это событие на нижегородскую землю. Кроме того, документы показали, что в тот период жизни преподобного колокольня, с которой он упал, была еще не достроена. То есть святой упал со строящегося здания. Однако факт самого чуда — что он выжил после такого страшного падения — сомнений не вызывает.
В тех же самых сказаниях говорится о том, что семья Мошниных (родители святого Серафима — Прим. ред.) была очень богатой; что они были зажиточными купцами; что матушка преподобного, выходя с Прохором (имя святого до пострига. — Прим. ред.) на улицу, раздавала всем подарки. Однако те архивные документы, которые мне удалось найти и в Москве, и в Курске, говорят о том, что все-таки это была обычная купеческая семья третьей гильдии — самая низшая страта в этом сословии. И они, по-видимому, вынуждены были очень много работать, крутиться и хлопотать, чтобы сводить концы с концами.
Вспоминая знаменитый сюжет с медведем, я в своем исследовании замечаю, что он, по всей видимости, был несколько приукрашен учеником святого Серафима схиигуменом Серафимом (Толстошеевым). На самом деле рядом с кельей преподобного находился огород, где святой выращивал для себя овощи. Здесь же он обустроил и несколько ульев для пчел. Естественно, что на запах меда к нему из леса иногда приходил и медведь, которого святой, хоронясь за заборчиком, угощал своим медом. А вот рассказы, присутствующие в некоторых изданиях, о том, что к Серафиму Саровскому, якобы, со всех сторон приходили разные звери и проползали гады, которых он кормил и которые с ним как-то общались, я отвергаю. Убежден, что это домыслы, которые очень далеки от реальной жизни и от подлинного подвига преподобного.
Относительно стояния преподобного Серафима на камне, которое, как пишет Николай Мотовилов и другие первые биографы святого, продолжалось тысячу дней и тысячу ночей, то это, как мне кажется, такая своеобразная символическая достройка к реальности. Очевидно — у нас на этот счет даже есть свидетельство игумена, который лично слышал это от самого преподобного, — святой нес особый молитвенный подвиг на этом камне, и нес он его регулярно. Рассказы же о том, что продолжался он именно тысячу дней и ночей, кажутся мне очевидным приукрашиванием. То есть всерьез эти цифры воспринимать не стоит, как, впрочем, и многие другие свидетельства оставленные Мотовиловым — он, судя по всему, был душевно нездоровым человеком, о чем я также подробно пишу в своей книге.
Наконец, о крестьянах, которые, как рассказывается в житии, избили Серафима, у нас действительно есть некоторые свидетельства жителей близлежащих сел. (Согласно житию, крестьяне-разбойники жестоко избили преподобного, когда он жил отшельником в лесу, и думали нажиться в его келии «церковными богатствами». Ничего не найдя, они сбежали с места преступления. Преподобный Серафим, истекая кровью, еле добрался до Саровского монастыря и чудом остался в живых. Когда же преступников нашли, святой лично ходатайствовал об их помиловании.— Ред.) По всей видимости этот сюжет — реален, и преподобный прошел через это испытание, и прошел его с честью, попросив, как вы помните, чтобы никого из причастных к этому разбою не наказывали. Единственное, во что мне не особенно верится, так это в некоторые более поздние дополнения к этому сюжету: что, дескать, Бог этих крестьян-разбойников через некоторое время все-таки покарал и сжег их дома. Лично я не могу поверить в то, что милостивый Бог, даже несмотря на то, что сам Серафим Саровский простил своих обидчиков, все равно решил наказать их. Мне кажется, это просто выдумка каких-то не особенно грамотных людей.
— Вы сказали, что нельзя доверять многому из того, о чем писал Мотовилов. Но ведь именно в одном из диалогов с ним святой Серафим говорит о стяжании Духа Божьего как главной цели христианской жизни. Эти слова для многих верующих — ключевые для понимания того, каким был и чему учил преподобный. Неужели этот текст также может вызвать сомнения?
— Я историк, а не богослов, и поэтому могу говорить о конкретном документе, а не о том, соответствует он учению святого или нет. Есть документ и есть стандартные для исторической науки процедуры по его верификации. Так вот, «Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни» вызывает, строго говоря, мало доверия как свидетельство о реально состоявшемся разговоре. При этом, например, знаменитое высказывание преподобного: «Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи» присутствует не только в беседе с Мотовиловым, а потому его соответствие реальности можно доказать.
Точку в вопросе, который вы задали, должны поставить богословы — это их прерогатива, на которую я, конечно, посягать не имею права. Всех же интересующихся читателей я вновь отошлю к своей книге, где проблеме источников наших знаний о преподобном Серафиме я посвятил многие страницы.
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. <…> Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных… Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать…
Фрагмент из «Беседы преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым.
О цели христианской жизни».
«У меня не было цели разоблачать житие святого»
— Вот Вы увидели, что в реальности некоторые ключевые истории в жизни святого или происходили не так, или вовсе не происходили. Но по какой причине такое видение в среде верующих сложилось? Это простая человеческая тяга к чудесному? Или за этим стоят какие-то более сложные законы христианского и конкретно православного мировидения?
— Повторюсь, что наиболее значимые моменты в биографии преподобного — падение с колокольни, кормление медведя, моление на камне — нельзя обойти. Они реальны, памятны, отражены на литографиях, иконах, которые располагались в красных углах не только крестьянских изб. Я лишь поправил некоторые из них по архивным документам.
Также хочу заметить, что среди первых биографов преподобного не было настоящих литераторов. Были малообразованные очевидцы, которые, порой стремясь к украшению биографии старца, теряли чувство меры. Например, желание показать преподобного Серафима как человека преодолевающего все жизненные тяготы, полагаясь только на собственные силы, привело к тому, что долгое время замалчивалось имя его послушника — Павла.
В этом смысле показательно, что, например, вокруг оптинских старцев мы не встречаем такого наслоения различных преданий. И связано это как раз с тем, что Оптина пустынь, по сравнению с Саровским монастырем, более древняя обитель — жизнеописания старцев создавались здесь, можно сказать, профессионалами своего дела. Саровская же пустынь была в основном крестьянская, и «Сказания» о преподобном, образно говоря, писал простой народ. Поэтому и текст порой кажется примитивным — я, кончено, имею в виду первые биографии.
Однако стоит заметить, что подобное домысливание жизни знаменитого человека — постоянно встречающееся явление. Такова судьба всех, чья биография притягивает к себе тысячи людей. Она же ведь как-то воспринимается, интерпретируется, транслируется, и в процессе такой рефлексии всегда возникают какие-то сбои, которые иногда искажают реальную историческую фактуру.
В этом-то и состоит задача исследователя — убрать такие наслоения и добраться, по возможности, до действительности. Не даром и эпиграфом к своей книге я выбрал слова именно игумена Саровской пустыни Исайи (Путилова): «Подлинно как уменьшение истинности в описаниях праведных мужей и чего-либо достойного замечания, так и излишняя похвала их отнимает честь у них». К сожалению, первые биографы, да и биографы нового времени, не всегда следовали по этому пути.
Раев В.Е. Портрет старца Серафима. 1830 г.
— То есть речь идет именно о человеческой слабости, о желании разглядеть сверхъестественное во всем? Почему же тогда Церковь не корректирует то, что явно приукрашено в жизнеописании Серафима Саровского?
— Во-первых, прошло еще слишком мало времени, чтобы вносить такие правки. Документы опубликованы мною только сейчас, а Церковь никогда никуда не спешит, особенно в тех вопросах, которые касаются жизни таких значительных святых, как преподобный Серафим. И это, на мой взгляд, мудро.
Важно, что события, изложенные именно в официальном, принятом Церковью житии святого — сомнений не вызывает. Сразу же после канонизации церковная цензура отцеживала из жизнеописания святого все, что было явно окрашено людской фантазией.
Во-вторых, я вообще не сторонник того, чтобы в жития святых вносились какие-либо существенные правки на основе даже самых добросовестных исторических исследований. Агиографический жанр — это не историческая хроника и не сборник свидетельских показаний. Это рассказ о христианском подвиге реально существовавшего человека, который формируется и пишется по совершенно иным канонам — с акцентом на проявления его личной святости, на моменты, через которые все больше и больше проступает процесс преображения человека. В конце концов, мы же ведь не сравниваем икону и картину — они из совершенно разных миров и, очевидно, служат разным целям. Также и здесь. Нужно всегда помнить об этой границе и не стирать ее.
— Какую же цель Вы ставили перед собой в своем исследовании?
— Помочь увидеть описываемую личность с исторической точки зрения. Однако этот ракурс ни в коем случае не заслоняет ту целостную реальность, которую открывает нам житие. В процессе написания книги мною не ставилась задача разоблачения этого жития или каких-либо мифов. Впрочем, и сами мифы имеют право на существование, так как за ними всегда можно найти завуалированную правду, которая описана не научным языком, а иным, а значит и расшифровывать этот «текст» нужно иначе.
Найденные мною в архивах и книгах факты приводятся для исправления тех несоответствий, которые были допущены исследователями, литераторами прежних поколений по вполне понятному незнанию данной темы. Ведь на руках у них еще не было тех документов, которые имелись у меня.
Также важно понимать, что никакого конфликта между исторической проработкой того или иного материала и устоявшимся житием — нет. Просто есть разные способы работы, разные цели, способы интерпретации. Во Франции, например, существуют описания жизни святых для самых разных людей. Это и каноническая агиография, и переложения для католиков, и исследования для светских людей, и даже комиксы для детей.
— Ваше исследование не навязывает никаких выводов. Но сегодня люди часто склонны не спокойно относиться к фактам, а сразу приступать к интерпретации. И вполне вероятно, что найдутся те, кто скажет: это, мол, и требовалось доказать — Православие держится на сказках, которым верят люди без критического мышления. Что бы Вы на это ответили? У Вас самих такого вопроса не возникало?
— У меня не возникало. И нельзя сказать, что Православие держится на сказках. Иначе история Церкови не исчислялась бы уже двумя тысячами лет. Различная интерпретация исторических фактов и событий присутствовала и раньше, присутствует сегодня — и без этого, вероятно, не обойтись. Это совершенно нормально.
Для меня во всем этом важнее другая мысль: бывают такие жизненные ситуации, когда человек готов поверить в любое чудо, стремится ощутить его на себе, и порой оно происходит, вопреки утверждениям скептиков. Такие ситуации выпадают за пределы внешних научных штудий, потому что относятся они к явлениям совершенное иного порядка. Это как бы внутренние, личностные «узловые моменты», которые понятны только самому пережившему их человеку и априори не пригодны для любых, даже самых рафинированных рациональных манипуляций. И здесь каждый уже доказывает себе ровно то, что ему хочется.
«Оказалось, что жизнь святого была длиннее»
— Расскажите конкретнее — что нового Вам удалось узнать о жизни и подвиге Серафима Саровского?
— Во-первых, и это главное, удалось уточнить его год рождения — 1754, а это значит, что преподобный жил среди нас на пять лет больше.
Во-вторых, расширена его родословная: если раньше было известно около сорока имен близких родственников святого, то сегодня этот список включает в себя более ста пятидесяти человек.
В-третьих, найдены автографы Прохора Мошнина, свидетельствующие о его грамотности.
Автограф Прохора Мошнина. Январь 1774 г.
Далее, уточнены отдельные эпизоды монастырского периода биографии преподобного. В частности, доказано, что он был представителем именно официальной Церкви, а не старообрядческой.
И, наконец, документально прослежен путь мощей после их изъятия при советской власти в Сарове и до упокоения в Дивееве.
В целом, если прочитать мою книгу, то становится понятно, что преподобный Серафим Саровский — реальная историческая личность, жившая среди людей и прославившаяся своими дарованиями от Бога. Сегодня в архивах России хранятся документы, имеющие непосредственное отношение к преподобному именно как к человеку, а не мифической личности. Несколько архивных документов, после опубликования моих книг, были переведены в разряд «Особо ценных» сейфового хранения.
— Что это за документы? И что из них удалось узнать?
— В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) сегодня хранятся автографы преподобного Серафима Саровского, которые я уже упоминал выше. Они были сделаны им еще до принятия пострига, в то время, когда он был простым жителем Курска. С этими документами у меня даже был смешной случай. Когда я их нашел, то почти сразу опубликовал. И на следующий год, приехав в архив, я заказал дело с автографом преподобного для того, чтобы продолжить изучения материалов. Но мне отказались их выдать. Спрашиваю: «Почему?» И мне сказали, что теперь они находятся в сейфе и их сейчас никому не выдают. Тогда мне пришлось сказать, что виновник их публикации перед ними, и только после этого мне разрешили получить эти документы для работы. И если раньше они находились в простеньком скоросшивателе, то в этот раз мне принесли их чуть ли в не кожаной папке. То есть как только работники архива поняли, о ком свидетельствуют эти документы, их статус возрос мгновенно.
В Мордовском государственном архиве я нашел документы, связанные с именем преподобного уже в период его монашеской жизни, — когда он был послушником. В них он значится как «Прохор-столяр». Также была найдена грамота 1818 года, в которой отмечено, что преподобный был награжден наперсным крестом в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Эти документы также сразу получили статус особо ценных и охраняемых.
Грамота старцу Серафиму. 1818 г.
— А что удалось узнать о жизни преподобного до принятия пострига?
— Довольно мало. Как я уже говорил, Прохор происходил из небогатой купеческой семьи. После смерти отца он с матерью и братом имел общее торговое дело и был записан как купец третьей гильдии. У них была своя лавка в доме. Сам дом, поначалу, имел очень выгодное расположение на центральной городской улице. Однако когда в Курске началась плановая перестройка, — что-то наподобие нынешней московской реновации, — то они попали под снос, и им дали дворовую усадьбу уже на периферии. Этот вынужденный переезд, конечно, нанес урон их финансовому положению.
Образование будущий святой получил, по-видимому, в семье и при церкви, по богослужебным книгам. Известно, что к тому моменту, когда Прохор принял решение принять постриг, его семья расширилась — у брата и сестры появились свои дети. Возможно, это отчасти отразилось на нем самом, подтолкнув его к постригу: не исключено, что в такой ситуации будущий святой мог все больше чувствовать себя лишним в семье. Хотя тут мы можем только гадать. Скорее всего, свою роль в избрании монашеского пути сыграло и посещение им Киево-Печерской Лавры.
«Серафим Саровский помог моей семье в трудную минуту»
— Можно ли Серафима Саровского как подвижника отнести к какой-то определенной аскетической традиции? Или он и его подвиг нечто абсолютно новое и уникальное для христианского мира?
— Аскетический подвиг преподобного Серафима Саровского, действительно, во многом уникален. В течение более полувековой жизни в монастыре, старец прошел через пустынножительство, столпничество, молчальничество, келейный затвор, старчество. Но самым трудным из них был именно подвиг старчества — духовного окормления монашествующих и мирян. Причем преподобный был одним из первых среди монахов, кто взял на себя тяжелую ношу духовного и материального окормления женщин. Несмотря на запреты и людскую молву, старец понимал значимость силы слова и личного монашеского примера для духовного становления сестер Дивеевской обители. И сегодня мы видим, что, порой нарушая монастырский устав, он совершил настоящий подвиг. Не говоря уже о том, сколько обителей было открыто по его благословению и при его попечении.
— Почему же его подвиг затворничества так неоднозначно был воспринят многими не только светскими, но и церковными людьми?
— Не только затворничество, но и вообще весь образ его монашеской жизни был воспринят некоторыми его современниками неоднозначно. Поначалу мало кто смог разглядеть в Серафиме Саровском святого. Многие считали, что он просто поражен гордыней и тщеславием. Осознание же пришло потом, и со временем число сторонников старца стало увеличиваться, а под конец жизни святого мы видим уже настоящее общенародное почитание.
Однако я хотел бы добавить, что часто встречающееся в некоторых книгах мнение о том, что, дескать, почти все церковные иерархи относились к саровскому подвижнику с пренебрежением и что он подвергался с их стороны постоянным нападкам, не соответствует действительности. Сейчас по материалам, которые, к сожалению, не уместились в книгу, я как раз готовлю об этом статью «Отношения епископата к преподобному Серафиму Саровскому». Так вот интересно, что чуть ли не в каждом втором письме к игумену Саровского монастыря отдельно присутствует просьба испросить благословение у «старца Серафима».
И тем не менее… Еще, кажется, Василий Розанов замечал, что сам факт канонизации преподобного Серафима Саровского в условиях синодальной эпохи — а он был канонизирован только в 1903 году — самое настоящее чудо. Ведь если посмотреть на тот, прямо скажем, краткий список прославленных за этот период подвижников веры, то без труда можно заменить, что все они при жизни были личностями огромного масштаба, оставившими после себя значительное литературное наследие, занимавшими очень важные церковные посты. А Серафим Саровский на их фоне — простец, обычный иеромонах — даже не игумен! — не написавший ни одного богословского трактата.
Однако даже камень, на котором молился этот святой, был расколот после его смерти и разнесен по всей стране. Рост его почитания в народе было таким стремительным, а очевидность его христианского подвига настолько явной, что даже сопротивление всемогущего обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева оказалось сломленным.
— А что было причиной сопротивления Победоносцева?
— В высших кругах были свои представления о святости и выборе кандидата на причисление к лику святых Русской Церкви. По некоторым формальным показателям личность преподобного Серафима не отвечала необходимым требованиям. Немаловажным фактором оказалось и то, что Победоносцев был «настоящим» бюрократом. Все это могло затянуть процесс признания отца Серафима святым на долгие годы, но тут император проявил свою волю.
— Почему же этот, как Вы сказали, «простец», был и остается так почитаем?
— Я считаю, что в первую очередь людей пленяла его какая-то удивительная харизма. Он научился видеть людей так, как никто другой. За многие годы постоянного внутреннего подвига преподобный приобрел уникальный дар духовника. Как тонко и с каким тактом он умел слушать приходящих к нему, умел почувствовать их горе, смятение и тревогу! Конечно, это притягивало к нему людей. А народная молва — стремительна. Все, кто уходил от него с утешением, мгновенно разносили весть по всей империи об этом саровском затворнике.
Не могу не поделиться с вами, как лично мне повезло. В 1989 году я познакомился с матушкой Серафимой (Булгаковой) — одной из сестер, заставших Дивеевский монастырь еще до его закрытия советской властью. У нас сложились очень добрые отношения, и она подарила мне частицу того самого камня, на котором молился преподобный. Теперь это наша семейная реликвия. И мы до сих пор считаем, что именно благодаря молитвам Серафима Саровского моя теща после того, как ей врачи диагностировали саркому и дали срок в два месяца, прожила еще семь лет.
— С какими трудностями Вы столкнулись, работая над книгой? И что почувствовали, когда завершили ее?
— Трудности, конечно, были как у всех исследователей работающих с архивными документами: пораженные грибками листы, документы, с трудом поддающиеся расшифровке. Тридцать лет работы в архивах многому меня научили — готовясь к очередной поездке, ты уже выстраиваешь план действий и идешь по следу как охотник. Непередаваемое чувство, когда твои предположения подтверждаются! Но много и «пустой породы». Однако признаюсь, что, работая над этой книгой, я постоянно чувствовал присутствие и помощь преподобного Серафима. Заверяю вас, что без него книги бы не было.
Если же говорить об ощущениях после завершения написания книги исследования, то пожалуй одно из самых сильных было то, что еще в начале долгого пути ничего не кончено. Осталось много вопросов, на которые ответить не удалось. Работа продолжается, и конца ей не видно.
Кто для меня лично преподобный Серафим? Историческая личность, реально существовавший человек, выходец из народа, благодаря своей вере и стремлению к совершенству пришедший к святости. Его жизнь — образец для монашествующих, священства. Его жизнь — образец и для светского человека. И я всеми силами стараюсь помнить его правила. Его обращение ко всем приходящим «Здравствуй, радость моя!» подсказывает, как надо вести себя с окружающими тебя людьми. А его слова: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся!» — то, о чем постоянно надо напоминать самому себе.
Беседовал Тихон Сысоев
Преподобный Серафим Саровский
Автор — A-delina. Это цитата этого сообщения
Преподобный Серафим Саровский.
Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин; 19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск — 2 (14) января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых.
Народное почитание саровского старца намного опередило его официальное причисление к лику святых. Из-за этого множество изображений старца расходились по России, как осколки камня на котором он молился – еще задолго до появления канонических икон. Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»
Серафим Саровский с житием (икона, н. XX века).
Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Очень рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.
Картина священника Сергия Симакова. Падение с колокольни Прохора
Мошнина.
В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.
Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.
В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.
В XIX веке сложилось несколько сюжетов из жизни преподобного, которые были повторены в самых разных литографиях и лубках. Один из них – «Стояние на камне».
Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных).
Неизв. художник. Преподобный Серафим Саровский.
Св. Серафим кормит медведя. Миниатюра в технике эмали на медной основе начала XX века, Ростов. Хранится в ЦАК МДА.
Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.
Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ
Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.
В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».
М. Маймон. Преподобный Серафим Саровский и Император Александр I. 1904
Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.
Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Живописный портрет кисти неизвестного художника. Вероятно является копией прижизненного портрета.
Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Последний с 1818 года собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке. В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка», в которой схимонаху Марку были посвящены первые 10 страниц, остальные 64 страницы — «Духовные наставления отца Серафима».
Преподобный Серафим Саровский. 1840 год. Литография. ИЗО РГБ. Одно из первых литографических изображений святого. Вероятно на литографии воспроизведен прижизненный портрет старца, где он представлен идущим в «малую пустыньку».
Первое «Сказание о жизни и подвигах» старца Серафима вышло в 1841 году в Москве за подписью I. C. В 1844 году в XVI томе журнала «Маяк» вышло более подробное сказание о старце Серафиме — автор его не был обозначен, но московский митрополит Филарет в письме к архимандриту Антонию приписывал этот труд Некоему Георгию (вероятно настоятелю Николо-Барковской пустыни, жившему при отце Серафиме в качестве гостинника в Сарове под именем Гурия; в 1845 году это сказание вышло отдельной книгой в Санкт-Петербурге.
Сайда Мунировна Афонина. Моление о даровании источника. Преподобный Серафим Саровский.
В 1849 году иеромонах Нижегородского Печерского монастыря Иоасаф, живший в Сарове 13 лет под именем послушника Иоанна Тихонова, издал ещё более подробные сказания, которые с дополнениями были переизданы в 1856 году. В 1850-х годах также появилась книга, где вновь были объединены сказания о старцах Серафиме и Марке. Наконец, в 1863 году, по желанию Саровского монастыря — по его архивным документам и рассказам очевидцев, вышло самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима; автор этого труда, Н. В. Елагин, был указан только в 5-м издании, в 1905 году.
Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается с четками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях — и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде (и «староверским» медным литым крестом). Лестовка, по которой молился св. Серафим, сохранилась среди его личных вещей. Согласно некоторым источникам, известные сложности с канонизацией Серафима Саровского были связаны именно с его симпатиями к старообрядцам. Высказывались предположения о происхождении старца или из единоверцев, или из криптостарообрядцев, с последующим переходом в «импровизированный» вид единоверия.
Картина священника Сергия Симакова. Гряди откуда ты пришел. (Серафим Саровский прогоняет масона).
Серафим Саровский вообще никаких письменных сочинений после себя не оставил. В жизнеописаниях, написанных после смерти Серафима, после 1833 года, вопрос о старообрядчестве не фигурирует. В более позднем издании 1863 года, через 30 лет после смерти Серафима, составителем и редактором этой книги был цензор Елагин Н. В., прославившийся своими вольными «благочестивыми» и патриотическими вставками и бесцеремонным редактированием текстов, появляются «беседы Серафима» со старообрядцами, «рассуждения Серафима» о старообрядчестве; в одной из таких бесед Серафим учит: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божьей!».
В.Е. Раев. Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы.
Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому:
Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.
И хлебом обожраться можно.
Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.
Личная подпись Серафима Саровского.
Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.
На хлеб и воду ещё никто не жаловался.
Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.
Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.
Ю.И. Пешехонов. Св. Серафим Саровский.
Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.
Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.
Смирение может весь мир покорить.
Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.
От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.
У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.
Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.
Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.
Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.
Вид Свято-Троицкого Серафимо – Дивеевского женского монастыря. Литография.
Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок помещика Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.
С. Ивлева. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. 2010
Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит».
Сергий Симаков. Серафим Саровский благославляет семью Николая II.
Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года — годом коронации Александра III (25 января 1883 года был напечатан Высочайший манифест от 24 января того же года о коронации царствующего императора, имеющей состояться в мае того же года): начальник московских женских гимназий Гавриил Киприанович Виноградов в письме, адресованном обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву, имевшему репутацию человека, близкого к трону, предложил «ознаменовать начало царствования, перед священным коронованием государя императора, открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском». Победоносцев, судя по всему, отнёсся к предложению неодобрительно.
По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима.»
Вышитая дочерьми царя Николая II икона. Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Шитье. Иоанновский монастырь на Карповке. Санкт-Петербург. Подпись «Сей святой образ вышит руками Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.»
Сам Победоносцев винил архимандрита Серафима (Чичагова), бывшего тогда настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря в том, что именно он подал императору «первую мысль о сем предмете». Того же мнения был и генерал А. А. Киреев, замечавший, что Обер-прокурор полагал архимандрита Серафима (Чичагова) «великим пролазом и плутом»: тот «как-то пролез к Государю, а затем Государь уж распорядился самовольно. <…> Положим Сер действительно святой, но едва ли такое „распоряжение“ соответствует не только верно понятому чувству религиозности, но и канонам (даже русским)».
11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.
Гроб-колода, в котором был погребен о.Серафим.
Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал:
«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение:
1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и
3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».
Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.
Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского в Успенский собор Саровской пустыни 18 июля 1903 г. Мастерская Е. И. Фесенко. Одесса. Хромолитография. ИЗО РГБ.
Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва.
Канонизация прп. Серафима Саровского.
Преп. Серафим широко почитается в среде православных верующих и в настоящее время. Неоднократно сообщалось о чудесах и исцелениях у его мощей, а также о явлениях его людям (например, об одном из них св. прав. Иоанн Кронштадский пишет в своей книге).
Павел Рыженко. Серафим Саровский.
В ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками Преподобного Серафима Саровского. Оратором, требовавшим вскрытия мощей, был известный мордовский поэт, переводчик «Интернационала» на мокшанский язык З. Ф. Дорофеев. 17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей с составлением акта. В 1922 году мощи были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев (этот крематорий назывался ещё «кафедрой безбожия»).
Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца
Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова); комиссия, руководствуясь актом освидетельствования останков о. Серафима в 1902 году и актом вскрытия мощей, установила, что останки были мощами преподобного Серафима Саровского.
11 января 1991 года состоялась передача мощей; 6—7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор. 28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года при большом стечении народа преподобного встречали в Дивеевском монастыре. 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии Успенской Саровской пустыни. С 29 по 31 июля 2007 года в селе Дивеево Нижегородской области проходили торжества, посвящённые Дню памяти преподобного Серафима Саровского. Их посетили свыше 10000 паломников.
В 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу Саров памятник преподобному Серафиму Саровскому. Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу.
В сентябре 2007 года впервые совершён молебен преп. Серафиму как покровителю ядерщиков. В 2011 г. именем Серафима Саровского была названа улица в Батайнице, пригороде Белграда (Сербия); ранее улица, названная в честь святого, носила название «Партизанские базы». В августе 2011 года освящён памятник святому отцу чудотворцу в Екатеринбурге. Запланированный на торжества 110-летия канонизации преподобного визит в Дивеево Патриарха Кирилла, для которого были подготовлена резервная резиденция, не состоялся.
Памятник Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни.
Википедия.
Серафим и медведь
из книги Валентина Степашкина «Серафим Саровский».
Необходимо рассказать об известном событии, произошедшем на Дальней пустыни. Там существовал пчельник, который привлекал к себе медведей, обитавших в окрестных лесах. Известно несколько воспоминаний о кормлении отцом Серафимом медведя. Самое интересное принадлежит иеромонаху Иоасафу. В его «Сказании» присутствует «Рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой», повествующий о кормлении старцем медведя.
Насколько же это описание соответствует действительности?
Во-первых, Матрона была слишком юной, когда отец Серафим жил на Дальней пустынке.
Во-вторых, в Отделе рукописей РГБ, в фонде митрополита Филарета, обнаружено дело под названием «Выписка из книги о жизни и подвигах Серафима Саровскаго 1849 г. (рассказ монахини, как она выдумала чудо Серафима Саровского)»: «В книге Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима (по изданию 1849 года на странице 142 и по изданию 1856-го на странице 118) помещен рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой о том, якобы она, бывши у отца Серафима, видела, как он кормил медведя и как по благословению старца и она кормила того медведя, но сей рассказ вымышлен иеромонахом Иоасафом, как объявила сама Плещеева перед смертью.
Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый ею грех и в сознании, что Господь не посылает ей смерть, ожидая ее раскаяния во лжи, призывает к себе начальницу Екатерину Васильевну Ладыженскую и монастырского духовника, священника Василия Садовского и при них объявляет, что она научена Иоасафом и согласилась принять на себя и, в случае посещения обители членами Царской Фамилии, рассказать, якобы видела она, как батюшка отец Серафим кормил медведя и как сама она кормила, чего вовсе не видала…
Сделав это признание, Матрона вскоре скончалась».
Приведенный документ не является официальной бумагой с подписями и печатями, но тем не менее в событиях, именах и фамилиях противоречий нет.
Вот что говорит игумен Саровской пустыни Исайя (Путилов) в письме от 7 декабря 1849 года иеромонаху Авелю (Ванюкову): «О медведе: У Старца Серафима в Пустыне был подле кельи пчельник, и несколько пеньков пчел. Обыкновенно осенью медведи ходят у нас по лесу, вот пришол было к пчельнику, у Старца хотел верно пообедать и начал ломать забор. — Старец ощутил гостя, постучал по забору, кинув укруг хлеба и медведь ушел»157.
Иоасаф (Толстошеев) в своей книге, конечно, очень красочно описал случай с медведем, но это вымысел автора, основанный на истинном событии.
Но в книге Иосафа можно найти и явно фантастические истории. Например, рассказ «О кроте», в котором автор якобы застал старца Серафима посреди картофельных гряд у Дальней пустыни, сокрушающегося над четырьмя-пятью картофелинами, попорченными кротом. Пустынник «с непостижимо сладкою скорбию повторял; вот-вот, видишь, никак им нет дороги чужие труды снедать!
Мне было удивительно и приятно смотреть на его детский ропот. Тогда как он обыкновенно не отгонял от себя ни одного насекомого, во время трудов своих, и не только давал им насыщаться своею кровью, но еще в это время в восторге духа, пел свои любимые священные антифоны…».
вот тут происходит самое необычное: между гряд появляется крот, который становится жертвой хищной птицы. «Долго слышался писк попавшегося крота, пока они совершенно не скрылись из виду.
Трудно передать, с каким детским довольством смотрел отец Серафим на все происходившее. — О, о! Вот так-то, так-то чужие труды снедать! — повторял он»158.
Читая эти строки, даже представить невозможно, что отец Серафим мог радоваться гибели безобидной
твари.
сс. 173-175
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ И МЕДВЕДЬ В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало. И вот что случилось однажды: Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: «Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно. Наконец, когда монахиня совершенно успокоилась, а старец скормил почти весь свой хлеб, он подал ей оставшийся кусок и велел покормить медведя. Но она отвечала: “Боюсь, батюшка: он мне и руку отъест!” Старец Серафим посмотрел, улыбнулся и сказал: “Нет, матушка, верь что он не отъест твоей руки.”Тогда она взяла поданный хлеб и скормила его весь с такой радостью, что желала бы ещё кормить его, потому что зверь был с ней кроток, по молитвам святого. Когда преподобный Серафим увидел, что страх у монахини совсем прошёл, он сказал: “Помнишь, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму (так он всегда, по своему смирению, себя называл) медведь служит. Вот и звери нас слушают! А ты, матушка, унываешь! А о чём нам унывать? Вот если бы я взял ножницы, то и остриг бы его.” Вот что делает любовь! Нет большей силы в мире, как любовь! Только любовью и держится мир, только любовью движется жизнь.
Чем знаменит Серафим Саровский
Архивный номер № 29 (511) от 20 июля 2004 — Новости
ВЕЧНОЕ
Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) – преподобный, старец-пустынножитель, затворник – считается одним из самых почитаемых святых в Русской православной церкви. Великий подвижник церкви родился 19 июля 1759 года в Курске.
Серафим Саровский
Детство и отрочество святого старца
Прохор происходил из купеческой семьи. Родители – Исидор и Агафия Мошнины. Отец брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери. Агафия, продолжавшая постройку собора, однажды взяла туда с собой маленького Прохора. Тот, оступившись, упал с колокольни. Господь сохранил жизнь будущего святого: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Обладая прекрасной памятью, юный Прохор вскоре выучился грамоте. Он с детства с удовольствием посещал церковные службы и читать сверстникам священные книги, но больше всего Прохор любил молиться или в уединении читать Евангелие. Как-то Прохор тяжело заболел, во сне ему явилась Божья Матерь, обещавшая посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора на руках, он приложился к святой иконе, после чего быстро поправился.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров. Настоятель отец Пахомий назначил в духовники юноше старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфирне и столярне, нес обязанности пономаря.
Уже тогда Прохор, по примеру других монахов, испросил благословение в свободное время уходить в лес, где в полном одиночестве творил молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Болезнь длилась около трех лет, но никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь юноши, хотели вызвать врача, однако Прохор просил этого не делать. И ему было видение: Матерь Божья в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей – от рода нашего». Затем коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие. Прохор быстро поправился. Вскоре на месте явления Божьей Матери была построена больничная церковь. Престол для одного из приделов преподобный соорудил своими руками из кипариса.
Встреча с Иисусом
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, через год был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Неоднократно Серафим видел святых ангелов, сослужащих братии. А однажды во время Божественной литургии в Великий Четверг преподобного внезапно осенил светлый луч. Подняв глаза, Серафим увидел Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся. Преподобный, в духовном восторге взирая на диво, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.
В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. И по благословению настоятелей ушел в пустынную келью в нескольких километрах от монастыря, расположенную в глухом лесу. Здесь он предавался уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу перед всенощной и возвращаясь в лес сразу после литургии. Свое келейное молитвенное правило Серафим совершал по уставу древних пустынных обителей, никогда не расставался с Евангелием, прочитывая в течение недели весь Новый Завет. Преподобный выучил много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около кельи он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, Серафим держал очень строгий пост, ел раз в сутки, а в среду и пятницу совсем воздерживался от пищи. Иногда старец настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижен, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, дабы не нарушать его созерцания.
Около трех лет преподобный питался одной травой снитью, росшей вокруг кельи. К нему все чаще стали приходить миряне – за советом и благословением. Это нарушало уединение. Преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. Дорогу в его пустынную келью преградили огромные сучья вековых сосен. Только птицы и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря ему приносили хлеб.
Святой и разбойники
Затем преподобный взял на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками. Днем же он молился в келье и на камне, который принес из леса, сходя с него лишь для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так было 1000 дней и ночей. Тогда к святому, работавшему на огороде, были посланы разбойники. Они потребовали от него деньги. У преподобного был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать. Опустив топор, Серафим сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келью в поисках денег. Все сокрушив и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до кельи и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.
Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный. Но не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему во сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы, Пресвятая Дева вновь даровала ему исцеление. После избиения преподобный остался навсегда согбенным, ходил, опираясь на посох или топорик, но обидчиков простил и просил не наказывать. Серафим взял на себя подвиг молчальничества. Если ему в лесу встречался человек, падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель. Вернулся он лишь весной 1810 года после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор. Никуда не выходя и никого не принимая, старец непрестанно находился в молитве и Богомыслии. Прошло еще 15 лет, прежде чем 25 ноября 1825 года Матерь Божья явилась в сонном видении старцу, повелев ему принимать немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.
Чудотворец Серафим
Преподобный открыл двери своей кельи для всех. Старец видел сердца людей, исцеляя душевные и телесные болезни молитвой и благодатным словом. Он обращался к людям «радость моя, сокровище мое». Серафим посещал свою пустынную келью и родник, называемый Богословским. Он всегда нес за плечами котомку с камнями и на вопрос «Зачем?» смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».
В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о любимом детище – Дивеевской женской обители. Ученики и духовные друзья помогали святому – Михаил Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни, принял на себя подвиг добровольной нищеты. А его сестра Елена добровольно согласилась умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни. Один исцеленный Серафимом видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все чтили преподобного как чудотворца.
В последний год жизни Серафим стал заметно слабеть и говорил о близкой кончине. Его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его кельи и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где его следовало похоронить, – близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в церковь к литургии и причастился, после чего благословил братию и простился. На следующее утро келейник преподобного, отец Павел, почувствовал запах гари, исходивший из кельи святого – там всегда горели свечи, и Серафим говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда открыли двери, оказалось, что тлели книги и другие вещи. Сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божьей Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Огонь не тронул тело старца.
Поделиться ссылкой:
Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях:
ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, Instagram.
Степан КОРОЛЁВ
Вверх ▲ — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати
Ребят помогите! Срочно! Чем прославился Серафим Саровский??
Встреча с ИисусомПробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, через год был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Неоднократно Серафим видел святых ангелов, сослужащих братии. А однажды во время Божественной литургии в Великий Четверг преподобного внезапно осенил светлый луч. Подняв глаза, Серафим увидел Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма.
Святой и разбойники Затем преподобный взял на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками. Днем же он молился в келье и на камне, который принес из леса, сходя с него лишь для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так было 1000 дней и ночей. Тогда к святому, работавшему на огороде, были посланы разбойники. Они потребовали от него деньги. У преподобного был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать. Опустив топор, Серафим сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келью в поисках денег. Все сокрушив и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до кельи и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный. Но не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему во сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы, Пресвятая Дева вновь даровала ему исцеление. После избиения преподобный остался навсегда согбенным, ходил, опираясь на посох или топорик,
Чудотворец Серафим Преподобный открыл двери своей кельи для всех. Старец видел сердца людей, исцеляя душевные и телесные болезни молитвой и благодатным словом. Он обращался к людям «радость моя, сокровище мое». Серафим посещал свою пустынную келью и родник, называемый Богословским. Он всегда нес за плечами котомку с камнями и на вопрос «Зачем?» смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о любимом детище – Дивеевской женской обители. Ученики и духовные друзья помогали святому – Михаил Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни, принял на себя подвиг добровольной нищеты. А его сестра Елена добровольно согласилась умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни. Один исцеленный Серафимом видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все чтили преподобного как чудотворца.В последний год жизни Серафим стал заметно слабеть и говорил о близкой кончине. Его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его кельи и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где его следовало похоронить, – близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в церковь к литургии и причастился, после чего благословил братию и простился. На следующее утро келейник преподобного, отец Павел, почувствовал запах гари, исходивший из кельи святого – там всегда горели свечи, и Серафим говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда открыли двери, оказалось, что тлели книги и другие вещи. Сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божьей Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Огонь не тронул тело старца.