Содержание
- Боттичелли – рыцарь Богоматери
- Приобретение графа Строганова
- Пресвятая Богородица – покровительница Флоренции
- Рыцарь Мадонны и «бочонок» Боттичелли
- Благая весть для больницы
- Конец династии Боттичелли
- «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», Боттичелли — описание картины
- LiveInternetLiveInternet
- Искусство
- Ангел Боттичелли
- Боттичелли – певец женской красоты
Боттичелли – рыцарь Богоматери
Библейские образы в живописи – одна из основ мирового искусства. Приближающийся праздник Благовещения и сам образ Богородицы – один из самых распространенных сюжетов в живописи. Многие великие художники посвятили свое творчество этой теме. Одного из них – Боттичелли – даже называют “рыцарем Богоматери”. И именно его хочется вспоминать весной, в апреле. Ведь это он написал «Весну» с такой нежностью и трепетом, будто сам был влюблен в нее. Он оживил миф, показав «Рождение Венеры» из пены морской. Он расписал Сикстинскую капеллу, был приближен к дому Медичи, дружил с Леонардо да Винчи. Он создал десятки портретов флорентийской элиты. Но еще больше написал икон, в которых воспел Пресвятую Богородицу.
Приобретение графа Строганова
«Мадонна Евхаристии» (ок.1470)
В зале итальянских мастеров в ГМИИ Пушкина в простенке между окнами висит небольшая икона. Если быть точной, то это две створки одного полиптиха. Так назывались переносные складные алтари, которыми часто пользовались миссионеры. Переносной алтарь, вероятно, был изготовлен для монастыря Сан Марко во Флоренции. Когда-то две створки располагались с двух сторон центрального алтарного образа, позже были объединены в одну композицию общей рамой. Уже в таком виде «Благовещение», а именно так принято называть эту работу, несмотря на то, что это не единая композиция, оказалось в России. Случилось это благодаря коллекционеру и президенту Императорской академии художеств графу Александру Строганову, который купил для себя несколько работ Боттичелли у одного флорентийского антиквара в 1862 году. Вплоть до 1922 года «Благовещение» находилось в Строгоновском дворце-музее, пока его не передали в собрание Эрмитажа, а шестью годами позже «Благовещение» поступило в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств.
Пресвятая Богородица – покровительница Флоренции
Символ Флоренции – лилия. И хотя на гербе города этот цветок красный, сама лилия во все времена был олицетворением чистоты и непорочности. Именно лилию держит в руках благовествующий архангел Гавриил, стоя перед Девой Марией. Жители Флоренции были уверены, что если не прекрасная Венера (а этот миф был распространен среди флорентийцев в эпоху увлечения античностью), то сама Пресвятая Богородица является покровительницей «города цветов». Когда придет время Страшного суда, Богоматерь самолично вступится перед Царем Небесным за жителей Флоренции. А пока последние времена не настали, она защищает верующих от тягот жизни и невзгод. Нет ее нежнее, добрее и милосерднее. В «Божественной комедии» флорентиец Данте Аллегьери так говорил о Деве Марии:
«…А в дельном мире, смертных напояя,
Ты – упования живой родник.
Ты так властна, и мощь твоя такая,
Что было бы стремить без крыл полет –
Ждать милости, к тебе не прибегая.
Не только тем, кто просит, подает
Твоя забота помощь и спасенье,
Но просьбы исполняет наперед.
Ты – состраданье, ты – благоволенье,
Ты – всяческая щедрость, ты одна –
Всех совершенств душевных совмещенье!»
С неменьшей любовью отец Сандро Боттичелли рассказывал сыну о жизни Девы Марии. И мальчик тянулся к светлой радости, которая струилась из изображений Богоматери на многочисленных фресках и иконах флорентийских церквей.
Однажды он даже пообещал своим родным, что когда-нибудь, а он мечтает только об этом, напишет образ Пресвятой Девы, воспоет ее в красках.
Рыцарь Мадонны и «бочонок» Боттичелли
Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи был сыном флорентийского дубильщика кожи. Мы знаем его как Боттичелли. И хотя «бочоночком» (именно так переводится это слово) был его старший брат Джованни, прозвище досталось младшему в семье и так за ним закрепилось. Возможно потому, что старший брат фактически воспитывал Сандро. Лет в четырнадцать родители, которые не знали куда деваться от пусть и болезненного, но чересчур любознательного и сумасбродного юноши, отдали его учеником в ювелирную мастерскую. Ведь в этом возрасте подросток становился полноправным гражданином и обязан был заниматься чем-то определенным. К тому же родители надеялись, что это может положить начало семейному бизнесу. Но как быстро Сандро усвоил уроки чтения, письма и счета, так же легко овладел премудростями золотых дел мастера. Справедливости ради скажем, что был он медлителен и вместо исполнения поручений мастера часами любовался алтарями местных церквей. Поэтому крестный (а именно в его ювелирную мастерскую поступил юноша) рекомендовал отцу Сандро поискать парню другое дело. Тем более сам Сандро уже понял, что хочет стать живописцем, только и говорит, что его мечта – написать Мадонну.
Ювелиры тесно сотрудничали с художниками. Не удивительно, что вскоре талантливого рисовальщика принял в свою мастерскую художник фра Филиппо Липпи. Высоко оценив способности ученика, видя, как быстро он достиг совершенства в рисовании, понимая, что Сандро действительно одарен, фра Филиппо рано стал поручать ему серьезные заказы. Даже заказчики редко могли отличить работу ученика от мастера. Тогда-то Сандро с большой любовь и благоговеянием начал писать своих Мадонн под вуалью. Несколько лет спустя Сандро уже учился у Леонардо дель Верроккьо, живописца, скульптора, ювелира. И тоже много создавал икон с образами Богоматери. Однажды отец даже упрекнул сына, что в своем рвении он напоминает рыцаря, который дал обет пожизненного служения Деве Марии.
Когда Сандро едва исполнилось двадцать четыре года (в 1469 году) он начал работать в отцовском доме на улице Санта Мария Новелла на виа Нуова в собственной мастерской. Вскоре он вступил в гильдию Святого Луки, что дало ему возможность вести дела уже самостоятельно и иметь учеников, получать заказы на фрески, картины на дереве, книжные иллюстрации, рисунки на штандартах. Художники редко выбирали тему для своих работ. Обычно работали на заказ. Подмастерья брались за росписи мебели: спинок кресел и сундуков. Мастера – за более значительные заказы. Сандро Боттичелли был человеком не особенно амбициозным, не гнушался ни первого, ни второго.
Очень быстро мастерская Боттичелли начала пользоваться популярностью среди жителей Флоренции. Но не только потому, что он брал ничтожно малую цену за свой труд. Флоренция была городом искусств. Искусство наряду с политикой, было настоящей страстью флорентийцев. Самый последний ремесленник разбирался в архитектуре, живописи и скульптуре и на досуге мог много и долго рассуждать об этом.
От своих учителей Сандро воспринял не только знания, которые требовались для создания исторических картин и досок на библейские сюжеты, но и мастерство, позволявшее ему писать совершенных Мадонн.
Он легко применял на практике приемы ювелира и скульптора. Будто гравировал контуры своих фигур, уделял внимание изяществу линий, свету, движению. Как проповедовали его учителя фра Филиппо и Верроккьо, не боялся экспериментировать, давал волю воображению, но совершенство пропорций понимал по-своему. Вообще, Боттичелли не был философом, он был живописцем-ремесленником. И считал, что предназначение искусства состоит в создании прекрасного, того, что поможет человеку в его общении с Богом.
«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», «Мадонна в розарии» (1470) были первыми самостоятельными работами художника. «Мученичество святого Себастьяна», прославившее его, было написано по заказу горожан в 1474 году. Осенью от города только отступила «черная смерть», выкосившая целые деревни вокруг Флоренции. Горожане заказывали художникам изображения святых, способных отвратить страшную гибель. Образ святого Себастьяна был установлен в церкви Санта Марии Маджоори, и в городе только и говорили, что о Боттичелли. Не меньше Боттичелли писал портретов, которые как раз вошли в моду, «тондо» – картины круглой формы. Единственное, что беспокоило художника, что заказчики требовали точно воспроизводить действительность и не позволяли фантазировать.
Боттичелли очень рано познакомился с правящим домом Медичи, был представлен ко двору флорентийской элиты и впоследствии создал немало произведений по их заказам, в том числе для украшения виллы в Кастелло. После блестяще выполненного в 1475 году заказа для флорентийского богача Гаспаре дель Ламы, Сандро стал известен за пределами Флоренции. В заказанной картине «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Мария Новелла он не только изобразил евангельских персонажей, но также семейство Медичи и свой автопортрет. Молва о гениальном художнике и протекция Медичи принесла Ботиччелли новый заказ. В 1481 году папа Сикст IV пригласил художника руководить работами по росписи только что построенной папской часовни (Сикстинской капеллы). Здесь он работал вместе с Перуджино, Пинтуриччино, Гирландайо. Написал «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Абирона», «Исцеление прокажённого».
Благая весть для больницы
«Благовещение» (1489)
Самое большое «Благовещение» кисти Ботиччелли было создано в 1481 году. Огромная фреска, достигающая в длину 55 метров, написана художником по случаю окончившейся в городе чумы. Надо сказать, что чума не раз посещала Флоренцию, унося десятки тысяч жизней. Сотнями заболевшие чумой поступали в госпиталь Сан Мартино делла Скала, который находился недалеко от дома Сандро Боттичелли. Когда эпидемия благополучно завершилась, благодарные Богу флорентийцы заказали художнику изобразить «Благовещение» на одной из стен больницы.
Свое «Благовещение» Боттичелли писал тогда же, когда по заказу дома Медичи создавал «Весну», поэтому он так много придавал здесь внимания деталям и символам, грациозности линий и изгибов, которые создали неповторимую атмосферу света и музыки.
Его работа экспрессивна. В ней много света и движения. Движения в развевающихся волосах архангела Гавриила, в кроткой позе Богоматери, которая стоит полузакрыв глаза, в лучах света, которые насквозь пронизывают пространство. А в дуновении ветра будто слышно, как Ангел говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.» (Лк 1:30-33)
Очень скоро больница Сан Мартино стала монастырем. В 1624 году фреску решили перенести в атриум церкви. Тогда-то она и получила серьезные повреждения. Может быть поэтому, а может быть потому, что кто-то счел ее старомодной, фреску закрасили в 1700 году. Обнаружили и восстановили ее только в 1920 году, когда работа Боттичелли поступила в галерею Уффици.
Конец династии Боттичелли
“Весна” (1482)
Вслед за популярностью пришла безвестность. Не малую роль здесь сыграли политические события, смерть Лоренцо Великолепного, изгнание из Флоренции семьи Медичи, популярность ревнителя веры Савонаролы и упадок интереса к искусству. В 1497 году на площади Синьории Савонарола приказал сложить огромный костер и публично сжег колоссальное количество книг, картин, музыкальных инструментов, женских туалетов и ювелирных украшений, которые по мнению францисканского аскета и религиозного фанатика символизировали грех. Сложно сказать, эти ли события подорвали хрупкое здоровье пятидесятилетнего живописца, для которого живопись была жизнью и выражением самого себя. Ведь он всегда и много заботился о тех, кто занимался искусством. Возможно, наступившие мрачные времена повергли художника в уныние. К тому же при всех талантах и связях у Боттичелли напрочь отсутствовала торгашеская жилка. Он не умел себя продавать. Одним словом, утратив популярность, жил он в бедности. Болезнь скрутила его, и Сандро Боттичелли едва мог разогнуть спину, редко выходил из дома, а если и выходил, то с двумя костылями. Идеи Савонаролы завладели умом Боттичелли, он примкнул к тем, кого называли «плаксы», и в творчестве его наступил период какого-то разлада с самим собой. Его краски стали скромнее и строже, композиции лаконичнее, детали все более редки. Все это проявилось в «Мистическом рождении» – картине, которую он написал в конце жизни. Но так любимые им удлиненные пропорции тела, исполненные грации движения, легкость и невесомость фигур так и остались фирменным знаком художника.
«Мистическое Рождество» (1500)
Боттичелли никогда не имел семьи. Он умер от тяжелой болезни в бедности в 1510 году. Его быстро забыли современники и не узнали бы потомки, если не Братство прерафаэлитов.
«Весна», «Рождение Венеры» – небольшие работы, созданные для частного пространства, находились в собственности семьи Медичи. Когда в 1737 году, не оставив наследника, умер последний Медичи – великий герцог Тосканский Джан Гастоне Медичи – его несметные богатства, включая коллекцию изобразительного искусства, перешли родной сестре. Она, возможно не без выгоды для себя, признала Лотарингскую династию, которая после ее кончины унаследовала все коллекции дома Медичи. Вплоть до 1859 года (исчезновение великого герцогства Тосканского) мало кто знал о тех шедеврах, которые принадлежали Медичи. И лишь поступив в ведение государства, оказавшись в залах Уффицци, картины художников Возрождения из коллекции флорентийской династии стали доступны публике.
Английские «революционеры» кисти и холста – прерафаэлиты – возвратили миру Сандро Боттичелли. Впервые они заговорили о нем, подражали ему, преклонялись перед его творениями. Прерафаэлиты увидели в Боттичелли, двигавшегося в своем творчестве вопреки течению, реформатора, перевернувшего в эпоху Возрождения представление об истинной вере и настоящей красоте. Правда, случилось это лишь спустя четыреста лет после кончины художника, обессмертившего свое имя «Весной».
Иллюстрации ru.wikipedia.org
«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», Боттичелли — описание картины
Мадонна с младенцем и двумя ангелами — Сандро Боттичелли. 1468-1469. Темпера на панели 100 x 71 см
Искусствоведы любят сравнивать эту картину с произведениями других мастеров Возрождения, и особенно с работами Филиппо Липпи. Этот художник был одним из учителей Боттичелли и неудивительно, что тот перенял у наставника некоторые стилевые черты. Это можно заметить по филигранному изображению драпировки платья и плаща – очень реалистичные изгибы (как известно, именно Липпи направил живопись Ренессанса по пути натурализма и реалистичности). Первоначально, представленная работа и вовсе приписывалась Липпи, но поздние исследования доказали всё же авторство Сандро- «бочонка». А вот игра света и тени в картине роднит Боттичелли уже с другим мастером – Антонио дель Поллайоло.
Работа изображает популярный библейский сюжет – Мадонна держит на руках младенца-Спасителя. По бокам Иисуса стоят два ангела, которые помогают Марии держать сына. Лица всех героев печальны и серьёзны – они знают, какая тяжкая и великая судьба предначертана младенцу. Мадонна нежно прикасается к ногам ребёнка, а сам младенец очень пристально и с неким беспокойством взирает на мать. Его лицо фактически вторит серьёзным выражениям лиц ангелов.
На заднем фоне мы видим мраморный парапет. Парапет открывает вид на Hortus conclusus, или «Запертый сад». Это символическое обозначение Девы Марии было популярно начиная с 1400 года в живописи и литературе. Каноническое изображение Hortus conclusus представляет собой Марию с младенцем в саду за высоким забором, Боттичелли же вывел героев на передний план, а высокий забор «превратил» в геометрический парапет. Hortus conclusus – это символ девственности Мадонны.
Выверенная композиция и застывшие герои напоминают зрителю строгость икон, но следование законам перспективы, благодаря которым Мария с младенцем и ангелами была выведена на передний план, заставляет воспринимать их как неких реальных персонажей.
Известно, что Боттичелли рос в очень религиозной семье, что не могло не сказаться на его личности и соответственно творчестве. Большое влияние на мастера оказали проповеди Савонаролы. После его казни Боттичелли никогда не писал обнажённую натуру.
Духовная эволюция художника сказалась и на его Мадоннах. Представленная Мадонна ещё просветлённая и возвышенная, но уже более поздние творения Боттичелли на данный сюжет демонстрируют разочарование в стремлении найти вечную красоту. Поздние Мадонны мастера бледны, бескровны, с глазами полными слёз.
Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.
Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки. Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения lomovolga Sandro Botticelli (Сандро Боттичелли, 1445-1510, Florence) и мастерская \3\
lomovolga
part 1 part 2
Сандро Боттичелли
Аллегория силы
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
1469-70. 167х87
Сандро Боттичелли
Аллегория силы (фрагмент)
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
1469-70. 167х87
Сандро Боттичелли
Аллегория силы (фрагмент)
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
1469-70. 167х87
Сандро Боттичелли
Аллегория силы (фрагмент)
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
1469-70. 167х87
Сандро Боттичелли
Аллегория силы (фрагмент)
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
1469-70. 167х87
Сандро Боттичелли
Аллегория силы (фрагмент)
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
1469-70. 167х87
Сандро Боттичелли (и его мастерская)
Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу, с пятью ангелами
Музей искусств, Балтимор (Museum of Art, Baltimore).
1485-90. 132 см
Сандро Боттичелли (и его мастерская)
Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу, с пятью ангелами (фрагмент)
Музей искусств, Балтимор (Museum of Art, Baltimore).
1485-90. 132 см
Сандро Боттичелли (и его мастерская)
Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу, с пятью ангелами (фрагмент)
Музей искусств, Балтимор (Museum of Art, Baltimore).
1485-90. 132 см
Сандро Боттичелли (и его мастерская)
Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу, с пятью ангелами (фрагмент)
Музей искусств, Балтимор (Museum of Art, Baltimore).
1485-90. 132 см
Сандро Боттичелли (и его мастерская)
Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу, с пятью ангелами (фрагмент)
Музей искусств, Балтимор (Museum of Art, Baltimore).
1485-90. 132 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
1465-75, 91х67
Сандро Боттичелли
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (фрагмент)
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
1465-75, 91х67
Сандро Боттичелли
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (фрагмент)
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
1465-75, 91х67
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем
Галерея академии искусств, Флоренция (Galleria dell’Accademia, Firenze).
1465-70. 85х62
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем (фрагмент)
Галерея академии искусств, Флоренция (Galleria dell’Accademia, Firenze).
1465-70. 85х62
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем (фрагмент)
Галерея академии искусств, Флоренция (Galleria dell’Accademia, Firenze).
1465-70. 85х62
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем (фрагмент)
Галерея академии искусств, Флоренция (Galleria dell’Accademia, Firenze).
1465-70. 85х62
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем (фрагмент)
Галерея академии искусств, Флоренция (Galleria dell’Accademia, Firenze).
1465-70. 85х62
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем и восемью ангелами
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
ок1478. 135 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем и восемью ангелами (фрагмент)
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
ок1478. 135 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем и восемью ангелами (фрагмент)
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
ок1478. 135 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем и восемью ангелами (фрагмент)
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
ок1478. 135 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем и восемью ангелами (фрагмент)
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
ок1478. 135 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем и восемью ангелами (фрагмент)
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
ок1478. 135 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем и восемью ангелами (фрагмент)
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
ок1478. 135 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем
Галерея Боргезе, Рим (Galleria Borghese, Roma).
ок1485. 170 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем (фрагмент)
Галерея Боргезе, Рим (Galleria Borghese, Roma).
ок1485. 170 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем (фрагмент)
Галерея Боргезе, Рим (Galleria Borghese, Roma).
ок1485. 170 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем (фрагмент)
Галерея Боргезе, Рим (Galleria Borghese, Roma).
ок1485. 170 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем (фрагмент)
Галерея Боргезе, Рим (Galleria Borghese, Roma).
ок1485. 170 см
Сандро Боттичелли
Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
Палаццо Питти, Флоренция (Palazzo Pitti, Firenze).
1490-00. 134х92
Сандро Боттичелли
Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
Палаццо Питти, Флоренция (Palazzo Pitti, Firenze).
1490-00. 134х92
Сандро Боттичелли
Мадонна с Младенцем (detail)
Музей изобразительных искусств, Лилль (Musée des Beaux Arts, Lille).
ок1500. 62×46
Сандро Боттичелли
Мадонна с Mладенцем на троне
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
1484. 185х180
Сандро Боттичелли
Мадонна с Mладенцем на троне (фрагмент)
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
1484. 185х180
Сандро Боттичелли
Мадонна с Mладенцем на троне (фрагмент)
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
1484. 185х180
Сандро Боттичелли
Мадонна с Mладенцем на троне (фрагмент)
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
1484. 185х180
Сандро Боттичелли приписывается
1482 (возможно Filippino Lippi)
Les trois archanges (detail)
Сандро Боттичелли приписывается
1482 (возможно Filippino Lippi)
Les trois archanges (detail)
Droit
Сандро Боттичелли приписывается
1482 (возможно Filippino Lippi)
Les trois archanges (detail)
Сандро Боттичелли приписывается
1482 (возможно Filippino Lippi)
Les trois archanges (detail)
Droit
Сандро Боттичелли
Поклонение Младенцу Христу
Музей изящных искусств, Хьюстон (Museum of Fine Arts, Houston).
ок1500. 120 см
Сандро Боттичелли
Поклонение Младенцу Христу (detail)
Музей изящных искусств, Хьюстон (Museum of Fine Arts, Houston).
ок1500. 120 см
Сандро Боттичелли
Поклонение Младенцу Христу (detail)
Музей изящных искусств, Хьюстон (Museum of Fine Arts, Houston).
ок1500. 120 см
Сандро Боттичелли
Поклонение Младенцу Христу (detail)
Музей изящных искусств, Хьюстон (Museum of Fine Arts, Houston).
ок1500. 120 см
Сандро Боттичелли
Поклонение Младенцу Христу (detail)
Музей изящных искусств, Хьюстон (Museum of Fine Arts, Houston).
ок1500. 120 см
Сандро Боттичелли
Мадонна в лоджии
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
ок1467. 72х50
Сандро Боттичелли
Мадонна в лоджии
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
ок1467. 72х50
Сандро Боттичелли
Паллада и Кентавр
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
1482-83. 207 x 148
Сандро Боттичелли
Паллада и Кентавр (фрагмент)
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
1482-83. 207 x 148
Сандро Боттичелли
Паллада и Кентавр (фрагмент)
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).
1482-83. 207 x 148
part 1 part 2
Коллекция Сандро Боттичелли
Серия сообщений «живопись старых мастеров \4\»:
Часть 1 — Живопись старых мастеров. Портрет \43\
Часть 2 — Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703-1770, French) — Детки, портретно-жанровое \6\
…
Часть 47 — Sandro Botticelli (Сандро Боттичелли, 1445-1510, Florence) и мастерская. \1\
Часть 48 — Sandro Botticelli (Сандро Боттичелли, 1445-1510, Florence) и мастерская. \2\
Часть 49 — Sandro Botticelli (Сандро Боттичелли, 1445-1510, Florence) и мастерская \3\
Искусство
Сандро Боттичелли. Венера и Марс, 1483. Фрагмент
Источниками вдохновения для творцов Средневековья и Возрождения часто становились недостижимые Прекрасные Дамы, платоническая любовь и поклонение которым рождали к жизни шедевры мирового искусства. Флорентийка Симонетта Веспуччи стала для величайшего художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли таким же божеством, как Беатриче для Данте или Лаура для Петрарки. Она не замечала скромного художника и не подозревала о том, что была для него идеалом красоты. Девушка так никогда и не узнала, благодаря кому ее образ остался в веках, она ушла из жизни в 23 года.
Слева – Сандро Боттичелли Автопортрет. Справа – Филиппино Липпи. Портрет С. Боттичелли
Симонетта Веспуччи
О ней известно немного. Симонетту выдали замуж за Марко Веспуччи, состоявшего в родстве со знаменитым флорентийским мореплавателем Америго Веспуччи. Муж Симонетты был приятелем Джулиано Медичи – соправителя Флоренции, поэтому после свадьбы молодые переехали в этот город. Но брак Симонетты и Марко не был счастливым.
Слева – Аньоло Бронзино. Портрет Джулиано Медичи. Справа – Сандро Боттичелли. Портрет молодой девушки (Симонетта Веспуччи), 1475-80
После их переезда во Флоренцию молодую красавицу не могли оставить без внимания, ее благосклонности добивались многие знатные мужчины города, среди ее поклонников был и флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Но ее сердце было отдано его младшему брату Джулиано. Им восхищалось все женское население города, от знатных дам до горожанок – он был красив, статен, силен и ловок.
Сандро Боттичелли. Симонетта Веспуччи (предположительно), 1475
Считается, что на этой работе Пьеро ди Козимо в образе Клеопатры изображена Симонетта Веспуччи через десятилетия после своей смерти
Во Флоренции любили Джулиано Медичи. Его называли Принцем Юности. Он не проявлял интереса к государственным делам, но охотно принимал участие в турнирах и балах. Симонетту считали первой красавицей Флоренции, называли ее «Несравненной», поэты посвящали ей поэмы, художники писали ее портреты.
Сандро Боттичелли. Портреты Джулиано Медичи, 1476-78
Некоторые исследователи утверждают, что Симонетта стала возлюбленной Джулиано, некоторые уверены в том, что их любовь оставалась платонической. Несомненным является тот факт, что 28 января 1475 г. он принял участие в турнире, и после своей победы провозгласил даму своего сердца – Симонетту – королевой турнира. В оформлении этого действа участвовал Боттичелли, изобразивший на персональном знамени Джулиано Симонетту в образе Минервы в белом платье, с головой Медузы Горгоны в руках. К сожалению, этот штандарт не сохранился.
Сандро Боттичелли. Весна (Primavera), 1482
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры, 1485
Прекрасная Симонетта скончалась в возрасте 23 лет от чахотки (по другой версии – от яда). О ее смерти скорбела вся Флоренция – оплакивали уход Прекрасной Дамы и завершение идеальной любви Джулиано и Симонетты. Через два года после смерти возлюбленной, в тот же день – 26 апреля – погиб от рук заговорщиков и Джулиано Медичи. Смерть молодых возлюбленных казалась флорентийцам мистической, об этой истории еще долго вспоминали.
Сандро Боттичелли. Слева – Мадонна с младенцем, 1470. Справа – Мадонна с книгой, 1483
Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1487
Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. До сих пор продолжаются споры искусствоведов о том, на каких именно полотнах художник запечатлел Симонетту Веспуччи, и только ли ее. Некоторые высказывают предположение, что с момента их встречи художник изображал на всех полотнах Симонетту в образе Мадонны или Венеры на протяжении 15 лет.
Андреа Вероккьо. Женский портрет. Предположительно, это портрет Симонетты Веспуччи
Со смертью Симонетты Веспуччи и Джулиано Медичи во Флоренции закончилась целая эпоха, которую называют «золотым веком», и начался закат флорентийского Ренессанса.
Симонетта Веспуччи
Ангел Боттичелли
Стояли жаркие дни июня. Город задыхался от зноя. Очередь в Галерею Уффици растянулась на долгих два часа. А за зданием – река Арно. «Хорошо окунуться сейчас в воду!» — произносит Таня. » Да, — вторю ей я.- Хорошо бы». » Вам купаться, а мне — музей!» — в пику нашему невежеству заявляет Люда.
Наконец подошла и наша очередь.
После обзора первых залов мы вошли в комнату с картинами Сандро Боттичелли. Я зачарованно осматривала полотна. Больше всех мне понравилась картина с печальной фигурой Мадонны, державшей на руках Младенца. На груди Младенца изображен гранат, слегка придерживаемый кистями рук Матери и Сына. Мадонна окружена шестью ангелами. Я задержала взгляд на лице одного из них, расположенного первым справа, с цветком лилии в руке. Попросив подруг не ждать меня, стала всматриваться в меланхоличное выражение лица, которое было и взрослым, и детским одновременно. Взгляд его как будто следил за мной изначально, как только я вошла в зал, словно желая сказать мне что-то очень важное.
В глазах читалось: «Какая скука! Сегодня повторяется то же, что и вчера, а завтра будет все, как сегодня. А где же душевные порывы,творческие взлеты? Где веселье,устремления? Какого терпения требует эта жизнь!»
К сожалению, я не запомнила тогда названия картины.
Прошло два года.
В одно из воскресений, гуляя по Милану, зашла в книжный магазин, что на улице Данте. И сразу мне бросилась в глаза книга о шедеврах Боттиччели. «Какая необычная встреча, какая удача!»- с радостью подумала я. С трепетом открыла книгу в надежде увидеть давнего знакомого. «Мадонна с Младенцем и шесть ангелов» или «Мадонна с гранатом», — вот они, названия мистической картины.
И снова взгляд ангела, первого справа. Но показался он мне грустнее, глубже, мудрее и говорил уже об ином: » Я знаком с вами. Жаль мне вас: вы не ведаете, что проживаете жизнь в суете,веселитесь,мечетесь и все куда-то стремитесь. Не знаете вы цену жизни».
2005-й год.
Боттичелли – певец женской красоты
На его полотнах томные чувственные красавицы задумчивы и покорны судьбе, вместе с тем они олицетворяют стойкость духа и, несмотря на наготу, непогрешимость. Как сложилась судьба гения Возрождения, чьи живописные симфонии и сегодня звучат волнительно?
Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, известный нам как Сандро Боттичелли, родился во Флоренции. Как пишет Вазари, «он был сыном Мариано Филипепи, флорентийского гражданина, который старательно воспитал его и дал ему образование по всем предметам, какие в то время обычно преподавались юношам, прежде чем они станут за прилавок». Вместе с братом Джованни его отдали в ученики к ювелиру. Кстати, от брата, прозванного за тучность бочонком, то есть «боттичелли», и Алессандро получил это имя.
В мастерскую Фра Филиппо Липпи для обучения живописи Боттичелли попал довольно поздно — примерно в 17 (по другим источникам в 19) лет. По тем временам в таком возрасте молодые люди уже серьезно работали. Однако для большого художника Боттичелли это было только начало серьезного пути. От Липпи, покинувшего Флоренцию, он перешел в мастерскую Андреа Верроккьо, где уже учился Леонардо да Винчи, который был на несколько лет младше Боттичелли. Ранние работы Боттичелли — в основном Мадонны — недвусмысленно говорят о его подражании учителям. Но довольно скоро он находит свой стиль и становится известен как универсальный мастер.
Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем, 1465−1470. (wikipedia.org)
В XV веке Флоренция — это банковский, деловой и промышленный центр. Власть принадлежала семье Медичи, любителям искусств и покровителям художников и мыслителей. Им подражала и местная аристократия. Появилась мода на коллекционирование искусства, при этом не столько картин, сколько декора: в виде росписи мебели, дверей, стен. И в мастерской Боттичелли, открывшейся в 1470-м, выполнялись заказы любого уровня: от дизайна сундуков до фресок и портретов. Чтобы справиться с растущим объемом заказов, Боттичелли держал большой штат подмастерьев.
Не сохранилось никаких сведений о личной жизни Боттичелли. Известно, что у него не было ни жены, ни детей. Но то, что мы можем сказать определенно, — он был платонически влюблен в первую красавицу флорентийского Возрождения Симонетту Веспуччи (в девичестве Каттанео). Именно ее образ появляется в большинстве работ живописца.
Портрет молодой женщины, 1476−1480. (wikipedia.org)
Портрет молодой женщины, 1480−1485. (wikipedia.org)
Прекрасная Симонетта, 1485. (wikipedia.org)
Симонетта Каттанео была родом из знатной генуэзской семьи. В 16 лет она была отдана за флорентийца Марко Веспуччи, вместе они переехали во Флоренцию. В новом доме Симонетту обожали за красоту и изящество. Считается, что в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано Медичи, но как именно развивался их роман — был ли он платоническим или подразумевал свидания, например, — неизвестно. Вскоре девушка, будучи 23 лет от роду, скончалась от чахотки. Флоренция погрузилась в траур. А Сандро Боттичелли навсегда стал пленником прекрасного образа Симонетты. Кого бы он ни писал впоследствии — богинь, портреты неизвестных красавиц, мадонн, — в чертах каждой угадывалась Веспуччи.
Весна, 1482. (wikipedia.org)
Рождение Венеры, 1485. (wikipedia.org)
Венера и Марс, 1485. (wikipedia.org)
Первой знаковой, замеченной всеми работой стал Святой Августин в келье. «И вот как во Флоренции, так и за ее пределами Сандро настолько прославился, что когда папа Сикст IV приказал соорудить капеллу в римском дворце, то, желая ее расписать, распорядился, чтобы он стал во главе этой работы», — пишет Вазари. В Сикстинской капелле, расписывать которую были приглашены четверо флорентийцев, Боттичелли создал три фрески.
Святой Августин в келье, 1480. (wikipedia.org)
Наказание левитов, 1481−1482. (wikipedia.org)
Сцены из жизни Моисея, 1481−1482. (wikipedia.org)
Три искушения Христа. 1481−1482. (wikipedia.org)
Получив известие о кончине отца, Боттичелли раньше срока оставил Рим и вернулся во Флоренцию, которую никогда более не покидал. К тому же в то время там уже находился Джироламо Савонарола — новый духовный лидер флорентийской аристократии. Приглашенный в 1480 году Лоренцо Великолепным Медичи, чтобы взбодрить обстановку, так сказать, этот доминиканский монах в итоге взял город в ежовые рукавицы. Удовольствия, роскошь, земные радости были объявлены вне закона. Всем надлежало вести аскетичный образ жизни и молиться о спасении души. По инициативе Савонаролы было устроено публичное сожжение произведений искусства и предметов роскоши. Немало художников добровольно принесли на костер свои полотна. Не исключено, что среди них могли быть и работы Боттичелли. Сам он, уже страдавший от болезни ног, вряд ли был на церемонии. Но то, что художник поддерживал идеи монаха, отразилось и в его творчестве, которое всецело обратилось к евангельским темам.
Мадонна с младенцем и ангелами, 1483. (wikipedia.org)
Мистическое Рождество, 1500. (wikipedia.org)
Последнее чудо и смерть святого Зиновия, 1500−1505. (wikipedia.org)
Один из важных, монументальных трудов Боттичелли — иллюстрация Данте. Вазари упоминает это так: «Как человек полный неожиданностей, комментировал часть «Божественной комедии», иллюстрировал и издал «Ад», на что потратил весьма много времени». Этот заказ Боттичелли получил от Лоренцо Медичи. Художник выполнил около 100 манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Из них до нас дошло 92.
Карта Ада Боттичелли, 1480-е. (wikipedia.org)
В последние годы Боттичелли, из-за болезни практически не способный передвигаться самостоятельно, уже не работал. И хотя Вазари пишет, что он «был до такой степени беден, что, вероятно, умер бы с голоду, если бы, пока он еще был в живых, его не поддерживал Лоренцо де Медичи», это не так. Да, его уже не воспринимали как гениального мастера — эпоха сменилась и заказывали картины у других, к Боттичелли же заглядывали в мастерскую, чтобы поболтать. Недоброжелатели прозвали его дом за это академией болтунов. Тем не менее, нищим живописец не был. Он скончался в 1510 году и был погребен во Флоренции, где его прах покоится и сегодня.