Содержание
- Кому и зачем нужны молитвы за умерших
- Как правильно провести Дмитровскую субботу
- Димитриевская родительская суббота — 3 ноября в 2018 году
- Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2018 году — 3 ноября
- Дмитриевская родительская суббота в 2018 году: какого числа поминальная суббота
- Дмитриевская Родительская Суббота в 2018 году — какого числа, кого поминают, приметы
- Какого числа Дмитриевская суббота в 2018 году
- Кого поминают в Дмитриевскую Субботу
- История
- Традиции
- Приметы на Дмитриевскую Родительскую Субботу
- Дмитриевская суббота в 2018 году отмечается 3 ноября
- ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА 2018: КАКОГО ЧИСЛА, ИСТОРИЯ
- ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА 2018: КАК ОТМЕЧАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ
Кому и зачем нужны молитвы за умерших
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)
Современные политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт — семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение. Кстати, подобные гомункулусы, искусственно вынутые из опыта предыдущих поколений, функционирующие лишь в режиме собственных рефлексов, — не только мечта маркетологов всех мастей в эпоху общества потребления, но и надежная база для организаторов любых цветных революций, любых актов дестабилизации.
Конечно, когда наши предки впервые отмечали Димитровскую родительскую субботу, а было это, вероятно, в 1380 году, пращуры гениального поэта о Руси еще слышать не слыхивали, а политологии вообще не существовало. Как считают историки, появление Димитровской родительской субботы и ее утверждение в календаре — показатель нравственной чистоты и дальновидности народа.
Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.
Беспамятство лишает нас не прошлого, а будущего
Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.
По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.
После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».
Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про своих ушедших родственников не забывают.
У Ивана Шмелева есть описание того, как проводились дни памяти по усопшим. Удивительно, но тема, связанная с болью потери, с тоской и скорбью, у писателя дана с теплотой и даже радостью. И дело здесь не в таланте Ивана Сергеевича, тут просто христианское восприятие смерти, понимание, что после Воскресения Христа она побеждена. А еще чувство выполненного долга по отношению к нашим усопшим. Да, молитва по умершим — это долг еще живущих по отношению к тем, «чьи мертвы уста».
Вот как об этом говорил известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.
В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!» Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».
Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви. И тут, как в физике: чем сильнее ток, чем выше его частота, тем ярче свет, тем меньше тьмы — в наших скорбящих душах. В мире вокруг нас — если мы не оставляем в нем места для безысходности и отчаяния.
Компетентно
Как правильно провести Дмитровскую субботу
Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. Милостыня — важный способ почтить память близкого.
Мнение
В XX веке, неожиданно, Куликовская битва стала причиной нешуточных боев между официальной исторической наукой и последователями теории А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, считающими: битва проходила не на поле между реками Доном и Непрядвой, а в районе Москвы, называемом Кулишки.
Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru
Димитриевская родительская суббота — 3 ноября в 2018 году
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2018 году — 3 ноября
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2019 году — 2 ноября
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2020 году — 7 ноября
Подходит старушка, приехала в собор из деревни: — Батюшка, вот сестра-покойница что-то нехорошо снится… Это к чему, молиться за упокой надо? — Надо, матушка… — Спаси Господи… Надо приехать на нояберьские, помянуть сестру-то…
Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…
Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…
Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.
Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…
photosight.ru. Фото: Диoниcий 3eмлянoв
Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?
Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)
Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.
И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…
Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).
Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.
Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».
* * *
Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.
Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.
Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году. Читайте также:
Этот день изначально был посвящен поминовению тех Христовых воинов, которые отдали жизнь за Христа и за други своя в Куликовской битве. Вместе с ними мы поминаем и всех прежде усопших православных христиан, и наших умерших родных и близких. Все храмы полны в этот день молящимися, и мы видим, что и вера жива, и жива любовь к ближнему. Но наши умершие близкие ждут от нас не только молитвы о них…
Дмитриевская родительская суббота в 2018 году: какого числа поминальная суббота
В Православной христианской вере есть специально назначенные дни для посещения кладбищ и поминовения родных, предков. Это важные обряды для обретения родовой силы и поддержки. Несколько Суббот поминовения родителей выпадают на Великий Пост, который длится перед Пасхой. Дмитриевская Суббота завершает цикл осенних поминальных обрядов, которые длятся почти месяц. Дмитриевская родительская суббота посвящена памяти святого Дмитрия Солунского и праздника Казанской Божией Матери. Часто бывает так, что субботы поминовения родителей совпадают с соответствующими православными праздниками, поэтому субботнее поминовение может быть отложено на другой день.
Дмитриевская суббота 2018 года
В 2018 году Дмитриевская суббота падает на 3 ноября, а праздник Казанской Божией Матери на следующий день, то есть 4 ноября. В этом году правила не изменятся: 3 ноября в церквях по всей России будут проходить поминальные службы для тех, кто погиб за свою родину. Это день памяти героев, умерших воинов. Эта поминальная суббота также неразрывно связана с Дмитрием Донским и битвой под Куликовым полем.
Дмитриевская суббота учит большой божественной любви к ближнему. Это тот день, когда люди, которые покинули нас, вспоминаются только с любовью и хорошими делами. Кто-то ошибочно полагает, что субботы для поминания родителей посвящены только памяти ближайших родственников, но это не так. В частности, в субботу 3 ноября поминают всех, кто внезапно ушел в другой мир.
Традиции Дмитриевской субботы
В этот день хорошо сходить в храм, чтобы помолиться или поставить свечку за душу усопшего. Также, благоприятно в этот день исповедаться священнику. Можно ставить свечки не только за усопших, то есть за поминовение души. Но и можно ставить свечи и заказывать службы за здравие: для себя, своих близких, родных и любимых людей. Свечи помогают обрести мир и согласие в своей душе и в отношениях с людьми. Если у вас есть такая возможность, посетите кладбище, чтобы очистить от мусора могилу умерших родственников.
Прочитайте молитвенные тексты для мертвых, если у вас нет возможности посетить храм. Самая распространенная и универсальная молитва «Отче наш».
Вы можете прочитать эту молитву в любое время, когда будете вспоминать о мертвых родителях, родственниках, близких и дальних знакомых и всех, кого вы знали в своей жизни и кому хотите пожелать добра в загробном мире. Души ушедших в мир иной людей нуждаются в поддержке и памяти живых. Все достойны прощения, и все достойны войти в Царство Небесное.
Узнать свой гороскоп на месяц
Узнать свой Таро расклад на богатство
Дмитриевская Родительская Суббота в 2018 году — какого числа, кого поминают, приметы
Какого числа Дмитриевская суббота в 2018 году
У Дмитриевской родительской субботы в церковном календаре нет постоянной даты – Русская православная церковь отмечает ее в субботу, перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Дмитриевскую родительскую субботу в 2018 отмечают 3 ноября.
Кого поминают в Дмитриевскую Субботу
По официальной версии, Дмитриевская родительская суббота установлена в честь воинов, которые пали в Куликовской битве. После победы князь Дмитрий Донской предложил православной церкви каждый год справлять поминовение по павшим в этом сражении воинам. Священнослужители согласились, мотивируя это тем, что во время Куликовской битвы погибли, прежде всего, православные христиане. С течением времени Дмитриевскую субботу отмечали в честь всех воинов, которые когда-либо погибли за русские земли, а затем и вовсе Дмитриевская суббота стала днем поминания всех усопших.
История
Согласно преданию, поминальный день был установлен князем Дмитрием Донским после победы на Куликовом поле. Перед великой битвой князь посетил Троице-Сергиеву лавру, где Сергий Радонежский благословил его на бой с иноверцами, а также дал ему из числа из числа монашеской братии двух послушников — Александра Пересвета и Андрея Ослабю, отличающихся недюжинной силой и пламенной верой. Оба отдали свою жизнь во имя освобождения русской земли от монголо-татарского ига.
Традиции
За трапезой вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.
Все христиане приходят в церковь с небольшими бумажечками, где написаны имена всех умерших родственников и передают их священнику, который упомянет их во время ведения службы. Также в церковь приносят пожертвования в виде овощей, хлеба, сладостей и фруктов, а вот мясо и вино жертвовать нельзя.
Во многих местах России поминовение усопших в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось «причитаниями, пьянством и разгулом». Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к этому дню особые «поминальные пироги» и относили их на кладбище, оставляя там на могилах. Совеременная церковь все же не поощряет подобные традиции.
Приметы на Дмитриевскую Родительскую Субботу
Дмитриевская суббота с давних времен считалась днем перехода от осени к зиме, соответственно много примет было связано и с погодой: Дмитриев день – зима лезет на плетень; на Дмитрия реки замерзают; до Дмитриевской субботы зима не становится.
На Дмитриев день девки хитрые хотят выскочить быстрее замуж, и все потому, что после этого дня свадьбы бывают редко.
Дмитриевская суббота в 2018 году отмечается 3 ноября
Последний в нынешнем году день поминовения усопших отмечается третьего ноября, в канун дня святого Дмитрия Солунского. Именно потому родительская суббота в ноябре 2018 называется Дмитриевской (или Димитриевской). В этот день в храмах правится панихиды, а прихожане молятся об успокоении душ усопших родственников и близких.
Кстати, историки, в свою очередь, связывают возникновение данного дня с Куликовской битвой: тогда Дмитрий Донской после одержанной над противником виктории предложил установить поминальный день, чтобы молиться за павших в битве воинов. Священнослужители, в свою очередь, выразили согласие, и назвали субботу в честь князя Дмитрия.
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА 2018: КАКОГО ЧИСЛА, ИСТОРИЯ
Наши предки связывали день памяти усопших, который мы называем Дмитриевой субботой, с переходом от осени к зиме. Вообще-то по традиции полную подготовку к зиме проводили до праздника Покрова: скот переводили с пастбищ в сараи, завершали все-все работы на огороде и в полях, конопатили избы, чинили кровли…
Однако, если всё же подготовку к зиме до покрова осуществить не успевали, то всё завершали до Дмитриевой субботы. Это считалось, так сказать, самым крайним сроком для завершения дел, поскольку в некоторых регионах к дню поминовения усопших уже даже выпадал снег.
Считалось, что в Дмитриеву субботу необходимо привести в порядок двор, а также вымыть и вычистить все в жилище, чтобы «войти в зиму» в чистоте и порядке. Утром, однако, всё равно посещали службу (заупокойную), а затем шли на кладбище, чтобы навестить могилы близких. Вечером садились за стол и, за поминальным ужином, вспоминали усопших. Столы застилались традиционными льняными скатертями, и готовились поминальные блюда — узвар, кутья, пироги и блины.
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА 2018: КАК ОТМЕЧАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ
Хорошо, если именно третьего ноября вы сможете сходить на кладбище и навестить могилы близких. По традиции, успопшим приносят сладости и выпечку, однако, некоторые люди также помнят привычки родственников, которые были у них при жизни, и берут с собой выпивку или сигареты, которые также кладут на могилу. Церковнослужители уверяют, что делать этого не нужно, так как человек, умирая, оставляет все вредные привычки, которые были ему присущи.
Если же у вас не получается посетить кладбище, то сходите в храм, чтобы помолиться за души усопших, или сделайте это дома. Есть традиция раздавать соседям угощения, чтобы они «помянули» ваших близких. Следуя традициям, которые были установлены ещё испокон веков, можно устроить поминальный обед или ужин.
«ЗАПОВЕДИ» МНОГОДЕТНОЙ МАМЫ-МАТУШКИ АННЫ РОМАШКО 1) Не усложнять себе жизнь многими заботами. 2) Любить всех, кто рядом с детьми. Всегда благодарить тех, кто помогает нам воспитывать и образовывать их. 3) Не быть суетными и тщеславными, не гнаться за успехом, не требовать от ребенка достижений. 4) Научить себя и детей приносить радость. Чтобы учеба именно радовала педагога и маму с папой! Пятерка – не главное. Не позволять потребительскому отношению вырасти в сердцах. Учебные отношения – это отношения радости и благодарности. 5) Не унывать, глядя на несовершенства ребенка. Если их все время ругать, то взрослыми они научатся скрывать свои недостатки, а не стремиться к покаянию. 6) Понимать грань между шуткой и издевкой. Не издеваться. 7) Стыдиться грубости и всегда просить за нее прощения у детей. 8) Ни в коем случае не употреблять скверные слова, не пошлить, не выражаться двусмысленно. 9) Не осуждать и не обсуждать при детях наставников и педагогов. Научить ребенка, что учитель всегда прав. 10) Любить соседей и быть терпимыми к неудобствам тонких стен, уважать чужие интересы и правила. 11) Научить детей не свинячить и не мусорить дома и в общественных местах. 12) Мириться сразу же — не затягивать со словами примирения и самим прощать максимально тепло — что бы ребенок не сделал, с объятиями и нежностью. 13) Всё объяснять по возможности терпеливо. Стараться всё объяснить – всё вокруг в самом раннем возрасте ребенка. 14) Молиться всем вместе и просить друг у друга прощения. 15) Настойчиво следить за чистотой, особенно в нужных местах и на кухне. 16) Приучить каждого к персональной ответственности по дому и друг за друга. 17) Быть последовательными. 18) Избегать рукоприкладства и гнева. 19) Лень и вранье, эгоизм и злость лечить в храме. Не забывать про медикаментозное лечение – при помощи невролога, других необходимых специалистов. Ребенок иногда пытается сказать, что есть неблагополучие в его жизни и здоровье, самыми неожиданными способами: ленью, просыпает школу, плохой успеваемостью, несобранностью, неопрятностью. Нужен контроль! 20) Научить доброй шутке и не слишком серьезному, т.е. смиренному отношению к самому себе. 21) Не всегда вставать на сторону ребенка, стараться быть на стороне правды. 22) Любить мужа, ласково угождать ему, не перечить, не ссориться при детях, всегда оставлять папе самое вкусное. 23) Не делать из себя жертву и не жаловаться, особенно ребенку. 24) Всегда брать детей на руки, даже 17-летних. Гладить по головке, ободрять и одобрять. 25) Родителей – дедушек и бабушек – благодарить и ценить каждый день их жизни. Стараться понимать и радовать, будучи в свою очередь – детьми. 26) Когда приходит беда – доверчиво молиться Богу. Мы не знаем, что нас ждет впереди и зачем Бог посещает именно нас. Быть мужественными, ослабевая – жаловаться, плакать… Но не роптать ни в коем случае: это залог радости – безропотная жизнь. 27) Заботится о домашнем уюте. Дом имеет право красоваться и процветать. Пусть будет тепло, вкусно и чисто. 28) Забывать себя. Пренебрегая своими личными неудобствами, мы даем возможность Богу позаботиться о нас. 29) Никогда не отказывать людям, которые хотят к вам прийти за помощью. И, наоборот, избегать сплетен и пересудов. Всех оправдывать. Не думать о людях плохо. 30) Не упрекать, не «наезжать», все недоумения решать за общим столом – мирно. Если есть тяжелый разговор, молитвенно к нему готовиться. Помнить о том, что мы можем дать ребенку только знания о Боге, а наша семейная церковность не сделает из человека святого старца. Каждого ребенка из верующей семьи ждет свой путь обретения веры. И этот путь может быть тернист. Полезно иметь перед глазами жизнь блаженного Августина – его падения и его славу. От души советую прочесть житие святой Моники, его матери, чтобы в любых невзгодах таить надежду и теплые слезы.