Содержание
- Популярные группы
- Надо ли говорить школьникам, что между религиями нет разницы
- Вопрос “Зачем ты живешь?” полезен подростку
- Светская этика: будут учить кушать лобстеров?
- Научить ребенка уважать свою веру, и он будет уважать другие
- Если между религиями нет разницы, рано или поздно захочется яркого
- «Дети, христиане молятся Богу вот так»
- Не Церковь внедряется в школы, а люди чего-то хотят от Церкви
- Основы религии для детей — Библия для детей
- Важный разговор
- Информационный перегруз
- С оглядкой на возраст
- Детская наука
- Книги по возрастам
- Из истории
- «Религии разных стран»
- Ход классного часа
- LiveInternetLiveInternet
- Этапы осознания
- Основные идеи
- Если родители — верующие
- Как им объяснить, «кто такой Бог»
- Знание и защита
- Высказать свое мнение
- Верный тон, нужный момент
- Учесть культурный контекст
- Аргументы
- Ребенок и религия
- Основные религии мира. Сложная тема простыми словами
- Что есть религия?
- Самая древняя религия — буддизм
- Христианская религия
- Самая молодая религия — ислам
- Что объединяет три мировые религии
- Буддизм
- Христианство
- Ислам
Популярные группы
Часто взрослые не готовы беседовать на религиозную тему с детьми. Хотя все окружающее нас пространство насыщено культовыми символами – живопись, памятники архитектуры, литература, музыка.
Обходя божественные темы, самим того не подозревая, вы отнимаете у ребёнка возможность узнать о культурном и духовном опыте, что накопило человечество за все периоды своего существования.
Вы должны помнить, что детская вера базируется на доверии ребёнка к любому человеку. Малыш начинает верить в Бога, лишь потому, что в него верит мама, папа или бабушка с дедушкой. Именно на этом доверии основывается собственная вера малыша, а уже из этой веры берёт начало его собственная духовная жизнь, базовая основа для любой веры.
Как видно, вера играет значимую роль в жизни каждого человека, но важно заложить её основу в раннем детстве. Поэтому, хотим подать несколько правил, как рассказать детям о Боге.
1. Начиная свой рассказ детям о Боге, не старайтесь юлить или чего-то не договаривать. Дети по своей природе очень проницательны, поэтому сразу прочувствуют фальшь в вашей речи, что будет препятствовать его личностному развитию и дальнейшему доверию к вам. Советуем сразу не скрывать своё отношение к теме религии. Отрицательно, также может сказаться на ребёнке излишнее принуждение к вере или к решительному атеизму. В этом разговоре избегайте категоричности. Просто постарайтесь передать ребёнку всё то, чем сами обладаете и каким канонам придерживаетесь.
2. Не зависимо от вашей веры исповедания или полного атеизма, объясните детям, что нет плохих или хороших религий. При этом, проявите терпимость и некатегоричность, во время рассказа про другие конфессии. Дитё не должно чувствовать, что вы его переубеждаете в чем либо. Выбор веры или атеизм – волеизъявление лично человека, даже если он совсем кроха.
3. В своём рассказе, вы должны рассказать, что Бог сотворил людей для счастья и главное в его учении: любить друг друга. Если есть у вас в доме библия расскажите детям, что её Бог написал через своих учеников, пророков. В этой книге он изложил правила, которые следует соблюдать на протяжении всей жизни. Прочитайте десять заповедей, и спросите, как он их понимает, в случае затруднения помогите ему. Понимание заповедей поможет сформировать моральную сторону ребёнка. Эту информацию можно начинать преподносить ребёнку уже с 4-5 лет. Но следует помнить, что в это возрастном периоде, дети очень чувствительны к метафизическим идеям. Ребёнок на удивление легко воспринимает всевозможные идеи существования Бога. Детский интерес в это время носит предметный характер.
4. Следующее что, вы должны рассказать детям: Бог есть везде и нигде, в его силах знать и сделать всё. Эта информация детям о Боге, хорошо воспримется в возрасте 5-7 лет. В это время их интересуют вопросы, где он находился до того момента как мама его родила, и куда люди уходят после смерти. Дети могут верить в существование метафизических понятий и активно их воображать.
5. В возрасте от 7 до 11 лет дети готовы воспринять смысл и таинство религиозных норм и обрядов. Можете взять с собой ребёнка во время похода в церковь, там он визуально может увидеть и запомнить всё вами сказанное. Расскажите, почему люди соблюдают пост перед Пасхой, с чем связан этот праздник. Полезно также будет рассказать детям про Рождество и ангелов, которые сопровождают. Вообще считается, что дети в этом возрасте наиболее легко воспринимают рассказы об Иисусе Христе, об евангельских повествованиях, о поклонении волхвов, о детстве Христовом, про встречу Младенца со старцем Семионом, о Его чудесах, о бегстве в Египет, о благословении детей и исцелении тяжело больных. В случае если родители не имеют в доме картин с иллюстрациями по святому письму или икон, можете предложить своему ребёнку самим нарисовать такие иллюстрации, так он сможет более реально воспринять ваши рассказы. Также можете купить детскую библию, она специально адаптирована для самых маленьких религиознавцев.
Можно рассказывать, как люди, которые собрались слушать Иисуса Христа, были голодными, и ничего нельзя было найти и купить, но только единственный маленький мальчик пришёл на помощь Ему.
Подобных повествований очень много. Можно их рассказывать в установленное время, например перед сном, представлять иллюстрацию, или просто «когда придется к слову». Но, правда, для этого нужно, чтобы в семье присутствовал человек, знающий по крайней мере главнейшие евангельские рассказы. Лучше всего конечно, молодым родителям самим изучить Евангелие, разыскивая в нем такие повести, которые будут интересны и понятны их маленьким детишкам.
6. В начале подросткового периода, с 10 – ти, а у некоторых с 15 лет сознание детей готово к пониманию духовного содержания любой религии. Именно подросток уже способный понять, что Бог – создание справедливое, и любит каждого, независимо от его образа жизни и состояния души. Бог существует вне понятия времени и пространства, он есть всегда и всюду. Чтобы вам было легче эту информацию рассказать детям, обратитесь за помощь к произведениям русских классиков: Чуковскому К. И., Толстому Л. Н, которые, в понятной и интересной для детей форме воспроизвели основные темы и идей святого писания.
7. Немало важным, остаётся научить ребёнка обращаться к Богу. Выучите с ним основный молитвы «Отче наш», «Святые помощи» и др. Как
известно молитва имеет психологическое влияние и значение, она обучает навыкам рефлексии, стимулирует к подведению итогов за прошедший день. Кроме того молитва приводит к осознанию своих чувств, желаний, эмоций, вселяет надежду и уверенность в завтрашнем дне.
Ребёнок, познав о Боге и религии в целом, может сознательно сделать что – нибудь, при этом он сможет разделять добро и зло, испытывать чувство раскаяния и сожаления. Он может обратиться к Богу за помощью в сложную для него минуту.
И наконец, дети становятся способными задумываться о природе и её законах, про окружающую нас среду.
В этот решительный для развития ребёнка момент, закладываются базовые основы его мировоззрения. Именно от того, что заложится в сознание ребёнка в его подростковом развитии, зависит его дальнейшая вера, не только в Бога, но и в родителей, педагогов и социум в целом.
Надо ли говорить школьникам, что между религиями нет разницы
Вопрос “Зачем ты живешь?” полезен подростку
Протоиерей Димитрий Климов
Один юноша пришёл к своему духовному наставнику, к батюшке, и попросил у него благословения на поступление в вуз. Священник, видимо, никуда не торопился, поэтому решил задать ему достаточно простой вопрос.
–А зачем ты хочешь поступить в вуз?
–Чтобы профессию получить.
–А зачем тебе профессия?
–Чтобы получать деньги.
–Зачем тебе деньги?
–Чтобы семью создать.
–Зачем тебе семья?
–Чтобы родить и воспитывать детей.
–Дети тебе зачем?
–Чтобы в старости обо мне заботились.
И так постепенно старец подвёл юношу к самому главному вопросу: «Зачем вообще ты живёшь?». С одной стороны, это кажется демагогией, а с другой стороны, такие вопросы полезны подросткам, чтобы они учились сами ставить перед собой вопросы и видели цель.Когда человек видит впереди цель, то это помогает ему решать и промежуточные задачи: образование, поступление в вуз, семья.
Конечно, всё, что касается мировоззрения, относится к переходному возрасту четырнадцати-шестнадцати лет, когда ребёнок сам хочет сформировать свои принципы и оторваться от родительской опеки и родительского понимания жизни.
Но для четвероклассников мне это кажется тоже важным. В этом возрасте тоже нужно начинать формировать мировоззрение. И предмет, о котором мы говорим, мировоззренческий. Он помогает ребёнку сформировать своё отношение к жизни, добру, злу, к ближним и дальним, к природе.
Это предмет общий, и вам надо выбрать в рамках этого предмета один из модулей. Я не буду ничего говорить об основах исламской или иудейской культуры, потому что нет смысла нам религиоведением заниматься и уж, тем более, пользуясь тем, что нас большинство, что-то говорить против других вер. А вот несколько слов по поводу таких модулей как «Основы светской этики» и «Основы мировых религий» хочется сказать.
Светская этика: будут учить кушать лобстеров?
О чём идёт речь, когда говорят о светской этике? Само это словосочетание иногда отражается в нашем сознании не совсем верно. Потому что в представлении многих, «светское» – это высший свет, балы сразу вспоминаются, а «этика» понимается как этикет. И люди думают, что детей будут учить, как вилку и ложку держать и как в ресторане правильно лобстеров кушать. Как «спасибо» говорить и даму вперёд пропускать. Да, там есть такой параграф, но это не основное содержание учебника.
Этика – это наука о поведении. Этика – это наука о добре и зле. Светская она в том смысле, что нерелигиозная. Формируются понятия о добре и зле без отнесения к Богу и Его заповедям, к религии и чему-то непостижимому, а исходя из нерелигиозных принципов.
С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Не надо делать натяжки и убеждать самих себя, что мы все такие православные и религиозные. Конечно же, это не так. По-настоящему верующих людей не так уж много было и раньше, и сейчас их не так много. Если человек в Бога не верит, то надо самому себе в этом честно признаваться, потому что эта честность перед Богом важна, ведь лицемерие – один из тех пороков, которые Христос в Евангелии много раз обличал.
Если человек не верит в Бога – это не значит, что он не может быть добрым, не может быть нравственным.
Сколько было в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века людей, которые исполняли заповеди Божии: не убей, не укради, почитай отца и мать. Они были абсолютно нерелигиозными и, тем не менее, очень честными: не крали, не воровали, с жёнами не расходились и не изменяли им, то есть в жизни были порядочными людьми.
Так что если человек не верит в Бога, то причём тут православная культура? Нужна светская этика. Можно было бы и так рассудить, но дело в том, что такой предмет в школьной программе уже есть. Называется он «Литература».
Согласитесь, изучая литературу в школе, мы больше внимания уделяем не форме, а содержанию, и содержанию нравственному. Когда мы изучаем Пушкина, или «Войну и мир», или «Преступление и наказание», всегда отвечаем на вопросы: «Согласен ли ты с Раскольниковым? Имел ли он право? Каким было наказание за преступление?». Вопросы эти носят этический характер. Вся русская и мировая литература учит нас светской этике. Поэтому вводить для этого дополнительный предмет нет смысла.
Фото: VK/Симбирская митрополия
Научить ребенка уважать свою веру, и он будет уважать другие
Теперь что касается основ мировых религий. Какие цели и задачи ставит перед школой этот предмет? Воспитание терпимости, толерантности. Толерантность сейчас слово модное. Это терпимость к людям другой культуры, другой религии, национальности, другого цвета кожи.
Да, нам нужно учиться с уважением относиться к другой культуре, национальности и религии. И, казалось бы, «Основы мировых религий» этому способствуют. Предмет даёт знания и об иудаизме, и о буддизме, и об исламе, и о православии. Всё в равных дозах.
Например, речь идёт о заповедях. Вот, дети, это заповеди о добре и зле, золотое правило этики присутствует и в христианстве, и в буддизме, и в иудаизме. Вывод: всё одно и то же, разницы никакой нет. Разными словами говорится об одном и том же. Считается, что такое нивелирование различий, смешение всех религий в одну массу вызовет у ребёнка уважение.
Давайте представим, что нам нужно привить ребёнку уважение ко всем женщинам возраста его матери. Мы можем сделать это двумя путями. Первый – это как раз метод учебника «Основы мировых религий». Мы стираем грани между его матерью и всеми остальными женщинами. Мы говорим: «Посмотри, вот твоя мама. У неё две руки, две ноги и одна голова. Она ничем не отличается от любой другой женщины, у той тоже две руки, две ноги и одна голова». Дальше можно всё сводить к тому, что между его мамой и другими женщинами никаких различий нет. В конце концов ребёнок будет убеждён, что так и есть.
Вот другой способ. Мы можем сказать: «Смотри, это твоя мама. У неё две руки, и именно на этих руках она тебя баюкала. Именно эта мама, когда ты был маленький, гуляла с тобой, лечила тебя, когда ты болел, ночи не спала. Именно мама готова для тебя сделать всё, она готова отдать за тебя свою жизнь. Понимаешь, как ты должен её любить и уважать?» Ребёнок скажет «понимаю». «У твоего друга тоже есть мама, которая всё то же самое делала для него. Она так же его лечила, с ним гуляла, так же готова за него жизнь отдать. Понимаешь, что её ты тоже должен уважать?»
Как вы считаете, какой метод более эффективный? Я думаю, что второй. Потому что всех женщин надо уважать, но мать есть мать, она единственная. Поэтому я думаю, что ребёнку надо сначала дать понять, как надо относиться к своей вере, в которой он крещён. После этого он, наверное, поймёт, как надо с уважением относиться и к религиозным чувствам других людей.
Если между религиями нет разницы, рано или поздно захочется яркого
Помните, как во Франции фундаменталисты расстреляли художников за то, что они карикатуры рисовали? Думаете, эти художники были какой-то одной религии и поэтому критиковали другую? Нет. Они были нерелигиозными. Они в принципе не понимали, что тут такого. Они рисовали карикатуры не только на пророка Мухаммеда, но и на все другие религии. Им чуждо было это религиозное благоговение. Они не понимали, что религиозный человек готов многим пожертвовать, он жизнь готов отдать за свои идеалы, которые для него выше всех светских.
Если человек будет понимать, что такое Библия для христианина, он будет понимать и что такое Коран для мусульман.
Если он будет знать, что значит для него храм как для христианина православного, то он будет, хотя бы отчасти, понимать, как мусульманин относится к мечети.
Обратите внимание, если между какими-то явлениями стирается граница, то они становятся безликими и все краски сливаются, приобретая сероватый оттенок. Когда ребёнок, которому с четвёртого класса объясняли, что между религиями никакой разницы нет, что все проповедники говорят об одном и том же только разными словами, вырастет и войдёт в переходный возраст, ему наверняка захочется чего-то яркого.
Он будет привлечён проповедью того человека, который скажет: «Только моя вера правильная! Только моя религия истинная! Только её адепты будут спасены, а все остальные погибнут». Кто это? Это сектанты. Они убеждены, что только их вера истинна. Они никогда не будут говорить, что их вера – это то же самое, что и все остальные. Они подчёркивают свою индивидуальность, особенность и избранность своей религии. Поэтому мышление, которое прививается учебником «Основы мировых религий», может привести к тому, что подросток заинтересуется деструктивными сектами.
«Дети, христиане молятся Богу вот так»
О предмете «Основы православной культуры» нужно сказать, что он не богословский, не религиозный, а культурологический. В чём разница? Например, когда вы или ваши дети захотят ходить в воскресную школу к нам в храм, то там будет предмет «Закон Божий». Перед началом этого занятия мы вместе с детьми встаём, молимся, а потом говорим о том, как мы верим в Бога, как мы должны жить, чтобы соблюдать Его заповеди. Здесь речь идёт от первого лица – «мы».
А в культурологическом предмете присутствует отстраненность: «Дети, мы поговорим сегодня, как православные христиане понимают веру в своего Бога». С одной стороны, может быть, не все педагоги смогут такую грань провести, с другой стороны, это принципиально важно. В этом модуле мы не учим детей молиться. Если там встречаются молитвы или о них идёт речь, то с таким предисловием: «Дети, христиане молятся Богу вот так». Это не «Закон Божий», и ни в коем случае его так не надо воспринимать.
Кстати, когда ещё такого предмета не было, я в этой школе проводил подобные уроки, но для старшеклассников. А здесь, не пугайтесь, преподавать будет не священник, а педагог, который пройдёт соответствующие курсы повышения квалификации, получит категорию для преподавания этого предмета.
Учебник, о котором мы говорили и которым мы обеспечили не только вашу школу, но и все школы нашего района, был составлен отцом Андреем Кураевым, известным современным проповедником. Тут тридцать уроков. Тридцать параграфов. Начинается он с темы «Россия – наша Родина». Речь в учебнике идёт о проповеди Христа, о Пасхе, о храме, об иконах. Детям особенно нравятся эти уроки, когда наглядность какая-то присутствует.
Фото: VK/Симбирская митрополия
Не Церковь внедряется в школы, а люди чего-то хотят от Церкви
Есть ещё один момент, обидный для меня как священника. Когда несколько лет назад в обществе было много споров по поводу введения этого предмета, я даже хотел поступить категорично: хотел обязать всякого человека, приходящего в храм крестить ребёнка, написать заявление, что, когда ребёнок вырастет, он будет этот предмет изучать в школе. Это было бы логично, но, конечно, делать этого я не стал.
Кажется, что сейчас такое время, когда «попам» разрешили внедряться во все сферы, и они внедряются. На самом деле происходит обратное: в церковную жизнь внедряются люди, которые чего-то хотят от Церкви.
Вот, например, хотят детей крестить. Но что это, как это происходит, каким образом это должно переменить наше отношение к воспитанию ребёнка, какие обязанности мы берём на себя, когда крестим детей? Мы об этом не задумываемся. Но крестить хотим. Часто наперекор всем требованиям, которые Церковь выдвигает к подготовке к крещению.
Мне кажется, в этом присутствует пренебрежение, потому что, когда мы говорим: «Ребята, крестить-то вы крестите, но потом вы что-то своему ребёнку о православии рассказывайте», – вы, как правило, этого не делаете. А когда приходит священник и говорит о подобных предметах (по крайней мере, раньше так было), то говорят: «Какое вы имеете право внедряться в учебный процесс?»
И ещё одно наблюдение. Когда педагог проходила мимо двери класса, где шёл урок «Основ православной культуры», первая или вторая тема, то она удивилась, почему так тихо? Может, там никого нет? Зашла и увидела, как дети заинтересованно слушают учителя. Детям это важно и интересно. Нам кажется, что они многого не понимают, но они воспринимают гораздо больше, чем мы предполагаем. И если на их ещё не сформировавшиеся мысли и идеи мы будем по капельке этим хорошим воздействовать, я думаю, это будет им полезно.
Основы религии для детей — Библия для детей
В разных семьях родители могут по-своему трактовать отношение к религии, но в основном они сходятся во мнении, что ребёнку необходимы познания в религии. Для детей Библия не должна быть учебником, литературой, навязанной обществом и родителями. Некоторые родители считают религию слишком взрослой темой для ребёнка, но базовые познания в этой области ещё никому не вредили. Главное, не углубляться в крайности и не стараться преподать урок. Тогда Библия будет восприниматься весело и гармонично.
Важный разговор
Не надо закрывать ребёнка в выдуманном мире сказок, иначе реальная жизнь станет для него ударом. Для детей Библия должна быть верным спутником жизни, помощником и советником. Разговор о религии не нужно откладывать на период взросления.
Религия — это часть мира, а чем полнее знания ребёнка о мире, тем больше он развит. Разговор о религии является вкладом в формирование личности, так как в процессе воспитывается толерантность и терпимость. Пусть в современном обществе религия не играет первую скрипку, но дети должны знать о ней и иметь свою точку зрения на эту тему. В конце концов многие праздники имеют прямую связь с мировыми религиями, и без познаний о них ребёнок будет воспринимать мир искажённо. Даже если в семье придерживаются атеистических взглядов, то ребёнок должен сделать свой выбор самостоятельно, без принуждения со стороны.
Информационный перегруз
Для детей Библия должна начинаться с игры, чтобы возник интерес. Строить разговор нужно на понятном и доступном языке, не углубляясь в богословские рассуждения. Надо учитывать, что религиозные представления весьма абстрактны и ребёнок может в них запутаться, а потому рассказ нужно строить на фактах и жизненном опыте. Важно выбрать верную интонацию и точное время для разговора. Не надо упирать на тайну, пафос или благоговение.
Беседа должна вестись в уютной обстановке и по взаимному желанию сторон. Можно начать игру по мотивам библейских историй, выбрать интересного персонажа и постараться разобрать его линию поведения. Сейчас продаются раскраски с библейскими мотивами, которые можно раскрашивать вместе с ребёнком. Так для детей Библия не будет страшной, не будет сложной. Изучение веры будет идти параллельно с игрой; ребёнок не будет бояться задавать вопросы и с интересом выслушает ответы. Отправной точкой для разговора может послужить поход в церковь, отмечание религиозного праздника или даже совместный просмотр телепередачи.
С оглядкой на возраст
Если ребёнок садовского возраста, то он легко верит в мистику и существование Бога воспримет с энтузиазмом. Но интерес к религии является поверхностным, а сама область кажется излишне сложной. Не надо внушать ребёнку страх перед Богом, рассказывать о всемогуществе Бога и его всевидении. Бог не должен ассоциироваться с Дедом Морозом или добрым волшебником из сказки.
Ближе к первому классу ребёнок начинает задаваться сложными вопросами о смерти, наличии души и жизни после смерти. Этот тот период, когда актуальна иллюстрированная Библия для детей. Пусть малыш смотрит картинки, изучает их смысловую подоплёку, обсуждает их и знакомится с сюжетом. Можно сравнивать разные религии, так как базовые истории в них имеют схожие черты.
К 11 годам ребёнок уже может понять многие обряды и религиозные нормы. Он понимает смысл запретов и может их объяснить. В этом возрасте хороши вербальные ассоциации с окружающим миром.
Подросток 12-15 лет способен поддержать разговор о религии, и ему можно рассказать спорные сюжеты из Библии, обсудить их и предложить высказать своё мнение.
Детская наука
Начинайте изучение с действий, а именно с правильного подарка. Если торжество имеет особый повод, допустим, это Пасха или Рождество, то подарок может быть тематическим. Детская Библия — для детей оригинальная вещь, подарок «с начинкой». Детская Библия представляет собой пересказ некоторых тем Священного Писания с адаптацией на доступный язык. Иногда в выборе трудно определиться, ведь есть сотни вариантов книг. Пусть идеальной Библии для ребёнка нет, но если подбирать подарок индивидуально, то можно помочь себе с выбором.
Книги по возрастам
Понятно, что возраст ребёнка должен учитываться при выборе литературы. Пятилетнему малышу лучше выбирать книгу с большим количеством картинок и пояснений к ним. Текста должно быть не очень много, а шрифт пусть будет ярким и броским. Для малыша пересказ должен быть кратким, но всегда должна оставаться мораль, чтобы ребёнок извлекал пользу из прочитанного. Для детей постарше пересказ может быть более подробным, с пояснениями, комментариями и справочным материалом, чтобы облегчить понимание и дополнить смысл.
Из истории
Детские библии появились только в конце девятнадцатого века, но в советское время они не появлялись, а потому можно разделить все издания на дореволюционные и современные. Более поздняя библия для детей и взрослых разом подходит, так как позволяет наладить общение, обрести общие интересы.
Можно читать Библию как сказку, но дополнять её примерами из жизни, чтобы ребёнок осознавал важность книги. Для детей можно взять отличную книгу «История церкви», составленную по учебнику Протоирея Петра Смирнова. Взрослым издание также будет интересно, ведь здесь много детальной информации, подаваемой в доступной форме. «Священная история в простых рассказах» от Протоирея Александра Соколова в России переиздаётся чаще прочих. Здесь почти 500 страниц, включающих довольно подробный пересказ Ветхого и Нового Заветов. Это классический пример того, какой может быть Библия для детей. Отзывы об этой книге преимущественно положительные, хотя для современного читателя язык изложения несколько тяжеловат.
Антиподом по степени тяжести может быть «Евангелие в пересказе для детей» авторства Натальи Давыдовой. Она — методист по литературе, профессиональный учитель и писатель, специализирующийся на древнерусской литературе, религии и словесности. Она пишет простым и приятным языком, а потому дети с удовольствием читают её труды. Для младших школьников и воспитанников яслей её книги наиболее актуальны. Мамы отзываются положительно и при помощи её книг даже договариваются с чадом о посещении воскресной школы.
«Религии разных стран»
Наталья Роговская
«Религии разных стран»
Воспитательное занятие «Религии разных стран».
Цель: формирование у воспитанников представление об основных религиях мира; воспитание чувства толерантности, расширение кругозора воспитанников.
Задачи:
определить значения термина «религия», дать воспитанникам знания о мировых религиях;
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решения относительно религиозной сферы жизни;
сформировать у воспитанников чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий, способствовать воспитанию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу в знак пожелания доброго дня и хорошего настроения.
Прежде чем приступить к тематике нашего мероприятия, скажите, в каком мире вы хотели бы жить? Почему? (ответы детей). Вы правы. Скучно жить там, где всё абсолютно одинаковое. Мне бы тоже хотелось жить в таком ярком мире, где есть разнообразие, где разные люди улыбаются и радуются друг другу.
– А этот мир похож на тот мир, в котором мы живём? По каким признакам можно различить людей? (язык, страна, в которой живет человек, одежда, внешность, расовая принадлежность, традиции, религия и т. д.)
Сегодня мы будем говорить об одном из важных признаков, которые вы только что назвали.
— Как вы считаете, какой теме будет посвящен наше мероприятие? (религия)
Верно ребята, мы будем говорить с вами о самых распространенных в мире религиях, об истории их возникновения, особенностях и их роли в жизни человека.
2. Основная часть
1) Что вы понимаете под словом религия? Когда она появилась? (ответы воспитаников)
Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Сегодня мы называем религией такое явление в жизни людей, которое включает в себя:
– верования людей в существование сверхъестественного (потустороннего) мира, например, в единого Бога, или во многих богов, или в духов и других сверхъестественных существ;
– особое мировоззрение и мироощущение, а также определённое поведение, соблюдение правил и традиций;
– участие людей в ритуалах. Ритуалы – это и есть те действия, которые должны связывать, соединять людей с потусторонним миром. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам, позднее это стали молитвы. Религия существовала с глубокой древности. У древних людей религии называются первобытными верованиями (язычество). Мы знаем об этом из старинных легенд и мифов, сохранившихся храмов, рисунков. Свидетельствуют об этом и захоронения древних людей, которые сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Древние люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и всего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их. Верили они и в то, что окружающий их мир населен духами, добрыми или враждебными.
— Какие религии, существующие в настоящее время вам известны? (ислам, христианство, буддизм, иудаизм, конфуцианство и т. д.)
Постепенно первобытные племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Мухаммеда и Будду, они создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм, которые считаются сейчас мировыми (слайд). Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат разным народам. Познакомимся поближе с данными религиями. 2)Буддизм. Возник в древней Индии в 5-6 веке до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Размышляя над окружающим миром, Будда пришел к 4 истинам: все есть страдание (зло) в этом мире; причина страдания — наличие любых желаний; прекращение страданий достигается путем освобождения от желаний; чтобы достигнуть этой цели, необходимо придерживаться особой морали. В буддизме нет церкви, но есть община верующих – сангха. Буддизм учит верить в спасение. Однако спасает в буддизме не бог, спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий во время медитации (аудиофайл). Буддизм учит, что поступая плохо, человек пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния, который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях. Ученики Будды и его последователи собирали сведения о его жизни и том, когда, как и чему он учил людей. В I веке до н. э. все собранные сведения были собраны и записаны на пальмовых листьях на индийском языке пали. Эти листья были положены в три особые корзины. Так появилось буддийское Священное писание, которое получило название Типитака, что обозначает «три корзины мудрости». Церковь в буддизме – ступа.
Христианство зародилось в I в. н. э. в Палестине. «Христианство» — от имени Иисуса Христа, где «Иисус» означает «спаситель»: он принес себя в жертву, чтобы спасти людей от грехов. Основа вероучения священное писание (Библия). В христианстве главное – вера в таинственную силу, ниспосылаемую Богом для освобождения человека от греха; ВЕРА В ПОСМЕРТНОЕ ВОЗДАЯНИЕ за совершенное в жизни, вера в Рай и Ад. Цель жизни – не земное благополучие, а спасение души для жизни вечной. В 1054 году христианство разделилось на католичество (во главе с Папой Римским) и православие (патриарх). Основные правила для христиан 10 заповедей Христа: 1. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Помни (Наблюдай) день субботний, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. 5. Почитай отца твоего и матерь твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй (то есть, не нарушай супружеской верности (не изменяй). 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.
Ислам, что означает «предание себя Богу», зародился в Аравии в VII веке н. э. Основателем религии был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Книга делится на 114 глав, именуемых сурами. Каждая сура делится на аяты. Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. Сунна, Шариат — мусульманское законодательство. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что существуют ангелы и злые духи (джинны); что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Пять столпов ислама: 1. Верить в Аллаха, 2. Читать пятикратный намаз, 3. Держать уразу (пост, 4. Помогать слабым, бедным подаянием. 5. Совершать хадж, паломничество в Мекку. Возглавляет верующих муфти.
3. Анализ ситуации. А сейчас я предлагаю обсудить письмо одного мальчика о том, какой случай он наблюдал в электричке, и ответить на вопрос: какие правила нарушили люди?
«…Мы с родителями ехали на дачу в электричке, когда в вагон вошли две девушки и начали раздавать книги о единственном правильном Боге со сложным именем, которое я не запомнил. Они долго уговаривали пассажиров и говорили всем, кто не возьмёт книги, что их Бог нашлёт на них болезни. Разве можно навязывать людям свою веру? Как я должен был поступить в этом случае?» (Ответы детей.)
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек по отношению к людям другой веры? (Ожидаемые ответы: доброта, доброжелательность, уважение, миролюбие, чуткость и т. п.)
Вы правы, но существует ещё одно важное качество, которое называется «терпимость». Попробуйте объяснить значение этого слова. (ответы воспитанников)
Терпимость — умение терпимо относиться к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям.
Воспитатель: (систематизирует ответы детей): Нужно уважать других людей вне зависимости от того, какого цвета у них кожа, какие глаза или волосы, русские они или являются людьми другой национальности, верят ли они в Иисуса Христа, в Аллаха. Никто не имеет права осуждать человека за выбранную им религию или неверие. Нельзя принуждать, во что верить или не верить. Нужно принимать людей такими, какие они есть, уважать их веру. Во что верить, а во что нет, человек может решать только сам. Подсказчиками ему должны служить его разум и совесть. Это право каждого человека называется свободой совести и записано в главном Законе нашей страны – Конституции (слайд).
. Викторина. А теперь давайте проверим, что вы узнали о религиях.
– Религия, в которой почитается много богов (язычество)
––Первая по времени возникновения мировая религия? (буддизм)
––Что означает слово «ислам»? (предавший себя богу)
––В каком городе возникает христианство? (Палестина)
– Что означает слово Будда? (Просветленный)
– Священная книга христиан? (Библия)
– Священный город мусульман? (Мекка)
––Глава церкви у христиан? (патриарх, папа римский)
––Священная книга буддистов? (Типитака)
4. Подведение итогов. Вопросы воспитанников:
––Какие выводы можно сделать по сегодняшнему классному часу?
––Все религии одинаковы? В чём их различия? (христианство – почитание икон, ислам – пятикратная молитва каждый день, буддизм – отсутствие церкви; различия в одеждах, ритуалах).
––А есть ли в них общее? Чему учат? Какие качества приветствуют в человеке, что осуждают? (Единобожие; Бог всемогущ и первая обязанность верующих следовать его заповедям в повседневной жизни; Существование жизни после смерти. Все религии отвечают на вопрос, что такое добро и зло, как зло появилось в мире, и как в связи с этим должен вести себя человек. главным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни. Человеку предписывается никогда не делать своему ближнему того, что он не хотел бы, чтобы сделали ему самому. Необходимо с почитанием относиться к родителям и обеспечивать им достойную старость. Пророк Мухаммед любил повторять: «Рай находится под ногами наших матерей». Тем самым он подчеркивал необходимость особого почитания матери. Добро, любовь к окружающим приветствуют. Ложь, предательство, кражу, убийство и другие неправедные поступки осуждают).
––Какую роль и функции религия выполняет? (Сплочение людей – люди, имеющие общий язык, культуру, традиции являются приверженцами одной и той же религии. Регулирует поведение человека в семье, обществе, государстве. Развивает культуру. В каждой религии была необходимость специального места для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания – церкви, мечети, ступы. В ряде религий во время ритуальных обрядов используется музыка, поэтому первые музыкальные произведения тоже были связаны с религией. В культуре мусульманских стран большое значение имеет каллиграфия – искусство красивого и изящного письма). ––Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
Воспитатель: Мы живём на планете, население которой более 7 млрд. человек. Все мы относимся к разным расам, народам, национальностям, проживаем в разных государствах и странах, исповедуем разные религии. Но, ни одна из мировых религий не учит делать зло, не призывает к войнам и насилию над другими людьми. Наоборот, все религии должны объединять людей, их сердца и души. Человек должен сам решать в какого Бога верить. В этом заключается суть религиозной терпимости, толерантности. Умение принимать чужой выбор позволило бы всем жителям Земли жить в мире, любви и спокойствии.
LiveInternetLiveInternet
Этапы осознания
«Начиная разговор на метафизические темы, стоит учитывать уникальные особенности восприятия, присущие каждому возрасту», — советует гештальттерапевт Мария Андреева.
- 4—5 лет
Ребенок очень отзывчив и чувствителен к мистическим идеям. Он легко понимает и принимает саму мысль о существовании Бога, потому что она базируется на понятной для него потребности в безопасности. Интерес ребенка к религиозной теме носит предметный характер: он хочет понять, кто такой Бог и что факт существования Бога означает для него лично. - 5—7 лет
Его волнуют более сложные вопросы: «Куда я попаду, когда умру?», «Что такое душа?» и т. д. Дети способны уже не просто поверить в существование неосязаемых и незримых абстракций, но и непосредственно их вообразить. - 7—11 лет
Он может понять смысловое и этическое содержание обрядов и религиозных норм. А главное — отличить их от социальных императивов: ребенок начинает осознавать, чем заповедь «не убий» отличается от маминого «драться нехорошо». - 12—15 лет
Его познавательные способности развиваются до уровня взрослого. Подросток начинает в полной мере осознавать то духовное содержание, которое составляет суть любой религии.
Основные идеи
- Знание защищает. Представление об устройстве мира дает ребенку чувство большей безопасности.
- Искренность помогает. Честный разговор о том, что дают родителям их воззрения, поможет формированию его личности.
- Толерантность воспитывается. Зная, что взгляды бывают разными, дети вырастут более терпимыми.
Если родители — верующие
Когда ребенок растет в религиозной семье, это не значит, что вопросы, связанные с верой, решатся для него автоматически.
«Говорите с детьми о Боге в традициях вашего вероисповедания, объясняйте им смысл ритуалов, соблюдения которых вы от них ожидаете, — советует Катерина Хмельницкая. — Механическое повторение молитв и обрядов подавляет в ребенке творческое начало, живой интерес к жизни и препятствует его взрослению». Воспитывая ребенка в религиозном ключе, родителям стоит соблюдать известную осторожность. Мария Андреева предостерегает: «Очень легко превратить Бога в подобие „милиционера“, которым пугают детей некоторые родители. Чтобы этого избежать, не забывайте подчеркивать всепрощающий характер Создателя, его любовь к людям и безграничное терпение. Обратите внимание детей на то, что многие вещи приходится делать самостоятельно и что в конечном итоге их жизненный путь зависит только от них самих».
Как им объяснить, «кто такой Бог»
Мы живем в светском обществе, где религия уже не играет той главенствующей роли, которую она играла в жизни наших предков. Современный человек не слишком часто размышляет о божественном, считая вопросы веры скорее частным делом каждого или попросту не придавая им особого значения. И поэтому нередко мы оказываемся не готовы к разговору на эту тему с нашими детьми. «В прошлом году, увидев по телевизору рождественскую службу, дочка потребовала, чтобы ее отвели в храм, — рассказывает Олег, отец семилетней Ксюши. — Она начала бегать, аукать, как в лесу, заглядывать во все углы. Потом Ксюша сказала, что искала Бога. Я попытался как мог объяснить ей, что его нельзя увидеть глазами, но, боюсь, она меня так и не поняла».
Сталкиваясь с подобными трудностями, многие из нас не касаются этой непростой темы в разговорах с ребенком в надежде, что с возрастом тот сам во всем разберется. Однако, обходя молчанием вопросы веры и устройства мироздания, мы лишаем наших детей возможности приобрести культурный и духовный опыт. «В том, что касается религиозного воспитания, родителям необходимо снабдить ребенка знаниями, которые подготовят его к восприятию нашего мира и привлекут внимание к разнообразию людских мнений и верований, — утверждает французский психоаналитик Малек Шебель (Malek Chebel). — Только так он сможет познакомиться с разными взглядами на мир, нормами морали и поведения. Это пригодится ему в будущем, ведь всегда полезно взглянуть на подобные вещи по-новому, открыто и непредвзято».
Знание и защита
Понимание культурных основ различных религий важно для гармоничного и целостного формирования человеческой личности. «Будь вы атеистом, агностиком, православным, иудеем или мусульманином, детей обязательно следует знакомить с религиозным наследием, ведь оно относится к базовым знаниям, накопленным человечеством за всю его многовековую историю, — полагает искусствовед Алексей Жуков. — Памятники архитектуры и праздники, отмеченные в календаре, музыка и литература, изобразительное искусство и история — пространство, окружающее современных детей, буквально пропитано религиозными символами. Не давая ребенку ключей к их пониманию, мы обрекаем его не только на эстетическую глухоту, но и на неадекватное восприятие того мира, в котором ему предстоит жить».
Однако необходимость освоить общие для всех людей культурные коды — не единственное основание для того, чтобы познакомить своего ребенка с религиозным видением мира и поведать ему о Боге. «Ребенок остро чувствует неизвестность будущего, неохватность Вселенной и собственную беззащитность перед ее могущественными силами. Именно поэтому мистические идеи очень близки детям, — считает гештальттерапевт Мария Андреева. — Они отвечают их внутренней потребности почувствовать себя под опекой мудрой и надежной силы. И, даже если сами вы не заведете с сыном или дочерью разговора о „потустороннем“, они будут фантазировать о нем, мечтать или бояться». Подобный интерес не означает, что ребенку не хватает родительской защиты в повседневной жизни (хотя и это возможно), — скорее всего, он просто начинает осознавать, что в мире существуют силы, не подвластные даже его отцу или матери, и пытается заручиться еще более надежным покровительством. «Возможно, пятилетний малыш не сможет запомнить всех деталей, — продолжает Мария Андреева, — но саму идею существования Бога воспринять для него проще, чем кажется взрослым, — она базируется на понятной ему сейчас потребности в безопасности — одной из главных, присущих любому живому существу. Беседуя с детьми на подобные темы, мы позволяем им почувствовать себя более уверенно и надежно».
Высказать свое мнение
Основные причины, не дающие родителям говорить с детьми о вере откровенно, — это нежелание навязывать им свои убеждения и сомнения, а порой и банальный недостаток знаний. «У нас в семье о Боге практически не упоминали, — рассказывает 38-летняя Зоя. — Я сама не могу назвать себя безоговорочной атеисткой, но и никакой определенной веры тоже не придерживаюсь. А кроме того, мне просто не хватает образования в этой сфере. Поэтому, когда мой сын заговаривает со мной на „божественные“ темы, я уклоняюсь от ответов или пытаюсь подсунуть ему какую-нибудь хорошую детскую книжку». Конечно, в разговоре о таких важных вещах, как вера, неуместны категоричность и нетерпимость. Однако и скрывать собственное мнение (или его отсутствие) — далеко не лучший выход, тем более что ребенок все равно ощутит фальшь. «Дети понимают гораздо больше, чем мы говорим словами, — утверждает Мария Андреева. — Как бы мы ни старались сохранить беспристрастность, они все равно почувствуют нашу неуверенность и ту степень свободы, которую мы готовы им предоставить в сфере духовного поиска».
Утаивая от детей собственный взгляд на вопросы веры, родители могут не только снизить их чувство защищенности и внутреннего комфорта, но также и создать препятствие развитию личности ребенка. «Негативно сказаться на ребенке может только принуждение верить или не верить во что-нибудь, но не открытый разговор о ваших взглядах, — говорит семейный психотерапевт Катерина Хмельницкая. — Расскажите ему о том, во что верите вы сами, и объясните, что дает вам эта вера в жизни (ведь и атеизм не является безверием, но верой в то, что Бога не существует). Если вы не знаете ответа на заданный вопрос, честно признайтесь в этом и предложите почитать и подумать об этом вместе — вы не только удовлетворите потребность детей в стабильной картине мира, но и укрепите близость и доверие с ребенком».
Осознание собственной — через родителей и семью — принадлежности к конкретной системе взглядов накладывает на детей определенные ограничения, однако в этом нет ничего страшного. «Ограничивая себя в тех или иных областях (например, в употреблении в пищу некоторых продуктов), взамен ребенок получает ощущение причастности не только к своим родным, но и к огромному сообществу людей, разделяющих те же убеждения, — полагает Мария Андреева. — Родители непременно должны объяснить ребенку, что не существует „плохих“ и „хороших“ религий и что выбор конкретной конфессии или осознанный отказ от религии определяется взглядами самого человека и традициями его семьи, а не недостатками других точек зрения».
Верный тон, нужный момент
Говоря со своим ребенком о вере, стоит учитывать и специфические особенности детского восприятия. «Прежде всего, разговор должен идти на понятном ему языке, — советует Мария Андреева. — Все религиозные представления абстрактны, их можно представить, но нельзя потрогать. Именно поэтому очень важно, чтобы наши объяснения опирались на слова и опыт обыденной жизни, например: «Создатель заботится о нас, он грустит и смеется вместе с нами». Важная задача — выбрать точную интонацию и удачное время для беседы. «Главное, чтобы ваш разговор с ребенком был доверительным и происходил, что называется, по обоюдному вдохновению, — считает Катерина Хмельницкая. — Если вы собрались поделиться с сыном или дочкой своими соображениями на эту деликатную тему, а он(а) в эту минуту хочет играть или смотреть мультики, разговор вряд ли получится. Если ребенок сам задаст „наводящий“ вопрос, воспользуйтесь им как поводом для дальнейшей беседы. Важно не отказывать детям, если они сами просят поговорить о том, что их волнует, — например, о том, все ли мы умрем и куда отправимся после смерти. Если вас застали врасплох, честно скажите: сейчас я не могу с тобой обсудить этот вопрос, но мы обязательно вернемся к нему. И не откладывайте разговор в долгий ящик!»
Некоторым свойственно говорить о религии с чувством, другие предпочтут интонацию отстраненную, и в любом случае нас будет волновать, что же ребенок вынес из нашей беседы. «Не стоит искусственно создавать атмосферу таинственности, говорить с пафосом или, наоборот, стараться обойтись безличными предложениями — ребенок сразу почувствует вашу неуверенность или неловкость, — советует Катерина Хмельницкая. — Будьте собой, говорите с ребенком как с равным. Что же касается вопросов на „усвоение материала“, то попробуйте спросить: „Что ты думаешь по этому поводу?“ Если место, время и тон были выбраны правильно, вы увидите: ребенок сам, своими словами скажет вам больше, чем вы успели рассказать ему».
Учесть культурный контекст
«У нас одна бабушка — католичка, дед — мусульманин, моя жена — пятидесятница, а сам я убежденный атеист, — рассказывает 42-летний Георгий, отец близнецов Ани и Сережи. — Мы решили, что лучший способ дать детям представление о религии — читать им мифы разных народов. Ребята слушают истории о Моисее или о подвигах Рамы с тем же удовольствием, что и сказку о Снежной Королеве. Думаю, они сумеют сориентироваться в сфере религии и составить собственное мнение». В семье, члены которой не принадлежат к единой конфессии или не очень компетентны в вопросах веры, проще всего познакомить ребенка с основами религиозного восприятия мира через памятники культуры.
Поход в музей, прогулка или совместный просмотр телепередачи могут стать отправной точкой для разговора об устройстве мира. По мере взросления дети сумеют переосмыслить полученную информацию в новом ключе и на ее основе сформировать собственное отношение к религиозным взглядам. Об этом же говорит и известная буддийская притча: «Помнишь, — спрашивает один монах другого, — в дни нашей юности покойный настоятель читал свои проповеди так тихо, что мы не могли их расслышать? Так вот, я только сейчас сумел разобрать его шепот».
Аргументы
Что и как говорить? Этот вопрос мы задали представителям ведущих конфессий.
Отец Георгий Кочетков, православный священник
«Когда сын или дочь спрашивают вас о Боге, не стоит пускаться в богословские рассуждения. Я советую своей пастве вести разговор в таком ключе: „Бог — это тот, кто всегда, при всех обстоятельствах нас любит, и поэтому мы тоже хотим его любить. Да, увидеть его нельзя, но и ветер не увидишь, его можно только почувствовать. Попробуй дунуть — и ты ощутишь, как шевелится воздух. Так и божественный дух: ты его не видишь, но чувствуешь“. У ребенка появятся новые непростые вопросы. Например, почему у других народов боги другие? Мне кажется, тут важно подчеркнуть, что Бог — один, но постигать его люди могут по-разному. Наивные детские вопросы и вам помогут лучше осознать свою веру. Так что польза от таких бесед будет и детям, и родителям».
Его Святейшество далай-лама XIV
«Маленькому ребенку нужно время, чтобы вырасти и превратиться во взрослого человека. Это не может произойти в одночасье. Подобным образом нужно время и для трансформации сознания. Когда речь заходит о духовной практике, мы не можем мгновенно привить человеку те или иные позитивные качества и моментально трансформировать его сознание. На это нужно время. Очень важно хорошенько поразмыслить, прежде чем отнести себя к той или иной духовной традиции. Но если уж вы сделали выбор, то нужно придерживаться его в будущем. Не стоит превращаться в человека, который то и дело пробует блюда в различных ресторанах, но так и не может решить, где ему поужинать. Будьте внимательны в выборе религиозной практики, но затем следуйте ей всем сердцем и постарайтесь передать это отношение к вере своим детям».
Католический теолог Алексей Юдин, член Папского совета по делам мирян
«Предлагаю начать этот важный разговор с емкого и глубокого образа: „У тебя есть отец, отец твоего отца — твой дедушка, а Бог — это наш всеобщий отец. И он равно любит всех своих земных детей. Даже если они шалят. Но ведь ты не станешь шалить, если не хочешь огорчить того, кто тебя любит?“ Такой зачин вполне подходит и для детей из нерелигиозных семей. Отец для ребенка — самое могущественное существо, одновременно любящее и требовательное. Образ Бога — отца всех живых не навязывает веру, а дает повод для размышления. Выводы ребенок будет делать сам. Я советую родителям прочитать книгу Михаила Дымова „Дети пишут Богу“ (см. „Об этом“). Второклассник Игорь пишет: „На земле столько бед и страданий, чтобы людям не жалко было умирать?“ Подумайте над этим вопросом, и, может быть, вы сумеете поддержать „богословский разговор“ с ребенком на должном уровне, но без академической сухости».
Имам Шамиль Аляутдинов, проповедник Московской мемориальной мечети на Поклонной горе
«Вера в Бога дает ребенку, да и каждому человеку, так необходимую ему уверенность в том, что его любят, поддержат и в нужный момент протянут руку помощи — лишь прояви немного терпения и старания. Именно об этом родителям и нужно говорить в первую очередь. Но также необходимо обращать внимание наших детей на то, что вера дает почувствовать ответственность, которая лежит на нас в этой жизни. Если не напоминать взрослеющему ребенку, что каждый в этом мире ответствен перед своей семьей, перед обществом и, наконец, перед Богом, то он может встать на путь нежелания взрослеть. Родители постараются вместе с детьми развеять сомнения, обосновать логически свою точку зрения и тем самым сделают отношения со своими чадами еще более близкими, а заодно передадут им мощный заряд оптимизма, заложенный в религиозном взгляде на мир. Ведь, как говорил пророк Мухаммад, «верующий при любых обстоятельствах считает свое положение наилучшим: как бы тяжело ему ни было, он благодарит Господа».
—
Ребенок и религия
- Теги:
- Родительский лекторий
- 3-7 лет
- 7-12 лет
Разговор с ребёнком о религии не стоит откладывать на неопределённое время. Религия – это часть мира, и чем полнее знания об устройстве мира, тем более уверенно ребёнок будет себя чувствовать. Кроме того, разговор о религии является частью формирования личности, так как знания о религиях воспитывают толерантность и терпимость.
Не бойтесь разговоров о религии
В современном обществе религия не играет главенствующей роли, однако детей нельзя лишать знаний о ней. Многие родители не касаются этой темы, потому что либо считают её сложной, либо и вовсе необязательной для ребёнка. Но такой подход неправильный. Религиозное воспитание – это часть общего воспитания, и родители должны поделиться с ребёнком знаниями, которые помогут ему в восприятие мира. Ведь, большинство праздников, произведения искусства, история – связаны с религией, и если ребёнок не знаком с её основами, то он воспринимает мир искажённо.
Если родители сами не владеют необходимыми знаниями, то пробелы следует ликвидировать, тогда и отвечать на вопросы ребёнка будет проще. Но в любом случае, надо помнить о терпимости. Даже если родители атеисты, в разговоре о вере неуместны категоричность и нетерпимость. Впрочем, и скрывать собственное мнение тоже нестоит. Родители обязательно должны объяснить ребенку, что не существует «плохих» или «хороших» религий и что каждый человек имеет право самостоятельно сделать выбор в пользу конкретной конфессии или осознанно отказаться от религии.
Не перегружайте информацией
Разговаривая с ребенком о вере, стоит помнить, что перед вами ребёнок. Поэтому разговор должен строиться на понятном ему языке, нет смысла углубляться в богословские рассуждения. А так как все религиозные представления абстрактны, их можно представить, но нельзя потрогать, то очень важно, чтобы все объяснения опирались на слова и жизненный опыт. Так же, важно выбрать точную интонацию и правильное время для разговора. Не имеет смысла преувеличивать таинственность, говорить с пафосом или , наоборот, с безразличием. Беседа должна быть доверительной и должна состояться по обоюдному желанию. Не отрывайте ребёнка от иры, чтобы начать разговор о вере. А вот, когда ребёнок задаёт «наводящие» вопросы, то лучше не отлынивать от ответов. Так же удачным моментом и отправной точкой для начала разговора может стать поход в музей или совместный просмотр телепередачи.
Учитывайте возраст
Начиная разговор о религии, как и любой другой важный разговор, необходимо учитывать особенности возраста ребёнка.
4-5 лет:
Ребёнок легко верит во все мистические идеи, поэтому он легко поверит и в существование Бога. Но, так как интерес к религиозной теме в этом возрасте поверхностный, и инициатива разговора чаще исходит от родителей, то не стоит перегружать ребёнка знаниями. И не стоит внушать страх перед Богом, так же не стоит внушать мысль о всемогуществе Бога, чтобы ребёнок не относился к нему, как к волшебству и не путал с дедом Морозом.
5-7 лет:
В этом возрасте ребёнок может начать задавать сложные вопросы: «Почему люди умирают?», «Что происходит с человеком после смерти?», «Что такое душа?» и т. д. Ребёнок уже может не только поверить в существование неосязаемого и абстрактного, но и может вообразить – представить эту абстракцию.
7-11 лет:
В этом возрасте ребёнок способен понять смысловое и этическое содержание обрядов и религиозных норм. Ребенок прекрасно осознает, например, чем заповедь «не убий» отличается от социальной нормы «драться нельзя».
12-15 лет:
В этом возрасте подростки способны осознавать духовное содержание любой религии.
Денис Чернов
Основные религии мира. Сложная тема простыми словами
Здравствуйте, дорогие школьники!
Сегодня у нас с вами довольно сложная тема. В начальной школе ее изучают в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и, вполне возможно, что учитель попросит вас подготовить доклад или сообщение для класса по теме «Основные мировые религии».
Предлагаю сегодня рассмотреть их подробнее и дать им краткую характеристику, чтобы иметь небольшое представление, чем дышит верующий народ. Постараюсь писать простыми словами, чтобы всем все было понятно. Ну а если все равно будет не понятно, то вы всегда можете задать вопрос в комментариях.
Что есть религия?
Если почитать про обыденную жизнь древних племён, которые существовали тысячелетия назад, то легко можно найти признаки того, что люди верили в божества.
Было их много, и каждый святой отвечал за свою сферу.
- К одним богам обращались, чтобы пошёл дождь.
- К другим – чтобы помог в борьбе с врагами.
- Третьих просили о помощи в беде и болезни.
Так зарождалась религия – вера в сверхъестественного помощника, называемого Богом, и возможность обращаться к нему посредством молитв.
Время шло, верования людей менялись, зрели и объединялись в группы. Сегодня существует много религиозных движений, сторонниками которых могут быть сотни, а могут быть и миллиарды человек.
Каждое религиозное верование включает в себя:
- нормы морали и этики;
- правила поведения;
- набор ритуалов и обрядов, при помощи которых обращаются к святыням, прося помощи в делах насущных.
На сегодняшний день в мире есть три основные религии. Все остальные верования – лишь ответвления от них с небольшими своими тонкостями. Самые важные жизненные постулаты сохраняются в любой религии.
Самая древняя религия — буддизм
Возникло буддистское религиозное течение в 6 веке до нашей эры в Индии.
История возникновение буддизма связывает с именем Сиддхартха Гаутамы.
Согласно древней легенде он в свои 29 лет ушёл из своего роскошного дома, когда увидел «правду жизни»:
- старость в виде попавшегося на глаза дряхлого старика;
- болезнь через повстречавшегося тяжело больного;
- смерть из столкновения с похоронной процессией.
В поисках истины он размышлял и медитировал, осознавая неизбежность мириться с обязательными в жизни моментами. В результате он нашёл смысл существования всего, что нас окружает, и как говорят буддисты, стал просветлённым, поэтому был назван Буддой.
Найденной в глубине своего сознания истиной о судьбе человека, Будда стал делиться с окружающими – так возникла священная книга Типитака.
В ней перечислены все основные религиозные идеи буддизма:
- страдания в жизни неизбежны; чтобы от них избавиться, нужно отречься от земных желаний, стремясь достичь нирваны – высшего состояния души;
- человек сам определяет свою дальнейшую судьбу своими поступками, перерождаясь в другой жизни в новое живое существо, кем вы будете потом – зависит от того, как вы ведёте себя в этой жизни;
- правильное поведение – это доброта и способность сострадать другим;
- правильный жизненный путь – это честность;
- правильная речь – это отсутствие лжи;
- правильное действие – не вредить ничему живому, не воровать и не иметь вредных привычек;
- правильное обучение – осознание, что всего можно добиться, если приложить усилия.
Сегодня буддизм поддерживают в разных странах более 500 миллионов человек.
Буддисты Азии, Дальнего Востока, Лаоса, Тайланда, Шри-Ланки и Камбоджи всё своё свободное время посвящают медитации в монастырях, пытаясь достичь этого самого высшего состояния и освободиться от жизненных оков.
Буддистская штаб-квартира располагается в Бангкоке. Представители этой религии в качестве святынь выбирают божественные статуи, к которым возлагают цветы.
Учёные-культурологи считают, что, не поняв буддизма, нельзя понять и великую культуру восточных народов Индии, Китая, Тибета и Монголии. Присутствует буддизм и в России, вы можете пообщаться с его поклонниками в Калмыкии или Бурятии.
Это интересно! Название буддистских канонов «Типитака» значит «тройная корзина», что обычно трактуют как «три корзины закона». Учёные полагают, что возможно священные тексты правил, написанные в древности на листьях пальм, хранились в плетёных корзинах.
Христианская религия
Родиной христианства является Палестина- бывший восток Римской империи.
Появившееся в 1 веке религиозное движение обращалось ко всем униженным, которые искали справедливости, с предложением обратиться за помощью к Богу в надежде избавиться от всего плохого. Возникновение христианской религии связывают с проповедями Иисуса Христа, рождение которого было предсказано деве Марии.
Когда ему исполнилось 30 лет, посланник Бога вышел в люди, чтобы проповедовать святое слово, донося до народа идеи трудолюбия, мира и братства, осуждая богатство и превознося духовное над материальным. Еврейское имя Иисуса – Иешуа, переводится оно как «спаситель», которому суждено было пострадать за грехи всех христиан.
Основа христианской религии – вера в ангелов и демонов, загробную жизнь, страшный суд и конец Света.
Святая книга христианской религии – Библия, в которой записаны все основные десять правил — заповедей, соблюдение их для каждого верующего христианина – цель в жизни.
Самая главная из них – любить Бога как самого себя. Есть здесь и правила не воровать и не лгать, трудиться и почитать родителей.
В 1054 году христианская церковь раскололась на православных (восток) и католиков (запад), а позже, в 16 веке, появились протестанты.
Больше всего православных проживает в России, Белоруссии, Греции, Молдавии, есть они среди канадцев и американцев. Католицизм распространён в Португалии, Франции, Испании, Италии, Германии.
Сегодня в христианской религии около 2 миллиардов верующих.
Это самая крупная религия в мире по количеству последователей и по географии – в каждой стране есть, пусть даже маленькая, христианская община.
Все христиане, и православные, и католики, посещают церковные храмы, проходят процедуру крещения и искупляют свои грехи через молитвы и соблюдение постов.
Самая молодая религия — ислам
Самая молодая по возрасту мировая религия появилась у арабов Аравийского полуострова в 7 веке и переводится как «покорность».
Но молодая — не значит, что в ней мало верующих – сегодня среди последователей ислама около 1,5 миллиарда человек из почти 120 стран мира. Идеи ислама принёс в народ родившийся в Мекке Муххамед, заявивший, что он – избранник Аллаха (бога исламистов) для проведения его проповедей в жизнь.
Священное писание мусульман – так называют тех, кто избрал своей религией ислам – Коран, куда и вошли все проповеди Мухаммеда.
Исламская святыня – мечеть, куда верующие приходят для того чтобы помолиться 5 раз в день. Многие исследователи считают, что молодой ислам всю основу взял из христианской Библии, добавив арабских традиций: здесь тоже есть страшный Божий суд и демоны, рай и сатана.
По мусульманскому Корану человек живёт, чтобы пройти все жизненные испытания, служа Аллаху и готовясь к загробной жизни. Самыми тяжкими грехами в исламе считаются азартные игры и пьянство, а также ростовщичество (это когда дают в долг и требуют вернуть его в большем размере, начисляя проценты).
А ещё истинные мусульмане ни в коем случае не едят свинину. Особо внимательно мусульмане относятся к соблюдению постов в месяц Рамадан, когда не разрешается в светлое время даже крошки еды.
Есть у ислама религиозный закон, называемый Шариатом, суд которого иногда никак не укладывается в условия современности – за тяжкие грехи и нарушение Корана мусульмане забивают камнями до смерти, за мелкие проступки колотят палками. Такие наказания ещё сохранились в некоторых районах исламских государств.
Что объединяет три мировые религии
Как бы ни были названы три религии, характеристику которым мы дали сегодня, чем бы они не отличались в обрядах, святынях и вере, все они, вместе взятые, устанавливают человеческие нормы морали и правила поведения, запрещая причинять боль и вред всему живому, прибегать к обману, вести себя неуважительно по отношению к окружающим.
Любая из мировых религий учит терпимости, призывает быть милосердными и относиться к людям с добром.
Делясь добром, никто не станет нищим,
Сторицей возвратится всё назад.
Кто делает наш мир светлей и чище,
Тот станет сам от доброты богат.
Ниже будет приводиться характеристика каждой из религий.
Буддизм
Буддизм насчитывает свое существование более 2,5 тысяч лет. Появилось течение на юге Индии, основателем был Сиддхартха Гаутама — индийский принц. При помощи медитирования и погружения в себя, он избавился от своих желаний и стал просветленным — Буддой. В буддизме нет Бога, нет теории о сотворении мира, нет храмов, которые управляют религией, а есть места, где человек может найти нирвану и познать смысл бытия. Буддизм считается самой свободной и демократичной религией. Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. Индия Главное отличие — вера в реинкарнацию и то, что карма человека напрямую зависит от его поступков, слов и мыслей. Человек должен избавиться от гнева, болезней, душевных страданий, так как это неестественно для истинного состояния человека. Вся его жизнь направлена на выжигание желаний и избавление от всего материального. Основной труд Будды называется Трипитака, в переводе означающее “Три корзины”. Будда хранил свои письма в трех разных корзинах, которые отличались по содержанию и тематике. Широкое распространение это вероисповедание получило и в Китае, где на основе буддизма возникло новое направление — конфуцианство. Оно проповедует не достижение нирваны, а познание Истины и гармонии внутри себя.
Христианство
Первым упоминанием о христианстве, считается 1 век нашей эры. Местом проживания первых христиан стала Палестина. Священная книга христиан — это Библия, которая состоит из двух частей: Ветхого и Нового завета. Важно! Ветхий завет Библии был написан задолго до появления Иисуса Христа, что говорит о том, что зарождение христианства прошло на основе другой древней религии — иудаизма. Существует только один Бог. Однако и он разделяется на три основополагающих: Отца, сына и Святого духа. В XI веке христианство разделилось на два крупных течения: католицизм и православие. Через 5 веков от католицизма отделилось новое направление — протестантизм. Рис. 2. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. Николай Ломтев Христиане верят в Страшный суд, который состоится после смерти. Поэтому все деяния человека отражаются, в отличие от буддизма, в загробной жизни, а не на карме человека. Всю свою жизнь они отдают на служение Богу, и следование заветам Библии. Первые христиане были бедные жители городов, большинство из них гонимые из-за своего неподчинения поклоняться языческим божествам и разделению на расы и классы. Это способствовало становлению основного принципа церкви — перед Богом все равны. Принятие вероисповедания на Руси, в 988 году, значительно повысило уровень образованности населения. Православная церковь до сих пор оказывает большое влияние не только на народ, но и на установление норм нравственности и морали. Христианство является самой многочисленной по количеству верующих в мире. Адептов этой религии — более 2 миллиардов человек. У этой веры и самый крупный “штат” должностей управления церковью. Важно! Сегодня есть больше тысячи ответвлений христианства, которые не входят в три основных направления. Некоторые из них являются запрещенными в разных странах, к ним, например, относятся: “Орден Храма Солнца”, “Семья Мэнсона”, “Учение цветка”. Рис. 3. Язычество и христианство в древней Руси
Ислам
Отличается всеобщей покорностью своему богу Аллаху. Верующие люди называются “мусульманами”. Ислам одна из самых молодых религий. В XVI веке пророк Мухаммед основал ислам. Фундаментом стало изучение веры арабских племен. Важно! Мухаммед является пророком Аллаха, и его слово — слово Божье. Слово пророка и его учения представлены в главной книге мусульман — Коране. Коран — сборник притч и проповедей, созданный уже не при Мухаммеде. Для верующих в Аллаха обязательным является прочтение Сунны (притчи о пророке) и Шариата (сборника правил). В отличие от двух других верований, ислам строго соблюдает обрядовые действия:
- Намаз — пятикратная молитва, которая исполняется каждый день.
- Строгий пост во время рамадана.
- Помощь бедным и нищим.
- Посещение Мекки (в исламе — “хадж”).
- Признание только одного бога Аллаха и его пророка.
Рис. 4. Город Мекка. Саудовская Аравия Церковь является отчасти и самим государством. Все законы дублируются и в обычной жизни верующих. Несмотря на быстрое развитие и всеобщее поклонение одному Богу, ислам после смерти пророка Мухаммеда разделился на два течения: шиитов и суннитов. Первые — хотят отдавать право руководить общиной только потомкам пророка, вторые — уверены, что этот пост может занимать и человек, выбранный большинством мусульманской общины. Таким образом, мировые религии — это совокупность разных постулатов, мифологии, вероучений, системы догматов. В каждой религии эти черты различны и отличаются друг от друга. Для более глубокого изучения особенностей мировых религий используется наука религиоведение. Для закрепления материала по теме, пройдите тест и посмотрите видео, предложенное ниже.