ДАВАЙ ПОМЕНЯЕМСЯ… «Мама. Мамочка!», — сказала девочка про себя. Две большие капли покатились по чумазым щекам. Она отодвинула в сторону палку и высунулась из кустов. Еще раз посмотрела на мальчика. Он стоял возле своей белокурой матери и откровенно скучал. А та пробовала его обнять, прижать к себе. Мальчик отстранялся. Он же взрослый, целых 10 лет. Ни к чему ему эти нежности. Женщина была очень доброй на вид. Такой же, как ее мама. С большими синими глазами, в руках пакеты. И девочке вдруг до боли, до крика захотелось, чтобы ее мама появилась здесь. Из воздуха. Хотя бы на 2 минутки. Ей бы хватило, чтобы быстро обнять ее и сказать, что она так ее любит и скучает. Что ей невыносимо жить без нее. Мамы не было уже три года. Девочке было пять, когда она заболела. Она рассказывала маме стихи, расчесывала волосы, приносила липкие конфетки в ладошке. Гладила по волосам. А мама целовала ее ручки и все шептала: — Солнышко мое милое. Ка же ты будешь без меня, родная? Девочка не понимала, о чем это она. Как это — без нее? Без мамы ну никак нельзя. Мама — это все. А потом маму увезли куда-то на белой машине. И девочка, взобравшись на подоконник и уткнувшись носом в холодное стекло плакала и кричала, чтобы та быстрей возвращалась. Мама не вернулась. Появились незнакомые тети и дяди в доме. Там запахло бедой. Они пытались погладить ее по голове, называли «сиротка». Девочка не понимала, что это за слово. Потом пришел папа и поднял ее на руки. И сказал, чтобы прекратили говорить глупости. Потому что есть он. А она все спрашивала, когда же приедет мама? Поначалу папа отнекивался. То говорил, что она в больнице. То в санатории. Но однажды, когда она по привычке залезла на окно и ни за что не хотела слазить спать, потому что боялась пропустить, когда придет мама, он вдруг сорвался и закричал: — Она не придет никогда! Мамы больше нет! Слышишь? Нету! Девочка заткнула ушки руками и стала раскачиваться взад-вперед. — Неправда! Ты врешь. Мама придет! Она сказала, что никогда меня не бросит! Что я солнышко! — шептала она. Потом папа взял ее на руки и долго качал на руках. Девочку звали Мишель. Так мама назвала. Красивым именем, кино посмотрела и назвала. И до пяти лет Мишель была как кукла — в кудряшках, бантиках и платьицах. Мама обожала наряжать дочку, говорила, что она королевна. Но после тех папиных слов девочка изменилась. Вначале отец пробовал ее заплетать. Неуклюже, но вроде бы получалось. Однако видя, как он мучается с длинными волосами, Мишель стащила ножницы и просто сама обстригла их. Перестала носить платья. Ходила в брюках и шортах. Лазила по деревьям. Давала отпор. — Бандитка! — качали головой женщины на лавочке. А девочке хотелось косички. И платья. Но нельзя. Они остались в прошлой жизни. С мамой. Так было до тех пор, пока в их дворе не появился новенький мальчик — Руслан. И его мама Светлана. Переехали откуда-то. Когда Мишель их первый раз увидела, ей показалось, что это ее мама, так женщины были похожи. А мама мальчика смотрела на чумазую взъерошенную худенькую девочку с белокурыми короткими волосами, которая держала в руке палку. Просто мальчишки коров обижали, кидались в них. Она увидела с балкона и выбежала коров защищать. Потому что они были хорошие. Давали молоко. За что их камнями? Непорядок. У девочки были огромные синие глаза. Очень грустные. Не детские. Мама мальчика улыбнулась и сделала к ней несколько шагов. — Как тебя зовут? Хочешь булочку? Я недавно испекла, — произнесла она. Девочка еще минуту посмотрела на нее и убежала. — Мишка это. Дикая. Бандитка. Не обращайте на нее внимания! — в унисон произнесли старушки со скамейки. — Мишка? Но это же девочка! — прошептала женщина. — Да ее Мишель зовут, мама. Я узнавал. Но все Мишкой кличут! — ответил ее сын. — Надо же. Имя красивое. И девочка красивая. Только печальная такая, — покачала головой его мама. Руслан хмыкнул. Он не считал Мишку красивой. Была бы хоть как все девчонки. А то не пойми что. А вот отца ее он уважал. Тот был известным тренером. Сильный, здоровый. Руслан представлял, что и его отец был бы таким. Если бы он вообще у него был. Но папы не было. Мама честно сказала, что тот бросил ее очень давно. И никогда не появлялся. В тот день Руслан шел домой из школы, когда дорогу ему преградили трое взрослых ребят. Одного Руслан узнал — это был брат Лешки, местного малолетнего хулигана. Руслан того проучил, когда он котенка бездомного хотел с лоджии спустить. Котенка Руслан отобрал. И взял себе. А трус Лешка брату нажаловался, видать. — Ну что, герой. Защитник, блин, убогих котят! — хохотнули ребята. Руслан бы справился, конечно. Но… их было трое. А потом что-то случилось. Руслан, лежа на земле, только увидел, как Лешкин брат улетел в кусты. Встал, потирая плечо. И увидел Мишу. — Еще раз полезете, я вам еще дам! Слышали? — кричала она. — Пошли отсюда! У нее отец крутой, я к нему записаться хочу! — потянул друзей в сторону брат Лешки. — Здорово ты их. Папа научил? — усмехнулся Руслан. Миша кивнула. А потом предложила вдруг: — Давай поменяемся: ты мне — свою маму, я тебе — папу, хоть на день! Как же плохо, когда кого-то из них нету! — и плакала. — Ты что? С ума сошла? — выдохнул мальчик. И Миша убежала. Уже позже, во дворе он узнал, что мамы у девочки не было… Руслан во время ужина все смотрел на свою маму. И представить не мог, чтобы было, если бы ее… тоже не стало. Он бы не смог без нее! Мама грела котлеты, накрывала на стол, ласково гладила его по волосам. И мальчик не отстранялся, как обычно. Он молчал. Думал. И вдруг так жаль ему стало эту девочку Мишу. Как она без мамы, бедняга. — Мам… Тут такое дело. Мне с тобой поговорить надо, — решительно начал Руслан. Миша его спасла. Помогла. А долги надо отдавать. На следующий день он подошел к девочке и сказал, что его мама ждет ее в субботу. В гости. — А ты с отцом поговори. Можно мне на тренировку? И вообще, с ним пообщаться? — спросил. Миша просияла. И повела его к папе. Тот из сбивчивого рассказа ничего толком не понял. Он занят часто был. А еще пытался изо всех сил сделать дочку счастливой. И сегодня она почти была такой. Конечно, ее друг может побыть с ним, почему нет? Миша переступила порог квартиры Руслана. Если зажмуриться, а потом смотреть, прищурившись, то можно представить, что тетя Света, мама Руслана — это ее мама. Хоть на недолго. У них даже голоса похожи. А женщина, у которой сердце разрывалось, с тоской смотрела на девочку. Было видно, что ей так нужна мама… Она накормила Мишу. Показывала ей фотографии. Потом вместе с ней листала журналы. И говорила, что в ателье работает. — И вы умеете шить? — просто спросила Миша. — Ну конечно. Хочешь, платье тебе сошьем? У меня и ткань есть! — улыбнулась тетя Света. А папа Миши обучал сияющего Руслана, персонально. И тот пригласил его потом к ним, сказав, что Миша с его мамой дома платье шьют. Мишин отец вошел в квартиру. И оторопело встал на пороге. Навстречу вышла дочка. И словно распахнулась дверь в те, прежние годы. На Мише было платье. И несколько заколок-бантиков в волосах. Никакая она не пацанка у него. А красивая девочка. Которая изо всех сил старалась выжить без мамы. И они пошли все вместе в кафе. Взрослые беседовали, а Миша и Руслан ели пирожные, пили сок и тоже переговаривались. И Руслан думал о том, какая Миша чудесная. Как бы ему хотелось иметь такую сестру! Утром следующего дня он ей букет ромашек принес. Смущаясь, проговорил, что мама сказала: ромашка — символ семьи, любви и верности. И предложил пойти на пляж, купаться. — А я люблю полевые цветочки! — разулыбалась Миша. Через полгода поженились их родители. Вот так маленькая девочка Миша нашла себе маму, а мальчику Руслану — папу. Неожиданно изменила две судьбы — своей семьи и мальчугана. Кто знает, не предложи она свою идею Руслану, не согласись он, вдруг и не было бы судьбоносного знакомства их родителей? Но ведь это естественное и простое детское желание — чтобы рядом были мама и папа! #ТатьянаПахоменко
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Содержание
Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого
Николай Алексеевич Заболоцкий тонко чувствовал людей и с невероятной точностью мог составить психологический портрет, полагаясь на внутренние ощущения и детали внешности человека.
С этой целью он обращается к деталям: уголки губ, ямочки на щеках или морщины на лбу, которые отображают внутренний мир человека. То, как Заболоцкий стремится заглянуть в души людей, и мы это видим в его стихотворении «О красоте человеческих лиц».
История создания
Стихотворение написано на закате писательской деятельности Заболоцкого – в 1955-м году. В этот период поэт испытывает творческий подъем, во время которого он изливает всю свою житейскую мудрость с помощью писательства. В его произведениях наблюдается тонкое понимание жизни и людей.
Основная мысль произведения
В основе стихотворения лежит идея того, что жизнь человека отпечатывается в его внешности. Все привычки, образ жизни, черты характера буквально пишутся на его лице. Заболоцкий говорит нам, что лицо не может обмануть, потому с помощью внешнего описания поэт составляет внутренний портрет прохожих.
Средства выразительности
Стихотворение построено на сравнении, с помощью которого автор соотносит портреты людей с говорящими образами: «подобные пышным порталам», «словно темница», «как солнце сияющих нот».
С помощью антонимов поэт раскрывает загадку человека: «великое чудится в малом», а безличные глаголы свидетельствуют о напыщенности и скудности души: «великое чудится».
Роль метафор – одна из наиболее значимых, так как на них строятся яркие и символичные образы. Из слов «варится печень и мокнет сычуг» автор подчеркивает свою негативную позицию. Ведь люди с таким внутренним миром вынашивают в себе грязные помыслы и мысли. Словосочетание «покинутые башни» – метафора к опустошенным душам, в которых остался лишь холод и мрак, а слова об «окошке» с «дыханьем весеннего дня» явно свидетельствуют об одухотворенности человека, чей образ внушает теплоту и уют. В тексте также есть такие эпитеты как: «жалкие лачуги», «пышные порталы», «ликующие песни».
Композиция, жанр, рифма и размер
Стихотворение отображает возрастающую эмоциональность, заканчивающеюся торжеством лирического субъекта: «Поистине мир и велик и чудесен!». Композиционно текст состоит из двух частей: первая состоит из описания неприятных лиц, вторая – портреты одухотворенные и светлые.
«О красоте человеческих лиц» – глубокомысленное произведение, которое относится к жанру философской лирики.
Написано оно четырехстопным амфибрахием и содержит 4 катрена. Рифмовка смежная: женские рифмы чередуются с мужскими.
Заболоцкий Н — О красоте человеческих лиц (стих. чит. И.Кваша)
«О красоте человеческих лиц»
Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.
В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II.Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни — пышные порталы, другие — жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни — возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие — убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.
Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».
Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».
О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
читает Игорь Кваша