Содержание
«Батюшки!»: Иерей Димитрий и еще 5 священников, устроивших пьяные ДТП
Очередной служитель церкви оказался в эпицентре скандала, сев за руль автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.
В ночь на 17 января в центре Ростова-на-Дону 25-летний пьяный иерей храма Великомученика Георгия Победоносца Димитрий Кивилиди на Mitsubishi АSX столкнулся с ехавшим в попутном направлении ВАЗ-21099, сообщает Газета.ру.
После этого автомобили врезались в семь припаркованных машин.
По словам очевидцев, священнослужитель несся со скоростью 100-120 км/ч.
Пассажиры Mitsubishi женщина и 8-летний мальчик с травмами доставлены в больницу. Предположительно, это жена и сын Димитрия.
По словам пресс-секретаря главы Донской митрополии Игоря Петровского, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий издал указ о запрещении его к священнослужению с формулировкой «За совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения». При этом Петровский добавил, что священник не лишен сана, не отлучен от церкви и не предан анафеме.
Кивилиди заявил, что не помнит деталей аварии.
Отмечается, что мужчина пришел в себя только в больнице. В настоящее время он находится на амбулаторном лечении дома. Также Кивилиди пожаловался на сильные боли.
Дорожные инциденты с участием служителей церкви происходят достаточно часто и почти всегда вызывают широкий общественный резонанс. Вот еще 5 случаев, когда священнослужителей задерживали за пьяное вождение.
1. Александр Прищепа
В 2016 году влиятельный священник из Орловской области Александр Прищепа оказался в центре громкого скандала. Батюшка был лишен прав за пьяную езду, но его даже не отстранили от службы. Местные СМИ утверждают, что полицейских, которые зафиксировали у него опьянение, разгневанный священнослужитель якобы покрывал нецензурной бранью и даже грозил звонками начальнику ГИБДД.
На ситуацию обратили внимание власти региона, но в самой церкви Прищепу тщательно защищают. В Орловской митрополии сравнили публикации против Прищепы с гонениями на российских олимпийцев.
Местные журналисты утверждают, что, вопреки решению суда, Прищепа все еще продолжает ездить по городу на своем автомобиле.
2. Владимир Гаврилов
В 2015 году в Нижнем Новгороде суд на два года лишил водительских прав скандально известного настоятеля церкви Сергия Радонежского — Владимира Гаврилова. Позже стало известно, что его ко всему прочему лишили сана.
Напомним, святой отец прославился на всю страну, когда он в нетрезвом виде, управляя своей машиной, протаранил фуру и устроил гонку с автоинспекторами. После задержания служитель церкви стал размахивать травматическим пистолетом. В машине Гаврилова при осмотре нашли пустые бутылки из-под водки и 3 млн рублей.
3. Николай Стремский
Осенью 2015 года в Оренбургской области разразился громкий скандал вокруг отца 70 детей (в том числе приемных) протоиерея Николая Стремского, который после езды в пьяном виде пытался скрыться на Mercedes от сотрудников ГИБДД на территории своего храма.
Гаишники в итоге силой доставили бывшего воина-«афганца» в отдел, где он отказался от медосвидетельствования. Сам Стремский уверяет, что его «заказали» и за рулем он в тот день вообще не ездил.
Прокуратура не нашла оснований для возбуждения уголовного дела в отношении отца Николая. Надзорная ведомство не увидело достаточных доказательств того, что отец Николай управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. В декабре 2015 года сообщалось, что Стремский вернется к служению и вновь возглавит Саракташскую обитель милосердия.
4. Игумен Тимофей
Летом 2012 года настоятель храма Илии Пророка игумен Тимофей (Алексей Подобедов) стал причиной серьезного ДТП в центре Москвы. Святой отец на премиальном родстере BMW с дипломатическими номерами, закрепленными за посольством Мальты, врезался в две машины и чуть не свалился в Москва-реку. По некоторым сведениям, он был в стельку пьян.
В середине сентября 2012 года мировая судья Ольга Лепенцова за отказ пройти медицинское освидетельствование лишила игумена Тимофея водительского удостоверения на 1 год и 8 месяцев.
5. Иеромонах Илия
В августе 2012 года бывший клирик Ильинского прихода в Черкизове, иеромонах Илия (Павел Семин) сбил на автомобиле «Мерседес Гелендваген» группу рабочих на обочине Кутузовского проспекта, в результате чего два человека погибло. Очевидцы утверждали, что водитель во время аварии находился в состоянии алкогольного опьянения. С места ДТП священник скрылся и пришел в полицию на следующий день.
В июне 2013 года он был осужден на три года лишения свободы. При этом срок он отбывал не в колонии, а в считающемся элитным московском СИЗО №3 «Красная Пресня», в отряде хозяйственной обслуги.
Как пьяница-поп души спасал
11 сентября в России отмечается День трезвости. Он был восстановлен в России в 2014 году спустя 100 лет. Впервые его начали отмечать в 1914 году. Дата 11 сентября была выбрана не случайно: в этот день православные христиане вспоминают Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Пророк был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира. В этот день соблюдается строгий пост. Раньше в России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков.
Мы решили в этот день вспомнить одну удивительную историю избавления от алкогольной зависимости, связанную с именем святителя Филарета Московского и пересказанную митрополитом Антонием Сурожским.
“Пора опомниться и перестать пить. Жизнь трезваго и пьяницы”
Дореволюционные русские плакаты
***
Мне вспоминается рассказ из жизни святителя Филарета Московского о том, как в одной деревне был священник пьющий, а в другой деревне все жители спились, и местному священнику там было невмоготу. И Филарет подумал: соединю-ка пьяного священника с пьяным приходом, потому что я все равно ничего не могу для них сделать. Он так и поступил. Пьющий священник пришел в пьяную деревню, обратился к прихожанам и сказал:
«Вот каково положение. Владыка отчаялся и в вас, и во мне: мы пьяницы. Но я, как священник, обязан совершать Божественную Литургию каждое воскресенье, в каждый праздник, и на Литургии причащаться, несмотря на то, что я пьяница. Так вот что я вам предлагаю: приходите и будем все вместе причащаться; вместе причащаться, плача над собой, каясь перед Богом о том, что мы недостойны подходить к Нему, но что мы верим в Его милость».
И что же случилось? Из жития митрополита Филарета мы узнаем, что от изумления, от благодарности и от действия Святого Духа через таинство и непосредственно на их души, которые открылись Богу, вся деревня начала меняться; через какое-то время пьянство прошло: и священник стал трезвый, и жители деревни стали трезвыми.
Вот пример. Они не постились, они не соблюдали строго устава, они пришли к Богу, потому что Он был единственный, Кто их сумел любить недостойными. Есть русская пословица: «Полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит». Вот так и бывает. И я убежден, что если человек по небрежности нарушает какие-нибудь правила, ему надо это ставить на вид. Но если он просто о них не знает или у него не хватает сил, веры, убежденности, что это необходимо или нужно, то надо ему дать опыт близости с Богом, а не требовать с него исполнения правил.
Отрывок из беседы митрополита Сурожского Антония “Берегитесь, братья мои, священники!” с корреспондентом журнала «Церковь и время». Источник – сайт “Азбука веры”
ЛЕКАРСТВО ОТ АЛКОГОЛИЗМА — КЛУБ ТРЕЗВОСТИ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ
В «Древнем патерике» есть такая притча. Некоему египетскому пустынножителю бес пообещал, что не будет беспокоить его никогда, если он совершит один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал и выбрал пьянство. «Упиться один раз, кажется, не большой грех. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот вошел он в корчму и упился. После чего случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он совершил с ней грех. А когда пришел муж той женщины, то он начал драться с ним и убил его. Таким образом он совершил все три греха сразу и погубил многолетние свои труды.
Мораль сей притчи очевидна: алкоголизм, или, выражаясь языком церковным, страсть винопития, — источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное — можно ли избавить человека от алкогольной зависимости?
С этими вопросами я обратилась к о. Алексию Бабурину, настоятелю храма Св. Николая в подмосковном селе Ромашково, где с 1992 года действует первый в России клуб трезвости при православном приходе. О. Алексий — врач-психиатр по образованию, долгое время занимался проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во Всесоюзном кардиологическом научном центре. Работал над диссертацией, которую закончить не успел — ушел служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того, чтобы расставаться с врачеванием, а, напротив, чтобы заняться подлинным исцелением — духовным. Сейчас, в сане православного священника, о. Алексий участвует в международных съездах наркологов, пишет научные труды, работает над программой помощи людям с алкогольной зависимостью и их семьям.
— О. Алексий, алкоголь — это зло. Почему же Православная Церковь разрешает употребление спиртных напитков, более того, использует вино в богослужебных целях?
— Прежде всего, зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его употреблении. В небольших дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый терапевтический эффект. В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится совет последнему употреблять вино с водой ради больного желудка (1 Тим. 5, 23). К тому же вино — продукт созидательной творческой деятельности человека и поэтому используется в качестве богоугодной жертвы в таинстве Евхаристии. В таинстве брака испиваемая супругами общая чаша символизирует особое единение — в любви и согласии переносить все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе.
— Как же получается, что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник страдания для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства?
— Причины кроются в гедонистической философии. Человек ищет наслаждений, сиюминутных удовольствий. Не случайно грех винопития по святоотеческой классификации грехов входит в страсть чревоугодия.
— Батюшка, существует ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие, но не все становятся алкоголиками.
— Действительно, по данным науки, из десяти регулярно употребляющих спиртное людей лишь шесть приобретают алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека большое значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются на детях. Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки, злоупотреблявшие спиртным, то уже есть основания для беспокойства.
— Раз уж мы заговорили о женском пьянстве… Почему на женщин алкоголь оказывает особенно сильное воздействие?
— В самом деле, женский организм более раним по отношению к алкоголю. И это естественно. Сравните, что легче повредить: хрупкий цветок или грубое растение?
— Батюшка, существует такое выражение онапиться до чертиковп. Не следует ли понимать его буквально?
— Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их.
— Как это — видеть?
— Так, обычно… С рогами и прочими атрибутами. Впрочем, мне не хотелось бы об этом распространяться.
— Расскажите, пожалуйста, о том, как победить зеленого змия. Как излечиться от алкоголизма?
— Алкоголизм практически неизлечим. Зависимость, если уж она сформировалась, останется у человека навсегда. — Как же так? Ведь существует столько способов, методов. Неужели все они безрезультатны?
— Я объясню. Дело в том, что в организме человека, постоянно отравляющего себя алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности, перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий спирт — алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь. Человек может месяцами, годами не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние тяжелейшего запоя. Но выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением. К сожалению, так бывает редко. Знаете, как развиваются отношения в семье, где есть пьющий человек? Вначале ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается усталость, раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца.
— Нести свой крест — это значит терпеть все выходки пьяного человека?
— Нет. Я говорил о любви, но о любви деятельной. Той, которая помогает человеку преодолеть страсть. Прежде всего нужно избавиться от традиции так называемого культурного пития, вообще не держать в доме спиртного. В начале нашей беседы я говорил, что в ограниченных количествах спиртное не вредно. Но это высказывание справедливо только в отношении здоровых людей, тех, у кого не сформировалась алкогольная зависимость.
— Отец Алексий, сегодня, чтобы помочь человеку бросить пить, существуют такие методы, как гипноз, кодирование…
— Пользы они не принесут, а навредить могут. Неприемлем и такой способ, когда человеку говорят, что найдено уникальное лекарство от его болезни, а вводят ему в кровяное русло, ну, скажем, хлористый кальций. Это самый настоящий обман. Подлинного исцеления он не принесет. Бог ждет от нас деятельного, активного участия в собственном спасении. Ждет покаяния. Бывает, человек приходит за помощью в храм Божий, покупает икону, свечу. Но все это без веры, без молитвы, без покаяния. Он ждет мгновенного исцеления без всяких усилий со своей стороны. И его ожидания не всегда оправдываются.
— Батюшка, при вашем приходе существует клуб трезвости. Расскажите, пожалуйста, о нем подробней.
— Основоположник таких клубов — хорватский психиатр Владимир Худолин. Клуб — это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, связанных с пьянством и алкоголизмом. Люди, решившие вести трезвый образ жизни, и их семьи собираются вместе и обсуждают волнующие их вопросы, делятся своим опытом. Основные лекарства здесь — любовь, дружба, взаимопонимание. Руководят клубами добровольцы, прошедшие специальную подготовку. Итальянский профессор Ренцо де Стефани, взяв за основу методику В. Худолина, развил и дополнил ее. И стал успешно внедрять ее в Италии, Испании, Польше. По благословению патриарха и мы стали сотрудничать с итальянскими специалистами, создавать подобные клубы здесь, в России. Организовали курсы подготовки руководителей клубов. Вначале все шло хорошо. Затем возникли серьезные проблемы. Дело в том, что программа Ренцо де Стефани никакого отношения к Православию не имеет. Сам он человек неверующий, гуманист. Присутствуя на заседании одного из московских клубов, он услышал, что люди за исцеление благодарят Бога. И был весьма удивлен: йА при чем тут Бог?к Ему не понравилось, что люди, пришедшие в клуб, стали приходить к вере. Не все, конечно, но многие. И он потребовал, чтобы в его методику не вносилось никаких изменений. Но, скажите, как же быть в этом случае людям верующим? Получается, что если они не откажутся от веры, то им доступ в клуб закрыт. Конечно, этого мы допустить не могли.
— Значит, с клубами трезвости покончено?
— Нет. Ведь по сути это дело хорошее. И, между прочим, заимствованное из практики первых христианских общин. Вспомните завет апостола Павла: оДруг друга тяготы носите и так исполните закон Христовп. Так что создавать клубы мы будем. Но при православных приходах. Мне бы хотелось, чтобы при Православной Церкви возникла особая группа людей: архипастырей, пастырей, мирян, которая всерьез бы занялась проблемами алкоголизма и наркомании. Архиепископ Сергий Солнечногорский, я и мой сослужитель по приходу о. Валентин Жохов, врач-хирург по образованию, думаем над этим.
— Бог в помощь!
Беседу вела Галина Семенова
Журнал «Мир Божий»