Псалом 72 входит в состав 9 кафизмы. Авторство приписывается Асафу. Этот псалом – песнь мудрости. Асаф часто наблюдал, что беззаконники живут успешнее и богаче, чем праведные люди, и в результате сделал собственный вывод.
Содержание
Текст молитвы псалом 72
На церковнославянском языке с ударениями
Псалом Асафу,
1 Коль благ Бог Изра́илев, пра́вым се́рдцем.
2 мои́ же вма́ле не подвижи́стеся но́зе: вма́ле не пролия́шася стопы́ моя́.
3 Яко возревнова́х на беззако́нныя, мир гре́шников зря.
4 Яко несть восклоне́ния в сме́рти их, и утвержде́ния в ра́не их,
5 в труде́х челове́ческих не суть, и с челове́ки не прии́мут ран.
6 Сего́ ра́ди удержа́ я́ горды́ня их до конца́: оде́яшася непра́вдою и нече́стием свои́м.
7 Изы́дет я́ко из ту́ка непра́вда их, преидо́ша в любо́вь се́рдца.
8 Помы́слиша и глаго́лаша в лука́встве, непра́вду в высоту́ глаго́лаша.
9 Положи́ша на небеси́ уста́ своя́, и язы́к их пре́йде по земли́.
10 Сего́ ра́ди обратя́тся лю́дие мои́ се́мо, и дни́е испо́лнени обря́щутся в них.
11 И ре́ша: ка́ко уве́де Бог? И а́ше есть ра́зум в Вы́шнем?
12 Се си́и гре́шницы и гобзу́ющии в век, удержа́ша бога́тство.
13 И рех: еда́ всу́е оправди́х се́рдце мое́ и умы́х в непови́нных ру́це мои́,
14 и бых я́звен весь день, и обличе́ние мое́ на у́тренних.
15 Аще глаго́лах, пове́м та́ко: се ро́ду сыно́в Твои́х, ему́же обеща́хся,
16 и непщева́х разуме́ти: сие́ труд есть предо мно́ю,
17 до́ндеже вни́ду во святи́ло Бо́жие и разуме́ю в после́дняя их.
18 Оба́че за льще́ния их положи́л еси́ им зла́я, низложи́л еси́ я́, внегда́ разгорде́шася.
19 Ка́ко бы́ша в запусте́ние? Внеза́пу исчезо́ша, погибо́ша за беззако́ние свое́.
20 Яко со́ние востаю́щаго, Го́споди, во гра́де Твое́м о́браз их уничижи́ши.
21 Яко разжже́ся се́рдце мое́, и утро́бы моя́ измени́шася.
22 И аз уничиже́н и не разуме́х, ско́тен бых у Тебе́.
23 И аз вы́ну с Тобо́ю, удержа́л еси́ ру́ку десну́ю мою,
24 и сове́том Твои́м наста́вил мя еси́, и со сла́вою прия́л мя еси́.
25 Что бо ми есть на небеси́? И от Тебе́ что восхоте́х на земли́?
26 Исчезе́ се́рдце мое́ и плоть моя́, Бо́же се́рдца моего́, и часть моя́, Бо́же, во век.
27 Яко се удаля́ющии себе́ от Тебе́, поги́бнут; потреби́л еси́ вся́каго любоде́ющаго от Тебе́.
28 Мне же прилепля́тися Бо́гови бла́го есть, полага́ти на Го́спода упова́ние мое́, возвести́ти ми вся хвалы́ Твоя́ во врате́х дще́ре Сио́ни.
На русском языке
Псалом Асафа
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
История написания
Автор псалма 72 – знаменитый левит Асаф, современник Давида. Он был одним из трех начальников хора при Давиде. У него было четверо сыновей, вместе с которыми он руководил четырьмя градами певцов Давидовых. Его обучал игре царь Давид и наставлял его распоряжаться священной музыкой и пением пред ковчегом Завета. Вместе с Давидом он составлял песни для церковных богослужений.
Для чего читают псалом 72?
Требуется читать псалом 72 как молитву о беззаконных людях, которые делают злое, чтобы Бог их исправил, а также в случае гонений на праведных.
Толкование
Псалом 72 посвящён теме несправедливости в мире и попыткам ее разрешения, попыткам найти ответ: почему благоденствуют нечестивые, терпят бедствия праведные.
- Стих 1: Псалмопевец начинает с уверенного высказывания в милости Бога к праведным, к верующим людям.
- Стихи 2-3: Псалмопевец в ярких выражениях описывает жизнь нечестивых и говорит, что, наблюдая за ними, он «поскользнулся», споткнулся, его душа смутилась: «я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых».
- Стихи 4-9: И далее автор перечисляет точные характеристики жизни людей, не знающих Бога: им нет страданий в жизни, их силы крепки, они не трудятся как все остальные, не подвергаются ударам. Оттого гордость как ожерелье обложила их, и дерзость как наряд одевает их. Выкатились от жира их глаза, бродят помыслы в сердце, они над всем издеваются, злобно возглашают клевету, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои и язык их расхаживает по земле.
- Стихи 10-15: Люди, которые так живут, в конце концов, по своему хитрому сердцу уверяются, что Бога нет, они спрашивают: «Как узнает Бог об их делах?». Псалмопевец смотрит на это, и сердце его болит. Он говорит: «если я буду размышлять так, что нечестивые живут хорошо, успешно, то я буду виноват перед родом сынов Твоих».
- Стихи 16-21: Автор признается, что понять это для него было трудно до тех пор, пока он не вошел во святилище Божие и не уразумел конец нечестивых. То есть Господь как бы ответил ему: «Не смотри на то, что есть сегодня, подумай о том, что будет после, они исчезнут также, как исчезает сон пробудившегося человека».
- Стих 22: Здесь пророк удивляется, насколько человек глуп перед Богом в своем маловерии.
- Стихи 23-28: Душа псалмопевца смущалась от незнания, что счастье нечестивых кратковременно, но потом ему открылась конечная судьба злодея и праведного. Не до конца будет хвалиться нечестивый, счастье его уйдет как вода, и не до конца будет забыт у Бога «нищий». Узнав об этом, можно ли завидовать человеку гордящемуся? – спрашивает пророк. И тогда он делает вывод: «Я узнал Бога, и главное мое счастье в том, чтобы к Нему прилепиться, потому что земное богатство недолговечно». Он видит, как Господь истребляет всякого, который сам себя от Него удаляет своими поступками.
Для современных христиан смысл псалма с древних времен не изменился. Видя мирскую несправедливость, можно бунтовать и устраивать революции, а можно посмотреть в конец человеческой жизни и понять, что исчезнут как сон успехи нечестивых, а те, кто мыслями и делами с Богом, будет иметь вечное благо. Псалом 72 – чудесный, глубокий по смыслу, врачующий разум общества. Эта песнь – как дерево для измученного зноем житейской несправедливости человеческого сердца.
Псалом 72
Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс.72_3, 4, 6, 19).
Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28).
Пс.72:1. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.
Пс.72:6. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.
Пс.72:7. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
«Бродят помыслы в сердце» – они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.
Пс.72:9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
«Поднимают к небесам уста свои» – высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.
Пс.72:10. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
Пс.72:11. и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «пить… полною чашею», отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?
Пс.72:13. так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
Пс.72:14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
Пс.72:15. Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
«Очищать сердце», «омывать в невинности руки», «подвергать себя ранам… и обличениям» – значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос – есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его «виновным пред родом сынов Твоих», т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.
Пс.72:16. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
Пс.72:17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
Колебания автора разрешились «во святилище». Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.
Пс.72:18. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
Пс.72:19. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Пс.72:20. Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.
Пс.72:25. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? – «И с тобою ничего не хочу на земле» – кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения – кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.
Пс.72:26. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
Пс.72:27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
Пс.72:28. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои .
Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо – приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть… вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или – вечную жизнь.