Содержание
- Лазарева суббота и Вербное воскресенье 2019: когда отмечаются, история и традиции
- Лазарева суббота и Вербное воскресенье: когда отмечаются в 2019 году
- История праздника Лазарева суббота
- Вербное воскресенье: история праздника
- Русские традиции Вербного воскресенья
- Великий пост: что можно есть в Лазареву субботу и Вербное воскресенье
- Календарь питания в конце Великого поста
- Лазарева суббота
- Что такое Лазарева суббота
- События Лазаревой субботы
- Праведный Лазарь
- Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре
- Песнопения Лазаревой субботы
- Апостольское чтение Лазаревой субботы
- Евангельское чтение Лазаревой субботы
- Пост в Лазареву субботу
- Традиции Лазаревой субботы
- Лазарева суббота у других народов
- Обычай «лазарования»
- Лазарева суббота и Вербное воскресенье-2019: история и смысл праздников
- Проповеди на Великие праздники
- Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…
- Воскресенье перед Рождеством
- О богатом урожае
- Исцеление дочери Иаира
- Покров Пресвятой Богородицы
- Успение Пресвятой Богородицы
Лазарева суббота и Вербное воскресенье 2019: когда отмечаются, история и традиции
Приближается самое важное для всех христиан время. 21 апреля западные конфессии (католики, протестанты, а также некоторые православные церкви) отметят Светлую Пасху Христову. Для православных России и других церквей, придерживающихся юлианского календаря, впереди самая ответственная неделя в подготовке к Пасхе — Страстная седмица. Страстную неделю предваряют два очень важных праздника — Лазарева суббота и Вербное воскресенье.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье: когда отмечаются в 2019 году
В России Лазареву субботу отметят 20 апреля 2019 года. На следующий день — в воскресенье, 21 апреля — наступит еще один праздник: Вход Господень в Иерусалим. В западной традиции этот праздник называют Пальмовое воскресенье, в восточноевропейской — Вербное воскресенье.
История праздника Лазарева суббота
Праздник, отмечаемый всеми христианами, посвящен важнейшему чуду, совершенному Иисусом Христом по дороге в Иерусалим, где он должен был принять мученическую смерть, чтобы потом воскреснуть.
«Репетицией» этого воскресения, прообразом Пасхи, а также знаком того, что для истинной веры смерти нет, стало воскрешение праведного Лазаря, совершенное Христом.
Согласно евангельской трактовке этих событий, Лазарь жил в селении Вифания рядом с Иерусалимом. По пути в Иерусалим Иисус, который был дружен с Лазарем, узнал, что тот тяжело болен. Иисус поспешил в Вифанию, но не застал друга в живых — Лазарь умер четыре дня назад, а его тело по иудейскому обычаю находилось в пещере, напоминающей склеп.
Тогда Иисус, глубоко опечаленный смертью друга, потребовал отвалить камень, закрывающий вход в пещеру, и возгласил:
«Лазарь! Выйди!»
Эти слова Иисуса воскресили Лазаря, что произвело на всех огромное впечатление, и весть о чуде, совершенном Христом, мгновенно долетела до Иерусалима.
Вербное воскресенье: история праздника
На следующий день Иисус верхом на ослике в сопровождении учеников въехал в Иерусалим. Отсюда церковное название праздника: Вход Господень в Иерусалим.
А поскольку жители Иерусалима уже знали о чуде, совершенном Христом накануне, они, согласно евангельским рассказам, встречали Спасителя чрезвычайно радушно и торжественно. Готовящиеся к Песаху иудеи приветствовали Иисуса как царя — они радостно махали ему пальмовыми ветвями и устилали ветками путь его ослика. Поэтому в западной христианской традиции праздник получил название Пальмовое воскресенье.
В восточной традиции роль пальмы выполняла верба — это народное славянское название некоторых деревьев из семейства ивовых. В северных широтах верба зацветает первой (ее пушистые почки предшествуют появлению листвы). В восточном христианстве утвердилось народное называние этого праздника — Вербное воскресенье.
Русские традиции Вербного воскресенья
На Руси в преддверии Вербного воскресенья веточки вербы срезали или ломали и связывали в букетики. Обычно это делали в Лазареву субботу. Утром в Вербное воскресенье ветки было принято освящать в храмах, а затем приносить домой и ставить у икон. Освященную вербу старались хранить до следующего года, а ее почки считались целебными. Из них делали отвары и даже добавляли в молотом виде в еду.
Ветками освященной вербы было принято хлестать детей и вообще всех, кто подвернется под руку, считалось, что это к здоровью и достатку. При этом приговаривали:
«Не я бью, верба сама хлещет!», «Верба хлесть, бей до слез!», и т. д.
Великий пост: что можно есть в Лазареву субботу и Вербное воскресенье
В Лазареву субботу и Вербное воскресенье в строгостях Великого поста допускаются некоторые послабления. В эти дни можно есть горячую пищу с растительным маслом, а также рыбу и морепродукты. В Лазареву субботу традиционно едят рыбную икру. Также в эти дни — последние перед Страстной неделей — разрешается красное вино.
Все остальные запреты Великого поста остаются — под полным запретим мясное и молочное, также не поощряются различные увеселения и плотские утехи. Эти дни даны верующим для духовных радостей и для того, чтобы поддержать силы перед Страстной неделей, которая предваряет главный христианский праздник — Светлую Пасху Христову.
Календарь питания в конце Великого поста
20 апреля, суббота: Лазарева суббота. Горячая пища с растительным маслом, рыбная икра, вино.
21 апреля, воскресенье: Вербное воскресенье. Горячая пища с растительным маслом, рыба, вино.
Страстная седмица 22 — 28 апреля
22 апреля, понедельник: сухоядение — сырая пища без масла.
23 апреля, вторник: горячая пища без масла.
24 апреля, среда: сухоядение — сырая пища без масла.
25 апреля, четверг: горячая пища без масла.
26 апреля, пятница: рекомендовано полное воздержание от пищи.
27 апреля, суббота: горячая пища без масла.
28 апреля, воскресенье: Светлая Пасха Христова. Окончание Великого поста. Разрешается любая пища.
Лазарева суббота
Что такое Лазарева суббота
Лазарева суббота, или Вербная суббота,— это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.
В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.
Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.
События Лазаревой субботы
О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.
Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.
Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.
Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».
После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.
И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».
Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.
Праведный Лазарь
Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака).
Как раз в этом городе в 890 году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Чуть позже при императоре Льве Мудром в 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь
Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре
После чуда воскрешения праведный Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом в городе Китион (сейчас Ларнака) на острове Кипр. После смерти мощи святого положили в мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».
В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (Ларнака) построили храм в честь праведного Лазаря. Его возвели на самой гробнице святого. Сейчас в паломничество к храму приезжают христиане со всего мира.
Церковь праведного Лазаря построили примерно в 890 г. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 г., восторженно писал о здании: «Никогда я не видел ничего подобного!».
Иконостас храма выполнен из дерева, это образец искуснейшей резьбы. В церкви хранится несколько древних византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковь, в нее ведут ступеньки с правой части иконостаса. Внутри — два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.
Мраморный ковчерг с мощами Лазаря обнаружили 1972 году именно в этом храме, ученые подробно исследовали их и подтвердили их подлинность. Видимо, мощи святого в IX веке вывезли в Константинополь не полностью.
Сейчас вокруг храма еще можно увидеть некоторые из построек монастыря, который существовал здесь много лет назад. В одной из них сейчас расположен музей. На территории церкви сохранилось также небольшое кладбище.
Песнопения Лазаревой субботы
Тропарь, глас 1: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Перевод: В удостоверение пред Твоими страданиями общего воскресения Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, с символами победы в руках, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в Небесах! Благословен Идущий во имя Господне!
Стихира на вечерне в пятницу, глас 8: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.
Перевод: Окончив полезный душе сорокадневный пост, мы просим, Человеколюбец, {дать} нам увидеть и святую неделю Твоих страданий, чтобы в течение ее прославить великие дела Твои и Твое несказанное о нас попечение, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!
Апостольское чтение Лазаревой субботы
Послание ап. Павла к Евреям 12:28 – 13:8
Братья, приемля царство непоколебимое, будем держаться благодати (1), которой будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть также огонь поедающий.
Братолюбие между вами да пребывает. Гостеприимства не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Вспоминайте узников, как бы пребывая с ними в узах, и страждущих, как бы сами находящиеся в теле. Брак да будет честен во всём, и ложе непорочно; ибо блудников и прелюбодеев осудит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Он Сам сказал: «Я тебя не оставлю и не покину тебя», так что мы смело говорим:
Господь мне помощник, и не убоюсь: чтó сделает мне человек? (Пс 117:6)
Помните наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на исход их жизни, подражайте их вере. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки – Тот же.
Евангельское чтение Лазаревой субботы
Воскрешение Лазаря. Henry Ossawa Tanner, 1896
Евангелие от Иоанна 11:1-45
был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, гдежили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его своими волосами; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен».
Услышав это, Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий». Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился.
После этого Он говорит ученикам: «Пойдем снова в Иудею». Ученики сказали Ему: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Иисус отвечал: «Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем». Сказав это, говорит им потом: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его».
Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о простом сне. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но идем к нему». Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с Ним».
Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их вгоре о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Сказала тогда Марфа Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог».
Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Говорит Ему Марфа: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?» Она говорит Ему: «Да, Господи! Я верую, что Ты – Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий».
Сказав это, пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: «Учитель здесь и зовет тебя». Она, как только услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она идет к гробнице — плакать там. А Мария, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат».
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею плачущих иудеев, Сам восскорбел духом и пришел в волнение, и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Иди и посмотри». Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: «Смотри, как Он любил его». А некоторые из них сказали: «Не мог ли Он, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?».
Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: «Возьмите камень». Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже». Иисус говорит ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня».
Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!».
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: «Развяжите его, пусть идет». Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, чтó сотворил Иисус, уверовали в Него.
Пост в Лазареву субботу
В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, растительное масло и вино.
На Руси в Лазареву субботу хозяйки варили брагу, пекли гречневые блины, готовили кашу и рыбный курник. Все это съедалось в Вербное воскресенье, ведь в честь Входа Господня в Иерусалим в строгом Великом посте делалось послебление — можно было есть рыбу.
Традиции Лазаревой субботы
Традиции отмечания Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим были тесно переплетены на Руси. Вечером этого дня, накануне Вербного воскресенья, как и в сам день праздника Входа Господня в Иерусалим люди, приносили и приносят сейчас в храм веточки вербы. Священник совершал чин освящения верб на вечерней службе — Всенощном бдении праздника Входа Господня в Иерусалим.
В славянских странах верба стала символом праздника в подражание современникам Христа, которые устилали его дорогу в Иерусалим ветвями пальм: за Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» И бросали Ему под ноги пальмовые ветви — царский символ.
На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Верба — одно из первых деревьев, которые расцветают весной. Пушистые веточки символизировали пробуждение природы после долгой зимы, воскресение всего живого для цветения и плодоношения. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века. Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга.
В деревнях в Лазареву субботу ломали вербы. Горожане тоже отправлялись ломать вербу — на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки, густо заросшие ивами и вербами.
Лазарева суббота у других народов
На родине праведного Лазаря, на Кипре, в древности существовала традиция: в Лазареву субботу процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей города. Процессию возглавлял мальчик, украшенный красными маками и желтыми маргаритками. Мальчик представлял Лазаря. Дети при этом пели Лазореву песню. В храмах во время церемонии изображалось Воскресение Лазаря, в действе принимали участие священнослужители и дети.
Обычай «лазарования»
У гагаузов и болгар в Вербную субботу совершали красивый обычай— лазарование (Lazari). «Лазаровали» совсем маленькие девочки от шести до двенадцати лет, «лазарки». Они ходили по домам по трое или по шестеро и пели специальные лазарские песни.
Одна из лазарок обычно изображала «невесту» и несла корзину для угощений. Ее лицо закрывали белой фатой или платком. Благодарили «лазарок» подарками: сырыми яйцами и мелкими монетками.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье-2019: история и смысл праздников
Вечером в этот день, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), во всех храмах по традиции освящают ветви верб.
Лазарева суббота — торжественный праздник, совершаемый в субботу шестой недели Великого поста.
В 2019 году Лазарева суббота выпадает на 20 апреля.
События праздника
Согласно евангельскому повествованию, незадолго до своего последнего посещения Иерусалима Иисус воскресил праведного Лазаря, который был его другом. Лазарь жил с сестрами Марфой и Марией в селении Вифания и скончался за четыре дня до прихода туда Христа.
Иисус пришел к пещере, в которой был погребен Лазарь, приказал убрать закрывавший вход камень и воззвал: «Лазаре! Гряди (иди — прим. ред.) вон», и Лазарь вышел из пещеры, весь обмотанный погребальными пеленами.
Услышав о воскресении Лазаря, Иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин. 11, 47-48).
Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение убить Христа.
Лазарь, которого также хотели лишить жизни, уехал на Кипр, где впоследствии апостолы назначили его епископом. Согласно церковному преданию, он до последнего дня своей жизни скрывал свое лицо платком, поскольку четырехдневное пребывание в гробу не прошло для него бесследно.
Народные традиции в Лазареву субботу
В Вербную субботу (воскресение Лазаря) ломают вербы. Вечером начинается благословение и освящение святой водой «ваий» (пальмовых ветвей). Их в славянских странах символизируют ветви вербы. Кроме того, у сербов распространена традиция привязывать к освящаемым ветвям вербы маленькие колокольчики.
У русских в субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник. В полночь молодежь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлест, бей до слез!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьем, чтобы быть здоровыми» (Городищенский уезд Пензенской губернии).
© Sputnik / Дмитрий Чалабов
Греки по традиции пекут в Лазареву субботу «лазаракиа» («лазарчики») — антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.
Вербное воскресенье
В воскресенье православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), который традиционно наступает за неделю до Пасхи и предваряет Страстную неделю — воспоминания о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа.
© CC0 / Изображение мозаикой «Вход Господня в Иерусалим»
Вход Господень в Иерусалим — одно из важнейших событий последних дней земной жизни Спасителя, которое описывают все четыре евангелиста.
Согласно их рассказам, Иисус перед последним посещением древнего города воскресил праведного Лазаря, который жил в селении Вифания и скончался за четыре дня до прихода туда Господа.
Весть об этом чуде быстро распространилась по округе, и когда Христос через несколько дней въезжал на молодом ослике в Иерусалим, люди приветствовали его как царя, выстилая его путь одеждами и пальмовыми ветвями.
Светлая Седмица Пасха. Светлое Христово Воскресение Светлый понедельник. О свидетельстве и свидетелях Светлый вторник. О приготовлении души Светлая среда. О свидетелях и лжесвидетелях Светлый четверг. О рождении свыше Светлая пятница. О биче Божьем Светлая суббота. О росте и умалении Седмица 2-я по Пасхе Воскресение. О блаженном неверии Понедельник. О самом первом чуде Вторник. О Божием суде Среда. О служении истине Четверг. О молитве Пятница. О первой лжи Суббота. О Небесном и о земном хлебе Седмица 3-я по Пасхе Воскресение. О безрассудной верности Понедельник. О первомученике Стефане Вторник. О белой магии Среда. О святыне и деньгах Четверг. О чуде воцерковления Пятница. О обращении гонителя Суббота. О твердой руке Господней Седмица 4-я по Пасхе Воскресение. О надежде сверх всякой надежды Понедельник. О Святой Чаше Вторник. О спасении вне Церкви Среда. О том, как узнать посланца истины Четверг. О жизни во свете и во тьме Пятница. О тайне Святого Креста Суббота. О отцах Седмица 5-я по Пасхе Воскресение. О пшенице Господней Понедельник. О лжи и о смерти Вторник. О невидении смерти Среда. О соработниках Господних Четверг. О истинном пастыре Пятница. О истинных овцах Христовых Суббота. О Боге и богах Седмица 6-я по Пасхе Воскресение. О зрении и слепоте Понедельник. О даре священства Вторник. О пути к истинной славе Среда. Отдание Пасхи. О последнем дне Четверг. О невозможности оставаться на земле Пятница. О пути, истине и жизни Суббота. О «том дне» Седмица 7-я по Пасхе Воскресение. О единосущии Отца и Сына Понедельник. О единении в свободе Вторник. О единосущии Отца и Сына и Святого Духа Среда. О истине и о ее осколках Четверг. О совершенной радости Пятница. О буре и надежде Суббота. О прощении Петра Седмица 1-я по Пятидесятнице День Святой Троицы. Пятидесятница. О единстве Церкви Понедельник. О «малых», о согрешающих и о просящих Вторник. О блаженствах Среда. О дубе и о желудях Четверг. О чужой и о своей жене Пятница. О двух болезнях Суббота. О православии Седмица 2-я по Пятидесятнице Воскресенье. О тайне и о суде святых Понедельник. О лукавстве Вторник. О добрых и о худых плодах Среда. О вере Авраама Четверг. О пребывании в грехе и в благодати Пятница. О вине и мехах Суббота. О трех сторонах правды Седмица 3-я по Пятидесятнице Воскресенье. О Царствии Небесном и царстве земном Понедельник. О первом приближении Бога Вторник. О Ждущей Душе Среда. О Живущих По Духу И По Плоти Четверг. О духовных руках Пятница. О помиловании и ожесточении Суббота. О вере и делах Седмица 4-я по Пятидесятнице Воскресение. О темном и светлом оке Понедельник. О «сомнении» Иоанна Крестителя Вторник. О способах противления истине Среда. О том, как Бог не отверг народ Свой Четверг. О маслине и ее ветвях Пятница. О спасении всего Израиля Суббота. О жертвах и жертве Седмица 5-я по Пятидесятнице Воскресение. О вере сотника Понедельник. О вере в Церковь Вторник. О немощных в вере Среда. О свободе и ответственности Четверг. О Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Пятница. О притче Суббота. О нуждающихся и не нуждающихся Воскресение. О христианских и нехристианских чувствах Седмица 6-я по Пятидесятнице Понедельник. О семени и о земле Вторник. О пшенице и плевелах Среда. О семени и о закваске Четверг. О мудрости и «мудрости» Пятница. О сокровище, о жемчужине и о неводе Суббота. О желании быть отлученным от Христа Воскресение. О «вере их» Седмица 7-я по Пятидесятнице Понедельник. О суде и неосуждении Вторник. О браке Среда. О входящем и исходящем Четверг. О горизонтали и вертикали Пятница. О браке и безбрачии Суббота. О жертве, жертвеннике и участниках жертвенника Воскресение. О истинном угождении Седмица 8-я по Пятидесятнице Понедельник. О закваске Вторник. О смысле жизни Среда. О том, чтобы не упасть Четверг. О отвержении себя Пятница. О волосах и о чести Суббота. О отношении к власти Воскресение. О единстве Церкви Седмица 9-я по Пятидесятнице Понедельник. О детском и взрослом Вторник. О пути к согласию Среда. О справедливости и о любви Четверг. О даре языков Пятница. О духовных дарах Суббота. О взаимной терпимости Воскресение. О хождении над бездной Седмица 10-я по Пятидесятнице Понедельник. О духовном бесплодии Вторник. О последовательности Среда. О послушании и непослушании Четверг. О краеугольном камне Пятница. О воскресении мертвых Суббота. О воспитании учеников Воскресение. О вере, посте и молитве Седмица 11-я по Пятидесятнице Понедельник. О православном миссионерстве Вторник. О раскрашенных гробах Среда. О отцах и детях Четверг. О прозревании Пятница. О видимом и невидимом Суббота. О венчании Воскресение. О злом должнике Седмица 12-я по Пятидесятнице Понедельник. О умершем за меня Вторник. О любви и смерти Среда. О признаках Божьего служителя Четверг. О человеческом сиротстве Пятница. О печали к смерти и о печали к жизни Суббота. О блаженной слепоте Воскресение. О скрытом лукавстве Седмица 13-я по Пятидесятнице Понедельник. О христианской благотворительности Вторник. О взаимодействии воль Среда. О духовном воинствовании Четверг. О хуле на Святого Духа Пятница. О кознях сатаны Суббота. О Божественной мудрости Воскресение. О злых виноградарях Седмица 14-я по Пятидесятнице Понедельник. О праве собственности Вторник. О сеянии, росте и жатве Среда. О стойкости в бурях Четверг. О легионе бесов Пятница. О сохранении и исправлении веры Суббота. О учителях, наставниках и отцах Воскресение. О званых, призванных и изгнанных Седмица 15-я по Пятидесятнице Понедельник. О прикосновении к ризам Господним Вторник. О Божестве и о Человечестве Иисуса Христа Среда. О истинных посланниках Господних Четверг. О ереси жидовствующих Пятница. О окамененном нечувствии Суббота. О последних временах Воскресение. О наибольшей заповеди Седмица 16-я по Пятидесятнице Понедельник. О свободе Вторник. О врагах свободы Среда. О сердце Четверг. О Церкви и святости Пятница. О Церкви и церквах Суббота. О сне и бодрствовании Воскресение. О талантах Седмица 17-я по Пятидесятнице Понедельник. О полноте света и полноте тьмы Вторник. О святыне храма Среда. О движении и покое Четверг. О укорененности Пятница. О безумных виноградарях Cуббота. О мудрых и неразумных девах Воскресение. О прохождении сквозь стену Седмица 18-я по Пятидесятнице Понедельник. О совлечении ветхого человека Вторник. О нашей родословной Среда. О силе Священного Писания Четверг. О рабах и господах Пятница. О разных молитвах Суббота. О радостном утре Воскресение. О неоскудевающей руке Седмица 19-я по Пятидесятнице Понедельник. О последовании событий Вторник. О Боге и Божьем человеке Среда. О делающем, Помогающем и мешающем Четверг. О совершенной свободе Пятница. О нищих, алчущих и плачущих Суббота. О том, что легче сказать Воскресение. О наградах Седмица 20-я по Пятидесятнице Понедельник. О богатых, о ропщущих и о сомневающихся Вторник. О искании своего и угодного Иисусу Христу Среда. О строительстве домов Четверг. О истинном обрезании Пятница. О мышлении совершенных Суббота. О самоприговоре Восресение. О наинской вдове и царе Давиде Седмица 21-я по Пятидесятнице Понедельник. О том, что первично Вторник. О женщинах, следовавших за Иисусом Среда. О корабле Церкви Четверг. О любознательности Пятница. О жалобщиках Суббота. О покрывале Воскресение. О плодоносном семени, и о украденном Седмица 22-я по Пятидесятнице Понедельник. О видах лжи Вторник. О противоестественном Среда. О преодолении плотского самоутверждения Четверг. О тех, кто с нами, и кто против нас Пятница. О послании Семидесяти Суббота. О удивительной вере Воскресение. О загробных тайнах Седмица 23-я по Пятидесятнице Понедельник. О чудесах и о вере Вторник. О молитве Господней Среда. О чем просить Четверг. О разделении сатаны в себе Пятница. О Боге и о сатане Суббота. О цветах добра и цветах зла Воскресение. О свойствах бесов Седмица 24-я по Пятидесятнице Понедельник. О любви, чуде и знамении Вторник. О очищении ока Среда. О десятине и о милостыне Четверг. О «мире и безопасности» Пятница. О тайном и явном Суббота. О «другом Иисусе» Воскресение. О «национальности» Иисуса Христа Седмица 25-я по Пятидесятнице Понедельник. О дележе наследства Вторник. О раздаянии меры хлеба Среда. О том, кто – антихрист Четверг. О бедах и о грехах Пятница. О жизни по преданию Суббота. О том, кому «предал Себя» Христос? Воскресение. О пределах любви и о «религиозной нетерпимости» Седмица 26-я по Пятидесятнице Понедельник. О мере любви Вторник. О том, для кого пишутся святые книги Среда. О драхме, овце и сыне Четверг. О догадливом управителе Пятница. О непростительном грехе Суббота. О начале ученичества Воскресение. О отнятии богатства от души, и души от богатства Седмица 27-я по Пятидесятнице Понедельник. О том, где находится Царство Небесное Вторник. О социальном служении Среда. О детстве и богатстве Четверг. О «сокровенном» Пятница. О постоянной и переменной составляющих Суббота. О плодах и корнях Воскресение. О всеоружии Божием Седмица 28-я по Пятидесятнице Понедельник. О глиняных и о золотых сосудах Вторник. О благоприятном моменте и о сгущении времени Среда. О последних днях Божьего человека Четверг. О епископах и пресвитерах Пятница. О чистых и нечистых Суббота. О дарованном и приобретенном Воскресение. О утраченной возможности Седмица 29-я по Пятидесятнице Понедельник. О силе женщин и о силе истины Вторник. О том, кого следует опасаться Среда. О земле негодной и близкой к проклятию Четверг. О самодостаточности Священного Писания Пятница. О Священнике и священниках Суббота. О широком пути Воскресение. О благодарении делами Седмица 30-я по Пятидесятнице Понедельник. О Новом Завете Вторник. О Ходатае Нового завета Среда. О жертвах и Жертве Четверг. О вере Пятница. О нашем отечестве Суббота. О болящих и о целителях Воскресение. О задавании вопросов Седмица 31-я по Пятидесятнице Понедельник. О вере и легковерии Вторник. О колебании неба и земли Среда. О искушениях Четверг. О медлении на слова и на гнев Пятница. О богатых в церкви Суббота. О нашем и не нашем, о праведном и неправедном Воскресение. О самом первом из грешников Седмица 32-я по Пятидесятнице Понедельник. О вере и о делах Вторник. О языке Среда. О двух водах и одном источнике Четверг. О путях к смирению Пятница. О краеугольном камне Суббота. О разном О Закхее. Неделя 32-я Седмица 33-я по Пятидесятнице Понедельник. О печати кесаря Вторник. О схождении Господа Иисуса Христа во ад Среда. О страдающих плотию Четверг. О искушениях, о пастырях и о вдовице Пятница. О добродетели в добродетели Суббота. О необходимости вопиять к Богу день и ночь Воскресение. О мытаре и фарисее Седмица 1-я подготовительная Понедельник. О основании бесстрашия Bторник. О испытании чудесами Среда. О разных лжецах Четверг. О грехе и о истине Пятница. О древнем и новом, о свете и тьме Суббота. О Боголюбии и сластолюбии Воскресение. О блудном сыне Седмица 2-я подготовительная Понедельник. О «наших» и «вышедших от нас» Вторник. О любви и о ненависти Среда. О признаках истины Четверг. О молитве за других Пятница. О любви и о истине Суббота. О приближении Страшного суда Воскресение. О Страшном суде Седмица 3-я подготовительная (сырная) Сырный понедельник. О свидетельстве и о мнении Сырный вторник. О мечтательстве и о мечтателях Сырный четверг. О пастырской печали Сырная суббота. О правильном настрое на милостыню и на молитву Воскресение. О правильном настрое на пост Великий пост О ключе к сокровищнице. Суббота первая Великого поста О Торжестве Православия. Неделя первая Великого поста О молитве среди не молящихся. Суббота вторая Великого поста О Ангельском деле. Неделя вторая Великого поста О том, к нам ли пришел Господь? Суббота третья Великого поста О лежащем Кресте. Неделя третья Великого поста О усопших. Суббота четвертая Великого поста О якоре. Неделя четвертая Великого поста О шествии за Христом. Суббота пятая Великого поста, Акафиста О подведении итогов. Неделя пятая Великого поста, Марии Египетской О том, почему Господь плакал. Суббота шестая Великого поста, Лазарева О приближениИ Страстной седмицы. Неделя Ваий Страстная Седмица Понедельник. О том, чтобы ничем не прельститься Вторник. О свойствах прельстителей Среда. О Иуде Искариоте Четверг. О Тайной вечери Пятница. О Разбойнике и о Петре Суббота. О самом длинном вечере
Проповеди на Великие праздники
О высоте и глубине. Память св. апостолов Петра и Павла О Царствии Небесном. Преображение Господне О узнавании друг друга. Успение Божией Матери О отсечении главы. Усекновение главы Иоанна Предтечи О двуедином служении. Рождество Богородицы О точке и лучах. Суббота пред Воздвижением О точках и контуре. Неделя пред Воздвижением О православном сознании. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня О даре и жертвеннике. Суббота по Воздвижении О стыде. Неделя по Воздвижении О ветхозаветной праведности. Зачатие Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна О бесплотных силах. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных О законах мира. Суббота пред Рождеством Христовым О законах Моисея. Неделя пред Рождеством Христовым. О свидетелях Рождества. Рождество Христово О видении на расстоянии. Суббота по Рождестве Христовом О смысле ветхозаветного обрезания. Обрезание Господне О начале отсчета времени. Cуббота пред Богоявлением О понижении гор и наполнении рвов. Неделя пред Богоявлением О главном вечере. Богоявление О искушении Иисуса. Суббота по Богоявлении О духовных советах. Неделя по Богоявлении О Божией Матери. Сретение Господне О соответствии Писания и Предания. Благовещение
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…
Воскресенье перед Рождеством
Мф 1:1
Сегодня особенное воскресенье, которое предшествует празднику Рождества Христова. В этот день читается первое Евангельское зачало, с которого начинается Новый Завет. Обычно, когда мы берём в руки эту святую книгу с желанием найти в ней ответы на свои вопросы, познать чрез неё мир, себя и свой путь к Богу, нам не интересна эта первая глава. Мы её либо пропускаем совсем, либо быстренько проглядываем странные имена, звучащие для нас словно на иностранном языке, ничего нам не говорящие и ни о чём не возвещающие.
И вот сегодня мы слышали перечисление этих многочисленных родов, думая, что это, наверное, для того, чтобы рассказать нам о том, что у Христа есть Своя человеческая родословная, что Он не появился откуда-то внезапно, а продолжает перечень тех имён, с которыми мы встречаемся в Ветхом Завете. Там часто перечисляются роды племён израилевых, но их мы тоже обычно пропускаем, стремясь узнать о следующих событиях. А на самом деле стоит внимательно прочитать и понять, что же это за имена, кто же эти люди, о которых говорит сегодняшнее Евангелие.
Некоторые из них нам хорошо известны: пророк Давид, Авраам, Исаак и Иаков — это те, которых мы считаем своими праотцами, кому посвящено сегодняшнее воскресенье, в которое мы вспоминаем святых Отцов, то есть тех, от кого по плоти произошёл Христос. Так естественно сегодня перечисление этих имён. Но вместе с ними вдруг встречаются имена таких людей, присутствие которых кажется удивительным, если вспомнить о том, как они жили и чем занимались. Например, Христос включает в Свой род ужасного царя Манассию, который умучил пророка Исайю, отступил от Бога и только в последний момент на смертном одре в слёзном покаянии возопил ко Господу, осознав весь ужас своей жизни. Встречается в этом списке и имя Раав (Рахавы), о которой в Ветхом Завете написано, что она была блудницей, но впустила в город израильских лазутчиков, чтобы языческий город был взят сынами Израиля. Потом мы читаем имя Фамари, которая очень странным образом продолжила свой род, переодевшись блудницей, чтобы родить от Иуды и чтобы его семья взяла её в свой шатер. Очень много и других странных имён, которые по нашему представлению, по правилам этого мира как бы скомпрометированы: жизнь этих людей недостойна того, чтобы о ней говорили с восхищением. И тем не менее мы видим, что Господь не отказывается от них, не стесняется брать их в Свой род, а хотя есть и такие имена, которые должны были быть включены в этот перечень, но их там нет. Так, вычеркнуты несколько имён царей Иудейских, которые отступили от Бога, отреклись от истинной веры и полностью посвятили себя служению идолам. Был такой позорный период в истории Израильского Царства после Соломона, когда оно было разделено — и в том числе в родах иудейских царей.
Мы знаем, что Евангелие называется Книгой жизни. Новый Завет начинается со слов: книга родства Господа нашего Иисуса Христа. А потом мы читаем Евангелия, Деяния Апостольские, Послания, в конце — Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, который говорит о последних временах нашей земной истории. Там тоже говорится о Книге жизни, как в неё вписываются имена и как из неё имена истребляются. И действительно, мы видим, что какие-то имена вписаны в книгу родства, а какие-то истреблены. И вдруг понимаешь, что евангельская Книга жизни не кончается перечисленными родами, но это та Книга, в которую должен быть вписан весь род Христов. Ведь далее говорится о том, как Христос родился на этой земле, а потом о том, что Он всех нас включил в Свой род, даровал носить Его имя. Каждый из нас был вписан в этот род через принятие святого Таинства Крещения, каждый обновляется, когда искренне кается, и снова восстанавливает свой образ, затемнённый грехами, когда снова и снова соединяется со Христом.
И вот оказывается, что Евангелие и есть эта Книга жизни — нашей жизни. Каждый из нас должен это Евангелие продолжить, что в этом и есть смысл и цель, и сердцевина всего, что есть в нашей жизни: жить по-евангельски, жизнью новозаветной. И когда мы живём по Евангелию, тогда мы в этой Книге жизни, а когда мы не живём по-евангельски, мы себя вычёркиваем.
Книга жизни продолжается жизнью каждого из нас, мы сами её исполняем, мы продолжаем Евангелие до тех пор, пока Евангелие становится нашей жизнью, а наша жизнь становится самим Евангелием, благовестием Христовым. И вот знак того, что мы вписаны в Книгу жизни: наша жизнь становится благовестием. Она сама становится зовом, возвещением о том, что Христос пришёл в этот мир, и мир получил от Бога спасение, потому что этот мир со Христом соединился. Это так важно услышать: сегодняшнее чтение является для каждого из нас напоминанием о том, что мы не чужие Богу, что мы Ему свои, что мы Ему родня, что книга родства продолжается каждым из нас. Это и большая радость, и величайший труд и ответственность, потому что странно представить себя в перечислении этих родов — рядом с царём Давидом и царём Соломоном, рядом с Авраамом и Иаковом, рядом с теми, о ком сегодня говорит апостол Павел, что они верою заграждали уста неверных, верою побеждали целые народы, сокрушали города, останавливали солнце, были крепки во брани своей.
И в этот род вписан каждый из нас, каждому дана та же самая власть и та же самая сила Божия, и тот же самый Дух Святой, Который руководит всеми, вписанными в Книгу жизни Божией. Будем об этом знать. Будем об этом помнить. Будем всю свою жизнь полагать на то, чтобы наша жизнь по-настоящему стала Евангелием, а Евангелие стало нашей жизнью. Аминь.
О богатом урожае
Лк 12:16–21
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на апостольское чтение, на отрывок из четвёртой главы Послания апостола Павла к Ефесянам. Он звучит так: Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:1–6).
Вот такие слова обращены ко всем нам. Апостол просит, не просто просит, а умоляет всех нас быть совершенно едиными друг ко другу, хранить союз любви в духе мира, быть единым телом, в котором пребывает Сам Господь.
Когда я читал эти слова, готовясь к сегодняшней проповеди, для меня стало очевидным, к чему призывает нас Апостол, о чём он нас умоляет. Быть достойным звания, в котором мы призваны, — это конечно же, быть достойными христианами. Об этом идёт речь. Апостол умоляет нас быть Церковью. Апостол умоляет нас быть единым телом. Апостол умоляет нас жить святой Евхаристией, жить причащением Тела и Крови Христовой как единственным, настоящим и самым главным стремлением христианина: соединяться со Христом, в этом союзе пребывать с Ним и в этом союзе пребывать друг с другом. Каждая Божественная Литургия — это не только призыв апостола Павла, но призыв всей Церкви, это призыв Самого Господа, потому что мы каждый раз слышим те же самые слова. Господь нас призывает: Примите, сие есть Тело Мое, пейте все, это Кровь Моя.
Многие пришедшие сегодня в храм не причащаются. И вот, зададим себе вопрос, почему приходящие на Литургию не причащаются на ней. Многие из тех, кто причастился сегодня, могут не причаститься завтра на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы или в следующее воскресенье, и как-то так естественно не причаститься, как будто так положено — не причаститься на Литургии… как будто причаститься на Литургии есть что-то для нас сверхдолжное, словно мы совершаем какой-то особенный поступок, сверх наших сил. А ведь это совсем не так.
Давайте зададим себе вопрос: а что препятствует нашему причащению на Божественной Литургии? Что является препятствием на нашем пути ко Христу? Это очень простой вопрос, который часто человек задаёт сам себе или священнику на исповеди: “Батюшка, я не знаю, что делать. Каждый раз одно и то же, у меня в жизни ничего не меняется, ничего не происходит, всё как было, так и есть. Я вроде стараюсь, а ничего не получается”. А ответ на этот вопрос коренится в самой Литургии. Надо спросить себя: А почему я не причащаюсь? Что мне мешает? Вот что мешает причащаться, то и является основной проблемой твоей духовной жизни, самым основным препятствием ко Христу. Чаще всего оно заключается в обычной человеческой лени, в маловерии, в нежелании над собой трудиться, по-настоящему усердно жить духовной жизнью.
Когда человек готовится к Причастию, когда он готовится к встрече со Христом, он естественно напрягает свои внутренние силы, он пытается осмыслить свою жизнь, посмотреть вглубь себя и увидеть свои немощи. Ему, конечно, становится неприятно от зрения своей беспомощности и косности, неприятно напрягать себя снова и снова, чтобы на это смотреть. И поэтому всякое участие в Литургии человек воспринимает как подвиг, как нечто особенное, как нечто такое, что не является естественным для него. И это очень трагично. Как раз об этом и говорит сегодня Апостол, потому что един Господь, едино Крещение, едина наша Церковь, едино наше Тело, где Господь пребывает с нами и пребывает в нас. А Он пребывает в нас, когда мы Его в себя принимаем, когда мы Ему причащаемся, когда мы с Ним соединяемся, когда мы с Ним по-настоящему разделяем Его жизнь, которую Он нам предлагает в Божественной Литургии. А причащаясь Ему, мы естественно становимся и друг другу причастны, и друг с другом по-настоящему едины.
Правда, может быть, мы этого единства не всегда хотим, именно его нам как раз и не хочется. Нам хочется чего-то своего: как-то по-своему жить духовной жизнью, чтобы нас никто не трогал, не касался, чтобы наша жизнь была обособленной, чтобы мы могли сказать — ну что, душа моя, много у тебя всего на всякое время, веселись, пей и ешь, покойся, всё у тебя есть, тебе никого и ничего не нужно. А вот Апостол призывает нас сегодня по-настоящему разобраться, что значит в Бога богатеть.
Сегодня мы слышали коротенькое Евангельское чтение про безумного богача, которому Христос сказал: Безумец, в сегодняшнюю ночь душу твою от тебя отнимут. Кому же достанется то, что ты для себя скопил? И заканчивается оно такими словами: вот что бывает, когда человек не в Бога богатеет. А в Бога богатеть у нас только одна возможность: Ему приобщиться, Его принять, с Ним соединиться. По-другому нельзя в Бога богатеть. Эту возможность Господь нам подаёт на каждой Литургии и каждого допускает, каждому даёт возможность открыть себя для Бога. В этом суть нашей жизни христианской и больше ни в чём.
Когда мы приходим на Литургию, заранее говоря себе, что вот я на Литургию пойду, а причащаться не буду, — кому эти слова сказаны? Себе самому? Нет. Это сказано Господу. Это надо понять и принять, потому что духовная жизнь строится только так: либо ты с Богом, либо ты без Бога. Вот такие жёсткие слова. Либо ты к Нему идёшь, либо ты от Него уходишь, а не просто сидишь где-то на одном месте и ждёшь следующего поезда. Нет, духовная жизнь, она такая: или — или. Либо ты здесь, либо ты там, далеко от Бога. Либо ты сказал: я к Тебе иду, — либо ты от Него отвернулся. И когда звучат слова евхаристического канона, которые призывают нас к Причастию, а мы слушаем, а ответить ничего не можем, так ведь это тоже вопрос на страшном судилище Христовом: почему же ты, придя ко Христу, ничего не можешь Ему сказать?
Вот об этом сегодняшнее апостольское чтение. Апостол умоляет, Церковь нас призывает, Христос нас зовёт, чтобы наша жизнь была настоящей, чтобы мы действительно были достойны того звания, в котором призваны. Аминь.
2007 г.
Исцеление дочери Иаира
Мк 5:22–43; Лк 8:41–56
К Христу подошёл начальник синагоги Иаир и, поклонившись в ноги, попросил придти к нему в дом, потому что его двенадцатилетняя дочь была при смерти. И Христос сказал такие слова: Я приду и исцелю её. Но когда Христос шёл в дом Иаира, Его окружила большая толпа народа, как это всегда бывало, и одна женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением, всё своё имение раздала на врачей, но никто ей не помог, подошла тихонечко ко Христу, с верой и упованием к Нему прикоснулась и в этот момент исцелилась. И пока Христос разговаривал с женщиной, пришли к Иаиру его слуги и сказали, что не о чем больше просить у Учителя, дочь умерла. А Христос сказал Ему: не бойся, только веруй. Он вошёл в дом Иаира, и тут ещё раз подтвердили, что девица умерла. Но Он сказал: Нет, она не умерла, но спит. И все стали даже ругаться, насмехаться над Ним. Но Христос взял дочь Иаира за руку, она встала и воскресла от сна смерти.
Вот такие чудеса описывает сегодня Евангелие. Но мы остановимся сегодня на вере Иаира, начальника синагоги, потому что то, что с ним произошло, имеет очень глубокий духовный смысл. В нём раскрывается смысл нашей веры, и нашей молитвы, и наших отношений с Богом: отношения нашего к Богу и отношения Бога к нам.
С каждым из нас в жизни случается ситуация, подобная тому, что случилось с Иаиром. Не буквально такая же, но бывают в жизни каждого человека моменты, когда ему кажется, что всё вокруг него умирает. Кажется, что вся жизнь рушится: самые близкие отношения умирают, самые лучшие жизненные возможности и перспективы умирают, силы жизненные умирают. Человек остаётся в пустоте, в одиночестве, ему некуда идти. И вот он идёт ко Христу. Он идёт с верой и упованием, потому что Христос о Себе сказал: “Я — жизнь, Я — путь, Я — истина”. Он ещё сказал каждому из нас, что кто будет просить с верой и упованием во имя Отца, тот несомненно получит то, что ему так нужно. Ещё Он говорил: там, где двое или трое соберутся во имя Моё, всякое ваше прошение будет исполнено. Очень много таких обетований дарует нам Христос в Евангелии. Очень много ободряющих и обнадеживающих слов говорит нам Священное Писание, говорят нам святые Отцы, говорит нам сама Церковь о том, что кто будет веровать во Христа, не постыдится. Эти слова мы слышим на каждом богослужении: не постыдится верующий во Христа.
И вот Иаир идёт ко Христу. И Христос обещает: да, я приду и исцелю. И что же получается? Он не идет. На глазах Иаира происходит такая ситуация: Он пошёл, а Его задержали. Он уже не смотрит на Иаира, уже не слушает его, он смотрит на кровоточивую женщину, Он полностью во внимании к ней. А толпа настолько плотная, что Иаир даже подойти не может ко Спасителю. Он возложил всё упование на Него. Он Ему свою жизнь доверил, Ему всё вручил, а Христос пообещал и не выполнил. Когда надо было идти к дочери и спасать её, Он не пошёл, и всё рухнуло, пришли люди и сказали: всё, умерла, нет смысла больше обращаться к этому Учителю. А Христос ему говорит: не бойся, а только веруй.
Это очень важные слова, потому что мы часто, не дождавшись их, разворачиваемся и уходим от Христа. Уходим обиженные, помрачённые, в состоянии отчаяния и уныния: Христос нас не слышит, Христос к нам не пришёл, Христос не ответил на нашу молитву. И этих слов, которые Господь говорит нам, — Не бойся, но только веруй, по-настоящему веруй, до конца — мы не слышим. А вот Иаир услышал, потому что напряжение его отношений со Христом было таково, что во всё то время, когда Христос как бы его не слышал, как бы от него отвернулся, он всё равно не переставал на Него уповать, не переставал веровать. Его вера была очень активной, всепоглощающей, он не мог думать ни о чём, как только о своём уповании на Христа. И Христос его поддержал: “Не бойся, только веруй. Доверься Богу до конца”. Если Бог однажды сказал тебе: Я приду и исцелю, — значит, придёт и исцелит, потому что слова Божии нестираемы, это вечные слова. Их ничто не может отменить, даже наше маловерие. И Христос приходит, берёт дочь за руку и возводит её от смертного сна.
Вот бы нам научиться такой вере — до конца и во всём довериться Богу, не бояться веровать в него, не бояться, когда под ногами уходит земля, не бояться, когда уже все говорят: “О чём ты думаешь, зачем ты веришь в Бога, надо другими делами заниматься, предпринимать какие-то действия, на других упование возложить. Нет, Христос тебе не поможет… видишь, какая теперь жизнь… на другое надо упование возложить”. Но в любой ситуации нам надо помнить, что мы не должны бояться этого мира, мы не должны бояться в этой жизни что-то потерять, если мы рядом со Христом, если Христос рядом с нами.
Это Евангельское чтение должно обязательно укрепить всех безнадёжных, всех отчаявшихся, всех маловерных. Нет в нашей жизни никакой другой помощи, кроме помощи Самого нашего Господа. Никто не дарует нам жизни, кроме Того, Кто Сам назвал Себя жизнью, никто не укажет нам пути, кроме Того, Кто Сам назвал Себя путём, никто не раскроет нам никакой истины, кроме того, Кто Сам назвал себя Истиной.
Видя веру Иаира, не будем бояться того, что мы христиане. Не будем бояться того, что написано в Евангелии. Не будем бояться креста, который Господь на нас возлагает, потому что Христос говорит: “Не бойся”. А раз Он так говорит, Он никогда нас не оставит. Аминь.
Покров Пресвятой Богородицы
Сегодня мы празднуем великий праздник, Покров Пресвятой Богородицы. История этого праздника уходит в древние времена, когда Византия, православная христианская страна, была достаточно сильным государством, являла всему миру свет Христовой истины, но часто вела войны, подвергаясь нападениям иноплеменников. Не раз Константинополь бывал окружён войсками язычников или иноплеменников, стремящихся захватить этот великий город и уничтожить его, но по заступничеству Пресвятой Богородицы и столица, и сама империя были спасены.
Одним из знаков того, как Матерь Божия хранит веру истины, хранит Церковь и людей Своих, было Её удивительное явление во Влахернском храме. Во время Литургии блаженный Андрей, Христа ради юродивый, увидел и показал своему ученику Епифанию, как во время Малого входа вместе с Ангелами и Архангелами, в сопровождении святых Апостолов и Святителей в храм вошла Сама Божия Матерь. Они наблюдали, как Пресвятая Богородица сняла со Своей головы платок, омофор, и простерла его над всеми молящимися в храме как знак постоянной помощи и попечения о Своих людях. Этот момент изображается на иконе: Матерь Божия простирает Свой Покров над молящимися, над всеми, кто любит Бога, подобно тому, как Она Его любила и слышала.
А в сегодняшнем Евангелии мы слышали про Марфу и Марию. Это чтение всегда звучит во время праздника Покрова. О Самой Богородице в этом отрывке почти ничего не говорится, только немножко странные слова Иисуса. Когда приходит Матерь Божия, одна женщина, желая похвалить Пресвятую Богородицу, говорит: “Блаженно чрево, которое носило Тебя, и сосцы, которые Тебя питали”. А Христос на это отвечает, что гораздо блаженнее те, кто слышит Слово Божие и умеет его хранить. Может показаться, что в этот момент Христос как бы отвернулся от Своей Матери, не дал Ей должного поклонения и уважения. Но на самом деле как раз наоборот: Господь восхвалил Пресвятую Богородицу не только за то, что Она Его родила, как человек рождает на земле человека (уже за это каждый из нас должен почитать своих родителей), но Он восхвалил Свою Мать за то, что Она как никто в этом мире умела слышать слово Божие и хранить его. Её блаженство святости переросло человеческое материнство, просто человеческие отношения матери и сына, потому что Пресвятая Дева, подобно Евангельской Марии, о которой мы сегодня слышали, постоянно внимала Слову Божию. Это Слово сделало Её превыше всех Архангелов и Ангелов, честнее всех херувимов и без всякого сравнения славнее всех Серафимов. Её внимание Слову Божию, желание жить по нему, полное соединение с евангельским Словом сделало Её первой в нашей Церкви, сделало Её такой всемогущественной. Все, кто этому Слову хоть как-то сопричастен, верят в Него, стремятся исполнить своей жизнью заповедь Божию и живут по-евангельски, становятся Ей близкими и родными, и Она простирает над ними Свой спасительный Покров, берёт под Своё покровительство, принимает в Свою семью.
И в сегодняшний день исполняется эта радость нашей Церкви, потому что мы собрались здесь — все, кто слышит Слово Божие, кто когда-то его сердцем своим воспринял, кто постарался хотя бы в мыслях и намерениях своих принять его как самое главное в жизни. А если кто-то ещё не принял, то пусть услышит сегодняшнее Евангельское благовестие и постарается понять, что тот, кто слышит Слово Божие и хранит Его, как Матерь Божия, становится сопричастен семье Христовой, он делается сопричастным родству Божией Матери и становится под Её честной и всемогущественный Покров. И только одно может нас лишить этого покрова: неверность Слову Божию, неверность Богу.
В 1453 году пала Византия, великая православная империя, пал великий город. Когда Константинополь был окружён войсками турок, православное государство сделало страшно неверный шаг: фактически отреклось от верности Православию. Была заключена уния, в Софийском соборе служилась униатская литургия, где поминался папа римский. В этот момент православное государство уже не находило опору в вере в Бога, как было раньше, не уповало на милость Божию, на присутствие святынь, которые хранились в великом городе, не простирало свою настоящую искреннюю молитву Пресвятой Богородице, а надеялось на князей и на сынов человеческих, ожидая, что войска могущественной Римской империи помогут отстоять Византию. Они хотели отстоять Византию не как Церковь, а как государство, стремились только государственными способами утверждать себя на земле и искали союза с отступившими от истинного Православия.
И в этот момент произошло ужасное явление. Город уже был окружён, помощь от Запада не пришла. И тогда люди вспомнили о том, как Матерь Божия спасала город, взяли чудотворную икону Пресвятой Богородицы из Влахернского храма, из того самого храма, где был явлен Покров Пресвятой Богородицы, и попытались обнести её вокруг города. Но они не смогли её поднять, сколько ни старались. Они пытались умолить Богородицу, но уже ничего не получилось, потому что произошло отступничество от Слова Божия: люди думали о земном, не о спасении своей души, а о спасении своей земной жизни, не о спасении Церкви, а о спасении внешнего государства, давно потерявшего внутреннюю духовную силу.
Это знак очень важный для каждого из нас. Слово Божие, как сказал апостол Павел, как меч обоюдоострый. Это сила великая, это то, что может человека по-настоящему преобразить и сделать совершенно иным, могущественным, прекрасным, полноценным, гармоничным, великим не среди людей, а великим в Боге. Слово Боже говорит, что то, что славно у людей, то мерзко у Бога, что уважается в этом мире, то Богом презирается. И наоборот, то, над чем мир смеётся, то, что мир, может быть, презирает и отвергает, это и есть самое важное: смирение, любовь, чистота, целомудрие, служение ближнему, молитва, — то, что Господь каждому из нас подаёт и что мы можем взять как Его великий Дар. Пока мы слышим Слово Божие, пока мы храним Его своей жизнью, стремимся Его воплотить и сделать действенным, и нас хранит Божия Матерь, и мы — под Её честным Покровом. Если мы отступаем, небрежём этим великим, удивительным даром любви Божией и предстательством Матери Божией, то тогда всемогущественный Покров, покрывающий каждого человека и всю общность нас, христиан, от нас отходит. Он оставляет нас в тот самый момент, когда мы перестаём хранить Слово Божие.
Так вот вдумаемся в сегодняшнее Евангелие. Постараемся услышать эти слова от сердца своего: Блаженны те, кто слышит Слово Божие и сохраняет Его. Да будут всегда с нами эти слова. Будем стараться хранить всем сердцем Слово Божие. Будем стараться исполнять заповеди Христовы. И будем молить Божию Матерь никогда от нас не отступать и всегда охранять нас честным своим омофором. Аминь.
Успение Пресвятой Богородицы
Сегодняшний день — особенный, он почитается Церковью как Богородичная Пасха.
На самом деле этот праздник разрушает человеческое представление о смерти, потому что когда мы говорим о смерти, то всегда испытываем боль, горечь, тоску. Для нас встреча со смертью является самым величайшим горем, которое может постигнуть человека. А смерть Богородицы мы празднуем как величайший праздник, потому что в празднике Успения Пресвятой Богородицы всем верующим христианам явлена тайна, что не может быть смерти для того, кто свою жизнь соединил со Христом, кто свою жизнь до конца и полностью сумел доверить Богу, жить Им до конца, соединиться с Ним, как при Своей жизни соединилась Богородица. И такое полное доверие Богу своей жизни, полное устремление в небо и устранение от земного делает человека совершенно неуязвимым. Если он следует стопами Пресвятой Богородицы, то ничего в этой жизни для человека не будет страшного, отчаянного и безнадёжного.
Мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы как торжество человеческой веры. Ведь Богородица — такой же человек, как и мы. Когда каждую Пасху мы радуемся, что Христос воскрес из мёртвых, как Бог победил смерть, это всем нам понятно: Он всемогущ, всесилен, Он — начальник жизни и неподвластен смерти, хотя Он и воскрес из мёртвых, как человек. А в Успение мы встречаемся с тем, что побеждает смерть не Бог, а побеждает смерть человек, который родился на земле от земных родителей таким же точно образом, как родился на земле каждый из нас, был зачат, как каждый из нас, во всей полноте испытал всё человеческое. Пресвятая Богородица ничем от нас не отличается. И в Ней, и в нас по человеческой природе всё совершенно одинаково. Но только одно Её отличает от нас: Она сумела всю Свою жизнь посвятить Богу. И это, конечно, очень понятно, потому что Она Бога родила. Но ведь на самом деле не то важно, что Матерь Божия родила на свет Христа. Она Своей жизнью естественный подвиг рождения Христа на свет превозвысила иным подвигом — доверия Своей собственной жизни Богу, тому, как Она сумела всю Свою жизнь Богу посвятить. И в этом смысле каждый из нас к этому способен, и каждый из нас к этому призван, и каждому из нас это дано, — потому что подумайте, как Бог изначально доверил Себя нам! Как Бог доверился людям, как Он доверился Своей Матери, Пресвятой Богородице, что родился от Неё на землю! Какое же это колоссальное доверие к нашему миру, к нашему безумному человечеству, когда Господь доверил Себя нам, отдал Себя в наши руки! И Он снова Себя нам доверяет каждый раз, когда мы приходим причащаться Святых Христовых Таин, снова отдаёт Себя в наши руки. И в ответ Он ждёт того же — чтобы мы себя Ему доверили, всю свою жизнь Ему вручили, не побоялись жить небесным, а не земным. И когда человек не боится, а стремится жить небесным, тогда для него нет никаких преград, никакая смерть ему не страшна. Когда он встречается со смертью, он с Жизнью встречается, как мы слышали сегодня в стихирах Пресвятой Богородице, что для Неё гроб стал лестницей в небо. Это для каждого из нас звучит, каждому из нас дано, чтобы гроб стал лестницей в небо. Надо только смотреть на то, как Матерь Божия живёт, как Она Себя Богу доверяет, и поучиться у Неё этому самому главному в нашей жизни: жить небесным, а не земным. Аминь.