Фольклорно-этнографический проект «Возвращение к истокам- путь к возрождению»
Фольклорно-этнографический проект «Возвращение к истокам- путь к возрождению»
Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в раннем детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Школьный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Стандартизация в системе образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования». Такого стандарта в России ещё не было. И с каждым годом он всё шире и шире открывает для себя двери в Российскую образовательную систему. А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС школьного образования». Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья). Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.
Культурно– образовательная среда школьника является фундаментом для программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Возвращение к истокам- путь к возрождению» на решение главной проблемы современного общества –утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям школьников нашей школы.
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании школьников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Возвращение к истокам- путь к возрождению».
Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашей школы в возрасте от 7 лет до 15 лет.
Предметомданной проектной деятельности является путь приобщение детей к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение школьников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Ожидаемые результаты:
- устойчивый интерес к культуре русского народа;
- знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –
прикладного искусства;
- создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Аннотация проекта
Проект «Возвращение к истокам- путь к возрождению»представляет внутренний нормативный документ и является немаловажным для оценки качества музыкального образовательного процесса в образовательном процессе МБОУ ОШ №2. Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доброты, красоты, истины. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми;
- Совместная деятельность;
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть психические и эмоциональные барьеры.
Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, фольклорный материал книги методические рекомендации и программу Э.Г.Чуриловой, авторскую технологию А.И.Бурениной, я рассчитываю, на положительную динамику решения проблемы в ходе реализации проекта.
План мероприятий
Название мероприятия |
сроки |
Форма проведения |
Предварительная работа |
Материал |
направление |
Колядки |
январь |
агитбригада |
Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. |
Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты |
Познавательно-речевое развитие |
Масленица |
февраль |
Русские гулянья |
Разучивание рождественских колядок, русских народных игр, закличек, хороводов |
Костюмы ряженных, атрибуты, спортивный инвентарь. |
Физическое развитие, здоровье-сберегающее |
Вербное воскресение |
март |
Проведение русских народных игр «Верба — вербочка» |
Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. |
Веточки вербы, народные костюмы |
Социально-личностное развитие |
Пасха |
апрель |
Праздник |
Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. |
Костюмы, музыкальные инструменты макет горки, пасхальные яйца. |
Социально-личностное развитие. |
Троица все зеленью покроется |
май |
Праздник |
Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. |
Демонстрац ионный материал |
Познавательно-речевое развитие |
День Ивана Купала |
июнь |
Праздник |
Беседа о праздновании дня Ивана Купалы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. |
Народные костюмы, атрибуты. |
Физическое развитие, здоровье-сберегающее |
Яблочный спас |
сентябрь |
Праздник |
Беседа об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. |
Костюмы, музыкальные шумовые инструменты |
Познавательно-речевое развитие |
Покров день |
октябрь |
Музыкальная гостиная |
Рассказ о праздновании Покрова дня, обычаях и традициях |
Костюмы, музыкальные шумовые инструменты |
Познавательно-речевое развитие |
Зиновий синичник |
ноябрь |
агитбригада |
Беседа об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. |
Атрибуты, костюмы, музыкальные шумовые инструменты |
Познавательно-речевое развитие |
Зимние посиделки |
декабрь |
театральная инсценировка |
Разучивание текста театральной постановки. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав.
|
Костюмы, музыкальные шумовые инструменты |
Познавательно-речевое развитие |
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс:
- согласование проекта с администрацией школы;
- утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.
2. Материально – технический ресурс
- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале.
3. Информационный ресурс:
- подбор методической и познавательной литературы по теме;
- сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Информационное:
Финансовое:
Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований МБОУ ОШ №2 (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами волонтерской деятельности педагогов школы и родителейобучающихся (сбор экспонатов для музея, изготовление наглядных и дидактических пособий и др.).
Материально-техническое:
Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.
Кадровое:
Разработку и реализацию проекта обеспечивают сотрудники школы:
- Музыкальный руководитель Ушакова С.Я.;
- Завуч по воспитательной части Якунина Ю.А.;
- Учителя-предметники, классные руководители.
В результате реализации проекта:
- дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
- у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
- учителя получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Риски и пути преодоления рисков
Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.
Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:
- содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных
особенностей детей школьного возраста;
- в содержании одного занятия включено два и более произведения, что
тяжело для восприятия детей;
- музыкальному руководителю приходится готовиться к каждому занятию основательно его перерабатывать и вносить изменения;
- не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.
Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Взаимодействие со специалистами и родителями:
Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов МБОУ ОШ№2: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Стратегия работы с родителями обучающихся предполагает
- информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;
- проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления
достигнутых результатов с прогнозируемыми.
Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.
Необходимые условия реализации программы:
Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
Вывод:
Фольклорно-этнографический проект «Возвращение к истокам- путь к возрождению» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения школьников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие школьников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект, в своём развитие имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально — нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Список используемой литературы
1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
8. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
10. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
11. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
13. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
Проекты
Краткое описание
Ядром школьного образования всегда будет оставаться его содержание, включая не только предметное обучение, но и воспитательную работу, понимаемую как поддержку личностного развития учащихся, как передачу им позитивных социокультурных ценностей и установок, помощь во взрослении и духовном становлении. В рамках проекта «Возвращение к истокам» предлагается запустить механизм реального обновления содержания и процесса школьного воспитания, методик и лучше форм воспитательной работы в условиях образовательной организации. Намерение сделать проект «Возвращение к истокам» связующим звеном для других учебных проектов, создавая, таким образом, синергетический эффект при внедрении практических, проектных форм социализации, развития гражданского сознания и патриотизма у подрастающего поколения. Особое место в проекте занимает включение в педагогический процесс педагогов-библиотекарей, вручение всем участникам образовательного процесса обновленного инструмента воспитания. Особо значимым итогом проекта станет созданная учащимся своя собственная первая книга, которая будет носить индивидуальное название — «Книга моих открытий». Каждая написанная страница такой книги предполагает набор действий, кардинально меняющий самоощущение ребенка, его взгляд на окружающий реальный мир и свое место в нем, развивающий мышление и метапредметные компетентности. Находить нестандартные темы и сюжеты, творческие решения, работать в команде, вести переговоры и развивать практические навыки письма помогут учителя-предметники и педагоги-библиотекари, освоившие структуру социокультурного подхода к воспитательной деятельности в ходе запланированной в проекте серии семинаров. Проект будет привлекательным для руководителей образовательных организаций, педагогов-библиотекарей, учителей-предметников, учителей ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), ОДНК НР (основы духовно-нравственной культуры народов России), детей, подростков и их родителей. Заключительным мероприятием проекта будет конкурс «Возвращение к истокам. Книга моих открытий» как пример суммирования и тиражирования образовательных результатов и развития «мягких» навыков (soft skills) школьников, то есть развития в течение проектной деятельности их компетентностей самоорганизации, самоуправления, эффективных устных и письменных коммуникаций, инициатив и предпринимательства, критического мышления, оценки и анализа информации, сотрудничества на всех уровнях взаимодействия.