Содержание
- Фудель: история человека, который не испугался «призрака Церкви»
- Отец и сын
- «Призрак» Церкви
- «Почему я тогда не умер?»
- «Для тех, кто, может быть, никогда не видел святых»
- «Невозможно верить стиснув зубы»
- Призраки в храмах
- Семь церквей, внушающих страх и ужас
- 10 зданий религиозного культа, в которых якобы можно встретить привидений
- 1. Собор Сен-Луи
- 2. Церковь Святого Николая
- 3. Нориджский собор
- 4. Церковь Пресвятой Девы Марии
- 5. Епископальная церковь Святого Павла
- 6. Церковь Святой Троицы
- 7. Церковь святого Андрея
- 8. Церковь Эгг Хилл
- 9. Часовня Креста
- 10. Епископальная Андреевская церковь
Фудель: история человека, который не испугался «призрака Церкви»
Имя философа и богослова Сергея Фуделя в России узнали только в 1990-е годы, спустя почти 20 лет после его кончины. Его книги стали настоящим откровением — о той Церкви, которая выжила в годы репрессий, расстрелов и предательств, выдержала всë, не отчаялась и сохранила веру.
Шел второй год мировой войны. В воздухе уже носилось слово «революция». Интеллигента в церкви встретить трудно, храм ему заменили собрания модных религиозно-философских обществ. Духовенство на богослужениях позëвывает, завсегдатаи ходят в храм в основном «послушать хор» — всë равно причащаться чаще одного-двух раз в год не положено. В Толгском монастыре под Ярославлем, куда недавно на 600-летие обители приезжал сам император с семейством, прямо во время литургии монахи выходят во двор покурить… Все это не художественный вымысел, это воспоминания Сергея Фуделя, в ту пору 14-летнего мальчика.
Но запомнилось ему и другое — поездки с отцом, протоиереем Иосифом Фуделем, в Оптину пустынь, ласковый взгляд отца Алексия Мечëва, служившего в Никольском храме на Маросейке, Зосимова пустынь…
Отец и сын
Протоиерей Иосиф Фудель, принявший сан по благословению преподобного Амвросия Оптинского, долгое время был «тюремным батюшкой» — служил в храме при Бутырской тюрьме. Как-то его спросили, какие впечатления он оттуда вынес. Он ответил: «Я удивлялся иногда и удивляюсь, почему они — в тюрьме, а я на свободе…» Отец Иосиф написал об этом воспоминания и наставления тюремным священникам. Он вообще много писал — около 250 статей опубликовал в разных газетах и журналах.
Протоиерей Иосиф Фудель. 1910
А когда в 1907 году стал настоятелем арбатского храма святителя Николая в Плотниках подготовил и издал девять томов собрания сочинений своего друга, философа Константина Леонтьева и на свои средства начал издавать журнал «Приходской вестник». Кто знает, чем бы все это кончилось… Может, вслед за его духовными чадами отправили бы отца Иосифа в изгнание на «философском пароходе». А может, приговорили бы к 10 годам лагерей и расстреляли на Соловках, как его друга Павла Флоренского. Но в 1918-м он умер своей смертью — от гриппа-«испанки».
Сергей Фудель. 1909
Фудель-младший появился на свет 31 декабря 1900 года, в последний день XIX века. Гимназию он окончил в 1917-м и, подхваченный вихрем революции, прежде чем стать студентом успел послужить в санитарном поезде, поработать статистиком, делопроизводителем в Наркомате иностранных дел и даже дипкурьером. Но через год все же поступил на историко-филологическое отделение Московского университета, вместе с другими православными студентами расклеивал по городу листовки против обновленцев… А еще через год ушел — не выдержал победной поступи марксизма.
Военный билет Сергея Фуделя
И… попал по призыву в Красную армию. Хорошо хоть от гражданской войны Бог уберег — до конца 1921 года Фудель числился курсантом Военно-педагогических курсов, а потом слушателем Военно-педагогической школы. Заглядывал на собрания Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева, которое возглавлял будущий священник Сергей Булгаков. Дружил с другом отца Павлом Флоренским, с Михаилом Новоселовым, членом Братства ревнителей Православия, вскоре арестованным за «антисоветскую агитацию». Да и сам Сергей отправился вслед за ним — сначала на Лубянку, а потом в Бутырку, где когда-то служил его отец.
«Призрак» Церкви
Среди товарищей по несчастью его особенно впечатлил тезка — поэт и богослов Сергей Дурылин, искренний талантливый человек, который в 1920 году стал священником. Он как-то сказал Фуделю: «Нам с вами предстоит расплачиваться по одному векселю». За что он готовился расплачиваться? Может, за разочарование в Церкви?
Дурылин «увидел в Церкви неверующих под видом верующих и решил, что дело Христово не удалось», объяснял Фудель. Ему и самому много раз приходилось сталкиваться с «повсеместными тяжелыми фактами — или явного греха, или неверия, или равнодушия и формализма в среде духовенства». Но справиться с тяжелым недоумением ему помогла мысль, которую он впервые услышал от отца Валентина Свенцицкого, известного в те времена публициста, принявшего священнический сан в самый разгар революционных событий, осенью 1917 года: всë зло, которое мы видим в Церкви, — не ее собственное. Это зло против Церкви.
Фудель повторил и развил этот тезис: равнодушие, безверие, пьянство, разврат, доносы, всë неприглядное, что можно увидеть в церковной ограде — это «темный двойник» Церкви, ее антипод, тень.
«Это всего только «призрак Церкви», но этот «призрак», или ее «двойник», совершает в истории страшное дело провокации: создает у людей впечатление, что иной Церкви, кроме него, не существует, что нет на земле больше Христовой правды. Как же важно (и как сложно!) не обмануться, не принять этот «призрак» за саму Церковь! Как трудно устоять, когда померещится, будто «на Тайной вечери Церкви сидит не один Иуда среди одиннадцати святых и любящих учеников, а двенадцать не верующих и не любящих иуд»!
В книге «У стен Церкви» Фудель рассказывает:
«В 20-х годах в одном подмосковном храме кончилась литургия. Все шло, как обычно, и священник сделал завершающее благословение. После этого он вышел к народу на амвон и начал разоблачаться. В наступившей тяжелой тишине он сказал: «Я двадцать лет вас обманывал и теперь снимаю эти одежды». В толпе поднялся крик, шум, плач. Люди были потрясены и оскорблены: «Зачем же он служил хотя бы сегодня». Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы вдруг на амвон не взошел какой-то юноша и сказал: «Что вы волнуетесь и плачете! Ведь это всегда было. Вспомните, что еще на Тайной Вечери сидел Иуда». И эти слова, напомнившие о существовании в истории темного двойника Церкви, как-то многих успокаивали или что-то объясняли. И, присутствуя на Вечери, Иуда не нарушил Таинства».
Сам Сергей Иосифович сан принять так и не решился, несмотря на благословение преподобного Нектария Оптинского. А ведь предупреждал старец: «Не бойтесь, идите этим путем. Бог вам во всем поможет. А не пойдете — испытаете в жизни большие страдания». Но Фуделю в ту пору не было и 20 лет, и он воспринял это благословение как «призыв на подвиг» — и… уклонился, решил, что не готов.
Позже, уже в 1950-е годы, он вернется к мыслям о священстве — и вновь не решится. К тому времени у него за плечами будет уже три тюремных заключения и три ссылки, да и слишком недосягаемым казался ему идеал священника, когда он вспоминал отца. А может, он просто побоялся лицом к лицу столкнуться с тем самым «темным двойником» Церкви.
Свято-Покровский храм г. Покров. Здесь служил пономарем С. И. Фудель
Фото vk.com/fudel
До конца жизни Сергей Фудель служил в храме псаломщиком — читал Священное Писание, возжигал свечи, подавал кадило. Но стать священником не дерзнул.
При этом он никогда не ставил под сомнение чистоту православного вероучения. Одна из первых его книг — «Путь отцов» — родилась как раз из стремления поделиться с друзьями теми прозрениями православных святых, что согревали его собственное сердце. Выписки из отцов Фудель делал с юных лет и чемодан с этими тетрадками хранил всю жизнь.
Но он никогда не пытался возвеличить Православие за счет унижения католиков или протестантов. Он считал, что трагический разлом между Востоком и Западом для христиан это повод удерживаться от любых дальнейших разделений.
В его понимании любой «церковный раскол есть не только глупость, но и гордость», а уж тем более — раскол по признаку отношения к власти или по иным политическим мотивам. «Всë искаженное, нечистое, неправильное, что мы видим в церковной ограде, не есть Церковь, и для того, чтобы не иметь с этим общения, совсем не надо выходить за ее ограду, нужно только самому в этом не участвовать, — убеждал своих читателей Сергей Фудель. — Для того, чтобы быть в Церкви, надо быть в истине, в Святыне Божией, но кто именно в данный момент состоит и кто не состоит в ней, — мы не знаем. Поэтому Господь и сказал: “Не выдергивайте на поле плевел, чтобы вместе с ними не выдергивать пшеницу” (Мф 13:29). Это надо понимать прежде всего в том смысле, что сейчас я и ты, или она — плевелы, а через час и я, и ты и она может стать пшеницей». («У стен Церкви»)
«Почему я тогда не умер?»
Не всякому верующему в 1930-е, 40-е, 50-е годы было очевидно, что за словами иерархов о полном единодушии с советской властью, за осуждением несогласных и некоторыми другими странностями во взаимоотношениях Русской Церкви с методично уничтожающим ее государством скрывается подлинное смирение, жертвенное служение ближнему и исповеднический подвиг. Но у Сергея Фуделя были веские доказательства, что истинная Церковь жива — он получил их в тюрьмах и ссылках, в которых провел в общей сложности 12 лет. Там, по его словам, Бог постоянно посылал ему «встречи с живыми иконами: людьми Божиими». И воспоминания о них он хотел сохранить для будущих поколений христиан, для «тех, кто, может быть, никогда не видел святых».
Фотографии Сергея Фуделя из следственного дела 1922 г.
Первый раз, в июле 1922 года, Фуделя арестовали за распространение послания ярославского митрополита Агафангела (Преображенского), призывавшего верных чад Церкви не подчиняться обновленцам* (Обновленцы — группа православного духовенства, в 1917 году объявившая своей целью «обновление Церкви», демократизацию ее управления и модернизацию богослужения, не признавшая патриарха Тихона и заявившая о полной поддержке советской власти. В 1920-х годах они были единственной официально признанной в РСФСР православной религиозной организацией, а «патриаршая» Церковь оказалась вне закона — Прим. ред.). Его сослали на три года в Усть-Сысольск, нынешний Сыктывкар, а оттуда — в село Княж-Погост в Коми. Там, среди тайги и болот, Фудель познакомился с целым сонмом священномучеников и исповедников: митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Фаддеем (Успенским), епископами Николаем (Добронравовым) и Афанасием (Сахаровым).
«Это было как светлый ветер, выметавший сор души, — вспоминал он. — Я готовился к этапу и раздавал, что имел, и, чем больше раздавал, тем глубже дышал воздухом свободы, в которой мы призваны быть всегда. И это время тюремного дерзания так и осталось сладчайшим временем жизни. Почему я тогда не умер?» («У стен Церкви»).
В 1933 году новый арест. За «недонесение о контрреволюционной деятельности» дальней родственницы. И новая ссылка — на лесоповал в Архангельскую область.
Фотографии из следственного дела в 1946 году
Третий раз Фуделя арестовали в 1946-м — за участие в «антисоветском церковном подполье»: они с женой не раз принимали у себя священников так называемой катакомбной Церкви* Владимира Криволуцкого и Алексия Габрияника (Катакомбная Церковь — группа духовенства и мирян Русской Православной Церкви, отказавшихся подчиняться заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после того, как тот заявил о лояльности по отношению к советской власти, и перешедших на нелегальное положение. — Прим. ред.). На сей раз местом ссылки — на целых пять лет — стал Красноярский край: сначала город Минусинск, потом село Большой Улуй.
«В тюрьме молиться и трудно, и легко, — вспоминал он о тех временах. — Трудно потому, что сначала вся камера уставится тебе в спину, и всë, что у многих на уме («ханжа» или еще что-нибудь), будет на уме у тебя. Легко потому, что, когда преодолеваешь это «назирание», то правда, что стоишь несколько минут у «врат Царства». В тюрьме “Господь близ есть, при дверех” (Мф 24:33)» («У стен Церкви»).
Похожими мыслями делился со знакомыми архимандрит Иоанн (Крестьянкин), он тоже провел несколько лет в местах заключения. «В заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели», — признавался он.
«Для тех, кто, может быть, никогда не видел святых»
«Записывайте всë, что знаете о современных святых», — посоветовал как-то Сергею Иосифовичу священник Николай Голубцов, который в 1952 году отпевал блаженную Матрону.
И Фудель последовал его совету: все, что он писал со второй половины 1950-х, полно «зарисовок с натуры». Тут и архимандрит Серафим (Батюгов), и старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев), и святой праведный отец Алексий Мечев, и епископ Афанасий (Сахаров), и многие-многие другие… Из встреч с ними Фудель вынес убеждение, что Церковь Христова «по–прежнему живет и действует в современных святых», и жаждал поделиться этим убеждением. Хотя бы с собственными детьми и немногочисленными друзьями, которым он адресовал свой первый труд (он так и назывался — «Моим детям и друзьям»).
Старец Алексий Зосимовский. 1925
Он часто обращал внимание на необычность, непредсказуемость святых, на то, что они не вмещаются в традиционные представления. «Обычные нормы отношений, наблюдаемые на поверхности Церкви, как-то изменяются на ее глубине, — замечает он в книге воспоминаний «У стен Церкви». — Епископы, духовные дети простого иеромонаха, о. Алексея Зосимовского, помню, кланялись ему в ноги при свидании. У праведников иные законы».
Среди его воспоминаний есть и такой эпизод: «В зырянскую ссылку 1923 года с первыми пароходами было доставлено сразу очень много епископов. С одним из них добровольно приехали его келейник-монах и еще один «вольный», юноша лет 20-ти, сразу обративший на себя наше внимание. Он нес подвиг молчания: ни с кем ни о чем никогда не говорил, а, когда это было нужно, объяснялся знаками. … Ходил он босой, в длинной холщовой рубахе без пояса. Один раз он у меня ночевал. Я всë ждал, что вот вечером он встанет на долгую молитву, да еще, может быть, «стуча веригами»… а он вместо этого знаком спросил меня о чем-то, улыбнулся, перекрестился и лег. И на следующий день он меня удивил. Он сидел на сундуке около двери… я заранее положил туда стопку книг: «Подвижники благочестия XVIII и XIX веков». “Вот, — думал я по глупости, — он обрадуется”. А он открыл книгу, начал было читать, но тут же закрыл и больше не прикасался. Мы говорим, пишем, читаем о подвиге, а подвижники молчат и его совершают».
Отец Серафим (Батюгов). 1940-е
Особенно тепло вспоминал Сергей Фудель о своем многолетнем духовнике отце Серафиме (Батюгове): «Вот он стоит в подряснике, опоясанный кожаным поясом, в полумантии, — со всеми нами на молитве. Иногда крестит кого-то в пространстве пред собой — какого-то отсутствующего своего духовного ребенка. Иногда останавливает чтеца и начинает читать сам, но на середине псалма или молитвы вдруг замолкает, так глубоко вздыхая, что дыхание наполняет комнату. И мы молчим и ждем, зная, что его молитва именно сейчас не молчит, но кричит Богу. Или бывает так: он начинает читать молитву обычным голосом, размеренно, «уставно», но вдруг голос срывается, делается напряженным, глаза наполняются слезами, и так продолжается иногда несколько минут. …Колея уставного молитвенного строя при нем иногда явно нарушалась. С ним могло быть, так сказать, неудобно молиться, так же “неудобно”, как не умеющим плавать идти за умеющим в глубокую воду… Думаю, что еще в большем неудобстве мы бы почувствовали себя на апостольском богослужении, когда простые миряне получали откровения, говорили на незнакомых языках и пророчествовали» («У стен Церкви»).
После тюрем и ссылок коренному москвичу Фуделю с семьей было запрещено жить в Москве. Пришлось переселиться за «сто первый километр» и наезжать в столицу эпизодически — чтобы поработать в библиотеках.
Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский
Одно время Фудели жили в Липецкой области — сперва в городке Лебедянь, потом в Усмани, где Сергей Иосифович завершил «Путь отцов». А к началу 1960-х перебрались во Владимирскую область, поближе к епископу Афанасию (Сахарову), в город Покров. Сам владыка жил в Петушках. Но пожить по соседству почти не довелось — в октябре 1962 года владыка Афанасий скончался.
«Последние годы Владыка был точно в каком-то смятении чувств, — вспоминал впоследствии Фудель. — То, что совершалось и в стенах Церкви, и в мире, вызывало в нем глубочайшую тревогу… Какое-то горестное недоумение и скорбь о все увеличивающемся обмирщении Церкви выражались и в разговорах его, и в письмах… Но перед смертью он сказал близким о том, где же выход. “Вас всех спасет молитва”, — это были его одни из самых последних слов».
«Невозможно верить стиснув зубы»
Читая книги Фуделя — а их около пятнадцати, — можно почувствовать тот дух, которым жили и укреплялись новомученики и исповедники Российские. Святость, никогда не покидавшую Церковь, Фудель видел воочию и умел передать строй мысли, настроение этих святых людей, их упование на Бога так, что читатель воспринимал их как свои собственные. «Может быть, вся задача нашего уходящего поколения в том и есть, чтобы передать молодым христианам… чувство рассвета, чувство приближения сроков», — писал Сергей Иосифович.
Святое Евангелие, принадлежавшее Сергею Фуделю
И если святые живут рядом с нами, значит, святость достижима — вот мысль, которую он развивал ее в своих произведениях.
«Как реальность будущего Царства Небесного удостоверяется действительным предначатием его еще здесь, на земле, внутри человека… так и ад начинается внутри человека еще здесь на земле, — писал Фудель. — Ад сам удостоверяет о себе в безумии и холоде греха, и человек еще при жизни предощущает геенну» («Путь Отцов»).
Но при этом очень важно, чтобы человек молился о ниспослании ему благодати — тогда однажды он обнаружит, что, несмотря на все трудности, ему радостно и легко.
Сергей и Вера Фудель в Покрове, 1960-е
А христианства без радости не бывает — об этом, собственно, все книги Сергея Фуделя, особенно «Причастие вечной жизни», написанная в Покрове уже на закате дней.
«Невозможно верить, стиснув зубы», вера без радости — это уже не христианство, а «хмурое законничество», утверждал он. И предупреждал: «Не вдыхая в себя хоть в малейшей степени блаженного воздуха вечности, нельзя сохранить свою веру… А ведь в этом всë дело, особенно в наше время: остаться до конца Ему (Богу. — Прим. ред.) верным».
«”Ученики исполнялись радости и Духа Святого”, — говорится в Деяниях о первохристианах… о людях, которые должны были жить в ожидании изгнания, мучений и смерти, — писал Фудель. — И мы… не можем больше жить без этой радости Духа, готовящей наши сердца и на Голгофу, и на Воскресение. Эта радость Духа — всë та же — и вчера, и сегодня, и в атомный век, ибо она есть всë то же реальное причастие еще здесь, на земле, Божественной жизни и нетления».
Дом, в котором жил Сергей Иосифович в городе Покров (Больничный пер, 15) Владимирской области свои последние годы
Фото vk.com/fudel
Справедливость этих слов Сергей Иосифович доказал собственной жизнью. Он писал о радости — а сам жил в Покрове без газа, без отопления, воду приходилось носить с колонки, а денег порой не хватало даже на еду. Зарабатывал Фудель почти исключительно переводами для Издательского отдела Московской Патриархии — он знал аж семь языков. Хорошо знакомые иногда привозили из Москвы продукты.
Со временем к материальным трудностям прибавились болезни: Сергей Иосифович стал терять зрение (последние работы он писал с увеличительным стеклом), его мучила тяжелая аллергия, в 1970 году он перенес инфаркт, а затем началось злокачественное воспаление лимфатических узлов… Однажды, когда было особенно тяжело, он написал: «Жить становится всë труднее: та смертельная усталость, которая разлита в мире, иногда заливает душу». Но в одном из последних его писем к дочери Марии вновь звучит прежняя нота: «Душа спокойна, точно послана мне от Бога какая-то радость конца».
***
Скончался Сергей Фудель 7 марта 1977 года. Но должно было пройти еще почти двадцать лет, прежде чем написанное им увидело свет.
Погребение С. И. Фуделя. Покров, 9 марта 1977 г.
На переднем плане у могилы протоиерей Владимир Воробьев
«Он впитывал дух тихой, гонимой русской святости, на протяжении всей своей жизни подобно пчеле собирая ее крупицы на быстро оскудевающих церковных полях, — пишет о Сергее Иосифовиче ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, неоднократно посещавший его в Покрове. — И этим подлинным духом наполнены его сочинения, что делает их столь драгоценными сегодня. Всë, что писал Сергей Иосифович, проходило горнило его собственного духовного опыта, несет в себе свидетельство о духе времени и о Церкви… И, читая, например, его «Записки о литургии» легко почувствовать, как служили литургию в тюрьмах новые русские священномученики, можно приобщиться и научиться их трепету и умилению, их страданию и торжеству их святости».
Призраки в храмах
Верно подмечено: свято место пусто не бывает. Вот только очень часто пустоту эту заполняют потусторонние силы, враждебные человеку. И тогда на руинах разрушенных, разоренных церквей разгуливают призраки, случаются жуткие истории.
Возможно, это происходит потому, что наши предки интуитивно выбирали для храмов места с сильной энергетикой. Часто они строились на местах языческих капищ. Вот потому и заводится здесь после умаления, а то и полного истаивания святости всякая чертовщина.
Ужас в подземелье
В первые годы советской власти Скорбященскую церковь, что под Тамбовом, закрыли и разорили, как и множество других православных храмов. В развалинах, поросших бурьяном, любили играть местные ребятишки.
Скорбященская церковь, фото 2015 года
И вот однажды кто-то из них заметил, что земля в одном месте под церковной стеной просела и открылось отверстие, ведущее в подземелье. Недолго думая, мальчишки решили расширить дыру и проникнуть внутрь. У одного из них очень кстати оказался с собой фонарик.
Спустившись в подземелье, юные разведчики сразу же наткнулись на ступени небольшой каменной лестницы, ведущей вниз. По ней они вышли в длинный коридор, по обеим сторонам которого располагались тяжелые дубовые двери с ручками, покрытыми ржавчиной.
Сразу было видно, что к ним давно никто не прикасался. Пол был покрыт толстым слоем пыли. Похоже, что тут много десятков лет не ступала нога человека. Подергав за ручки, дети убедились, что все они заперты.
Продвигаясь по подземному ходу, они добрались до места, где он раздваивался. Немного поспорив, решили пойти по левому коридору, но вскоре уперлись в тупик, где были нарыты какие-то пещеры, по большей части обвалившиеся.
Тогда ребятишки повернули назад, к развилке, и отправились исследовать правый коридор. Разумеется, всем было страшновато, и они двигались гуськом, держась за руки. Свет фонарика слабел — садились батарейки. Где-то под ногами пискнула мышь, шумно обвалился с потолка ком земли…
И вдруг впереди, в кромешной тьме, появились два больших красных огня. В полной тишине они плыли по воздуху навстречу ребятам. Огни быстро приближались, и ребята поняли, что это… глаза! Круглые, выпуклые, большие, пронзительно завораживающие. Закричав от ужаса, дети бросились назад, к выходу.
Загадка красных глаз
Выбравшись на свежий воздух, отдышались, немного пришли в себя. И обнаружили, что одного из мальчишек не хватает: остался в подземелье. Подождали немного, потом стали кричать в отверстие. Мальчик не отзывался. Спуститься вниз смельчака не нашлось. Разошлись по домам, перепуганные, как нашкодившие котята, и никто, чуя неминуемое наказание, не сказал ни словечка взрослым.
Дело было днем. А вечером родители мальчика, придя с работы, не обнаружили дома сына и забили тревогу. Кто-то из взрослых видел, как мальчишки играли в развалинах храма. Устроили подозрительно притихшим пострелятам «допрос с пристрастием», после которого правда всплыла наружу.
После этого человек десять, вооружившись свечами, фонариком, керосиновой лампой и даже одноствольным ружьем, отправились в подземелье. Почти сразу же обнаружили мальчонку — в тупике: заблудившись в темноте, он кинулся туда, а не к выходу. Он был жив, стоял на коленях, уткнувшись в стену и не отрывая рук от лица. С перепугу он не мог разогнуть их и не говорил ни слова. Мальчишку вынесли наверх и вызвали скорую помощь.
Скорбященская церковь во время большого ремонта. Фото 2009 года
Затем самые смелые решили все же исследовать подземный ход до конца. Важно было понять, куда он ведет и что за чертовщина пригрезилась ребятам. Впереди шагал владелец ружья, держа на всякий случай палец на спусковом крючке, за ним — человек с керосиновой лампой.
Проходя мимо дверей, решили открыть одну из них, но она не поддалась: видимо, разбухла от сырости. Пришлось пустить в ход лом. После этого дверь с треском распахнулась, и спертый воздух хлынул в коридор.
Посредине комнаты на дубовых плахах стоял гроб, а в нем лежал мертвец в черном монашеском одеянии. На краю гроба, ближе к изголовью, сидела большая черная крыса и смотрела на вошедших. Ее шуганули, и она нехотя удалилась в угол — тварь явно считала себя здесь хозяйкой.
Кто-то предположил, что тут была келья, и монах, почувствовав приближение смерти, лег в гроб и навеки уснул. Тихо удалились, чтобы не тревожить покой усопшего, и аккуратно прикрыли за собой дверь.
Именно в этот момент и появились светящиеся глаза. Они быстро приближались, плывя по воздуху и увеличиваясь в размерах. С перепугу владелец ружья пальнул между глаз, но они будто бы и не заметили выстрела.
Очевидец происшествия Юрий Козин рассказывает:
— Спасло тогда людей странное вроде бы обстоятельство. От неосторожного движения керосиновая лампа разбилась, из нее вылился керосин на приклад ружья и загорелся. Незадачливый стрелок держал ружье прикладом вверх, и это выглядело так, будто в руке у него факел. И таинственное чудище, похоже, испугалось именно этого факела. Во всяком случае, глаза остановились, покачиваясь из стороны в сторону. Люди стали отступать, как завороженные, и только у самого выхода с криками кинулись наружу. На следующий день отверстие было тщательно заделано кирпичами и засыпано землей.
А пострадавшего в подземелье мальчика полностью вылечить так и не удалось. Он сумел разогнуть руки, но речь к нему не вернулась. Так он и остался немым и ко всему безучастным, а через три года скончался.
Храм на камнях капища
Множество «страшилок» и древних легенд связано с Веретьевым погостом. Эта заброшенная деревня находится на границе Ивановской и Владимирской областей.
Издревле здесь было уединенное поселение, где вокруг храма располагалось кладбище да несколько домов служителей. И сейчас к старой церкви ведет только одна тропа, поросшая кустарником.
Первая церковь, деревянная, была построена в этом медвежьем углу в XVI веке, чтобы освятить «нечистое» место, где в старину было языческое капище, посвященное богине Мокоши. В реку впадают два ручья, образуя треугольник. В его центре — возвышенность, где и устраивались языческие ритуалы, приносились жертвы, возможно и человеческие.
И вот на месте капища был возведен храм во имя Богородицы. То есть была сделана попытка языческую Мокошь заменить Непорочной Девой. И местные жители, среди которых еще в XVIII веке процветало двоеверие, и в новом храме продолжали молиться старым богам. Тем более что в его основание были положены камни языческих алтарей.
В 1802 году была освящена новая, кирпичная церковь с главным престолом во имя иконы Смоленской Божией Матери. Она принадлежала Суздальскому Покровскому женскому монастырю. В 1923 году обитель была закрыта и разорена, ее участь разделил и Веретьев храм. А жители подались в другие места. В Веретьеве осталась лишь одна старушка-монашка.
В 60-е годы прошлого века сюда нагрянули лихие люди в надежде поживиться иконами и церковной утварью. Но монашка давно уже припрятала все в надежном месте. Бандиты сначала угрожали ей, требуя сказать, где спрятаны ценности, потом стали мучить, но старушка и под пытками не выдала тайны. Нелюди убили ее, но перед смертью монахиня прокляла и их, и это место. Заметая следы, банда сожгла посад.
Правда, кое-кто говорит, что бандиты нашли церковное имущество, но смогли унести лишь часть, а остальное спрятали в самом храме. Этот клад потом пытались найти многие, недаром кладбище перекопано вдоль и поперек.
Веретьев погост — место с сильной отрицательной энергетикой. Почти все побывавшие здесь жаловались на резкое ухудшение самочувствия.
Тягостное впечатление производят развороченные могилы с разломанными крестами, сама церковь в канавах, рытвинах и ямищах. Внутри храма на всех сохранившихся иконах и фресках у святых и ангелов выскоблены глаза.
Кресты сняты с куполов, при этом один из них вкопан в землю на территории кладбища. У здешних растений листья растут почему-то только в верхней части. Стволы деревьев изогнуты, что свидетельствует о тектоническом разломе в земной коре и о том, что оттуда исходит какая-то «дурная» энергия.
Тревога проходит только после того, как удаляешься от погоста. Словно возвращаешься из потустороннего мира.
Одна из участниц экспедиции научно-исследовательского объединения «Муром-Космопоиск» заметила на здании церкви фигуру, похожую на человеческую. А вечером она увидела, что кто-то бродит по первому этажу постройки. Однако все участники экспедиции оказались на месте, в лагере. Этой же девушке при взгляде на руины храма то и дело мерещился образ седобородого священника.
Экстрасенсу Юлии Жулинской удалось сфотографировать в оконных проемах развалин храма два призрачных силуэта. Один из них напоминал женщину с младенцем на руках, второй — голову загадочного жутковатого существа. Напротив одного из окон как раз расположена могила, в которой, судя по надписи на надгробии, похоронен младенец.
Так что предания о здешней «чертовщине», судя по всему, небезосновательны.
Фото Космопоиска с призраками в окнах Веретьева погоста
Валерий НИКОЛАЕВ
Семь церквей, внушающих страх и ужас
Посещение некоторых церквей способно нанести серьезный урон людям со слабой психикой и тонкой душевной организацией.
Представляем вашему вниманию семь церквей, считающихся самыми страшными в мире, и, если еще лет 100 назад многие подобные места люди предпочитали обходить стороной, то теперь эти церкви — обязательные пункты в списках must-visit туристов, жаждущих острых ощущений, а также охотников за привидениями.
1. ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ДЕРЕВНЕ ЛУКОВА (ЧЕХИЯ)
Церковь Святого Георгия в деревне Лукова была построена в 1352 году, до шестидесятых годов прошлого века она была обычной деревенской церковью, каких в Чехии множество, но в 1968 году потолок церкви обвалился прямо во время похорон, и местные жители посчитали, что восстанавливать церковь — удовольствие слишком дорогое. Так они и стояла заброшенной, пока не привлекла внимание художника-скульптора Якуба Хадрава (Jakub Hadrava), который населил церковь фигурами призраков.
По словам скульптора, призраки в церкви — это фигуры судетских немцев, проживавших в пограничных регионах страны до Второй Мировой войны, но изгнанных из Чехословакии в 1945 году.
«Своей инсталляцией я надеюсь показать миру, что все имеет свою историю, и то, что пугает современных людей, в прошлом было просто частью нормальной жизни, а от своей судьбы нельзя убежать», — говорит о своей инсталяции Якуб Хадрава.
Фигуры призраков выполнены из гипса, в который добавлен фосфор, поэтому в темноте они светятся.
Поскольку сегодня церковь Святого Георгия в деревне Лукова начала привлекать толпы туристов, администрация начала выделять средства на ее реконструкцию, ведь подобной досторимечательностью может похвастаться далеко не каждая чешская деревня.
2. ЦЕРКОВЬ ЧАОЯНМЭННЕЙ №81 В ПЕКИНЕ (КИТАЙ)
Церковь, располагающаяся в здании особняка на улице Чаоянмэнней в Пекине, выглядит один в один, как страшный дом из японского фильма ужасов «Проклятие», и, что характерно, с призраками в церкви, построенной в 1910 году, тоже проблем нет.
Изначально в здании располагалась языковая школа, в которой миссионеры с Запада учили китайский язык, а в конце тридцатых годов здание полностью перешло к католической церкви.
Местные жители обходят эту церковь стороной, ибо считается, что в ней проживает призрак британского священника, служившего здесь и исчезнувшего при невыясненных обстоятельствах, а также дух его жены, покончившей с собой после исчезновения мужа. Говорят, по ночам (а то и при свете дня) в коридорах церкви можно услышать женские крики, словом, жуть берет, а мурашки по коже бегают, несмотря на летнюю жару.
Кстати, этому месту посвящен и фильм ужасов «Дом, который не умрет никогда» режиссера Вэй мэн Йипа, снятый в 2014 году, режиссер не побоялся и провел натурные съемки в здании страшной церкви на улице Чаоянмэнней.
3. КОСТЕХРАНИЛИЩЕ В СЕДЛЕЦЕ (ЧЕХИЯ)
Жуткий готический костел в ничем более непримечательном чешском городке Кутна-Гора. Дело в том, что в качестве подручного материала для внутреннего декора часовни резчик по дереву Франтишек Ринт, нанятый в 1870 году владельцами часовни, использовал самые настоящие человеческие кости.
Костей в часовни было, действительно, много, поскольку раньше в Седлеце располагалось кладбище цистерцианского монастыря. В 13 — 15 веках оно было самым популярным и почетным местом захоронения среди жителей Центральной Европы, ведь, считалось, что аббат Генрих, служивший в монастыре, рассыпал по кладбищу землю, привезенную им с Голгофы.
В 1400 году на месте кладбища был возведен собор, кости извлечены из могил и отправлены в усыпальницу.
В 1784 году монастырь закрыли, а землю выкупила семья Шварценбергов, у которых возник закономерный вопрос: что делать с многочисленными костями.
На фото: свой фамильный герб Шварценберги тоже попросили сложить из костей
Проблему они решили, как мы видим, весьма своеобразно: тут и неф «украшен» человеческими костями, и канделябры из костей, и гирлянды из черепов. Тот случай, когда лучше вовсе отказаться от оценочных комментариев.
4. СНАГОВ МОНАСТЫРЬ. РУМЫНИЯ
Монастырь Снагов, расположенный в 40 километрах от Бухареста, считается одним из главных мест паломничества всех любителей фильмов ужасов и классики о вампирах, ведь по легенде именно здесь находится могила Влада III Цепеша, он же — граф Дракула, хотя, на самом деле, Цепеш был никаким не графом, а румынским князем.
Впрочем, могила Дракулы, в данном случае, тоже весьма условная, ведь согласно другой версии, которую многие историки не без основания считают равнозначной, Цепеш был похоронен в монастыре Комана, что расположен в 30 километрах от Будапешта.
Так или иначе, но, что на самом деле произошло с телом самого известного румынского княза, доподлинно неизвестно, большинство, как мы знаем, придерживаются версии не историков, а Брэма Стокера.
5. ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ В ДЕРЕВНЕ ПЛАКЛИ (PLUCKLEY)
В ГРАФСТВЕ КЕНТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Деревня Плакли в графстве Кент — место легендарное, потому что считается, что она может похвастаться самой большой концентрацией привидений на живые души населения. В деревне «проживает» 12 призраков среди которых есть и дух монаха, и дух школьного учителя, покончившего с собой из-за несчастной любви, и дух цыганки, и дух местного фермера, и так далее.
Правда, все это только звучит пугающее, по факту, сама деревушка милая и причесанная, типичный британский countryside. Из общей милоты выделяется лишь местная церковь Святого Николая, которая, действительно, выглядит, как декорации к фильму ужасов в готическом стиле. Ну и старые могильные камни вокруг церкви тоже мрачной атмосфере способствуют.
Считается, что в церкви обитают духи Белой и Красной леди, которые приходят сюда со старого кладбища.
6. ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АЛАБАМЕ (США)
На первый взгляд, пресвитерианская церковь Adams Grove в округе Даллас (штат Алабама) не выглядит пугающе. Построена она была в 1853 году, с 5 июня 1985 года внесена в Национальный регистр исторически ценных культурных объектов США, но вот службы в ней уже много лет не проводятся.
Все дело в том, что местные жители уверены, эта церковь — любимое место привидений, видимо, приходящих сюда с расположенного поблизости церковного кладбища. Местные жители рассказывают, что практически каждый из них видел рядом с церковью призрак солдата Конфедерации, а также говорят, что по ночам у церкви можно наблюдать духов с горящими красными глазами.
На фото: кладбище пресвитерианской церкви Adams Grove
В 2009 году в церкви даже проводили вполне серьезные научные опыты сотрудники Южного Бюро Паранормальных Исследований США, ну, а помимо этого, пресвитерианская церковь в Алабаме — любимое место американских охотников за привидениями.
К сожалению, церковь находится в частной собственности, поэтому для посещения этого места любители пощекотать нервы должны обращаться за разрешением к владельцам.
7. ЦЕРКОВЬ В ДЕРЕВНЕ БОРЛИ (BORLEY CHURCH) В ЭССЕКСЕ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Церковь в английской деревушке Борли графства Эссекс построена настолько давно, что никто даже точно не может сказать когда: исследователи определили, что ее неф можно датировать 11 веком, а вот стены церкви возвели уже в 14-16 веках.
Так или иначе, но место это часто называют самым мистическим в Англии, правда, местные жители до сих пор не определились, кто же в ней обитает: полтергейст или дух сэра Эдварда Уалдегрэйва — члена тайного совета королевы Марии Первой, более известной, как Кровавая Мэри, — его могила находится тут же в церкви.
Сообщается, что по ночам в пустой церкви слышны органная музыка, голоса и шаги призраков, а британские охотники за привидениями также рассказывают, что близ церкви по ночам можно увидеть мерцающие огни.
Между тем, жителей Борли наличие призраков (или полтергейста) в церкви не просто устраивает, но радует, ведь церквушка — единственная достопримечательность их деревни. Да, деревья вокруг церкви пострижены фигурно — на манер книги Стивена Кинга «Сияние».
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Поделиться с друзьями
Surf
Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com
10 зданий религиозного культа, в которых якобы можно встретить привидений
Легенды о домах с привидениями есть, пожалуй, в каждой стране. Считается, что привидения особо любят старинные особняки с «тёмным» прошлым. В нашем обзоре речь о зданиях религиозного культа, в которых якобы были замечены сверхъестественные явления.
1. Собор Сен-Луи
«Собор
Собор Сен-Луи в Новом Орлеане окутан странными мифами и легендами. Первоначально построенный французскими правителями города современный собор не могли окончательно завершить до 1850-х годов. Одним из наиболее известных призраков собора является Пере Дагоберт — священник 18-го века. Дагоберт был известен своей добротой, особенно помощью бедным и неизлечимо больным.
В течение 1760-х годов ряд его прихожан решили восстать против новых испанских правителей города. В основном французские и креольские повстанцы вначале успешно выбили испанцев из города, но пришли регулярные войска. Взбешенный восстанием ирландско-испанский губернатор Алехандро О’Рейли решил не только казнить повстанцев , но и оставить их гниющие тела на пороге собора Сен — Луи. Дагоберт же тайно перезахоронил их в безымянных могилах.
2. Церковь Святого Николая
Церковь Святого Николая в деревне Плакли.
Считается, что церковь Святого Николая в деревне Плакли — наиболее часто посещаемое привидениями место во всей Англии. По самым скромным подсчетам, в Плакли есть не менее 12 активных духов, среди которых есть дух монаха, дух школьного учителя, покончившего с собой из-за неразделенной любви, дух цыганки, дух местного фермера и т. д. В самой церкви живут призраки леди Деринг и Дамы в красном, которая ищет погост для ее потерянного ребенка.
3. Нориджский собор
Нориджский собор — место, где можно увидеть призрак епископа.
Расположенный в Норвиче (Англия Нориджский собор был построен в 1096 году, через 30 лет после знаменитой битвы при Гастингсе. Ранее католический (а ныне англиканский) собор хорошо известен как прекрасный пример англосаксонской архитектуры. Как ни странно, для того, чтобы построить собор, архитекторы уничтожили несколько саксонских зданий (позже выяснилось, что это были культовые места). Современные посетители собора могут не знать об этой истории, но они постоянно заявляют о том, что видели призраков. В частности, турист Керри Лаундерс сделал в 2015 году фотографию, на которой видна призрачная фигура средневекового епископа.
4. Церковь Пресвятой Девы Марии
Церковь Пресвятой Девы Марии в Бедфордшире.
Церковь Святой Марии Богородицы — небольшая приходская церковь в деревне Клопхилл (Бедфордшир, Англия) — одно из самых печально известных религиозных мест во всей Англии. Считается, что церковь стояла заброшенной около 400 лет, пока не была восстановлена в 1840-х годах. После реконструкции у церкви и так был очень маленький приход, но вскоре не осталось почти никого. Начали расползаться слухи, что церковь не была построена надлежащим образом, а то и вовсе была возведена на месте бывшей колонии прокаженных.
В 1963 году о церкви Пресвятой Девы Марии написали газеты всей страны, сообщив о том, что в ней была проведена черная месса местными сатанистами. В частности, было написано, что были раскопаны могилы шести женщин, над останками которых провели обряды некромантии. После этих событий церковь стала популярной среди любителей паранормального во всей стране.
5. Епископальная церковь Святого Павла
Епископальная церковь Святого Павла.
Епископальная церковь Святого Павла была построена в 1838 году в Ки-Уэст, штат Флорида. Всего через восемь лет ее разрушил ураган. Церковь отстроили, но на этом беды не закончились — последующие ураганы и наводнения повредили ее в 1880-е и 1900-е годы. Несмотря на эту историю, большинство церковных призраков можно встретить не в самой церкви, а на кладбище Святого Павла возле нее.
Народная молва утверждает, что самый известный призрак церкви — ее меценат Джон Флеминг. Также зачастую можно встретить беспокойных духов людей, похороненных на кладбище. Связано это с тем, что в 1928 году сильный ураган разрушил погост и разбросал некогда погребенные кости повсюду по округе.
6. Церковь Святой Троицы
Церковь Святой Троицы
Бруклинская достопримечательность — церковь Пресвятой Троицы также считается наиболее часто посещаемым призраками местом в городе. В то время как современная структура была завершена в 1880 году, здание церковной школы было построено прямо на бывшем кладбище. Соответственно, широко распространено мнение о том, что духи, которые когда — то были кладбищенскими привидениями сегодня часто появляются в здании школы. В частности, в ее спортзале видели мерцающие огни, а также слышали шаги и странные голоса. Еще один призрак обитает на колокольне церкви.
7. Церковь святого Андрея
Церковь святого Андрея
Церковь святого Андрея была построена в 1849 году в городе Селкирк (пригород Виннипега). Это самый старый каменный храм в Западной Канаде и, как утверждает молва, его посещают привидения бывших жертв чумы. Также считается, что другие привидения обитают на церковном кладбище. Очевидцы сообщали, что видели призрачного человека, одетого в черное, и таинственную женщину в белом. Кроме того видели бесплотную пару красных глаз и призрак автомобиля недалеко от главного входа в церковь.
8. Церковь Эгг Хилл
Считается, что церковь Эгг Хилл в Пенсильвании является домом для призраков убиенных. Местная легенда гласит, что в конце 19 века, местный священнослужитель решил убить всю свою паству во время службы на Хэллоуин. Он отравил хлеб и вино, которыми угостил всех прихожан, а после этого повесился возле алтаря. Некоторые полагают, что призрак священника часто посещает заброшенную церковь, в то время как другие считают, что призраки жертв преследуют его. К сожалению, для охотников за привидениями, нет абсолютно никаких доказательств, подтверждающих это.
9. Часовня Креста
Часовня Креста
Как и многие другие церкви, часовня Креста в Мэдисоне, штат Миссисипи находится недалеко от кладбища. Живописное каменное сооружение когда — то принадлежало богатой и влиятельной семьи Джонстон. На самом деле, сегодня церковь находится на территории бывшего имения семьи. В этой часовне в 1850 — х годах Хелен Джонстон собиралась выйти замуж за респектабельного молодого человека из местной семьи. Но ее будущий муж трагично погиб прямо перед свадьбой. Убитая горем Хелен посещала его могилу каждый день до собственной смерти в 1916 году. С тех пор, очевидцы утверждают , что возле старого кладбища можно увидеть призрак Хелен.
10. Епископальная Андреевская церковь
Епископальная Андреевская церковь в Статен — Айленд является еще одной англиканской церковью, которую якобы часто посещают привидения. В церкви 18-го века и на жутковатом кладбище рядом с ним слышали потусторонние голоса, бой колоколов и другие шумы, которые не могут быть объяснены наукой.