Содержание
- Первое причастие ребенка после крещения
- Первое причастие ребенка после крещения – первая Евхаристия в его жизни
- Малыш и таинство: Святое причастие
- Причастие после крещения ребенка
- Что нужно для крещения грудничка
- Как проходит обряд крещения младенца
- Причастие грудничка после крещения
- ***
- Как причаститься в церкви
- Нужно ли причащать ребенка
- Как происходит Таинство Причастия
- Как пройти Причастие в церкви
- Как проходит крещение ребенка в церкви – основные этапы обряда
- Что нужно для Причастия в церкви
- Таинство, соединяющее человека с Богом
- Как часто можно причащаться
- Что такое Таинство Причастия
- Причащение больных
- Как правильно причащаться в церкви
Первое причастие ребенка после крещения
Первое причастие ребенка после крещения – первая Евхаристия в его жизни
Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой. Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно. Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения. Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо. Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом. Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление. Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время. Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.
Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле. Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами. В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие. Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни. Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.
Как подготовиться к первому Причастию ребенка после Крещения
Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные. Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению. Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках. Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви. Причащение ребенка после Крещения – важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь. Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.
Как проходит первое Причастие ребенка после Крещения
Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих. Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения. К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа – как своими словами, так и словами из молитвослова, — чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.
Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.
Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите». Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни. Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни.
Малыш и таинство: Святое причастие
Автор Наталья Михайлова 01.05.2012 14:00
Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.
Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.
Полузабытое Таинство милосердия
Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.
Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.
Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.
На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.
С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.
И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: «Причащается Раб Божий…», после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.
Читайте также: Уход от бездуховности для галочки
День причастия — праздничный день. В церкви обычно все друг друга поздравляют. Очень радостно видеть на лицах счастье и душевное спокойствие. Я надеюсь, что наш ребенок подрастет, сам все это увидит и захочет продолжать те основы и традиции, в которых мы его воспитали.
Читайте самое интересное в разделе «Религия»
В отличие от католиков, которые начинают причащаться с определенного возраста (например, в соседней Польше приблизительно с 9 лет), у православных такие ограничения отсутствуют. Даже младенцу, если он крещен в православии, Святая Церковь дарует возможность принять благодать Господню. Но чтобы причастие ребенка совершалось канонически правильно и на пользу, родителям необходимо четко усвоить очень важные, хотя и простые истины.
Прежде всего, уважаемые папы и мамы должны относиться к причащению своего ребенка со всей возможной мерой ответственности. Они должны осознавать, что причастие — это не ритуал и не обряд, и совершается оно не символически. Все эти обывательские и безграмотные суждения не имеют никакого отношения ни к Церкви, ни к христианству. Причастие — это не спектакль, в причастие не играют. И уж тем более это не модное мероприятие, на которое ходят в подражание друзьям и соседям.
А с другой стороны, причастие нельзя воспринимать, как некое волшебное действие, сродни колдовству или «церковной магии». Нет такого понятия «церковная магия» — оно абсурдно и нелепо, потому что Церковь и магия, равно как Церковь и колдовство, абсолютно несовместимы. Причащаясь, мы соединяемся не с безликой потусторонней силой, которой надеемся управлять по своему разумению и желанию, но с Господом Богом, Который Сам управляет нами и по нашей вере воздает нам то, что мы заслужили.
Именно эта возможность внутреннего преображения, ведущая человека к единению с Богом, и составляет непостижимую тайну совершаемого причастия. Отсюда и объяснение, почему причастие является не ритуалом, не обрядом, а именно таинством.
Теперь же обратите внимание на указанное выше: Господь по нашей вере воздает нам то, что мы заслужили. Но можно ли говорить о полноте осознанной веры, если речь заходит о детях? И какая может быть вера у несмышленого карапуза, у грудного младенца? Неужели из этого следует, что причастие малолетних чад содержит в себе иную сакральную природу?
Нет, причастие неизменно — и по своей природе, и по своему значению. Оно одинаково для всех невзирая на возраст. Причастию сопутствуют одни и те же непреложные требования. Но те из требований, которые не в состоянии выполнить дети,естественным образом переносятся на их родителей.
Пока ребенок слишком мал, он представляет собой единое целое с теми, кто его растит и воспитывает. И то, что недостает ему, восполняется верой отца и матери. Восполняется и верой, и личным примером, и обязательным участием в церковных таинствах. Недопустимо, чтобы ребенок регулярно причащался, а родители не молились, не постились и грешили, когда им вздумается. И совершенно немыслимо, если причащается только ребенок, а родители каждый раз приходят для «галочки» — всего лишь присутствуют.
Но, к сожалению, такая ситуация не редкость. А все потому, что отдельные взрослые и вправду не понимают, что творят. Они действительно играют и в веру, и в православие. До них не доходит, что это насмешка над христианством. Они забывают, что подобные игры не остаются без последствий. Потому что Господь не зритель. Он — Судия. И с таких «артистов» спрашивает без снисхождения.
* * *
Итак, чтобы полноценно причастить ребенка, надо подготовиться и родителям.Взрослые люди готовят себя к причастию молитвой, постом и таинством исповеди.
Человек, который желает достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен 2-3 дня усердно молиться как дома (утром и вечером), так и в храме. Дома читаются следующие каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, а также Последование ко святому причащению. Перед днем, который выбран для причастия, надо обязательно побывать на вечерней службе.
С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а если эти 2-3 дня совпадают с периодом строгого поста — и от рыбы тоже.
Человек, готовящий себя к причастию, обязан исповедаться. Желательно это сделать накануне — до или после вечернего богослужения. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать все, что есть на совести. При этом нельзя оправдываться или перекладывать вину на других. Также нельзя кого-либо осуждать или рассказывать о чужих грехах.
Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае — до Херувимской песни. Имейте в виду, чтобез исповеди никто, кроме детей до 7 лет, не может быть допущен к причастию.
По обычаю в отрезок времени между исповедью и святым причащением православные христиане полностью воздерживаются от пищи и воды, а также от курения. Обычай еще не означает категорическое предписание, но после полуночи, накануне причастия, эти запреты становятся строго обязательными. А наутро желающий причаститься отправляется в храм натощак, лишь почистив зубы и прополоскав рот.
Как видим, подготовка взрослого человека к причастию предполагает, говоря доступным языком, самодисциплину и предельную собранность. Именно поэтому некоторые родители выбирают простейший вариант: подводят или подносят к батюшке ребенка, дескать, вот, причастите, окажите милость, а сами мы — не сейчас, как-нибудь потом, когда нам будет удобно. Мол, извините, мы не готовились. Мы не успели. Мы были заняты…
Если младенца причащают каждый день (а в отношении самых маленьких такое не возбраняется — наоборот, приветствуется!), ежедневное причастие для его родителей необязательно. Однако надолго откладывать причастие нельзя! И уж ничто не мешает родителям причащаться вместе с ребенком, если они приводят его в храм (или приносят) один раз в неделю, а то и реже. В этом случае отказы от причастия будут означать не столько лень и не столько слабость характера, сколько откровенное небрежение к вере и Церкви, а заодно — и к собственному дитяти. При таких обстоятельствах ребенок не получит полноценную силу Божией благодати, потому что будет причащаться без поддержки и духовного соучастия родителей.
* * *
Подготовка к причастию детей имеет свои особенности. Повторяю: ребенок до 7 лет допускается к причастию без исповеди. А в отношении пищи соблюдаются определенные условия.
Грудничков кормят как обычно, но не слишком плотно, чтобы во время причастия (или после) не случилось неприятностей. Такое же правило распространяется и на детей до 3-4 лет.
Приблизительно с 3-летнего возраста детей начинают приучать к тому, чтобы они причащались натощак. Но это не должно происходить ускоренными темпами. Объяснить 3-летнему ребенку значение церковных правил довольно сложно, поэтому и не следует принуждать его к голоданию. Здесь необходима постепенная подготовка.
Например, в 3-4 года — легкий завтрак. В 5 лет — сладкий чай и кусочек хлеба. В 6 лет — уже осознанное воздержание от еды и питья накануне причастия.
Впрочем, это приблизительные сроки, ибо дети бывают разные. Кто-то сможет потерпеть и в три года, а кто-то будет мучиться и в семь. Однако ребенок не должен мучиться. Постепенную подготовку нельзя сводить только к выработке привычки. От родителей потребуются и мудрые наставления, и доброта, и ласка. А цель будет достигнута лишь тогда, когда ребенок обретет понимание и внутреннюю твердость. Если ради причастия он по собственному решению откажется от завтрака, то уже поступит, как настоящий православный христианин.
Но имейте в виду: участие в церковных таинствах еще не гарантия того, что ребенок действительно станет настоящим христианином. И возрастающая строгость поста, и само причастие — это лишь одна из сторон христианской жизни. Задача родителей разъяснять и воспитывать — буквально учить своих детей православию. Конечно, с учетом их возраста и общего развития.
Так, например, уже 3-летний ребенок сможет запомнить короткую молитву, чтобы читать ее вместе со взрослыми. Впоследствии он освоит вторую молитву, третью и т.д. Но это не должна быть механическая зубрежка. Если ребенок не будет понимать значения произносимых слов, а главное — не осознает и самый смысл молитвенных обращений к Богу, то подобное обучение пользы не принесет.
В равной степени это касается и таинства причастия. Примерно с того же возраста, с 3-4 лет, необходимо рассказывать ребенку про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных и кормил голодных. А также про то, как Он узнал, что скоро умрет, и собрал Своих учеников на последний совместный ужин. Этот рассказ о том, как наш Спаситель впервые причастил людей, разумеется, будет неполон и упрощен. Но всему свое время. По мере взросления ребенка родители смогут его ознакомить уже непосредственно с текстом Евангелия.
Важно при этом помнить, что вынужденное упрощение сообщаемых ребенку сведений не означает их искажение. Лучше что-то недосказать, чем солгать! Точно так же и во время причастия. Нельзя говорить ребенку: «Вот батюшка тебе вкусненького компотика даст». Подобные формулировки кощунственны. Называйте вещи своими именами: «Батюшка тебе причастие даст. Оно святое и очень хорошее»…
С 7-летнего возраста дети начинают причащаться только после предварительной исповеди. Но, опять же, если у ребенка появится желание и для этого не будет серьезных препятствий, то к таинству исповеди он может приступить и раньше — например, в 6 лет.
Первая исповедь также требует подготовки. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать. Нужно объяснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Обязательно следует подчеркнуть, что любой из грехов, прежде всего, вредит согрешившему: то недоброе, что мы делаем людям, к нам же и возвращается.
Если ребенок испытывает страх перед исповедью, такое чувство необходимо развеять. Предупредите ребенка, что мы исповедуемся Самому Господу Богу, а священник лишь помогает нам в этом. И для батюшки эта помощь чрезвычайно ответственна: обо всем, что говорится во время исповеди, он не расскажет никому и никогда.
Кстати, тот факт, что православные начинают исповедоваться в 7 лет, позволяет многим родителям думать, что дети до этого возраста не грешат. Такое представление в корне неверно. Общеизвестны и детские шалости, порой приводящие к трагическим последствиям, и детская жестокость, и даже преступления, совершаемые детьми. Конечно, дети грешат, и сомневаться в этом не приходится. Греховность, подверженность греху заложены в нас от рождения. Однако ребенок совершает скверные поступки, как правило, непредумышленно или без должного осознания, насколько это плохо. Поэтому он не может в полной мере отвечать за свои грехи. И граница в 7 лет, по большому счету, выбрана условно. Тем не менее, с этого возраста ребенок обязан принять как данность, что за содеянное зло он будет держать ответ не только перед людьми, но и перед Богом.
* * *
К посещению храма ребенка следует приучать с такой же постепенностью.Совсем еще маленьких детей желательно приводить (или приносить) минут за 10-15 перед причастием. А в дальнейшем время пребывания в храме должно увеличиваться. Так, дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, уже могут присутствовать почти на всей литургии.
Родителям грудных младенцев необходимо заранее настроить, успокоить ребенка, чтобы он своим плачем и криком не беспокоил остальных прихожан. Это не всегда достижимо, но прилагать старания нужно. К слову, чем чаще причащают младенцев, тем быстрее они привыкают к церковной обстановке.
Около Святой Чаши грудных младенцев необходимо держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки младенца следует придерживать, чтобы он случайно не толкнул Чашу или не схватил лжицу (ложку).
Если младенец причащается впервые, то, когда его подносят к Чаше, он может испугаться. В таких случаях не нужно причащать ребенка насильно. Пусть он лучше посмотрит, как это делают другие дети. А еще можно дать ему частицу просфоры, поднести его к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что причастят не сегодня, а в следующий раз.
Заслуживают серьезного упрека те из родителей, чьи дети, уже пребывающие в сознательном возрасте, ведут себя в храме, как на игровой площадке: бегают, шумят, веселятся, и тем самым отвлекают верующих. Это совершенно недопустимо! Элементарные правила поведения в общественных местах должны быть привиты сызмальства. Тем паче, если речь идет о храме! Стыдно таким родителям демонстрировать всем и вся свою несостоятельность как воспитателей.
Помимо прочего, родители призваны научить подрастающих детей, как принимать причастие: складывать руки на груди крестообразно (правая рука сверху); возле Чаши не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее; называть священнику свое имя; широко открывать уста и т.д.
Что же касается периодичности, то младенцев обычно причащают чаще (в среднем, 1 раз в неделю), а дети 6-7 лет могут причащаться реже. Насколько реже? Этот вопрос желательно согласовать или с духовником, если таковой имеется, или с любым священником, который сможет помочь советом.
* * *
Церковная практика причащения детей имеет под собой каноническую основу.Она возникла в соответствии с уроком, который преподал Своим ученикам Господь наш Иисус Христос.
В Евангелии от Матфея об этом рассказывается так: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 13, 14).
Это событие описывает и святой апостол Лука: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18: 15, 16).
Святой апостол Марк свидетельствует о том же: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10: 13, 14, 16).
Все это еще раз подтверждает не только важность и прямую необходимость причащения детей, но также и высочайшую ответственность, которая лежит на их родителях.
Игнатий СКОРОДОМСКИЙ.
Причастие после крещения ребенка
Крещение — это первый шаг на пути воспитания христианина. А после крещения для ребенка важнейшим таинством является Причастие. Причащение необходимо для того, чтобы ваш малыш был ближе к Богу и Ангел-хранитель оберегал его от разных неприятностей.
Первое Причастие ребенка после крещения
К причащению допускают деток с момента крещения.
Многие взрослые приводят ребенка на Причастие в церкви далеко не сразу. Объясняют это тем, что младенцу или малышу до трех лет сложно рассказать о том, что именно будет происходить. Но наша принадлежность ко Христу совершенно не зависит от возраста или жизненного опыта. Малыш душой может знать гораздо больше, чем его родители.
Первое Причастие ребенка после крещения может следовать сразу на второй день. Если вы решили крестить малыша на сорокой день после рождения, то на сорок первый можете смело отправляться на Причастие.
Как проходит Причастие ребенка?
В процессе богослужения выносится Чаша с хлебом и разбавленным вином. Над ней читают молитвы и тем самым призывают святого духа Христа. Перед тем, как идти к Чаше, нужно взять у батюшки Благословение.
Детки более старшего возраста складывают руки на груди (правую поверх левой). Малыша взрослый должен посадить на правую руку. Объясните ребенку, что Частичку обязательно нужно проглотить и проследите за этим. Если капля причастия попала на одежду или младенец срыгнул, поставьте в известность батюшку.
Сначала причащают деток, называя при этом их церковное имя. После Причастия ни ребенок, ни вы сами не должны разговаривать. Подведите малыша к столику и дайте запить причастие, а также взять кусочек просфоры. После этого можно приложить ребенка в Распятию.
Как детям готовиться к Причастию ?
Причастие в церкви ребенка — это важный шаг и подготовиться к нему нужно обязательно. Понятно, что для взрослых есть определенные правила. Но ребенку в силу возраста соблюдать их довольно сложно. Вот некоторые рекомендации, как подготовить ребенка к Причастию.
- Грудничка нужно покормить за час-полтора до Причастия. Деток от трех лет следует удержать от пищи вовсе. Но приучать нужно к этому постепенно, внимательно отслеживая самочувствие малыша.
- Самое главное, что нужно для Причастия ребенка, это объяснить ему о простых правилах поведения. Стоять спокойно и не разговаривать, скрестить руки на груди перед Чашей, назвать свое имя и проглотить Дары. Затем подойти к столику с просфорами. Все это вполне по плечу деткам с трех лет.
- Когда вы отправитесь на Причастие после крещения ребенка, не забудьте надеть себе и крохе крестик.
Что нужно для крещения грудничка
Что взять с собой на крещение грудничка
Подготовка к обряду включает и сбор вещей для проведения таинства. С собой при крещении грудничка нужно взять:
- Крестик для ребенка. Считается, что его должен подарить на крестины будущий крестный. Для малыша подойдет серебряный крестик, который по приметам защитит его от сглаза.
- Специальная рубашка или платье. Сегодня в детских магазинах продается множество различных вариантов крестильных рубашек и платьев. Можно сшить такой наряд самостоятельно. По традиции его должна подарить малышу будущая крестная.
- Крыжма или полотенце. В него ребенка заворачивают после купели. По народным поверьям, стирать такое полотенце после крещения нельзя. Если ребенок заболел, то его нужно накрывать крыжмой.
- Свидетельство о рождении младенца и паспорта родителей.
- Одеяло, на котором можно будет переодеть ребенка.
- Пакетик, в который в процессе таинства кладут срезанную прядь волос.
- Необходимые ребенку вещи, такие как подгузники, соску, влажные салфетки и прочее.
- Деньги. Стоимость обряда и другие денежные вопросы лучше заранее обговорить со священником, проводящим таинство.
Как одеть грудничка на крещение
При выборе крестильной рубашки для грудничка стоит отдать предпочтение мягким, удобным и натуральным нарядам.
Лучше, если выбранное одеяние даст возможность легкого доступа к телу малыша. Одежда может быть светлых тонов или белой. Решая, как одеть грудничка на крещение, стоит также учитывать время года, когда происходит обряд, и температуру в церкви, где будут крестить ребенка.
Взрослым, которые собираются присутствовать при крещении грудничка также следует обратить внимание на свою одежду. Не нужно выбирать чересчур праздничных одеяний. Женщинам, а тем более, крестной, стоит надеть юбку или платье достаточной длины, а голову покрыть шарфом или платком. Мужчинам лучше выбрать строгий классический вариант одежды, например, брюки и рубашку.
Как проходит обряд крещения младенца
Продолжительность обряда крещения может составлять до полутора часов. В церковь младенца вносят крестные: обычно девочку вносит крестный, а мальчика – крестная. Ребенок при этом должен быть полностью раздет и завернут в крестильное полотенце или крыжму.
В начале обряда крестные произносят обеты. Они же должны отвечать на вопросы священника, так как малыш еще слишком мал для этого. В процессе проведения таинства батюшка наносит елей на части тела младенца, а затем, символизируя защиту и покровительство Бога, кладет на ребенка руки. После этого крестные читают молитву «Символ веры», находясь возле купели. В ней содержатся обеты выполнять заповеди и не поддаваться дьяволу. Затем батюшка освящает воду в купели и три раза погружает в нее грудничка, сопровождая это чтением молитв.
Дальше происходит обряд миропомазания, в процессе которого совершается крестообразное нанесение мира на голову малыша. После ребенка отдают крестным, и они одевают на него заранее освященный крестик, рубашку или платья, а девочкам – чепчик или косынку. Также священник выстригает прядь волос грудничка как символ покорности. В процессе воцерквления может происходить первое причастие, при котором мальчиков проносят через алтарь, а девочек прикладывают к иконе Богоматери и подносят к вратам.
Заканчивается таинство крещения внесением соответствующих записей в церковные книги и выдачей свидетельства о крещении.
После окончания обряда родители обычно приглашают всех близких и друзей, присутствующих на нем, в гости. Застолье не должно быть чересчур обильным и лучше, если оно не будет сопровождаться употреблением спиртных напитков.
Причастие грудничка после крещения
Причащать можно деток любого возраста после их крещения. Нередко между таинством крещения и причастием грудничка проходит довольно много времени. Родители объясняют это невозможностью объяснить малышу правила поведения во время причащения и основы веры и православной церкви. Однако принадлежность Богу не привязана к возрасту, полу и другим особенностям человека, причащать можно и нужно даже грудных детей. Первое причастие следует провести через несколько дней после крещения.
Как причащают грудничков после крещения
При богослужениях в церкви выносится разбавленное вино и чаша, в которой находятся кусочки хлеба. Над ними священник читает необходимые молитвы, призывая дух Христа. Перед причастием хлебом и вином нужно получить на него благословение батюшки. Младенцев при этом нужно поместить на правую руку сопровождающего взрослого, детям более старшего возраста руки складывают на груди, причем правая должна быть сверху. Необходимо постараться объяснить малышу, что кусочек хлеба нужно проглотить. Детей обычно причащают первыми, при этом батюшке следует сказать церковное имя ребенка.
Существует несколько рекомендаций по проведению обряда причащения:
- Грудных малышей следует покормить примерно за полтора часа до таинства. Детей, которым более трех лет, лучше вообще не кормить перед этим.
- Стоит в зависимости от возраста постараться объяснить ребенку процедуру причастия и его смысл. Во время обряда нужно скрестить руки на груди, не разговаривать, не баловаться и не смеяться, спокойно сказать батюшке свое имя и проглотить частичку.
Отправляясь в церковь на причастие, нужно обязательно надеть на шею малыша крестик.
>Причастие младенцев превращается в профанирование Таинства
По словам саратовского митрополита Лонгина, причащение младенцев постепенно вырождается в чуждое Церкви действие…
***
Причащение младенцев в наших храмах постепенно превращается в чуждое Церкви действие, заявил 16 февраля, отвечая на вопросы телезрителей в эфире программы из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленной студией Саратовской митрополии, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, сообщает издание «Православие и современность».
Такой ответ владыка дал на вопрос зрительницы, должен ли взрослый поститься за младенца и прочитать за него молитвенное правило, прежде чем подходить с ребенком к Причастию.
«Это было бы очень хорошо, — сказал митрополит Лонгин. — Дело в том, что причащение младенцев в наших храмах постепенно превращается в некое, я бы сказал, чуждое Церкви действие.
Почему? Мы, люди старшего поколения, помним, как трудно было привести в церковь ребенка — и младенца, и отрока, поскольку за этим бдительно следили соответствующие инстанции, и люди потом имели неприятности на работе или учебе. Когда в храм ходить стало можно, все мы радовались увеличившемуся количеству детей в храмах. Однако сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией: многие родители знают, что ребеночка можно и нужно причащать, но при этом причащают родители, которые сами очень малое или вообще никакого отношения к церковной жизни не имеют. Когда служишь, выходишь с Чашей — видишь в городских храмах буквально толпу таких родителей, которые вот только что с мороза забежали в храм с ребенком, может, гуляли с ним рядом где-нибудь. Ребенок или кричит, или спит, но вот давайте его срочно причащать… Это превращается буквально в профанирование Таинства. Причем сами родители абсолютно индифферентны. Видно, что им самим никогда в голову не приходило причащаться».
«Все, что Церковь делает с детьми, особенно в младенческом возрасте, — делается по вере родителей, — напомнил владыка. — Почему мы сейчас говорим, что нельзя крестить просто так, когда принесли ребенка люди, совершенно не понимающие, что такое Крещение и что после этого должно измениться в их жизни, жизни ребенка? Мы стараемся сейчас отказывать таким людям, крестя только тех младенцев, родители которых являются воцерковленными людьми и подходят к таинству осознанно. Точно так же и с причащением. Очень больно это видеть, есть даже какой-то момент поругания святыни, когда дети кричат, родители не знают, как их успокоить, и тут же, причастив, бегут из храма. Хорошо, если их остановят и заставят хотя бы перед тем, как дать соску, дать запивку, а они отмахиваются. Это очень неприятно».
Поэтому, продолжил архиерей, он понимает тех, кто советует прежде чем причащать младенца, «если не попоститься, то хотя бы часть правила ко причащению прочитать, чтобы самому подготовиться внутренне». «Я уверен, что это было бы здорово. Обязательного требования нет, но если бы такая привычка привилась у наших верующих людей, это было бы очень хорошо», — отметил архипастырь.
Отвечая далее на вопрос, как часто причащаться взрослому человеку, митрополит Лонгин заметил: «Причащаться каждый человек должен исходя из интенсивности его церковной жизни. Есть люди, которые ходят в церковь регулярно: каждое воскресенье они в храме, и все праздники, и не только на Литургии, но и на всенощном бдении, весь год соблюдают среду и пятницу, все посты, читают дома Евангелие, молятся, стараются все время хранить память о Боге. Я думаю, что таким людям можно причащаться раз в неделю или раз в две недели, в зависимости от их устроения. Этот вопрос всегда решается индивидуально с духовником.
А если человек ходит в церковь гораздо реже, знает, что он впадает в какие-то грехи, я думаю, здесь нужно воздерживаться от очень частого причащения. Хотя, конечно, причащаться нужно чаще, и чем чаще, тем лучше, — но при условии готовности к причащению, очищения своего сердца исповедью, чтения молитвенного правила. Не механического вычитывания: вот я встал и вычитываю каноны и акафисты… Молитва тогда называется молитвой, когда она имеет отклик в человеческом сердце, когда человек действительно может сказать: «Да, я помолился». Не просто вычитал (ведь есть даже такое выражение «вычитать правило»), а действительно помолился. Тогда Господь как-то извещает человека, и он идет к Причастию в умиротворенном состоянии, в добром расположении».
«Как не утратить страха Божия? Это очень сложный вопрос, потому что страх Божий можно утратить, причащаясь часто, — и еще легче его утратить, причащаясь редко. Эта опасность подстегает и мирян и, в еще большей степени, священников, потому что и для священника непросто сохранять чувство благоговения. У всех нас есть такая особенность: мы привыкаем ко всему, и достаточно быстро. А Бог, Церковь, богослужение — это то, к чему ни в коем случае нельзя привыкать, в плохом смысле этого слова. Человек должен поддерживать в себе ощущение новизны и постоянного присутствия пред очами Божиими. Это результат правильного устроения и правильной духовной жизни. Это непросто. Состояния уныния, богооставленности, то, что называют сердечным окаменением, думаю, испытывал каждый человек. Если мы вспомним святителя Тихона Задонского, у него месяцами были уныние и отчаяние, но он боролся с ними. Если человек имеет постоянство, надежду на Бога, то Господь помогает ему эти состояния преодолевать», — заключил митрополит Лонгин.
Русская народная линия — 20.02.2013.
Как причаститься в церкви
Практически все слышали название данного обряда, но немногие люди понимают, как правильно причащаться в церкви. Расскажу об основных правилах и дам рекомендации.
Важно понимать, что причащение в церкви – обряд, которые предполагает, что человек готов преобразить и свое тело, и потрясти свою душу. Что важно соблюдать при подготовке к обряду, во время и после него:
Что важно соблюдать при подготовке к обряду, во время и после него:
- Вы должны максимально осознавать, на что идете. Понимать, для чего вам это нужно. Не любопытства ради, а для чего? Ответьте на этот вопрос честно, и вы поймете, нужен ли вам вообще обряд.
- В храмах такая энергетика, что большинство людей ощущают некий трепет, чувство священного благоговения. Если вы совершенно равнодушны, возможно, вам не стоит думать о том, как причаститься. Ваша душа не готова – она не ощущает связи с Богом.
- Только искренне верующий человек должен причащаться. Иначе в чем смысл этого действия? Событие повлияет лишь на того, кто чувствует, понимает Бога, верит в него и хочет заручиться его поддержкой.
- До обряда нужно разобраться во всем смысле этого великого таинства, чтобы полностью отдавать отчет в том, что будет происходить.
- Причастие в церкви имеет свои правила – состояние души человека должно быть умиротворенным и спокойным. Лучше заранее очиститься от негативных эмоций, обид и претензий. Внутреннее состояние, эмоции крайне важны.
Нужно ли причащать ребенка
Встреча малыша с Богом – важное событие в жизни первого. У него еще не сформировалось своего отношения к Господу
Здесь нужно помочь сыну или дочери адаптироваться в новой среде. Родители даже отмечают, что их младенец меньше болеет, когда начинает причащаться.
1. Ребенку необходимо участвовать в данном обряде, поскольку тогда его Небесный Покровитель будет находиться рядом.
2. Молодые родители часто задаются вопросом, как часто причащать детей.
3. До 7 лет это можно делать регулярно на литургии, которая служится в воскресные и праздничные дни.
Взрослые люди, которые с детства принимали участие в таинствах церковных, мыслят шире, уделяя особое внимание духовным ценностям. Это помогает им сохранить нравственную чистоту, стремление быть милосердными к слабостям ближних и веру в то, что в нашей жизни все происходит не случайно
В какие дни причащают детей в церкви – правила.
Как происходит Таинство Причастия
Дети до семи лет идут к Причастию без исповеди. Взрослые должны исповедоваться, рассказав священнику свои содеянные грехи, искренне раскаиваясь. Исповедь совершается в храмах или вечером после вечернего богослужения, или утром перед началом литургии.
Исповедание обычно происходит в храме при большом количестве народа, поэтому нужно уважать секрет исповеди, не тесниться рядом со священником, и не волновать исповедующегося, открывающего свои проступки священнику. Служитель Бога спрашивает о грехах не для своего интереса, а выступает как посланник от Господа.
В храме утром служится Литургия. Во сколько начинается служба узнавать в определенном храме, так как расписание у всех разное. Литургия— это главное Богослужение, изумительное по красоте таинство, которое имеет глубокое содержание и значение. Оно состоит из древних песнопений и направлено на то, чтобы с молитвами приступить ко Причастию. Причастники душевно молятся на этой службе и в завершении благоговейно причащаются.
Перед причастием происходит Литургия
Причастие супружеские пары проходят перед важным шагом в своей жизни — принятием брака, который заключен на небесах, перед Венчанием. Причастие проходит за несколько дней до официального торжества. Вечером перед сном читают молитвы к причастию. А утром не употребляя пищи, идут на службу. Рекомендация одна перед венчанием – будьте искренни друг с другом, и Божья благодать лишь крепче свяжет любящие сердца. Чутко прислушивайтесь к молитвам, читаемым священником и молитесь вместе с ним
Лишь то, что произносит священником и поется хором, важное и необходимое для многих лет совместной жизни
После Крещения грудничков также нужно причащать. Ребенок обязан жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть, и маленький человек будет расти с мертвой душой. Позже его может захватить недобрая сила, даже до душевного заболевания, до безумства. А если такого не случится, просто вырастет человек с не очень добрым нравом. Если ребенка причащают по всем правилам, тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати. Великим постом младенцев причащают только по субботним и воскресным дням.
Руки следует сложить крестообразно
Итак, как же происходит само действо. После того, как выстроилась очередь следует:
- на груди сложить руки крестообразно, правая сверху
- когда подойдет ваша очередь подойти к священнику, назовите свое имя и, открыв рот, возьмите с ложечки у священника кусочек просфоры с вином
- после того, как помощники промокнут ваши губы полотном, поцелуйте чашу
- с таким же положением рук, не разговаривая ни с кем, подойдите к столику к запивкой и, выпив ее, возьмите просфору
- после обряда стоит прослушать благодарственные молитвы
Как пройти Причастие в церкви
Многие слышали об этом обряде, но не все знают как подготовится к причастию в церкви. Данный обряд подразумевает преображение тела и потрясение души. Прежде всего:
- необходимо трепетно и осознанно отнестись к этому событию,
- искренне верить в Христа,
- понимать смысл таинства,
- нужно понимать свое недостоинство принятия такого великого дара,
- в душе должно быть умиротворение ( простить всех и примериться),
- желательно предварительно прочитать такие молитвы как «Последование к Святому Причащению»,
- после проведения обряда необходимо читать «Благодарственные молитвы по Святому Причащению».
Кроме перечисленных пунктов необходимо помнить, что лучше всего перед принятием Тела и Крови Господних помогут очистить Ваше тело и душу пост и исповедь.
Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona
Само таинство совершается в церкви на богослужении, которое именуют литургией. В основном оно совершается в первой половине дня. Более точно о времени и дня проведения стоит осведомится в храме, который Вы выбрали.
Сколько длится Причастие
В основном литургия начинается в период с семи до десяти часов. Продолжительность зависит от характера службы, а также от количества причащающихся. Может продлиться от полутора часа и до 5 часов. Те, кто готовится к причастию должны быть на службе с ее начала, а также рекомендуют присутствовать и на вечернем богослужении, которое принято считать подготовкой к литургии и самому обряду причастия.
По каким дням причастие? В соборах и монастырях литургии правят ежедневно, а вот в приходских храмах такое действие происходит в основном в воскресные дни или церковные праздники.
Как проходит таинство
Можно прийти накануне на вечернюю службу и прочитать определенные молитвы. В день проведения данного обряда стоит раньше прийти в храм. Во время проведения литургии не стоит покидать храм. Участвуйте в чтении молитв до тех пор, пока священник не выйдет из-за алтаря с чашей и не призовет всех к причастию. После этого все должны выстроится в очередь. Первыми идут дети, далее немощные, потом мужчины и за ними женщины.
Как проходит крещение ребенка в церкви – основные этапы обряда
Таинству крещения предшествует чин наречения именем.
- Если имя крещаемого значится в Святцах, то батюшка выбирает небесного покровителя из списка святых с таким же именем.
- Если имя, которым назван ребенок, нет в православном календаре, то подбирают созвучное ему, например, Егор – Георгий, Марьяна – Мариамна.
- Когда похожего имени нет, то нарекают именем святого, которого почитают в день рождения малыша.
Перед таинством ребенка полностью раздевают и держат в одних пеленках. Если в храме прохладно, то разрешается некоторую одежду оставить, оголив грудку, ручки и ножки.
Само таинство крещения начинается чином оглашения. Священник возлагает руку на крещаемого и произносит слова молитвы, в которой просит Бога разрешить крещаемому приступить к Его имени Господнему и заручится Его защитой.
Отречение от дьявола и сочетание с Христом
По церковной традиции вместо младенца восприемники отрекаются от диавола и сочетаются с Христом.
Вначале священник просит крестных родителей с крещаемым повернуться на запад, став спиной к алтарю (символически эта сторона считается обителью сатаны) и произнести слова отречения от дьявола и его злых деяний, затем дунуть и плюнуть в знак презрения нечистого. После батюшка говорит повернуться к востоку, к стороне Господа, и дать согласие на сочетание с Христом. Данный этап завершается прочтением молитвы , которую крестным необходимо знать наизусть и понимать ее смысл.
Само Крещение
Далее батюшка проводит освящение елея и воды в купели. Перед погружением младенца в купель елеем помазывает грудь, ушки, руки, ноги, чтобы укрепить ребенка на борьбу с дьяволом, которую православному христианину придется вести на протяжении всей жизни.
Наступает кульминация таинства:
- Батюшка трижды погружает ребенка в воду со словами: «Крещается раб Божий (раба Божия) (Имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь», что символизирует смерть для греха и возрождение для новой праведной жизни.
- Восприемник принимает новокрещенного от купели в крыжму.
- Ребенка тщательно вытирают и одевают в белую крестильную рубашку, как символ чистоты души.
- Батюшка накладывает малышу на грудь крестик.
Миропомазание
Сразу после крещения следует таинство Миропомазания, наделяющее новокрещенного благодатной силой Святого Духа:
- Кистью, смоченной священным благоуханным маслом, батюшка наносит крестики на лицо и другие части тела с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».
- Затем священник с восприемниками и новокрещенным три раза обходят купель, после чего батюшка омывает и обтирает миро с тела ребенка, проговаривая: «Ты крестился, просветился, миропомазался, освятился, омылся, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
- Завершается обряд крещения крестовидным пострижением волос с головы ребенка в знак служения Богу со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) (Имя), во имя Отца и Сына и Святого Духа». Священник состригает небольшие локоны волос с четырех сторон головы, скатывает их в шарик с воском, который после опускает в купель.
В заключение читается молитва о восприемнике и новокрещенном, упоминая имя небесного покровителя ребенка, сугубая ектения и отпуст.
Над крещеным ребенком после 40-го дня от рождения проводится чин воцерковления. Батюшка трижды приподнимает младенца и изображает им крестное знамение в притворе храма, посреди храма и у Царских Врат со словами: «Воцерковляется раб Божий (раба Божья) во имя Отца и Сына, и Святого Духа».
- Девочку священнослужитель подносит у Царским Вратам и прикладывает к образу Пресвятой Богородицы, и этим воцерковление завершается.
- Мальчика, как потенциального священнослужителя, батюшка вносит в алтарь через северную дверь, обходит престол кругом, мимо горнего места, далее прикладывает к образу Спасителя и передает родителям или восприемникам.
Причастие
Иногда причастие проходит сразу после крещения, но чаще всего священник приглашает родителей прийти с ребенком в другой день, например, через неделю. В назначенный день маме с малышом разрешается подойти ближе к окончанию утренней службы, после которой следует Причащение, где младенца причащают вином (Кровью Христа).
Сколько длится обряд крещения
Длительность обряда зависит от количества крещающихся. Индивидуальное таинство занимает около 40 минут, групповое – до 1 часа.
Что нужно для Причастия в церкви
После того, как выстроилась очередь необходимо:
- сложить руки крестообразно на груди,
- перед чашей накладывать крестное знамение не принято,
- после подхода Вашей очереди к священнику необходимо назвать свое имя и открыть рот, чтобы положить лжицу с частью Крови и Тела,
- хорошо оближите лжицу губами,
- после промакивания губ платком необходимо поцеловать край чаши,
- не разговаривая и не прикладываясь к иконам нужно отойти от амвона и взять «запивку» (вино со святой водой и часть просфоры),
- после обряда стоит прочитать или прослушать благодарственные молитвы.
После проведения такого таинства стоит хранить свою душу и тело от грехов и прочих негативных влияний. Многие священнослужители говорят о том, что проводить такой ритуал стоит хотя бы раз в месяц. Так мы помогаем нашей душе очистится. Ведь длительный отказ от него может привести к бедствию души. Она начнет смердеть грехами и страстями, количество которых зависит от длительности удержания нас от таинства.
Причащаться или нет – это выбор сугубо каждого. Помните только о том, что Вы должны осознанно подойти к данному процессу.
Господь всегда с Вами!
Добрый день.Да, прощение обидчиков необходимо для каждого верующего человека. Но, к сожалению, просто внутренне убедить себя, что мы якобы простили обидчика, будет недостаточно. Для этого нужны хотя бы какие-то конкретные действия. С точки зрения обычной, мирской справедливости, мы имеем полное право обижаться на некоторых людей, злиться на них, испытывать целую гамму негативных чувств к тем, кто нас обидел (особенно, если обида сильная и несправедливая). Но совершенно не так обстоят дела, если взглянуть на них с христианской точки зрения. Какой пример подал нам Христос? Он не только не проклинал своих распинателей, не желал им зла, но Он молился за них. Он просил Отца Небесного помиловать этих людей, «ибо не ведают, что творят». По этому примеру и мы должны поступать так же с теми, кто нас обижает.
На практике это вовсе не означает, что мы не можем испытывать негативные чувства и эмоции к тем людям, кто нас обижает. Но при этом мы должны сделать все действия, которые от нас зависят, чтобы окончить конфликт. Если мы находимся с человеком в ссоре, мы должны первыми подойти, поговорить, выразить сочувствие, что произошел конфликт. Даже если мы не виноваты в сложившейся ситуации, будучи православными христианами, мы должны попытаться сгладить конфликт. Это не означает, что мы должны как-то унижаться перед обидчиком, давать право нас дальше обижать и так далее. Нет, вполне можно и нужно сказать, что вы считаете неприемлемым какое-то поведение по отношению к вам
Но при этом важно засвидетельствовать, что вы не хотите развития конфликта дальше. С нашей стороны мы должны не мстить, не желать зла обидчику, не делать ему плохо
При этом реакция обидевшего человека, к которому вы первые подошли для решения конфликта — это уже не ваша ответственность. Человек может принять вашу сторону, помириться с вами, попросить прощения. Это самый лучший вариант. Но, к сожалению, не каждый человек готов признать свои ошибки. Тем не менее, даже если вы целиком уверенны, что обидевший вас человек не пойдет на контакт — со своей стороны нужно сделать все, что от вас зависит. Тогда вы уже не будете отвечать перед Господом за тот негатив, ненависть и отсутствие любви межу вами. А за то, как отреагировал ваш обидчик, он понесет свой ответ.
Конечно, подойти с примирением к обидевшему нас человеку очень трудно. Но, сделав это, на душе появляется неописуемая легкость, вне зависимости от того, как вас приняли. Так действует благодать Божья, когда мы понуждаем себя выполнять Божьи заповеди.Помогай вам, Господь.
Таинство, соединяющее человека с Богом
Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.
И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».
Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах
О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?» . Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.
Как часто можно причащаться
Каждого верующего интересует вопрос о том, как часто можно совершать причащение в церкви. И единого ответа на данный вопрос не существует. Кто-то считает, что злоупотреблять причащением не стоит, другие же, наоборот, рекомендуют приступать к принятию Святых Даров как можно чаще, но не более одного раза в день. Что же говорят святые отцы церкви на это? Иоанн Кронштадтский призывал вспомнить практику первых христиан, у которых было принято отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трех недель. Серафим Саровский завещал сестрам из Дивеево причащаться как можно чаще. А тем, кто считает себя недостойным Причащения, но имеет раскаяние в сердце, ни в коем случае не отказываться от принятия Святых Тайн Христовых. Потому как, причащаясь, очищается и светлеет, и чем чаще будет причащаться, тем больше вероятность на спасение.
Очень благоприятно причащаться в именины и дни рождения, супругам в их годовщину.
В то же время, как объяснить вечные споры о том, как часто можно причащаться? Бытует мнение, что как монахам, так и обычным мирянам нельзя причащаться чаще одного раза в месяц. Раз в неделю – это уже грех, так называемая «прелесть», исходящая от лукавого. Правда ли это? Священник Даниил Сысоев в своей книге дал подробное объяснение этому. Он утверждает, что количество людей, причащающихся больше одного раза в месяц, ничтожно мало, это воцерковленные личности, или те, которые имеют духовного наставника над собой. Многие священнослужители сходятся во мнении, что если человек в глубине души готов к этому, то может причащаться хоть каждый день, ничего плохого в этом нет. Весь грех состоит в том, если человек без должного покаяния подходит к чаше, не подготовившись к этому должным образом, не простив всех своих обидчиков.
Конечно же, каждый решает для себя сам со своим духовником, как часто ему приступать к Святой Чаше. Это зависит в первую очередь от подготовленности души, любви к Господу и силы покаяния. В любом случае, для воцерковленной, праведной жизни стоит причащаться как минимум раз в месяц. Кого-то из христиан батюшки благословляют на причащение и чаще.
Что такое Таинство Причастия
Что такое Причастие? Причастие – дар Бога людям. Суть дара – возможность быть ближе к Христу, быть с ним как с другом в самых тесных отношениях. Обычай вкушения просфоры с вином как способ соединения с Богом — очень древний. Таинство причащения Христос ввел в Великий Четверг, за день до распятия, за 3 дня до Воскресения.
Установил Он это таинство на Тайной Вечери, то есть во время последнего ужина с учениками. На том ужине он освятил чашу, хлеб и вино. На Причастии получают частичку Бога — просфору и вино, символизируя Тело и Кровь самого Господа. Сложился обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них — женщины. Возле чаши не крестятся, чтобы случайно не задеть и не опрокинуть ее.
Причастие — это дар Божий
Важное в таинстве Причащения соединение с Богом. Причащаясь Телом и Кровью нашего Спасителя от единой Чаши, мы тем самым соединяемся и друг с другом
Молитва в храме повод проявить признак своего дружелюбия к друзьям Христа. Что такое Причастие в церкви можно понять только побывав на нем.
Сейчас большинство людей крещены, но не просвещены, то есть не имеют базовых знаний о вере и тем более о церковных Таинствах. Но когда человек не участвует в таинствах Церкви, ему очень сложно противостоять тем соблазнам и искушениям, в которые постоянно приводит его земная суматоха. Душа человека желает духовного общения, но ищет, порой, его совсем не там, ищет рая, но часто ошибается в своем поиске.
Причащение больных
На Первом Вселенском Соборе было определено, чтобы тяжелобольной человек не лишался причащения. Если человек не в состоянии принять причащение в церкви, это легко решается, ведь церковь позволяет причащать больных на дому.Священнослужитель готов в любое время прийти к больному, кроме времени от Херувимской песни до конца литургии. В любое другое богослужение священник обязан остановить службу ради страждущего и поспешить к нему. В церкви в это время читают псалмы для назидания верующих.
Больных разрешено допускать к принятию Святых Тайн без какой либо подготовки, молитвы, поста. Но исповедаться в грехах им все равно необходимо. Также тяжелобольных разрешено причащать после принятия пищи.
Часто случаются чудеса, когда, казалось бы, неизлечимые люди после причащения вставали на ноги. Священнослужители часто ходят в больнице поддержать тяжелобольных, принять исповедание, причастить их. Но многие отказываются. Одни по причине брезгливости, другие не хотят накликать беду в палату. Однако тем, кто не поддался всяким сомнениям и суевериям, может быть даровано чудодейственное исцеление.
Как правильно причащаться в церкви
Принято следовать правилам, указывающим . После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.
В такой момент не надо суетиться, создавать толпу – неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.
Как подготовиться к причастию?
Подготовка к причастию взрослого человека – выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.
Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.
Пост перед причастием
Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.
Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку – нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.
Молитвы перед причастием
В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:
- канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
- канон молебный ко Пресвятой Богородице;
- канон Ангелу Хранителю;
- последование ко Святому Причащению.
Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.