Содержание
- Православный храм: внешнее и внутреннее устройство — Алтарь
- Престол в православном храме. Инфографика
- На престоле
- Алтарь в православной церкви: его внешнее и внутреннее устройство
- Что представляет собой алтарь
- Святой престол
- Дарохранительница, мирница и дароносица
- Семисвечник и запрестольный крест
- Жертвенник
- Прочие богослужебные предметы
- Жертвенник в Храме
- Смысл жертвоприношений
- Жертвенники на Храмовой горе
- Где приносились жертвы до строительства Храма?
- Жертвенники в Храме
- Из чего строились жертвенники?
- Как выглядел жертвенник?
- Внешний вид Жертвенника во Втором Храме
- Можно ли в наше время восстановить жертвоприношения?
- Жертвенник (в православном храме)
- Рубрики
Православный храм: внешнее и внутреннее устройство — Алтарь
Алтарная часть храма. Фото: www.nesterov-cerkov.ru
Алтарь. Третья, восточная часть церкви называется алтарь. Эта часть храма символизирует рай, духовное небо и символизирует место, где находится Господь. Это главная часть в церкви и место, куда могут входить все священнослужители и иподиаконы и чтецы. А еще в алтарь могут входить мужчины получившие благословение настоятеля храма или архиерея.
Алтарь. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua
Женщинам строго запрещается входить в алтарь. В древности сюда могло входить женщины-диаконисы. Это женщины, которые занимались подготовкой женщин оглашенных. В алтаре священнослужители совершают богослужения и требы. Православный храм покрыт церковными фресками, изображающие сцены из жизни Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Кроме того, фрески могут изображать образы Бога Отца, Сына Божия, Пресвятой Троицы, Божией Матери, святых и т. д.
Св. Престол. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua
Св. Престол. В центре алтаря находится Св. Престол. Это главная святыня каждой церкви, это особенное место, мето пребывания Бога. Св. Престол – это стол, покрытый красивой парчовой тканью. Под каждым церковного престола находится частица мощей святого. Положение частицы мощей святого происходит со времен, когда в первые три века христиане были гонимы, они совершали богослужение в катакомбах на гробах умерших братьев по вере. Положение частицы мощей святого в престол является обязательной, и без нее не можется совершиться ни одно богослужение в храме.
Св. Престол. Фото: www.azbyka.ru
Есть и передвижные Св. Престолы, так называемые походные престолы. Они используются, например, там, где не возможно построить храм, в миссионерской деятельности, когда еще церковь не построена, а необходимо совершать Св. Таинстава, во время военных действий, длительных экспедиций…
На Св. Престоле обычно священники совершают Литургию. На престоле приготовляется Св. Причастие.
Богослужебные предметы находящиеся на Св. Престоле. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua
На Св. Престоле находятся следующие богослужебные предметы: крест, с которым священник благословляет верующих, Св. Евангелие, антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа. Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон. Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Св. Даров. В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.
Дарохранительница. Фото: www.yapokrov.ru
Дарохранительница. Здесь, также, находится лампада, два подсвечника по одной свечой, которые находятся на правой и левой стороне на престоле и дарохранильница. Дарохранительница имеет форму маленькой церкви или гробницы.
Алавастр или мирница. В алавастре хранится Св. Миро и находится возле дарохранительницы.
Мирница. Фото: www.yapokrov.ru
Дароносица. Дарохранительница предназначена для сохранения Св. Даров для больных православных христиан и дароносица. С ней иерей приносит на дом и причащает тяжело больных, трудно передвигающихся и неподвижных прихожан, которые физически не могут сами прийти в храм и приять Св. Дары.
Дароносица. Фото: www.yapokrov.ru
Семисвечник. За престолом находится семисвечник – подсвечник на высокой подставкой с семью свечами. В древней Православной Церкви не было семисвечника в церковном алтаре. В древности на престоле зажигались только две свечи. Они символизируют две природы Сына Божия – божественную и человеческую. Он позже появился в православных молитвенных домах. Сегодня он является обязательным богослужебным предметом в алтаре в церкви. Корни семисвечника в православном храме уходят к Ветхозаветному иудейскому храму.
Семисвечник. Фото: www.yapokrov.ru
Семисвечник имеет более чем один символ. О его символах мы узнаем из последней книги Нового Завета — Откровение, написанная Св. Иоанном Богословов. Из этой священной книги мы узнаем, что симисвечник символизируют семь духов Божиих, семь православных церковных таинств, семь церквей, семь чаш гнева Божиего, семь громов, семь печатей таинственной книги, семь ангельских труб.
Запрестольный крест и запрестольный выностной крест. Фото: www.yapokrov.ru
Запрестольный крест. Возле семисвечника находится и запрестольный крест с Распятием Иисуса Христа. Это большой деревянный крест с изображением распятого на кресте Спасителя.
Жертвенник. Кроме престола в святой святых в православном молитвенном доме находится жертвенник. Он расположен в левой, северной стороне престола. Жертвенник еще называется предложением или протисисотом. По своим размерам, он почти тождественный с престолом и имеет ту же высоту что и престол. В первые века строительства православных храмов жертвенник не находился в алтаре. Он позже был перенесен в алтарь.
Жертвенник. Фото: www.azbyka.ru
На жертвеннике находятся следующие священные предметы: Св. Чаша или Св. Потир. Это Священная Чаша, в которую наливают воду и вино. Св. Потир является символом Крови Иисуса Христа. Дискос – это плоский круглый металлический сосуд в форме диска. На него ставится хлеб для Св. Причастия. Причастный хлеб символизирует Тело Сына Божьего. Копие – это металлическая палочка, похожая на маленький нож, с помощью который вынимаются частицы из причастного хлеба, во время Проскомидии. Символ копия является копье, с которым был пронизан распятый Спаситель. Звездица – это две дуги, сверху соединенные крестом. Он служит для того, когда дискос с вытащенными частицами причастного хлеба покрывается покровцами. Поэтому, между дискосом и покровцами ставится здездица, чтобы частицы не касались покровцов. Металлическая чашка для теплой воды, которая называется теплота. Лжица для причастия. Эта ложечка используется для мирян в храме. Воздух – это четырехугольная ткань размером семьдесят по семьдесят сантиметров, покровцы – ткани, имеющие крестообразную форму, губка и так далее. На жертвеннике совершается проскомидия — первая часть Литургии.
В алтаре находятся другие богослужебные предметы, как кадило или кадильница, дикирий, трикирий и две рипиды.
Дикирий – это подсвечник с двумя свечами, которые символизируют две природы Нашего Господа Иисуса Христа – человеческую и божественную. Соответственно, трикирий – это подсвечник с тремя свечами, символизирующий три Лица Святой Троицы. Они используются митрополитами и патриархом, когда служат в храме с местным священником и благословляют ими прихожан.
Дикирий, трикий и рипида. Фото: www.azbyka.ru
Рипида – металлический круг на длинном шесте. В ранние века христианства они были сделаны из перьев павлина и служили для того чтобы отгонять насекомых от Св. Причастие. В настоящее время они имеют духовную символику. Они символизируют присутствие ангельских сил над Телом и Кровью Христовых.
Кадильница. Фото Илья Свинковский, www.foma.rukadilo.html
Ризница. А еще в алтаре есть ризница. Она расположена в правой стороне от престола. Это место, где одеваются священнослужители и сохраняются богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Также, здесь сохранятся церковная утварь и богослужебные книги. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего является обыкновенный гардероб. В небольших и сельских Божьих домах в Болгарии ризницей „служит” стол, на котором лежат богослужебные облачения.
Горнее место с архиерейским троном. Фото: www.simvol-veri.ru
Горнее место. Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горнее место. Оно „вошло” в алтарь с древних времен. Это возвышенное место за престолом, где в древности находилось кресло архиепископа – архиерейский трон. Сегодня этот трон в болгарских православных храмах находится в наосе.
Использаванны материалы
1. Статья „Кто может входить в храм”. — https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Статья „Клирос” — https://ru.wikipedia.org/wiki/
3.„Устройство православного храма”. — http://berezniki.cerkov.ru/ustrojstvo-pravoslavnogo-xrama/
4. Макариополски епископ д-р Николай и ар химандрит д-р Серафим, „Храм” — http://www.pravmladeji.org/node/36
5. «Алтарь и церковная утварь”, Храм Пресвятой Богорицы в г. Балканабату (Туркменистан) — http://www.balkanabat.prihod.ru/
Виталий Чеботар
магистр богословия
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
Престол в православном храме. Инфографика
Святой престол —
освященный четырехугольный стол для совершения Евхаристии.
Находится в центре алтаря храма.
Общие характеристики
Высота: 1 метр
Материалы: дерево, железо, мрамор
- На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.
Фото Владимира Ештокина
- Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.
Фото Юлии Маковейчук
- Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».
На престоле
Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере
Видимые элементы
1. Напрестольный Крест
Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.
2. Антиминс
(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)
Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.
3. Дарохранительница
Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.
4. Напрестольное Евангелие
Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.
5. Илитон
(греч. «обертка»)
Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.
6. Индития
(греч. «верхняя нарядная одежда»)
Фото Юлии Маковейчук
Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.
Невидимые элементы
а) Ковчежец с мощами
Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен
с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.
б) Катасарка
(греч. «нижняя рубашка»)
Фото Юлии Маковейчук
Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.
в) Вервие
Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.
Алтарь в православной церкви: его внешнее и внутреннее устройство
Православные верующие зачастую приходят в храмы и церкви для того, чтобы преклониться пред святыми иконами, помолиться им о здоровье близких людей, покаяться и т.д. Но мало кому известно, как устроены святые места, какие важные части в нем существуют, и какова их значимость. Храмовые строения, как правило, состоят их трёх важнейших частей — это алтарь с солеей, притвор и собственно сам храм.
Что представляет собой алтарь
Алтарь — это третья храмовая часть, располагающаяся в восточной стороне. Считается, что именно алтарь — это символ рая, духовного неба и места, в котором пребывает Господь. Будучи основной частью церкви, ее могут посещать исключительно мужчины (священники, иподиаконы и чтецы). Помимо этого, посетить право алтарь имеют мужчины, которые благословлены на это церковным настоятелем или архиереем.
Что касается женщин, то они не могут входить в эту часть храма. Буквально несколько столетий назад это место было открыто для посещения диаконисами, занимающимися подготовкой оглашенных женщин. Сейчас же алтарь служит местом для совершения служений и треб священнослужителями мужского пола.
Алтарь состоит из нескольких основных частей:
Алтарные стены могут покрываться различными фресками, изображающими библейские сюжеты, Спасителя, Богородицу, святых и т.д. Чтобы понять всю значимость алтаря, стоит подробнее познакомиться с назначением каждого элемента.
Святой престол
Основным местом, занимающим центральную часть алтаря, является Святой Престол, считающийся местом пребывания Господа. Представляет он собой просторный стол, который покрыт парчой. Под церковным Святым престолом располагаются нетленные останки какого-то святого. Данная традиция сохранилась до нашего времени с периода первых гонений христиан, совершающих богослужения в подземных лазах, где располагались гробы скончавшихся верующих собратьев. Кладут часть нетленных мощей перед началом службы в храме.
Помимо стационарных Святых престолов встречаются и передвижные варианты, использующиеся при выездных службах. Их применяют в местах, где невозможно возвести церковь, при выполнении святых таинств, во время военных действий и при длительных путешествиях.
Главное назначение Святого престола — это совершение литургии, именно здесь готовится всё необходимое для причастия. Помимо святых мощей, здесь располагаются и другие предметы для богослужений:
- крест для благословления верующих, пришедших в храм;
- святое евангелие;
- антиминс — отрез ткани, который был освящен, на нем изображается погребение Иисуса Христа;
- илитон, располагающийся внутри антиминса, именно здесь устанавливаются мощи святых;
- антимисная губка, предназначенная для сбора рассыпавшихся крошек от причастного хлеба.
Дарохранительница, мирница и дароносица
В дарохранительнице имеется лампадка. Тут же располагается два подсвечника, в которых устанавливается по одной свече, находящиеся по правую и левую сторону. Сама дарохранительница представляет собой конструкцию в форме небольшой церкви или гробницы. Возле хранительницы даров располагается мирница, в которой хранится Святой Миро.
Не меньшее значение имеет дароносица, предназначенная для сохранения и ношения святых даров. Ее используют, если необходимо причастить православных христиан, не способных самостоятельно посетить храм из-за физического недомогания.
Семисвечник и запрестольный крест
Позади престола располагается подсвечник под семь свечей, носящий название семисвечник, с высокой ножкой. Стоит отметить, что несколько веков назад данного алтарного элемента не было. В древние времена священнослужители зажигали только две свечки, символизирующие природу Иисуса Христа — божественную и человеческую. Позднее в молитвенных домах начали появляться подсвечники под семь свечей. Сейчас же без этого элемента не обходится ни одно богослужение. О семисвечниках можно найти упоминания в Ветхом Завете, где рассказывается о размещении его в алтаре иудейского храма.
Этот элемент весьма символичен, что описывается подробно в Новом Завете, а именно книге Откровение, которая была написана Святым Иоанном Богословом. Священное писание гласит, что семисвечник — это символ семи божественных духов, семи церковных таинств, семи соборов, такого же количества чаш божественного гнева, громов, печатей таинственного писания, труб ангелов.
Недалеко от семисвечника располагается запрестольный крест с изображением распятого Сына Божьего. Он имеет достаточно большие размеры, выполняется зачастую из дерева.
Жертвенник
Еще одним важным алтарным элементом является жертвенник. Он располагается по левую сторону молитвенного дома в северной части престола. Второе название жертвенника — предложение или протисисот. По размерам он мало отличается от престола, не отличается он и высотой. Когда возводились первые православные храмы, жертвенник располагался в другой части церкви, позднее его начали переносить в алтарь.
Жертвенник предназначен для размещения различных священных предметов. Здесь находится Священная чаша или потир, куда наливается вино и вода. Данный элемент символизирует кровь Сына Божьего. Здесь же находится дискос, имеющий вид плоского округлого сосуда из металла в форме диска. Именно сюда помещается хлеб для священного причастия, символизирующий тело Иисуса Христа. Также на жертвенники устанавливается копие — палка из металла, которая визуально похожа на нож, с его помощью вынимаются частицы из причастной пищи. Символизирует металлическая палочка копье, проткнувшее тело Христа.
Также в жертвеннике есть звездица, имеющая вид двух переплетающихся дуг, соединенных крестом. Она предназначена для того, чтобы частицы хлеба для причастия, покрывающиеся покровцами, не падали на пол. Тут же можно увидеть чашу из металла для теплой воды, получившая соответствующее название — теплота. Также для причастия используется специальная ложечка лжица. На жертвеннике еще находится воздух — тканый отрез с четырьмя углами (70*70 см), покровцы (ткань в форме креста), губка и многое другое.
Прочие богослужебные предметы
В алтаре представлены и другие важные предметы для совершения богослужений — это кадило (кадильница), дикирий, трикирий, рипида.
Дикирий представляет собой подсвечник с двумя свечками, символизирующими две природы Сына Божьего. Трикирий — это подсвечник, куда устанавливается три свечи, являющиеся символом трех лиц Святой Троицы. Чаще всего они применяются священнослужителями, патриархами и митрополитами во время благословения людей, посетивших храм.
Рипида (чаще всего в алтаре их два) — это круг на длинном шесте, выполненный из металла. Когда христианство только устанавливалось, их изготавливали из павлиньих перьев. Ими отгоняли насекомых, слетающихся на Священное причастие. Сейчас же рипида имеет духовную символику и говорит о присутствии ангелов около тела Иисуса Христа.
Ризница — еще один важный алтарный элемент, располагающийся по правую престольную сторону. Именно здесь священники переодеваются, здесь же хранятся одежды для богослужений. Помимо этого, в ризнице хранятся священные книги, различная церковная утварь.
Горнее место находится между престолом и алтарной стеной с восточной стороны. Оно стало элементом алтаря много веков назад, и представляет собой возвышенность, где ранее располагалось архиепископское кресло (трон).
Жертвенник в Храме
Жертвенник Храма — особое возвышение во дворе Первого и Второго Иерусалимских Храмов, а до этого — Переносного Храма-Скинии в пустыне (Мишкана). Более полное название — жертвенник всесожжения, мизбеах а-ола (он же «медный жертвенник» или «внешний жертвенник» — «мизбеах а-нехошет», «мизбеах а-хицон»). На жертвеннике коэны-священники сжигали жертвенных животных и хлебные приношения, а также делали возлияния вина. Жертвоприношения происходили дважды в день: утром и перед заходом солнца, когда приносились постоянные жертвы — корбанот а-тамид. По субботам, новомесячьям и праздникам к ним добавлялись дополнительные приношения — корбанот а-мусаф. Кроме того, на жертвеннике приносились личные жертвы — в искупление греха или в благодарность Вс-вышнему.
Смысл жертвоприношений
Жертвоприношения — важнейшая часть Храмовой службы. Именно через них устанавливается связь материального мира с его Б-жественным источником, в чем состоит сама идея Храма.
Рав Йосеф Иеуда Лейб Блох (Маариль) — выдающийся еврейский мудрец конца XIX-начала XX века — пишет об этом так: «Принося жертву и возлагая ее на жертвенник, человек тем самым возносит и возвышает животную душу, соединяя ее с ее корнем… Ведь в своем корне и она исходит из возвышенного и святого источника, и только ее спуск вниз через бесчисленное множество миров привел ее к нынешнему приниженному состоянию. А жертвоприношение вновь возносит жертву к ее корню, поднимая вместе с ней весь ее род и все другие животные души, в том числе и животную душу самого человека. Так все низшие силы мироздания возносятся к своему Б-жественному корню. В этом и состоит предназначение человека в мире, в этом — воля Б-га по отношению к сотворенному Им миру. Все мироздание должно вознестись и подняться к своему Б-жественному корню» (см. об этом на сайте).
О значении жертвоприношений для еврейского народа говорит Мидраш. Слово «мизбеах» состоит из букв «мэм», «зайн», «бэйт» и «хэт». Таким образом, он дает еврейскому народу то, что мы называем словами: мехила — прощение; зхут — заслуги; браха — благословение; хаим — жизнь (см. мидраш на главу Трума; о смысле жертвоприношений см. также статью Служба в Храме в разделе Темы).
Именно с отмены постоянной жертвы «тамид» началось падение Первого Храма, а восстановлению Второго предшествовало возведение жертвенника и возобновление жертвоприношений. Это было сделано еще до строительства самого здания Храма.
Жертвенники на Храмовой горе
Место, на котором стоял жертвенник в Иерусалимском Храме, на горе Мория, она же Храмовая гора, было особым. Согласно Мидрашу, отсюда Вс-вышний взял землю, чтобы сотворить Первого человека, Адама. После изгнания из Ган Эдена Адам соорудил здесь жертвенник, на котором впервые была принесена жертва Б-гу.
На том же месте приносили свои благодарственные жертвы Каин и Эвель, а также Ноах (Ной), когда он и его семья вышли из Ковчега после окончания Потопа.
После смерти Ноаха землю, на которой находился жертвенник (гору Мория, впоследствии Храмовую гору), унаследовал его сын Шем. Он был первосвященником и приносил жертвы Вс-вышнему от имени всего человечества (Берешит 14:18, Таргум Йонатан; Берешит раба 26:3, 43:6; Зоар хадаш 22).
Еще при жизни Шема право быть служителем Вс-вышнего было передано праотцу Аврааму и его потомкам (ср. трактат Талмуда Недарим, л.32Б).
На этом же месте произошел важнейший эпизод нашей истории — жертвоприношение Ицхака — Акедат Ицхак (дословно — «связывание Ицхака»), когда Вс-вышний, желая испытать веру Авраама, повелел ему принести в жертву своего сына Ицхака. И отец, и сын бесприкословно подчинились желанию Б-га, и лишь когда прозвучал голос: «Не протягивай своей руки к отроку…» (Берешит 22:12), Авраам опустил занесенный над Ицхаком нож и принес в жертву барашка, приготовленного Вс-вышним для этой цели.
Где приносились жертвы до строительства Храма?
Все то время, пока евреи по приказанию Вс-вышнего не построили в пустыне Переносной Храм — Мишкан, можно было сооружать жертвенники и приносить жертвы в любом месте; и так делали наши праотцы.
Мишкан, воздвигнутый в пустыне, стал местом пребывания Шхины — Б-жественного присутствия, которое благодаря строительству Переносного Храма спустилось на землю, и приносить жертвы можно было теперь только здесь.
После вступления евреев в Землю Израиля, в течении первых 14 лет завоевания и раздела земли, евреям было разрешено приносить жертвы также и вне Мишкана, на возвышенных местах — «бамот». Однако здесь можно было приносить только жертвы по обету и благодарственные, т.е. только добровольные жертвы. Что касается обязательных жертвоприношений (грехоочистительных и повинных), их совершать на «бамот» было запрещено (см.Раши к Дварим, 12:8, Звахим, 112Б, 117А-Б).
Одно из жертвоприношений вне Мишкана описывается в Книге Иеошуа, когда после победы над городами Йерихо и Ай евреи построили жертвенник и принесли жертвы на горе Эйваль, куда был принесен Ковчег Завета (сам Мишкан находился в то время в Гильгале). Это была особая церемония, после которой Иеошуа бин Нун читал перед всем народом благословения и проклятия, полагающиеся за выполнение и нарушение заповедей Торы (Иеошуа, 8:30-35).
Впоследствии, когда Мишкан на протяжении 369 лет находился в Шило, было вновь запрещено приносить жертвы в другом месте (ср. Иеошуа, гл.22) — до того времени, когда Шило был разрушен филистимлянами.
После этого Мишкан был перенесен в город Нов, затем в Гивон. В эти периоды евреям опять были разрешены «бамот». Жертвенник во дворе Мишкана также действовал и назывался «большая бама» (Звахим, л.120А).
Так продолжалось вплоть до возведения царем Шломо Храма в Иерусалиме. В Первой Книге Млахим (Цари) о начале царствования Шломо читаем: «Но народ еще приносил жертвы на высотах, ибо до тех дней не был построен Дом для Имени Г-сподня. И возлюбил Шломо Г-спода, поступая по заветам Давида, отца своего, но он приносил жертвы и воскурения на высотах. И пошел царь в Гивон, чтобы принести там жертву; ибо (там) была “большая высота”. Тысячу всесожжении вознес Шломо на том жертвеннике» (Млахим 1, 3:2-4).
Запрет «бамот» после вхождения евреев в Землю Израиля, таким образом, действовал в периоды, когда Храм стоял в Шило и в Иерусалиме (Звахим, 119А), и продолжает действовать после его разрушения. После того, как был построен и освящен Первый Иерусалимский Храм, жертвоприношения должны были совершаться только на Медном жертвеннике, установленном еще царем Давидом, заложившим также и фундамент Храма.
До сегодняшнего дня существует запрет сроить жертвенник вне Храмовой горы. Более того, мизбеах должен стоять точно на своем месте, его никогда нельзя сдвигать.
Жертвенники в Храме
В Первом Храме — Храме Соломона — жертвенник для жертвоприношений в храмовом дворе был сделан из дерева и обложен медью. Поэтому внешний жертвенник называли еще «медный жертвенник», в отличие от покрытого золотом жертвенника благовоний, который находился внутри Храма.
У медного жертвенника в Первом Храме было несколько уникальных, чудесных свойств. Огонь на нем никогда не гас и ветер никогда не отклонял возносившийся в небо столб дыма; поверхность жертвенника не расплавлялась и сам он не сгорал. Коэны не обжигались, хотя ходили по жертвеннику босиком — и это тоже было одним из чудес (ср. Пиркей Авот, 5:8 и указания в мидрашах).
Этот жертвенник был разрушен вавилонянами.
Во Втором Храме чудес уже не было. Его жертвенник был сложен из неотесанных камней (см. ниже).
В 3593 году (167 г. до н.э.) греко-сирийский царь Антиох Эпифан осквернил Храм и жертвенник; Храмовая служба прервалась и возобновилась только после захвата Иерусалима Маккавеями. Тогда же был сооружен новый жертвенник, а старый разобран; его камни хранились в специальном помещении.
Как и сам Второй Храм, жертвенник был разрушен римлянами в 70 г. н.э (по другой версии — в 68 г. н.э.).
Из чего строились жертвенники?
До возведения Мишкана, по всей вероятности, жертвенники складывали из нескольких камней. Именно так объясняет Раши слово «мизбеах» (Раши на Дварим, 12:3).
В Мишкане жертвенник был деревянный, обложенный медью и полый внутри. Во время стоянок его наполняли землей, поэтому Вс-вышний, приказывая Моисею (Моше) построить его, называет его земляным (Шмот, 20:21).
В Гильгале — первом лагере евреев в Эрец Исраэль — был воздвигнут жертвенник из камней, взятых из Иордана, в память о чудесном переходе через эту реку (Дварим, 27:2 и комм. Раши).
В Шило, Нове и Гивоне также были жертвенники, сложенные из цельных (неотесанных) камней, а, по другому мнению, в Шило был медный жертвенник, полый и внутри наполненный камнями (Звахим, л.61Б).
В Первом Иерусалимском Храме был медный жертвенник, как сказано в книге Диврей а-Ямим: «И сделал жертвенник медный: двадцать локтей длина его, и двадцать локтей ширина его, и десять локтей вышина его» (Диврей а-Ямим 2, 4:1), а во Втором — каменный.
Камни «брались из долины Бет Керем: копали до девственной почвы и оттуда приносили камни цельные, на которое не поднято железо» (мишна Мидот,3:4).
Предписание строить жертвенник из камней, на которые «не поднималось железо», было дано еще Моше: «чтобы ты не занес твоего меча над ними (тем) осквернил его» (Шмот, 20:22).
В Мишне объясняется: «Потому что железо сотворено, чтобы укорачивать дни человека, а жертвенник сотворен, чтобы удлинять дни человека: укорачивающее не должно быть поднимаемо на удлиняющее» (Мидот, 3:4).
Как выглядел жертвенник?
В Торе дается подробное описание жертвенника, стоявшего во дворе Мишкана, по образцу которого были построены жертвенники в Первом и Втором Храмах: «И сделай жертвенник из дерева “шиттим”: пять локтей длина и пять локтей ширина, четырехугольным будет жертвенник, и три локтя его высота. И сделай рога его на четырех его углах; из него (самого) будут его рога; и покрой его медью». И сделай его котелки для (удаления) пепла с него, и его лопатки, и его кропильные чаши, и его вилки, и его жаровни; все его принадлежности сделай из меди. И сделай к нему решетку сетчатую (из) меди… И помести ее под опоясанием жертвенника снизу, и будет (доходить) решетка до половины жертвенника. Полым, дощатым сделай его… (Шмот, 27:1-8).
Раши дает комментарий к этому отрывку. Слова «три локтя его высота» нужно понимать как высоту от края опоясания до верха, а общая высота жертвенника — 10 локтей. Решетка — подобие облачения, дырчатое, как сеть. Опоясание («карков») — кольцевая выемка шириной в один локоть на стенке (жертвенника) для украшения. Было также еще одно опоясание — углубление, идущее по периметру крыши, от одного рога до другого, по которому ходили священнослужители. Его ширина — один локоть. Верхняя граница решетки делила жертвенник на две половины. Это было нужно, чтобы отличить между «верхней кровью» и «нижней кровью» (верхнюю часть жертвенника — рога — кропили кровью очистительной жертвы, а нижнюю — кровью мирной жертвы, жертвы всесожжения и повинной жертвы). И подобное этому, опоясание красной нитью посередине сделали для жертвенника в Храме.
Жаровни (лотки) — это особое вместилище, чтобы брать угли и переносить их на жертвенник для воскурения благовоний, находившийся внутри Храма.
Коэны поднимались наверх по пологим мосткам, которые назывались кэвеш. Из уважения к жертвеннику по ступеням подниматься было нельзя, как сказал Вс-вышний Моше: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику, чтобы не открылась твоя нагота при нем» (Шмот,20:23).
Жертвенники в Первом и Втором Храмах отличались от жертвенника Мишкана, прежде всего, своими размерами. При одинаковой высоте площадь их основания была гораздо больше. Так, внешний жертвенник, сооруженный во Втором Храме Маккавеями, был размером 32 на 32 локтя (подробное описание этого жертвенника см. на сайтев Мишне, в трактате Мидот).
Внешний вид Жертвенника во Втором Храме
1. Основание («есод»). С запада и севера подножие жертвенника было опоясано брусом. Ширина этого бруса — один локоть (полметра), и еще на один локоть он выдавался к востоку и югу.
2. Два отверстия для стока крови, оставшейся после окропления.
3. Красная линия, опоясывающая жертвенник посередине и делившая его на две части. Кровью одних жертв окроплялась верхняя часть, других — нижняя.
4. Декоративная облицовка шириной в один локоть, находившаяся выше красной разграничительной линии.
5. Карниз вокруг жертвенника («совев»). Он выдавался на один локоть, и коэны передвигались по нему к углам жертвенника, чтобы совершать окропление жертвенной кровью.
6. Главный пандус («кэвеш»).
7. Вспомогательный пандус, отходящий от главного направо. Вел к карнизу, на котором стояли коэны, разбрызгивая жертвенную кровь.
8. Вспомогательный пандус, ведущий к основанию. По нему коэны спускались к основанию жертвенника, чтобы слить оставшуюся после окропления кровь в сточные отверстия.
9. Люк на верху главного пандуса для чистки жертвенника изнутри.
10. Окно в левой стене главного пандуса, куда коэны складывали жертвенных птиц, признанных негодными. Затем этих птиц выносили и сжигали.
11. Четыре угловых выступа. Эти выступы были полыми и открытыми сверху. Коэны брызгали на них кровью жертв.
12. Проход для коэнов («карков»). Коэны ходили по опоясывающей дорожке шириной в один локоть, имевшей небольшое углубление.
13, 14, 15 — поленницы.
16. Основная куча пепла.
17. Два сточных отверстия для жертвенных возлияний — одно для вина (использовалось ежедневно), другое для воды (использовалось в «праздник возлияния воды» в Суккот).
Можно ли в наше время восстановить жертвоприношения?
Жертвенник, как известно, может существовать и при отсутствии Храма. Однако, в наше время есть две проблемы, не позволяющие его восстановить.
Во-первых, мы не знаем его точного местоположения, а ставить его в другом месте нельзя.
Во-вторых, вход на Храмовую гору нам запрещен из-за невозможности очиститься от ритуальной нечистоты, в состоянии которой мы все находимся.
Только после прихода Машиаха эти проблемы, с Б-жьей помощью, разрешатся.
Жертвенник (в православном храме)
Субтитры
История христианской Церкви началась здесь, на Святой Земле. У истоков этой истории стоит неповторимая и загадочная личность Иисуса Христа — Человека, объявившего Себя Сыном Божиим. Конфликт вокруг личности и учения этого Человека начался еще при Его жизни и продолжается по сей день. Одни признают Его Богом воплотившимся, другие — пророком, незаслуженно возвеличенным Своими учениками, третьи — выдающимся учителем нравственности, четвертые утверждают, что такого Человека вообще не было. Иисус не оставил после Себя никаких писаний, никакого видимого доказательства Своего присутствия на земле. То, что осталось от Него, это группа учеников, которую Он назвал Церковью. Церковь является хранительницей учения Христа и продолжательницей Его миссии на земле. Она — место живого присутствия Христа. Христианство никогда не существовало без Церкви и вне Церкви. Последовать за Христом всегда означало не просто принять Его учение, но вступить в общину Его учеников. Через Церковь Христос продолжает Свое дело, которое, совершившись один раз в прошлом, не перестает совершаться в настоящем. Не однажды только преподал Он своим ученикам Тело и Кровь Свои, но всегда преподает их верным в таинстве Евхаристии. Не однажды спас Он человечество Своим крестным страданием, смертью и воскресением, но всегда спасает. И Церковь воспринимает события из жизни Христа не как факты прошлого, но как события непреходящего значения, не имеющие конца во времени. Именно Церкви принадлежит заслуга создания канона Нового Завета. Этот канон включает четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Первые три Евангелия в науке называются «синоптическими», потому что в них много сходного, местами текстуально идентичного материала; они подчинены одной и той же хронологической последовательности и описывают, в основном, одни и те же события. Четвертое Евангелие стоит особняком — оно написано как бы в дополнение к трем и останавливает внимание читателя не столько на чудесах и притчах Христа, сколько на богословском смысле Его жизни и учения. Православные христиане с благоговением читают Новый Завет как собрание книг, повествующих о жизни и учении Христа, о первых годах исторического бытия Церкви. Но они не считают, что Церковь, основанная Христом 2000 лет назад, была чем-то принципиально иным в сравнении с той Церковью, членами которой они являются сегодня. Христос с той же полнотой являет Себя сейчас, с какой являл Себя Своим ученикам: Его присутствие не умалилось, благодать не оскудела, Его спасительная сила не иссякла и не убавилась. Между Евангелистами имеются некоторые разногласия: например, Матфей рассказывает об исцелении двух бесноватых, а в параллельных повествованиях Марка и Луки говорится об исцелении одного; свидетельства о посещении женами-мироносицами пустого гроба Христа разнятся в деталях… Однако, все эти и подобные разногласия объясняются тем, что об одних и тех же событиях писали разные люди — одни были очевидцами событий, другие рассказывали о них с чьих-то слов, много лет спустя после описываемых событий. Наличие небольших разногласий лишь увеличивает достоверность рассказа Евангелистов — доказывая, что между ними не было сговора. Что же касается разногласий по существу, то таковых между Евангелистами нет. Иисус Христос в Евангелии описан как реальная личность, обладающая всеми свойствами обычного человека. Он рождается и растет, ест и пьет, устает и спит, скорбит и радуется, страдает и умирает. И в то же время, Евангелия неопровержимо свидетельствуют о том, что Иисус Христос есть Бог воплотившийся. Иисус рождается, как и прочие дети, но не от мужа и жены, а от Святого Духа и Девы. Младенца приносят в храм, как и прочих первенцев, но Его встречают пророк и пророчица и признают в Нем Мессию. Он возрастает и укрепляется духом, живя в родительском доме, но, будучи двенадцати лет, сидит в храме среди учителей и говорит загадочные слова о Своем Отце. Он приходит креститься на Иордан, как и прочие люди, но в момент Крещения слышен голос Отца и является Святой Дух в виде голубя. Он устает от пути, садится у колодца и просит пить у самарянки, однако не пьет и не ест, когда ученики приносят пищу и предлагают Ему. Он спит на корме лодки, однако, проснувшись, словом укрощает разбушевавшуюся стихию. Он восходит на Фаворскую гору и молится Богу, как и всякий человек, однако во время молитвы преображается и являет ученикам свет Своего Божества. Он приходит ко гробу Лазаря и оплакивает смерть Своего друга, однако словами «Лазарь, выходи вон» воскрешает его. Он боится страданий и молится Отцу, чтобы, если возможно, избежать их, однако предает Себя в волю Отца и изъявляет готовность умереть за людей. Он, наконец, принимает поругание, уничижение и распятие, умирает на кресте как преступник, но в третий день воскресает из гроба. Слово «Церковь» упоминается в Евангелиях лишь однажды. В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как, проходя через страны Кесарии Филипповой, Иисус спросил Своих учеников: «За кого почитают Меня люди?» Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Евангелие от Матфея Община учеников Христовых была той первоначальной Церковью, в которой ученики усваивали Божественное Откровение из уст воплотившегося Бога Слова. Именно в усвоении этого опыта и состояло ученичество апостолов. Они называли Иисуса «учителем» и «господом», и Христос принимал это как должное: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо Я точно то». Задачу учеников Он определял, прежде всего, как подражание Ему. Умыв ноги ученикам, Христос сказал им: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я». Сознавая Свое учительское достоинство, Христос говорил: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его». В то же время Он подчеркивал, что Его ученик — это не слуга и не раб своего Учителя; это скорее Его друг и сотаинник: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Отношение Христа к ученикам отличается от Его отношения к простому народу. Народ Он учит притчами, говорит народу не все, некоторые вещи скрывает от него: «И, приступивши, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Евангелие от Матфея Ученики Христа были той Церковью, которую Иисус Христос собрал на Тайной вечере и которой преподал Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Это событие положило начало Церкви как евхаристической общине. После воскресения Христова апостолы, по Завету Спасителя, в каждый первый день недели, называемый «днем Господним», собирались для преломления хлеба и совершения Евхаристии. На Тайной вечере Христос дал ученикам ту заповедь, которая легла в основу нравственного учения христианской Церкви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Евангелие от Иоанна Иисус Христос учил апостолов, чтобы они могли передать Его Евангелие следующим поколениям. Однако центральным моментом проповеди апостолов было не нравственное или духовное учение Христа, а весть о Его смерти и воскресении. Именно Воскресение придавало христианству ту уникальность и новизну, которая позволила христианам назвать свою веру «Новым Заветом», по аналогии с «Ветхим Заветом», который Бог заключил с народом израильским. Воскресение Христово является центральным фактом Евангелия и ключевым моментом в истории Церкви. Однако этот факт был признан не сразу и не всеми. Воскресение Христа прошло столь же незамеченным, как и Его рождество. И с первых дней после Воскресения у многих людей, даже у учеников Христа, появилось сомнение. Этого не скрывает и Евангелие, повествуя о том, как ученики, увидев воскресшего Христа, одни поклонились Ему, а другие усомнились. Когда апостолы возвестили Фоме, одному из учеников, что Они видели воскресшего Господа, он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Евангелие от Иоанна В этих словах проявился скептический разум человека, требующий логических, осязаемых доказательств. Но в христианстве ничего нельзя логически доказать — ни бытие Бога, ни Воскресение Христово, ни другие истины, которые можно только принять или не принять на веру. «Бога не видел никто никогда» — эти слова сказаны не атеистом. Они принадлежат любимому ученику Христа — Иоанну. Несмотря на все попытки доказать бытие Божие, такого доказательства, которое убедило бы всех и каждого, не сумела представить ни одна религия: не нашло его и христианство. Впрочем, оно его и не искало, как не искало доказательств воскресения Христова. Но, несмотря на кажущуюся бездоказательность христианской веры, миллионы людей приходили, приходят и будут приходить ко Христу; верили, верят и будут верить в воскресение Христово; признавали, признают и будут признавать бытие Божие, потому что они встретили воскресшего Христа на своем пути и узнали в Нем Бога. И никакие дополнительные доказательства оказались не нужны. Так произошло с двумя учениками Христа, которые на пути из Иерусалима в Эммаус встретили воскресшего Иисуса. Поначалу они не узнали Его, потому что Его внешний облик после воскресения изменился. Господь беседовал с ними на протяжении всего пути, вошел вместе с ними в дом, и лишь когда Он преломлял хлеб, они в этом столь знакомом для них жесте узнали Его. Но Он тотчас сделался невидим. И тогда они сказали: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» И с радостью пошли в Иерусалим и возвестили ученикам о том, что встретили воскресшего Спасителя Глаза не помогли ученикам распознать воскресшего Бога, когда Он был рядом: они узнали Его внутренними очами души. Но в этот самый момент Он сделался невидим, потому что телесное зрение не нужно, когда сердце воспламеняется верой и любовью к Богу. Именно об этом сказал Христос, обращаясь к Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Блаженны, потому что не логических доказательств взыскали они, но того огня, который Бог ввергает в сердца человеческие. И христиане веруют в воскресение Христово не потому, что их кто-то в этом убедил, не потому, что они прочли об этом в Евангелии, но потому что они сами, своим внутренним опытом, познали Воскресшего. На протяжении веков скептический разум человека говорил: «Не увижу — не поверю». А христианство отвечало: «Веруй, хотя и не видишь». Учением о воскресении христианство бросило вызов окружающему миру, требующему логического оправдания веры. Но именно на вере в Воскресение — вере, не подтверждаемой какими-либо осязаемыми доказательствами, но подтверждаемой внутренним опытом миллионов людей — основывается жизнь Церкви вплоть до настоящего времени. После воскресения Христос возложил на Своих учеников проповедническую, учительную миссию: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Однако в первые недели после воскресения Христова ученики все еще не понимали смысл того, чему Он учил их, продолжая надеяться, что Он — тот Царь Израилев, который восстановит утраченное политическое могущество еврейского народа. Для осуществления апостольской миссии, возложенной на них Христом, им необходимо было содействие Святого Духа, которое произошло в день Пятидесятницы. Это событие, описанное в Деяниях апостольских, превратило учеников Христа, простых галилейских рыбаков, людей некнижных и неученых, в дерзновенных проповедников Евангелия. Сошествие Святого Духа уничтожило в учениках последние сомнения в воскресении Христовом, последние колебания относительно правильности и необходимости той миссии, которая была возложена на них Господом. Когда Святой Дух сошел на учеников Спасителя, когда они заговорили на иных языках, когда почувствовали в себе новые силы и новые возможности, они начали приходить к пониманию своего поистине вселенского призвания, которое заключалось в том, чтобы учить «все народы», проповедовать Евангелие «всей твари». В момент Пятидесятницы община учеников Христа насчитывала несколько десятков человек (христианская традиция говорит о 12 ближайших апостолах Спасителя и 70 других апостолах), а число людей, уверовавших во Христа, по-видимому, исчислялось несколькими сотнями или, в лучшем случае, несколькими тысячами. Так или иначе, это была очень незначительная по численности группа людей. Церкви предстояло пройти огромный путь, прежде чем она приобрела подлинно вселенский, «кафолический» характер. Не может не поражать, с какой быстротой начала распространяться новая вера. Поначалу апостолы, как и Сам Христос, проповедовали среди иудеев — в иерусалимском храме, в синагогах, в частных домах. Однако уже в ближайшие годы после воскресения Спасителя проповедь апостолов вышла за пределы Иудеи и стала распространяться по всей территории Римской империи, а также за ее пределами, причем не только среди иудеев, но и среди язычников. И если проповедь среди иудеев была обречена на относительный неуспех, то проповедь среди язычников открыла апостолам безбрежное миссионерское поле, которое они начали засевать семенами слова Божия, и семена эти стали быстро давать всходы. Решение о начале проповеди среди язычников было принято Церковью под воздействием апостола Петра, который также первым настоял на отмене обрезания в качестве необходимого условия для вступления в Церковь. Он стал фактическим главой апостольской общины после смерти и воскресения Христа. Его жизнь была наполнена трудами и увенчалась мученической кончиной. Однако «более всех потрудиться» в деле просвещения язычников суждено было не Петру, а Павлу, вошедшему в историю Церкви в качестве «апостола язычников». При жизни Христа Павел (тогда его звали Савлом) не был среди Его учеников, и после Его воскресения был активным противником и гонителем Церкви. Но обращение Савла имело не меньшее значение для Церкви, чем Пятидесятница. Когда он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Деяния святых Апостолов После этого Савл на несколько дней потерял зрение, а затем принял крещение и прозрел — не только физически, но и духовно. Из гонителя Церкви он превратился в ревностного ее защитника и проповедника. Он совершил четыре миссионерских путешествия, и закончил свой проповеднический подвиг мученической кончиной в Риме. Православная Церковь прославляет Павла как одного из двух, наряду с Петром, «первоверховных» апостолов. Проповедуя христианство язычникам, апостол Павел стремился сделать христианскую веру доступной для них, говорил на понятном им языке. Придя в Афинский ареопаг, Павел обратил к его членам пламенную проповедь, которую начал со слов: «Афиняне, по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: Неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Речь апостола Павла перед афинянами осталась в памяти Церкви как выдающийся образец проповеднического искусства. Вот ее текст, высеченный на медной плите в память о великом апостоле и в назидание потомкам. Корпус посланий апостола Павла составляет существенную часть Нового Завета. Значение Павла для последующего развития христианской Церкви было столь велико, что его нередко сравнивали с Самим Христом: в IV веке Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам Господь во время Своего земного служения. Апостол Павел был творцом православного учения о Церкви. Он определяет Церковь как «Тело Христово», главой которого является Сам Христос, как живой организм, в котором каждый член имеет свою функцию, свое призвание и служение. Единство членов Тела Христова скреплено единством Евхаристии — совместной трапезы, за которой, по молитве Церкви, совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Сначала Евхаристия представляла собой, скорее, трапезу, чем богослужение, однако эта трапеза сопровождалась чтением Священного Писания, поучением, пением псалмов и затем произнесением евхаристических молитв, носивших импровизированный характер. Как правило, собрание начиналось после захода солнца и продолжалось до рассвета. Постепенно Евхаристия начала обретать черты службы, молитвы стали записываться. Но несмотря на изменение формы евхаристического собрания, его суть оставалась неизменной со времен апостола Павла до наших дней. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во Мне Христос»; «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение»; «я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Апостол Павел Основой апостольской проповеди является, согласно Павлу, вера в воскресение Христа. В то же время Павел сознает, что проповедь Христа распятого и воскресшего является вызовом как для иудейского, так и для эллинистического сознания: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого — для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие». Справедливость слов «апостола язычников» подтвердилась во II—III веках, когда христианская вера начала стремительно распространяться, встречая отпор как со стороны иудеев, так и со стороны язычников. Но об этом — в нашем следующем фильме.
Рубрики
В Праздник Преображения Господня в нашем храме состоялось долгожданное событие. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла состоялось освящение приставного Престола в честь Апостола Христова и Евангелиста Матфея. Второй Престол в нашем храме оказался необходим, так как благодаря этому в праздничные дни при большом стечении прихожан можно будет совершить две Божественные литургии. Дело в том, что канонические правила Церкви разрешают одному священнику служить только одну Божественную литургию и на одном Престоле тоже может быть совершена только одна Евхаристия.
В нашем храме существует чтимая икона святого, а сама Матвеевская округа по своему названию получила Небесного покровителя, который будет по вере нашей ходатайствовать пред Престолом Божиим, как за сам храм, так и за прихожан и жителей Матвеевского.
В городе Москве этот Престол станет вторым посвященный Апостолу и Евангелисту Матфею-Левию. Еще один придел в Москве, посвященный апостолу Матфею, находится в храме Рождества Пророка и Предтечи Иоанна в Сокольниках.
Накануне всенощное бдение, а в самый день праздника Преображения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа молебен с освящением Престола и Божественную литургию совершили клирики храма протоиерей Иоанн Чураков и священник Сергий Иванов.
В водосвятном молебне были вставлены специальные прошения о тех, кто потрудился над устроением и благолепием храма, а после освящения воды прозвучала молитва на освящение Престола. Малый приставной Престол был окроплен святой водой и облачен в нижнюю холщевую рубашку, которая называется «срачица» и верхние облачения – «индитии». К освящению Престола присовокупилось освящение новых богослужебных сосудов, купленных на пожертвования прихожан в ХПП «Софрино»: серебряной, позолоченной чаши на 0,75 литра, дискоса и звездицы. Чаша с литыми иконочками Деисуса и Евангелистов будет использоваться на ранних литургиях, которые, как предполагается, будут служиться на приставном Престоле на двунадесятые праздники, а в последствии и в воскресные дни. Для многих пожилых людей возможность прийти на раннюю литургию, чтобы пораньше причаститься, является необходимостью в силу раннего приема лекарств, а для работающих прихожан успеть в будничный день побывать на литургии и приступить к Таинствам до рабочего дня тоже большое утешение и потребность.
После освящения богослужебных сосудов окроплен был весь храм и молящиеся. Участниками события стали многие из наших прихожан, которые к этому святому празднику вернулись со своих дачных участков в московские квартиры.
Божественная литургия служилась на малом Престоле. Успенский пост побудил многих подготовиться к исповеди и принятию Святых Таин. По окончании Литургии, как и полагается в этот день, состоялось освящение плодов нового урожая, которые были выставлены прихожанами на столе в центре храма и на площадке перед зданием церкви.
Теперь у нас два священника и два освященных Престола. Осталось получить еще один Антиминс с благословением правящего архиерея г. Москвы Святейшего Патриарха Кирилла священнодействовать на новом освященном месте – Святом Престоле Апостола и Евангелиста Матфея. Впервые раннюю и позднюю Литургии планируется отслужить на праздник Рождества Пресвятой Богородицы к двухлетию начала литургической жизни Прихода.
Колокольный звон оповестил округу о радостном и знаменательном событии в жизни Матвеевского прихода.