Искра

Если и случится согрешить – верь в милосердие Божие

Преподобномученик

by adminon 18.11.201918.11.2019

Содержание

  • Преподобномученик
  • Первые века христианства
  • Преподобномученики среди русских святых
  • Новейшее время
  • Часто используемые сокращения
  • Примечания
  • ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК
  • Использованные материалы
  • Преподобномученик Иона (Санков)
  • Преподобномученик Ио́на (Санков), иеромонах
  • Святого преподобномученика Романа

Преподобномученик

Преподобномученица Евгения РимскаяПреподобномученик Григорий ПечерскийРака с мощами преподобномученицы Великой княгини Елизаветы в церкви Марии МагдалиныПреподобномученица инокиня ВарвараПреподобномученица Великая княгиня Елисавета

Преподобному́ченики (греч. όσιομάρτυς) — православные святые, мученики из монахов. Возникновение данного лика святости связано с возникновением и развитием института монашества. Преподобномученики становились жертвами иноплеменников или своих соотечественников, как в период византийского иконоборчества.

Первые века христианства

Поскольку христианское монашество развилось в основном по окончании преследования христиан, когда христианство стало господствующей религией Римской империи, почти нет преподобномучеников, которые бы жили в первые века христианства. Среди исключений можно упомянуть Евгению Римскую (память 24 декабря (6 января)), пострадавшую около 262 года. В то же время число священномучеников в тот период было весьма значительно.

С распространением монашества появляются и преподобномученики — как в Византии (например, монахи, пострадавшие от гонений императоров-иконоборцев), так и в Персии и в других странах.

В частности, при императоре-иконоборце Константине Копрониме принял мученическую кончину преподобномученик Андрей Критский (память 17 (30) октября), пострадавший в 767 году. Преподобномученика Андрея Критского следует отличать от святителя Андрея, архиепископа Критского, создателя Великого покаянного канона, читаемого Великим постом.

Преподобномученики среди русских святых

Среди русских святых в число преподобномученников входит Григорий, преподобномученик Печерский, в Ближних Антониевых пещерах почивающий (память 8 (21) января), который принял мученическую кончину в 1093 году.

Новейшее время

В новейшее время многие монашествующие погибли от преследований советского и фашистского режимов. Некоторые из них были канонизированы Церковью: Собор новомучеников и исповедников Российских включает и преподобномучеников, хотя священномученики значительно преобладают. Среди тех, кто положил жизнь за Христа, находятся основательница Марфо-Мариинской обители сестер милосердия Великая княгиня Елисавета и ее келейница инокиня Варвара, сброшенные в шахту в окрестностях Алапаевска в 1918 году.

Часто используемые сокращения

В календарях, выпускаемых Русской Православной Церковью, нередко используются следующие сокращения:

  • прмц. — преподобномученица;
  • прмцц. — преподобномученицы;
  • прмч. — преподобномученик;
  • прмчч. — преподобномученики.

Примечания

  1. Преподобномученик Андрей Критский на сайте Православие.Ru
  2. как было сказано выше, такую же картину можно видеть, если рассмотреть пострадавших за Христа в первые века христианства.

Лики святости в православии

Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК

Преподобному́ченик (гр. όσιομάρτυς) — мученик, принадлежащий к числу монашествующих или послушников. Так же как священномученики, не составляют особого лика святых, но входят в сонм мучеников.

Поскольку монашество развивается после окончания гонений, когда христианство становится господствующей религией Римской империи, в древнейшие времена преподобномучеников не встречается (хотя это наименование и дается по традиции некоторым мученикам, пострадавшим в ранний период, например, Пансофию, пострадавшему при Декии после 27 лет пустынножительства).

С распространением монашества появляются и преподобномученики – как в Византии (например, монахи, пострадавшие от гонений императоров-иконоборцев), так и в Персии и в других странах. На Руси преподобномученики появляются еще в киевский период, например, преподобномученик Кукша, инок Киево-печерского монастыря, проповедовавший вятичам и убитый ими в 1113 году. Среди русских преподобномучеников можно указать и на ряд святых иноков, замученных католиками, например, Афанасия Брестского (+ 1648) или Галактиона Вологодского (+ 1613).

Сонм русских преподобномучеников значительно пополнился в годы гонений советской власти.

Использованные материалы

  • В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов

Преподобномученик Иона (Санков)

В конце 1937 года сотрудники НКВД допросили руководителей сельсовета и колхоза в Алпатьеве как свидетелей, «обязанных» давать нужные показания из-за страха потерять должность, а вместе с ними и «штатных» свидетелей, дававших необходимые следователям показания за мзду. Те показали, что в 1937 году был поставлен вопрос о закрытии Казанского храма и передаче здания под школу, для чего было созвано собрание. Священник оповестил о нем всех верующих, которые, явившись на собрание в значительном количестве, воспрепятствовали принятию решения о закрытии храма. Свидетели также показали, что отец Иона еже­дневно беседует с верующими, особенно со вдовами, которые приходят к нему в сторожку при церкви, где он живет, жаловаться и просить совета. Они показали, будто священник говорил про урожай: в прошлом году был плохой урожай, и это было для колхозников плохо, а в этом году — хороший урожай, и это тоже для колхозников плохо, так как все равно урожай будет погублен и колхозникам ничего не останется. Кто-то спросил священника, почему он сидит вечерами впотьмах, не зажигает света. Отец Иона на это с улыбкой ответил: из-за того, что керосина дают только одну бутылку на год.

Это свидетельство было сочтено клеветой — не могло быть такого, чтобы у советской власти недоставало керосина…

***

Преподобномученик Иона родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Зарайского уезда Рязанской губернии в семье купца Андрея Никитовича Санкова, занимавшегося в Москве хлебной торговлей, и в крещении был наречен Иоанном. В 1884 году, когда Ивану исполнилось одиннадцать лет, тяжело заболела его мать, и по совету врачей она вместе с сыном уехала в село Солчино, где у них был дом и небольшой участок земли. Здесь он окончил два класса школы; после смерти матери он возвратился в Москву к отцу. В Москве Иван закончил свое образование и стал помогать отцу в торговом деле. Однако сердце благочестивого юноши не было расположено к желанию земных стяжаний. Стародавней традицией семьи было оказывать всяческую поддержку тому из детей, кто избирал монашество, считалось, что в этом случае она приобретает сугубого о всех молитвенника. Иван сообщил, что имеет намерение уйти на Афон и там принять монашество, на что отец с радостью согласился.

В 1893 году, когда Ивану исполнилось двадцать лет, он поступил послушником в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. В этой славной обители завершилось, по его словам, его духовное образование, здесь он был пострижен в мантию с именем Иона и рукоположен во иеромонаха.

1 марта 1914 года иеромонах Иона был командирован на подворье Пантелеимонова монастыря в Константинополь в Турции, где прослужил до начала войны 1914 года, когда все русские подданные были из Турции высланы. Отец Иона выехал вместе с другими служащими русского консульства. По прибытии в Россию он был определен на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе, а после закрытия подворья в 1923 году перешел служить в Благовещенскую церковь. В 1927 году, когда власти закрыли и эту церковь, он стал служить в храме Всех святых на кладбище, но и этот храм был вскоре закрыт.

В 1930 году отец Иона получил из родных мест письмо, в котором его знакомые писали, что у них в селе Алпатьеве, находящемся в нескольких километрах от Солчина, скончался священник, и было бы неплохо, если бы он переехал к ним. Отец Иона тут же собрался и отправился на родину, и был назначен служить в Казанский храм в селе Алпатьеве, где прослужил до ареста.

***

За некоторое время до ареста отца Ионы в Алпатьеве сотрудники НКВД приступили к допросам свидетелей. Одна из женщин показала, что хотя она сама разговоров между священником и верующими не слышала, так как верующие, не доверяя ей, при ее приближении сразу прекращали беседу, но она знает, что исключительно из-за агитации священника хозяйка дома, где она снимает комнату, заставляет своих детей молиться Богу.

Другая свидетельница показала, будто однажды отец Иона обратился к прихожанам с проповедью, в которой ругал местные власти за их решение закрыть храм и призывал верующих записываться в двадцатку и таким образом не допустить закрытия храма. Он приходил и к ней в дом, пытаясь уговорить ее мужа вступить в члены церковного совета. Придя, он критиковал советскую власть, говоря, что за храм надо платить тысячу рублей налога, а народ в церковь не ходит, и скоро ее могут закрыть; тогда народ затужит, но только поздно будет — советская власть храма уже не откроет. Свидетельница показала, что хотя отец Иона и записал ее в члены двадцатки, но она в ней не состоит и своей подписи не признает, а это священник всё делает против власти, чтобы только не закрыли церковь.

24 февраля 1938 года отец Иона был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. Ему предъявили постановление на арест и предложили его подписать, но отец Иона отказался подписывать. В тот же день следователь допросил его.

— Среди вашей переписки, — сказал следователь, — найдена записка следующего содержания: «Говорил о предстоящем пришествии антихриста, сперва коллективного, а затем воплощенного в отдельном лице». Скажите, кто это говорил и как понимать содержание вашей записки?

Чтобы не входить со следователем в ненужную дискуссию и в результате не быть обвиненным в контрреволюционной деятельности, отец Иона, понимая, что следователь Священного Писания не знает и навряд ли будет его просить найти это место в книге, сказал:

— Эта записка написана мной, выписана из Библии, но что эти слова значат, разъяснить и я не могу — сам заинтересовался этими словами и выписал их.

— Вас обвиняют в контрреволюционной агитации среди населения и распространении контрреволюционной клеветы о руководителях партии и правительства, а также в высказывании недовольства против существующего строя, — заявил следователь.

— Контрреволюционной агитацией и распространением контрреволюционной клеветы против существующего строя я не занимался и виновным себя не признаю, — ответил отец Иона.

По окончании допроса следователь снова допросил свидетелей. Один из них показал, что слышал, как священник разговаривал с церковной старостой в присутствии других верующих. Староста тогда сказала, что вот скоро выборы и хорошо было бы, чтобы от верующих была своя кандидатура, но отец Иона ее рассуждения прервал, сказав, что организация наша не зарегистрирована и от нас никакой кандидатуры не примут. На это староста заметила, что если наши люди не будут выбраны, то церковь могут закрыть. Свидетель также показал, что отец Иона будто бы говорил: «Конституция — это только бумага, а в реальности никакого равенства нет. С одних налог берут тридцать рублей, а со священника две тысячи, а в конституции указано, что все равны, — и тут как хочешь, так и понимай, кто тут равный. Налог наложили только для того, чтобы закрыть церковь. Это вы должны понимать, а раз так, то необходимо собрать деньги и не допустить закрытия церкви».

Затем следователь снова приступил к допросу священника, который к этому времени уже третий месяц находился в тюрьме.

— Признаете ли вы себя виновным в том, что среди колхозников села Алпатьева вели контрреволюционную агитацию против существующего строя, распространяли гнусную контрреволюционную клевету о руководителях партии и правительства? В июле 1937 года вы организовали женщин выступить против закрытия церкви. Подтверждаете ли вы это? — спросил его следователь.

— В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Не было с моей стороны и никакой агитации среди женщин в июле 1937 года.

7 июня 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила иеромонаха Иону к расстрелу. Он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве, и 13 июня тюремный фотограф изготовил его фотографию для палача. Иеромонах Иона (Санков) был расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой

Преподобномученик Ио́на (Санков), иеромонах

Пре­по­доб­но­му­че­ник Иона ро­дил­ся 20 июля 1873 го­да в се­ле Сол­чи­но За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой ку­пе­че­ской се­мье и в кре­ще­нии был на­ре­чен Иоан­ном. Отец его, Ан­дрей Ни­ки­то­вич Сан­ков, за­ни­мал­ся хлеб­ной тор­гов­лей в Москве. В 1884 го­ду, ко­гда Ива­ну ис­пол­ни­лось один­на­дцать лет, тя­же­ло за­бо­ле­ла мать; по со­ве­ту вра­чей она уеха­ла на ро­ди­ну в се­ло Сол­чи­но, где у се­мьи был дом и неболь­шой уча­сток зем­ли, и взя­ла Ива­на с со­бой. Жи­вя в Сол­чи­но, он успел окон­чить два клас­са шко­лы; ко­гда мать скон­ча­лась, он воз­вра­тил­ся в Моск­ву. В Москве он за­кон­чил свое об­ра­зо­ва­ние и стал за­ни­мать­ся вме­сте с от­цом тор­гов­лей, но серд­це бла­го­че­сти­во­го юно­ши не бы­ло рас­по­ло­же­но ни к зем­ным стя­жа­ни­ям, ни к жиз­ни се­мей­ной. Ста­ро­дав­ней тра­ди­ци­ей в се­мье бы­ло, чтобы кто-ли­бо из де­тей по­свя­щал свою жизнь слу­же­нию Бо­гу, ста­но­вясь су­гу­бым мо­лит­вен­ни­ком за всех срод­ни­ков, и Иван по­же­лал уй­ти на Афон и там при­нять мо­на­ше­ство. Отец с ра­до­стью дал на это свое ро­ди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние.
В 1893 го­ду, ко­гда юно­ше ис­пол­ни­лось два­дцать лет, он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­нов мо­на­стырь на Афоне. Здесь, в слав­ной и древ­ней оби­те­ли, и за­вер­ши­лось, по его сло­вам, его ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, здесь через неко­то­рое вре­мя он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Иона и ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.
1 мар­та 1914 го­да иеро­мо­нах Иона был ко­ман­ди­ро­ван на по­дво­рье Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Кон­стан­ти­но­по­ле в Тур­ции, где он про­слу­жил до на­ча­ла вой­ны Тур­ции с Рос­си­ей в июле 1914 го­да, ко­гда все рус­ские под­дан­ные бы­ли из Кон­стан­ти­но­по­ля вы­сла­ны. Отец Иона вы­ехал вме­сте со слу­жа­щи­ми рус­ско­го кон­суль­ства. По при­бы­тии в Рос­сию он был опре­де­лен на по­дво­рье Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Одес­се, а по­сле за­кры­тия по­дво­рья без­бож­ни­ка­ми в 1923 го­ду пе­ре­шел слу­жить в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь. В 1927 го­ду, ко­гда вла­сти и эту цер­ковь за­кры­ли, он стал слу­жить в хра­ме Всех свя­тых на клад­би­ще, но и этот храм вско­ре был за­крыт.
В 1930 го­ду отец Иона по­лу­чил из род­ных мест пись­мо, в ко­то­ром его зна­ко­мые пи­са­ли, что у них в се­ле Ал­па­тье­во, на­хо­дя­щем­ся в несколь­ких ки­ло­мет­рах от се­ла Сол­чи­но, скон­чал­ся свя­щен­ник, и бы­ло бы непло­хо, ес­ли бы он пе­ре­ехал к ним. Отец Иона тут же со­брал­ся и от­пра­вил­ся на ро­ди­ну и был на­зна­чен свя­щен­но­на­ча­ли­ем в Ка­зан­ский храм в се­ле Ал­па­тье­во, где он и про­слу­жил до аре­ста.
В кон­це 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли пред­се­да­те­лей сель­со­ве­та и кол­хо­за в Ал­па­тье­во, как сви­де­те­лей по долж­но­сти, а так­же и штат­ных сви­де­те­лей. Те по­ка­за­ли, что в 1937 го­ду был по­став­лен во­прос о за­кры­тии хра­ма и пе­ре­да­че зда­ния под шко­лу. По это­му по­во­ду бы­ло со­зва­но со­бра­ние, и свя­щен­ник со­об­щил о нем ве­ру­ю­щим, ко­то­рые, явив­шись на со­бра­ние, вос­пре­пят­ство­ва­ли за­кры­тию хра­ма, ед­ва не до­ве­дя и са­мо со­бра­ние до сры­ва. Сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что свя­щен­ник еже­днев­но бе­се­ду­ет с жен­щи­на­ми, осо­бен­но со вдо­ва­ми, ко­то­рые при­хо­дят к нему в сто­рож­ку при церк­ви, где он жи­вет. Они по­ка­за­ли так­же, буд­то свя­щен­ник го­во­рил про уро­жай: что в про­шлом го­ду был пло­хой уро­жай, и это бы­ло для кол­хоз­ни­ков пло­хо, а в этом го­ду – хо­ро­ший уро­жай, и это то­же для кол­хоз­ни­ков пло­хо, так как все рав­но весь уро­жай бу­дет по­губ­лен и для кол­хоз­ни­ков ни­че­го не оста­нет­ся. Кто-то спро­сил его, по­че­му он си­дит ве­че­ра­ми впотьмах, не за­жи­га­ет све­та; отец Иона от­ве­тил, что это из-за то­го, что ке­ро­си­на да­ют толь­ко од­ну бу­тыл­ку на год. И это так­же бы­ло со­чте­но кле­ве­той – не мог­ло так быть, чтобы у со­вет­ской вла­сти недо­ста­ва­ло ке­ро­си­на.
Од­на из жен­щин по­ка­за­ла, что хо­тя она са­ма раз­го­во­ров меж­ду свя­щен­ни­ком и ве­ру­ю­щи­ми не слы­ша­ла, так как при ее при­бли­же­нии ве­ру­ю­щие тут же пре­кра­ща­ли бе­се­ду, но, бла­го­да­ря аги­та­ции свя­щен­ни­ка, хо­зяй­ка до­ма, где она сни­ма­ет ком­на­ту, за­став­ля­ет сво­их де­тей Бо­гу мо­лить­ся.
Дру­гая сви­де­тель­ни­ца по­ка­за­ла, буд­то од­на­жды свя­щен­ник об­ра­тил­ся к при­хо­жа­нам с про­по­ве­дью, в ко­то­рой ру­гал мест­ные вла­сти, на­ме­ре­вав­ши­е­ся за­крыть храм, а так­же при­зы­вал ве­ру­ю­щих за­пи­сы­вать­ся в два­дцат­ку и та­ким об­ра­зом от­сто­ять храм от за­кры­тия; при­хо­дил и к ней в дом и пы­тал­ся уго­во­рить ее му­жа всту­пить в чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та. В это вре­мя он ру­гал со­вет­скую власть, го­во­ря, что на­до пла­тить ты­ся­чу руб­лей на­ло­га, а на­род в цер­ковь не хо­дит, и ско­ро ее, на­вер­ное, за­кро­ют – вот то­гда на­род за­ту­жит, но толь­ко бу­дет позд­но: со­вет­ская власть хра­ма уже не от­кро­ет. Сви­де­тель­ни­ца да­лее по­ка­за­ла, что хо­тя отец Иона и за­пи­сал ее в чле­ны два­дцат­ки, но она в ней не со­сто­ит и сво­ей под­пи­си не при­зна­ет, а это свя­щен­ник де­ла­ет про­тив вла­сти, чтобы не за­кры­ли цер­ковь.
24 фев­ра­ля 1938 го­да отец Иона был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ко­ломне. Свя­щен­ни­ку предъ­яви­ли по­ста­нов­ле­ние на арест и пред­ло­жи­ли его под­пи­сать, но отец Иона от­ка­зал­ся под­пи­сы­вать. В тот же день сле­до­ва­тель его до­про­сил.
– Сре­ди ва­шей пе­ре­пис­ки най­де­на за­пис­ка сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния: «Го­во­рил о пред­сто­я­щем при­ше­ствии ан­ти­хри­ста, спер­ва кол­лек­тив­но­го, а за­тем во­пло­щен­но­го в от­дель­ном ли­це». Ска­жи­те, кто это го­во­рил и как по­ни­мать со­дер­жа­ние ва­шей за­пис­ки? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Эта за­пис­ка на­пи­са­на мной, вы­пи­са­на из Биб­лии, но что эти сло­ва зна­чат, разъ­яс­нить и я не мо­гу – сам за­ин­те­ре­со­вал­ся эти­ми сло­ва­ми и вы­пи­сал их, – от­ве­тил иеро­мо­нах.
– Вас об­ви­ня­ют в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния и рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­ты о ру­ко­во­ди­те­лях пар­тии и пра­ви­тель­ства, а так­же в вы­ска­зы­ва­нии недо­воль­ства про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ци­ей и рас­про­стра­не­ни­ем контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­ты про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя я не за­ни­мал­ся и ви­нов­ным се­бя не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
По­сле до­про­сов свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил сви­де­те­лей. Один из них по­ка­зал, что слы­шал, как свя­щен­ник раз­го­ва­ри­вал с цер­ков­ной ста­ро­стой в при­сут­ствии дру­гих ве­ру­ю­щих, фа­ми­лий ко­то­рых он не зна­ет. Ста­ро­ста ска­за­ла, что вот ско­ро вы­бо­ры, и хо­ро­шо бы бы­ло, чтобы от ве­ру­ю­щих бы­ла кан­ди­да­ту­ра, но отец Иона ее пе­ре­бил и ска­зал, что ор­га­ни­за­ция на­ша не за­ре­ги­стри­ро­ва­на и от нас кан­ди­да­ту­ры не при­мут. На это ста­ро­ста за­ме­ти­ла, что ес­ли на­ши лю­ди не бу­дут вы­бра­ны, то цер­ковь мо­гут за­крыть. Сви­де­тель по­ка­зал, что свя­щен­ник буд­то бы го­во­рил: «Кон­сти­ту­ция – это толь­ко бу­ма­га, в ней ни­ка­ко­го ра­вен­ства нет. С ко­го на­лог бе­рут трид­цать руб­лей, а со свя­щен­ни­ка две ты­ся­чи, а в кон­сти­ту­ции ука­за­но, что все рав­ны, – а тут и по­ни­май, кто тут рав­ный. На­лог на­ло­жи­ли, чтобы за­крыть цер­ковь. Это вы долж­ны по­ни­мать, а раз это так, то долж­ны не до­пу­стить за­кры­тия церк­ви и со­брать день­ги».
По­сле до­про­сов сви­де­те­лей сле­до­ва­тель сно­ва при­сту­пил к до­про­су свя­щен­ни­ка, ко­то­рый к это­му вре­ме­ни уже тре­тий ме­сяц на­хо­дил­ся в тюрь­ме.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что сре­ди кол­хоз­ни­ков се­ла Ал­па­тье­ва ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя, рас­про­стра­ня­ли гнус­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту на ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства? В июле 1937 го­да вы ор­га­ни­зо­ва­ли жен­щин вы­сту­пить про­тив за­кры­тия церк­ви. Под­твер­жда­е­те ли вы это? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Не бы­ло с мо­ей сто­ро­ны и ни­ка­кой аги­та­ции сре­ди жен­щин в июле 1937 го­да.
7 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Иону к рас­стре­лу; по­сле это­го он был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве, и 13 июня тю­рем­ный фо­то­граф снял с него фо­то­гра­фию для па­ла­ча. Иеро­мо­нах Иона (Сан­ков) был рас­стре­лян 4 июля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Июнь».
Тверь. 2008. С. 393-398

При­ме­ча­ния

Ныне Лу­хо­виц­кий рай­он Мос­ков­ской об­ла­сти.

Преподобномученик Роман

Преподобномученик Роман был родом из Карпениси. Его родители были люди благочестивые, но безграмотные. Своему сыну они также не дали образования. Однажды он услышав рассказ о святом Гробе Господа нашего Иисуса Христа, захотел совершить паломничество в Иерусалим.

Он тотчас же осуществил свое намерение, отправившись в Палестину. С благоговением поклонившись всем святым местам, он пришел в лавру святого Саввы Освященного. Слыша там чтения о мучениях, каким подвергались святые мученики за имя Христово для получения будущих вечных благ, он спрашивал, что такое будущие блага? Когда же ему объяснили это, он возжелал сам достигнуть сих благ подвигом мученичества. Возвратившись из лавры в Иерусалим, он рассказал о своем намерении Патриарху, но святитель Божий удержал его от мученичества.

Но Роман непременно желал мученичества. Оставив Иерусалим, он отправился в Солунь и здесь, представ пред судьей, дерзновенно исповедал пред ним Христа Богом истинным, Творцом всего видимого и невидимого и Спасителем человеков, пророка же мусульманского назвал обманщиком и врагом всякого добра, а веру их признавал обманом и прелестью. Судья велел бить его без пощады: варвары, принуждая его отречься от Христа, из спины его вырезали несколько ремней и изрезали ему щеки. Кроме того, вынес тогда мученик за имя Христово и другие разные мучения. Но так как он оставался тверд в своем исповедании, то судья приговорил его к смертной казни.

Случилось тогда быть там капитану солунских галер, который стал просить себе у судьи мученика для корабельной службы, говоря, что это наказание для него будет хуже смерти: на галере будет он мучиться во всю свою жизнь. Это рассуждение капитана понравилось судье, и он с удовольствием подарил ему мученика.

Итак, капитан, взяв его, приковал на галере и заставил грести веслом. Спустя немного времени некоторые из христиан, друзья капитана, дав ему выкуп, освободили страдальца от тяжкой работы и препроводили его на святую Афонскую Гору. Явившись туда, он избрал себе в наставники в духовной жизни дивного в то время подвижника, преподобного Акакия, безмолвствовавшего в ските Кавсокаливском, и стал подвизаться под его руководством.

Однако душа Романа не была спокойна: он был как бы чужд всего земного, ибо мысль его постоянно была устремлена к желанному для него подвигу мученичества. Для лучшего решения этого вопроса, с общего согласия, оба – старец и ученик – наложили на себя на несколько дней пост и предались усердной молитве к Господу Богу, чтобы Он открыл им о том волю Свою; скоро преподобный Акакий получил откровение, что есть на то воля Божия и что Роман совершит за Христа мученический свой подвиг.

В день Пятидесятницы Роман был пострижен в монашество. После этого он, с благословения своего старца, отправился в Константинополь. Здесь он поймал одну из бегавших там собак, привязал к своему поясу и стал таскать ее посреди базара. Турки, видя такое нечестивое, по их понятию, действие, спросили его, зачем таскает он собаку. Мученик отвечал им: «Чтобы кормить ее, как христиане кормят вас, агарян»^, с. 209].

Разгневанные таким его ответом, мусульмане устремились на него, как неукротимые звери, и начали бить его без милости, а потом представили его к самому визирю, который, слыша из уст мученика те же слова, предал его на мучение до тех пор, пока не отречется своей веры. Его посадили в сухой колодец и мучили сорок дней. В конце концов, Романа приговорили к отсечению головы. Приговор тотчас же был приведен в исполнение. Святой преподобномученик Роман пострадал в 1694 году.

Память преподобномученика Романа празднуется 16 февраля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Святого преподобномученика Романа

3 января (16 января)

Святого преподобномученика Романа, жившего в конце XVII столетия в Карпениси, в Морее

Родом простолюдин, неученый и даже безграмотный, Роман имел счастье быть сыном благочестивых родителей. В благочестии их он и почерпнул то настоящее душевное просвещение, которое вернейшим из всех земных путей приводит к единой истинной цели: соединению с Богом. Простые, но верные суждения родителей — христиан среди их скромной житейской деятельности затеплили в душе его искру Божию… и вот, разгорелась она постепенно и стала освещать ему обстоятельства его жизни, и превратилась, наконец, в тот пламенный порыв любви к Богу, ради которого он и жизнь свою положил…
Услышав однажды рассказы соседей о св. Гробе Господнем, подготовленная христиански душа его не осталась равнодушною к услышанному; тронутый и взволнованный новыми для его темного ума впечатлениями, он решился немедленно сам отправиться в Иерусалим. Бог помог ему добраться до св. мест, где, поклонившись святыням, он пришел в Лавру св. Саввы освященного. Здесь привелось ему слышать чтение о мучениках, которые подвергались всяким страданиям ради будущих вечных благ.
— Какие же это блага? — спросил Роман, не имевший никакого понятия о догматах веры, не знавший ничего, кроме того, что он родился христианином.
Получив от добрых иноков разрешение возникших в душе его различных вопросов, Роман и сам пожелал достигнуть Царствия Божия путем мученичества и объявил о своем желании иерусалимскому патриарху. Тот останавливал его, опасаясь исхода такого внезапного, не созревшего решения и опасаясь также, чтобы это не послужило к проявлению неприязненных отношений со стороны турок к самому Гробу Господню.
Роман ушел из Иерусалима в Солунь; здесь явился он к городскому судье и смело исповедал перед ним свою веру во Христа; веру же в Магомета назвал ложною и учение его обманом.
Турки, хотя и не предавали в то время поголовному истязанию христиан, допускали их мирно проживать в своих владениях, но никогда не терпели открытого восстания против их веры. Судья решил покарать добровольного исповедника; он велел бить его и мучить без всякой пощады, но, видя его твердость, осудил его на обезглавление.
Случилось при этом быть капитану Солунских кораблей; он попросил судью уступить ему мученика — в работники на корабль, представляя на вид, что это будет для него хуже смерти, потому что на этой службе он будет мучиться целую жизнь. Судья согласился, и Роман был взят на корабль. Спустя несколько времени после этого, несколько христиан, находившихся в хороших отношениях с капитаном, выкупили мученика из тяжкой неволи и доставили ему средства уйти на Афон. Здесь он принял иночество, но душа его продолжала жаждать высшего подвига. Он чувствовал себя на земле точно чужим… Он весь углубился в молитву и строгим постом подготовлял себя к довершению подвига. Наконец, решился он отправится в Константинополь, где снова начал обличать ложное верование в Магомета. Его остановили, бросили в сухой колодезь, продержали в нем 40 дней без всякой пищи, требуя от него отречения от христианской веры. Но, видя, что никакие мучения не могут его поколебать, визирь приказал отрубить ему голову.
Так пострадал преподобномученик Роман, в 1694-м г. Бывшие при этом моряки Англичане купили его святые останки за 600 пиастров и отвезли их на своем корабле в Англию.

Вера
0

Свежие записи

  • Антиклерикальный
  • Космонавт в скафандре, фото
  • Воспитание в неполной семье
  • Церковь о домовых
  • Рассказ о школе 1 класс

Свежие комментарии

    Архивы

    • Ноябрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018

    Рубрики

    • Вера

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 Искра. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .