Пророк Иоанн Креститель был родственником Господа Иисуса Христа по линии матери. Родители его – священник Захария и праведная Елизавета, бывшая родом от царя Давида, жили в Нагорной стране, к югу от Иерусалима. В семье не было детей по причине неплодности жены, но супруги не оставляли молитв о даровании наследника. Захария был в преклонном возрасте, когда к нему явился Архангел Гавриил и изрёк: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Рождество Иоанна Предтечи Господа Иисуса Христа празднуется 7 июля/24 июня. Архангел открыл Захарии, что сын его будет вестником о пришествии в мир Мессии. 7 июня Православная Церковь празднует Третье обре́тение главы.
Содержание
- Ангел пустыни
- Больший из рожденных женами
- Обличитель порока
- Усекновение святой главы
- Два обретения главы пророка
- Житие Иоанна Предтечи: “Не восставал пророк больший…”
- История жизни пророка Иоанна
- История десницы Иоанна Крестителя
- О чем молятся Предтече
- Несколько случаев исцеления
- Рождение Иоанна Предтечи или Иван Купала
- Житие святого славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
- Житие святого Иоанна Предтечи
- Иоанна Мироносица
- Иоанна
- Святая дня Иоанна Мироносица – фрейлина, первой узнавшая о воскресении Христа
- 10 июля именины празднуют Яны, Янины и Жанны. Их небесная покровительница — праведная Иоанна Мироносица. Она сохранила главу Иоанна Предтечи и была среди жен-мироносиц, узнавших от Ангелов, что Иисус воскрес.
- Православный календарь 10 июля. Праведная Иоанна мироносица.
Ангел пустыни
Прошло полгода. В Вифлееме у Девы Марии родился младенец Иисус Христос, который предвозвещен пророками. Обезумевший царь Ирод, боявшийся прихода в мир согласно предсказанию пророков будущего Царя, приказал убить всех младенцев в возрасте от двух лет и младше. Праведная Елизавета, узнав об этом, спряталась в пустыне с младенцем Иоанном. Праведный Захария был убит теми, кто пришёл погубить его сына. Иоанн с матерью так и не покинули пустыню. Когда праведница Елизавета умерла, Ангел Божий заботился об Иоанне. Когда пришло время возвестить Миру о приходе Спасителя, Иоанн покинул пустыню и пришёл к людям с проповедью о покаянии и скором пришествии Мессии.
“Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, 1514-1516 гг.
Больший из рожденных женами
В тридцать лет Иоанн начал свою проповедь еврейскому народу. Он призывал всех очистить свою душу от грехов и приготовиться к принятию Евангелия. Для этого он появился на реке Иордан и крестил людей водным Крещением, омывая от грехов. «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16). И сам Иисус пришёл Креститься в реке, хотя и не имел грехов, но показав тем самым, что Иоанн является большим из когда-либо рождённых жёнами. И увидел Иоанн сошествие Духа Святого во время Крещения Иисуса, и прорёк народу: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира».
Сам Спаситель сказал об Иоанне Крестителе, что тот не только пророк, но и больший пророка – Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.» (Мф. 11:10).
Обличитель порока
Иоанн продолжал своё служение Богу, обличая греховность людских дел и призывая к покаянию. Для него не существовало различий в общественном положении. Правитель Антипа, сын Ирода, приказавшего погубить малых детей в Вифлееме, отправил в тюрьму святого пророка, обличившего его в грехе блуда с Иродиадой, которая была женой брата правителя. Иродиада внешне была красивой женщиной, но душа у неё была поражена дьяволом. Даже сам Антипа боялся перечить ей. Опасаясь народного гнева, он спрятал Иоанна в темницу от злобной Иродиады, требовавшей смерти святого пророка, после того, как Креститель обличил её. Но коварная и беспощадная блудница нашла способ расправиться с Иоанном.
Усекновение святой главы
Царь Ирод Антипа во время пира наслаждался зрелищем. Перед гостями танцевала дочь Иродиады Саломия. Желая отблагодарить танцовщицу, Антипа сказал, что может исполнить любую её просьбу. Коварная Иродиада подговорила дочь попросить у Ирода принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя, томившегося в заточении. Антипа не смог противостоять дьявольским чарам Иродиады, подстрекавшей его на убийство пророка данным им словом в присутствии гостей. По приказу Ирода пророку Иоанну отсекли голову и поднесли её на блюде Саломии. Та отнесла голову своей матери. Ужас объял Иродиаду, когда лежащая на блюде голова продолжала обличать блудницу. Иродиада в бешенстве и страхе воскресения пророка обезобразила голову и спрятала в нечистом месте.
Тело Иоанна ночью было захоронено последователями пророка в городе Севастии.
“Саломея с головой Иоанна Крестителя”, Тициан (1515)
Два обретения главы пророка
Благочестивая Иоанна, жена служащего дома Антипы, знала где Иродиада спрятала главу Иоанна Крестителя. Женщина поместила главу в сосуд и тайно похоронила на горе Елеонской в поместье Антипы. Спустя годы поместьем завладел некий благочестивый вельможа. Новый владелец земли стал строить церковь. При строительстве фундамента был найден сосуд, спрятанный Иоанной. Так впервые была обретена глава святого пророка. Перед своей смертью, вельможа закопал ее в том же месте, где нашёл, боясь, как бы святыней не завладели гонители христианства.
Когда закончились притеснения христиан при царе Константине Великом, Иоанн Предтеча сам открыл место погребения своей главы двум монахам, пришедшим в Иерусалим. Но монахи были настолько ленивы, что Иоанну пришлось являться им дважды, прежде чем они решились откопать святыню. Положив святую главу в мешок, они по пути отдали её незнакомому горшечнику, чтобы тот отнёс главу к ним домой. И тут вновь явился Иоанн Креститель, теперь уже горшечнику, и повелел тому сбежать вместе с честной главой от нерадивых монахов. Тот исполнил волю святого.
Глава хранилась в сосуде у горшечника до самой его смерти. Перед кончиной он передал главу сестре, которая в конце жизни должна была по воле Иоанна Крестителя передать его на хранение дальше благочестивому христианину.
Но однажды владельцем священного сосуда стал священник Евстафий, еретик, пытавшийся представить чудесные явления, происходившие от святой главы, как доказательство истинности арианства. Он совратил исцелениями от святой главы множество людей, представляя чудеса благодатью своей ереси. Но его обман был раскрыт, а сам еретик был вынужден бежать, а святыню спрятал в пещере близ Емессы в расчёте на то, что когда-нибудь вернётся и вновь завладеет ею.
Но вскоре на этом месте возник пещерный монастырь, в нем поселились христианские монахи. И опять святой Иоанн Креститель в видении архимандриту обители указал место нахождения своей главы. Это событие, произошедшее в 452 году, ныне празднуется христианской Церковью как Второе обретение главы Иоанна Предтечи. Честная глава была перенесена в Емессу, а позднее в Константинополь.
Церковь вспоминает первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 21 февраля/9 марта.
Татьяна Соколова
Житие Иоанна Предтечи: “Не восставал пророк больший…”
Все житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.
Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец – Захария – был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители. Что касается праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.
История рождения Иоанна Предтечи непосредственно связана с чудом Божиим и во многом схожа с историей рождения Пречистой Богородицы. Дело в том, что праведные Захария и Елисавета долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Но, как повествует нам святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служения в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына. Однако Захария смутился от такого видения и обетования архангела Гавриила. За это на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка. В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном.
Посещение Марией Елизаветы, 1491 год. Гирландайо Доменико
Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которому и нарекли имя Иоанн. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. Также стоит отметить, что по материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа. Во время наречения имени народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь это нарушало традицию: в их роду не было людей с таким именем. В момент, когда народ дивился этому, у Захарии отверзлись уста, и он смог говорить. При этом он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя. Стоит заметить, что рождение ребенка для праведных Захарии и Елисаветы было важным еще и потому, что в то время у евреев было принято считать, что если Бог какой-либо семье не дает детей – это признак серьезных грехов, которые имеются у этих людей. Такие пары не просто подвергались насмешкам и укоризнам, но и в принципе не имели возможности быть полноправными членами общества.
Когда Иоанн был еще ребенком, царь Ирод, желая уничтожить уже родившегося Мессию, приказал убить всех младенцев в возрасте от рождения и до двух лет.
Рождество Иоанна Предтечи
Святое семейство (праведный Иосиф Обручник, Пречистая Матерь Божия и Богомладенец Христос) на это время покинули Израиль и скрылись в Египте. Бог уберег и младенца Иоанна, так как в это время он уже подвизался в пустыне, где и прошла вся его жизнь до момента выхода на проповедь. Как сообщает нам Евангелие (Мк. 1, 6), Иоанн вел в пустыне самый строгий образ жизни – он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи), постоянно пребывал в молитве. Именно таким образом Иоанн готовил себя к служению народу Израиля и Своему Господу.
Как и Сам Господь Иисус Христос, пророк Иоанн выходит на служение в тридцать лет возрасте – именно в таком возрасте в древнееврейском обществе человек мог выйти на общественное служение и начать что-либо говорить публично. До этих лет человек считался еще не готовым к серьезным речам и поступкам.
Иоанн Предтеча впервые является на берегах реки Иордан – именно здесь он мог совершать свое главное действо: призывая людей к покаянию, совершать над ними крещение водой. Дело в том, что для религиозных омовений в честь праздника очищения народ Израиля приходил именно к реке Иордан. Здесь к людям и обращается святой пророк Иоанн Предтеча.
Важно отметить, что крещение, которое он совершал, было направлено на приуготовление народа Израиля к принятию Господа Иисуса Христа и Его Нового Завета. Это крещение не было таинством в христианском понимании этого слова. Тем не менее в этом крещении человек получал прощение грехов и очищался для дальнейшей жизни и для встречи Мессии. Крещение же, которое дарует людям Христос, совершеннее тем, что в нем человек стяжает благодать Самого Святого Духа, освобождается от рабства греху и смерти.
Для того, чтобы в полной мере исполнить ветхозаветный закон, к Иордану приходит Сам Господь – и принимает крещение от пророка Иоанна. Именно поэтому Иоанна Предтечу (т. е. предшествующего Господу) часто называют еще Крестителем. Крестившись от пророка, Господь тем самым подал пример каждому человеку на все времена. Крещение Господа ознаменовалось одним из самых ярких чудесных событий – Богоявлением, то есть явлением в той или иной форме всех трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог Отец явился здесь в виде гласа с небес, обращенного к Иисусу Христу: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). Святой Дух был явлен в образе голубя, сошедшего на Иисуса Христа, Сам же Господь уже явился людям, воплотившись в нашем мире.
Важны также те слова, которые сказал пророк Иоанн людям о Господе Иисусе Христе (имея в виду смысл прихода Господа в мир): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).
Однако служение Иоанна Предтечи не завершилось только лишь крещением Господа Иисуса Христа в Иордане. Как и его предшественники, другие ветхозаветные пророки, Иоанн призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божиим, к отречению от греха, к служению только истинному Богу, а не языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много. И, как и другие пророки, Иоанн Предтеча обличал грехи царя. Дело в том, что царь Ирод Антипа находился в беззаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа – Иродиадой, которая к тому же приходилась ему племянницей. Именно за это и обличал пророк его Иоанн. В ответ царь заключил пророка в темницу.
Однажды, в день своего рождения, царь Ирод устроил пир, на котором собралось много знати. Дочь Иродиады Саломия поразила всех присутствующих, и прежде всего самого царя, одним непристойным танцем. За это Ирод пообещал ей дать все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Наученная своей матерью, Саломия потребовала голову пророка Иоанна. Будучи частью еврейского общества и традиции, царь Ирод был удручен этой просьбой, так как он уважал пророка Божия и понимал основу пророческого служения. Однако он не мог не сдержать царской клятвы, и именно поэтому отдал приказ казнить святого. Иоанну Предтече отрубили голову и отдали Саломии, а та отнесла ее своей матери.
На этом свидетельство Священного Писания заканчивается, однако Священное Предание донесло до нас дальнейшую историю, связанную с мощами святого пророка.
По преданию, Иродиада кинула главу пророка Иоанна в нечистое место. Тело же пророка Божия его ученики погребли в городе Севастия, что находился в Самарии. Апостол Лука, обходя с проповедью Евангелия разные селения, взял из Севастии правую руку от мощей святого пророка Иоанна.
В 959 году, когда арабы захватили Антиохию, где на тот момент хранилась рука пророка Иоанна, святыню спас некий дьякон, который перенес ее в Халкидон. Из Халкидона честная рука пророка попала в столицу Византии – Константинополь, где и хранилась до захвата города турками в 1453 году. После этого правая рука пророка хранилась уже в России, а именно – в Петербурге, в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.
Честная глава пророка Иоанна Предтечи была найдена благочестивой Иоанной и погребена на Елеонской горе. А на самой горе было основано несколько православных монастырей и еще больше храмов.
В свое время Господь Иисус Христос сказал о пророке Иоанне Предтече следующие слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11, 11). Почему же Господь так сказал? Дело в том, что этими словами Он указал на уникальность Иоаннова служения. Святой Предтеча стал пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового. Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу.
Поэтому святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.
На анонсе фрагмент картины Леонардо да Винчи “Крещение Христа”
Иоанн Предтеча является самым почитаемым святым после Пречистой Богородицы. Его рождение — явленное свидетельство силы молитвы его престарелых родителей и указание на предстоящую особую миссию будущего святителя Божиего.
Житие пророка Иоанна Крестителя уникальное и удивительное, строгое и добродетельное.
История жизни пророка Иоанна
Родителями Иоанна Предтечи являются праведные и богобоязненные Захария и Елисавета, проживавшие в Хевроне. Они всю жизнь умоляли Бога о даровании им чада, но чудо свершилось лишь при достижении ими преклонных лет.
Младенец Иоанн был рожден на полгода раньше Иисуса Христа. О предстоящем его рождении старец-священник Захария был извещен во время совершаемого им богослужения в церкви.
Однажды будущий отец лицезрел по правую сторону от жертвенника архангела. Он и произнес заветную весть, что мольба будущих родителей услышана Богом и скоро Елисавета родит сына Иоанна. Он и обратит к Богу множество народа и станет Предтечей Мессии.
Читайте о Предтече:
- Праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя
- Икона Предтечи Господня Иоанна
- Акафист Иоанну Крестителю
Захария усомнился в радостной вести и попросил некого знамения с Небес. Знамение случилось — священник был поражен немотой за неверие.
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
Рождение Иоанна Предтечи
Вскоре у Елисаветы совершилось зачатие и через 5 месяцев ее посетила Дева Мария, приходившаяся ей дальней родственницей. Она пришла с радостной вестью о том, что Ее посетил архангел Гавриил и возвестил о непорочном зачатии и рождении от Нее Христа Спасителя. Также он дал знать Пречистой Деве, что неплодная Елисавета шестой месяц носит во чреве сына.
Вскоре непраздная Елисавета родила мальчика. На удивление всех, мать нарекла сына Иоанном. Немой Захария попросил дощечку и начертал на ней, что имя его сыну — Иоанн. Тут же его уста открылись и он снова смог говорить. Он ликовал, благодарил Всевышнего и возносил пророчества о скором пришествии Спасителя Мира — Мессии, которому его сын Иоанн станет Предтечей.
Интересно.После Рождества Иисуса Христа царь Ирод приказал истребить всех младенцев-мальчиков, дабы продолжить царствование и не иметь соперников. Услышав страшную весть, Елисавета ушла с сыном Иоанном в пустыню и спряталась в пещере.
Захария же нес священническое послушание. Воины Ирода пытались разузнать у него место, где скрывается его супруга с младенцем, на что получили отказ и разъяренные, убили клирика прямо в церкви. Через некоторое время Елисавета тоже умерла, но местом ее смерти стала пустыня. А Иоанна всегда охранял Ангел Небесный.
Начало служения
Будучи юношей, Иоанн удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и поселился в дикой пещере. До 30 лет он прожил здесь, находясь в беседе с Богом, в молитве и полнейшем уединении.
О нем говорят, что жил на земле, как на небе. Его облачение было наипростейшим, сшитым из ткани из верблюжьих волос, было подпоясано кожаным поясом. Питался Иоанн диким медом, корнями и растениями.
Он постоянно ожидал призыва Божиего на дело общественного служения.
Пророчество Святителя
Узрев о величественном учении Иоанна, к нему поспешили люди и крестились от него в водах Иордана, исповедуя свои согрешения. Проповеди святителя были напитаны необычайной силой, тем самым многие крещаемые были уверены, что он и есть ожидаемый Мессия. Но Иоанн развеивал их домыслы словами, что вслед за ним идет Сильнейший, который будет крестить Святым Духом и Огнем.
Тем самым Иоанн дал понять людям, что он не Христос, а только Его Предтеча. Так и заканчивается история Ветхого Завета и открывается Новозаветная Церковь.
«Иоанн Предтеча. Рождество». Храм Вениамина Петроградского г. Москва
Храм Вениамина Петроградского г. Москва
Крещение Иисуса
Богоизбранный народ жил в ожидании принятия Единородного Сына Божия. Иоанн Предтеча сподобился крестить Мессию в Иордане, а когда Иисус выходил из воды, на Него сошел Дух Святый в виде голубя, и громогласный глас с Небес возвестил, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Усекновение головы
После Господня Крещения Иоанн был заключен под арест царем Иродом Антипой. Галилейский правитель был разгневан на Крестителя за то, что он открыто обличал правителя в беззаконном сожительстве с Иродиадой, которая была супругой его брата Филиппа.
В свой день рождения Ирод устроил званный пир, где Соломия — дочь Иродиады, очень красиво танцевала, чем угодила царю. Он пожелал отблагодарить девицу и поклялся дать ей все то, о чем она пожелает. Соломия, по сговору с матерью, пожелала принять в качестве ценного дара честную главу Иоанна Крестителя на блюде.
Тут же тюремный стражник отсек святому голову и Соломия получила желаемое.
Позже супруга домоправителя Иродова погребла главу мученика в глиняном сосуде на Елеонской горе, а тело Иоанна забрали его ученики и захоронили в Севастии.
История десницы Иоанна Крестителя
Интересна судьба Иоановой десницы. В разные годы она пребывала во многих странах и более сотни лет благословляла землю русскую. Этот факт служит свидетельством незыблемости православной веры.
Пришедший с проповедью в Севастию апостол Лука испросил разрешения о перезахоронении обезглавленного тела Иоанна в Антиохии. Но севастийцы не пожелали расставаться с нетленной святыней и позволили апостолу взять лишь правую руку пророка. Именно ею он и крестил Спасителя. Десница пробыла в Антиохии более 9 веков, здесь же от нее проявились первые чудотворные дары.
Когда Юлиан Отступник пожелал сжечь святыню, христиане ее спрятали, а сам император вскоре был убит воинами-персами.
С 1453 года десница хранилась в сокровищнице хана Магомета, но его сын отдал святыню родосским рыцарям, которые перенесли ее на Мальту. Но в конце XVIII века мальтийцы спасли десницу от наполеоновских войск и перенесли в Россию в Гатчину. Здесь для святыни был изготовлен специальный ковчег, украшенный золотом и драгоценными каменьями.
В период революционных гонений на Церковь десница была спрятана от разорителей в Эстонии, а затем переправлена в Данию. Позже она побывала в Германии, Сербии, а с 1978 года находится в Цетинском Богородицком монастыре в Черногории.
Десница Иоанна Крестителя
О чем молятся Предтече
Перед светлым и праведным пророком молятся:
- о вразумлении грешников;
- о видении собственных согрешений и их причин;
- о духовной помощи (укреплении духа);
- о помощи в деле пчеловодства;
- о плодородности почвы и сборе изобильного урожая;
- об избавлении от головных болей;
- об исцелении всевозможных недугов;
- об очищении мыслей от искушений.
Еще о православной молитве:
- Молитва перед началом дела
- Молитвы перед и после вкушения пищи
- Молитвы на сон грядущим
Несколько случаев исцеления
- Зимним вечером женщина поскользнулась, упала и сильно ударилась головой. При обращении в больницу ей был выставлен диагноз: трещина лобной кости, сотрясение головного мозга. Требовалась срочная операция, но больная от нее отказалась. Родственники отвезли ее в церковь, где она с сердечной молитвой желала приложиться к лику Иоанна Предтече с обручем. Но как оказалось, несколько дней назад образ увезли в монастырь. Больная не унывала, она набралась сил, без чьей-либо помощи дошла до монастырской часовни и осуществила желаемое. Сразу же она почувствовала облегчение. А на следующий день больной была сделана томограмма. Результат ошеломил всех: повреждений костей черепа нет, сотрясение мозга отсутствует.
- У девушки случилось обострение гайморита. Ей было проведено лечение антибиотиками и прокол пазухи носа. Врачи советовали решиться на операцию по поводу перфорации кости. Но накануне операции больная направилась в монастырь и пред иконой Иоанна Предтече стала умолять пророка о помощи. После моления прочитала канон и приложилась к иконе. В результате хирургического вмешательства не случилось, к нему не было абсолютно никаких показаний.
- У одной неверующей дамы была диагностирована опухоль мозга. Ей предстояла операция с трепанацией черепа. В последней надежде на исцеление она пришла в монастырь и приложилась к чудотворной иконе Иоанна Крестителя с обручем. Перед операцией ей было назначено дополнительное обследование и после просмотра рентгеновских снимков врачи недоумевали: куда пропала опухоль?
- После моления пред иконой Предтечи одна прихожанка получила исцеление от болезни щитовидной железы. Она три дня подряд прикладывалась к лику и молила святого об исцелении. В день очередного обследования щитовидка оказалась совершенно здоровой. А сама девушка выразила желание поступить в обитель.
Рождение Иоанна Предтечи или Иван Купала
Ежегодно 7 июля православный народ празднует Рождение Иоанна Крестителя.
Но в околоцерковной среде это день носит языческое наименование «Иван Купала».
Конечно, суеверия давно забыты, люди веселятся, жгут костры, плетут венки, поют песни, водят хороводы. Но среди кажущихся простыми забав присутствует практика гаданий, заговоры.
Важно! Верующим такое «времяпровождение» следует обходить стороной. Будущее для нас закрыто, а его познание с помощью гаданий и прочих магических сеансов — это грех и самообман.
В день рождения Предтече следует отказаться от физического труда, необходимо творить молитву и вспоминать великого проповедника, который своим призывом к покаянию взволновал сердца настоящих и будущих христиан.
Посмотрите видео о пророке Иоанне Предтечи
Житие святого славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Храмовый образ Иоанна Предтечи. Середина XVI века
В царствование Ирода, царя иудейского, жил в городе Хевроне один благочестивый священник по имени Захария с женою своею Елисаветою. Оба они были праведны пред Богом и с усердием исполняли заповеди и уставы Господни. Одно только возмущало их благочестивую и тихую жизнь: они не имели детей, что у евреев почиталось явным наказанием Божиим за грехи и нередко подвергало бездетных супругов людским нареканиям. Глубоко сокрушаясь о своем бесчадии, Захария и Елисавета дожили до таких лет, когда отрадная надежда иметь детей сделалась уже невозможною. Но там, где надежда человеческая ослабевает, является благопромыслительная воля Божия, побеждающая законы нашего естества.
Однажды, когда старец Захария отправлял свое очередное священническое служение в храме иерусалимском, вошел он во святилище для каждения и возложил фимиам на алтарь кадильный, вдруг увидел по правую сторону алтаря явившегося ему Ангела. Захария смутился и затрепетал от страха. «Не бойся, Захария, — сказал Ангел, — ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, … дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13—17).
Изумленный видением и обрадованный словами Ангела, Захария был глубоко потрясен: изумление и радость его были так велики, что он не вдруг мог поверить тому, что уже привык считать несбыточным. «По чему я узнаю это? — в смущении спросил он Ангела, — ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18). «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, — отвечал ему Ангел, — и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 19—20). Сказав это, Ангел скрылся, а Захария в ту же минуту сделался нем.
Между тем народ, собравшийся в храм для молитвы, ожидал Захарию и дивился, что он так долго медлит в святилище. Но вот в смущении и волнении выходит Захария; напрасно усиливается он произнести молитву благословения, и, почувствовав, что язык его связан немотою, стал знаками объяснять необыкновенность своего положения. Народ понял, что Захария видел видение во храме.
Пробыв во храме до конца очереди своего служения, Захария возвратился в дом свой; и Елисавета, несмотря на свое неплодие и свою старость, зачала. Обрадованная благодеянием Божиим, которым снималось с нее поношение бесчадия, она в продолжение пяти месяцев тщательно скрывала свою беременность от людей, чтобы в ненарушимом спокойствии изливать свою радостную благодарность пред Богом, избавившим ее от нарекания между людьми. Однако же одна родственница, жившая в то время в отдаленном от нее месте, узнала об этом сверхъестественным образом: то была Пресвятая Дева Мария. Тот же Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве всемирную радость о рождении от Нее Христа Спасителя, между прочим открыл Ей, что Елисавета, родственница Ее, называемая неплодною, зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц (Лк. 1, 36). Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева, уже зачавшая Сына Божия, поспешила навестить ее, причем Иоанн, как будущий Предтеча Господа, выразил свою радость пришествия Его особыми, необыкновенными движениями в чреве матери. Матерь Божия пробыла с Елисаветою в доме ее три месяца.
Рождество Иоанна Предтечи
Для Елисаветы, наконец, настало время родить; и она, согласно с предсказанием Ангела, родила сына. Родственники, соседи и знакомые, услышав об этом, спешили в дом Захарии поздравить его с такою неожиданною милостию Божиею. Прошло от дня рождения Иоаннова восемь дней. По закону Моисея в этот день надлежало обрезать младенца и дать ему имя. День этот был большим семейным праздником, и к нему приглашалась большая часть родственников. Родные, ничего не знавшие о том, что имя младенцу уже было указано Ангелом еще до его зачатия, хотели назвать новорожденного именем отца его, т.е. Захариею, так как у евреев был обычай давать новорожденным детям имя отца или ближайшего из родственников. «Нет, — отвечала на это желание мать младенца, — а назвать его Иоанном». Родные говорили ей, что «никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем», но Елисавета настаивала на своем. За решением недоумения обратились к отцу и знаками спрашивали его: как бы он хотел назвать рожденного сына? Захария потребовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал на ней: «Иоанн — имя ему» (Лк. 1, 60—63). Написанное он произнес вслух, и с того времени разрешился язык его, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии Христа и о том, что Иоанн будет Ему Предтечею: «И ты, младенец, — сказал Захария, обращаясь к сыну своему, — наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76). Рождение Иоанна от бесплодных и престарелых родителей, немота Захарии до рождения и чудесное возвращение дара слова при обрезании сына его и наречении ему имени, все это указывало на особенное промышление Божие об Иоанне. Все присутствующие исполнились священного страха и благоговения к откровению силы Божией и говорили о новорожденном, рассуждая в сердце своем: «Что будет младенец сей?»
Высокие надежды, указанные обстоятельствами рождения Иоанна, в непродолжительном времени начали оправдываться. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселясь в одной из диких пещер, среди молитвы и благочестивых раз мышлений, пробыл в ней до тридцатого года своей жизни. «Он жил в пустыне, как на небе — говорит святой Златоуст, — вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и уда лившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом». Одежду носил он самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище он наблюдал крайнюю воздержность: да и вся пища его состояла только из корней и растений, доны не еще употребляемых бедными жителями Палестины и известных под именем дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он спокойно ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.
Камень, с которого проповедовал Иоанн Предтеча
В пятнадцатый год царствования Тиверия, когда Иоанну исполнилось тридцать лет, был голос Божий к нему, повелевавший оставить пустыню, идти к народу иудейскому и проповедью покаяния и крещением возбуждать народ к раскаянию во грехах: ибо наступило время пришествия Мессии. Повинуясь небесно му голосу, Иоанн оставил свое пустынное убежище и явился на многолюдных берегах реки Иордана. Давно уже иудеи не слыхали голоса пророков; и потому, когда явился пророк Иоанн, то со всех сторон народ начал стекаться к нему. «Покайтесь, — говорил Иоанн к собравшемуся народу, — ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Принесите искреннее раскаяние в содеянных грехах своих, всячески удаляйтесь от них и на мес то греховных склонностей питайте в себе лучшие и богоугодные расположения; очистите свое сердце от всех лукавых страстей и делами добродетели приближайтесь к Богу: ибо наступило время, предреченное пророками и так долго ожидаемое вами; нас тупило время пришествия Мессии Христа, Который откроет для вас и всего человеческого рода Царство Небесное; в этом-то Царстве исполнятся обетования Божии о спасении людей; члены его будут исполнены Духа Божия; царство это не земное и чувственное, а духовное и небесное, где все достойные будут наслаждаться духовными, небесными, вечными радостями.
Чтобы яснее представить людям существенные их обязанности, какие они должны были исполнять, и те пороки, от которых должны удаляться, Иоанн давал наставление каждому сословию порознь. Так, людям скупым и своекорыстным он проповедовал о том, чтобы они уделяли нуждающимся из своего собственного достатка и имущества; мытарям, или сборщикам податей, которые взыскивали пошлины больше надлежащего и тем обогащались, Иоанн напоминал об обязанности не брать с народа больше того, что постановлено законом. Являлись к нему и воины, насилия которых становились тяжки для народа; Иоанн увещевал воинов воздерживаться от всяких насилий, не клеветать ни на кого и довольствоваться определенным жалованьем. Так, простую и великую заповедь «люби ближнего как самого себя» умел Иоанн ясно и понятно передавать каждому!
Кроме людей из простого звания, приходили к Иоанну и лица, пользовавшиеся народным уважением, — фарисеи и саддукеи. Фарисеи были люди, гордившиеся мнимою святостью: они были строгие исполнители закона, громко молились на улицах, раздавали милостыни на площадях, но сердца их исполнены были тщеславия, зависти и лукавства; они мечтали, что, как природные чада Авраама, они необходимо войдут в Царство Мессии. Саддукеи были люди неверующие и отличались вольнодумством: они отвергали бытие мира духовного и потому не верили в существование Ангелов, в загробную жизнь и ожидающие там мучения и блаженства. Пришедшим к нему фарисеям и саддукеям Иоанн высказал истину сильно; он встретил их грозною речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 7—9). Многое и другое благовествовал Иоанн на роду, поучая его.
Видя строгую и добродетельную жизнь Иоанна, слыша его учение, полное силы и могущества, приходили к нему очень многие жители страны иудейской и иерусалимской и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Успех его проповеди был так велик, приходящего к нему народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать об Иоанне: не он ли Христос? «Я крещу вас водою, — торжественно говорил Иоанн, — но идет Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн как бы отвечал на тайные мысли народа о нем и ясно свидетельствовал о себе, что он не Христос, а только слуга и Предтеча Его.
Иоанн Предтеча. Мозаика собора св. Софии в Константинополе
Около полугода Иоанн с неутомимою ревностью и постоянно возрастающею славою проповедовал покаяние и крестил приходивших к нему иудеев. Наступило, наконец, время явиться Самому Тому, о Котором Иоанн проповедовал. И вот, когда проповедью Иоанна о покаянии и его крещением путь Господень был уготован, когда ожидание скорого пришествия Мессии достигло высокой степени, тогда выступил Иисус из Назарета и среди множества народа пришел на Иордан креститься от Иоанна. Нет сомнения, что Дух Святый, осенявший Иоанна от чрева матери и руководивший его в служении, при появлении Иисуса озарил душу его особенным небесным светом и возбудил в сердце его нечто такое, чего он (Иоанн) не чувствовал ни при ком из прежде приходивших к нему для крещения. Зная Иисуса, как сына Марии, как родственника своего по плоти, отличающегося необыкновенною чистотою и святостью жизни, Иоанн теперь почувствовал, что Он-то и есть Тот, о Котором он возвещал людям; что пред ним стоит теперь Господь и Бог его, Владыка неба и земли, свет истинный, просвещающий всякого человека. Иоанн с трепетным благоговением стоял пред Иисусом и внимал, что повелит ему Владыка. В изумлении и страхе Иоанн услышал, что Иисус требует от него крещения. Мое крещение, думал Иоанн, служит знаком покаяния и следовательно греховности; как же я могу крестить Того, Который не сотворил ни одного греха и Сам пришел с неба на землю для то го, чтобы освободить всех людей от греха, проклятия и смерти? Мое крещение служит только приготовлением к принятию Христа; как же я могу крестить Самого Христа — наше искупление, оправдание и освящение? Поэтому Иоанн смиренно осмелился возразить Ему: Ты ли, Господи, требуешь от меня крещения? «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус кротко отвечал Ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14—15). Мне, как Искупителю мира от греха, нужно стать наряду с грешниками и за них исполнить все предписания закона. Самому пройти и для всех освятить путь, ведущий в новую жизнь. Не удерживай, не возражай; нужно исполнить все, к чему ты и Я призваны. Выслушав слова Спасителя, Иоанн не стал прекословить Ему и допустил Его к крещению. «Христос не нуждался в крещении, — замечает св. Златоуст, — ни в этом (Иоанновом), ни в каком-либо другом; а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой». Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна. Когда же Господь выходил из воды и в то же время молился, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Так совершилось преславное крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах Иорданских. Здесь очевидно и торжественно открылось Иоанну и другим бывшим с ним на Иордане Божество Иисуса Христа, обетованного Мессии. Если до сего времени Иоанн только по особенному, внутреннему озарению от Духа Святого мог предощущать в пришедшем к нему Иисусе Божественное величие Сына Божия, то теперь он видимым и, так сказать, осязательным образом убедился в истине Божественного достоинства Иисуса. Иоанну было открыто свыше, что на Кого (при крещении) он увидит Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. Он теперь видел этого Духа, в телесном виде, как голубя, сходящего на Иисуса, и его предощущение перешло в полную, совершенную уверенность. «Я видел и засвидетельствовал, — говорил Иоанн народу, указывая на Иисуса после Его крещения, — что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34).
После крещения Господа Иоанн продолжал привлекать к себе бесчисленные толпы народа. Свидетельство об Иисусе, как о Сыне Божием, как об Агнце, принявшем на Себя грехи всего мира, как о Мессии, пришедшем открыть новое духовное царство, составляло главный предмет его проповеди. Толпы на рода, постоянно окружавшего Иоанна, и сила его проповеди произвели всеобщее ожидание скорого пришествия Мессии и Его торжественного явления миру. Несмотря однако же на то, что Иоанн не раз указывал в Иисусе Мессию, многие и теперь думали видеть Мессию в самом Иоанне: смиренный образ Христа Спасителя не сообразовывался с иудейскими понятия ми о величии Мессии. Чтобы решить недоумение, старейшины народа иудейского отправили к Иоанну торжественное посольство из священников и левитов, чтобы спросить его: кто он? На предложенный вопрос Иоанн твердо и спокойно отвечал, что он — не Мессия. Так как многие из иудеев верили, что до пришествия Мессии явится на землю Илия, то они спрашивали Иоанна: «Что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». Тогда посланные предложили Иоанну еще вопрос: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» — «Я крещу в воде, — отвечал Иоанн, — но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я не достоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 19—27). Таким образом, Иоанн, как и прежде, и теперь торжественно называет себя только Предтечею Господа, в сравнении с высоким достоинством Которого он считает себя ниже последнего слуги.
На другой день Иоанн, увидев Иисуса, идущего к нему, в слух всего народа сказал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29-30). Еще полнее и яснее раскрывал Иоанн Божественное достоинство Иисуса Христа пред своими учениками. Однажды ученики Иоанна в простоте своего сердца жаловались ему, что Иисус, Которого крестил он и Который по обыкновенному порядку вещей должен был почитать Крестителя учителем Своим, вместо того собирает собственных последователей, Сам начинает крестить и скоро помрачит славу их учителя. В ответе своем, исполненном глубокой мудрости, Иоанн прежде всего замечает им, что если Иисус начинает крестить (чрез учеников Своих, Ин. 4, 2), то на это Он получил власть и повеление свыше: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Я и прежде говорил, и теперь повторяю вам: «не я Христос, но я послан пред Ним». Чтобы нагляднее представить им свое отношение к Иисусу, Иоанн употребляет сравнение, в котором, уподобив Христа жениху, а последователей его невесте, себя называет другом жениха: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась», т.е. я привел к Мессии народ, очистил путь Господу; теперь служение мое исполнено; потому, — продолжает кроткая и возвышенная душа Иоанна, — «Ему должно расти, а мне умаляться». Он пришедший свыше и есть выше всех; сравниться с Ним никто не может, потому что Он есть Сын Божий, Которому Отец все предал во власть. Посему, — заключает Креститель, — «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 27—36).
Это было последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Христе. Оно произвело благодетельное влияние на умы и сердца учеников его. При первом же случае те из них, которые имели более чистое сердце и более светлое уразумение тайн Божиих, охотно последовали за Иисусом; это были: Андрей — названный Первозванным, Иоанн — возлюбленный ученик Господа, и Петр. Великий учитель их Иоанн, между тем, вскоре заключен был в темницу; но и оттуда своим посольством к Иисусу оставшихся учеников своих для убеждения их в Божественном достоинстве Его, как Мессии, Иоанн снова доказал, сколь верен был он цели своего великого служения. За то и Спаситель, в Своем отзыве об Иоанне, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никогда никакой человек. «Истинно говорю вам, — сказал Господь окружавшему Его народу, — из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).
В темницу Иоанн заточен был по приказанию галилейского правителя Ирода Антипы. Узнавши Иоанна, Ирод почувствовал к нему невольное уважение, доходящее до того, что по его советам он предпринимал некоторые исправления в делах гражданских и с удовольствием беседовал с ним. Вскоре однако же Ирод оказался недостойным дружбы великого Пророка Божия. К различным своим злодеяниям он присоединил, наконец, и то, что, вопреки ясному закону Божию, вступил в брак с Иродиадою, женою брата своего Филиппа, находившегося еще в живых, прогнав от себя свою законную супругу, дочь Ареты, владетеля каменистой Аравии. Иоанн, строгий хранитель закона, ревнитель правды и благочестия, не мог спокойно переносить зрелище соблазна, допущенного Иродом; он возвысил голос против такого беззакония и говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). Голос правды святого мужа оскорбил повелителя и возбудил страшную ненависть в Иродиаде; она решилась во что бы то ни стало погубить праведника и своими настойчивыми происками успела, наконец, в том, что Ирод дал приказание заключить Иоанна в темницу. Вскоре эта злобная женщина нашла случай вполне удовлетворить своей злобе и мщению. Ирод праздновал день своего рождения. На этот праздник были созваны все вельможи и старейшины иудейские. Саломия, дочь Иродиады, перешедшая с матерью от отца своего к Ироду, искусная танцовщица, своею пляскою во время пиршества так угодила Ироду и возлежащим с ним, что он сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе»; и с клятвою прибавил: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мк. 6, 22—23). Саломия по наущению матери потребовала головы Иоанна Крестителя. Царь, услышав такую просьбу девицы, опечалился. Совесть, еще не совсем погасшая в душе нечестивца, говорила ему, что по причине безумной просьбы клятва может быть нарушена; но Ирод, слабый по характеру, из боязни показаться лжецом пред другими, заглушил в себе голос совести и согласился на гнусное убийство Предтечи Христова. Послав своего оруженосца в темницу, царь приказал ему тотчас же принести голову Иоанна. Он пошел, отсек ему голову в темнице и принес ее на блюде, подал девице, а девица отдала ее матери своей. Так Иоанн, великий между пророками, светильник горевший и светивший, был верен Господу Богу до смерти и, доблестно окончив поприще земного служения мученическою кончиною, получил от Господа венец вечной блаженной жизни, подавая нам собою пример, как и мы должны стараться всеми силами пребывать верными Господу до последнего дня и часа, чтобы наследовать нескончаемую жизнь в обителях небесных. Этой блаженной части да сподобит Господь Спаситель всех нас, во славу Всесвятого Имени Своего, со Безначальным Его Отцом и Всесвятым Духом во веки веков!
Аминь.
Житие святого Иоанна Предтечи
Как повествует Евангелие, праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Можно отметить, что в то время в израильском народе бездетность считалась наказанием Божиим. Поэтому нередко бездетные супруги подвергались нареканиям и осуждениям со стороны окружающих.
Рождение долгожданного сына явилось для родителей свидетельством силы их молитвы, знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию будущего пророка. Предтеча Господень родился несколько ранее Иисуса Христа. О рождении Пророка Иоанна архангел Гавриил предвозвестил в храме священнику Захарии. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. «Не бойся, Захария, – сказал Ангел, – ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13–17). Вестник Божий предсказал, что у Захарии родится сын, который будет Предтечею ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии. Однако Захария усомнился в истинности возвещенного ему, и попросил знамения.
Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела Гавриила.
Святая Елисавета зачала и, избегая людей, таилась пять месяцев, пока ее не посетила Преблагословенная Дева Мария, которая приходилась ей родственницей. Тот же Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве всемирную радость о рождении от Нее Христа Спасителя, открыл, что Елисавета, ее родственница, называемая неплодною, зачала, и шестой месяц носит во утробе сына (Лк. 1, 36). Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева поспешила навестить родственницу. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая ублажила Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, находившийся в утробе праведной Елисаветы.
Настало время, и святая Елисавета родила сына. Все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву младенец должен был быть посвящен Богу. Мать назвала его Иоанном. Все окружающие удивились, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн – имя ему». Тотчас его уста разрешились. Написанное он произнес вслух; затем стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии-Христа, о том, что Иоанн будет Его Предтечею: «И ты, младенец, – сказал Захария, обращаясь к сыну своему, – наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76).
После Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, святая Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.
Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. «Он жил в пустыне, как на небе, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом». Одежду носил Предтеча самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище соблюдал крайнюю воздержность: пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.
Зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном величия и силы, приходили к нему многие жители страны Иудейской и иерусалимляне, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Успех его проповеди был так велик, приходящего народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать, что святой Иоанн и есть ожидаемый Мессия. «Я крещу вас водою, – отвечал на это Иоанн, – но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн дал ответ на тайные мысли народа о себе и ясно засвидетельствовал, что он не Христос, а только слуга и Предтеча Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.
Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Православная Церковь учит, что, приготавливая богоизбранный народ к принятию Спасителя, пророк Иоанн открыто и ясно указал на пришествие в мир Единородного Сына Божия: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Святой Предтеча сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана и был свидетелем явления Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Это событие ясно указало на исполнение ветхозаветного пророчества о пришествии в мир Мессии Христа, о чем сам Креститель Господа сказал: «Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34). Когда же Господь выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. В Евангелии говорится, что при этом был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 13, 17). Следует отметить, что, как говорит свт. Иоанн Златоуст, «Христос не нуждался в крещении, но крещение имело нужду в силе Христовой. Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна».
Однажды ученики Иоанна, в простоте своего сердца, обратились к Крестителю со словами: «Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3, 24). В ответе своем, исполненном глубокой мудрости, Иоанн сказал: «Не может человек ничего принять на себя, если не дано ему с неба. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех.
Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 27–36).
Евангелие сообщает, что после Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Причиной этого стало то, что пророк Божий открыто обличал Ирода, который, оставив свою супругу, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой родного брата Филиппа (Лк. 3, 19). Священное Писание повествует, что в день своего рождения Ирод устроил пир, на который пригласил вельмож, старейшин и начальствующих лиц. Дочь Иродиады Соломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность за это царь поклялся девице дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Соломия по совету своей матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Из-за преступных и злых замыслов Иродиады, за смелые и безстрашные обличения беззаконных деяний Ирода, святой Иоанн был усечен мечом в темнице по приказу правителя и закончил свою земную жизнь мученически. Благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла честную главу Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.
Спаситель, говоря о пророке Иоанне Предтече, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никакой человек. «Истинно говорю вам, – сказал Господь окружавшему Его народу, – из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).
Священное Предание говорит, что святой апостол и евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, перенес часть мощей – правую руку Предтечи – в Антиохию. Таким образом апостол спас ее от поругания, которому спустя триста лет подверглось тело святого Крестителя от руки языческого царя Юлиана-Отступника. Десница находилась в храме святого апостола Петра до агарянского нашествия, после которого некий диакон Иов, по вдохновению от Духа Божия, перенес ее в Халкидон. Византийский император выслал навстречу ей корабль, и она была перевезена в Константинополь в 956 году. Император поместил ее в церковь Пресвятой Богородицы Фарской, затем в монастырь Памакаристос, и, наконец, в храм Премудрости Божией – Святой Софии.
Позже от Десницы были отделены два перста – один из них был перенесен в Студийский монастырь Иоанна Предтечи, и по настоящее время хранится он в городе на Босфоре, второй – царь Феодор Ласкарис подарил Сербской Церкви и ее первому архиепископу Святому Савве. Святыня была помещена в монастырь Жича, но вскоре, вслед за перемещением престола Сербского архиепископа, перенесена в Печ. После упразднения Царства Елена Бранкович увезла перст святого Иоанна в Морею, чтобы святыня хранилась при дворе Фомы Палеолога. Когда же пали Константинополь и Морея, Фома Палеолог бежал в Италию и передал святыню папе Пию XI, который, будучи родом из Сиены, даровал ее местному кафедральному храму, где она хранится и поныне в раке.
Десница святого Пророка оставалась в Константинополе до прихода турок, которые также его почитали. Но, желая примириться с воинственно настроенными рыцарями ордена Святого Иоанна – госпитальерами, хранителями святых мест, султан Баязит II подарил святыню им. К тому времени рыцари принесли из Палестины через Кипр две реликвии – частицу Святого Креста, дар Луи XII, и написанную кистью святого апостола Луки икону Пресвятой Богородицы, ради которой был возведен храм на древнем святилище Филеримос близ города Родоса. Об этом говорит современник и участник событий, вице-канцлер Родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта, перенесли туда полученную ими святыню.
Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из исторических памятников известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость мощей святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который послал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV- начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. После взятия турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.
Впоследствии турки изгнали рыцарей-иоаннитов с Родоса на Мальту, где они в 1573 году воздвигли храм святого Иоанна для хранения святынь. Они находились там в течение двухсот лет, до конца XVIII века, когда мальтийцы под угрозой завоевания Наполеоном передали свои реликвии русскому императору Павлу I, который, приготовив искусно украшенные драгоценные киоты, поместил в них святыни – десную руку Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермскую икону Божией Матери. Это историческое событие произошло 12 октября 1799 года. С тех пор Церковь прославляет их перенос, сначала в царскую резиденцию в Гатчине, а затем в Зимний дворец в Петербурге, в церковь в честь Нерукотворного Спаса. Раз в год их приносили в Гатчину на поклонение верующим. На этот праздник была составлена особая служба.
Десница Пророка благословляла русскую землю сто двадцать лет. Перед революционными событиями 1917 года мощи были укрыты в Эстонии, а затем перевезены в Сербию. История того времени повествует, что митрополит Антоний Храповицкий доставил святые мощи в Сербию и передал царю Александру Карагеоргиевичу. Святыни были установлены в дворцовой церкви в Дедиае, а владыка Николай (Велемирович) воскликнул «Десница, которая, зачерпнув воды иорданской, поднялась над главой Христа, находится среди нас!»
Перед вторжением немецких фашистов в 1941 году, молодой царь Петр II спрятал святыни в монастыре Острог, передав их Патриарху Гавриилу Дожичу. Святыни пережили чудесным образом трагические события оккупации, благоговейно сохраняясь священнослужителями и православными верующими, пока в день Святого Иоанна Предтечи, 20 января 1978 года, не оказались в городе Цетинье в Богородицком монастыре в Черногории.
Русская Православная Церковь празднует следующие дни его памяти: 23 сентября – зачатие (2 г. до Рождества Христова) 24 июня – рождество (1 г. до Рождества Христова); 29 августа – усекновение главы (около 32 года); 24 февраля – первое (IV) и второе (452) обретение главы; третье обретение главы (около 850); 12 октября – перенесение десной руки из Мальты в Гатчину (1799) .
Источник: Православная газета . – 2006. – № 23. – С. 10-11.
Версия для печати: Житие Иоанна Предтечи.doc
Иоанна Мироносица
Иоанна
Такая малоизвестная мироносица! Она упоминается гораздо реже, чем Мария Магдалина, ее не укоряют, как мать сынов Зеведеевых, в неуместном материнском ходатайстве за сыновей, чтобы им «сесть справа и слева» от Христа, грядущего на Крестный путь… О ней, собственно, рассказывает только Лука, упоминая ее дважды (Лк. 8:3; 24:10). Другие евангелисты молчат о жене, по имени Иоанна. Иоанна, что означает — благодать Божия, или — «Бог сжалился»…
В православной среде с ее именем отчего-то связаны предрассудки и предубеждения. Сколько раз меня переспрашивали, православное ли это имя! Сколько раз говорили, что именно от такого имени и беды у таких девочек — ибо негоже мужскими именами называть не-монахинь. На слова о том, что это имя мироносицы, недоверчиво качали головой и потуже завязывали платок…
И обратно — есть упорное неузнавание этого имени в его белорусской, украинской, болгарской, сербской, чешской и других славянских формах. Да — Яна, Янка, Яня, Янечка и Яночка — все это не «собачьи клички», как выразилась однажды одна благочестивая монахиня, а народные формы древнего еврейского имени Иоанна. Ведь и имя «Юрий» — не кличка собаки, хотя произошло от имени «Георгий»!
Иоанне и Иоаннам определенно не везет!
Бедные Яны порой крестятся с другими именами (они, кстати, часто выбирают имя «Нина», как бы вторую половину имения польского варианта имени Яна — «Янина»), так как им строго говорят, что имя «Яна» — «неправославное».
***
Мироносица — будущая мироносица Иоанна — была женщиной высокого социального статуса. Она не общалась с теми нищими и бездомными людьми, что следовали за Иисусом Христом, с оставленными мужьями женами, что вынуждены были заниматься проституцией. Она была вполне респектабельна — ее удачно выдали замуж за Хузу, придворного царя Ирода. Она была «придворной дамой», как сказали бы в позапрошлом веке. Все есть — еда, одежда, дом полная чаша, единственный сын подрастает… да, подруги, посиделки, конечно, молитва — как же иначе?
Но горе пришло в дом. Заболел сын. Лихорадки в Малой Азии жестокие — он уже был при смерти, когда его отец в отчаянии прибежал к проходящему мимо Проповеднику — все остальные средства придворных врачей были испробованы. Хуза, возможно, не знал о том, что Предтеча — близкий родственник и близкий друг Иисуса из Назарета, и поэтому не понимал, отчего странствующий нищий проповедник не хочет идти во дворец — ведь это почетно для Него! Иисус не идет во дворец, где казнен был Его Предтеча…
«Приди, пока не умер сын мой!» — кричит, умоляя Хуза, видя, что Иисус не торопится, и, более того, словно упрекая, говорит ему, царедворцу — «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4:48). И Спаситель, будучи выше всякой личной мести и всякой человеческой злобы, исцеляет сына царедворца — сына человека того сытого и бесстыжего мира, мира, что ради забавы отнял жизнь у Его единственного близкого друга. Он великодушен, Иисус из Назарета. Он незлопамятен…
В колебании и волнении идет Хуза домой, чувствуя себя пристыженным, и сам не понимая, отчего, — а уже слуги, посланные бдящей над постелью умирающего ребенка Иоанной, принесли ему радостную весть — «сын твой здоров!»
И только потом стало им известно — и Хузе, и Иоанне — к Кому они обратились за помощью. Очевидно, стало известно и их окружению, и самому Ироду. Вспомнили, что жена Хузы, Иоанна, часто слушала Крестителя, что, возможно, она тайком похоронила его главу — которую не отдали для погребения ученикам.
Над домом Хузы нависла угроза. Ирод был скор на гнев.
Что же могло случиться потом? Испуганный Хуза поспешил развестись со своей женой и выгнать ее из дома — чтобы не навлечь гнев иудейского царька Ирода? Развестись мужчине-иудею с женой в ту пору было просто — причина могла быть любая, до самой простой бытовой — пересолила суп. И женщина, до этого имевшая даже высокий социальный статус, сразу его теряла. Хорошо, если у нее были живы родители. А если нет?
Изгнал ли Хуза Иоанну — благо, пример правителя Ирода в том, как можно жениться на молодых и красивых после того, как изгонишь жену постылую, был перед глазами. Или сама она ушла, чтобы не принести беды в дом, ушла к родителям, у которых были хоть какие-то средства к существованию?
Нам неизвестно, как она оказалась в толпе простых, бедных, почти нищих, порой с сомнительным прошлым, женщин, что следовали за Христом. Она пришла ко Христу, потому что Он — это всё, что осталось у нее, Он — незлопамятный Проповедник, ожививший ее сына.
Ему она была благодарна, и если ее изгнали из дому и отняли исцеленного сына-то к кому идти, как не к целителю его? Уже ни о чем не прося, просто слушая и внимая тому новому, что рождалось в ее душе — бывшей фрейлины, а теперь нищей странницы, в новом мире, открывавшемся ей, в мире сирот, и вдов, и брошенных женщин, и нищих — слушающих Проповедника Царства Божия для всех обездоленных.
Если раньше она думала, что благосостояние ее мужа — знак Божия благоволения, то теперь она увидела, что Бог во Христе — с отверженными и несчастными. О, радость! Она-то думала, что все потеряла, что Бог разгневался на неё, и ей не быть в Царстве Мессии, разведённой брошенной жене — но Иисус Христос говорил, что Бог и Царство Его сияет не в роскоши дворцов и царских чертогов.
Она оказалась в чужой среде, но ее приняли не со злорадством — «вот, теперь и ты побудешь в нашей шкуре, бывшая богачка! Узнаешь, что такое наш, бедняцкий хлеб и наш ночлег на камнях, с камнем вместо подушки!» С ней разделили хлеб и сказали — «не плачь и не бойся!»
А потом Иоанна продала все те немногие драгоценности, что были на ней, которые берегла на черный день, чтобы «служить Иисусу» — накормить простыми лепешками и рыбками тех нищих и голодных женщин, что следовали за Ним. Продала и совсем смешалась с толпой этих женщин — да так, что никто из евангелистов, кроме Луки, жалевшего женщин за их тяжкую долю и радовавшегося тому, что Иисус Христос принес им радость, — не заметил ее. Уж не она ли — образованная и смелая — воскликнула из толпы: «Блаженно чрево, носившее Тебя! Как счастлива Твоя Мать, Проповедник, говорящий духом Божиим!» А у нее уже не было ни семьи, ни сына…
Спаситель отвечал ей, зная глубину ее сердца и глубину ее скорбей — как знал Он глубину сердца и скорби всякого, кто приходил к Нему и приходит. Счастье и тебя коснулось, и коснется, дочь Авраама — ибо грядет на великую скорбь Крестную Сын Мариин. И потому — радость небывалая, иная, радость будущего Крестного торжества со слезами на глазах, радость любви Божией грядет. Бог умилосердился, сжалился, Бог «не терпит видеть мучащегося человека», Он пришел разделить их, не скорби, жена оставленная всеми.
«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27–28).
Мария, Мать Иисусова, нашла для нее тепло Своего материнского сердца, как для попавшей в беду дочери, и плакала с нею об оставленном сыне, и радовалась, что сын ее исцелен, и снова плакала, что не может более Иоанна увидеть его.
Так они будут скоро вместе плакать и о Сыне Мариине.
***
…Века золотая порошинка
Меж столпов державного пилона,
Иоанна, каверза, смешинка,
Глубине и выси непоклонна.
Мне туда не к спеху, — там в укропах
Долгий вздох о Тире и Сидоне,
Где на одуванчиковых стропах
Иоанну свеяло с ладони.
Что ни шаг теперь уже, то с толком…
Книгочейка, дерзкое созданье,
В бытии увязла ты — осколком
Юного зерцала ожиданья:
Сколь ни бей, оно пределом детства
Застывает в дождевых потёках, —
Кто постиг, в нечаянности бедства,
Чья тоска по нас в его потёмках?..
(Тина Арсеньева)
Святая дня Иоанна Мироносица – фрейлина, первой узнавшая о воскресении Христа
Время чтения: 3 мин
10 июля именины празднуют Яны, Янины и Жанны. Их небесная покровительница — праведная Иоанна Мироносица. Она сохранила главу Иоанна Предтечи и была среди жен-мироносиц, узнавших от Ангелов, что Иисус воскрес.
Что читают с этим материалом сегодня?
- Православный календарь — Собор преподобных отцов Киево-Печерских
- Монастырь в Голосеево — пророчества Алипии и красные слезы свечей
- Игнатий Брянчанинов — советы духовника Гоголя и Достоевского
Иоанна и исцеление сына
Иоанна была женщиной образованной, высокого социального статуса — жена домоправителя царя Ирода, и имела все — дворец, вкусную еду, дорогие наряды, украшения. Но заболел ее единственный сын, и все это стало совершенно бессмысленным.
Лихорадки в Малой Азии жестокие — косили всех. Малыш был на волосок от смерти. Врачи мало чем помогли. И вдруг ее муж Хуза из окна увидел проповедника. Он слышал, что такие исцеляли больных, и бросился к нему. Да только не спешил прохожий переступить порог дворца. И не понимал Хуза, почему? Это же так почетно для него. Не знал он, что этот странствующий нищий — родственник и друг Иоанна Предтечи, казненного здесь… «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес», — с сожалением сказал царедворцу Иисус, но сына исцелил. На расстоянии. Стоя в недоумении, Хуза вдруг увидел слуг, спешащих сообщить ему радостную весть от Иоанны: «Сын здоров!»
Спасла главу Иоанна Крестителя
Вскоре стало известно к Кому они обратились. И не только Хузе и Иоанне, а и окружению, и самому Ироду. И припомнили им и то, что Иоанна Мироносица часто слушала Иоанна Крестителя, и подозрения, что именно она могла похоронить его главу.
После казни тело пророка было погребено его учениками, а отрубленную голову Иродиада спрятала. И только Иоанна, как фрейлина, знала место. Скорбя об убиении святого и о поругании его честной главы, она ночью выкрала святыню, положила ее в глиняный сосуд и тайно погребла на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Там глава была обнаружена вельможей Иннокентием, который построил на том месте церковь.
Глава Иоанна Предтечи и Иоанна Мироносица
Что читают с этим материалом сегодня?
- Святой хирург архиепископ Лука — 1000 операций в год, тюрьмы и ревнивая жена
- Святая дня — равноапостольная Нина, просветительница Грузии
- Гора Фавор. Чудеса и икона из бутылки — в проекте Паломники, Святая Земля
Потеряла семью и нашла Путь
Узнав правду, дом Хузы замер от страха. Ирод был скор на гнев и расправу. И Хуза… развелся с женой, выгнав ее из дома. Тогда мужчине-иудею это было просто — причиной мог стать и пересоленный суп. Другие говорили, что она сама ушла, вероятно, чтобы спасти семью от наказания правителя. Так Иоанна оказалась в толпе простых, бедных, порой с сомнительным прошлым, женщин, следовавших за Христом.
Проповедник, исцеливший ее сына, — это все, что у нее осталось. Она была Ему так благодарна! Ни о чем не прося, просто внимала Слову. И увидела бывшая фрейлина и для себя надежду в Царствии Небесном. Да и люди, деля с ней хлеб, утешали: «Не плачь и не бойся!», а ведь могли и злорадствовать: «Теперь и ты, бывшая богачка, узнаешь вкус бедняцкого хлеба и ночлега на камнях, с камнем вместо подушки!»
Жены-мироносицы
«Блаженно чрево, носившее Тебя! Как счастлива Твоя Мать, Проповедник, говорящий духом Божиим!» — воскликнула она из толпы. И отвечал ей Спаситель: «Не скорби жена, оставленная всеми, счастье коснется и тебя, дочь Авраама — ибо Бог умилосердился, сжалился, Бог „не терпит видеть мучащегося человека“, Он пришел разделить его мучения».
И стала Иоанна ученицей Христа. И Мария, Мать Иисуса, нашла для нее тепло в Своем материнском сердце, и радовалась с нею, что сын ее здоров, и плакала с нею, что не может Иоанна видеть его.
Совсем скоро вместе они заплачут и о Сыне Марии, когда «грядет Он на великую скорбь Крестную».
Иоанна тогда продала все те немногие драгоценности, что были на ней, которые берегла на черный день, чтобы купить миро и в последний раз служить Иисусу, помазав Его тело благовониями. Придя ко Гробу Господню вместе с другими женами «то были Магдалина Мария, и Мария, мать Иакова, и другие с ними», она услышала от Ангелов радостную весть о Воскресении, и спешила рассказать об этом апостолам.
Жены-мироносицы, среди которых и святая Иоанна (крайняя справа)
Святая праведная Иоанна Мироносица, моли Бога о нас!
Что читают с этим материалом сегодня?
- Назарет — Святая вода из крана, дом Христа и Богородица-китаянка
- Святой дня — апостол Симеон, брат Христа
- Пасха как завершение Крестного пути. Голгофа и Кувуклия в проекте Паломники
Понравилась статья? Что думаете? Расскажите нам Количество просмотров: 53
Православный календарь 10 июля. Праведная Иоанна мироносица.
Святая Иоанна мироносица была в числе женщин, следовавших за Христом. Они помогали Спасителю и его апостолам, занимались бытовыми вопросами. Но прежде всего, они видели в Христе Учителя, хотели быть рядом, внимать ему и служить по мере сил. Эти женщины принадлежали к разным сословиям. Были среди них родственницы апостолов. Были и грешницы, которых отвергло иудейское общество, но Спаситель подарил им надежду, что покаяние может искупить их грех. Иоанна не выделялась среди всех. Мало кто знал, что в недавнем прошлом она была знатной придворной дамой. Мужем Иоанны был Хуза, управляющий дворца царя Ирода. Среди исследователей Нового Завета есть версия, что Христос исцелил сына Иоанны. Она уверовала и последовала за Спасителем.
А ещё раньше она совершила опасное по тем временам, но благочестивое дело. Во дворце Ирода был казнён Иоанн Креститель. Иоанна спрятала голову пророка и погребла её на горе Елеонской. Там через триста лет произошло первое обретение честной главы Предтечи Божия.
Точно так же Иоанна пошла к Гробу Господню, чтобы отдать последние почести своему Учителю. Вместе с другими женами-мироносицами она стала свидетельницей явления ангелов, возвестивших о Воскресении Христа.