Содержание
- Успение Богородицы — дата, история, значение праздника
- Что такое Успение Богородицы
- События праздника
- История и значение праздника
- Смысл Успения Пресвятой Богородицы
- Иконография праздника
- Особенности богослужения и празднования
- Тропарь Успению Пресвятой Богородицы, глас 1:
- Кондак Успению Пресвятой Богородицы, глас 2:
- Величание
- Успение Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди (+аудио, видео)
- История праздника Успения Пресвятой Богородицы
- Успение Богородицы — иконы
- Молитвы на праздник Успения Богородицы
- Проповеди на праздник Успения Богородицы
- Успение Пресвятой Богородицы 2019: традиции и история праздника
- 28 августа 2019: Успение Богородицы
- Что значит слово «Успение»
- Когда празднуется Успение Богородицы
- Что можно есть на Успение Богородицы
- События Успения Богородицы
- История празднования Успения Богородицы
- Икона Успения Богородицы
- Богослужение Успения
- Молитвы Успения Богородицы
- Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери
- Успенский собор Московского Кремля
- Успенский собор во Владимире
- Народные традиции празднования Успения
- Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Успение Пресвятой Богородицы: самые яркие поздравления и открытки с праздником
- Успение Пресвятой Богородицы
Успение Богородицы — дата, история, значение праздника
Рубрика: Основы веры, Церковные праздники
Что такое Успение Богородицы
Успение Богородицы открывает нам одно из чудес, совершённых Господом после Вознесения Его на небеса. Мы знаем о жизни Богоматери после этого события только по апокрифам (не включённые в канон Священного Писания древние религиозные тексты). А также по преданиям, относящимся к I — VIII векам. Успение — это блаженная кончина Пресвятой Богородицы.
Успение Пресвятой Богородицы (православная икона)
События праздника
Когда дни земной жизни Божьей Матери подходили к концу, она вернулась из мест (Афон, Кипр, Эфес), где проповедовала Евангельскую весть, в Иерусалим. У Богородицы было множество врагов и завистников. Они стремились если не убить, то заключить в тюрьму, но Бог хранил Её. Дни и ночи она проводила в молитве. Часто ходила ко Гробу Господню, зажигала там лампады и молилась. Ненавистники Богоматери решили воспрепятствовать Ей в этом. Первосвященник выставил вокруг Гроба стражу. Но Богородица всё равно приходила туда — Господь скрывал Её от взоров солдат.
Однажды во время молитвы Богоматери явился архангел Гавриил и возвестил о скорой Её кончине. Услышав это, Богородицы стала молится Сыну, чтобы Он дал ей попрощаться с апостолами. И Господь перенёс своих учеников, которые разошлись по земле в разные стороны с проповедью, в дом Пресвятой Богородицы. В тот день не было с апостолами только Фомы.
Три часа прощались апостолы с Девой Марией, напоследок Она одарила их своим благословением. По прошествии этого времени свечи в комнате вдруг померкли и вокруг Богоматери разлилось божественное сияние. С небес спустился Господь с ангелами и некоторыми ветхозаветными пророками, взял душу Богородицы и вознёс Её на небеса.
Торжественная похоронная процессия к месту погребения возмутила врагов Иисуса и Его Пречистой Матери. Они хотели убить апостолов и уничтожить тело Богородицы, но Господь отделил процессию невидимой стеной. Озлобленные жители города и их слуги слышали пение. Однако ни учеников Христа, ни одра Богоматери не видели. Так процессия дошла до Гефсимании, где и была похоронена Пречистая Богородица.
Через три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он очень сокрушался, что не успел проститься с Богородицей, поэтому решил поклониться Её святому телу. Но, подойдя ко гробу, апостол увидел, что он пуст. Тело Девы Марии исчезло, оставив во гробе лишь благоухающие одежды.
История и значение праздника
Как и другие Богородичные праздники, Успение Пресвятой Богородицы вошло в церковную жизнь лишь в районе VII — IX веков. Любопытно, что даже память мучеников начали отмечать раньше. Вероятно, это происходило из-за того, что они гибли на глазах у других христиан. Тогда как Богоматерь оставалась величиной недоступной. Возникновению и распространению Богородичных праздников послужила Несторианская ересь (возникла в V веке), порочащая память Богородицы. Чтобы защитить доброе имя Богоматери и оказать ей должное почтение, христиане решили особо отмечать связанные с Её жизнью события.
Изначально Рождество Богоматери и праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновались в один день. Но ближе к VIII веку даты празднования разделились. Точная дата праздника часто менялась. В VII веке в Коптской Церкви праздники отмечался 16 января, в Армянской — 15 августа. Римская Церковь 18 января праздновала Успение, а 14 августа — вознесение души Богородицы на небо. В VIII веке праздник закрепили за 15 августа. А византийский император Маврикий сделал его общецерковным в благодарность за свою победу над персами.
Сейчас мы празднуем Успение 28 августа по новому стилю (15 — по старому). Так же, как Иерусалимская, Грузинская, Сербская и некоторые другие православные Церкви. Этой же традиции придерживаются старообрядцы. Католическая церковь празднует 15 августа.
Смысл Успения Пресвятой Богородицы
Рождество и Успение Божьей Матери — два праздника, один из которых открывает, а другой закрывает церковный календарь. Такое расположение выбрано не случайно. Ведь Именно Богоматерь — начало и конец Евангельской истории, в центре которой — Иисус Христос.
Уйдя из этого мира, Богородица явилась к скорбящим апостолам и произнесла такую фразу: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Всем нам следует помнить Её слова, Она не оставит нас в беде. В этом и заключается уникальность ее Успения. Господь, взяв душу Богородицы, вознёс на небо и Её тело, опять соединив их воедино. Богословы обозначают Успение лишь сном Богоматери, который закончился, когда Спаситель вознёс её на небо. Из-за этого в народе праздник Успения Богоматери называют “малой Пасхой” (летней Пасхой).
Иконография праздника
Канон иконы Успения Пресвятой Богородицы сложился достаточно поздно — в XI веке, уже после победы над иконоборческой ересью. Центром композиции чаще всего является одр с телом Девы Марии. За ним изображается Спаситель со спеленутым младенцем на руках, символизирующем душу Богоматери. По бокам от ложа располагаются скорбящие апостолы, а над ними — ангелы.
Особенности богослужения и празднования
Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, который по строгости уступает только Великому посту. К обычным запретам добавляется запрет на рыбу и растительное масло. Успенский пост — единственный пост, посвящённый Богоматери. Он символизирует скорбь членов семьи перед уходом из жизни матери. Успение Пресвятой Богородицы празднует вся Церковь, как одна семья, поэтому подготовка к событию соответствующая.
На вечерней праздника читаются те же паремии (отрывки из ветхозаветных текстов, связанные с праздником), что и на Рождество Пресвятой Богородицы. Служится лития и проходит освящение хлебов. В ключевых местах службы поются тропарь и кондак праздника, также читаются два праздничных канона. На Литургии поются тропарь и кондак праздника, а также задостойник Успения: «Побеждаются естества уставы».
Особенность как праздника, так и строгого поста состоит в том, что они основаны не на Евангельском предании, а на куда более поздних свидетельствах. И основой для начала их празднования стало то благоговение, которое испытывали христиане перед Девой Марией. Это произошло практически без вмешательства в традиции со стороны церковных иерархов. Богородицу почитали всегда, а праздник Её блаженного Успения до VIII века был распространён и праздновался. Но при этом не был признан всей полнотой Вселенской Церкви.
Тропарь Успению Пресвятой Богородицы, глас 1:
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Кондак Успению Пресвятой Богородицы, глас 2:
В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу / и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние / гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: / я́коже бо Живота́ Ма́терь / к животу́ преста́ви // во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Величание
Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.
Успение Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди (+аудио, видео)
Успение Богородицы
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.
Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».
История праздника Успения Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви.
Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием – «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число – «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа – Вознесения Богоматери на небо).
В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. – сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице.
Один из них – Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.
Читайте также — Иконография Успения Богородицы: что в ней есть и чего в ней нет
Успение Богородицы — иконы
Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.
Резьба по кости. Византия. Константинополь. X в.
Икона. ок.1200. Новгород
Успение Пресвятой Богородицы; Балканы. Сербия. Сопочаны; XIII в.
Молитвы на праздник Успения Богородицы
Тропарь, глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание
Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.
Избранные песнопения службы Успения в исполнении хора Киево-Печерской лавры и хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных академии и семинарии под управлением архим. Матфея.
Тропарь
В рождестве девство сохранила eси, во успении мира не оставила eси, Богородице, преставилася eси к Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак
https://media.pravmir.ru/mp3/uspenie/kondak.mp3
(Хор Киево-Печерской лавры)
https://media.pravmir.ru/mp3/uspenie/tropar.mp3
(Хор Киево-Печерской лавры)
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Читайте также — Успение в Первом уделе Божией Матери (+ ФОТО + АУДИО)
Величание
https://media.pravmir.ru/mp3/uspenie/velichanie.mp3
(Хор Киево-Печерской лавры)
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.
Стихира на Успение
(Объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных академии и семинарии под управлением архим. Матфея)
О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.
Стихира по пятидесятом псалме
https://media.pravmir.ru/mp3/uspenie/50ps.mp3
Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли обстояще одр, с трепетом зряху Тя. И ови убо взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: о Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся: в Нейже вселися будущия жизни наслаждение! Но о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму.
Светилен
https://media.pravmir.ru/mp3/uspenie/svetilen.mp3
(Хор Киево-Печерской лавры)
Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое: и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой.
Стихиры на хвалитех
https://media.pravmir.ru/mp3/uspenie/nabessmertnoe.mp3
(Хор Киево-Печерской лавры)
На безсмертное Твое успение, Богородице Мати Живота, облацы апостолы по воздуху восхищаху, и по миру разсеянныя во едином лице предсташа пресвятому Твоему телу, еже и погребше честно, глас Тебе Гавриилов поюще, вопияху: радуйся, Благодатная Дево, Мати Безневестная, Господь с Тобою. С нимиже, яко Сына Твоего и Бога нашего, моли спастися душам нашим.
Задостойник
https://media.pravmir.ru/mp3/uspenie/zadostoinik.mp3
(Хор Киево-Печерской лавры)
Ангели успение Пречистыя видевше удивишася, како Дева восходит от земли на небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.
Проповеди на праздник Успения Богородицы
Слово на Успение Пресвятой Богородицы владыки Василия (Родзянко)
Проповедь архимандрита Иоанна Крестьянкина в праздник Успения Пресвятой Богородицы
https://media.pravmir.ru/mp3/krest-usp.mp3
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии после Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2012 года.
Вы прочитали статью Успение Богородицы: иконы, история, молитвы. На эту тему Вы можете прочитать также и другие материалы:
- О, дивное чудо! Песнопения на Успение Пресвятой Богородицы
- Гробница Божией Матери: «Во Успении мира не оставила еси…»
- Успение в Тбилиси (ФОТО)
Успение Пресвятой Богородицы 2019: традиции и история праздника
Все христиане воздают особую честь и поклонение Богородице — самому почитаемому и священному лицу после Спасителя. Многочисленные храмы и монастыри по всему миру воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Sputnik Грузия рассказывает об одном из 12 главных праздников православной церкви, которому предшествует Успенский пост — единственный, посвященный Божьей Матери.
Верующие в день Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии отмечают победу вечной жизни над смертью.
Божья Матерь, по церковному преданию, после вознесения Спасителя на небо жила в доме апостола Иоанна в Иерусалиме. Он заботился о Ней, как о родной матери.
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Богоматерь проводила дни и ночи в молитве — она принимала всех, кто приходил к Ней, исцеляя больных и утешая страждущих и заблудших.
Божья Матерь часто молилась в Гефсиманском саду у Святого Гроба Господня. Однажды Архангел Гавриил, явившись Ей там, преподнес Богородице светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением.
Архангел сообщил Деве Марии, что Ее земная жизнь окончится через три дня. Пресвятая Богородица, несказанно обрадовавшись этой вести, стала готовиться к своей кончине.
Когда пришло время Пресвятой Богородице перейти из земной жизни в вечную, все апостолы из числа двенадцати и семидесяти, проповедовавшие Христово учение в разных концах мира, по ее молитве, собрались чудесным образом у одра Божьей Матери.
© Sputnik / Alexander Imedashvili Древняя роспись на стене храма Успения Богородицы в пещерном комплексе Вардзия
Когда настал час Успения Пресвятой Богородицы, Спаситель Сам сошел к ней в окружении ангелов, чтобы забрать с собой ее душу. Пресвятая Дева без всякого телесного страдания предала в руки Своего Сына и Господа душу, и тотчас раздалось ангельское пение.
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Апостолы, оплакав разлуку с Богородицей, погребли тело, согласно Ее воле, в пещере в Гефсимании, между могилами Ее родителей и Иосифа Обручника. Закрыв вход в пещеру большим камнем, они молились у входа три дня.
Фома, опоздавший к Успению и погребению Пресвятой Богородицы, попросил открыть пещеру, чтобы поклониться Ее праху, но тела Божьей Матери не обнаружил. Так все уверились, что Господь вознес Богородицу на небо вместе с телом.
В тот же день вечером Пресвятая Богородица явилась к апостолам за ужином и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Апостолы так обрадовались, что подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя (часть Господа), воскликнув: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»
Courtesy of Nestan Chitaya Грузинская икона с изображением Богородицы
Так возник чин возношения Панагии (в переводе с греческого Всесвятая) — части хлеба в честь Богородицы. В монастырях эта традиция сохранилась по сей день.
Существует много версий о том, сколько Богородице было лет на момент Успения. Наиболее вероятно, что Божья Матерь скончалась примерно в 57-м от Рождества Христова, прожив примерно 72 года.
История праздника
Праздник восходит к первым векам христианства – об Успении Пресвятой Богородицы упоминают блаженный Иероним и Григорий, епископ Турский, в своих сочинениях.
Успение Пресвятой Богородицы в Византии отмечали повсеместно уже в IV веке. Общецерковным праздник стал в 595-м, когда византийский император Маврикий одержал победу над персами в этот день.
Установили праздник для прославления Богородицы и Ее Успения, а также для обличения еретиков, посягавших на ее достоинство, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и Ее телесную кончину соответственно.
Успение Пресвятой Богородицы в православии входит в число важных торжеств — у него один день предпразднества и несколько попразднества. Это последний праздник православного церковного года – он завершается 13 сентября по новому стилю.
© Sputnik / Alexander Imedashvili Люди у иконы Божьей Матери в храме Самеба
Традиции
В канун Успения в православных храмах, по традиции, совершают всенощное бдение – торжественное богослужение, объединяющее великую вечерню и утреню.
В день Успения Пресвятой Богородицы во время службы, по традиции, вспоминают жизнь, деяния и кончину Божьей Матери — духовенство выходит к плащанице с изображением Богородицы, лежащей посреди храма, читает над ней молитвы, а затем обносит ее вокруг храма.
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
В старину определенных традиций придерживались и в народе. К примеру, ходить в старой или неудобной обуви в праздник Успения Пресвятой Богородицы нельзя было, иначе жизнь в дальнейшем будет полна проблем и трудностей.
По традиции, ходить босиком в этот день нельзя – это к болезням. А вот работать в праздник нужно, чтобы закончить все ранее начатые дела.
Жатву завершить старались к Успению Пресвятой Богородицы — последний сноп — «дожинку», по традиции, наряжали в сарафан, затем несли его с песнями в деревню и ставили под иконы.
По традиции, в праздник варили медовуху, отмечали жатвенными песнями и хороводами.
Собирать ягоды, орехи и грибы, по традиции, ходили после Успения в лес. В конце августа хозяева начинали заготовку на зиму, когда поспевали овощи.
© photo: Sputnik / Vitaly An’kov Икона Богородицы
С Успения Пресвятой Богородицы девушки начинали присматривать себе женихов. А сватов засылали, по традиции, через две недели после праздника.
По традиции, на Успение ходят в храм и освящают хлеб нового урожая.
Издавна ронять даже крошку освященного в церкви хлеба на пол считается большим грехом.
Переедать и злоупотреблять алкоголем на Успение Пресвятой Богородицы, как и в любой другой церковный праздник, запрещено. На следующий день после Успения Богородицы – 29 августа, православные отмечают «Ореховый (Хлебный) Спас».
В народе так называют праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
Спас называют Хлебным или Ореховым в честь традиции в это время завершать жатву хлебов и собирать орехи.
Материал подготовлен на основе открытых источников
28 августа 2019: Успение Богородицы
Что значит слово «Успение»
«Успение» — это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».
Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.
Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).
Когда празднуется Успение Богородицы
Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
Что можно есть на Успение Богородицы
28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения – не постный день.
События Успения Богородицы
Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.
Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.
В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.
История празднования Успения Богородицы
Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.
Икона Успения Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа — она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.
В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.
Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.
Богослужение Успения
У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.
Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).
Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.
Молитвы Успения Богородицы
глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Перевод:
При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак Успения Богородицы
глас 2:
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Перевод:
Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.
Величание Успения Богородицы
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Перевод:
Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.
Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери
(28 августа 1981 года)
Материал по теме
Митрополит Сурожский Антоний: «Я дал себе год, чтобы найти смысл жизни»
Прямо святоотеческая жизнь была. Капрал приходит, говорит: нужны добровольцы копать траншею, ты доброволец… Вот первое: твоя воля полностью отсекается и целиком поглощается мудрой и святой волей капрала
Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.
И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых — Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.
Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь — те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос — то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…
И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…
Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце — это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.
И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.
Успенский собор Московского Кремля
Материал по теме
Почему главные храмы Руси — Успенские?
28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство нам рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева
В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.
Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.
После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.
Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире построили в 1158—1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.
В 1185—1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым.
Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.
В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.
Народные традиции празднования Успения
Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.
У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки — праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» — в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.
На следующий после Успения день — 29 августа — отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после».
«Ореховый, или Хлебный, Спас»
«Ореховый, или Хлебный, Спас» — так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.
Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Святитель Феофан Затворник
Материал по теме
Житие и Успение Пресвятой Богородицы
О Пресвятой Деве мы знаем в основном благодаря Священному Преданию. Главными источниками здесь служат два апокрифа —Протоевангелие Иакова и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя».
После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.
Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.
Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.
Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.
Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.
На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.
На заставке: Хайме Серра. Успение Богородицы (фрагмент). 1361-1362
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
Успение Пресвятой Богородицы: самые яркие поздравления и открытки с праздником
28 августа православные по всему миру отмечают великий праздник – Успение Пресвятой Богородицы.
В этот день принято не только посещать церковную службу и ставить в храме свечу за здоровье родных и близких, но и радовать близких и знакомых теплыми словами и пожеланиями. OBOZREVATEL предлагает читателям ознакомиться с яркими поздравлениями с этим праздником, а также открытками.
Успения Пресвятой Богородицы – поздравления в стихах
Успенье Богородицы, пусть душу защитит,
И счастье в сердце родится и даст любовь испить,
Желаю вам «здоровия» и капельку тепла,
Чтоб искренней любовью вы, согрелись навсегда.
Любимые, родимые и лучшие мои,
Хочу, чтоб Православные добро в душе нашли.
Желаю и надеюсь я на лучшие года,
Пускай сейчас настали вдруг плохие времена.
* * *
Слышен звон колоколов во всех церквах,
У иконы народ с молитвой на устах,
Славный праздник все христиане отмечают,
Пресвятую Богородицу прославляют.
Пусть в праздник светлого Успенья,
Божья Матерь даст благословенье,
Желаем радости, удачи и везенья,
Веселого и праздничного настроенья.
* * *
Поздравляю с Успением пресвятой Богородицы,
Великой небесной и земной Владычицы,
Дева Мария Святая мать Христа,
С тех веков и ныне Богу предана.
Пусть ангелы небесные нам любовь несут,
Молитвою небесную от Сатаны спасут,
Моли Дева Мария о здравии и счастье,
Отгони все беды, отгони ненастья.
Успение Пресвятой Богородицы – поздравления в прозе
Пускай святая Дева Мария пошлет тебе сегодня лучики добра и удачи! Желаю, чтобы в твоем сердце всегда жили любовь, гармония и счастье! Пусть мир и достаток наполняют твой дом! Пусть все твои самые сокровенные благие желания исполнятся с Божьей помощью!
* * *
С Успением Пресвятой Богородицы! Пусть в доме мир царит и благодать, родные будут счастливы и здоровы, а ангел-хранитель всегда присматривает и оберегает. Пусть на небе всегда горит звездочка, которая будет освещать путь и вести по жизни только по верному курсу.
* * *
Поздравляю с праздником Успения Пресвятой Богородицы. Пусть будет добрым сердце, счастливой жизнь, искренней улыбка, радостной надежда. Желаю мира и благодати, трепетной любви и крепкой веры, самоотверженности души и чистоты мысли.
Успение Пресвятой Богородицы – яркие открытки
Ранее OBOZREVATEL сообщал, какой будет погода в последнюю неделю лета, а также, какой еще праздник отмечается 28 августа.
Что там нового у Меган Маркл и принца Гарри — читай у нас в Instagram.
Успение Пресвятой Богородицы
Эта статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. Обжинки. Запрос «Успенье» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Икона Феофана Грека. 1392, Государственная Третьяковская галерея
христианский, в ряде стран государственный
Вознесение Богородицы (принято в католицизме)
в честь успения Богородицы в I веке н. э.
большинством христиан мира
православие — 15 (28) августа по юлианскому или 15 августа по новоюлианскому календарю
католицизм — 15 августа по григорианскому календарю
торжественное богослужение
Медиафайлы на Викискладе
Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Κοίμηση τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, церк.-слав. Ѹ҆спе́нїе прест҃ы́ѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и, Успение Пресвятой Влады́чицы на́шей Богородицы и Присноде́вы Мари́и; лат. Dormitio sanctae Dei genitricis Mariae — Успение свято́й Богоматери Марии) — праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию кончины (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют Успение 15 (28) августа по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 15 августа по юлианскому календарю соответствует 28 августа по григорианскому). Католическая церковь празднует Успение 15 августа по григорианскому календарю; Константинопольская, Элладская и ряд иных поместных православных церквей — 15 августа по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским до XXIX века.
Энциклопедичный YouTube
28 августа, среда
Разрешается рыба
Успение Богородицы
Во время гонения Ирода на христиан Дева Мария вместе с Иоанном отправились в Ефес, где проповедовали Евангелие. Святитель Амвросий Медиоланский писал о Матери Божией:
— Она была смиренна сердцем, немногоречива, трудолюбива. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. У Нее не было ничего сурового в очах. Все дни Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных.
Ко времени успения (кончины) Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим. В этот день апостолы, проповедовавшие в разных странах, чудесным образом собрались возле нее, чтобы проститься. Она молилась в ожидании. Внезапно место, где все собрались, осветил невиданный свет. И в этом сиянии сошел Христос. Божия Матерь, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Затем предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Оплакав разлуку, апостолы понесли одр с телом Девы Марии на погребение. Шествие шло от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию. Из зависти иудейские первосвященники приказали слугам разогнать процессию, а тело Матери Божией сжечь. Но невидимая сила не пускала слуг к процессии. Священник Аффония все же ухватился за одр, желая его опрокинуть. Но тут же ангел отсек его руки. Аффония раскаялся, просил прощения и был исцелен. После чего примкнул к апостолам.
Три дня ученики не отходили от места погребения. Затем открыли пещеру и нашли там только погребальные пелены, убедившись в том, что Пресвятая Девы была вознесена с телом на Небо.
29 августа, четверг
Поста нет
В храмах читается отрывок из Евангелия от Матфея (гл. 24)
(…)претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Монумент Иисуса Христа в Ессентуках – самый высокий в России.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «Вот, Он в пустыне», — не выходите; «Вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
30 августа, пятница
Постный день
Преподобный Алипий Печерский
Один из первых и лучших русских иконописев. Писал и реставрировал иконы даром. Если ему платили за труд, то одну часть тратил на материалы, вторую раздавал нищим, а третью оставлял себе. Алипий обладал даром чудотворений. Он исцелил киевлянина, страдавшего проказой, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. Много его икон стали чудотворными.
Иконописец Алипий.
После кончины Алипия обнаружилось, что у его правой руки его нетленных мощей три первые перста сложены равно, а два последние пригнуты к ладони. В таком молитвенном осенении он скончался. Одна из икон Алипия (именуемая Свенской) хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
31 августа, суббота
Поста нет
В храмах читается отрывок из Евангелия от Матфея (гл. 19)
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
Дорога к храму…Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
1 сентября, воскресенье
Поста нет
Донская икона Пресвятой Богородицы («Прибавление ума»)
Икона была написана Феофаном Греком в день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года) на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В память победы на берегах Дона получила наименование Донской. Икона находилась среди русского войска, а после победы была передана Димитрию Донскому, который перенес ее в Москву. Сегодня икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Донская икона.
В 1591 году крымский царевич Нурадин подступил к Москве, расположившись на Воробьевых горах. Москвичи совершили крестный ход с Донской иконой вокруг Москвы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов. В 1592 году на том месте был основан Донской монастырь.
2 сентября, понедельник
Поста нет
Пророк Самуил
Жил за 1146 лет до Рождества Христова. Был пятнадцатым и последним судьей Израиля. Родился по горячим молитвам своей матери Анны, которая долго не могла зачать. Потому и получил имя Самуил, что значит «испрошенный». В три года мать отдала его на воспитание первосвященника Илии, который тогда был судьей над народом Израиля.
Пророк Самуил.
После смерти Илия Самуил стал судьей. А состарившись, он поставил судьями своих сыновей. Но так как те были нечестивы, евреи потребовали у пророка Самуила поставить им во главе царя. Самуил увидел в этом падение народа, которым до того времени управлял Бог, возвещая свою волю через пророков.
Самуил помазал на царство святого Давида. Скончался он в глубокой старости. Жизнь его описана в Библии, в Первой книге Царств.
3 сентября, вторник
Поста нет
Апостол Фаддей от 70-ти*
Родом из Сирии, но сам — еврей. Как-то в Иерусалим на празднике он услышал проповедь Иоанна Предтечи, крестился в Иордане и стал близким учеником Иисуса Христа. После Вознесения Спасителя апостол Фаддей проповедовал в Сирии и Месопотамии. Обратил сирийского князя Авгаря, его народ и жрецов в христианство.
Апостол Фаддей.
Авгарь хотел озолотить Фаддея, но тот отказался и пошел проповедовать дальше, обратив многих язычников в православную веру. Мирно скончался в 44-м году в Бейруте.
* Последователи Христа (кроме двенадцати апостолов и апостола Павла), проповедавшие его учение в I веке.
Священник объяснил скрытый смысл скандального клипа группы «Ленинград»
Поп-блогер из Челябинска уверен: оскорбительного в ролике ничего нет, но чтобы это понять, нужно быть внимательным зрителем ()