Содержание
Православная горячая линия «Узнай у священника»
С 25 мая начала работать православная горячая линия — мобильная служба «Узнай у священника – 09399». Теперь в любое время, набрав на мобильном телефоне номер 09399 в любой точке России, можно услышать ответ священника на вопросы о Боге, вере, Церкви, личной и семейной жизни.
О задачах и особенностях нового проекта журналистам рассказали его создатели: руководитель проекта, клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье иерей Вадим Леонов, куратор проекта – диакон храма св. Митрофана Воронежского Михаил Палкин, технический директор – генеральный директор компании «Московский Телеграф» Дмитрий Коноплянский.
Руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский отметил, что проект осуществлен по благословению Патриарха Алексия II.
Владимир Вигилянский считает очень важным использовать разные формы коммуникации для свидетельства о правде Божией, о жизни Церкви, о православной вере. «Люди у нас хотят жить по правде Божией», – сказал священник, и добавил, что новый проект является «ответом Церкви на запрос общества». Далеко не всегда и не все могут обратиться к священнику с вопросом в храме и в прямом эфире православных радио- и телепередач, особенно с интимными вопросами, рассуждал Владимир Вигилянский. «А по телефону это легче сделать», – считает священник.
Как объяснил Вадим Леонов, служба ориентирована в первую очередь на тех людей, «которые считают себя православными христианами, но по различным причинам мало знают о православии по существу», а также на тех, кто находится в поисках веры или только задумывается о принятии крещения. Цель проекта – «помочь этим людям переступить порог храма». Типичные вопросы этих людей были исследованы и классифицированы по 9 разделам. Нажав соответствующую кнопку после набора номера 09399, можно обнаружить свой вопрос уже сформулированным в соответствующем разделе и выслушать записанный ответ священника. Кто такой Бог? Что сделал для нас Христос? Откуда взялся человек и каково его предназначение? Что нас ждет за порогом смерти? Как подготовиться к исповеди? Когда и как поститься? Почему мы страдаем? Как найти и сохранить любовь? Как воспитывать капризного ребенка? Что делать с пьянством в семье? Эти вопросы постоянно задают православным священникам, и теперь можно узнать ответ по мобильному телефону. Пока служба носит характер «голосовой библиотеки», по выражению священника Михаила Палкина, а не интерактивной связи.
Разделы службы «Узнай у священника 09399» таковы: 1 – церковный календарь, вспоминаемые святые, краткое житие, чтение из Священного Писания, является ли день постным; 2 – как подготовиться к крещению, исповеди, причащению и другим церковным таинствам; 3 – вопросы личной жизни; 4 – о семейной жизни; 5 – основы православной веры; 6 – богослужение, праздники и посты в церкви; 7 – святыни Москвы и Подмосковья; 8 – советы священника; 9 – православные молитвы. По словам Вадима Лионова, содержание разделов будет постоянно обновляться, в том числе – и с учетом новых вопросов, которые можно будет задать, набрав 0 после основного номера – вопрос будет записан. Подробное содержание разделов, а также примеры ответов можно просмотреть на официальном сайте службы.
Как рассказал Вадим Леонов, основные принципы, которыми руководствовались создатели мобильной службы, таковы: о православии должны рассказывать по телефону те, кто «реально о нем знает», т.е. священники. Большую часть разделов «начитал» сам отец Вадим; в записи ответов участвовали также священники Алексий Казанчев и Константин Прокопчук. Второй принцип, которого придерживались миссионеры, – «все содержание должно доноситься самым доступным образом».
Мобильная служба «Узнай у священника – 09399» имеет свою предшественницу: как рассказал диакон Михаил, по инициативе прихожан храма св. Митрофана Воронежского подобная служба уже существовала с 2001 по 2006 г. Как только она закончила свое существование (по экономическим причинам), в приходе св. Екатерины и тоже по инициативе мирян возник проект «09399», продолживший миссионерскую работу. Обе службы—некоммерческие, т.е. их создатели и сотрудники работают совершенно бескорыстно, при поддержке энтузиастов – дизайнеров, компьютерщиков, маркетологов, издателей. Однако пользователям приходится платить за техническое обслуживание сервиса. И если минута связи с первой из упомянутых справочных православных служб стоила вопрошающему 1,5 доллара, то дозвонившийся в мобильную службу «Узнай у священника – 09399» заплатит 11 руб. за минуту. Дозвониться будет нетрудно: одновременно служба может принять 360 звонков, в том числе – и со стационарных телефонов, звонить с которых нужно по номеру 8-809-505-8399 (звонки должны производиться в тональном наборе). Существует номер и для бесплатных звонков – 8-800-505—9399, но его пропускная способность ограничена.
Журналистов интересовало, предполагается ли в перспективе, помимо голосового контента, организовать в рамках новой службы «живое» общение со священнослужителями. Такие планы есть, ответил священник Владимир Вигилянский, однако сначала новому проекту надо зарекомендовать себя. Он отметил, как важно для людей, приходящих в Церковь, иметь возможность побеседовать со священником. Сейчас во многих храмах, а также в проходной резиденции Патриарха можно задать вопросы дежурному священнику во внебогослужебное время. Однако очень желательным и перспективным Владимир Вигилянский считает организацию телефонного «дежурства». Такая возможность будет рассматриваться не раньше осени, отметил он.
Православные священники отвечают по телефону доверия
На телефоне доверия 8-800-100-0191 с недавних пор дежурят более 20 московских священников. По замыслу служба призвана помочь онкобольным и их родственникам, однако у людей часто возникает потребность поговорить не только о своей болезни, но вообще — о смысле страданий и житейских неурядиц, а значит, о вере и Боге. Спустя четыре года после создания горячей линии «СО-действие» психологи позвали на помощь священников: трудно было поддерживать диалоги о духовной жизни. Тем более что сегодня по телефону доверия звонят не только пациенты онкоклиник и их близкие, но и люди с самыми разными проблемами.
Священник Игорь Палкин, один из добровольцев «Телефона доверия», рассказал «Известиям», что на него чаще всего переключают звонки от людей невоцерковленных и мало знакомых с православием. Прежде чем соединить абонента со священником, диспетчер выясняет, кто звонит и откуда. Обращаются жители разных городов — Иркутска, Ульяновска, Воронежа (кстати, в Воронежской епархии есть местный телефон доверия, по которому отвечают священники).
Например, дочь умершей женщины спрашивает: мама была верующей, ходила в храм, молилась о выздоровлении — почему она все равно умерла? Священник постарается объяснить, что православные верят: каждого Бог призывает в лучшее для человека время, а однажды перешагнуть этот порог придется каждому. Главное для священника — не оттолкнуть позвонившего человека лишней назидательностью или неловким словом.
Недавно отец Игорь Палкин разговаривал с 12-летним мальчиком, и тот обмолвился, что недавно приехал к маме из интерната.
— А как ты попал в интернат?
— Мама болела, а ее муж забрал к себе только моего брата, потому что у меня другой отец. Бабушка лишена родительских прав, поэтому меня отправили в интернат, — объяснил мальчик.
«В этих двух фразах — целая жизнь, — говорит священник. — Мы разговаривали 40 минут».
Мама мальчика проходит непростое лечение, и он решил позвонить священнику, чтобы узнать, как молиться, чтобы она не умерла. Но сразу начинать с такого серьезного вопроса трудно, и сначала паренек спросил, знает ли священник что-то о его родном городе — Ульяновске.
— Да, — ответил батюшка, — у тебя в городе сделали мою машину — уазик.
— А я думал, что у священников всего много и они на таких не ездят, — удивился мальчик.
— А у меня и правда всего много, например детей пятеро, — утешил его священник.
Активно пользуются телефоном доверия в Воронеже. Иногда в день бывает несколько десятков звонков. К священникам обращаются за советом, а иногда даже просят финансовой помощи. Звонят и образованные люди, и старики, и подростки. Например, одна женщина сделала успешную карьеру, но упустила сына, рассказал «Известиям» протоиерей Петр Петров из Воронежа. Подросток стал наркоманом, и мать уже безуспешно обращалась ко всем врачам и даже колдунам, пока не позвонила священнику. Вместе с церковью ей удалось «снять сына с иглы».
В Санкт-Петербурге можно поговорить со священником по телефону доверия, действующему в православном центре «Жизнь». Основные клиенты центра — беременные женщины, попавшие в кризисную ситуацию и задумавшиеся об аборте. Здесь телефонный звонок становится лишь первым контактом, а затем будущей матери могут оказать самую разную помощь — и психологическую, и материальную, лишь бы она сохранила ребенка. Помогают всем женщинам, вне зависимости от их религиозной принадлежности.
В Иванове телефон доверия работает при монастыре. Можно задавать вопросы, в том числе, о проблемах ВИЧ и СПИДа. В Казани говорят, что не реже православных священникам звонят мусульмане и атеисты.
Что касается звонков муфтиям, телефон доверия для мусульманок заработал в Москве три года назад, но просуществовал всего несколько месяцев. Как сказала «Известиям» Галина, модератор женского мусульманского форума, но работу горячей линии попросту нет денег. Но как только они появятся, будет востребован не один телефон, а целый консультационный центр. В мае нынешнего года было объявлено о начале работы мусульманского телефона доверия в Северной Осетии – Алании, однако сегодня указанный номер также недоступен.
Задать вопросы о православной вере, сектах, психологических и химических зависимостях, заручиться поддержкой в трудной жизненной ситуации теперь можно, позвонив на бесплатный номер +7 (495) 665-15-88 или отправив письмо на электронный адрес 6651588@bk.ru.
По словам Секретаря Миссионерского отдела Московской епархии иерея Димитрия Березина, «проект только начинает свою жизнь, но на сегодняшний день уже можно говорить о том, что люди заинтересованы в его существовании. Практически сразу после появления информации о проекте, звонки стали поступать каждые полчаса, а по электронной почте мы получили уже десятки писем».
На данном этапе с абонентами справочной службы работают преподаватели Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, но, по мере развития проекта, к ним подключаться и студенты старших курсов миссионерского факультета. При необходимости операторы могут предложить звонящему обратиться в специальные службы (православные центры по работе с жертвами тоталитарных сект, службы психологической поддержки и т.д.), либо к сотрудникам Миссионерского отдела в священном сане.
«Звонить можно ежедневно, с 11 до 18», — уточняет отец Димитрий. – «Мы указали такое время потому, что участвующие в проекте священники служат в храмах, и, конечно, не могут быть доступны 24 часа в сутки. Однако, мы понимаем, что человеку может срочно потребоваться помощь, поэтому будем делать все возможное, чтобы телефон был доступен круглосуточно. Хотя должен сказать, наш проект не является аналогом «Психологической службы доверия», мы не ставили перед собой такую задачу. Что же касается электронных писем, то мы стараемся отвечать на них максимум на следующий день».
Информация сайта http://www.e-vestnik.ru
Телефон священника
Каждый москвич теперь может посоветоваться со священником, не заходя в храм и не разыскивая батюшку. Для этого достаточно только позвонить. 28 иереев и 8 диаконов готовы отвечать на ваши вопросы. Организатор горячей линии — Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
«Дежурные духовники» не собираются вместе, они находятся в разных частях Москвы, на разных телефонах, и операторы службы «Милосердие» переключают тех, кто обращается за советом, на свободного батюшку. «Звонков очень много, с первых же дней телефоны раскалились, — говорит пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности Василий Рулинский. — Операторы не всегда справляются с таким потоком, поэтому иногда человеку приходится ждать, пока на его звонок ответят».
Горячая линия многим позволяет преодолеть психологический рубеж, который иногда возникает у нецерковных людей. Им хочется пообщаться с батюшкой, но страшновато даже зайти в церковь: как там себя вести мне, неверующему, не будет ли это кощунством?
«Иногда из-за всяких стеснений и опасений люди откладывают свой разговор со священником на годы, — рассказывает участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Мы сами сделали шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди часто нет времени поговорить по душам, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в доверительной беседе».
У отца Андрея уже есть опыт духовного общения по телефону. С марта этого года он вместе с группой священников-добровольцев дежурил на телефоне доверия для онкологических больных. За это время стали очевидными две вещи: первое — такая помощь востребована, второе — священнослужители могли бы помогать и большему количеству людей. В итоге родилась идея организовать специальную православную горячую линию.
«Мы хотели сделать её общероссийской, но потом решили для начала опробовать проект на уровне столицы, — говорит куратор проекта Полина Юферева. — Информация об этом появилась в прессе, на телевидении, мы размещаем её в центрах социальной адаптации, больницах, онкологических диспансерах — везде, где люди страдают и порой остаются одни».
Клирики, отвечающие на звонки, — люди, подготовленные не только своей пастырской практикой. Они участвовали в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие», а также прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций в рамках курсов МЧС.
Новую инициативу поддержали специалисты Московской службы психологической помощи населению. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — говорит заместитель начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи 051″ Иннокентий Постников. — Если у верующего человека возникают мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убеждённого атеиста. Однако иногда у меня возникает чувство, что вопросы, с которыми ко мне обращаются, находятся за пределами моей компетенции. Мы психологи и не являемся специалистами именно в духовной помощи».
По его словам, если сотрудники службы чувствуют, что человека нужно направить на беседу к священнику, то они стараются использовать и этот ресурс: предлагают ему зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдёт ли человек до храма, найдётся ли именно в этот день у священника время для неспешной беседы, неизвестно. Поэтому, как считают сотрудники службы, телефон, по которому батюшка ответит «здесь и сейчас», более чем востребован.
— К священнику можно обращаться с любым вопросом. Не надо только просить о совершении таинств (по телефону нельзя отпускать грехи) и не надо пытаться заказывать требы (для этого лучше сходить в ближайший храм), — говорит пресс-секретарь Василий Рулинский.
— А есть ли смысл звонить по этому телефону совсем неверующим?
— Звонить имеет смысл всегда, потому что любой неверующий может стать верующим. Если у человека, который даже ни разу не заходил в храм, появилась потребность поговорить со священником, надо звонить.
Телефон справочной службы «Милосердие» 542-0000, время работы с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы)
«Алло! На проводе – православный телефон доверия»
А вечером того же дня были приняты первые звонки по епархиальному телефону доверия. С тех пор ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18 до 21 часа десять новосибирских священников по очереди дежурят у телефона и по мере своих сил пытаются отвечать на вопросы новосибирцев.
Сразу после того, как Владыка назначил меня духовником организуемой Епархиальной Консультационной службы «Содействие», пришлось услышать много предположений и суждений по поводу этого начинания. Все эти предположения и суждения можно обобщить в виде трех заявлений:
1. Да, епархиальный телефон доверия – это полезное и необходимое дело. Народ наш нуждается в воцерковлении, большинство людей не знает основных истин православной веры и часто имеет извращенное понятие о духовной жизни. Поэтому будет очень хорошо, если священники станут отвечать на вопросы новосибирцев по телефону.
2. Стоит ли все это затевать? Чаще всего по телефону к священнику будут обращаться психически нездоровые люди и любители отгадывать кроссворды. Священнику придется думать о том, как называется высший орган церковной власти из пяти букв, вторая из которых «о», или вспоминать имя императора, пытавшегося реанимировать язычество в Римской империи.
3. Зачем вообще приставать к батюшкам с какими-то вопросами? Священники и так обо всем говорят в проповедях. В Церкви не должно быть никаких праздных вопросов. Там уже все решено святыми отцами и Соборами. Иди в приходскую библиотеку и читай, обо всем давно написано.
Прошло уже два месяца, как по епархиальному телефону доверия был задан первый вопрос священнику. Всего с 11 октября по 4 декабря к нам обратилось 430 человек. Можно подвести некоторые итоги и ответить на вышеприведенные заявления.
Начнем с третьего тезиса. Должен заметить, что совершенно согласен с утверждением о полезности посещения приходской библиотеки и любой другой библиотеки. Но сложность положения заключается в том, что многие новосибирцы, в том числе даже те, кто бывает в храмах, не подозревают о существовании приходских библиотек. Поэтому очень обрадовало, когда на одном из дежурств меня спросили, как ознакомиться с толкованием на Евангелие, и я отослал вопрошающего в библиотеку Вознесенского кафедрального собора.
Действительно, церковные догматы выработаны Соборами, и святые отцы оставили нам великую сокровищницу опыта своей духовной жизни. Но каждое новое поколение воспринимает это великое наследие по-своему. Поэтому у человека, только стоящего возле церковных врат или уже сделавшего первые шаги в жизни церковной, всегда возникают вопросы, требующие разрешения.
В истории Церкви есть множество примеров того, как ученик спрашивал, а опытный духовный учитель отвечал. И многие из этих вопросов и ответов дошли до нас. Например, ответы на вопросы учеников преподобных Варсонофия Великого и Иоанна. В XIX веке люди, имеющие нужду в духовном попечении и наставлении, задавали вопросы известным подвижникам и получали от последних письменные ответы. До нас дошло множество томов писем оптинских старцев, святителя Феофана Затворника, адресованных разным лицам, задававшим им вопросы. Разумеется, священники, дежурящие по вечерам у епархиального телефона доверия, не мнят себя старцами и не сравнивают себя ни со святителем Феофаном, ни с преподобными Варсонофием и Иоанном. Но и вопросы, нам задаваемые, еще не достигли той духовной высоты, которая содержалась в вопрошаниях, обращенных к этим святым отцам. Пока нас спрашивают об элементарных вещах. Но наличие таких вопросов у новосибирцев – явление симптоматичное. Народ, получающий познания и жизненные ориентиры от средств массовой информации и, прежде всего, с экранов телевизоров, часто не знает самого простого, касающегося жизни во Христе и в Церкви.
Что касается второго опасения, то должен заметить, что любители кроссвордов к нам не обращались. Люди же, в состоянии психического здоровья которых мы могли бы сомневаться, звонили редко, но и им священники из нашей службы пытались ответить.
Двухмесячный опыт работы епархиальной телефонной службы социальной помощи «Содействие» показывает верность первого тезиса о необходимости этого начинания.
Как правильно молиться и читать Священное Писание, каков порядок венчания, как готовиться к исповеди, где находится ближайший храм, каким образом можно пригласить священника к больному, какую помощь может оказать Церковь лицам, употребляющим наркотики, и алкоголикам, как помочь родственникам, попавшим в секту, как записаться в приходскую школу, кто может быть восприемником при крещении, возможна ли исповедь по телефону или Интернету, когда и какой церковный праздник будет в ближайшее время, каковы особенности Рождественского поста – вот далеко не полный перечень того, что интересует людей.
Иногда звонившие высказывали свои пожелания. Одна женщина считает, что необходимо ввести систему православного религиозного образования во всех детских домах, школах и ПТУ. Звонившие просили восстановить православные телевизионные программы на общедоступных каналах телевидения, а не только на кабельном. Высказывалось пожелание провести встречу со священником в одном из учебных заведений Новосибирска.
Очень хотелось бы, чтобы те, кто нам звонил и задавал свои вопросы, не ограничивались только таким телефонным общением со священником. Пусть каждый придет в свой храм, станет постоянным прихожанином. Было бы хорошо, если бы в каждом приходе имелось место для общения с батюшкой. Пусть для начала час–полтора в неделю. Но чтобы время этого приема священником прихожан было четко обозначено и неукоснительно соблюдалось.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
Позвоните священнику!
Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной — звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. В чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «НС».
Десять батюшек и один телефон
Полное название этой службы — епархиальная телефонная служба социальной помощи «Содействие». Идея ее создания в Новосибирске принадлежит архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону.
— Сначала мы думали привлечь семинаристов. Но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников, — рассказывает Наталья Пендюрина, координатор службы и сопредседатель местного «Общества книголюбов». В стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия.
В службе по очереди работают десять священников. На каждого приходится примерно по два дежурства в месяц. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18.00 до 21.00 дежурный батюшка приходит в помещение «Общества книголюбов», садится за стол в отдельной комнате и отвечает на звонки.
— Чаще звонят, конечно, люди малоцерковные, — рассказывает духовник службы протоиерей Виталий Бочкарев. — Категории очень разные — и по возрасту, и по социальному положению. Звонят и люди, прикованные к постели. Для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. Есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. Ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. И с ними тоже нужно разговаривать.
Бывают звонки издалека, из Москвы и Владивостока например. И даже из-за границы. Как правило, это те, кто родился и потом уехал из Новосибирска.
— Однажды нам позвонили из Испании, — говорит отец Виталий. — Это были родители одного парня, который здесь, в Новосибирске, попал в милицию. Они попросили нас помочь найти ему православного адвоката. У одного нашего диакона был такой среди его знакомых, и мы решили этот вопрос.
Откуда люди за много тысяч километров узнают про телефон? В основном через интернет. Местные же могут прочитать о нем в новосибирских СМИ. Газеты, радио и телевидение поддерживают службу и периодически размещают у себя бесплатные объявления о ее работе. Но главный способ распространения информации — «сарафанное радио»: человек позвонил, ему помогли, он рассказал об этом другим.
Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия, — анонимность звонков. Люди на другом конце провода должны быть уверены, что могут задать любой вопрос не стесняясь и не боясь возможного осуждения.
— Мы не просим человека называть имя, — продолжает отец Виталий. — Представляемся мы. И далее начинается разговор. Иногда звонящий просит о нем помолиться. Тогда, конечно, мы записываем имя. Но инициатива в этом случае исходит от него.
Несерьезных вопросов не существует
Менее чем за год работы православного телефона доверия на него поступило более двух тысяч звонков. В основном это вопросы, касающиеся церковной жизни, на которые люди сами не могут найти ответ. Спрашивают часто о предстоящих церковных праздниках — как к ним готовиться. О порядке богослужения и формах венчания. Как крестить детей и кого можно брать крестными. Как убедить родственников, чтобы они приняли таинство крещения. Как похоронить человека по-христиански. Можно ли молиться за самоубийц. Как поехать группой на экскурсию в монастырь. Или церковная утварь и иконы родственников, которые уже умерли, куда это деть.
— Иногда и довольно сложные вопросы бывают, — говорит о. Виталий. — Спрашивают о толковании тех или иных мест Священного Писания. Или, например, был звонок, когда человек просил, чтобы я научил его ни много ни мало непрестанной Иисусовой молитве. Я сразу сказал, что, во-первых, это не по телефону. И во-вторых, что такое допустимо только под непрестанным руководством священника. Так что иногда приходится и вразумлять слишком ревностных православных.
— Для людей нет серьезных и несерьезных, простых и сложных вопросов, — считает Наталья Пендюрина. — Бывает, человек спрашивает: может ли теща быть крестной своему зятю? Или: я правую руку сломал, можно ли креститься левой? Или: мне курочку нужно зарубить, грех ли это? Или вот: можно ли выбрасывать фантики из-под конфет, на которых изображена часовня? Смеетесь? А мы отвечаем — серьезно и обстоятельно. Раз человек спрашивает, значит, для него это важно.
Основная проблема служащих на телефоне — время, его часто не хватает. Необходимо за короткое время успеть сказать самое главное, а нужные слова не всегда легко найти. Некоторые звонящие готовы говорить часами обо всем на свете, а остальным в это время приходится ждать на линии. Столкнувшись с этой проблемой, ввели норматив: в среднем на одного человека должно выделяться 15-20 минут. Таким образом, за вечер можно ответить примерно на десять звонков. Но в нормативы уложиться никак не удается. Священники все равно разговаривают столько, сколько нужно каждому, даже если ради этого приходится задерживаться до глубокого вечера.
В действительности новосибирский телефон доверия не ограничивает свою работу тремя часами. С 9.00 до 18.00 на звонки отвечает координатор службы, который может что-то подсказать, дать номера телефонов социальных служб, приходов или предложить перезвонить вечером, когда придет батюшка.
Алло, это исповедь?
Часто звонят люди, которые хотят исповедаться по телефону. И тогда священнику приходится объяснять, что исповедь — это не просто рассказ о своих поступках, а таинство, которое возможно только в церкви. Самая большая радость для священников — если после такого разговора кто-то и правда приходит в храм.
— Недавно я встретил на исповеди женщину, которая часто мне звонила, — вспоминает отец Виталий. — Я ее сразу узнал. Не по голосу, конечно, а по двум-трем обстоятельствам, которые она назвала. Я говорю: «Вы мне звонили?» Она: «Да, это я. После ваших слов я решила прийти в церковь». Она не искала меня специально, просто так получилось, что в тот день исповедовал именно я. И это было по-настоящему удивительно и приятно.
С теми, кто не может выйти из дома, священники договариваются и приезжают к ним исповедовать и причащать.
Звонят и те, кто нуждается в социальной помощи, в основном это малоимущие. В епархии есть комиссия по материальной помощи, и запрос человека отправляется туда. Плюс координатор может подсказать, где можно, например, бесплатно получить детское питание.
Чтобы ни один вопрос или запрос не забылся и не потерялся, каждый священник ведет журнал учета звонков.
— Это очень помогает в работе, — объясняет Наталья Пендюрина. — Каждый месяц владыка Тихон просматривает журнал, дает рекомендации. Основываясь на нашей статистике, легче увидеть, как Церковь может расширять свою деятельность за рамками телефонной службы.
В последнее время часто звонят преподаватели школ и вузов с просьбой провести встречу учащихся со священником. Такие запросы в основном поступают из областных сел и деревень, где в радиусе многих километров вокруг нет ни одной церкви. Служба принимает заявку и организует поездку батюшки. Таких выездов становится все больше.
— Телефон доверия все больше начинает напоминать серьезный миссионерский центр. И нас это очень воодушевляет, — улыбается отец Виталий. — У всех сотрудников есть масса идей, как усовершенствовать работу службы. Нам есть куда развиваться. Мы ведь только в начале пути.
Александр ЛЕВИН
Источник: журнал «Нескучный сад»