Содержание
Не грех и посмеяться
Многие полагают, что православие негативно относится ко всему смешному, однако это не так. В сети немало различных сообществ, одновременно посвященных и религии, и юмору. «Лента.ру» изучила несколько подобных пабликов и выяснила, что представляет собой «православный юмор».
«Смех до плача доводит»
У православной церкви в течение многих веков было весьма неоднозначное отношение к юмору. В отечественной религиозной традиции даже существует понятие «грех смехотворства». По мнению некоторых представителей церкви, юмор недопустим для религиозного человека, так как смех «расточает собранное в душе добро».
Сторонники этой точки зрения уверены в том, что смех несет тщеславие, пресыщение и блуд, а также удаляет человека от «благодати Господней», поскольку заставляет его забывать о Страшном Суде.
Это, безусловно, наложило отпечаток и на культуру в целом. В русском языке множество пословиц поговорок, осуждающих веселье: «где смех, там и грех», «кто смешлив, тот и слезлив», а также различные вариации на тему того, что «смех до плача доводит».
В западной традиции переворот в отношении религии к смеху связывают с именем Франциска Ассизского, католического святого, учредителя названного его именем монашеского ордена. Его даже иногда называют «Божьим скоморохом». В России такого переворота, по мнению известного филолога, крупнейшего специалиста по средневековой литературе Сергея Аверинцева, не произошло, поэтому для некоторых религиозных деятелей смех до сих пор табуирован.
Православный интернет
Однако современная церковь намного лояльнее относится ко многому, в том числе и к смеху. Патриарх Кирилл во время своего выступления в Одессе в 2013 году даже сказал, что «без юмора жизнь становится опасной». Однако тут же подчеркнул, что юмор должен быть светлым.
В сети много специализированных православных ресурсов: поисковики, которые ищут информацию только по каталогам религиозных сайтов, тематические RSS-каналы, форумы, сообщества в социальных сетях, различные приложения… Есть специальные энциклопедии, онлайн-календари и даже отдельные сайты знакомств для православных.
В 2015 году был запущен поисковик «Андрей Рублев» — «путеводитель для всех верующих». На сайте публикуются тематические новости и интервью, есть соцсеть для православных, список молитв, адреса храмов. И «Андрей Рублев» умеет шутить: если ввести в строку поиска «порно», он перенаправит пользователя на страницу с текстом седьмой заповеди («Не прелюбодействуй»), а при запросе «наркотики» расскажет о вреде «грехов и страстей».
Сетевая активность религиозных граждан не ограничивается тематическими ресурсами. На саму популярную группу о православии во «ВКонтакте» подписаны более 700 тысяч человек. Среди православных пабликов есть и посвященные юмору, мемам.
«Православные шутят!»
На этот паблик, созданный еще в 2011 году, подписаны более 80 тысяч человек. В сообществе обещают только «добрый юмор для добрых людей».
Посты группы обычно представляют собой забавные истории из жизни людей, связанные с православием, и различные анекдоты, переосмысленные с религиозной точки зрения. Кроме того, в сообществе следят за церковным календарем и регулярно поздравляют подписчиков с праздниками.
В группе также предусмотрены альбомы для фотографий, куда подписчикам предлагается загружать свои шутки.
Раньше группа подписывалась так: «Православные тоже шутят». Это выражает одну из идей, продвигаемых в сообществе, — показать, что для современных религиозных людей духовные запросы важнее средневековых догм.
«Типичный пономарь»
Как следует из описания, это сообщество церковнослужителей, а также площадка для общения и знакомств со специфическим церковный юмором.
Группа возникла в 2013 году, когда в сети были популярны так называемые «эдвайсы», то есть картинки, в подписях к которым иронически обыгрывались различные стереотипы. Сегодня на «Типичного пономаря» подписаны почти девять тысяч человек.
В группе преобладают школьники и студенты, многие из которых учатся в семинарии или служат пономарями.
Их юмор непросто понять тем, кто не связан с церковью. В мемах используются такие выражения, как «благословить подрясник», «покадить пономарку» и другая специфическая лексика.
Сообщество используется и как площадка для консультаций. В «Типичном пономаре» можно задать любой вопрос на религиозную тематику и получить на него множество развернутых ответов от заинтересованных людей.
«Подслушано в храме»
Группа создана в декабре 2014 года, сейчас на нее подписаны почти семь тысяч человек.
Формат пабликов «Подслушано» подразумевает анонимную публикацию различных историй, но в этом сообществе формат претерпел некоторые изменения. Участники группы делятся событиями из жизни, спрашивают друг у друга совета, а также публикуют различные картинки и видео, которые кажутся им забавными.
Иногда в группе иронизируют над церковными людьми, не знающими базовых религиозных вещей, например, не способных назвать 12 апостолов или 10 заповедей.
Просмотры: 2 406
9 декабря Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел в Москве круглый стол с участием администраторов крупнейших православных сообществ во «ВКонтакте».
Встречу провели глава отдела Владимир Легойда и его заместитель Вахтанг Кипшидзе.
Как сообщается, «в рамках мероприятия обсуждались актуальные вопросы взаимодействия администраторов православных сообществ, перспективы расширения сотрудничества с Русской Православной Церковью, а также проблемы мошенничества и недобросовестной рекламы в социальных сетях.
По итогам круглого стола было принято решение об учреждении Совета администраторов православных сообществ при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ».
Любопытно, что встреча проводилась при поддержке германского Фонда Конрада Аденауэра.
На встрече присутствовали админы следующих групп:
«Верую. Православие» (почти 1 млн 807 тыс. подписчиков) — основной контент группы — елейные картины на духовную тему и цитаты святых отцов, старцев, священников и проч.;
«Православные» (почти 173 тыс. подписчиков) — практически клон «Верую. Православие» с подобным же контентом;
«Мудрые советы святых православных старцев» (82 тыс. подписчиков) — еще один цитатническо-елейный клон «о Русских православных традициях и ценностях, семье и патриотизме».
«Дети в счастливой семье» (134 тыс. подписчиков) — основан по благословению киевского протоиерея. Контент более разнообразен, в основном посвящен православному воспитанию.
Как и у всех подобных православных мегагрупп, основная цель существования — предложение публиковать рекламу на своих страницах, в 2017 году это стоило так: «Размещаем рекламу. Один час держим в топе, через сутки удаляем. Стоимость поста — 300 руб. Есть скидки».
«Православная психология» (240 тыс. подписчиков) — о себе (здесь и далее в цитатах сохраняем орфографию оригиналов):
«…Да, существует Христианская Психология и такая, о которой ни Фрейды, ни прочие даже и не ведали и не знали.
Психология — это наука о душе, и если мы обратимся к Святым Отцам, то поражаемся глубочайшему понимаю того, что происходит в душе человеческой.
Безудержный рост душевных заболеваний в двадцатом веке порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его „информационной перегрузкой“, но отходом людей от Бога и греховной жизнью.
Поэтому только та психотерапевтическая помощь будет действенной, которая обратит человека ко Христу и, под руководством священника или верующего врача, побудит его каяться и исправлять свою жизнь. В этом случае слово врача или духовника будет подкрепляться благодатной силой Божией, способной уврачевать самую тяжелую душевную болезнь».
«Святые отцы» (107 тыс. подписчиков) — гостей встречает такая «шапка»:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Благодарим магазин www.Pleer.ru за поддержку!
Цифровая и бытовая техника с лучшей доставкой!
Как скажешь: „Вси святии, молите Бога о мне!“ — так все святые воскликнут на небе: „Господи, помилуй!“ — и будет тебе приобретение. преп. Нектарий Оптинский».
Верхняя закрепленная запись — цитата протоиерея Андрея Ткачева.
Помимо разных цитат, в группе регулярно собирают деньги: на лечение детей (перепосты разных фондов), на записочки в храмы, на строительство и ремонт церквей.
«Православная семья» (70 тыс. подписчиков) — «шапка» группы:
«Благодарим магазин www.Pleer.ru за поддержку!
Цифровая и бытовая техника с лучшей доставкой!
Страница о православной семье. Советы и наставления святых отцов, старцев, изречения из Святого Писания помогут вам вести благочестивую и счастливую семейную жизнь».
Регулярные цитаты из протоиереев Дмитрия Смирнова и Андрея Ткачева, семейства Кормухиных («Сорок Сороков»), с «Царьграда», «Бесогона» Никиты Михалкова, «разоблачения» проекта закона о семейном насилии, реклама «православных» платьев.
«Святая Русь» (почти 241 тыс. подписчиков) — админы группы о себе:
«МЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ, ВЫСТУПАЕМ ЗА:
1) Возрождение Православной веры и лидирующее ее место в Российском государстве
2) Возрождение Православной Империи, в которую будут входить территории Русского мира
4) Воссоединение русского народа (великороссов, малороссов, белорусов)
5) Запрет абортов
6) Запрет пропаганды западных ценностей в информационном пространстве (свободного секса, движения чайлд фри, феминизма, гомосексуализма и тд)
7) Возрождение института семьи и других русских ценностей
…В НАШЕЙ ГРУППЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. ПРОПАГАНДА ВЗГЛЯДОВ И ИДЕЙ, НЕ ПРИЗНАЮЩИХСЯ СОБОРАМИ ЦЕРКВИ ВСЕХ УРОВНЕЙ, ЧУЖДЫХ УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
2. ОСУЖДЕНИЕ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ ЛЮБОЙ ПРИЗНАННОЙ ЮРИСДИКЦИИ; ОСУЖДЕНИЕ КАНОНИЗИРОВАННЫХ СВЯТЫХ.
…3. ОСУЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА, НЕ ОСУЖДЕННЫХ ЦЕРКОВЬЮ СОГЛАСНО УСТАНОВЛЕННЫМ ПОРЯДКАМ.
…4. ОСКОРБЛЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ СОЮЗНИКОВ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРОТИВ ВЛАСТИ РФ
…6. ЗАПРЕЩЕНА ПРОПАГАНДА НАЦИЗМА, ФАШИЗМА, РУСОФОБИИ, СЕПАРАТИЗМА, РАЗЛИЧНЫХ СЕКТ, ЯЗЫЧЕСТВА , САТАНИЗМА, СИОНИЗМА, ЛИБЕРАЛИЗМА, ЗАПАДНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (разврат, феминизм, гомосексуализм, движения типа Чайлд Фри и т.д.), УРАНОПОЛИТИЗМА и ДРУГИХ ЕРЕСЕЙ»;
«Православная держава» (63 тыс. подписчиков) — подзаголовок группы: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать!»
Закрепленная запись, восхваляющая старца Илия (Ноздрина) и отказ от лечения:
«— Помню, Борис Корчевников попросил как-то батюшку Илия за девочку. Ей диагностировали онкологию. Уже лечили в Германии. Оперировали, сделали забор стволовых клеток, проводили курсы химиотерапии… Но положительной динамики не наблюдалось. Немецкие врачи решили еще предпринять попытку, подсадив стволовые клетки отца, стали было советоваться с американскими коллегами, а те их отговаривают: «Бесперспективно. Один-два процента пациентов выживают…»
И вот родители этой девочки звонят: мол, попасть к отцу Илию — для нас «последняя надежда»… А батюшка тогда был в разъездах, его было просто не застать. Но чувствую, у них такая неотступная мольба. «Мы все-таки вылетаем!..» — ставят перед фактом. Это они из Германии с самой девочкой собрались ехать. «Как Господь управит», — только и проговорил я им. А что еще им ответить?
И вот они, смотрю, подъезжают, а тут и батюшка вдруг откуда ни возьмись появляется!
Помню, стоим: схиархимандрит Илий, мама, сама эта девочка и я. Мама — к батюшке, кратко изложив обстоятельства: «Делать нам еще операцию?»
«А знаете, что?!! — вдруг говорит старец, до этого стоявший молча, склонившись и явно молившийся. — Ничего не делайте! Ничего. Молитесь Божией Матери! Она прямо здесь!» — и поворачивается так, что обращается всем своим существом к Богородице, Стоящей, оказывается, между мамой девочки и мною…
Во мне просто душа перевернулась! Я очень явно ощутил присутствие Божией Матери. Это не передать, в какой трепет и радость вдруг окунается твоя душа.
«Молитесь Ей!» — уже краем уха слышу, как батюшка повторяет…
Они послушались старца, началось улучшение. Недавно снова звонили. Девочка не исцелилась полностью, но это была та самая «положительная динамика», которой не давало никакое самое дорогостоящее лечение.
А главное — это опыт молитвы. Батюшка развернул их сердечные устремления от себя как «последней надежды» — Не надейтеся на князи, на сыны человеческия (Пс. 145: 3)… — к Самой Владычице Неба и Земли. А в опыте молитвы ведь исцеляются наши души, это важнее.
Юрий Владимирович Гуменный, директор завода электроизделий, — о старце Илии (Ноздрине)».
На странице регулярное перепосты со «Святой Руси».
На встрече в синодальном отделе присутствовали также админы групп «Сравнительное религиоведение», «Православные аудиокниги», «Истинные ценности» («Православный муж», «Православная жена» — последние три группы под одним руководством).
Вот с такими православными гигантами миссии в соцсетях РПЦ по пути. Остается только пожелать: скатертью дорога и совет да любовь.
Иллюстрация: картина Васи Ложкина
Александр Липницкий: Мои любимые иконы
У меня вообще много увлечений, и коллекционирование икон — всего лишь одно из них. Это только часть моей жизни, и та часть, которая позволяет мне содержать большую семью.
Мне было 19-20 лет, когда начали готовиться к отъезду первые толпы советских евреев, которых Никсон выпросил у Брежнева. Они стали скупать иконы, и кто-то из друзей предложил мне подзаработать. Это был фантастический парадокс нашей жизни: евреям, не имеющим ничего общего с православием, нельзя было вывозить ничего — ни денег, ни вещей. Но можно было вывозить по пять икон на человека!
И я стал ездить по деревням, собирать иконы. Сначала у меня и в мыслях не было оставлять их себе. Я путешествовал с рюкзаком, машины у меня не было… Начал я с того, что ездил по незнанию в те области, где прошла война и икон почти не осталось. Например, в Смоленскую область. Но постепенно я начал обрастать информацией, изучать книги, старообрядческие журналы дореволюционные, и где-то к 1975 году я стал в иконах немного разбираться.
А год спустя мне попалась замечательная партия икон, которые я нашел в стогу. Такой удачной группы икон я больше никогда не находил. В старообрядческих журналах я нашел информацию о том, что на территории Владимирской области существовала община староверов-раскольников, наследников идей Феодосия (безбрачники). Я понял, что их молельня может обладать какими-то выдающимися иконами и начал поиски. Месяца через три я нашел их дальнего родственника, старика уже, который мне рассказал, что были какие-то иконы и он их за ненадобностью положил в стог. В этом стогу я и нашел шесть икон XV-XVI веков. И икона «Владимирская Богоматерь» конца XV века стала первой иконой, которую я себе оставил. С тех пор она всегда со мной, она стала талисманом нашей семьи. Нашу квартиру трижды обворовывали, но икону ни разу не забрали.
Если уж говорить о начале, то я, конечно, потомственный коллекционер. Мой дед, знаменитый гомеопат Теодор Михайлович Липницкий и бабушка, Анна Эммануиловна Липницкая, были очень серьезными коллекционерами русской живописи. У них была очень серьезная коллекция, начиная от Репина, Шишкина и Айвазовского и заканчивая Рерихом и Фальком.
И поскольку у меня в крови жила жажда коллекционирования, то я начал собирать маленькие иконы, которые можно где-то хранить, перевозить — так называемые путные иконы, которые удобно было брать с собой в дорогу. А в 90-е я начал собирать так называемые народные иконы, иконы из отдаленных северных областей Руси. Я собираю иконы с орнаментом на полях, в них в большей степени присутствует народный элемент.
Часть моей коллекции вошла в каталог «Иконы из частных собраний». Я был одним из организаторов его создания и очень горжусь своим в нем присутствием.
Икона-складень XVII века из Нижегородской области, с редким сюжетом «Всевидящее око Божие» Фото: Владимир УшаковКлассический ярославский триптих: в центре Спас Нерукотворный, избранные и святые Фото: Владимир УшаковИз скитов привез очень хранимый староверами древний крест-энколпион, который они врезали в деревянную основу для сохранности Фото: Владимир УшаковЭту я сделал сам на манер староверов. У меня сохранился фрагмент какой-то панагии XVII века, Никола Можайский и коробочка от старого складня — пустая, иконы были утрачены. И я врезал свои иконы. Получился мой уже складень Фото: Владимир УшаковОдин из первых складней, который я в 70-е годы привез из города Вязники. В центре — Седмица (Спас с Богоматерью, Иоанном Предтечей и избранными святыми). Справа — покровители семейного очага. А слева тезоименитые святые заказчика Фото: Владимир УшаковИкона в киоте — мой тезоименитый святой Александр Невский Фото: Владимир УшаковИкона святого Власия Севастийского — византийского святого, епископа города Севастия (Сибос). Он очень популярен на русском Севере как покровитель домашнего скота. Я побывал в этом городе. Икона XVII века, привезена из Карелии Фото: Владимир УшаковИз последних приобретений. Это икона Дмитрия Салунского, которую я подарил своему внуку Дмитрию на именины Фото: Владимир Ушаков