Содержание
- Церковь св. Петра в Яффе (православная)
- История
- Архитектура и убранство
- Роспись купола
- Святыни
- Храм Тавифы в Яффо (Церковь Петра и Тавифы)
- Расписание богослужений в храме святой Тавифы в Яффо
- Архитектура
- Как добраться до церкви Петра и Тавифы в Яффо
- Христианство в Израиле
- Правовое положение
- Случаи преследования христиан
- Отношения к христианству в Израильском обществе
- Православие в Израиле
- Древневосточные церкви в Израиле
- Католицизм в Израиле
- Протестантизм в Израиле
- Примечания
- Ссылки
- Подворье в честь свв. апп. Петра и Павла и прав. Тавифы в Тель-Авиве–Яффо
- Церковь апостола Петра и праведной Тавифы (Яффа)
- Современное состояние
- Престольные праздники
- Фото
- Видео
- Как добраться
- Паломнику
- Отзыв: Церковь Св. Петра (Израиль, Яффо) — Место воскрешения Праведной тавифы
- Мой Израиль
- Православие в Израиле
Церковь св. Петра в Яффе (православная)
Храм святого апостола Петра и праведной Тавифы — православный храм в городе Яффа (южная часть Тель-Авива), на подворье Праведной Тавифы, находящегося в ведении Русской духовной миссии (Московский патриархат) в Иерусалиме.
Освящён в честь праздника Поклонения честным веригам апостола Петра (16 января по юлианскому календарю); северный придел — в честь праведной Тавифы (память 25 октября и 16 апреля по юлианскому календарю).
Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она, согласно местному преданию, была похоронена. Захоронение украшено византийскими мозаиками V—VI в. Над гробницей устроена часовня.
Церковь апостола Петра и праведной ТавифыOri~, CC BY-SA 3.0
История
Храм был построен на участке, приобретённом при участии архимандрита Антонина (Капустина) в 1868 г.
Ещё до строительства церкви на купленной земле был построен странноприимный дом для православных паломников, прибывавших в Палестину через порт Яффа, выкопан колодец, посажены плодовые (апельсины, лимоны, маслины, гранаты, смоквы) и декоративные (кипарисы, эвкалипты, сосны) деревья.
Дом, построеный на купленном участке в Яффе, использовавшийся паломниками как место отдыханеизвестен, Public Domain
Как правило, маршрут таких паломников лежал в Иерусалим через селения Рамле, Лод и Абу-Гош в сопровождении охраны и представителей Русской духовной миссии в Иерусалиме, а с 1882 г. и Императорского православного палестинского общества (ИППО). Значимость пристанища для паломников еще более увеличилась после открытия Яффо-Иерусалимской железной дороги.
В строительстве храма, начатом 6 октября 1888 г. в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы Федоровны, принимали участие итальянские мастера и местные жители, иконы писал художник и критик А. З. Ледаков.
16 (28) января 1894 г. церковь была освящена патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении митрополита Петра Аравийского и архиепископа Иорданского, а также архимандрита Антонина.
К концу XX в. храм, как и прочие здания подворья, обветшали. Активные восстановительные работы начались в 1995 г. и завершились к 2000 г. при игумене Пимене (Хараиме), бывшем ключарём подворья до конца 2010 г.
В ноябре 2008 г. сообщалось, что налоговое ведомство Израиля предъявило иск Русской духовной миссии за неуплату налогов на «неиспользуемую землю»; под арестом якобы оказался участок подворья в Яффе площадью 3,2 га.
Архитектура и убранство
Церковь апостола Петра была спроектирована при участии архимандрита Антонина, который долгое время был настоятелем посольских церквей в Афинах и в Константинополе, где имел возможность изучить греко-византийское зодчество. Вероятно, именно поэтому в пропорциях храма ощутимо влияние византийской архитектуры.
Церковь имеет два алтаря: центральный в честь честных вериг апостола Петра, левый придел праведной Тавифы.
Роспись купола
Двухярусный белый иконостас был подарен ИППО. В местном ряду, слева от иконы Божьей Матери располагается главный, престольный образ — «Воскрешение Тавифы».
Роспись куполаOri~, CC BY-SA 3.0
Стенные росписи были осуществлены при архимандрите Леониде (Сенцове) в 1905 г. По преданию, здесь работали мастера из Почаевской лавры.
На стенах храма, как и в верхнем ярусе, на хорах, представлены сцены из жизни апостола Петра.
На алтарных столпах, отделяющих жертвенник и диаконник от алтаря, изображены Петр и Павел. На остальных столпах, в верхней их части, на уровне хоров — другие десять из числа Двенадцати апостолов.
Святыни
При раскопках в саду архимандриту Антонину и иерусалимскому архитектору Конраду Шику удалось найти гробницу праведной Тавифы с хорошо сохранившейся мозаикой византийской эпохи V—VI в. Позже над гробницей была сооружена часовня.
Храм Тавифы в Яффо (Церковь Петра и Тавифы)
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы является подворьем Русской духовной миссии в израильской Яффе (Яффо). Он находится на месте, где была погребена праведная Тавифа (Доркас), творившая много добрых дел при жизни и известная своим трудолюбием: она шила рубашки и платья для бедных. Однажды Тавифа заболела и умерла. Перед погребением верующие призвали святого апостола Петра. Он помолился и оживил Тавифу. Благодаря совершенному Петром чуду многие жители Яффы обрели веру во Христа.
До наших дней рядом с храмом сохранилась пещера, где, по преданиям, была погребена праведная Тавифа. В нее можно спуститься и рассмотреть на полу византийскую мозаику. Над гробницей, где была захоронена праведная, возведена часовня. Пещера была найдена в результате раскопок, организованных начальником Русской духовной миссии.
При православном храме в Тель-Авиве-Яффе проводятся занятия для детей 5–15 лет в воскресной школе. Здесь работает также библиотека с художественными и духовными книгами. В саду подворья приятно прогуляться среди фруктовых деревьев и кипарисов, здесь можно встретить павлинов и попугаев.
Расписание богослужений в храме святой Тавифы в Яффо
Время проведения божественной литургии — 08:00 часов утра, по субботам, воскресеньям и в дни великих праздников. По пятницам, субботам и перед праздниками совершается вечернее богослужение — в 16:00 часов.
Время для исповеди — перед литургией, с 07:00 до 08:00 часов по субботам и воскресеньям. Благодарственные молебны проходят в 10:00 часов.
В понедельник подворье праведной Тавифы в Яффо закрыто для посещений. Время работы православного храма в южной части Тель-Авива в остальные дни:
Для посещения организованных групп паломников рекомендуется заранее уточнить время работы по телефону церкви Петра и Тавифы в Яффо.
Расписание служб храма Тавифы в Яффо на официальном сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме
Русская духовная миссия в Иерусалиме появилась в 1847 году. Ее возникновение было связано с тем, что российские паломники сталкивались с множеством трудностей на территории Святой земли. У них не было возможности молиться на русском языке, не было нормальных бытовых условий. На протяжении периода когда миссию возглавлял архимандрит Антонин (1865—1894 гг.), в ее собственность было приобретено много участков, где позднее возникли православные храмы, чтобы облегчить путешествие паломников.
В 1869 году Русская духовная миссия купила участок, где впоследствии была построена церковь апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Сначала на этой земле был сооружен дом для приюта паломников православной веры, был посажен сад и вырыт колодец. Пристанище на этом участке было важным объектом, так как через него проходили паломники, приезжающие через порт в Яффо на Святую землю.
Работы по взведению церкви Петра и Тавифы в Яффо были начаты в 1888 году, это событие посетили великие князья — двое из детей императора Александра II. В работах по возведению участвовали мастера из Италии. Патриарх Иерусалимский Герасим освятил новую церковь в 1894 году.
В течение следующих 100 лет храм Тавифы в Яффо стал ветшать. Реставрационные работы были организованы в 1995–2000 годах. В паломнической гостинице на тот момент могли остановиться более 25 человек.
Архитектура
В проектировке православного храма в Яффо участвовал архимандрит Антонин. Так как он продолжительное время руководил церквями посольства в Афинах и Константинополе, считается, что именно благодаря ему, в храме узнаются особенности византийской архитектуры.
Внутри церкви — двухъярусный иконостас белого цвета, подаренный Императорским Православным Палестинским Обществом. Второй алтарь — левый придел в честь праведной Тавифы.
Иконы, украшающие храм праведной Тавифы в Яффо, написал художник А. Ледаков. В 1905 году на стенах были изображены сцены из жизни апостола Петра. При посещении храма стоит посмотреть на искусную роспись купола.
На столпах алтаря изображены апостолы Петр и Павел, сверху остальных столпов можно увидеть десять других апостолов.
Колокольня храма в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы, имеющая розоватый цвет, — самая высокая в Яффо, ее легко увидеть даже с моря. Колокольня имеет шатровый купол и состоит из 4 ярусов, на каждом — высокий арочный проем.
Высота колокольни — 37 метров. Гробница праведной Тавифы, © Русская духовная миссия в Иерусалиме
Как добраться до церкви Петра и Тавифы в Яффо
Те, кто путешествует на машине, могут оставить автомобиль на стоянке возле храма в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы.
Чтобы добраться до храма Тавифы в Яффо, можно воспользоваться услугами такси: в Тель-авиве работают Uber, Yango (Яндекс. Такси), Taxi Tauro, Emun Taxi.
Панорамный вид на колокольню церкви Петра и Тавифы в Яффо:
Видео о подворье праведной Тавифы в Яффо:
Отец Игорь, настоятель храма св.апостола Петра и праведной Тавифы и father_ingwar в ЖЖ, любезно пригласил меня и k0ev в гости — поснимать службу, экстерьер храма, а также поужинать в церковной трапезной и запечатлеть собственноручно установленную о.Игорем и его сыном цветную подсветку церковного парка. На самом деле, приезжали мы несколько раз, но здесь я собрала в одном репортаже фотографии с двух визитов в это интереснейшее место на границе Тель-Авива и Яффо.
Отец Игорь приехал на Святую Землю со своей семьей из Нижнего Новгорода, и за короткое время успел объехать весь Израиль и сильно продвинуться в изучении иврита. Познакомились мы, как ни удивительно, когда-то на страницах этого журнала, а сегодня у меня на рабочем столе стоят два свежесорванных граната, подаренных о.Игорем к Рош ха-Шана.
Репортаж о жизни храма — читайте под катом.
Храм Петра и Тавифы находится в ведении Русской духовной миссии (Московский патриархат) в Иерусалиме. Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она, согласно местному преданию, была похоронена. Захоронение украшено византийскими мозаиками V—VI веков, а над гробницей устроена часовня.
Храм был построен на участке, приобретенном при участии архимандрита Антонина (Капустина) в 1868 году. Еще до строительства современного здания церкви на участке земли был построен приют для православных паломников, прибывавших в Палестину через порт Яффо, выкопан колодец, посажены плодовые и декоративные деревья.
Как правило, маршрут паломников лежал в Иерусалим через Лод и Абу-Гош в сопровождении охраны и представителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с 1882 года и
Императорского Православного Палестинского Общества. Здешний приют для паломников стал еще более значимым после открытия станции железной дороги в Яффо.
Церковь апостола Петра была спроектирована при участии архимандрита Антонина, который долгое время был настоятелем посольских церквей в Афинах и в Константинополе, где имел возможность изучить греко-византийское зодчество, а колокольня храма, освященного во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы, является самой высокой точкой Яффо.
— Отец Игорь, чем я могу отблагодарить вас?
— Ну, можете огород вскопать.
Если у кого-то еще есть стереотип об образе православных священников, общение с о.Игорем может изменить его раз и навсегда. Он — он один из тех доброжелательных, интересных людей, с чувством юмора, сдобренным приличной порцией иронии, — знакомство с которым добавляет немаленькие кусочки пазла в общую картину мира 🙂
Среди прихожан церкви — жители многих городов Израиля, не только центра, но и Севера, и Юга. На воскресные службы сюда приезжают даже из Беер-Шевы. По словам о.Игоря, южнее Иерусалима нет ни одной православной церкви, так что по праздникам в особенности, здесь, в Яффо, собираются десятки людей.
Большинство постоянных посетителей — как приезжающие в Израиль жители России и других стран, так и постоянные жители Израиля. Здесь же проводят обряды Крещения, Венчания, в общем, община живет активной жизнью.
А это необычный прихожанин. К Русской православной церкви он отношения не имеет, однако периодически сюда, сами по себе, заходят и чернокожие молящиеся.
father_ingwar собственной персоной.
Двухъярусный белый иконостас был подарен ИППО (Императорское Православное Палестинское Общество). В местном ряду, слева от иконы Божьей Матери располагается главный, престольный образ — «Воскрешение Тавифы».
В 19:00 мы пошли на ужин в трапезную, но камер не брали, так что верьте на слово, что было вкусно.
…а потом наступила ночь. О.Игорь и его сын установили в церковном саду цветные фонари, и теперь эвкалипты, туи, гранаты, лимоны и другие деревни красиво подсвечиваются вечером.
Да, а еще на территории церкви живут 24 павлина!
П.С.: еще раз большое спасибо father_ingwar за приглашение и теплый прием!
Христианство в Израиле
Положение христиан в Израиле является довольно неоднозначным. С одной стороны, Израиль позиционирует себя как демократическое государство, и формально христианин не должен опасаться, что за исповедание своей веры он будет подвергнут преследованию. С другой стороны, христиане являются в еврейском государстве группой, которая может столкнуться с преследованием и дискриминацией. Неоднократно имели место случаи насилия против христианского населения. В целом сегодня христианство исповедуют около 2 % от общего числа населения Израиля. Христиане Израиля принадлежат к четырём основным церквам: католической, православной, монофизитской и протестантской. Больше всего последователей у католической церкви. Ей принадлежит разветвлённая сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений. Вторая по величине в Израиле — православная церковь (Иерусалимский патриархат). К православной церкви относится также: основанная в 1874 году Русская Духовная Миссия Русской Православной Церкви Московской Патриархии во главе с архимандритом; миссия Американской Православной Церкви и миссия Румынской Православной Церкви. Монофизитская церковь в Израиле насчитывает около 4,5 тысяч прихожан, а протестантская церковь — около 4 тысяч прихожан и представлена приблизительно 20-ю направлениями.
Правовое положение
Согласно израильскому закону о возвращении, право на репатриацию имеет еврей в том случае, если он не исповедует другую религию (в частности, не может быть христианином). Если будет установлено, что репатриант обманывал израильские власти и уже при получении гражданства был приверженцем иной религии, то гражданство может быть аннулировано. Существует опасность отмены гражданства для получившего израильское гражданство по закону о возвращении, если смена вероисповедания произойдёт и в течении ближайших лет его проживания, так как МВД может усомниться в правдивости декларации и принять меры по отмене гражданства.
Сама по себе миссионерская деятельность в Израиле не запрещена, обращение граждан Израиля в христианство (или другую религию) путём убеждения не является преступлением. Израильское законодательство (закон о наказаниях ст. 174א-ב) запрещает только дачу или получение каких-либо выгод за переход в другую религию. Тем не менее, на рассмотрение Кнессета неоднократно вносились законодательные проекты, запрещающие миссионерство, но пока они так и остались лишь как проекты закона. Примечательно, что последний проект закона, запрещающий миссионерство, был представлен в кнессет двумя политическими антагонистами раввином Гафни (партия «Яадут атора») и Томи Лапидом (партия «Шинуй»). В законе нет запрета на принятие любой веры, свобода вероисповедания охраняется законом.
Ещё со времён Османской империи общины христиан имели внутреннюю автономию. Впоследствии она была подтверждена и британскими мандатными, и еврейскими властями. Автономия эта распространяется на управление находящимися во владении общин святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство. В силу так называемых «капитуляционных соглашений», заключенных турецкими властями с европейскими державами еще до первой мировой войны и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля. Христианские общины содержат свои начальные и средние школы. По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу.
В времена турецкого правления у церковных судов христиан было право рассматривать некоторые вопросы гражданского характера, такие как вопросы брака и развода. После образования Израиля, новая власть сохранило это право для традиционных в Святой Земле общин. К этим общинам относятся православные, греко-католики (мелькиты), армяне-католики, армяне-григориане, сиро-католики, ассирийцы-униаты, яковиты. С 1970 года такое же право было даровано церковному суду Англиканской церкви.
Арабы-христиане в Израиле освобождены от обязательной воинской повинности (могут служить добровольно), израильтяне, принявшие христианство, от неё не освобождаются.
Случаи преследования христиан
Оскорбительные надписи, сделанные иудейскими погромщиками на ограде церкви свт. Николая в Мигдаль а-Эмеке
Преследования христиан в Израиле имеют давнюю историю. Началась она ещё при образовании государства Израиль.
В ходе захвата Иерусалима в 1948 году были заняты или серьёзно повреждены многие христианские храмы и монастыри, которые подвергались целенаправленным артобстрелам и бомбардировкам со стороны евреев. Так, 14 мая сионисты захватили православный монастырь св. Георгия. 7 мая бомба попала в собор святых Константина и Елены, а осколки от неё повредили даже расположенный поблизости Храм Гроба Господня. Множество артиллерийских снарядов было выпущено по зданию Армянского патриархата из захваченного сионистами бенедиктинского монастыря на Сионской горе. Артобстрелам также подвергались монастырь святого Авраама, монастырь святого Спиридона, здание Иерусалимской православной патриархии, францисканский монастырь, здание Латинского патриархата, храм Святого Марка и многие другие церкви.
В период с 1949 по 1967 год израильтяне захватили и разграбили множество храмов и монастырей. Вся церковная утварь была похищена, а здания превращены в военные форты. Есть множество фактов беспрепятственного осквернения израильскими солдатами христианских кладбищ, взрывания динамитом захоронений и раскапывания могил.
На Рождество 1952 года израильские солдаты уничтожили городок Икрет, население которого на 100 % состояло из христиан. Находившаяся в этом городке старинная церковь была взорвана. В октябре 1953 был разрушен христианский город Кафр-Буром в Галилее, причём взорваны были и все его церкви.
16 апреля 1954 сионисты напали на греко-католическое кладбище в Хайфе, причём напали именно для того, чтобы его осквернить. Они танцевали на могилах, выкапывали останки, разрушали надгробные памятники. При этом было уничтожено 73 каменных распятия и 50 статуй ангелов.
10 января 1963 70 йешиботников напали на школу Финской христианской миссии в Иерусалиме, переколотив там все стекла и избив её пастора Ристо Санталу. Таким образом студенты отреагировали на статью, появившуюся 23 декабря 1962 года в газете «Йедиот Ахаронот», автор которой обвинил миссию в том, что её сотрудники обращают евреев в христианство, и призвал устроить демонстрацию протеста.
В ходе войны 1967 года израильские солдаты осквернили Храм Гроба Господня, ворвавшись туда с собаками. Находясь в Храме, они курили. Примерно то же самое происходило в Храме Рождества в Вифлееме, который к тому же ещё и обстреляли из артиллерийских орудий. В Рамалле солдаты обстреляли епископальную женскую школу, разрушив её и убив многих её учениц.
Регулярным нападениям подвергалась баптистская церковь в Иерусалиме. То её забрасывали гранатами, то оскверняли непристойными надписями, то поджигали расположенный при ней книжный магазин. Наконец, 8 октября 1982 года её просто сожгли дотла вместе с прилегающей к ней библиотекой.
В июне 1983 евреем американского происхождения были убиты две православные русские монахини. А русский православный храм, расположенный прямо через дорогу от штаба иерусалимской полиции, в том же месяце был изрисован свастиками.
13 апреля 1985 пейсатые хулиганы забросали камнями процессию ассирийцев, представляющих старейшую христианскую общину в Иерусалиме и направлявшихся на встречу Благодатного Огня. Кстати будет отметить, что весь расположенный вокруг ассирийского монастыря район когда-то принадлежал ассирийцам, но в 1967 году все здания были конфискованы и переданы евреям.
В 1988 году в Газе направлявшегося в бакалейный магазин 18-летнего Кадера Тарази схватили израильские солдаты. На вопрос о его вероисповедании, он ответил: «Христианин». Тогда его положили на капот машины, велев крестообразно раскинуть руки, и начали избивать. Потом его возили по улицам Газы в назидание местным жителям. На следующий день юноша скончался от полученных ран.
Большинство антихристианских акций в Израиле происходят с молчаливого согласия или даже прямого участия властей, часто c нарушением собственных же законов. Широкую огласку получил случай сожжения книг Нового завета в городе Ор-Иегуде. Эта акция проходила под руководством вице-мэра Узи Аарона в нарушение ст. 170, предусматривающей за сожжение религиозных книг наказание до 3 лет лишения свободы, а помогали ему учащиеся местной йешивы. По словам вице-мэра Узи Аарона, члена партии ШАС («Всемирное единство сефардов, соблюдающих Тору»), эта кощунственная выходка была ответом на действия христианских миссионеров, раздавших всем желающим книги Нового Завета. В связи с этим Узи Аарон решил, по его словам, оградить горожан от «агрессивной христианской пропаганды» и потребовал от жителей сдать полученные от христиан книги. В это же время учащиеся религиозной школы обходили квартиру за квартирой и собирали книги, из которых позже был сложен костёр. Аарон остался доволен «мероприятием» и считает, что акция по сожжению Священного Писания, столь ненавистного иудеям, «прошла успешно».
Постоянные выходки иудеев против христиан — серьёзная проблема. По свидетельству начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Тихона, иерусалимские иудеи при виде священника с крестом обычно плюют ему под ноги, и «хорошо, если только мокроту, бывало, и камни кидали». Больше всех страдают от таких хамских выходок христиане-армяне, поскольку они просто живут ближе к тем местам, где всё это происходит. Об этом уже были запросы в парламент и требования к израильскому суду ужесточить наказания за такого рода выходки. Наказание за подобные действия мягкие, всё ограничивается штрафами, причём, оплевавшие христиан иудеи часто отказываются платить эти штрафы, считая, что своими поступками они выполняют свой религиозный долг. Иногда полиция даже покрывает нападавших и перекладывает ответственность на пострадавшую сторону.
Широкую огласку получил инцидент, происшедший 3 апреля 2006 года в базилике Благовещения в Назарете во время совершения католического богослужения. Когда христиане собрались на молитву, вдруг в храм вошла молодая парочка евреев вместе со своей дочерью. Никто, конечно, не стал их выводить из храма, приняв за крещённых евреев. Однако парочка, осмотревшись, начала забрасывать петардами прихожан. В результате паники и давки пострадали несколько человек. Позднее у церкви собрались сотни разгневанных горожан и попытались устроить самосуд над хулиганом, но за них вступилась полиция. Израильские власти представили случившееся, как единичную бессмысленную выходку душевнобольных людей. Арабские политики в Израиле прокомментировали инцидент в Назарете как проявление «иудейской болезни расизма и ненависти к арабам, будь они мусульмане или христиане». «Власти Израиля пытаются объяснить, что факт нападения на христианскую святыню не был вызван идеологическими побуждениями. Мы отказываемся принять любое оправдание этому преступлению», — сказал мэр Назарета.
В ночь с 7 на 8 июня 2006 года при полном равнодушии и откровенном попустительстве израильских властей в Мигдаль ха-Эмеке была осквернена иудейскими фанатиками православная церковь св. Николая. Примечательно, что церковь располагается вблизи от городского отдела полиции, но это никак не сказывается на её безопасности. После сообщения о нападении сотрудники правоохранительных органов появились на месте происшествия лишь через два с половиной часа.
В израильских школах отменён арифметический знак сложения, он заменён перевернутой буквой T. Раввины объясняют это тем, что иначе детей, привыкших к знаку +, потом трудно будет приучить плевать на крест. Через систему образования и массовую культуру насаждается неприязненное отношение к Христианству, которое зачастую изображается в виде череды крестовых походов и антисемитских погромов.
Очень пристальное внимание уделяет тому, как бы христианские деятели не преступили дозволенного, общественная организация «Яд ле-Ахим» («Рука братьям»). Одной из основных задач, которые это движение ставит перед собой, является судебное преследование запрещённой миссионерской деятельности. Поскольку формально она не запрещена, то необходимо доказать не просто миссионерский характер той или иной деятельности, но и её противозаконный характер — например, факт денежного вознаграждения за перемену веры, или несоответствие деятельности той или иной организации её заявленным целям. Поэтому в поисках необходимых доказательств «Яд ле-Ахим» то и дело приходится прибегать к методам, свойственным скорее если не спецслужбе, то частному сыскному агентству. Для борьбы с миссионерами организуются слежки, в их ряды внедряют агентов — обычно специально подготовленных студентов йешив, получивших от раввинов специальное разрешение временно отказаться от религиозного образа жизни. В их задачу входит, изображая потенциального неофита, постепенно втираться в доверие с целью обнаружения искомого компромата. Другая задача движения — оказывать давления на работодателей с требованием уволить с работы того или иного христианина, занимающегося якобы миссионерской деятельностью.
Нередки случаи, когда работодатели увольняют своих подчинённых, узнав о их вероисповедании, даже если они и не занимались никакой миссионерской деятельностью.
Отношения к христианству в Израильском обществе
Согласно опросу, проведённому в марте 2009 года Иерусалимским институтом изучения Израиля совместно с Центром иудео-христианских отношений, отношение к Христианству в израильском обществе довольно сложное и неоднозначное. Светские израильтяне более терпимы к христианству, чем религиозные иудеи; люди старше 30 относятся к христианству также более терпимо по сравнению молодёжью. Бо́льшую толерантность проявляют израильтяне с более высоким уровнем образования и доходов, а также ашкенази. Примерно 52 % опрошенных заявили, что у них нет друзей-христиан ни в Израиле, ни за рубежом. 91 % «светских» опрошенных сказали, что не возражают, когда кто-то носит крест, а 60 % ортодоксальных респондентов заявили, что их это беспокоит. 80 % «светских» не имеют ничего против того, чтобы зайти в церковь, и бывали в церквях в качестве туристов. Среди религиозного населения Израиля 83 % убеждены, что входить в церковь запрещено. 78 % религиозных считают христианство «идолопоклонством»; 66 % светских израильтян с этим не согласны. Светские евреи считают, что солдатам-христианам, служащим в израильской армии, нужно разрешить приносить присягу на Евангелии. На вопрос, должны ли христианские общины иметь право покупать землю для строительства церквей, большинство опрошенных в обоих сегментах ответили отрицательно (64 % нерелигиозных и 95 % ортодоксов). В рамках исследования вопросы были заданы по телефону 500 израильтянам.
По свидетельству католического священника Славомира Абрамовского из Хайфы: «В еврейской ментальности христианин, … это тот, кого лучше избегать. Дети, изучая в школе историю своего народа, узнают о преследованиях евреев христианами. Серьезной проблемой является позиция некоторых работодателей, которые не берут на работу католиков. Бывают проблемы и в школах, где некоторые дети плохо относятся к детям-католикам, тут даже не помогают и усилия воспитателей».
В целом, атмосферу, в которой приходится жить и работать христианскому меньшинству в Израиле, дружелюбной не назовешь. Особенно это касается евреев, уверовавших во Христа, которые становятся объектом особой неприязни со стороны фанатиков.
Православие в Израиле
Основная статья: Иерусалимская православная церковь
Православные в Израиле являются членами Иерусалимского Патриархата.
С 1874 года в Палестине действует Русская духовная миссия. Задачами миссии являлись помощь паломникам и сохранение христианских святынь. Миссия также помогала местному православному населению, организовывала в Палестине учебные заведения и занималась издательством духовной литературы. Наибольшую активность миссия проявляла до революции. После 1917 года, когда поддержка из России прекратилась, размах её деятельности сократился, часть приобретений была потеряна. В настоящее время в ведении Русской Духовной Миссии находятся следующие храмы и монастыри: Троицкий собор и храм в честь святой мученицы царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме, Горненский женский монастырь недалеко от Иерусалима, монастырь с храмом в честь святого апостола Петра в Яффе, обитель святой равноапостольной Марии Магдалины в Тиверии, монастырь святой Троицы в Хевроне, храм в честь святого пророка Божия Илии на горе Кармил, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне. В Горненском монастыре с марта 2009 года действует детская воскресная школа. Сегодня Миссия является, прежде всего, представительством Русской Православной Церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании.
Кроме Русской, в Израиле (и вообще, на Св. Земле) действуют православные миссии Американской и Румынских Церквей. Их цели и задачи аналогичны. Объём их деятельности по сравнению с Русской миссией, скромнее.
Древневосточные церкви в Израиле
Древневосточные церкви в Израиле представлены небольшими общинами.
В составе Армянской Апостольской церкви находится автономный Иерусалимский патриархат, окормляющий армянские церковные общины Израиля и Иордании. В самом Иерусалиме (в старом городе) издревле существует армянский квартал. Армянская патриархия обладает правом собственности на часть основных Святынь Святой Земли, в том числе в храме Рождества в Вифлееме и в храме Воскресения в Иерусалиме. Кроме армян, в храме Гроба Господня имеют свои места для молитвы копты и эфиопы. Эфиопская церковь в Израиле представляет собой небольшое сообщество во главе с архиепископом и состоит в основном из нескольких десятков монахов и монахинь проживающий в Старом городе и в окрестностях эфиопской церкви в Западном Иерусалиме.
В Израиле проживает (в основном, в Иерусалиме) примерно 700 членов Ассирийской церкви Востока и еще меньшее количество членов Халдейской церкви (униатская). Ассирийская Церковь в Израиле имеет своего архиепископа.
Католицизм в Израиле
Католицизм в Израиле представлен как общинами латинского обряда, так и восточных обрядов (униаты). По национальности верующие — палестинцы-арабы, после II мировой войны появились и католики-евреи. Последнее тесно связано с личностью иеромонаха-кармелита Даниэля Руфайзена. Во время Великой Отечественной войны он, будучи евреем, выдал себя за поляка и поступил на службу в немецкую жандармерию. Пользуясь своим положением, он передавал подпольщикам оружие, а затем провалил акцию по ликвидации гетто в местечке Мир. Скрываясь от преследования, он спрятался на чердаке кармелитского монастыря, где, почитав христианскую литературу, пришёл к вере. Уже будучи монахом, о. Даниель приехал в Израиль. Благодаря его деятельности, были основаны общины евреев-католиков в Хайфе, а затем и в Иерусалиме. В 1958 году богослужения начали совершать на иврите. Вскоре к миссии присоединились другие священники, многие из которых были выходцами из еврейских семей.
В начале 90-х годов прошлого века, главным образом, благодаря иммиграции из стран бывшего СССР, количество евреев-христиан возросло. Хотя большинство крещённых иммигрантов были православными, были среди них и католики. В 1991 году появляется русское католическое общество св. Иуды Фаддея, богослужения, в отличие от существующих общин евреев-католиков, проводились на русском языке. У его истоков стоял Александр Дериев. Однако по неизвестным широкой публике причинам взаимоотношения двух еврейских католических общин — «русской» и «ивритоязычной» — не сложились, и в конце 1994 года, по словам А. Дериева, «в силу происков ивритоговорящей католической общины, общество св. Иуды Фаддея прекратило существование». Впрочем, в начале 1998 года небольшая группа русскоязычных католиков стала вновь собираться на воскресную мессу в Бейт-Джале, её совершал испанец, едва владевший русским. Эпизодически служились мессы и в Иерусалиме. Деятельности этой группы не раз пытались помешать ортодоксальные евреи: они неоднократно ломали указатель на Бейт-Джалу, а затем и пытались поджечь монастырь, который предоставил ей свои помещения.
Следует отметить, что между евреями-католиками и арабами отношения складываются достаточно прохладные. По мнению священника Славомира Абрамовского, это является следствием арабо-израильского конфликта. «Много арабов-христиан уезжают, в итоге поместная Церковь переживает кризис и местному духовенству хватает своих проблем, чтоб еще заботиться об эмигрантах. Еще одной проблемой являются ксенофобы, которые … утверждают, что католики должны выучить арабский, чтоб участвовать в жизни поместной Церкви. Впрочем, есть и очень открытые к диалогу круги». Иногда приходится уезжать в поисках лучшей жизни и евреям-католикам. Большой потерей для евреев-католиков стало лишение израильского гражданства четы Дериевых в 1997 году и смерть о. Даниеля Руфайзена в июле 1998 года. В силу ряда причин многие общины распадались.
В 90-х годах среди части верующих возникло предложение об учреждении отдельной юрисдикции для евреев-католиков. Эта идея вызвала многочисленные споры, нашлись как её противники, так и сторонники. Противники идеи считали, что это будет провоцировать разделение христиан по национальному признаку, сторонники считали, что это послужит более успешной проповеди среди евреев.
Наконец, в августе 2003 года было решено отдельной юрисдикции для окормления евреев-католиков не создавать и оставить его по-прежнему в ведении латинской патриархии Иерусалима, но при ней создать для этого отдельное викариатство. Епископом-викарием, по указу папы Иоанна Павла II, был назначен аббат Жан Батист Гурион (еврей по национальности). Епископская хиротония Гуриона состоялась 9 ноября 2003 в церкви Богоматери-Ковчега Завета близ Абу-Гоша.
После смерти 23 июня 2005 года еп. Жана Батиста 1 сентября того же года на должность викария ивритоязычной общины был назначен отец Пьербаттиста Пиццабалла.
Протестантизм в Израиле
Епископальный собор св. Георгия
Протестантские общины в Палестине существуют с XIX века. Западные миссионеры, прибывшие на Св. Землю, намеревались заняться обращением мусульманского большинства и евреев, однако единственной деятельностью, которая дала какой-то результат, оказалось совращение в протестантизм местных, главным образом, православных христиан.
Англиканская церковь появилась в Палестине в 1841 году. В настоящее время конгрегации этого направления протестантизма подчиняются епископальной цекви Иерусалима и Ближнего Востока, одной из поместных церквей Англиканского сообщества. Иерусалимская епархия этой церкви объединяет ок. 4,5 тыс. англикан Израиля, Палестинской Автономии, Ливана, Сирии и Иордании. Примерно 2,5-3 тыс. из них живут в Израиле. В Израиле это крупнейшая протестантская община. Кафедральным собором епархии является храм св. великомученика Георгия в Иерусалиме.
Лютеранская церковь начала своё бытие в Св. Земле с 1841 года, когда королева Великобритании и Прусский король регили учредить совместное протестантскую епископию в Иерусалиме. В 1886 году единая епископия была разделена на германскую и английскую. Кроме немцев, в лютеранской общине появились и прихожане-арабы. С 1979 года арабоязычные прихожане имеют своего епископа и обе церкви существуют независимо друг от друга. Арабская община насчитывает примерно 500, а немецкая — примерно 200 человек. Немецкая лютеранская собственность была конфискована англичанами в 1939 году и затем приобретена правительством Израиля в 1951 году в рамках репарационных соглашений.
Баптисты появились на Святой Земле впервые в Назарете в 1911 году. Сегодня Ассоциация баптистских церквей насчитывает в общей сложности десять церквей и центров в Акре, Кане, Хайфе, Яффе, Иерусалиме, Кфар Яссифе, Назарете, Петах Тикве, Раме и Туране. Число верующих — около 900, большинство из них арабы.
Община Пресвитерианской церкви Шотландии, ведущая своё начало с 1840 года, малочислена и состоит из иностранцев, помогающих паломникам на Св. Землю. Она владеет двумя храмами в Иерусалиме и Тиверии. При обоих храмах есть хосписы. Независимое Эдинбургское медицинское миссионерское общество занимается обучением медицинских сестер в Назарете.
За последние годы в различных уголках Израиля было созданы три протестантских общинных сельскохозяйственных поселений. Кфар Хабаптистим к северу от Петах Тиквы был основан в 1955 году и, помимо занятий сельским хозяйством, обеспечивает проведение конференций и летних лагерей для баптистов и других протестантских общин в стране. Нес Амим, близ Нахарии, был основан группой датских и немецких протестантов в 1963 году, как Международный центр по содействию христианского понимания Израиля. К западу от Иерусалима в 1971 году было основано поселение Яд Хашмонах. В этом поселении действует гостиница для туристов и паломников из Финляндии.
Кроме вышеперечисленных, в Израиле есть и другие протестантские деноминации. Число верующих в них также очень невелико.
Примечания
- Национальные и религиозные меньшинства современного Израиля
- а б в Jewish Virtual Library — Christian Communities in Israel
- Исраэль Шамир: Плюнуть на крест иудеи-ортодоксы считают своим религиозным долгом
- В Иерусалиме группа молодых евреев плевками атаковала армян-христиан
- а б Два процента населения Израиля исповедуют христианство//Православие.ру, 31 октября 2005 г.
- Евгений Левин. ВСЕГДА НА СТРАЖЕ. Израильская борьба против миссионерства: правда и вымыслы
- Примечание: Мониторинг таких случаев, основанных на АИ, найти пока не удалось, однако на израильских форумах найти темы, где пользователи рассказывают о том, как работодатель уволил работника, узнав, причём случайно (то есть работник на эту тему и не распространялся), что тот христианин, нетрудно
- В Израиле проведен опрос о терпимости к христианству//Благовест-Инфо, 23.03.2009
- Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Официальный сайт
- Михаил Фатеев Ивритоговорящие католики. Прошлое и перспективы//Religare, 06 октября 2005
- Ивритоязычный католический викариат в Израиле
- The Episcopal Diocese of Jerusalem
Ссылки
christianin_il Русскоязычное сообщество христиане Израиля в ЖЖ.
На Викискладе есть страница
с иллюстрациями по теме
Христианство в Израиле
Подворье в честь свв. апп. Петра и Павла и прав. Тавифы в Тель-Авиве–Яффо
Подворье Русской духовной миссии в Яффе с храмом в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы расположено на месте погребения праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром (Деян. 9, 36). На территории подворья сохранилась погребальная пещера семьи прав. Тавифы с византийской мозаикой.
В 1869 году участок земли в Яффе, где была гробница праведной Тавифы, приобрел начальник Миссии архимандрит Антонин (Капустин). Вскоре здесь был разбит роскошный сад, построен дом для паломников, которые прибывали на Святую землю через порт в Яффе. В 1888 году в присутствии Великих Князей Сергея и Павла Александровичей Романовых и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны на русском участке было положено основание будущему храму. В 1894 году храм был освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом в честь свв. апостолов Петра и Павла и св. праведной Тавифы.
Проводятся регулярные занятия в церковных школах для взрослых и детей.
ЧАСЫ ПОСЕЩЕНИЯ ПОДВОРЬЯ
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Подробное расписание богослужений на текущий месяц: смотреть
Исповедь для прихожан
— в утреннее время в субботу и воскресенье исповедь начинается в 7:00 и заканчивается в 8:00;
— во время Великого поста исповедь совершается и во время вечернего богослужения.
КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ
Адрес:
Израиль, г. Тель-Авив Яффо, ул. Герцль, 157
Russian Church. 157, Herzl St., Tel-Aviv. Israel.
Церковь апостола Петра и праведной Тавифы (Яффа)
Израиль Тель-Авив Тель-Авив
Храм святого апостола Петра и праведной Тави́фы — православный храм в городе Яффа (южная часть Тель-Авива), Израиль, на подворье Праведной Тавифы, находящегося в ведении Русской духовной миссии (Московский патриархат) в Иерусалиме. Освящён в честь праздника Поклонения честным веригам апостола Петра (16 января по юлианскому календарю); северный придел — в честь праведной Тавифы (память 25 октября по юлианскому календарю; и переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе ).
Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она, согласно местному преданию, была похоронена. Захоронение украшено византийскими мозаиками V—VI веков. Над гробницей устроена часовня.
В 1868 году участок земли в Яффе, где была гробница праведной Тавифы, приобрел начальник Миссии архимандрит Антонин (Капустин). Вскоре здесь был разбит роскошный сад, построен дом для паломников, которые прибывали на Святую Землю через порт в Яффе. В 1888 году в присутствии Великих Князей Сергея и Павла Александровичей Романовых и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны на русском участке было положено основание будущему храму. В 1894 году храм был освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом в честь праздника Поклонения честным веригам святого Апостола Петра, особо почитаемого в этом городе.
При архимандрите Леониде (Сенцове) построенный храм был расписан.
Современное состояние
В 1995 году при начальнике Миссии архимандрите Феодосии (Васневе), ныне епископ Тамбовский, на подворье начались активные восстановительные работы. Был отреставрирован настоятельский дом, вымощена камнем ведущая к храму дорожка. В феврале 1996 года полностью завершена внешняя реставрация монастырского храма и его колокольни.
18 июня 1997 г. подворье «Праведной Тавифы» посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершал паломничество по Святой Земле и возглавил торжества по случаю юбилея 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Предстоятель Русской Церкви поклонился месту погребения праведной Тавифы и совершил молебен в «путь шествующим» перед возвращением на Родину.
К юбилею 2000-летия Рождества Христова реставрационные работы в храме и паломническом доме были полностью завершены. Но и по сей день на монастырском участке ведется работа по благоустроению территории.
Гробница праведной Тавифы была обнаружена архимандритом Антонином и иерусалимским архитектором Конрадом Шиком при раскопках в саду.
Престольные праздники
Поклонение честны́м веригам апостола Петра — 29 января
Тавифа Иоппийская, праведная — 7 ноября
Фото
-
Внутреннее убранство церкви
-
Икона святой праведной Тавифы
-
Мозаичная икона воскрешения праведной Тавифы апостолом Петром в гробнице святой
Видео
Праздничное богослужение в храме в честь апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе
125 лет со дня закладки храма апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо
День памяти святой праведной Тавифы в Яффе
Как добраться
Адрес: Тель-Авив Яффо, Абу-Кабир, ул. Герцль, 157.
Почтовый адрес: Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Russian Compound, P.O.B. 1042, Jerusalem 91009, Israel
Проезд: подворье расположено в районе Абу-Кабир, в квартале между улицами Кибуц Галуйот и Бен Цви, Герцль и Лавон. Въезд автомашин с ул. Герцль в настоящее время закрыт. Большая общественная автостоянка находится недалеко от храма (250 м) со стороны ул. Бен-Цви, около парка.
Паломнику
Телефон: +972 (3) 682-12-41; +972 (2) 625-00-94 (Паломническая служба Русской Духовной Миссии)
Факс: +972 (2) 625-63-25
e-mail: missia.jerusalem@gmail.com
web: http://rusdm.ru/pace/485
Посещение подворья для организованных групп паломников возможно с 8:00 до 19:00 ежедневно.
Расписание богослужений:
Вечернее богослужение совершается в пятницу, субботу и перед праздниками, начало в 16:00.
Исповедь совершается перед Литургией, начало в 7:00, а также во время Всенощного бдения по субботам.
Божественная литургия на подворье совершается по субботам и воскресеньям, а также в дни великих праздников, начало в 8:00.
Подворье открыто:
ПН закрыто
ВТ (во время учебного года) — с 9:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:00
(в остальное время) — с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00
Отзыв: Церковь Св. Петра (Израиль, Яффо) — Место воскрешения Праведной тавифы
Всем хорошего настроения) Продолжаю писать об Израиле. Считаю что эту страну хоть раз в жизни должен посетить каждый человек. Мы много что увидели за свою поездку по Израилю, один из посещаемых нами городов был портовый город Яффо. О нем я напишу отдельный отзыв, а сейчас хочу рассказать о храме святого Апостола Петра и праведной Тавифы.
Сам город Яффо очень древний, один из самых старых в Израиле. Считается что сын Ноя, после того как потоп уничтожил все, высадился в этой земле и заново отстроил город. Название города пошло от имени сына Ноя. В этих землях, так же, проповедовал Апостол Петр. Город сам по себе очень красивый, рядом море и наша прогулка к храму была очень приятной.
Земли города в свое время выкупила Русская православная миссия во главе с архимандритом Антонином Капустиным. Это было очень хорошо для русских паломников. Так как раньше русские люди, шедшие в Святую Землю, должны были останавливаться у арабов и других людей, часто подвергались нападениям и разбою. В Яффо появился для них маленький кусочек русской земли. Тут они могли и отдохнуть и помолиться в русской Православной церкви.
Церковь святого Апостола Петра возникла в этом месте не случайно. По преданию в этом городе жила праведная Тавифа, которая много шила, чтобы заработать себе на жизнь. Она была искусная мастерица и обшивала всю округу. Бедных же людей она обшивала бесплатно. Случилось так, что она заболела. Люди, любившие ее попросили Апостола Петра вылечить ее. Но когда Апостол пришел в дом Тавифы, он нашел ее уже мертвой. Увидев скорбь народа, Апостол Петр стал молится и воскресил девушку. В честь этого чуда построили церковь. Церковь сейчас выглядит очень красиво, хотя он тоже подвергался разрушению. На территории храма очень много растительности, деревьев.
Это гостиница для паломников.
Паломников почти сразу очень встречает икона в полный рост Праведной Тавифы. Она всю жизнь свою посвятила Богу. Жила в монастыре и трудилась на благо окружающим.
На территории очень много всяких сооружений, часовенки, корпуса. В одном из таких сооружений находится усыпальница Тавифы. Всюду ведут белые каменные дорожки. Очень много клумб, фруктовых деревьев, тут растут оливки.
Погуляв по территории мы пошли в сам храм. Он очень красивый внутри и небольшой снаружи. В нем находится одна из самых почитаемых икон России — «Умиление». Особо почитается она в Дивеево.
Иконостас двухуровневый. На одной из икон как раз изображено чудо воскрешения Праведной Тавифы.
На фресках в основном изображены деяния Апостола Петра. Сюжеты из Библии повествуют о том, как Петр тонул в море по своему неверию, как предал Господа, отрекшись от него. Есть фреска казни Апостола. Его распяли на кресте, но он просил, чтобы его распяли вверх ногами, так как он недостоин умереть как Спаситель.
В храме местами шли реставрационные работы.
Тут нет суеты и прекрасно дышится. Мы очень остались довольны городом и посещением храма. Туристов почти не было. Очень вам советую посетить город Яффо, и заглянуть сюда. Сам город и это место умиротворяют душу, ласкают взор яркими красками тем более рядом море. Всем хороших путешествий.
Мой Израиль
Конечно, я не мог и мечтать о том, чтобы попасть служить на Святую Землю. Я не думал об этом и в голове не держал. Здесь говорят: Иерусалим позвал. Но, как мне кажется, самое главное произошло еще тогда, когда я попал сюда паломником.
Автор на колокольне подворья св. праведной Тавифы в Яффо. Фото Юлии Маковейчук
Первый раз это случилось в 1994 году. Мы приехали из Нижнего Новгорода в декабре, под Католическое Рождество. И с тех у меня такое ощущение, будто я отсюда и не возвращался. Фигурально выражаясь, Иерусалим меня буквально переехал как трамвай. Под впечатлением от первой поездки я стал искать хоть что-то о Святой Земле, переписывал у знакомого видео на греческом языке. Наших фильмов еще совсем не было, да и вообще информации было крайне мало. Не было еще даже Интернета…
В то время я жил и преподавал в Нижнем Новгороде. Я рассказывал свои впечатления о поездке практически всем, наверное даже тем, кому это было и не очень нужно. И, по отзывам моих бывших студентов, меня уже тогда за глаза называли «иерусалимским батюшкой».
Иерусалим, пустыня, остальные Евангельские места – все это преломилось во мне, и продолжает жить, оживотворяет и меня, и (я робко надеюсь) через меня оживотворяет и других.
Подворье св. праведной Тавифы в Яффо
Площадь перед Храмом Гроба Господня в Иерусалиме
За исключением Иерусалима, русские храмы, подворья Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, есть только на севере, в Хайфе, и здесь, в центре Страны, в Тель-Авиве. Таким образом наш храм — единственный православный русскоязычный храм на добрую половину Израиля. Поэтому люди стараются селиться рядом с нашим храмом чтобы легче добираться до него. По субботам, а это религиозный еврейский праздник, и городской транспорт, как правило, не работает, прихожане добираются в храм пешком, иногда идут более часа, целыми семьями. У кого есть машина, — те с радостью подбирают других прихожан. Это очень сближает людей. У нас даже есть одна бабушка, которая в какие-то праздники приходит сюда пешком из другого города за 18 километров, а ей уже больше семидесяти лет.
Улочки старого Иерусалима
Яффо
Традиции русского паломничества на Святую Землю восходят чуть ли не ко временам Крещения Руси. Как правило богомольцы добирались сюда по Днепру, через Черное и Средиземное моря, и, высаживаясь неподалеку отсюда, в порту Яффо, шли в Иерусалим. Но массовое паломничество из Руси на Святую Землю началось в первой половине XIX века. Первоначально паломники селились в порту Яффо, в греческом монастыре. Условия там были довольно тяжелые, и возникла необходимость улучшить условия паломников. Был создан так называемый Палестинский комитет, главной задачей которого была покупка участков земли и организация на них странноприимных домов. Наш участок был приобретен в 1868-1869 годах, когда начальником Русской Духовной Миссии стал архимандрит Антонин Капустин. Отец Антонин обратил свое внимание на холм неподалеку от порта Яффо. Здесь находится гробница Святой Тавифы, издревле почитаемая местным населением. Есть упоминания, как в прошлые века в день воскресения святой Тавифы здесь устраивали праздник и православные, и католики, и армяне, и мусульмане, поскольку Тавифа была их землячка, местная жительница. Она жила здесь же, в Яффе, и здесь же Петр ее воскресил. Вообще это удивительное чувство сопричастности библейским событиям — одна из главных особенностей здешних мест.
Отец Антонин купил этот участок с садом и построил здесь дом для паломников. Сад позволял содержать участок. К тому же здесь же рядом проходила старая иерусалимская дорога, поэтому отсюда было удобно формировать караваны паломников во Святой град. Те, кто был побогаче, ехали на осликах и лошадках, кто-то мог позволить себе бричку. Все шли ко Христу, к Живому Евангелию, каковым является Святая Земля. В 1888 году, через 20 лет после покупки участка, отец Антонин начинает строить храм. К слову, этот холм — еще и самая высокая точка в Тель-Авиве. На закладке храма присутствовала Елизавета Феодоровна Романова, будущая преподобномученица. Она со своим мужем Сергеем Александровичем и его братом Павлом возвращалась с освящения храма Марии Магдалины в Иерусалиме, и ночевала здесь в доме священника. Из дневников известно, что царственные особы вели себя скромно, ночевали на своих раскладушках. Заложив храм, они отправились на пароход в Яффо, который увез их в Россию. С тех пор отец Антонин повелел три священнические комнаты называть царскими. В их память мы собираемся сделать там небольшой мемориал.
Великие князья Сергий Алексанрович, Павел Алексанрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме. 1888
Многие думают, что мощные монастырские строения, которые мы сейчас имеем возможность посетить, были всегда. На самом деле это были руины. С VII по XIX век многие монастыри были в полном запустении. И когда сюда пришел русский паломник и принес свою копеечку, то многие из них, в том числе греческие, были восстановлены. И монастырь на горе Фавор, и монастырь святого Саввы Освященного, монастыри Герасима Иорданского и Георгия Хозевита. Были восстановлены некоторые городские монастыри Иерусалима в пределах Старого Города. Монастырь Харитона Исповедника, и основанные Антонином Капустиным Горненский, Гефсиманский, Елеонский монастыри дали новый толчок возрождению монашеской жизни. Хотя, конечно, монашество здесь было всегда. Естественно, в советское время такая помощь прекратилась. Широко известна история продажи Никитой Хрущевым многих церковных земель Израиля в обмен на апельсины и продукцию легкой промышленности. И до сих пор многие монастыри Святой Земли лежат в руинах. Если самый древний монастырь Святой Земли, лавра Харитона Исповедника, понемногу восстанавливается трудами русского монаха Харитона, то другой пещерный монастырь этого святого до сих пор не восстановлен.
Есть такое народное мнение. Возможно оно и далеко от догматики, но близко моему сердцу. В момент освящения православного храма или монастыря Господь ставит там своего ангела молитвы, который никогда не покидает своего места и который неотступно молится там до скончания веков, поскольку это место посвящено Богу. Бог весть, сколько таких ангелов стоит по пустынным местам Святой Земли.
В пустыне всё меняется, сходит какая-то шелуха суеты. Иногда такое «бегство» вульгарно воспринимают как бегство от сложностей. Но мы часто встречаем в Житиях святых, что когда уходит мирская суета, подвижнику уже начинает противостоять сам враг рода человеческого. Раньше в народе образно говорили, что если за мирянином ходит один бес, за священником семь, то за монахом — сорок. Я думаю, за пустынником их гораздо больше. Пустыня, конечно, не пуста, это особый мир. Как правило, в нашем восприятии это барханы и верблюжья колючка. Но во-первых, она куда более разнообразная в своем ландшафте. Это и пески, и горы, это слоистые камни, и долины, и кратеры. Во-вторых, она живая. В феврале-марте пустыня расцветает. Выпадают дожди, сразу же вылезает трава, появляются цветы. Холмы, желтые еще неделю назад, зеленеют, покрываются фиолетовыми цветами. Затем этот зелено-фиолетовый ковер наполняется красными пятнами маков и анемонов. Прилетают птицы, все наполняется жизнью, и на короткое время пустыня превращается в рай. Из житий святых мы знаем, что в Великий пост пустынники уходили молиться из монастырей в пустыню на 40 дней. И все это предпасхальное время – оживание сил природы в абсолютно пустом месте. Это и красиво, и величественно, и, конечно, глубоко символично.
Благодать приходит человеку через молитву, через размышления об истории. Поскольку здесь земля живого Евангелия, то здесь все открывается воочию, заново особо переживается на местности. Крестный ход — там, где он есть. На Успение — крестный ход к месту погребения Богородицы. Вход Господень в Иерусалим — из Виффагии через Львиные ворота Старого города. Я не раз видел, как некоторые люди, приехавшие сюда скептиками и агностиками, вдруг буквально преображались.
Ни священник, ни гид не могли им донести словами то, что они чувствовали здесь сердцем. Все слова — мимо, но что-то зацепило, и — всё. Иерусалим позвал…
Справка:
Протоиерей Игорь Пчелинцев — ключарь подворья св. праведной Тавифы в Яффо, Израиль. Родился в 1964 году, в Ленинграде. Рукоположен в 1990 году. С 2011 г. работает в Русской Духовной миссии в Иерусалиме.
Фото Юлии Маковейчук
Подготовил Юрий Курбатов
Фото прот. Игоря Пчелинцева
Православие в Израиле
Смотреть что такое «Православие в Израиле» в других словарях:
-
Православие по странам — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
-
ПРАВОСЛАВИЕ — одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. orqodoxa православие), называли себя в 1 м тысячелетии обе ветви христианства восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после… … Юридическая энциклопедия
-
Православие — ПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы православия определились в Византии в 9 11 вв. Окончательно сложилось как… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
православие — Пасхальное богослужение в Патриаршем Богоявленском соборе, которое проводит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 7 апреля 1991. православие, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
-
Религия в Израиле — См. также: Иудаизм, Христианство, Ислам, Друзы и Бахаи См. также: Иерусалимская православная церковь См. также: Православие в Израиле … Википедия
-
Русский язык в Израиле — Вывеска в Министерстве внутренних дел/Министерстве абсорбции в Хайфе. Сверху вниз: иврит, арабский, английский и русский … Википедия
-
Русская Палестина — Русская Палестина собирательное название земельных владений и недвижимости, принадлежавших Российской империи, а затем СССР на Ближнем Востоке в XIX XX веках. Содержание 1 История 2 В настоящее время … Википедия
-
Апельсиновая сделка — «Апельсиновая сделка» название соглашения № 593 «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль» от 17 октября 1964 года. Соглашение было… … Википедия
-
Императорское православное палестинское общество — У этого термина существуют и другие значения, см. Иппо (значения). Эмблема ИППО на фасаде Сергиевского подворья в Иерусалиме. На эмблеме помещены монограмма имени Христа хризма … Википедия
-
Структура и список членов Императорского Православного Палестинского общества — Императорское Православное Палестинское Общество старейшая в России научная и гуманитарная организация, уставными задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение и гуманитарное… … Википедия